Жан-леон Жером (11 мая 1824, Везуль, Верхняя Сона — 10 января 1904, Париж) — французский художник, живописец и скульптор, представитель академизма. Дата рождения: 11 мая 1824 года. Дата смерти: 10 января 1904 года. Полное имя: Жан-Леон Жером (Jean-Leon Gerome). Французский художник, ярчайший представитель академической живописи. Художник Жан-Леон Жером создал произведение на историческую тему.
Живописец пробовал себя и в скульптуре, но в истории он останется как художник Жан-Леон Жером и ярчайший представитель академизма. Жан-леон Жером был одним из самых известных французских художников своего времени. Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Жана-Леона Жерома.
На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. Полотно велико по размеру — 134 203 см. Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». Вскоре в том же году ушли из жизни шурин — Альбер Гупиль — и его отец Адольф.
Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. Тем не менее она имела успех у публики и получила медаль Салона. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. С женщины сброшена одежда и она жалкой кучкой лежит рядом. Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта».
Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи)— египетские танцовщицы. В течение 2 лет, вместе с учителем, Жером путешествует по живописным местам Италии. После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот»13.
Его мраморные ню, стилизованные под «антики», пользовались большим успехом у парижской публики. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72. Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. Среди многочисленных картин Жерома – Греческий интерьер, Век Августа (1855), Алкивиад и Аспазия, Конде на приеме у Людовика XIV (Нью-Йорк, музей Метрополитен).
А его скульптура «Беллона» (1892), выполненная из слоновой кости и металла с использованием драгоценных камней и показанная в лондонской Королевской Академии, произвела настоящую сенсацию. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел.
Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. По мнению и Дж. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии). Его похоронили на кладбище Монмартр, в церемонии приняли участие глава Сената республики, директор Школы изящных искусств и мэр его родного Везуля. Следующий год становится переломным в его карьере художника: Парижский салон, картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем» Жан-Леон заявил о себе, как о состоявшемся художнике.
Художник продолжал много путешествовать: 1874 год провёл в Нидерландах изучая творчество Франса Халса, в 1879 году побывал в Турции, в 1880 году— в Египте, в 1881— в Греции, в 1888 году— в Англии, а в 1889 году— в Италии. По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца15.
Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. В 1855 году за картину «Век Августа» он был удостоен ордена Почетного легиона, а в 1865 году — избран членом Института Франции. Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса.
В 1860 году для торговли и дипломатических отношений с Францией открылся Сиам, послы которого были представлены Наполеону III летом следующего года. Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической».
В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал. Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. Последующие критики, в том числе в ХХ веке, склонны соглашаться с этими суждениями.
Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны»18. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема. Но тем не менее она продолжалась, хоть и не так открыто.
Обычно это было результатом какой-то провинности, наговоров или усердия ревнивых соперниц. При этом он выставлял свои картины каждый год. С 1839 по 1876 год в Османской империи идут конституционные преобразования. Жером также работал как скульптор.
На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». «Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф.
Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. Художник закрепил свой успех, создав целый ряд картин на сюжеты из истории Эллады («Анакреон, Вакхи Амур» (1848), «Диоген» (1860), «Сократ посещает Алкивиада в доме Аспазии» (1861), «Фрина перед ареопагом» (1861) и императорского Рима («Добей. » (1872), «Circus Maximus» (1876), «Последняя молитва христианских мучеников» (1883), «Рынок рабов в Риме» (1884). Дополнительное обучение ему предоставляет известный педагог – Шарль Глейр. Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому». — Вот таким образом и ищет он, как постаревший сластолюбец, перемены, неожиданности, новизны. Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие.
Но еще больше его увлекает древнеримская и древнегреческая история. Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства15. В течение 2 лет, вместе с учителем, Жером путешествует по живописным местам Италии.
В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков29. Дополнительное обучение ему предоставляет известный педагог – Шарль Глейр.
Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти. Эскиз Жерома был традиционным по композиции и помпезным по стилю: он изобразил двухметровую фигуру женщины в лавровом венке, держащую в правой руке меч, а в левой — оливковую ветвь как символ мира. В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Судя по тому, как она называется (гинекей – закрытая женская половина дома у греков), ничего особенного не должно быть изображено.
Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso». Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества»21. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея».
Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Она сейчас находится в музее Орсе. И маскарад— не маскарад и драма— не драма»27. Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми». Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»).
Слава пришла к Жерому после создания картины Бой петухов (1847, Париж, Люксембургский дворец). И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков. В 1846г. Этому униженному существу покупатели заглядывают в рот, осматривая, как у лошади, зубы. Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой62.
Жан Леон Жером (1824-1904). Дополнительное обучение ему предоставляет известный педагог – Шарль Глейр. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». Увеличив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал картины: «Перевоз пленника по Нилу» (1863), «Турецкий мясник в Иерусалиме», «Алмея», «Рабочие на молитве» (1865), «Башня мечети Аль-Эссанейн, с выставленными на ней головами казнённых беев» (1866) и «Арнауты играющие в шахматы» (1867), «Рынок рабов в Риме» (1867) порой он брался также за темы из французской истории, каковы, например, «Людовик XIV и Мольер» (1863), «Приём сиамского посольства Наполеоном» (1865) и «7 декабря 1815» (смерть маршала Макдональда).
Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому». Постепенно формируются стиль и сюжетные предпочтения.
Гаремы жили своей обычной жизнью, в неге и роскоши, заслонявшей для непосвященных напряженную борьбу главных жен, кадин и фавориток. Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта»16. А гаремы становились не по карману даже султанам. Последний турецкий султан Мехмед V покинул страну на борту британского военного корабля, бросив свой гарем на произвол судьбы. Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем.
Так что взять невесту из сераля очень выгодно для человека честолюбивого или осторожного». На заднем плане сидят одетые, подготовленные к продаже женщины. По мнению и Дж. В Каире художник получил аудиенцию хедива Исмаил-паши, далее осмотрел Гизу и Файюмский оазис. По другой версии, она исполнила роль Афродиты. Впрочем, его античные герои больше похожи на современников, собравшихся разыграть какие-то сценки в аутентичных нарядах.
Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. Жан-Леон Жером (Jean-Lon Grme, 11. 05. 1824-10. 01. 1904) родился в Везуле (департамент Верхняя Сона) в семье ювелира. Такая свобода их не прельщала. Прислугу кое-как пристроили. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать.
Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую6028. Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность.
25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой.
Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Не говоря уже о песчаных бурях, затяжных ветрах и надоедливых насекомых. Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям. — Все женщины должны собрать свои вещи и покинуть сераль.
На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. Для работ он выбирает приглушенные краски, но всегда тщательно работает с освещением. Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера).
По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие.
На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь». Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (эта работа представлена в постоянной экспозиции парижского Музея Орсе). Однако общество их не принимало и им оставалось коротать свой век в одиночестве. Наиболее опытные наложницы оставались в гареме, где воспитывали новое поколение одалисок. Фаворитки султанов тоже могли быть «отставлены» от гарема.
В центре композиции стоит владелец рабыни и три покупателя. Абдул-Хамид принялся искоренять крамолу с таким усердием, что получил в народе прозвище «кровавый». Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года.
Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). Восток поразил художника яркими красками и самобытной культурой. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества».
Гаремные и банные сцены Жерома в достаточной мере условны, здесь в полной мере проявились эстетические принципы Энгра, который всегда заменял «эротическую чувственность» на «топографическую поэзию». Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке».
Жан-Леон Жером изобразил просто гарем с обнаженными женскими телами. Жан-Леон Жером (фр. В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана.
Затем их выдавали замуж или попросту удаляли из гарема, снабдив всем необходимым для безбедной жизни. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале.
На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура.
Jean-Lon Grme 11 мая 1824, Везуль, Верхняя Сона – 10 января 1904, Париж) – французский художник, художник и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»). На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег. В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»)42. Жером создал целый ряд полотен, проникнутых экзотикой восточного мира («Молитва в Каире» (1865), «Невольничий рынок» (1867), «Игра в шахматы в кафе» (1870), «Арабская женщина с кальяном» (1873), «Бассейн в гареме» (1876) «Торговец коврами» (1887).
Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901)23.
В Салоне 1847 года Жан-Леон Жером выставил работу под названием «Молодые греки смотрят на петушиный бой». Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. Художник продолжал много путешествовать: 1874 год провёл в Нидерландах изучая творчество Франса Халса, в 1879 году побывал в Турции, в 1880 году— в Египте, в 1881— в Греции, в 1888 году— в Англии, а в 1889 году— в Италии.
Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами.
При этом он продолжал все основные идеи своего искусства: писал жанровые портреты-типы, архитектурные виды. Это помогло убедить отца отпустить сына в Париж, куда он отправился в 1841 году имея рекомендательное письмо от Карьяжа. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71. На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. Последующие критики, в том числе в ХХ веке, склонны соглашаться с этими суждениями32.
На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73. Деспотический режим, установленный султаном, подавлял инакомыслие со всей суровостью, но было уже слишком поздно. Во внутреннем дворике устроен торг. Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским».
Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. он потерпел неудачу в попытке получить премию и грант на обучение «Римской премии» (Prix de Rome), зато уже в следующем году на Парижском салоне он заставил говорить о себе картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем». Затем были написаны не менее удачные «Анакреон, заставляющий плясать Бахуса и Амура» (1848), «Греческий лупанар» (1851), «Идиллия» (1853). Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада».
В результате 1847 год стал решающим в его карьере. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям45. Это вовсе не так. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. В 1854 году Жером совершил путешествие в Турцию, а в 1857 году посетил Египет.
В силу этого закона все кальфы, ученицы и пр. «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. Известно, что Жан-Леон Жером был профессором в Школе Изящных Искусств. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем.
К счастью Жан-Леон Жером продолжал свои художественные упражнения и в 1847 г. в Салоне представил свою картину «Петушиный бой», которая принесла ему Медаль 3-ей степени. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). В мастерской художника обучались многие художники с Востока, в том числе Осман Хамди Бей и Халиль Паша.
В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». Учился у Поля Делароша и Шарля Глейра.
Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен. Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве.
И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». Жан-Леон Жером родился в 1824 году во французском Везуле в семье ювелира Пьера Жерома. Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса.
Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Он брал в поездки своих учеников, с большинством из которых у него сложились тёплые отношения. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь».
В июне 1871 года он вернулся в Париж. Поскольку при жизни Жером был популярен в США и множество его картин находятся в музеях и частных собраниях этой страны, декоративные возможности его живописи никогда не забывали в Голливуде. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. В результате 1847 год стал решающим в его карьере. В дальнейшем он рассматривал скульптуру как необходимый подготовительный этап для работы над картинами и комбинировал вылепленные из гипса фигурки главных персонажей. Вообще эта картина передаёт атмосферу тоски и одиночества, которые несколько компенсируются розовыми тонами восходящего Солнца56.
Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями. Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27.
«Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. Этот великолепный мир, куда избранные попадали через «Въездные ворота гарема», включал роскошно убранные покои жен и их детей, пышные апартаменты матери-султанши, альковы наложниц, школу принцев, жилища евнухов и слуг, комнаты для отдыха и развлечений, бани, садыГарем представлял собой нечто вроде драгоценного тюрбана, возвышавшегося над государством. Наложницы бухарского эмира содержались в гареме, пока им не исполнялось шестнадцать лет. Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне.
Гаремные и банные сцены Жерома в достаточной мере условны, здесь в полной мере проявились эстетические принципы Энгра, который всегда заменял «эротическую чувственность» на «топографическую поэзию»54. Итогом стала картина Pollice Verso (лат. Большие пальцы вниз, то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века.
Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве48. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами.
В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар59. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии.
В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом. В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом78.
На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег53. В 1841 году имея рекомендательное письмо от своего учителя, Жером отправился совершенствовать свои навыки во французскую столицу. В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар. Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома»17.
В древнегреческой традиции женщины – существа тихие и забитые и брак у греков моногамный. Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды25. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот». Евнухи имевшие средства, устроились сами. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа».
Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность65. На погребении К. Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег.
Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso»49. В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. Впервые Жером побывал на Востоке в 1853 году, когда посетил Стамбул. Они чаще всего лаконичны по сюжету, не требуют пояснений, но при этом сохранили величественность образа, особенно если они связаны с религиозной жизнью Востока.
Ходили слухи, что он использовал студентов при написании своих полотен бригадным методом— например, при написании фона, однако однозначные свидетельства этого отсутствуют. Последний взял с собой фотографический аппарат и сильно увлёк этим занятием Жерома в дальнейшем художник постоянно использовал фотографии как источник детальной информации для своих полотен. В целом это типичная картина начинающего художника с определенными ошибками. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога).
По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора».
После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован12. На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями32. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы.
Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера)7980. Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар64. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал».
Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми»14.
Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. Но все это продолжалось до поры до времени. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». Однако в неменьшей степени для него характерен мотив закрытых дверей, воспринятый и его учеником— В. В. Верещагиным.
Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей40. В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома». Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно15.
Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века.
В большей степени, чем прекрасные города Италии, на молодого художника оказывают влияние итальянские пейзажи. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита.
По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине58.
Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». В течение 2 лет, вместе с учителем, Жером путешествует по живописным местам Италии. Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. Полотно велико по размеру — 134 203 см. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку.
Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен28.
На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны». Сохранив композицию прежней работы, в 1872 году он исправил технические недостатки и смог создать подлинно драматическое по содержанию полотно. Жан-Леон Жером (фр.
Он стал причастен к группе художников под названием «нео-греки», которая сформировалась в мастерской Шарля Глейера. Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи)— египетские танцовщицы.
При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома. 13 ноября того же года императорским декретом Академия лишалась права руководить Школой изящных искусств. Никто не знал, что с ними будет дальше, но все понимали, что будущего у них нет.
Прусский король Вильгельм I наградил его Большим Орденом Красного Орла 3-ей степени. Сильным ударом для него стала кончина Буланже, последовавшая в 1888 году.
В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек». На ней изображены обнаженные юноша и девушка, наблюдающие за дракой петухов. Теперь и бывшим вельможам непросто было обеспечить свою семью. В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне.
И маскарад— не маскарад и драма— не драма». В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине. Это стало серьезной проблемой правительственных чиновников. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность»22. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. В 1841 году перебрался в Париж, где учился в Школе изящных искусств у Поля Делароша и Шарля Глей-ра.
Французский департамент Верхняя Сона, город Везул – место рождения художника, которого по праву назвали «академиком академизма» – Жана-Леона Жерома (11. 05. 1824 – 10. 01. 1904 г. г. ) В самом начале Жан-Леон обучался у своего отца, золотых дел мастера, что помогло ему развить утончённый художественный вкус. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. Остальные так и исчезли в тумане времени.
Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии)32. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти28. «Кажется, закроется занавес и смертельно раненный Пьеро встанет и откланяется зрителям. В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне.
На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно57. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек»8. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома77. Как и многие другие ученики Делароша, он переходит на обучение к знаменитому педагогу Шарлю Глейру, но затем вновь возвращается к своему первому учителю.
Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической»11. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема63. Родился 11 мая в Везуле (департамент Верхняя Сона). Часть наложниц была отправлена в Европу, под защиту международных гуманитарных организаций, часть удалось выдать замуж в Турции. 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил.
На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно. По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных».
Жером получил заказ на официальное полотно, запечатлевшее это событие для художника это был весьма выгодный заказ, а, кроме того, его картина «Приём сиамских послов в Фонтенбло 27 июня 1861 года» предназначалась для Версаля. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую.
Кого-то из наложниц забрали родственники, но от многих родные отказались. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Все же прочие должны укладываться и уходить со всеми женщинами и рабами своего двора. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года.
Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея»45. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане69. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям.
Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901).
После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Смерть маршала Нея». По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной».
По другой версии, она исполнила роль Афродиты. Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). Совладать со взбунтовавшейся страной оказалось куда сложнее, чем с беззащитным гаремом.
Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал9. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты.
Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс. Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому.
Уроки скульптуры давал ему друг и сверстник— Э. Фремье и в дальнейшем Жером неизменно называл себя в каталогах учеником Фремье. С ним произошло множество приключений: в течение 17 дней он пересекал Сирийскую пустыню, на Пасхе побывав в иерусалимской церкви Гроба Господня и так далее. Из-за лихорадки ему пришлось вернуться на родину.
Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане.
По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). В 1846 г. он предпринял попытку выиграть стипендию Prix de Rome, но провалился на последней стадии. Художник неоднократно приезжал на Ближний Восток интересовался его жизнью, столь не похожей на европейскую. В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи) — египетские танцовщицы.
Гаремные красавицы посещали родных, базары, парки, катались на лодках (каиках) и т. д. Некоторых дам даже отпускали в небольшие отпуска «по болезни», когда лекари рекомендовали сменить климат для поправки здоровья. На прогулки гаремы выезжали в задрапированных экипажах в сопровождении кальф, служанок и под охраной конных евнухов. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков66. Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики. Те, кто ничего не имел и ничего не умел, кроме как «пасти гаремное стадо», отказывались покидать женщин до последней возможности. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Но успехи начинающего художника были столь заметны, что его отец в конце концов одобрил его занятия и стал ежегодно посылать 1000 франков содержания, что позволяло Жерому заниматься только живописью.
Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). После 1848 года, когда была установлена республиканская форма правления, Жан-Леон Жером пишет скандальную картину под названием «Гинекей».
В июне 1871 года он вернулся в Париж. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах.
В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. В случае неудачи через год, по условию отца, ему предстояло вернуться в родительский дом. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Известность пришла к нему после показа в парижском Салоне 1847 года картины «Бой петухов» (1846), удостоенной медали Третьей степени.
Не помогли и западные союзники, на которых уповал султан. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве».
По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой.
Поскольку при жизни Жером был популярен в США и множество его картин находятся в музеях и частных собраниях этой страны, декоративные возможности его живописи никогда не забывали в Голливуде. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность».
В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес).
Жером писал большие жанровые полотна со множеством фигур на темы истории Франции и античного времени: он считается основателем так называемого «неогреческого» стиля. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке»26. «Невесте» давали хорошее приданое, оставляли ее подарки и имущество. В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи.