Париж. Картина поражает своей реалистичностью и натурализмом. Таковы же «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660, Музей изобразительных искусств им. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты.
В конце 1640-х Рембрандт сошёлся с другой своей служанкой, Хендрикье Стоффельс. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Графика делится на станковую (рисунок, не имеющий прикладного назначения, эстамп, лубок), книжную и газетно-журнальную (иллюстрация, оформление и конструирование печатных изданий), прикладную (промышленная графика, почтовые марки, экслибрисы) и плакат.
В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. Картины Рембрандта лейденского периода (1625–1631) тоже принадлежат этому течению. Музей Поля Гетти) сюжет традиционные для итальянской живописи. Рйксмузеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год.
О масштабе этого произведения в его первоначальном виде можно судить по композиционному наброску, находящемуся в Мюнхене. Наиболее значительные портреты тех лет написаны с жены художника, Саскии, в различной обстановке «Саския» (1633 год. После распродажи в 1657-58 гг. Это были не только картины итальянских мастеров и гравюры, но также античная скульптура, оружие, музыкальные инструменты. Это было юридической уловкой, благодаря которой удалось обойти постановление Гильдии Св.
Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Базель. Наряду со станковыми гравюрами (эстампами) распространена книжная гравюра (иллюстрации, заставки и т. д. ).
Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора». Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643). Рембрандт увлеченно воспринимал опыт итальянского ВозрожденияВозрождение (Ренессанс) — эпоха в истории европейской культуры 13-16 веков, ознаменовавшая собой наступление Нового времени.
Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). В картинах Меняла (1627, Берлин) и Ученый в своем кабинете (1629, Лондон, Национальная галерея) проявился интерес мастера к передаче эффектов освещения. А что же случилось с Гертье Диркс. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», – именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Сделанная в XVII веке копия лучше показывает первоначальный замысел художника.
Картинная галерея). После распродажи в 1657 – 1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. Наиболее близкие по стилю к караваджистам полотна Рембрандта – «Меняла» (Притча о неразумном богаче) (1627 год. Пятикнижие — первые 5 книг Библии (в иудаизме называются Тора): Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Галерея Далвич). и десятки других портретов были созданы за короткий промежуток времени.
Лион. Кроме того размер полотна поражает своими масштабами. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8.
Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. 3) Человек, который выполняет что-либо с большим художественным вкусом, мастерством. Прозвучал боевой сигнал. eau-forte — азотная кислота) — вид гравюры.
Огромное полотно (первоначальные размеры 5 5 м) Заговор Юлия Цивилиса, согласно различным версиям или так и не было вывешено в ратуше или занимало отведенное для него место не более двух лет и затем было заменено картиной Овенса на тот же сюжет. Создающая впечатление разнобоя и напряжённости случайность запечатленной на полотне ситуации вместе с тем проникнута торжественностью и героическим подъёмом, сближается по своему звучанию с исторической композицией7. Лондон. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист.
Застывший в воздухе нож придаёт сцене дополнительное напряжение. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. В этот период художник написал грандиозное сюжетное полотно «Возвращение блудного сына», вызывающее сострадание зрителя и призывающее к прощению и милосердию по отношению к раскаявшемуся юноше.
Освободившись, умерла через год. Рейксмюсеум), «Валаам и ослица» (1627 год). Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей.
картины и портреты этого периода, в том числе созданные в последний год жизни автопортреты — образ смеющегося Рембрандта (Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн) и автопортрет из лондонской Национальной галереи. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Государственный музей Амстердама. Менее удачными считаются его портреты в полный рост.
Пятна света разбросаны по всему холсту, оживляя его живописную поверхность. Иногда понятия сюжета и фабулы определяют наоборот иногда их отождествляют.
Охвативший всех порыв по-разному претворяется в многочисленной массе людей. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Заказчики предпочитали, чтобы их нарисовали с супругой. В центре площади находится памятник Рембрандту.
Картинная галерея) в мифе орел похитил юного Ганимеда, чтобы тот стал виночерпием у Зевса. Самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. Зато все требования заказчиков были выполнены. В 1649 она покинула дом и ее сменила Гендрике Иегерс, по прозвищу Стоффельс. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года.
Первые его опыты в области офортаОфорт (от франц. Рембрандт создает ряд полотен на мифологические и исторические сюжеты. Нью-Йорк. Он оказал сильное влияние на Рембрандта и научил его гравировальному искусству.
На лице Петра лежит глубокая печаль. Картина очень трогательная благодаря жесту и выражению лица главного персонажа. Рейксмюсеум) были написаны художником еще в лейденский период.
К серии автопортретов примыкает вереница изображений умудрённых жизнью апостолов нередко в лице апостола угадываются черты самого художника8. «Похищение Ганимеда» (1635 год. Амстердам.
Картина «Ночной дозор» оказалась поворотной точкой в карьере Рембрандта. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни. Художник нанял для него няню, вдову Гертье Диркс, которая стала любовницей Рембрандта. Спустя восемь лет Рембрандт пишет еще один двойной портрет: «Проповедник сектыменнонитов Корнелис Клас Ансло и его жена Алтье Геррит Схаутен» (1641 год.
ГМИИ им. Родился в Лейдене в семье мельника. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Картину много раз пытались толковать, но нет ни одной убедительной версии. Однако основной характер сцены ясен для каждого взирающего на эту колоссальную картину.
Кисть возвращает жизнь мертвой плоти и красоту безобразию. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты. У Гендрике и Рембрандта родилась дочь Корнелия.
Одна из самых известных картин этого периода – Ночной дозор (1642, Амстердам, Рейксмузеум). Она погружена в глубокие раздумья и как будто провидит смерть мужа. К 1660-м годам относятся наиболее сложные по психологической структуре религиозные («Возвращение блудного сына», около 1668-1669) и исторические («Заговор Юлия Цивилиса», 1661) композиции, портреты («Синдики», 1662). Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. 2) Человек, который творчески работает в какой-либо области искусства.
Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. Лейденец Герард Доу – один из первых учеников Рембрандта – всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года. (рисунки, офорты) Рембрандта приобрели особую эмоциональную выразительность, светотень выступает в них как средство раскрытия психологических коллизий. представляет известные сложности для искусствоведов. К ногам Христа припадают маленькие дети.
На кёльнском автопортрете 1662 года черты автора искажены горькой усмешкой, а на последних автопортретах 1669 года (ГалереяУффици, Лондонская Национальная галереяиМаурицхёйс) он, несмотря на бросающуюся в глаза физическую немощь, спокойно смотрит в лицо судьбе. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626). Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Под влиянием этих работ Рембрандт переходит от двойных портретов к масштабным изображениям моделей в полный рост (кассельский портрет Андриса Граффа, 1639).
Та же атмосфера психологического откровения царит в портретах, где фокусом интереса все чаще предстает лицо, либо лицо и руки, проступающие из мягкой светотени: портреты человека в золотом шлеме (около 1650, Картинная галерея, Берлин-Далем), Яна Сикса (1654, собрание Сикса, Амстердам), читающего Титуса (1656, Художественно-исторический музей, Вена). объявили несостоятельным должником, его имущество продали с молотка. Ниваа.
Ещё сто лет назад самым большим собранием рембрандтовских полотен мог похвастаться Императорский Эрмитаж, однако в XX веке часть этого собрания была распродана, некоторые картины были переданы в Пушкинский музей, авторство других было оспорено. Его спутник эффектно освещен, каждая деталь его одежды внимательно прописана. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. отличается демократизмом и жизненностью образовОбраз художественный — категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством способ бытия художественного произведения. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете.
К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Итоговые произведения периода – «Товит и Анна», «Валаам и ослица» – отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Выразительные средства графики — контурная линия, штрих, пятно (иногда цветовое), фон листа (обычно белой бумаги), с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение.
(художник писал их вплоть до 1654 года), где природа и деяния человеческих рук, природа и история сливаются в единую почвенно-землистую массу, согретую теплым сиянием и живущую своим мерным, величавым ритмом. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Лондон. Королевское собрание). Художник размещает чету супругов в частной обстановке. В XVII веке важнее всего было сходство, портреты же Рембрандта глубоко психологичны.
Рембрандт поступил в Латинскую школу. до н. э. Окончательная редакция в 5 в. до н. э. и ТалмудаТалмуд (др. -евр., букв. Лос Анджелес. Родился в Лейдене 15 июля 1606 в семье зажиточного мельника. Реставрационный отдел. Портрет на котором художник запечатлел себя в мастерской в момент работы над картиной – это первый дошедший до нас живописный автопортрет Рембрандта (1628 год).
Различают гравюру выпуклую, когда краска покрывает поверхность выпуклого рисунка и углубленную, когда краска заполняет углубления (преимущественно гравюра на металле: акватинта, меццо-тинто, мягкий лак, офорт, пунктирная манера, резцовая гравюра, сухая игла и т. д. ). Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Собрание Уоллес), «Титус в одежде монаха (Титус в виде Святого Франциска)» (1660 год. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643).
«Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Корнелия – единственная из всех детей Рембрандта – пережила своего отца. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора».
Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. «Жертвоприношение Авраама» (1635 год. Цветовое решение картины сдержанное, господствует черно-белая гамма. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Самым драматичным из офортов Рембрандта является лист Три креста (ок. Эрмитаж) драматична по своему сюжету.
Картинная галерея), «Портрет Саскии» (Кассельский портрет) (1635 год. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Всем домочадцам пришлось перебраться из центра на окраину столицы, где жизнь Рембрандта протекала вполне размеренно и спокойно.
Они изображены вокруг стола с лежащей на нем счетной книгой. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «ДавидпередСаулом», 1627). Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм).
Благодаря возможности лаконичного, резко заостренного выражения, способности быстро откликаться на события, удобству печатного размножения, создания циклов и серий графика широко используется в агитационных и сатирических целях (плакат, карикатура). Его посетил Козимо Медичи, будущий герцог Тосканы. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. «Свадьба Самсона» (Самсон задает гостям загадку) (1638 год. После реставрации картину вновь выставили в музей 14 октября 1997.
Несмотря на трудности, художник много работал, но вкусы публики изменились. исканий, придавая им тем самым беспрецедентную по искренности человечность. Простые же люди позировали ему для библейских сюжетов.
Подобно другим мастерам барокко, он начинает постигать значение резко вылепленной светотени для передачи эмоций. 15 июня 1985 года в ЭрмитажеЭрмитаж в Санкт-Петербурге (от французского ermitage — место уединения) — один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Учился плохо и хотел заниматься живописью. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве.
Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Во второй картине Рембрандт стремился передать атмосферу наполненного воздухом интерьера. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7.
Возможно художнику помог набросок, сделанный с картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Музей Метрополитен), «Альберт Кейпер» (1632 год.
Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Музей Бойманса-ван Бенингена), «Титус» (1657 год. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626). (фигуры нищих, бродяг, крестьян) относятся еще к лейденскому периоду.
Состоявшийся в 1634 году брак с Саскией ван Эйленбюрх открывает перед художником двери особняков зажиточных бюргеров, к числу которых принадлежал её отец— бургомистр Леувардена. Его влекут такие моменты бытия, когда человеческие переживания проявляются с наибольшей силой. — в особенности в картинах на темы античной мифологииМифология (от греческого mythos — предание, сказание и logos — слово, учение) — совокупность мифов (наиболее известны образы мифологии Древней Греции, Древней Индии), а также наука изучающая мифы (их возникновение, содержание и распространение).
Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007) и «Рембрандт. Аристотель погружён в глубокое раздумье внутренний свет, кажется исходит от его лица и от бюста Гомера, на который он возложил свою руку. Полотно же Рембрандта «Иуда возвращает тридцать сребреников» (1629 год.
Картина Человек в позолоченном шлеме (1651, Берлин – Далем) работы мастерской Рембрандта демонстрирует характерные черты позднего стиля мастера. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Национальная галерея) производит на зрителя странное впечатление из-за того, что картина была неровно обрезана с двух сторон.
Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Рембрандт тщательно пишет лицо, детали одежды, венок из цветов на голове Саскии. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи – все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627).
Она тоже была поначалу няней Титуса. Это прекраснейший голландский групповой портрет того времени. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8.
Базель. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для 17-ого века цену он был однажды продан. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста.
Кроме того картина напоминала о недавней освободительной Нидерландской революции. Фигура Саскии на картине была записана фигурой Гертье Диркс. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Рембрандт скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме. Одежда на них нарядная и экзотичная. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635).
сохранилось мало. Для Рембрандта необычный сюжет иногда мог стать поводом для смелых художественных экспериментов. о банкротстве. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Тем временем Хендрикье родила Рембрандту сына (он умер в младенчестве) и дочь Корнелию.
Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626). «Возвращение блудного сына» (1666 год. Берлин), «Введение во храм» (1628 год), «Христос в Эммаусе» (1629 год). Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. В двух случаях это были крупные и престижные заказы.
На кёльнском автопортрете 1662 года черты автора искажены горькой усмешкой, а на последних автопортретах 1669 года (Галерея Уффици, Лондонская Национальная галерея и Маурицхёйс) он, несмотря на бросающуюся в глаза физическую немощь, спокойно смотрит в лицо судьбе. Я обвиняю. » (2008)12. Рембрандта они взяли на работу в качестве «советника». После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики.
Под влиянием этих работ Рембрандт переходит от двойных портретов к масштабным изображениям моделей в полный рост (кассельский портрет Андриса Граффа, 1639). После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года. Художник подолгу работает над гравированными портретамибургомистраЯна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Это скорее фантазия Рембрандта на тему библейской истории.
Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. Таков этапный для судеб исторической картины, драматически-напряженный «Заговор Юлия Цивилиса» (1661, сохранился в сильно обрезанном виде Национальный музей, Стокгольм) эта композиция на тему борьбы батавовБатавы — германское племя в дельте Рейна. Амстердам.
Берлин. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса. Государственный музей Амстердама.
Со временем он стал великим реформатором искусства гравюрыГравюра (французское gravure) — вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску гравером. Санкт-Петербург. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635) – застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения.
После распродажи в 1657-58 гг. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство ислам). В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина). В Библии говорится о том как Давид и Ионафан обнялись и плакали вместе. Эти гравюры стремительно распродавались.
Сочетая глубину психологической характеристики с исключительным мастерством живописи, основываясь на эффектах светотени, писал портретыПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. «Судостроитель и его жена» (портрет Яна Рейксена и его супруги Грит Янс) (1633 год. Период переезда в Амстердам ознаменовался в творческой биографии Рембрандта созданием множества этюдов мужских и женских голов8, в которых он исследует своеобразие каждой модели, экспериментирует с подвижной мимикой лиц.
Ему удалось избежать самого худшего с помощью законной операции, называвшейся «cessio bonorum» (что значит «передача долга»). Картина «Урок анатомии доктора Тульпа» привлекла внимание многих амстердамцев, которые стремились проникнуть в аудиторию медицинского учреждения, чтобы только посмотреть на нее. Лист Благовестие пастухам (1634) – настоящее барочное театрализованное действо. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см.
Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. В этюдах мужских и женских голов он исследует мимику лиц и своеобразие каждой модели.
Она подала в суд на Рембрандта, считая, что он нарушил брачный договор, но она проиграла спор и была направлена в исправительный дом, в котором провела целых 5 лет. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос вЭммаусе» (1629). Но уже в этих ранних полотнах появляются свето-теневые эффекты, так прославившие автора. Сам же Рембрандт получил новый общественный заказ лишь спустя 14 лет. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни. Оттиски также называют гравюрами. Рембрандт изобразил событие, описанное в Анналах римского историка Тацита (1 в. ): вожди племени батавов клянутся на мече бороться за освобождение от римского владычества.
Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора». Иногда его рисунки кажутся быстрыми набросками, где нервная линия почти нигде не остается непрерывной. Свод библейско-евангельских картин, гравюр и рисунков художника называют «Библией Рембрандта». Знак зодиака — Рак. С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается.
Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. живописи и литературы. Дальнейший творческий путь Харменса Рембрандта отмечен пристрастием художника к рисованию автопортретов и портретов, заказы на которые он получал непрестанно. Государственный музей Амстердама. Государственный музей Амстердама.
Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. Санкт-Петербург. Особенно благоволили к нему консервативныеменнониты. Спустя несколько лет ее сменила другая молодая женщина, Хендрикье Стоффельс. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом.
Похищение пугает ребенка и он с искажённым от ужаса лицом пускает струю. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Эрмитаж). Роттердам.
Особенно характерен в этом отношенииГоварт Флинк, в совершенстве освоивший внешнюю бравурность динамичных рембрандтовских полотен1630-хгг. («Ночной дозор», 1642) религиозные («Святое семейство», 1645) и мифологические («Даная», 1636) сцены. Саския умирает в 1642 году, через год после рождения сына Титуса. По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса 1628-32 гг. Рембрандт скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме.
Он прожил здесь до 1660 года, когда новый владелец дома аннулировал это разрешение. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Многие ученики уходят от него и становятся востребованными художниками. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов. Одним из неразрешённых вопросов творческой биографии Рембрандта является его художественная перекличка с Ливенсом.
Рейксмюсеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год. На расстоянии создается иллюзия, что фигуры движутся навстречу зрителю. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан.
Rembrandtplein) в честь великого художника. Одним из неразрешённых вопросов творческой биографии Рембрандта является его художественная перекличка с Ливенсом. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов.
«Похищение Европы» (1632 год. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Павлин на столе – символ богатства. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626). Через год начал брать уроки живописи. Урок анатомии у доктора Тюльпа. Гертье подала на Рембрандта в суд, обвинив его в нарушении брачного сговора.
«Мартен Лоотен» (1632 год. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии – иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). В 1642 Саския умирает.
Эдинбург. Один из лучших групповых портретов Рембрандта – Синдики (1661–1662, Амстердам, Рейксмузеум). Дрезден. Рембрандт всегда избегал классицистической идеализации в изображении человеческого тела. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки.
Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. Многие имеют овальную форму. Я обвиняю. » (2008). Большей частью захватывал власть в городах после приобретения ими самоуправления. Рейксмюсеум). Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков.
Самым близким к нему человеком в те годы, по-видимому, оставался Титус именно его изображения наиболее многочисленны. Открытое художественное собрание), «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г).
Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. Групповой портрет «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632 год. Лист в сто гульденов, гравюра, получившая свое название из-за цены, по которой она была продана на одном из первых аукционов, посвящена теме христианского смирения. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Рембрандт знакомится со множеством людей разных сословий. Женившись в 1634 году на потомственной аристократке, художник стал вхож в высший свет нидерландского бюргерства.
Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Европе (купцы, ростовщики, городские землевладельцы и др. ). Рембрандт родился 15 июля 1606 года в Лейдене. Рембрандт также пишет портреты своего сына: «Титус за партой» (1655 год.
Служанки позировали Рембрандту для картин: «Женщина в постели» (Гертье Диркс. ) (1647 год. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. Зато все требования заказчиков были выполнены. Однако страсти Христовы большого успеха не имели. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни, каковы два «Святых семейства», 1645 и 1646 годов.
По сути картина является пасторалью. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто подобно автору прошёл через годы горестных испытаний. Композиция уравновешивается жестом руки Ансло и лежащими на столе книгами.
На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. представляет известные сложности для искусствоведов. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Эта колоссальная по своим размерам картина (3, 59X4, 38 м) явилась как бы заключительным аккордом предшествующего развития художника, высочайшей вершиной, достигнутой искусством его времени в создании исторической композиции. Широкая, свободная живопись, виртуозная графикаГрафика (греческое graphike, от grapho — пишу) — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др. ), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.
Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта.
Первый крупный заказ, полученный Рембрандтом в Амстердаме, – картина Анатомия доктора Тюльпа (1632, Гаага, Маурицхёйс). Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнямисв.
Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. К 1628 Рембрандт был уже сложившимся художником и имел учеников. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Первым его учителем был Я. ван Сваненбург.
Через этап караваджизма прошли П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Ж. де Латур., уже в ранних, небольших по формату вещах («Принесение во храм», ок. 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург «Симеон во храме», 1631, Маурицхейс, Гаага) уделяет особое внимание эмоционально-психологическим возможностям светотени. ТорыТора — древнееврейское название Пятикнижия. Амстердам.
Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы. В 1656 году художникаХудожник: 1) То же, что художник. Реставрационный отдел. ). Главные акценты расставлены художником на лицах и некоторых предметах интерьера. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника.
Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Столь смелое сочетание группового портрета с военными воспоминаниямиНидерландской революцииотпугнуло некоторых заказчиков. Из четырех детей от этого брака мать пережил только сын Титус. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631).
Государственный музей Катарейнеконвент), «Концерт» (Музыкальный урок сладострастной любви) (1626 год. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для 17-ого века цену он был однажды продан. Среди других известных его работ – «Валаамова ослица» (1626 г). Наряду с религиозной живописью важнейшим жанром для молодого Рембрандта стал портрет старательно изучая мимикуМимика (от греческого mimikos — подражательный) — выразительные движения мышц лица, одна из форм проявления чувств человека. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита)., рисовальщик, офортистОфорт — гравюра на металлической пластине с рисунком, протравленным кислотой, а так же оттиск такой гравюры. Тем не менее школу закончил и поступил в Лейденский университет.
Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. дом Рембрандта), который он наполнял скупленными им у антикваров предметами искусства. Их лица озарены внутренним светом. Санкт-Петербург. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Композиция была нарушена.
В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. «Похищение Ганимеда» (1635, Картинная галерея, Дрезден) выглядит карикатурно (юный герой писает со страха), образ же «Данаи» (1636, Эрмитаж), как и рембрандтовские ню вообще, полон интимной, домашней эротики и абсолютно антиклассичен. Дрезден.
На ней изображено 29 персонажей из которых 16 – реальные исторические лица их движения и расположение на картине подчинены единому общему действию, развивающемуся на глазах у зрителя. Ей стала молодая девушкаХендрикье Стоффельс. В Европе возникла на рубеже 14-15 веков. В эту пору были Рембрандтом были созданы многие из лучших автопортретов, а также замечательные пейзажиПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа. Берлин. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях – «Побиении камнями св.
Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, кактициановский«Ариосто» и портретБальтазаре КастильонекистиРафаэля. Государственные музеи, Картинная галерея).
Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта – «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. Зато все требования заказчиков были выполнены. Ранние полотна Рембрандта: «Побиении камнями святого апостола Стефана» (1625 год. Для достижения новых выразительных эффектов он часто сочетал разные техники: иногда проходил резцом по уже протравленной кислотой доске иногда гравировал «сухой иглой» – инструментом с алмазом на конце, который оставляет на металле бороздки с зазубринками, придающими мягкость и бархатистость штриху на отпечатке.
Полгода спустя (1623) Рембрандт вернулся в Лейден и открыл собственную мастерскую. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах действующих лиц написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Ариосто» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля. Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком.
Похоронили его в амстердамской Вестеркерк. «Прощание Давида с Ионафаном» (1642 год. дома и имущества художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал. В 1630–1640-е годы он рисовал, сочетая линии разной толщины с тончайшей отмывкой. Рембрандт все чаще драматически укрупнял фигуры («Иаков, благословляющий сыновей Иосифа», 1656, Картинная галерея, Кассель), окутывая образы обаяниемОбаяние — очарование, притягательная сила.
ЛейденецГерард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года. Фабрициус, который работал в мастерской около 1640 года, охотно экспериментировал с перспективой и разрабатывал высветленные фоны, что принесло ему незаурядный успех вДелфте. Таковы, например, «Святое семейство» (1645-46, варианты в Эрмитаже и Картинной галерее, Кассель), «Христос в Эммаусе» (1648, Лувр). В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Эрмитаж).
Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Национальная галерея Шотландии), «Хендрикье Стоффельс» (1650 год. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы его самого не стало годом позже. В центре площади находится памятник Рембрандту.
Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения. Париж.
Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания. После того, как в 1631 (1632) году он переехал в Амстердам, в самом скором времени он снискал настоящую славу талантливого художника. Два других заказа на создание портрета достались его ученикам. На творчество Рембрандта повлияли такие художники, как Йорис ван Схоотен, создатель целой серии групповых полотен, Лука Лейденский, его кисти принадлежит полотно «Страшный суд», Питер Пауль Рубенс, считавшийся тогда лучшим художником Европы, немецкий художник Адам Эльсхаймер, а также картины караваджистов стали его учителями в отношении работы со светом и тенью. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630).
Лувр), «Якоб де Гейн Третий» (1632 год. Правовые положения составляют Галаху, сопутствующие Галахе мифы, легенды, притчи, рассказы, сказки — Аггаду (Агаду)., т. е. представлена вероисповедная карта тогдашней Западной Европы. А. С. Пушкина) и «Отречение апостола Петра» (1660 год.
Однако слабая здоровьем жена живописца скончалась через год после рождения сына, а сам Харменс, как свидетельствует биография Рембрандта, в этот злополучный момент достиг пика творческой славы благодаря картине «Ночной дозор» исторический сюжет которой возвеличивал мужественных защитников родины, ее свободы и независимости. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Он написал групповой портрет старейшин суконного цеха («Синдики», 1661-62, Государственный музей, Амстердам), добиваясь внешней простоты и эмоциональной непринужденности образа.
Отличительная черта рембрандтовского творчества 1650-х годов – ясность и монументальность крупнофигурных композиций. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались). В одном из своих писем Хейгенс описывает Ливенса и Рембрандта как многообещающих молодых художников. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи.
Санкт-Петербург. Художник пристально изучал произведения великих предшественников и современников, таких как Тициан и его «Ариосто», портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля, портреты кисти ван Дейка. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Эрмитаж) художник изображает Саскию в костюме Флоры, создавая образ богини. Им создано множество картин: это и портреты семьи и заказные работы и сцены из библейской истории — «Давид и Саул» (ок.
неизъяснимой тайныТайна — нечто скрываемое от других известное не всем, секрет (как в так называемом «Польском всаднике» или «Путешествии Блудного сына», около 1655-57, собрание Фрик, Нью-Йорк). Открытое художественное собрание), «Плачь Иеремии» (1630 год. Государственный музей Амстердама. В гравюре Лист в сто гульденов при отсутствии видимого действия Рембрандту прекрасно удалось передать чудо Божественного присутствия в мире людей. Если на полотнах 1650-х годов число фигур никогда не превышает трёх, то в последнее десятилетие своей жизни Рембрандт возвращается к созданию многофигурных композиций. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643). Влияние искусства Рембрандта было громадным.
Справа изображены фарисеи, неверующие и погруженные в бесконечные споры. Дрезден. дом Рембрандта), который он наполнял скупленными им у антикваров предметами искусства. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635).
Трое его детей умерли ещё во младенчестве. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена. Окружной музей искусств), «Человек, чинящий перо» (1632 год. На первой из них изображен старик в очках за работой, в углу, заваленном счетными книгами.
Светотень в этих картинах достигает невиданного прежде богатства оттенков. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство.
После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни. Сумрачно-таинствен «Урок анатомии доктора Деймана» (или «Вторая анатомия», 1656 сохранился лишь фрагмент картины, Государственный музей, Амстердам). Как и другие мастера барокко, Рембрандт исследует значение светотени для передачи эмоций. Рембрандт светом выделяет две фигуры на переднем плане.
Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новойАмстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена. На картине изображена выступающая в поход рота и несколько неизвестных прохожих, у ворот. Кассель. В офорте Три дерева (1643) контраст густо заштрихованных фрагментов изображения и белой бумаги доведен до предела наклонные параллельные линии на фоне неба прекрасно передают ощущение летней грозы. Возможно ученики помогали художнику писать фоны и одежду моделей.
«Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год. обанкротстве. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов.
Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. Последний познакомил Рембрандта с произведениями мастеров итальянского искусства. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631).
Государственный музей Амстердама. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. В этой атмосфере творчество художника стало необыкновенно актуальным. Он осваивает и другие новые для себя жанры – натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались).
Зато все требования заказчиков были выполнены. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни, каковы два«Святых семейства», 1645 и 1646 годов. ДляштатгальтераФридриха-Генриха Оранскогоон создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса. Рембрандт становится увлеченным коллекционером дорогостоящих и редких предметов. В амстердамском доме художника с 1911 года также действует музей, где выставлены преимущественно офорты. Государственные музеи. Бессистемное ведение дел привело к банкротству, от трагических последствий которого живописца оградили Титус и Хендрикье – самые близкие ему люди, организовавшие компанию по продаже полотен мастера. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения.
Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний. Внимание зрителя привлекает освещенная фигура девочки на втором плане картины. Основная часть пятикнижия создана в 9-7 вв. В офортах Рембрандта линии так же свободны и подвижны, как и в набросках пером.
На картине Вирсавия (1654, Париж, Лувр) женщина, которую царь Давид увидел купающейся и полюбил за необыкновенную красоту изображена не в момент купания, столь часто избиравшийся художниками для рассказа этой истории и вовсе не красивой. Городское собрание живописи), «Мужчина с остроконечной бородкой» (1632 год. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. Картина построена на игре освещенных и затенённых зон.
Rembrandtplein) в честь великого художника. Лондон. Художественная галерея). Резец требует сильного нажатия и большой осторожности. Его Ганимед скорее похож на рубенсовского купидона.
Национальная галерея), «Хендрикье Стоффельс у открытой двери» (период 1650-1660 годы. Он увлеченно писал другие полотна – их темой стала библейская история. В 1646 вновь вернулся к картине «Даная», для которой ему позировала Саския. «Автопортрет с Саскией на коленях» (Блудный сын в таверне, Аллегория любви и вина) (1638 год. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652Герард де Лересс, 1665Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто подобно автору прошёл через годы горестных испытаний. Рембрандт написал для принца Оранского несколько полотен на религиозную тему.
После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Проявленные довольно рано способности к рисованию, о которых гласит биография Харменса Рембрандта, позволили юноше поступить подмастерьем к известному в городе художнику, после чего парень переехал в Амстердам, где некоторое время учился живописи у искусного мастера кисти, убежденного последователя итальянской школы. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Они написаны легкими мазками, в коричневато-желтоватой цветовой гамме с несколькими красными акцентами.
Сын мельника, после недолгого обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт посвятил себя искусству. Рембрандт объявил себя неплатежеспособным и попросил о передаче своего состояния кредиторам. Преобладающий в картине темный фон позволяет лучше выделить фигуры персонажей. Художник делает зрителя участником происходящего в картине.
Таким образом он избежал банкротства и долговой тюрьмы. Это можно проследить в работе Похищение Ганимеда (второе название Ганимед в когтях орла), хранящейся в Дрезденском музее. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики.
Rembrandtplein) в честь великого художника. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. (офорт, часто в сочетании с сухой иглой): виртуозно применяя повторные травления, создавая серийные оттиски, разнообразные по силе тона и штриха, добиваясь удивительной образной глубины содержания, он впервые (если не считать немецкого живописца и графика Альбрехта Дюрера) поставил печатную графику на один уровень с шедеврамиШедевр — исключительное по своим достоинствам произведение искусства, образцовое создание мастера. В центре площади находится памятник Рембрандту.
В Амстердаме существует музей Рембрандта (в доме, где он жил в поздний период жизни). Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Саскии ван Эйленбург, посвятив молодой жене ряд лучших своих образов.
Особенно характерен в этом отношении Говерт Флинк, в совершенстве освоивший внешнюю бравурность динамичных рембрандтовских полотен 1630-х гг. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Заказчики отказались принять эту картину. На картине изображено более двадцати фигур. Документальных сведений о частной жизни Рембрандта в 1640-е гг.
Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Он осваивает и другие новые для себя жанры—натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались). Картина «Ночной дозор» (1642 год. Существуют также версии о том, что мужчина в красной накидке – Вечный Жид (евангельский персонаж, отказавший привязанному к кресту Спасителю в просьбе облокотиться на его дом по дороге на Голгофу и наказанный за это вечным скитанием до самого второго пришествия). Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629).
Художественная галерея), «Женщина с книгой псалмов» (1632 год. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля. В картине «Урок анатомии доктора Тюлпа» (1632, Маурицхейс), принесшей ему большой успех, он новаторски решил проблему группового портрета, построив его на контрасте разнообразных реакций учеников и спокойствии центральной фигуры ученого-медика изъясняющего строение человеческого тела.
Такая гравюра создается путем процарапывания рисунка на металлической пластине затем пластина покрывается краской, заполняющей оставленные резцом углубления и с нее печатают оттиски на бумаге при помощи пресса. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Рембрандт (полное имя и фамилия Рембрандт Харменс ван Рейн, Rembrandt Harmensz van Rijn) — голландский художникЖивопись — вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630).
Москва. Эрмитаж) «Аман узнает свою судьбу» (Давид и Урия) (1666 год. По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса 1628-32 гг. Я обвиняю. » (2008).
Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков.
Возглавляемые капитаном и лейтенантом стрелки строятся, выходя из-под темной арки ворот. Рембрандт не льстит себе, он беспощаден в фиксировании принесенных годами разрушений. Картинная галерея). Гремит барабанная дробь, заряжаются ружья, подымаются знамена. Лондон.
Рейксмюсеум). Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Мягкий свет свечи моделирует формы фигур и предметов, расположенных на переднем плане. Он перебрался в более скромное жилище в еврейском квартале Амстердама. В центре площади находится памятник Рембрандту. Рембрандт создает драматические и напряженные картины: «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660 год.
В последнем автопортрете, написанном художником в 1669 году (Гаага, Маурицхейс), так же беспощадно вскрыты приметы старости — глубокие складки, редкие седые волосы, ореолом окружающие голову, полный печали взгляд, направленный на зрителя и глубоко проникающий в душу. Рембрандт умирает годом позже.
Например, в Листе в сто гульденовхудожник использовал все эти техники (работа над этой доской продолжалась несколько лет). Люди изображенные на картине, не расположены прямыми рядами, а собраны в форме полумесяца, окружая хирургический стол (если представить вид сверху). На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. В картинах, как светских, так и религиозных, доминируют сильные драматические эффекты. — 5 в. н. э. Включает Мишну — толкования Торы и Гемару — толкования Мишны.
Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. Как гимн любви воспринимается «Автопортрет с Саскией» (около 1635, Картинная галерея, Дрезден). Освободилась она в 1655 году, а на следующий год умерла. Кассель. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). «Урок анатомии» определяется как представитель жанра «групповой портрет».
Ему позируют и друзья и никому не известные солдаты, старики и старухи. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Утрехт. Библейско-евангельские сцены отмечены печатью трагизма — с телами и лицами, как бы самосветящимися на темном фоне («Ослепление Самсона», 1636, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне «Жертвоприношение Авраама», 1635, Эрмитаж «Снятие с креста», 1633-1634, варианты в Старой пинакотеке, Мюнхен и ЭрмитажеЭрмитаж в Санкт-Петербурге (от французского ermitage — место уединения) — один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Именно в его мастерской Рембрандт научился гравировальному искусству.
дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Дрезден.
Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Рембрандт смог передать внутреннюю драмму Ионафана изобразив его со спины. Из учеников Рембрандта наиболее известен Герард Доу. В центре площади находится памятник Рембрандту.
Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. По всей вероятности, распространённая легенда о провале этой работы не имеет под собой серьёзных оснований. Конспирологическаяверсия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёраПитера Гринуэя«Ночной дозор» (2007)и «Рембрандт.
Испытав сильное влияние караваджизмаКараваджизм — художественная система, характерная для начального этапа развития реалистической живописи 17 века (монументализация обыденного мира с помощью светотеневых контрастов), созданная Караваджо и его последователями (караваджистами: О. Джентилески в Италии, Х. Тербрюггеном в Нидерландах, Х. Риберой в Испании). В 1641 году у них родился сынТитус ещё трое детей умерли в младенчестве. «Пир Валтасара» (Мене, Текел, Фарес) (1635 год. Лувр) «Женщина купающаяся в реке» (Хендрикье Стоффельс купающаяся в реке) (1654 год.
Здесь при республиканской форме правления существовала относительная свобода взглядов. В портрете «Флора» (1634 год. Рейксмюсеум) сейчас является национальным символом Нидерландов.
Активное действие отсутствует, статичные, внешне сдержанные персонажи, подчас окутанные сиянием парчовых одежд, выступают из окружающего их затенённого пространства. На картине «Урок анатомии доктора Тульпа» доктор Николас Тульп (настоящее имя Клас Питерсзон), выдающийся амстердамский хирург и ученый, заведовавший кафедрой анатомии, демонстрирует медикам строение мышц левого предплечья. Санкт-Петербург.
Впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Отражая богатейший спектр религиозных раздумий мастера, она имеет уникальное по своей широте значение: в ней проступают не только протестантско-кальвинистские, католические и сектантские мотивы, но и иудаистская традиция толкования Библии, религияРелигия (от латинского religio — набожность, святыня, предмет культа) — мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. В теплом колорите преобладают мерцающие красные и золотисто-коричневые оттенки. Это событие приумножило их состояние, открыв перед художником двери особняков бюргеров. Несколько раз написал «Святое семейство».
Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Также он создает серию гравюр с изображением его родственников и автопортретов. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «СамсониДалила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. Работы 50-х «Вирсавия (1654), «Аристотель» (1653), гравюры «Жертвоприношение Авраама» (1655) и «Отречение апостола Петра» (1660) демонстрируют человека слабого, опутанного противоречиями, потерянного, но призванного к любви, величию и силе.
Ещё одна интересная догадка – в этом мужчине Рембрандт изобразил самого себя. и бароккоБарокко (итальянское Barocco, буквально — причудливый, вычурный) — стиль, преобладавший в искусстве Европы с конца 16 до середины 18 века и охвативший все виды творчества, наиболее монументально и мощно проявившись в архитектуре и изобразительном искусстве., но в то же время бросал вызов классическому ренессансному канонуКанон в изобразительном искусстве — система стилистических и иконографических норм, господствующая в искусстве какого-либо периода или направления произведение, служащее нормативным образцом. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. По специальному заказу Рембрандтом выполнялись групповые портреты. Приходской совет осудил Хендрикье за «греховное сожительство», после того как в 1654 году у них родилась дочь Корнелия. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Галерея живописи) это единственный автопортрет живописца, в котором он изображен не один. усиливают до предела эффект сияния, которое как бы озаряет красочную массу изнутри, акцентируя психологические узлы композиции. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. В двух случаях это были крупные и престижные заказы.
Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. Более свободной, легкой предстала живописная манера мастера, росли масштабы композиций. Лондон.
«Ян Сикс» (1654 год. Ангел в последний момент хватает Авраама за руку, тем самым предотвращая трагедию. Похоронили его в амстердамскойВестеркерк. Фактура его картин превратилась в подлинную материю света: свободные лессировкиЛессировка (от немецкого Lasierung) — тонкие прозрачные или полупрозрачные слои красок, наносимые на просохший слой масляной живописи для обогащения колорита.
После распродажи в 1657-58 гг. 1630), «Динарий кесаря» (1629). Лос-Анджелес. Каковы бы ни были причины охлаждения амстердамской публики к Рембрандту, результатом перемены во вкусах стало угасание его славы и постепенное обнищание. Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась.
Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Его морщинистое лицо освещено тусклым светом единственной свечи, которую он прикрывает рукой. Заказчиками портрета были представители амстердамского цеха суконщиков (синдики). Именно вот таким образом в 18 в. картина была ошибочно названа Ночной дозор. С конца 1 в. до н. э. под властью Рима, против которого в 69 н. э. подняли восстание во главе с Цивилисом (подавлено в 70). Некоторые мифологические картины вообще имеют полукарикатурное изображение богов и богинь.
Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. 2) Родовая аристократия в Древнем Риме. На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта.
Наука 20 века развеяла романтический миф о «Рембрандте-изгое» (он вступал в острые конфликты с голландским истэблишментом, но никогда не был каким-то отверженным, а тем паче нищим), провела большую работу по разделению произведений художника и его учеников (среди них были такие крупные мастера, как нидерландские художники Герард Доу, Карел Фабрициус и Ант де Гелдер Гелдер). Примером здесь может служить картина Освежеванная бычья туша (1655, Париж, Лувр). 1650).
Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Фигура в черном – капитан Кок протягивает вперед руку. «Ночной дозор» – уникальный групповой портрет изображающий событие, а не просто позирующих мушкетеров.
К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Аристотель погружён в глубокое раздумье внутренний свет, кажется исходит от его лица и от бюста Гомера, на который он возложил свою руку8. Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года. Фактура красочной поверхности произведений позднего Рембрандта кажется мерцающей драгоценностью.
После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. Музей изящных искусств), «Паламедеи перед Агамемноном» (1626 год), «Крещении евнуха» (1626 год. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах действующих лиц написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены.
Итоговые произведения периода— «Товити Анна», «Валаами ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. 1660, Амстердам, Рейксмузеум). Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8.
В 1627 году Рембрандт возвращается в Лейден. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). В конце того же года Рембрандт взял в дом домопровительницу — молодую вдову Гертье Диркс.