Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Жана-Леона Жерома. Живописец пробовал себя и в скульптуре, но в истории он останется как художник Жан-Леон Жером и ярчайший представитель академизма. Художник Жан-Леон Жером создал произведение на историческую тему. Жан-леон Жером был одним из самых известных французских художников своего времени.
Дата рождения: 11 мая 1824 года. Дата смерти: 10 января 1904 года. Полное имя: Жан-Леон Жером (Jean-Leon Gerome). Французский художник, ярчайший представитель академической живописи. Жан-леон Жером (11 мая 1824, Везуль, Верхняя Сона — 10 января 1904, Париж) — французский художник, живописец и скульптор, представитель академизма.
Абдул-Хамид принялся искоренять крамолу с таким усердием, что получил в народе прозвище «кровавый». Первая известность пришла в 1847 году, после выставки в Салоне картины «Молодые греки забавляются петушиным боем». Вскоре в том же году ушли из жизни шурин — Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане69. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии).
Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям. Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны». Жан-Леон Жером (фр. Сильным ударом для него стала кончина Буланже, последовавшая в 1888 году. Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение.
Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей40. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. он потерпел неудачу в попытке получить премию и грант на обучение «Римской премии» (Prix de Rome), зато уже в следующем году на Парижском салоне он заставил говорить о себе картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем». Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса.
В дальнейшем он рассматривал скульптуру как необходимый подготовительный этап для работы над картинами и комбинировал вылепленные из гипса фигурки главных персонажей. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность». Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце.
— Вот таким образом и ищет он, как постаревший сластолюбец, перемены, неожиданности, новизны. В конце 1840-х годов художник, получив государственный заказ на создание исторического полотна «Век Августа», путешествовал по Европе и Малой Азии изучая этнографию. Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса.
Став профессором Школы изящных искусств, всеми уважаемым мастером, Жером не только яростно критиковал импрессионистов, но и сделал, являясь членом государственной комиссии, все от него зависящее, чтобы приостановить действие завещания Гюстава Кайботта (подарившего свою знаменитую коллекцию импрессионистской живописи французскому правительству с условием, что все картины будут впоследствии размещены в Лувре). В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке»26. В течение 2 лет, вместе с учителем, Жером путешествует по живописным местам Италии.
Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. В Каире художник получил аудиенцию хедива Исмаил-паши, далее осмотрел Гизу и Файюмский оазис.
Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды25. Гаремы жили своей обычной жизнью, в неге и роскоши, заслонявшей для непосвященных напряженную борьбу главных жен, кадин и фавориток. По мнению и Дж. Жан-Леон Жером родился в 1824 году во французском Везуле в семье ювелира Пьера Жерома. В 1846г. Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера)7980.
Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти. При этом он выставлял свои картины каждый год.
Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. Жером также работал как скульптор.
Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. А его скульптура «Беллона» (1892), выполненная из слоновой кости и металла с использованием драгоценных камней и показанная в лондонской Королевской Академии, произвела настоящую сенсацию. Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной».
Те, кто ничего не имел и ничего не умел, кроме как «пасти гаремное стадо», отказывались покидать женщин до последней возможности. В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков. В годы учебы в гимназии он выполнил копию картины Декампа. Ее увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жерома, после чего отец все же решился отпустить сына в Париж.
Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений.
Жан-Леон Жером (Jean-Lon Grme, 11. 05. 1824-10. 01. 1904) родился в Везуле (департамент Верхняя Сона) в семье ювелира. Жан-Леон Жером (фр. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита.
Это вовсе не так. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь». Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве48. Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. В июне 1871 года он вернулся в Париж. По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца15.
Он стал причастен к группе художников под названием «нео-греки», которая сформировалась в мастерской Шарля Глейера. И маскарад— не маскарад и драма— не драма». Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы.
Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства15. На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны»18.
На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901)23. Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». В гаремах, которые теперь стали не государственным учреждением, а личным делом низложенного монарха и пришедшего ему на смену Мехмеда V, воцарилась гнетущая тишина.
Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73. Теперь и бывшим вельможам непросто было обеспечить свою семью. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. Жером получил заказ на официальное полотно, запечатлевшее это событие для художника это был весьма выгодный заказ, а, кроме того, его картина «Приём сиамских послов в Фонтенбло 27 июня 1861 года» предназначалась для Версаля. Французский художник, художник и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»).
Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн).
В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом.
По мнению и Дж. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта»16.
О реакции императора ничего не известно, однако Жером удостоился звания кавалера Почётного легиона. После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован12. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». Однако общество их не принимало и им оставалось коротать свой век в одиночестве. Наиболее опытные наложницы оставались в гареме, где воспитывали новое поколение одалисок. Фаворитки султанов тоже могли быть «отставлены» от гарема.
Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков29.
В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти28. При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома. Для этой картины использован интерьер Львиного дворика в Альгамбре, увиденный во время путешествия в Испанию. Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота.
В течение 2 лет, вместе с учителем, Жером путешествует по живописным местам Италии. И маскарад— не маскарад и драма— не драма»27. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль.
Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен28. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта». Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений.
Прусский король Вильгельм I наградил его Большим Орденом Красного Орла 3-ей степени. Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической»11. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие).
Его похоронили на кладбище Монмартр, в церемонии приняли участие глава Сената республики, директор Школы изящных искусств и мэр его родного Везуля. Не помогли и западные союзники, на которых уповал султан. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога).
В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Со своим учителем Полем Деларошем посетил Италию изучал работы старых мастеров и рисовал с натуры. Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее).
В самом начале Жан-Леон обучался у своего отца, золотых дел мастера, что помогло ему развить утончённый художественный вкус. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую.
Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. С женщины сброшена одежда и она жалкой кучкой лежит рядом.
Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем». В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой.
Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. Наложницы бухарского эмира содержались в гареме, пока им не исполнялось шестнадцать лет. Неудивительно, что пересмотр отношения к Жерому начался именно в США, в русле общего изменения отношения к салонно-академическому искусству в 1970-х годах. Тем не менее она имела успех у публики и получила медаль Салона.
Во внутреннем дворике устроен торг. В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901). В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. А. И. Сомов утверждал, что в 1870-х годах картины Жерома заметно уступали по своим художественным качествам полотнам, созданным в предыдущее десятилетие. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных».
Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. Постепенно формируются стиль и сюжетные предпочтения. Жан Леон Жером (1824-1904).
Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». На полученные от заказа деньги Жером отправился в Египет и был покорен Востоком. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. Излюбленным местом для женщин были террасы на крышах домов, откуда можно наблюдать за плывущими кораблями, где легче дышится в жаркий полдень и где хорошо закусывать на открытом воздухе.
После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован. Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой62. Слава пришла к Жерому после создания картины Бой петухов (1847, Париж, Люксембургский дворец).
В результате 1847 год стал решающим в его карьере. Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso»49. Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями32. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег53. В 1854 году Жером совершил путешествие в Турцию, а в 1857 году посетил Египет. Так что взять невесту из сераля очень выгодно для человека честолюбивого или осторожного».
В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом. В силу этого закона все кальфы, ученицы и пр. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. В дальнейшем живописные произведения на темы из истории Древней Греции, содержащие благопристойно трактованные эротические сцены, принесли ему славу основателя стиля «неогрек».
Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар64. Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков66. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом».
Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми»14. Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям45.
Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). Следующий год становится переломным в его карьере художника: Парижский салон, картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем» Жан-Леон заявил о себе, как о состоявшемся художнике. На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно57. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». Жером создал целый ряд полотен, проникнутых экзотикой восточного мира («Молитва в Каире» (1865), «Невольничий рынок» (1867), «Игра в шахматы в кафе» (1870), «Арабская женщина с кальяном» (1873), «Бассейн в гареме» (1876) «Торговец коврами» (1887).
Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72. В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». Этому униженному существу покупатели заглядывают в рот, осматривая, как у лошади, зубы. В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар. К счастью Жан-Леон Жером продолжал свои художественные упражнения и в 1847 г. в Салоне представил свою картину «Петушиный бой», которая принесла ему Медаль 3-ей степени.
11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. Кого-то из наложниц забрали родственники, но от многих родные отказались. С ним произошло множество приключений: в течение 17 дней он пересекал Сирийскую пустыню, на Пасхе побывав в иерусалимской церкви Гроба Господня и так далее. Среди многочисленных картин Жерома – Греческий интерьер, Век Августа (1855), Алкивиад и Аспазия, Конде на приеме у Людовика XIV (Нью-Йорк, музей Метрополитен).
Известно, что Жан-Леон Жером был профессором в Школе Изящных Искусств. Общим местом в критике Жерома является осуждение его ориентальных работ, для которых позировали парижские натурщики и натурщицы, одетые в восточные костюмы. Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. В центре композиции стоит владелец рабыни и три покупателя. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие».
Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. С 1839 по 1876 год в Османской империи идут конституционные преобразования. Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах.
Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому». В Салоне 1847 года Жан-Леон Жером выставил работу под названием «Молодые греки смотрят на петушиный бой».
Вернувшись в Париж, работал некоторое время под руководством Глейера, а потом снова у Делароша. По другой версии, она исполнила роль Афродиты.
Но все это продолжалось до поры до времени. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. В этот период, продолжавшийся до 1853 года, Жером пишет ряд прекрасных полотен, продолжающих традицию. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек»8. В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана.
Из нее почерпнуты сюжеты для его ставших всемирно известных картин: «Убийство Цезаря», «Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу», «Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия» (Ave Caesar, morituri te salutant), «Фрина перед ареопагом» (1861), «Авгуры», «Клеопатра у Цезаря» и некоторых другие. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне.
В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. Дополнительное обучение ему предоставляет известный педагог – Шарль Глейр. В древнегреческой традиции женщины – существа тихие и забитые и брак у греков моногамный. В последние десятилетия XIX века он пробовал свои силы также в скульптуре.
Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. Картина была написана на сюжет очередного переворота в Римской империи, приведшего к власти Вителлия. Все эти воспроизведения древнегреческой жизни, благодаря оригинальности взгляда на нее художника и мастерству его техники, сделала Жерома вождем особой группы в среде французских живописцев – группы так называемых «неогреков». Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы.
Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории.
Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке». По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. Увеличив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал картины: «Перевоз пленника по Нилу» (1863), «Турецкий мясник в Иерусалиме», «Алмея», «Рабочие на молитве» (1865), «Башня мечети Аль-Эссанейн, с выставленными на ней головами казнённых беев» (1866) и «Арнауты играющие в шахматы» (1867), «Рынок рабов в Риме» (1867) порой он брался также за темы из французской истории, каковы, например, «Людовик XIV и Мольер» (1863), «Приём сиамского посольства Наполеоном» (1865) и «7 декабря 1815» (смерть маршала Макдональда).
Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. В 1880-е годы для Жерома характерен интерес к анималистике, причём он стал писать хищников— леопардов, львов и тигров. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества». Евнухи имевшие средства, устроились сами.
Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. Но тем не менее она продолжалась, хоть и не так открыто. Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды.
Не говоря уже о песчаных бурях, затяжных ветрах и надоедливых насекомых.
Бюджет работы Жером оценил в 20 000 франков причём уже в феврале 1853 года он получил аванс в 5000, чтобы совершить путешествие для написания с натуры пейзажей и этнографических типов для картины. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71. В 1855 году за картину «Век Августа» он был удостоен ордена Почетного легиона, а в 1865 году — избран членом Института Франции. Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку.
Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). Гаремные красавицы посещали родных, базары, парки, катались на лодках (каиках) и т. д. Некоторых дам даже отпускали в небольшие отпуска «по болезни», когда лекари рекомендовали сменить климат для поправки здоровья. На прогулки гаремы выезжали в задрапированных экипажах в сопровождении кальф, служанок и под охраной конных евнухов. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. Побывав в Турции и Алжире, вдохновленный красотой и экзотикой пейзажей и костюмов, он создал свои лучшие работы. В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал».
Но еще больше его увлекает древнеримская и древнегреческая история. Совладать со взбунтовавшейся страной оказалось куда сложнее, чем с беззащитным гаремом. Дополнительное обучение ему предоставляет известный педагог – Шарль Глейр. Родился 11 мая в Везуле (департамент Верхняя Сона).
Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность65. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». Жером писал большие жанровые полотна со множеством фигур на темы истории Франции и античного времени: он считается основателем так называемого «неогреческого» стиля. Все же прочие должны укладываться и уходить со всеми женщинами и рабами своего двора. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек». Дополнительное обучение ему предоставляет известный педагог – Шарль Глейр.
На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно.
Обычно это было результатом какой-то провинности, наговоров или усердия ревнивых соперниц. Кроме того, он работал с копиями подлинных гладиаторских доспехов, которые мог надевать на своих натурщиков. В течение 2 лет, вместе с учителем, Жером путешествует по живописным местам Италии. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (эта работа представлена в постоянной экспозиции парижского Музея Орсе). На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег.
Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. Судя по тому, как она называется (гинекей – закрытая женская половина дома у греков), ничего особенного не должно быть изображено. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита.
На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso».
На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно15. Начиная с 1870-х годов, творчество Жерома заметно слабеет, так что за последние десятилетия XIX века можно указать лишь на три его произведения, вполне достойные приобретенной им ранее репутации: «Rex Tibicen» (Фридрих Великий 1874), «Серое преосвященство» (1874) и «Мусульманский монах у дверей мечети» (1876). Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»). Известность пришла к нему после показа в парижском Салоне 1847 года картины «Бой петухов» (1846), удостоенной медали Третьей степени.
В результате творчество Жерома было популярным и у любителей исторических сюжетов и у ценителей жанра ню31. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. Учился у Поля Делароша и Шарля Глейра. В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками.
На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь». Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми». Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической».
Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи) — египетские танцовщицы. По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней).
25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. Это помогло убедить отца отпустить сына в Париж, куда он отправился в 1841 году имея рекомендательное письмо от Карьяжа. 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил.
Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». Это изображение предполагалось вешать в присутственных местах на месте королевского портрета. По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца. На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Из-за лихорадки ему пришлось вернуться на родину.
Жан-Леон Жером изобразил просто гарем с обнаженными женскими телами. А. И. Сомов утверждал, что в 1870-х годах картины Жерома заметно уступали по своим художественным качествам полотнам, созданным в предыдущее десятилетие. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства.
Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями. Впервые Жером побывал на Востоке в 1853 году, когда посетил Стамбул. В результате творчество Жерома было популярным и у любителей исторических сюжетов и у ценителей жанра ню.
Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому.
Затем были написаны не менее удачные «Анакреон, заставляющий плясать Бахуса и Амура» (1848), «Греческий лупанар» (1851), «Идиллия» (1853). Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине. Аллегорическая картина получилась большой (фигуры на ней были в натуральную величину). Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность.
Здесь были устроены фонтаны и водопады, беседки, разбиты цветники и парки, проложены дорожки. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии)32. Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи.
В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Картина писалась в сжатые сроки и не удовлетворяла художника, однако была выставлена в Салоне 1848 года и принесла ему медаль второго достоинства.
Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой. В случае неудачи через год, по условию отца, ему предстояло вернуться в родительский дом.
Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей.
По другой версии, она исполнила роль Афродиты. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея». На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую6028.
Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков. Жан-Леон решил взять тему прославления императора Августа, в правление которого родился Иисус Христос, такое сочетание должно было понравиться императору и публике. «Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям. Такая свобода их не прельщала. Прислугу кое-как пристроили.
Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема63. Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал9. Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27.
На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот»13. Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. В целом это типичная картина начинающего художника с определенными ошибками. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. Результат этой «заботы» для Франции оказался плачевным – богатейшая коллекция «распылилась» по частным собраниям и музеям в разные концы мира. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней).
Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. Впрочем, жюри сочло, что работы 20 художников, в том числе Жерома, прошли в финал первого тура, за что авторы получили премию по 500 франков каждый. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. В результате 1847 год стал решающим в его карьере.
Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. Неудача в получении премии и гранта, для продолжения обучения в 1846 году, не останавливает талантливого художника. Это стало серьезной проблемой правительственных чиновников. Jean-Lon Grme 11 мая 1824, Везуль, Верхняя Сона – 10 января 1904, Париж) – французский художник, художник и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»). После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея»45.
Увлечение античной и более древней историей накладывает свой отпечаток на творческий путь мастера. В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне.
По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. Никто не знал, что с ними будет дальше, но все понимали, что будущего у них нет. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома».
Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера). Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар. Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома»17.
Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. — Все женщины должны собрать свои вещи и покинуть сераль.
Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине58. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. На ней изображены обнаженные юноша и девушка, наблюдающие за дракой петухов. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились.
Для работ он выбирает приглушенные краски, но всегда тщательно работает с освещением. Его мраморные ню, стилизованные под «антики», пользовались большим успехом у парижской публики. Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом78. В соответствии с эстетикой академизма подобающая сцене жестокость компенсируется мужеством и несгибаемой верой мучеников.
Восток поразил художника яркими красками и самобытной культурой. Критики проигнорировали работы самого Жерома, однако Шанфлёри весьма сурово оценил картины друга художника — Пико — и даже заявил, что такие картины следовало бы навсегда исключить из выставок. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность»22.
Полотно велико по размеру — 134 203 см. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. Французский департамент Верхняя Сона, город Везул – место рождения художника, которого по праву назвали «академиком академизма» – Жана-Леона Жерома (11. 05. 1824 – 10. 01. 1904 г. г. ) В самом начале Жан-Леон обучался у своего отца, золотых дел мастера, что помогло ему развить утончённый художественный вкус. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку.
Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso». 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. На заднем плане сидят одетые, подготовленные к продаже женщины. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. Одновременно это животное символизировало силу, благородство и мужественность, в нём видели защитника и покровителя. При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома77.
«Невесте» давали хорошее приданое, оставляли ее подарки и имущество. После 1848 года, когда была установлена республиканская форма правления, Жан-Леон Жером пишет скандальную картину под названием «Гинекей». Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи.
По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества»21. Полотно велико по размеру — 134 203 см. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане.
Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот». В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар59.
Вернувшись в Париж, работал некоторое время под руководством Глейера, а потом снова у Делароша. В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем.
Остальные так и исчезли в тумане времени.
Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Художник закрепил свой успех, создав целый ряд картин на сюжеты из истории Эллады («Анакреон, Вакхи Амур» (1848), «Диоген» (1860), «Сократ посещает Алкивиада в доме Аспазии» (1861), «Фрина перед ареопагом» (1861) и императорского Рима («Добей. » (1872), «Circus Maximus» (1876), «Последняя молитва христианских мучеников» (1883), «Рынок рабов в Риме» (1884). Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»)42.
Посетители Парижской всемирной выставки 1878 останавливали свое внимание на двух вылепленных им группах: «Гладиатор» и «Анакреонт с Бахусом и Амуром». Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал. Перед этим он поделился своими сомнениями с Деларошем, с которым постоянно общался и чьё мнение было для него руководящим. Этот великолепный мир, куда избранные попадали через «Въездные ворота гарема», включал роскошно убранные покои жен и их детей, пышные апартаменты матери-султанши, альковы наложниц, школу принцев, жилища евнухов и слуг, комнаты для отдыха и развлечений, бани, садыГарем представлял собой нечто вроде драгоценного тюрбана, возвышавшегося над государством. Статуя была изваяна в манере античных мастеров, которые раскрашивали фигуры в подражание живому телу.
Она сейчас находится в музее Орсе. Поскольку Деларош закрыл свою мастерскую, студентов он передал под начало швейцарца Шарля Глейра. В июне 1871 года он вернулся в Париж.
По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее).