Ярошенко Николай Александрович (1846-1898) – знаменитый русский художник второй половины XIX века, выдающийся портретист, автор жанровых картин, ученик И. Н. Крамского и его верный соратник по Товариществу передвижных художественных выставок. Сначала Николай Ярошенко брал частные уроки рисования в знаменитого художника Андриана Волкова, а позже учился в вечерних классах рисовальной школы Общества поощрения художеств, где занимался под руководством Ивана Крамского. Николай Ярошенко (1846–1898) – именитый украинский художник второй половины XIX века, выдающийся портретист, автор жанровых картин, активный участник прославленного Товарищества передвижных художественных выставок.
Трепова. Однако плохая освещенность заставила хозяев перебраться в «Белую виллу».
Среди его творческих работ— эскизы и рисунки. Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет. Один из них раздувает самовар сапогом. Об этом свидетельствует написанный им в 1886 году портрет Ивана Кондратьевича.
Об этом же писали в своих романах Ф. М. Достоевского и В. Крестовский в повести «Петербургские трущобы». Ярошенко вошел в историю русского искусства как талантливый портретист. Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора.
– На качелях (1888), В теплых краях (1890), Песни о былом (1894). Крамского. Николай Александрович Ярошенко родился 1 (13) декабря 1846 года в Полтаве в семье военного. На IV передвижной выставке, которая проходила в 1875 году, экспонировалась первая картина Ярошенко «Невский проспект ночью» (картина погибла во время Великой Отечественной войны). В написанных Н. А. Ярошенко портретах И. Н. Крамского (1876, ГРМ), Г. И. Успенского (1884, Екатеринбургская картинная галерея), Менделеева (1885, музей Д. И. Менделеева при Петербургском университете), Ге (1890, ГРМ), В. Г. Короленко (1898, не сохранился) и других раскрыто духовное богатство этих людей.
Все это сказалось на социальной направленности искусства Н. А. Ярошенко. А портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина, сделанный Ярошенко за три года до смерти писателя, показывает пожилого больного человека, тяжело потрясенного закрытием журнала «Отечественные записки», которым он руководил 15 лет. Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск.
здесь жила, по свидетельству М. В. Ярошенко скончался 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы Большое седло, где писал с натуры.
11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко. Ярошенко скончался 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы Большое седло, где писал с натуры. Однако в Российском государственном архиве древних актов хранится похвальный лист с надписью «юному кадету Николаю Ярошенко», датируемый 8 марта 1854 года2. За это время он сблизился с художниками-передвижниками и писателями, объединившимися вокруг журнала «Отечественные записки». Крамского, учился в Академии художеств как вольнослушатель (1867-1874). Он написал там множество этюдов и портретов молодой жены и друзей.
С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор». В картине «Кочегар» впервые в истории русской живописи был показан реалистический образ рабочего. Ярошенко писал также жанровые картины (Всюду жизнь, 1888, ГТГ), пейзажи. Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника. Более того, считавшиеся отличными воспитанниками Ярошенко и Сухотин (будущий генерал от кавалерии и начальник Академии Генерального штаба) «не оставили своих намерений, несмотря на трёхкратные убеждения и просьбы г. Директора».
Большое, о восьми комнатах, здание имеет глинобитные стены, держащиеся на каркасе из стоек и балок (промежутки между стойками заплетены тальником, забиты глиной и обмазаны известью). Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Здание второго флигеля досталось Ярошенко в наследство от старой усадьбы. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». На VI передвижной выставке в 1878 году были показаны две картины Ярошенко: «Заключенный» и «Кочегар». Лучшим в портретной галерее Ярошенко является "Портрет актрисы П. А. Стрепетовой" (1884). В конце XIX века Белая вилла стала одним из главных культурных центров на юге России.
Один из активнейших деятелей передвижничества после смерти И. Н. Крамского был идейным руководителем товарищества. Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен12. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор»10. В музее находятся документы, связанные с жизнью и деятельностью русского художника-передвижника Н. А. Ярошенко (1846—1898). Вот небольшой этюд «Старый еврей» (1896), картина «Мальчик» (1892), для которой с удовольствием позировал соседский мальчишка или «Женский портрет» (1880), на котором, как полагают изображена жена художника, – все они притягивают зрителя своей выразительностью и яркостью характеров. Учился в петербургской АХ (1867-74, вольнослушатель).
Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры10. Знаменитая картина «Курсистка» яркий пример изображения в русском искусстве девушки- студентки. Большое внимание уделялось военно-патриотической подготовке будущих офицеров. Нестерова, «большая семья историка Соловьева»).
Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск на Северный Кавказ. Георгия 4-й степени, более 14 — Золотым оружием с надписью «За храбрость». В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов.
Свой первый офицерский чин он получил за отличие в Русско-турецкой войне 1828—1829 гг. Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ). Верещагин выпускник Сибирского кадетского корпуса скульптор П. К. Жил преимущественно в Петербурге и Кисловодске.
Русский художник, мастер социального жанра и портрета в духе «передвижников». С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор». Учащиеся Полтавского корпуса отличались лучшими успехами по «Закону Божию», по русскому и французскому языкам, географии. Мягкий по внешности – он кремень духом». Мать художника Любовь Васильевна была дочерью отставного поручика. Один из лучших – портрет П. А. Стрепетовой (1884, ГТГ), актрисы, выразившей в сценических образах трагедию бесправной женщины.
Вслед за Пушкиным и Лермонтовым Ярошенко открыл красоты Кавказа для соотечественников, заслужив, с легкой руки критика Владимира Стасова, прозвище «портретиста гор». Ярошенко был прикомандирован к только что учреждённому кадетскому корпусу в Полтаве. В 1885 году чета Ярошенко обосновалась на Северном Кавказе. Дом-музей художника остается центром культурной жизни региона.
Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника. Лучшие из этих произведений— портреты П. А. Стрепетовой (в Третьяковской галерее), Д. И. Менделеева (акварельный, там же), В. С. Соловьева, А. М. Унковского, В. Д. Спасовича, Г. И. Успенского, А. Н. Плещеева и К. Д. Кавелина. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. В 1962 в Кисловодске открыт художественный музей Ярошенко.
Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ). Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Вот таким образом, когда художник привез в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие приняли изображенную там панораму Кавказского хребта за плод фантазии автора. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным.
С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор». Более десяти лет он вместе с И. Н. Крамским руководил Товариществом, а после смерти Крамского стал его идейным преемником, хранителем лучших традиций передвижничества. Картина «Заключенный» считается одним из первых произведений в русской живописи, в котором показан образ революционера. Толстого, 1894, ГРМ). Ярошенко Николай Александрович (1846-1898), русский художник.
Ярошенко стал вольнослушателем Академии художеств, увлеченно занимался живописью и одновременно учился в Артиллерийской академии. Волковым и под его руководством продолжил систематические занятия рисованием и живописью7. Для большинства жителей средней полосы юг России был землей неизведанной.
Сам Ярошенко в это время находился под домашним арестом. Начиная с "Кочегара" Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции ("Заключенный", 1878 "Старое и молодое", 1881), передовой учащейся :молодежи ("Студент", 1881 "Курсистка", 1883).
Усадьбу назвали Белой виллой. В картине «Заключенный» художник обращается к революционной теме, которая прослеживается в творчестве Ярошенко и позднее, здесь художник показывает свое сочувствие борцам против самодержавия. Демокра- тизм творчества Ярошенко, стремление воплотить в художественных образах передовые социальные и этические идеалы эпохи ярко отразились в созданных им портретах-типах (Кочегар, 1878, Студент, 1881, – оба в ГТГ Курсистка, 1883, Калужский областной художественный музей). На заводе Ярошенко много общался с рабочими. В Академии художеств он сблизился с передвижниками и писателями, группировавшимися вокруг прогрессивного журнала «Отечественные записки».
Своего кочегара он «увидел» в одной из мастерских своего завода и созданный им образ стал одним из первых в череде портретов рабочих в истории русского искусства. Николай Ярошенко родился в 1864 году в Полтаве в семье отставного генерал-майора. Они приобрели небольшое имение в слободе Кисловодской, где тогда было всего семь улиц. Построено оно в той же технике, что и Главный дом (деревянный, оштукатуренный).
Ярошенко обнажил популярную на тот момент тему. Передвижник (с 1876), один из руководителей ТПХВ. «Картина, – говорил Ярошенко, – имеет смысл только в красках, когда видно, что на дворе сыро, холодно и моросит дождь, словом такая погода, что хороший хозяин собаку во двор не выгонит». Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек10.
Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен. Значительное место в его творчестве занимает пейзаж (Клухорский перевал, 1882 Судакская бухта в Крыму, 1882, обе – в ГТГ). К ним стали приезжать многочисленные друзья и гости – писатели, артисты, ученые, часто бывавшие в Петербурге на «ярошенковских субботах», – Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и Леонид Собинов, Константин Станиславский и Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев.
Его фигура и обращенное к зрителю лицо выхвачено из темноты отсветом горящей топки. Этюды, выполненные во время путешествий по горам Северного Кавказа или во время прогулок по окрестностям Пятигорска и Кисловодска, завораживают своими красками и точностью передачи настроений. Вызванный офицерами директор корпуса сразу арестовал зачинщиков, среди которых был Николай Ярошенко.
Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Среди таких его работ— ряд картин и этюдов, находящихся в Третьяковской галерее.
Картина была утрачена в годы Великой Отечественной войны. Над кроватью на специальной стойке укрепили овальную табличку из жести, покрашенную зелёной краской и на ней белилами написали печатными буквами «Николай Ярошенко»6. Художник представил ее на IV Передвижной выставке, на которой она имела успех у публики.
С самого детства Николая готовили к военной карьере. Крамского, 1876, ГРМ Л. Н.
Одной из самых известных работ раннего периода Ярошенко стала картина «Невский проспект ночью», написанной в 1874 году. В своей спокойной и тщательной манере он изобразил своё заключение в рисунке, сделав к нему шутливую подпись: «От 1 ноября по 10 я пользовался даровой квартирой со всеми удобствами»9. Через год на его могиле был установлен памятник— бронзовый бюст художника на чёрном постаменте, на фоне гранитной стелы с рельефным изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями. Николай Александрович Ярошенко родился 1 (13) декабря 1846 года в семье полтавского дворянина, офицера Петровского Полтавского кадетского корпуса.
Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск на Северный Кавказ. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Характерно, что при этом они пристроили к новому Главному дому две комнаты того же размера, что были выстроены для жилья в первом доме, обращенном потом в гостевой (в 1890-х гг. Другая известная работа художника – «Студент», отличающаяся тем же одухотворенным настроением, что и предыдущая работа.
Спустя два года с «отличными успехами в науках» он заканчивает военную академию, продолжая успешно заниматься искусством. Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг. Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина Всюду жизнь (1888).
По свидетельству жены художника, Н. А. Параллельно Ярошенко берет частные уроки у известного художника А. М. С 1875 г. – экспонент, с 1876 г. – член Товарищества передвижных художественных выставок. Начиная с Кочегара Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции (Заключенный, 1878 Старое и молодое, 1881), передовой учащейся :молодежи (Студент, 1881 Курсистка, 1883).
В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Он стал знаменитым русским художником. Росписью дома в технике фресок Помпеи занимались гости дачи. Юных «бунтовщиков» препроводили в одиночные камеры карцера. 11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко.
Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина "Всюду жизнь" (1888).
Профессиональный военный, в 1892 г. вышел в отставку в чине генерал-майора. В сентябре 1840 года штабс-капитан А. М. Флигель 1 на территории усадьбы Ярошенко. К ранним графическим работам юного художника, выполненным в этот период, относится рисунок «Шик немалый». И многие из тех, кто однажды побывал на Белой вилле, возвращаются в музей вновь и вновь. Ежегодно его посещают до 20 тысяч человек.
1980-е годы творческой жизни Ярошенко представлены произведениями «У Литовского замка», написанного в 1881 году и «Старое и молодое» (1881), выставленные одновременно. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Мищенко. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов.
В. Позен. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Примечательна, прежде всего, строительная техника, в которой выстроен флигель: местное название её – «турлук».
До 1892 – военнослужащий. Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек. Но даже там начинающий художник не расставался с альбомом.
Клодт воспитанники 2-го Московского кадетского корпуса талантливый художник и литератор Н. Н. Лучшим в портретной галерее Ярошенко является Портрет актрисы П. А. Стрепетовой (1884). В картине «У Литовского замка» художник продолжил развитие революционной темы в связи с общественным подъемом в России. Этюд к данной картине автор написал с писателя Г. Успенского. Обогатил живопись новыми темами (Кочегар, 1878 Всюду жизнь, 1888, обе – в ГТГ Курсистка, 1883, ГРМ) и глубокими психологическими образами (портреты П. А.
– "На качелях" (1888), "В теплых краях" (1890), "Песни о былом" (1894). Окончил Михайловскую артиллерийскую академию в Петербурге (1870), служил в Арсенале, в 1892 вышел в отставку в чине генерал-майора. «Совестью художников» называли его современники. Во время приготовления уроков воспитанники 4-й роты «обнаружили неудовольствие» против изводившего их придирками батальонного командира «в неожиданном размере». Флигель 2 на территории усадьбы Ярошенко.
Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет. Был членом (с 1876) и одним из руководителей «Товарищества передвижников».
Стрепетовой, 1884, ГТГ И. Н. Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры. Родился в Полтаве 1 (13) декабря 1846 в семье военного. Автор скульптурного портрета – друг художника Л. В. Позен. Именно тогда он создал самые знаменитые портреты современников.
В основном – это были образы из народа: «Старик с табакеркой», «Крестьянин», «Старый еврей», «Украинка». Когда Ярошенко был переведен в Петербургский военный корпус, для Ярошенко открылись не только новые грани военной профессии, но и возможность более серьезно заняться живописью. Илья Репин писал: «Следовало бы Ярошенко вместо того, чтобы писать картины и портреты, переключиться на пейзажи. », хотя и переживал, что искусство теряет Ярошенко-портретиста.
Сам художник в течение недели находился под домашним арестом и, более того, к нему пожаловал «на беседу» министр внутренних дел Лорис-Меликов. Каразин и известный художник-баталист А. Е. Волкова, занимался у И. Н.
Коцебу. Брал уроки рисования у A. M. Здесь хранятся 108 предметов живописи и графики Ярошенко, 170 работ художников-передвижников. Этот уникальный музей на юге России сопоставим по своей исторической и культурной значимости с толстовской Ясной Поляной и репинскими Пенатами. С удивительным мастерством Ярошенко создавал выразительные портреты типичных представителей своего времени.
Зайцеву Ярошенко всегда хранил благодарное чувство. 31 октября 1862 года в корпусе произошло из ряда вон выходящее событие. В 1869 году он оканчивает военную академию, продолжая при этом заниматься живописью. На фоне слегка обозначенных палаток вокруг большого самовара собралась группа кадет. Ярошенко проводили лето именно здесь. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии.
Друг Ярошенко, художник Остроухов вспоминал, что «Чернышевский и Добролюбов сделались его руководителями, а передовые журналы – любимым чтением». Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг. Крамской оценил портрет как один из «самых замечательных» портретов времени и видел в нем обобщенный образ, «мысль художника», написанную по «поводу Стрепетовой».
Сюжет картины «У Литовского замка» (1881, не сохранилась) связан с покушением Веры Засулич на петербургского градоначальника. Великолепно раскрыт образы в портретах И. Крамского и Н. Ге. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Наиболее известные творения Н. А. Ярошенко— «Кочегар», «Заключённый», «Всюду жизнь», «Студент», «Сестра милосердия» (все пять в Третьяковской галерее в Москве), «Курсистка», «Старое и молодое», «Причины неизвестны», «Невский проспект ночью», «Шат-гора» и «Забытый храм». Пожалуй, самыми значительными произведениями художника 1870-х годов и наиболее яркими образами для творчества Ярошенко стали «Кочегар» и «Заключенный». Автор скульптурного портрета – друг художникаЛ.
При этом они приняли всю вину на себя, уговорив товарищей не указывать своих фамилий в представленном директору списке. Боголюбов и баталист В. В. Благородный духовный облик передовых деятелей русской культуры запечатлен Ярошенко в портретах П. А. Стрепетовой (1884, ГТГ), Г. И. Успенского (1884, Свердловская картинная галерея), Н. Н. Ге (1890, ГРМ). Это живо набросанная, очевидно, под впечатлением увиденного, бытовая сценка из лагерной жизни в Петергофе. Стройного, среднего роста новичка остригли «под гребёнку» и переодели в повседневное обмундирование (однобортная чёрного сукна куртка с девятью пуговицами, красными погонами с высечкой на них «1 КК», серые нанковые шаровары и бескозырка с красным околышем).
Учился живописи в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Крамского и в Академии художеств (18671874). Первые выразительные по образному решению портреты Ярошенко появляются в 1870-х годов. К своему первому творческому наставнику И. К. Его работы имеются также в музеях Архангельска, Барнаула, Екатеринбурга, Казани, Калуги, Кирова, Костромы, Н. Новгорода, Омска, Плеса, Самары, Серпухова, Уфы, Челябинска, Полтавы, Ташкента и других.
В 1875 году на Четвертой передвижной выставке экспонировались несколько портретных этюдов и первая его картина «Невский проспект ночью» (картина погибла во время Великой Отечественной войны). Период расцвета его творчества попадает на 1880-е годы. Ярошенко был скромен, требователен к себе, сдержан и в то же время тверд. В так называемой каморе (спальне), большом зале с колоннами и окнами, выходившими на 1-ю (Кадетскую) линию, находились четыре ряда железных кроватей, а на стенах висели картинки из военного быта.