Имя «Тимофей Андреевич» художник получил в 1844 году, когда Неффу было пожаловано дворянство2. Дочь Неффа Грюневальдт начинает воспоминания о своем отце с приезда художника в Дрезден в 1824 году и поступления в Академию. В главе рассматриваются картина Неффа "Абруцианка", "итальянские жанры" Л. Робера, Ф. А. Моллера, О. А. Кипренского и других художников, которые можно назвать драматическими. В оценке личности Неффа и его работ преобладает восторженный оттенок, понятный, если принять во внимание, что книга написана дочерью художника.
Таким образом анализ литературы свидетельствует о насущной потребности всестороннего изучения творчества Неффа, его эволюции как художника, а также определения его роли в истории русской живописи 1830-1860-х годов. Гудыменко Ю. Ю. Художник Т. А. Нефф и проблемы "византийского стиля" в русской живописи середины XIX века. Подчеркивается также, что и для этого периода также характерна смысловая усложненность произведений Неффа, что свидетельствует о неизменности романтических пристрастий художника.
Нефф Тимофей Андреевич (Тимолеон Карл фон Нефф) (1805-1876) – знаменитый живописец XIX века, представитель зрелого академизма, придворный художник Николая I, талантливый портретист, автор монументальных храмовых образов и картин на исторические темы. Отсутствие сведений о детских годах жизни Неффа вызвано двумя причинами: незаконнорожденностью художника и принадлежностью к низшему сословию. Нефф Тимофей Андреевич (1805-1875)- выдающийся эстонский исторический, религиозный живописец, портретист, придворный художник императора Николая I. Даю согласие на обработку моих персональных данных. Многочисленные работы художника Тимофея Неффа (образа, портреты, вельможные красавицы и сценки из жизни курляндских крестьян) давным-давно украшали залы императорских дворцов и вельможных аристократов, своды храмов. Тимофей Андреевич Нефф – исторический, религиозный живописец, портретист, придворный художник императора Николая I, хранитель картинной галереи Эрмитажа, профессор.
Главной своей целью ставит следующее: показать активность художественной и профессорской деятельности Неффа последнего двадцатилетия, его место и роль в "русско-византийском стиле" в живописи середины XIX века, взгляды художника на новые процессы, характерные для искусства "шестидесятых годов". 23 Об этом писал П. Петров, по словам «лиц знакомых с профессором» — факт, говорящий о том, что легенда об оглушительных успехах молодого художника была к началу 1860-х годов (благодаря рассказам самого Неффа) достоянием многих друзей и знакомых. Методом данной работы являются традиционный искусствоведческий анализ отдельных, наиболее важных произведений художника, а также сравнение их с произведениями других современных Неффу мастеров. Восстановлены неизвестные ранее факты биографии Неффа впервые составлена летопись жизни и творчества художника.
Вскоре Тимофей Андреевич Нефф был приглашен на должность придворного художника.
Суть состоит в том, что за так называемой "бессодержательной видимостью" (Гегель), необходимо увидеть основной смысл, сущность происходящего. Это делает фигуру Неффа особенно актуальной в качестве объекта исследования. Автор подчеркивает определяющее значение символа для немецкой и русской художественных школ, значение неизмеримо большее, чем формальные признаки романтического направления — «динамизм композиции», «насыщенность цвета» и «яркость освещения». Дальнейшую его судьбу решил случай. Достоинства и даже заслуги его перед русской художественной школой (на чем настаивали современники художника) были заслонены гигантской фигурой Брюллова.
Особое внимание уделено изящной «дугообразной» линии Неффа, указывается на ее связь с изучением Рафаэля и эллинистической скульптуры отмечается пристрастие к «чувственной» линии в творчестве других мастеров эпохи романтизма. Он доверил дело совсем неизвестному человеку, но бесспорно талантливому портретисту. В 1850 году Нефф купил на имя жены мызу Пийра недалеко от Раквере, где обустроил ателье. прп.
Петра и св. — М: Изобразительное искусство 1987. Эти произведения доказывают, что мастерство в трактовке фигур, общее композиционное построение (с помощью которого, порой, раскрывается содержание произведения), красота и выразительность линий — лучшее, что есть у Неффа. Новость о талантливом и способном живописце из Европы дошла и до Императора. Часто, правда, богатство и роскошь этой обстановки вредит колориту и жизненности тела иногда даже художник общему эффекту жертвует выражение лиц»4 Эти критические ноты уравновешиваются положительной оценкой портрета Екатерины Михайловны в дальнейшем, в 1860-е годы, критический тон по отношению к творчеству Неффа будет преобладать.
(Разве не вызывают восхищения изображения молодых женщин на полотнах художника. ) А среди поклонников таланта Неффа были и члены императорской семьи. Автор парадных портретов и отличающихся внешней красивостью картин (Портрет великой княгини Марии Николаевны, 1846, ГТГ Две девушки в гроте, 1859, ГРМ). вел.
Картины такого рода украшали личные покои богатого дома, были очень популярны в светских кругах, радовали и услаждали глаз пикантностью своей натуры. Творчество Неффа целиком принадлежит своему времени, не отставая, но и не опережая его.
Живопись Неффа открылась во всем своем блеске. В образе «Воздвижение честного креста» Булгарин тонко почувствовал авторский замысел, говоря о контрастном противопоставлении изящной фигуры Св. Карл Тимолеон фон Нефф (Carl Timoleon von Neff) – таково настоящее имя Тимофея Андреевича Неффа – родился 2 октября 1804 в усадьбе Пюсси Эстляндской губернии (ныне это территория Северной Эстонии). Мать Карла, 19-летняя Фелиците Нефф, приехала из Франции, чтобы учить языку детей из состоятельных семей, служить гувернанткой. Летом 1816 года в имение Кюти приехал Карл Кюгельген, который стал для Неффа первым учителем живописи. М., 1990, с. 201. Дрезден и Рим», включает в себя эпизод поступления Неффа в дрезденскую Академию «анекдотизм» повествования говорит о том, что этот эпизод был семейной легендой и, вероятно, художник об этом часто любил вспоминать, так же как и об окончании Академии «всего за год». 24 Большую часть главы занимает первое дрезденское письмо Неффа и отрывки из других его писем комментарии Грюневальдт в этой главе сводятся к минимуму.
При крещении получил имя Тимолеон Карл. Макария, об особенностях их характера подчеркнул значение для той же картины двух факелоносцев — с римским и германским типом лиц — означающими веру и сомнение отметил жизненную убедительность («портретность») изображенных персонажей в «Покрове Пресвятой Богородицы». Хотя с точки зрения художественного мастерства вклад Неффа в русское искусство довольно скромен, он оставил несколько произведений, заставляющих говорить о достойном соперничестве с «великим Карлом» («Две итальянки», «Грот Кукумелла», образа Исаакиевского собора и некоторые другие). Макария, об особенностях их характера подчеркнул значение для той же картины двух факелоносцев — с римским и германским типом лиц — означающими веру и сомнение отметил жизненную убедительность («портретность») изображенных персонажей в «Покрове Пресвятой Богородицы». Для нее Нефф был «чужим», «немцем». «Грация сочинения», «изящество письма», яркость колорита — все эти достоинства Неффа присущи и Брюллову.
И тому не оставалось ничего другого, как вместе с мальчиком вернуться домой на мызу Кюти. академии художеств за 100 лет ее существования», СПб. Современная Неффу художественная критика в 1840-1850-е гг. Это характерно для первой серьезной монографической статьи о художнике, появившейся в 1862 г. в журнале "Северное сияние".
Но даже сам факт сопоставления этих имен говорит о многом. С 1844 по 1857 гг. Парадокс заключается в том, что помимо своей воли Нефф, много позже, станет во главе «византийского направления», задача которого будет схожа с задачей «назарейства», — возрождение духовности средневекового искусства.
Утверждение о пристрастии эпохи романтизма к усложненности образного строя произведений не является чем-то новым. Особое место в творчестве Неффа занимает камерный портрет, в котором он как художник- романтик, лелея образ женской грации, создает образы своих знаменитых «купальщиц», дев божественной красоты. Близость к царской фамилии имела для художника благоприятное обстоятельство — способствовало его карьерному росту.
Бесспорно новыми являются те факты, которые связаны с его пребыванием в Эстонии. Однако, книга писалась не столько как воспоминания об отце, сколько как монографическое исследование о «значительном художнике XIX столетия». Особенно интересны страницы о «византийском направлении» в живописи шестидесятых годов и отношении к нему Неффа — малоисследованная страница русского искусства XIX столетия. Это оправдывает сравнение художника с «поздними немецкими назарейцами», оброненное вскользь А. Н. Бенуа.
В стилистике Нефф скорее опирается на творчество швейцарца Леопольда Робера, нежели на «ретроспективизм» Овербека или Корнелиуса. Смысловая усложненность характерна и для "Двух итальянок". В это время Нефф — один из характерных представителей «византийского направления» в русской живописи 1860-х годов большая часть художественной деятельности мастера связана с работой над образами для православных храмов. Нефф был последним представителем «романтического этапа» в развитии русского религиозного искусства XIX века, с его мистицизмом и стремлением к эмоциональной убедительности сюжета.
В 1849 удостоен звания профессора ИАХ. Серьезного влияния на молодого Неффа «назарейцы» не имели, хотя он и был знаком со многими из них. Это характерно для первой серьезной монографической статьи о художнике появившейся в 1862 году в журнале «Северное сияние». 5 Она появилась в то время, когда требование времени шло уже вразрез со взглядами художника да и П. Н. Петров — автор этой статьи — не был поклонником творчества Неффа. С 1864 исполнял должность хранителя картинной галереи Эрмитажа. В конце 1830-х — начале 1840-х годов Нефф написал немало жанровых произведений с подчеркнуто "национальной" тематикой: "Девушка-черногорка" (1839), "Эстонская крестьянка, кормящая кур", "Эстонская крестьянка с ребенком", "Жницы" (все — нач.
Диссертант кратко останавливается на источниках рождения "новой линейной манеры": помимо Рафаэля, это было увлечение эллинистическим искусством (любимейшим произведением античной пластики была у Неффа "флорентийская Ниоба"). В 1834 за образа, написанные для церкви в Александрии, получил пожизненную пенсию от Императорского двора. Петров. За эту работу Нефф получил пожизненный пенсион и разрешение на поездку в Рим. Теофилъ Готье. Некоторые иконы ("Св.
Это характерно для первой серьезной монографической статьи о художнике появившейся в 1862 году в журнале «Северное сияние». 5 Она появилась в то время, когда требование времени шло уже вразрез со взглядами художника да и П. Н. Петров — автор этой статьи — не был поклонником творчества Неффа. Савинов А. Н. Н. П. Петров // Русское искусство. С 1815 по 1818 годы Нефф учился в Ракверской земской школе, а в 1821 или 1822 году стал приемным сыном Генриха Отто Зеге фон Мантейффеля, что дало ему возможность заниматься у художника Карла фон Кюгельгена. Итальянские сцены и виды в русской живописи.
В главном алтаре собора – работа Неффа Спас Нерукотворный. Лучшими с точки зрения формы автор называет фигуры св. блгв.
М., 1996, с. 73—132) фамилия Неффа упоминается лишь дважды и то мельком. апостола Павла (переведены в мозаики во втор.
— «Северное сияние», 1863, т. 12, стб. Художник ревностно исполнял свои обязанности, преподавая в живописном, натурном, рисовальном и в этюдном классах однако его роль как педагога оценивалась современниками различно. Фактура его работ меняется в зависимости от цели и назначения произведения: от свободного, открытого мазка (прежде всего в жанровой живописи) до сглаженной фактуры (как правило, в заказных портретах). (Timoleon Karl von Neff, 1805—1876) — исторический художник и портретист род.
Идеализация и религиозный мистицизм уступали место "позитивизму", проявившему себя в живописном убранстве храма Христа Спасителя (за исключением живописи иконостасов работы Неффа), в росписи Владимирского собора в Киеве и достигшего своего крайнего проявления в произведениях В. Д. Поленова. Он по-прежнему много работает. Равнодушие это объяснялось еще и тем, что искусство Неффа, будучи рожденным в эпоху романтизма, все более и более входило в противоречие с новыми требованиями к искусству.
Николая Мирликийского, Св. Большое количество документов относится к получению чинов и наград — материалы, которые порой, гораздо более важны, чем это кажется на первый взгляд. За время путешествия по Италии (1835 – 1837 гг. ) Нефф копировал произведения старых мастеров XVI в. и, прежде всего, Рафаэля. На первом ярусе главного иконостаса – иконы Св.
«Росписи Бруни в отношении композиции и стиля, работы Неффа в отношении цвета и мастерского их исполнения кажутся мне здесь самыми лучшими», — делает вывод Готье3. После исполнения в 1832 г. группового портрета детей императора Николая I (великих княгинь Марии Николаевны, Ольги Николаевны и Александры Николаевны) был приглашен ко двору и назначен придворным художником. Автор подчеркивает определяющее значение символа для немецкой и русской художественных школ, значение неизмеримо большее, чем формальные признаки романтического направления — «динамизм композиции», «насыщенность цвета» и «яркость освещения».
Есть у Неффа также несколько картин из народных итальянских и эстляндских нравов. Ей посвящены почти половина страниц монографии. Шуточная интонация, где "мифологическое" содержание (баронесса изображена в виде Амура) просвечивает сквозь конкретный облик ребенка, соединение реального облика модели с откровенной идеализацией — все это не могло не нравиться утонченному аристократическому обществу, воспитанному на романтической поэзии с ее изобилием смыслов. Первой работой на тему храмовой росписи было оформление капеллы в Александрии в Петергофе. В начале 1820-х был усыновлен владельцем усадьбы Кюти Г. -О.
Павла в них особенно заметны уроки искусства ХУ1-ХУИ вв. Став в это время главой «византийского направления», художник был вынужден считаться с одной из основных его черт — «археологизмом», но, все же, возрождая «византийскую традицию», стремился к духовному его постижению. Сформировавшись как художник под воздействием романтических идей, Нефф в стилистике своего искусства стоял ближе к классицизму или, точнее сказать, к тому «реформированному классицизму», крупнейшим представителем которого во Франции был Энгр и менее крупные мастера, такие, например, как швейцарец Л. Робер. Оно приносит европейское признание живописцу. Riga, 1902, lk. (Ф.
блгв. Екатерины Исаакиевского собора (1864, 1868). Сблизился с художниками-назарейцами. Зеге фон Мантейффелем. В стилистике Нефф скорее опирается на творчество швейцарца Леопольда Робера, нежели на «ретроспективизм» Овербека или Корнелиуса.
Быстро приобрел репутацию первоклассного портретиста. Некоторые неточности (например, в датировках произведений), которые есть в монографии, не умаляют ее значения для исследователей жизни и творчества Неффа.
Сын француженки-гувернантки Л. -Ф. На первом ярусе главного иконостаса – иконы Св. Из них наиболее известны: по религиозной живописи — образа в нижнем ярусе главного иконостаса Исаакиевского собора, воспроизведенные теперь мозаикой (в том числе лучшая из всех религиозных картин Неффа: «Святой Исаакий Далматский»), «Воздвижение Креста» и «Спаситель во гробе» (в столбищах того же храма), «Ангел смерти» и «Ангел молитвы» (собственность Государя Императора), «Ангел Воскресения», «Христос, Богоматерь и 4 евангелиста», в церкви лейб-гвардии Семеновского полка, в Петрограде, «Христос, благословляющий детей» и «Богоматерь», в церкви Академии Художеств, 31 образ иконостаса Храма Спасителя в Москве, «Вознесение Господне», запрестольный образ в церкви имения графа Головина, Рязанской губернии и иконостас русской церкви в Висбадене по жанровой живописи — «Купальщица» (1858 в музее Александра III), «Две молодые девушки в гроте» (1859 там же), «Итальянка» (в Третьяковской галерее), «Неаполитанка, сидящая в барке у руля» и «Молодой неаполитанец на скале у моря» по портретной живописи — портреты императрицы Александры Фёдоровны (в берлинском королевском дворце), великой княгини Марии Николаевны, Екатерины Михайловны и Елены Павловны, баронессы Ливен, баронессы Штакельберг, князя Николая Максимилиановича Лейхтенбергского. Есть у Неффа также несколько картин из народных итальянских и эстляндских нравов. В 1835–1836 совершил вторую поездку в Италию.
Портретный жанр превращен здесь художником в почти жанровую картинку. В 1857–1858 снова совершил поездку в Италию. Традиционно перечисляются факты биографии и произведения (сведения о многих их них почерпнуты у Грюневальдт), но не более того. 1866, т. III, стр. Далее: Петров, 1863) «привычное, знакомое, ближе к сердцу и понятиям — это характер страны, придающий искусству оригинальность» (там же, стб.
Так, например, в случае с замечанием Синода по поводу молодого возраста св. В 1844 получил русский дворянский титул. Несомненно, сюжет приглянулся художнику вследствие своей "приятности" и "чувственности". чества художника в силу общего характера издания (биографический словарь) также не дана. В дальнейшем, в 1860-е годы по отношению к творчеству Неффа преобладал критический тон.
14, д. 14-Н, л. 136-138. Елены и величественной фигуры Св. Некоторые неточности (например, в датировках произведений), которые есть в монографии, не умаляют ее значения для исследователей жизни и творчества Неффа.
В 1827 переехал в Петербург. Эту задачу, прежде всего, выполняет «Научный список произведений Неффа». Готье подчеркивал станковый характер образов Неффа, объясняя это тем, что его работы (особенно семь образов в нишах столбов) находятся всегда близко от зрителя хвалил его «точный и ловкий рисунок», «верное чувство цвета и игры светотени».
59. Им также были созданы семь образов для ниш пилонов: Рождество БогородицыСошествие Св. Путешествие в Россию. В диссертации предпринята попытка определить место Неффа в русской живописи конца 1830-х — первой половины 1850-х годов. В 1864 г. назначен хранителем картинной галереи Императорского Эрмитажа. Он был противником в церковной живописи узкого стилизаторства и набиравшего силу «позитивизма», проявившего себя в живописи храма Христа Спасителя, в росписи Владимирского собора в Киеве и произведениях В. Д. Поленова. До нас дошло совсем немного работ, относящихся ко второму итальянскому путешествию.
Анны 3-й степени. 90, 93, 96, 130, 132, 145, Н. П. Собко.
56-59. пол. Прибалтийский юноша чтил императора Николая.
великомученицы Екатерины и Св. Художник сознательно не разъясняет нам смысл увиденного, приглашая нас к вглядыванию и расшифровке изображенного. Это ли не свидетельство высокого мастерства живописца, получившего образование у частных учителей и занятий в одной из студий Дрездена (1823—1825). в Эстляндии. За эту работу отмечен почетным дипломом Флорентийской Академии художеств.
Для художника была характерна особая эмоциональная восприимчивость (усиливающаяся с возрастом), которая является составным элементом (наряду с созерцанием бесконечного) религиозного чувства, как его понимал Шлейермахер. Уже сегодня можно говорить о значительном научном и художественном открытии расчистка множества других живописных работ художника (особенно образов в нишах Исаакиевского собора, находящихся не в лучшем состоянии), позволила бы относиться к уровню мастерства Неффа без скептицизма.
При этом он уже значился под именем Тимофея Андреевича Неффа. По этому поводу Нефф написал картину "Две девушки в национальных костюмах" (1838, ГРМ). Далее: Петров, 1863) «привычное, знакомое, ближе к сердцу и понятиям — это характер страны, придающий искусству оригинальность» (там же, стб.
и 4 доп. Итальянские сцены и виды в русской живописи. Произведения, написанные им в 1860-1870-е годы почти не дошли до нас, а те, что сохранились, свидетельствуют о несомненно высоком уровне профессионального мастерства их глубокой продуманности.
59) «Приверженцы итальянщины напротив, привыкли отделываться общими местами, относиться к жизненным явлениям почти всегда безотчетно и только со стороны одной декоративной обстановки, не углубляясь во внутреннюю сторону человека — рычаг его внешней деятельности» (там же, стб. Приблизительно тогда же Неффу был дан заказ на девять образов для готической церкви в Императорской даче Александрии в Петергофе, который он исполнил в 1834 году. В 1839 году за живописные работы для малой церкви Зимнего дворца, в том числе за весьма удачный образ «Тайной Вечери», Карл Тимолеон Нефф получил звание академика, а 19 апреля 1844 года ему был пожалован дворянский титул. Подробно анализируются фигуры из нижнего ряда главного иконостаса. Его искусство космополитично. Нефф не сразу пришел к религиозной живописи.
В этих работах (особенно в "Ангеле Молитвы") необычайно сильно выражено религиозное настроение, в основе которого — сочетание красоты и благоговения, выраженной в облике Ангела и душевного напряжения, близкого к страху. М., 1990, с. 201. великомученицы Екатерины и Св. Стремясь к "идеалу" он старался не потерять ощущение жизненности и характерности.
середины XIX века. Окончив в феврале 1825 года учебу, Нефф впервые поехал в Рим. Потому и присутствуют на портретах живописца великие княгини Мария Николаевна и Ольга Николаевна.
Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. — М. : Издательство «Искусство», 1962. I. С. -Пб. Необычайно ценным информативным источником для изучения жизни и творчества Неффа являются воспоминания, написанные дочерью художника Мэри фон Грюневальдт (1839—1919).
— 40 726 стр., П. Н. Петров, «Сборник материалов для истории Импер. 1 Актуальность темы исследования. Одновременно Нефф брал уроки у пейзажиста Ф. де ля Троба и, возможно, А. Хагенса. В главном алтаре собора – работа Неффа Спас Нерукотворный.
С 1839 г. – академик за живописные работы исполненные для Малой церкви Зимнего дворца. тельною выделкою материй на драпировках. Путешествие в Россию. Анализ таких картин, как «Две итальянки», «Неаполитанский пастушок», «Грот Кукумелла», «Портрет великих княжон», «Две нимфы в гроте» позволяет утверждать о приверженности художника к аллегорическим и символическим истолкованиям сюжетов.
Вскоре Фелиците встретилась с молодым бароном Генрихом Зеге фон Мантейффель. Нефф был последним представителем «романтического этапа» в развитии русского религиозного искусства XIX века, с его мистицизмом и стремлением к эмоциональной убедительности сюжета. Искусство Неффа не анализируется, преобладает "описательный" стиль. — Т. 3. Хотя с точки зрения художественного мастерства вклад Неффа в русское искусство довольно скромен, он оставил несколько произведений, заставляющих говорить о достойном соперничестве с «великим Карлом» («Две итальянки», «Грот Кукумелла», образа Исаакиевского собора и некоторые другие). С 1864-го – хранитель картинной галереи Эрмитажа. За образа для малой церкви Зимнего дворца Нефф получил звание академика и был представлен к ордену Св. Искусство Неффа не анализируется, преобладает «описательный» стиль.
Долгополов И. В. Мастера и шедевры: В 3-х томах. Этому помогают аллегории и символы — одна из характерных черт романтической живописи. В подобной трактовке нужно видеть новое понимание назначения иконы. Исаакия Далматского, Св. — 692 с., «Популярная художественная энциклопедия» Под ред.
Его живописное мастерство знакомо не только россиянам. Родом из Эстляндии. 59) «Приверженцы итальянщины напротив, привыкли отделываться общими местами, относиться к жизненным явлениям почти всегда безотчетно и только со стороны одной декоративной обстановки, не углубляясь во внутреннюю сторону человека — рычаг его внешней деятельности» (там же, стб. В диссертации подробно разбираются особенности этих форм иносказания в эпоху романтизма, объясняются и расшифровываются некоторые широко распространенные аллегории живописи того времени (корзина, плоды, кувшин, пряжа и др. ) Также сравниваются особенности художественных школ с точки зрения их предпочтения символической (Германия, Россия) или аллегорической (Франция) интерпретации действительности.
Большое значение имеет глава «Мастерская. С 1844 по 1857 гг. Вот таким образом "аромат эпохи" выражен в его работах порой ярче, чем в творчестве крупнейших мастеров. XIX в. ).
Исаакия Далматского, Св. С главными же произведениями Т. А. Таким образом, Грюневальдт не столько изучает, сколько собирает материалы о художнике. С 1826 г. жил и работал в России. Его мать Луиза Фелиците Нефф приехала из Франции, отец неизвестен. Он по-прежнему много работает. XIX в. ).
Свои высшие официальные звания российский художник Карл Тимолеон (Тимофей Андреевич) Нефф получил за росписи малой церкви Зимнего дворца (звание академика) и иконостаса Исаакиевского собора (профессора Академии) в Петербурге. По окончании обучения в Германии Нефф совершил поездку в Италию (Рим), где изучал произведения Рафаэля, Тициана, Микеланджело и других великих мастеров. В Риме художник приобрел высокую покровительницу в лице великой княгини Елены Павловны, по совету которой приехал в 1826 году в Петербург, где вскоре приобрел большую известность своими портретами и другими работами, в особенности после того, как получил звание придворного художника и был назначен состоять при Императорском Эрмитаже. Занимался жанровой и пейзажной живописью. Из Рима возвратился в Эстляндию.
Кюгельгена, далее учился в Дрезденской академии художеств (1823-1825). Среди них К. -Д. Петров отмечает следующие особенности творчества Неффа: это, во-первых, отсутствие «мысли или общей идеи» во-вторых, отсутствие характеров в-третьих, — ориентирование на вкусы широких зрительских масс и, наконец, — яркость колорита. Лучшие произведения Т. А. Неффа – иконы Исаакиевского собора.
Полевого В. М. Как придворному живописцу, Неффу надлежало учить царских детей рисованию. 1899 г. Исаакий Далматский", "Св. В истории русского искусства его отсутствия не замечают до сих пор1.
В диссертации приводятся фрагменты высказываний Неффа по этому поводу. В 1824–1825 учился в Академии художеств в Дрездене, по окончании которой отправился в Рим. Его избирают членом флорентийской Академии художеств. Портретов написано Неффом очень много. Многочисленные произведения Неффа, портреты, образа изображения красавиц и сцены итальянской и эстляндской народной жизни, рассеяны большей частью по дворцам императорской фамилии, аристократическим домам и разным церквам Петрограда и его окрестностей.
— С. 53. и его окрестностей. Сформировавшись как художник под воздействием романтических идей, Нефф в стилистике своего искусства стоял ближе к классицизму или, точнее сказать, к тому «реформированному классицизму», крупнейшим представителем которого во Франции был Энгр и менее крупные мастера, такие, например, как швейцарец Л. Робер.
Baltische Maler und Bildhauer des XIX Jahrhunderts. апостола Павла (переведены в мозаики во втор. Лучшие произведения Т. А. Неффа – иконы Исаакиевского собора.
Его статьи, появляющиеся в «Северном сиянии», содержали призывы к художникам обратиться к окружающей действительности и стоят в одном ряду с выступлениями в печати В. В. Стасова, К. Варнека, М. Л. Михайлова, Л. М. Жемчужникова, П. М. Ковалевского6. W. Neumann. Его живописное мастерство знакомо не только россиянам.
Елены и величественной фигуры Св. Художник много работал с натуры, но руководствовался принципом «выбора», отражая самое прекрасное и абсолютное, что есть в природе. Другая не менее важная задача: создание «Летописи жизни и творчества с использованием письменных источников (архивные материалы, периодическая печать). Словарь русскихъ художниковъ, Т. III, вып. широко распространенной, что порождает ощущение некоего единого "стиля".
Теофилъ Готье. кн. Особенно интересны страницы о «византийском направлении» в живописи шестидесятых годов и отношении к нему Неффа — малоисследованная страница русского искусства XIX столетия. В образе «Воздвижение честного креста» Булгарин тонко почувствовал авторский замысел, говоря о контрастном противопоставлении изящной фигуры Св.
Современников, если верить биографам художника, поразил колорит Неффа. В этой и в других статьях (например: А. И. Сомова (1863), некрологе 1879 г. ) мы видим попытку определить место и значение Неффа в русском искусстве его времени. Другая не менее важная задача: создание «Летописи жизни и творчества с использованием письменных источников (архивные материалы, периодическая печать). Эти существенные разделы диссертации помещены в приложения. В 1842 г. предпринял третью поездку в Рим, откуда вскоре был вызван обратно в СПб.
апостола Петра, св. Только по одной этой причине русская художественная критика (особенно в 1860-е годы) могла предпочесть Неффу Брюллова. По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс, UABBestiary, 2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия Мастера мировой живописиСПб, ОООСЗКЭО, 2011г., Информационный портал Русская живопись от А до Я, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. Написанная по итальянским впечатлениям "Итальянка у фонтана" (ок. "Назарейские влияния" обычно усматривают в одном из самых ранних из дошедших до нас произведений Неффа — "Портрете неизвестной в зеленом платье" (1827 ГРМ). «Росписи Бруни в отношении композиции и стиля, работы Неффа в отношении цвета и мастерского их исполнения кажутся мне здесь самыми лучшими», — делает вывод Готье3. Важнее то, что в работе была осуществлена попытка «расшифровать» аллегории и «второй смысл» конкретных произведений романтизма и прежде всего, Неффа.
А в 1866 году Нефф приступил к строительству господского дома. Возрождая "византийскую традицию", Нефф стремился к духовному ее постижению.
При этом необходимо помнить о принципиальной разнице между ними: Брюллов по характеру импульсивен, его работы более живописны (в узком значении этого слова) Нефф — более сдержан, у него нет того, что называется «силой кисти» — следствие немецкого художественного образования. Кстати, она находится там до сегодняшнего дня. тт. М. : Издательство «Советская энциклопедия», 1986г.
Эти существенные разделы диссертации помещены в приложения. С 1849 г. – профессор за иконостас в Исаакиевском соборе. При всей кажущейся отрешенности сюжета и собирательности образа, за каждой героиней – конкретная личность, завуалированная художником под Нимфу или другой библейский персонаж. Приведем некоторые из них. Нефф не принадлежит к их числу.
Именно вот таким образом трудно определить вклад художника в искусство второй трети и середины XIX века, важнейшим лозунгом которого было понятие «национального». Его избирают членом флорентийской Академии художеств.
1840-х, Эстонский худ. Осенью 1837 провел персональную выставку в собственной мастерской в Петербурге. 59. Наиболее известные из картин этого рода: «Неаполитанские прачки в гроте», «Купающиеся нимфы», «Молодой Неаполитанец, сидящий на скале у моря», «Девушка, собирающаяся купаться» и др. Внимательное изучение формальных особенностей произведений Неффа (композиция, линия, колорит, освещение), последовательности ведения работы и живописной техники художника, позволяет говорить о несомненной ценности диссертации для художников-реставраторов.
В 1832 г. он получил звание придворного живописца и признан назначенным в академики. В 1855 г. занял в Императорской академии художеств штатное место профессора 2-й степени, а позднее — и 1-й степени. Его искусство космополитично. Но даже сам факт сопоставления этих имен говорит о многом. Но что касается исторических фактов — Грюневальдт пытается изучить предмет и подать его как можно полнее и объективнее.
(Разве не вызывают восхищения изображения молодых женщин на полотнах художника. ) А среди поклонников таланта Неффа были и члены императорской семьи. 14, д. 14-Н, л. 136-138. Только по одной этой причине русская художественная критика (особенно в 1860-е годы) могла предпочесть Неффу Брюллова.
кн. Через 10 лет семья Неффа у наследников приемного отца приобрела и мызу Мууга. 58). Можно назвать еще с десяток справочных изданий, где упоминается имя Неффа и среди них такие авторитетные как словарь Брокгауза—Ефрона, Benezit, Thieme—Becker.
Колорит Неффа отличается повышенной декоративностью с начала 1840-х годов он не теряет яркости (характерной для работ 1820-1830-х гг. ), но картины приобретают общий тон, придающий им цельность. Положения, выводы иллюстративный материал диссертации могут быть использованы при изучении истории русского искусства, в практике преподавания в художественных учебных заведениях, при подготовке изданий обобщающего характера, монографий, статей, альбомов и каталогов по русской живописи. Все работы, написанные им в 1860-1870-е годы выдержаны в этом стиле. Искусство Неффа не анализируется, преобладает «описательный» стиль. 14 РГИА, ф. 789, оп.
Большое значение имеет глава «Мастерская. И до поездки в Дрезден и во время учебы, Нефф пишет композиции, отличающиеся романтическим характером и аллегоричностью (например иллюстрации к рыцарскому роману Ф. де ла Мотт-Фуке "Волшебное кольцо") много работает в области пейзажной живописи, пишет портреты близких друзей (Портрет В. Кюгельгена 1825) и заказные (Портреты семейства К. С. Моргенштерна 1824). В диссертации уточнена дата рождения Неффа.
Нефф, после десятилетнего преподавания в Академии, становится хранителем картинной галереи Эрмитажа. Именно вот таким образом трудно определить вклад художника в искусство второй трети и середины XIX века, важнейшим лозунгом которого было понятие «национального». По поводу картины Т. А. Неффа «La cucumella nelle grotte». вел.
Достоинства и даже заслуги его перед русской художественной школой (на чем настаивали современники художника) были заслонены гигантской фигурой Брюллова. Имел чин тайного советника, был награжден орденом св. Серьезного влияния на молодого Неффа «назарейцы» не имели, хотя он и был знаком со многими из них. Окончив дрезденскую Академию в рекордно короткий срок: за восемь месяцев – Нефф в 1825 году отправился, совместно с В. Кюгельгеном, в Рим. Майкл Нефф (Michael Neff) — художник, что рисует теньХудожником может стать каждый.
Этот хотел открыть в Мууга дом-музей прадеда и собрать здесь все его работы. пол. Дрезден и Рим», включает в себя эпизод поступления Неффа в дрезденскую Академию «анекдотизм» повествования говорит о том, что этот эпизод был семейной легендой и, вероятно, художник об этом часто любил вспоминать, так же как и об окончании Академии «всего за год». 24 Большую часть главы занимает первое дрезденское письмо Неффа и отрывки из других его писем комментарии Грюневальдт в этой главе сводятся к минимуму. Таков, например, портрет великой княгини Марии Николаевны (1866, НИМАХ), подробно проанализированный в этой главе.
По сути, данная диссертация — первая монография о Неффе на русском языке, что свидетельствует о несомненной научной новизне работы. Исаакий Далматский"), "Воздвижение Креста" и "Спаситель во гробе", две иконы, вставленные в пилястры того же храма, "Ангел смерти", "Ангел молитвы" и "Вознесение Господне", запрестольный образ в церкви имения г-на Головнина в Рязанской губернии по части жанра — "Неаполитанские прачки в гроте" ("La cucumella nelle grotte "), "Купающаяся девушка" (в Императорском Эрмитаже), "Неаполитанка, сидящая в барке у руля" и "Молодой неаполитанец на скале, у моря" (в московском Публичном музее) и, наконец, по портретной живописи — портреты великих княгинь Марии Николаевны, Екатерины Михаиловны и Елены Павловны императрицы Александры Феодоровны, баронессы Ливен, баронессы Штакельберг, князя Николая Максимилиановича Лейхтенбергского, сенатора Капгера и др. Это были годы, когда завершился период формирования художника. Николая Мирликийского, Св.
Недоверие, связанное с тем, что автор книги дочь художника исчезает, когда убеждаешься, что рассказ об отце основан на документах (письма Неффа, его друзей и знакомых) или рассказах художника (в некоторых случаях подтверждаемых в другой литературе и архивах). Нефф стал приемным сыном Генриха Отто Зеге фон Мантейффеля. С 1855 по 1864-й преподавал в Академии художеств. В истории русского искусства его отсутствия не замечают до сих пор1.
тельною выделкою материй на драпировках. Портретов написано Неффом очень много. (Разве не вызывают восхищения изображения молодых женщин на полотнах художника. ) А среди поклонников таланта Неффа были и члены императорской семьи. Однако, "примитивизм форм", отмечаемый в этой работе, — характерная черта не только "назарейцев", но немецкой (и не только немецкой) романтической живописи вообще.
Владимира 2-й степени. родился 2 сентября 1804 года (по другим данным – 2 (14) октября 1805 г. ) в усадьбе Пюсси Эстляндской губернии. 14 РГИА, ф. 789, оп. Булгарин дал очень тонкий и верный искусствоведческий анализ данных работ, останавливаясь не только на их содержании, но и на формальных особенностях.
Его мать — гувернантка Луиза Фелиците Нефф, приехавшая из Парижа отец — неизвестен. В связи с вопросом о "назарействе" диссертант останавливается на отношении Неффа к религии. Для нее Нефф был «чужим», «немцем». музей, Таллинн), позволяющий представить характер светских портретов Неффа того времени. Его статьи, появляющиеся в «Северном сиянии», содержали призывы к художникам обратиться к окружающей действительности и стоят в одном ряду с выступлениями в печати В. В. Стасова, К. Варнека, М. Л. Михайлова, Л. М. Жемчужникова, П. М. Ковалевского6.
были перевезены в Эстонский художественный музей в Таллинне. Сравнение с картиной Л. Ро-бера "Доверие" (1830, Шантильи) и стихотворением Гете "Пряха", — схожими с "Двумя итальянками" по теме, — доказывает, что картина Неффа лишена идилличности ее детали — тревожный взгляд девушки и укоризненный взгляд пожилой женщины, смятый передник и прижатая к животу рука последней, пустая корзина из-под фруктов (аллегория обманутых, несбывшихся надежд) — свидетельствуют о драматичности сюжета. Она должна производить впечатление минимумом художественных средств. апостола Петра, св.
Петров. Среди важного вопросов раннего периода, затронутых в диссертационной работе, — вопрос о «назарействе» Неффа в связи с «Портретом неизвестной в зеленом платье». Летом 1842 вновь предпринял путешествие в Италию. Недоверие, связанное с тем, что автор книги дочь художника исчезает, когда убеждаешься, что рассказ об отце основан на документах (письма Неффа, его друзей и знакомых) или рассказах художника (в некоторых случаях подтверждаемых в другой литературе и архивах).
— М. : Терра, 2001. С 1864 года Т. А. Он был противником в церковной живописи узкого стилизаторства и набиравшего силу «позитивизма», проявившего себя в живописи храма Христа Спасителя, в росписи Владимирского собора в Киеве и произведениях В. Д. Поленова. Придворный художник сделал все, чтобы превратить родовое поместье в настоящий художественный музей. музей, Таллинн), "Две эстонские девушки" (1842, ГРМ).
Парадокс заключается в том, что помимо своей воли Нефф, много позже, станет во главе «византийского направления», задача которого будет схожа с задачей «назарейства», — возрождение духовности средневекового искусства. Александра Невского, Св. Николаю импонировали люди скромные и исполнительные, каким был Нефф.
Готье подчеркивал станковый характер образов Неффа, объясняя это тем, что его работы (особенно семь образов в нишах столбов) находятся всегда близко от зрителя хвалил его «точный и ловкий рисунок», «верное чувство цвета и игры светотени». Важнее то, что в работе была осуществлена попытка «расшифровать» аллегории и «второй смысл» конкретных произведений романтизма и прежде всего, Неффа. Эту задачу, прежде всего, выполняет «Научный список произведений Неффа».
При этом, по словам дочери, Нефф не был активным прихожанином. Став в это время главой «византийского направления», художник был вынужден считаться с одной из основных его черт — «археологизмом», но, все же, возрождая «византийскую традицию», стремился к духовному его постижению. В 1832 был назначен на должность придворного живописца. Основные особенности создания романтического портрета в рассмотренной работе не меняются и в шестидесятые годы Нефф — типично романтический художник. Разнообразие живописных приемов, мастерское владение лессировками, богатство фактуропостроения, верность тона и удивительная рельефность, насыщенность колорита и жизненная убедительность изображенных святых — все это свидетельствует о незаурядном живописном мастерстве художника.
Так, например, первая глава, «Годы учебы. Нефф родился в усадьбе Пюсси Эстляндской губернии 2 октября и был крещен 9 октября, получив имя Карл Тимолеон. Александра Невского, Св. Типичным образцом "византизма" современники считали образа в малом иконостасе придела св.
Ей посвящены почти половина страниц монографии. При этом необходимо помнить о принципиальной разнице между ними: Брюллов по характеру импульсивен, его работы более живописны (в узком значении этого слова) Нефф — более сдержан, у него нет того, что называется «силой кисти» — следствие немецкого художественного образования. Эта поездка определила творческий путь художника, знакомство с живописью великих итальянских мастеров возрождения во многом повлияло на формирование художественной манеры художника. Так, например, первая глава, «Годы учебы.
Нефф. Это оправдывает сравнение художника с «поздними немецкими назарейцами», оброненное вскользь А. Н. Бенуа. Достаточно всего лишь подружиться с разноцветными мелками и не бояться теней. Художник Майкл Нефф (Michael Neff) — мастер теневой живописи.
прп. ственную Академию) отражает романтические устремления молодого человека. В юности он чувствовал свое призвание в области жанровой живописи, с удовольствием писал пейзажи.
Так, благодаря свидетельству о первом награждении Неффа орденом Св. Нефф не сразу пришел к религиозной живописи. 58).
Проект дома и парка был составлен самим хозяином. Росс на основе архивных источников опровергает эту легенду, приводя множество интереснейших сведений о неизвестных ранее фактах биографии молодого Неффа. Не обойден в работе и вопрос о художественных влияниях. В 1839 за образа, выполненные для малой церкви Зимнего дворца, удостоен звания академика.
1 Так, например, в большой по объему и обстоятельной статье П. Ю. Климова «Живописное убранство Храма Христа Спасителя» (в сб. : Храм Христа Спасителя. Приведем некоторые из них. Второе путешествие в Италию (1835—1837) — период, чрезвычайно важный в творчестве Неффа. Анализ таких картин, как «Две итальянки», «Неаполитанский пастушок», «Грот Кукумелла», «Портрет великих княжон», «Две нимфы в гроте» позволяет утверждать о приверженности художника к аллегорическим и символическим истолкованиям сюжетов. В диссертации подробно рассматриваются стилистические особенности «византийского стиля» в русской живописи 1860-х годов на примере дошедших до нас произведений Неффа. Майкл в буквальном смысле этого слова разукрашивает тени, добавляя им жизни и цвета.
Художник много работал с натуры, но руководствовался принципом «выбора», отражая самое прекрасное и абсолютное, что есть в природе. Вероятно, в 1822-1823 гг. Однако, книга писалась не столько как воспоминания об отце, сколько как монографическое исследование о «значительном художнике XIX столетия». Занимался у К. Ф.
Не меньшую известность, чем портретная живопись, Неффу принесла монументальная живопись. Оно приносит европейское признание живописцу. Перед нами, таким образом, еще один «первоисточник» не уступающий по своей значимости монографии Грюневальдт. Таким образом, Грюневальдт не столько изучает, сколько собирает материалы о художнике. Петров отмечает следующие особенности творчества Неффа: это, во-первых, отсутствие «мысли или общей идеи» во-вторых, отсутствие характеров в-третьих, — ориентирование на вкусы широких зрительских масс и, наконец, — яркость колорита.
— Т. 1. Среди важного вопросов раннего периода, затронутых в диссертационной работе, — вопрос о «назарействе» Неффа в связи с «Портретом неизвестной в зеленом платье». Порядок ведения работы, характер композиции и линии исследование «палитры художника» — все это чрезвычайно ценно не только для историков искусства, но и для реставраторов работающих с произведениями Неффа. «Грация сочинения», «изящество письма», яркость колорита — все эти достоинства Неффа присущи и Брюллову.
Им также были созданы семь образов для ниш пилонов:Рождество БогородицыСошествие Св. Карл Тимолеон Нефф (по русски – Тимофей Андреевич)- исторический, религиозный художник, портретист, придворный художник императора Николая I, хранитель картинной галереи Эрмитажа, профессор. В диссертации подробно рассматриваются стилистические особенности «византийского стиля» в русской живописи 1860-х годов на примере дошедших до нас произведений Неффа.
тонские девушки" характерна неясность сюжета: трудно определенно сказать имеет ли здесь место идиллия или речь идет о теме обманутой любви (немаловажно, что картина имеет и другие названия: "Сюрприз" и "Подслушивающий"). По поводу картины Т. А. Неффа «La cucumella nelle grotte». — «Северное сияние», 1863, т. 12, стб. В 1855 принят на академическую службу «по живописи исторической и портретной», стал членом Совета ИАХ. Именно там было создано большинство его картин.
Первый крупный заказ – образа для готической капеллы на даче «Александрия» в Петергофе.