Ярошенко Николай Александрович (1846-1898) – знаменитый русский художник второй половины XIX века, выдающийся портретист, автор жанровых картин, ученик И. Н. Крамского и его верный соратник по Товариществу передвижных художественных выставок.
Сюжет картины «У Литовского замка» (1881, не сохранилась) связан с покушением Веры Засулич на петербургского градоначальника. Нестерова, «большая семья историка Соловьева»). В написанных Н. А. Ярошенко портретах И. Н. Крамского (1876, ГРМ), Г. И. Успенского (1884, Екатеринбургская картинная галерея), Менделеева (1885, музей Д. И. Менделеева при Петербургском университете), Ге (1890, ГРМ), В. Г. Короленко (1898, не сохранился) и других раскрыто духовное богатство этих людей. И многие из тех, кто однажды побывал на Белой вилле, возвращаются в музей вновь и вновь.
На VI передвижной выставке в 1878 году были показаны две картины Ярошенко: «Заключенный» и «Кочегар». Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Сам художник в течение недели находился под домашним арестом и, более того, к нему пожаловал «на беседу» министр внутренних дел Лорис-Меликов.
Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. Окончил Михайловскую артиллерийскую академию в Петербурге (1870), служил в Арсенале, в 1892 вышел в отставку в чине генерал-майора. Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен.
В этих работах художник стремится представить обобщенный образ нового поколения – мыслящего, целеустремленного, деятельного. Тот домик, где живет сам Ярошенко, где его мастерская, был особенно мил. Об этом же писали в своих романах Ф. М. Достоевского и В. Крестовский в повести «Петербургские трущобы». В картине «Кочегар» впервые в истории русской живописи был показан реалистический образ рабочего.
Большое, о восьми комнатах, здание имеет глинобитные стены, держащиеся на каркасе из стоек и балок (промежутки между стойками заплетены тальником, забиты глиной и обмазаны известью). Крамской оценил портрет как один из «самых замечательных» портретов времени и видел в нем обобщенный образ, «мысль художника», написанную по «поводу Стрепетовой». Один из лучших – портрет П. А. Стрепетовой (1884, ГТГ), актрисы, выразившей в сценических образах трагедию бесправной женщины. Я вообще считаю, нельзя быть прагматиками. Его фигура и обращенное к зрителю лицо выхвачено из темноты отсветом горящей топки. Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника. Мать художника Любовь Васильевна была дочерью отставного поручика.
С 1882 года художник уже каждое лето проводит здесь. Родился в Полтаве 1 (13) декабря 1846 в семье военного. Летом 1874 вместе с Крамским работал на станции Сиверская под Петербургом. Великолепно раскрыт образы в портретах И. Крамского и Н. Ге. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора.
За это время он сблизился с художниками-передвижниками и писателями, объединившимися вокруг журнала «Отечественные записки». Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным.
здесь жила, по свидетельству М. В. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Н. А. Ярошенко не мог не поддержать революционно-демократические идеи в России, они проявились в ряде его выдающихся полотен: «У литовского замка», «Студент» (1881), через два года знаменитая «Курсистка», написанная с А. К. Чертковой – жены известного писателя и издателя. В картине «У Литовского замка» художник продолжил развитие революционной темы в связи с общественным подъемом в России.
Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Они приобрели небольшое имение в слободе Кисловодской, где тогда было всего семь улиц.
В 1875 году на Четвертой передвижной выставке экспонировались несколько портретных этюдов и первая его картина «Невский проспект ночью» (картина погибла во время Великой Отечественной войны). В картине «Заключенный» художник обращается к революционной теме, которая прослеживается в творчестве Ярошенко и позднее, здесь художник показывает свое сочувствие борцам против самодержавия. Стрепетовой, 1884, ГТГ И. Н. Сам Ярошенко в это время находился под домашним арестом. Одной из самых известных работ раннего периода Ярошенко стала картина «Невский проспект ночью», написанной в 1874 году.
Картина была утрачена в годы Великой Отечественной войны. Жил преимущественно в Петербурге и Кисловодске. Ярошенко писал также жанровые картины (Всюду жизнь, 1888, ГТГ), пейзажи. Профессиональный военный, в 1892 г. вышел в отставку в чине генерал-майора. Искусствовед М. Неведомский писал в «Ниве»: «Если бы Ярошенко оставил потомству только два изображения – «Курсистки» и «Студента» – и то он по праву мог бы быть назван художественным летописцем своей эпохи».
Изящный светлый дом получил от гостей и друзей Н. А. Ярошенко название «Белая вилла». Ярошенко обнажил популярную на тот момент тему. Ярошенко Николай Александрович (1846-1898), русский художник. На сегодняшний день он является одним из самых популярных и читаемых писателей Франции. 11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко. Так выразился о своем романе «Бумажная девушка» настоящий романтик – Гийом Мюссо. Картина «Заключенный» считается одним из первых произведений в русской живописи, в котором показан образ революционера.
1980-е годы творческой жизни Ярошенко представлены произведениями «У Литовского замка», написанного в 1881 году и «Старое и молодое» (1881), выставленные одновременно. Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина "Всюду жизнь" (1888). Благородный духовный облик передовых деятелей русской культуры запечатлен Ярошенко в портретах П. А. Стрепетовой (1884, ГТГ), Г. И. Успенского (1884, Свердловская картинная галерея), Н. Н. Ге (1890, ГРМ).
Лучшим в портретной галерее Ярошенко является "Портрет актрисы П. А. Стрепетовой" (1884). В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. После того как картины были показаны на VI Передвижной выставке в 1878 году, Ярошенко стал знаменитым, о нем заговорил весь Петербург.
Ярошенко скончался 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы Большое седло, где писал с натуры. Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен12.
Теперь здесь вместо черняевского старого дома, помнившего Лермонтова, стоят три домика, таких беленьких, уютных, с множеством балконов. Значительное место в его творчестве занимает пейзаж (Клухорский перевал, 1882 Судакская бухта в Крыму, 1882, обе – в ГТГ). Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры. Первые выразительные по образному решению портреты Ярошенко появляются в 1870-х годов. Крамского.
Параллельно Ярошенко берет частные уроки у известного художника А. М. Очень часто в обычной жизни нам не хватает чудес». Учился в петербургской АХ (1867-74, вольнослушатель).
Передвижник (с 1876), один из руководителей ТПХВ. Н. А. Ярошенко страдал горловой чахоткой и выяснилось, что только климат Кисловодска позволял ему «легко дышать» и увлеченно работать. Мягкий по внешности – он кремень духом».
Усадьбу назвали Белой виллой. Все это сказалось на социальной направленности искусства Н. А. Ярошенко. Крамского, 1876, ГРМ Л. Н. А портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина, сделанный Ярошенко за три года до смерти писателя, показывает пожилого больного человека, тяжело потрясенного закрытием журнала «Отечественные записки», которым он руководил 15 лет. Русский художник, мастер социального жанра и портрета в духе «передвижников».
Вот таким образом, когда художник привез в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие приняли изображенную там панораму Кавказского хребта за плод фантазии автора. В начале 1860-х брал частные уроки живописи и рисования у А. М. Волкова, благодаря которому познакомился с кругом художников и литераторов, сотрудничающих в сатирическом журнале «Искра». К ним стали приезжать многочисленные друзья и гости – писатели, артисты, ученые, часто бывавшие в Петербурге на «ярошенковских субботах», – Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и Леонид Собинов, Константин Станиславский и Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев. В картине «Заключенный» художник обращается к революционной теме, которая прослеживается в творчестве Ярошенко и позднее, здесь художник показывает свое сочувствие борцам против самодержавия.
Флигель 2 на территории усадьбы Ярошенко. Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет. Сам художник с помощью друзей расписал веранду дачи, разбил клумбы и аллеи. Здание второго флигеля досталось Ярошенко в наследство от старой усадьбы. Ежегодно его посещают до 20 тысяч человек.
Другая известная работа художника – «Студент», отличающаяся тем же одухотворенным настроением, что и предыдущая работа. Вот небольшой этюд «Старый еврей» (1896), картина «Мальчик» (1892), для которой с удовольствием позировал соседский мальчишка или «Женский портрет» (1880), на котором, как полагают изображена жена художника, – все они притягивают зрителя своей выразительностью и яркостью характеров. Трепова. Знаменитая картина «Курсистка» яркий пример изображения в русском искусстве девушки- студентки. Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры10.
Автор скульптурного портрета – друг художникаЛ. Сегодня это единственный в своем роде музей на юге России, сопоставимый по исторической и культурной значимости с толстовской Ясной поляной и репинскими Пенатами. Первые кавказские пейзажи, которые художник писал во время свадебного путешествия, вызвали восторг публики. Толстого, 1894, ГРМ). Сам Ярошенко в это время находился под домашним арестом. Однако плохая освещенность заставила хозяев перебраться в «Белую виллу». С самого детства Николая готовили к военной карьере.
Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Обогатил живопись новыми темами (Кочегар, 1878 Всюду жизнь, 1888, обе – в ГТГ Курсистка, 1883, ГРМ) и глубокими психологическими образами (портреты П. А. Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск на Северный Кавказ. В картинах создал собирательные образы рабочих, учащейся молодежи, революционной интеллигенции, первым среди русских живописцев обратился к заводской тематике («Кочегар», 1878). В музее находятся документы, связанные с жизнью и деятельностью русского художника-передвижника Н. А. Ярошенко (1846—1898). До 1892 – военнослужащий.
Николай Александрович Ярошенко родился 1 (13) декабря 1846 года в Полтаве в семье военного. Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Этюд к данной картине автор написал с писателя Г. Успенского. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор».
Среди его творческих работ— эскизы и рисунки. Флигель 1 на территории усадьбы Ярошенко. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Спустя два года с «отличными успехами в науках» он заканчивает военную академию, продолжая успешно заниматься искусством.
В 1885 приобрел усадьбу в Кисловодске, жил в ней летом и осенью. Друг Ярошенко, художник Остроухов вспоминал, что «Чернышевский и Добролюбов сделались его руководителями, а передовые журналы – любимым чтением». Демокра- тизм творчества Ярошенко, стремление воплотить в художественных образах передовые социальные и этические идеалы эпохи ярко отразились в созданных им портретах-типах (Кочегар, 1878, Студент, 1881, – оба в ГТГ Курсистка, 1883, Калужский областной художественный музей).
Росписью дома в технике фресок Помпеи занимались гости дачи. Учился живописи в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Крамского и в Академии художеств (18671874). В Академии художеств он сблизился с передвижниками и писателями, группировавшимися вокруг прогрессивного журнала «Отечественные записки». В картине «У Литовского замка» художник продолжил развитие революционной темы в связи с общественным подъемом в России. С него был чудесный вид на Зеленые горы, на парк с царской площадкой. В основном – это были образы из народа: «Старик с табакеркой», «Крестьянин», «Старый еврей», «Украинка».
После смерти своего учителя и близкого друга И. Н. Крамского Н. А. Ярошенко возглавил «Товарищество передвижных выставок» и стал духовным центром кружка передовых художников и деятелей искусства, а его петербургская квартира – художественным салоном и местом встреч друзей и единомышленников.
Волкова, занимался у И. Н. Ярошенко был скромен, требователен к себе, сдержан и в то же время тверд. В 1885 году чета Ярошенко обосновалась на Северном Кавказе.
Наряду с военной службой занимался искусством. Построено оно в той же технике, что и Главный дом (деревянный, оштукатуренный). Неоднократно бывал на Украине и Кавказе, совершил поездку по Уралу. На IV передвижной выставке, которая проходила в 1875 году, экспонировалась первая картина Ярошенко «Невский проспект ночью» (картина погибла во время Великой Отечественной войны). Художник представил ее на IV Передвижной выставке, на которой она имела успех у публики. В картине «Кочегар» впервые в истории русской живописи был показан реалистический образ рабочего. Картина «Заключенный» считается одним из первых произведений в русской живописи, в котором показан образ революционера.
С 1874 был организатором так называемых «ярошенковских суббот» на Сергиевской улице в Петербурге, которые были популярны в среде демократической интеллигенции. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. В 1869 году он оканчивает военную академию, продолжая при этом заниматься живописью. В конце XIX века Белая вилла стала одним из главных культурных центров на юге России.
Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Через год на его могиле был установлен памятник— бронзовый бюст художника на чёрном постаменте, на фоне гранитной стелы с рельефным изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями. С 1892 года Николай Александрович практически постоянно жил в Кисловодске. В. Позен.
Пожалуй, самыми значительными произведениями художника 1870-х годов и наиболее яркими образами для творчества Ярошенко стали «Кочегар» и «Заключенный». Ярошенко вошел в историю русского искусства как талантливый портретист.
На VI передвижной выставке в 1878 году были показаны две картины Ярошенко: «Заключенный» и «Кочегар». Дом-музей художника остается центром культурной жизни региона. «Картина, – говорил Ярошенко, – имеет смысл только в красках, когда видно, что на дворе сыро, холодно и моросит дождь, словом такая погода, что хороший хозяин собаку во двор не выгонит». «Совестью художников» называли его современники.
В 1895–1896 путешествовал по Италии, Ближнему Востоку. Крамского, учился в Академии художеств как вольнослушатель (1867-1874). Николай Ярошенко родился в 1864 году в Полтаве в семье отставного генерал-майора. Этюд к данной картине автор написал с писателя Г. Успенского.
Своего кочегара он «увидел» в одной из мастерских своего завода и созданный им образ стал одним из первых в череде портретов рабочих в истории русского искусства. Илья Репин писал: «Следовало бы Ярошенко вместо того, чтобы писать картины и портреты, переключиться на пейзажи. », хотя и переживал, что искусство теряет Ярошенко-портретиста. Начало 1880-х годов отмечено в творчестве Ярошенко развитием темы революционной борьбы русской интеллигенции в связи с новым общественным подъемом в России.
С 1875 г. – экспонент, с 1876 г. – член Товарищества передвижных художественных выставок. Для большинства жителей средней полосы юг России был землей неизведанной.
Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. В 1962 в Кисловодске открыт художественный музей Ярошенко. Именно тогда он создал самые знаменитые портреты современников.
Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ). Примечательна, прежде всего, строительная техника, в которой выстроен флигель: местное название её – «турлук». Период расцвета его творчества попадает на 1880-е годы. Под впечатлением от древнего Сентинского храма близ Зеленчука Н. А. Ярошенко написал картину «Забытый храм».
Вслед за Пушкиным и Лермонтовым Ярошенко открыл красоты Кавказа для соотечественников, заслужив, с легкой руки критика Владимира Стасова, прозвище «портретиста гор». Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор». Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек10.
На заводе Ярошенко много общался с рабочими. 11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко. 1980-е годы творческой жизни Ярошенко представлены произведениями «У Литовского замка», написанного в 1881 году и «Старое и молодое» (1881), выставленные одновременно. Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск. Брал уроки рисования у A. M.
Начиная с "Кочегара" Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции ("Заключенный", 1878 "Старое и молодое", 1881), передовой учащейся :молодежи ("Студент", 1881 "Курсистка", 1883). Был членом (с 1876) и одним из руководителей «Товарищества передвижников». Он стал знаменитым русским художником. Ярошенко проводили лето именно здесь.
Трепова. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор»10. Он написал там множество этюдов и портретов молодой жены и друзей. Посещал вечерние классы Рисовальной школы Общества поощрения художников, где учился у И. Н. Крамского и занятия в ИАХ (1867–1873). – "На качелях" (1888), "В теплых краях" (1890), "Песни о былом" (1894).