Художники Польши 19-20 века. ». Состояние: UNC. Третья Республика (1990-2013) (Польша). Латунь. Юбилейная монета «2 злотых 2003 года Яцек Мальчевский-Художники Польши 19-20 века». Третья Республика (1990-2014) (Польша). Латунь.
81 б). в Варшаве, Р. Сверчинский. Новый шквал Presto con fuoco и кода Agitato «поглощают» первую тему. Скочиляс оказал огромное влияние на дальнейшее развитие польской графики. В портрете «Сенько» (ок.
Однако во «фресках» этих мастеров пианизма не трудно обнаружить и существенные различия. Величественный девятиметровый монумент солдата, смонтированный из больших блоков серого гранита, прочно встал на одной из варшавских улиц. Это был период, когда уехали Я. Норблин и А. Орловский умерли М. Плоньский и К. Войняковский. Тонкой аналогией Лист определил очень важную особенность игры Шопена: наличие в ней «свободной организованности». Лучшее его полотно — «Мать умерла» (1867 Львов, Картинная галерея).
Особенно типичны работы Юзефа Шерментовского (1833—1876), крупного художника среди варшавских жанристов 60-х гг. Особое место занимает творчество другого художника, тоже выходца из Галиции, Артура Гроттгера (1837—1867), отразившего в своих графических сериях «Варшава» (1862), «Польша» (1863) и др. Но позже вид такой живописи практически исчез после того как начали распространятся печатные репродукции. В старинные времена народные художники, которые занимались рисованием образов, так называемые «obraznik» в основном рисовали масляными красками, а также клеевыми красками. Одно из лучших произведений этой группы — Фантазия f-moll op.
Примыкает к ней по силе эмоционального воздействия серия «Солдаты мира и революции» (1950 — 1951), в которой обращает на себя внимание портрет пламенного «солдата революции», прозванного еще современниками «железным Феликсом», Ф. Э. Дзержинского. В поздних работах перегруженность композиции, обилие зрительных центров и масса фигур, в равной мере привлекающих внимание зрителя, становится утомительными для глаза и ослабляют эмоциональное воздействие картины. 1908), Т. Трепковский (1914 — 1954) (плакаты «СССР», 1954 «Нет. », 1952), Г. Томашевский (р. Лютомирского. Судьбы искусства все более прямо и непосредственно связывались с судьбой общества в целом. В самом конце сочинения возникают ее интонации, звучащие необычайно грустно.
С его именем связано формирование современной польской скульптуры. Однако оно лишено всякой монотонности. Ф. Шопена.
В более поздние годы, живя в Париже, А. Герымский создает много полотен, среди них «Парижская Опера ночью» (1891 Познань, Национальный музей) и лучшую, пожалуй, свою работу — «Вечер над Сеной» (1893). принцип колорита. В 90-х и особенно в 900-х гг.
Особый интерес среди мастеров польской живописи представляет Вацлав Таранчевский (р. Условен и сух А. Бродовский в своих мифологических композициях, таких, как «Эдип и Антигона» (1828 Варшава, Национальный музей). Современный польский пейзаж достойно конкурирует с тематической картиной.
Матейко на эти нападки ответил своим «Приговором Матейке» (1867 Варшава, Национальный музей), где он под видом воссоздания эпизода из жизни 16 в. изобразил самого себя осужденным на казнь.
Лаконично, «несколькими штрихами» композитор воспроизводит сценку, частенько происходившую во многих деревенских кабачках. 25. Дуниковский работал над ним в течение 1946 — 1952 гг. Четверть века спустя К. Дуниковский вновь возвращается к «Вавельским головам».
Выдающееся место в фортепианной литературе заняли этюды Шопена («12 больших этюдов» ор. Демковская создает портреты (медали «Шопен», «Анна Франк»), а также бытовые сценки, натюрморты, окрашенные поэтическим видением мира («Деревенские дети»). Суровой значительностью проникнуты пейзажи Б. Либерского, одного из ведущих художников так называемой лодзинской школы.
Это ясно обозначилось на Первом международном конкурсе имени Шопена (1927). Здесь особенно значительным представляется творчество Антони Бродовского (1784—1832) — художника, родом из Варшавы, учившегося в Париже у Жерара. Живя в Париже, он написал портрет генерала Г. Дембиньского (1852 Краков, Национальный музей), который только что вернулся из Венгрии, где предводительствовал революционными войсками поляков, присоединившихся к повстанцам-венграм. По углам пилонов помещены головы шахтеров, металлургов. 105 б).
20—30-е гг. В 10-е гг. Догорало творчество польско-литовского художника Ф. Смуглевича (Смуглявичуса). Такая разносторонность встречается редко.
Луч света, неровно осветивший первый план, вот-вот скроется за надвигающимися тучами. Глядя на плакат, невольно вспоминаешь Маяковского: «Землю всю охватывая разом, видел то, что временем сокрыто». Первый период творчества Матейки (60—70-е гг. ) был полон патриотического одушевления. Творчество Яна Матейки (1838—1893) — целая эпоха в польской художественной и культурной жизни. Карпиньский, по проекту которого ведется строительство, предложил создать эшелонированную в глубину систему застройки, состоящую из целого ряда общественных, торговых и жилых зданий.
дали ответ на этот спор, выдвинув несколько больших мастеров. Второй образ передан интонациями стремления и порывистыми взлетами «бушующей» фигурации. Пианист выразительно раскрывает богатейшую эмоциональную гамму пьес. Это определило, в частности, расцвет буржуазного портрета, широко развившегося в Польше. Этим объясняется и «театральность» поз, жестов героев. В австрийской Польше, где бытовой жанр был менее широко развит, сложилось, однако, своеобразное, полное большой искренности творчество Александра Котсиса (1836—1877).
Артист выдвигает на первый план мужественное, волевое начало. «Пролета-риатчики» — лучшее, что пока создано современными польскими живописцами на историко-революционные темы. 1945» — потрясающий душу документ ужасов войны.
Он должен быть в равной мере способен передавать образы поэтичной лирики и трагедийного пафоса, гибкую пластику скользящих движений вальса и мерную, тяжелую поступь марша-шествия, сверкающий жемчуг изящных пассажей и мрачный гул «бушующих» фигурации. К концу 60-х годов польская реалистическая школа достигла полного расцвета. Его увлекали в живописи динамика, размах, напряженность художественной формы. (Надо иметь в виду, что существуют различия не только между автографами и изданиями, вышедшими при жизни автора, но и между этими последними, так как Шопен имел обыкновение при переиздании своих сочинений вносить в них некоторые коррективы. ) Все же и это издание не может быть названо безупречным в смысле текста. Цветы как поэтическая метафора — этот прием часто используется плакатистом. Это определило, в частности, расцвет буржуазного портрета, широко развившегося в Польше.
Среди наиболее интересных градостроительных работ архитекторов этого направления можно назвать варшавский жилой район Коло (1948 — 1950 архитекторы Е. и Ш. Сыркус). Вот один из плакатов: «Да здравствует и процветает Народная Польша. » (1960). были в известной мере периодом затишья, когда даже в самом польском обществе возник спор о «смысле существования национального искусства», то 40—50-е гг.
Это нельзя назвать успехом, даже не фурором. За короткий период (1963 — 1964) в разных городах Польши было воздвигнуто несколько монументов. Все это придает суровую мужественность образу солдата. А после того как эти художники возвращались, то выступали как апостолы «хорошей живописи». В этом отношении очень важную роль играла группа художников — по преимуществу жанристов, группировавшихся вокруг Феликса Пиварского (1795—1859).
наступило быстрое развитие капитализма. В центре повествования всегда стоит герой, будь то Скарга или Костюшко. То усиливающиеся, то затихающие, они чередуются с моментами скорбных раздумий. Контского (1825—1879), основавшего в 1861 году в Варшаве музыкальный институт, Г. Венявского (1835— 1880), пианистов Ан. То было сплошное победное шествие, триумф. У ног их бегают кролики.
20—30-е гг. Последний цикл рисунков Гроттгера «Война» (1866—1867) является одним из сильнейших выражений гуманистического протеста против войны во всем европейском искусстве 19 века. «Варшава. Два портрета американского писателя из розового и серого гранита (1963) — вершина пластики Карны.
Но со временем трагизм раннего «Шлембарка» и цикла «Варшава. Создателем многочисленных композиций на темы национальной истории был Ян Матейко (1838 – 1893), работавший в самых разнообразных жанрах и видах искусства, обращавшийся к монументальной живописи, к графике. «Голос поэта», проникающий в самое сердце слушателя, вызывает представление о робких стремлениях человека и его грусти о несбывшихся надеждах (прим.
Это своего рода альбомные зарисовки «с натуры» (автор называл свои мазурки obrazki — образы, картинки). Работая с учениками, Шопен уделял много внимания развитию их техники. тоже по проекту Корацци. Эта последняя работа (проект 1947 г. ) — значительное явление в послевоенной градостроительной практике.
Трое детишек неподвижно стоят у кровати, еще не умея осознать свою беду. Художник всем сердцем принял установление народно-демократического строя в стране. Рациональные и выразительные крупноблочные здания построены в варшавском микрорайоне Прага II архитекторами И. Гей-штором и И. Кумеловским (1960). Это и очень широкий диапазон между крайними голосами, создающий впечатление «объемности» звукового пространства и использование глубинных басов, вызывающих появление многих частичных тонов и, что очень существенно, подвижность фигурации, благодаря чему возникает все более разветвляющаяся система призвуков, обогащающих мелодию.
Их ощущаешь и в маленьких мазурках и, конечно, в таких развитых, как Мазурка fis-moll op. Блестящего расцвета достигла в XIX веке и польская исполнительская культура. Его варшавский цикл (в который входят картины «Тромбки», 1884, Краков, Национальный музей «На песочном карьере на Висле», 1887 «Еврейка с апельсинами», 1881, обе — в Национальном музее, Варшава) показал умение художника глубоко воспринимать самую незаметную, повседневную жизнь, находить в ней скрытую для поверхностного взгляда красоту и значительность. Наперы), фабрика мебели в Вышкове (1962 архитекторы А. Дзержавский, 3. Работы этого периода однообразны, отмечены печатью декаданса.
Куна, А. Замоский, Э. Виттиг, Я. Щепковский). Тема его последней картины «Спор о большом севе». С именем 3.
Такие города, как Вышков, Новогруд, Шидлов, Ружан, перестали существовать вообще. Он олицетворяет силу, врывающуюся в мир тихой светлой жизни человека (если принять распространенную версию о том, что баллада навеяна поэмой Мицкевича «Свитезянка») или народа (возможно и такое толкование идеи сочинения). В графических листах «Конкарно» (1949) Кулисевич предстает перед зрителем как тонкий лирик, умеющий запечатлеть прелесть морского пейзажа. В то время как некоторые мастера, как, например, талантливый Горно-Поплавский, отошли от реалистического отображения мира, растворяя в неясных очертаниях полуобработанных гранитных глыб весомость и крепость формы, Альфонс Карны остался верен принципам реализма. Пылкий, одушевленный з1ечтой и благородным порывом юношеский образ передан художником темпераментно, в свободной, широкой манере письма, явившейся новостью для большинства польских художников.
Ян Матейко. Спокойно начатое повествование внезапно обрывается. дали ответ на этот спор, выдвинув несколько больших мастеров. Годы, предшествующие восстанию 1863 г., отмечены особо острым интересом к социальной, в основном крестьянской тематике.
49 (1840—1841). Целью конкурса, по замыслу его инициатора, профессора Варшавской высшей музыкальной школы Ежи Журавлева, было искоренение ложного отношения к музыке композитора: среди молодых пианистов существовало мнение, что она «женственная и болезненная, расстраивает и ослабляет дух» (42, с. 10). Таковы его произведения «Станьчик на балу у королевы Боны в Вавеле» (1862) и «Проповедь Скарги» (1864 обе — Варшава, Национальный музей).
Созданные им в конце 40-х — в 50-е гг. Здесь, как и во многих других мемориальных комплексах, проявилась способность польских зодчих к синтетическому обобщению, к выражению средствами монументального искусства больших общественных идей. Пиварский много сделал для развития в Польше литографии. В этом направлении работали многие варшавские художники: Ф. Костшевский (1826—1911) — «Дробильщики камня» (1862, Познань, Национальный музей) В. Герсон (1831—1901) — «Прощание крестьянина с конем» (1856) — и ряд других.
Также в старинные времена была распространенна живопись на стекле. В широкой, но точной манере письма сказываются типичные для Родаковского черты. были в известной мере периодом затишья, когда даже в самом польском обществе возник спор о «смысле существования национального искусства», то 40—50-е гг.
Другим значительным архитектурным сооружением этого времени явился стадион Десятилетия в Варшаве (1954 — 1955 архитекторы Е. Гриневецкий, М. Лейкам, Ч. Раевский). На тех же принципах основывались и другие реставрационные работы. Громадная роль в воспитании патриотических чувств народа принадлежит «Историческим песням» Немцевича (изданным в 1816 году), примыкающим по стилю к балладам и воссоздающим картины былого величия Польши. Игнатович, Е. Солтан и другие), «Висла» (1960 архитектор С. Ельницкий), Дом спорта в Люблине (1958 — 1959 архитекторы Б. и 3.
Эти работы знаменуют развитие академической, официальной живописи. Памятник Монюшко (автор С. Горно-Поплавский) был открыт также во Влоцлавеке. Салонные пианисты некогда имели обыкновение «расцвечивать» шопеновские сочинения капризными изменениями темпа, внезапными паузами, «оттяжками» некоторых долей такта исполнением «не вместе» звуков мелодии и баса. 1945 г. открывает новую страницу в творчестве Кулисевича. Образное содержание плаката усилено красным цветом.
Особенно высокие требования Шопен предъявлял к талантливым ученикам. Обратившись к теме крестьянства, Михаловский создал полотна, до сих пор остающиеся одной из вершин польской живописи 19 в. Эти портреты воплощают характерные черты польского национального народного характера, как его себе представляет Михаловский. Кони, всадники, битвы долгое время были его излюбленными темами.
Так, в 1800 году в Польше было организовано «Общество друзей науки». Дуниковский создавал памятник тысячам неизвестных героев, памятник-символ.
Образ рабочего запечатлен в картинах Ю. Млынарского, в портрете Е. Кравчика «Дядюшка Петр» (1964). «Трагизм, романтизм, лирика, героическое, драматическое, фантастическое, задушевное, сердечное, мечтательное, блестящее, величественное, простота, вообще всевозможные выражения находятся в его сочинениях», — говорил А. Рубинштейн (99, с. 65). Шопен способствовал психологическому обогащению танцевальных жанров. Этой драматургической «акцентировкой» Корто убедительно решает труднейшую задачу выявления цикличности Двадцати четырех прелюдий, над которой бьются не только пианисты, но и музыковеды. Фогеля, принесшего в 19 в. навыки реалистического пейзажа и целого ряда других художников.
Могучей симфонией борьбы сил жизни и смерти звучит Соната b-moll в исполнении Рахманинова. Важнейшими произведениями этого периода являются «Битва под Грюнвальдом» (1879, Варшава, Национальный музей) и «Прусская присяга» (1882, Краков, Национальный музей). Репризу похоронного марша, следуя традиции А. Рубинштейна, Рахманинов играет ff. стал разрабатывать проблему синтеза архитектуры и живописи. Ее мужественное лицо проникнуто болью, мукой, трагизмом.
проводится застройка Банковской площади (архитектор А. Корацци, 1792—1877) с величественным зданием Государственной комиссии приходов и казны. Не надо предпринимать таких попыток и исполнителю баллады (это не означает, конечно, что ему не принесет пользы знакомство с творчеством польских поэтов оно приблизит его к пониманию музыки Шопена). Художник развертывает широкую панораму пейзажей, связанных с жизнью великого вождя, стремясь запечатлеть атмосферу старых улиц городов, где бывал Ленин. Рубеж 19 — 20 вв. Стало обычным, писал он, стремиться, вопреки законам природы, к выравниванию силы пальцев. Персонажи и события польской истории воссоздаёт и Генрих Редлих (1838/1840 (. ) – 1884) в гравюре «Люблинская уния 1569 года (Сигизмунд Август в Люблине)», созданной по заказу Общества изящных искусств в Вене по оригиналу знаменитого живописца Яна Матейко (1838 – 1893).
20-е гг. Догорало творчество польско-литовского художника Ф. Смуглевича (Смуглявичуса). Появившиеся на варшавских, а позже и на краковских выставках в 50—60-х гг. Резкой, стучащей звучности Шопен не переносил.
Это был период, когда уехали Я. Норблин и А. Орловский умерли М. Плоньский и К. Войняковский. Делает это он естественно, с подкупающей непринужденностью и присущим ему артистизмом. Ценный вклад в мировую шопениану внесли польские пианисты.
Там экспонировались произведения художников-реалистов, показывавших активную роль человека в современной жизни («Диспетчер» Б. Либерского, 1964 «Паровоз» Я. Качмарского, 1963 «Строительство азотного комбината» X. Краевской, 1964). Творчество его по-настоящему современно — не столько четкой графической манерой письма, сколько глубиной философской мысли, выраженной метафорами и символами. 1914), Ю. Мрощак (р. пластинку с записью концертов 1948 и 1953 годов).
Средний — точка опоры руки. Его полонезы воспринимались как патриотические сочинения, о чем свидетельствуют присваивавшиеся им названия («Прощание с родиной», «Раздел Польши»). Иногда высказывается мнение, что в Сонате b-moll Рахманинов играет не Шопена, а «самого себя». Особенно удачен центральный отрезок магистрали, где сильная и стремительная лента дороги, проносясь над Вислой и набережной, с упругим изгибом ныряет в тоннель под древней Замковой площадью, затем вновь вылетает на поверхность и разделяется на два рукава, омывая с обеих сторон старинный дворец Радзивиллов. Его исполнение дышало обаянием молодости, свежестью чувств.
Период его творческой зрелости начинается с картины «Станчик» (1862, Варшава, Национальный музей). Краски ложатся на полотно грубыми мазками, образуя шершавую, бугристую матовую фактуру. Коварский одним из первых среди польских художников 30-х гг. У его колыбели стояли такие прославленные мастера, как Т. Гроновский (р. История графики послевоенного времени связана с именами мастеров старшего поколения, такими, как Т. Кулисевич и с именами молодых, чью юность опалил огонь войны. Возвеличивание прошлого, а в нем — шляхты и королей как вождей народа, что прямо граничит с влиянием реакционной историографии (очень развитой в то время в Кракове), привело к тому, что творчество Матейки в 80—90-х гг.
104 б). А наверху огромная взметнувшаяся, как пламя, Ника. Среди художников старшего поколения, чье творчество влилось в художественную жизнь новой Польши, можно назвать Войцеха Вейса (1875 — 1950), автора картины «Манифест» (1950 Варшава, Национальный музей), посвященной историческим событиям 1944 г., когда 22 июля Польским комитетом национального освобождения был принят манифест, провозгласивший как очередную задачу создание демократического польского государства. Реалистическая сила Михаловского сказалась здесь в полном отсутствии внешнего пафоса, от которого редко избавлялись польские романтики, в отсутствии внешней идеализации. Сопоставление лирического и драматически взволнованного образов основано в балладе не на их внутреннем единстве, а на конфликте. Ему не грешно поклониться ибо он творит красоту» (116, с. 75).
На фоне передовой статьи газеты «Правда» со снимком оборотной стороны Луны крупным планом дана фотография Ленина — кадр из документального фильма. Рядом со Сроковским стоят имена таких мастеров книги, как М. Березовская, О. Семашкова, М. Шанцер, Ю. Червиньский, 3. возникают художественные группировки, в том числе группировка «Формнсты», приверженцы которой отбросили традиционное понимание перспективы, отошли от передачи световоздушной среды, сосредоточив все свое внимание на вопросах формы, проблемах взаимоотношения плоскостей, объемов и масс, стремясь выявить конструктивность предметов окружающего их мира. Значительно полнее вырисовывается в записях облик одного из крупнейших шопенистов — В. Софроницкого. Поэтичность в сочетании с легким юмором, полное отсутствие бытовизма, сентиментальности, этнографичности в изображении гураль-ских крестьян, мастерское владение линией, плавной, спокойной, почти классической (рисунок «Кася» Варшава, Национальный музей) — отличительные черты новой серии «Шлембарк» (1950 — 1954).
Фигура генерала, сидящего в грустной задумчивости под сенью полевого шатра, вырастаете образ «солдата-скитальца»—одного из самых типичных и драматических образов польской истории и польской поэзии. С успехом выставлялся в парижских Салонах Генрик Родаковский (1823 – 1894), творчество которого овеяно духом романтики. Герои ее — двое крестьян, потерявших близкого человека. Нейгауз играет ее на большом дыхании, рельефно выявляя контуры тем.
25 (прим. В центре — огромный красный мак и белая ромашка. 20 в. в творчестве Дуниковского появляются декоративность, стилизация, пришедшие на смену ранним импрессионистическим и символическим скульптурам и воплотившиеся в цикле «Вавельских голов» (1925 — 1929). Расцвет исторической живописи в стране, лишенной национальной независимости, — явление не случайное.
В Париже писал в эти годы Мицкевич свою национальную эпопею — «Пан Тадеуш», здесь же в эти годы возникли наиболее совершенные и народные произведения Шопена, в которых он стал выразителем души своего народа. В центре внимания С. Рассальского — человек. Он тщательно проходил гаммы и этюды. В них впервые выявились новые черты: тяготение к большим, широким плоскостям, к геометрическим формам, к обобщенным, весомым и монолитным массам, к четкому ритму скованного внутренним напряжением силуэта.
Феномен. Эжен Делакруа высоко оценил работы Родаковского. Атмосферу напряженной тишины пустынных варшавских улиц, «взорванную» короткой автоматной очередью эсэсовцев, расстреливающих польских патриотов. Они выступают с полной отчетливостью, подобно рустике на фасадах итальянских дворцов эпохи Возрождения. Рождающиеся частичные тоны образуют целый «обертоновый спектр» (прим. радиально-лучевую композицию с системой кварталов, веером охватывающих городской центр.
Одна из них, организованная под лозунгом «Человек», в которой приняли участие Б. Либерский, Е. Кравчик, В. Гарболиньский, Б. Шайдзинска-Кравчик, получила широкий резонанс. 1901). 2015 Пересветов переулок – ИНФО – информаторы выставочного зала. 1945» исчезает.
Естественная длина пальцев в значительной степени уже перестала быть помехой для применения коротких пальцев на черных клавишах (этим и объясняется, что прежнее правило, как говорили авторы «Метода методов» из совершенного превратилось в относительное). Художник развертывает на своих полотнах эпизоды ежедневного маскарада сытого и глупого мещанства, будь то «Фотография из бабушкиного альбома» (1963) или сценки «В парке» (1960), «Кельнер» (1962). Можно было бы даже говорить о своеобразной «обертоновой полифонии»: намечающиеся в ткани скрытые голоса, сопутствующие главному голосу и способствующие его «распеванию», словно «подсвечиваются» частичными тонами и тем самым приобретают большую выразительность. Насущные проблемы польской деревни издавна привлекают Ю. Краевского. Он выделился еще в 70—80-х гг.
В конце 40-х — начале 50-х гг. 1945» (Варшава, Национальный музей) на смену резким контрастам черно-белой гравюры приходит рисунок пером, размывка тушью, сепия. 1939 — 1945».
Среди них особое место занимает здание сейма (1949 — 1952), построенное выдающимся польским зодчим старшего поколения академиком Богданом Пневским и широко известное своей сдержанной монументальной и выразительной композицией и превосходными интерьерами.
В рисунках запечатлены сцены боев силезских повстанцев с немцами. Специальный анализ мог бы показать, как много нитей тянется от этюдов к другим сочинениям композитора. Смерть помешала Коварскому воплотить свои замыслы.
Михаловский стоит несколько особняком среди других художников аристократ но происхождению, связанный с правящей верхушкой Галиции, дилетант, не получивший систематического художественного образования, общественный деятель, входивший в Галицийский сейм до его роспуска Австрией (после 1848 г. ), — он занимался живописью лишь урывками, в отдельные периоды своей жизни. Если 30-е гг. Кароль Курпиньский (1785—1857), создавший свыше двадцати опер и мелодрам, в известной мере предвосхитил Монюшко в разработке национально-самобытного интонационного склада. Лучшее его полотно — «Мать умерла» (1867 Львов, Картинная галлерея).
30—40-е гг. Постепенно проблемы формы становятся для художников «Арсенала» самоцелью. Дуниковский был прирожденным монументалистом и знаменательно, что последнее его произведение — это памятник Бойцу Первой польской армии (1963). К удаче художника относится и «Последнее добро» (1870 Варшава, Национальный музей).
В этом направлении работали многие варшавские художники: Ф. Костшевский (1826—1911)—«Дробильщики камня» (1862, Познань, Национальный музей) В. Герсон (1831—1901) — «Прощание крестьянина с конем» (1856) — и ряд других. Работы Корацци— наиболее яркое проявление развитого польского классицизма.
М. Герымский счастливо соединял в себе пристального реалиста и истинного поэта. Эту филигранную технику он приобрел, надо думать, не только упорной, но и очень рациональной работой, в основе которой лежали новые приемы игры (о них мы поговорим позднее). Условен и сух А. Бродовский в своих мифологических композициях, таких, как «Эдип и Антигона» (1828 Варшава, Национальный музей). В отличие от Бетховена и Шумана, Шопен не проявлял интереса к проблеме «раздвоения» личности и отражению этого явления в процессе музыкального повествования.
Их лица суровы и значительны. 81 б — заключительный пассаж из финала «Аппассионаты»). В основу картин некоторых художников легли тяжелые воспоминания трудных лет войны. Их отличает использование разнообразных возможностей строительной техники, смелых конструктивных решений, новой функциональной организации пространства. Но в целом последнее десятилетие отнюдь нельзя рассматривать как время упадка.
Надписи появляются в самых неожиданных местах. Этот период уже характеризуется в целом развитием демократического реализма. становится все более традиционно-официальным. Так были восстановлены (а фактически почти полностью построены заново) исторические ансамбли Старе-Мяста и Нове-Мяста в Варшаве, Старый Город в Гданьске и Познани, Рыночные площади в Ополе, Вроцлаве, Возиславе, многие дворцы и замки в различных городах.
Развитие архитектуры в буржуазно-помещичьей Польше было весьма неравномерным и противоречивым. Это будущее возникает как прекрасная романтическая мечта. Среди последних следует особенно отметить академика Яна Захватовича и проф. Среди многочисленных работ Матейки в конце его жизни существенное место занимает серия эскизов, посвященная важнейшим моментам «истории цивилизации в Польше», завершающаяся сценой провозглашения конституции 3 мая 1791 года.
Ту же роль играет творчество 3. Это способствует «маскировке» секвенционности и более цельному восприятию пассажа. Надо развивать их, а не разрушать. В Кракове продолжало развиваться творчество Михаила Стаховича (1768—1825).
Однако их работы оставались некоторое время одиноким явлением в польском искусстве. В 70-х и 80-х гг. Эти находки, колоритные, прочно запечатлевающиеся в памяти, — все же лишь детали. Францишек Стрынкевич (р. Весь цикл воспринимается словно одна фреска, на которой рельефно выделяются драматические и трагедийные образы: вначале, после вступительной прелюдии, — образ скорбного одиночества (Прелюдия а-moll), в дальнейшем — страстного бушевания (Прелюдия fis-moll), жуткой «ночной скачки» (Прелюдия gis-moll), траурного шествия (Прелюдия c-moll) и другие. Очень интересны, например, его высказывания относительно аппликатуры.
Огромное здание трактовано как единый, целостный архитектурный объем. Послушные прихотливой воле художника, строчки выстраиваются рядом, образуя шляпу и галстук-бабочку (киноплакат «День без лжи», 1954), ложатся затейливым кружевным узором на перчатку (киноплакат «Три мушкетера», 1955). Пальцы руки различны. Шрифт в его плакатах очень своеобразен. Постепенно переходили к тяжелому staccato и, наконец, к legato, причем варьировалась степень силы звука и быстроты игры.
27, Прелюдия Des-dur). Интересна с этой точки зрения выставка «Человек и труд в народной Польше», открытая в конце 1964 г. в варшавско. м Доме крестьянина. Первые полтора-два десятилетия 19 в. были эпохой бурной, сложной, полной политических перемен, Сложным было и развитие жественной жизни. Ближе к традициям 18 в. остается творчество Якоба Кубицкого (1758—1833), который создал в 1818—1822 гг.
Это отчетливо видно на одной из лучших картин Герымского — «Повстанческий патруль» (ок. Для достижения этой цели обычно использовались пятипальцевые упражнения, но не на белых клавишах, как было принято, а на е, fis, gis, ais, h (так называемая «шопеновская постановка»). Однако оно лишено всякой монотонности. В Балладе есть также черты рондо и свободной вариационной формы.
Все действие группируется вокруг него. С наибольшей силой эти тенденции проявились в живописи. Эти традиции творчески переосмысливаются новой сменой. То же приходится слышать и относительно некоторых трактовок Корто.
Еще более высоким мастерством в овладении системой реалистической живописи отличалось творчество его брата, Александра Герымского (1850—1901). Первый из них, «Человек», был задуман как развернутая панорама тяжелой жизни старой Польши, когда крестьяне вынуждены были уходить с земли в поисках заработка (полотно «Странник», 1945). Они придают плакатам Мрощака живописность и поэтичность, вносят оттенок лиризма. Целью их паломничества заключалось в поиске инспирации и света. Огиньский принимал участие в национально-освободительной борьбе. В отличие от В. Вейса, обращавшегося к традициям 19 в., творчество таких мастеров, как 3.
Эмоциональный колорит постепенно светлеет. В условиях разгромленного государства и беспощадно подавляемых движений за национальную независимость польский народ мог проявить себя как единое целое только через сохранение национальной культуры. Его пейзажи, написанные очень пастозно, положили начало фактурным поискам.
Ту же роль играет творчество 3. Начало XIX века было тяжелым периодом истории Польши. Таковы «Прусская дань» (1882 Краков, Национальный музей), «Собеский под Веной» (1883) и многие другие. 1910) и многие другие представители старшего поколения плакатистов. Проявился обостренный интерес к народному искусству (как известно и Мицкевич и Шопен записывали польский фольклор).
В системе застройки прослеживаются различные градостроительные тенденции: от периметрального размещения зданий до свободной живописной планировочной композиции с тупиковыми подъездами к расположенным в глубине кварталов домам. Третий цикл предназначался для украшения Дома ЦК ПОРП. В 1960 г. в ознаменование 550-летней годовщины «Битвы народов» на Грюнвальдском поле был сооружен величественный памятник (архитекторы В. Ценцкевич, скульптор Е. Бандура), отразивший в сдержанных и символических формах это важное историческое событие. В его вальсах салонная музыка достигла уровня высокого искусства. его обычаи, образ жизни, язык, предания, пословицы, образы, заклинания игры, песни, музыка и танцы» (1865—1890) появился как бы на гребне патриотической волны за культурное самоутверждение. Ленгрен, автор серий карикатур «Профессор Филютек» Я. Станны.
Будто солдат вспоминает о трудных годах войны. И то и другое исполнение очень драматично. Выспяньского. Этот художник, внимательно и любовно изображавший жизнь подкраковских крестьян, среди которых он провел всю свою жизнь, был по преимуществу лириком. М. Герымский счастливо соединял в себе пристального реалиста и истинного поэта. Стем-пиньский). Естественно, что крупные градостроительные работы не ограничивались Варшавой, а одновременно велись и в других промышленных и административных центрах (включая города на воссоединенных западных землях), таких, как Гданьск, Щецин, Вроцлав, Лодзь, Познань, населенные пункты Верхнесилезского промышленного округа. Но именно вдохновлены, а не были попыткой «перевода» того или иного литературного сочинения на язык звуков. Сопоставляя надпись с символическим изображением земного шара, художник создает образ весеннего праздника, его радостно встречает весь мир.
Молодой советский пианист привлек к себе внимание иными качествами игры. Широта архитектурного замысла, точная и богатая отделка деталей типичны для дворцов, воздвигнутых Корацци для частных лиц, — таков блестящий дворец Сташица (1820—1823) (в нем помещалось Общество друзей науки) или дворец Мостовских (1823). Изложение Бетховена массивно иной раз тяжеловесно (см.
Одной из специфических черт польского плаката является умелое использование надписей. Своеобразной террасной системой застройки, отвечающей условиям гористой местности, отличается санаторий в Истебне (1937 архитекторы Я. Добжинская, 3- Лобада), смелым применением новых конструктивных решений и форм — бассейн в Цехоцинке (1934: архитекторы Р. Гутт, А. Шиполис). Контского (1-817—1899), уже упоминавшейся М. Шимановской и многих других, получившая мировое признание, свидетельствует о том, что искусство Шопена и Монюшко было подготовлено разветвленной и высокоразвитой музыкальной жизнью Польши на рубеже XVIII и XIX столетий, что их творчество вобрало в себя, одновременно с богатством народной и бытовой музыки Польши, ее высокий музыкальный профессионализм, блестящие традиции концертной и оперной жизни.
Генрик Родаковский (1823—1894) проявил себя одаренным портретистом, создав «Портрет отца» (1850 Варшава, Национальный музей). 1933 Загурские за плакат «Ленин. Классицизм в Королевстве Польском держится дольше, чем в других странах. Это позволяет говорить о новом направлении развития польского промышленного зодчества, в котором прогрессивные технологические и конструктивные решения (концентрация производства, блокировка основных объемов, применение безбалочных перекрытий, больших пролетов и т. д. ) гармонически связаны с вниманием к человеку и его бытовым и эстетическим запросам. В широкой, но точной манере письма сказываются типичные для Родаковского черты. В числе этих мастеров Яцек Пушет (р.
Вина, пива, водки» (1964). Каждому пальцу свойственны свои индивидуальные особенности звучания. Заметными творческими явлениями для своего времени стали кооперативное строительство в Варшаве жилого района Жолибож (архитекторы И. Янковский, А. Яворницкий и другие), планировка промышленного города Сталевая Воля и др.
Однако различные классы преследовали в этой борьбе разные цели, хотя иногда, особенно на ранних этапах движения, выступали под общим лозунгом, создавая видимость единства всех классов нации, что, однако, неоднократно опровергалось самим ходом борьбы. Однако это понятие в самой художественной практике иногда превратно истолковывалось: за реалистические произведения часто выдавались работы серые и безликие, лишенные индивидуального почерка. Монументальный труд основоположника польской этнографии О. Кольберга «Народ. Здесь работали художники Г. Родаковский, П. Михаловский, Л. Каплиньский.
В лучших его произведениях — «Ядвига», «Новые краковяки» — ощутимы интонации польской песенности. В его творчестве ярко выражено декоративное начало. Таланту Максимильяна Герымского (1846—1874) свойственны иные черты — тонкий и точный рисунок изящество и музыкальность, слитые с исключительным ощущением жизни природы. Однако этот национальный элемент часто оттеснялся итальянизмами.
Пиварский много сделал для развития в Польше литографии. Отзвуками восстания 1864 года наполнено патриотическое творчество Артура Гроттгера (1837—1867). Этот плакат пронизан дыханием современности. На той же общественно-исторической основе выросло творчество крупнейшего мастера польской реалистической живописи Яна Матейко (1838—1893).
Он является своего рода импульсом, заставляющим «работать» воображение зрителя по заданной Янушевским программе, вызывая поток ассоциаций с красной кирпичной стеной, с красным заревом кровавых лет войны. Написан портрет в спокойной и сдержанной оливково-серой темной гамме. Характеры крестьян для него имеют такую же значительность и сложность, как портреты шляхтича, —они для него интересные, значительные люди, а не «униженные и оскорбленные», которым требуется сочувствие.
Фигура генерала, сидящего в грустной задумчивости под сенью полевого шатра, вырастаете образ «солдата-скитальца» — одного из самых типичных и драматических образов польской истории и польской поэзии. В Кракове продолжало развиваться творчество Михаила Стаховича (1768— 1825). Лидерами этой группы были советские пианисты.
Он возник как результат длительных поездок художника по Советскому Союзу и странам Европы. На красную кирпичную стену падает тень подпольщика, пишущего на стене мелом ПНР (Польская рабочая партия). В финале поразительно «очеловечивание» исполнителем образов стихийных сил природы.
За последнее двадцатилетие несколько новых памятников появилось в Варшаве. Эта грозная сила несет первому образу гибель. Особая патриотическая направленность, пафос национального самоутверждения были неотделимой чертой польского искусства, создавая тот особый внутренний «климат» романтической героики, нервной одушевленности, стремления к борьбе и неприятия насилия, которые столь типичны и для национального характера и для всего лучшего, что было создано Польшей в искусстве на протяжении 19 в. Подобное положение могло сложиться лишь благодаря тому, что идея независимости идея единства нации жила в народе постоянно, пронизывала все слои населения и находила свое яркое выражение в национально-освободительном движении.
Среди других значительных общественных зданий следует упомянуть Дом культуры в Освенциме (1958 — 1962 архитектор Ю. Поляк), Универсальный магазин в Катовице (1961 архитекторы М. Круль, И. Ярецкий), спортивные комплексы и сооружения «Варшавянка» (1961 архитекторы 3. Его лицо, затененное каской, застыло в напряженном раздумье. Вспомним хотя бы Мазурку F-dur. Во многих мазурках интересно выявление черт романтической поэмности.
Это отчетливо видно на одной из лучших картин Герымского—«Повстанческий патруль» (ок. Вождь обращается с пламенной речью к народу. Сам Шопен говорил: «Левая рука.
Еще более высоким мастерством в овладении системой реалистической живописи отличалось творчество его брата, Александра Герымского (1850—1901). Здесь особенно значительным представляется творчество Антони Бродовского (1784—1832)—художника, родом из Варшавы, учившегося в Париже у Жерара. Интересно вслушаться в ритм пианистки. Характер «рассказа» присущ главным темам — плавным, неторопливым, с постепенной «раскачкой» движения и даже элементами строфичности. К крестьянской теме Шерментовский обращался и позднее («Крепостные», 1873). 20-е гг.
1904), создавший в бронзе ряд портретов польской интеллигенции. Работы Корацци — наиболее яркое проявление развитого польского классицизма. Это явственно видно на примере архитектуры, вступившей в полосу нового подъема. Целый ряд молодых художников-жанристов, расцвет творчества которых падает на 60—70-е гг., обязан Пиварскому, бывшему прекрасным педагогом, своим интересом к народной жизни и реалистическими основами творчества. Фогеля, принесшего в 19 в. навыки реалистического пейзажа и целого ряда других художников. Любопытны в этом плане неустанные поиски талантливейшего мастера Ежи Сроковского (р.
Его генеральный план (архитектор Т. Пташицкий и другие) имеет типичную для конца 40-х гг. 110). Таланту Максимильяна Герымского (1846—1874) свойственны иные черты — тонкий и точный рисунок изящество и музыкальность, слитые с исключительным ощущением жизни природы. Тень подпольщика со сжатой в кулак рукой (интернациональный жест «Рот Фронт») — ассоциируется с героической гибелью коммунистов идущих на расстрел, когда потемневшие от пожарищ стены обагрялись кровью лучших сынов партии.
Таким образом были созданы предпосылки для развития социалистического реализма. Для того чтобы достигнуть наиболее полного выражения жизненности изображенного мотива, Веруш-Ковальский стремится наполнить картину движением, включает в композицию быстро несущуюся пару лошадей, запряженных в повозку. «Вавельские головы» 50 — 60-х гг. борьбу польского народа за национальное освобождение. Примером может служить Похоронный марш из Второй сонаты. К удаче художника относится и «Последнее добро» (1870 Варшава, Национальный музей). Игнатович, Я. Романьский), комплекс сооружений вроцлавской выставки (архитектор Е. Гриневецкий) и др.
Велики в этом отношении заслуги А. Рубинштейна. Его картины 1860-х годов отличаются ярко выраженной антиаристократической тенденцией («Проповедь Скарги», 1864, Варшава, Национальный музей). «Видите эти деревья, — говорил Лист Нейлисову, — ветер играет их листьями, придает им жизнь, само же дерево остается прежним — это шопеновское rubato» (172, с. 47). ). Начав как мастер психологических портретов, Дуниковский создает целый ряд символических скульптур, в том числе «Материнство» (позолоченное дерево, 1900), скульптуры «Дуновение» (кованая медь, 1901) и «Фатум» (1901). Пожалуй, самым характерным из его произведений являются «Крестьянские похороны» (1862 Варшава, Национальный музей), тема, которая еще не раз прозвучит в польском искусстве.
104 а). С его деятельностью граничит создание шеститомного «Словаря польского языка» С. Б. Линде (1807—1847), «Истории польской литературы» Феликса Бентковского (1847), «Словаря польских поэтов Михаила Юшиньского (1821) и других подобных трудов. Наконец, пристальное изучение творчества таких мастеров, как Гойя и Веласкес, сообщали произведениям Михаловского особую художественную культуру, снимая налет «доморощенности», делая его художественный язык гибким и свободным. Уже с 17-го такта Presto con fuoco слышатся смятенные интонации первой темы. В 90-х и особенно в 900-х гг.
Из третьего цикла были созданы два полотна, в том числе «Пролетариатчики» (1948 собственность ЦК ПОРП), где изображены члены первой польской рабочей партии «Пролетариат», организованной в 1882 г. Варыньским. Полонезы Огиньского стали очень популярными. К этому поколению принадлежал и Ксаверий Дуниковский (1875 — 1964). полотна А. Винницкого «Никогда больше», В. Гар-болиньского «Человек» и «Композиция» Ю. Млынарского, где запечатлен ужас концентрационных лагерей. 1902), автор бронзовой статуи «Мать Белоянниса» (1953) и гранитной скульптуры «Моряк» (1949 обе — Варшава, Национальный музей) и А. Карны (р.
После 1945 г. начинается новый, яркий и плодотворный период в творчестве мастера. В скерцо, благодаря характерным ритмическим «оттяжкам» достигается впечатление последовательного «мужания» героя. В первые годы народной власти многое искупалось актуальностью самой темы. Примером такого рода работ на выставке служат небольшой «Пейзаж» живописца Казимира Беньковского (1863 – 1918) и «Гололедица» Альфреда Веруша-Ковальского (1849 – 1915).
Рисовали художники свои великолепные картины на досках, бумаге, а также на полотне. Характеры крестьян для него имеют такую же значительность и сложность, как портреты шляхтича, — они для него интересные, значительные люди, а не «униженные и оскорбленные», которым требуется сочувствие. 1910). Артист услышал в музыке композитора многое. Таков цикл «По Ленинским местам» (начат в 1954 г. ). В центре памятника горит вечный огонь во славу павших.
Здесь работали художники Г. Родаковский, П. Михаловский, Л. Каплиньский. Начало расцвета польского плаката относится к середине 50-х гг. В 20-е гг.
В Париже писал в эти годы Мицкевич свою национальную эпопею — «Пан Тадеуш», здесь же в эти годы возникли наиболее совершенные и народные произведения Шопена, в которых он стал выразителем души своего народа.
В австрийской Польше, где бытовой жанр был менее широко развит, сложилось, однако, своеобразное, полное большой искренности творчество Александра Котсиса (1836—1877). Корто необыкновенно ярко передает картинный характер прелюдий. Второй цикл, «Ужасы войны», был посвящен трагической судьбе Польши в период гитлеровской оккупации. Однако следует отметить, что Матейко начал огромную работу над росписями Мариацкого костела в Кракове (где помещен алтарь Вита Ствоша).
Постоянный приток свежих сил — одна из причин юности польского плаката. В 1824—1825 гг. Карны создал портреты легендарного генерала Кароля Вальтера-Сверчевского (1961), юного Ф. Дзержинского (1955), Марии Склодовской-Кюри (1955), Эрнеста Хемингуэя и др.
Два элемента — «массовый» и «индивидуальный», развиваясь некоторое время параллельно в тесном взаимодействии, затем сливаются, как бы символизируя неразрывное единство народа и его певца (прим. 1933) «Первое мая — праздник людей труда всего мира» (1961). Вверху плаката сквозь строчки типографского набора просвечивают пять красных букв: «Ленин». 105 а), «освещающий» мелодию и вызывающий в ней, подобно лучу света в драгоценном камне, «игру огней». Этим подчеркивается контраст сопоставления крайних разделов и трио.
В этом отношении очень важную роль играла группа художников — по преимуществу жанристов, группировавшихся вокруг Феликса Пиварского (1795—1859). Живя в Париже, он написал портрет генерала Г. Дембиньского (1852 Краков, Национальный музей), который только что вернулся из Венгрии, где предводительствовал революционными войсками поляков, присоединившихся к повстанцам-венграм. Признанньгм мастером книжной иллюстрации считается Ежи Сроковский, автор иллюстраций к книге Януша Корчака «Король Матиуш Первый».
1895), Э. Липинский Ср. 1933) и Станислав (р. Бронзовым барельефом известного польского писателя Юзефа Игнатия Крашевского представлено на выставке творчество Леопольда Cтейнманна (Штейнманъ) (1848 – 1897). В серии рисунков «Варшава.
— капельмейстер, она никогда не должна поддаваться и колебаться, правой же рукой делайте все, что захотите и сможете» (172, с. 47). — начало новой волны строительства. сразу после окончания Варшавской Академии художеств.
Генрик Родаковский (1823—1894) проявил себя одаренным портретистом, создав «Портрет отца» (1850 Варшава, Национальный музей).
В картине «Пусть берет. » (Варшава, Национальный музей) Котсис вступает на путь критического реализма, приближаясь к современным ему русским художникам-передвижникам. Среди лучших крупнопанельных зданий — жилой дом в Варшаве (архитекторы Б. Пахерт, Л. Заборский) и дом во Вроцлаве (архитекторы И. Гавры-ляк, Е. Францкевич, М. и И. Тамрычевские). Победивший на конкурсе (1958) архитектор 3. Поиски прославленного художника были продолжены его учеником Станиславом Выспянским. 1871 Варшава, Национальный музей). Они украшают веер (театральный плакат «Тоска», 1953), маски (киноплакат «Ночь в Венеции», 1954).
Именно в лирической сфере образов раскрывалось все обаяние шопеновского звука, поэтичность «педального колорита». Плодотворным было создание новых синтетических форм романтической музыки. Эта манера игры порой обнаруживается и у современных пианистов. В портрете Ван-Гога (чугун, 1954) он показал творческую одержимость художника, автора прославленных арльских пейзажей, о колорите которых живо напоминает шероховатая коричневая фактура чугуна. Однако это скорее продолжатели традиции, чем зачинатели нового искусства.
Шопен использует менее плотную фактуру, с большей «воздушной» прослойкой, причем в отличие от Бетховена он во многих своих пассажах меняет позиционные комплексы не по ступеням трезвучий, а через интервалы октавы. Таково было творчество А. Мицкевича, Ф. Шопена, Ю. Словацкого. Он выделился еще в 70—80-х гг. В творчестве Шерментовского укрепилась своеобразная «жанрово-пейзажная» композиция, в которой главным является не действие, не сюжет, а общее настроение.
Это в первую очередь Леон Вычулковский (1852—1936), Ян Станиславский (1860—1907). Гегемония польской шляхты кончилась. своими картинами из быта ссыльных: «Смерть на этапе» (1891), «Воскресенье в шахте» (1882), «Политические ссыльные» (1883) (все — Варшава, Национальный музей), в которых показал себя мастером психологической характеристики. Поиски языка новых архитектурных форм ярко прослеживаются в таких сооружениях, как торговый центр «Супер-сам» в Варшаве (1959 — 1962 архитекторы М. Красиньский, Е. Гриневицкий, Е. Кра-синьская конструкторы В. Залевский, А. Журавский и другие).
Все дело в умении применять соответствующую аппликатуру. Год 1960-й знаменует собой начало постепенного спада волны абстракционизма. Пристальный интерес к предметному миру выражает одно из последних полотен Е. Кравчика «В мастерской» (1964). 1931). Нельзя без улыбки смотреть на маленький плакат, подымающий большую тему безопасности полета: «Я забыл выпустить шасси» (1960) или на плакат «Никогда в одиночестве» (1961), где тот же беззаботно-веселый герой, но только без шлема, сидя на скамейке, наслаждается музыкой, рекламируя транзисторный приемник. Мазок его очень точен, он одним движением кисти «ставит» фигуру, ощутимо, на глазах, лепит, строит форму. В особенности это относится к молодому Оборину.
Эта идея впервые была высказана как программа Яном Матейкой. Героем его стал рядовой повстанец, польский патриот. Работы этого периода однообразны, отмечены печатью декаданса. Он создает монументальные скульптуры: эскиз памятника Мицкевичу (бронза, 1948), «Маску Шопена» (бронза, 1949) и «Маску Ю. Словацкого» (гипс, 1949 все — Варшава, музей Дуниковского). Многие промышленные комплексы, как, например, текстильная фабрика в Калише (1959 архитекторы Я. Глувчевский, С. Сикорский), холодильник в Скавине (1960 — 1961 инженеры-архитекторы В. Зембаты, 3. своими картинами из быта ссыльных: «Смерть на этапе» (1891), «Воскресенье в шахте» (1882), «Политические ссыльные» (1883) (все — Варшава, Национальный музей), в которых показал себя мастером психологической характеристики.
С внутренней стороны пилонов стоят кариатиды: «Женщина с ребенком», «Крестьянин», «Горняк», «Шахтер». Шопен писал во многих жанрах фортепианной музыки. Четыре баллады Шопена: g-moll (1831—1835), F-dur (1836— 1839), As-dur (1840—1841) и f-moll (1842)—первые образцы этого жанра в фортепианной музыке.
Врдзала (детский санаторий в Жегестове, 1938) и др. Демковской связано возрождение медальерного искусства. Сильное впечатление производит его картина «Следы эпохи двадцатого века» из цикла «Война». «Портрету неизвестной» кисти Болеслава Яна Чедековского (1885 – 1969) присуща некоторая рафинированность, характерная для искусства Ар Нуво. Эго должны были быть монументальные портреты деятелей польского революционного движения.
Польская карикатура пользуется заслуженной любовью как у самих поляков, так и далеко за пределами Польши, куда она проникает на страницах «Шпилек», «Пшекруя» и других журналов. Крупнейшим графиком межвоенного двадцатилетия был Владислав Скочиляс (1883 — 1934). Присматриваясь к различным шопеновским «пассажам-фрескам» — из Второй баллады, Этюда c-moll op.
Трое детишек неподвижно стоят у кровати, еще не умея осознать свою беду. Идеи Дуниковского и Щелковского развивал в живописи Фелициан Коварский (1890 — 1948). Важно отметить, что политические плакаты в Польше, тиражи которых достигают от сорока до ста тысяч и издаются порой в два-три дня, не продаются в книжных киосках и магазинах, а распространяются по всей стране через партийные органы воеводств и повятов (районов).
Пролетариагчики изображены сидящими в ряд на фоне кирпичной стены тюрьмы. Анны в Силезии.
Немало польских музыкантов выделилось на шопеновских конкурсах. На выставке это «Портрет Урсулы Мнишек» Констанция Александровича и «Портрет Бенедикты Антонины Софии Барбары Оссолиньской» неизвестного живописца, а также «Портрет З. И. Колоритными образцами таких пьес могут служить «сельские» мазурки. — начало новой волны строительства. Здесь сыграло немалую роль то, что не учившийся ни в одной Академии Михаловский не был связан канонами устаревшей уже академической школы. Декоративность свойственна плакатам прославленного мастера Юзефа Мро-щака, представителя старшего поколения плакатистов.
Первый период (с 1945 по 1955 г. ) был временем подъема реалистического направления, для которого после установления народного строя возникли благоприятные условия, продиктованные самой жизнью, вовлечением в культурное строительство широких народных масс, впервые приобщившихся к искусству. Критические, переломные моменты истории — время правления Зигмунда Старого (16 в. ) и события недавнего сравнительно прошлого (конец 18 в. ) — сближались, становились звеньями одной цепи, одного повествования о своекорыстии шляхты, приводящей страну на грань катастрофы и вызывали у зрителя глубокие раздумья. Это касается не только живописи — тема прошлого возникает в литературе, поэзии, музыке. 1871 Варшава, Национальный музей). Мрощак любит цветы (плакат «Мир», 1955).
На плакате не изображены «люди труда всего мира» — это провозглашает лозунг. прим. Он начал еще в 1937 г. Но подлинный расцвет его творчества — 50 — 60-е гг. 1893), Станислав Горно-Поплавский (р.
— период усиленного градостроительства. Имела, конечно, значение и природная пианистическая одаренность Шопена. В зрелый период своего творчества Михаловский писал очень широко, свободно.
Возвышенно, в духе античной трагедии передана лирика побочной партии. Кто хочет понять ее своеобразие, должен не упускать возможности слушать польских народных музыкантов (это можно сделать даже по радио). Ему принадлежит один из самых известных портретов генерала Дембиньского (1852, Краков, Национальный музей), командовавшего революционными войсками поляков в Венгрии. Мыслями о его судьбе и о судьбе эпохи, раздумьями о цивилизации и роли человека в ней проникнуты серии гравюр «Дон-Кихот» и «Две эпохи».
Польская пресса подняла любопытную дискуссию, очень точно назвав абстракционизм «новым академизмом». Написан портрет в спокойной и сдержанной оливково-серой темной гамме. Многие исполнители XX века воплощают дух большого шопеновского искусства иным путем. 1898). В портрете «Сенько» (ок.
Проект создан для информирования населения о деятельности выставочного зала Пересветов переулок. тоже по проекту Корацци.
Матейко учился в Кракове, а затем в Мюнхене. Небо нахмурилось, за оградой, около старого костела, темнеют деревья. Плоская песчаная равнина, обрамленная рыжеватым кустарником, с тонкой березкой у дороги, прозрачная тишина ранней осени, разлитая в этом мирном, клонящемся к вечеру дне, небо, струящее неяркий, рассеянный свет, — вся эта панорама средней Польши сливается с всадниками, вставшими на ее защиту, в одно целое, в образ, полный лиризма и внутренней драматичности. Подъем реалистического бытового жанра был связан в основном с российской областью Польши и объяснялся целым рядом причин. В отзывах об игре Шопена всегда отмечалась свобода и в то же время естественность ритма.
Можно было бы добавить — не только находятся, но и получают ярчайшее воплощение. Интересно сравнить исполнение Первого скерцо в разное время (см.
Развитию этих передовых принципов способствовали замечательные мастера старшего поколения — Ф. Блуменфельд, К. Игумнов, Г. Нейгауз, А. Гольденвейзер, Л. Николаев, С. Фейнберг. Это явственно видно на примере архитектуры, вступившей в полосу нового подъема. На черном фоне четко вырисовывается белый силуэт школьника, будто застывшего в раздумье возле черной классной доски и напряженно ищущего правильное решение задачи. Большой палец самый сильный. Ученик Козловского Михал Клеофас Огиньский (1765—1833) в еще большей мере обогатил полонез лирико-поэтическим содержанием.
10, 1829—1832, «12 этюдов» ор. Патриотические силы были разгромлены (как, например, в Вильно после восстания 30-го года), но духовная деятельность польского народа не могла быть подавлена. В графических листах Давского, выполненных в различной технике (сухая игла, офорт, акватинта), своеобразно переплетаются гротеск ирония и классическая ясность линии, выдающая стремление автора к гармоническому идеалу. Идея возрождения великой, могучей Польши захватила умы.
Новый тип сочинений, однако, сложился именно в творчестве польского композитора. прим. Годы кануна восстания 1863 года и время после его разгрома были переломными в развитии польского искусства. Она достойно представляет анималистический жанр в современной польской пластике. «Ровность его гамм и пассажей во всех видах туше, — пишет Микули, — была непревзойденной, более того, — чудесной» (181, с. 105). Примером глубочайшего проникновения во внутренний мир обертоновых звучностей может служить Этюд 1 ор. Они являются неотъемлемой частью воссоздаваемой художественной картины современной жизни.
Из высказываний учеников Шопена можно сделать вывод, что он стремился прежде всего к развитию свободы руки и гибкости запястья. В 1824—1825 гг. Важную роль в польском искусстве играл жанр портрета. Это плакат «Ребенок, с которым мы встречаемся» (1959) — с изображением испуганного мальчугана, чье желтое лицо словно выхвачено из ночи светом фонаря и антиалкогольный плакат «Ни капли. В польской литературе, в архитектуре, живописи, графике и скульптуре основной лейтмотив — создание народного стиля.
Страна понесла еще более тяжелые людские потери: было уничтожено более шести миллионов польских граждан. Они положили начало широкому и очень интересному течению, принесшему в 900-х гг. Самые талантливые из капистов, такие, как Ян Цибис (р. «Иной раз, — вспоминал Лист, — из-под пальцев Шопена изливалось мрачное, безысходное отчаяние и можно было подумать, что видишь ожившего Джакопо Фоскари Байрона, его отчаяние, когда он, умирая от любви к отечеству, предпочел смерть изгнанию, не в силах вынести разлуки с Venezia la bella» (71, с. 178—179).
Вскоре написанный им портрет Генриха Дембинского был награждён золотой медалью. Если 30-е гг. Подобно Бетховену, Шопен основывает «фресковую» манеру игры на туше legato и длительных наслоениях звуков с помощью густой педали.
30—40-е гг. В начале 50-х гг. Использование кистевых движений открыло новые возможности в области аппликатуры. Большой силой эмоционального воздействия проникнута картина «Никогда больше».
В «Исторических песнях» Ю. Немцевича и других произведениях искусства воспевалось героическое прошлое родной страны. К лучшим работам Бродовского относится портрет брата художника (1815 Варшава, Национальный музей). В большинстве старинных зданий, предназначенных под жилье, были реставрированы в прежнем виде фасады, участвующие в формировании ансамбля, в то время как внутренняя планировка была максимальным образом приспособлена к требованиям современного комфорта. Дивовой» Ксаверия Яна Каневского. Особая острота метроритма, достигаемая характерными акцентами и типичный для польской народной музыки лидийский лад подчеркивают народные черты музыки (прим.
ряд достижений, особенно в творчестве Ст. Недаром в 1952 г. по указанию ЦК ПОРП было создано самое крупное в Польше издательство — ВАГ (Художественно-графическое издательство) — для выпуска политических плакатов.
Часто уроки длились по нескольку часов, до полного изнеможения и учителя и учеников» (108). Фотографический плакат таит в себе большие возможности: неожиданное сопоставление документальной фотографии с лаконичными символическими изображениями рождает яркий образ, будь то антивоенный плакат Р. Цеслевича «Забыли. » (1961) или посвященный мирному труду плакат Г. Хилыпера «1000 школ к тысячелетию Польши» (1958).
Но, безусловно, самой яркой фигурой середины века был Петр Михаловский (1800—1855), один из лучших мастеров польского искусства. Из-под резца Дуниковского вышли вырезанные в дереве и раскрашенные либо отлитые в бронзе портреты деятелей польского революционного движения — Ярослава Домбровского (1961) и Феликса Дзержинского (1961), польских просветителей 18 в. — Игнацы Красицкого (1961) и Енджея Снядецкого (1957 — 1958), писателей Марии Конопницкой (1956 — 1958), Болеслава Пруса (1961), ученыхИоахима Лелевеля (1958) и Марии Склодовской-Кюри (1955), актрисы Хелены Моджеевской (1955) и других (все — Варшава, музей Дуниковского). В это время начинается строительство таких сооружений, как здание ЦК ПОРП (архитекторы Е. Вежбицкий, В. Клышев-ский, Е. Мокшиньский), здание варшавского Центрального универмага (архитекторы 3.
Импрессионизм как целостная система художественного мировоззрения впервые проявляется в польском искусстве в творчестве Владислава Подковиньского (1866—1895) и Юзефа Панкевича (1866—1940), учившихся в Париже.
— период усиленного градостроительства. Матейко выбирал для своих сложных по построению многофигурных картин большие исторические события времен расцвета Польши, В «Проповеди Скарги» (1864, Варшава, Национальный музей) с огромным эмоциональным накалом он изобразил проповедника 16 века, призывающего к единению польских магнатов. Очень трудно передать жизненность, одухотворенность шопеновской ритмики, добиться необходимой гибкости фразы и естественной грации в орнаментальных узорах певучих тем. Музыка Шопена воплотила исключительно широкий круг образов. Пытаются сделать четвертый палец независимым от третьего, но это невозможно и не нужно. То капризно-гибкий (Мазурка cis-moll ор.
Судьбы искусства все более прямо и непосредственно связывались с судьбой общества в целом. В более поздние годы, живя в Париже, А. Герымский создает много полотен, среди них «Парижская Опера ночью» (1891 Познань, Национальный музей) и лучшую, пожалуй, свою работу — «Вечер над Сеной» (1893). Исполнитель, не изменяя написанного автором, также может достигнуть в том или ином мелизме другого выразительного смысла, по-новому «прочтя» его.
Близок к капистам по живописным поискам Эугениуш Эйбиш (р. Повторное проведение начальных построений — новая фаза музыкального развития. Тогда существовало творческое сообщество под названием «Парижский комитет» и художники, которые состояли в нем, паломничали в город, который находился над Сеной. 1897), Зигмунт Валишевский (1897 — 1936), Ганна Рудзка-Цибисова, работали над вопросами колорита, внеся своим красочным, словно пронизанным солнечным светом искусством вклад в художественную культуру Польши. После реформы 60-х гг. Шопен любил резкие эмоциональные контрасты.
Обычно у Мальчевского одна тема психологического состояния как бы разыгрывается во множестве вариантов, выявляя тем самым различные характеры, различные темпераменты и бросая свет на судьбы людей. проводится застройка Банковской площади (архитектор А. Корацци, 1792—1877) с величественным зданием Государственной комиссии приходов и казны. Ленина, сооруженный неподалеку от Кракова. Полны очарования ее исполнения шопеновских миниатюр — вальсов, экосезов и других. Были не только восстановлены такие старые улицы, как Новый Свят и Краковское предместье, Иерузалимские аллеи, но в соответствии с новым генеральным планом проложены две северо-южные продольные магистрали и поперечная трасса «Восток — Запад».
1903). Все это вместе создало образ цельного гармоничного художника. Все права защищены. Рука должна была быть словно подвешенной в воздухе. Однако это скорее продолжатели традиции, чем зачинатели нового искусства. Как реакция на «культ темы» начинают возрождаться группировки, такие, как «Арсенал», провозгласившие отказ от натурализма, возврат к формальным задачам живописного мастерства.
Эти черты с особой силой сказываются в Полонезе fis-moll и Полонезе-фантазии. Движение поляков за культурное самоутверждение (частично оно осуществлялось за границей) было осознанным, целенаправленным, подчеркнуто патриотичным.
Интересен в этом отношении плакат Р. Шайбо (р. В керамическом портрете писателя Яна Парандовского (1954) Карны выразил силу интеллекта, а в бронзовом Владиславе Броневском (1954) он воплотил свои представления о гармоническом сочетании импульсивной мысли, бурного темперамента и физической мощи. 1870 — 1960». Этими чертами отличаются работы Б. Пневского (напризгер, гостиница в Крынице, 1935), Я. Багански и 3.
59 3. Эти работы знаменуют развитие академической, официальной живописи. По воспоминаниям Мармонтеля игра Шопена выделялась необычайно мягким, бархатным туше, эффектами «звуковой дымки», секрет которой знал он один. В них прославляется героическая столица, мужественно сражавшаяся в годы войны, сожженная огнем пожаров и усыпанная трупами людей, но возрожденная из пепла. — годов революции, крестьянских восстаний и бунтов городской бедноты. Своеобразным завершением столь типичной для польского искусства темы освободительного движения явилось творчество Яцека Мальчевского (1854—1929). Лишь 90-е гг.
Нарастают черты натурализма и иллюстративности. — годов революции, крестьянских восстаний и бунтов городской бедноты.
Польские архитекторы завоевали первую премию на международном конкурсе на проект монумента Победы на Плайя-Хирон (1963 — 1964 архитекторы Г. Бочевская, М. Будзинь-ский, А. Доманьский, А. Мровец). Один из основателей «капизма» Я. Цибис возродил в середине 50-х гг. Кариатиды органически связаны с пилонами, как бы вырастают из них.
Вслушаемся в запись исполнения Корто прелюдий Шопена и Рахманиновым Сонаты b-moll. Таковы написанные в начале 60-х гг.
Еще в середине 19 в. в чисто классическом стиле Генрих Маркони (1792—1863) строит в Саксонском саду водонапорную башню (1854), напоминающую по форме римский храм в Тиволи. В каждый из них он внес новое, а некоторые очень существенно развил. Михаляк), крытый спортивный центр и лыжный трамплин «Белька Крокев» в Закопане (1959 — 1961 архитекторы А. Скочек, Б. Зауфаль, С. Карпель и другие), построенное по проекту архитектора Р. Гутта здание Главного статистического управления в Варшаве (1948 — 1954), Высшее сельскохозяйственное училище в Кракове (1963 архитектор С. Ющик) и целый ряд санаторно-курортных, туристических и зрелищных построек. Огромное здание трактовано как единый, целостный архитектурный объем.
25, 1832—1836 и «3 новых этюда», написанных для «Метода методов» Фетиса и Мошелеса). В какой-то мере реалистическое видение мира у Мальчевского сохраняется в его портретах, которым свойственны верность и проникновенность психологической характеристики. Объемно-пространственные композиции польских архитекторов и градостроителей проникнуты большой эмоциональной выразительностью и помогают преодолеть монотонность застройки, вызванную массовым применением типовых зданий. Год спустя открылась «Выставка произведений 30 художников-реалистов», где было показано триста сорок пять работ живописи, скульптуры и графики.
Иногда свобода исполнения достигается ценой небрежного отношения к деталям интонационной структуры мелодии (или, если пианист долго не заглядывает в ноты, утраты точности воспроизведения текста). Его варшавский цикл (в который входят картины «Тромбки», 1884, Краков, Национальный музей «На песочном карьере на Висле», 1887 «Еврейка с апельсинами», 1881, обе—в Национальном музее, Варшава) показал умение художника глубоко воспринимать самую незаметную, повседневную жизнь, находить в ней скрытую для поверхностного взгляда красоту и значительность. Такие картины, как «Люблинская уния» (1869 Варшава, Национальный музей), «Баторий под Псковом» (1871 там же), знаменовали поворот к темам некритического прославления, возвеличивания феодально-магнатской Польши. Помимо формистов существовала группировка «Блок», объединявшая абстракционистов, таких, как В. Стшеминский, Г. Стажевский, Т. Кантор, М. Ярема, которые абсолютизировали принципы конструктивности н архитектоники и отошли от реализма.
В сатирических плакатах часто фигурирует острая выразительная гипербола, хлесткие и меткие сравнения, карикатура (плакат Р. Цеслевича «Лодыри и лентяи задерживают движение страны», 1961). Принципиально иные задачи ставили в своем творчестве художники «Комитета Парижского» — так называемые каписты, ученики и последователи Ю. Панкевича — крупнейшего представителя импрессионизма в польской живописи. Своеобразным завершением столь типичной для польского искусства темы освободительного движения явилось творчество Яцека Мальчевского (1854—1929). Лучшие картины Вычулковского связаны с крестьянской темой: «Пахота» (1903 Краков, Национальный музей) «Уборка свеклы» (1892 Варшава, Национальный музей) и другие. В. Ленц называл Шопена лучшим «мастером пастели».
Широта архитектурного замысла, точная и богатая отделка деталей типичны для дворцов, воздвигнутых Корацци для частных лиц, — таков блестящий дворец Сташица (1820—1823) (в нем помещалось Общество друзей науки) или дворец Мостовских (1823). Старые темы, лозунги многолетней давности, например: «Да здравствует. Образы людей лишены индивидуальных портретных черт. 6), то с восхитительными «оттяжками» (Мазурка D-dur), то безыскусственно простой (Мазурка a-moll), он тонко передает самое существо шопеновского образа.
По сравнению с живописью в графике сильнее ощущались реалистические тенденции. Громадное значение для последующих композиторов имело смелое и высокохудожественное решение им некоторых важных творческих задач, связанных с национальной проблематикой, — воплощение образов освободительной борьбы, чувств, навеянных думами о родине, развитие национально-самобытных жанров, мелодических, ладогармонических, ритмических и иных выразительных средств музыкального языка.
У ног их бегают кролики. К лучшим работам Бродовского относится портрет брата художника (1815 Варшава, Национальный музей). 1905). Гротеск и ирония придают неповторимый характер картинам А. Винницкого. Черны-Стефаньска превосходно играет мазурки. Родоначальник «формизма» 3.
Вот почему в ее картинах из цикла «Кафе» (1963) так тесно сплетены лиризм, гротеск и ирония. Учитывая серьезные пробелы в вопросах мастерства, они стремятся найти новые средства выражения. Среди самых прославленных варшавских памятников нужно назвать «Варшавскую Нику», сооруженную по проекту Марьяна Конечного и открытую 20 июля 1964 г. На высоком гранитном постаменте короткая надпись: «Героям Варшавы.
Большое значение имела его творческая работа над новым типом сочинения крупной формы. Деятельность скрипачей К. Липиньского (1790—1861), Ап. В ее исполнении эти «картинки» из польской жизни становятся подлинно живыми.
Возвращение к исходному эмоциональному состоянию (Tempo I) оказывается лишь иллюзией душевного умиротворения. В последнее время активизировалось индустриальное домостроение.