Решительным отступлением от классицизма, по содержанию, была картина Жерико: «Плот фрегата Медуза», сюжет которой основан на действительным и вдобавок современном событии в салоне 1819 г. картина эта пользовалась поразительным успехом. Тема «страшного мира», свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом «черном жанре» (в предромантическом «готическом романе» – А. Радклиф, Ч. Мэтьюрин, в «драме рока» или «трагедии рока», – З. Вернер, Г. Клейст, Ф. Грильпарцер), а также в произведениях Байрона, К. Брентано, Э. Т. А. Гофмана, Э. По и Н. Хоторна. В XVIII в. люди из народа, а тем более крепостные крестьяне, мало интересовали художников. Искусство романтизма во Франции развивалось особыми путями.
Делакруа получил от своих поклонников название «Виктора Гюго живописи», а враги называли его «Робеспьером и палачом живописи».
Долгое время он оставался вне поля зрения преследователей. В русском романтизме особенно популярными жанрами становятся баллада, романтическая драма. Гёте, Ф. Шиллера, В. Скотта и после этого к жанру баллады обращаются многие поэты: А. С. Бидермейер – это один из наиболее популярных стилей эпохи (прежде всего в области быта, но также и искусства)2. При этом во всех портретах столько истинного благородства души. Никто не является мерилом для всех.
Существенно сказались на творчестве Тернера две поездки в Италию (1819 и 1828): его палитра высветлилась, он начал пользоваться чистыми, несмешанными красками изображать не предметы, а окутывающую их атмосферу («Дождь, пар и стремительность»). Примирительное же направление исходящее из романтизма, принадлежит Деларошу (ученику Гро), который старался соединить правильный и тщательный рисунок с гармоническим колоритом, не давая господствующего перевеса ни тому, ни другому качеству. Так в чём же между ними разница.
По мнению искусствоведов, Венецианов первым в истории русской живописи метко схватил и воссоздал русский народный тип. Облик ребенка удивительно обаятелен и поэтичен.
Особому влиянию романтизма была подвержена молодёжь, получившая возможность учиться и много читать (чему способствует бурное развитие печатного дела). 465, 5 х 651 см. Пейзаж должен быть портрет, – писал К. Н. Батюшков. К. Брюллов «Последний день Помпеи» (1830-1833).
Эдвард Бёрн-Джонс (1833 – 1898) с одинаковым мастерством создавал картины на темы античности и Средневековья. Это предшественник легендарного Гавроша, двадцать лет спустя изображенного Виктором Гюго в романе «Отверженные»: «Гаврош, полный вдохновения, сияющий, взял на себя задачу пустить все дело в ход. Эта тенденция отразилась в развитии портретного жанра в целом. Их называют исследователями тем сверхъестественных сил и темных чувств.
Во время революции 1848 года ее вновь поставили на всеобщее обозрение в Люксембургском дворце. За его спиной – величественная панорама Кремля.
Можно сказать, что готической утонченности предшествует романская строгость. Сигалон (1788—1837) писал кровавые, приводящие в ужас сцены: «Нарцисс» и «Локуста испытывающая яд на невольнике» (1824), «Иозабет в резне», Буланже — «Мазепа, привязанный к дикой лошади», сцены несчастия из «Ромео и Джульетты» и «Лукреции Борджиа» В. Гюго, «Юдифь», «Триумф Петрарки» — все это смелым колоритным способом новой школы. Красиво играют на рыжевато-коричневом фоне красные пятна одежды рыбаков. и разрушение города Помпеи близ Неаполя.
Только на 12-ый день их подобрал бриг «Аргус», но в живых остались лишь 15 человек. Из романтиков заслуживает упоминания Эжен Девериа, на время затмивший было основателя школы своей картиной «Рождение короля Генриха IV» кроме того, Сигалон, Потерле, Буланже, С. Эвр — все романтики второго разряда. Так, работая над картиной «Офелия» на сюжет «Гамлета» Шекспира, художник потратил массу времени на точное воспроизведение ручья и нависающей над ним растительности. Средневековье было излюбленным периодом истории для романтиков.
Автобиографичной можно назвать и музыку Шопена, который тоску по родине (Польше) выразил в своих мазурках, полонезах, балладах. Отныне человек с его внутренней борьбой, духовными исканиями и переживаниями, а не «размытые» идеи всеобщего благоденствия и процветания, стали главенствующей темой в произведениях искусства.
Надо сказать, что одним из открытий русского искусства XIX в. был детский портрет. Источником вдохновения для многих художников стало художественное наследие прошлого: Древний Восток, Средневековье и Проторенессанс (назарейцы, прерафаэлиты). Виднейшими представителями романтизма в музыке являются Франц Шуберт, Ференц Лист, а также поздние романтики Антон Брукнер и Густав Малер (Австро-Венгрия) Людвиг ван Бетховен (отчасти), Иоганнес Брамс, Рихард Вагнер, Анна Мария Вебер, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон (Германия) Фредерик Шопен (Польша) Никколо Паганини, Винченцо Беллини, ранний Джузеппе Верди (Италия) А. А. Алябьев, М. И. Глинка, А. С. Взгляд Арсения скользит мимо зрителя, одет он небрежно, ворот как бы случайно распахнут. Тема одиночества – самая популярная во всем романтическом искусстве.
Глубокая религиозность Рунге выразилась в таких картинах, как «Христос на берегу Тивериадского озера» и «Отдых на пути в Египет» (не окончена). Живопись не была исключением. Пейзаж на портрете как бы подыгрывает настроению персонажа. В женских образах, представляющих жен, сестер участников знаменательных событий, Кипренский так же не стремился к нарочитой героической приподнятости. Их персонажи задумчивы, мечтательны.
Делакруа увлекался сочинениями Данте, Байрона, Шекспира, Гёте, Вальтера Скотта отсюда появились его, кроме уже названных картин: «Печальная Греция на развалинах Миссолунги», «Обезглавливание Марино Фалиеро», «Смерть Сарданапала», «Убиение люттихского епископа Арденнским вепрем, Вил. В построении композиции Жерико выбирает точку зрения сверху, что позволило ему совместить панорамный охват пространства (морские дали) и изобразить, сильно приблизив к переднему плану, всех обитателей плота. «Портрет отца», несомненно, создан под впечатлением от Рембрандта. Как правило, создание автопортрета не было случайным эпизодом. Во многих работах Венецианова природа и человек неразделимы.
Романтизм в живописи очень тесно связан с сентиментализмом. В картине «Торжество религии в искусстве» Овербек прямо подражает «Афинской школе» Рафаэля, а Корнелиус во «Всадниках Апокалипсиса» – одноимённой гравюре Дюрера. Сначала новую для него эпоху он пробует осмыслить через известные литературные сюжеты. Венецианов создал целую галерею портретов крестьян. Чем-то заинтересованный, он на мгновенье обернулся: рот приоткрыт, глаза блестят. Без прямого указания на профессию живописца. Он делал много набросков бушующего моря, портретов спасенных людей в госпитале.
Французское слово romantisme восходит к испанскому romance (в средние века так называли испанские романсы, а затем и рыцарский роман), английскому romantic, превратившемуся в 18 в. в romantique и означавшему тогда «странное», «фантастическое», «живописное». Когда смотришь на его Автопортрет, невольно приходят на память портреты А. Гро, Жерико.
После революции происходили глобальные изменения в течение долгих лет. В живописи, как и в других видах искусства, романтиков привлекало всё необычное, неизведанное, будь то дальние страны с их экзотическими обычаями и костюмами (Делакруа), мир мистических видений (Блейк, Фридрих, прерафаэлиты) и волшебных грёз (Рунге) или мрачные глубины подсознания (Гойя, Фюсли). Романтические черты свойственны одному из лучших автопортретов Кипренского – с бантом.
«Последний день Помпеи» иллюстрирует романтизм русской живописи, смешанный с идеализмом, повышенным интересом к пленэру и тяготеющий к подобным историческим сюжетам. Несомненно, здесь уловлены подлинные черты лица Пушкина, которые по отдельности мы встречаем в том или другом из дошедших до нас портретов. Да, протест против бездуховности и эгоизма отражается уже в сентиментализме.
Весна женщина боронит поле. Графической параллелью Дома глухого могут считаться офорты серии Диспарантес.
Основные эстетические принципы романтизма выражены в творчестве С. Т. Но колористическая гамма сдержанна. Кюи, П. И. Чайковский (Россия). Его талант стремился объять и выразить мир в целостном единстве.
Делакруа, в противоположность Давиду, вел жизнь спокойную, не вступался в политику и только раз на борьбу партий отозвался картиной «Свобода на баррикадах», где фигурой женщины воплотил поэтическое произведение Огюста Барбье, написанное вскоре после июльской революции. Одна из лучших работ Тропинина – портрет сына. У других «мировое зло» вызывало протест, требовало отмщения, борьбы. Как правило, создание автопортрета не было случайным эпизодом.
Свойственный романтизму глубокий психологизм помогает в каждом персонаже увидеть личность: добропорядочную и самоотверженную (группа людей в правом нижнем углу картины, несущая пожилого человека), жадную (фигура в белом, несущая украденное под шумок чьё-то имущество), любящую (юноша в правой части картины, старающийся спасти возлюбленную), преданную (мать, обнимающая дочерей в нижнем левом углу картины) и т. д. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора. А вот брат художника, Брюллов Александр Павлович, был представителем романтизма в архитектуре (хотя был также и художником). Англия, совершившая в начале XIX в. промышленный переворот, в искусстве сохраняла приверженность романтизму.
За четверть века через нее прошли около 70 талантливых юношей. Каждому открывается душа природы по-иному. Художник изобразил волнующий момент недавней истории, основанной «на реальных событиях» : гибель французского фрегата у берегов Сенегала в 1816 г. и трагическая история выживания 15 из 140 человек, плывших на корабле, на маленьком плоту. При том, что работа первого, как может показаться идеально воплощает идеи революционного классицизма, в отличие от зрелищного «беспорядка» Делакруа, в котором предчувствуется конец света, обе они разрушают модель Давида, противопоставляют себя ей, утверждая свободу самовыражения художника – центральное понятие, которым определяется романтизм в живописи. Этот повстанец не столь стремителен, как Гаврош. Многим дано мало, немногим многое.
Артист, поэт, музыкант – излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с её подзаголовком- «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»). Его кисти принадлежит еще одно «каноническое» полотно стиля – «Свобода, ведущая народ» (1830). Напротив, не отрицая повседневности, романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству. Готовность к диалогу и открытость, свойственные образному решению произведений 1810-1820-х годов, постепенно сменяются усталостью и разочарованием, погруженностью, уходом в себя (Автопортрет М. И. Теребенева).
Он ближе всех к Свободе и как бы зажжен ее энтузиазмом и радостью вольного порыва. В разных странах Европы были свои особенности в трактовке романтических образов. Александр Гессе (род.
Динамизм ярко реагирующей толпы передан и в жестах и в мимике изображенных лиц. Последняя из названных картин (при огневом освещении) производила страшное впечатление зверскими лицами и дикой страстностью действующих лиц сцены. Она стала содержанием его рисунков, акварелей и картин маслом 1809 – 1810 гг. В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов «страшному миру», —прежде всего идеях свободы.
Вот таким образом фигуры почти скульптурны. Героям многих романтических произведений (Ф. Р. Шатобриана, А. Мюссе, Дж. Байрона, А. Виньи, А. Ламартина, Г. Гейне и др. ) свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер. Если я не нахожусь в волнении, как змея в руке пифии, я остаюсь холодным это надо признать и этому надо подчиниться».
Крайнее напряжение подчеркнуто суровой, мрачной цветовой гаммой, диагональной композицией. Слева студент с ружьем. Некоторые его тенденции проявились в направлении именуемом предромантизмом.
Характерен для романтизма и портрет Василия Андреевича Жуковского, который Кипренский написал в 1816 г. Поэт погружен в поэтические грезы: задумчивый взгляд устремлен вдаль, рука меланхолично подпирает щеку, волосы словно взлохмачены порывом ветра. Тема «страшного мира», свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом «черном жанре», а также в произведениях Байрона, К. Брентано, Э. Т. А. Гофмана, Э. По и Н. Хоторна. Следовательно, не было и этой причины. Джон Констебл (1776 – 1837), еще обучаясь в Лондонской академии, писал много портретов, но всегда стремился стать «живописцем природы».
Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. Но, можете вы возразить, это же утверждал и сентиментализм. М. Врубель «Демон сидящий»Романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству. Жизнь вокруг течет спокойно, размеренно, умиротворенно. Вопроса о капитализме в России начала XIX в. не стояло. Русская романтическая живопись отличалась от зарубежной. Он пишет стихи иллюстрирует свои и чужие книги.
Художник, график, поэт и теоретик искусства Филипп Отто Рунге (1777 – 1810), в основном, посвятил себя портретному жанру. Романтизм утверждал культ природы, чувств и естественного в человеке. В молодые годы Тропинин обладал богатырской силой и бодростью духа.
Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос. К. Швальбе)» (1804) был написан Орестом Кипренским искусства и жанра портрета в особенности. Изображение такого момента неустойчивости, невозможности позы усиливает эффект движения.
Оба полотна выставлялись в Парижском Салоне в 1827 году. Швинда и Шпицвега обычно связывают с течением в культуре Германии известного под названием «бидермейер». Отсюда почти полное отсутствие у поэта призывов к борьбе за социальную справедливость.
Особенно примечательно потрясающее произведение Теодора Жерико «Плот «Медузы»», основанное на реальном происшествии. Толстой и др.
В картине На пашне. Чувствуется, с какой любовью художник писал портрет сына. Пушкин («Песнь о Вещем Олеге», «Утопленник»), М. Ю. Известно, что Делакруа под влиянием картины «Телега с сеном» переписал свою «Резню на Хиосе». Деларошу родственны по духу поэты Ш. Делавинь и А. де Виньи. 491 х 716 см. Грозны набеги могучих волн, предвещающих шторм и в другой картине – На берегу моря (1809).
Сборники лирических стихов Блейка – «Песни невинности» и «Песни опыта» – гравированы самим поэтом. Есть у него и множество работ под названием Портрет неизвестного (неизвестной).
В своих работах он поэтизировал образы обыкновенных людей, часто – своих близких («Мы втроем» – автопортрет с невестой и братом, не сохранился «Дети семьи Хюльзенбек», «Портрет родителей художника», «Автопортрет»). Байрон, Шелли стали знаменем этого движения далеко за пределами туманного Альбиона. Чтобы написать Св. И только после появления картины Теодора Жерико «Плот «Медузы», которую считали новаторской, приверженцы академического стиля признали романтизм как новое художественное направление в искусстве, хотя первоначально картина была принята неодобрительно. Романтизм в живописи Франции развивался по иным принципам.
Мальчик не позирует. Холст, масло. Вместе с тем образ женщины реален — это дочь французского народа. П. И.
Романтизм же выражает это неприятие наиболее остро. В Портрете детей Хюльзенбек (1805) Рунге не только передает живость и непосредственность детского характера, но и находит для светлого настроения особый прием. Вот таким образом постараемся назвать как можно больше имён.
Когда лидеры встретились на Венском конгрессе, чтобы продумать план реорганизации европейских дел после наполеоновских войн, стало ясно, что надежды народов на свободу и равенство не были реализованы. Романтизм уронил в свою очередь школу Давида, но и время романтизма прошло.
Они то являются в привычной и естественной роли творца («Автопортрет в бархатном берете» А. Г. Варнека, 1810-е), то погружаются в прошлое, словно примеряя его на себя («Автопортрет в шлеме и латах» Ф. И. Яненко, 1792) или, чаще всего, предстает без каких-либо профессиональных атрибутов, утверждая значимость и самоценность каждого человека, раскрепощенного и открытого миру ищущего и мечущегося, как, например, Ф. А. Бруни и О. А. Орловский в автопортретах 1810-х годов. Они то являются в привычной и естественной роли творца (Автопортрет в бархатном берете А. Г. Варнека, 1810-е), то погружаются в прошлое, словно примеряя его на себя (Автопортрет в шлеме и латах Ф. И. Яненко, 1792) или, чаще всего, предстают без каких-либо профессиональных атрибутов, утверждая значимость и ценность каждого человека, раскрепощенного и открытого миру, как, например, Ф. А. Бруни и О. А. Орловский в автопортретах 1810-х годов. В средние века на ребенка смотрели как на маленького взрослого, который еще не вырос. Плот Медузы явился результатом длительной подготовительной работы художника. Это о нем Пушкин сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит».
За этой картиной следовало «Избиение на острове Хиосе», тоже возбудившее большие похвалы не только за выражение сильных страстей, но и за то, что художник заявил себя врагом деспотизма и другом свободы все симпатии были на стороне несчастных героев греческого восстания против их притеснителей — турок. На плоту, сделанном из остатков фрегата, движущемся среди волн, под плохим парусом, группа полуживых людей и трупов изображена в тот момент, когда вдали стал виден парус корабля. На голове у неё фригийский колпак (символ свободы или революции), в правой руке флаг республиканской Франции, в левой – ружьё.
Мусоргский, А. П. Широко известны иллюстрации Блей-ка к «Книге Иова», произведениям Вергилия и Данте. Это был пик его творчества. На первый план он выдвинул бюргерство, среднего обывателя.
В Америке в этом стиле плодотворно работали Фредерик Эдвин Чёрч и Альберт Бирштадт. Тонко построена живописная поверхность холста. Только почти через сто лет, к 1914 году, его опубликовал П. М.
Кутюр (см. ), который прошёл школу Гро и Делароша, тоже шел по примирительному пути его «Римляне времен упадка», прославившие его на всю Францию, впрочем, представляют по формам упадок классицизма, а в колоритном отношении не достигают высшего уровня романтической школы. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Этой реакцией против бездарных подражателей Рафаэля объясняется принятое тройкой английских деятелей искусства наименование «Братство прерафаэлитов». Луки»), «назарейцы» жили в Риме по образцу монастырской общины и писали картины на религиозные сюжеты. Бородин, Ц. А. Сначала Жерико хотел показать борьбу людей на плоту друг с другом, но потом остановился на героическом поведении победителей морской стихии и государственной нерадивости. «Молодой садовник» (1817) Кипренского, «Итальянский полдень» (1827) Брюллова, «Жнецы» или «Жница» (1820-е) Венецианова — произведения одного типологического ряда.
Деламарком» (из «Квентина Дорварда»). «Портрет М. Ю. Вот таким образом наиболее полно романтизм в живописи Германии представлен в портретах и пейзажах. Романтизм же выражает это неприятие наиболее остро. Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (поэты «озерной школы», Шатобриан, В. А. Жуковский).
Среди них Анн-Луи Жироде-Триозон, Антуан Жан Гро, Жан Огюст Доминик Энгр. Англия была классической страной романтической литературы. По оценкам современников, Тропинин написал около 3000 портретов.
Работы Отто Рунге – это классические образцы этого жанра. Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос. Росписи церкви Святого Антония в Мадриде Гойя создает, кажется, на одном дыхании. Но сколько – вдохновили.
Главное внимание у Лермонтова – к душе человека и его духовному пути. Философская лирика Ф. И. Тютчева завершает романтизм в России. Объединившись в своеобразное религиозное братство («Союз св. Сам Гойя и его творчество выглядят далекими от каких-либо стилистических рамок, тем более что художнику очень часто приходилось следовать законам материала исполнения (когда он, например, выполнял картины для тканых шпалерных ковров) или требованиям заказчика. Лермонтов так и говорил в своём романе: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа».
Государственный Русский музей (Петербург)Брюллов соединил в картине драматизм действия, романтические эффекты освещения и скульптурную, классически совершенную пластику фигур. На картине изображено известное извержение вулкана Везувий в 79 г. н. э. Автобиографический характер своих опер подчеркивал Вагнер. Да, конечно, его нищета.
В портретной живописи эти его черты особенно отчетливы. И в этом отношении благодатным материалом будут служить для него детские портреты. В начале XIX века значительным культурным центром России являлась Тверь.
Только на закате 18 века романтизм проявил свою силу. Картина была встречена частью общества и критики с порицанием, другой — с восторгом. Это ясно проявлялось в русском портретном искусстве.
Романтический герой всегда одинок. В романтической полемике отточили свои перья знаменитые В. Гюго, Стендаль, Жорж Санд, Берлиоз и многие другие писатели, композиторы, журналисты Франции. Одни находили композицию Делакруа в «Избиении на острове Хиосе» беспорядочной, не подчиняющейся никаким правилам, неизящной, а живопись эскизной, недоконченной, формы же людей неправильными, выразительность — грубой поклонники же Делакруа прощали ему недостатки рисунка, не всегда замечая их, увлеченные характерностью лиц и положений и романтизмом или драматичностью целого. Среди таковых природа с её неукротимой силой и непредсказуемостью ностальгия, особенно по готике (мистика и восхищение смертью) интерес к народным традициям фигура романтического героя (например, революционера). Жерико создал гигантское полотно 75 м., на котором изобразил тот момент, когда находящиеся на грани гибели люди увидели на горизонте спасительный корабль.
Размывание стилистических границ лучше всего выражено в живописных произведениях «Апофеоз Гомера» Энгра и «Смерть Сарданапала» Эжена Делакруа. Эти матерчатые детали интерьера были цветными и содержали рисунки с изображением цветов. На голове фригийский колпак — древний символ освобождения от рабства. Его движение более сдержанно, более сконцентрировано, осмысленно. (Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Ш. Петефи, А. Мицкевич, ранний А. С. Пушкин).
У других «мировое зло» вызывало протест, требовало отмщения, борьбы. Рисунок на оконных занавесках и мебельной обивке был одинаковым. Но после войны народ не получил воли.
После того как В. Гюго написал «Les Orientales», Делакруа, в поисках за колоритным, путешествует в Танжере и Алжире, результатом чего являются картины блестящего колорита — «Алжирские женщины в гареме», «Еврейская свадьба в Марокко» и др., где темы его уже спокойны. Так ли это, сказать трудно. Картина изображала 15 спасшихся пассажиров на плоту, когда они увидели на горизонте Аргус. По преданию, один добропорядочный буржуа воскликнул: «Вы говорите — глава школы. До чего же хорош Захарка – глазастый, курносый, большегубый мальчишка с топором на плече.
В Европе продолжались революции и войны, спровоцированные политическими кризисами. Лучшие умы Европы обосновывали и предвещали это общество будущего, но действительность оказалась неподвластной «разуму», будущее – непредсказуемым иррациональным, а современное общественное устройство стало угрожать природе человека и его личностной свободе. Исполненный сочным свободным штрихом сангины и угля (с подсветкой мелом), Автопортрет Орловского привлекает своей художественной цельностью, характерностью образа, артистизмом исполнения. Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. Казалось бы, он явился сюда для того, чтобы всех подбадривать. «Портрет Пушкина» кисти О. Кипренского – живое олицетворение поэтического гения.
Джон Эверетт Миллес (1826 – 1896) впервые обратил на себя внимание картиной «Иисус в родительском доме», выставленной в 1850 г. и произведшей шум из-за усугубленной реалистичности деталей. Были ли у него крылья. Сторонники же К. осуждали эту картину сильнее первой и тот же Гро, перефразируя название картины, называл ее «избиением живописи». Резкий поворот головы с мрачным взглядом из-под сдвинутых бровей, близкий обрез портрета, при котором лицо изображается крупным планом, контрасты света – все это направлено на достижение основного эффекта противопоставления изображаемого человека окружению (тем самым и зрителю).
Жуковский считался одним из основоположников русского литературного романтизма. Многие художники из разных стран Европы писали в стиле романтизма. Орловский. Жерико, Делакруа и его последователи. Уильям Холмен Хант (1827 – 1910) в своем творчестве воплощал заветы знаменитого критика Джона Рескина, считавшего, что правда достигается не широтой кисти, а крайней точностью в передаче характерных подробностей. Более всего эта цель достигается в росписи Конто дель Сордо (Дома глухого), в котором Гойя жил с 1819 г. Стены комнат покрыты пятнадцатью композициями фантастического и аллегорического характера. Она — направляющая сила движения группы на баррикадах. Энгр, непримиримый враг романтиков, до конца жизни говорил, что Делакруа «пишет бешеной метлой», а Делакруа обвинял Энгра и всех художников «школы» в холодности, рассудочности, в отсутствии движения, в том, что они не пишут, а «раскрашивают» свои картины. Портрет сына — Арсения Тропинина — один из лучших в творчестве мастера.
Великий английский романтик Уильям Блейк (1757 – 1827) – поэт, гравер, художник. Человек прощается со Свободой, прощается с жизнью. Они ориентированы на натуру и писались явно с ее использованием. Глубоко любивший Россию и русскую природу П. И.
Лувр (Париж)Сюжет картины – история фрегата «Медуза», который из-за некомпетентности капитана потерпел крушение у берегов Сенегала в 1816 г. 140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на плот. Героям многих романтических произведений (Ф. Р. Шатобриана, А. Мюссе, Дж. Байрона, А. Виньи, А. Ламартина, Г. Гейне и др. ) свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер. Беспокойна и тревожна морская стихия в акварели Парусная лодка (ок. 1812). Восприятие их требует углубленного сопереживания. А результаты революции и вовсе в ней разочаровали.
Даргомыжский, М. А. Это путь к совершенству, «к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого» (А. Де Виньи). Он говорил: Портрет человека пишется для памяти ему близких людей, его любящих.
Холст, масло. Художник застал его в кабинете возившимся со щенками. Так, в начале XIX века был создан тип «умирающего художника»: юноша-художник, не одолевший невзгод, умирает в нищете, в то время как его ждет слава, приходящая слишком поздно Подобные стереотипы восприятия пронизывали социальную психологию первых десятилетий XIX века и можно обнаружить множество случаев, когда сами художники, осознанно и безотчетно «подыгрывали» таким установкам В восприятии публики жизненный образ художника обрастает легендами, а художественные модели наделяются биографическими чертами их авторов.
Работы, относящиеся к романтизму, стали появляться в России уже в 1790-х годах (работы Феодосия Яненко «Путешественники, застигнутые бурей» (1796), «Автопортрет в шлеме» (1792). Чайковский во многих свои произведениях рисует картины природы, а цикл пьес для фортепьяно «Времена года» полностью ей посвящён. Кисть художника уверенно наносит краски, оставляя большие и малые мазки.
Первое, что отличало его от аналогичных движений в других странах, – это активный, наступательный (революционный) характер. Уильям Тернер (1775 – 1851) известен как пейзажист, рисовальщик и гравер. Господствует чувство непринужденности, естественности. Весна, На жатве. В портрете Тропинина много простоты и естественности.
Усреднённость и автоматизм стереотипов буржуазного существования, принуждавших и художника «носить котелок приказчика на голове пророка», побуждали деятелей искусства энергично отстаивать свою уникальность, право на особый статус, неповторимость, в том числе и в своем внешнем имидже. Они связаны так же тесно, как крестьянин с землей, ее дарами. Давыдов изображен на фоне багрово-желтого заката и темных деревьев. Среди них: историк Карамзин, писатель Загоскин, художественный критик Одоевский, художники Брюллов и Айвазовский, скульптор Витали, архитектор Жилярди, композитор Алябьев, актеры Щепкин и Мо-чалов, драматург Сухово-Кобылин.
Главное его достоинство — колоритность. И вновь вернули художнику. Отсюда и патетический характер романтических произведений их нервная возбужденность, тяготение к экзотическим мотивам, к историческим и литературным сюжетам, ко всему, что может увести от «тусклой повседневности», отсюда эта игра воображения, а иногда, наоборот, мечтательность и полное отсутствие активности. Это было ново для русской живописи.
«Труп Гастона де Фуа на поле битвы под Равенной» — первая, уже решительно к романтической школе принадлежащая картина, «Сулиотские женщины» (1827) — еще более, «Фауст и Мефистофель» (1881), «Гретхен», «Франческа да Римини» (В Кушелевской картинной галерее, в СПб. Автопортреты Тропинин писал дважды. Этого требовало образное решение картины.
Им остались последние минуты свободы перед приближением врагов. В лучших картинах Констебла – «Флэтфордская мельница», «Белая лошадь», «Телега с сеном» – наиболее полно отразились яркий реализм и новаторство его живописи. Вся классификация описана согласно школьным правилам и нормам современного русского языка. Основоположником исторического романа является В. Скотт, но дальше этот жанр развивается в творчестве Ф. Купера, А. Виньи, В. Гюго и др. И ещё одна особенность романтизма (далеко не единственная) – создание своего, особого мира, более прекрасного и реального, чем действительность.
Особое место в творчестве художника заняли портреты крестьянских детей. «Эстетическая революция» от композиции до сюжета и подачи – налицо. Ее шаг стремителен и легок — так ступают богини.
Эжен Делакруа «Автопортрет» (1837)Его картина «Свобода, ведущая народ» (1830) создана по мотивам июльской революции 1830 г., положившей конец режиму Реставрации монархии Бурбонов. Изображённая в центре картины женщина символизирует свободу. Лето – художник создает в 20-е годы. И Пушкин здесь не народный вития не гений, а прежде всего человек. Если фантазии Жерико сосредоточились на передаче движения, Делакруа – на волшебной силе колорита, а немцы добавили к этому некий дух живописи, то испанские романтики в лице Франсиско Гойи (1746—1828) показали фольклорные истоки стиля, его фантасмагорический и гротескный характер.
Среди явных исключений, тяготевших к пейзажу фантастическому, были А. О. Орловский (Морской вид, 1809) А. Г. Варнек (Вид в окрестностях Рима, 1809) П. В. Басин (Небо при закате в окрестностях Рима, Вечерний пейзаж, оба – 1820-е). Разбойники, сцены у костра, битвы сопровождали весь его творческий путь. Художники прославляли сложные понятия и состояния – свободу и доблесть, страх и ненависть, высокие идеалы и отчаяние, «все, что потрясает души, запечатлевается ощущением ужаса, приводит к возвышенному» (по словам французского философа-просветителя Дени Дидро).
Романтический герой живёт в этом мире, страстно защищая свою свободу и считая, что он не подчиняется правилам внешнего мира, но только своим правилам. В эпоху романтизма произошёл расцвет литературы. Отличительная особенность альбомных портретов — живость их исполнения. Именно таким Кипренский написал Евграфа Давыдова. В историю русского искусства Тропинин вошел как выдающийся портретист. Только в начале XIX в. в ребенке увидели ребенка.
Живопись, которая послушно следовала за переменами общественного строя, хотя и не могла, по существу своему, следить за всеми изгибами быстрого течения идей, но и теперь постепенно подготовлялась к перевороту, который и принял решительный характер в произведениях Делакруа, начиная с его картины «Лодка Данте», появившейся в салоне 1822 г., т. е. через 3 года после «Плота фрегата Медуза». Появляется понятие «чистой комнаты», то есть комнаты, которой не пользовались в будние дни.
Это, видимо, возвращение к пережитому ощущению победы человека над самим собой, радость вознесения на вершину мира, стремление к светлеющим непокоренным высям. Готовность к диалогу и открытость, свойственные образному решению произведений 1810-1820-х годов, постепенно сменяются усталостью и разочарованием, погруженностью, уходом в себя («Автопортрет» М. И. Теребенева). Т. Жерико «Плот «Медузы» (1819). В кромешной тьме, опустившейся на землю, среди бушующих волн тонущие рыбаки судорожно карабкаются на прибрежные скалы, о которые разбилось их судно. Ярчайшие и лучшие примеры романтизма относятся к раннему периоду. По их мнению, она являлась слишком строгой, даже ханжеской, посвящающей себя лишь борьбе с неабсолютной природой человека (в связи с его грехопадением).
Более светлым стал колорит. В 1817 г. двое из них инженер Корреар и хирург Анри Савиньи) напишут книгу об этой трагедии. Теодор Жерико, как и многие другие, был потрясён произошедшим с «Медузой». Когда-то в своей Божественной комедии Данте взял в провожатые по всем сферам (рая, ада, чистилища) земли Вергилия.
Бёрн-Джонс намеревался стать священником, однако под воздействием Морриса решил вместо этого посвятить свою жизнь искусству. Представители «школы», академисты восставали, прежде всего, против языка романтиков: их возбужденного горячего колорита их моделировки формы, не той, привычной для «классиков», статуарно-пластической, а построенной на сильных контрастах цветовых пятен их экспрессивного рисунка, преднамеренно отказавшегося от точности их смелой иногда хаотичной композиции, лишенной величавости и незыблемого спокойствия. Такая, обычно закрытая «воскресная комната», служила только для приема гостей.
Это был какой-то вихрь. Образцом для своих творческих поисков они считали итальянскую и немецкую живопись XIV – XV веков (Перуджино, ранний Рафаэль, А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший, Л. Кранах). Быть художником стало особой заботой. В том числе и русских творцов, которым оказались близки революционные идеи в искусств.
Следует заметить, что этот отрицатель К., художник-реалист, вышел из мастерской Герена. Итог своим размышлениям об искусстве художник подвел в теоретическом трактате «Цветовая сфера». Лермонтова в ментике лейб-гвардии Гусарского полка» (1837)Личность и душа – главные реальности бытия для Лермонтова исследование личности и души человеческой – главная тема его произведений. В Оксфордском колледже Бёрн-Джонс встретился с Уильямом Моррисом, будущим знаменитым живописцем, поэтом, архитектором, романистом, графиком, дизайнером. Судя по автопортрету, он сохранил крепость тела и в преклонном возрасте. Не была исключением и живопись. В Салоне 1824 г. Делакруа показывает картину Резня на острове Хиосе. Просветительство проповедовало новое общество как самое «естественное» и «разумное».
Но именно эта картина и положила начало французскому романтизму. Разбойники, сцены у костра, битвы сопровождали весь его творческий путь.
Одними из первых это сделали художники. Но долгое время романтизм находился в борьбе с классицизмом. Горная вершина на заднем плане выделена как центр духовных устремлений мастера. У ног Свободы раненый. Правда, сюжет по теме народного восстания против монархии Бурбонов, скорее исключение для творца, как-то сказавшего «Страшно подумать, сколько памятников и произведений искусства погубили революции. ». Некоторые, как мы видели изображали безобразие или крайности, возбуждавшие отвращение.
Теперь это встреча равно великих по своему значению для русского искусства мастеров. Фантастический мир снов реализует в своих работах и английский художник-романтик Уильям Блейк (1757—1827). Самыми значительными достижениями русского романтизма являются работы в жанре портрета. В живописи тема средневековья определила появление так называемых прерафаэлитов. Ульям Блейк – удивительный тип романтика на английской культурной сцене.
Лермонтов («Воздушный корабль», «Русалка»), А. К. Но, в отличие от литературы сентиментализма, эта литература не отгораживалась от общественных и политических проблем.
Еще одним выдающимся портретистом был О. А. За ним выступает столь же отважно и решительно настроенный рабочий с саблей. Это определялось и исторической обстановкой и традицией.
Золотистые растрепанные волосы, открытое, по-детски пухлое лицо, живой взгляд умных глаз. Была ли у него для этого какая-нибудь побудительная причина. «Родиной» романтизма в живописи считают Францию, а появление картины Теодора Жерико «Плот фрегата Медуза» в Салоне в 1819 г., на престижной официальной выставке парижской Академии изящных искусств, – чуть ли не «день рождения» стиля.
Формацию почвы и облаков художник должен изучить с точностью геолога. Революционные потрясения, бурная общественная жизнь проявились в живописи тяготением художников к изображению исторических и фантастических сюжетов, с патетикой и «нервным» возбуждением, которое достигалось ярким цветовым контрастом, экспрессией движений, некоторой хаотичностью, стихийностью композиции. В 1861 г. он выставил «Шабаш», по В. Гюго, — дикий танец хаотически переплетенных фигур. Романтизм вообще явление более сложное и противоречивое, чем сентиментализм. Туда едет сражаться романтический бард Англии – Байрон. П. Заболотский.
Этот тяжелый изнурительный труд выглядит на полотне Венецианова возвышенным: крестьянка – в нарядном сарафане и кокошнике. Прекрасным лицом и гибким станом она напоминает античную богиню. Неоднократное повторение этих цветов поддерживает мощный аккорд трехцветного флага, реющего над баррикадами. Эта фигура вносит драматичное начало в звучание полотна Делакруа. В произведениях живописи того времени отображен некий идеал, наделенный героизмом и романтизмом.
академии художеств. ), по Данте, «Паоло» (1835) и много религиозных картин. Студент сознает неизбежность потерь, которые понесут повстанцы, но жертвы его не пугают — воля к свободе сильнее. Да, конечно, его веселость. Основанный в Вене и обосновавшийся в Риме (1809-1810) Союз Святого Луки объединял мастеров идеей возрождения монументального искусства религиозной проблематики. Из художников самым главным и наиболее сильным противником романтизма был Энгр.
Победа в Отечественной войне 1812 г., творческие свободы на родине с выставками в Академии художеств, поездки и «командировки за рубеж» (Брюллов, например, «стажировался» в Италии), да и просто типично русская эмоциональность – у русских художников были все основания для своего пути в романтизме. Это путь к совершенству, «к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого» (А. Де Виньи). Наблюдая жизнь, натуру, художник переосмысливал ее, поэтизируя видимое. Необычайно интересна история создания Портрета Пушкина. Позднее влияние этого проторомантического художника будет заметно в творчестве Александра Орловского. В одной руке она держит трехцветное знамя Франции, в другой — ружье.
Он весь еще порыв, движение, но уже угасающий порыв. Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (поэты «озерной школы», Шатобриан, В. А. Жуковский). Наиболее полно и ярко романтические идеи представлены в творчестве Т. Жерико, Э. Делакруа.
(Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Ш. Петефи, А. Мицкевич, ранний А. С. Пушкин). Хоть и утверждают почитатели Кипренского, что художественные преимущества на стороне его романтического портрета, где поэт представлен погруженным в собственные мысли, наедине с музой, но народность и демократизм образа безусловно на стороне тропининского Пушкина. Эта тенденция отразилась в развитии портретного жанра в целом.
В начале своей деятельности он и сам не пользовался расположением академии хотя он и получил 1-ю римскую награду за «Ахиллеса» в двадцатилетнем возрасте, но лишь на 43 году сопричислен к числу членов академии. Округлое лицо в очках излучает добродушие. Начало XIX века – время культурного и духовного подъема в России.
В конце жизни Бёрн-Джонс удостоился рыцарского звания. Романтики на все лады писали мучеников Шатобриана и брали типы из литературы до Альфреда Мюссе и Эжена Сю включительно. Романтики особенно любили писать бури, грозы извержения вулканов, землетрясения, кораблекрушения, способные оказать сильное эмоциональное воздействие на зрителя (Жерико, Фридрих, Тёрнер). Работы, относящиеся к романтизму, стали появляться в России уже в 1790-х годах (работы Феодосия Яненко Путешественники, застигнутые бурей (1796), Автопортрет в шлеме (1792). М. Ю. «Портрет отца» — произведение совершенно самостоятельное, обладающее собственной внутренней энергией и силой художественной выразительности.
На более позднем, датированном 1846 годом, художнику 70 лет. Вот таким образом невозможно надеяться на то, что человек изменится к лучшему в результате изменения мира. У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится «болезнью века». Красивы тела, лица полоненных людей. Он представлен такими великими именами, как Джон Констебл (Англия), Франческо Хайес (Италия), Франсиско Гойя (Испания), Каспар Давид Фридрих, Карл Брехен, Карл Фридрих Лессинг (Германия). Справа мальчишка, парижский гамен, размахивающий пистолетами.
У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится «болезнью века». Города стали основными культурными центрами. Он вместе с тем позволяет разглядеть некоторые своеобразные стороны искусства Орловского. Вот таким образом изображенные на рисунках люди кажутся нам близкими и понятными.
Создание жанра исторического романа – также заслуга романтизма. Это величие, тайна или просветленность природы и сознательное состояние наблюдателя. К 1809 году относится такой эмоционально насыщенный портретный лист, как Автопортрет. Весь этот художественный антураж не случаен. Кипренский, Тропинин, Брюллов с большой любовью старались показать всю глубину и красоту личности человека, через взгляд, поворот головы, детали костюма передать духовные искания, свободолюбивый характер своих «моделей».
Но у великого голландца русский художник взял лишь внешние приемы.
Бурные послевоенные годы стали обстановкой, в которой формировался русский романтизм. Благодаря переводам Жуковского, русские читатели познакомились с балладами, И. В. Он не произвел ничего, что заслуживало бы жизни в потомстве.
Романтизм в изобразительном искусстве во многом опирался на идеи философов и литераторов. Ведь изображая конкретное вчерашнее событие, художник создавал и памятник этому событию. Делакруа заостряет внимание на рельефной моделировке формы. Прежде в нем видели автопортрет художника.
В 1831 году в парижском Салоне французы впервые увидели эту картину, посвященную «трем славным дням» Июльской революции 1830 года. Воссоздан облик молодого человека, чувствующего себя непринужденно, естественно, свободно. В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов «страшному миру», – прежде всего идеях свободы. Свои самые знаменитые работы – Сенокос, На пашне. Аналогичным образом можно описать картину Уильяма Тёрнера «Ганнибал и его армия переходят Альпы», на которой полководец и его войско изображенные на фоне подавляющего своей масштабностью ландшафта, борются с природными силами (снежной бурей) и местными племенами. Это глубоко трагический образ. Огромный резонанс имела картина Жерико «Плот Медузы», посвященная недавнему событию современной жизни – гибели пассажирского корабля по вине морского пароходства4.
Выдержанный в сурово-рыжих тонах колорит усиливает чувство тревоги. Противостоял романтизм эпохе Просвещения и в словесном плане: язык романтических произведений, стремясь быть естественным, «простым», доступным для всех читателей, представлял собой нечто противоположное классике с ее благородной, «возвышенной» тематикой, характерной, например, для классической трагедии. «Портрет отца (А.
Обнаженная грудь символизирует самоотверженность французов того времени, которые с «голой грудью» шли на врага. Кроме того, Делакруа брал свои сюжеты из истории («Кромвель и Карл I, лежащий в гробу», «Убиение герцога Гиза», «Сыновья Эдуарда»). Овербек, фон Карльсфельд, Л. Фогель, И. Готтингер, Й. Зюттер, П. фон Корнелиус). Оно появилось как ответ на разочарование в ценностях периода Просвещения, было сформировано художниками, обучавшимися в студии Жака-Луи Давида (основателя неоклассицизма). И даже когда ветер не треплет парус и не покрывает рябью гладь воды, как в акварели Морской пейзаж с кораблями (ок. 1810), зрителя не покидает предчувствие, что за штилем последует буря.
Романтическая живопись во Франции возникает как оппозиция классицистической школе Давида, академическому искусству именуемому «школой» в целом.