Горе и переживания сломили дух молодой девушки, присевшей к колыбели с ребенком. Сострадание к сиротству здесь особенно пронзительно и остро передает дух времени. В картине «Первенец» (1888) художник раскрывает тему материнства изображая молодую мать, укутывающую ребенка в яркое пестрое покрывало.
Известен И. А. Мастерски писал детей, детские и женские головки. В 1884 г. П. снова поступил на службу в мозаичное отделение. Художник и мозаист род. В безвольно откинутой руке письмо со страшным известием о гибели мужа на поле боя. Пелевин, окончивший в 1862 году Академию художеств и получивший в 1869 году за свои жанровые картины звание академика, стал автором нескольких исторических картин, в числе которых Иван Грозный, посещающий юродивого Николу Салоса во Пскове (1877) и Боярин Троекуров читает царевне Софье указ Петра I о заточении ее в монастырь (1878).
Детали в картине очень многозначительны. Работа особенно живописна и выразительна по колориту, композиция уравновешена.
В 1874 году переехал в Вильно. В картине «Вдова», написанной художником в 1866 году сильны трагические ноты, он особенно остро передает отчаяние своей героини. К середине 1880-х годов он снова вернулся к рассказам о крестьянском быте. В следующем году в мозаичном отделении он был повышен в младшие мозаисты. Ко времени написания этих строк И. А.
В 1884 г. П. снова поступил на службу в мозаичное отделение. Именно они и помогают раскрыть суть сюжета. — художник и мозаист род.
Особенно трогательны у художника написаны, сцены изображающие детей. Выполнял работы в Исаакиевском соборе (фигура Иуды в образе Тайная вечеря, 1869-70). Женщина сидит у печки напротив окна, солнечный свет бликами играет на ее одежде и лице. В следующем году в мозаичном отделении он был повышен в младшие мозаисты. Его фотография в офицерском мундире стоит на столе. В 1874 году переехал в Вильно. Картина «Дети в санях» (1870) по своему настроению и сюжетной тематике напоминает картины В. Г. Перова.