Имя художника Сергея Ивановича Васильковского современному харьковчанину сегодня почти незнакомо. Памятная доска художнику Сергею Васильковскому открыта в августе 2004 года по ул. В Украине, где так любят пышно отмечать юбилеи по разным поводам, незамеченным прошло 100-летие со дня смерти выдающегося художника Сергея Васильковского. «его смело можно назвать, как и Шевченко, певцом Украины – то, что сделал Т. Г. Шевченко в области литературы, Сергей Иванович сделал в области искусства», – так писал о Васильковском журналист «Южного края» в статье, посвященной памяти художника.
Приходилось голодать, ютиться в каморке под самой крышей Академии (эта комнатка называлась «казенка»). Васильковский представил на него картину «На Донце». Оформил здание Полтаского губернского земства, выведя на его стенах, кроме орнаментальных украинских мотивов, три исторически-бытовых картины: «Выборы полковником Мартына Пушкаря», «Казак Голота», «Чумацкий Ромодановский путь» (1901 — 1908 гг., погибли во время Второй мировой войны). Васильковский очень увлекался украинской стариной и этнографией, много времени уделяя изучению истории Украины. Под руководством Безперчиго он вместе с Петром Левченко (в будущем известного художника) трудился над росписью иконостаса церкви в Каменной Яруге. В 1876 году Сергей рискнул отправиться в Петербург в надежде осуществить мечту и поступить в Академию художеств. За пейзажные этюды, в которых он передавал живописность украинской природы, Васильковский получил 5 серебряных и одну малую золотую медаль, а за картину «На Донце» (1885, не сохранилась)160— большую золотую и право на зарубежную поездку для профессионального усовершенствования.
За пейзажные этюды, в которых он передавал живописность украинской природы, Васильковский получил 5 серебряных и одну малую золотую медаль, а за картину «На Донце» (1885, не сохранилась)— большую золотую и право на зарубежную поездку для профессионального усовершенствования. После возвращения на родину любимым мотивом его холстов становится малороссийская степь (видимо, столь сильными были детские впечатления художника, который родился в Харькове). Мать, Прасковья Васильковская, привила сыну любовь к песне и музыке — естественно, к украинской народной. Так были созданы такие шедевры как «Утро.
Столь успешное начало творческой карьеры удел немногих. Родился на Харьковщине. Учился в Академии художеств (1876-1885) у М. К. Васильковский Сергей Иванович родился 7 октября 1854 года в г. Изюм, Харьковской губернии. Приходилось голодать, ютиться в каморке под самой крышей Академии (эта комнатка называлась «казенка»).
Отныне главной темой его творчества становятся украинские пейзажи. Клодта. У плетня, 1894 и многие другие). Там Васильковскому повезло с преподавателем. Не последнюю роль в выборе тем для картин сыграли рассказы деда художника.
Ему пророчили консерваторию, театральную карьеру, столичную академию художеств. Занимался этнографией. В 1861 году семья Васильковских переехала в Харьков, где поселилась на Москалевке. Причем все эти качества присущи не только его большим картинам (Степная речка, 1890-е Вечерняя тишина, 1901), но и многочисленным почти миниатюрным работам, написанным на дощечках или картоне и отличающимся филигранной, многослойной, деликатной живописью. Академию Художеств он закончил с большой золотой медалью. Его пейзажи Охота на куропаток в Нормандии, Типичная бретонская усадьба, Вид в Пиренеях, После дождя (Испания), Окрестности Сан-Себастьяно, Сбор яблок для сидра, Зимний вечер в Пиренеях (все — 1888—1889) получают широкую известность.
Среди созданных им в этот период пейзажей «Весна на Украине», «Летом», «Каменная балка», «На околице». Создал ряд лирических пейзажей Украины. Сейчас в этом здании Полтавский краеведческий музей. Васильковский некоторое время работает канцелярским служащим при Харьковском казначействе. Его произведения пользуются огромной популярностью.
Этот портрет не подписан. Много путешествовал по Украине, несколько раз ездил в Крым и на Кавказ. В натурном классе сокурсниками Васильковского были Врубель и Серов. Годы командировки оказались для художника плодотворными. В 1883 г. был награжден двумя большими серебряными медалями, в 1884 г. – малой золотой, а в 1885 г. – большой золотой медалью и правом на пенсионерскую поездку за границу.
160Бойко, знакомого Васильковского). В 1886-1888 гг.
В 1886-1888 гг. Одну из картин («Отара в степи»), которая получила Малую золотую медаль, Васильковский еще и удачно продал «сахарному королю» Харитоненко, серьезно поправив свое финансовое положение. Так или иначе, обиженный художник порвал с Академией. Писал жанровые картины на темы русской и украинской истории. Здесь же обитали другие земляки Васильковского – Мартынович, Левченко, Самокиш, Сластьон. Русский, украинский художник-пейзажист. Учился художник у таких мастеров, как Клодт и академик живописи Орловский.
Совместно с Н. Самокишем издал альбом «Из украинской старины» (1900 г. ), «Мотивы украинского орнамента» (1912). Широкие украинские степи навсегда покорили Васильковского. Впоследствии он не связывал себя ни с одним творческим объединением. Пребывание за границей усилило желание направить свой талант на развитие пейзажного жанра.
Осознавая общественную роль искусства, участвовал в различных акциях – инициировал и возглавил отделка дома Полтавского земства (1901-1906, с участием Николая Самокиша, М. Ткаченко, М. Беркоса, М. Уварова) вместе с Самокишем издал альбом Из украинской старины (1900, русский язык, переиздан изданием Искусство в 1991 г. на украинском языке) и Мотивы украинского орнамента (1912) был среди организаторов художественного училища в Харькове (1912). Направленный вглубь, к горизонту, движение облаков, плавные, спокойные ритмы пространственных планов передают бесконечность свето-воздушной среды, эпичность пейзажа. Его дед был чумаком из казацкого рода, а отец — писарем. Вскоре в «копилке» Васильковского добавилось еще две малые и две большие серебряные медали. Оба хранятся в Национальном музее Тараса Шевченко в Киеве.
Многие стихи Александрова стали народными песнями. XVIII веков. Маленький Сергей имел доступ к богатой библиотеке своего родственника.
Достойно пройдя курс обучения в Академии художеств, где он регулярно получал за учебные этюды, рисунки, картины серебряные и золотые медали, С. Васильковский после большой золотой медали (1885) за пейзажные работы Весна, Рассвет, Степь весной в Малоросссии отбывает на четыре года в пенсионерскую поездку в Европу. Близким родственником Васильковского был В. Александров — достаточно известный украинский драматург, переводчик, автор оперетты «Не ходи, Грицю, на вечорниц». Успешное обучение дополнялось впечатлениями от выставок передвижников и поездок на родину. За свою жизнь он написал около трех тысяч картин. Васильковский был членом жюри конкурса на проект памятника Шевченко 1911. На картинах Васильковского мы видим украинские луга, реки, степь, левады, небо и солнце. Типичный сюжет Васильковского – вооруженный казак-всадник в степи или группа казаков на страже, в конном походе или на отдыхе Казачий пикет, 1888, Харьковский художественный музей, Сторожа Запорожских Вольностей (Казаки в степи), около 1890, Национальный музей изобразительного искусства, На страже, около 1890, Одесский художественный музей, Казак в степи.
И в этом же году проходит в Харькове уже вторая персональная выставка живописца. Художник Васильковский оставил после себя достойный приобретение для украинского искусства – почти 3000 работ, в последние дни жизни полторы тысячи из них передал Харьковскому художественному музею (большинство погибло в годы Второй мировой войны) сейчас в музеях и частных коллекциях насчитывается около 500 его произведений.
Сергей Васильковский родился 17 октября 1854 года в городе Изюме (сейчас районный центр в Харьковской области). В 1912 году вышел столь же уникальный альбом «Мотивы украинского орнамента». В крепких фигурах – уверенность и достоинство. Трудился Васильковский до конца жизни. Шишкин называл его «несравненным пейзажистом южной природы» и в молодых украинских коллегах Орловский стремился развивать любовь к национальной тематике. Создал свыше 3000 полотен — пейзажей, эпических произведений на историческую тематику, жанровых картин (половина погибла во время Второй мировой войны).
Он возглавлял Харьковское художественное товарищество, участвовал в организации общедоступного художественного училища и городского музея, которому передал в дар около полутора тысяч произведений искусства, в том числе 1348 своих работ, а также завещал все свои сбережения (130 тысяч рублей). Умер Сергей Иванович 8 октября 1917 года. Учился в Рисовальной школе Д. Бесперчего и М. Раневской-Ивановой в Харькове. Сергей Васильковский за время заграничной командировки создал такие полотна, как «В Пиренеях», «Вид на Безансон», «Утро в Безансоне», «Зима в Испании», «Булонский лес зимой». В эту творческую командировку Васильковский отправился в марте 1886 года. Шишкин называл его «несравненным пейзажистом южной природы» и в молодых украинских коллегах Орловский стремился развивать любовь к национальной тематике.
Ответ на это вопрос дали сами члены жюри, отбиравшие картины для экспозиции в Салоне, назвав работы русского живописца «замечательными». В станковой пейзажную канву до конца жизни продолжал вплетать казацкую тематику: около 1905 создана картина Казак в степи, в которой настороженность всадника сливается с тревожным настроением вечернего степи и беспокойного неба 1911 г. – Казак Мамай, где в образе народного героя проступали портретные черты самого художника, около 1915 г. – Дума о трех братьях (Харьковский художественный музей), написанная, как панно Казак Голь, на тему известной исторической думы. В 1888 году появилась и одна из первых его исторических работ «Казачий пикет». Их статичность временная и в любой момент может измениться на движение.
но, видимо, создан художником 1907 (по надписи на обратной стороне, сделанной И. Бойко, потомком бывшего владельца портрета, С. И. Бойко, знакомого Васильковского). В 1885 году Сергей Иванович подает на академический конкурс свою картину «На Донце». Близким родственником Васильковского был В. Александров – достаточно известный украинский драматург, переводчик, автор оперетты «Не ходи, Грицю, на вечорниц». Этой задаче отвечают и исторические картины Васильковского. Последняя его картина «Поход казаков», написанная в год смерти, считается одним из лучших его произведений. В колорите царит мягкая насыщенная гамма зелено-голубого цвета, обогащенная оттенками и рефлексами градации тонов создают иллюзию пространственной глубины.
К сожалению, в годы Отечественной войны большинство картин были утрачены. Успешное обучение дополнялось впечатленияями от выставок передвижников и поездок на родину. Так или иначе, обиженный художник порвал с Академией. – М., 1899 или на образ поэта, созданный И. Репиным по той же фотографией. В 1879 г. за этюд с натуры он получил первую академическую награду — малую серебряную медаль.
В 1873 году из-за денежных трудностей обучение в училище прерывается. Сергея отдали в 1-ю городскую гимназию. Здесь же обитали другие земляки Васильковского — Мартынович, Левченко, Самокиш, Сластьон. Ему хочется написать как Теплеет, Холодает, Пахнет чебрецом. Малую серебряную медаль он получил за этюды с натуры в 1879 году. Еще одну такую же награду — в 1881 году.
Одну из картин («Отара в степи»), которая получила Малую золотую медаль, Васильковский еще и удачно продал «сахарному королю» Харитоненко, серьезно поправив свое финансовое положение. Васильковский— автор известного портрета Шевченко с автографом (1910—1911). Старожилы и сегодня показывают место на углу улицы Примакова и Краснодонского переулка (а тогда – Катериненской и Единоверческого), где когда-то находилась усадьба Васильковских. Именно его оживленные фигурами полотна (Запорожец на разведке, Гон начался, Сторожевая вышка у запорожцев, Два хутора в Малороссии, Пикет казачий) достойно входят в коллекции отечественных музеев изобразительного искусства.
Его пейзажи Охота на куропаток в Нормандии, Типичная бретонская усадьба, Вид в Пиренеях, После дождя (Испания), Окрестности Сан-Себастьяно, Сбор яблок для сидра, Зимний вечер в Пиренеях (все — 1888—1889) получают широкую известность. Васильковский является автором портрета поэта (1907), который писал, опираясь либо на один из наиболее тиражируемых в то время фотопортретов, сделанный М. Доссо в апреле 1858 или на портрет Шевченко, помещенный в издании: Шевченко Т. Г. Кобзарь: С портретом и автографом. В 1883 г., выполнив учебную программу, путешествует по Украине, создаёт ряд известных пейзажей «Весна на Украине», «Летом», «Каменная балка», «На околице», что позволило ему принять участие в конкурсе на золотую медаль и во всероссийской академической выставке. На картинах Васильковского мы видим украинские луга, реки, степь, левады, небо и солнце. Именно его оживленные фигурами полотна ("Запорожец на разведке", "Гон начался", "Сторожевая вышка у запорожцев", "Два хутора в Малороссии", "Пикет казачий") достойно входят в коллекции отечественных музеев изобразительного искусства.
В 1900 году организовал в Харькове первую персональную выставку (120 произведений). После возвращения на родину любимым мотивом его холстов становится малороссийская степь (видимо, столь сильными были детские впечатления художника, который родился в Харькове). Этой задаче отвечают и исторические картины Васильковского. За время учебы в академии (1876–1885) Васильковский получил четыре малые и две большие серебряные медали, первую премию, малую и большую золотые медали.
На выставках с 1885 г. Работал в Харькове. Готовит свои картины для выставки, посвященной открытию XII археологического съезда. Академию художеств он закончил с большой золотой медалью. Этот портрет не подписан, однако за надписью на обороте И. Бойко, вероятно потомка бывшего его владельца С. И. Бойко, знакомого Васильковского, созданный художником 1907.
Художник Сергей Иванович Васильковский (1854-1917). Украинский художник-пейзажист. Сергей родился в 1854 году в городе Изюм Харьковской губернии (ныне Харьковская область). Васильковскому принадлежит идея выхода в 1900 году роскошно иллюстрированного им в соавторстве с Самокишем альбома «Из украинской старины». Будущий художник родился 7 (19) октября 1854 года в небольшом украинском городке Изюм. – пенсионер за границей.
В 1883 году, выполнив учебную программу, путешествует по Украине, создаёт ряд известных пейзажей «Весна на Украине», «Летом», «Каменная балка», «На околице», что позволило ему принять участие в конкурсе на золотую медаль и во всероссийской академической выставке. Высокое небо в светлых облаках истинно, точного воспроизведено освещения. Конкурс проходил в 1885 году. Издано три открытки с репродукцией известного портрета Шевченко. Работая преимущественно на этюдах во время каникул на Харьковщине, Полтавщине, на Запорожье, он потом в мастерских по памяти воссоздавал свои впечатления на полотне.
Впоследствии он не связывал себя ни с одним творческим объединением. В творчестве развивал тему истории украинского казачества. Конечно, музейные собрания в России существовали и до того, но они были либо частными, либо принадлежали университетам, академиям и другим организациям и попасть в их залы, что называется, «с улицы» было практически невозможно.
В 1900 г. организовал в Харькове первую персональную выставку (120 произведений). Исполнил для Полтавского земства ряд больших исторических панно.
Там Васильковскому повезло с преподавателем. Были другие медали и дипломы. Васильковские поселились на Москалёвке. И в этом же году проходит в Харькове уже вторая персональная выставка живописца. Васильковский написал также портрет поэта (1907), опираясь на один из наиболее растиражированных фотопортретов, сделанный М. Доссом в апреле 1858 года, либо используя портрет Шевченко, размещённый в издании: Шевченко Т. Г. Кобзарь: С портретом и автографом. — К., 1899 или на образ поэта, созданный И. Репиным, по той же фотографии. Он пешком обошел Харьковскую, Полтавскую и Екатеринославскую губернии и до конца жизни значительную часть времени проводил в поездках или в деревне на Донце, где, поддерживая дружеские отношения с крестьянами, очень много и плодотворно работал (всего им было создано около трех тысяч произведений).
С 1876 обучался в Петербургской АХ у М. Клодта и В. Орловского. После возвращения на родину любимым мотивом его холстов становится малороссийская степь (видимо, столь сильными были детские впечатления художника, который родился в Харькове). Годы командировки оказались для художника плодотворными.
Преимущественно, произведения художника были обобщенный характер, в которых отсутствовала динамическое действие или распространенный в то время этнографически-бытовой сюжет, за исключением таких, как Схватка казаков с татарами (1892, местонахождение неизвестно) и Свидание (1894, Харьковский художественный музей). За пейзажные этюды, в которых художник передавал живописность украинской природы, он получил 5 серебряных и одну малую золотую медаль, а за картину На Донце (1885, не сохранилась) – большую золотую и право на зарубежную поездку для профессионального совершенствования. Он пешком обошел Харьковскую, Полтавскую и Екатеринославскую губернии и до конца жизни значительную часть времени проводил в поездках или в деревне на Донце, где, поддерживая дружеские отношения с крестьянами, очень много и плодотворно работал (всего им было создано около трех тысяч произведений). Клодта.
Изображал народные обряды и ярмарки изучал изобразительный фольклор. К сожалению, в годы Отечественной войны большинство картин были утрачены. Кроме того, эта награда дала ему право на звание классного художника первой степени и получение чина титулярного советника (9-й класс Табели о рангах), соответствовавшего чину армейского штабс-капитана. На следующий год Сергей Васильковский отправился путешествовать. Дело, на втором плане – темно-зеленые высокие тополя (тоже представлены общей массе).
Создал ряд портретов исторических деятелей Украины. Особенно опекал талантливого ученика Орловский, родившийся и получивший начальное художественное образование в Киеве. С удовольствием участвовал в культурной жизни Харькова.
В 1900 году в Харькове с успехом прошла его первая большая персональная выставка, на которой было представлено более 120 работ. Васильковский много времени уделял изучению украинской старины и истории казачества, результатом чего стал большой цикл «казачьих» картин и несколько серий рисунков. Казалось, что Петербургская академия должна была ему, в частности, за эти последние шедевры присудить звание академика.
Произведения художника находятся в ГТГ, ГРМ, во многих российских и украинских музеях. Брал уроки живописи у Д. Безперчего, учился в пейзажном классе Академии художеств у М. Клодта (1876-1885).
Умер Сергей Иванович 8 октября 1917 года. Васильковский Сергей Иванович (1854-1917)Пейзажи классного художника первой степени Сергея Ивановича Васильковского были хорошо известны в 1880—1890-х годах. Поэтичность мироощущения, большая эмоциональность и чрезвычайное колористичное богатство живописи зародились у Сергея Ивановича еще с детских лет – на Слободской Украине, на берегах Северского Донца, в небольшом городке Изюме, где все дышало историей, воспоминаниями о знаменитом казацком прошлом, где во всем еще сохранялось народное искусство и песенный фольклор. Так писать в то время могли немногие, не зря же друзья стали называть Васильковского «солнечным художником».
Началось тесное знакомство Бссперчего и Васильковского с анекдотического случая — Сергей нарисовал в учебнике карикатуру на учителя, а тот, вместо того чтобы наказать мальчика, решил способствовать продолжению его карьеры, стал заниматься с Сергеем, а потом отвел в частную художественную школу Раевской-Ивановой. Вершиной его раннего творчества была картина «На Донце», которая дала ему большую золотую медаль Академии, звание художника первой степени и академический пенсион за границей на четыре года. Однако в 1873 году из-за денежных трудностей обучение в училище прерывается. Детство Сергея Васильковского прошло в живописном городке Изюм.
Того же года экспонировал 33 работы на большой выставке украинского изобразительного искусства в Киеве (383 произведения, 47 участников). (В Украине луг с деревьями возле пруда или реки называют левадой – в таких местах остановились передохнуть или селились казаки, чумаки). К этому времени художественным центром западноевропейской живописи становится Париж. Васильковский — один из наиболее известных отечественных пейзажистов, яркий представитель лирико-эпического направления в украинской живописи. В студенческие годы он сильно нуждался, жил на чердаке в Академии, в так называемой «казёнке», вместе с П. Мартиновичем, А. Сластионом, Г. Ладыженским, М. Самокишем, Я. Ционглинским, которые также стали известными художниками. В студенческие годы он сильно нуждался, жил на чердаке в Академии, в так называемой «казёнке», вместе с П. Мартиновичем, А. Сластёном, Г. Ладыженским, М. Самокишем, Я. Ционглинским, которые также стали известными художниками. За пейзажные этюды, в которых он передавал живописность украинской природы, Васильковский получил 5 серебряных и одну малую золотую медаль, а за картину «На Донце» (1885, не сохранилась) — большую золотую и право на зарубежную поездку в Европу для профессионального усовершенствования.
Окружение, в котором рос Васильковский было благодатной средой для формирования творческой личности. В 1881 г. получил вторую малую серебряную медаль. У плетня, 1894 и многие другие). Готовит свои картины для выставки, посвященной открытию XII археологического съезда.
Именно его избирает С. Васильковский для проживания, откуда совершает поездки по Франции, Англии, Испании, Италии, Южной Африке и Германии (1886 – 1888). В Ветеринарном институте Сергей проучился всего один год. Участник выставок с 1885 г. Выдающийся пейзажист. Отец его был губернским секретарем, прекрасно чертил, писал, рисовал.
В натурном классе сокурсниками Васильковского были Врубель и Серов. Его полотна наполнил солнечный свет, на них заструился воздух, появилось марево. После возвращения на родину любимым мотивом его холстов становится малороссийская степь.
Васильковский представил на него картину «На Донце». В 1861 году семья перебралась в Харьков, где Сергей вскоре пошел учиться в гимназию. С 1888 года жил на Украине, в Харькове. Сергей Васильковский родился 17 октября 1854 года в городе Изюме (сейчас районный центр в Харьковской области). К этому времени художественным центром западноевропейской живописи становится Париж.
Но этого не произошло, Васильковскому было отказано в 1890 году. С 1888 жил на Украине, в Харькове. Довольно быстро работы Васильковского были отмечены наградами. Были другие медали и дипломы. Во Франции молодой художник без всякой надежды представляет жюри знаменитейшего парижского Салона три своих работы.
К этому времени художественным центром западноевропейской живописи становится Париж. Этот музей стал вторым в российской империи (первый – Радищевский художественно-промышленный музей – был открыт в Саратове) и первым в Украине. ездил во Францию, Германию, Англию, Испанию, Италию, Северную Африку. Сергей Иванович много путешествует по Украине в поисках древних церквей, рисует слобожанские пейзажи (Куряж, Журавлевка). Среди созданных им в этот период пейзажей «Весна на Украине», «Летом», «Каменная балка», «На околице».
В этом просветительская роль музея была уникальна. Автор исторических панно для Полтавского земства. Маленький Сергей имел доступ к богатой библиотеке своего родственника. Васильковский – автор известного портрета Шевченко с авторской подписью (1910-11), на котором поэт изображен в полный рост, сидя, на фоне удаленной широкой панорамы степи с низким горизонтом и высоким небом.
Малую серебряную медаль он получил за этюды с натуры в 1879 году. От него-то, вероятно, получил в наследство Сергей Иванович способности живописца. Изображал народные обряды и ярмарки изучал изобразительный фольклор.
Художник. На его полотнах воссоздается облик украинских казаков, эпизоды давно минувших событий.
Многие стихи Александрова стали народными песнями. Живописная техника становится совершенна, мазок филигранен. Достойно пройдя курс обучения в Академии художеств, где он регулярно получал за учебные этюды, рисунки, картины серебряные и золотые медали, С. Васильковский после большой золотой медали (1885) за пейзажные работы Весна, Рассвет, Степь весной в Малоросссии отбывает на четыре года в пенсионерскую поездку в Европу. Исполненные им на Западе работы высоко оценивались французскими знатоками, выставлялись в Салонах без жюри, а одна из них, В Пиренеях (1887), вскоре была приобретена П. Третьяковым для своей галереи. Сергея отдали в 1-ю городскую гимназию.
Довольно быстро работы Васильковского были отмечены наградами. На ней — галерея исторических портретов — Богдан Хмельницкий, Петр Дорошенко, Петр Могила. Художник принимает активное участие в творческой жизни Харькова. За ним голубеет представлена обобщенно полоса деревьев. За пейзажные этюды, в которых он передавал живописность украинской природы, Васильковский получил 5 серебряных и одну малую золотую медаль, а за картину «На Донце» (1885, не сохранилась) — большую золотую и право на зарубежную поездку для профессионального усовершенствования.
Его пейзажи Охота на куропаток в Нормандии, Типичная бретонская усадьба, Вид в Пиренеях, После дождя (Испания), Окрестности Сан-Себастьяно, Сбор яблок для сидра, Зимний вечер в Пиренеях (все – 1888 – 1889) получают широкую известность. Его пейзажи "Охота на куропаток в Нормандии", "Типичная бретонская усадьба", "Вид в Пиренеях", "После дождя (Испания)", "Окрестности Сан-Себастьяно", "Сбор яблок для сидра", "Зимний вечер в Пиренеях" (все — 1888—1889) получают широкую известность. В 1883 году Васильковский выполнил учебный курс и отправился в Украину (впрочем, он часто бывал на родине и во время учебы). В своей последней картине – Поход казаков (1917, Национальный музей изобразительного искусства) Васильковский разрабатывает любимый сюжет более обобщенно и возвышенно.
Раздолье степи и пространство неба, размеренный уверен ритм потока всадников, насыщенная цветовая гамма – все пронизано музыкой казацкого марша (музыкальность его произведений отмечали современники, он любил рисовать кобзарский пение играл на нескольких музыкальных инструментах, увлекался народной песней). Всадники на страже. Пояснительный текст написал выдающийся этнограф Дмитрий Яворницкий. Создал ряд лирических пейзажей Украины. В 1883 г., выполнив учебную программу, путешествует по Украине, создаёт ряд известных пейзажей «Весна на Украине», «Летом», «Каменная балка», «На околице», что позволило ему принять участие в конкурсе на золотую медаль и во всероссийской академической выставке.
Васильковский некоторое время работает канцелярским служащим при Харьковском казначействе. Художественное образование он получил в 1876—1885 гг., в петербургской Императорской Академии Художеств, обучаясь в пейзажном классе у М. К. Клодта (1832—1902) и В. Д. Орловского (1842—1914). Именно его оживленные фигурами полотна (Запорожец на разведке, Гон начался, Сторожевая вышка у запорожцев, Два хутора в Малороссии, Пикет казачий) достойно входят в коллекции отечественных музеев изобразительного искусства. В 1883 году Васильковский выполнил учебный курс и отправился в Украину (впрочем, он часто бывал на родине и во время учебы). Причем все эти качества присущи не только его большим картинам (Степная речка, 1890-е Вечерняя тишина, 1901), но и многочисленным почти миниатюрным работам, написанным на дощечках или картоне и отличающимся филигранной, многослойной, деликатной живописью. Достойно пройдя курс обучения в Академии художеств, где он регулярно получал за учебные этюды, рисунки, картины серебряные и золотые медали, С. Васильковский после большой золотой медали (1885) за пейзажные работы "Весна", "Рассвет", "Степь весной в Малоросссии" отбывает на четыре года в пенсионерскую поездку в Европу. Тревожные признаки, около 1905, Сумской художественный музей.
Но основное время проводил в Париже изучая творчество французских пейзажистов. Посетив Англию, Испанию, Германию и Италию, он поселяется во Франции. К этому времени художественным центром западноевропейской живописи становится Париж. Отара в степи», «Каменная балка», «Летом», «Весна на Украине» и многие другие.
От него-то, вероятно, получил в наследство Сергей Иванович способности живописца. Именно его оживленные фигурами полотна (Запорожец на разведке, Гон начался, Сторожевая вышка у запорожцев, Два хутора в Малороссии, Пикет казачий) достойно входят в коллекции отечественных музеев изобразительного искусства. Отсюда, с Москалёвки Сергей бегал без малого 3 километра до 1-й городской гимназии.
Программа была очень насыщена. За эту работу он и получает большую медаль, звание классного художника первой степени и право на путешествие по Европе в течение четырех лет за счет Академии для усовершенствования мастерства. Присуждение большой золотой было заветной мечтой академистов, так как сопровождалось предоставлением четырехлетней пенсионерской поездки за границу для продолжения образования. В 1885 году Сергей Васильковский представил на академический конкурс программную картину «На Донце», за которую жюри и присудило ему столь желанную медаль и право на поездку за границу за счет академии. Он посещал батальную мастерскую, где учился его приятель М. Самокиш. Два всадника, остановив лошадей, вслушиваются в тишину безлюдной, выжженной солнцем степи. Васильковский отвечал за художественную сторону постройки и внутреннюю отделку.
В 1881 г. получил вторую малую серебряную медаль. К этому времени художественным центром западноевропейской живописи становится Париж. Здесь и начался его путь как художника. Но денег на поездку в далёкий Петербург всё равно не хватало.
А за итоговую выпускную работу, картину «Утро», в 1884 году он получил малую золотую медаль, дающую право на участие в конкурсе на большую золотую медаль. Вместе с М. С. В марте 1886 года Васильковский выезжает за границу. В 1861 году семья Васильковских переехала в Харьков, где поселилась на Москалевке. Ему заказали три больших панно для зала заседаний. В 1885 получил большую золотую медаль и звание классного художника 1-й степени.
Его пейзажи Охота на куропаток в Нормандии, Типичная бретонская усадьба, Вид в Пиренеях, После дождя (Испания), Окрестности Сан-Себастьяно, Сбор яблок для сидра, Зимний вечер в Пиренеях (все — 1888—1889) получают широкую известность. Его дед был чумаком из казацкого рода, а отец — писарем. Самокишем и Д. И. Еще одну такую же награду – в 1881 году. Сергей Васильковский за время заграничной командировки создал такие полотна, как «В Пиренеях», «Вид на Безансон», «Утро в Безансоне», «Зима в Испании», «Булонский лес зимой». Отец его был губернским секретарем, прекрасно чертил, писал, рисовал. Но этого не произошло, Васильковскому было отказано в 1890 году. Учился художник у таких мастеров, как Клодт и академик живописи Орловский.
Совместно с Н. Самокишем издал альбом «Из украинской старины» (1900) и «Мотивы украинского орнамента» (1912). Так появились картины «Казачий пикет», «Чумацкий шлях», «Украинский пейзаж». Это было совершенное признание. И даже в Африке, в Алжире сумел побывать. После возвращения на родину любимым мотивом его холстов становится малороссийская степь (видимо, столь сильными были детские впечатления художника, который родился в Харькове). Он возглавлял Харьковское художественное товарищество, участвовал в организации общедоступного художественного училища и городского музея, которому передал в дар около полутора тысяч произведений искусства, в том числе 1348 своих работ, а также завещал все свои сбережения (130 тысяч рублей).
В 1912 г. на второй персональной выставке в Харькове Васильковский представил серию акварельных изображений исторических деятелей (27) – Богдана Хмельницкого, Петра Дорошенко, Василия Кочубея, Петра Могилы и других, при создании которых пользовался старинными гравюрами и живописными портретами (сохранились портреты Дорошенко и Мазепы в Национальном музее изобразительного искусства и Лебединском художественном музее). На ней – галерея исторических портретов – Богдан Хмельницкий, Петр Дорошенко, Петр Могила. Избегая упрощения, он углублял тональную пространственность и структуру образотворення.
Таковы картины «Казак в степи», «На страже», «Бой казаков с татарами». Мечта стать художником была сильнее. Иногда писал портреты, создал для здания Полтавского земства три крупных панно. Художник принимает активное участие в творческой жизни Харькова.
В 1888 году появилась и одна из первых его исторических работ «Казачий пикет».
Трудился Васильковский до конца жизни. Яворницким создал альбомы «Из украинской старины» (С. Петербург, в 1900 г. ) и «Мотивы украинского орнамента XVII—XVIII ст» (Прага, в 1912 г. ). Вскоре жюри решило принять все предложенные работы и дало право и дальше выставлять в Салоне без решения жюри какое угодно количество «столь замечательных работ. » Аналогичным правом в Салоне пользовался ещё только один художник из Российской империи (и тоже, кстати сказать, украинец – к сожалению, не особенно хорошо известный отечественной публике Иван Похитонов).
Конкурс проходил в 1885 году. На его полотнах воссоздается облик украинских казаков, эпизоды давно минувших событий.
К этой группе произведений близки и пейзажи, в названиях которых народная память сохранила сведения об историческом прошлом (Казачья гора, 1890, Харьковский исторический музей, Казачья левада, около 1890, Сумской художественный музей). Талантливого ученика отправили от Академии художеств в заграничную четырехлетнюю поездку. Большую часть своих картин В. подарил Харьковскому художественному музею. Художественное образование он получил в 1876—1885 гг., в петербургской Императорской Академии Художеств, обучаясь в пейзажном классе у М. К. Клодта (1832—1902) и В. Д. Орловского (1842—1914).
За свою жизнь он написал около трех тысяч картин. Состоял членом Общества русских акварелистов (с 1892), Петроградского общества художников (с 1894). Пенсионер АХ в Англии, Испании, Германии и Италии (1886 – 1888). Чем же покорил взыскательных парижан выпускник Санкт-Петербургской академии художеств, который, по большому счету, еще и образования-то не закончил, так как находился в Европе в пенсионерской поездке. Годы командировки оказались для художника плодотворными.
Достойно пройдя курс обучения в Академии художеств, где он регулярно получал за учебные этюды, рисунки, картины серебряные и золотые медали, С. Васильковский после большой золотой медали (1885) за пейзажные работы Весна, Рассвет, Степь весной в Малоросссии отбывает на четыре года в пенсионерскую поездку в Европу. Последняя его картина «Поход казаков», написанная в год смерти, считается одним из лучших его произведений.
Достойно пройдя курс обучения в Академии художеств, где он регулярно получал за учебные этюды, рисунки, картины серебряные и золотые медали, С. Васильковский после большой золотой медали (1885) за пейзажные работы Весна, Рассвет, Степь весной в Малоросссии отбывает на четыре года в пенсионерскую поездку в Европу. Естественно, он посещает музеи, делает зарисовки и большие полотна. Являлся одним из основателей Харьковского литературно-художественного кружка.
Летом, как охотник на дичь, художник устраивает засады на восходы и вечера. Таковы картины «Казак в степи», «На страже», «Бой казаков с татарами».