Воспевая достоинства и добродетели третьего сословия (трудолюбие, бережливость, умеренность, материнская забота, супружеская верность, семейное согласие), Грез развивал отчасти тематический репертуар Ж. С. Шардена. Целомудренно скромная и застенчивая невеста. В 1761 году вышел в свет роман Ж. Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза» – вершина европейского сентиментализма. Эта публика, чей вкус ещё только-только начинает формироваться, воспринимала Грёза «на ура», с восторгом. Однако работу для Академии он выполнил неудачно и приняли его с оговорками. Они более искренние, естественные и правдивые, нежели его бытовые сцены – «живые картинки» иллюстрирующие пороки и добродетели.
Эта привычка не раз затем сослужит ему дурную службу. Картина «Септимий Север упрекает своего сына Каракаллу в том, что тот покушался на его жизнь в шотландских ущельях» (1769, Париж, Лувр) вызвала живую реакцию Академии и публики и отметила важный этап в творчестве художника, ее можно поставить в один ряд с «Продавщицей амуров» Вьена (1763) и «Клятвой Горациев» (1784) Давида. Однако в 1755-1761 гг. Но Грёзу было не суждено перекинуть мостик из одного века в другой.
В 1761 году вышел в свет роман Ж. Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза» – вершина европейского сентиментализма. Художник предпочитал изображать молоденьких девушек. Однако в 1755-1761 гг. По возвращении он с головой окунулся в работу. Перебравшись к последнему в Париж (около 1750 г. ), Грандон взял с собой и ученика. Животные должны пойти в поле, а мальчик должен провести свою первую борозду.
Зато его многочисленные рисунки обладают большими достоинствами. Красота формы подчинена дидактической цели. Не случайно художественные критики утверждали, что по его картинам можно писать романы. Учился у П. Ж. Старость его была унылой и беспросветной, а уход прошел незамеченным. Грёзом восторгались в России, он имел многочисленных подражателей во Франции (Бунье, Обри, Билкок, Краус).
Особую ценность в художественном наследии Жан-Батист Грёз представляют портреты. Художественному ремеслу учился в Лионе у Ш. Грандона. В Салонах 1800, 1802 и 1804 гг. Однако в 1755-1761 гг.
Фрагмент «Деревенской помолвки» воспроизведен на «Портрете А. Ф. Пуассона, маркиза де Мариньи» кисти А. Рослина (1762, частное собр. ). Однако рисование и живопись захватили мальчишку целиком. Одним из характерных примеров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок. В конце XVIII – начале XIX вв. Замужество оказалось крайне неудачным: супруга обобрала художника до нитки. Грёза заметили и оценили. Это было веяние времени, распространившееся по всей Европе.
Художественные вкусы публики переменились, в моду вошёл неоклассицизм. Не случайно художественные критики утверждали, что по его картинам можно писать романы. Грёз занимает во французской живописи важное место и как портретист. Созданные Грезом сцены повседневной жизни часто заключают в себе нравоучительный смысл. В 1755–1756 Грёз путешествовал по Италии и писал картины на итальянские темы. Грёз родился в бургундском городке Турню в семье кровельщика.
По возвращении в Париж выставил картину «Север и Каракалла», которая не имела никакого успеха. Картина Шарден был ведущим мастером жанровой живописи и натюрморта во Франции XVIII века. Их искусство вдохновляла возвышенная идея. Родился в семье кровельщика и рано проявил склонность к рисованию.
Жанровые композиции Греза – это картины-рассказы, картины-спектакли, в которых всегда есть назидание или поучительный пример. После возвращения на родину в 1757 году Грез много и плодотворно работал и регулярно, вплоть до 1769 года, выставлялся в парижском Салоне. Но для художника очень важно выписать все морали, связанные с этими персонажами. Двадцати лет от роду Грёз приехал покорять Париж. В преддверии Французской революции и в послереволюционный период произведения Греза, не отвечавшие вкусам и требованиям новой эпохи, постепенно вышли из моды, хотя художник и написал портреты Наполеона и видных деятелей революции.
Он намного пережил свою громкую прижизненную славу.
Люди 3-го сословия подолгу стояли у полотен, обсуждая их. Грандон был прекрасный ремесленник, копиист, но искры Божьей ему не досталось. Члены академического жюри сочли композицию неудачной, поскольку Грез использовал в трактовке исторической темы приемы, характерные для бытового жанра.
Ранние произведения Жана-Батиста Грёза, выполненные в реалистической манере, отмечены настолько сильным влиянием голландских и фламандских мастеров XVII века (сюжеты, трактовка образов, живописный стиль), что современники сравнивали художника с Рембрандтом и называли «соперником» Д. Тенирса и А. Браувера. Нравоучительность полотен Грёза бывала назойливой и даже агрессивной. Подобные вопросы ускоряли перемены в тематике французской живописи. После смерти де Мариньи (1781) картина по совету академика Ш. Н. Кошена и первого живописца Людовика XV Ж. Б. М. Будущий художник не мог похвастать знатным происхождением.
Первым его произведением была картина «Отец семейства, объясняющий своим детям Библию». Став в 1769 году академиком, задумал посвятить себя исторической живописи и с этой целью отправился в Рим. Некоторые произведения Жана-Батиста Грёза представляют собой сентиментальные мелодрамы, другие носят идиллический характер («Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо, – 1801, Москва, ГМИИ), однако в каждой из них непременно содержится сентенция. Жан-Батист Грёз (1725-1805) – знаменитый французский художник и рисовальщик второй половины XVIII века, один из крупнейших представителей искусства эпохи Просвещения. Жан-Батист Грёз (фр.
Одна из самых знаменитых картин Греза – «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х гг. В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара. Знаменитый французский художник-жанрист. Вместе с тем колоссальный успех «Деревенской помолвки» был обусловлен также ее дидактикой в духе нового сентименталистского романа и новой идеологии энциклопедистов (светская концепция брака, рассматривавшегося главным образом как гражданский акт, а не сакральное религиозное таинство, «договор с Богом»). В период между 1745 и 1750 годами обучался в мастерской Ш. Грандона в Лионе.
После 1750 года художник поступил в Королевскую академию живописи и скульптуры в Париже, где его учителем стал Ш. Ж. Натуар. Грёз работает не художественными, а литературными приемами. В 1769 году Грез представил на суд академиков morceau de reception на сюжет из античной истории «Септимий Север упрекает своего отца Каракаллу в покушении на его жизнь» (Париж, Лувр). «Деревенская помолвка» произвела подлинную сенсацию в Салоне 1761 года и, по словам «Mercure de France», «привела весь Париж в Лувр».
В 1767 году, когда предполагалась поездка Греза в Россию, Д. Дидро писал Э. М. Фальконе: «. музей). Особую ценность в художественном наследии Жан-Батист Грёз представляют портреты.
старец, доживший до этого момента (его даже поддерживают за руки) наблюдает за молодым человеком, престарелая мать сейчас зарыдает от умиления, жена старшего сына, поддерживающая старика подняла на него глазки, радуясь за юношу. «Обманутый слепец» – Москва, ГМИИ). Грёз путешествовал по Италии, писал картины на итальянские темы, но итальянское искусство не оказало видимого влияния на его эстетику.
Среди наиболее характерных картин Грёза – Паралитик или Плоды хорошего воспитания (1763, С. -Петербург, Эрмитаж) и Разбитый кувшин (Нью-Йорк, музей Метрополитен). Впрочем искусство Греза имело лишь временный успех. Две женские «головки» украшали дом М. И. Чайковского, брата композитора. Грёз исключением не был.
Самое богатое собрание рисунков Греза как по количеству листов (125), так и по качеству их сохранности находится в Государственном Эрмитаже. Их самостоятельная ценность подтверждается и редкой привязкой того или иного листа Грёза к определённой картине. В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара. Например, волы по отношению к всему действу. В XIX веке натюрморт, который, благодаря ему, стал жанром первостепенным, продолжал быть видом творчества, полным глубокой мысли, вопреки обычному своему назначению — оставаться просто живописью как таковой.
А. С. Морализаторство и сентиментальность Грёза связаны с идеями Руссо и Дидро. Дидро восхищается этой картиной, так как это «моральная живопись», которая наравне с драматической поэзией должна «нас трогать, поучать исправлять и побуждать к добродетели».
Куапеля и Ж. Б. В знаменитых «женских головках» Грёза внешняя невинность сочеталась со скрытой чувственностью часто эти произведения содержат сексуальные аллюзии, как, например, «Разбитый кувшин», который ассоциируется с потерей девственности.
Главная тема творчества Греза – это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач. В его время французские портретисты, желая «облагородить натуру», мало заботились о сходстве. Изобразив событие из частной жизни сельской семьи, Грез воплотил в этом произведении просветительский идеал социального миропорядка (семья как основа единства и нравственного здоровья общества). Художник был очень моден и популярен в своё время. Самое богатое собрание рисунков Греза как по количеству листов (125), так и по качеству их сохранности находится в Государственном Эрмитаже. Академии», 1755, Париж, Лувр). Они более искренние, естественные и правдивые, нежели его бытовые сцены – «живые картинки» иллюстрирующие пороки и добродетели.
Таким образом, Грез получил «путевку в жизнь». Жанровые композиции Греза – это картины-рассказы, картины-спектакли, в которых всегда есть назидание или поучительный пример. Привлекательность «Деревенской помолвки» объяснялась не только общедоступной ясностью ее содержания (подписание брачных документов и вручение приданого), но и живописными качествами (четкая, рационально упорядоченная композиция, подчеркнутая статуарность фигур, экспрессивная мимика персонажей). Вместе с тем колоссальный успех «Деревенской помолвки» был обусловлен также ее дидактикой в духе нового сентименталистского романа и новой идеологии энциклопедистов (светская концепция брака, рассматривавшегося главным образом как гражданский акт, а не сакральное религиозное таинство, «договор с Богом»). Там Жан Батист посещал занятия в Королевской академии и сперва не вызывал интереса наставников (одним из которых был Натуар). Грез воплотил в этом произведении просветительский идеал социального миропорядка (семья как основа единства и нравственного здоровья общества).
Там Грёз пережил первую романтическую любовь, однако, помня о своем «низком» происхождении, не решился связать себя узами брака. Таким художником стал Жак Луи Давид. Грёз зарекомендовал себя художником-моралистом. Родился в семье кровельщика и рано проявил склонность к рисованию. Грёз также был масоном и входил в величайшую масонскую ложу «Девять Сестёр». Из многочисленных его произведений следует упомянуть:В жанре семейного быта с его драмами у Грёза совсем немного соперников во французской живописи.
В 1767 году, когда предполагалась поездка Греза в Россию, Д. Дидро писал Э. М. Фальконе: «. В целом живопись Греза носит литературно-описательный характер.
Можно сказать, что Грёз, как и большинство французских художников того времени, за исключением, пожалуй, Вьена и Прюдона, был не столько «неоклассицистом», сколько «неопуссенистом» во всяком случае. Однако именно эти так называемые «головки» Греза в свое время пользовались особой популярностью. Главная тема творчества Греза — это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач. его жена. Грёз Жан Батист (Greuze) (1725-1805), французский художник. Барокко, выражавшее состояние мятущегося человека в мире рухнувших идеалов Возрождения, наполненное переплетением противоположностей, бурное, пышное изощренное, постепенно сходит на нет, его отголоски некоторое время звучат лишь в театре. Жан-Батист Грёз (фр. Однако Шарден делал это ненавязчиво, деликатно, тогда как Грез – с преувеличенным пафосом и назойливо (театрализованные мизансцены, патетические позы, акцентированная мимика).
Пьера была приобретена Людовиком XVI. Воспевая достоинства и добродетели третьего сословия (трудолюбие, бережливость, умеренность, материнская забота, супружеская верность, семейное согласие), Грез развивал отчасти тематический репертуар Ж. С. Шардена. В 1755 – 1756 гг.
В последние годы жизни Грез почти не имел заказов и умер всеми забытый, в бедности. Одним из характерных примеров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок. Галантная живопись доживала свой век. Главные персонажи картин Грёза — простолюдины, обладающие высокими моральными качествами. Воспевая достоинства и добродетели третьего сословия (трудолюбие, бережливость, умеренность, материнская забота, супружеская верность, семейное согласие), Грез развивал отчасти тематический репертуар Ж. С. Шардена. 1760-х), «Паралитик или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба – Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Екатерина II приобрела в 1766 году по совету Д. Дидро знаменитого «Паралитика».
Так появилась серия картин исполненных в темноватом колорите, в которых жесты становятся более почтенными и напряженными, хотя изображена всего-навсего мещанская драма («Бобовый пирог», 1774, Монпелье, музей, «Милостивая дама», 1775, Лион, Музей изящных искусств, «Родительское проклятие» и «Наказанный сын», 1777-1778, Париж, Лувр, «Возвращение пьяницы», Портланд, Орегон. Ванлоо, работал в Париже. «Вот поистине мой художник — это Грез», — писал Дидро, разбирая картину Греза «Паралитик» (Эрмитаж) в своем «Салоне» 1763 года. Однако по своим художественным достоинствам произведения Греза уступают работам Шардена. В XVIII веке вся эта система подверглась пересмотру. Гораздо важнее для него были уроки болонских художников XVII в. Он создает новый жанр («Девушка, оплакивающая мертвую птичку», 1765, Эдинбург, Нац.
Истна, доброта, добродетель. — вопрошал философ Дидро. Вот таким образом он сам себя считал историческим художником современной Франции. А о слезливо-сентиментальном полотне «Девушка, оплакивающая мертвую птичку» (1765, Национальная галерея, Шотландия) знаменитый философ отозвался так: «Эта картина — поистине одна из приятнейших и, бесспорно, самая интересная во всем Салоне». Пушкина), они заказывали Грёзу и многочисленные портреты (Портрет графа А. П. Грез-рисовальщик виртуозно работал в различной технике: черный мел, сангина, тушь, сепия, акварель, «три карандаша». Когда Грёз представил свою первую большую работу «Отец, разъясняющий своим детям Библию», возникли даже сомнения в том, что она создана им самостоятельно. Красота формы подчинена дидактической цели.
«Изобразительное искусство, – писал Дидро, – нуждается в элементе неприрученном и примитивном, в чем-то захватывающем и преувеличенном». Постепенно звезда его славы закатилась. Подобно Антуану Ватто, Франсуа Буше и Ж. О. Фрагонару, Грез был одним из лучших рисовальщиков XVIII века. Одним из характерных примеров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок.
Аккуратно сложенные на полке буханки хлеба изображенные в глубине картины, указывают на усердное трудолюбие преуспевающего земледельца, обеспечивающего своей семье «хлеб насущный» (труд как единственное право на собственность). Однако Шарден делал это ненавязчиво, деликатно, тогда как Грез – с преувеличенным пафосом и назойливо (театрализованные мизансцены, патетические позы, акцентированная мимика). Вместе с тем они не лишены тонкой реалистической наблюдательности. Его картинам присущи занимательная повествовательность и анекдотическая развлекательность.
Отец желал видеть его архитектором, но в конце концов уступил природным склонностям сына и направил в учение к лионскому портретисту и торговцу картинами Грандону (другие варианты произношения – Громдон или Грондом), тестю знаменитого композитора Гретри. Пушкина). Темы, а зачастую и идеи полотен очевидны из самих названий: «Отцовское благословение», «Отцовское проклятие», «Счастливая мать», «Девушка, оплакивающая смерть своей птички», «Деревенская помолвка», «Паралитик или Плоды хорошего воспитания». Здесь перед нами предстает не столько художник-моралист, сколько исторический художник, отмеченный влиянием Пуссена и даже такая работа, как «Смерть отца семейства» (Страсбург, частное собрание), по своей композиции напоминает, в действительности, «Смерть Германика» Пуссена.
В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям». Часто условен и колорит картин Греза. Картина ничем особенным не отличалась, но парижской публике она пришлась по нраву. Им присуща та же свежесть, что и замечательной серии рисунков в Гос.
Благодаря покровительству одного аббата удалось съездить в Италию. Важно учесть, что Грёз работал не только и не столько для дворянства. В Салонах 1800, 1802 и 1804 гг. Они рогами упираются в пейзаж, протыкая крестьянина, стоящего перед ними. Самое богатое собрание рисунков Греза как по количеству листов (125), так и по качеству их сохранности находится в Государственном Эрмитаже.
Совсем наоборот – он был родом из семьи простолюдинов. Пьера была приобретена Людовиком XVI. В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара. Грез по-прежнему экспонировал картины на свои излюбленные темы. Шарден Жан Батист Симеон (1699-1779) Французский художник.
Шотландии), двусмысленность которого должна была понравиться публике. А то, что с этим не граничит становится не важным и второстепенным. Юсупов состоял с Жаном-Батистом Грёзом в регулярной переписке. Когда в 1755 г. Грёз создал полотно «Обманутый слепой», он сразу же, по рекомендации Сильвестра, получил в Академии звание «причисленного».
Ранние произведения Жана-Батиста Грёза, выполненные в реалистической манере, отмечены настолько сильным влиянием голландских и фламандских мастеров XVII века (сюжеты, трактовка образов, живописный стиль), что современники сравнивали художника с Рембрандтом и называли «соперником» Д. Тенирса и А. Браувера. Здесь амбиции пришлось умерить и пахать до седьмого пота. В 1782 году парижскую мастерскую Греза посетили граф и графиня Северные (будущий император Павел I и его супруга) и заказали ему картину («Вдова и ее кюре» – 1786, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). «Деревенская помолвка» произвела подлинную сенсацию в Салоне 1761 года и, по словам «Mercure de France», «привела весь Париж в Лувр».
Но на картине волы не могут никуда пойти. Некоторые произведения Жана-Батиста Грёза представляют собой сентиментальные мелодрамы, другие носят идиллический характер («Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо, – 1801, Москва, ГМИИ), однако в каждой из них непременно содержится сентенция. Шувалова, 1776—1781 г., Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Некоторые произведения Жана-Батиста Грёза представляют собой сентиментальные мелодрамы, другие носят идиллический характер («Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо, – 1801, Москва, ГМИИ), однако в каждой из них непременно содержится сентенция. В последние годы жизни Грез почти не имел заказов и умер всеми забытый, в бедности. Успех его жанровых полотен (в которых ощутимо влияние голландской жанровой школы) вскружил художнику голову, что в дальнейшем отрицательно сказалось на его карьере.
Грёз был не только живописцем, но и автором многочисленных рисунков. В 1761 году вышел в свет роман Ж. Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза» — вершина европейского сентиментализма. Одна из самых знаменитых картин Греза – «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х гг. Тем не менее просветители ценили творчество Грёза.
Надо сказать, что Грёз пережил рамки XVIII века и эта работа была создана уже в XIX веке. Это штудии натурщиков, созданные в период обучения в парижской Академии живописи и скульптуры, подготовительные этюды к картинам (преимущественно фигуры, головы, руки), выполненные в обобщенной манере смелыми и динамичными штрихами, а также эскизы законченных композиций. Одним из последних заказов стал портрет Первого консула Бонапарта (1804 – 1805). В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям» – Париж, частное собр. Революция лишила Грёза состояния.
Достаточно назвать такие картины как «Маленький лентяй», «Балованное дитя», «Разбитый кувшин», «Паралитик или Плоды хорошего воспитания». Несмотря на очевидную мелодраматическую театрализацию сюжета (Наказанный сын, 1778 г., Париж, Лувр), лучшие картины Грёза отличало несомненное композиционное и колористическое мастерство, внимание к обыденным предметам и редкий талант в передаче освещения, которые позволили позднейшим исследователям сравнивать полотна художника с произведениями Пуссена, Шардена и даже Рембрандта. В 1755-56 был в Италии. Эрмитаже и Лувре (его рисунки хранятся также в музее в Турнюсе, венской Альбертине, лондонском Британском музее) и его лучшим портретам зрелого периода («Бабути», Париж, собрание Давид-Вейль портрет гравера И. Билля, 1763, Париж, музей Жакмар-Андре, портреты П. А. Строганова в детстве, 1778, Е. П. Шуваловой, около 1780, П. А. Строганова, все – Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
А. С. Грез-рисовальщик виртуозно работал в различной технике: черный мел, сангина, тушь, сепия, акварель, «три карандаша». В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям» – Париж, частное собр. его жена.
В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара. Задуманная в контексте просветительского идеала брака и семейных отношений, «Деревенская помолвка» декларировала необходимость неукоснительного соблюдения женихом и невестой функций, предписанных им законами природы. И хотя самого Грёза с некоторых пор и именовали «добродетельным художником» его собственная тщеславная натура была весьма далека от рисуемого идеала. Дени Дидро, с которым художник познакомился в 1759 г., поначалу горячо приветствовал избранное Грёзом направление, а после одной из выставок (художник участвовал в салонных бьеннале 1759, 1761 и 1763 гг. ) назвал гением. С первых же выставленных им в Салоне картин (Отец семейства, читающий Библию детям, 1755 г., Париж, частное собрание) определился характерный для художника, несколько двойственный жанр морализующей и одновременно фривольно-чувствительной семейной сцены, который приносил Грёзу неизменный успех у парижской публики и академических критиков.
После смерти де Мариньи (1781) картина по совету академика Ш. Н. Кошена и первого живописца Людовика XV Ж. Б. М. «Север и Каракалл» уже имеет все те черты, которые позже появятся в «Смерти Сократа» Давида (1787). Фрагмент «Деревенской помолвки» воспроизведен на «Портрете А. Ф. Пуассона, маркиза де Мариньи» кисти А. Рослина (1762, частное собр. ). его жена. Произведения Грёза являлись чем-то наподобие проповеди в живописной форме.
Значительное место в зрелом творчестве Грёза занимали портреты. Художник же своими полотнами, как например «Первая борозда», пытался утверждать, что он пишет историю современной ему Франции историю французской цивилизации. В 1760-е годы он написал бесчисленное множество вариантов слащавых и откровенно чувственных композиций с играющими детьми и томно мечтающими юными красавицами, которые пользовались громадным успехом и заслужили множество восторженных похвал Дидро: Эта картина поистине одна из приятнейших и, бесспорно, самая интересная во всем Салоне (Девушка, оплакивающая мертвую птичку, 1765 г., Эдинбург, Национальная галерея Шотландии).
Предшественником Грёза, отразившим в искусстве эти общественные тенденции, был Жан Батист Симеон Шарден. В 1755 году по протекции именитых мастеров Грезу удалось все-таки выставить в Академии свою работу «Отец, читающий Священное Писание своим детям». В этот период Грёз обращается к забавным историям Яна Стена и, одновременно, стремится к провозглашенной Дидро «великой идее».
В его статьях, которые никогда не были напечатаны, но вошли в «Литературную переписку» барона Мельхиора фон Гримма, переписывались от руки и рассылались подписчикам при дворах всей Европы, впервые была теоретически опробована идея антитезы романтической и классической традиций, которая воодушевит искусство после 1800 года. В 1767 году, когда предполагалась поездка Греза в Россию, Д. Дидро писал Э. М. Фальконе: «. В целом живопись Греза носит литературно-описательный характер. Его пейзаж выполнен, как театральная декорация в сероватых красках. Уже его ранние портреты кажутся столь же тонкими, что и работы Латура, а по своему ощущению реальности напоминают Шардена («Жорж Гужено де Круасси», около 1756, Брюссель, Кор.
Сам же Грёз мечтал войти в Академию в звании не жанриста, а исторического живописца, что было более почётным и в 1769 г. наконец представил полотно «Септимий Север, укоряющий Каракаллу», на которое возлагал большие надежды. Однако Шарден делал это ненавязчиво, деликатно, тогда как Грез – с преувеличенным пафосом и назойливо (театрализованные мизансцены, патетические позы, акцентированная мимика). Д. Дидро писал о нем: «Вот поистине мой художник — это Грёз».
Лувр). Многие считают его величайшим мастером жанровой живописи своего времени. Вместе с тем они не лишены тонкой реалистической наблюдательности. В искусстве еще живут сложившиеся в прошлом веке направления (классицизм, барокко), но они вобрали в себя новые веяния времени и некоторые из привычных традиций начинают изживать себя. В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям» — Париж, частное собр.
Умер Грёз в Париже 4 мая 1805. «Обманутый слепец» – Москва, ГМИИ). Его усталые широко раскрытые глаза и мутный взгляд намекают на беспорядочный образ жизни. Одна из самых знаменитых картин Греза – «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х гг. Современник эпохи Просвещения, разделявший идеи энциклопедистов, Жан-Батист Грёз создал на протяжении творческого пути целую серию произведений, посвященных проблемам воспитания и взаимоотношений родителей и детей. Многие давно пресытились ею.
Здесь явно чувствуются традиции классицизма, когда герои расположены линейно, как на фризе, эту композицию даже можно стравнить с пуссеновским «Сципионом». гал. Взбешенный таким унижением, Грёз перестал выставляться вовсе. Это штудии натурщиков, созданные в период обучения в парижской Академии живописи и скульптуры, подготовительные этюды к картинам (преимущественно фигуры, головы, руки), выполненные в обобщенной манере смелыми и динамичными штрихами, а также эскизы законченных композиций.
Высоко оценивал творчество Греза и Дидро. Работам художника Жана Батиста Грёза свойственны сочетание чувствительности с преувеличенным пафосом идеализация натуры, порой довольно известная слащавость (особенно в многочисленных изображениях детских и женских головок). Для этой картины Грёз исполнил множество эскизов античных персонажей («Папиньен», 1768, Париж, Лувр «Каракалла», 1768, Байонна, музей «Фортуна», «Септимий Север», 1768, Париж, Школа изящных искусств).
Зато Грёз достиг совершенства в изображении женской натуры, причем вовсе не обнаженной. В сентябре 1755 аббат Гужено, член Большого Совета, увозит Грёза в Неаполь, а потом в Рим, где художник проводит около года и знакомится с концепциями живописности (картины, выставленные в Салоне 1757: «Неаполитанский гитарист», Варшава, музей «Ленивая итальянка», Хартфорд, Уодсворт Атенеум «Разбитые яйца» Нью-Йорк, музей Метрополитен), однако не кажется увлеченным ни античностью (в эти годы был издан знаменитый фолиант Пиранези «Римские древности», купленный его другом Гужено или Бартелеми), ни предромантизмом римских руин Фрагонара или Робера. Ранние произведения Жана-Батиста Грёза, выполненные в реалистической манере, отмечены настолько сильным влиянием голландских и фламандских мастеров XVII века (сюжеты, трактовка образов, живописный стиль), что современники сравнивали художника с Рембрандтом и называли «соперником» Д. Тенирса и А. Браувера. Эрмитаж, «Обожаемая мать», 1765, Мадрид, собрание графа де Лаборда). в 1755-1761 гг.
Грез первым среди французских художников стал проповедником буржуазной морали, чем в значительной степени объясняется успех таких его работ, как «Отец семейства, объясняющий своим детям Библию», появившаяся в Салоне 1755 г. года (Париж, частное собрание) или «Деревенская невеста» (Салон 1761 г., в настоящее время находится в Лувре). 1760-х), «Паралитик или Плоды хорошего воспитания». Смысл нравоучения раскрывается через жесты и мимику персонажей, а также посредством многозначительных второстепенных деталей. Но прямое подражание классическому искусству внушало отвращение Дидро. Привлекательность «Деревенской помолвки» объяснялась не только общедоступной ясностью ее содержания (подписание брачных документов и вручение приданого), но и живописными качествами (четкая, рационально упорядоченная композиция, подчеркнутая статуарность фигур, экспрессивная мимика персонажей).
Каза, Н. Н. Перед художником впервые открылась возможность небывалой свободы наблюдения и творчества. Грез создал целый ряд жанровых композиций, в которых стремился возвысить бытовую сцену до уровня исторической живописи.
В 1745 году Грез отправился в Париж. Стремясь пробудить в своих зрителях лучшие чувства, заставить их ненавидеть порок и восхищаться добродетелью, художник делает образы слишком театральными, а сцены, в которых принимают участие его герои, — слащавыми и малоубедительными («Деревенская невеста», Лувр, Париж «Паралитик или Плоды хорошего воспитания», 1763, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Грёз очень любил литературные пояснения к своим картинам. Более того – он сам, напомним, был выходцем оттуда. В целом живопись Греза носит литературно-описательный характер.
В этом отношении он близок Хогарту и противоположен Буше. Смысл нравоучения раскрывается через жесты и мимику персонажей, а также посредством многозначительных второстепенных деталей. Главная тема творчества Греза – это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач. «Черное» ему виделось однозначно черным, а белое – белым.
Все эти произведения имели огромный успех, а, особенно, «Разбитый кувшин» (Париж. «Обманутый слепец» – Москва, ГМИИ). Этого звания ему не давали. Жанровые работы художника Шардена проникнуты тонким лиризмом, ненавязчивым утверждением достоинства людей "третьего сословия" ("Разносчица", 1739, Лувр, Париж, "Молитва перед обедом", 1744, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) образы детей ("Мальчик с волчком", 1738, Лувр, Париж) и портреты взрослых (портрет жены, пастель, 1775, Лувр, Париж) отмечены жизненной непосредственностью и задушевностью атмосферы. хотя и лишенные сарказма этих художников, уже кажутся скучными («Мемуары» Башомона) и художник обращается к портретной живописи.
В последние годы жизни Грез почти не имел заказов и умер всеми забытый, в бедности. Вскоре по возращении в Париж он начал писать жанровые сцены, которые принесли ему первый успех. Однако к 1780 его жанровые произведения, колеблющиеся между Шарденом и Хогартом.
Жанровые композиции Грёза (Деревенская помолвка, 1761, Лувр Паралитик или Плоды хорошего воспитания, 1763, ГЭ) прославляли добродетели третьего сословия, что вызвало энергичную поддержку философа-просветителя Д. Дидро. Сейчас трудно поверить, что у картин Грёза плакали, но это было в действительности. (Вновь он примет участие в академической выставке лишь в 1804 г., после Французской революции, когда выставляться в Академии могли все желающие. ) Это, впрочем, не помешало ему быть популярным художником до 1780-х годов впоследствии его затмил классицизм Давида.
Одним из характерных примеров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок. Французский художник Жан Батист Грёз родился в Турню. В 1755 г. он был причислен к Академии и провел около года в Риме и Неаполе. Грез по-прежнему экспонировал картины на свои излюбленные темы.
Сентименталисты много способствовали демократизации искусства, обратив самое пристальное внимание на жизнь «третьего сословия». Однако когда стиль эпохи изменился в пользу неоклассицизма, представленного такими мастерами, как Жак Луи Давид, Грез вышел из моды. Его картинам присущи занимательная повествовательность и анекдотическая развлекательность. музей изящных искусств): иногда в них чувствуется сияние Рембрандта («Жозеф, натурщик Кор. В своих жанровых картинах (Паралитик или Плоды хорошего воспитания, 1763, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Грёз прославлял добродетели третьего сословия, что поначалу вызвало энергичную поддержку философа Дидро.
Работам Грёза присущи оттенок чувствительности идеализация натуры, порой слащавость (особенно в многочисленных изображениях женских и детских головок). Художник пишет нравственные картины – Деревенсая невеста, Балованное дитя и др. 1760-х), «Паралитик или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба – Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Образы Греза – скорее обобщенные типы, чем конкретные индивидуальности.
Несмотря на слащавую сентиментальность и надуманность этих картин, в которых Жан-Батист Грёз подчеркивал грацию и кокетливое жеманство своих моделей, салонная публика с восторгом созерцала «tetes dexpression», восхищаясь не только эмоциональностью образов, но и мягкой плавностью линий, дымчатой светотенью и гармоничной колористической гаммой. Изобразив событие из частной жизни сельской семьи, Грез воплотил в этом произведении просветительский идеал социального миропорядка (семья как основа единства и нравственного здоровья общества). Картиной «Деревенская помолвка» (Салон 1761, Париж, Лувр) Грёз открывает для себя новый тип жанровой живописи, который обращается к средствам живописи исторической и позволяет персонажам выразить свои чувства («Балованное дитя», 1765, Санкт-Петербург, Гос.
Подобно Антуану Ватто, Франсуа Буше и Ж. О. Фрагонару, Грез был одним из лучших рисовальщиков XVIII века. ГРЗ, ЖАН БАТИСТ (Greuze, Jean Baptist) (1725–1805), французский художник, родился в Турню, в Бургундии, 21 августа 1725. 1760-х), «Паралитик или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Художественному ремеслу учился в Лионе у Ш. Грандона. Главная тема творчества Греза — это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач.
В 1755 году Жан-Батист Грёз был причислен к Королевской Академии живописи и скульптуры, представив в качестве morceau dagrement композицию «Маленький лентяй» (Монпелье, Музей Фабра). В 1755–1756 годах Грёз побывал в Италии, жил в Риме и Неаполе. Родился в семье кровельщика и рано проявил склонность к рисованию.