Рисунок у Жерома — безукоризненно-правильный и выработанный во всех подробностях письмо — тщательное, не сухое колорит — не блестящий, несколько сероватый, но чрезвычайно гармоничный особенно мастерски владеет художник освещением. Художник Жан-Леон Жером создал произведение на историческую тему. Художник Жан-Леон Жером (1824 – 1904) жил и творил в Париже, путешествовал по Италии и Востоку (Турция, Палестина, Египет). Жан-леон Жером (11 мая 1824, Везуль, Верхняя Сона — 10 января 1904, Париж) — французский художник, живописец и скульптор, представитель академизма.
Жан-леон Жером был одним из самых известных французских художников своего времени. Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Жана-Леона Жерома. Живописец пробовал себя и в скульптуре, но в истории он останется как художник Жан-Леон Жером и ярчайший представитель академизма.
Дата рождения: 11 мая 1824 года. Дата смерти: 10 января 1904 года. Полное имя: Жан-Леон Жером (Jean-Leon Gerome). Французский художник, ярчайший представитель академической живописи.
Не говоря уже о песчаных бурях, затяжных ветрах и надоедливых насекомых. Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»)42. Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. Евнухи имевшие средства, устроились сами.
Аллегорическая картина получилась большой (фигуры на ней были в натуральную величину). Французский художник, художник и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»). Jean-Lon Grme 11 мая 1824, Везуль, Верхняя Сона – 10 января 1904, Париж) – французский художник, художник и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»).
Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти28. В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической»11.
Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства15. Жером получил заказ на официальное полотно, запечатлевшее это событие для художника это был весьма выгодный заказ, а, кроме того, его картина «Приём сиамских послов в Фонтенбло 27 июня 1861 года» предназначалась для Версаля.
он потерпел неудачу в попытке получить премию и грант на обучение «Римской премии» (Prix de Rome), зато уже в следующем году на Парижском салоне он заставил говорить о себе картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем». В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. С 1839 по 1876 год в Османской империи идут конституционные преобразования. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль.
Жан-Леон Жером (Jean-Lon Grme, 11. 05. 1824-10. 01. 1904) родился в Везуле (департамент Верхняя Сона) в семье ювелира. Тем не менее она имела успех у публики и получила медаль Салона. Жером создал целый ряд полотен, проникнутых экзотикой восточного мира («Молитва в Каире» (1865), «Невольничий рынок» (1867), «Игра в шахматы в кафе» (1870), «Арабская женщина с кальяном» (1873), «Бассейн в гареме» (1876) «Торговец коврами» (1887). В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег53.
В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. Совладать со взбунтовавшейся страной оказалось куда сложнее, чем с беззащитным гаремом. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. Для работ он выбирает приглушенные краски, но всегда тщательно работает с освещением. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра».
Остальные так и исчезли в тумане времени. Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта»16. Из нее почерпнуты сюжеты для его ставших всемирно известных картин: «Убийство Цезаря», «Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу», «Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия» (Ave Caesar, morituri te salutant), «Фрина перед ареопагом» (1861), «Авгуры», «Клеопатра у Цезаря» и некоторых другие. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому.
Во внутреннем дворике устроен торг. В конце 1840-х годов художник, получив государственный заказ на создание исторического полотна «Век Августа», путешествовал по Европе и Малой Азии изучая этнографию. Так что взять невесту из сераля очень выгодно для человека честолюбивого или осторожного». По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот»13.
Это стало серьезной проблемой правительственных чиновников. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. По мнению и Дж.
Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901)23. Посетители Парижской всемирной выставки 1878 останавливали свое внимание на двух вылепленных им группах: «Гладиатор» и «Анакреонт с Бахусом и Амуром». После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея»45.
Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды25. Албанец расстелил молитвенный коврик, снял обувь, воткнул копье в песок. Это вовсе не так. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве48. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом.
На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь». Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (эта работа представлена в постоянной экспозиции парижского Музея Орсе). Жером также работал как скульптор. Также замечательны другие картины художника: высоко драматическая Дуэль после маскарада (1857, в собрании живописи герцога Омальского и Эрмитаже) и появившаяся после поездки художника на берега Нила Египетские рекруты, конвоируемые албанскими солдатами в пустыне (1861).
25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. Впервые Жером побывал на Востоке в 1853 году, когда посетил Стамбул. Произведения этого талантливейшего мастера ориентализма поражают достоверностью в передаче климата, местности, обстановки, обычаев и даже ощущений. Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность65. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале.
Усилив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал, между прочим, картины: Перевоз пленника по Нилу (1863), Турецкий мясник в Иерусалиме, Алмея, Рабочие на молитве (1865), Башня мечети Аль-Эссанейн, с выставленными на ней головами казненных беев (1866) и Арнауты играющие в шахматы (1867) порой он брался также за темы из французской истории, каковы, например, Людовик XIV и Мольер (1863), Прием сиамского посольства Наполеоном (1865) и 7 декабря 1815 года (смерть маршала Макдональда). На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. Однако жюри тоже пошло на принцип, отказалось её принимать и Жерому пришлось передать медаль Школе изящных искусств51.
В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно15. Те, кто ничего не имел и ничего не умел, кроме как «пасти гаремное стадо», отказывались покидать женщин до последней возможности. Начиная с 1870-х годов, творчество Жерома заметно слабеет, так что за последние десятилетия XIX века можно указать лишь на три его произведения, вполне достойные приобретенной им ранее репутации: «Rex Tibicen» (Фридрих Великий 1874), «Серое преосвященство» (1874) и «Мусульманский монах у дверей мечети» (1876). Судя по тому, как она называется (гинекей – закрытая женская половина дома у греков), ничего особенного не должно быть изображено.
Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане69. И маскарад— не маскарад и драма— не драма»27. Художник закрепил свой успех, создав целый ряд картин на сюжеты из истории Эллады («Анакреон, Вакхи Амур» (1848), «Диоген» (1860), «Сократ посещает Алкивиада в доме Аспазии» (1861), «Фрина перед ареопагом» (1861) и императорского Рима («Добей. » (1872), «Circus Maximus» (1876), «Последняя молитва христианских мучеников» (1883), «Рынок рабов в Риме» (1884).
На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин — Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов.
Слава пришла к Жерому после создания картины Бой петухов (1847, Париж, Люксембургский дворец). Начиная с 1870-х годов, творческая способность Жерома заметно ослабевает, так что за последние десятилетия можно указать лишь на три его произведения, вполне достойные приобретенной им репутации: Фридрих Великий (1874), Серое преосвященство (1874) и Мусульманский монах у дверей мечети (1876). 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670).
На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны»18. Из нее почерпнуты сюжеты для его ставших широко известными картин: Убийство Цезаря, Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу, Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия, Фрина перед ареопагом (1861), Авгуры, Клеопатра у Цезаря и некоторых других полотен. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа».
Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. По другой версии, она исполнила роль Афродиты.
Как писал Осман-бей, «обычай требует, чтобы никто во дворце не носил шуб, шалей, кофт и проч. и чтобы полудекольтированное платье было форменной одеждой. К счастью Жан-Леон Жером продолжал свои художественные упражнения и в 1847 г. в Салоне представил свою картину «Петушиный бой», которая принесла ему Медаль 3-ей степени. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. В последнее время Жером пробовал свои силы также в скульптуре.
Будущий академик и кавалер ордена Почетного легиона родился в городе Везуле на востоке Франции в семье золотых дел мастера. В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом78. С ним произошло множество приключений: в течение 17 дней он пересекал Сирийскую пустыню, на Пасхе побывав в иерусалимской церкви Гроба Господня и так далее. Восток поразил художника яркими красками и самобытной культурой. 1880-е годы были тяжелы для Жерома в сугубо личностном отношении: в 1884 году скончался его отец, мать переехала в Париж.
Но тем не менее она продолжалась, хоть и не так открыто. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. После 1848 года, когда была установлена республиканская форма правления, Жан-Леон Жером пишет скандальную картину под названием «Гинекей».
Первое произведение Жерома, обратившее на художника общее внимание, была выставленная в салоне 1847 года картина: Молодые греки во время петушиного боя (Люксембургский музей). Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных».
Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую6028. Известно, что Жан-Леон Жером был профессором в Школе Изящных Искусств. Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул.
Жан Леон Жером (1824-1904). Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73. Все эти воспроизведения древнегреческой жизни, благодаря оригинальности взгляда на нее художника и мастерству его техники, сделала Жерома вождем особой группы в среде французских живописцев – группы так называемых «неогреков».
Пистолет и сабля остались за поясом. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Прусский король Вильгельм I наградил его Большим Орденом Красного Орла 3-ей степени. Многие художники XIX века помещали на своих полотнах подлинные древние произведения, найденные на раскопках или выставленные в музеях.
На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно57. Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен28. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек»8.
Во время Февральской революции 1848 года, провозгласившей республику, Жером единственный раз в жизни активно вмешался в политику: по некоторым сведениям, вступил в Национальную гвардию и даже был избран капитаном одного из подразделений. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. Этот великолепный мир, куда избранные попадали через «Въездные ворота гарема», включал роскошно убранные покои жен и их детей, пышные апартаменты матери-султанши, альковы наложниц, школу принцев, жилища евнухов и слуг, комнаты для отдыха и развлечений, бани, садыГарем представлял собой нечто вроде драгоценного тюрбана, возвышавшегося над государством. Эта перемена декораций представляет совершенную картину армии после поражения или экипажа после кораблекрушения, когда каждый старается ухватиться за спасительную доску, которая могла бы удержать его на поверхности воды и не дать потонуть в глубине Старого сераля. Те из них, которые имеют детей — принцев или принцесс, остаются под императорской кровлей, так как государственные соображения не позволяют, чтобы дети вышли из-под надзора подозрительного и сурового наследника. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством.
Рисунок у Жерома – безукоризненно-правильный и выработанный во всех подробностях письмо – тщательное, но не вдающееся в сухость колорит – несколько сероватый, но чрезвычайно гармоничный особенно мастерски владеет художник освещением. При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома77. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. Никто не знал, что с ними будет дальше, но все понимали, что будущего у них нет.
Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков29. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема63. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога).
На горизонте – желтые горы из которых длинной лентой вытягивается караван. Родился 11 мая в Везуле (департамент Верхняя Сона). Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года.
Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. Начальное художественное образование Жером получил в родном городе. Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso»49.
Она сейчас находится в музее Орсе. В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар59. Эти террасы позволяли женщинам незамеченными переходить из одного дома в другой». Такие террасы и сегодня существуют в восточных домах.
Увеличив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал картины: «Перевоз пленника по Нилу» (1863), «Турецкий мясник в Иерусалиме», «Алмея», «Рабочие на молитве» (1865), «Башня мечети Аль-Эссанейн, с выставленными на ней головами казненных беев» (1866) и «Арнауты играющие в шахматы» (1867) порой он брался также за темы из французской истории, каковы, например, «Людовик XIV и Мольер» (1863), «Приём сиамского посольства Наполеоном» (1865) и «7 декабря 1815» (смерть маршала Макдональда). — Все женщины должны собрать свои вещи и покинуть сераль. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован12.
Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. С женщины сброшена одежда и она жалкой кучкой лежит рядом.
В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». Наложницы бухарского эмира содержались в гареме, пока им не исполнялось шестнадцать лет. Он знал, что в Порте под влиянием социально-экономических реформ ограничивают торговлю рабами. В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал».
«Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям. Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми»14. На заднем плане сидят одетые, подготовленные к продаже женщины. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков66. Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши».
Делалось это быстро и просто, стоило лишь султану проявить свое неудовольствие. Почетная отставка влекла за собой выдачу фаворитки замуж за какого-нибудь чиновника. В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. При этом он выставлял свои картины каждый год.
Он стоит лицом в сторону Мекки и произносит послеполуденную молитву. Обычно это было результатом какой-то провинности, наговоров или усердия ревнивых соперниц. Выезд султанского гарема представлял собой грандиозную процессию. Излюбленными местами прогулок были Сладкие воды Азии и Сладкие воды Европы — райские уголки на берегах Босфора. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку.
Жером писал большие жанровые полотна со множеством фигур на темы истории Франции и античного времени: он считается основателем так называемого «неогреческого» стиля. Но все это продолжалось до поры до времени. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей40. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Царствующий султан отдает в ее распоряжение одну из императорских резиденций и милостиво разрешает ей делать все, что ей угодно».
В последние десятилетия XIX века он пробовал свои силы также в скульптуре. Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал9. Увеличив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал картины: «Перевоз пленника по Нилу» (1863), «Турецкий мясник в Иерусалиме», «Алмея», «Рабочие на молитве» (1865), «Башня мечети Аль-Эссанейн, с выставленными на ней головами казнённых беев» (1866) и «Арнауты играющие в шахматы» (1867), «Рынок рабов в Риме» (1867) порой он брался также за темы из французской истории, каковы, например, «Людовик XIV и Мольер» (1863), «Приём сиамского посольства Наполеоном» (1865) и «7 декабря 1815» (смерть маршала Макдональда). Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. Здесь бессильны даже темные очки. Европейские путешественники быстро поняли, что внешняя закрытость восточных женщин имеет и свои особые преимущества.
Результат этой «заботы» для Франции оказался плачевным – богатейшая коллекция «распылилась» по частным собраниям и музеям в разные концы мира. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность»22. Кого-то из наложниц забрали родственники, но от многих родные отказались. Жан-Леон Жером изобразил просто гарем с обнаженными женскими телами. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом».
На полученные от заказа деньги Жером отправился в Египет и был покорен Востоком. Учился у Поля Делароша и Шарля Глейра. Из-за лихорадки ему пришлось вернуться на родину.
Гаремные красавицы посещали родных, базары, парки, катались на лодках (каиках) и т. д. Некоторых дам даже отпускали в небольшие отпуска «по болезни», когда лекари рекомендовали сменить климат для поправки здоровья. На прогулки гаремы выезжали в задрапированных экипажах в сопровождении кальф, служанок и под охраной конных евнухов. На ней изображены обнаженные юноша и девушка, наблюдающие за дракой петухов. Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Путешествие в Египет продлилось 4 месяца, в течение которых путешественники наняли лодку с каютами и активно занимались экскурсиями по стране, рыбной ловлей и прочим. В силу этого закона все кальфы, ученицы и пр. В дальнейшем живописные произведения на темы из истории Древней Греции, содержащие благопристойно трактованные эротические сцены, принесли ему славу основателя стиля «неогрек».
В 1846г. Затем были написаны не менее удачные «Анакреон, заставляющий плясать Бахуса и Амура» (1848), «Греческий лупанар» (1851), «Идиллия» (1853). По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». Этому униженному существу покупатели заглядывают в рот, осматривая, как у лошади, зубы. Постепенно формируются стиль и сюжетные предпочтения.
Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем». Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями32.
По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней).
Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома»17. В эпоху господства авангарда имя Жерома стало нарицательным для обозначения салонного искусства как ремесленничества самой низшей пробы. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71. В результате 1847 год стал решающим в его карьере.
Первая известность пришла в 1847 году, после выставки в Салоне картины «Молодые греки забавляются петушиным боем». Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера)7980. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы.
Все эти воспроизведения древнегреческой жизни, благодаря оригинальности взгляда на нее художника и мастерству его техники, сделала его вождем особой группы в среде французских живописцев – группы так называемых неогреков. «Когда рабыни султана достигают тридцати лет, — писал Теофиль Готье, — он некоторым из них дарует свободу и они делают хорошие партии благодаря связям при дворе и предполагаемому покровительству султана. Википедия).
Однако общество их не принимало и им оставалось коротать свой век в одиночестве. Наиболее опытные наложницы оставались в гареме, где воспитывали новое поколение одалисок. Фаворитки султанов тоже могли быть «отставлены» от гарема. Среди многочисленных картин Жерома – Греческий интерьер, Век Августа (1855), Алкивиад и Аспазия, Конде на приеме у Людовика XIV (Нью-Йорк, музей Метрополитен).
Он стал причастен к группе художников под названием «нео-греки», которая сформировалась в мастерской Шарля Глейера. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. В этом смысле закрывающая лицо, но на самом деле прозрачная чадра открывает любопытным дамам широкие возможности.
Его мраморные ню, стилизованные под «антики», пользовались большим успехом у парижской публики. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии)32. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения.
Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. Жан-Леон Жером (фр.
— Вот таким образом и ищет он, как постаревший сластолюбец, перемены, неожиданности, новизны. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине58. Теперь их жизнь, одежда, пища, мечты, даже имена — все становилось иным. «Сознание своего исключительного права обладателя и полновластного господина притупило его чувство к своим женам, — писал Джордж Дорис о султане Абдул-Хамиде. В июне 1871 года он вернулся в Париж.
А его скульптура «Беллона» (1892), выполненная из слоновой кости и металла с использованием драгоценных камней и показанная в лондонской Королевской Академии, произвела настоящую сенсацию. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72. Начав работать, он обнаружил, что ему придётся изобразить около 80 реальных людей, что далось ему нелегко из-за нелюбви к портретному жанру. Абдул-Хамид принялся искоренять крамолу с таким усердием, что получил в народе прозвище «кровавый».
По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества»21. Но еще больше его увлекает древнеримская и древнегреческая история. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты.
В целом это типичная картина начинающего художника с определенными ошибками. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. Сильным ударом для него стала кончина Буланже, последовавшая в 1888 году. В случае неудачи через год, по условию отца, ему предстояло вернуться в родительский дом. Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота.
В Салоне 1847 года Жан-Леон Жером выставил работу под названием «Молодые греки смотрят на петушиный бой». Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие).
Став профессором Школы изящных искусств, всеми уважаемым мастером, Жером не только яростно критиковал импрессионистов, но и сделал, являясь членом государственной комиссии, все от него зависящее, чтобы приостановить действие завещания Гюстава Кайботта (подарившего свою знаменитую коллекцию импрессионистской живописи французскому правительству с условием, что все картины будут впоследствии размещены в Лувре). Все же прочие должны укладываться и уходить со всеми женщинами и рабами своего двора. Известность пришла к нему после показа в парижском Салоне 1847 года картины «Бой петухов» (1846), удостоенной медали Третьей степени. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина.
Жан-Леон Жером (фр. По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. В 1854 году Жером совершил путешествие в Турцию, а в 1857 году посетил Египет. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке»26.
Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. Практически все они изобилуют точными деталями, но не отличаются сколько-нибудь глубокой идеей. «Невесте» давали хорошее приданое, оставляли ее подарки и имущество. В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора».
Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой62. В центре композиции стоит владелец рабыни и три покупателя. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. Такая свобода их не прельщала. Прислугу кое-как пристроили. Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений.
Жан-Леон Жером родился в 1824 году во французском Везуле в семье ювелира Пьера Жерома. Полотно велико по размеру — 134 203 см.
Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар64. Теперь и бывшим вельможам непросто было обеспечить свою семью. Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами.
Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям45. Увеличив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал картины: «Перевоз пленника по Нилу» (1863), «Турецкий мясник в Иерусалиме», «Алмея», «Рабочие на молитве» (1865), «Башня мечети Аль-Эссанейн, с выставленными на ней головами казненных беев» (1866) и «Арнауты играющие в шахматы» (1867), «Рынок рабов в Риме» (1867) порой он брался также за темы из французской истории, каковы, например, «Людовик XIV и Мольер» (1863), «Приём сиамского посольства Наполеоном» (1865) и «7 декабря 1815» (смерть маршала Макдональда). «Молитва в пустыне». В древнегреческой традиции женщины – существа тихие и забитые и брак у греков моногамный. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso».
Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи) — египетские танцовщицы. Не помогли и западные союзники, на которых уповал султан. Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца15. В 1855 году за картину «Век Августа» он был удостоен ордена Почетного легиона, а в 1865 году — избран членом Института Франции.
Из неё почерпнуты сюжеты для его ставших всемирно известных картин: «Убийство Цезаря», «Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу», «Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия» (Ave Caesar, morituri te salutant), «Фрина перед ареопагом» (1861), «Авгуры», «Клеопатра у Цезаря» и некоторых другие.