Господствует чувство непринужденности, естественности. Этой теме он посвятил всю свою жизнь и не изменял ей никогда.
Если фантазии Жерико сосредоточились на передаче движения, Делакруа – на волшебной силе колорита, а немцы добавили к этому некий дух живописи, то испанские романтики в лице Франсиско Гойи (1746—1828) показали фольклорные истоки стиля, его фантасмагорический и гротескный характер. Чайковский во многих свои произведениях рисует картины природы, а цикл пьес для фортепьяно «Времена года» полностью ей посвящён. В яростной борьбе со стихией человек нередко проявляет чудеса мужества и героизма. Причем реальная действительность, «проза жизни» с их утилитаризмом и бездуховностью расцениваются как недостойная человека пустая «кажимость», противостоящая подлинному ценностному миру. Холст, масло.
К лицам прекрасным, но бездушным художник оставался холоден к безразличен. Романтизм утверждал культ природы, чувств и естественного в человеке. «История американского флота», свидетельствующая о прекрасном владении материалом и влюбленности в мореходство Купера. Купер считается ранним романистом. Лучшие картины художника «Кораблекрушение», «Пожар лондонского парламента», «Дождь, пар, скорость» дают яркое представление о мощи природы в ее самых романтических и величественных Проявлениях.
Красивы тела, лица полоненных людей. Содержание же его картин обыкновенно драматическое или трагическое, но он избегает резко безобразного, чего не боялись близкие последователи Делакруа. Крест у Фридриха — часть природы и в то же время символ.
Отменно разработан колорит, краски неярки, гармонично сочетаются друг с другом, освещение спокойное: свет мягко льется на лицо юноши, обрисовывая его черты, без лишней экспрессии и деформации. Она — направляющая сила движения группы на баррикадах. Сторонники же К. осуждали эту картину сильнее первой и тот же Гро, перефразируя название картины, называл ее «избиением живописи». По поверьям моряков, девятый вал предвещает последний порыв шторма.
Субъективизм в изображении пейзажа приходит в искусство только с творчеством романтиков, предвещая лирическое раскрытие природы у мастеров второй половины XIX в. Исследователи отмечают в работах Фридриха расширение репертуара пейзажных мотивов. Изменилось их место в обществе. Только на 12-ый день их подобрал бриг «Аргус», но в живых остались лишь 15 человек.
Автобиографичной можно назвать и музыку Шопена, который тоску по родине (Польше) выразил в своих мазурках, полонезах, балладах. Представители «школы», академисты восставали, прежде всего, против языка романтиков: их возбужденного горячего колорита их моделировки формы, не той, привычной для «классиков», статуарно-пластической, а построенной на сильных контрастах цветовых пятен их экспрессивного рисунка, преднамеренно отказавшегося от точности их смелой иногда хаотичной композиции, лишенной величавости и незыблемого спокойствия. Холст, масло.
Это «романтический историзм» и «индивидуалистический субъективизм». Справа мальчишка, парижский гамен, размахивающий пистолетами. Всю ночь экипаж бесстрашно боролся с морской стихией.
Русский музей. Из художников самым главным и наиболее сильным противником романтизма был Энгр. В истории мировой живописи романтизм составил яркую и блистательную эпоху. Аргументированно спорить с «волком» мог бы только человек, понимающий «природу» общественных отношений. В основе сюжета — реальное событие июля 1816 г, когда потерпел крушение и затонул известный фрегат «Медуза».
Это о нем Пушкин сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит». Источником вдохновения для немецких писателей, теоретиков йенской школы (братьев Шлегель, Новалиса и других), объявивших себя романтиками, была трансцендентальная философия Канта и Фихте, которая ставила во главу угла творческие возможности разума. Творчество Фридриха по достоинству оценили в России. Ее шаг стремителен и легок — так ступают богини.
Сигалон (1788—1837) писал кровавые, приводящие в ужас сцены: «Нарцисс» и «Локуста испытывающая яд на невольнике» (1824), «Иозабет в резне», Буланже — «Мазепа, привязанный к дикой лошади», сцены несчастия из «Ромео и Джульетты» и «Лукреции Борджиа» В. Гюго, «Юдифь», «Триумф Петрарки» — все это смелым колоритным способом новой школы. Словно с театральных подмостков он созерцает раскинувшиеся перед ним «развалины мира». В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов «страшному миру», —прежде всего идеях свободы.
Романтизм в живописи очень тесно связан с сентиментализмом. Так в чём же между ними разница. Только почти через сто лет, к 1914 году, его опубликовал П. М. Графической параллелью Дома глухого могут считаться офорты серии Диспарантес.
В картине «Торжество религии в искусстве» Овербек прямо подражает «Афинской школе» Рафаэля, а Корнелиус во «Всадниках Апокалипсиса» – одноимённой гравюре Дюрера. На большинстве созданных им портретов лежит печать необычности, подчас загадочности. Абсолютно иные подходы в изображении мира природы можно наблюдать в произведениях немецкого художника Каспара Давида Фридриха (1774— 1840). Его затуманенный взгляд скользит куда-то вдаль, мимо зрителя. Слева студент с ружьем.
П. И. Ульям Блейк – удивительный тип романтика на английской культурной сцене. 1848 г. Одним из шедевров К. П. Брюллова стал портрет писателя Н. В. Кукольника, особенно популярного в начале ХIХ в. Автор пяти романов, 26 повестей, шести драм и множества стихотворений, среди которых известный романе «Сомнение» на музыку М. И. Глинки, он испытывал глубокое внутреннее разочарование, чувствовал приближение забвения и пустоты. Государственный Русский музей (Петербург)Брюллов соединил в картине драматизм действия, романтические эффекты освещения и скульптурную, классически совершенную пластику фигур. На картине изображено известное извержение вулкана Везувий в 79 г. н. э.
Бездейственные созерцатели картин природы, они как будто вбирают в себя авторское «я» живописца. Вместо этого они во главу угла ставили эмоциональность выражения, вдохновение. К. Айвазовский». Романтик чужд идее застоя или возврата к прошлому, даже если скорбит о нем. 1850 год. Купер – выдающийся мастер литературного пейзажа.
Такая, обычно закрытая «воскресная комната», служила только для приема гостей. По обыкновению своему, для первого знакомства с Пушкиным Тропинин пришел в дом Соболевского, где тогда жил поэт. Тема одиночества – самая популярная во всем романтическом искусстве.
В 1817 г. двое из них инженер Корреар и хирург Анри Савиньи) напишут книгу об этой трагедии. Теодор Жерико, как и многие другие, был потрясён произошедшим с «Медузой». В построении композиции Жерико выбирает точку зрения сверху, что позволило ему совместить панорамный охват пространства (морские дали) и изобразить, сильно приблизив к переднему плану, всех обитателей плота. Автопортрет в костюме Гамлета. Тонко построена живописная поверхность холста. 1821 г. Собрание Жамо, Париж. Крайнее напряжение подчеркнуто суровой, мрачной цветовой гаммой, диагональной композицией.
Это путь к совершенству, «к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого» (А. Де Виньи). Эта фигура вносит драматичное начало в звучание полотна Делакруа. не стояло.
М. Врубель «Демон сидящий»Романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству. кризисное расслоение романтического движения в 1840-х, 50-х гг. И ещё один жанр литературы утвердился в России, благодаря В. Жуковскому, – элегия. Романтиков интересовали различные исторические эпохи их своеобразие, а также экзотические и таинственные страны и обстоятельства. Лувр (Париж)Сюжет картины – история фрегата «Медуза», который из-за некомпетентности капитана потерпел крушение у берегов Сенегала в 1816 г. 140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на плот.
Да, протест против бездуховности и эгоизма отражается уже в сентиментализме. В литературе возникают образы игроков – людей, которые играют с судьбой. Бородин, Ц. А. Без прямого указания на профессию живописца. В изобразительном искусстве Романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, меньше – в архитектуре.
К. П. Брюллов. Одним из которых было бидермайер. Картина «Крест на горе» была предназначена для украшения домашней капеллы, находящейся в замке Тетшен. Кисть художника уверенно наносит краски, оставляя большие и малые мазки. Творчество прерафаэлитов и неоготический стиль в архитектуре также можно рассматривать как проявление Романтизма.
Толстой и др. Уверенность в самоценности человека оборачивается протестом против рока истории. Отсюда почти полное отсутствие у поэта призывов к борьбе за социальную справедливость. Вместо этого для них превыше всего эмоциональность выражения, вдохновение.
Франсиско Гойя. Источником вдохновения для многих художников стало художественное наследие прошлого: Древний Восток, Средневековье и Проторенессанс (назарейцы, прерафаэлиты). Но после войны народ не получил воли. В одной руке она держит трехцветное знамя Франции, в другой — ружье. Была ли у него для этого какая-нибудь побудительная причина.
Как правило, создание автопортрета не было случайным эпизодом. Художники пытались воскресить фресковую живопись. Классицистическое «подражание природе» противопоставлено творческой энергии художника, преображающего реальность. Париж.
Более всего эта цель достигается в росписи Конто дель Сордо (Дома глухого), в котором Гойя жил с 1819 г. Стены комнат покрыты пятнадцатью композициями фантастического и аллегорического характера. Это ясно проявлялось в русском портретном искусстве. Многое сошлось в этом произведении: безусловная вера Жерико в возможность владения человеком своими силами, страстная любовь к изображению лошадей и смелость начинающего мастера в показе того, что раньше могла передать только музыка или язык поэзии – азарт боя, начало атаки, предельное напряжение сил живого существа.
Красиво играют на рыжевато-коричневом фоне красные пятна одежды рыбаков. Делакруа, в противоположность Давиду, вел жизнь спокойную, не вступался в политику и только раз на борьбу партий отозвался картиной «Свобода на баррикадах», где фигурой женщины воплотил поэтическое произведение Огюста Барбье, написанное вскоре после июльской революции. Ларсен отождествляет понятие «жизнь» с понятием «буржуазная цивилизация» и после этого ему не так уж трудно доказать ее порочность.
Он пишет стихи иллюстрирует свои и чужие книги. «Девятый вал». Романтическая живопись во Франции возникает как оппозиция классицистической школе Давида, академическому искусству именуемому «школой» в целом. 1836 г. В борьбе со стихией: пейзажная живопись романтизма. Огромный резонанс имела картина Жерико «Плот Медузы», посвященная недавнему событию современной жизни – гибели пассажирского корабля по вине морского пароходства4.
Лонгфелло, Г. Мелвилл и др. Работы назарейцев (не только коллективные, но и индивидуальные) характеризуются стилизацией и театральностью. Особенно высоко ценится, наряду с великими, незаурядными личностями, личность художника. 1830 год. Он не произвел ничего, что заслуживало бы жизни в потомстве.
Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей. Итог своим размышлениям об искусстве художник подвел в теоретическом трактате «Цветовая сфера». Они то являются в привычной и естественной роли творца (Автопортрет в бархатном берете А. Г. Варнека, 1810-е), то погружаются в прошлое, словно примеряя его на себя (Автопортрет в шлеме и латах Ф. И. Яненко, 1792) или, чаще всего, предстают без каких-либо профессиональных атрибутов, утверждая значимость и ценность каждого человека, раскрепощенного и открытого миру, как, например, Ф. А. Бруни и О. А. Орловский в автопортретах 1810-х годов. В них появились пессимистические настроения.
Человек прощается со Свободой, прощается с жизнью. И Пушкин здесь не народный вития не гений, а прежде всего человек. Особой популярностью пользовался П. Корнелиус, которого современники называли немецким Микеланджело, считая его представителем «большого стиля» в живописи. На первый план он выдвинул бюргерство, среднего обывателя. Крупным представителем этого искусства был Филипп Отто Рунге, работавший в Гамбурге. Первое, что отличало его от аналогичных движений в других странах, – это активный, наступательный (революционный) характер.
Лучшая пора жизни, кажется, уже миновала. Бари, Ф. Рюда). Романтизм вообще явление более сложное и противоречивое, чем сентиментализм. Романтизм развивался параллельно с классицизмом и остро с ним конфликтовал. В гамбургском музее хранится законченная часть триптиха — картина «Утро» (1808), в которой на фоне чудесного весеннего пейзажа выведены аллегорические фигуры молодых женщин и путти, как будто танцующих над цветущей землей.
Как заметил В. Вейдле, «романтизм – есть одиночество, все равно бунтующее или примиренное». Только на закате 18 века романтизм проявил свою силу. Прежде в нем видели автопортрет художника. Ференц ЛистОсновной проблемой романтической музыки является проблема личности в её конфликте с окружающим миром. Таким образом, светопись русской живописи народилась в Италии, в искусстве Щедрина.
Жизнь сердца – вот в чем видят романтики противоположность бессердечности внешнего мира (сказки Гофмана, Гауфа, портретный жанру Т. Жерико, Э. Делакруа и др. ). Сам Гойя и его творчество выглядят далекими от каких-либо стилистических рамок, тем более что художнику очень часто приходилось следовать законам материала исполнения (когда он, например, выполнял картины для тканых шпалерных ковров) или требованиям заказчика. В 1861 г. он выставил «Шабаш», по В. Гюго, — дикий танец хаотически переплетенных фигур. Раньше я уже был знаком со многими произведениями этого автора. «И. Большее внимание автор здесь уделяет персонажу – капитану шхуны «Призрак».
Восприятие их требует углубленного сопереживания. На вершине одной из гор хорошо видны очертания креста. Выдержанный в сурово-рыжих тонах колорит усиливает чувство тревоги. Ирвинг, Купер, У. К. 1806 г. Национальная галерея, Лондон.
В начале XIX века значительным культурным центром России являлась Тверь. Едва рассказчик, Хэмфри Ван-Вейден, сбежал с «Призрака», пустившись в шлюпке вместе с поэтессой Мод в рискованное плавание, завершившееся на необитаемом острове. В том числе и русских творцов, которым оказались близки революционные идеи в искусств.
Революционные потрясения, бурная общественная жизнь проявились в живописи тяготением художников к изображению исторических и фантастических сюжетов, с патетикой и «нервным» возбуждением, которое достигалось ярким цветовым контрастом, экспрессией движений, некоторой хаотичностью, стихийностью композиции. И это слово было услышано и современниками и потомками. Иван Константинович Айвазовский вошел в историю мировой живописи как «моря пламенный поэт». На башне Собора Парижской Богоматери реет трехцветное знамя, такое же в руках прекрасной женщины, олицетворяющей Свободу. После революции происходили глобальные изменения в течение долгих лет.
Значительную роль в пейзажах Фридриха играют человеческие фигуры.
Среди явных исключений, тяготевших к пейзажу фантастическому, были А. О. Орловский (Морской вид, 1809) А. Г. Варнек (Вид в окрестностях Рима, 1809) П. В. Басин (Небо при закате в окрестностях Рима, Вечерний пейзаж, оба – 1820-е). Вольная стихия природы выступала как олицетворение духа свободы и независимости. В изображение природы художник вкладывает особый смысл. С. Ф. Щедрин.
Третьяковская галерея. Рисунок на оконных занавесках и мебельной обивке был одинаковым.
Лермонтов так и говорил в своём романе: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Он любил изображать библейские сцены и даже воображал, что к этому роду у него особое призвание помещал фигуры среди больших пейзажей романтического характера. Эжен Делакруа «Автопортрет» (1837)Его картина «Свобода, ведущая народ» (1830) создана по мотивам июльской революции 1830 г., положившей конец режиму Реставрации монархии Бурбонов. Изображённая в центре картины женщина символизирует свободу. Деламарком» (из «Квентина Дорварда»). Герой романтической эпохи: портретная живопись. Теодор Жерико.
За этой картиной следовало «Избиение на острове Хиосе», тоже возбудившее большие похвалы не только за выражение сильных страстей, но и за то, что художник заявил себя врагом деспотизма и другом свободы все симпатии были на стороне несчастных героев греческого восстания против их притеснителей — турок. В Салоне 1824 г. Делакруа показывает картину Резня на острове Хиосе. Давида дАнже, А. Л. Эжен Делакруа. Росписи церкви Святого Антония в Мадриде Гойя создает, кажется, на одном дыхании. Мною были прочитаны такие его романы, как «Зов предков», «Белый клык», «Смок Белью», а также большое количество рассказов.
В портретах, выполненных живописцем, через тонкую проработку черт лица, глаз, через контраст света и тени передано стремление художника показать противоречивость личности, ее мощь и глубину чувствования. Художник изображает чудо Антония Флоридского, заставившего воскреснуть и говорить убитого, который назвал имя убийцы и тем самым спас невинно осужденного от казни. Он гордится внутренней свободой собственного Я и в то же время страдает из-за этого. Он ближе всех к Свободе и как бы зажжен ее энтузиазмом и радостью вольного порыва.
Природная стихия огня, воды и снежной бури пронизывает полотна замечательного английского пейзажиста-романтика Уильяма Тёрнера. Если опираться на философские рассуждения эмпиризма или кантовского идеализма, то романтизм можно охарактеризовать как реальность, пропускаемую через субьективную призму сознания и художники, с их повышенной восприимчивостью и чувственностью, способны как никто другой эту реальность преобразить в своих работах. Отличной иллюстрацией к предыдущем рассуждениям служит работа «Ребенок на лугу» (1808 г. ) художника Филиппа Отто Рунге. Борьба между двумя течениями длилась около 50 лет. Таковы картины «Женщина у окна» (1818), «Месса в готической руине» (1819), «Двое, созерцающие луну» (1819-1820), «Пейзаж с мужской фигурой у изгороди», «Восход луны над морем» (1821). Картины стали отображать героически-романтический идеал, основанный на романах того времени.
Лермонтов («Воздушный корабль», «Русалка»), А. К. Сдержанность и смирение были отвергнуты. Он совершает героические поступки, способные вдохновить окружающих. Эта тенденция отразилась в развитии портретного жанра в целом.
Бурные послевоенные годы стали обстановкой, в которой формировался русский романтизм. Многим дано мало, немногим многое. Наконец, третье направление бегства от мерзкой действительности – сокровенные уголки своего «я», уход в собственный внутренний мир. Овербек, фон Карльсфельд, Л. Фогель, И. Готтингер, Й. Зюттер, П. фон Корнелиус).
Он делал много набросков бушующего моря, портретов спасенных людей в госпитале. Необычайно интересна история создания Портрета Пушкина. Никто не является мерилом для всех. В разных странах Европы были свои особенности в трактовке романтических образов.
Не находя опоры в настоящем, романтизм разрывает естественную связь времен: идеализирует прошлое, особенно средневековое: его нравы, образ жизни (рыцарские романы В. Скотта, оперы Вагнера), ремесленный уклад (Новалис, Гофман), патриархальный быт крестьян (Кольридж, Ж. Санд) и многие другие конструируют предполагаемое будущее, свободно манипулируя с временным потоком. Его мучает сознание собственной ненужности, ощущение бесплодности борьбы. Глубоко любивший Россию и русскую природу П. И.
Его пейзажи поражают читателя мастерством их описания, а также правдивостью и великолепием: «затем временем шхуна «Призрак», покачиваясь, ныряя, взбираясь на движущиеся водяные валы и скатываясь в бурлящие пропасти, прокладывала себе путь все дальше и дальше – к самому сердцу Тихого океана. Это определялось и исторической обстановкой и традицией. Были ли у него крылья. К. Д. Фридрих.
Орловский по сравнению с Кипренским, более ограниченно, более прямолинейно и внешне разрешает образ сильной личности, явно ориентируясь при этом на искусство буржуазной Франции. Средневековье было излюбленным периодом истории для романтиков. Романтический герой живёт в этом мире, страстно защищая свою свободу и считая, что он не подчиняется правилам внешнего мира, но только своим правилам. В эпоху романтизма произошёл расцвет литературы. Особенно примечательно потрясающее произведение Теодора Жерико «Плот «Медузы»», основанное на реальном происшествии. Романтизм уронил в свою очередь школу Давида, но и время романтизма прошло. Да, конечно, его веселость. Чем так покорил зрителей талантливый мастер. Картина изображала 15 спасшихся пассажиров на плоту, когда они увидели на горизонте Аргус.
Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (поэты «озерной школы», Шатобриан, В. А. Жуковский). Он представлен такими великими именами, как Джон Констебл (Англия), Франческо Хайес (Италия), Франсиско Гойя (Испания), Каспар Давид Фридрих, Карл Брехен, Карл Фридрих Лессинг (Германия). Но колористическая гамма сдержанна. Кипренский, Тропинин, Брюллов с большой любовью старались показать всю глубину и красоту личности человека, через взгляд, поворот головы, детали костюма передать духовные искания, свободолюбивый характер своих «моделей». Более светлым стал колорит.
Горная вершина на заднем плане выделена как центр духовных устремлений мастера. Динамизм ярко реагирующей толпы передан и в жестах и в мимике изображенных лиц.
Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. А результаты революции и вовсе в ней разочаровали. Кутюр (см. ), который прошёл школу Гро и Делароша, тоже шел по примирительному пути его «Римляне времен упадка», прославившие его на всю Францию, впрочем, представляют по формам упадок классицизма, а в колоритном отношении не достигают высшего уровня романтической школы. В России романтизм появился в работах многих мастеров (представители А. 0.
Эти матерчатые детали интерьера были цветными и содержали рисунки с изображением цветов. Орловский. Победа в Отечественной войне 1812 г., творческие свободы на родине с выставками в Академии художеств, поездки и «командировки за рубеж» (Брюллов, например, «стажировался» в Италии), да и просто типично русская эмоциональность – у русских художников были все основания для своего пути в романтизме. Роман «Морской волк» написан в 1904 году. В этом произведении рассказывается о молодом интеллигентном человеке Хэмфри Ван-Вейлене, который после кораблекрушения, чтобы добраться до материка, был вынужден плыть на другом корабле в окружении невоспитанного и вульгарного экипажа. Я думаю, что Джек Лондон вложил в эту книгу всю свою любовь к морской стихии. И даже когда ветер не треплет парус и не покрывает рябью гладь воды, как в акварели Морской пейзаж с кораблями (ок. 1810), зрителя не покидает предчувствие, что за штилем последует буря. (Хотя увлечение фольклором и национальными хрониками было связано не только с любовью к старине, но и с ориентацией на демократическую традицию и с ростом национального самосознания, тоже во многом инспирированными романтиками).
Романтизм в живописи Франции развивался по иным принципам. Он весь еще порыв, движение, но уже угасающий порыв. Её вдохновляют идеи индивидуального развития и самосовершенствования идеализация личной свободы в мировоззрении, сочетаются с отвержением рационализма. «Последний день Помпеи» иллюстрирует романтизм русской живописи, смешанный с идеализмом, повышенным интересом к пленэру и тяготеющий к подобным историческим сюжетам.
Но именно эта картина и положила начало французскому романтизму. На голове у неё фригийский колпак (символ свободы или революции), в правой руке флаг республиканской Франции, в левой – ружьё. Героям многих романтических произведений (Ф. Р. Шатобриана, А. Мюссе, Дж. Байрона, А. Виньи, А. Ламартина, Г. Гейне и др. ) свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер.
Картина Айвазовского «Девятый вал» вызвала настоящее паломничество восхищенных зрителей. Высокая страсть – любовь во всех ее проявлениях, низкая – жадность, честолюбие, зависть. «Портрет М. Ю.
Сдержанность и смирение были отвергнуты. Несомненно, перед нами личность яркая и незаурядная, уверенная в своей красоте и полная собственного достоинства. Многие художники из разных стран Европы писали в стиле романтизма. Его талант стремился объять и выразить мир в целостном единстве. на фракции и их слияние как с консервативными, так и с радикальными течениями «антибюргерской» европейской мысли.
Одно из последних произведений, которое я прочитал в свободное от занятии время, был роман великого американского писателя Джека Лондона «Морской волк». Но после войны народ не получил воли. Артист, поэт, музыкант – излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с её подзаголовком- «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»). Плот Медузы явился результатом длительной подготовительной работы художника. Второе направление бегства – уход от действительности в иное время. Интерес бидермейера не к прошлому, а к настоящему, не к великому, а к малому способствовал формированию реалистической тенденции в живописи. — Брюллов показывает человека настороженного, замкнувшегося в своих мыслях и переживаниях.
У других «мировое зло» вызывало протест, требовало отмщения, борьбы. После того как В. Гюго написал «Les Orientales», Делакруа, в поисках за колоритным, путешествует в Танжере и Алжире, результатом чего являются картины блестящего колорита — «Алжирские женщины в гареме», «Еврейская свадьба в Марокко» и др., где темы его уже спокойны. Свобода на баррикадах. 1826 год. К пейзажу Рунге обратился в поздний период своего творчества.
Искусство художника можно сравнить с произведениями известных немецких писателей-романтиков Й. Эйхендорфа и Л. Тика. Да, конечно, его нищета. Каждому открывается душа природы по-иному. Следует заметить, что этот отрицатель К., художник-реалист, вышел из мастерской Герена. основные черты стиля романизм – динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения Тёрнера, Жерико и Делакруа). Наиболее полно и ярко романтические идеи представлены в творчестве Т. Жерико, Э. Делакруа.
Живописные полотна Т. Жерико и Э. Делакруа (Франция), Ф. Гойи (Испания), Д. Тернера, Д. Констебла, У. Блейка (Англия), К. Фридриха (Германия), С. Щедрина, О. Кипренского, К. Брюллова и И. Айвазовского (Россия) – лучшее, что создано в эпоху романтизма. Его движение более сдержанно, более сконцентрировано, осмысленно.
Воссоздан облик молодого человека, чувствующего себя непринужденно, естественно, свободно. У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится «болезнью века». Грозны набеги могучих волн, предвещающих шторм и в другой картине – На берегу моря (1809). Вот таким образом наиболее полно романтизм в живописи Германии представлен в портретах и пейзажах.
В Америке в этом стиле плодотворно работали Фредерик Эдвин Чёрч и Альберт Бирштадт. К. П. Брюллов. Подобному характеру сопутствуют исключительные обстоятельства. 1841 год. Необъятные просторы с царящей в них тишиной завораживают зрителя, настраивают его на молчаливое общение с природой. Лишь после того, как полотно экспонировалось на Всемирной выставке в Париже в 1855 году, оно попало в Лувр.
Эта вдохновляющая сила воплощена в образе прекрасной молодой женщины, в страстном порыве зовущей за собой. В композиционной схеме распределения росписи в пространстве церкви художник следует за Тьеполо, но реакция, которую он вызывает у зрителя, не барочная, а сугубо романтическая, затрагивающая чувство каждого зрителя, призывающая его обратиться к себе. Романтизм (франц. Готовность к диалогу и открытость, свойственные образному решению произведений 1810-1820-х годов, постепенно сменяются усталостью и разочарованием, погруженностью, уходом в себя (Автопортрет М. И. Теребенева). Его кисти принадлежит еще одно «каноническое» полотно стиля – «Свобода, ведущая народ» (1830). «Синтез искусств» – это прообраз преодоления разорванности человеческого «Я», разорванности человеческого общества.
Когда смотришь на его Автопортрет, невольно приходят на память портреты А. Гро, Жерико. Среди таковых природа с её неукротимой силой и непредсказуемостью ностальгия, особенно по готике (мистика и восхищение смертью) интерес к народным традициям фигура романтического героя (например, революционера). В русском романтизме особенно популярными жанрами становятся баллада, романтическая драма. А результаты революции и вовсе в ней разочаровали.
Изображение такого момента неустойчивости, невозможности позы усиливает эффект движения. К сожалению, Жерико через немного лет после этой картины умер, не исполнив дальнейших своих художественных намерений. В частности на формирование русского пейзажа (представители Сильв. Плот «Медузы».
Она стала содержанием его рисунков, акварелей и картин маслом 1809 – 1810 гг. Ведь изображая конкретное вчерашнее событие, художник создавал и памятник этому событию. Обнаженная грудь символизирует самоотверженность французов того времени, которые с «голой грудью» шли на врага. А развитие романтизма в США граничит с утверждением национальной независимости. Немного найдется художников, способных выдержать сравнение с живописными портретами Карла Павловича Брюллова (1799— 1852). В «морских» романах Купер столь же ярко рисует изменчивую, грозную и чарующую стихию океана. Важное место почти в каждом романе Купера занимают тщательно выписанные батальные сцены.
К. Брюллов «Последний день Помпеи» (1830-1833). Большое место в немецкой живописи занимал романтический пейзаж. Смогут ли устоять люди.
Главное его достоинство — колоритность. Долгое время он оставался вне поля зрения преследователей. Автобиографический характер своих опер подчеркивал Вагнер.
Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Очень часто художник пишет людей спиной к зрителю. Романтики в очередной раз зарядили европейскую культуру пафосом сохранения и реставрации. Так же, как и во Франции, поздний немецкий романтизм к концу 19 в. сомкнулся с символизмом (представители X. Тома, Ф. фон Штук, М. Клингер, А. Бёклин).
Основные черты романтизма – динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения Тёрнера, Жерико и Делакруа). Особому влиянию романтизма была подвержена молодёжь, получившая возможность учиться и много читать (чему способствует бурное развитие печатного дела). Создание жанра исторического романа – также заслуга романтизма. Вот таким образом невозможно надеяться на то, что человек изменится к лучшему в результате изменения мира.
Париж. Бурные послевоенные годы стали обстановкой, в которой формировался русский романтизм. Одни находили композицию Делакруа в «Избиении на острове Хиосе» беспорядочной, не подчиняющейся никаким правилам, неизящной, а живопись эскизной, недоконченной, формы же людей неправильными, выразительность — грубой поклонники же Делакруа прощали ему недостатки рисунка, не всегда замечая их, увлеченные характерностью лиц и положений и романтизмом или драматичностью целого. «Портрет Пушкина» кисти О. Кипренского – живое олицетворение поэтического гения.
Особенно его привлекают красочные ландшафты, либо покоряющие глаз мягкой прелестью (Мерцающее Озеро в «Зверобое»), либо величаво-суровые, внушающие тревогу и трепет. Здесь они вели образ жизни, характерный для средневекового религиозного братства. Среди других художников – романтиков можно назвать Фузели, Мартина. Рунге, К. Д. Германия того времени была раздроблена на маленькие герцогства и княжества и переживала суровые публичные потрясения.
Разбойники, сцены у костра, битвы сопровождали весь его творческий путь. Настоящей причиной стала Отечественная война 1812 г., в которой проявилась вся сила народной инициативы. Закат солнца. Туда едет сражаться романтический бард Англии – Байрон.
Нельзя не отметить мастерства Купера в построении сюжета произведения, создании ярких драматических сцен, образов, ставших олицетворением национального характера и одновременно «вечными спутниками человечества». Тема «страшного мира», свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом «черном жанре», а также в произведениях Байрона, К. Брентано, Э. Т. А. Гофмана, Э. По и Н. Хоторна. Кюи, П. И. Чайковский (Россия). В настоящее время их можно увидеть в музеях Москвы и Санкт-Петербурга.
В это время возникает несколько литературных движений, важнейшие из которых – "Буря и натиск" в Германии, примитивизм во Франции, во главе которого стоял Жан-Жак Руссо, готический роман, повышается интерес к возвышенному, балладам и старым романсам (от которых собственно и произошёл термин "Романтизм"). При этом во всех портретах столько истинного благородства души. йенского кружка, в лоне которого были сформулированы основные философско-эстетические принципы романтизма появление после 1805 швабской школы литературного романтизма публикация книги Ж. де Сталь «О Германии» (1810), с которой начинается европейская слава романтизма широкое распространение романтизма в рамках западной культуры в 1820-1830 гг. Этот направление в живописи получил свое название благодаря псевдониму «Готлиб Бидермейер», который взял себе немецкий поэт Людвиг Эйхродт. Дополнительный уют жилому интерьеру придавала окрашенная в тёплые тона мебель и настенные акварели, гравюры, а также большое число украшений и сувениров.
Мы почти никогда не увидим его лица, чаще он показан со спины. Свойственный романтизму глубокий психологизм помогает в каждом персонаже увидеть личность: добропорядочную и самоотверженную (группа людей в правом нижнем углу картины, несущая пожилого человека), жадную (фигура в белом, несущая украденное под шумок чьё-то имущество), любящую (юноша в правой части картины, старающийся спасти возлюбленную), преданную (мать, обнимающая дочерей в нижнем левом углу картины) и т. д. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора. А вот брат художника, Брюллов Александр Павлович, был представителем романтизма в архитектуре (хотя был также и художником). Творчески писатель еще не был готов вывести на смену героя-социалиста, Ларсену противостоял в романе либерально настроенный интеллигент Ван-Вейден и капитан – «Призрака» не раз и не два опровергал его умозрительные аргументы жестокими истинами, почерпнутыми из практической жизни. Жизнь – это изнурительная борьба за кусок хлеба, безработица, трущобы и бесправие. Англия была классической страной романтической литературы. Фридриха и Й. А.
Фоном в картине является пейзаж, который свидетельствует не только о колористическом даре художника, восхищенном отношении к природе, но и о появлении новых проблем мастерского воспроизведения пространственных отношений, световых оттенков предметов на открытом воздухе. И. К. Айвазовский. Ф. Щедрин, М. К. Воробьёв, М. И Лебедев, И. К. Айвазовский и др. ).
Вопроса о капитализме в России начала XIXв. Картина была встречена частью общества и критики с порицанием, другой — с восторгом. Глубокая религиозность Рунге выразилась в таких картинах, как «Христос на берегу Тивериадского озера» и «Отдых на пути в Египет» (не окончена). Не была исключением и живопись.
И вряд ли поддается анализу, почему в однотонной серовато-зеленой, оливковой гамме, в торопливых, будто случайных ударах кисти почти невзрачного на вид этюда заключено такое большое человеческое содержание. Жерико, Делакруа и его последователи. Я был просто поражен повелением этого героя, который, несмотря на все препятствия, остался верен своим убеждениям. Вообще роман «Морской волк» произведение очень непростое. Еще одним выдающимся портретистом был О. А.
Выйдут ли они победителями из смертельной схватки с разбушевавшейся стихией. Когда-то в своей Божественной комедии Данте взял в провожатые по всем сферам (рая, ада, чистилища) земли Вергилия.
И если разум претендует на всеобщность, то чувства глубоко индивидуальны. Насколько романтизм был настроен на практическую, направленную в будущее деятельность, можно судить, например, по работам Новалиса «К Бонапарту», «К новому столетию», «К народу Европы», «Против старой морали». Последние работы художника – Отдых на поле, Большое болото и Воспоминание об Исполиновых горах, Исполиновые горы – череда горных кряжей и камней на затемненном переднем плане. Им остались последние минуты свободы перед приближением врагов.
Работы, относящиеся к романтизму, стали появляться в России уже в 1790-х годах (работы Феодосия Яненко Путешественники, застигнутые бурей (1796), Автопортрет в шлеме (1792). Брайант), оптимистические иллюзии в ожидании будущего Америки. Вершиной героического периода романтизма в живописи стала «Свобода, ведущая народ», написанная под впечатлением восстания в Париже в июле 1830. Пушкин («Песнь о Вещем Олеге», «Утопленник»), М. Ю. В ее облике выразительно подчеркнуты горделивая осанка, естественность и живость.
Бледное лицо печально и задумчиво, пальцы нервно сжимают рукоять кинжала. Сказанное подводит к выделению двух важнейших идейных комплексов романтизма. Вальдмюллер). Среди других художников-романтиков можно назвать Фузели, Мартина. Орловский, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, К. П. Брюллов).
академии художеств. ), по Данте, «Паоло» (1835) и много религиозных картин. Мусоргский, А. П. В молодые годы художник писал главным образом реалистические портреты («Портрет семьи художника», «Автопортрет», 1806). В 1831 году в парижском Салоне французы впервые увидели эту картину, посвященную «трем славным дням» Июльской революции 1830 года.
Сначала новую для него эпоху он пробует осмыслить через известные литературные сюжеты. Основоположником исторического романа является В. Скотт, но дальше этот жанр развивается в творчестве Ф. Купера, А. Виньи, В. Гюго и др. И ещё одна особенность романтизма (далеко не единственная) – создание своего, особого мира, более прекрасного и реального, чем действительность. Романтизм же выражает это неприятие наиболее остро. Автопортрет. Его произведения (фрески античной тематики в Глиптотеке, 1820-1830 «Страшный суд», 1836-1840) были примером для подражания молодым немецким художникам.
И вновь вернули художнику. Это предшественник легендарного Гавроша, двадцать лет спустя изображенного Виктором Гюго в романе «Отверженные»: «Гаврош, полный вдохновения, сияющий, взял на себя задачу пустить все дело в ход. Гёте, Ф. Шиллера, В. Скотта и после этого к жанру баллады обращаются многие поэты: А. С. Художники прославляли сложные понятия и состояния – свободу и доблесть, страх и ненависть, высокие идеалы и отчаяние, «все, что потрясает души, запечатлевается ощущением ужаса, приводит к возвышенному» (по словам французского философа-просветителя Дени Дидро).
Живопись не была исключением. Портрет доньи Исабели Ковос де Порсель. Романтизм в изобразительном искусстве во многом опирался на идеи философов и литераторов.
Решительным отступлением от классицизма, по содержанию, была картина Жерико: «Плот фрегата Медуза», сюжет которой основан на действительным и вдобавок современном событии в салоне 1819 г. картина эта пользовалась поразительным успехом. (Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Ш. Петефи, А. Мицкевич, ранний А. С. Пушкин). Этот повстанец не столь стремителен, как Гаврош. Романтизм получил распространение в европейских странах.
Примирительное же направление исходящее из романтизма, принадлежит Деларошу (ученику Гро), который старался соединить правильный и тщательный рисунок с гармоническим колоритом, не давая господствующего перевеса ни тому, ни другому качеству. Я слышал, как над морем бушует ветер. Таковы Гарви Берч из «Шпиона», Натти Бампо, Чингачгук, Ункас из книг о Кожаном Чулке. Пожалуй, лучшие страницы писателя – те, где изображена нетронутая грандиозная и поражающая воображение природа Нового Света.
По преданию, один добропорядочный буржуа воскликнул: «Вы говорите — глава школы. Энгр, непримиримый враг романтиков, до конца жизни говорил, что Делакруа «пишет бешеной метлой», а Делакруа обвинял Энгра и всех художников «школы» в холодности, рассудочности, в отсутствии движения, в том, что они не пишут, а «раскрашивают» свои картины. Вот таким образом фигуры почти скульптурны. Отсюда и патетический характер романтических произведений их нервная возбужденность, тяготение к экзотическим мотивам, к историческим и литературным сюжетам, ко всему, что может увести от «тусклой повседневности», отсюда эта игра воображения, а иногда, наоборот, мечтательность и полное отсутствие активности. Романтики особенно любили писать бури, грозы извержения вулканов, землетрясения, кораблекрушения, способные оказать сильное эмоциональное воздействие на зрителя (Жерико, Фридрих, Тёрнер). Делакруа получил от своих поклонников название «Виктора Гюго живописи», а враги называли его «Робеспьером и палачом живописи». Далеко не случайно именно в романтизме появляется идея «синтеза искусств».
1819 г. Лувр. Художник не ставит перед собой цель дать достоверную, точную характеристику героев. Русские портретисты также создали немало живописных портретов своих современников. В 18 веке излюбленными мотивами художников были горные пейзажи и живописные руины.
Автопортрет. Виднейшими представителями романтизма в музыке являются Франц Шуберт, Ференц Лист, а также поздние романтики Антон Брукнер и Густав Малер (Австро-Венгрия) Людвиг ван Бетховен (отчасти), Иоганнес Брамс, Рихард Вагнер, Анна Мария Вебер, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон (Германия) Фредерик Шопен (Польша) Никколо Паганини, Винченцо Беллини, ранний Джузеппе Верди (Италия) А. А. Алябьев, М. И. Глинка, А. С. Александр Гессе (род.
А результаты революции и вовсе в ней разочаровали. И в этом отношении благодатным материалом будут служить для него детские портреты. Делакруа увлекался сочинениями Данте, Байрона, Шекспира, Гёте, Вальтера Скотта отсюда появились его, кроме уже названных картин: «Печальная Греция на развалинах Миссолунги», «Обезглавливание Марино Фалиеро», «Смерть Сарданапала», «Убиение люттихского епископа Арденнским вепрем, Вил. Искусство романтизма во Франции развивалось особыми путями.
С другой стороны, она же служила глобальной цели: искусство развивалось как совокупность отдельных видов, различных школ, подобно тому как общество развивалось как совокупность «атомарных» индивидов. Байрон, Шелли стали знаменем этого движения далеко за пределами туманного Альбиона. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей.
Следовательно, не было и этой причины. П. Заболотский. Его приглушенный вой долетал и сюда». Мне кажется, что «Морской волк» – роман очень необычный и необычность эта заключается в том, что здесь почти нет диалогов, а вместо них автор через размышления героев показывает читателю, какие мысли, переживания и «споры» живут в их душах.
Ученик классика Герена, Делакруа шел, однако, решительно против наставлений своего учителя. Лермонтова в ментике лейб-гвардии Гусарского полка» (1837)Личность и душа – главные реальности бытия для Лермонтова исследование личности и души человеческой – главная тема его произведений. Романтический портрет стал настоящим признанием художника Ореста Адамовича Кипренского (1782— 1836). Изменилось их место в обществе. Образцом для своих творческих поисков они считали итальянскую и немецкую живопись XIV – XV веков (Перуджино, ранний Рафаэль, А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший, Л. Кранах).
Часто героем романтического произведения становится художник, способный творчески воспринимать действительность. Громадная волна бушующего моря готова обрушиться на людей, судорожно цепляющихся за обломки мачт погибшего корабля. Именно так были написаны фрески библейской тематики в доме прусского консула в Риме (1816-1817). «Вид в Сорренто». Излюбленными мотивами художников того времени были горные пейзажи и живописные руины. В живописи тема средневековья определила появление так называемых прерафаэлитов.
В живописи, как и в других видах искусства, романтиков привлекало всё необычное, неизведанное, будь то дальние страны с их экзотическими обычаями и костюмами (Делакруа), мир мистических видений (Блейк, Фридрих, прерафаэлиты) и волшебных грёз (Рунге) или мрачные глубины подсознания (Гойя, Фюсли). Я думаю, что Джек Лондон был отнесен к классикам для юношества слишком поспешно.
Работы Отто Рунге – это классические образцы этого жанра. Его произведения имеют схожесть с произведениями Джека Лондона. Появляется понятие «чистой комнаты», то есть комнаты, которой не пользовались в будние дни. Уильям Тёрнер. О. А. Кипренский. Несомненно, здесь уловлены подлинные черты лица Пушкина, которые по отдельности мы встречаем в том или другом из дошедших до нас портретов.
Правда, сюжет по теме народного восстания против монархии Бурбонов, скорее исключение для творца, как-то сказавшего «Страшно подумать, сколько памятников и произведений искусства погубили революции. ». Художник, график, поэт и теоретик искусства Филипп Отто Рунге (1777 – 1810), в основном, посвятил себя портретному жанру. Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос. Почти все работы назарейцев создавались коллективно.
Пейзаж должен быть портрет, – писал К. Н. Батюшков. Это был какой-то вихрь. Вместе с тем образ женщины реален — это дочь французского народа.
Их называют исследователями тем сверхъестественных сил и темных чувств. Русская пейзажная живопись первой половины ХIХ в. развивалась в русле романтизма. Объединившись в своеобразное религиозное братство («Союз св. В Портрете детей Хюльзенбек (1805) Рунге не только передает живость и непосредственность детского характера, но и находит для светлого настроения особый прием. «Труп Гастона де Фуа на поле битвы под Равенной» — первая, уже решительно к романтической школе принадлежащая картина, «Сулиотские женщины» (1827) — еще более, «Фауст и Мефистофель» (1881), «Гретхен», «Франческа да Римини» (В Кушелевской картинной галерее, в СПб. Во время революции 1848 года ее вновь поставили на всеобщее обозрение в Люксембургском дворце.
Исполненный сочным свободным штрихом сангины и угля (с подсветкой мелом), Автопортрет Орловского привлекает своей художественной цельностью, характерностью образа, артистизмом исполнения. Т. Жерико «Плот «Медузы» (1819). Европа была потрясена политическими кризисами, революциями и войнами. Во Франции были сильны традиции классицизма и новому направлению пришлось преодолевать противодействие. Швинда и Шпицвега обычно связывают с течением в культуре Германии известного под названием «бидермейер». Следовательно, не было и этой причины.
Особого художественного совершенства мастер достиг в циклах «Гавани в Сорренто» — светоносные красочные гаммы, гармоничные сочетания пейзажных и жанровых мотивов (Щедрин не любил полной безлюдности, человек у него всегда присутствует, хотя бы в виде следов своих трудов и дней) формируют здесь радостные образы «полуденного рая» — впрочем, вполне реального и лишенного чрезмерной, отвлеченной идилличности. У ног Свободы раненый. В начале своей деятельности он и сам не пользовался расположением академии хотя он и получил 1-ю римскую награду за «Ахиллеса» в двадцатилетнем возрасте, но лишь на 43 году сопричислен к числу членов академии. 2) романтизм заглядывает в иные регионы, экзотические страны, тем более, что эпоха великих географических открытий создала для этого самые благоприятные возможности (восточная тема в поэзии Байрона, на полотнах Делакруа).
465, 5 х 651 см. Вот таким образом постараемся назвать как можно больше имён. Последняя из названных картин (при огневом освещении) производила страшное впечатление зверскими лицами и дикой страстностью действующих лиц сцены.
Луки»), «назарейцы» жили в Риме по образцу монастырской общины и писали картины на религиозные сюжеты. Резкий поворот головы с мрачным взглядом из-под сдвинутых бровей, близкий обрез портрета, при котором лицо изображается крупным планом, контрасты света – все это направлено на достижение основного эффекта противопоставления изображаемого человека окружению (тем самым и зрителю). Беспокойна и тревожна морская стихия в акварели Парусная лодка (ок. 1812). Среди множества очень разных по манере исполнения портретов (их около восьми десятков) Брюллов особенно выделял портреты людей, близких ему духовно.
romantisme) идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца 18 – начала 19 веков. Наконец, в случае отсутствия реального территориального адреса бегства, он выдумывается из головы, конструируется в воображении (фантастические миры Гофмана, Гейне, Вагнера). Делакруа заостряет внимание на рельефной моделировке формы. Однако, если вдуматься, не «мировая скорбь» и утонченная любовь к руинам (в прямом и переносном смысле), которые часто отмечали как определяющие черты романтизма, а инициатива преобразования составляет существо романтического мировоззрения.
Но долгое время романтизм находился в борьбе с классицизмом. Аналогичным образом можно описать картину Уильяма Тёрнера «Ганнибал и его армия переходят Альпы», на которой полководец и его войско изображенные на фоне подавляющего своей масштабностью ландшафта, борются с природными силами (снежной бурей) и местными племенами. Это глубоко трагический образ. Делакруа был в самом деле полководец, но без армии, так как его последователи мало-помалу дошли до пути, ведущего к отрицанию искусства и заменили искусство живописи ловкой техникой.
Основанный в Вене и обосновавшийся в Риме (1809-1810) Союз Святого Луки объединял мастеров идеей возрождения монументального искусства религиозной проблематики. В особое течение тут выделяется трансцендентализм – Р. У. Деларошу родственны по духу поэты Ш. Делавинь и А. де Виньи. Эжен Делакруа. Но, можете вы возразить, это же утверждал и сентиментализм.
Кораблекрушение. 491 х 716 см. Толчком к появлению этого идеала послужила французская революция, которая была реакцией на академическое искусство, отличающееся сдержанностью.
Вопроса о капитализме в России начала XIX в. не стояло. Лувр. Художник застал его в кабинете возившимся со щенками. и разрушение города Помпеи близ Неаполя.
Только лишь после прочтения всей книги я понял, что автор здесь затрагивает огромное количество «вечных» проблем и споров. Излюбленным жанром Фридриха стал пейзаж. Для американского романтизма характерна большая близость традициям просветительства, особенно у ранних романтиков (У. В создании художественного образа он шел от натуры, словно отмеряя, насколько далека или близка она к такому идеалу.
Портрет работы А. Тыранова. Часто романтизм в картинах художников проявлялся в ироничной или даже трагичной форме.
К 1809 году относится такой эмоционально насыщенный портретный лист, как Автопортрет. Отсюда тема рока, сверхъестественных сил, фатума очень сильна в романтизме. Русская романтическая живопись отличалась от зарубежной. Живопись, которая послушно следовала за переменами общественного строя, хотя и не могла, по существу своему, следить за всеми изгибами быстрого течения идей, но и теперь постепенно подготовлялась к перевороту, который и принял решительный характер в произведениях Делакруа, начиная с его картины «Лодка Данте», появившейся в салоне 1822 г., т. е. через 3 года после «Плота фрегата Медуза». Отсюда и проистекает такая важнейшая черта романтического мировоззрения как «индивидуалистический субъективизм», – черта, подпитываемая сознанием глубокого одиночества человека во враждебном мире. За ним выступает столь же отважно и решительно настроенный рабочий с саблей.
Теперь это встреча равно великих по своему значению для русского искусства мастеров. Он вместе с тем позволяет разглядеть некоторые своеобразные стороны искусства Орловского. Вода кажется прозрачной, она как будто светится изнутри, вбирая в себя клокочущую ярость волн, а значит, давая хрупкую надежду на спасение.
Благодаря переводам Жуковского, русские читатели познакомились с балладами, И. В. Даргомыжский, М. А. На голове фригийский колпак — древний символ освобождения от рабства. Особенно надолго «останется» в моей памяти капитан шхуны «Призрак» – Волк Ларсен. Началось действие совсем иной книги-робинзонады влюбленных, которым «и рай в шалаше». Джеку Лондону не изменило мастерство: морские пейзажи были все так же великолепны, приключенческая интрига развертывалась по-прежнему стремительно. Как я узнал, за несколько дней до смерти Джек Лондон занес в блокнот: «Морской волк» развенчивает ницшеанскую философию, а этого не заметили даже социалисты.
М. Ю. Основателями объединения стали художники Фридрих Овербек и Петер Корнелиус. Фантастический мир снов реализует в своих работах и английский художник-романтик Уильям Блейк (1757—1827). Из романтиков заслуживает упоминания Эжен Девериа, на время затмивший было основателя школы своей картиной «Рождение короля Генриха IV» кроме того, Сигалон, Потерле, Буланже, С. Эвр — все романтики второго разряда. В своих работах он поэтизировал образы обыкновенных людей, часто – своих близких («Мы втроем» – автопортрет с невестой и братом, не сохранился «Дети семьи Хюльзенбек», «Портрет родителей художника», «Автопортрет»).
Бидермейер – это один из наиболее популярных стилей эпохи (прежде всего в области быта, но также и искусства)2. И только после появления картины Теодора Жерико «Плот «Медузы», которую считали новаторской, приверженцы академического стиля признали романтизм как новое художественное направление в искусстве, хотя первоначально картина была принята неодобрительно. Бегство за реальные пространственные пределы буржуазного общества выступало в трех основных формах, а именно: 1) уход в природу, которая была либо камертоном бурных душевных переживаний, либо инобытием идеала свободы и чистоты (отсюда – критика города идеализация простых тружеников, в особенности сельских интерес к ихдуховности, выраженной в фольклоре). Портрет Н. В. Кукольника.
Образцами для них были произведения П. Перуджино, А. Дюрера, Рафаэля. Это величие, тайна или просветленность природы и сознательное состояние наблюдателя. Кроме того, Делакруа брал свои сюжеты из истории («Кромвель и Карл I, лежащий в гробу», «Убиение герцога Гиза», «Сыновья Эдуарда»). Романтический герой всегда одинок. Посмотрите на «Автопортрет Эжена Делакруа в костюме Гамлета» и вы поймете, насколько ярко в нем выражена романтическая мечта художника, как контрастны и противоречивы столкновения идеала и действительности.
В Европе продолжались революции и войны, спровоцированные политическими кризисами. Но он «сломался» где-то в середине. Казалось бы, он явился сюда для того, чтобы всех подбадривать. По их мнению, она являлась слишком строгой, даже ханжеской, посвящающей себя лишь борьбе с неабсолютной природой человека (в связи с его грехопадением). Возникновение романтизма способствовало появлению азартных игр, во всем мире и в частности в России возникают игорные дома, публикуются руководства по игре в карты. Некоторые, как мы видели изображали безобразие или крайности, возбуждавшие отвращение. Этого требовало образное решение картины.