Все элементы картины существуют в особой вселенной Тициана, ведь в данной работе уже прослеживается оформившийся стиль художника. В 1548 г., вызванный императором, Тициан едет в Аугсбург, где проходил тогда имперский сейм выполненные им конный портрет Карл V в битве под Мюльбергом и парадный портрет Филиппа II (Прадо, Мадрид) принесли ему статус первого художника габсбургского двора. После смерти Джованни Беллини в 1517 году Тициану присвоен титул первого художника Венецианской республики. В 1507 году Тициан покинул дом братьев Беллини и поступил в мастерскую крупнейшего итальянского художника Джорджоне.
Крепкая дружба связывала Тициана и другого известного художника — Джорджоне. Легенда повествует о том, что когда однажды художник уронил кисть, Карл V поднял её и сказал: «Услужить Тициану почётно даже императору». Поздние религиозные полотна Тициана выражают сокровенные мысли художника о трагических жизненных коллизиях человека. С тех пор, достигнув абсолютной славы, звания первого художника Венеции, сказочного богатства, Тициан нес в себе комплекс Джорджоне. К 1516 году Тициан уже упрочил свои позиции как ведущего венецианского художника.
В 1529 году Тициан отправляется в Болонью, где пишет первый портрет императора Карла V. С этого времени художник будет время от времени писать портреты императора, углубляя его характеристику. Заболел и Тициан, 27 августа 1575-го художника обнаружили мертвым около мольберта. Тициан – художник, который посвятил свою жизнь созданию картин на тему Священного Писания. После смерти Джорджоне и отъезда Себастьяно дель Пьомбо в Рим, в Венеции не осталось художников, способных соревноваться с Тицианом.
Вы читаете статью Художник Тициан. В 1530 году Тициан получает расположение императора Карла V. Художник работал не только над портретами Карла V, но и других знатных вельмож, которые щедро одаривали его золотом за работу. В 1530 году Тициан был представлен императору Священной Римской империи Карлу V. Во время следующего визита император ужу пожаловал художнику титулы рыцаря Золотой шпоры и графа Палатинского.
Тициан Вечеллио – итальянский художник, крупнейший представитель эпохи Возрождения, магистр венецианской школы живописи. На этой странице размещена биогафическая информация, картины и другие интересные факты из творчества такого великого художника как Тициан. Однако она иногда пошатывалась сребролюбием Тициана — бывают такие художники.
На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу. Она смотрится в зеркало, которое держат ее постоянные спутники – амуры. На картине сидит полуобнаженная прекрасная богиня. «Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна.
Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году. Она изображает двух женщин, одна из которых богато одета, в то время как другая обнажена. Тициан прожил долгую жизнь, до последнего вздоха не прерывая работы.
Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини. к творчеству мастера. Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его. В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники.
Затем Микеланджело. Связанный с культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др. ), Тициан воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения. В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески.
Две прекрасные картины «Даная» (1544-1545) и «Венера, завязывающая глаза Амуру» (1565) выполнены на мифологические сюжеты. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). В те дни Тициан писал для кардинала Александра Фарнезе свою Данаю. Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви.
Композиция, как правило, диагональная и пронизана стремительным движением. С тех пор его творчество стало носить разносторонний характер, охватывая все области культуры.
Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии). В мире есть два понятия, которые абсолютно необходимы человеку: Порядок и Класс. Это отразится в его автопортретах. Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом. В мастерской у Беллини он познакомился с Джорджоне, которым долгое время восхищался и стремился подражать его легкой манере.
С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики. Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies». Почти семиметровая по высоте композиция «Ассунты» по монументальности и силе воздействия явилась абсолютно новым явлением для венецианского искусства XVI века. Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. А выйдя из мастерской, сказал Вазари: Все, что он пишет, совершается здесь, на земле.
На портрете изображен итальянский живописей и архитектор Джулио Романо (или Джулио Пиппи) – ученик Рафаэля и один из ярчайших представителей маньеризма. Над темным морем он несет её на Крит. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 30-е гг. ) связан с общественным подъёмом в Венеции, ставшей одним из оплотов гуманизма и республиканских городских свобод в мире нарастающей феодальной реакции. В 1538 году закончена картина Венера. Перед Марией на черепе – символе тленности всего земного – лежит раскрытая Библия.
На картине Романо изображен как архитектор, он держит в руках план обустройства церкви. После смерти сына Джулиано Романо портрет был выкуплен семейством Гонзага (в 1562 году), а сейчас хранится в Мантуе в музее, расположенном в Палаццо де Те (Museo Civico di Palazzo Te), построенном по его проекту и им же расписанном. Тициан прожил долгую жизнь. В период 1517-1520 он проектировал много гравюр на дереве, включая огромную и впечатляющую Пересечения Красного моря и сотрудничал с Доменико Кампаньолой и другими, которые произвели дальнейшие печати, основанные на его картинах и рисунках. Если же говорить о самой картине, то и композиция довольно типична для стиля того времени – Мадонна изображена на фоне пасторального пейзажа, который, по мнению некоторых исследователей, напоминает родину самого художника – итальянскую область Кадоре (Тициан переехал в Венецию в возрасте 10-12 лет). Конный портрет Карла V (Прадо) – парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца. Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность.
Теперь она выставлена в Вашингтоне. Для Венеции фигура Тициана исключительно важна: до этого периода достижения живописцев были незначительны. Произведения раннего Тициана впечатляют красочным великолепием, реалистической силой, которая, в то же время, содержат идеально-возвышенные представления о жизни. Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана. Так, в одиночестве и прожил полвека: в тревогах за любимых (и конечно, неблагодарных) детей и под тяжестью огромной всепоглощающей работы имя которой – живопись. И вспомним, что он прежде всего художник.
В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями». Эта работа новатора. Крупнейший представитель венецианской школы.
Над картиной Тициан работал с 1559 года и закончил ее к 1564-му. И к тому же один из самых больших его портретов. Эту картину Тициан напишет сразу же после трагической смерти Джорджоне. Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства. Сидят они по обе стороны каменного гроба, с Амуром, окунающем руку в воду, по центру. В поздний период своего творчества Тициан достиг вершин как в своем живописном мастерстве, так и в эмоционально-психологическом толковании религиозных и мифологических тем. Там он пишет портреты самого императора, а также представителей немецкой аристократии. Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях».
– 1576) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние. Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свидетельствует о творческой зрелости мастера. В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне.
В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. За долгую жизнь в искусстве коренным образом менялась художественная манера мастера. Кто изображен на картине – загадка. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция).
Например, мало кому известно, что он выполнил серию гравюр в сложной технике ксилографии, когда художник вырезает своё произведение прямо по деревянной доске. Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини. Глубок по проникновению в психологию человека и «Портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди», написанный в 1540-е годы. Его облик отличает, необычная для портретных образов ренессанса, трепетная духовность. Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты.
В картины на религиозные и мифологические темы он вводил обширные архитектурные фоны, наполняя их бытовыми деталями (Введение во храм, 1534-38, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици). Идеал земной, телесной красоты и любовь мастера к игре с различными фактурами получили воплощение в картине Любовь земная и небесная (Рим, галерея Боргезе). Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн. Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля.
Петра. Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. Однако на всю жизнь сохранил интерес к цвету Тициан. На момент написания этой работы художнику было около 18 лет (согласно разным источникам он родился в 1488 или в 1490-м году).
Он чувствует себя независимым. ТИЦИАН (Tizianо Vecellio) (1476/77 или ок. Конец 30-х – 40-е гг.
Добавлю, что при всей своей реалистичности Тициан был редчайшим колористом. Силуэт Ариадны выделяется на фоне моря и неба. Картина уникальна и тем, что не была сделана на заказ и, следовательно, её художественное решение отражало духовные переживания Тициана, а не личные вкусы заказчиков.
Но даже не все гении обладали сразу двумя этими достоинствами. Цвет шерсти собаки находится в тонкой гармонии с нарядом Карла V. Тициан, чтобы подчеркнуть его властную личность более убедительно, выбрал точку зрения снизу, сосредоточив внимание на росте императора.
В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль. – время расцвета портретного искусства Тициана. На неоконченном Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники.
С Флорой Венеру разделяют полвека и, безусловно, меняется манера письма мастера. Франциска. Мозаикой там с ним занимался Джентиле Беллини, а живописью — его старший брат, великий итальянский художник Джакомо Беллини.
В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея). До известной степени, картину художника можно рассматривать как исторический документ, отражающий жизнь папского двора. Только кисть, которую мужчина держит в правой руке, указывает на его занятие. Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства).
Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» – одна из жемчужин эрмитажной коллекции. Нежности, молодости и красоте Данаи противопоставляется уродливая старость и корысть. Сначала явился Леонардо. По месту рождения (Пьеве-ди-Кадоре в провинции Беллуно) его иногда называют да Кадоре известен также как Тициан Божественный. После нее молодой художник получает большой заказ на росписи одного из падуанских монастырей. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана.
Кроме того, став официальным художником Венецианской республики, Тициан выполнял государственные заказы, портретируя правителей – дожей и рисуя картины на исторические сюжеты («Битва при Кадоре», которую современники сравнивали с батальными полотнами Леонардо и Рафаэля и др. ). Император Священной Римской Империи на портрете поразительно естественен. Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту.
Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). С 1519 по 1526 год расписывает ряд алтарей, в том числе алтарь семейства Пезаро. Вместе с тем им стал свойственен некоторый пафос исполнения.
И она отвечает ему любовью. Прекрасный земной мир с его ландшафтами и дворцами органично соединяется с образом Церкви, символом которой является Мария. «Кающаяся Магдалина», 1565 г. моделью для последнего шедевра послужила художнику его дочь). Но он был и великий ремесленник, поднявший слово ремесло на недосягаемую высоту.
Две любви: небесную и земную. Антонио Порчия – дворянин из Порденоне (город в одноименной итальянской провинции). Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело». Колорит – контрастный. Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома. В этом городе художник проводит почти два года.
Точная дата его рождения неизвестна. Зритель сразу обращает внимание на его высокий лоб, орлиный с горбинкой острый нос, глубоко посаженные глаза и длинную бороду. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, ухаживая за больным сыном. Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов. За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1515-16, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден).
А Тициан – дает. Выразителем стиля ранних работ молодого и смелого живописца, который писал без оглядки на произведения гениев Возрождения, являются картины Тициана: «Вознесение Богоматери», «Мужчина с перчаткой» и особенно «Мадонна Пезаро». К сожалению, эта роспись погибла в пожаре 1867 года. Из известных работ Тициана «Даная» (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян». Их свободные мазки изысканность тона не имеют прецедентов в истории живописи. Себастьян» и «Даная» выставлены в Эрмитаже. Но, мудрый стратег, Тициан понимал, что его время еще не наступило.
Старуха, которая присматривает за девушкой, пытается защитить ее своим фартуком и набрать в него золото. Представленный папе Павлу III, он тут же принимается за его портрет, а затем пишет и все его окружение. Все его святые просто земные люди.
Многие художники изображали момент проникновения Зевса в темницу. Созданные им образы обладают мощными силами. Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто.
Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения. Жизне- утверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали главной темой многих произведений Тициана на мифологические сюжеты, отличающихся богатством колористических и композиционных решений (Даная, около 1554, Прадо, ГЭ Венера и Адонис, 1554, Прадо Венера перед зеркалом, 50-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). Поздние религиозные полотна Тициана выражают сокровенные мысли художника о трагических жизненных коллизиях человека. Это полотно также называется «Венера перед зеркалом». Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году.
Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре. У них родился сын Персей. Младенец игриво поворачивается в руках Марии и смотрит на св. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. И написать чуть не столько же, сколько все великие итальянцы его времени, вместе взятые. Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом.
Тициан родился в семье Грегорио Вечелли, государственного и военного деятеля. Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров. Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта».
К 1515 влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло. В 1525 году Тициан женился. Даная была дочерью Акрисия, царя Аргосского и Евридики. Прозрачные лессировки не скрывают подмалёвка, а местами обнажают зернистую фактуру холста. Человек, одаренный высочайшей Божьей милостью творить красоту. Да, он был творец.
Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. Франциск Ассизский, который указывает на благочестивую семью заказчика Якопо Пезаро, которая стоит перед Мадонной с младенцем на коленях. Необычайно выразителен пристальный и одновременно рассеянный взгляд больших серо-голубых глаз. Все это объясняет ту атмосферу торжественного триумфа, которой проникнут колоссальный алтарный образ.
В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Одна из самых ранних работ художника, среди известных на данный момент.
Себастьян – оба в ГЭ Оплакивание Христа, 1573-76, Галерея Академии, Венеция). В 1518 году Тициан пишет картину Вознесение Богоматери (Assunta), в 1515 году — Саломею с головой Иоанна Крестителя. Зато известно, что мальчик Тициано Вечеллио был родом из небольшой горной деревеньки, откуда он приехал в Венецию обучаться живописи вместе с братом. В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно. Век, значение которого в искусстве равно тысячелетию.
Фон картины динамичен: на фоне темных красок вспыхивают и вихри световых вспышек. Картину Тициана Венера Урбинская (1538, Уффици) можно сопоставить с Венерой Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате.
Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Драматическое начало, усилившееся в ряде его поздних произведений, явилось откликом на острые конфликты современной действительности. Другой бы на его месте бросил все ибо (как принято было считать) только в Риме можно было стать великим. В этот период художник создал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-18, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, а колорит основан на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен (Празднество Венеры, 1518, Прадо Вакх и Ариадна, 1523, Национальная галерея, Лондон Положение во гроб, 20-е гг., Лувр).
– Л. Л. ) изображенную с абсолютно античной свободой, Микеланджело очень ее расхвалил. Эта работа стала для Тициана своеобразным экзаменом. Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника.
Их роднят интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит. «Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников. Сюжет этой жизни исполненной фантастических трудов, до трагичности прост. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения.
Метод наложения плотных слоев краски резкими, прерывистыми мазками, смешение которых обретает определенные формы только при взгляде с достаточного расстояния, обусловил интерес многих художников 19–20 вв. Из темного фона вперед выдвинута мощная фигура императора. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность и достоинство, лицемерие, лживость и подозрительность и т. д. Наряду с одиночными (Ипполито Медичи, 1532-33, так называемая Ла Белла, около 1536, Пьетро Аретино, 1545, – все в Галерее Палатина, Флоренция Карл V, 1548, Старая пинакотека, Мюнхен), он создавал и групповые портреты, беспощадно вскрывая скрытую сущность взаимоотношений изображённых персонажей (Папа Павел III с Алессандро и Оттавиано Фарнезе, 1545-46, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Он умер с кистью в руках почти 90-летним старцем, не успев завершить работу над большой композицией «Оплакивание Христа».
Учился вместе с Лоренцо Лотто, Джорджо да Кастельфранко (Джорджоне) и рядом других художников, ставших впоследствии знаменитыми. Он завершил пейзаж в картине Джорджоне Венера (Дрезден, Картинная галерея), а другие произведения, в том числе Сельский концерт (Лувр), могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне. Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево». В. Суриков считал, что это лучшее произведение Тициана.
Картина Флора (Флоренция, галерея Уффици), в которой изображена златовласая, пышущая здоровьем красавица, является панегириком женственности. Ведь именно в эти годы рождались, творили и умирали величайшие художники. Облаченный в воинские доспехи император верхом на вороном коне неторопливо выезжает на большую поляну — это начало дня кровопролитной битвы под Мюльбергом, где имперские войска одержали победу над князьями-лютеранами. Конфликт их характеров является ее смысловым центром.
Первым его учителем был Джентиле, позднее известный художник Джованни Беллини. Наталья, Вы абсолютно правы — на таких выставках нельзя фотографировать.
Беспокойная, напряженная палитра в сочетании с мерцанием света и тени создает драматическое настроение. Художнику пришлось дипломатично подойти к работе над портретом. В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию. И королей и святых.
Потом Тициан. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). Пройдет еще четверть века и он въедет в Рим как триумфатор. С нею после смерти живописца расстался его сын и она попала в коллекцию Эрмитажа.
Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545–1546 дает о себе знать в картине Даная (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте). 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). Все главные храмы города открывают художнику свои двери. Так получилось, что свою последнюю картину, «Пиета», Тициан написал для собственного надгробия.
Это часть алтарного образа (Тициан кроме Благовещения работал также над еще одним образом в этой же церкви – Преображением Господним), заказанного тем же венецианцем Пьетро Корнови для часовни церкви Сан-Сальвадор в Венеции, где работа находится до сих пор. Вот таким образом художник вместе со своим сыном Горацио покидает Италию и по приглашению императора Карла V приезжает в Аугсбург.
К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе). В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко. Отныне все дожи времени Тициана (все восемь. ), в порядке их избрания, будут удостоены его кисти – последний такой портрет художник напишет в 90 лет. Вазари описывал этот стиль позднего Тициана, как сделанный из пятен краски. Картины Тициана с названиями «Потрет молодой женщины в шляпе с пером», «Кающаяся Мария Магдалина», «Несение креста», «Св.
Мюнхенская версия картины Коронование терновым венцом (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету. Все они образуют единую праздничную толпу, упивающуюся радостями жизни. Воплощением этого позднего стиля является картина Похищение Европы (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж.
Ранние произведения Тициана, относящиеся к началу 1510-х гг. Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. Отсюда крайняя степень «очеловечивания» персонажей из Писания («Оплакивание Христа», 1573—1576 гг.
Это властный уверенный в себе человек, который осознает, как его воспринимают окружающие (с преклонением перед его талантом). Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы. И когда арестовали двух его друзей (Марка и Маркеллина) Себастьян стал на их защиту, чем навлек гнев императора. Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг. ), который занимался гонениями христиан. После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне.
Ариадна в испуге отворачивается от бога вина. Для них типично общее для «возрожденцев» любование красотой человеческого тела и воспевание чувственности. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/1477 или 1480-е гг. Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия.
Художник одет в простую и дорогую одежду. Рядом с ней находится в рубище св. Одна из наиболее гармоничных работ выставлена у нас в Эрмитаже. В конном портрете, находящемся в мадридском музее Прадо, где Карл V изображен в утро битвы при Мюльберге, целеустремленное движение всадника, закованного в латы, обнаруживает его решимость, волю и отвагу. В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет.
К 27 годам его уже считали лучшим живописцем Венеции. Так, в картине «Се человек» на известный евангельский сюжет художник переносит действие в современную ему обстановку. Работая в обстановке усиливающегося политического кризиса в Италии, Тициан противостоял нарастающей волне клерикализма, отстаивая гуманистические идеалы Возрождения. Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. Бурное отчаяние Магдалины оттеняет самоуглубленную, тихую скорбь Марии, держащей на коленях мертвого сына и печальное смирение Никодима, бережно поддерживающего мертвую руку Спасителя. Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии.
Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело. Тициан поистине мыслил краской. Точная дата его рождения неизвестна. На грунт первым всегда наносился подмалевок, по которому художник мог накладывать слой лессировок. В самых ранних произведениях Тициан явно придерживается стиля Беллини, который у него выдержан с особенной силой и от которого он абсолютно освобождается в своих зрелых произведениях.
Иногда краски наносились на холст не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио. Одна из его работ так и названа: «Красавица» (1536 год). Колонны по сторонам картины притягивают взгляд к небесам, где резвятся ангелы в облаках и держат крест.
Тициан на картине Венера отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения. Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками. Портреты Тициана поражают способностью проникновения в сложный внутренний мир человека. В торжественном, парадном «Портрете папы Павла III с внучатыми племянниками», относящемся к 1545 — 1546 годам, художник изобразил три ярких и, в то же время, различных характера: властного и деятельного папу, равнодушного Александре Фарнезе, угодливого и коварного Оттавио. Но, вызванный в 1519-м (за год до смерти Рафаэля. Так называли современники Тициана. Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки. В Портрете Франциска I (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт. По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли.
Впереди у него – еще 70 лет жизни, которую он (судя по биографии) проживет в спокойном обладании. Есть еще версии: одна находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, вторая – в Прадо в Мадриде. Полотно решено в золотисто-каштановых тонах. В течение многолетней и чрезвычайно деятельной жизни при многосторонности таланта Тициан создал множество разнообразных произведений, особенно в последние 40 лет, когда ему помогали многочисленные ученики. Это произведение вызывает в памяти городские виды и изображения венецианских праздников у Карпаччо и Джентиле Беллини и предвещает сцены пиров Веронезе. Ассунта Тициана полна героического пафоса. Тициан выполнил множество рисунков, отличающихся смелой живописной манерой.
По мнению исследователей, это Джованни Рам (Giovanni (Juan) Ram), непосредственный заказчик картины. На неапольской версии картины рядом с Данаей – амур, в отличие от других картин. Реализм проявляется у Тициана и в картинах из Священной истории. Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем.
Также до сих пор исследователи гадают, кто предстает перед зрителями – непорочная дева или же искусная куртизанка. Много и охотно художник писал женские портреты. В этом прекрасном образе как бы предвосхищается та неуловимая тонкость душевных движений, которую излучают лица в некоторых портретах Тициана. Чтобы усилить этот эффект, художник ограничил все окружающее пространство.
Тогда же наряду с традиционным поколенным портретом Тициан создает новый жанр: портрет-картину, где персонажи изображенные в полный рост, вовлечены в определенное сюжетное действие. В это же время он пишет «Портрет Изабеллы дЭсте», дочери герцога Феррары, очень амбициозной и высокопоставленной особы. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). Эта и некоторые другие «евангельские» картины сближаются по основным идеям с «античными» полотнами Тициана («Даная», около 1554 г. и др. ). Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте).
Положение во гроб (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты. В картине «Венера Урбинская», написанной в 1536 году, античная богиня представлена Тицианом в образе земной женщины. Ее облик почти портретен. Как бы предчувствуя свою раннюю смерть, Джорджоне написал свой главный шедевр на 50 (. ) лет раньше столь же знаменитой Венеры трижды пережившего его друга и соперника. Чем был Рафаэль для Рима, Микеланджело для Флоренции, Леонардо да Винчи для Милана, тем был Тициан для Венеции. В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало. Зевс был пленен красотой Данаи и проник к ней в виде золотого дождя.
Биограф художника Лодовико Дольче писал: «В колорите он не имеет себе равных так как идет в ногу с самой природой. Каждая из его фигур одушевлена, движется и может быть ощутима В картинах художника, свет соперничает и играет с тенями, меняется и затухает подобно тому, как это происходит в самой природе». Так в творчестве Тициана новаторским жанром явился парадный портрет, как индивидуальный так и групповой. Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета.
Один из критиков назвал «Ассунту» прекрасным языческим праздником. 1487–1576), венецианский художник эпохи Возрождения. А это всегда драма.
Он прожил ровно век. Необычно исполнение картины. Из сочетания гибких многообразных мазков рождаются образы исполненные трепетной жизненности и драматизма. Художник изобразил юную невесту герцога Гвидобальдо, расположившуюся на ложе в ожидании главного события своей жизни – замужества. Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици). От Джорджоне Тициан воспринял тонкое чувство колорита, проникся поэтической атмосферой его произведений и после смерти Джорджоне в 1510 завершил работы учителя.
Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов.
В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа. Кстати, в ГМИИ есть и известная работа самого Джулиано Романо – Форнарина или Дама за туалетом как еще называют эту работу (зал 7 Искусство Италии VIII-XVIII веков). В ней он порвал с многовековой традицией помещения фигуры Мадонны в центр. Через несколько лет поступил учеником в мастерскую Джованни Беллини.
Свою последнюю картину, Оплакивание Христа, Тициан написал для собственного надгробия. К концу 1550-х годов в произведениях художника появляются новые черты, образующие в своей совокупности тот феномен, который получил название «позднего стиля Тициана». Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти). Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Картина Введение Марии во храм (1534–1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений. Еще одна ранняя работа художника на библейский сюжет.
Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов. Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови. Предполагают, что это могла быть Виоланте, дочь художника Якопо Пальмы Старшего, но никаких документальных свидетельств, которые могли бы подтвердить или опровергнуть сей факт, нет.
Полотно построено в богатой черно-коричневой гамме с небольшими вкрапления белого вокруг лица. И, улыбнувшись, добавил: Мы с Рафаэлем обещаем.
Трудно назвать художника, который бы смелее орудовал цветом. И оказался прав. Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT». Художник родился в Риме (отсюда и прозвище Романо, ставшее известнее фамилии Пиппи) и перебрался в Мантую по приглашению герцога Франческо Гонзаго.
Тициан написал целую серию картин (по разным данным 5-6 версий). Художник предлагает – на выбор – два способа жить: упоенно грезить или спокойно обладать. Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. «Даная» – картина Тициана, была неоднократно написана художником.
Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен. Картина Тициана была так дорога сердцу художника, что он не продавал его. В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной. Для него характерны работа более жидкими красками и звучные, как бы тлеющие изнутри цвета, подчиняющиеся игре света. А ведь ему было уже за сорок.
Первым, однако, Венеция признала автора Спящей Венеры. Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти. Его светлая одежда с пышными рукавами расшита золотом. Тициан написал целую серию работ на эту тему. Учеба у Беллини помогла ему стать искусным мастером, овладеть многими приемами живописи маслом.
Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. До последних дней он не прекращал работать. Катина принадлежит собранию Галереи Уффици, Флоренция.
После этого Даная родила сына Персея. Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). В «Венере перед зеркалом» 1555 года Тициан с высокой степенью реалистичности сумел передать чувственную красоту обнаженного тела, представленного художникомбожественным и достойным преклонения. Кажется, что живописьмастера была способна материализовать все формы и краски природы, всю бесконечную изменчивость материи. Все работы несколько отличаются друг от друга сюжетно, главные героини каждой из картин лежат в одинаковой позе (кстати, повторяющей позу Леды с утраченной картины Микельанджело). К этому периоду относится и ряд портретов, спокойных и строгих по композиции, сдержанных и богатых оттенками, тонко психологичных (Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон Юноша с перчаткой, около 1520, Лувр).
Сейчас картина принадлежит коллекции римской Галереи Боргезе. В основе колорита поздних произведениях Тициана лежит тончайший красочный хроматизм. Относится к собранию Галереи Палатино Палаццо Питти, Флоренция. Картина изображает встречу Вакха и по воле богов оставленной Тесем Ариадны.
Умер в Венеции 27 августа 1576 года. Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества. Одной из известнейших картин художника является прекрасная «Венера Урбинская», которую он пишет для герцога Урбинского. К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др.
Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии. Ясно одно: эта золотоволосая юная девушка послужила художнику прототипом и других картин – Женщина перед зеркалом (Лувр) и Саломея (галерея Дориа Памфили), а также вдохновила художников следующих поколений – в частности, Рембрандта и Веласкеса. Другие картины Тициана на эту тему находятся в европейских музеях. Оставшись в Венеции, Тициан еще раз доказал ей свою преданность. Одному из Амуров Венера завязывает глаза, а нимфы подают ему лук со стрелами.
На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи. (Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена), близки искусству Джорджоне (его незаконченные картины дописаны Тицианом). Естественно, подобная вольность не могла остаться безнаказанной. В знаменитой алтарной композиции «Ассунта» (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны. Кающаяся грешница предстает перед нами в образе красивой длинноволосой девушки.
Лик Зевса на фоне льющегося золотистого дождя еле-еле просматривается. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе.