К первому периоду творчества Федотова (до середины 40-х гг. ) относятся карандашные зарисовки, карикатуры, акварельные батальные сцены, портреты, ряд композиций (сепия, 1944-46), в которых, прибегая к сатире, обличая нравы, сочувствуя обездоленным, Федотов впервые сформулировал программу критического реализма. Используются эффекты искусственного освещения.
Павел Андреевич еще с большим рвением принялся за рисование. Упущенное время он компенсирует неистовой работоспособностью. Портрет Н. П. Чернышевой. 1846г. В 1837 г. П. А. Федотова ждал первый «художественный» успех. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю.
Ложноклассические идеалы Академии остались чуждыми Федотову. Павлу Андреевичу передали, что К. П. Брюллов желает его видеть.
— "Иллюстрация", 1861 г., 183, стр. Говоря современным языком, речь могла идти об ориентированном онейроиде, включавшем в себя элементы «шизофренического реквизита» : бред особого значения, галлюцинации, ощущение зависимости от внешних сил. к Федотову пришли признание и слава, оказавшиеся кратковременными.
Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях.
Тяжелое материальное положение художника усугубилось после смерти отца. 1851 и Игроки 1852 г. Приступил к написанию картины Возвращение институтки в родительский дом, но до конца не закончил работу начал другую Приезд государя в патриотический институт, но и эта работа так и не была завершена. К работам этого рода относится эскиз "Мадонна с Младенцем" и известная картина "Вдовушка". Все поэтические произведения Ф. стоят неизмеримо ниже его живописных и рисовальных работ.
Пяльцы заботливо обёрнуты тряпицей и напоминают о мирных семейных досугах. Почти сразу Гренев умирает. Комментируя располневшую талию служанки, художник говорил в «объяснительных» стихах: «Где завилась дурная связь, там и в великий праздник грязь». Персонажи и отношения между ними были психологически точны и убедительны.
Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Через девять месяцев усидчивой работы Ф. закончил картину "Свежий кавалер" или "Утро чиновника, получившего первый орден", а через несколько месяцев (весной 1848 г. ) и другую картину "Разборчивая невеста". Заказ оказался роковым. Можно понять сразу, что он сосчитал капитал купца до одной копейки.
В России наступило мрачное время николаевского произвола и цензурного террора. К. П. Брюллов, чей авторитет был неоспорим, одобрил обе картины и помог Федотову ценными советами. Необходимую практику он получал делая очень маленькие (около 20 см по высоте) портреты друзей и знакомых. В Свежем кавалере.
Да и герой картины не очень достоин насмешки. Успех этих двух картин окончательно укрепил решение Ф. оставить военную службу. Так родился замысел серии Нравственно-критических сцен из обыденной жизни исполненных в технике сепии: Первое утро обманутого молодого, Житие на чужой счет, Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант, Модный магазин, Мышеловка Болезнь и смерть Фидельки, Крестины (1840-е, ГТГ).
Ему было всего 37 лет. — В. Толбин, "П. Потерпели неудачу попытки репродуцировать с помощью литографии собственные картины и издать серию своих великолепных иронических рисунков на темы городской жизни. Он был так доволен своим изображением, что подарил художнику бриллиантовый перстень. Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году. 1—23). У постели горит свеча.
Его семья лишилась крова, дом у Харитонья в Огородниках был продан за долги. 1846-1847гг.
Такие картины являются очень остроумными и в его время были настоящим откровением. Художник смеётся над героем вместе с нами, но его смех не злой. Картину эту Ф. поднес великому князю, который пожаловал ему за это бриллиантовый перстень. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Вскоре академию известили из полиции, что «при части содержится сумасшедший, который говорит, что он художник Федотов» (Шкловский, 1965: 184). Г. Флуг, около 1850, Н. П. Жданович, 1849 – оба в ГРМ). Всё было естественно и натурально.
Такой же огромный, если не больший, успех имела эта картина в Москве. Здесь он интуитивно набрел на незнакомый тому времени жанр портрета-этюда, который распространится лишь в конце XIX в. Такие портреты он продолжал исполнять и позднее некоторые из них, скажем Портрет Н. П. Жданович за фортепьяно (1849), признаны выдающимися. 1851г. Веселый и добрый нрав Федотова во многом помогает ему, он верит в себя. Непременный атрибут поздних произведений Федотова – свеча в сумерках ночных интерьеров. Но и выйдя в отставку, некоторое время художник Федотов картины свои посвящает армии. «Свежий кавалер» не только смешон в своей комнате, выдающей убожество его запросов смешон при сопоставлении с хорошо знающей его сожительницей – кухаркой, не потерявшей здравого смысла.
— B. В. Стасов, "25-летие русского искусства" ("Вестник Европы"). Не стало и богатства федотовских красок. Портрет М. П. Ждановича. — "Несколько слов о П. А. Федотове" ("Северные Цветы", 1857 г., отд. Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве. Решение далось не просто.
С течением времени произведения Ф. все более и более теряют свою карикатурность. Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии. Пропагандировались античные идеалы. 122—123.
Будучи военным, он все свободное время отдавал рисованию. П. А. Федотов, великий художник, одна из самых ярких и чарующих личностей русского искусства (А. исполнена серия рисунков сепией – «Нравственно-критические сцены из обыденной жизни». Очень удавались ему портреты любимца армии, великого князя Михаила Павловича. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати.
22). Учитывая свидетельства очевидцев, можно сделать вывод, что клиническая картина болезни у Федотова определялась грёзоподобным фантастическим бредом с обильными конфабуляциями. Портрет Анны Петровны Жданович 1848г. На первом плане изображена кошка, «намывающая гостей» – это свидетельство причудливого переплетения православной веры с «языческими суевериями», характерными для патриархального купечества. Картина принесла художнику-любителю звание академика "по живописи домашних сцен" (1848).
— Л. М. Жемчужников, "Воспоминания" ("Артист", 1893 г., март). Утро чиновника, получившего первый Крестик (1846). Несколько дней ходил он по петербургским улицам и окрестностям, покупал в разных магазинах драгоценные вещи для какой-то воображаемой свадьбы, загадочно говорил о каком-то своём счастии» (Толбин, 1854: 60). В картине "Анкор, еще анкор.
Но уже в следующей картине – Разборчивая невеста (1847), - представляющей собою иллюстрацию к басне И. А. Крылова, Федотов продемонстрировал отличное владение живописью и тонкость психологических характеристик. ассигнациями в месяц». Будучи офицером и после выхода в отставку (1844) посещал рисовальные классы АХ (1834-45). В. В. Стасов писал: Федотов умер, произведя на свет едва лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура.
Для этого он в течение года самостоятельно освоил технику масляной живописи. «Кругом на стенах, обтянутых клеёнкой, был виден след на высоте головы: Федотов бился о стену» (Шкловский, 1965: 187). Среди них акварель изображающая уголок старой Москвы, портрет Федотова с семьей на прогулке. Но все это неудивительно ведь царь думал, что из Федова выйдет «батальный художник», который будет изображать гвардейские смотры и парады.
Впрочем, о картине «Игроки», первые этюды которой относятся к 1851 г., биограф замечает: «Подобный рисунок мог быть исполнен только в бреду» (Кузнецов, 1990: 280). Многие картины остались незавершенными. По возвращении в Петербург он снова принялся за прежнюю трудовую жизнь. Живопись становится выразителем душевного состояния — тревоги, тоски, подавленности и духовного опустошения. А. Федотов" ("Пантеон", 1854 г., том XIII, 1, стр. Лучший из них -- портрет Н. П. Жданович (1849, ГРМ). Не увидели свет рисунки Федотова из Нравственно-критической серии.
В последнии минуты жизни с ним был только его преданный слуга и друг денщик Коршунов. В академических классах, под руководством профессора Зауервейда, тоже, по-видимому. На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. Отрешённость, горечь утраты и покорность судьбе в фигуре молодой женщины, ждущей ребёнка. Картина показывает лежащего на койке офицера играющего с собакой. В1846 году Федотов создал эту замечательную картину (Утро чиновника, получившего первый крестик). Ей прислуживает муж, а рядом став на задние лапки «служат» две собачки.
Федотов Павел Андреевич (1815-1852), русский художник и график. к. сам служил), мещан. Портрет был написан в Москве, когда Федотов получил отпуск, впервые за три года службы и неслыханно продолжительный, с 20 августа по 20 декабря — «по домашним обстоятельствам», фактически же в поощрение дальнейшей работы над картиной Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года, эскиз которой понравился Михаилу Павловичу.
Портрет Анастасии Михайловны Гриневой. В картине Игроки (1852) Федотов попытался изобразить происходящее с точки зрения проигравшегося героя, которому его партнеры кажутся страшными фантомами.
Успех Федотова превзошел все ожидания. Первым произведением его становится акварельная работа «Встреча великого князя». Портрет Н. П. Жданович в детстве. его стихотворение: "К моим читателям, стихов моих строгим разбирателям").
Вероятно известие о смерти мужа пришло на днях. Можно сказать, что «Портрет отца» гораздо примитивнее, чем следовало бы ожидать от Федотова в 1837 году: он несколько робок и даже коряв. Картину Вдовушка он исполнил в разных вариантах (1851-52), упорно и последовательно стремясь к волновавшей его цели – показать в сломленной несчастьем женщине неземное, подобное ангелу, существо, поднимающееся над земными страстями и страданиями. Не было бы Федотова — русская живопись, быть может, еще долго бы не обращалась к правдивому воспроизведению отечественного быта с его недостатками и светлыми сторонами.
В сущности в сцене сватовства майора происходит «брак без любви», «брак по расчету», по вынужденной необходимости. Нет чувств, нет желания. В 1852 году появилась одна из первых драматических картин художника -- Вдовушка (ГТГ). Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды.
Главная заслуга Ф. заключается в том, что он дал смелый толчок развитию жанра в русской живописи. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. «Портрет отца» можно понять, лишь вникнув в подробности биографии Федотова: отец протирает очки, собираясь читать газету и газета эта вовсе не простая — это, если вглядеться в мелкие, тщательно выписанные буквочки, номер «Русского инвалида» от среды 13 декабря 1833 года, того самого дня, когда сын был произведен в прапорщики, получил первый офицерский чин, — дня триумфа родительских упований. — П. С. Лебедев, "Несколько слов о русском художнике Павле Андреевиче Федотове" ("Русский Инвалид", 90—92 и отдельно СПб., 1853 г. ). — А. Витковский, "Воспоминание о П. А. Федотове" ("Русское Слово", 1862 г., 4, стр.
Девять месяцев работал художник над небольшим полотном размером всего 48х42 см. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. В последние годы жизни Федотов обращается к созданию портретов.
(1851) – на картине изображён офицер, квартирующий в деревне. Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине. его грациозное стихотворение "Ку-ку"). В журналах появляются статьи, восхваляющие Федотова. Последние два года существования Федотова достаточно загадочны.
К лету 1852 г. болезнь Ф. развилась еще более. Персонажи и отношения между ними были психологически точны и убедительны. Перегибы цензуры Федотов показывает в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала».
Портрет М. П. Дружининой. В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику. Последняя работа художника «Игроки» – картина совсем не однозначная. Триумф Сватовства майора был высшей точкой в жизни художника.
Но Федотов видел работы ремесленников, маленькие веселые картины с приписками автора. А. Федотов, его жизнь и художественная деятельность", СПб., 1893 г. ("Жизнь замечательных людей", биографическая библиотека Ф. Павленкова). — Е. Б., "Заметки для биографии академика Федотова и письмо его" ("Современник", 1859 г., том LXXVII, 9). Получив четырехмесячный отпуск, Павел Андреевич отправляется в Москву., 1851-52, – оба произведения в ГТГ Игроки, 1852, Киевский музей русского искусства). Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой. И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки». Центральные работы этого периода – Анкор, еще, анкор.
Внешне П. А. Федотов был роста среднего и, как он сам выражался, «силою физической он никогда не хвалился, но, во время последней своей болезни мог руками выдёргивать из стен гвозди и когда наконец принуждены были для безопасности связать его, он выдёргивал их зубами» (Толбин, 1854: 62). В декабре 1833 года Павел оканчивает кадетский корпус. Но заветной его мечтой осталась живопись.
540—543. Вот жених – майор стоит подбоченившись и правой рукой покручивает ус. Вдовушка (1851-1852) – появление трагических ноток в живописи. — Н. В. Гербель, "Русские поэты в биографиях и образцах", СПб., 1873 г. (4-й период).
Толчком к возникновению замысла картины явилась судьба овдовевшей сестры Федотова, на руках которой после смерти мужа осталось двое маленьких детей. Узнав, что Федотов работает над новой картиной – «Сватовство майора», – Брюллов исходатайствовал ему в Академии денежное пособие, необходимое для окончания работы. Картина «Игроки» подтверждает такое предположение. Цензура, ставшая бичом искусства, запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Бернардским, запретила «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Павел Андреевич делал иллюстрации. Он работал лихорадочно быстро.
Федотов долго раздумывал, воспользоваться ли ему царской милостью или нет. Даже друзьям художника это новое направление кажется не сулящим успеха. Ноги были босы, тесёмки нижнего белья волочились по полу, бритая голова, страшные глаза и безумный свирепый взгляд» (Жемчужников, 1971: 115). В котором советовал Федотову посвятить свой талант изображению народного быта. В 1848 году Совет Академии единогласно признал художника академиком и после выставки имя Федотова стало известно широкой публике, в журналах появились хвалебные статьи критиков.
Вслед за «Вдовушкой» Федотов создает картины «Анкор, еще анкор. » (1851-1852 гг. ) и «Игроки» (1852 г. ). Разрозненные наблюдения и зарисовки становились целостными произведениями. На первый взгляд картина как картина. Родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве. Важное место в творчестве Федотова занимали портреты из которых выделяется «Портрет Н. Жданович», написанный в 1849 году.
В подготовительных рисунках к этой работе он предвосхитил искания художников конца XIX и начала XX в. (в частности, М. А. Врубеля). – опыт нового восприятия мира. Особенно старался реакционно настроенный «Москвитянин». Основная тема творчества Федотова – судьба маленького человека. В сделанных им рисунках привлекает внимание проявление подсознательных (вытесненных) влечений художника: «Даже в сумасшедшем доме, находясь фактически по ту сторону жизни, он механическим движением карандаша лихорадочно чертил на попавшемся под руку лоскутке бумаги ордена – кресты, звёзды, ещё кресты: стыдное, потаённое вырывалось наружу» (Кузнецов, 1990: 166).
Родился он в семье мелкого чиновника. На следующий день его не стало. Первым законченным произведением Федотова, написанным маслом, явилась картина Свежий кавалер или Утро чиновника, получившего первый орден (1846, ГТГ).
Обнаружили его в Царском Селе уже абсолютно больным. Затем мне сообщили, – пишет в своих воспоминаниях Л. М. Жемчужников, – что Федотов пропал из города, забрав деньги, которые заработал, что он сорит деньгами, покупая всякий вздор и щедро раздавал их направо и налево Между прочим, он заказал себе гроб и примерял его, ложась в него» (Жемчужников, 1971: 112, 114). Однако тема человеческого одиночества становится ведущей в поздних произведениях Федотова. Для этого он в течение года самостоятельно освоил технику масляной живописи. Уже с молодого возраста «к головной и глазной боли часто присоединялись некоторое нервное расстройство и бессонница» (Дружинин, 1918: 52).
А. Федотов" ("Русский Художественный Листок", 1853 г., 19). Через год Федотов еще одну картину — «Разборчивая невеста». Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти в печати. Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации. Тут же архитектор показывает живописцу проект масштабного «Монумента Фидельки». Анкор, еще анкор.
Особенным достатком жизнь юного художника не отличалась. 1102—1125). В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей.
21—32). — "Для биографии П. А. Федотова" ("Москвитянин", 1853 г., т. II, 5, кн.
А. Федотов и современное значение живописи бытовых сцен" ("Северное Сияние", 1862 г., 4). Ее увидел и император Николай, который предложил «рисующему офицеру» оставить службу и серьезно заняться живописью, обещав при этом нищенскую пенсию в сто рублей. Все эти работы производили в Москве фурор и Ф. едва не носили на руках. Так же его нагловатый жест и небрежная поза говорят о его уверенности в себе.
Позволив себе небольшой отдых во время выставки, Ф. снова горячо взялся за работу.
Под столом виден один из вчерашних гостей, спросонья наблюдающий за домашней сценой. И именно такая живопись принесла ему славу и признание, хотя как портретист он тоже был очень хорош.
Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск). В последующих произведениях исполненных уже маслом (Свежий кавалер, 1846. В последние дни своей жизни он пришел в сознание. Так же на картине изображен сиделец, купеческий приказчик.
Начальство обратило внимание на некоторые его рисунки. После посещения мастерской Брюллова, он решил повременить с отставкой. Они были знакомы с родной сестрой Павла Федотова, а деньги предназначались ей в помощь.
Похоронен Ф. на Смоленском кладбище на его могиле поставлен мраморный памятник, сооруженный на пожертвования его близких друзей и почитателей.
Когда психическое состояние больного ещё больше ухудшилось, он в сентябре того же 1852 г. был переведён в больницу «Всех скорбящих» на Петергофской дороге. Из вечерних классов он вынес лишь ряд полезных сведений по технике рисования. То есть эта картина является визитной карточкой художника. — П. Петров, "П.
как и Брюллов, сомневавшегося в его таланте, он изучал батальную живопись. В прессе началась травля художника.
176—190). Он захотел показать свои работы настоящим художникам и услышать их мнение. Эта жанровая картина понравилась и академическим профессорам и демократическому зрителю. Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить. Первый приступ болезни у художника описан довольно подробно. Федотов, как сын бедного отставного воина, учился на казенный счет.
Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Вершиной творчества Федотова и самым известным его произведением стала третья картина – "Сватовство майора" (1848). Разборчивая невеста, 1847. В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова. Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования.
Именно эта картина принесла ему огромную славу именно как живописцу. В июне 1852 года у художника случилось психическое расстройство. Некоторое время он пытался совмещать творчество со службой исполняя картинки из жизни военных, но тяга к искусству стала непреодолимой и после мучительных колебаний он вышел в отставку (1844). По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины.
Для художника, не имевшего систематического образования, это был ответственный шаг. Вот почему к ним в той или иной мере приложимо понятие фантастический реализм. Прослышал о необычайной картине и сам Брюллов. Здесь с отказом от развитого действия, содержание сосредоточивается в подтексте.
Павел Андреевич долго раздумывал, воспользоваться ли ему царской милостью, но, наконец, подал прошение об отставке и 3 января 1844 году был уволен с производством в чин капитана и правом носить военный мундир. Да так, что он за три месяца создал шедевр. С остротой наблюдения воспроизведя сцены из жизни различных слоев общества: «Первое утро обманутого молодого», «Модный магазин», «Художник, женившийся без приданного, в надежде на свой талант». После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды.
«Вот теперь пустой перед окном вид был первым опытом передразнить натуру дальше карандаш задел прохожих а потом упросив одного из снисходительных товарищей поседеть смирно, срисовав его похоже, возбудил у других уже собственное желание посидеть смирно опять похоже, потом опять – и вот начали уже говорить, что всегда делает похоже». Федотов поставил на карту свою судьбу и судьбу своих близких. Однако такое отступление стоит подороже иных побед. Целый год изучал я одно лицо, а чего мне стоили другие.
Он жил только для искусства и для других людей, но не для себя. В результате — литографии с картин Федотова были запрещены, не стало заказов на рисунки.
Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. Будучи в сомнениях Федотов уволился со службы в звании капитана только в 1844 году.
Начав службу в лейб-гвардии Финляндском полку (1834), он проявил себя как примерный офицер и мог рассчитывать на удачную карьеру, однако страсть к искусству перевернула его жизнь. Однако даже в этот, лучший период творчества художника не все было так безоблачно. Вольнослушателем посещает классы Академии художеств, выполняет в начале 1840-х гг. В ней художник отказывается от карикатурной манеры изображения, присутствующей в «Свежем кавалере».
И в забавной сценке по всей видимости Брюллов разглядел нечто более значительное. Две свечи, внесенные слугой, освещают лицо проигравшего, близкого к сумасшествию. Отец пожелал, чтобы сын стал военным и в 1826 г. определил его в Кадетский корпус, располагавшийся в здании Екатерининского дворца в Лефорте.
Изумительной была у него зрительная память: «всякая страница, прочитанная им в то время, по несколько будто дней носилась перед его глазами» (Сомов, 1878: 3). В этих картинах он выставляет человеческие слабости и саму человеческую сущность напоказ.
На картине, в полутемной спальне стоит, молодая женщина, печальная и одинокая. В 1851 году чтобы заработать денег Федотов берется писать «патриотическое» полотно «Приезд Николая I в институт», но так и не заканчивает его художник не смог переступить через себя и стать «оплаченным льстецом».
Придя в рассудок недели за две до своей кончины, он скажет врачу: Судьбой недоволен. Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно. Дар художника проявлялся постепенно и его истинные масштабы было трудно понять.
Здесь еще недавно было уютно и женщина чувствовала себя хозяйкой этого мирка. Возрастающий успех Ф. все более и более склонял его к выходу в отставку. «Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина. Свеча в сумерках интерьера — довольно выразительная деталь и быта и жизни в целом.
1850г. Сюда присоединилось значительное усложнение служебных занятий Ф. (будучи в это время уже ротным командиром, он постоянно был занят учениями, смотрами, распоряжениями по хозяйству и выправкой своей роты) и выяснившаяся полная невозможность соединять со службой серьезные занятия живописью. ассигнациями в месяц». Как то летом 1837 года великий князь Михаил Павлович, возвратившись в Петербург из поездки за границу для лечения, посетил Красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы встретили шумной овацией. В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву. Следует подчеркнуть, что такие улучшения наступали при наличии крайнего физического истощения, обусловленного чаще всего туберкулёзом.
Она может дать ответ на вопрос о том как жил офицер, покойный муж в картине «Вдовушка». Из его картин с петербургской выставки и из нескольких рисунков сепией была устроена выставка, приведшая московскую публику в ещё больший восторг. По мнению биографа, «безумие давно уже исподволь подступало к нему и если бы не обычная федотовская скрытность, это бы заметили гораздо раньше июня 1852 года. » (Кузнецов, 1990: 298). Он хвастается им перед кухаркой.
— П. Ге, "Павел Андреевич Федотов" ("Вестник Всемирной Истории", 1901 г., 10, стр. Сиделец суетится, словно он в лавке. Имеющиеся портретные зарисовки, автопортреты и характеристики современников дают представление о телосложении, близком к атлетическому и, скорее всего, «невропатической конституции».
П. А. Федотов стал рисовать первые карикатуры на друзей и преподавателей. Сваха тоже не стоит молча. Причём не в виде его прекращения или разрушения (это естественно и понятно), а в виде усиления своеобразия творчества, резкого изменения его содержания. Сквозь желтое окошко видна лунная ночь: клочок неба и сонная улица, занесенная снегом. Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим. Просидевшие всю ночь за игорным столом трое игроков разминают затекшие части тела.
В произведении «Анкор, еще анкор. » с особой впечатляющей силой сказалась ощущаемая художником мертвящая тяжесть жизни в самодержавно – крепостнической России. Здесь П. А. Федотов создает первые значительные произведения. Он болел и попросил принести картину на свою академическую квартиру.
При очередном посещении друзей их не пустили к больному, сказав, что «он в бешенстве кричит и буйствует, носится с мыслями в небесном пространстве с планетам и находится в положении безнадёжном» (Жемчужников, 1971: 120). Рваный засаленный халат вместо античной тоги, папильотки в волосах вместо лаврового венка еще более усиливают комизм притязаний чиновника на значимость своей личности. И в 1844 г. выходит в отставку, решив целиком посвятить себя искусству. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма.
Каждый предмет говорит о строгих нравах купеческой семьи. Анкор, ещё анкор. Кроме стихотворных объяснений к своим картинам (из них сохранилось и напечатано только объяснение к картине "Сватовство майора"), Ф. сочинял басни, элегии, романсы (к которым сам же сочинял музыку), альбомные стихотворения, солдатские песни и т. д. Некоторые из его басен являются перефразой басен Крылова, которые Ф. очень любил. Картина эта называлась Свежий кавалер.
«Все, что вы видите на моих картинках (кроме офицеров, гвардейских солдат и нарядных дам), было видено и даже отчасти обсуждено во время моего детства, – пишет Федотов, – это я заключаю как по воспоминаниям, так и по тому, что, набрасывая большую часть моих вещей, я почему-то представлял место действия непременно в Москве. В глубокой задумчивости стоит она, облокотясь о комод. — "О П. А. Федотове" ("Почтальон", 1902 г., 8). Изображенный им чванливый чиновник в халате и босиком, в папильотках и с орденом на груди стал едкой сатирой на чиновничье-бюрократические слои общества.
При участии влиятельных поклонников творчества художника в Московском училище живописи ваяния и зодчества проходит выставка его картин, где наряду с уже известными полотнами была выставлена картина «Не в пору гость», написанная перед отъездом в Москву. Павел Андреевич собрал свои не «военные акварели», а «сцены из обыкновенной жизни» и направился в мастерскую знаменитого Брюллова. Несмотря на представительную внешность (офицер лейб-гвардии. ), семейная жизнь у художника не сложилась и он остался холостым. Стоящий на постое где-то в глуши офицер забавляется.
Были случайные учителя, жившие в доме его отца и дававшие уроки в счет квартирной платы. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Художник полностью отдал себя искусству. Но у художника были другие намерения. Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса. Такая принципиальность художника.
На ней официальные лица грели сургуч. Но не мог найти того, что мне хотелось. — Маркова, "Свидание друзей с Федотовым в частной лечебнице" ("Иллюстрированная Газета", 1871 г., 1 и 2). Доброжелательный и общительный по природе, он замкнулся в одиночестве, безуспешно пытаясь бороться с нуждой.
Послушавшись этого совета Крылова, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины:«Свежий кавалер» (1848, другое название:«Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и«Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Н. Бенуа), не получил законченного художественного образования и может считаться самоучкой. В картине Анкор, еще анкор.
Изданная в 1857 году в Лейпциге поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» была запрещена для распространения в России. Сватовство майора (1848) – знатность женится на богатстве – майор (дворянин) сватается к богатой купеческой дочке. Только к концу 1840-х годов сформировался ясно очерченный характерологический сдвиг («Он давно уж перестал быть тем общительным человеком, каким его знавали в юности» (Кузнецов, 1990: 264).
Он случайно увидел эскизы Федотова и, несмотря на всю свою лень, даже написал художнику письмо, убеждая оставить навсегда лошадок и солдатиков и приняться за настоящее дело — за жанр. Представленные на суд совета Академии Художеств, эти картины вызвали восторженные похвалы Брюллова и других профессоров Академии и дали Ф. звание назначенного в академики. На стуле в глубине комнаты стоит горящая свеча.
Если бы интеркуррентное соматическое заболевание не привело к летальному исходу, то вполне вероятно, что после установления стойкой ремиссии художник попытался бы выразить и на большом полотне свой вновь приобретённый – пусть и болезненный. Сначала Федотов подумывал заняться батальной живописью. В рисунках художник с достоверностью передал все детали военной формы солдат и офицеров. Наступил самый тяжелый период в его жизни. Умершая собачка возлежит на подушке в центре комнаты, возле нее полукругом расположена толпа вовлеченных в «событие» людей, в том числе целый консилиум врачей, горячо спорящих о причинах безвременной кончины Фидельки. В 1837 году художник пишет акварель «Передняя часть частного пристава накануне большого праздника», в которой изобличает мздоимство и подхалимство чиновников.
Здесь он интуитивно набрел на незнакомый тому времени жанр портрета-этюда, который распространится лишь в конце XIX в. Такие портреты он продолжал исполнять и позднее некоторые из них, скажем "Портрет Н. П. Жданович за фортепьяно" (1849), признаны выдающимися. Назначенным ему государем скромным содержанием, к которому присоединялся незначительный заработок за небольшие заказы, он должен был оплачивать жизнь своих родных в Москве, свою собственную жизнь и расходы, связанные с художественными занятиями. Из-за долгов он был вынужден продать родительский дом. Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству. Один художник чутко угадал другого Федотов поверил баснописцу и бросил Академию.
Стал сочинять стихи и романсы, пел играл на гитаре и флейте. Застали и что. А она в ответ с насмешливым взглядом протягивает ему единственные рваные сапоги, которые несла чистить. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему«Казарменная жизнь», сочинённых под влияниемХогарта.
Хозяйка придирчива и своенравна. Все же в ее замысле еще заметна прямолинейная назидательность (поучать обличая), в построении – перегруженность и некоторая карикатурность, а в цвете – пестрота и перечерненность. Творческий метод художника – ни шагу без натуры. Вслед за ней Федотов написал еще одну вещь маслом – «Разборчивую невесту». Он демонстрирует служанке свою первую награду – крестик, приколотый к халату.
Написав между делом прямо из окна комнаты свой единственный пейзаж "Зимний день. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Он еще и страшен сознанием своего «величия». 1—68).
(1850-1851), Игроки (1852), Вдовушка (1851). Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет. Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Впоследствии Павел Андреевич написал: «Меня судьба, отец и мать назначили маршировать» Кадетский мир отличался особой герметичностью, строгим регламентом и суровостью быта. Из Москвы П. А. Федотов вернулся с твердо сложившимся решением посвятить себя искусству.
Наряду с занятиями в Академии Художеств Ф. усердно пополнял свой рисовальный альбом, куда заносил сцены из казарменной жизни, солдатские типы, эпизоды лагерного времени, картины офицерского и солдатского быта, карикатуры на товарищей (последние не обижались на Ф. за эти карикатуры, ценя их остроумие и безобидность). Он изобразил толпу лавочников и купцов, пришедших с «подношениями» поздравить начальство. Они не похожи на все предыдущие работы художника. После пяти месяцев мучений Павел Андреевич Федотов скончался 14 (26) ноября 1852 года, забытый всеми, кроме немногих близких друзей. В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния. Персонажи и отношения между ними были психологически точны и убедительны. 1846г. Федотов написал три варианта картины и один незаконченный.
При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Вскоре закрыли журнал Современник, в котором сотрудничал и Федотов. Далее, он упросил одного из снисходительных товарищей посидеть смирно и срисовал его очень похоже это возбудило охоту посидеть смирно и в других — похоже опять и вот стали уже говорить, что портреты, которые рисует Федотов, всегда похожи" ("Автобиографическая заметка П. А. Федотова"). Нет помощи семьи. 1846г.
— "Русская портретная галерея Мюнстера", том II. Художник предпочитал холст или бумагу. Выход в отставку дал Ф. возможность всецело посвятить себя любимому искусству. Но уже в следующей картине – Разборчивая невеста (1847), – представляющей собою иллюстрацию к басне И. А. Крылова, Федотов продемонстрировал отличное владение живописью и тонкость психологических характеристик.
В январе 1844 г. он вышел в отставку с чином капитана и правом ношения мундира, прослужив в общем в военной службе ровно десять лет. Для того чтобы добыть средства для писания этой картины, Федотов повторил Сватовство майора и получил за него очень почтенный куш, но все эти деньги он истратил без толку, на всякий вздор и на подарки своей невесте. " (1851-52) художник передал всю нелепость лишенного смысла существования, губящего человеческую душу. Поселившись в небольшой квартире, Ф. предался занятиям живописью. И вот на осенней академической выставке он показывает свою первую картину. Нагромождённость композиции, разъяснение её посредством разных мелочей постепенно сменялись простотой и естественностью.
Афоризм художника: «Они убивают время, пока оно не добьет их» – прямо относится к персонажам «Анкора» и «Игроков». Все чаще в литературе стали появляться произведения, обращающиеся к жизни простого люда. В этой комнате грусть и тишина. Наступала пора самостоятельного творчества.
П. А. Федотов сблизился с передовыми революционно настроенными сотрудниками журнала «Современник», участвовал в издании «Иллюстрированного альманаха», но его сатирические рисунки к произведениям молодых писателей и сам альманах запретила цензура. Художник показывает, как пуста и однообразна жизнь человека, заброшенного в захолустье николаевской России.
И сам Ф. не придавал серьезного значения своим литературным опытам (см. С детства П. А. Федотов обладал незаурядными способностями. Федотов верил в себя и в то, что из него выйдет действительный художник. Следующая картина, которую в 1849 году нарисовал Федотов, – «Завтрак аристократа».
Роман протекал вяло и сошёл на нет два года спустя. К. П. Брюллов, чей авторитет был неоспорим, одобрил обе картины и помог Федотову ценными советами. — "Рисунки П. A. Необходимую практику он получал делая очень маленькие (около 20 см по высоте) портреты друзей и знакомых. Сколько раз она на своем веку приводила женихов и уговаривала невест.
Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Много времени посвящает изучению картин Эрмитажа, обращается за советами к К. П. Брюллову. Покровители искусства то него отвернулись. В данном контексте и заключается разоблачающая сила характеристики «Свежего кавалера» с грубым и несвежим после ночной попойки лицом и смешно оттопыренными губами.
Некоторое время он пытался совмещать творчество со службой исполняя картинки из жизни военных, но тяга к искусству стала непреодолимой и после мучительных колебаний он вышел в отставку (1844). Первое произведение художника, написанное маслом – «Свежий кавалер» – относится к 1846 году. Но радость была недолгой и не всё у художника было суждено осуществиться.
В1936 году прах художника был перезахоронен внекрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры с установкой нового мраморного памятника, сооруженного на пожертвования его близких друзей и почитателей. Многому бы народ научил, -- писал художник в те годы, -- да цензура мешает. Быстрый и шумный успех картин Ф. влил в него новую энергию, новые надежды.
Художник много рисует. Но лучше всего ему удавались жанровые сценки.
Благодаря влиянию Брюллова, покровительствовавшего Ф., последнему было выдано от Академии пособие в 700 рублей для выполнения заданной программы (на расходы на натурщиков, костюмы, материалы и т. д. ). В те времена открытых музеев и галерей доступных широкой публике не было. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения.
Этому мотиву подчинены все действия и поступки героев. Первым законченным произведением Федотова была картина «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый орден» (1846 г. ). Это было мрачное время николаевского произвола, жестокого цензурного террора. Федотов не принимал участие академической выставке 1851 г. и картина «Завтрак аристократа» не была показана.
Через непродолжительное время он начал новую акварельную картину: "Освящение знамен в обновленном (Зимнем) Дворце", но командировка помешала ему окончить ее. Но уже в следующей картине – "Разборчивая невеста" (1847), – представляющей собою иллюстрацию к басне И. А. Крылова, Федотов продемонстрировал отличное владение живописью и тонкость психологических характеристик. К концу 1840-х годов к художнику пришло заслуженное признание.
Картина принесла художнику-любителю звание академика по живописи домашних сцен (1848). Интересно воспоминание одного приятеля художника, навестившего его в мае 1852 г. Федотов прочитал ему сочинённую в больницу басню «Слон и Попугай». На первом плане справа пишется портрет погибшей «героини» при этом художник в порванном сюртуке чересчур приукрашает ее облик, стремясь угодить богатой заказчице.
Великий художник поздравил П. А. Федотова, сказав, что тот его обогнал. Мальчик добивался больших успехов во всех предметах. Им была задумана новая картина Возвращение институтки в родительский дом. 349—360). Утро чиновника, получившего первый Крестик (1846).
Развитие русской живописи после Ф. пошло, в значительной своей части, теми путями, которые указало его творчество. Кто-то видел, как художник заказывал гроб. Ее фигура в черном траурном платье освещена лучом солнца из окна, а бледно матовое лицо выражает глубокую грусть, голова с изящной прической склонилась в раздумье. Утро чиновника, получившего первый Крестик (1846). Возрастало умение видеть и понимать жизнь. Это уже не сатира и комедия под девизом «смех исправляет нравы», а грустная лирическая элегия. В картине Игроки (1852) Федотов попытался изобразить происходящее не объективно, а с точки зрения проигравшегося героя, которому его партнеры кажутся страшными фантомами.
К сожалению, в это время художник в силу, возможно, уже болезненных переживаний («молчаливый, мрачный меланхолик» (Сомов, 1878: 16), «вовсе отставший от светских забав» (см. : Кузнецов, 1990: 110) ограничивался общением со своим малограмотным слугой и более подробных сведений о нём в этот период не осталось. Во многих своих рисунках художник высмеивает нелепость солдатской муштры в ряде карикатур Федотов изображает грозу армий великого князя Михаила («Дивизионное учение с порохом в присутствии его императорского высочества», «Офицер и дама бубен»). Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в1857 году вЛейпциге, была запрещена для распространения в России. Не меньший успех она имела и в Москве, где Федотов провел четыре месяца в начале 1850 г. Там же он успел закончить и свою следующую картину – Не в пору гость (или Завтрак аристократа). — О., "П. «Эта басня отличалась необыкновенной странностью основной мысли и беспорядком в сочетании идей» (Дитерихс, 1995: 134) и свидетельствовала о том, что мышление Федотова было уже окончательно нарушено.
Павел Андреевич заканчивает ряд полотен нравственно-критического содержания, некоторые из которых задумывает еще до выхода в отставку: «Первое утро обманутого молодого» (1842-1844), «Житие на чужой счет» (1844-1845), «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант» (1846— 1847), «Модный магазин» (1844-1846), «Мышеловка» (1846), «Болезнь» и «Смерть Фидельки» (1844), «Крестины» (1848). Утро. Плакал и убивался на его могиле больше всех его денщик Коршунов. Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ. Увеличительное стекло могло являться символом как повышенного внимания со стороны окружающих (идеи отношения, бред значения), так и признаком идей самоуничижения и самоумаления. Люди – игрушки и жертвы «пустого времени» – эта тема вырастает у Федотова до образа безвременья, до приговора николаевской действительности, убивающей лучше силы человека.
Портрет М. И. Крыловой. Поздравляю вас, -- сказал он Федотову, -- Вы меня обогнали. — В. В. Жерве, "К биографии П. А. Федотова" ("Исторический Вестник", 1901 г., 3, стр. Творческий путь П. А. Федотова необычен.
Она примечательна реалистической точностью в изображении действительности. В 1846 г. художник пишет картину «Свежий кавалер». Лучшей среди этих работ является сепия «Следствие кончины Фидельки», здесь П. А. Федотов высмеивает капризы богатой барыни перевернувшей весь дом вверх дном из-за смерти любимой собачки.
(1851-52) художник передал всю нелепость лишенного смысла существования, губящего человеческую душу. Картина была представлена великому князю, который пожаловал художнику за неё бриллиантовый перстень. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Заболевание, на которое наложила свой отпечаток преморбидная личность художника (аффективные колебания со склонностью к гипоманиакальности), развивалось и усиливалось постепенно. После того, как Павел Андреевич представил императору неоконченную работу «Освещёние знамен в обновленном Зимнем дворце», тот предоставил право Федотову уйти в отставку, чтобы целиком посвятить себя искусству. 1848г.
Наступал последний, самый трудный период в жизни художника. Федотов страдал также «приливами крови к мозгу, частыми головными болями. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск1). — Александр Бенуа, "Русская живопись" ("История живописи в XIX веке" издание т-ва "Знание"), выпуск II, СПб., 1903 г. — В. В. Стасов, "Тормазы русского искусства" ("Вестник Европы"). — Ф. И. Булгаков, "Павел Андреевич Федотов и его произведения художественные и литературные", фототипическое и автотипическое издание, СПб., 1893 г. (в тексте этого издания, кроме извлечений из некоторых статей и воспоминаний о Федотове разных авторов, помещены: "О значении П. А. Федотова и об издании его произведений", статья Ф. Булгакова очень подробный список художественных произведений Федотова, с указанием места их нахождения стихотворения, басни, романсы и песни (с нотами) Федотова. Драматическая напряженность полотна усиливает безысходно – тоскливое настроение. Так, в Завтраке аристократа (1849, ГТГ) напряженная поза светского хлыща, показанного в центре, торопливый жест его рук, прячущих кусок хлеба от нежданного гостя, раскрывают никчемность и ничтожество аристократа, промотавшего состояние. Когда картины Федотова были показаны больномуБрюллову, знаменитый художник их принял восторженно.
Но недуг шёл вперёд неудержимыми шагами. Сам Павел Андреевич вел свою художественную биографию со службы в полку.
Интерьер купеческого дома художник подсмотрел в одном из трактиров. Так были признаны заслуги Федотова как художника-жанриста.
Учился у А. И. Зауервейда в батальной мастерской, пользовался советами К. П. Брюллова. В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью. 1846-1847гг.
Посыпались заказы, замыслы будущих картин возникали у него один за другим. Это не безобидный хвастунишка, а человек, почувствовавший себя вершителем судеб. Но еще и в это время он не переставал обсуждать и подготовлять новые работы. Рядом с ними висели холодные, далекие от реальной жизни творения академических живописцев. Это – в подлинном смысле критический реализм, выраженный поздними произведениями Федотова в форме романтического гротеска. В январе 1834 года в чине прапорщика был направлен на службу в лейб-гвардии Финляндский полк в Санкт-Петербург, где прослужил 10 лет. Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе.
Считается, что тем самым они чтили память русского художника. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова. Вершиной творчества Федотова и самым известным его произведением стала третья картина – Сватовство майора (1848).
На портрете мужа стоящем рядом с иконой на комоде, П. А. Федотов изобразил самого себя – это дает исследователям повод говорить о том, что художник «напророчил» себе раннюю смерть. В доме купца переполох, происходит сватовство. Весной 1852 г. у Федотова обнаружились признаки психического расстройства. Федотов поселился вместе с верным слугой денщиком на Васильевском острове в маленьких холодных комнатах, разделяя с ним скудную трапезу, подчас терпя голод и холод.
Любое проявление критической мысли преследовалось, запрещалось. В них он отказывается от развитого действия — содержание как бы уходит в подтекст. Здесь он интуитивно набрел на незнакомый тому времени жанр портрета-этюда, который распространится лишь в конце XIX в. Такие портреты он продолжал исполнять и позднее некоторые из них, скажем Портрет Н. П. Жданович за фортепьяно (1849), признаны выдающимися.
Все же в ее замысле еще заметна прямолинейная назидательность ("поучать обличая"), в построении – перегруженность и некоторая карикатурность, а в цвете – пестрота и перечерненность. Написав между делом прямо из окна комнаты свой единственный пейзаж Зимний день. Он заставляет прыгать через чубук трубки пуделя, путая французские слова с русскими («анкор» и означает «еще») повторяя: «Анкор, еще анкор. ». Он отличался примерным поведением и был хорошим товарищем. В 1848 году П. Федотов пишет картину Сватовство майора (Поправка обстоятельств женитьбой). Но дарование такого рода, как федотовское трудно было оставить незамеченным.
V, стр. Прошли годы. Портрет С. С. Крылова. Одно время Ф. пробовал подражать в форме стихосложения русским народным песням (см.
Для этого он в течение года самостоятельно освоил технику масляной живописи. Безысходность положения ощущается во всех деталях картины. Запрещены были и литографии с его картин. Пять месяцев, проведённые в психиатрических лечебницах при плохом и даже жестоком уходе, привели к тому, что художник заболел плевритом (вероятно, туберкулёзной этиологии), который и послужил непосредственной причиной смерти. Свежий кавалер.
ассигн. Он отмечал, что многое может открыться, если застать его врасплох.
Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. В Москве его ожидает теплый прием. Характер у него был живой, способности блестящие. В лихорадочных разговорах Федотова, которые приобрели навязчивый характер монолога, постоянно присутствовали бред собственного величия и маниакальная идея своей «высокой миссии в мире». С губ купчихи срывается бранное слово в адрес дочери.
— Л. К. Дитерихс, "П. Настроение картины: скука, бессмысленность бытия, безысходность. Но основным увлечением было все же рисование. Остались потомкам только его великолепные картины.
При более пристальном взгляде видно, что на стенах висят пустые рамки. Картину Вдовушка он исполнил в разных вариантах (1851-52), упорно и последовательно стремясь к волновавшей его цели – показать в сломленной несчастьем женщине неземное, подобное ангелу, существо, поднимающееся над земными страстями и страданиями. Живя в аскетическом уединении, трудясь без устали, он затеял серию сатирических нравоучительных рисунков, предполагая впоследствии перевести их в картины, по примеру английского художника У. Хогарта. Такова основная мысль рисунка – острой социальной сатиры на нравы богатого барства.
Его произведения, осмеивающие разные темные стороны общественной жизни, являются первыми образцами разработки гражданских мотивов в произведениях живописи они играют ту же нравственную роль, что и произведения сотрудника-публициста, но они большинству доступнее этих произведений. Так как он сказал художнику П. Федотову: " Вы меня обогнали. — А. Н. Андреев, "Живопись и художники", стр. 13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя исповедался и причастился. Павел Андреевич Федотов (1815-1852 гг. ) был очень одаренным человеком, ему удавалось многое.
Хоронили художника 18 ноября 1852 года и большая толпа почитателей шла за его гробом. То, что осталось вдове – комод икона, пяльцы, портрет мужа (Федотов на нём изобразил самого себя, что дало исследователям повод говорить о том, что художник напророчил себе раннюю смерть) сдвинуты в угол комнаты, как бы исторгнуты из неё ибо и дом уже её не принадлежит (дверь опечатана). Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника. Обыденные, казалось бы, жизненные явления глубоко осмыслены, философски обобщены. В то же время он не покидал общества товарищей.
В 1844 году он вышел в отставку. Всем и каждому он готов был оказать какую бы то ни было услугу и отдать последнее. Жизнь Федотова кончилась трагически. Отыскивая натуру для действующих лиц своей картины изображаемой комнаты и аксессуаров, Ф. целые дни расхаживал по Петербургу, знакомился к купцами, ходил к ним в гости, присматривался к их жизни, на Толкучем и Андреевском рынках он разыскивал старух, горничных и сидельцев знакомый офицер позировал ему в позе изображенного на картине офицера разноцветные стеклышки на люстре, пирог, бутылка шампанского с подносом и еще более незаметные мелочи были изучаемы им самым внимательным образом.
Средств у Павла Федотова не было никаких и тянуться за товарищами в кутежах он не мог. Долгое время он не мог остановиться на выборе рода живописи. Портрет С. Д. Шишмарева на борту корабля. Родился в Москве 22 июня 1815 года. М—ф, "Павел Андреевич Федотов" ("Исторический Вестник", 1893 г., 10, стр. Жесть, масло. Подобный материал не характерен для Федотова. Но умная мать, сохраняющая полное спокойствие, задерживает ее.
В сущности, так же вот «на задних лапках» ходят перед барыней все собравшиеся. В 1851 г. Федотов пишет картину, напоминающую о судьбе сестры. Все же в ее замысле еще заметна прямолинейная назидательность (поучать обличая), в построении – перегруженность и некоторая карикатурность, а в цвете – пестрота и перечерненность. Упомянув в разговоре какое-нибудь случайно увиденное лицо, Федотов мог тут же «на клочке бумаги нарисовать его» (Кузнецов, 1990: 138).
Положение усугубилось-скончался отец. В 1840-х гг. В нем он говорил о частом несоответствии внешнего вида человека его сущности.
За долги семья вынуждена была продать дом. Вот таким образом в последний натурный класс Павел Андреевич переходит только в 1845 году. В картине "Игроки" (1852) Федотов попытался изобразить происходящее с точки зрения проигравшегося героя, которому его партнеры кажутся страшными фантомами. Федотов был похоронен наСмоленском православном кладбище. Еще позже П. А. Федотов создал едва ли не лучшее свое произведение – небольшую картину «Анкор, еще анкор. ». Журнал опубликовал статью московского профессора Леонтьева, который считал живопись Федотова «временной» и «злобной», ей не может быть места в «христианском обществе».
Состоялся показ новой «военной» акварели и великому князю Михаилу Павловичу. Она примечательна реалистической точностью в изображении действительности. Портрет П. В. Ждановича. В общей композиции чувствуется прямое влияние английских жанристов, особенно в трактовке сюжета. Позже эти образы были перенесены на полотна. На него стала находить безотчётная томительная тоска, прежде совсем незнакомая этой бодрой натуре» (Сомов, 1878: 16).
Здесь художник окончил первую сатирическую работу «Передняя частного пристава накануне большого праздника». На вернисаже 1848 года возле полотен «Разборчивая невеста», «Свежий кавалер» и «Сватовство майора» всегда стояла толпа народа. Картину "Вдовушка" он исполнил в разных вариантах (1851-52), упорно и последовательно стремясь к волновавшей его цели – показать в сломленной несчастьем женщине неземное, подобное ангелу, существо, поднимающееся над земными страстями и страданиями. (1851-52) художник передал всю нелепость лишенного смысла существования, губящего человеческую душу.
Задетое самолюбие побуждало Ф. серьезно заняться рисованием. П. А. Федотов часто гулял по Эрмитажу, увлекся творчеством Тенирса, Адриана ван Остаде. Успеху картин Ф. способствовало отчасти то обстоятельство, что он, подражая раешнику, читал на выставке стихотворное объяснение своей картины "Сватовство майора" (а может быть и двух других) собственного сочинения.
Известен как один из самых ярких и влиятельных представителей русского романтизма. В подготовительных рисунках к этой работе он предвосхитил искания художников конца XIX и начала XX в. (в частности, М. А. Врубеля). 1, стр. Вскоре художник возвращается в Петербург, однако несмотря на посулы «первых людей города», финансовое положение его семьи остается бедственным.
При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Окрыленный своими успехами художник Федотов продолжил свое творчество. Художник оказался в трудном материальном положении, без средств к существованию. Почти все вещи осквернены казённым сургучом. После долгих раздумий молодой художник пошел на этот шаг.
Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Сентенция художника: «Они убивают время, пока оно не добьет их» относится непосредственно к персонажам «Анкора» и «Игроков». Необходимую практику он получал по-своему – делая очень маленькие (около 20 см по высоте) портреты друзей и знакомых. 245—254).
— А. Дружинин, "Воспоминание о русском художнике Павле Андреевиче Федотове", СПб., 1853 г. (в "Собрании сочинений", т. VII, СПб., 1865 г. ). В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова. В подготовительных рисунках к этой работе он предвосхитил искания художников конца XIX и начала XX в. (в частности, М. А. Врубеля). Жил в последние годы одиноко, ухаживал за ним преданный ему денщик. — "Воспоминание о Павле Андреевиче Федотове" ("Семейные Вечера", 1873 г., 6, стр. Картина «Вдовушка» – это лирическое раздумье о тяжелой судьбе молодой женщины, выраженное в зрительных красочных образах. П. А. Федотов был помещён в «частное заведение для страждущих душевными болезнями» венского профессора психиатрии Лейдесдорфа, расположенное близ Таврического сада и находился там два месяца.
— "Новости", 1902 г., от 14 ноября. В одно из посещений князем Финляндского полка ему показали портреты, выполненные Федотовым.
Эскиз акварели «Встреча в лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 г» заслужил одобрение шефа гвардейского корпуса. Типичность и выразительность изображаемых фигур и лиц не только не уменьшается, но увеличивается благодаря привычке иметь дело с натурой и уменью выбирать натуру. Острый чувственной бред редко протекает непрерывным длительным процессом. Он умер тридцати семи лет в психиатрической лечебнице. безумие подчас бывало способно снять или ослабить предрассудки, сдерживающие самовыражение художника» (Кузнецов, 1990: 284). Федотов создает серию картин сепией.
Картины этого периода художественной деятельности Ф., являющегося периодом расцвета его таланта, обращают на себя внимание всегда удачно выбранным искусным расположением композиции, типичностью в изображении лиц и законченностью общего настроения картины (этому периоду принадлежат: "Сватовство майора", "Утро чиновника, получившего первый орден", "Разборчивая невеста" и другие работы). «Он участвовал, как тенор-солист, в хоре корпусных певчих и, познакомившись чрез это с нотами, почти без всякой посторонней помощи выучился играть на фортепьяно» (Сомов, 1878: 3). А затем пригласил к себе и ее автора. Она примечательна реалистической точностью в изображении действительности. Произведения двух последних лет жизни – самостоятельная страница творчества Федотова.
В картине Анкор, еще анкор. Написав между делом прямо из окна комнаты свой единственный пейзаж Зимний день. На веселый характер Федотова такая обстановка не влияла удручающим образом. За спиной офицера валяется надоевшая гитара, а на столе лежат остатки еды. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу.
Завтрак аристократа (Не в пору гость) Предельно выразительной становится и композиция в картинах Федотова, которая служит выявлению основного смысла, концентрирует внимание на главных персонажах. Все произошло внезапно, хотя конечно жениха ждали. У Федотова была необыкновенная память. Произведения Ф., относящиеся к началу его серьезной художественной деятельности, представляют почти исключительно рисунки и эскизы, главное достоинство которых в их неподдельном юморе, едкой иронии в то же время в них видны недостаточное уменье владеть рисунком, часто излишняя сложность композиции, утрировка в изображении поз и выражений лиц вообще — это работы карикатурного характера (из работ этого рода укажем на упомянутые выше рисунки: "Житье на чужой счет", "Модный магазин", "Мышеловка или Опасное положение бедной, но красивой девушки", "Болезнь Фидельки", "Смерть Фидельки" и т. д. ). Много времени проводил за разглядыванием работ Хогарта. Неожиданная похвала Крылова воодушевила художника.
Павел Андреевич Федотов – офицер, оставивший армию ради искусства. Тем временем неотвратимо приближалась трагическая развязка судьбы Федотова. Нагромождённость композиции, разъяснение её посредством разных мелочей постепенно сменялись простотой и естественностью. В конце 40-х гг. Однако со временем увлечение живописью все больше захватывает его. После картины «Завтрак аристократа» (1849 – 1850, ГТГ) следует несколько вариантов сюжета «Вдовушка».
Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Поздний период жизни и творчества Федотова (1850-52) отмечен чертами трагизма, обострённого тяжёлой психической болезнью. Картина была создана в год трагической смерти художника.
А заболевшая то огорчения хозяйка – виновница переполоха, лежит за ширмой. в год из суммы, ассигнуемой кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников. — А. П. Новицкий, "История русского искусства", Москва, 1899—1903 гг. — А. О., "Несколько слов о Федотове" ("Светопись", 1858 г., 12). Он остается без средств к существованию. Это картины «Анкор, еще анкор. » (1850 – 1851, ГТГ), «Игроки» (1852, Киевский музей русского искусства) и серия рисунков к «Игрокам».
Павел Андреевич Федотов – великий русский художник, художник, график. В Москве ему удалось в значительной степени устроить благосостояние своих родных. За написанную позднее картину «Сватовство майора» совет Академии присудил Павлу Андреевичу звание Академика.
Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении. в месяц и потребовать от него письменного на это ответа". Каждое воскресение кадетов отпускали домой повидаться с родными. Он создаёт сатирический карикатурный, но очень реалистический, образ. Началась замкнутая одинокая жизнь.
Помимо усердных занятий службой, он в свободные часы стал заниматься рисованием, чтением, стихотворством, музыкой (он играл то на фортепиано, то на флейте, то на скрипке, причем на всех этих инструментах выучился играть самоучкой). Так он прослужил десять лет. III). Теперь на плечи Павла Андреевича лег весь груз забот о семье (двух сестрах и племянниках).
Обе картины попали на выставку в Академию художеств. Причиной того, что работа над этой картиной была только начата, было, вероятно, то обстоятельство, что ему в это время представился случай начать другую, более сложную картину: летом 1837 г. великий князь Михаил Павлович возвратился из-за границы и торжественная встреча великого князя в Красносельском лагере дала Ф. мысль написать картину, которую он и закончил через три месяца, под названием: "Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича". Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России.