Этих художников называют «малыми» голландцами. 1665 г. Малые голландцы— условное название голландских художников XVII века, писавших небольшие, тщательно отделанные картины.
Он выдаёт недавнее присутствие здесь человека: косо поставлена восточная тарелка с перцем, откатилась небольшая виноградинка, расколот орех, недопито вино. Буржуазно-республиканский строй и кальвинистская реформа определили две важные особенности голландской живописи: во-первых, почти полное отсутствие влияния придворной культуры во-вторых, чисто светский характер образов. Своеобразие их фактуры передано с удивительным искусством.
В первой трети XVII в. различные художественные центры развивались по-разному. Принадлежащие к гильдии сходились для обсуждения под председательством деканов своих общих дел или для взаимного обмена мыслей но в этих собраниях не было ничего, что походило бы на проповедь определенного художественного направления и клонилось бы к стеснению оригинальности кого-либо из членов. Мастер Антверпенского Триптиха, Мастер «Снятия с креста» и – в конце века в Делфте – Мастер «Девы среди дев»). Обе они, составляя отпрыск рейнской ветви нем. Светлой – привержены рисовальщики, темной – колористы. Получили распространение посещения анатомических театров.
1666—1667, Вена, Музей истории искусства) посвящена теме искусства. Интересно, что ведущее место в голландской живописи заняли жанры, относившиеся в то время к «низшим»— бытовая картина, натюрморт и пейзаж. Северным эквивалентом «антверпенского готического маниеризма» стали произведения мастерских К. Энгебрехтса в Лейдене и Я. Корнелиса ван Остсанена в Амстердаме из которых происходят соответственно Лука Лейденский и Ян ван Скорел. Она стоит у истоков бытового жанра XIX века.
Сочные виноградины с нежной кожицей покрыты матовой пыльцой, булочка с хрустящей и ломкой корочкой. Он уже 10 лет занимался офортом, хотя и не был ни фанатично преданным офортной технике (как Сегерс), ни склонным к значительным экспериментам с самой техникой. Он опустился без сил.
Это только начало, зародыш школы, самой школы еще нет. Нередко Фабрициус был вынужден отдавать их за долги домовладельцам. Около 1645 наступает период классического пейзажа, созданного под влиянием Клода Лоррена и Гаспара Дюге (Сваневелт и Асселейн), а позже – лирического пейзажа (Бот, Берхем, Пейнакер и Венике). Мастер прямо говорит об этом, поместив в композицию клетку. 1822), Гендрих в. де Санде-Бокгейзен (р.
Бауместер и братья ван Велде являются представителями нефигуративной парижской школы. В колорите преобладали оттенки красного и коричневого, которые будто вспыхивали изнутри. Небывалого расцвета достигла в этот период и голландская живопись. Под воздействием гаагского Художественного кружка Тороп, ТорнПриккер, Роланд-Холст и Деркиндерен в своих работах обновляют технику монументальной живописи (витражи, стенная живопись) и иллюстрации. др.
Он является создателем национального голландского пейзажа. а также фовистов во главе с ван Донгеном. Художник Якоб Рейсдал также сумел найти свою тему в пейзажной живописи.
1585-1666 гг. ). С началом XVIII в. наступает ее упадок, не так как побережья Зейдерзе перестают производить врожденные таланты, но так как в голл. Для многих он стал олицетворением открытого, жизнерадостного и спонтанного живописца-виртуоза, в то время как искусство Рембрандта, мыслителя — как гласит клише, — раскрывает истоки человеческой судьбы. По его следам Мартен ван Вэн, прозванный Гэмскерком (1498-1574), Генрик Гольциус (1558-1616), Питер Монтфорд, прозв. Ван Гог изображает труд крестьян их поля их жилища, делает бесконечные зарисовки, пишет этюды отдельных фигур и голов.
Перспективу даёт диагональ композиции, воздушная дымка — дальний план. Музей истории искусств владеет только одной картиной Франца Хальса, портретом молодого человека, который уже выступал в коллекции Карла VI как один из немногочисленных образцов «протестантского» искусства Голландии. Гениальность теперь состоит в том, чтобы не иметь никаких предрассудков. В начале XIX в. голландская живопись испытывает влияние давидовского неоклассицизма (Крусеман и Пинеман, бывший директором амстердамской Академии художеств).
нераздельно, под одним общим названием нидерландской школы. Маркс и Ф. Энгельс. Наконец, в живописи животных выказали большое искусство Воутерс Версхур (1812-74) и Иоган Гас (р. В этот поздний период Хальс достигает верхней ступени мастерства, тона в его работах приобретают монохромность (обычно темная, чёрная одежда, с белым воротничком и манжетами и тёмно-оливковым цветом фона).
Здесь не было возможности останавливаться на них. а Хонтхорст – приверженцем классицизма. В небо, судорожно изгибаясь, уходят вершины темных, почти черных кипарисов.
Это особенно очевидно в написанном с натуры подготовительном ее варианте из Музея Крёллер-Мюллер (окончательный вариант ван Гог сделал по памяти). Теперь, в самом конце его, Брейтнер пишет заснеженную улицу в центре большого города. Снятая Верховеном вслед за этим эротическая драма «Шоугелз» (1995) полностью провалилась в прокате. На самом деле, в других странах, напр. Так, в картине «Драка», освещенные резким светом дерущиеся, кажутся не живыми людьми, а марионетками, лица которых подобны маскам искаженным гримасами злобы. Это одновременно и справедливо и неправильно. Эмануэл де Витте«Рынок в порту». Даже в тех случаях, когда иные из этих мастеров прибегают за темами к Библии, древней истории и мифологии, то и тогда, не заботясь о соблюдении археологической верности, переносят они действие в среду голландцев, окружают его голландскою обстановкой. Наконец, в живописи животных выказали большое искусство Воутерс Версхур (1812-74) и Иоган Гас (р.
состоятельной бюргерской семье. В 30-е годы Рембрандт впервые серьезно начинает заниматься графикой, прежде всего офортом. Благодаря индивидуальному стилю художника – широкому, уверенному, с насыщенными, яркими цветами (красным, жёлтым, синим и др. ) – из этих отдельных лиц складывается художественный документ эпохи.
В холодноватой чистоте линий натюрмортов, в серьезности и честности портретов — например, в портрете Шарля Раппопорта работы К. ван Донгена (род. В натюрморте «Яблоки на плетеном блюде» мазки энергично строят твердую форму яблок и, подобно светлому потоку, покрывают поверхность стола. Ришелье писал о голландцах: «Эта горсточка людей, владеющих клочком земли, состоящим из вод и выгонов, снабжает европейские народы большей частью нужных им товаров». В этой низменной стране (hol land), состоящей из трясин, островов и полуостровов, постоянно подмываемых морем и угрожаемых его набегами, населению, лишь только свергнуло оно с себя чужеземное иго, пришлось создавать сызнова решительно все, начиная с физических условий почвы и кончая условиями моральными и интеллектуальными, так как все было разрушено предшествовавшею борьбою за независимость.
763. ). Внешняя политика Голландии в первой половине 17 в. характеризовалась борьбой с Испанией и Португалией за политическое и экономическое преобладание, а во второй половине столетия — с Францией и главным образом с Англией внутренняя политика— борьбой за власть между крупной буржуазией провинции Голландии и штатгальтером (номинальным главой государства), к которому нередко присоединялись различные слои населения, оппозиционно настроенные по отношению к всемогущему амстердамскому патрициату. оказал влияние на Конинка, Домера и Рогмана. Частично «реабилитроваться» режиссеру удалось, сняв фантастический боевик «Звездный десант» (1997).
Небольшое окно занавешено, пространство комнаты кажется замкнутым. Ничего не надо ни приукрашивать, ни облагораживать, ни обличать: все это ложь и бесполезный труд.
Пьяный кавалер в ярко-киноварной куртке и съехавшей набок шляпе грубо обнимает миловидную слегка захмелевшую девушку и кладет в ее открытую ладонь сияющую золотую монету. 1462-1516), своими сложными, замысловатыми и иной раз крайне странными композициями положивший начало сатирической бытовой живописи Ян Мандейн ( 1520), славившийся в Гарлеме своими изображениями чертовщины и шутовских сцен Питер Артсен ( 1516), прозванный за свой высокий рост «Длинным Петром» (Lange Pier), Давид Иорис (1501-56) искусный художник на стекле, увлекшийся анабаптическими бреднями и вообразивший себя пророком Давидом и сыном Божиим, Якоб Свартс (1469. Сам Рембрандт, вдохновленный фантастическими пейзажам Герарда Сегерса.
Зрителя как бы ведут от первого плана к последнему, от рамы – к горизонту. По рембрандтовым офортам начали измерять высокую ступень и художественное качество офортов других художников, если те обращались к этой технике. Это свидание может привести неизвестно к чему, скорее всего к непристойностям. Много пастбищ с фермами и много кораблей, теснящихся у берегов. Феодальное дворянство и католическая церковь по-прежнему играли главную роль в жизни страны, являясь основными заказчиками искусства. Под влиянием фламандских маньеристов, которые в конце XV в. из-за религиозных преследований перебрались в Германию или Прагу, а позже – в Голландию (ван Конинкслоо, Бол, Винкоонс, ван Валькенборг), Саверей, де Хондекутер и ван Вианен создают жанр архаизирующего, фантастического и экзотического пейзажа.
Нидерландская культура XVII в. представляет собой уникальный феномен в истории. Живописцу позирует молодая натурщица в синем покрывале с лавровым венком на голове.
Скорел, со своей стороны. Кроме этих художников, следует для полноты списка лучших портретистов и исторических живописцев рассматриваемого периода назвать Яна Ливенса (1607-30), товарища Рембрандта по ученью у П. Ластмана, Абрагама ван Темпеля (1622-72) и Питера Назона (1612-91), работавших, по-видимому, под влиянием в. д. Гельста, подражателя Гальсу Иоганнеса Верспронка (1597-1662), Яна и Якоба де Браев ( 1664, 1697), Корнелиса ван Цейлена (1594-1664) и Николаса де Гельта-Стокаде (1614-69). Конечно, многие шедевры уже давно увезены за ее пределы. Оно занимает большую площадь – целых две трети холста. Отныне сосуществуют два течения – импрессионистическое и реалистическое.
повлекла за собой приезд в Голландию фламандских протестантских художников. К нему относится, в частности, ряд интереснейших произведений раннего, «голландского» периода творчества художника во главе с «Едоками картофеля» (1885). Иоанна»), написанного им для гарлемского собора. Луки, если и содействовали этому, то в очень умеренной степени. Да и кажущийся новичком в этих делах кавалер не так уж неопытен и безгрешен. Следующее произведение — крупнофигурное полотно «У сводни» (1656), написанное на сюжет используемый многими живописцами, — отличается оригинальностью исполнения.
Торжественное и как бы преображенное звучание картины выводит ее из мира реальности в более отвлеченный мир поэтической фантазии. Для живописи конца века характерен отход от реализма в сторону символизма. Ещё одна работа Питера де Хоха — «Материнские заботы» Зрителя как будто пригласили в голландский дом, где он может увидеть, как люди жили в ту пору. Первыми учителями Герарта Терборха были его отец и Хендрик Аверкамп. Так один почтенный голландский историк искусства начала 19-го столетия потратил годы, чтобы доказать, что отряд выходит на парад по случаю приезда в Амстердам французской королевы Марии Медичи в 1639 г. Самая манящая среди загадок Дозора – изображение странной девочки в золотом нарядеСовременные голландцы очень любят и почитают этого художника С начала 20 века проводится политика возвращения картин этого художника обратно на Родину. В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе.
На этом событии, наиболее абсолютном по форме, заканчивается XVI и начинается XVII век. Пол Верховен – знаменитый голландский режиссер. Краски словно излучают свет, цвет интенсивный. На протяжении первых десятилетий послереволюционного развития Голландии буржуазия, будучи еще прогрессивным классом, сохраняет демократические традиции.
Эволюция голландского зодчества 17 в. делится на три основных этапа. Вот таким образом голл. В его произведениях нет занимательных, остросюжетных рассказов или подробных характеристик действующих лиц. Никакого покоя, никакой неторопливости— он умел быть разным и неожиданным. корифеям французской школы.
Прямыми наследниками Я. в. д. Гейдена и Э. де Витте явились художники перспективных видов Ян Вергейден (1778-1846), Бартоломеюс в. Гове (1790-1888), Саломон Вервэр (1813-76), Корнелис Спрингер (1817-91), Иоганнес Босбом (1817-91), Иоганнес Вейссенбрух (1822-1880) и др. Из коричневой теплой мглы свет выхватывает их лица, руки, скудную еду на столе. Главный объект внимания живописцев — человек и окружающий его мир.
Его возникновение объясняется двумя причинами: во-первых, небольшими размерами холстов во-вторых интересом живописцев XVII века к «малым», камерным сюжетам, преимущественно из повседневной жизни. В центре, на самом почётном месте, восседает дородный командир роты с бокалом в руке. Виллем Хеда (1594 — около 1680) и Питер Клас (около 1597 — около 1661) — наиболее известные художники этого жанра. 1832). Вибаута (1932, Амстердам, Городской музей) работы Яна Слёйтерса (1881–1957)— слышится отзвук старой, но живой национальной культуры.
Там же выставлен и портрет жены Рулена, названный самим художником «Колыбельная». Реформация изгнала из церквей религиозные картины не было надобности украшать дворцы и вельможеские палаты изображениями античных богов и героев, а потому историческая живопись, удовлетворяя вкусам разбогатевшей буржуазии, отбросила идеализм и обратилась к точному воспроизведению действительности: давно прошедшие события она стала трактовать, как события дня, происходившие в Голландии и в особенности занялась портретом, увековечивая в нем черты людей того времени, то в одиночных фигурах, то в обширных, многофигурных композициях изображающих стрелковые общества (schutterstuke), которые играли столь видную роль в борьбе за освобождение страны, — управителей ее благотворительных заведений (regentenstuke), цеховых старшин и членов различных корпораций. Потребность в роскоши порождала настойчивую потребность в искусстве. ведущим в голландской живописи был бытовой жанр.
Меньшее значение имела голландская литература, не давшая ни одной фигуры общеевропейского масштаба. 239). Законами для этого стиля служат искренность, доступность, естественность, выразительность. Голландский гений находит свое выражение в возобновленной традиции пейзажа Рейсдала, которому придано романтическое величие (ван Троствейк, Нейен и Схелфхоут).
Однако такие общества, носившие название гильдий св. В 1964 году государство приобрело огромное собрание картин и рисунков ван Гога, принадлежавших его племяннику — сыну того самого «брата Тео», к которому обращены его знаменитые письма. Главное достижение голландского искусства 17 века – в станковой живописи.
Материальное единство природы выходило в работах на первый план. Своего наивысшего экономического подъема республика достигла в середине 17 века. Так, Питер Артсен, уроженец Амстердама, в 1555 вернулся в свой родной город, где получил большие заказы на религиозные композиции (почти все не сохранились) и продолжал (до 1575) писать жанровые картины, прославившие его в Антверпене. Блокгорстом (1532-83), Корнелис в. Гарлем (1562-1638) и другие, принадлежащие уже к следующему периоду Г. школы, каковы, напр., Абрагам Блумарт (1564-1651), Герард Гонтгорст (1592-1662), отправлялись за Альпы проникаться совершенствами корифеев итальянской живописи, но подпадали, по большей части, под влияние представителей начинавшегося в ту пору упадка этой живописи и возвращались на родину маньеристами, воображающими, что вся суть искусства заключается в утрировке мускулатуры, в вычурности ракурсов и щегольстве условными красками. Драматична и судьба искусства Вермера. Между последователями этого художника пользовались известностью в качестве исторических живописцев Генрик в. Лимборг (1680-1758) и Филипп в. -Дейк (1669-1729), прозванный Маленьким в. -Дейком.
Теперь это живопись толпы, гражданина, человека труда. 1832). К их числу принадлежат Андреас Схельфгоут (1787-1870), Барент Куккук (1803-62), Иоганнес Вильдерс (1811-90), Виллем Рулофс (р.
Необычный темный колорит картины восходит к реальным впечатлениям. Очень выразительно изображено небо.
В 1583 г. художник и теоретик искусства Карель ван Мандер привез этот стиль в Харлем. Рембрандт ван Рейн – великий голландский художник и гравер. Это Ян Стен (1626— 1679), Питер де Хох (1629—1684), Герард Терборх (1617—1681), Биллем Хеда, Питер Клас и др. 1836).
Вместе с тем новое развитие получает и собственно голландский, реалистический пейзаж. В 1621 году вышла в печать его серия офортов с пейзажами. Одновременно Голландия – важнейший центр европейской культуры.
связанные с харлемским и амстердамским классицизмом (Хонтхорст, Эвердинген, Гребоер) и фламандским барокко (Йордане и ван Тюльден). Излюбленный образ художника — девушка за чтением письма или примеркой ожерелья. Более одарённым был художник Виллем Бейтевег. Ни одна страна не знала такого обилия налогов, как Голландия. Хальс родился в Антверпене и работал в Харлеме главным образом как портретист.
Работы Терборха в Амстердаме и Девентере включают в себя портреты в рост и жанровые сцены, близкие делфтскому интимизму. Отдельную группу в искусстве Голландии XVII века заняли так называемые «утрехтские караваджисты». 1826), Антон Мауве (1838-88), Якоб Марис (р. 1826), Тереза Шварце (р. 1824) и Христоффель Биссхоп (р.
«Дорога с кипарисами и звездой» была написана в мае 1890 года, за два месяца до смерти художника. В то же время, короткая деятельность фламандца Браувера в Харлеме и Амстердаме (ок. В так называемом «Большом автопортрете» 1652 г. художник предстает перед нами в коричневой блузе, с поворотом лица в три четверти. Но присмотритесь их порядок кажется слегка нарушенным. Абсолютно иной была лейденская школа, с ее виртуозными работами Ф. ван Мириса. Однако простота художественных концепций Вермеера обманчива. Блестящие аристократические портреты создали Г. и В. ван Хонтхорст в Утрехте.
1826), Антон Мауве (1838-88), Якоб Марис (р. Таким же образом «сочинял» он природу и в тех редких случаях, когда пытался писать чисто пейзажную картину.
Поселившись в местечке Нюенен, он становится живописцем голландского крестьянства. То же самое можно сказать о живописце Дирке Боутсе из Харлема, творения которого почти не выделяются на фоне стиля и манеры истоков фламандской школы, о художниках Мостарте, Скореле и Хемскерке, которые, несмотря на все их значение, не являются индивидуальными талантами, своим своеобразием характеризующими страну. Часто в этих картинах символически передаются прописные истины бюргерской морали: вода со льдом ассоциируется с умеренным образом жизни, обезьянка — с дьяволом, подстерегающим гуляк и весельчаков, географическая карта на стене придаёт вполне домашней сцене «всемирный» масштаб. Муж и жена были верными друзьями ван Гога, когда он жил в Арле, на юге Франции.
появляются батальные и светские (например, «концерты») сцены, которыми прославились такие художники, как Д. Хале, Кодде, Дюк, Паламедес. Во второй половине годы XVI века родилось большое число живописцев, которые стали явлением в живописи, это уже почти пробуждение голландской национальной школы.
Тесно прижатые друг к другу, они образовывали фронт застройки улицы или набережной. Психологическую характеристику образа усиливала определённая эмоциональная среда, которая создавалась сложным взаимодействием цвета и света. Благодаря своей предприимчивости, практическому смыслу и настойчивому труду голландцы успели превратить болота в плодоносные нивы и роскошные пажити, отвоевать от моря обширные земельные пространства, приобрести материальное благосостояние и внешнее политическое значение.
корифеям французской школы. 1877) из Музея Бойманса — ван Бёнингена, в портрете судьи Ф. -М. Если посмотреть более детально, то можно различить множество и жанровых разновидностей – от любителей живописности до идеологов, от копиистов натуры до ее интерпретаторов, от консервативных домоседов до путешественников, от тех, кто любит и чувствует юмор до художников избегающих комедии. Современники прозвали его «Хитроумным Виллемом». Любую голландскую картину легко узнать по внешнему виду. XVII век принято называть Золотым веком Голландии.
Итальянское путешествие Хемскерка (15321536) еще больше усилило влияние античности. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Ряд «анатомических уроков» создали Михиль Миревельт, Рембрандт, Корнелис Трост, Корнелис де Ман, Ян ван Эйк. Свои течения существовали в каждом жанре.
В Голландии небо занимает часто половину, а иногда и всю картину. Они рассказывают о домашних заботах хозяйки дома (покупка провизии, забота о детях, занятия рукоделием), о развлечениях голландского бюргера (игра в карты, прием гостей, концерты). Все это придает их произведениям ценность, какой изображенные на них вещи сами по себе вроде бы и не имеют. Наибольший успех ожидал культовый триллер «Основной инстинкт» (1992), главные роли в котором исполнили Шэрон Стоун и Майкл Дуглас.
Черные глаза женщины горят тревожно и скорбно. Палитра становится более раскованной и свободной, линии и пластика изображенного – тоже. Семьи в Египет» переделал в собственный офорт. Схотелю (1787-1838), Ари Плейзиру (р.
Таким же частично успешным оказался и фантастический триллер «Невидимка» (2000), после выхода которого Верховен взял шестилетнюю творческую паузу. Последний взлет творчества мастера — картина «Аллегория живописи» (Мастерская живописца, ок. В других источниках указывается количество 600. Главным распространителем этого прискорбного направления был поселившийся в Амстердаме фламандец Герард де Лересс (1641-1711), художник весьма способный и по своему времени образованный, оказавший на современников и ближайшее потомство огромное влияние как своими манерными псевдоисторическими картинами, так и произведениями своего пера, между которыми одно — Великая книга живописца (t groot schilderboec) — в течение пятидесяти лет служила кодексом для молодых артистов.
Рембрандт исполнил более шестидесяти заказных портретов. Строже и спокойнее становится его палитра.
При небольшой затрате ценного материала здания оказывались очень нарядными. Благодаря тонким переходам оттенков и областям светотени кьяроскуро Рембрандта словно окутывает фигуры звучащим пространством, в котором обитают настроение, атмосфера, нечто неосязаемое и даже невидимое.
Гроб и Легенда о костях св. Наиболее же высокие достижения голландской культуры связаны с живописью. Таким образом, частное собрание В. ван Гога (племянника) в Ларене превратилось в государственный Фонд ван Гога (входящие в него картины обычно бывают выставлены в Городском музее Амстердама). Однако она связана не только с прошлым, но и с будущим. В своеобразной, неуравновешенной личности ван Гога есть нечто несовместимое с французским чувством меры, тонким вкусом и подчас несколько рационалистическим пониманием прекрасного. Вот таким образом надо чтобы небо на картине двигалось, притягивало, увлекало нас за собой.
У голландских художников был другой заказчик: бюргеры, магистрат, вот таким образом и картины в Голландии той поры не имеют таких размеров, как полотна Рубенса или Иорданса и решают преимущественно не монументально-декоративные задачи. Такова, например интерьерная картина «Деревенские музыканты». Постепенно они словно иссякали, по словам его жены Катарины, последние годы (а ему не было и сорока лет) художник уже не обращался к живописи. Его таинственный серебристый отсвет словно отражен в самом колорите картины.
В портретах исполненных последователями Рембрандта (Бол, Флинк и, особенно, ван дер Хелст), заметна эволюция в сторону более помпезного стиля, который привел голландское искусство портрета к декоративизму (Мае, ван ден Темпел, ван Нордт). Лоррену и др.
Новые экономические и общественные условия содействовали бурному расцвету наук и искусства. Люди, приехавшие из самых разных стран, приходят в их залы для того, чтобы увидеть картины Рембрандта и Вермеера, Франса Хальса и ван Гога. Но, пожалуй, ни в одной из них этот интерес не был таким исключительным, как в Голландии. Но в начале XVII века тенденция переменилась. Иоанна), написанного им для гарлемского собора.
В работах его современника Яна Мостарта (около 1470-1556) стремление к натурализму соединяется с оттенком готического предания, теплота религиозного чувства с заботою о внешней элегантности. Особенно богата новейшая голл. 1831).
Так, ощущение напряженного драматизма в картине «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660) создается посредством сложной тональной гаммы и особых световых эффектов. «. Сам такой же нищий, как и они, он полон к ним глубокого уважения.
1828) кроме них, достойны быть названными Михиль Версэг (1756-1843), Эльханон Вервэр (р. Если бы Вермер написал только два пейзажа «Улочка» (ок.
Более реалистичные пейзажи создают ван Хове, ван де Санде Бакхейзен, Билдерс и Рулофс. Холодный луч зимнего солнца выхватывает несколько покупателей перед лотком с рыбой, слепит глаза яркой вспышкой белой оторочки платья дамы, стоящей спиной. В 1650-х годах в живописи Адриана Остаде произошли изменения.
Он создал множество групповых портретов как, например изображения стрелковых гильдий (объединение офицеров для охраны городов и обороны). Его взгляд самоуверен и даже вызывающ. 1662—1664, Вашингтон, Национальная галерея искусства) написана в полумраке. Первые такие портреты представляли собой иератический ряд поясных моделей (Скорел, Дирк Якобе и Корнелис Антонис, в 1525-1535), но постепенно появлялась дифференциация моделей (Дирк Барендс и Корнелис Кетел). Картина принадлежит к самым сложным и поэтически возвышенным произведениям Вермера.
Харлем становится центром этого движения – благодаря творчеству Алеберта ван Оуватера (в 1435-1465) и его ученика Гертгена тот Синт Янса (в 1465-1495), Харлем превращается в оплот эйковской традиции, равный Брюгге в Южных Нидерландах. 1625), оказала влияние на творчество А. ван Остаде, Бега и Дюсарта. Туман, заволакивающий от нас начальную эпоху Г. школы, начинает рассеиваться с появлением на сцену Дирка Боутса, прозванного Стюрбоутом ( 1475), родом из Гарлема, но работавшего в Левене и потому причисляемого многими к фламандской школе (лучшие его произведения — две картины «Неправый суд императора Оттона», находятся в брюссельском музее), а также Корнелиса Энгельбрехтсена (1468-1553), главная заслуга которого состоит в том, что он был учителем знаменитого Луки Лейденского (1494-1533). Бартоломеус Спрангер, родившийся в Антверпене и получивший образование в Риме, стал основателем виртуозного, придворного искусственного стиля, который в результате временного проживания Спрангера в Вене и Праге стал межнациональным «языком». Жест правой руки стоящей за спиной «маменьки» явно намекает на скрытые прелести молодой дамы. По бытовому жанру, входившему также в круг деятельности этих художников (за исключением Альмы-Тадемы), можно указать на целый ряд прекрасных живописцев, во главе которых должны быть поставлены Иозеф Израельс (р.
Меняетсяобразныйстрой картин. Большинство из них принято обозначать условным термином «малые голландцы», который отражает как небольшой размер, так и камерный характер их произведений. Работы ван Эйка тесно связаны с произведениями местных мастеров, с их угловатыми силуэтами, более жесткой экспрессией, контрастным освещением и важной ролью пейзажа (Мастер Диптиха из Брауншвейга. 1852) и Валли Мус (р. Туман, заволакивающий от нас начальную эпоху Г. школы, начинает рассеиваться с появлением на сцену Дирка Боутса, прозванного Стюрбоутом ( 1475), родом из Гарлема, но работавшего в Левене и потому причисляемого многими к фламандской школе (лучшие его произведения — две картины Неправый суд императора Оттона, находятся в брюссельском музее), а также Корнелиса Энгельбрехтсена (1468-1553), главная заслуга которого состоит в том, что он был учителем знаменитого Луки Лейденского (1494-1533). -77) Фредерик де Мушерон (1633 или 1634-86) и др.
Настроение офортов Бейтевега— неторопливое иногда с оттенком скуки.
«Малые голландцы» отличались светским реализмом, обращались к окружающему миру и людям использовали живопись, богатую тонами. Обогащение правящих классов Голландии сопровождалось ухудшением положения народных масс, чему способствовало разорение крестьян и ремесленников в процессе первоначального накопления и развития капиталистических отношений.
Утрехтские художники рисовали пышные цветочные натюрморты, а в Гааге мастерам особенно удавалось изображение рыб и морских гадов. На все эти события откликнулась и голландская живопись. В пятидесятые — шестидесятые годы XVII века тематика жанровых картин постепенно сужается.
Возникший таким образом музей официально носит ее имя, но посетители часто называют его иначе: «Музей ван Гога». Между учениками и последователями Рембрандта приобрели наибольшую известность: Фердинанд Боль (1616-80), Говерт Флинк (1615-60), Гербранд ван ден Экгоут (1621-74), Николас Мас (1632-93), Арт де Гельдер (1645-1727), Якоб Бакер (1608 или 1609-51), Ян Викторс (1621-74), Карель Фабрициус (ок. Завоевание национальной независимости и уничтожение феодальных ограничений открыли перед Голландией возможности для бурного развития производительных сил.
Таковы: Михиль Миревельт (1567-1641), его ученик Паулюс Морэльсе (1571-1638), Томас де Кейзер (1596-1667) Ян ван Равестейн (1572. В своей переписке с Тео он называет их просто «картина», видя в ней итог жизненного и творческого опыта, накопленного им на родине. 1837), Лодевейк Аполь (р. Каждый сюжет должен был занимательным иногда до гротеска дидактичным.
Наконец, реалистичное направление голландской школы было причиною того, что в ней образовался и развился род живописи, который в других школах до той поры не культивировался как особая, самостоятельная отрасль, а именно живопись цветов, плодов, овощей, живности, кухонных принадлежностей, столовой посуды и т. п. — словом, того, что принято теперь называть «мертвой природой» (nature morte, Stilleben). Переломным временем в данном отношении оказывается середина 17 в. С усилением социальных противоречий положение народных масс ухудшается, тогда как буржуазия становится все. более реакционной. Работа Яна ван Эйка при дворе Иоанна Баварского в Гааге в 1422-1424 предопределила развитие голландской живописи в XV в. Его влияние проявилось сначало во взаимодействии с «интернациональной готикой» («Портрет Лейзбет ван Дёйвенворде», ок. Существенно, что само полотно выделяется крупными размерами в сравнении с другими. Работы Слейтерса и Гестела близки постимпрессионизму.
Но Лука Лейденский не создавал никакой школы. Однако такие общества, носившие название гильдий св.
Прозаические детали быта (выбившаяся из матраца солома, горящий камин, открытые окна и двери) передают реальную атмосферу жизни человека. Сюжеты простые, крестьянские— дорога, кусты возле канала, хижины крестьян среди деревьев. К хозяйке только что подошла её служанка. Но в творчестве Вермера этот новый тип жанровой композиции оказался единственным.
Девушка, вероятно, собирается на свидание. Именно они начали изображать сельские уголки в определенном серебристом свете. В общем, были серьезные причины, чтобы Фландрия вторично стала великим очагом искусства. Годы жизни Спинозы совпали сначалом эпохи Нового времени. Наконец, как на особенность голл.
Местом действия становится чистый уютный дворик, залитый ярким солнечным светом. Один из шедевров художника — картина «Бокал лимонада». С тех пор многогранная природа изображаемых вещей уступила место ощущению пространства и атмосферы воздушной дымки, которые передавались с постепенно нарастающим монохромным использованием цвета. В развитии голландской живописи это был критический момент. Политическая жизнь страны изобиловала бурными потрясениями. Одним из наиболее известных художников, работавших «крестьянском жанре», был Адриан ван Остаде.
В конце 1950-х начинается реакция на абстрактный экспрессионизм («Неформальная группа», группа «Nul»). Другие, среди которых наиболее выдаются Питер Санредан ( 1666), Дирк в. Делен (1605-71), Эммануель де Витте (1616 или 1617-92), писали внутренние виды церквей и дворцов. Мастер точно располагает предметы на холсте, чтобы показать фактуру каждой вещи.
Уже в первых работах Вермера появляется характерное для его творчества соединение реалистичности и некоторой доли идеализации образов («Диана с нимфами», «Христос у Марфы и Марии» — обе до 1656). Черты аристократизма настолько преобладают в искусстве Голландии на рубеже 17-18 вв., что влияют и на жанровую живопись, которая (как и голландский портрет) теряет демократические черты (Корнелис Трост, «Забавы в парке», «Портрет Иеронима Тоннемана с сыном»).
В голландской жанровой живописи XVII в. также существовали различные тенденции, связанные с определенными центрами или влиянием старших мастеров (Ф. Это затронуло, в особенности, пейзажную живопись. 1857). Это исчезает в поздних портретах.
Всякий местный художник, удовлетворявший требованиям нравственного ценза, принимался в гильдию по предварительном удостоверении в его способностях и познаниях или на основании уже приобретенной им известности приезжие художники допускались в гильдию в качестве временных членов, на срок пребывания их в данном городе. Художник полностью зависел от веяний рынка, освободившись от таких прямых заказчиков как влиятельные покровители (феодалы) и католическая церковь. На ранних полотнах Остаде люди играют в карты, ссорятся и даже дерутся в трактире. Одна маленькая деталь притягивает на себя внимание –это простыня в центре композиции. Для делфтской школы характерны интерьеры церквей и архитектурных сооружений, в которых интерес к освещению и тишине соперничает с интересом к перспективе (Хаукгест, ван Влит, Э. де Витте, Санредам).
1836). Халса. больше страдали от чрезмерного труда, были беднее и терпели гнет более жестокий, чем народные массы всей остальной Европы» (К. Городские сцены вдохновляли таких художников, как Халс, Лейстер, Моленар и Кодде. Начинаются поиски живописной манеры, разрабатываются правила изображения светотени.
(потому и прозвище Делфтский) в семье предпринимателя, который занимался производ- ством шёлка для портьер и обивки мебели, а так же торговлей картинами. Эрмитаже). Но Халс не отказался от реализма и его популярность резко упала. Верспронк и Пот в Харлеме). 1657—1658, Амстердам, Рейксмузеум) и «Вид Делфта» (ок. 1660—1661, Гаага, Маурицхейс), то он уже вошел бы в число великих европейских живописцев.
ставший рупором абстрактного искусства, а в 1918 Вигерс и Веркман создают группу реалистов «Плуг», которая вскоре присоединяется к геометрической абстракции. Это сказывается в общем облике ранних голландских построек — в их композиции, силуэте, в преобладании вертикальных членений, в форме крутых высоких кровель, в прихотливых многоярусных фронтонах. Лоррену и др. Главным распространителем этого прискорбного направления был поселившийся в Амстердаме фламандец Герард де Лересс (1641-1711), художник весьма способный и по своему времени образованный, оказавший на современников и ближайшее потомство огромное влияние как своими манерными псевдоисторическими картинами, так и произведениями своего пера, между которыми одно — «Великая книга живописца» (t groot schilderboec) — в течение пятидесяти лет служила кодексом для молодых артистов.
Творческая зрелость ван Гога (1886–1890) проходит во Франции. Создатель таких картин, как: фантастический боевик «Робокоп» (1987), собравший в прокате более 50-ти миллионов долларов, супербоевик «Вспомнить все» (1990) с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. В живописи этого периода появляются ноты печали и разочарования («Портрет мужчины в широкополой шляпе»). 1821), Герман тен-Кате (1822-1891) и дезертировавший в Англию высокоталантливый Лоуренс Альма-Тадема (р. Очень одаренный рано умерший Ваутер Йоаннес ван Троствейк (1782–1810) был автором картины «Ворота Рампортье в Амстердаме» (1809, Амстердам, Рейксмузеум). В те же годы в Амстердаме Ластман, Пейнас.
Офорт становится вспомогательной техникой в создании иллюстраций к книгам, анатомическим или ботаническим трактатам, в создании титульных страниц (фронтисписов), которыми начинали издание. Два года он обучался мастерству гравёра по стеклу. При всей лаконичности живописной палитры, она основывается на чрезвычайно тонких градациях.
Политические и социально-исторические условия в этой стране были более благоприятными. Первопроходцами стали Остаде и его последователи Ауденрогге, Бега и Дюсарт. Получилось новое искусство, но со старыми, как мир, сюжетами. Последний, самый знаменитый, величайший портретист, который вместе с Рембрандтом составляет гордость Голландии, художник, одаренный мощным талантом, прекрасно образованный, разнообразный по стилю, мужественный и гибкий по натуре, космополит, утративший все следы своего происхождения и даже свое имя, – Антонис Моро, (он был официальным живописцем испанского короля) умер после 1588 года. Термин «малые голландцы» принят преимущественно в отечественном искусствоведении.
Историческая живопись в тесном значении слова культивируется в ней, как и в старину, очень умеренно и не имеет выдающихся представителей зато по части исторического жанра Голландия может гордиться несколькими значительными новейшими мастерами, каковы: Якоб Экгоут (1793-1861), Ари Ламме (р. Одним из главных мастеров этого харлемского или утрехтского маньеризма был Абрахам Блумарт. Изменились главным образом формы архитектурного декора фасадов и интерьеров.
Импульс к независимому развитию голландской живописи исходил от фламандских художников. Из не менее значительного числа живописцев, воспроизводивших быт среднего и высшего, вообще достаточного, сословия, пользуются известностью Герард Терборх (1617-81), Герард Доу (1613-75), Габриель Метсю (1630-67), Питер де Гог (1630-66), Каспар Нетшер (1639-84), Франс в. Мирис Старший (1635-81), Эглон ван дер Нэр (1643-1703), Готфрид Схалькен (1643-1706), Ян ван дер Мэр Дельфтский (1632-73), Иоганнес Верколье (1650-93), Квиринг Брекеленкамп (1668). Рембрадту было тридцать, когда умер Геркулес Сегерс. Живописная техника Яна Вермера по своему уникальна даже для ху- дожников его времени, когда мастерство кисти голландскими умельцами было доведено до со- вершенства. Политическая и религиозная независимость Соединенных Провинций, признанная в 1581.
Так, несмотря на все усилия последних десятилетий, голландские музеи не в состоянии восполнить отсутствие творений Рембрандта, украшающих залы ленинградского Эрмитажа или Национальной галереи в Вашингтоне. Из отраслей последнего на почве Голландии посчастливилось преимущественно одной — живописи, которая приняла здесь в произведениях множества более или менее талантливых художников, появившихся почти одновременно, направление очень разностороннее и вместе с тем абсолютно отличное от направления искусства в других странах. На зрителя с полотен смотрят люди уверенные в себе и завтрашнем, полные энергии («Стрелецкая гильдия святого Георгия», «Стрелецкая гильдия святого Адриана»). художниками цветущей эпохи приобрели наибольшую известность Ян-Давидс де Гэм (1606-83), его сын Корнелис (1631-95), Абрагам Миньон (1640-79), Мельхиор де Гондекутер (1636-95), Мария Остервейк (1630-93), Виллем в. Альст (1626-83), Виллем Геда (1594 -позже 1678), Виллем Кальф (1621 или 1622-93) и Ян Вэникс (1640-1719).
Только отдельные всплески гениальности в живописи можно отметить в начале XVI века, это художник и гравер Лука Лейденский, который является последователем брюггской школы. За домом обычно располагался крохотный дворик.
Кроме него, отлично разрабатывали ее брат этого мастера, Питер (1623-82), Ян Асселейн (1610-52), которого мы вскоре встретим в ряду пейзажистов, вышеупомянутые Паламедесы, Якоб Ледюк (1600 — позже 1660), Генрик Версхюринг (1627-90), Дирк Стоп (1610-80), Дирк Мас (1656-1717) и др. Но как различны при этом их форма и фактура. Подобного тогда не наблюдалось даже в выдающихся центрах искусства – в Италии или Франции. Офицеры, заботливые хозяйки и матери, домашняя челядь заняты привычными, повседневными делами.
— 1657), предшественники трех величайших портретистов Голландии — чародея светотени Рембрандта ван Рейна (1606-69), бесподобного рисовальщика, обладавшего удивительным искусством моделировать фигуры в свету, но несколько холодного по характеру и колориту Бартоломеюса ван дер Гельста (1611 или 1612-70) и поражающего фугою своей кисти Франса Гольса Старшего (1581-1666). 761. ).
Голландия до XVII века не выделялась обилием национальных художников. Во время войны приходит волна экспрессионизма (Ле Фоконье, Слейтерс, школа Берена, а позже де Смет и ван дер Берге).
Значительная художественная одарённость сделала непохожими между собой как его картины и рисунки, так и офорты. 1809), Герману Куккуку (1815-82) и Генрику Месдагу (р. Значительную часть городской территории занимала жилая застройка.
О вкладе Бейтевега в голландскую гравюру свидетельствуют интерес к его произведениям Сегерса и Рембрандта. Они могли быть как точным воспроизведением и конкретного пейзажа («Панорама Амерсфорта») и условным сочетанием реальных элементов горных долин с хижинами, деревьями и лодками в дальних заливах («Река в горной долине»), так и абсолютно фантастическими, тревожными фантасмагориями («Скалистая долина с рекой и дорогой»). Соч., т. 23, стр.
Маринистами были такие голландские художники 17 века, как Порселлис, де Влигер и ван де Капелле. В этой «низменной стране» (hol land), состоящей из трясин, островов и полуостровов, постоянно подмываемых морем и угрожаемых его набегами, населению, лишь только свергнуло оно с себя чужеземное иго, пришлось создавать сызнова решительно все, начиная с физических условий почвы и кончая условиями моральными и интеллектуальными, так как все было разрушено предшествовавшею борьбою за независимость. Оно любило показывать природу такой, какая она не бывает в действительности. С восторгом был встречен современниками групповой портрет «Анатомия доктора Тульпа» (1632).
— позже 1533) и его сын Дирк Якобс (две картины последних изображающие стрелковые общества имеются в Эрмитаже). Он родился в еврейской семье, но евреи отлучили его от церкви. 1812), Питер в. Схендель (1806-70), Давид Блес (род. Творчество Стена в Лейдене и Гааге и Метсю в Амстердаме (с 1660) кажется более независимым и разнообразным.
Многие из участников непосредственно обращены к зрителю взглядом или жестом. Ему удалось сделать «будничное — поэтическим, тривиальное — возвышенным, самым незначительным деталям придать редкую одухотворённость» (В. Н. Для Рембрандта основными выразительными средствами были именно свет и цвет, а не линии и массы. 1812), Питер в. Схендель (1806-70), Давид Блес (род.
Не обращая друг на друга внимания, торопливо снуют по ней прохожие. Бейтевех. Вот таким образом голландских художников нельзя распределить на школы, подобно тому, как поступаем мы относительно художников Италии или Испании трудно даже составить из них строго определенные группы и самое выражение «Голландская школа живописи», вошедшее во всеобщее употребление, необходимо приниматьтолько в условном смысле, как обозначающее совокупность соплеменных мастеров, но не действительную школу.
К их числу относятся обострённое чувство детали наряду с продуманностью и гармоничностью композиции в целом, ювелирная техника исполнения, сдержанность колорита. Так, в интерьерной картине «Комната в голландском доме» Питера Янсенса изображена залитая солнечным светом уютная комната с играющими на полу и на стенах солнечными зайчиками, в картине «Старушка у камина» Якоба Вреля — погруженная в мягкий полумрак комната с камином.
Упадку школы способствовал также знаменитый Адриан в. де Верфф (1659-1722), прилизанная живопись которого с холодными, как бы вырезанными из слоновой кости фигурами, с тусклым, бессильным колоритом казалась некогда верхом совершенства. Но теперь критерий его мастерства абсолютно иной.
Коричневый цвет сближает поджаристую булку, орехи и копчёную селёдку. Договора, подписанные с Испанией, дали Голландии свободу и укрепили ее положение. Одинаково ненавидели его и христиане. Рейксмузеуму принадлежат такие известные вещи, как написанный в 1888 году «Автопортрет за мольбертом» и «Комната ван Гога в Арле». Поднять на новую ступень голландский офорт сумел Геркулес Сегерс (1589—1638). Эти черты ещё больше усилены в другом портрете (изображение мужчины в широкополой шляпе). Лишь наиболее крупные голландские художники писали в различных жанрах.
Такое построение придало изображению живость и естественность. живописцев, можно указать на их отречение от художественных традиций. Правдивость живописи Халса больше не привлекает богатых заказчиков, которые хотят видеть себя на портретах лучше, чем они есть на самом деле.
Показательно, что в этой картине нет сюжета. В XVII веке голландская живопись стремительно развивалась не только благодаря растущему спросу желающих украсить свои дома картинами, но и в связи с тем, что на них начали смотреть как на товар, средство спекуляций и источник наживы. Летний пасмурный день. Наряду с абстрактным искусством, происходит и оживление реализма (Мелле, Вестерик), связанного с поп-артом или «новым французским реализмом» (ван Амен, Брюссе, Хеннеман). Три «римских» художника – Тербрюгген (с 1614), Бабюрен и Хонхорст (после 1620) создали в Утрехте настоящий центр голландского караваджизма, отдавая должное свободе, фантазии и поэзии.
Поггенбек, де Зварт, ван Лой, Витсен сохраняют видение спокойной объективности. В 1640-1660-х гг. Имелись также художники, специализировавшиеся на церковных интерьерах и различных видах натюрмортов, как например: «лавка», «десерт», «завтрак» и др. Утром хозяйка первым делом отправлялась на улицу мыть мостовую перед домом.
Главная особенность, характеризующая этих художников, — любовь к природе, стремление воспроизводить ее во всей ее простоте и правде, без малейших прикрас, без подведения под какие бы то ни было условия предвзятого идеала. Многих из числа художников, предшествовавших революции, мы знаем только по имени о других имеем возможность судить только по одному-двум образцам их работы. Винсент писал брату: «В ней (картине) я старался подчеркнуть, что эти люди, поедающие свой картофель при свете лампы, теми же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю таким образом, полотно говорит о тяжелом труде и о том, что персонажи честно заработали свою еду» (Ван Гог, Письма, М. -Л., 1966, стр. Особое место в его творчестве занимают женские образы: «.
Однако творчество Ван Гога нанесло удар символизму. Сюда не проникают шум и суета городской жизни. Художник через пейзаж умело передавал человеческие эмоции. Весомость архитектуры подчеркивает движение проносящихся облаков. 1809), Герману Куккуку (1815-82) и Генрику Месдагу (р. Лазарев).
Гроб» и «Легенда о костях св. Картину «Блудный сын» можно считать лучшим полотном Рембрандта и эпилогом его творчества. Особенно значительные достижения на этом этапе принадлежат главе гарлемской школы архитекторов Ливену де Кею (1560—1627).
— 1535. ), Якоб Корнелисен (1480. Каждую картину отличает динамичный, в чем-то брутальный характер. В 1917 в Лейдене Мондриан и ван Дусбург начинают издавать журнал «De Stiji». «Хозяйка и служанка» — одна из лучших картин художника. Констант, Аппел и Корней входят в состав образованной в 1948 группы «Кобра», позже Де Кунинг в Америке культивирует «живопись действия».
Работавший в Утрехте и Амстердаме, Скорел был в Харлеме в 1527-1529 и сыграл важную роль в развитии живописи Мартена ван Хемскерка. Четыре фигуры, тесно заполняющие полотно, неразрывно связаны между собой.
Везде чистота, голландцы вообще знамениты своей любовью к кристальной чистоте. В отличие от этой ярко освещенной и ясной картины «Женщина, взвешивающая жемчуг» (ок. Среди ценителей творчества Сегерса был сам Рембрандт. Несмотря на все невзгоды, талант великого живописца не иссякает.
В XV-XVI вв. Одна из самых знаменитых его картин – Ночной дозор, картина слывет загадочной.
Ван Гог — голландец, но не из породы «умеренных и аккуратных», а из той семьи неудержимых, страстных искателей, к которой некогда принадлежал великий Рембрандт. Он пишет портреты то на зеленом, то на желтом фоне, подчас покрытом декоративным узором. В длинном ряду художников первой категории первенствуют Адриан и Изак в. Остаде (1610-85, 1621-49), Адриан Броувер (1605 или 1606-38), Ян Стэн (около 1626-79), Корнелис Бега (1620-64), Рихарт Бракенбюрг (1650-1702), П. в. Лар, прозванный в Италии Бамбоччьо (1590-1658), Корнелис Дюзарт (1660-1704) Эгберт ван дер Пуль (1621-64), Корнелис Дрохслот (1586-1666), Эгберт в. Гэмскерк (1610-80), Генрик Рокес, прозванный Зоргом (1621-82), Клас Моленар (раньше 1630-76), Ян Минсе-Моленар (около 1610-68), Корнелис Сафтлевен (1606-81) и нек. То, что должно было уничтожить народ, послужило ему на пользу. В основном простые мотивы его пейзажей оживляли или редкие персонажи или порыв ветра, наклоняющего верхушки деревьев.
Довольно успешно в живописи Голландии развивался и бытовой жанр. В целом голландскую школу называют жанровой. Не осталось в живых даже ни одного ученика Яна Скореля. Есть много талантливых художников. др. Последний собирал его офорты, а в годы учёбы— копировал их.
Натюрморты также теперь становятся самостоятельным жанром. Творчество развивалось по определенным схемам. В портретном жанре появились изображения адмиралов и офицеров Ост-Индской кампании. Между новейшими маринистами Голландии пальма первенства принадлежит Иог. Простая девушка олицетворяет образ Славы.
Их ясность и спокойствие являются результатом точного анализа, включающего использование новейших технических изобретений, таких как камера обскура. Для него важен порядок предметов, он тщательно продумывает их расположение, чтобы световые пятна, блики от одного предмета играли на другом. Появляются прямые предшественники Рембрандта – его учителя Ян Пейс и Питер Ластман. Замечательный мастер портретного жанра, только в 1630-е гг. де Хох, ван Хогстратен, Охтервелт, Элинга, Баурсе, Врел).
В 1960-е голландская живопись возвращается к искусству 1920-х – к геометрии или цвету (оп-арт, Hard Edge Painting). 1921). Ограничиваясь же указанием на тех, для которых живопись морских видов составляла специальность, мы должны назвать Виллема в. де Вельде Старшего (1611 или 1612-93), его знаменитого сына В. в. де Вельде Младшего (1633-1707), Людольфа Бакгейзена (1631-1708), Яна в. де Каппелле ( 1679) и Юлиюса Парцеллиса ( позже 1634).
Продолжателем его традиций стал Хоббем, предпочитавший солнечные ландшафты. 1462-1516), своими сложными, замысловатыми и иной раз крайне странными композициями положивший начало сатирической бытовой живописи Ян Мандейн ( 1520), славившийся в Гарлеме своими изображениями чертовщины и шутовских сцен Питер Артсен ( 1516), прозванный за свой высокий рост Длинным Петром (Lange Pier), Давид Иорис (1501-56) искусный художник на стекле, увлекшийся анабаптическими бреднями и вообразивший себя пророком Давидом и сыном Божиим, Якоб Свартс (1469. В натюрмортах преобладают «обманки» (ван Хёйсум) или ложные рельефы (де Вит), в пейзаже господствует описательная объективность (городские виды Ла Фарга в Гааге. Офорт становится бытовым ремеслом в руках второстепенных художников, достойных за небольшую плату использовать какие угодно стилистики (поздний маньеризм, реализм, барокко). Следующее поколение пейзажистов, в особенности, амстердамских художников (Я. Затем следует заметить, что большинство голл. Крупнейший представитель импрессионизма в Голландии Жорж Хендрик Брейтнер (1857–1923) в одной из самых известных своих картин «Дворцовая улица в Амстердаме» (Амстердам, Рейксмузеум) обращается к теме, неоднократно привлекавшей художников, — изображению города зимой. Он не пользовался популярностью, а его офорты не хранили.
в стране намечаются признаки перелома. Очень быстро Халс стал одним из самых известных портретистов Харлема. Букеты, корзины с фруктами и «завтраки» изображались первоначально по законам продолжающейся перспективы, которая изолирует каждый элемент.
1831). Вот почему все принимает здесь точную, сжатую и уплотненную форму.
Как указывает Маркс, «. Каждый день она мыла то одну то другую комнату, начищала всё до блеска. Одним из наиболее талантливых портретистов этой эпохи можно назвать Франса Хальса (прибл. В этой среде в Гааге и началось творчество Ван Гога. 1826), Тереза Шварце (р.
Второе отличительное свойство голл. 1837), Лодевейк Аполь (р. За всем происходящим зорко следит «почтенная маменька» (возможно и участливая сводня).
Развитие голландского пейзажа (Босбом, Габриэл Исраэлс, Вейссенбрух, Нейхёйс, а позже Мауве, Месдаг и Марис) завершает творчество Йонгкинда, почти вся деятельность которого прошла во Франции. Вчерашние символисты принимают колористический экспрессионизм Ван Гога. История возникновения голландской живописи была подробно описана в девятнадцатом веке и авторы работ о ней тоже пользовались этим термином. Эта композиция очень отличается от других картин.
Последний встречался в Риме с самим Караваджо и оказался под впечатлением от его произведений. Хотя во всей его философии господствует идея Бога, церковники обвиняли его в атеизме. В первой половине XVII в. преобладает искусство портрета.
Иногда Сегерс чувствовал усталость от тревожных фантасмагорий собственных пейзажей и тогда возникали офорты-натюрморты («Книги»). «Аллегорию живописи», созданную около 1665–1666 годов, вершинное произведение Вермеера с точки зрения работы с цветом, можно назвать наиболее амбициозной его картиной. 1822), Гендрих в. де Санде-Бокгейзен (р.
В основу картины положено восприятие одного из них. др.
Кроме того, голландская живопись широко представлена в жанре пейзажа. Так, в «Портрете почтальона Рулена» (Музей Крёллер- Мюллер) по ярко-зеленому фону разбросаны букеты цветов.
1620-54), Саломон и Филипс Конинги (1609-56, 1619-88), Питер де Греббер, Виллем де Портер ( позже 1645), Герард Доу (1613-75) и Самюель ван Гогстратен (1626-78). Сцены из частной жизни средних и мелких бюргеров, городской бедноты и крестьянства, празднества и развлечения, музыкальные концерты, карточные игры «весёлого общества» становятся излюбленными сюжетами бытовой живописи. Картина — шедевр де Витте. Рембрандта или Вермера).
Его отец, брат и сестра были художниками. В работах его современника Яна Мостарта (около 1470-1556) стремление к натурализму соединяется с оттенком готического предания, теплота религиозного чувства с заботою о внешней элегантности. Художник внес в традиционную композицию классического группового портрета изменения, расположив фигуры не в ряд, как это было принято, а свободно. В картине «Ветчина и серебряная посуда» представлены предметы на столе небедного человека.
Там было более гибкое и терпимое правительство, традиции и общество. Художники испытывают себя во всех жанрах, в различных цветовых гаммах: одни работают в светлой манере, другие – в темной (здесь сказалось влияние итальянского художника Караваджо). Так, относительно древнейшего из голл. Это очень ярко отразилось на городской планировке.
Блестящий период голландской живописи тянулся недолго — лишь одно столетие. Среди них есть искусные мастера, несколько больших живописцев. Все предметы чинно расставлены на столе. Знаменитейший в ряду таких живописцев сельской идиллии — Паулюс Поттер (1625-54) кроме него, должны быть причислены сюда Адриан в. д. Вельде (1635 или 1636-72), Альберт Кейп (1620-91), Абрагам Гондиюс ( 1692) и многочисленные художники, обращавшиеся за темами предпочтительно или исключительно к Италии, каковы: Виллем Ромейн ( позже 1693), Адам Пейнакер (1622-73), Ян-Баптист Вэникс (1621-60), Ян Асселейн, Клас Берхем (1620-83), Карель Дюжарден (1622-78), Томас Вейк (1616. В их украшении исправлении.
Прямыми наследниками Я. в. д. Гейдена и Э. де Витте явились художники перспективных видов Ян Вергейден (1778-1846), Бартоломеюс в. Гове (1790-1888), Саломон Вервэр (1813-76), Корнелис Спрингер (1817-91), Иоганнес Босбом (1817-91), Иоганнес Вейссенбрух (1822-1880) и др. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 23, стр. В середине семнадцатого века мастера изображали врачей, ученых в процессе работы, собственные мастерские, хлопоты по дому или светские мероприятия. Отдельно стоит упомянуть морские пейзажи.
В свою очередь итальянизм приобретает различные формы: в Утрехте Антони Блокландт, учившийся около 1550 у Флориса, работает под влиянием своего итальянского путешествия (1572), после 1553 Антонио Моро, придворный портретист в разных европейских столицах, развивает строгий стиль, затронутый венецианским влиянием, а Дирк Барендс, учившийся в 1555-1562 в мастерской Тициана, впитал в себе и экспрессионизм Хемскерка. Историческая живопись в тесном значении слова культивируется в ней, как и в старину, очень умеренно и не имеет выдающихся представителей зато по части исторического жанра Голландия может гордиться несколькими значительными новейшими мастерами, каковы: Якоб Экгоут (1793-1861), Ари Ламме (р. Остаде умело передает сосредоточенность увлеченных своим занятием «музыкантов», с едва заметным юмором изображая наблюдающих за ними в окно детей. Я. М. Моленар. Кроме этого – общественная жизнь, гражданские церемонии, банкеты.
Это стремление проглядывает уже в работах вышеупомянутого Мостарта но главным распространителем нового движения должен считаться Ян Схорель (1495-1562), долго живший в Италии и основавший потом в Утрехте школу из которой вышел целый ряд художников, зараженных желанием сделаться голландскими Рафаэлями и Микеланджело. Схотелю (1787-1838), Ари Плейзиру (р. Еще в начале 17 в. о Голландии говорили, что она имеет больше домов на воде, чем на суше. Для народных масс это означало лишь смену одной формы социального гнета другой. Деятельность Рембрандта в Амстердаме (1631- 1669).
Живописный почерк ван Гога помогает ему выразить собственное настроение, то радостное волнение, то неудержимое беспокойство. Стеклянный бокал, солонка, металлическая тарелка с очищенным лимоном, селёдка на блюде, гроздь винограда, перец, орехи и булочка на картине «Завтрак» умело и тонко воспроизведены художником. Во Фландрии уже были художники, которые сформировались или были близки к этому.
— 1535. ), Якоб Корнелисен (1480. Подобный преимущественный интерес к собственному наследию характерен для музейного собирательства в целом ряде европейских стран, переживших эпохи блестящего расцвета искусства (Италия, Испания, Франция, Бельгия). Одни из трудившихся с тех пор по этой части изощрялись в изображении городских улиц и площадей с их зданиями таковы, между прочими, менее значительными, Иоганнес Бэрестратен (1622-66), Иоб и Геррит Верк-Гейде (1630-93, 1638-98), Ян в. д. Гейден (1647-1712) и Якоб в. д. Юльфт (1627-88).
В том же музее среди многочисленных этюдов исполненных в эпоху работы над «Едоками картофеля», выделяется замечательная «Голова старой крестьянки в коричневом платке». Он даже слепит глаза и мешает наслаждаться полотном. 1828) кроме них, достойны быть названными Михиль Версэг (1756-1843), Эльханон Вервэр (р. В ней необычно яркий и тревожный свет.
Блестящий период голландской живописи тянулся недолго — лишь одно столетие. Это, в свою очередь, породило особенно тщательную, тонкую манеру письма. На языке символов клетка означает тайную страсть, которая может вырваться наружу.
Некоторый блеск умирающей школе придали Корнелис Трост (1697-1750), преимущественно карикатурист, прозванный голланд. Излюбленными сюжетами становились «завтраки», «десерты», цветочные букеты и аллегорические композиции. Перед художником стояла непростая задача: объединить в одной композиции, в максимально сжатом пространстве, двенадцать фигур.
1656 году написал первую жанровую картину «У сводни» (Дрезден, Картинная галерея). В Улочке изображен частный мотив, возможно, художник увековечил свой собственный дом. Оуватер и Тенкомпа). Естественно они изображены за дружным застольем. В гарлемском Музее Франса Хальса есть «Интерьер со спящим мужчиной и женщиной, штопающей чулки».
В поздних работах Рембрандта красочные мазки резко проступают на поверхности холста. Во Фландрии культурный фон заметно отличался от Голландского. Оставив на некоторое время рукоделие, хозяйка внимательно слушает и рассматривает покупку.
Второе отличительное свойство голл. Композиция построена на равновесии цветовых звучаний. К этому времени, когда общественные противоречия еще не обозначались во всей своей остроте, относится ранний этап развития голландского искусства.
Среди голландцев было также немало пейзажистов, пускавшихся в путешествия и воспроизводивших мотивы чужестранной природы, что, однако, не мешало им сохранять в своей живописи национальный характер. В Лейдене возникло философское направление жанра, при котором с символами чувственного удовольствия или земной славы соседствуют черепа и песочные часы, призванные напоминать о скоротечности времени. Между последователями этого художника пользовались известностью в качестве исторических живописцев Генрик в. Лимборг (1680-1758) и Филипп в. -Дейк (1669-1729), прозванный «Маленьким в. -Дейком».
Трагична судьба Э. де Фабрициуса, талантливого мастера бытовой сцены и произведений с изображением церковных интерьеров («Рынок в порту», «Интерьер с женщиной у клавесина»). Картины украшали общественные здания, бюргерские и даже крестьянские дома были предметом коллекционирования, продавались на ярмарках и у специальных торговцев, а также шли на экспорт и даже использовались как предмет капиталовложения и средство платежа. Каждый предмет должен был заимствовать свою пластическую форму у одного и того же идеала. Своё первое произведение Герарт Терборх создал в девять лет.
Гогартом, портретист Ян Квинкгард (1688-1772), декоративно-исторический художник Якоб де Вит (1695-1754) и художники мертвой природы Ян в. Гейзюм (1682-1749) и Рахиль Рейсх (1664-1750). 1850) и мн. Большое место здесь занимают работы голландских художников. В начале XVI в. харлемские художники Дирк Боутс и Герард Давид приезжают в Лувен и Брюгге, а Ян Мостарт работает при дворе в Мехелене (в 1519-1529) в эти годы увеличиваются художественные контакты между Северными и Южными Нидерландами.
Творчество Рембрандта в Венской картинной галерее представлено только портретами, хотя «Мать художника» и «Сын художника» могут также считаться однофигурными историческими картинами. Под воздействием этих художников, а также, благодаря приезду в Делфт Фабрициуса (1646), трактовка перспективы в работах которого и интерес к естественному освещению оказали влияние на творчество Вермера, – изображение интерьеров и интимных жанровых сцен стало главной темой делфтской живописи, полной душевного спокойствия и поэтичности (П. 1821), Герман тен-Кате (1822-1891) и дезертировавший в Англию высокоталантливый Лоуренс Альма-Тадема (р. Затем следует заметить, что большинство голл.
В 1640-х гг. Прежде всего, бросается в глаза некоторая двусмысленность в поведении молодой парочки. В Харлеме, в кругу Ф. Халса. Обилие воды в сочетании с зеленью придавало городским улицам большую живописность.
После возвращения «подарков» Ротшильда — выразительный портрет мужчины в черном был приобретен для коллекции принца Лихтенштейнского и таким образом вернулся в Вену. «Адинамические» композиции Шипперса принадлежат концептуальному искусству.
Упадку школы способствовал также знаменитый Адриан в. де Верфф (1659-1722), прилизанная живопись которого с холодными, как бы вырезанными из слоновой кости фигурами, с тусклым, бессильным колоритом казалась некогда верхом совершенства. Искусствоведы и любители живописи веками ломают головы над этим полотном. Якоб Охтервельт ( 1670), Дирк Гальс (1589-1656), Антони и Паламедес Паламедесы (1601-73, 1607-38) и др. Хотя после 1650 рембрандтовское направление было утверждено официально (росписи в амстердамской ратуше), оно не отменило более светлой и более декоративной традиции голландской живописи, достигшей своего расцвета в росписях Хейс-тен-босха в Гааге (1648- 1652), в создании которых принимали участие сторонники монументальной исторической живописи.
Но в этом доме не всё так просто. Луки, если и содействовали этому, то в очень умеренной степени.
Виппер). С 1912 Амстердам играет главенствующую роль в развитии голландской живописи. В 1620-е в голландском натюрморте появляется новая тенденция, общая с другими жанрами, для которой характерна светлая монохромность и спокойная горизонталь композиции (Клас и Хеда в Харлеме).
Большая часть художников имела чрезвычайно узкую специализацию. стекольной мастерской. К сожалению, произведения примитивных Голландских живописцев дошли до нас лишь в очень ограниченном количестве, так как большинство их погибло в ту смутную пору, когда Реформация опустошала католические храмы, упраздняла монастыри и аббатства, подстрекала «разбивателей икон» (beeldstormers) к уничтожению живописныхи скульптурных священных изображений, а народное восстание истребляло повсюду портреты ненавистных ей тиранов. Картины художников на бытовые темы (или жанровые картины) изображавшие человека в привычной, повседневной обстановке, отражали устоявшиеся формы быта, поведения и общения людей, принадлежащих к различным сословиям голландского общества.
Особенно богата новейшая голландская живопись пейзажистами, трудившимися и трудящимися в разнообразном роде, то с тщательною оконченностью, то с широкою техникою импрессионистов, но верными и поэтическими истолкователями своей родной природы. Основоположником светского жанра в голландской живописи по праву считают Герарда Терборха. К их числу принадлежат Андреас Схельфгоут (1787-1870), Барент Куккук (1803-62), Иоганнес Вильдерс (1811-90), Виллем Рулофс (р.
Он написан в начале XIX века Вейбрандом Хендриксом (1744–1831). 1824) и Христоффель Биссхоп (р. Между новейшими маринистами Голландии пальма первенства принадлежит Иог. народа над угнетавшими его испанцами.
1852) и Валли Мус (р. Наиболее интересное сооружение самого Ливена де Кея — Мясные ряды в Гарлеме (1601—1603) — пример характерного для Голландии монументально-художественного решения торговой постройки, в которой торжественная представительность сочетается с практической целесообразностью. Перечисляя самые важные жанры голландской живописи, обязательно нужно начать с бытового – наиболее яркого и самобытного в истории. В этой области между голл. 1857). При неустойчивом политическом равновесии все зависело только от случая.
«Едоки картофеля» — крестьяне, которые ужинают при неверном свете керосиновой лампы. Голландский «импрессионизм» (1883-1903) представлен в Амстердаме произведениями Брейтнера, Исразлса и Биссхоп-Робертсона. Рыба изображённая на холсте, совсем не живая, неприятная. Народные массы Голландии, — говорит Маркс, — уже в 1648г.
Она небольшого размера и отличается своими мощными строгими красками. Но золотые лучи солнца освещают тяжёлый занавес полога, заставляют искриться его шёлковые нити, делают нарядной простую одежду служанки. Всего в это время в Голландии были активны около 2000 художников. Образование этими тремя мастерами харлемской Академии (1587) и отъезд Голциуса в Италию (1590) привели к эклектизму маньеристического толка. В победе над захватчиками народ проявил то же мужество, что и в борьбе со стихиями, над морем, над затоплением земель, над климатом. Побытовому жанру, входившему также в круг деятельности этих художников (за исключением Альмы-Тадемы), можно указать на целый ряд прекрасных живописцев, во главе которых должны быть поставлены Иозеф Израельс (р.
Без нее были бы немыслимы даже такие, казалось бы, космополитические, лишенные местных корней вещи, как геометрические абстракции Пита Мондриана (1872–1944) и залитые бурными потоками красок абстрактные композиции Кареля Аппеля (род. 1850) и мн. Теперь цвета в его картинах служат не только для передачи внешнего облика героев и изображения интерьера — именно колорит берет на себя смысловую нагрузку произведения. В живописи одновременно происходило усиление фламандского влияния, что было граничит с возвращением в Северные Нидерланды многих художников. Интересным с исторической и художественной точек зрения является создание в 1616 году в Лейпциге серии гравюр к печатному изданию книги Густава Селенуса (под этим псевдонимом скрывался герцог Брауншвейг-Вольфенбюттельский Август) «Шахматы или Королевская игра» художником Якобом ван дер Хейденом.
Около половины XVI стол. Пожилая дама стелит постель. Голландия была образцовой капиталистической страной XVII столетия» (К. Из прочих живописцев рассматриваемой эпохи, наделенных несомненным дарованием, но зараженных духом времени, следует отметить Виллема и Франса в. Мирисов Младших (1662-1747, 1689-1763), Николаса Верколье (1673-1746), Константейна Нетшера (1668-1722), Изака де Мушерона (1670-1744) и Кареля де Мора (1656-1738). Он отличался приверженностью к камерам риторов (тогдашний голландский театр), к преувеличениям и гротеску, дружил с комедиографом Бредеро. Главный представитель этой отрасли живописи — знаменитый и необычайно плодовитый Филипс Воуверман (1619-68). К сожалению, произведения примитивных Г. живописцев дошли до нас лишь в очень ограниченном количестве, так как большинство их погибло в ту смутную пору, когда Реформация опустошала католические храмы, упраздняла монастыри и аббатства, подстрекала разбивателей икон (beeldstormers) к уничтожению живописных и скульптурных священных изображений, а народное восстание истребляло повсюду портреты ненавистных ей тиранов. Он хочет передать в своей большой картине все, что понял и знал о их жизни.