Во время второй мировой войны Магритт, будучи человеком последовательным, резко изменил свою манеру письма – появились яркие, в стиле Ренуара полотна, поскольку, считал художник, людям не хватает позитивных эмоций. Сегодня мы поговорим о творчестве художника-сюрреалиста Рене Магритта. Рене Франсуа Гислен Магритт (Rene Franois Ghislain Magritte) (21 ноября 1898, Лессин — 15 августа 1967, Брюссель) бельгийский художник-сюрреалист.
Рене Магритт (21 ноября 1898- 15 августа 1967) – бельгийский художник-сюрреалист. По случаю дня рождения великого сюрреалиста 21 века – бельгийского художника Рене Магритта – мы сделали подборку интересных фактов, связанных с его твоpчеством. Рене Франсуа Гилен Магритт (фр. Ren Franois Ghislain Magritte 21 ноября 1898, Лессин— 15 августа 1967, Брюссель)— бельгийский художник-сюрреалист. Рене Магритт- бельгийскийхудожник-сюрреалист.
Магритт умер 15 августа 1967 года в возрасте 69 лет, оставив недописанной новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света». Рене Магритт предупреждает о хрупкости мира.
В1940-x годах Магрит сделал две попытки изменить свою манеру. В 1922 году женится на Жоржетт Берже.
Вернувшись наутро домой, он обнаруживает свою жену Луизу (так же звали её двойника) лежащей на полу кухни — она умерла от сердечного приступа. Его картины называют ребусами, загадками. В 1926 году перешел на работу в галерею Сенто, заключив контракт. Художник в ответ написал манифест «Сюрреализм в полном солнечном свете», в котором выступил с резкой критикой движения. Как бы то ни было, после войны дела Магритта пошли в гору.
Вот комментарий художника к своей картине "Рамки жизни" (1934): "Перед окном, которое мы видим изнутри комнаты, я поместил картину изображающую как раз ту часть ландшафта, которую она закрывает. Картина названа именно так, так как, по мнению автора, в ней воплощен образ современного бизнесмена, который остается сыном Адама и все искушения современного мира (яблоко – символ соблазна), ему очень даже не чужды. Наиболее известные картины изображающие незнакомца – Голконда (1953) и, конечно, Сын человеческий (1964) – самая растиражированная работа Магритта, пародии и аллюзии на которую встречаются так часто, что образ живет уже отдельно от своего создателя. А разве любовь — это не слепота.
Однако небо Магритта нельзя перепутать с чьим-то другим – чаще из-за того, что на его картинах оно оказывается отраженным в причудливых зеркалах и огромных глазах, наполняет контуры птиц и вместе с линией горизонта из пейзажа незаметно переходит на мольберт (серия Человеческий удел). Казалось бы, мир, созданный художником, статичен и прочен, но всегда в обыденное вторгается ирреальное, разрушающее этот привычный мир (обычное яблоко в комнате, разрастаясь, вытесняет людей или из камина на полном ходу выскакивает паровоз – «Пронзенное время», 1939). На родине он создает цикл картин, которые впоследствии принесут ему мировую славу: «Портрет», «Изнасилование», «Удел человеческий», «Чёрная магия». Художник блистательно умел «режиссировать» их чувствами. За несколько десятков лет до Магритта по таким же городам странствовал в качестве проповедника Винсент ван Гог. Однако экстравагантная богемная среда, видимо, претит художнику и в 1930 году он, ни с кем толком не простившись, внезапно возвращается в Брюссель, где создает в последующие годы ряд своих знаменитых картин — «Удел человеческий», «Черная магия», «Портрет», «Изнасилование», «Тоска по дому». Ощущение тайны, как известно, присуще настоящему искусству.
За спиной героя картины, стоящего возле стены, мы видим море и голубое облачное небо. Таким образом Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета— не сам предмет. Странный ночной пейзаж блестит под освещенными дневным светом небесами (Империя света, 1954). Его главная цель — передача мысли средствами пластики. Причем две из них являются полностью противоположными друг другу.
В римейке киноленты «Афера Томаса Крауна» главный герой ворует и возвращает полиции картину, переодевшись в персонажа Магритта. Ты победил смерть». Таким образом, дерево на картине заслоняет дерево, стоящее за ним снаружи.
Он снова полностью посвящает себя живописи, а, увидев в 1923 году репродукцию картины Джорджо де Кирико «Любовная песнь», кардинально меняет свои представления об искусстве. В целом, детство и юность Рене были мрачными, хотя и небедными. Художник изобразил зависших в безграничном пространстве несколько десятков аккуратно одетых рантье (при котелках, галстуках и модных пальто), сохраняющих при этом абсолютную невозмутимость. Пейзаж склоняет нас к мысли о ночи, небо – о дне. Нацистская оккупация Бельгии является сильнейшим психическим стрессом для художника.
Будущий художник жил тогда в Шарлеруа, маленьком промышленном городе Бельгии. Хотя критики приняли её в штыки, она стала пропуском в мир сюрреалистов. Повлияла на Магритта и дружба с французскими сюрреалистами во главе с Андре Бретоном.
Магический реализм как разновидность европейского романтизма имеет национальные особенности. Только вместо радужной оболочки зритель видит летнее голубое небо с плывущими по нему прозрачными облаками. «Скрытое видимое» – Томас Краун – умный и тонкий авантюрист, для которого социальные нормы и стереотипы не имеют значения. Рене Магритт предупреждает о хрупкости мира.
Затем удачный контракт с галереей Сенто позволил ему полностью переключиться на живопись. Это помогло Магритту определиться с будущим родом занятий. Но именно мимоходом, так как предметы словно получили самостоятельность, словно говорят от имени их владельца, полностью узурпировав его ведущую роль. Но при этом художник много лет всячески открещивался от какой бы то ни было связи с сюрреалистами, настаивая, что пишет картины в жанре «магического реализма». Магритт создаёт тонкий, одухотворённый поэтический образ.
Поистине невыполнимая задача. Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. Его вдохновляют картины Пикассо, Кирико и Брака. Ткань, обмотанная вокруг голов, неизбежно вызывает в памяти погибшую мать художника, но также намекает на личные границы: даже слившись в поцелуе, возлюбленные остаются разделены. Если не считать «Влюблённых», художник практически всегда давал картинам, на первый взгляд, не связанные с содержанием названия. В 1927 году в галерее «Кентавр» в Брюсселе проходит его первая персональная выставка, после чего чета Магриттов переезжает во Францию и поселяется в местечке Перро-сюр-Марн неподалеку от Парижа. В картинах живописца Рене Магритта постоянно присутствует ощущение напряженности и таинственности (Компаньоны страха, 1942 Букет слез, 1948 Объяснение, 1954).
«Сюрреализм Магрита» — интеллектуальная игра, в которой раскрываются проблематичные свойства зрительного восприятия и иллюзорного изображения на плоскости. Детство и юность провёл в небольшом промышленном городе Шарлеруа. В 1947 году он серьёзно поссорился с Бретоном – тот «отлучил» его от сюрреализма, резко осудив картину «Пожиратели птиц» за чрезмерный натурализм. Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположныхстремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее). МАГРИТТ (Magritte) Рене (1898-1967) – бельгийский художник, один из крупнейших представителей сюрреализма.
«Война научила меня тому, что главное в искусстве – очаровать зрителя. На картине Безумие величия (1948) на каменном парапете на фоне бескрайнего лазурного моря изображена догорающая свеча — как символ бренности человеческой жизни. Художник окончательно разошёлся с фрейдистами. К величайшему изумлению, в женщине он узнаёт свою жену.
А отвечать самим себе на них нам. Рядом – несколько женских торсов, вырастающих друг из друга (символ чувственности). Магритт создаёт тонкий, одухотворённый поэтический образ. Этот период в творчестве Магритта чаще всего называют периодом «яркого солнца» («plein soleil»).
Личное гипертрофируется до чудовищных размеров. Критикам – в особенности французским – эта «контратака» пришлась не по душе. Пожав плечами, Магритт решился переехать – и выбрал для этого Париж, где познакомился с кружком Бретона. На картине Плагиат (1960) обращают на себя внимание несколько деталей-символов.
В 1935 пишет знаковую работу «Сотворение человека». Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположных стремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее). По сей день военный или как его ещё называют «солнечный» период бельгийца остаётся мало изученным и не вызывает особенного интереса.
Рядом — несколько женских торсов, вырастающих друг из друга (символ чувственности). «Открытое видимое» – Томас Краун – богатый, благополучный и безупречный бизнесмен, любитель и знаток живописи. Естественно, они проанализировали его так же хладнокровно. Делалось это намеренно. В 14 лет лишился матери, которая утонула (согласно другой версии — утопилась). Никакая виртуозность кисти иточность наблюдения неспособны, поМагритту, «словить» наполотне реальный физический объект. Но при таком понимании искусство сводится к частному, так сказать, "лечебному" фактору.
Так или иначе, но женитьба, очевидно, явилась главным спасением Магритта от уныния. Однако так называемый «стиль плен солей» (или «ренуаровский», 1945-1947) и последовавший за ним «вульгарный стиль» (1947-1948) не привели к плодотворным результатам и художник вернулся к прежнему методу. Слева на столе мы видим изображение гнезда и трёх яиц – символика Триединства. Главной темой работ художника было совмещение сна и реальности.
Цель Магритта, по его собственному признанию, — заставить зрителя задуматься. Жизнь была тяжёлой. Смерти матери исследователи творчества художника придают очень важное значение, объясняя отроческой психической травмой заслоненность лиц (птицей, букетом фиалок, но чаще всего — косынкой, полотенцем или полотном) на большинстве его портретов: когда Регину Магритт вытащили на берег, ее лицо было обмотано ночной сорочкой. Главная особенность Магритта — атмосфера таинственности в его произведениях.
«Искусство, как я понимаю, не подвластно психоанализу. Его символика чиста и прозрачна, как стёкла окон, которые он так любит изображать. Художник блистательно умел «режиссировать» их чувствами. Картины Магрита основаны на эффекте отстранения вещи от ее привычного смысла (Это не трубка, предупреждает надпись на его композиции, где изображена именно курительная трубка). ред. ). Рене Магритт родился в Лессине (Бельгия) в семье портного и модистки.
Это всегда тайна. Эта тревога не оставит до тех пор, пока не станет вдруг ясно – небо, вот в чем дело. Магритт сдружился с Полем Элюаром, Максом Эрнстом и Сальвадором Дали.
Последней работой художника стала «Каникулы Гегеля». Я думаю ему бы понарвилось или показалось забавным (например во время каникул). В этом случае возникает мучительный и страшный вопрос: Кто же я. »Художник обнаружил в предметах свойство постепенно преобразовываться, перетекать из одной формы в другую, превращаться в предмет, отличный от самого себя. Один из излюбленных мотивов художника – фигура отстранённого мужчины в шляпе-котелке («Размышления одинокого прохожего», «Сын человеческий», «Прогулки одинокого мечтателя», «Убийца в опасности», «Голконда»). Возможно, сам психоанализ – лучшая тема для психоаналитика». «Я всегда считал Магритта художником воображаемого, мастером, стоящим где-то на уровне Джорджоне», – так отзывался о художнике британский критик Герберт Рид. Художник, привыкший рано вставать и сразу браться за кисть, снимал ателье на Эскельштраат, 15.
Говорят, что даже его мастерская не походила на типичную студию живописца. Это пример одного из возможных толкований многозначных метафор Магритта. При беглом взгляде она кажется простой и даже непритязательной. Загадочность образу придаёт яблоко, висящее перед лицом человека. Придумывать их Магритту зачастую помогали его приятели-литераторы.
Казалось бы, мир, созданный художником, статичен и прочен, но всегда в обыденное вторгается ирреальное, разрушающее этот привычный мир (обычное яблоко в комнате, разрастаясь, вытесняет людей или из камина на полном ходу выскакивает паровоз — «Пронзенное время», 1938). Он ничему не должен учить, а вместо этого – удивлять и завораживать".
Художник "бросает" ему название картины (оно обычно появлялось после того, как работа была завершена). Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. «Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам», – заявил поэт.
Ты проник в зазеркалье, но остался. Летом окно было растворено и Магритт мог вдыхать запах табака марки «Черный кедр 3» из Милуоки.
Магритт придавал названию решающую роль в восприятии картины. На картине "Безумие величия" (1948) на каменном парапете на фоне бескрайнего лазурного моря изображена догорающая свеча – как символ бренности человеческой жизни. Двое солдат бежали в Амстердам, третий покончил с собой, четвертый настолько тронулся рассудком, что, бреясь, содрал с себя кожу. Спустя ещё несколько лет он женится на ней и проживёт вместе с ней всю оставшуюся жизнь.
Художник объяснял, что образ предмета и сам предмет – суть разные вещи. Изображение и подпись, часто возникающая на его картинах, порой совпадают, а порой противоречат друг другу («Предательство образов», 1928-1929).
Стремясь постичь ускользающий смысл картин Магритта, "объяснить" их, разум зрителя судорожно хватается и за то и за другое. В его работах мысль становится видимой реальностью, процесс мышления можно увидеть воочию. В 1927 году устраивает свою первую выставку. Под маской никто не может разглядеть твоего лица, проникнуть в твою душу. Алогизм, абсурд, сочетание несочетаемого, парадоксальная зрительная изменчивость образов и фигур – это основа основ сюрреализма. Магритт родился 21 ноября 1898 года в маленьком бельгийском городке Лессине.
И, как только избавился от долгосрочного контракта с бельгийской галереей Сенто, основал вместе с братом собственное рекламное агентство, которое в итоге принесло ему твердый доход и возможность посвятить себя полностью той живописи, которой он хотел заниматься, не слушая мнения критиков и не оглядываясь на моду – тем, что можно назвать «поэзия обыденной жизни». С 1926 по 1930 год он жил там, написав, например, знаменитое в будущем полотно «Это не трубка», на которой, собственно и была изображена трубка. ИЗ его биографии и информацияРене Магритт (фр. Мне эта картина напоминает дзенский коан.
Творческий беспорядок – это не о педантичном Магритте. Но при таком понимании искусство сводится к частному, так сказать, лечебному фактору. После выставки Бретон официально простил «отступника».
Но не забывайте никогда, что вы близко от дверей. Параллельно художник сотрудничает с левой газетой «Глас народа», выступая под псевдонимом «Ф. Берже». Вместе с художником Полем Дельво Магритт возглавляет течение бельгийского сюрреализма. Снятые на самую простую камеру Kodak, фотографии из архива Магритта, подобно его живописным полотнам, носят неординарные названия: «Фараоны или Восьмая династия» «Бог, день восьмой», «Торговка забвением», «Искупление грехов» и т. п.
Было проведено специальное расследование и во всем обвинили местных жителей. Но для изображения слепоты было бы достаточно закрытых глаз. Его символика чиста и прозрачна, как стёкла окон, которые он так любит изображать. «Искусство живописи казалось мне тогда каким-то колдовством, а художник — человеком, наделенным волшебной силой» – признавался он. Сразу после окончания Второй мировой Магритт вернулся к своему фирменному стилю. С декабря 1920 и по сентябрь 1921 года Магритт служил в бельгийской пехоте.
Впрочем, может быть, так и было необходимо для создания его философских картин. В результате художник сам придумал определение для своего творчества – «магический реализм». Он ничему не должен учить, а вместо этого – удивлять и завораживать». Магритт три раза вступал в Коммунистическую партии Бельгии и каждый раз бросал её. Однако после войны Магритт перестаёт писать в таком «солнечном» стиле и возвращается к образам своих довоенных картин.
Это яблоко можно воспринимать и как плод древа познания и как символ природы, которую пытается понять человек. В 1927 году устраивает свою первую выставку. Другой частый мотив – хрупкое стеклянное окно. Я смотрю на них и разговариваю с тобой и спорю, как всегда. Яркий пример – работа Вероломство образов.
Сюрреализм (надреализм, сверхреализм) – так называется стиль, в котором работал художник. Только человек, очень хотевший быть обывателем, мог заметить в повседневности ту загадочность, таинственность, пугающую магию, которую еще в детстве он обнаружил: «Я взял себе ориентир — магическое в искусстве, с которым я встретился, будучи ещё ребёнком». Дом на берегу небольшого озера прячется в тени раскидистых деревьев. Его преподавателями были Жисбер Комбаз и Констант Монта.
После этого его оставили в покое, а в последний день рождения фюрера и вовсе помиловали. А в небе с прекрасными застывшими облаками (у Магритта — символ безвременья) зритель видит голубые бестелесные геометрические формы, символизирующие чистые идеи и воздушный шар — символ абстрактной чистой мысли. Ответы кроются в названии Фальшивое зеркало. "Личное" гипертрофируется до чудовищных размеров. Именно там он впервые увидел художника, занятого рисованием с натуры. Но будучи помещенным в несвойственную им среду, вызывают у зрителя то чувство, к которому стремился привести его Магритт: «Меня не интересует сама живопись а только тот эффект, который она производит – неудобство, беспокойство, отказ от обычного взгляда на привычные предметы».
Ключом здесь также становится название. «пищевод»). С конца 20-х и на всём протяжении 30-х гг.
Вот таким образом наизвестном автопортрете «Прорицательность» Магритт программно запечатлевает свой метод, состоящий ввизуализации незримого, отношении кживописи каккколдовству. Ведь яблоко можно съесть, трубку набить табаком. Одна из самых зрелищных и изящных отсылок к полотну присутствует в фильме «Афера Томаса Крауна» 1999 года, где во время кражи картины из музея по нему разгуливает целая дюжина мужчин в котелках, пальто и красных галстуках. ред. ) – художник обозначал лишь контур мужчины в котелке, наполняя его облаками и листвой. Однажды она убежала из дома и не возвращалась в течение нескольких дней. Перед нами порыв, когда влюбленные сливаются в поцелуе.
Эта картина подытожила рассуждения художника о взаимосвязи образов и слов. Мои картины просто выявляют такое положение вещей непосредственным и неожиданным образом. Рене Магритт принадлежал к объединению сюрреалистов, но всегда разительно отличался – и стилем и взглядами и манерами. А что же Магнус Шульман. Возможно, реакцией на переживания войны является его отход в 40-е годы от принципов сюрреализма и «штамповка» картин a la Ренуар.
С кушетки точно так же спадают платье и накидка, но вместо молодой женщины у Магритта в центре сюжета гробы – в одном случае согнутый пополам (Перспектива мадам Рекамье Давида, 1951), а в другом – грациозно сидящий (Перспектива мадам Рекамье Жерара, 1950). Во-вторых, сами картины Магритта не похожи ни на безумные сюжеты Сальвадора Дали, ни на причудливые пейзажи Макса Эрнста. Критики разнесли ее в пух и прах. Мы видим его вне нас и в то же самое время видим его представление внутри себя. Творческая карьера Магритта не всегда шла в гору.
Возьмем, к примеру, картину, где все пространство холста занимает огромный глаз с отображенным небом. К 1925 году Магритт приобрёл определённую известность, сблизился с дадаистами, стал сотрудничать со многими журналами и даже издавать свой собственный – «Эзопаж» (франц. Одним словом так, что бы можно было сказать: гениально (оставим лишний стыд). Я принялся рисовать стаканы один за другим (три наброска), всякий раз со штрихом поперек (набросок). «Магритт превратил обыденные вещи в мифические, придав им тайну» – писал английский философ Герберт Рид. На это же было нацелено и толкование произведений искусства, предложенное Фрейдом. Для бельгийского романтизма, к которому можно отнести творчество Магритта, характерно мифо-поэтическое направление, восходящее к искусству великого Иеронимуса Босха (1450–1516).
Магритт оказал очень сильное влияние на развитие этого направления, хотя сам это отрицал. Он не случайно начинал свою карьеру на фабрике бумажной продукции в Брюсселе как художник плакатов и рекламы. Похоронен на Схарбекском кладбище. На это же было нацелено и толкование произведений искусства, предложенное Фрейдом.
Магритт родился и почти всю жизнь прожил в Бельгии, ведя простую и спокойную жизнь. Близкий друг Магритта, Луи Скутенер (автор монографии о художнике и центральная фигура в бельгийском сюрреализме) собрал коллекцию фотографий Рене и в 1976 году представил на выставке «Верность изображений». Благодаря четкости и лаконизму поэтических метаморфоз картины Магритта стали популярнейшими (наряду с произведениями С. Дали) образцами сюрреализма Рене Магритт умер 15 августа 1967 года в Брюсселе в возрасте 69 лет. Искусство Магритта оказало сильное влияние на многих современных художников. Метод свободных ассоциаций, автоматическое письмо, привычка записывать свои сны даже на какое-то время вошли в моду. А еще он должен был написать на вывеске своей лавки фальшивое имя – Мюллер. Отсюда неожиданная трактовка внутреннего и внешнего в произведениях Магритта.
Полотна, написанные сюрреалистами, не могли быть порождением ни добра, ни зла. Детство и юность провел в провинциальном городке Шарлеруа. Не осталось даже таблички с его именем, пусть и фальшивым. Большую часть жизни Рене Магритт прожил так, чтобы не выбиваться из образа заурядного человека. Это красивое яблоко будто бы парит в пространстве.
В1927 годуустраивает свою первую выставку. Самая популярная трактовка картины – «любовь слепа». Но и тебе не дано ничего увидеть.
На картине Освобождение, выражена тема двух миров. Затем до 1926 года он работал рисовальщиком на фабрике обоев. Она навсегда осталась в их комнате на мольберте.
Однажды, выслушав комментарии по поводу своей картины «Красная модель» и услышав, что в ней якобы присутствуют указания на комплекс кастрации, Магритт решил нарочно сделать рисунок «по всем правилам» психоанализа и представить её на суд сюрреалистов. Позже в местной речушке обнаружили тело утопленницы, ей оказалась Регина. Под занавес жизни Магритт стал писать картины, отличающиеся фотографической скрупулёзностью: «Битва аргонавтов», «Большая семья», «Империя лихтёров». Именно так мы видим мир. Особенно популярна трубка с подписью «Это не трубка». «Сын человеческий» постоянно упоминается в разнообразных фильмах и телесериалах (в том числе и вездесущих «Симпсонах», где есть отсылки, кажется, к совершенно всем мало-мальски значимым культурным явлениям). И кажется, будто через тонкие покровы можно разглядеть их улыбки.
Цель Магритта, по его собственному признанию, заставить зрителя задуматься. Естественно, они проанализировали его так же хладнокровно. Что автор хочет этим сказать. Я тоже ношу котелок, у меня нет особого желания выделяться из массы».
Дело в том, что по чистой случайности он сделался прототипом бизнесмена для Магритта. Это пример одного из возможных толкований многозначных метафор Магритта. В чем-то не соглашается с ними, считая себя «магическим сюрреалистом». Герберт Рид отмечал: "Магритта отличает строгость форм и отчётливая ясность видения. Когда в 1940 году немцы оккупировали Бельгию, Магритт провел сначала три месяца в изгнании в Каркассоне (Франция), а затем вернулся в Брюссель, где и пережил военное лихолетье. Именно в этот период были созданы его шедевральные полотна.
В 1967 году состоялась последняя прижизненная выставка Магритта – в роттердамском музее Бойманса-ван Бёнингена. Публике всегда нужны простые и понятные символы.
Каждое утро в течение трех лет по дороге на станцию Магнус Шульман проходил мимо его окна. Когда женщину вытащили на берег, её лицо было обмотано ночной сорочкой. К сожалению, он так и не был опубликован. Я думаю, ему бы понравилось или показалось забавным (например, во время каникул).
Полотно получило название в честь древнего индийского города, прославившегося добычей особенно крупных алмазов (по легенде именно здесь были найдены знаменитые камни Кохинур и Регент). Такой под силу написать любому «традиционному» художнику. Но верно ли это. Все как у самого Дали на картинах – жизнь как сон, красочный сон. Критики признают её неудачной и Магритт с Жоржеттой уезжают в Париж, где знакомятся сАндре Бретономи вступают в его кружок сюрреалистов. Казалось бы – обычный, вполне реалистический ноктюрн. Так что это за картина, овладевшая умами людей по всему миру.
Человек в котелке – это господин Посредственность при всей своей анонимности. На картине «Влюбленные» перед нами настоящий поцелуй страсти.
На картине Неожиданный ответ (1933) воплощена мысль Метерлинка: Нет в жизни незначительных дней. В 1923 году Магритт увидел репродукцию работы Джорджо де Кирико «Любовная песнь» и после этого занялся образными экспериментами и всерьёз увлёкся сюрреализмом. Настоле перед художником — яйцо, ана холсте намольберте — ужептица.
В 1964 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке прошла масштабная персональная выставка Магритта, несмотря на то, что в 50-е в результате политики маккартизма его работы были изъяты из экспозиций американских музеев как «прокоммунистические». Существует несколько трактовок полотна «Влюбленные».
Он ничему не должен учить, а вместо этого — удивлять и завораживать. Его похоронили на Схарбекском кладбище. И картину он крадет, скорее, для развлечения и остроты ощущений, а не из-за денег. Рене Магритт довольно часто комментировал свои картины, но одну из самых загадочных – Влюбленных (1928) – оставил без объяснения, предоставив простор для интерпретаций искусствоведам и поклонникам.
Таким образом мы иногда помещаем в прошлое то, что происходит в настоящем. Названия картин Рене Магритта и их связь с изображением – тема для отдельного изучения. Футуризм, кубизм и дадаизм имели огромное влияние на художника, но в 1923 году Рене Магритт впервые увидел работу Джоржио де Кирико «Песня любви».
Согласно первой, Магритт изобразил на картине олицетворение расхожей фразы «Любовь слепа». Вот таким образом неудивительно, что сюрреализм развивался в двух концептуально разных направлениях. Предъявив работу, он получил примерно то же объяснение, что и в предыдущий раз. Опять рекламные работы, Рене и его брат открывают агенство. Приоритет мысли над формой изображения подчеркивался несколько дилетанской, упрощенной манерой письма и названиями картин, помогающими понять их метафорический язык («Каникулы Гегеля», 1958).
Увлечение художника философией и литературой находит отражение в большом количестве его картин, например, «Гигантессе» (по Бодлеру), «Области Арнхейм» (по Эдгару По). Им пригрозили расстрелом, если они не возместят утраченное золото. Таким образом, Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета— не сам предмет. С этого момента он – сюрреалист. Из-за этого картины художника часто напоминают ребусы, но ребусы, которые полностью разгадать невозможно, так как они ставят вопросы о самой сути бытия: Магритт всё время говорит об обманчивости видимого, о его скрытой таинственности, которую мы обычно не замечаем.
Голубое небо, по которому весело бегут белые пушистые облака. В картинах художника все время присутствует напряженность и таинственность («Компаньоны страха», «Букет слез», «Объяснение»). «Сын человеческий» – пожалуй, самая известная картина Рене Магритта. Но при этом и так, что бы он не был особо причудлив, произволен или незначителен. Идите, возвращайтесь, выходите снова — вы найдёте среди сумерек то, что вам нужно.
Магритт мастерски создает контраст между странными сочетаниями нереальных предметов и натуральным окружением, для чего активно использует в своих произведениях символы зеркал, окон, глаз («Фальшивое зеркало», «Ключ к пространству», «Прекрасный мир»). Активное участие в группе, построенной на идеологии фрейдовского психоанализа, помогло Магритту сформировать парадоксальный стиль.
Особенно популярна картина «Вероломство образов», на которой изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка». После сотого или стопятидесятогорисунка штрих стал несколько шире (набросок). Все они вызывали различные эмоции у разных людей. Если же не погружаться так глубоко и вспомнить о том, что сюрреалисты часто давали своим картинам названия, абсолютно не связанные с сюжетами, можно предположить, что «Голконда» изображает дождь из мужчин в котелках.
И если все вокруг — это иллюзия, то художник — настоящий иллюзионист. Вот таким образом я назвал картину "Каникулы Гегеля". Образы Магритта узнаваемы во всем мире. Именно этот момент стал отправной точкой для развития сюрреалиста Рене Магритта.
В 1946 году он присоединяется к группе бельгийских художников и подписывается под манифестом «Сюрреализм в полном свете». Картины Магритта 1943-44 годов отличаются яркостью и насыщенностью красок.
Согласно легенде, незадолго до смерти он произнёс такие слова: «Я так и не понял причины, по которой мы живём и умираем». Конечно, был еще Дали превративший свою жизнь в художественный перфоманс, в произведение собственного искусства, напичканную намеками, слухами, неясностью, текучими обстоятельствами, предметами, отношениями и туманными намеками. О слиянии живописи Магритта с поэзией уже упоминалось. Его стали выставлять в мировых столицах – Риме, Лондоне, Париже, Брюсселе и т. д.
Мотив стеклянного окна у этого художника можно рассматривать и как границу между двумя мирами — реальным и ирреальным, поэтическим и обыденным, между сознательным и бессознательным. Они углядели в ней пародию на стиль Огюста Ренуара и безвкусную эксплуатацию импрессионизма. Он был старшим из четырёх сыновей. Это название как нельзя точно характеризует его «варварски» (по выражению Бретона) натуралистичные картины, всегда строго подчинённые определённому замыслу.
В этом состояла ошибочность подхода теоретиков сюрреализма к произведениям искусства. «Поначалу зонтик стоял внутри стакана, но потом оказался под ним. Название её – «Сын человеческий». Фильм «Тайное окно» Дэвида Кеппа символически завязан на котелке Магритта.
Фильм, в свою очередь, отсылал к знаменитой картине «Вероломство образов». В1926 годуМагритт создаёт сюрреалистическую картину «Потерянный жокей», которую считал своей первой удачной картиной такого рода. Режиссер несколько раз акцентирует внимание зрителей на картине «Сын человеческий» и именно она дает ощущение двойственности и соблазна (яблоко). Если ответ напрашивается во всей ясности, то связь между двумя предметами налаживается».
В 1922 году Магритт женился на Жоржетте Бергер, которую встретил еще в 1913 году. Странный пейзаж открывается из разбитого окна. Говорят, он уехал в Швейцарию и там женился на дочери обойщика.
Только несоединимое помогает, по мнению Магритта, уловить смысл бытия. Рене Магритт – полная противоположность и самому Дали и его пониманию сюрреализма: все предметы на полотнах Магритта никогда не теряли своих четких форм являются именно тем, чем кажутся обычно. Герой чувствует, что оказался в другом измерении. Самой же узнаваемой во всём мире работой Магритта (пускай не многие знают её название) является «Вероломство образов».
Изображение яблока, курительной трубки – это только образы, но не сами предметы. И эту силу я называю поэзией». Известный драматург Том Стоппард написал пьесу «После Магритта». – Настаивал он. Открытая взломанная дверь — символ иного измерения, таящего множество загадок. "Ключом" здесь также становится название.
Видимое всегда прячет за собой еще одно видимое. Такова его знаменитая картина Личное достояние (1952). А в небе с прекрасными застывшими облаками (у Магритта – символ безвременья) зритель видит голубые "бестелесные" геометрические формы, символизирующие "чистые идеи" и воздушный шар – символ абстрактной "чистой мысли". Большинство снимков являются постановочными. Они сами стали личностями и будто ведут меж собой разговор.
Только несоединимое помогает, по мнению Магритта, уловить смысл бытия. Так вот двойственность личности Томаса Крауна на редкость тонко обыграна именно при помощи картины Рене Магритта «Сын человеческий». «Название – это указатель функции картины, – писал Магритт, – лучший заголовок картины – поэтический.
В 1916 художник покидает отца и братьев (младший из них — Раймон — впоследствии стал популярным в Бельгии композитором-песенником) и поступает в Королевскую академию изящных искусств в Брюсселе. В том же году он создал первую картину в стиле сюрреализм – «Потерянный жокей», а в 1927 году состоялась первая выставка его работ в Брюсселе. Традиции старого нидерладского искусства благотворно повлияли на творчество Магритта. Я живу в очень неприятном мире и моя работа задумана как контратака на этот мир». Он изображал и исследовал телесные метаморфозы, связь тела с объектами реального мира. Активнее всего Магритт снимал в период с начала 1930-х и до середины 1950-х годов. Биографы Магритта считают, что Жоржетт, с которой 15-летний Рене познакомился на ярмарочной карусели в Шарлеруа, не только в качестве супруги, но и физически была единственной женщиной в его жизни, что для многих является дополнительным доказательством «мещанства» художника. Магритт умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года, оставив недописанным новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света».
Его картины называют парадоксальными. В ряде полотен сюрреалистический абсурд возникает как следствие буквального перевода словесных метафор в зримый образ («Любовники», 1926, Брюссель, частное собрание «Искусство разговора», 1950, частное собрание).
В ленте «Таксандрия» Рауля Сервэ к работам художника отсылают фоны и костюмы. Специальный интерес художника к психологическим и гносеологическим проблемам проявился в присущей его живописи игре отражений, в сопоставлении образов явных и скрытых, в символике зеркала, глаза, окна, сцены и занавеса, картины в картине («Человеческий удел», 1933, Вашингтон, Национальная галерея «Недопустимое воспроизведение», 1937, Роттердам, Музей Бойманс ван Бейнинген «Прогулка Евклида», 1955, Миннеаполис, Институт искусств). Мы видим его вне нас и в то же самое время видим его представление внутри себя. Магритт создает картины-ребусы, в частности, «Ключ мечты», «Предательство картин», «Родство душ», «Фальшивое зеркало» и т. п.
Интуиция подсказывает художнику, как расположить эти предметы, чтобы выразить тайну. В итоге полученные впечатления подтолкнули тридцатилетнего пастыря к занятиям живописью. Как никто другой, этот художник любит соединять несоединимое, вводить в свои картины детали, так резко контрастирующие друг с другом, что зритель сначала испытывает легкий шок, но зато потом разум его начинает работать вдвойне интенсивнее, пытаясь найти решение предложенной шарады. Сам Магритт так сказал о ней: «Я соединил в «Империи света» разные понятия, а именно – ночной пейзаж и небо во всей красе дневного света. Именно так мы видим мир. Отслужив год, Магритт нанялся на фабрику бумажной продукции Петера Лакруа, где занимался рисованием узоров для обоев.
На картине "Фальшивое зеркало" (1929), выразившей мировоззренческое кредо художника, всё пространство занимает изображение громадного глаза. Магритт ставит вопросы и разрушает сложившиеся стереотипы.
В 1940-х годах Магритт попытался изменить свой стиль живописи. И это глубокой ночью. В 50-х годах художник создает несколько своих самых знаменитых работ.
В их числе и картина «Голконда» (1953). Герберт Рид отмечал: Магритта отличает строгость форм и отчётливая ясность видения. Главный теоретик сюрреализма Андре Бретон, по профессии врач-психиатр, при оценке творчества художника придавал психоанализу Фрейда решающее значение. На фестивале Glastonbury 2014 прошёл спектакль российского театра ЧёрноеНебоБелое под названием «Magritte RGB».
В этом состояла ошибочность подхода теоретиков сюрреализма к произведениям искусства. На ней изображена пара целующихся мужчины и женщины их головы обмотаны белой тканью. Магритт, однако, скоро, после скандала вокруг «варварской», крайне натуралистической картины «Пожиратели птиц», возвращается к своей привычной манере и вскоре входит в круг самых дорогостоящих авторов современного искусства. "Метод свободных ассоциаций", предложенный Зигмундом Фрейдом, его "теория ошибок", "толкование сновидений" были направлены прежде всего на выявление болезненных расстройств психики с целью исцеления. Это мнение автора. «Я хочу живой любви, невозможной и двусмысленной» — сказал однажды Магритт и, как это ни странно, получил ее: любовь одной женщины к одному мужчине и наоборот без детей, без отвлекающих факторов, без желания или необходимости что-либо менять в этих отношениях.
В своих полотнах он из реальных вещей создавал мир фантазии и сновидений, погружая зрителей в атмосферу грез и таинственности. В то же время эта деталь придаёт гармонию прозаическому облику аккуратного буржуа. Это всегда тайна". Его следы затерялись. Вот комментарий художника к своей картине Удел человеческий (1933): Перед окном, которое мы видим изнутри комнаты, я поместил картину изображающую как раз ту часть ландшафта, которую она закрывает.
В качестве модели часто выступала его супруга Жоржетта. Художник бросает ему название картины (оно обычно появлялось после того, как работа была завершена). Мастер цвета, Магритт пользутся им скупо, экономно. Для него сюрреализм – кукушкино яйцо в чужом гнезде. Таким образом, дерево на картине заслоняет дерево, стоящее за ним снаружи.
Ты все-таки сделал то, о чем мечтал. По уровню популярности и частоте цитирования с ней может сравниться разве что «Вероломство образов» со знаменитой загадкой о том, что изображение трубки – это не трубка. Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. Только не спрашивайте, как это возможно, – ведь в мире Магритта ничего невозможного нет.
В этих словах — ключ к поэтике Магритта. Это всегда тайна. Магритт умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года. Искусство Магритта глубоко рационально и интеллектуально.
Магритту эти веяния были противны и в результате он стал открещиваться от ярлыка «сюрреалиста». Почему же тогда возникает смутное беспокойство, заставляющее зрителя все пристальнее вглядываться в картину. «Торжествующая поэзия вытеснила шаблонные приёмы живописи – описывал Рене своё первое впечатление, – Это было новое зрение, вооружившись которым зритель видел отражение собственного одиночества и слышал безмолвие мира».
– Они кажутся мне порождениями скорее души, чем разума.
Уже серия работ конца1920-х — начала1930-х годов, где элементарная картинка сопровождается противоречащей ей надписью, демонстрирует условно-знаковый характер визуального образа («Пустая маска», 1928, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рaйн-Вестфалия «Предательство образов», 1928-1929, Лос-Анджелес, Музей искусств «Ключ к сновидениям», 1930, Париж, частное собрание). Магритт мастерски создавал контраст между прекрасно выписанными странными сочетаниями ирреальных предметов и естественным окружением, с этой целью художник активно использовал в своих картинах символы зеркал, глаз, окон (Фальшивое зеркало, 1935 Ключ к пространству, 1936 Прекрасный мир, 1962). Люди на картине как бы притягиваются сокровищами Голконды. Вот таким образом я назвал картину Каникулы Гегеля». Цель Магритта, по его собственному признанию, — заставить зрителя задуматься.
Благодаря четкости и лаконизму поэтических метаморфоз картины Рене Магрита стали популярнейшими (наряду с произведениями Сальвадора Дали) образцами сюрреализма. В 1926 году Магритт создаёт сюрреалистическую картину «Потерянный жокей», которую считал своей первой удачной картиной такого рода. Подобно волшебнику, художник словно материализует у нас на глазах образы своей фантазии и они превращаются в прекрасный плодоносящий сад – символ живого творческого воображения.
На картине Фальшивое зеркало (1929), выразившей мировоззренческое кредо художника, всё пространство занимает изображение громадного глаза. Париж надоедает и супруги возвращаются на родину, в Брюссель. Однако, сам того не ведая, Магнус Шульман оставил след в истории. Таким образом мы иногда помещаем в прошлое то, что происходит в настоящем.
Он всю жизнь писал картины в столовой и там была идеальная чистота. В 1947 году на «отступника» обрушивается Бретон и отлучает Магритта от сюрреалистического движения. Незнакомцев могло быть двое или трое, они стояли спиной к зрителю или полубоком, а иногда – как, например, на картине High Society (1962) (может быть переведено, как Высокое общество – прим.
Слева на столе мы видим изображение гнезда и трёх яиц — символика Триединства. На ней изображена курительная трубка с надписью: «Это не трубка». Рене родился 21 ноября 1898 года в Лессине в семье коммерсанта Леопольда Магритта и модистки Регины Бертиншамп, детство провёл в небольшом промышленном городке Шарлеруа. Он проводит ее мучимый постоянным страхом репрессий за свое «левачество» (Магритт некоторое время был членом Компартии, откуда, правда, быстро ретировался), а еще пуще — «дегенеративное искусство». Зачастую он самостоятельно объяснял свои работы, однако одну из них – знаменитых «Влюблённых» – оставил без комментариев. Обратите внимание на движение покрывал на головах фигур: складки направляются к краям картины. Репродукция этой картины висит в кабинете у Томаса Крауна.
Тем самым время и пространство освобождаются от того тривиального смысла, которым их наделяет обыденное сознание". В период с 1932 по 1945 гг.
В то же время он панически боялся преследования из-за своих левых взглядов и связей с компартией – не говоря уже о попадании в ряды «дегенеративных художников». Здесь можно вспомнить слова самого Магритта о том, что он снимает вуаль со скрытого. В 1947-48 годах Магритт рисует в провокационном и грубом стиле фовизма. Довольно странно после такого утверждения пытаться хоть как-то разложить по полочкам, что именно хотел сказать, сделать или получить Рене Магритт, автор цитаты, художник, по-видимому, единственный сюрреалист в своем роде.
Здесь мы подходим к теме естественности мифологического, которая проходит через всё творчество Рене Магритта. В этом и заключался главный фокус Рене Магритта. В этом кружке Магритт не потерял свою индивидуальность, но вступление в него помогло Магритту обрести тот фирменный своеобразныйстиль, по которому узнаются его картины. Защита эстетики».
Рене Магритт скончался 15 августа 1967 года от рака поджелудочной железы. Стиль Магритта выражается в несколько «открыточной» манере письма, подчёркнутой сухости и условности его персонажи безличны, причём, зачастую – в прямом смысле этого слова. Картина «Заблудившийся жокей» (1926) становится для него пропуском в сюрреалистическую элиту.
Где сон, где реальный мир. В 1964 году проходит его грандиозная выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке, на которой он получает «официальное прощение» от «идеолога сюрреализма» Андре Бретона: «Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам». В 1967 году Рене Магритт умирает от рака поджелудочной железы, оставив недописанной новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света». Магритт придавал названию решающую роль в восприятии картины. В том же 1926 году Магритт написал «Потерянного жокея» – первую действительно удачную, по его мнению, картину. Первая его выставка в 1927 году была раскритикована.
Безмятежное небо служит фоном незнакомцу в котелке (Декалькомания, 1966), заменяет серые стены комнаты (Личные ценности, 1952) и преломляется в объемных зеркалах (Элементарная космогония, 1949). В "Освобождении" символика цвета применена для выражения сложных ассоциаций. В 1930 году, устав от парижской жизни, Магритт стремительно возвращается в Бельгию, не предупредив никого из приятелей об отъезде. На картине Сын человеческий (1964) современный человек изображён на фоне стены, отделяющей его от бескрайних просторов океана и неба, символизирующих бесконечность. Он не объяснял значений своих полотен, которые до сих пор подвергаются тщательным исследованиям и разборам. Они сами стали "личностями" и будто ведут меж собой разговор. Почему такое сочетание. Он присоединился к обществу дадаистов и в 1927-м он устроил первую в своей жизни персональную выставку в галерее «Кентавр».
Она умерла от сердечного приступа в дождливую осеннюю ночь. Особенно популярна картина «Вероломство образов», на которой изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка». С 1932 по 1945 художник трижды вступал в Коммунистическую партию Бельгии и также трижды покидал её ряды.