Василий Шухаев – выдающийся русский художник, живописец и график, художник театра и кино, один из самых значительных представителей неоклассицизма. Василий Шухаев работал в качестве книжного иллюстратора, журнального карикатуриста и художника кино, расписывал особняки, соборы, рисовал портреты. Шухаев, ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ (1887–1973), русский художник, живописец и график, один из самобытных представителей неоклассики в духе «Мира искусства».
Московский музей современного искусства представляет масштабную ретроспективу художника ХХ века, мастера рисунка и живописи Василия Ивановича Шухаева (1887-1973).
Вскоре к нему присоединился Яковлев. С. М. Кирова исполнил эскизы к пьесе К. А. Тренева «Пугачевщина» для Киевского русского драматического театра и к пьесе М. Метерлинка «Синяя птица» для Киевского театра юного зрителя. Не получив признания от АХ, Шухаев уехал в Италию как пенсионер «Русского общества в Риме». Кроме этих двух портретов — эскизы театральных декораций. Сергей Маковский в журнале «Аполлон» писал: «Иным критикам, утомленным головокружительной сменой измов, померещился в творчестве Яковлева и Шухаева спасительный поворот к искусству уравновешенному и ясному (Игорь Грабарь еще раньше прорицал эру нео-классики, о том же говорил Серов).
обучался в императорском Строгановском художественно-промышленном училище под руководством К. А. Коровина и И. И. Нивинского (среди других педагогов: И. В. Жолтовский, С. В. Ноаковский), которое закончил в 1906 году и сразу поступил в Высшее художественное училище при Петербургской Академии Художеств, педагог Д. Н. Кардовский. Писал стилизованные под старину портреты (Л. М. Рейснер изображенная в облике некой «Моны Лизы 20 века» 1915, Государственный литературный музей, Москва) Е. Н. Шухаева, 1917, Русский музей), а также пейзажи, натюрморты, мифологические и жанровые сцены. В 1949 работал над картиной «И. Эти годы учебы (1906—1912) стали определяющими в дальнейшей жизни— и творческой и личной. Шухаев Василий Иванович родился в семье сапожника, рано осиротел. Оформлял спектакли: оперу Джузеппе Верди «Луиза Миллер» в Ленинградском государственном театре оперы и балета имени С. М. Кирова исполнил эскизы к пьесе К. А. Тренева «Пугачевщина» для Киевского русского драматического театра и к пьесе М. Метерлинка «Синяя птица» для Киевского театра юного зрителя.
С 1920 по 1935 г. жил за рубежом.
Лето 1911 провел на практике в селе Бармино Нижегородской губернии. И хотя на ней было представлено творчество Шухаева далеко не полным, выставка показала, что в истории русского и советского искусства этот художник занимает особое место. В 1928 начал работать над серией французских пейзажей. С 1922 – 1930е годы он создает для парижского издательства «Плеяда» иллюстрации к произведениям Пушкина, Гоголя, Достоевского, Лескова, Чехова, Гейне, Мюссе.
С. М. Кирова исполнил эскизы к пьесе К. А. Тренева «Пугачевщина» для Киевского русского драматического театра и к пьесе М. Метерлинка «Синяя птица» для Киевского театра юного зрителя. Он сразу окунулся в театральную жизнь— оформлял спектакли: оперу Дж. Излюбленной техникой Шухаева была сангина. В 1940 был переведен в Магадан, где оформил Дом культуры имени А. М. Горького.
Коровина. Портреты ударников, передовиков производства. В Италии художники изучали работы старых мастеров, много рисовали с натуры. Это позволило ему продолжить учебу и Шухаев поступает в Академию Художеств в Петербурге.
В те годы была начата их совместная работа, получившаяся впоследствии большую известность: картина-автопортрет «Арлекин и Пьеро», где Яковлев изобразил себя в образе Арлекина, а Шухаев себя — в виде Пьеро. Преподавал в различных заведениях. В 1966 создал цикл картин по мотивам абхазского народного эпоса. Здесь, в Петрограде, Шухаев показал на 9-й выставке Нового общества художников (1915) 67 своих работ, здесь же началась его деятельность педагога.
Излюбленной техникой Шухаева была сангина. Дипломная работа— «Вакханалия» (1912) была неоднозначно воспринята профессорами. Шухаев иллюстрирует трагедию в стилизованной манере под иконопись 17 века: чистые локальные цвета, обратная перспектива, условность в трактовке пространства и объема, принцип изокефалии. После возращения В. И. В 1935 г. Василий Шухаев с женой Верой Федоровной вернулся в СССР.
В 1932 году предпринял поездку в Марокко. Но революция принимала все более затяжной характер и в 1919 году Александр Евгеньевич Яковлев направился прямо из Шанхая в Париж, куда затем вызвал мать и сестру (сестра — оперная певица Александра Евгеньевна Яковлева), а потом и племянниц (племянница Татьяна Яковлевна, которой В. В. Маяковский посвящал в пылу любовного увлечения ею свои стихи). Общение с Кардовским не прекратилось с окончанием учебы в Академии Художеств (1912). Сангинные портреты, как, например, портрет С. Н. Андронниковой (1917), относятся к лучшим образцам портретного искусства.
Реализованным оказался другой замысел – роспись плафона в особняке Фирсановых в Москве (1916). После революции Шухаев вместе с другими художниками участвовал в праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине октябрьских событий. В США был экономический кризис и люди бросились на заработки. Наибольшую известность снискали его портреты. В 1897—1906 гг. Василий Шухаев уехал на два года в Италию как пенсионер «Русского общества в Риме» (то есть с полной оплатой проживания и учебы) для изучения работ старых мастеров. Луки» – детище В. Шухаева, А. Яковлева и Д. Н. Кардовского.
В Магаданском музыкально-драматическом театре им. Кардовского. Последний штрих в автопортрете он поставил лишь через много лет, в 1962году. Дипломная работа студента «Вакханалия» (1912) заслужила положительную оценку А. Н. Идея этого двойного автопортрета у них возникла под впечатлением от спектакля В. Э. Мейерхольда «Шарф Коломбины», поставленного в 1911 г. в «Доме интермедий» в Петербурге оба художника принимали участие в постановке.
Родился в Москве. 29апреля 1945 года художник и его жена были освобождены «по отбытии срока наказания». И стал профессором Тбилисской АХ, занимался живописью. Затем продолжил образование в Высшем художественном училище при Петербургской А. Х. (19061912гг. ), в мастерской Д. Н. Кардовского, где учился и его ровесник А. Е. Яковлев. У него уже имелся опыт педагогической работы: ранее преподавал на женских высших архитектурных курсах Е. Ф. Богаевой, в ЦУТР (1917 – 1918) и в петроградских ГСХМ (1918 – 1920).
«Шухаев был на Колыме десять лет. Он сломлен. Особое место в творчестве В. Шухаева занял пейзаж. «На педагогических советах шла непрерывная война между сторонниками академических традиций и молодыми художниками искавшими новых путей».
Художник стал восприниматься как иллюстратор пушкинских произведений и в 1935 году был приглашен для оформления спектаклей «Пиковая дама» и «Каменный гость» Русской драматической труппы. Не входя в число долголетних участников экспозиций «Мира искусства» (он выставил там свои работы лишь в 1918), Шухаев, тем не менее, последовательно продолжал характерно-«мирискусническую» историко-ретроспективную линию, неизменно стремясь к искусству в духе старых мастеров, – хотя и включающему иронические или тревожные чувства современника. В 1941году он даже стал главным художником Магаданского областного музыкально-драматического театра (с 1945— в качестве вольнонаемного). На портретах — люди, увидевшие страшное.
Художник обратился к этой теме во время пребывания в Финляндии, где он жил в 1920 году. Грузии стала для него, скитавшегося всю жизнь, второй родиной. Еще учась в АХ, Шухаев начал участвовать в выставках.
Однако вскоре его постигла участь многих бывших эмигрантов: в 1937 г. художник был сослан в Магадан, где провел десять лет. А. А. Участник выставок Нового общества художников, Мира искусства (1918, 1921, 1927). Шухаева от 4 сентября 1937 г» было пересмотрено и с 4 сентября 1956 года прекращено. А. М. Горького им были оформлены многие спектакли.
В 1932–1933 рисовал для журнала «Vanity Fair» карикатуры на политических деятелей и писателей: Кемаль-пашу, Гинденбурга, Гитлера, Папена, М. Горького, Б. Шоу, Г. ДАннунцио. В 1947-48 гг. Идея этого двойного автопортрета у них возникла под впечатлением от спектакля В. Э. Мейерхольда «Шарф Коломбины», поставленного в 1911г. В начале 1930-х годах огромная группа американцев и европейцев уехала в Советскую Россию.
В 1960-х Шухаев в основном работал по мотивам и эскизам своих многочисленных путешествий— по югу Франции, Корсике, Испании и Марокко— и даже переписывал некоторые свои французские пейзажи. Создал эскизы декораций и костюмов к опере Р. Вагнера «Золото Рейна» для Народного театра в Петрограде, к комедии К. Миклашевского «Четыре сердцееда» для Малого драматического театра в Петрограде. Начало первой мировой войны заставило Шухаева и Яковлева спешно вернуться на родину. Осуществлению обеих этих работ помешала начавшаяся первая мировая война. В 1935 г. Шухаев вернулся на родину. Дальше дороги беженцев разошлись.
В апреле 1937 года вместе с женой, художницей В. Ф. Шухаевой, он был арестован по обвинению в шпионаже и осужден на 8 (по другим источникам, 10) лет ссылки. Яковлев закончил свою часть автопортрета еще в Италии, а работа Шухаева затянулась на долгие годы и была окончательно завершена через много лет, в 1962 г. Ныне картина «Арлекин и Пьеро» находится в коллекции Русского музея. Так что все складывалось удачно— и личная жизнь и дружба и творчество. В Тбилиси он прожил больше четверти века, до самой смерти. В феврале 1935 года он приехал в Ленинград. Особый интерес Шухаева к искусству старых мастеров, стремление понять тайны этого искусства и возродить некоторые его технические приемы придали его творчеству в целом черты известной ретроспективности. Он изображал С. Т. Рихтера (1951), С. Ф. Нейгауз (1967), деятелей грузинской культуры. Помощь пришла из Парижа, где в то время жил Яковлев., в 1906 году, окончив Строгановку, Шухаев поступил в Высшее художественное училище при Петербургской Академии Художеств, а в 1908-м был принят в мастерскую Д. Н.
Преподавание станет важной частью его жизни в последние 25 лет. Здесь художник расширяет свой творческий диапазон, впервые начал работать в жанре пейзажа. В числе последних работ – наброски иллюстраций к повести И. С. Тургенева «Ася» (1973). И лишь случай, когда начальник колонии обнаружил в его переписке автопортрет, выполненный художником для жены (та писала ему, что не видела его уже так долго, что стала забывать его лицо), помог ему вновь обрести свою профессию. В Москве американцев стало столько, что открылись англоязычные школы для детей, газеты на английском языке (именно тогда появилась газета «Московские новости» на английском языке: The Moscow News) и даже целых две бейсбольные команды. Излюбленной техникой Шухаева была сангина.
М. И. Без права проживания в 16крупнейших городах страны («минус 16»). Открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе «Русская академия».
Выходец из крестьянской семьи, рано остался без родителей. Шухаевой, 1917 Натюрморт. В июле-августе 1916 вместе с Яковлевым совершил поездку в Ферапонтов монастырь с целью копирования фресок Дионисия.
Н. Шухаева, Лариса Рейснер, Саломея Андроникова). Так хочется посмотреть их. Кирова. Побывал в Кабардино-Балкарии, где собирал материал для картины из жизни колхозников. В 1914 году на острове Капри Шухаев и Яковлев пишут картину -двойной автопортрет «Арлекин и Пьеро» : смуглый с нарисованным румянцем в ярком костюме Арлекин – Александр Яковлев и бледный в светлом воздушном одеянии Пьеро – Василий Шухаев. В 1935г. в «Доме интермедий» в Петербурге оба художника принимали участие в постановке.
Продолжил обучение в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств, дипломная работа — «Вакханалия» (1912) была неоднозначно воспринята профессорами. Требовалось знание анатомическое. Наибольшую известность снискали его портреты. Из эмиграции не всегда было видно то, что происходило в советской России.
Вскоре к нему присоединился верный друг Александр Яковлев. Верди «Луиза Миллер» в Ленинградском государственном театре оперы и балета им. Поначалу все действительно складывалось удачно: он получил персональную мастерскую в ленинградской Академии художеств, участвовал в оформлении интерьеров московской Библиотеки им.
Шухаев немедленно выезжает в Россию. «Неоклассик» Шухаев остается верен себе даже в атмосфере насаждаемого искусства соцреализма. Шухаев еще сделает несколько попыток «быть нужным» стране Советов: примет участие в праздничном оформлении Петрограда, выполнит эскизы декораций и костюмов для театра. "Портрет дамы в парчовом платье" (1956) словно возрождает на новом этапе интерес художника к старинной живописи.
Бахрушина Санкт-Петербургскому государственному музею театрального и музыкального искусства Государственному Литературному музею Государственному музею А. С. И стал профессором Тбилисской АХ, занимался живописью. В 1962 ему присваивают звание заслуженного деятеля Грузинской ССР. В годы учебы познакомился и творчески сблизился с А. Е. Яковлевым. В 1957 году на Кузнецком мосту была выставка его работ, его книга жизни.
Вскоре Шухаев вновь едет в армию – в четвертый гусарский лейб-гвардии Мариупольский полк, где создает цикл из 54 рисунков и эскизов к картине «Полк на позициях». Тема русской истории неоднократно появляется в творчестве Шухаева в эмиграции: помимо иллюстраций, он выполняет стенную роспись на темы сказок Пушкина в концертном зале Парижа, создает декорации к театральной миниатюре «Степан Разин». В. И. Ленина в Москве, создал эскизы панно для гостиницы Моссовета (1935), плафона для санатория Наркомтяжпрома в Сочи и фресок для ЦПКиО имени А. М. Горького в Москве (1936).
Ленина и санатория Наркомтяжпрома в Сочи, эскизы театральных декораций к Пиковой даме и Каменному гостю (не осуществлены), к опере Верди Луиза Миллер (ГАБТ им. В. Сталин в Крцанисском ущелье». И это только — цифры по США, а еще были — эмигранты из Германии, Англии. Они были приглашены для работы над росписями церкви Николая Мирликийского в Бари и Казанского вокзала в Москве, однако начавшаяся Первая мировая война помешала осуществлению этих планов.
Не забыл Александр Яковлев и про близкого друга. В 1920 г. он уехал из России и через Финляндию перебрался во Францию. Остроумно-сатирические изображения в гоголевском «Носе» (нос идет, нос открывается) соседствуют с точно найденным образом Петербурга. В этот период сформировалось окончательно «неоклассическое» кредо художника. Реализованным оказался другой замысел – роспись плафона в особняке Фирсановых в Москве (1916). В этот период сформировалось окончательно неоклассическое кредо художника. Помог близкий друг художник Александр Яковлев.
В США был экономический кризис и люди бросились на заработки. Шухаев Василий Иванович (1887 – 1973) – талантливый русский художник, график иллюстратор, педагог, член общества «Мир искусства», профессор живописи, рисунка и декоративного искусства. Сама картина, представляющая собой большой групповой портрет, не была завершена. Шухаев родился 12 (24) января 1887 года в Москве в семье бывшего крестьянина Ивана Яковлевича Шухаева, обосновавшегося в Москве и работавшего в сапожной мастерской.
К середине 1930-х ни во Франции, ни в других западных странах не знали, что это были последние годы перед окончательной «закруткой гаек» уже со второй половины 1930-х годов многие эмигранты признавались «врагами народа» со всеми вытекающими последствиями. В Магаданском музыкально-драматическом театре им. Он пытался проникнуть во внутренний мир природы.
Во время Первой мировой войны работал над композицией Полк на позициях. Свою картину он задумал как портрет своего поколения, построив «хоровую композицию». Шухаевы же пребывали в неизвестности, куда двигаться дальше. Интерес зрителей вызовут карикатуры на известных деятелей политики и литературы начала 1930-х годов, созданные художником по заказу американского журнала «Vanity fair».
З. Палиашвили. Всё это свидетельствовало о нормализации быта и жизни в СССР.
К тому же свое дело делала советская пропаганда. Вскоре к нему присоединился верный друг Александр Яковлев. Так что все складывалось удачно — и личная жизнь и дружба и творчество. С. М. Кирова исполнил эскизы к пьесе К. А. Тренева «Пугачевщина» для Киевского русского драматического театра и к пьесе М. Метерлинка «Синяя птица» для Киевского театра юного зрителя.
Нормандия, 1925, все – в ГРМ). Вот таким образом он вместе со своими единомышленниками Кардовским и Яковлевым создает «Цех святого Луки». Вскоре к нему присоединился Яковлев.
В Италии художники изучали работы старых мастеров, много рисовали с натуры. Театральность и ретроспективизм этих произведений были близки художественным принципам мастеров «Мира искусства» и «Нового общества художников», в выставках которого он принимал участие. Путешествовал по югу Франции, Корсике и в Марокко (1928–1930). Однако у заключенного не было возможности заниматься станковой живописью.
Принципиальный и непреклонный как педагог Шухаев, стремился передать ученикам «все знания, умение и мастерство, которым он владел в совершенстве». Кардовского, который и предопределил направление творческих поисков молодого художника. Шухаев поселился в Тбилиси, не имея права жить в крупных городах. Василий Иванович Шухаев и его жена Вера Фёдоровна Шухаева были арестованы «по обвинению в шпионаже».
Однако вскоре его постигла участь многих бывших эмигрантов: в 1937 г. художник был сослан в Магадан, где провел десять лет. В 1918 – 1920 годах художника пригласили оформить оперу «Золото Рейна» и спектакль «Четыре сердцееда» в театре Народный дом. В. И. Эти принципы Шухаев пронес через все свое творчество – художественное и педагогическое. Ученик К. А. 8октября 1928года Шухаев писал Кардовским, что лето у него «вышло средним, не очень удачным и не совсем бесплодным» и что он «сделал штук 20пейзажей маслом». К середине 1930-х ни во Франции, ни в других западных странах не знали, что это были последние годы перед окончательной «закруткой гаек» уже со второй половины 1930-х годов многие эмигранты признавались «врагами народа» со всеми вытекающими последствиями.
Применительно к творчеству Василия Шухаева картина «Арлекин и Пьеро» обладает дополнительной ценностью. Тем не менее, наследство его еще долгое время спасало и Василий Шухаев смог учиться. Но Сергей Анатольевич, мягко говоря, поостыл. Здесь он открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе Т. Л. Сухотиной-Толстой («Русская академия»). Василий Шухаев уехал на два года в Италию как пенсионер «Русского общества в Риме» (то есть с полной оплатой проживания и учебы) для изучения работ старых мастеров.
Хлеба. А. Кастеева Международному историко-просветительскому благотворительному и правозащитному обществу «Мемориал», Всероссийскому музейному объединению музыкальной культуры имени М. И. В психологической характеристике портретируемых, в композиционном решении (фигуры изображены в рост, на первом плане, на фоне старинного интерьера), в живописно-пластическом методе – во всем чувствуется влияние столь любимой ими старой живописи – итальянской, фламандской, голландской.
Пропитанные и вдохновленные классическим итальянским искусством, закадычные друзья вместе работали над знаменитым двойным автопортретом «Арлекин и Пьеро». В дореволюционные годы Шухаев и Яковлев попробовали силы и в монументальной живописи. В эти годы Шухаев участвует во многих международных выставках, приобретает известность. Пушкина Всероссийскому музею А. С.
Дипломная работа художника «Вакханалия» (1912г. ) встретила непонимание со стороны начальства Академии Художеств. Неразлучные друзья, Шухаев и Яковлев и в искусстве стали единомышленниками. Художник стал восприниматься как иллюстратор пушкинских произведений и в 1935 году был приглашен для оформления спектаклей «Пиковая дама» и «Каменный гость» Русской драматической труппы. Дама в золотом платье.
Можно умирать». Всё это свидетельствовало о нормализации быта и жизни в СССР. В 1897—1906гг. Финляндия 1920 года стала первой страной эмиграции Шухаева. Общение с Кардовским не прекратилось и с окончанием учебы в Академии Художеств.
В 1932 г. художник предпринял поездку в Марокко. В 1921 году В. Шухаев уехал во Францию. Шухаевы же пребывали в неизвестности, куда двигаться дальше. После войны Шухаева освобождают. В этих портретах ясно выражен особый взгляд художника на окружающий мир: очень приближенный к модели, как бы лишенный эмоций, жесткий, точный до безжалостности.
Он сразу окунулся в театральную жизнь — оформлял спектакли: оперу Дж. Получив два заказа на роспись гостиницы в Рабате и дома паши в Касабланке, Шухаев проезжает по селениям Северной Африки, с интересом наблюдая за необычным образом жизни коренного населения. Портреты офицеров, виртуозно исполненные Шухаевым, являются «документальными» свидетелями воинской доблести, чести и славы армии России. В 1935 г. Шухаев вернулся на родину.
На 9-й выставке «Нового общества художников» в Петрограде в 1915 году он выставляет 67 работ, причем 47 из них – это рисунки к картине «Поклонение волхвов», 17 – зарисовки и акварели из цикла «Италия», 3-живописные портреты (Т. С. Стахевич, В. Н. Мешкова, Е. Н. Шухаевой). В 1922 году В. И. Шухаев создал иллюстрации для парижского издания пушкинской «Пиковой дамы», которое вышло на французском языке тиражом всего 340 экземпляров и сразу заявил о себе как один из лучших иллюстраторов творчества А. С. Пушкина. Он пишет также ряд портретов, среди которых портрет Ларисы Рейснер (1915) в духе леонардовской Моны Лизы, со скалами и водами на фоне и обрамлением, завершающимся полукружием два портрета, оставшихся в числе самых лучших его работ, — Е. Н. Шухаевой и С. Н. Андрониковой и три портретных рисунка А. М. Горького, очень живых и похожих (все 1917 года). Он едет в Тбилиси — на юг, на юг, унося ненависть к Северу.
Верди «Луиза Миллер» в Ленинградском государственном театре оперы и балета им. Продолжил обучение в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств (ИАХ) (1906—1912), в мастерской Д. Н. Кардовского. Вскоре «Цех» распался.
После освобождения в 1947 году Шухаевы уезжают в Тбилиси. Его пейзажи полны философских размышлений и по своему характеру находятся на грани изучения натуры и игры воображения. В 1914–1917 писал портреты, стилизованные в духе эпохи Возрождения (Е. Работы отличаются классической композицией и цветовой гаммой, которая в некоторых работах переходит в так называемый «музейный колорит». Коровина, Н. А. Здесь художника ждала работа в театре и в монументальном искусстве, преподавание в ИЖСА.
К тому же свое дело делала советская пропаганда. В 1922 году В. И. Шухаев создал иллюстрации для парижского издания пушкинской «Пиковой дамы», которое вышло на французском языке тиражом всего 340 экземпляров и сразу заявил о себе как один из лучших иллюстраторов творчества А. С. Пушкина. В те годы в Институте преподавали художники самых разных педагогических принципов – от И. И. Бродского до А. А. Осмеркина – и студенты сами могли выбирать себе учителя. В. Шухаеву были интересны неожиданные ракурсы и выразительные силуэты, а в лицах он искал неповторимые характерные особенности.
Верди «Луиза Миллер» в Ленинградском государственном театре оперы и балета им. В 1935—1937 — преподаватель рисунка и акварели Института повышения квалификации архитекторов при Академии архитектуры СССР (Москва). Сангинные портреты, как, например, портрет С. Н. Андронниковой (1917), относятся к лучшим образцам портретного искусства. В конце 1950-х создавал портреты в технике энкаустики.
В. И. Ленина, создал эскизы панно для гостиницы Моссовета. Рано потерял родителей, но, благодаря небольшому наследству, смог закончить Строгановское училище по классу чеканки (1897–1906). Дипломная работа художника «Вакханалия» (1912 г. ) встретила непонимание со стороны начальства Академии Художеств. Педагог. В 1921-35 гг. В 1914 – 1915 годах архитектор А. В. Щусев (в ту пору еще молодой, но уже признанный мастер) предложил неразлучным друзьям сделать роспись православной церкви Николая Мирликийского в Бари (Италия).
Десять следующих месяцев, проведенные им в поселках Райвола и Мустамяки, оказали на манеру и творчество художника довольно сильное влияние. После освобождения обосновался в Тбилиси (1947). Традиции средневековой живописи он берет за основу своих работ. Путешествие по Италии еще более усилило интерес к классическому искусству. В дипломной работе Шухаева «Вакханалия» (1912) прослеживаются многие черты, характерные для старых мастеров и особенно заметно влияние Рубенса. В числе последних работ художника— серия картин по мотивам абхазского эпоса, наброски иллюстраций к повести И. С. Тургенева «Ася» (1973). В 1950- 1960-е годы художник пишет жанровые картины на тему жизни грузинского народа.
Еще будучи в Италии, Шухаев не раз писал Кардовским о русских иконах он хотел не просто изучать, но и научиться. Он не идеализирует человека, а раскрывает сущность его внутреннего состояния. Занимался книжной графикой и сценографией. Однако и здесь он преподавал недолго: его избрали руководителем мастерской в Академии Художеств.
Много и плодотворно работал, нередко варьируя прежние (в частности, марокканские) мотивы, был политически реабилитирован (его творческая реабилитация началась с персональной выставки 1954), преподавал в тбилисской Академии художеств. Во время учебы Шухаев подружился с другим учащимся— Александром Яковлевым. Кардовский, сам предпочитающий работать углем и карандашом, не одобрял работу сангиной. В. И. Ленина, создал эскизы панно для гостиницы Моссовета.
Он изображал С. Т. Рихтера (1951), С. Ф. Нейгауз (1967), деятелей грузинской культуры. Родился в Москве 12 (24) января 1887. Вот таким образом он мог свободно заниматься преподавательской деятельностью и заниматься живописью.
В 1917 году в жизни Шухаева произошло сразу несколько важных событий: он вошел в состав общества «Мир искусства» (в следующем году 70его работ были представлены на выставке общества) в апреле 1917-го Шухаев, Кардовский и Яковлев организовали художественное объединение «Цех живописцев св. В начале 1930-х годах огромная группа американцев и европейцев уехала в Советскую Россию. А. М. Горького им были оформлены многие спектакли. Пушкин в портретах". Он сломлен.
Ныне картина «Арлекин и Пьеро» находится в коллекции Русского музея. Занимался книжной графикой и сценографией. И это только— цифры по США, а еще были— эмигранты из Германии, Англии.
В 1947-1973 гг. Шухаев был великолепным рисовальщиком, блестяще владел всеми техниками графики. художник уехал из советской России и через Финляндию перебрался во Францию.
В 1920-х гг. В 1935году вернулся на родину. В. И. Шухаев принадлежал к поколению художников- приверженцев неоклассицизма, служивших закону возрождения красоты. Шесть лет (19061912) он постигает сложное мастерство живописца из них четыре года в мастерской профессора Д. Н. Кардовского. Шухаев получил звание художника, но без права на пенсионерскую поездку. Глинки (ВМОМК им. Художник и жена получили по 8 (10. ) лет лагерей.
Портрет построен на контрастах цвета и характеров, проникнут духом театральности и напоминает о распространенной в предреволюционные годы в искусстве теме маскарада, маски игры, защищающей от жестокостей и противоречий жизни (работы художников Мир искусства, Балаганчик Блока, ранние спектакли Мейерхольда, в одном из которых — пантомиме Шарф Коломбины Шухаев и Яковлев выступали именно как Арлекин и Пьеро). Оформил оперу Дж. обучался в императорском Строгановском художественно-промышленном училище под руководством К. А. Коровина и И. И. Нивинского (среди других педагогов: И. В. Жолтовский, С. В. Ноаковский), которое закончил в 1906 году и сразу поступил в Высшее художественное училище при Петербургской Академии Художеств, педагог Д. Н. Кардовский. В дореволюционные годы Шухаев и Яковлев попробовали силы и в монументальной живописи. За это время прошло множество выставок его произведений.
Из эмиграции не всегда было видно то, что происходило в советской России. Экспозицию выставки пополнят уникальные парижские издания произведений А. С. работал в Грузинском государственном драматическом театре имени К. Марджанишвили. А. С. он жил в Париже. В июле 1911 женился на студентке живописно-скульптурного отделения АХ Елене Николаевне Ежовой.
Однако за начинающего художника заступился А. Н. Бенуа, тут же работа В. Шухаева была признана удачной, а ему самому присвоено звание художника, а за особые заслуги и старание он награждался двухлетней поездкой в Италию от «Русского общества в Риме». Не забыл Александр Яковлев и про близкого друга. Вместе с Александром Евгеньевичем Яковлевым, был приверженцем классицизма.
Глинки), Музею А. М. Горького Института мировой литературы им. Родился Василий Иванович Шухаев в семье бывшего крестьянина, ставшего сапожником.
После этого в 1924 году его пригласили участвовать еще в одном издании — к иллюстрированию трагедии «Борис Годунов». В 1936 провел в Ленинграде и Москве ретроспективную выставку. Его работы имеются также в Государственном литературном музее (исполненный в стиле неоклассицизма Портрет Ларисы Рейснер, 1915). В Италии Шухаев собирал материал для своей картины «Поклонение волхвов», писал и другие картины на библейские сюжеты. Но подготовительные рисунки сангиной к ней не менее выразительны и лаконичны.
В 1920–1930-е писал жанровые картины, натюрморты, пейзажи: «Купальщицы» (1920), «Моющаяся женщина» (1922), «Иосиф и жена Пантефрия» (1923), «Шляпа и зонтик» (1925), «Контрабас Амати» (1934) создавал портреты сангиной: Н. Л. Слонимского, Я. С. Шифрина, А. Е. Яковлева, Н. Ф. Балиева, двойной портрет пианиста А. К. Боровского и виолончелиста Е. Я. Белоусова, портреты маслом: издателя Л. Вожеля (1925), композиторов С. С. Прокофьева (1932) и И. Ф. Стравинского (1934), Ф. И. Шаляпина (1934). В 1937 году Шухаева арестовали во дворе Академии по ложному донесению в шпионаже. жил в Париже. В 1925 вместе с Яковлевым исполнил фрески на тему «Сказки Пушкина в музыке» для концертного зала на улице Pergolese, оформил афишу выставки декоративного искусства русских эмигрантов «Китеж». Сохранилась переписка В. И. Шухаева с Дмитрием Николаевичем Кардовским и его женой, художницей Ольгой Людвиговной Делла-Вос-Кардовской, датируемая 1913–1914годами (годы пенсионерской поездки Шухаева в Италию) эти теплые письма говорят об огромной духовной близости Кардовских и Шухаева, который, не выбирая слов и не боясь быть непонятым, делится мыслями и взглядами, рассказывает о событиях и впечатлениях. 29 апреля 1945 освобожден «по отбытии срока наказания».
А. М. Горького РАН, Государственному музею-заповеднику «Петергоф», Научно-Исследовательскому Музею Российской Академии Художеств (НИМРАХ), Мариинскому театру, Кабардино-Балкарскому музею изобразительных искусств имени А. Л. Ткаченко, SEPHEROT Foundation (Лихтенштейн), Галерее KGallery, частным коллекционерам и лично Нине Хучуа. Шухаев пишет их довольно энергично, широко, он отдает предпочтение натуральным цветам, много работает с оттенками и текстурой поверхности холста. Оформлял спектакли в Ленинградском государственном театре оперы и балета им.
За ней последовала Франция. Тогда же он начинает работать над картиной Полк на позициях (1915 — 1916). Работали мы тут и над пейзажем, над скалами и выполняли давно нами задуманный и разрабатывавшийся портрет, собственно, двойной автопортрет. » Образы комедии дель арте, которые выбрали для себя авторы, по-видимому имеют основой не только влияние места, но и собственный актерский опыт: в конце 1910— начале 1912 года Яковлев и Шухаев участвовали в поставленных В. Э. Мейерхольдом пантомимах «Шарф Коломбины» (Дом Интермедий), «Влюбленные» (дом адвоката Н. П. Карабчевского) и «Арлекин— ходатай свадеб» (Дворянское собрание). Во время учебы Шухаев подружился с другим учащимся — Александром Яковлевым. Художник очень наблюдателен и объективен в передаче характеров и душевных состояний.
По возвращении из ссылки Шухаев поселился в Тбилиси. В годы учебы познакомился с А. Е. Яковлевым, дружба с которым продолжалась всю жизнь. А. О. Таманян). В Италии они изучали работы старых мастеров, много рисовали с натуры. Яковлев закончил свою часть автопортрета еще в Италии, а работа Шухаева затянулась на долгие годы и была окончательно завершена лишь в 1962 г. Художник изобразил себя в виде Пьеро. В январе 1920-го, спасаясь от новой власти, Василий Шухаев вместе с женой Верой (в августе 1919-го он женился вторично— на художнице Вере Фёдоровне Гвоздевой (1895–1979), с которой познакомился еще в Италии в 1914-м) и в компании И. А. Пуни и его жены К. Л. Богуславской по льду Финского залива перешел на территорию Финляндии, где находилось имение отца Пуни.
Учился в Строгановском училище (1897-1905) у К. А. В конце 1910 – начале 1912 участвовал в качестве актера в поставленных В. Э. Мейерхольдом пантомимах «Шарф Коломбины» (Дом Интермедий), «Влюбленные» (дом адвоката Н. П. Карабчевского) и «Арлекин – ходатай свадеб» (Дворянское собрание). Кирова) и ряду других постановок. По возвращении из ссылки Шухаев поселился в Тбилиси.
В 1935 вернулся на родину. Эффект глубины золотисто-коричневого цвета достигается благодаря следующему приему: художник использует деревянную доску, на которую наносит по контуру тонкий слой чистого листового золота. Много работал сангиной, а также в технике фрески: росписи храма Николая Угодника в итальянском городе Бари (архитектор А. В. Щусев, 1910–1913) и др., выступал как сценограф.
Париж в те годы «жил очень полной художественной жизнью: Дягилев поставил лучшие свои балеты, выступления Рахманинова, Шаляпина, Кусевицкого со своим оркестром, Анна Павлова со своей труппой, Ида Рубинштенй». Только на третьем году обучения, попав в мастерскую Кардовского, Шухаев в совершенстве овладевает мастерством графики благодаря открытию для себя такой техники как сангина (карандаш интенсивно коричневого цвета, с чуть красноватым оттенком). Однако за начинающего художника заступился А. Н. Бенуа, тут же работа В. Шухаева была признана удачной, а ему самому присвоено звание художника, а за особые заслуги и старание он награждался двухлетней поездкой в Италию от «Русского общества в Риме». В 1935—1937— преподаватель рисунка и акварели Института повышения квалификации архитекторов при Академии архитектуры СССР (Москва).
Он опять возвращался в прошлое, но на этот раз в свое собственное. Пушкина «Пиковая дама» (1922) и «Борис Годунов» (1924) иллюстрированных Шухаевым и сопровождающие их оригинальные листы иллюстраций из музейных фондов. Однако родители рано умерли, оставив мальчика сиротой.
Молодого художника одинаково не привлекали как живописные эксперименты импрессионистов и абстракционистов, так и традиционные взгляды «передвижников». Но я загорелась любопытством от созерцания работы В. Шухаева в 2-томнике. Например, во второй половине сентября 1913 года в письме Ольге Людвиговне: «В последнее время неотвязно сидят в голове русские иконы. Над серией «Марокко» художник будет работать вплоть до 1961 года.
Самой значительной работой, выполненной в неоклассическом стиле, стала картина «Полк на позициях» (1917). Хоть немного в Италии писать что-либо специфически русское. У него уже имелся опыт педагогической работы: ранее преподавал на женских архитектурных курсах, в ЦУТР и в петроградских ГСХМ. В Париже Шухаев не оставлял и собственных занятий искусством: он создал портреты А. Е. Яковлева (1927), С. С. Прокофьева (1932), Ф. И. Шаляпина (1934) и других, оформлял спектакли театра Н. Ф. Балиева, труппы И. Л. Рубинштейн писал натюрморты, жанровые картины, пейзажи.
А тогда могло казаться, что всё упорядочилось. В. Шухаев родился в семье сапожника, рано стал сиротой. Под его влиянием увлекся искусством старых мастеров.
" Как мы далее читаем в Википедии, Военной Коллегией Верховного Суда СССР «дело В. И. " Статья эта не открылась по причине "403 Forbidden" (запрета). Дипломная работа художника «Вакханалия» (1912г. ) встретила непонимание со стороны академического начальства. В дореволюционные годы Шухаев и Яковлев попробовали силы и в монументальной живописи. Он был в творческом поиске «убедительной образности» в живописи и поездка в Вечный город к великим мастерам эпохи Возрождения была как нельзя кстати. С 1958 – 1968 годы состоялось 4 персональных выставки мастера. В 1921 – 1935 гг. Андреева и других, с 1906 по 1912 г. – в Академии художеств у Д. Н.
В. Шухаев писал много пейзажей, отличавшихся панорамными видами. Наступил новый этап в творчестве художника. Написал эскизы монументальных росписей для строящейся Библиотеки им. Главное, нужно познакомиться с письмом ликов (так говорят иконописцы), с тем проникновением, которое наблюдается в написании. Дальше дороги беженцев разошлись. – пенсионер Общества поощрения художеств в Риме.
Неразлучные друзья, Шухаев и Яковлев и в искусстве стали единомышленниками. В 1932 г. он предпринял поездку в Марокко. Из Финляндии уехал в Париж, где жил до 1935 года. Эти годы учебы (1906—1912) стали определяющими в дальнейшей жизни — и творческой и личной. И все.
К 1920 – 1930 – м годам относятся и, мастерски выполненные, жанровые картины «Моющаяся женщина», «Купальщицы», «Шляпа и зонтик», «Контрабас Амати», «Иосиф и жена Пантефрия». Однако сумел поступить в СХПУ в Москве, где занимался под руководством К. А. Коровина и И. И. Нивинского. Его портреты аналитические, проницательные: «Портрет С. Н. Андрониковой в красных чулках», «Портрет Ф. Шаляпина», «Портрет Н. Л. Слонимского», «Портрет Анна Павловой», «Портрет Прокофьева». Шухаева, 1936г. (крайнее левое фото на заставке).
В Москве американцев стало столько, что открылись англоязычные школы для детей, газеты на английском языке (именно тогда появилась газета «Московские новости» на английском языке: The Moscow News) и даже целых две бейсбольные команды. Здесь Шухаев открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе Т. Л. Сухотиной-Толстой (Русская академия). Луки».
Он проявил себя и на театральных подмостках, создав эскизы декораций и костюмов к опере Р. Вагнера Золото Рейна для Народного театра в Петрограде (1918, не осуществлена), к комедии К. Миклашевского Четыре сердцееда для Малого драматического театра в Петрограде (1919, не осуществлена). В 1912-1914 гг. Продолжал прежние свои творческие профессии, добавив к ним искусство книжного иллюстратора, журнального карикатуриста и художника кино, однако этапных вещей не создал.
Но революция принимала все более затяжной характер и в 1919 году Александр Евгеньевич Яковлев направился прямо из Шанхая в Париж, куда затем вызвал мать и сестру (сестра— оперная певица Александра Евгеньевна Яковлева), а потом и племянниц (племянница Татьяна Яковлевна, которой В. В. Маяковский посвящал в пылу любовного увлечения ею свои стихи). Портрет дамы в парчовом платье (1956) словно возрождает на новом этапе интерес художника к старинной живописи. В ноябре 1912 получил звание художника и двухлетнее заграничное пенсионерство от Кружка поощрения молодых художников в Риме за картину «Вакханалия», о которой положительно отозвался А. Н. Бенуа. В 1917 году был одним из организаторов Цеха живописцев святого Луки».
В 1928 году в Ленинграде, в залах Академии Художеств прошла персональная выставка художника-эмигранта Александра Яковлева: были представлены работы из коллекций и репродукции. Он пишет картину Клятва Сталина в Гори — подхалимскую. Но в запросе поисковика остался анонс той статьи, где значится, что "В апреле 1937г. – профессор кафедры рисунка Тбилисской академии художеств. После этого в 1924 году его пригласили участвовать еще в одном издании— к иллюстрированию трагедии «Борис Годунов».
Портрет Ларисы Рейснер (1915) напоминает работы мастеров Возрождения портрет Е. Н. Шухаевой (1917) – старинные парадные портреты. В те годы была начата их совместная работа, получившаяся впоследствии большую известность: картина-автопортрет «Арлекин и Пьеро», где Яковлев изобразил себя в образе Арлекина, а Шухаев себя— в виде Пьеро. С 1941 – главный художник Магаданского областного музыкально-драматического театра (с 1945 – в качестве вольнонаемного). Дело в том, что до нас не дошли ранние итальянские работы Шухаева. По предложению архитектора А. В. Щусева оба работали над росписями православной церкви Святителя Николая в Бари (Италия) и зала ожидания Казанского вокзала в Москве (не осуществлено), в ноябре 1916 – над росписью плафона на тему «Девять муз» для особняка В. И. Фирсановой на Пречистенке в Москве (арх.
Интерес к возрождению традиций старых мастеров отличал и «Цех живописцев святого Луки», который в 1917 г. он организовал вместе с А. Е. Яковлевым и Д. Кардовским. В 1937 был арестован «по подозрению в шпионаже» и 10 лет провел в ссылке в Магадане оформлял спектакли и концерты местного Музыкально-драматического театра. В дальнейшем писал пейзажи Грузии, натюрморты, жанровые картины («Сдача чайного листа», 1954 «Утренний туалет», 1956 «Портрет дамы в парчовом платье», 1957) исполнил портреты ряда деятелей культуры (С.
Театрализованным символом их дружбы – и в то же время одним из ярких манифестов неоклассики – явился их двойной автопортрет в образах Арлекина и Пьеро (1914, Русский музей). Василий Шухаев с женой Верой Федоровной вернулся в СССР. Творческой вершиной Шухаева в книжной графике являются 18 иллюстраций к трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» (1925). М. Горького. В пушкинской «Пиковой даме» стилизованные под старинную гравюру черно-белые иллюстрации чередуются с цветными декоративными «вставками» из игральных карт.
Сапожницкое дело в ту пору вполне сносно кормило. Вот таким образом в истории искусства его называют «неоклассиком». Главный итог поездки, кроме собранных впечатлений, питавших его искусство всю жизнь, — двойной автопортрет Арлекин и Пьеро (1914), написанный совместно с А. Е. Яковлевым, товарищем по мастерской Кардовского, на острове Капри (каждый из них писал самого себя). Яковлевым Портрет Е. Н. Здесь художника ждала работа в театре и в монументальном искусстве, преподавание в ИЖСА. Открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе Т. Л. Сухотиной-Толстой («Русская академия»).
Помог близкий друг художник Александр Яковлев. Дипломная работа художника Вакханалия (1912) встретила непонимание со стороны академического начальства. Пушкина Архиву ФСБ России Государственному музею искусств Республики Казахстан им. После 14 лет пребывания в этой стране художник вернулся на родину, прожив два счастливых и плодотворных года, в 1937 был арестован по 58 статье (Об ответственности за контрреволюционную деятельность) и отправлен в ссылку на Колыму. Именно в Грузии, после долгих лет забвения, художнику предложили создать эскизы декораций для оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» в Тбилисском Государственном театре оперы и балета им.
В Париже Шухаев не оставлял и собственных занятий искусством: он создал портреты А. Е. Яковлева (1927), С. С. Прокофьева (1932), Ф. И. Шаляпина (1934) и других, оформлял спектакли театра Н. Ф. Балиева, труппы И. Л. Рубинштейн писал натюрморты, жанровые картины, пейзажи. А тогда могло казаться, что всё упорядочилось. Получив академическое пенсионерство (1912), вместе с ним путешествовал по Италии (1913–1914).