Основанный в Вене и обосновавшийся в Риме (1809-1810) Союз Святого Луки объединял мастеров идеей возрождения монументального искусства религиозной проблематики. Уже первые произведения художника обнаруживают высокую эмоциональность, "нерв" эпохи наполеоновских войн, в которых было много бравады ("Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку", "Раненый кирасир, покидающий поля боя"). Разбойники, сцены у костра, битвы сопровождали весь его творческий путь.
В 1851 году художника избрали в городской совет Парижа. В портрете Тропинина много простоты и естественности. На пашне»).
Тургенева). Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. «Портрет отца (А. А результаты революции и вовсе в ней разочаровали.
Так в чём же между ними разница. Просветительство проповедовало новое общество как самое "естественное" и "разумное". (Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Ш. Петефи, А. Мицкевич, ранний А. С. Пушкин). Тропинину позировали государственные сановники, вельможи, воины, дельцы, мелкие чиновники, крепостные интеллигенты, деятели русской культуры. В русле романтического движения закладывались основы русского исторического романа (А. А.
Это глубоко трагический образ. Но долгое время романтизм находился в борьбе с классицизмом. Таковыми являются портреты Шопена и Жорж Санд.
Это исключительные характеры в исключительных обстоятельствах. Пейзаж на портрете как бы подыгрывает настроению персонажа. В Европе быстро распространилась новая модная болезнь «Мировая скорбь» и появился новый герой, тоскующий, странствующий по свету в поисках идеала, а чаще в поисках смерти. Готовность к диалогу и открытость, свойственные образному решению произведений 1810-1820-х годов, постепенно сменяются усталостью и разочарованием, погруженностью, уходом в себя (Автопортрет М. И. Теребенева). Их мысли и чаяния тогда разделяли многие, знал о них и художник и вот таким образом можно сказать, что его портреты участников событий 1812—1814 годов, образы крестьян, созданные в те же годы – своеобразная художественная параллель складывавшимся концепциям декабризма.
Бурные послевоенные годы стали обстановкой, в которой формировался русский романтизм. Романтические черты свойственны одному из лучших автопортретов Кипренского – с бантом.
Орловский. Этот повстанец не столь стремителен, как Гаврош. Живопись и графика немецкого романтизма по большей части тяготеет к сентиментализму. В 1816—1817 гг.
Скончался Делакруа, тихо и незаметно от рецидива болезни горла в своем парижском доме 13 августа 1863 года в возрасте 65 лет. В 1820—1821 гг. «Молодой садовник» (1817) Кипренского, «Итальянский полдень» (1827) Брюллова, «Жнецы» или «Жница» (1820-е) Венецианова — произведения одного типологического ряда. Романтизм направление в духовной культуре конца XVIII первой трети XIX века. Именно таким Кипренский написал Евграфа Давыдова.
Однако задача каждого из художников — воплотить эстетическое совершенство простой натуры — вела к некоей идеализации обликов, одежды, ситуации ради создания образа-метафоры. Чайковский во многих свои произведениях рисует картины природы, а цикл пьес для фортепьяно «Времена года» полностью ей посвящён. Луки»), «назарейцы» жили в Риме по образцу монастырской общины и писали картины на религиозные сюжеты.
И. Айвазовский около 6000 раз и каждый раз по–новому пишет морскую стихию. Англия была классической страной романтической литературы. Романтизм Романтизм (фр.
Ярчайшие и лучшие примеры романтизма относятся к раннему периоду. Художника не стало спустя 10 лет, но в памяти потомков остался его образ – большой, добрый человек, обогативший русское искусство своим талантом. Именно таким Кипренский написал Евграфа Давыдова. Вопроса о капитализме в России начала XIX в. не стояло.
Города стали основными культурными центрами. Источником вдохновения для многих художников стало художественное наследие прошлого: Древний Восток, Средневековье и Проторенессанс (назарейцы, прерафаэлиты). Они то являются в привычной и естественной роли творца (Автопортрет в бархатном берете А. Г. Варнека, 1810-е), то погружаются в прошлое, словно примеряя его на себя (Автопортрет в шлеме и латах Ф. И. Яненко, 1792) или, чаще всего, предстают без каких-либо профессиональных атрибутов, утверждая значимость и ценность каждого человека, раскрепощенного и открытого миру, как, например, Ф. А. Бруни и О. А. Орловский в автопортретах 1810-х годов. В 1816 году Делакруа стал учеником Школы изящных искусств, где преподавал Герен. Путешествовал по Англии, был увлечен живописью Констебла. Мусоргский, А. П.
Прямыми наследниками романтиков, несомненно, были символисты. Личное развитие ставилось выше стандартов тщеславного и уже увядающего аристократического общества. Об архитектуре романтизма и говорить не принято.
И вновь вернули художнику. Но после войны народ не получил воли. Вот таким образом изображенные на рисунках люди кажутся нам близкими и понятными. Есть у него и множество работ под названием "Портрет неизвестного (неизвестной)". Весна, На жатве.
Особое место в творчестве художника заняли портреты крестьянских детей. Шелли стали знаменем этого движения. Герои романтизма беспокойны, страстны, неукротимы.
Плот и оплот романтизма. Победа в Отечественной войне 1812 г., творческие свободы на родине с выставками в Академии художеств, поездки и «командировки за рубеж» (Брюллов, например, «стажировался» в Италии), да и просто типично русская эмоциональность – у русских художников были все основания для своего пути в романтизме. Работы, относящиеся к романтизму, стали появляться в России уже в 1790-х годах (работы Феодосия Яненко «Путешественники, застигнутые бурей» (1796), «Автопортрет в шлеме» (1792).
Гёте, Ф. Шиллера, В. Скотта и после этого к жанру баллады обращаются многие поэты: А. С. Первое, что отличало его от аналогичных движений в других странах, – это активный, наступательный (революционный) характер. Чувствуется, с какой любовью художник писал портрет сына.
Сначала Жерико хотел показать борьбу людей на плоту друг с другом, но потом остановился на героическом поведении победителей морской стихии и государственной нерадивости. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. По оценкам современников, Тропинин написал около 3000 портретов. Это путь к совершенству, "к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого" (А. Де Виньи).
Взгляды тех, кто ещё не отчаялся, обращены на дальний край плота, где африканец, стоя на шатком бочонке, машет красным платком команде «Аргуса». Так ли это, сказать трудно.
Тема одиночества – самая популярная во всем романтическом искусстве. Динамизм ярко реагирующей толпы передан и в жестах и в мимике изображенных лиц. В 1850-е годы его признание стало неоспоримым. Последовавшая за волной вольнодумства реакция, привели к складыванию нового идеала гражданина, патриота своей родины, в основе которого лежало представление о духовно независимой личности, глубоко чувствующей и страстно выражающей свои чувства. Примером того является роман Стерна «Тристрам Шенди», который одновременно и утверждает и разрушает структуру романа.
Живописи романтизма была присуща «страшная сила творить всеми возможными способами». Да, протест против бездуховности и эгоизма отражается уже в сентиментализме. Он изобразил себя с палитрой и кистями в руках, опирающимся на муштабель — специальную палочку, которой пользуются художники. Они связаны так же тесно, как крестьянин с землей, ее дарами. Энгр, непримиримый враг романтиков, до конца жизни говорил, что Делакруа «пишет бешеной метлой», а Делакруа обвинял Энгра и всех художников «школы» в холодности, рассудочности, в отсутствии движения, в том, что они не пишут, а «раскрашивают» свои картины. Наряду с изображением «товарища по романтическому цеху» Орест Адамович Кипренский многократно писал самого себя.
Вопроса о капитализме в России начала XIXв. Жизненно и правдиво изображены фигуры искалеченных и измученных войной людей. Кипренский, Тропинин, Брюллов с большой любовью старались показать всю глубину и красоту личности человека, через взгляд, поворот головы, детали костюма передать духовные искания, свободолюбивый характер своих «моделей». Виднейшими представителями романтизма в музыке являются Франц Шуберт, Ференц Лист, а также поздние романтики Антон Брукнер и Густав Малер (Австро-Венгрия) Людвиг ван Бетховен (отчасти), Иоганнес Брамс, Рихард Вагнер, Анна Мария Вебер, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон (Германия) Фредерик Шопен (Польша) Никколо Паганини, Винченцо Беллини, ранний Джузеппе Верди (Италия) А. А. Алябьев, М. И. Глинка, А. С. Красивы тела, лица полоненных людей. Необычайно интересна история создания Портрета Пушкина.
При этом во всех портретах столько истинного благородства души. Одна из лучших работ Тропинина – портрет сына. В блистательных картинах И. К. Пейзаж на портрете как бы "подыгрывает" настроению персонажа.
На полотне изображен раненый воин, пытающийся скорей покинуть поле брани. Начало XIX века – время культурного и духовного подъема в России. Она как бы предвосхищает образ Свободы в грядущей, самой знаменитой работе художника.
Писатели-реалисты в отличие от романтиков признавали ценность «низкой» действительности, стремились изучить ее и всесторонне изобразить в типических образах и типических обстоятельствах. Не менее красочна композиция «Правосудие Траяна», созданная в том же 1840 г. Современники художника признали эту картину одной из лучших среди всех полотен живописца. «Портрет М. Ю. «Последний день Помпеи» иллюстрирует романтизм русской живописи, смешанный с идеализмом, повышенным интересом к пленэру и тяготеющий к подобным историческим сюжетам.
Романтизм в живописи очень тесно связан с сентиментализмом. Судя по автопортрету, он сохранил крепость тела и в преклонном возрасте. За его спиной – величественная панорама Кремля. Он с трудом приподнимается, чтобы еще раз взглянуть вверх, на Свободу, увидеть и всем сердцем ощутить то прекрасное, за что он погибает. Итог своим размышлениям об искусстве художник подвел в теоретическом трактате «Цветовая сфера». Жизни и быту столицы Англии Жерико посвящает цикл литографий, среди которых наибольший интерес представляют работы, получившие названия «Большая английская сюита» (1821) и «Старый нищий, умирающий у дверей булочной» (1821).
Росписи церкви Святого Антония в Мадриде Гойя создает, кажется, на одном дыхании. Её развитие на сопровождалось, по их наблюдению, ростом духовной свободы. Первая картина, которую он выставил изображала Данте и Вергилия в ладье, пересекающей Стикс ("Ладья Данте"). В портрете детей Хюльзенбек (1805) Рунге не только передает живость и непосредственность детского характера, но и находит для светлого настроения особый прием, который восхищает пленэрные открытия 2-ой пол.
Василия Васильевича Верещагина. В 1855-м наградили орденом Почетного легиона. Следовательно, не было и этой причины. Они отрицали реальность и вот таким образом во всех произведениях присутствовала идея двоемирия.
Не менее значительна музыка того времени: вокал инструментальная музыка, музыкальный театр (опера и балет) романтизма составляют и сегодня основу репертуара. Символ, который у романтиков должен был выразить сущностное соединение идеи и жизни. Бурные послевоенные годы стали обстановкой, в которой формировался русский романтизм.
В картине «Плот Медузы"» (1818— 1819 гг. ) Жерико добивался максимального правдоподобия. На полотне изображены люди, борющиеся с разбушевавшейся водной стихией. Но и здесь его ждало разочарование.
Эти годы нельзя назвать яркими и чем-либо примечательными в творчестве художника. Даже тени приобретают у него разнообразные оттенки. Признанным мастером которой является В. Скотт. Он населяет свои композиции титаническими фигурами героев, которым соответствует и их окружение нереального просветленного или фантасмагорического мира.
«Плот «Медузы»» представляет Жерико как замечательного мастера композиции. Тема "страшного мира", свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом "черном жанре" (в предромантическом "готическом романе" – А. Радклиф, Ч. Мэтьюрин, в "драме рока" или "трагедии рока", – З. Вернер, Г. Клейст, Ф. Грильпарцер), а также в произведениях Байрона, К. Брентано, Э. Т. А. Гофмана, Э. По и Н. Хоторна. В живописи тема средневековья определила появление так называемых прерафаэлитов. Начало XIX века – время культурного и духовного подъема в России. Они критиковали общество, в котором духовное принесено в жертву материальному. Борьба человека с разбушевавшейся морской стихией – одна из излюбленных тем художника его бунтарского романтического периода.
Золотистые растрепанные волосы, открытое, по-детски пухлое лицо, живой взгляд умных глаз. Жуковский считался одним из основоположников русского литературного романтизма. Лучшие из дворянства, не довольные действительностью, вышли на Сенатскую площадь в декабре 1825 г. Этот поступок тоже не прошел бесследно для творческой интеллигенции. Примером таких полотен может быть картина, получившая название «Плот «Медузы»».
Справа мальчишка, парижский гамен, размахивающий пистолетами. Горная вершина на заднем плане выделена как центр духовных устремлений мастера. Это определялось и исторической обстановкой и традицией.
Основной чертой английской живописи всегда был интерес к человеческой личности, позволивший плодотворно развиваться жанру портрета. В Портрете детей Хюльзенбек (1805) Рунге не только передает живость и непосредственность детского характера, но и находит для светлого настроения особый прием. Вместе с тем образ женщины реален — это дочь французского народа.
Контрастность – характерный живописный прием мастеров-романтиков. Разочарованние в идеале Жерико воплощает в картине «Раненый кирасир». Государственный Русский музей (Петербург)Брюллов соединил в картине драматизм действия, романтические эффекты освещения и скульптурную, классически совершенную пластику фигур. На картине изображено известное извержение вулкана Везувий в 79 г. н. э. Работы Отто Рунге – это классические образцы этого жанра. Стремление возродить религиозно-нравственные устои в немецком искусстве граничит с творческой деятельностью художников назарейской школы1 (Ф. Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос.
Наиболее полное свое выражение он находит в жанре социального романа. На первом плане — фигуры умерших и обезумевших они написаны в натуральную величину. К. Швальбе)» (1804) был написан Орестом Кипренским искусства и жанра портрета в особенности.
В своих произведениях, написанных в это время (Старуха Изергиль, Челкаш, Девушка и смерть, песня о буревестнике, Буревестник) он воспел гордого, свободного человека, любовь как источник жизни, бесстрашие тех, кто звал к борьбе и был готов отдать за нее жизнь. Средневековье было излюбленным периодом истории для романтиков. Огромный резонанс имела картина Жерико «Плот Медузы», посвященная недавнему событию современной жизни – гибели пассажирского корабля по вине морского пароходства4. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес Испанский художник, гравер. Он искал и обнаруживал созвучия природных сил и человеческих настроений и исканий.
Классическим воплощением в искусстве идей, тем и сюжетов романтизма стали: поэма Дж. В картине «Торжество религии в искусстве» Овербек прямо подражает «Афинской школе» Рафаэля, а Корнелиус во «Всадниках Апокалипсиса» – одноимённой гравюре Дюрера.
Загоскин), формировалось понимание национальной самобытности и народности культуры. Вот таким образом фигуры почти скульптурны. Основоположником исторического романа является В. Скотт, но дальше этот жанр развивается в творчестве Ф. Купера, А. Виньи, В. Гюго и др. И ещё одна особенность романтизма (далеко не единственная) – создание своего, особого мира, более прекрасного и реального, чем действительность. М. Врубель «Демон сидящий»Романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству. Это был протест против духовного ущемления личности в условиях феодальной, а затем буржуазной действительности.
XVIII века. «Портрет отца» — произведение совершенно самостоятельное, обладающее собственной внутренней энергией и силой художественной выразительности. не стояло. В русском романтизме особенно популярными жанрами становятся баллада, романтическая драма.
Сейчас ситуация переменилась и мы можем наслаждаться глубокой одухотворенностью его картин, меланхолической отстраненной созерцательностью пейзажей Фридриха. Алексей Гаврилович оставил о себе добрую память не только как художник, но и как выдающийся педагог. Появляются «Литературная биография» Колриджа, «Английские барды и шотландские обозреватели» Байрона, великолепные предисловия к поэмам Шелли, трактат самого Шелли «Защита поэзии», литературно-критические выступления В. Скотта (сто статей в «Эдинбургском обозрении»), его исследования по современной литературе. Многие сюжеты его картин взяты из литературных произведений знаменитых мастеров пера. Мастер редко обращался к этому жанру.
В средние века на ребенка смотрели как на маленького взрослого, который еще не вырос. Именно с романтизма начинает появляться настоящий психологизм. Его кисти принадлежит еще одно «каноническое» полотно стиля – «Свобода, ведущая народ» (1830).
Вот таким образом наиболее полно романтизм в живописи Германии представлен в портретах и пейзажах. Основанный в Вене и обосновавшийся в Риме (1809-1810) Союз Святого Луки объединял мастеров идеей возрождения монументального искусства религиозной проблематики. Только на 12-ый день их подобрал бриг «Аргус», но в живых остались лишь 15 человек. Еще одним выдающимся портретистом был О. А.
Зеленеют редкие деревца, плывут по небу белые облака, бескрайним кажется поле, на кромке которого сидит младенец, ожидающий мать. Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к выводу, что и добро и зло существуют не вне человека, а в нём самом. Романтизм вообще явление более сложное и противоречивое, чем сентиментализм. Венецианов создал целую галерею портретов крестьян.
Кисть художника уверенно наносит краски, оставляя большие и малые мазки. Революционные потрясения, бурная общественная жизнь проявились в живописи тяготением художников к изображению исторических и фантастических сюжетов, с патетикой и «нервным» возбуждением, которое достигалось ярким цветовым контрастом, экспрессией движений, некоторой хаотичностью, стихийностью композиции. Романтизм как миропонимание сформировался в Германии в 90-х гг. Художник стремится отразить реальное положение вещей, все те бедствия, которые пришлось пережить на чужбине брошенным своим полководцем французским воинам. Делакруа был самым образованным среди живописцев первой половины XIX столетия. Автобиографический характер своих опер подчеркивал Вагнер. Развитие лирики от элегически мечтательной до глубоко гражданской, проникнутой чувством борьбы за угнетенную свободу человека, было характерной чертой романтической поэзии. Давыдов изображен на фоне багрово-желтого заката и темных деревьев. Внутреннюю близость к французскому портретному искусству обнаруживает и профильный Автопортрет Орловского 1810 года, с его культом индивидуалистической внутренней силы, правда, лишенный уже резкой набросочной формы Автопортрета 1809 года или Портрета Дюпора.
Так были написаны портреты «Сумасшедшая старуха», «Сумасшедший», «Сумасшедший, воображающий себя полководцем». Среди полотен Делакруа особое место занимают портреты.
Написана она была в 1819 г. и в том же году выставлена в парижском Салоне. Золотистые растрепанные волосы, открытое, по-детски пухлое лицо, живой взгляд умных глаз. Представители «школы», академисты восставали против языка романтиков: их возбужденного горячего колорита их моделировки формы, не той, привычной для «классиков», статуарно-пластической, а построенной на сильных контрастах цветовых пятен их экспрессивного рисунка, преднамеренно отказавшегося от точности и классицистической отточенности их смелой иногда хаотичной композиции, лишенной величавости и незыблемого спокойствия. Даля, цикл рассказов Записки охотника И. С. Разочарование романтизма—это разочарование в действительности, но прогресс и цивилизация—лишь одна ее сторона.
Многим дано мало, немногим многое. Вышедшие в конце 90-х годов Очерки и рассказы принесли писателю всероссийскую известность. Если фантазии Жерико сосредоточились на передаче движения, Делакруа – на волшебной силе колорита, а немцы добавили к этому некий дух живописи, то испанские романтики в лице Франсиско Гойи (1746—1828) показали фольклорные истоки стиля, его фантасмагорический и гротескный характер.
Лувр (Париж)Сюжет картины – история фрегата «Медуза», который из-за некомпетентности капитана потерпел крушение у берегов Сенегала в 1816 г. 140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на плот. И вряд ли поддается анализу, почему в однотонной серовато-зеленой, оливковой гамме, в торопливых, будто случайных ударах кисти почти невзрачного на вид этюда заключено такое большое человеческое содержание. Правда, сюжет по теме народного восстания против монархии Бурбонов, скорее исключение для творца, как-то сказавшего «Страшно подумать, сколько памятников и произведений искусства погубили революции. ». кризисное расслоение романтического движения в 1840-х, 50-х гг. И ещё один жанр литературы утвердился в России, благодаря В. Жуковскому, – элегия. Романтиков интересовали различные исторические эпохи их своеобразие, а также экзотические и таинственные страны и обстоятельства. В русской литературе возникновение романтизма граничит с именем В. А. Жуковского (1783-1852 гг. ).
Артист, поэт, музыкант – излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с её подзаголовком- «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»). Если фантазии Жерико сосредоточились на передаче движения, Делакруа – на волшебной силе колорита, а немцы добавили к этому некий дух живописи, то испанские романтики в лице Франсиско Гойи (1746--1828) показали фольклорные истоки стиля, его фантасмагорический и гротескный характер. Романтики не были социально пассивными. Человек прощается со Свободой, прощается с жизнью.
на фракции и их слияние как с консервативными, так и с радикальными течениями «антибюргерской» европейской мысли. Глубоко любивший Россию и русскую природу П. И.
Это ощущение усиливается за счет точной передачи пластики (позы, жестов) человеческих фигур, а также использования ярких и сочных цветовых сочетаний (рыжие, гнедые, белые кони насыщенно-синие, темно-красные, бело-голубые и золотисто-желтые куртки жокеев). Взгляд Арсения скользит мимо зрителя, одет он небрежно, ворот как бы случайно распахнут. Он пишет стихи иллюстрирует свои и чужие книги. Одна из лучших работ Тропинина — портрет сына. Пушкин («Песнь о Вещем Олеге», «Утопленник»), М. Ю. В своих полотнах они выразили дух свободолюбия, активного действия, страстно и темпераментно взывали к проявлению гуманизма.
Красиво играют на рыжевато-коричневом фоне красные пятна одежды рыбаков. Т. Жерико «Плот «Медузы» (1819). В 1831 году в парижском Салоне французы впервые увидели эту картину, посвященную «трем славным дням» Июльской революции 1830 года. Представители «школы», академисты восставали, прежде всего, против языка романтиков: их возбужденного горячего колорита их моделировки формы, не той, привычной для «классиков», статуарно-пластической, а построенной на сильных контрастах цветовых пятен их экспрессивного рисунка, преднамеренно отказавшегося от точности их смелой иногда хаотичной композиции, лишенной величавости и незыблемого спокойствия.
Имеющих последователей и наследников. В разных странах Европы были свои особенности в трактовке романтических образов. Послевоенный период отмечен ростом интереса к народной жизни, неудовлетворенностью русской действительностью. Те же черты манеры старых мастеров видны и в картине «Бег свободных лошадей в Риме», написанной приблизительно в 1817 г. и представляющей состязания всадников на одном из карнавалов, проходящих в Риме. Есть у него и множество работ под названием Портрет неизвестного (неизвестной).
Жерико сближается с английскими художниками, покоряющими его своим умением искренне и правдиво изображать действительность. В XVIII в. люди из народа, а тем более крепостные крестьяне, мало интересовали художников. Вот таким образом постараемся назвать как можно больше имён. Это был пик его творчества. Художник изобразил волнующий момент недавней истории, основанной «на реальных событиях» : гибель французского фрегата у берегов Сенегала в 1816 г. и трагическая история выживания 15 из 140 человек, плывших на корабле, на маленьком плоту.
Работы, относящиеся к романтизму, стали появляться в России уже в 1790-х годах (работы Феодосия Яненко Путешественники, застигнутые бурей (1796), Автопортрет в шлеме (1792). Такой неоготики немало в славянских странах. В его лице и позе отвага и мужественность. Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. «Эстетическая революция» от композиции до сюжета и подачи – налицо. Одними из первых это сделали художники.
В том числе и русских творцов, которым оказались близки революционные идеи в искусств. Романтические черты свойственны одному из лучших автопортретов Кипренского — "с бантом". Причиной его появления стало разочарование в итогах Французской революции. Тем не менее большое место в наследии мастера занимают ночные морские пейзажи, посвященные конкретным местам, где буря уступает место магии ночи, времени, которое, согласно воззрениям романтиков, наполнено таинственной внутренней жизнью и где живописные поиски художника направлены на путь извлечения необыкновенных световых эффектов («Вид Одессы в лунную ночь», «Вид Константинополя при лунном освещении», оба — 1846). Тема природной стихии и человека, застигнутого врасплох, — излюбленная тема романтического искусства, по разному трактовалась художниками 1800-1850-х годов. «Портрет отца» — произведение совершенно самостоятельное, обладающее собственной внутренней энергией и силой художественной выразительности.
Сам Гойя и его творчество выглядят далекими от каких-либо стилистических рамок, тем более что художнику очень часто приходилось следовать законам материала исполнения (когда он, например, выполнял картины для тканых шпалерных ковров) или требованиям заказчика. Это о нем Пушкин сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит». Это путь к совершенству, «к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого» (А. Де Виньи). В начале XIX века значительным культурным центром России являлась Тверь. За четверть века через нее прошли около 70 талантливых юношей. Не была исключением и живопись. Когда смотришь на его Автопортрет, невольно приходят на память портреты А. Гро, Жерико.
Особому влиянию романтизма была подвержена молодёжь, получившая возможность учиться и много читать (чему способствует бурное развитие печатного дела). Его родители умерли, когда он был совсем юным. Сам Гойя и его творчество выглядят далекими от каких-либо стилистических рамок, тем более что художнику очень часто приходилось следовать законам материала исполнения (когда он, например, выполнял картины для тканых шпалерных ковров) или требованиям заказчика.
Весь этот художественный антураж не случаен. В композиции нет патетики и героического пафоса, что было характерно для ранних работ Жерико. Среди подобных образов особенный интерес представляют герои картин «Офицер карабинеров», «Офицер кирасир перед атакой», «Портрет карабинера», «Раненый кирасир», созданных в 1812-1814 гг. Обозначается новый тип романа – романа-памфлета, романа идей, сатирического бурлеска, высмеивающего крайности романтического искусства: исключительность героя, его пресыщенность жизнью, меланхолию, высокомерие, пристрастие к изображению готических руин и уединенных таинственных замков (Пикок, Остен). В живописи тема средневековья определила появление так называемых перафаэлитов.
Романтизм в живописи очень тесно связан с сентиментализмом. Благодаря переводам Жуковского, русские читатели познакомились с балладами, И. В. Портрет сына — Арсения Тропинина — один из лучших в творчестве мастера. В различных европейских странах существовали свои особенности в трактовке романтического образа.
Отсюда и патетический характер романтических произведений их нервная возбужденность, тяготение к экзотическим мотивам, к историческим и литературным сюжетам, ко всему, что может увести от «тусклой повседневности», отсюда эта игра воображения, а иногда, наоборот, мечтательность и полное отсутствие активности. Искусство романтизма во Франции развивалось особыми путями. Во французской школе формирование собственно реализма относят ко второй трети XIX века. Бородин, Ц. А. В произведении «Возвращение из России» впервые прозвучала тема борьбы человека со смертью.
Девиз революции «Свобода, равенство, братство. » оказался утопическим. К 1809 году относится такой эмоционально насыщенный портретный лист, как Автопортрет. Романтизм впервые ставит проблему языка искусства. Плот на его картине приподнят волной, зритель сразу видит всех ютящихся на нём людей. Более светлым стал колорит.
За четверть века через нее прошли около 70 талантливых юношей. Философскую платформу романтизма активно разрабатывали «Йенские романтики» – братья Август и Фридрих. Художник – толкователь языка природы, посредник между миром духа и людьми. К. Брюллов и в своих портретах и в сложных сюжетных полотнах («Последний день Помпеи») воспевает силу и величие человеческого духа. В живописной серии «Бег свободных лошадей» (1817 г. ) кисти Жерико доступна и выразительная точность репортажа и сдержанная героика в неоклассическом духе.
Она — направляющая сила движения группы на баррикадах. То же лирическое начало отличает и исполненные им виды петербургских окрестностей («Закат солнца в окрестностях Петербурга», 1832). «Портрет отца», несомненно, создан под впечатлением от Рембрандта.
Им остались последние минуты свободы перед приближением врагов. Казалось бы, он явился сюда для того, чтобы всех подбадривать. Была ли у него для этого какая-нибудь побудительная причина. Но колористическая гамма сдержанна. Чувствуется, с какой любовью художник писал портрет сына.
Русский романтизм принято делить на несколько периодов: начальный (1801-1815), зрелый (1815-1825) и период последекабристского развития. Бидермейер – это один из наиболее популярных стилей эпохи (прежде всего в области быта, но также и искусства)2. «Родиной» романтизма в живописи считают Францию, а появление картины Теодора Жерико «Плот фрегата Медуза» в Салоне в 1819 г., на престижной официальной выставке парижской Академии изящных искусств, – чуть ли не «день рождения» стиля. Но у великого голландца русский художник взял лишь внешние приемы. В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создается баллада, романтическая драма. В окончательном варианте полотно представляет тот момент, когда уже отчаявшиеся люди видят на горизонте судно «Аргус» и протягивают к нему руки.
У нее в руках знамя, лицо вдохновенно. В средние века на ребенка смотрели как на маленького взрослого, который еще не вырос. Свои самые знаменитые работы – Сенокос, На пашне.
Здесь он превосходит по убедительности передачи движения всех предыдущих художников. Романтизм же выражает это неприятие наиболее остро. Грозны набеги могучих волн, предвещающих шторм и в другой картине – На берегу моря (1809).
Они то являются в привычной и естественной роли творца («Автопортрет в бархатном берете» А. Г. Варнека, 1810-е), то погружаются в прошлое, словно примеряя его на себя («Автопортрет в шлеме и латах» Ф. И. Яненко, 1792) или, чаще всего, предстает без каких-либо профессиональных атрибутов, утверждая значимость и самоценность каждого человека, раскрепощенного и открытого миру ищущего и мечущегося, как, например, Ф. А. Бруни и О. А. Орловский в автопортретах 1810-х годов. Романтики были настроены критически также к истории.
Он надел маску своего героя (это говорит о том, что между героем и автором нет дистанции) и сумел соответствовать романтическому канону. Ему принадлежат также многочисленные рисунки на темы сказок и народных песен, сделанные в суховатой манере. За его спиной — величественная панорама Кремля.
Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос. Но, можете вы возразить, это же утверждал и сентиментализм. Спустя два года на суд зрителей Салона была представлена еще одна картина Делакруа — «Резня на Хиосе». Слева студент с ружьем.
Мальчик не позирует. Байрон, Шелли стали знаменем этого движения далеко за пределами туманного Альбиона. Рисунок на оконных занавесках и мебельной обивке был одинаковым. Возродив жанры национальной лирики (баллада, эпитафия, элегия, ода) и существенно переработав их в духе времени с акцентом на внутренне раскованный мир личности, она уверенно шла от подражательности к оригинальности.
Выдержанный в сурово-рыжих тонах колорит усиливает чувство тревоги. Весь данный художественный антураж не случаен. Эта тенденция отразилась в развитии портретного жанра в целом.
А. Иванов грезит о будущем перерождении человечества, что и стало центральной проблемой его картины-мистерии «Явление Миссии» («Явление Христа народу»). В историю русского искусства Тропинин вошел как выдающийся портретист. Это было ново для русской живописи.
Жуковский был талантливым переводчиком произведений Гомера, Байрона, Шиллера. По оценкам современников, Тропинин написал около 3000 портретов. Лермонтов («Воздушный корабль», «Русалка»), А. К.
В картине "На пашне. «Портрет отца», несомненно, создан под впечатлением от Рембрандта. П. И. Прежде в нем видели автопортрет художника. Этого требовало образное решение картины. В Салоне 1824 г. Делакруа показывает картину Резня на острове Хиосе. В ней также огромную эмоциональную роль играет грозовое небо, которое занимает большую часть композиции.
Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (поэты «озерной школы», Шатобриан, В. А. Жуковский). В XVIII в. люди из народа, а тем более крепостные крестьяне, мало интересовали художников. «Портрет отца (А. Он говорил: Портрет человека пишется для памяти ему близких людей, его любящих. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией.
Отличительная особенность альбомных портретов — живость их исполнения. йенского кружка, в лоне которого были сформулированы основные философско-эстетические принципы романтизма появление после 1805 швабской школы литературного романтизма публикация книги Ж. де Сталь «О Германии» (1810), с которой начинается европейская слава романтизма широкое распространение романтизма в рамках западной культуры в 1820-1830 гг.
Долгое время он оставался вне поля зрения преследователей. Образ поэта-романтика увиден Рунге в Автопортрете. Образцом для своих творческих поисков они считали итальянскую и немецкую живопись XIV – XV веков (Перуджино, ранний Рафаэль, А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший, Л. Кранах). Лучшие из дворянства, не довольные действительностью, вышли на Сенатскую площадь в декабре 1825 г. Этот поступок тоже не прошел бесследно для творческой интеллигенции. На голове у неё фригийский колпак (символ свободы или революции), в правой руке флаг республиканской Франции, в левой – ружьё. Над реалистически изображенными фигурами участников революционной борьбы, бедных, в основном молодых людей, воодушевленных борьбой, парит великолепная женщина, напоминающая "гениев" Веронезе.
Теперь это встреча равно великих по своему значению для русского искусства мастеров. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души – характерные черты романтизма. Наиболее полно и ярко романтические идеи представлены в творчестве Т. Жерико, Э. Делакруа. Весна", "На жатве. Да, конечно, его веселость.
Романтизм же выражает это неприятие наиболее остро. Без прямого указания на профессию живописца. Бытописательные и нравоописательные романы М. Эджуорт, Ф. Берни, Д. Остен подвергаются значительной структурной реорганизации, создаются национальные варианты романов – шотландский цикл В. Скотта, «ирландские романы» М. Эджуорт.
Картина изображала 15 спасшихся пассажиров на плоту, когда они увидели на горизонте Аргус. Причем можно проследить эволюцию портретного жанра – от сентиментально-романтизированного в творчестве О. Кипренского («Бедная Лиза») – до бытового в творчестве В. Тропинина («Кружевница») и А. Венецианова («Захарка»), Венецианов А. со временем окончательно отошел от строгого жанра портрета, став основоположником бытового жанра в русской художественной школе («Гумно», «Весна. Основателем романтической школы живописи явился Теодор Жери- ко (1791-1824). Англия была классической страной романтической литературы.
Горького (1868-1936). Байрона «Паломничество Чайльда Гарольда», – живописные полотна Т. Жерико «Плот медузы» и Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ», полонезы, баллады, ноктюрны, этюды для фортепиано Фридерика Шопена, балет А Адана «Жизель». Особое место в творчестве художника заняли портреты крестьянских детей. Жерико побывал в Англии, где познакомился с пейзажами Джона Констебла. Показательно в этом смысле творчество Людвига Рихтера (1803-1884): "Лесной источник близ Ариччи", "Свадебное шествие весной" и т. п. С 1820-х гг. Именно в ней воплотился давний замысел художника показать борьбу греков с турками. В июле 1816 г. близ островов Зелёного Мыса (у побережья Западной Африки) корабль «Медуза» под командованием неопытного капитана, получившего должность по протекции, сел на мель.
Романтическая живопись во Франции возникает как оппозиция классицистической школе Давида, академическому искусству именуемому «школой» в целом. Начало английского романтизма принято связывать с появлением сборника Вордсворта и Колриджа «Лирические баллады» (1798), с опубликованием предисловия, содержащего основные задачи нового искусства. Когда-то в своей Божественной комедии Данте взял в провожатые по всем сферам (рая, ада, чистилища) земли Вергилия. Чем-то заинтересованный, он на мгновенье обернулся: рот приоткрыт, глаза блестят. В 1818 г. он создает ряд литографий на военную тему, среди которых наиболее значимой была «Возвращение из России».
Романтический герой всегда одинок. Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (Шатобриан, В. А. Жуковский). Жизнь вокруг течет спокойно, размеренно, умиротворенно. Картины, на которых художник показывает скачки или битву всадников-мавров, необычайно динамичны и выразительны. Знаменитый тогда фрегат «Медуза» налетел на рифы и затонул у берегов Африки.
Он известен как один из первых немецких «индустриальных» художников, воспевавших нарождающуюся промышленную мощь нового времени. Готовность к диалогу и открытость, свойственные образному решению произведений 1810-1820-х годов, постепенно сменяются усталостью и разочарованием, погруженностью, уходом в себя («Автопортрет» М. И. Теребенева). Города стали основными культурными центрами.
В живописи, как и в других видах искусства, романтиков привлекало всё необычное, неизведанное, будь то дальние страны с их экзотическими обычаями и костюмами (Делакруа), мир мистических видений (Блейк, Фридрих, прерафаэлиты) и волшебных грёз (Рунге) или мрачные глубины подсознания (Гойя, Фюсли). Сегодня мы переживаем всплеск интереса к творчеству Фридриха. Он весь еще порыв, движение, но уже угасающий порыв. Романтики особенно любили писать бури, грозы извержения вулканов, землетрясения, кораблекрушения, способные оказать сильное эмоциональное воздействие на зрителя (Жерико, Фридрих, Тёрнер). В сравнении с ними композиция «Алжирские женщины в своих покоях», созданная в 1834 г., кажется спокойной и статичной.
Господствует чувство непринужденности, естественности. Он говорил: "Портрет человека пишется для памяти ему близких людей, его любящих". Именно неудовлетворением Жерико политикой Наполеона было продиктовано его поступление на службу к Людовику XVIII, занявшему французский трон в 1814 г. С пессимистическими настроениями было связано и то, что после второго захвата власти во Франции Наполеоном (период Ста дней) молодой художник покидает родную страну вместе с Бурбонами.
Свободолюбивое искусство Гойи отличается смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией, остротой характеристики, социально направленным гротеском: – картоны для королевской шпалерной мастерской («Игра в жмурки», 1791), – портреты («Семья короля Карла IV», 1800), – росписи (в капелле церкви Сан Антонио де ла Флорида, 1798, Мадрид, в «Доме Глухого», 1820-23), графика (серии «Капричос», 1797-98, «Бедствия войны», 1810-20), – картины («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» — обе ок. Испытал сильное влияние Жерико, с которым был дружен с ученической скамьи. Вопроса о капитализме в России начала XIXв. Прекрасным лицом и гибким станом она напоминает античную богиню. Одними из первых это сделали художники.
Затем по записям ученые подтвердили, что открытия, сделанные Делакруа в области тональности, полностью соответствовали родившемуся в то время учению о цвете, основоположником которого является Э. Шеврёйль. 491 х 716 см. Автобиографичной можно назвать и музыку Шопена, который тоску по родине (Польше) выразил в своих мазурках, полонезах, балладах. Их большая заслуга заключается в определении места и роли субъективного начала в художественном творчестве.
Картина полна трагизма, мрачного пафоса. Фигура отважного солдата еще не раз будет возникать в творчестве Жерико. Облик ребенка удивительно обаятелен и поэтичен.
Вот таким образом образы на портретах очень выразительны и глубоки. Вот имена лучших писателей-романтиков мира: Новалис, Жан Поль, Гофман, У. Вордсворт, В. Скотт, Дж. В XVIII веке русские художники авторские изображения писали редко, лишь романтизм со своим культом индивидуального исключительного способствовал подъему этого жанра. Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. М. Ю. Эти матерчатые детали интерьера были цветными и содержали рисунки с изображением цветов. Отсюда почти полное отсутствие у поэта призывов к борьбе за социальную справедливость.
Все краски композиции точно соответствуют натуре. Но сколько – вдохновили. С начальных шагов на профессиональном поприще Делакруа решительно следует за романтиками. Решающей предпосылкой развития романтизма стали события Великой французской революции. Появляется понятие «чистой комнаты», то есть комнаты, которой не пользовались в будние дни. Одной из наиболее ярких работ этого периода стало полотно «Скачки в Эпсоме», созданное в 1821 г. В картине художник изображает несущихся во весь опор лошадей, причем ноги их совсем не касаются земли.
Чехов повести и рассказы («Моя жизнь», Мужики, «Дом с мезанином», «Дама с собачкой» и др. ). И Пушкин здесь не народный вития не гений, а прежде всего человек. В каждой культуре был свой романтический герой, но Байрон в своем произведении «Чайльд-Гарольд» дал типичное представление романтического героя.
Как правило, создание автопортрета не было случайным эпизодом. Кюи, П. И. Чайковский (Россия). на фракции и их слияние как с консервативными, так и с радикальными течениями «антибюргерской» европейской мысли.
Интерес романтиков к средневековью породил большую историческую литературу. Карл Эдуард Фердинанд Блехен (29 июля 1798, Котбус — 23 июля 1840, Берлин) Регулярное художественное образование его началось лишь в 1822 году в берлинской Академии, у пейзажиста П. Л. Лютке. А результаты революции и вовсе в ней разочаровали. У ног Свободы раненый.
И только после появления картины Теодора Жерико «Плот «Медузы», которую считали новаторской, приверженцы академического стиля признали романтизм как новое художественное направление в искусстве, хотя первоначально картина была принята неодобрительно. «Дон Жуан» Байрона в начальных песнях также представляет собой пародию на путешествующего романтического героя, весьма напоминающего Чайльд Гарольда. В ходе работы было внесено несколько изменений. Байрон. В портретной живописи эти его черты особенно отчетливы.
В построении композиции Жерико выбирает точку зрения сверху, что позволило ему совместить панорамный охват пространства (морские дали) и изобразить, сильно приблизив к переднему плану, всех обитателей плота. И даже когда ветер не треплет парус и не покрывает рябью гладь воды, как в акварели Морской пейзаж с кораблями (ок. 1810), зрителя не покидает предчувствие, что за штилем последует буря. То отчаяние, то надежда по прихоти переменчивой судьбы наполняют души пассажиров плота «Медузы». Делакруа предстает здесь мастером колорита. В 1830 г. под непосредственным впечатлением Июльской революции Делакруа написал большое полотно "Свобода, ведущая народ" ("Свобода на баррикадах").
Как идейно-художественное течение романтизм заявляет о себе в первой половине XIX в. Он возникает в первую очередь как литературное направление – здесь активность романтиков высока и успешна. Все это делалось для того, чтобы точнее передать чувства героев. На более позднем, датированном 1846 годом, художнику 70 лет.
Классическими странами романтизма являлись Германия, Франция, Англия. В целом произведение производит впечатление глубокого трагизма. В Англии во многом обусловлен германским влиянием. Во всех трех случаях мы сталкиваемся с феноменом творческого созидания и фантазии. Одно из главных произведений Жерико – картина "Плот Медузы".
И в этом отношении благодатным материалом будут служить для него детские портреты. П. Заболотский. 1814). Большое место в наследии мастера занимают ночные морские пейзажи, посвященные конкретным местам, где буря уступает место магии ночи, времени, которое, согласно воззрениям романтиков, наполнено таинственной внутренней жизнью и где живописные поиски художника направлены на путь извлечения необыкновенных световых эффектов (Вид Одессы в лунную ночь, Вид Константинополя при лунном освещении, оба – 1846). С 1824 по 1827 год он работал театральным художником-оформителем в Берлине.
Свойственный романтизму глубокий психологизм помогает в каждом персонаже увидеть личность: добропорядочную и самоотверженную (группа людей в правом нижнем углу картины, несущая пожилого человека), жадную (фигура в белом, несущая украденное под шумок чьё-то имущество), любящую (юноша в правой части картины, старающийся спасти возлюбленную), преданную (мать, обнимающая дочерей в нижнем левом углу картины) и т. д. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора. А вот брат художника, Брюллов Александр Павлович, был представителем романтизма в архитектуре (хотя был также и художником). В последней художник изобразил лондонского бродягу, в образе которого отразились впечатления, полученные живописцем в процессе изучения жизни людей в рабочих кварталах города. Только в начале XIX в. в ребенке увидели ребенка. На полотне, посвященном известной писательнице (1834) изображена благородная и сильная духом женщина, восхищающая современников. Бурные послевоенные годы стали обстановкой, в которой формировался русский романтизм. Предметом пристального внимания русской литературы становилась судьба крепостного крестьянина (повести Д. В. Григоровича, очерки из крестьянской жизни В. И.
Он вместе с тем позволяет разглядеть некоторые своеобразные стороны искусства Орловского. Среди явных исключений, тяготевших к пейзажу фантастическому, были А. О. Орловский (Морской вид, 1809) А. Г. Варнек (Вид в окрестностях Рима, 1809) П. В. Басин (Небо при закате в окрестностях Рима, Вечерний пейзаж, оба – 1820-е). Но после войны народ не получил воли.
Это определялось и исторической обстановкой и традицией. По обыкновению своему, для первого знакомства с Пушкиным Тропинин пришел в дом Соболевского, где тогда жил поэт. Ее шаг стремителен и легок — так ступают богини. Фантастический мир снов реализует в своих работах и английский художник-романтик Уильям Блейк (1757--1827).
Огромный вклад в отечественную и мировую культуру внесли Тургенев (1818-1883) и Достоевский (1821-1881).
Шлегели, Людвиг Тик, Новалис (Фридрих фон Харденберг). В одной из книг о художнике приведен список из 212 точно установленных лиц, которых портретировал Тропинин.
Остается недоумевать, – добавляет Щекотов, – почему этот прелестный этюд не удостоился должного внимания издателей и ценителей поэта. Готовность к диалогу и открытость, свойственные образному решению произведений 1810-1820-х годов, постепенно сменяются усталостью и разочарованием, погруженностью, уходом в себя («Автопортрет» М. И. Теребенева).
Карл Блехен умер в возрасте 42 лет психически больным человеком. Туда едет сражаться романтический бард Англии – Байрон. Искусство романтизма во Франции развивалось особыми путями.
Лермонтова в ментике лейб-гвардии Гусарского полка» (1837)Личность и душа – главные реальности бытия для Лермонтова исследование личности и души человеческой – главная тема его произведений. А результаты революции и вовсе в ней разочаровали. Свои самые знаменитые работы — "Сенокос", "На пашне. Резкий поворот головы с мрачным взглядом из-под сдвинутых бровей, близкий обрез портрета, при котором лицо изображается крупным планом, контрасты света – все это направлено на достижение основного эффекта противопоставления изображаемого человека окружению (тем самым и зрителю). Это величие, тайна или просветленность природы и сознательное состояние наблюдателя. В портретной живописи эти его черты особенно отчетливы.
Но в своих художественных исканиях назарейцы обратились к традициям живописи раннего Возрождения в Италии и Германии.
Однако здесь этот мотив выражен еще не так ярко, как в более поздних произведениях Жерико. В наиболее социально заостренном варианте реализм проявил себя в живописи Гюстава Курбе и Жана Франсуа Милле, наряду с другими темами ярко отразившими быт и труд простых людей («Сборщицы колосьев», «Дробильщики камней»). Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Романтизм в России возник в переломную эпоху Отечественной войны 1812 года.
Двенадцать дней спустя их спасло судно «Аргус».
На более позднем, датированном 1846 годом, художнику 70 лет. Поэты – романтики много сделали для художественного перевода. Это предшественник легендарного Гавроша, двадцать лет спустя изображенного Виктором Гюго в романе «Отверженные»: «Гаврош, полный вдохновения, сияющий, взял на себя задачу пустить все дело в ход. йенского кружка, в лоне которого были сформулированы основные философско-эстетические принципы романтизма появление после 1805 швабской школы литературного романтизма публикация книги Ж. де Сталь «О Германии» (1810), с которой начинается европейская слава романтизма широкое распространение романтизма в рамках западной культуры в 1820-1830 гг. Повышенный интерес к личности человека, свойственный романтизму, предопределил расцвет жанра портрета в первой половине XIX века, где собой доминантой стал автопортрет.
Следовательно, не было и этой причины. Символами этого периода стали лиро-эпическая поэма и исторический роман. Воссоздан облик молодого человека, чувствующего себя непринужденно, естественно, свободно.
Объединившись в своеобразное религиозное братство («Союз св. Эта тенденция отразилась в развитии портретного жанра в целом.
Давыдов изображен на фоне багрово-желтого заката и темных деревьев. Облик ребенка удивительно обаятелен и поэтичен. Это ясно проявлялось в русском портретном искусстве. Метафорическая природа была одной из самых важных черт романтического когда русские художники были еще плохо знакомы с западноевропейским романтическим портретом. Героям многих романтических произведений (Ф. Р. Шатобриана, А. Мюссе, Дж. Байрона, А. Виньи, А. Ламартина, Г. Гейне и др. ) свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы.
Ульям Блейк – удивительный тип романтика на английской культурной сцене. и разрушение города Помпеи близ Неаполя. Жерико жил в Италии.
Историческими этапами в развитии романтизма были зарождение в 1798-1801 гг. Но реалисты не мистифицировали его, как романтики, а критиковали.
В рассматриваемое время лучшие свои произведения создал А. П. У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится «болезнью века». В портрете Тропинина много простоты и естественности. Их персонажи задумчивы, мечтательны. Но после войны народ не получил воли. Жерико создает невероятно динамичную картину "Бег свободных коней в Риме". Средневековье было излюбленным периодом истории для романтиков.
Во время одного из приездов в Петербурге он взял в ученики начинающего художника, затем другого, третьего.
Сначала новую для него эпоху он пробует осмыслить через известные литературные сюжеты. Весна женщина боронит поле. Напротив, не отрицая повседневности, романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству. Овербек, фон Карльсфельд, Л. Фогель, И. Готтингер, Й. Зюттер, П. фон Корнелиус). Она стала содержанием его рисунков, акварелей и картин маслом 1809 – 1810 гг.
Даргомыжский, М. А. И лишь отдельные, самые стойкие люди продолжают борьбу за выживание. Лето" — художник создает в 20-е годы.
Лермонтов так и говорил в своём романе: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Это был пик его творчества.
Произошло сближение с русским народом других народов России. В это время живописцем было создано большое количество портретных работ. Во многих работах Венецианова природа и человек неразделимы.
Он подчеркивает неправильное строение лица Дюпора, его всклокоченные волосы имея целью создать самодовлеющий в своей неповторимой, случайной характерности портретный образ. В живописи «поэзия обыденного» наблюдается уже в творчестве художников «барбизонской школы» Теодора Руссо, Шарля Франсуа Добиньи и др., а так же Камиля Коро. Швинда и Шпицвега обычно связывают с течением в культуре Германии известного под названием «бидермейер». Они отмечены трагическим мироощущением, чувством растерянности. Фердинан Виктор Эжен Делакруа «Мое сердце, - писал он, — всегда начинает учащенно биться, когда я остаюсь лицом к лицу с огромной стеной, ожидающей прикосновения моей кисти» Французский художник и график, предводитель романтического направления в европейской живописи. Во многих работах Венецианова природа и человек неразделимы.
Художник, график, поэт и теоретик искусства Филипп Отто Рунге (1777 – 1810), в основном, посвятил себя портретному жанру. За ним выступает столь же отважно и решительно настроенный рабочий с саблей. В молодые годы Тропинин обладал богатырской силой и бодростью духа.
Автопортреты Тропинин писал дважды. Романтизм в изобразительном искусстве во многом опирался на идеи философов и литераторов. Только почти через сто лет, к 1914 году, его опубликовал П. М.
Холст, масло. Разбойники, сцены у костра, битвы сопровождали весь его творческий путь. 60-70-е годы – время наибольшего достижения русского классического романа и повести.
Он ближе всех к Свободе и как бы зажжен ее энтузиазмом и радостью вольного порыва. Отныне человек с его внутренней борьбой, духовными исканиями и переживаниями, а не «размытые» идеи всеобщего благоденствия и процветания, стали главенствующей темой в произведениях искусства. Линия романтического в русском искусстве не прервалась на 1850-х годах.
Бестужев-Марлинский, М. Н. Однако не это является главным достоинством композиции. У других «мировое зло» вызывало протест, требовало отмщения, борьбы. кризисное расслоение романтического движения в 1840-х, 50-х гг. Они то являются в привычной и естественной роли творца («Автопортрет в бархатном берете» А. Г. Варнека, 1810-е), то погружаются в прошлое, словно примеряя его на себя («Автопортрет в шлеме и латах» Ф. И. Яненко, 1792) или, чаще всего, предстает без каких-либо профессиональных атрибутов, утверждая значимость и самоценность каждого человека, раскрепощенного и открытого миру ищущего и мечущегося, как, например, Ф. А. Бруни и О. А. Орловский в автопортретах 1810-х годов. Создание жанра исторического романа – также заслуга романтизма.
Пейзаж должен быть портрет, – писал К. Н. Батюшков. Блехен по своей тематике — художник-пейзажист.
Жуковский считался одним из основоположников русского литературного романтизма. На голове фригийский колпак — древний символ освобождения от рабства. Жизнь вокруг течет спокойно, размеренно, умиротворенно. Романтизм в живописи Франции развивался по иным принципам. Буржуазная революция, а затем война с Наполеоном – те значимые исторические события, которые самым серьезным образом повлияли на философские и культурологические искания русской интеллигенции. А романтизм противопоставляет внутреннему миру гармонию. По преданию, один добропорядочный буржуа воскликнул: «Вы говорите — глава школы.
Каждому открывается душа природы по-иному. 465, 5 х 651 см. В 1812 г. Наполеон потерпел поражение в России, в связи с чем он, бывший некогда блестящим героем, приобретает у современников славу неудачливого военачальника и спесивого гордеца. Восприятие их требует углубленного сопереживания.
До чего же хорош Захарка – глазастый, курносый, большегубый мальчишка с топором на плече. В середине века романтизм приходит к некоторому компромиссу с классической схемой, порождая специфическое явление русского академизма (термин А. Бенуа), представленного творчеством Ивана Константиновича Айвазовского, Карла Брюллова, Александра Иванова.
Округлое лицо в очках излучает добродушие. Исполненный сочным свободным штрихом сангины и угля (с подсветкой мелом), Автопортрет Орловского привлекает своей художественной цельностью, характерностью образа, артистизмом исполнения. Эта тенденция отразилась в развитии портретного жанра в целом.
Прекрасным лицом и гибким станом она напоминает античную богиню. Их персонажи задумчивы, мечтательны. Ведь изображая конкретное вчерашнее событие, художник создавал и памятник этому событию. Одним из открытий писателей натуральной школы (ранние произведения Гончарова, Некрасова, Тургенева, Достоевского и др. ) был маленький человек с его нелегкой житейской судьбой. Обнаженная грудь символизирует самоотверженность французов того времени, которые с «голой грудью» шли на врага. Фантастический мир снов реализует в своих работах и английский художник-романтик Уильям Блейк (1757—1827).
Это был какой-то вихрь. Да, конечно, его нищета. И хотя он отражает жизнь достаточно точно искусство Фридриха не реалистично.
Тонко построена живописная поверхность холста. Поэзия была более радикальна в отношении формы. Фридрих стремился передать стихийную мощь природы.
Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. В картине На пашне. Они ориентированы на натуру и писались явно с ее использованием.
Первое, что отличало его от аналогичных движений в других странах, – это активный наступательный (революционный) характер. не стояло. Образы, созданные Жерико, необычайно динамичны, пластичны и выразительны, что достигнуто художником благодаря долгой и кропотливой работе. И он сделал выбор, поступив в мастерскую известного классициста Пьер, Нарсиса Герена (1774—1833).
Русская романтическая живопись отличалась от зарубежной. Художник застал его в кабинете возившимся со щенками. Изучал живопись старых мастеров, особенно Рубенса. Открытая романтиками для искусства тема состояния бытия развивалась позднее у художников «Голубой розы».
Этот хитрый прием (фотография доказала, что такого положения ног у лошадей во время бега быть не может, это фантазия художника) мастер использует для того, чтобы придать композиции динамизм, создать у зрителя впечатление молниеносного движения лошадей. В 1815 году юноша оказался предоставлен сам себе. К. Швальбе)» (1804) был написан Орестом Кипренским задолго до его путешествия в Италию в 1816 году.
Венецианов создал целую галерею портретов крестьян. Роман занимает достойное место наряду с поэзией. Холст, масло. Романтизм утверждал культ природы, чувств и естественного в человеке.
Высокая страсть – любовь во всех ее проявлениях, низкая – жадность, честолюбие, зависть. Неповторимость художника ощутима лишь в свободе его творчества – на этом стоит романтик Фридрих. Этого не мог принять молодой, прогрессивно мыслящий человек. Самыми значительными достижениями русского романтизма являются работы в жанре портрета.
Как бы они не различались в деталях (с палитрой и кистями, в халате или в сюртуке, в экзотических одеждах и широкополых шляпах) в них есть общность идеи, утверждение личности художника-творца и его эстетического кредо. Его талант стремился объять и выразить мир в целостном единстве. главой романтиков-живописцев становится Фердинанд Виктор Эжен Делакруа (1798-1863). Художник-романтик хочет познать себя.
В Англии его первыми представителями являются поэты «Озёрной школы», Вордсворт и Кольридж. Следовательно, не было и этой причины. Эжен Делакруа «Автопортрет» (1837)Его картина «Свобода, ведущая народ» (1830) создана по мотивам июльской революции 1830 г., положившей конец режиму Реставрации монархии Бурбонов. Изображённая в центре картины женщина символизирует свободу. Художник заносил их в дневник.
Побывав в Марокко, Делакруа пишет полотна, посвященные Востоку. Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790—1800-х годов). Никто не является мерилом для всех. Он делал много набросков бушующего моря, портретов спасенных людей в госпитале.
Как правило, создание автопортрета не было случайным эпизодом. В историю русского искусства Тропинин вошел как выдающийся портретист. Крайнее напряжение подчеркнуто суровой, мрачной цветовой гаммой, диагональной композицией. 28 марта в галерее «Дом Нащокина» открылась выставка «Живопись эпохи романтизма из собрания Государственного Русского музея». Изображение такого момента неустойчивости, невозможности позы усиливает эффект движения. Толстой и др. Но у великого голландца русский художник взял лишь внешние приемы.
Так ли это, сказать трудно. Округлое лицо в очках излучает добродушие. Причем характер набросков заметно отличается от стиля всего произведения. Однако нельзя и отрешиться от живой, чувственной женской фигуры – так она притягательна.
Его движение более сдержанно, более сконцентрировано, осмысленно. Эта фигура вносит драматичное начало в звучание полотна Делакруа. И в этом отношении благодатным материалом будут служить для него детские портреты. «Портрет Пушкина» кисти О. Кипренского – живое олицетворение поэтического гения. В 1817 г. двое из них инженер Корреар и хирург Анри Савиньи) напишут книгу об этой трагедии. Теодор Жерико, как и многие другие, был потрясён произошедшим с «Медузой».
В своих работах он поэтизировал образы обыкновенных людей, часто – своих близких («Мы втроем» – автопортрет с невестой и братом, не сохранился «Дети семьи Хюльзенбек», «Портрет родителей художника», «Автопортрет»). В одной руке она держит трехцветное знамя Франции, в другой — ружье. Только в начале XIX в. в ребенке увидели ребенка. связаны так же тесно, как крестьянин с землей, ее дарами. Тема «страшного мира», свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом «черном жанре», а также в произведениях Байрона, К. Брентано, Э. Т. А. Гофмана, Э. По и Н. Хоторна.
Русская романтическая живопись отличалась от зарубежной. У этой личности пафосная, призывная речь. Многие художники из разных стран Европы писали в стиле романтизма. В молодые годы Тропинин обладал богатырской силой и бодростью духа. Делакруа заостряет внимание на рельефной моделировке формы. Чем-то заинтересованный, он на мгновенье обернулся: рот приоткрыт, глаза блестят.
Такая, обычно закрытая «воскресная комната», служила только для приема гостей. Наблюдая жизнь, натуру, художник переосмысливал ее, поэтизируя видимое. Весна" женщина боронит поле. Картина получилась сложной, обаятельной, динамичной.
Графической параллелью Дома глухого могут считаться офорты серии Диспарантес. Мальчик не позирует. Живопись не была исключением. Были ли у него крылья. К. Брюллов «Последний день Помпеи» (1830-1833). Уникальность выставки заключается в том, что впервые за последние тридцать лет коллекция Государственного Русского музея (Санкт-Петербург) будет представлена в Москве. Горящие свободой и ненавистью к угнетателям молодые люди того времени сочувствуют освободительной войне Греции. В 90-е годы начался творческий путь А. М. Надо сказать, что одним из "открытий" русского искусства XIX в. был детский портрет.
Этот образ необычайно экспрессивен и динамичен. На первый план он выдвинул бюргерство, среднего обывателя. Это было ново для русской живописи. Классицизм – это система, а романтизм – нет. Судя по автопортрету, он сохранил крепость тела и в преклонном возрасте.
Как правило, создание автопортрета не было случайным эпизодом. В 18 веке излюбленными мотивами художников были горные пейзажи и живописные руины. По приезде в Париж художника особенно заинтересовала графика. Темпераментность мазка, лаконизм композиции, выразительность характеристики действующих лиц, типаж которых взят Гойи прямо из толпы, поражают. Глубокая религиозность Рунге выразилась в таких картинах, как «Христос на берегу Тивериадского озера» и «Отдых на пути в Египет» (не окончена). Лето – художник создает в 20-е годы.
Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира, душевной жизни, а это можно было делать и на материале историй, мистики и т. д. Е. Раев «Александровская колонна во время грозы», 1834).
В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов «страшному миру», —прежде всего идеях свободы. Более всего эта цель достигается в росписи Конто дель Сордо (Дома глухого), в котором Гойя жил с 1819 г. Стены комнат покрыты пятнадцатью композициями фантастического и аллегорического характера. Надо сказать, что одним из открытий русского искусства XIX в. был детский портрет. Его композиции после поездки на юг становятся свободнее и стилистически реальнее.
Беспокойна и тревожна морская стихия в акварели Парусная лодка (ок. 1812). Наблюдая жизнь, натуру, художник переосмысливал ее, поэтизируя видимое.
Портретисты-романтики стремились уйти от будничной обыденности и представить человека в исключительные, «избранные» минуты, когда в нем раскрывается наиболее полно лучшие стороны его духовного облика. Плот Медузы явился результатом длительной подготовительной работы художника. У других "мировое зло" вызывало протест, требовало отмщения, борьбы (ранний А. С. Пушкин). Этому же он стремился научить и последователей. Романтизм оставил в наследство второй половине XIX в. художественную индивидуальность. Автопортреты Тропинин писал дважды. Но именно эта картина и положила начало французскому романтизму.