Ульянов, НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ (1875–1949), русский художник, мастер живописи и графики, представитель модерна и неоклассики.
Ульянов представляет своей работой родной художнику уголок своей страны. – 1975. Пристрастие к резким ракурсам, к пространственной интриге – например, к мотиву зеркального повтора форм («Автопортрет с парикмахером», 1919 «А. Примерно в то же время познакомился с К. С. Станиславским. – С. 156-163. Присущее Ульянову соединение символистской знаковости образов с естественным реализмом оказалось сродни программе МХАТа, отсюда длительное сотрудничество художника с К. С. Станиславским – от «Драмы жизни» К. Гамсуна (1907) до пьес М. А. Булгакова «Дни Турбиных» (192526) и «Мольер» (193336). «Пушкинской серией» и полотном «Лористон в ставке Кутузова»).
– 1975. Ульянов стоит особняком среди мастеров «серебряного века». – С. 15, 16, 17, 18. Кукрак С. Мы все хотели отогреться у его огня // Золотой ключик. Ульяновская Пушкиниана – одно из самых ярких явлений в современном искусстве. – М. : Совпадение, 2000. Ю. А. Тарасова. Чл.
– М. : «Дом ученых» ЦЕКУБУ, 1929. – С. 293. Осмоловский Ю. Картина Н. Ульянова о Пушкине : // Искусство. конф., посвящ. ред. Такой взгляд художника на жену поэта был смелым и неожиданным.
Художник обнаруживает метафоричность мышления – его интересуют спрессованные символы современной цивилизации, ее быстротечности и фантомности (Парижская витрина, 1909-11 Кафе, 1917Карусели и Качели, 1909-20-е гг. ). Наталья Николаевна опирается на правую руку мужа. Они смотрят на чету Пушкиных, переглядываются, сплетничают. 1932 : // Новый мир. Но художник был убеждён в правоте своего замысла.
Пушкин с женой перед зеркалом, 1937, Всероссийский музей А. С. – корр. – (Земляки о земляках вып. Пленительны его пейзажи.
С 1902 года по 1912 год (с перерывами) Н. П. Ульянов участвовал в выставках Московского товарищества художников, в 1907 году экспонировал свои работы на выставке «Венок», в 1911 году участвовал во Всемирной выставке в Риме, в 1911-1923 годах был участником выставок Союза русских художников, в 1923, 1925 годах – выставок Ассоциации художников революционной России. Продолжал активно работать как художник-декоратор. Член объединений Союз русских художников, Мир искусства, Четыре искусства. гвардия, 2000. А в Москве их преследовали неудачи.
В 1930–1940-е годы обратился к неоклассическим по духу образам истории и художественного творчества (серия Пушкин в жизни, 1930-е годы Лористон в ставке у Кутузова, 1945 К. С. Станиславский за работой, 1947 Сталинская премия 1948 обе картины – в Третьяковской галерее). Воротник плотно охватывает шею, сжимает, душит. – 4. – 16 нояб. Эта картина стала центром Пушкинианы Николая Павловича Ульянова, блестящим восхождением художника к высотам мастерства.
Пристрастие к резким ракурсам, к пространственной интриге – например, к мотиву зеркального повтора форм (Автопортрет с парикмахером, 1919 А. С. Пушкин с женой на придворном балу, 1937) – граничит с важной для него темой различения реальности и видимости, действительного и мнимого. – 2010. – 1975. и ее ритмическая острота уже далеки от серовских заветов.
– Л. : Искусство, 1977. – Воронеж, 1971. – 28 июля. Климова М. Н. П. Ульянов : // Творчество. С 1902 (по 1912 с перерывами) участвовал в выставках Московского товарищества художников.
В советское время именно театр и работа над образом А. С. Пушкина (живопись и графические циклы, 193549) помогли художнику сохранить мастерство и культурную органику. С 1897 по 1900 за ученические задания (рисунок, живописный этюд и так далее) был удостоен четырех малых серебряных медалей. – 76 с. : ил. Руднев Ф. Мастер психологического портрета // За коммунизм. В советское время именно театр и работа над образом А. С. Пушкина (живопись и графические циклы, 1935-49) помогли художнику сохранить мастерство и культурную органику. Учиться надо было шесть лет, после чего ученика делали подмастерьем.
1875-1949 :. – 2009. – Л. : Художник РСФСР, 1976.
Удивительно, но поэт и его жена – единственные живые люди на картине. – 7. – Елец, 2007. художник, 1951. Учился в МУЖВЗ (1889-1901) и в мастерской В. А. Серова (1899-1902).
Дошло главное — его картина «Дорога в окрестностях Петербурга». Муж А. С. Глаголевой. Среди его вещей этих лет безусловно первенствуют портреты, в частности поэта и философа В. И. Иванова (1920, Русский музей) и скульптора А. С. Голубкиной (рисунок углем, 1937, Третьяковская галерея). В 1929 был привлечен к работе над фильмом «Евгений Базаров» по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» на киностудии «Межрабпомрусь». Очень надеялись на его помощь.
Всё это надо было увидеть внутренним взглядом художника, проникнуть в пушкинский характер, заразиться пушкинским темпераментом. – 4. Но более сильным оказалось влияние В. А. Серова: Ульянов стал его другом и помощником (в преподавании в Свободной мастерской при училище и в студии Е. Н. Званцевой, 1900-07), воспринял манеру рисования и композиционную формульность портретов (А. Ульянов Николай Павлович (1875-1949), советский художник и график. Позднее под влиянием кубизма и футуризма выработал своеобразный «заторможенно»-кубистический стиль, дробя видимый мир на грани, но все же удерживая его в русле картины традиционного типа (Автопортрет с парикмахером, 1914–1923 Кафе, 1917 обе работы – там же). – СПб. В её нежной улыбке – очарование и тайна. Родился в семье уездного фельдшера, мать будущего художника занималась плетением кружев. Пушкинской серией и полотном Лористон в ставке Кутузова).
– 1965. С. Станиславский за работой», 1947). В 1930 – 1940-е годы обратился к неоклассическим по духу образам истории и художественного творчества (серия Пушкин в жизни, 1930-е годы Лористон в ставке у Кутузова, 1945 К. С. Станиславский за работой, 1947 Сталинская премия 1948 обе картины – в Третьяковской галерее). В. Куприн, С. Д. Лебедева, Н. П. Ульянов : каталог выставки / сост.
В левой руке Пушкин держит её горностаевую накидку. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1889- 1901) и в мастерской В. А. – 2. Липецк 16 сентября 2014 г. ).
Познакомился с Н. Н. Ге и Л. Н. Толстым. Человек в центре краеведческих исследований: материалы межрегион. – М. : Сов. В 1903 посетил Меррекюле и Силламяги в Эстонии, в 1904 совершил поездку на Новый Афон для получения заказа на росписи монастыря (не состоялся). Особую популярность завоевал его Пушкин с женой перед зеркалом (1937, Институт русской литературы, Петербург) – с поэтом, бросающим на окружающий высший свет беспощадно злой и колючий взгляд. художник, 1953.
В те времена Наталью Николаевну считали пустой светской кокеткой, виновной в гибели мужа. / О. В. Тулинова. Всё важно художнику в облике поэта: его взгляд, поза, поворот головы, жест. З. В. Лукина под общ. Художник обнаруживает метафоричность мышления – его интересуют спрессованные символы современной цивилизации, ее быстротечности и фантомности («Парижская витрина», 190911 «Кафе», 1917Карусели" и «Качели», 190920-е гг. ). Те, кто любит сюжеты на историческую тему, знают его картину о войне 1812 года «Лористон в ставке Кутузова».
А толпа придворных – неживая, она в зазеркалье. – 4 авг. Сказать-то сказали, но ничем не помогли. Позднее под влиянием кубизма и футуризма выработал своеобразный «заторможенно-кубистический стиль, дробя видимый мир на грани, но все же удерживая его в русле картины традиционного типа (Автопортрет с парикмахером, 19141923 Кафе, 1917 обе работы – там же).
Академии художеств СССР (1949), заслуженный деятель искусств РСФСР (1932). Письма / И. Андреева. 6). Полонский В. Моя борьба на литературном фронте : дневник.
– 2008. – С. 13. Логвинов С. Наш земляк – художник // Красное знамя. Особую популярность завоевал его Пушкин с женой перед зеркалом (1937, Институт русской литературы, Петербург) – с поэтом, бросающим на окружающий высший свет беспощадно злой и колючий взгляд.
В 1889–1900 учился в МУЖВиЗ у Н. В. Неврева, И. М. Прянишникова, К. А. Савицкого, В. А. Серова. Матушка протестовала, не отпускала Коленьку, ведь ему не было ещё четырнадцати лет. Май 1920 – янв. – 21. Ульянову пришлось выслушать немало резкой критики в свой адрес. Чехова, 1904, Государственный литературный музей А. С. 1875-1949 /.
– (Массовая б-ка). Николай Павлович Ульянов. – М. : Искусство, 1953. Видный педагог. Но отец настоял.
1875-1949 / О. И. Лаврова. Среди его вещей этих лет безусловно первенствуют портреты, в частности поэта и философа В. И. Иванова (1920, Русский музей) и скульптора А. С. Голубкиной (рисунок углем, 1937, Третьяковская галерея). – С. 123-126. Шилов К. Борисов-Мусатов / К. Шилов. В истории отечественного искусства фигура Н. П. Ульянова – как бы в тени. Она близорука и не всё видит из того, что видит муж. В 1900 за картину «Чистые пруды» награжден большой серебряной медалью, получил звание неклассного художника.
Уже в ранний период проявил себя как тонкий рисовальщик и импрессионистически чуткий к натуре художник-портретист (Н. Н. Ге за работой, 1895, Третьяковская галерея А. П. Чехов, 1904, Литературный музей, Москва О. Л. Книппер в роли Раневской (Вишневый сад), 1907, Музей МХАТ, Москва К. Д. Бальмонт, 1909, Третьяковская галерея). Книппер в роли Раневской (Вишневый сад), 1907, Музей МХАТ, Москва К. Д. Бальмонт, 1909, Третьяковская галерея). Внимание к этой проблематике сближает Ульянова с живописцами символистского круга. Прелестна жена поэта. Внимание к этой проблематике сближает Ульянова с живописцами символистского круга.
Создал эскизы костюмов и декораций к оперетте «Орфей в аду» Ж. Оффенбаха в Музыкальной студии МХАТ (1920–1922, не осуществлена), спектаклям «Тень осла» в театре «Комедия» (1925), бывший театр Ф. И. Корша), «Дни Турбиных» (1926) и «Мольер» (1935) М. А. Булгакова во МХАТ, «Горе уму» по пьесе А. С. Грибоедова в ГосТИМ (1928). Но главной любовью всей его жизни был А. С. Пушкин. Первым его учителем в МУЖВЗ (1889-1900) был Н. Н. Ге, предсказавший ученику будущее исторического живописца (оно сбылось в 1930-40-х гг. Среди тех отечественных пейзажистов середины XIX века, кто, пусть косвенно, способствовал небывалому подъему этого направления изобразительного искусства в последней четверти столетия, можно назвать и Николая Дмитриевича Ульянова. – С. 16. Федосеева Н. Н. Ульянов Н. П. // Путешествие по Липецкой области.
Ехали в Москву через Тулу. – 1965. – Липецк, 2014.
Выступал также как театральный художник (Дни Турбиных М. А. Булгакова, МХАТ, 1926). Воспоминания. Создал эскизы костюмов и декораций к спектаклям «Шлюк и Яу» по пьесе Г. Гауптмана, «Продавец солнца» по пьесе Рашильд, «Пелеас и Мелисанда» по драме М. Метерлинка. С. Станиславский за работой, 1947, ГТГ Государственная премия СССР, 1948) и историко-портретного жанра (серия живописных и графических работ Пушкин в жизни, 30-е гг., ГТГ, ГРМ Лористон в ставке у Кутузова, 1945, ГТГ), с 20-х гг. Художник Лебедев учеников не брал. – (Массовая б-ка по искусству). А.
В 1919 оформил постановку «У Дидро» И. Стюпюи в Московском показательном театре, в 1922 — «Скупой рыцарь» по трагедии А. С. Пушкина в Театре на Тверской. Резко повернув голову, поэт в упор смотрит на светскую «чернь». Это взгляд человека, доведённого до крайности. ( 23). Мастер не ошибся. научно-практ.
Н. Г. Мошковцова сост. В 1930-х гг. Муратов П. П. Николай Павлович Ульянов / П. П. Муратов, Б. А. Грифцов. Присущее Ульянову соединение символистской знаковости образов с естественным реализмом оказалось сродни программе МХАТа, отсюда длительное сотрудничество художника с К. С. Станиславским – от Драмы жизни К. Гамсуна (1907) до пьес М. А. Булгакова Дни Турбиных (1925-26) и Мольер (1933-36). «В большой и яркой теме Пушкин, – утверждал художник, – интересно и живописно очень многое». – 1955. Однако цветовая насыщенность живописи Ульянова 1910-20-х гг.
В 1900-х прошел через увлечение импрессионизмом и ретроспективизмом в духе художников «Мира искусства». Входил в Союз русских художников, объединения Мир искусства, Четыре искусства. Серова (1899-1902). исполнил серию живописных и графических работ Пушкин в жизни (ГТГ, ГРМ).
Занимался декорированием интерьеров Театра-студии. – 1995. Они перед зеркалом. Работая в области портрета (К. 85-летию со дня рождения И. Т. Фролова (г.
– С. 17-27. издат, 1925. – С. 135. Кукрак С. Пушкиниана художника Николая Ульянова // Золотой ключик. – С. 48-50. Небуко А. Талантливый художник // Ленинское знамя. Ге за работой, 1895, ГТГ Портрет А. П. С. Глаголевой, 1911 В. И. Иванова, 1920, – вплоть до портрета «К.
ст. Он автор интереснейших воспоминаний, собранных в книге «Мои встречи». В зеркале отражается лестница с толпой придворных.
( 16). – 56 с. : ил. Интересны его стихи, рассказы, пьесы.
Автор психологически глубоких портретов (Н. Н. – 1963. – 10 мая. Леняшин В. Ценность всего живого : // Художник. На поэте ненавистный ему камер-юнкерский мундир.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1932), член-корреспондент АХ СССР (1949). Первым его учителем в МУЖВЗ (18891900) был Н. Н. Ге, предсказавший ученику будущее исторического живописца (оно сбылось в 193040-х гг. В 1887 окончил церковно-приходскую школу в Ельце. – М. : Мол. – 159 с. : ил. Правоверова Л. Л. «Затворник из Староконюшенного» // Человек. Николай Павлович Ульянов стал замечательным графиком и живописцем. С 1905 работал сценографом в Театре-студии на Поварской.
– 21 марта. Кружков Н. Родом из Ельца // Огонек. Даже знаменитых тульских пряников не удалось попробовать: берегли деньги. – 46 с. : ил. С большим трудом устроили Коленьку в иконописную мастерскую учеником. и ее ритмическая острота уже далеки от серовских заветов. – М. : Сов. С. И. Лобанов.
В 1929 году в Доме ученых прошла его выставка рисунков и акварелей. – М. Л. : Гос. – 7 с. : ил. Лаврова О. И. Николай Павлович Ульянов. : Балтийские сезоны, 2011.
Однако цветовая насыщенность живописи Ульянова 191020-х гг. Отец посоветовался с местными иконописцами и решил везти сына в Москву. – 102 с. : ил. Каталог Выставки рисунков и акварелей Н. П. Ульянова / вступ. – 11 – С. 39-45. Леняшин В. А. Николай Павлович Ульянов / В. А. Леняшин.