И этот набросок и архивные документы и письма самого художника рассказывают о Тихвине, этом классическом провинциальном городе, не утратившем некоторых черт российской провинциальности до сих пор и сформировавшем Петра Заболотского как человека. Петр Ефимович Заболотский – художник пepвой половины XIX века, знаком немногим, хотя хорошо известны два его произведения, публикуемые довольно часто.
В ряду таких произведений стоит и более поздняя «Девушка с папиросой». Работает он и над изображением интерьеров. Вот таким образом произведения художника представлены во многих музеях России. Пушкина, музеях Екатеринбурга, Н. Новгорода, Твери, Тюмени, Ульяновска, Одессы и других.
Особенно часто Заболоцкий обращался к этому приему в 1830-е годы, в период расцвета своего дарования, создав целый ряд романтических женских образов («Девушка, уснувшая при свече», 1835 «Кухарка со свечей», «Гадание на картах», 1830-е). Учился в Академии художеств (1826-1831) в качестве постороннего ученика у А. Г. Через много лет, в 1840 году, П. Заболотский снова с теплотой и участием (Николай I отстранил Егорова в это время от профессорства в Академии) вспоминает о своем учителе.
С ним связывали Заболотского многие формальные приемы, в частности, любовь к искусственному освещению (Девушка, уснувшая при свече, 1835 Кухарка со свечкой, Гадание на картах, 1830-е), а демократизация сюжетов интерес к обыденным явлениям вообще характерны для русской живописи 1820-30-х годов. Не случайно приходит на память персонаж лермонтовского «Бородино», где с той же величественной простотой поднимается тема героизма русского народа. Пушкина. Конечно, П. Е. Но и будущий гений — М. Лермонтов — сделал в 1837 году лишь первый шаг (пусть он был и широк) в литературу, где только-только трагически завершилась жизнь А. С. По словам Катерины Васильевны – и умна и многие отдают ей справедливость и уверяют, что она будет хозяйка дому и мне друг. Тропинин, оказавший определенное влияние на творчество Заболоцкого. был я у Василия Ивановича (Григоровича, конференцсекретаря Академии Художеств) и вот что сказал мне после ласкового приема: «я не хочу Вам льстить, если так будет портрет как теперь, то я откровенно скажу, что Вы получите отказ и лучше советовал бы не выставлять. Егоров.
Рыжеватые волосы и усы, переходящие в пышные бакенбарды, тронуты сединой. И поскольку изображений М. Ю. Его имя быстро приобрело известность. Художник несколько, может быть, смиренно доверял натуре. Он пишет жанровые сцены в духе венециановцев — «Гадание на картах», «Девушка, уснувшая при свече», «Мальчик с балалайкой».
Егорова. Ни в коей мере не принижая талант художника, все же скажем, что похвалы конференц-секретаря Академии Художеств В. И. Григоровича («Портретики ваши, прекрасно-прекрасно») и А. Г. Венецианова («Государь был доволен и долго смотрел») и хвалебная статья в газете «Русский инвалид» и то, что вслед за выставкой художник получает вторую серебряную медаль I степени, явились, в какой-то мере, теми «кругами» идущими от императора. В том же 1827 году он пишет портреты Лахтина, Ф. С. Барыкова (дальнего родственника Томилова), шурина генерала Сухозанета, этюд «Нищий», копирует. И поскольку изображений М. Ю.
Лермонтов берет уроки рисования и живописи у художника, а тот, в свою очередь, пишет его портреты. Таковы картины «Внутренность домашней своей кухни», «Комнаты Томилова». Только тем будто ненравится что очень велика картина полтора аршина». Так появляются два изображения поэта: в военном мундире (1837) и миниатюрный (несколько более поздний) — в штатском. Работа только в стенах Академии Художеств не удовлетворяла «приходящего ученика». Томилова. В звании художника Заболоцкий был утвержден в 1831 году.
Портреты, жанровые сцены (в частности, быт крестьян), пейзажи П. Е. Любитель и знаток искусств, коллекционер живописи, он был дружен со многими выдающимися художниками своего времени — Кипренским, Орловским, Венециановым, Егоровым — и часто помогал молодым. Но через 70 лет один из критиков объединения «Мир искусства» Сергей Эрнст поставил скромного тихвинца выше петербургского гения: «Трудно поверить, что эти здравые, радостные и целостные колера: белый, красный, черный, коричневый и голубой положены в тот самый год, когда брюлловская «Помпея» с триумфом шествовала по градам и весям российским. Егоров. Ему очень повезло, что на его жизненном пути встретился А. Р.
Портрет поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, названный весьма официально, написан Петром Ефимовичем Зоболотским (юный корнет брал у художника уроки рисования и живописи). Заболотским овладевает отчаяние, но и здесь его выручает Томилов, который предоставляет ему возможность жить в своем имении «Успенское», а в 1831 году Совет Академии утверждает Заболотского в звании художника. Специализируется он на портретной живописи изучает старых мастеров (копирует Рембрандта), проявляя упорное стремление достичь профессионального мастерства. Варнек и А. Е.
Пушкина. Заболотский выполнял с тем мастерством, которое вызывает интерес любителей и коллекционеров живописи. В это же время Заболотский делает три автопортрета: один – маслом, два – карандашом. обу-чал рисованию М. Ю.
Через год он пишет: «. Несмотря на пришедший, успех (Большая серебряная медаль за портреты на академической выставке), Заболотского обуревает тревога за свою судьбу. Через год ему все же удалось вернуться в Академию и благополучно перейти в натурный класс, но нестабильность положения оставалась (Батюшка было опять хотел меня перетащить домой, угрожал, что не вышлет паспорт, — снова сообщал Томилову художник). При жанровой разносторонности Заболотского — он писал и бытовые сцены и виды, в частности известный Вид Старой Ладоги (1833, ГРМ), на котором изображен город от реки Волхов, Георгиевская крепость и томиловское Успенское, — основное место в его творчестве отведено портрету.
К этому времени относятся и первые работы Заболотского — этюд Нищий (1827), портреты А. Малевского (1827, ГРМ), Ф. Барыкова (1827), сыновей Томилова — Николая (конец 1820-х, ГТГ) и Романа (конец 1820-х, ГРМ), альбомные зарисовки тихвинских знакомых, автопортрет (1827, ГМИИ) — уверенный живописный рисунок простого, слегка скуластого лица со взглядом открытым и слегка настороженным. Источник: «Художественный календарь 100 памятных дат», М., 1978 г. Портрет поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, названный весьма официально, написан Петром Ефимовичем Зоболотским (юный корнет брал у художника уроки рисования и живописи). "Портрет поэта Михаила Юрьевича Лермонтова", названный весьма официально, написан Петром Ефимовичем Зоболотским (юный корнет брал у художника уроки рисования и живописи). Лермонтова. Здесь представлен истинный герой Отечественной войны из породы тех «богатырей», что спасли Родину от полчищ завоевателей, получив за свой героизм разве что одну-две медали. Среди его учителей были знаменитые А. Г.
Несомненно влияние Ореста Кипренского на молодого художника — одна из его картин (Мальчик в белой рубашке, 1828, Горький, Художественный музей) прямо воспроизводит композицию Садовника и очень характерно для Заболотского то, что объектом подражания он избирает не мастеров далекого прошлого, но своего современника. Портреты, жанровые сцены (в частности, быт крестьян), пейзажи П. Е. Зато в его работах не было фальши и условностей. Жил в Петербурге и Тихвине.
Лоб и щеки покрыты морщинами. Портрет поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, названный весьма официально, написан Петром Ефимовичем Зоболотским (юный корнет брал у художника уроки рисования и живописи). Ф. И. Толстого. Еще не настала пора той знаменитой, лермонтовской язвительности, той маски холодной презрительности, которую поэт «снимал» только при встречах с друзьями, становясь вновь таким, каким его изобразил Заболотский.
Заболотский не так знаменит, как О. Кипренский или В. Тропинин, писавшие А. С. И у каждой своя история. Интересен рассказ самого художника о женитьбе, многое раскрывающий не только в характере Петра Ефимовича, но и являющийся яркой иллюстрацией старой жизни.
Запечатлев конкретного человека, Заболотский сумел создать портрет-тип, недаром его второе название — «Ветеран 1812 года». Пушкина. Умные глаза смотрят немного грустно и внимательно. Пушкина. Алексей Романович. Державина.
Варнек и А. Е. Но и будущий гений – М. Лермонтов – сделал в 1837 году лишь первый шаг (пусть он был и широк) в литературу, где только-только трагически завершилась жизнь А. С. Преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников в 1842-1848 гг., Духовной семинарии (1844-1855).
Конечно, П. Е. Четыре дня занимаюсь по два и по три часа, с отдохами, замечаю, что его (гр. Но и будущий гений — М. Лермонтов — сделал в 1837 году лишь первый шаг (пусть он был и широк) в литературу, где только-только трагически завершилась жизнь А. С. Диапазон живописца со временем расширяется. Пушкина.
Родился в г. Тихвине. А. С. Среди его учителей были знаменитые А. Г. Характеризуя «этого» Лермонтова, можно сказать словами Е. Евтушенко, что перед нами «келья замкнутой души, где дышит, скрытая в тиши, недоброты твоей сестра – лампада тайного добра».
Среди его учителей были знаменитые А. Г. Наша жизнь – это единство противоположностей. Егоров. Пушкина.
Но и будущий гений — М. Лермонтов — сделал в 1837 году лишь первый шаг (пусть он был и широк) в литературу, где только-только трагически завершилась жизнь А. С. Отец П. П. Заболотский не так знаменит, как О. Кипренский или В. Тропинин, писавшие А. С. Вот таким образом-то он стал портретистом жанровым, а жанр, как известно, не был в чести у «чистого» академизма. Конечно, П. Е. Так он, увидев работы Заболотского, посодействовал и ему.
Но мнение царя можно сравнить с брошенным в воду камнем, от которого идут круги. И поскольку изображений М. Ю. Путь живописца к постижению мастерства был очень непростым.
Пушкина. По возвращении в столицу Заболотский снова упорно работает. Получил медали: в 1829 г. – 2 серебряную в 1830 г. – 1 серебряную в 1831 г. – звание свободного художника «за написанные с натуры картины» в 1833 г. – избран в «назначенные» с 1857 академик за «Портрет Вице-Президента Академии Художеств гр.
Ему очень повезло, что на его жизненном пути встретился А. Р. Варнек и А. Е. Заболотский не так знаменит, как О. Кипренский или В. Тропинин, писавшие А. С. Заболотский занимается преимущественно преподаванием, причем в самых разных учреждениях: в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, в Духовной семинарии, Технологическом институте и т. д. Недолгий период творческой активности Заболотского вобрал в себя характерные и лучшие приметы современного ему периода истории русской живописи: преобладание реалистического портрета и бытового жанра и в этой «приписанности» ко времени — ценность наследия художника. Ему очень повезло, что на его жизненном пути встретился А. Р.
Он придает интимному, «домашнему» портрету абсолютно особый шарм и привкус некой интриги, неизменно останавливающей зрителя. К слову сказать, совпадение это не лишено и реальных оснований. Через семью Философовых, родственников Томилова, Заболотский познакомился с Лермонтовым, который часто бывал у Философовых (в дом которых был вхож и позировавший Заболотскому унтер-офицер Андреев). Здесь он рассказывает об одном из героев своих картин и рисунков. Писал жанровые сцены, пейзажи (Вид Старой Ладоги, 1833, ГРМ) интерьеры, наибольших успехов добился в портретном жанре (Портрет М. Ю.
В 1835 году появляется наиболее, пожалуй, значительное произведение в ряду портретных работ Петра Ефимовича Заболотского— «Унтер-офицер лейб-гвардии Московского полка». Отец же его (простой, почти крестьянский облик которого запечатлен на одном из рисунков Заболотского) колебался. Но в месяц художник не уложился.
Несмотря на возраст, высокая фигура ветерана стройна и подтянута. Заболотский не так знаменит, как О. Кипренский или В. Тропинин, писавшие А. С. На фоне скалы, поросшей кустарником, сидит старый солдат. В 1825 году Заболотский приезжает в Петербург и на положении «постороннего ученика» берет уроки у профессоров Академии А. Варнека и А. Егорова.
Портреты, жанровые сцены (в частности, быт крестьян), пейзажи П. Е. В1836-1837 гг. В том же 1836 году Заболотский дает уроки рисования нескольким офицерам, одним из которых оказался Михаил Юрьевич Лермонтов. Конечно, П. Е.
На выставках с 1830 г. С 1857 г. – академик. Поза унтер-офицера спокойна и непринужденна правая рука придерживает ружье с примкнутым штыком. Учился в петербургской Академии Художеств (182631).
Стал завсегдатаем Успенского и Петр Заболотский. Виден в этом и отзвук мыслей Томилова, отрицавшего следование классическим образцам (что было основой эстетики классицизма) и предлагавшего рассматривать их в качестве высокого подражания природе, которую одну образцом принимать должно. Если же успеете кончить, то попросите прежде Александра Григорьевича (Варнека, художника): это его часть и он даст Вам благой совет». И эта встреча не обошлась без А. Р. Томилова, дружившего с полковником Алексеем Илларионовичем Философовым (будущим генералом и воспитателем царских детей) и введшего художника в его дом. Варнека, А. Е. 1833 Внутренность комнаты любителя художеств А. Р. Томилова и его семейства, 1837), крестьянский жанр (Голова русского мальчика, 1833 Крестьянская девушка, 1832 Крестьянин, 1830). На «третной экзамен» он выставляет портрет Гуляева, перспективную картину и рисунок Аполлона (с гипса), за что был переведен в натурный класс.
В 183637 обучал рисованию М. Ю. Лермонтова. В 184248 преподавал в Рисовальной школе общества поощрения художеств. Видно судьба. Философов был женат на двоюродной сестре поэта Анне Григорьевне (в девичестве – Столыпиной). Русский художник. Пушкина.
Хотя и сам почитает бесполезным удерживать меня. И поскольку изображений М. Ю. Вот таким образом произведения художника представлены во многих музеях России. Лермонтова, 1837, ПТ).
Подобный прием не нов в искусстве. Заболотского. Здесь он провел лето 1826 года, а зимой отправился в Петербург, где стал вольнослушателем (посторонним учеником) Академии художеств, пользовался консультациями А. Г. Варнека, копировал картины в Эрмитаже и, следуя совету Томилова, особенно тщательно изучал Рембрандта. Теперь я под руководством А. Г. Уже портрет находят гораздо лучше и в самом деле довольно похож, а колер лучше При всем том не надеюсь, чтобы программа к выставке была готова. Имею счастие называться Милостивейшего Государя преданнейшим и нижайшим слугою».
«Перед нами – вполне бытовая и в то же время проникнутая неподдельной поэзией характеристика», – так оценил художественный уровень Заболотского известный советский искусствовед Г. Г. Поспелов. Красивое молодое лицо его освещено мягким и несколько печальным взглядом. Александру Сергеевичу Пушкину посвящено более 100 работ – вот 40 из них.
Вот таким образом произведения художника представлены во многих музеях России. Был близок венециановской школе. Мы помним, с каким трепетным почтением относился Петр Заболотский к «Карлу Великому» – Брюллову. Острая депрессия, вызванная мучительными мыслями о том, что самому с собою делать и как располагать вперед жить.
Он много работал, делая на заказ портреты, жанровые сцены интерьеры.