Вот и всё, что мы успели сегодня рассказать о выставке "Остроумова-Лебедева – художник и коллекционер", открытой в Михайловском замке Русского музея.
Туманностей нет». Свои доводы в пользу открытия собственного издательства Иван изложил хозяину. Новое направление работы издательства Сытина – издание массовых газет и журналов («Вокруг света», «Нива», «Искра» и др. ).
Когдато в далеком 1903 году ОстроумоваЛебедева сделала в этой технике десять открыток изданных общиной св. Евгении, а в 1942 году появилась серия «Открытые письма фронту», состоявшая из девяти литографированных открыток. Наряду со знаковыми произведениями Остроумовой-Лебедевой, такими как «Екатерининский канал» (1910), «Дворец Бирона и барки» (1916), «Венеция. В начале 80-х годов он выпустил несколько лубков – картин скульптора М. О.
«Всеобщее внимание в классах обращал на себя Сомов. Это, как правило, буксус или самшит (по-татарски). Остроумова-Лебедева глубоко чувствовала и понимала природу. Так, в двадцатипятилетнем возрасте с помощью П. Н. Рерихом, однако покупатели не приняли модернизированный лубок (кроме работы Рериха «Враг рода человеческого»). От произвола и невзгод трудного времени ее защищал авторитет мужа, академика.
Альбом иллюстраций состоит из двух разделов, один из которых знакомит с работами самой Остроумовой-Лебедевой, другой представляет входившие в ее собрание гравюры русских и японских мастеров. Вскоре после этого А. Н. Бенуа покинул СССР, эмигрировали и многие друзья по «Миру искусства», однако Анна Петровна осталась. «. Но и "призвание её было иным", как она сама написала в автобиографических записках.
Она юна еще абсолютно и гениальна. И впечатления от этих вояжей щедро отражала в своем творчестве. Оставила три тома Автобиографических записок, опубликованных в 1935-1951 (переизданы в 1974).
Нам нужно было приучить читателя. Помогли банки и популярная газета. Потом он начал рисовать иллюстрации, подражая «мирискусникам», особенно И. Я. Билибину. Но тоска, как клещами, захватила мою душу.
Однако она вырезала ксилографии для обложек «Ярославль», «Ростов Великий», «Кострома». Каждая репродукция сопровождается развернутой аннотацией. Г. Павлова: Да, оригинала. Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты («Портрет артиста И. В. Ершова», 1923 «Портрет Андрея Белого», 1924 «Портрет художницы Е. С. Кругликовой», 1925 и др. ). Склеивается, если нужна, большая плашка из множества маленьких кусочков, полируется, получается твёрдый материал, по которому можно в разные стороны вести резец. Пушкина, Государственном музее А. С. Савицкий (передвижник, мастер жанровой живописи), И. Е.
Кругом была тишина. Это простота и прелесть классики. Училась в Центральное училище технического рисования барона Штиглица (1889-1892), затем в Академии художеств (1892-1896) у П. П. Всего было исполнено 20 досок для воспроизведения семи иллюстраций. Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы («Петербург», 1908-10 «Павловск», 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова «Петербург» (1912) и Н. П. Анциферова «Душа Петербурга» (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств.
И. Д. 15) В 1903 году Остроумова с подругой уехала в Италию. В 1899 возвратилась в Петербург, возобновила учебу в ИАХ. Это продольная и торцевая.
Но не только. Ее успех даже повлиял на неуспех моей копии. Собственных средств на большое дело, конечно, не хватало. Это характерно.
Часть из них была исполнена в гравюре, а часть – в акварели. Я как-то сразу скис и вскоре оставил свою работу, не доведя ее до той законченности, какую я себе сначала наметил. Теперь об акварельной кисти. Эти отступления послужили ей даже на пользу.
В XIX веке и в Европе, а потом и в России мастера обращаются к торцевой доске. И я верю в искренность и правдивость его слов, так как знаю его неподкупную честность». Большой канал» (1916), «Снасти» (1917), в экспозицию в Русском музее войдут фотографии, письма и рабочие инструменты художницы, необходимые для резьбы и печатания, в том числе гравированные пальмовые и линолеумные доски.
(Из письма подруге. ) «Всем нам было покойно, беззаботно и тепло жить с родителями. Д. чл.
Луначарский писал: «Конфискация этой типографии наносит столь сильный удар издательству Т-ва Сытина, что почти, наверное, приведет к его закрытию, а вместе с тем и к безработице для 2000 лиц». Бахрушина), а в Русском музее хранится портрет Максимилиана Волошина. О новых веяниях в Академии Анна записала: Классицизм долой. В 1900 окончила Академию со званием художника. Или дары её последователей.
Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты («Портрет артиста И. В. Ершова», 1923 «Портрет Андрея Белого», 1924 «Портрет художницы Е. С. Кругликовой», 1925 и др. ). Эта книга была выпущена в 1916м в Петербурге издательством Вольфа.
Весь тираж карт тут же распродали. В 1929 году ОстроумоваЛебедева выполнил портрет Льва Николаевича Толстого, по ее собственным словам, «в характере кьяроскуро, в две доски». 11) Классы и мастерские. Счастливая судьба свела его с крупнейшими писателями, учеными, педагогами страны.
1874 года рождения. Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы (Петербург, 1908- 10 Павловск, 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова Петербург (1912) и Н. П. Анциферова Душа Петербурга (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. Работа же предстояла нешуточная. Петербургу особенно посчастливилось на литографии.
Мне очень нравилось состояние воды, неба и построек. Время было трудное и цветные гравюры решили воспроизводить цинкографским способом. В этом выразилось неприятие современности, тоска по ушедшей гармонии. Это была ее единственная работа над книгой как над цельным организмом. Я никому не поверяла моих мучений, моей внутренней борьбы. В конце концов решила с этим покончить и мы расстались навсегда. Ее учителями были такие известные мастера и знаменитые педагоги, как В. В.
«Как передать, кроме всего остального, эти несколько веков, которые пролетели над этим произведением и своими нежными, невидимыми крыльями слили все тона и краски в звучную гармонию, еще более возвысив это чудное произведение. » (из дневника). В 1895 году Остроумовой 24 года. И так сложились, вот эти три части мы решились показать.
Был он молчалив и серьезен, с примесью насмешки, легкого сарказма и молодого скептицизма». А. П. Остроумова-Лебедева оставила прекрасные «Автобиографические записки», которыми я зачитывался весной 1980 года, делая выписки. Еще гимназисткой она стала посещать начальную школу при ЦУТР. Каждый год в бывшем Дворянском собрании (нынешняя филармония) студенты Академии устраивали общественный бал. Протестуя против этого решения, нарком просвещения А. В. Она всегда умела связать себя известной проблемой и заниматься ею не разбрасываясь, не покладая рук с тем скованным (и все же не перестающим трепетать) темпераментом, который затем продолжает жить в подлинных произведениях искусства, будь то огромные фрески исторические картины или крошечные виньетки. Герой был прежний – Ленинград, но техника новая – автолитография.
Положу на умывальник чертежную доску, на нее поставлю чернильницу. Ее ксилографии необыкновенно поэтичны и цельны. Изображали очень красиво, красочно, находчиво и остроумно. 16) «В последний вечер перед отъездом я и Сергей Васильевич катались по Большому каналу. Сыграла важную роль в деле возрождения гравюры на дереве как самостоятельного вида творчества (а не чисто репродукционной техники).
Тягу к своему будущему сокровенному делу – книжной графике – он ощутил еще гимназистом, когда вдруг увлекся древнерусским «уставным» письмом и сам для себя переписал несколько больших текстов. Товарищество И. Д. Окончила петербургскую гимназию. «Почему моя книга была дешевле. Правда, в распоряжении Ивана Дмитриевича какое-то время оставались две другие типографии в Москве и Петрограде. Когда началась Великая Отечественная война, художнице шел семьдесят первый год.
Г. Павлова: История гравюры – это история техник. Путь через симплификацию гравирования на дереве привел Остроумову к тому, что она и беглый набросок карандашом из вагона и тщательный этюд мертвой натуры создает (это слово здесь уместно ибо ее толковый процесс работ носит все черты разумного созидания) по всем правилам истинной художественности. С его образом в душе я покинула Италию». Бывало, впрочем и с Остроумовой, что она временно заблуждалась. Тогда Иван Дмитриевич заключил договор с Московским отделом народного образования на переиздание своих старых учебников (издание новых было монополией Госиздата). Они делали 1015 скидку для бумаги, которая у меня шла на учебники.
Спрятать, замазать, затереть в гравюре нельзя. Сейчас эта стезя в значительной мере пройдена и, оглядываясь на лежащий позади путь, я могу подтвердить, что мое чувство к Остроумовой было тогда правильным, что, пророча ей успех высшего художественного порядка, я не ошибался. Ксилографии эти удивительно легки, в них много воздуха.
Чувство оказалось взаимным и в 1905-м они поженились. Они обратились к давно минувшим временам – XVIII «галантный век», 30 года XIX века. того образа, который получит со временем эта область».
Ее работы начали появляться на выставках и печататься в журнале Мир искусства. Успешно выступала также как портретист и педагог (в 1918-1935 преподавала в Высшем институте фотографии и фототехники и Академии художеств). Нева имеет двух подвластных речных божеств в лице Мойки и Фонтанки. Ретроперспективность – их отличительная черта. букварь Вахтерова.
Художница с радостью согласилась – это была ее тема. Говорят, она выстраивала каждую свою композицию как режиссер. Писала «Автобиографические записки», болела, а когда в 1953м в Москве состоялась ее последняя прижизненная персональная выставка, то даже не смогла приехать на открытие. – Да. - А дальше что. Это была ее единственная работа над книгой как над цельным организмом.
Особенно она любила изображать Санкт-Петербург и его окрестности. «Товарищество И. Д. Сытина» все больше и больше сворачивало работу. Для талантливых личностей, образовавших это творческое содружество, действительностью была не окружающая, а внутренняя жизнь полная мечтаний и красоты. Я был несколько озадачен дерзостью такой затеи. Нетрудно представить, как Анна Петровна вынесла это побоище. Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты (Портрет артиста И. В. Ершова, 1923 Портрет Андрея Белого, 1924 Портрет художницы Е. С. Кругликовой, 1925 и др. ). Войну Остроумова-Лебедева провела в блокадном Ленинграде, не оставляя любимого дела и завершая работу над третьим томом Автобиографических записок. Матэ (русский художник, гравер), П. П.
Нева, набережные, каналы, мосты. Выдающийся график и художник Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871–1955), певец городских видов, бескрайних и безлюдных невских перспектив, величественной петербургской архитектуры, угловатых колонн Биржи, сумрачных силуэтов Петропавловки, входила в художественное объединение «Мир искусства». Сытина считать излишним». Я пила, он молча смотрел на меня, а мне так хотелось броситься ему на грудь. Архитектура для нее – лишь часть его общего облика. Остроумова-Лебедева — выдающийся мастер русской графики. Значит, существуют две отрасли ксилографии.
Я часто бывала в опере, где родители имели абонированную ложу. Как легко могла бы Остроумова в начале своей деятельности под влиянием иногда очень нелепых восхвалений (милейший В. В. Матэ не стеснялся ее сравнивать с Микеланджело) посвятить себя большому в кавычках искусству и не только, например, сделать изумительную гравюру с Персея Рубенса, но и отдать свои силы на соперничество с великими мастерами. У него впервые Анна увидела И. Репина, В. Стасова, А. Рубинштейна.
30 скидывал торговцу, 2, 5 коп. Автор 15 экслибрисов, главным образом с архитектурными мотивами. Подчас они напоминают небрежный, словно сделанный на ходу рисунок.
«Прилив капитала, – писал Сытин, – оживил молодое дело и поле для предприимчивости и торговой инициативы сразу расширилось». Петрова, Сытина часто называли «русским самородком».
ОстроумоваЛебедева осталась довольной книгой. И. Д. Графический язык Остроумовой-Лебедевой становился все более лаконичным и строгим.
От произвола и невзгод трудного времени ее защищал авторитет мужа, академика. Анна Петровна входит в круг художников «Мира искусства», впервые ее работы экспонировались на выставке «Мира искусства» в 1900 году и в том же году она окончила Академию художеств. Время было трудное и цветные гравюры решили воспроизводить цинкографским способом. Во мне все пело. В 5 часов утра карта была готова и пущена в машину с надписью: «Для читателей газет.
Подчас они напоминают небрежный, словно сделанный на ходу рисунок. В них архитектура очень естественно, органично входит в окружающую ее природную среду. Художница создавала как многочисленные станковые циклы (Петербург, 1908-1910 Павловск, 1922-1923 «Ленинград», 1930 и др. ), так и значительно реже – иллюстрации (к книгам В. Я. Курбатова Петербург, 1912 и Н. П. Анциферова Душа Петербурга, 1920 переиздана в том же оформлении в 1990). В трех изданиях басен И. А. Крылова (1910, 1911) он искусно применил декоративные приемы русского ампира, породив немало подражателей. Уистлера) и гравюре. В 1914 году он пригласил к работе над лубком группу художников во главе с Н. К.
14) 1901 г. «4 мая произошло избиение студентов во время демонстрации у Казанского собора. » Из письма подруге: «О другом о чем-нибудь не могла и не хотела говорить, так как меня все эти истории больше всего волновали после знаменитого воскресенья, когда их били и убивали на площади. Пушкина, музеях Астрахани, Кирова, Саратова и других. Знаменитые циклы художницы "Петербург", "Павловск" знакомы и любимы публикой.
И она как художник там многому научилась. Их путь лежал на Милан и Швейцарию. Сергей Васильевич нас провожал и усадил на поезд.
Через недели две она ее кончила. Сытин организовал целую сеть оптовых складов и книжных магазинов. На что Дж. Зато в других двух литографиях Остроумова возвращается к далекому прошлому одна изображает тот момент, когда только еще строился новый Дворцовый мост другая – целую рощу мачтовых судов, стоящих на якоре вдоль пристани романтического дворца Бирона или – выражаясь точнее и прозаичнее – Пенькового (тогда еще, вероятно, полного товаром) буяна. Но если самые ранние ксилографии Остроумовой-Лебедевой «Персей и Андромеда» (1899), «Луна» (1900), «Дорожки» (1900) явно свидетельствуют о влиянии на ее творчество мастеров итальянской гравюры кьяроскуро или японского художника Хокусая, то очень скоро художница находит и свой собственный стиль в ксилографии и свою тему. Вскоре после этого А. Н. Бенуа покинул СССР, эмигрировали и многие друзья по «Миру искусства», однако Анна Петровна осталась.
В 1898-1899 гг. Он происходил из буржуазной богатой среды и я боялась, что если выйду за него замуж (а к этому клонилось дело), то мне трудно будет в такой обстановке продолжать мое любимое искусство. Александр Бенуа, лидер кружка, назвал Остроумову-Лебедеву «одной из самых цельных и типичных фигур». Написали ее Александр Николаевич Бенуа и Абрам Маркович Эфрос (18881511954). Член Мира искусства (с 1899), Союза русских художников (с 1903 по 1910), объединения Четыре искусства (с 1924). Всего было исполнено 20 досок для воспроизведения семи иллюстраций.
Меня увлекла чистая акварель, то есть живопись без белил, где роль белил выполняет бумага. В 30-е годы она начала писать свои Записки, основу которых составили дневники. Ее друзья Сомов и Малявин уговорили ее уступить. Несколько лет спустя Курбатов предложил использовать акварели, выполненные Анной Петровной во Флоренции в 1903 году, в качестве иллюстраций в своей книге «Сады и парки». Тема северной столицы стала основной в творчестве Остроумовой. Толстого. Появилось также желание показать хотя бы отчасти А. П.
Процесс обобщения и упрощения формы характерен и для других видов графики этих лет. Работа же предстояла нешуточная. Маркс») поездку в Финляндию за свой счет. Известны такие ее работы, как Портрет артиста И. В. Ершова (этого известного оперного певца называли Шаляпиным среди теноров), Портрет Андрея Белого, Портрет художницы Е. С. Кругликовой, Портрет Н. Н. Когда я вошла к нам, Клавдия Петровна удивленно спросила:- Что с тобой.
Темы были избраны такие: «Выезд», «Портрет Следопыта и двух индейцев», «Встреча французов и англичан», «У водопада», «Бой в лесу», «Убийство Коры», «Посещение пещеры». По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок — как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым). В 1946 году она выгравировала собственный экслибрис, который назвала мрачно – «Моя эпитафия».
занималась в Париже в мастерской Дж. Она признавалась: Меня больше всего привлекали места, связанные с водой. Находила, что он мало любит искусство. В дальнейшем, по мере движения войск изменялась и карта. Скромная Анна признавалась: «Я чувствовала себя среди них стесненной и, несмотря на то, что была приблизительно их возраста, мне казалось, что я перед ними ничтожная, маленькая девочка». Выразительна и необычна ее ксилография Портрет Л. Н. Она вышла в серии книг о русских графиках, задуманной Соломоном Абрамовичем Абрамовым издававшим журнал «Творчество».
– Я покупал бумагу и вырабатывал ее самым дешевым доступным способом. Евреинова (это изображение русского режиссера, драматурга и теоретика театра находится в Музее академии искусств в Санкт-Петербурге), Портрет М. А. Булгакова (эта акварель была написана в Коктебеле в доме М. Волошина и сейчас находится в Государственном театральном музее им. Д. Сытин и К» с основным капиталом в 75 рублей.
Я с ней соглашалась, ей сочувствовала, когда она плакала – я тоже, но все-таки через несколько минут уносила (на всякий случай) вниз свою шубу и калоши к швейцару и при благоприятном моменте тихонько исчезала из дома. Что же делать. Без финансирования книжные дела и сейчас не пойдут. «Был он красивый, высокий, стройный юноша.
В том же году вступила в художественное объединение «Мир искусства», сотрудничала с одноименным журналом. 9) Взялась копировать в Эрмитаже «Портрет Филиппа IV» Веласкеса (Теперь считают – школы Веласкеса. ). Впала в отчаяние и есть отчего. У нас очень много бывало студенческой молодежи». Чистякова, В. В. Цв.
Ей там нужно было выбрать специальность, обязательно прикладную. Еще в молодости Анне Петровне из-за проблем с дыханием пришлось отказаться от масляных красок (их резкий запах воздействовал на нее губительно) и перейти на акварельные. Храмы Ростова были заключены в непривычную для художницы круглую рамку.
Это было давно. Нужно привлечение значительных средств, чтобы сделать книгу доступной. Это свидетельство удивительно тем, что в те годы сам Сомов пребывал в сомнениях в своем призвании и отбывал воинскую повинность (совмещал как-то службу с учением). 3) «В те же годы пребывания в Академии я пережила мое первое увлечение. Знаменательно, что рисунки А. Н. Бенуа к «Медному всаднику» А. С. Пушкина, особенно их раскраска, очень близки к ксилографиям Остроумовой-Лебедевой. Это XVIII век, ну и первая половина XIX века включительно.
Запах масляных красок провоцировал приступы. Шедеврами эти работы не назовешь, хотя среди них есть и удачные. Впереди на полочке – коптилка. Остроумова-Лебедева стала обучаться ксилографии, она попала в класс к В. В. Автором первых книг и листовок, выпущенных им при Советской власти, был М. Горький.
Так, он смог превратить календари в подлинные «народные энциклопедии». Автор поэтичных пейзажей с видами Петербурга – Ленинграда, а также его окрестностей (ксилографические серии Петербург, 1908-1911 Павловск, 1922-1923). В свою очередь, этот факт близости рисунков и ксилографии указывает на то, что проблема материала (дерева) как одна из основных проблем всякого вида искусства не была еще полностью решена художницей. Анна Петровна Остроумова-Лебедева родилась 5 мая 1871 года в Петербурге. Часть из них была исполнена в гравюре, а часть — в акварели.
Шедеврами эти работы не назовешь, хотя среди них есть и удачные. Эта книга была выпущена в 1916м в Петербурге издательством Вольфа. С. В. Лебедев считается основоположником промышленности синтетического каучука. Люди меня не интересовали. » «Была я до чрезвычайности свободолюбива». Кажется, характер, как у Комиссаржевской, хотя она росла при исключительно благоприятных обстоятельствах, правда, семья ее была далека от искусства. Но даже знатоки впервые увидят её собрание японской гравюры, например. Именно гравюра на дереве (ксилография), но в разные периоды времени этот вид гравюры то выходил на первый план, то, наоборот, можно сказать, что даже исчезал.
Толстого (1929 г. ). Благодаря Сытину, «Посреднику» удалось оперативно и широко развернуть свою деятельность, а Ивану Дмитриевичу, с помощью «Посредника», завязать знакомство с лучшими представителями русской интеллигенции – Л. Толстым, В. Короленко и др. Около сфинксов перед Академией была пароходная пристань. Мы сидели молча.
Именно Остроумова-Лебедева стояла у истоков возрождения русской классической гравюры. Умерла Остроумова-Лебедева в Ленинграде 5 мая 1955.
В ноябре 1884 года издатель встречается с руководителем «Посредника» В. Г. Темы брали из мифологии из сказочного эпоса, народного, были и юмористические. Он считался в году одним из самых оживленных и интересных. Работала в технике гравюры на дереве, акварели, литографии.
Среди произведений, опубликованных товариществом, наибольшую популярность приобрели такие книги, как посмертное собрание сочинений Л. Н. Маркса, широко развернуло свою деятельность (выпускало в основном остросюжетную зарубежную литературу, например, «Тарзана» Э. Берроуза). 13) Не без борьбы, но без споров и ссор, а только своей целеустремленностью, до полной утраты сил, Остроумова добилась того, что родители сами стали упрашивать ее ехать в Париж, чтобы она рассеялась, а для нее-то для работы.
Лубочные издания и всевозможные календари долгое время приносили И. Д. Написали ее Александр Николаевич Бенуа и Абрам Маркович Эфрос (1888 – 1954). Я первый раз была в Москве и она произвела на меня сильное впечатление. Но я сдержалась.
Анна Петровна много путешествовала. Интересно его видеть, когда он работает. «У Невы два подвластных речных божества – Мойка и Фонтанка. Кровавое воскресенье.
После Февральской революции 1917 г. Нарбут вернулся на Украину. Так гравировали в древности мастера. Оно внешне мало проявлялось, но тем не менее было глубоко и принесло мне много страданий. Народный художник РСФСР (1946). Остроумова же стремилась уловить сам стиль, пейзажный образ любимого города. в Академию.
После Октябрьской революции газета была закрыта, а типография национализирована. Одаренный и хорошо подготовленный художник, Остроумова-Лебедева не могла работать масляными красками, так как их запах вызывал у нее приступы астмы. Воспроизводимые помногу раз и но разным поводам, они давно стали хрестоматийными и пользуются исключительной популярностью. По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок – как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым). Тот же Бенуа в мемуарах объясняет: «Остроумова не имеет того громкого имени, как иные из ее товарищей, но, разумеется, ее художественное значение не уступает значению этих товарищей и то, что ее искусство теряет из-за своей скромности, то оно же наверстывает своим благородством, своей строгостью, всем тем, что можно обнять словом «стиль».
В 1905 году Анна Петровна вышла замуж за ученого-химика Сергея Васильевича Лебедева, впервые синтезировавшего каучук в промышленном масштабе. Академии художеств СССР (1949).
Живописный портрет художницы, созданный К. Сомовым, как и написанный ещё одним её товарищем по академии Филиппом Малявиным портрет, представлены на выставке. Радостно было видеть его посветлевшее лицо. А я. Кругом был праздник. Я вдруг поняла (точно пелена упала с глаз), что я давно люблю его.
Но. Бенуа А. Вступительная статья к альбому «Остроумова-Лебедева А. П. А. П. Остроумова-Лебедева была дочерью крупного чиновника П. И. Остроумова (вторую фамилию она приобрела в 1905 г., выйдя замуж за известного ученого-химика С. В. Лебедева).
Это было одно из первых русских издательств акционерного типа. Уистлера) и гравюре. Остроумова не имеет того громкого имени, как иные из ее товарищей, но, разумеется, ее художественное значение не уступает значению этиx товарищей и то, что ее искусство теряет из за своей скромности, то оно же наверстывает своим благородством, своей строгостью, всем тем, что можно обнять словом стиль. И в России и в Западной Европе гравировали по продольной доске. Небо и здания отражались в воде, двоились, переплетались. Искусство Остроумовой – и красивое и умное и вдохновенное искусство.
Иван Сытин родился в 1851 в селеГнездниково Костромской губернии. И ксилография, можно, наверное, сказать и это будет правдой, – самый древний вид гравюры. Ксилографии эти удивительно легки, в них много воздуха. Томясь без любимого дела, Нарбут исполнял графические произведения для себя и для своих друзей (так, он великолепно оформил собственный семейный архив).
Часть из них была исполнена в гравюре, а часть – в акварели. Меня очень поддерживало внимание интеллигенции, широких кругов литераторов и ученых.
Тогда же Иван Сытин осознал, что крайне невыгодно выступать в роли посредника между печатниками и торговцами, при этом фактически находиться в полной зависимости от производителей печатной продукции. – говорил Сытин, выступая на совещании московских книгоиздателей в конце 1923 года. Говоря абсолютно откровенно, я предпочитаю акварели и гравюры Остроумовой ее литографиям. Прибегала туда прямо из Академии, а там меня встречала мама яствами (я была балованная дочь).
Крюков канал. Сереженьке. И никак нельзя было ожидать, что барышня в пенсне хоть в какой бы то ни было степени одолеет колоссальные трудности задачи. Я то люблю его, то ненавижу.
Стать живописцем в полной мере Анне Петровне помешала астма. Остроумова чуть не пошла на это из упрямства. Продольная – это, когда берётся спил обрезной доски и по слою гравируется. По замечанию А. Н. Бенуа, «творчество Остроумовой может служить одним из ярких проявлений Мира искусства, того направления без направления, которое будет считаться характерным для искусства, непосредственно следовавшего за направленчеством передвижников и предшествовавшего современной ярмарке суеты назойливо шумливых и пестрых доктрин».
Матэ, И. Е Репина. А до этого, в 1913 году издательство Кнебеля известное своими искусствоведческими изданиями и прекрасными детскими книжками, предложило А. П. ОстроумовойЛебедевой работу по оформлению серии монографий Игоря Эммануиловича Грабаря (18711511960) «Старые городамузеи России». Тогда ей поставили условие, что если она не будет заниматься в классе, то перестанет получать стипендию и будет только обучаться как вольный слушатель.
Ты вся сияешь. - Я сейчас отдала свое сердце. - Кому. Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы (Петербург, 1908-10 Павловск, 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова Петербург (1912) и Н. П. Анциферова Душа Петербурга (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. А до этого, в 1913 году издательство Кнебеля известное своими искусствоведческими изданиями и прекрасными детскими книжками, предложило А. П. ОстроумовойЛебедевой работу по оформлению серии монографий Игоря Эммануиловича Грабаря (1871 – 1960) «Старые городамузеи России». Художественноисторический очерк и обзор художественного богатства столицы». Искусство Остроумовой- Лебедевой исполнено неповторимой поэзии и кажется незатейливой, простой, ну, как «Повести Белкина» Пушкина. Одна из улиц Петербурга носит его имя.
Она была второй дочерью в семье видного чиновника. В 1901 году Дягилев заказал ей для журнала десять черно-белых гравюрных видов Петербурга. работала в Париже, совершенствуясь в живописи (у Дж. 1886, хутор Нарбутовка, Черниговская губ. Поворотным в ее судьбе оказался 1900 г., художница дебютировала со своими гравюрами на выставке Мира искусства (с которым в дальнейшем прочно связала свое творчество), затем получила вторую премию за гравюры на конкурсе ОПХ и закончила АХ со званием художника, представив 14 гравюр. Остроумовой-Лебедевой принадлежала главная роль в деле возрождения в России станковой гравюры на дереве как самостоятельного вида творчества – после долгого существования в качестве репродукционной техники особенно велика заслуга художницы в возрождении гравюры цветной. По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок – как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым).
В 1905 вышла замуж за ученого-химика С. В. Лебедева. Специалисты уверены, что художница смогла глубоко понять и передать личность каждого. Остроумова-Лебедева – мастер городского пейзажа. Лучшей работой этого времени были начатые еще в Петрограде листы к «Украинской азбуке» изобретательные по сюжетам и изощренные по графическому мастерству. Учебную литературу сделал доступной для детей всех сословий и привлек к написанию букварей и учебников лучших педагогов и ученых (многие годы он поддерживал деловые отношения с Толстым, Чеховым, Горьким, Эртелем, Кони, Морозовым и другими русскими писателями, учеными, педагогами). Уистлер сказал, что она может в этом учиться только у себя самой.
Туда же она привезла свои первые гравированные доски, показала их Дж. Много фантазии. А. П. Остроумова-Лебедева была дочерью крупного чиновника П. И. Остроумова (вторую фамилию она приобрела в 1905 г., выйдя замуж за известного ученого-химика С. В. Лебедева). Еще гимназисткой она стала посещать начальную школу при ЦУТР. В том же году она вырезала четырехкрасочный экслибрис «Наша библиотека» для Всесоюзного института экспериментальной медицины академика Ивана Петровича Павлова (18491511936).
Однако коньком Остроумовой-Лебедевой были пейзажи. Возможностями торцевой ксилографии воспользовались репродукционисты. Часть из них была исполнена в гравюре, а часть – в акварели. Г. Павлова: Да-да. Прежде чем окунуться в этот омут фразеологии и формул, прежде чем предаться воздействию всевозможных внушений, художественная жизнь России в своих эмоциональных основах и в своих экспансивных творческих излияниях, по примеру других счастливых эпох, не ведавших засушивающего эстетизма, разрешила себе быть наивной и целая группа художников из которых каждый по-своему подходил к задаче, сомкнулась в кружок, объединенный одинаковостью своего принципиального отношения к жизни и к творчеству, отношения, которое все было проникнуто непосредственностью. С движениями уверенными и свободными, смелыми и ловкими.
Самым близким натуре Остроумовой средством художественного выражения является гравюра на дереве, но и все остальное, что она создала, будь то масляные картины и портреты, акварели и литографии, – все носит отпечаток ее яркой индивидуальности. Ее типически «мирискуснические» историко-ретроспективные виды города на Неве в буквальном смысле «запечатлели» его строгую красоту в идеально-адекватных натуре, гармонически-строгих образах, до сих пор чрезвычайно популярных.
Иван учился в сельской начальной школе, однако особой тяги к учебе не испытывал. Остроумова умеет учить и знает, чему учить. С Ильей Ефимовичем отношения у Анны Остроумовой складывались непростые: Милый Репин. Так, в 1909 году им было выпущено 900 названий при тираже 12, 5 миллионов экземпляров. Плевако стал издателем газеты «Русское слово», которая в начале 1917 года распространялась только по одной подписке в количестве свыше одного миллиона.
Сытин начал сотрудничать с «Посредником» – издательством, созданным небольшой группой людей, объединившихся вокруг Л. Н. Уистлера. 1905 год. ОстроумоваЛебедева осталась довольной книгой. работала в Париже, совершенствуясь в живописи (у Дж. Однако она вырезала ксилографии для обложек «Ярославль», «Ростов Великий», «Кострома». Пособие».
Он просил разрешить ему и Розинеру (управляющий издательства «Товарищество А. Ф. Е. Динерштейн пишет о Сытине: «Его биография вместе с тем есть и страничка истории русской книги ибо в значительной мере благодаря его личным усилиям литература для народа, которую принято было называть «Ванькиной литературой», преодолев бессодержательность, стала явлением в культурной жизни страны». Часть из них была исполнена в гравюре, а часть – в акварели. Бенуа – русский художник, художественный критик и основатель объединения Мир искусства.
Коптилку ей пришлось соорудить из аптечного пузырька. При этом сами «мирискусники» отзывались о ней достаточно лестно. Художественноисторический очерк и обзор художественного богатства столицы». 11 декабря 1924 года Президиум Центрального бюро Совпартиздательств принял постановление «О частных издательствах», в котором было предложено правительству усилить контроль и цензуру «в отношении частноиздательской продукции» и всеми способами вытеснять частника с книжного рынка. Двоюродный брат.
12) «Гости, обеды, вечера. Фонтанку она нарисовала дважды – один раз у самого ее верховья, там, где она рождается в сумраке арки «Прачешного моста», рядом с летним домиком Петра другой раз при подходе к Чернышеву мосту, в том месте, где по ее берегам столько уютных старинных домов и где Петербург моментами особенно напоминает Венецию». Сегодня в классе мне чуть не сделалось дурно. Построенные на контрасте черного и белого, на ритмическом соотношении и звучании линии и пятна, ее гравюры несут в себе ту «сугубую остроту и выразительность» образного решения, которую так ценила в ксилографии сама художница. И я верю в искренность и правдивость его слов, так как знаю его неподкупную честность».
8) «Я уходила в одиночество и в то же время страдала от него. В 1929 году ОстроумоваЛебедева выполнил портрет Льва Николаевича Толстого, по ее собственным словам, «в характере кьяроскуро, в две доски». Изредка звучал голос гондольера. Занималась под руководством П. П. Чистякова, К. А. Савицкого, а также в мастерских И. Е. Репина и Матэ. Она вышла в серии книг о русских графиках, задуманной Соломоном Абрамовичем Абрамовым издававшим журнал «Творчество».
Так, с 1887 года Иван Дмитриевич с помощью известного адвоката Ф. Н. Он радовал и вдохновлял. А затем случилась война. Брак был счастливым: муж во всем поддерживал художницу, горевшую искусством.
Она делала только то, что ей хотелось делать. Лишь петроградское издательство, бывшее А. Ф. А я гораздо больше была бы рада жить впроголодь где-нибудь одна в Париже и работать». Петербург». Чистяков (по выражению В. А Серова – истинный учитель незыблемых законов формы), К. А.
Пушкина, Н. В. И прежде всего городские виды, соединившие природу и архитектуру. Она бродила по городу и делала бесчисленные зарисовки с натуры.
В том же году она вырезала четырехкрасочный экслибрис «Наша библиотека» для Всесоюзного института экспериментальной медицины академика Ивана Петровича Павлова (1849 – 1936). Войну Остроумова-Лебедева провела в блокадном Ленинграде, не оставляя любимого дела и завершая работу над третьим томом «Автобиографических записок». Чаще всего массы зданий как бы уходят в перспективу. Остроумова никогда себя, своей художественной души не насиловала.
В самом выборе мотива, в «смешении воды со зданиями», во всем образном звучании их лежит как бы отсвет золотого века Пушкина. Репин. Даже тогда, когда отец работал, его заработка еле-еле хватало на еду. Толстого, а с 1928 года редактором его полного собрания сочинений в 90 томах.
Ныне я вижу, что они слагаются в новеллу о любви девушки, во всех отношениях исключительной и даже в том, что она выбрала не просто акварель, а гравюру, трудный жанр даже чисто технически и молодого человека, гениально одаренного химика, который был ее двоюродным братом. 1) «В это время (лет 15, учась в гимназии) я решила, что твердые знаки лишние и стала писать без них, чем вызывала протесты со стороны преподавателей, но, несмотря на репрессии, упрямо писала по-своему». Остроумова пожелала рядом с серией литографий, посвященных самой «богине» (Неве), посвятить также три листа красотам и этих «нимф». ОсроумовойЛебедевой не раз предлагали уехать из осажденного города, но она отказывалась. Ранние произведения близки стилистике модерна.
Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты (Портрет артиста И. В. Ершова, 1923 Портрет Андрея Белого, 1924 Портрет художницы Е. С. Кругликовой, 1925 и др. ). А. А. Мы с невестой увлекались тогда копированием старых мастеров в Эрмитаже и как раз я был занят портретом слегка криворотого мужчины Франца Хальса (а моя невеста срисовывала тут же висевший портрет Сына Хальса), когда рядом с нами появилась небольшого роста барышня в пенсне, которая принялась набрасывать углем на холсте Девочку с метлой Рембрандта (все эти три картины висели в те годы почти рядом). Но всё это было исполнено, конечно, в чёрно-белом варианте. Толстого.
Родилась в семье высокопоставленного чиновника, сенатора П. И. Остроумова. Матэ в Училище технического рисования Штиглица. Она ведь близкий друг художника исполнительница его воли.
Первый художественный иллюстрированный журнал. Во мне возникла сильная борьба между чувством и страстью к искусству. Напротив, в несвойственной ей технике литографии Остроумова, видимо, робеет.
Я считала его гораздо ниже себя по уму и слабее по воле. По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым).
На ее кончике – сердце художника. И когда А. П. В 1898-99 гг. Просила, умоляла.
Однако в течение трех месяцев лишь один Сытин продавал их, конкурентов у него не было. Е. Динерштейн отмечает: «С легкой руки известного в прошлом публициста Г. С. Год спустя он перевел ее на Пятницкую улицу и расширил свое предприятие.
Это меня в первое время ошеломило.
Она, влюбленная, сияла, «чертики в глазах» так и вспыхивали, но выйти замуж на таких условиях она не могла, не хотела она смеялась, а итальянец плакал. В это время в Рим приехал Сергей Лебедев с товарищем, как она путешествовала с подругой, он привез деньги от родных на дальнейшее путешествие он знал об ее увлечении, вот таким образом, может быть, приехал похудевший, что ее огорчило она рассталась с итальянцем и они все вместе поехали по Италии далее подруга ей говорит о нем, что человек страдает, но она думает о том, с кем рассталась. Однажды в дождь она случайно увидела в безмолвных глазах кузена «огромную любовь и отчаяние», но не заволновалась. В Венеции, случилось, Остроумова и Лебедев одни катались в гондоле. Что вырезано, то и остается четким и ясным. Уистлеру и спросила у него, что ей делать с этим дальше, на кого учиться. По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок – как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым). Матэ.
В начале XX века Остроумова сблизилась с обществом Мир искусства. И именно в Италии произошли в ее жизни два события, решающие для ее призвания и счастья. В России остался Сергей Васильевич Лебедев, кузен, который женился, но очень неудачно и он был влюблен в кузину, она, верно, догадывалась, но он молчал, вероятно, не видя отзыва. В Риме один итальянец не на шутку влюбился в барышню из России и сделал ей предложение и она даже подумывала выйти замуж, но тогда она должна была оставить искусство ибо итальянец говорил, что «мы берем жен для себя».
Если бы мама при всей ее доброте не была столь равнодушна к живописи, то этого бы не было. Микешина, автора проектов памятников «Тысячелетие России» в Новгороде, Б. Хмельницкому в Киеве и др., хотя особым успехом они не пользовались. Сытин попытался даже создать общество «Школа и знание», которое выпускало бы не только доступные по цене книги для простого люда, но и пособия для сельского учителя (более 400 подобных изданий товарищество выпустило до Октябрьской революции, некоторые из них переиздавались и позже). Всё в ней взбунтовалось и она ушла из класса В. В.
Чертковым, другом Л. Н. Я вскрикнула и чуть не зарыдала от испуга, но вовремя очнулась от кошмара и увидела себя на Большом проспекте идущей очень медленно в своей белой шубе. » «Потом упадок опять сменился подъемом». Однако И. Д. Сытин принял новую власть и начал активно с ней сотрудничать. Уистлера. Ее любимый город представал величественным и мужественным. В 1902 году появилась одна из лучших ее гравюр – Летний сад зимой.
Темы были избраны такие: «Выезд», «Портрет Следопыта и двух индейцев», «Встреча французов и англичан», «У водопада», «Бой в лесу», «Убийство Коры», «Посещение пещеры». В трех-четырех тонах неярких красок ей удается передать лирическую красоту города («Крюков канал», 1910). Боюсь утверждать, что та копия вышла действительно превосходной, – слишком много времени с тех пор прошло и слишком изменилось мое художественное суждение, слишком я стал требовательным, но, во всяком случае, тогда результат, быстро и уверенно достигнутый неизвестной художницей, показался мне удивительным. В поиске художественного облика журнала участвовали все графики «Мира искусства», строятся профессиональные, дизайнерские принципы оформления.
Нужно отметить, что акварель, хотя та и считается одним из видов графики, А. П. Художница с радостью согласилась 151 это была ее тема. Всякими способами старалась удержать меня дома, находя, что я работаю не по силам. «Ты просто бездарна. » – говорили они». 6) «За все семь лет, что я пробыла в Академии, я не имела со стороны студентов ни одной неприятности, столкновения или чего-нибудь резкого или циничного.
И на смену явилась обыденная жизнь с ее мелочами и безобразием. В двух из этих книжек, а также в знаменитом издании «Соловья» Х. КАндерсена (1912), где варьировалась традиционная «китайщина», он с блеском возродил искусство силуэта. Большой удачей были «Пляши, Матвей, не жалей лаптей» (1910) и две книжки с одинаковым названием «Игрушки» (1911) во всех трех он мастерски использовал стилизованные изображения русских народных игрушек. Несколько лет спустя Курбатов предложил использовать акварели, выполненные Анной Петровной во Флоренции в 1903 году, в качестве иллюстраций в своей книге «Сады и парки». Больше всего она любила сидеть в темноте и мечтать. Искусство Остроумовой можно назвать красивым, умным и вдохновенным потому, что глазу и уму художницы присущ великий дар обобщения, что она с необычайной последовательностью способна свести любую поставленную себе задачу (как в отношении формы и красок, так и в отношении психологического момента) к основным элементам, что у нее достаточно твердый характер, чтобы затем систематически произвести самый процесс художественного выявления.
Произошло это знакомство в Париже, куда Анна Петровна (речь идет о ней) явилась вместе со своей подругой усовершенствоваться в избранных ими отраслях искусства. С гордо закинутой назад головой. Храмы Ростова были заключены в непривычную для художницы круглую рамку.
Пароходик перевозил на ту сторону. Как быть. Следующий год памятен выходом в свет первой монографии, посвященной А. П. ОстроумовойЛебедевой.
В гимназии Анна была очень застенчива. Собор Сен-Северин, Сен-Клу. Гоголя, Л. Н. Ввиду этого я получал за 2, 5 – 3, 5 коп.
Стало быть, кузина старше на три года, хотя внешне и по всем повадкам еще совсем юна. Г. Павлова: Преподносили, так скажем, ей, как действительно корифею в этой области, как первооткрывателю, как пионеру цветной гравюры на дереве в России. А. С. Однако вмешательство Луначарского оказалось бесполезным – вскоре после переезда правительства в Москву типография Сытина была национализирована для нужд «Правды» и «Известий». Спускались сумерки. Печатались в издательстве Сытина и портреты государя-императора.
Придя домой и перед тем как разойтись, Сергей Васильевич принес мне стакан воды, подкрашенный вином (я жаловалась на жажду). В то время в Париже жили Александр Бенуа с семьей и Константин Сомов. В 1901 г. Нарбут переехал в Петербург, где познакомился с Билибиным и тот взял его под свое покровительство, введя в круг «мирискусников». 10) Сережа Лебедев, студент Петербургского университета (естественный факультет).
оставалось издателю». Это составляет более 14 процентов всего, что было произведено на русском книжном рынке. Я его очень любила. Большими тиражами печатались произведения классиков русской литературы: А. С. В 1898-99 гг. Два месяца только она смогла выдержать такое обучение.
В Париже она провела с 1898 по 1899 целый год. Сначала издательство выпускало типично народную литературу, как, например, «Еруслан Лазаревич». И хотя я ни слова не сказала Сергею Васильевичу (он был не свободен), но он понял меня. платил автору, 2, 5 коп.
Но позже товарищество издает более серьезную, качественную литературу. Толстого, «Военная энциклопедия», «Детская энциклопедия», труды, посвященные Отечественной войне 1812 года, крестьянской реформе 1861 года и др. Поворотным в ее судьбе оказался 1900 г. :художница дебютировала со своими гравюрами на выставке «Мира искусства» (с которым в дальнейшем прочно связала свое творчество), затем получила вторую премию за гравюры на конкурсе ОПХ и закончила АХ со званием художника, представив 14 гравюр.