В 1882 году Нестеров вновь поступил в Училище живописи, учился у А. К. Саврасова. Лица героев всех его картин написаны с конкретных людей. Первым произведением в новом жанре, которым художник остался по-настоящему довольным, был портрет его жены Е. П. Нестеровой, написанный в киевской квартире в 1905 г. За ним последовали другие портреты близких и дорогих ему людей, преимущественно женщин, чем-то напоминающих героинь его «романа в картинах». Эта трагедия сильно повлияла на все дальнейшее творчество художника. Здесь также впервые изобразил он неброскую красоту среднерусской природы. В своё время на Нестерова очень сильное впечатление произвели романы Мельникова-Печерского («В лесах», «На горах» и другие), посвящённые жизни заволжских старообрядцев. Содержание полотна точно передаёт второй вариант названия: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые и Аз успокою вы» — на ней изображён Христос в окружении святых и обременённые тяжкой ношей жизни странники (народная Россия), пришедшие к Нему каждый со своей бедой. Лик святого старца скрыт одеянием и не виден зрителю.
Позже работал в области историко-религиозной картины (Пустынник, 1889 Видение отроку Варфоломею, 1890, обе – в ГТГ). Детали одной фигуры буквально во всём противопоставлены другой. Одна лишь только картина Нестерова посвящена теме счастливой любви. В последующие годы в творчестве Нестерова всё сильнее проявлялись некоторые патриархально-религиозные иллюзии (Под благовест, 1895, Великий постриг, 1897-98, – оба в ГРМ На Руси, 1916, ГТГ). С 1889 г. – экспонент, с 1896 г. – член Товарищества передвижных художественных выставок один из учредителей Союза русских художников (1903).
Я совсем не зря решил отметить это событие в творческой биографии художника. Среди произведений этого цикла особо выделяется картина «Великий постриг» имевшая, как и многие другие работы художника, автобиографическую основу. Павлова, 1935, все – в ГТГ).
Так его преподавателем стал Алексей Саврасов. Я учился в Училище у Прянишникова, Евграфа Сорокина (одного из самых блестящих рисовальщиков своего времени, но учителя равнодушного) и у Перова. Таково было распоряжение отца. Михаила устроили в реальное училище К. П. Дата рождения – 31 мая 1862 года.
В это время Нестеров выполнял для заработка также рисунки для журналов и книг (в том числе для собрания сочинений А. С. Пушкина, для сказок и былин) в «Издательстве А. Д. Ступина». Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным» (1885). расписывал Владимирский собор в Киеве, работал в области пейзажа и портрета. В 1895 году была создана картина «Под благовест» (настоящее нестеровское название: «Монахи»).
Потом согласился, более того, церковным росписям и иконам отдал свыше 22 лет своей жизни. Уже через два года обучения в училище молодой художник начал участвовать в выставках. Жанровые картины сменяются многочисленными портретными работами. С 1910 г. – действительный член Академии художеств. и А. Д.
Сам Нестеров считал «Душу народа» одним из наиболее значимых своих произведений и неоднократно повторял: «В начале жизни— Отрок Варфоломей, к концу— Душа народа». художник решился выставить на публичное обозрение «вчерне» законченную работу. Таково знаменитое Видение отроку Варфоломею (будущему Сергию Радонежскому 1889–1890, Третьяковская галерея), написанное близ Абрамцево, – картина, где чувством чудесного проникнуты в равной мере и фигуры и типически-среднерусский пейзаж. На полученные от Третьякова деньги Нестеров отправился в Европу. Художник выполнил её вразрез с традициями русской православной живописи — вместо святых и угодников, схимников и подвижников или хотя бы монахов, как полагалось в соответствии с многовековой традицией фресковой живописи, Нестеров изобразил на ней обыкновенных людей ищущих свой путь ко спасению, настоящую Россию в 1908—1911 годах. Здесь его руководителем становится В. Г. Перов.
Ввозрасте 12лет его отправили учиться вреальное училище, ноуже через два года онпоступил вМосковское училище живописи, ваяния изодчества. Кориных, 1930 Портрет академика И. П. Первой значительной картиной, свидетельствующей о самобытности нестеровского таланта, был «Пустынник», написанный художником в 1888-89 гг. Её лицо мы видим в исторических и жанровых картинах.
В Академии, вернее, вне ее, я внимательно слушал советы умного Крамского. С этим увлечением творчеством мастера-бытописателя связан цикл картин, главной темой которых является горестная судьба русской женщины. Родился в Уфе 19 (31) мая 1862 в купеческой семье.
Зарисовки пейзажей художник писал в окрестностях Троице-Сергиевой лавры, поселившись в деревне Комяково недалеко от Абрамцева. Его благодарными учениками были такие художники, как Семирадский, Репин, Виктор Васнецов, Суриков, Поленов, Серов, Врубель, Савинский и многие другие. До конца жизни Нестеров считал Видение отроку Варфоломею лучшей своей картиной. Среди произведений этого цикла особо выделяется картина «Великий постриг» имевшая, как и многие другие работы художника, автобиографическую основу. Всех их насквозь пронизывает чисто-русская «любовь-жалость» автора к героиням, на всех тема одна и та же: раскрытие тайников народной души — чуткой, глубокой женской души, напрасно одарившей любовью не стоящего такого чувства человека и готовой скрыться в поисках покоя за стеной старообрядческого скита. Среди его работ раннего периода (1879—1884) можно отметить следующие картины на бытовую тематику: «В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в сельской школе». В это время Нестеров выполнял для заработка также рисунки для журналов и книг (в том числе для собрания сочинений Пушкина, для сказок и былин).
В 1890-е гг. В 1890 году «Отрока Варфоломея» увидел профессор Прахов, заведовавший росписью Владимирского собора в Киеве. Нестеров продолжал работать и как тонкий мастер лирического пейзажа (Осень в деревне, 1942, ГТГ). Еечертами наделяет художник героиню своей картины. Как портретиста Нестерова привлекали также выдающиеся люди его века: учёный Алексей Северцев, художник, учитель и друг Нестерова Виктор Васнецов, архиепископ Антоний Волынский («Архиерей» 1917), художники братья Корины (1930), скульпторы Шадр (1934) и Мухина, мыслители П. Флоренский и С. Булгаков («Философы» 1917), И. Ильин («Мыслитель» 1921—1922), писатели М. Горький и Лев Толстой (1907), хирург Юдин (1935), физиолог Иван Павлов (1935), народная артистка Ксения Держинская (1937), архитектор Алексей Щусев, польский пейзажист Ян Станиславский (который был близким другом Нестерова и которого Нестеров очень ценил как художника, называя его «польским Левитаном») и другие.
Родился Михаил Нестеров в1862 году вУфе. Здесь закрепляется традиция «церковного модерна», наполняющего канонические церковные сюжеты глубоким лиризмом. Д. и А. Д. Корины, 1930, А. Н. Северцов, 1934, С. С. Юдин, 1935, И. П. Павлов, 1935, – все Государственная премия СССР, 1941, В. И. Мухина, 1940, – все в ГТГ) на первый план выступает ощущение богатства духовной жизни, творческого горения интеллектуальной сосредоточенности, подчёркнутое совершенством и гармоничностью картинной формы, гибкостью выразительных средств.
Дарование учителя — особое педагогическое дарование. Начал с реалистических жанровых картин (Жертва приятелей, 1881 Знаток, 1884, обе – в ГТГ). Он посетил Вену, Венецию, Падую, Флоренцию, Рим, Париж, Дрезден. Счастье их первой любви созвучно весеннему ликованию природы. Иэту неброскую, лиричную, ноглубокую красоту Нестеров видел вовсем: вгероях, вокружающей ихприроде, которая накартинах мастера превращалась взнаменитый «нестеровский пейзаж».
Если ранние его исторические картины еще по-передвижнически сюжетно-бытописательны (Избрание Михаила Федоровича на царство, 1886, Третьяковская галерея), то позднее, как бы идя вослед В. М. Васнецову, он усиливает в своих образах фольклорные черты (За приворотным зельем, 1888, Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева), атмосферу религиозной легенды (Пустынник, 1888–1889, Третьяковская галерея). Член ТПХВ (с 1896, экспонент с 1889). Его семья была купеческой, родители— хорошо образованными людьми широких взглядов. Нестеров начинает заниматься станковым рисунком и иллюстрацией. Сначала художник колебался, принять ли это предложение. В 1905—1906гг. Последняя работа сильно отличается от предыдущих портретов художника.
В 1882 году Нестеров вновь поступил в Училище живописи, учился у А. К. Саврасова. Появляются портрет С. Коровина, С. Иванова, М. Мартыновой, М. Заньковецкой. Получил высшее художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877 – 1881 и 1884 – 1886), где его наставниками были В. Г. Перов, А. К. Саврасов, И. М. Прянишников, а также в Академии художеств (1881 – 1884), где учился у П. П. Чистякова. Картина «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890) написана Нестеровым на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. В 1935 году художник написал портреты издателя Владимира Черткова, хирурга Сергея Юдина и физиолога Ивана Павлова. Начав с жанровых картин в духе передвижников (Знаток, 1884, ГТГ) и исторических композиций (До государя челобитчики, 1886, частное собрание, Москва), с конца 80-х гг.
Главная тема картины— реквием по несбывшемуся счастью. Здесь особого внимания заслуживает написанная на стене трапезной картина «Путь ко Христу». В 1895 году была создана картина «Под благовест» (настоящее нестеровское название: «Монахи»). Для этого, полагаю имеются у нас люди более подготовленные, призванные, опытные. Поражённый художественным талантом её автора, пригласил Нестерова на работу в собор. С 1879г.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942).
1890 году «Отрока Варфоломея» увидел профессор Прахов, заведовавший росписью Владимирского собора в Киеве. В 1882 году Нестеров вновь поступил в Училище живописи, учился у А. К. Саврасова.
Лето 1883 года провёл в Уфе, где познакомился с М. И. Мартыновской, своей будущей женой. Свою самую известную картину «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890 гг. ) художник начал компоновать с пейзажа. Картина «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890) написана Нестеровым на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. Не раз бывал в Западной Европе, в том числе во Франции и Италии, много работал в Подмосковье (Абрамцево, Троице-Сергиева лавра и их окрестности). В 1890 году В. М. С Киевским показом «вчерне» законченной «Святой Руси» было связано знакомство, которое оказалось переломным в жизни Нестерова. Ранние произведения Нестерова относятся к бытовому жанру: «Жертва приятелей» (1881), «Экзамен в сельской школе» (1884).
К концу 1880-х годов он развивает тему допетровской эпохи, работая над картинами «Встреча царя Алексея Михайловича с Марией Ильиничной Милославской», «Поход московского государя пешком на богомолье в XVII в», «Свадебный поезд на Москве в XVII в». Прянишников. Под впечатлением путешествия были также написаны картины «Молчание», «Лисичка», «Тихая жизнь», «Обитель Соловецкая», «Мечтатели», «Соловки».
Целью путешествия Нестерова в Соловецкий монастырь частично были также художественные поиски, связанные с замыслом большой программной картины «Святая Русь», которая должна была подвести итоги его творческого пути. Эти картины отличаются вниманием кличности портретного героя иего роду занятий. Художник принял приглашение и отправился в Европу изучать византийскую живопись. Этот уникальный тип пейзажа (близкого по духу И. Левитану, лирического, лишённого внешнего лоска и ярких красок, проникнутого любовью к России) получил потом название «нестеровского».
Эта картина— «Два лада» (1905), навеянная русской народной сказкой-идиллией и известной балладой А. К. Толстого, начинающейся со слов: «Порой весёлой мая» На ней изображены юноша и девица в древнерусском княжеском одеянии. Последняя работа сильно отличается от предыдущих портретов художника. Васнецов, работавший в то время над росписью Владимирского собора в Киеве, предложил Михаилу Васильевичу также принять участие в его оформлении. Третьяковым для своей коллекции и поставило Нестерова в один ряд с известными в то время русскими художниками. Основную часть из них составляли женские портреты. С 1898 г. – академик за картину Великий постриг (ГРМ).
В 1885 году за картину «Призвание М. Ф. Романова на царство» Нестеров получил звание свободного художника. Счастье их первой любви созвучно весеннему ликованию природы. Именно он оказывается смысловым центром картины, невольно наводя зрителя на евангельские слова: «Если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф. 18:3).
Затем художник учился в Петербургской Академии художеств у П. Чистякова. Под воздействием живописи французского символизма (П. Пюви де Шаванн и в особенности Ж. Бастьен-Лепаж) Нестеров подчеркивает идиллически-задушевное единство своих героев и окружающей природы. Работа была представлена на XVIII передвижной выставке в 1890 году. Самое большое полотно мастера, На Руси (Душа народа, 1916), включает в толпу «очарованных странников» фигуры Достоевского, Льва Толстого и Владимира Соловьева.
В МУЖВЗ преподавателями у него были В. Г. Именно в эти дни он познакомился со своей второй женой Екатериной Петровной Васильевой. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМихаил НестеровГоды жизни: 31 мая 1862 — 18 октября 1942Страна рождения: РоссияСфера деятельности: Художник «Яжил своим художеством», — писал осебе художник Михаил Нестеров. Слева холмы, под ними вьётся речка (аксаковская Воря) Кое-что изменить, что-то добавить и фон для моего Варфоломея такой, что лучше не выдумать. Вернувшись на родину, художник поселился в деревне Комякино неподалеку от Троице-Сергиевой Лавры. Амазонка (дочь художника), 1906 П. А. Флоренский и С. Н. Булгаков или Философы, 1917). Им в огромной степени владел П. П. Чистяков.
Одним из любимых его преподавателей был великий Василий Перов. Поражённый художественным талантом её автора, пригласил Нестерова на работу в собор.
Он отошел от легковесных жанров и обратился к историко-религиозной тематике. С 1884 года писал жанровые картины на исторические темы, такие как «Приём послов» (1884), «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве» (эскизы, 1885), «Шутовской кафтан. Вернувшись в Москву, учился в классе В. Е. Маковского. Особенно большое значение Нестеров придавал роли святого в сплочении русского народа. Варфоломей — мирское имя Сергия Радонежского.
В 1874 году Михаил Нестеров переезжает в Москву для поступления в техническое училище. Василий Иванович Нестеров, его отец, был человеком прямым с независимым характером. внизу с левой стороны картины. Перов и И. М. В1886году, спустя год после свадьбы, вовремя родов скончалась его жена Мария. При рождении дочери умерла юная любимая жена художника – Мария Ивановна Мартыновская. Но и эта тема постоянно перекликалась с религиозной. Воскресенского.
В это время Нестеров выполнял для заработка также рисунки для журналов и книг (в том числе для собрания сочинений А. С. Пушкина, для сказок и былин) в «Издательстве А. Д. Ступина». Нестеров начал принимать участие в организованных в Училище ученических выставках. Среди его работ раннего периода (1879—1884) можно отметить следующие картины на бытовую тематику: «В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в сельской школе». Чистякова.
В это время он начинает активно искать свою нишу в русском искусстве. Это произведение было приобретено П. М. Именно он оказывается смысловым центром картины, невольно наводя зрителя на евангельские слова: «Если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф. 18:3). За портрет академика Павлова художник получил Сталинскую премию.
Я лично склонен до сих пор более учиться, чем учить других, - и не мне предлагать методы обучения. Переехавший в 1918 году в Армавир художник Нестеров Михаил Васильевич заболел. В 1923 году Нестеров написал одно из лучших своих полотен – Девушка у пруда, где изобразил свою дочь Наталью.
За ней последовали «За Волгой», «Великий постриг» (18971898), «На Волге» (1905), «Думы» (1901), «Усталые», «Лето», «Одинокие», «Две сестры». В 1882 Михаил женится на Марии Мартыновой.
Перова. Витоге втворчестве художника появился особенный женский образ, который современники прозвали «нестеровской девушкой». П. Нестерова, 1905, ГТГ О. М. Нестерова, ГРМ, 1906). Это, как пример и несколько вариантов «Царевны» и «Христова невеста». Особенно большое значение Нестеров придавал роли святого в сплочении русского народа. Этот уникальный тип пейзажа (близкого по духу И. Левитану, лирического, лишённого внешнего лоска и ярких красок, проникнутого любовью к России) получил потом название «нестеровского». Лица героев всех его картин написаны с конкретных людей. Его семья, которую отличал религиозно-патриархальный уклад, была купеческой. Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942), русский и советский художник.
Заканчивая Московскую школу ваяния и зодчества у Владимира Маковского, Михаил Нестеров обратился к теме прошлого России. Таковы Художники П. Д. Лишь в 1920 году вновь вернулся в столицу. Работа при росписи храмов наложила отпечаток на всё творчество Нестерова, в котором особое место занимает религиозная тема, тема «Святой Руси».
Описание картины встречи пастушка и небесного посланника наполнено неземным светом. Вернувшись в Москву, учился в классе В. Е. Маковского. В этот период, помимо картин «Два лада» и упомянутой выше «За Волгой», были созданы ещё «Лето» и «Свирель». Если ранние его исторические картины еще по-передвижнически сюжетно-бытописательны (Избрание Михаила Федоровича на царство, 1886, Третьяковская галерея), то позднее, как бы идя вослед В. М. Васнецову, он усиливает в своих образах фольклорные черты (За приворотным зельем, 1888, Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева), атмосферу религиозной легенды (Пустынник, 1888 – 1889, Третьяковская галерея).
и А. Д. Корины (1930), Академик И. П. Павлов (1935), Скульптор И. Д. Шадр (1934), Скульптор В. И. Мухина (1940 все работы – в Третьяковской галерее) и др. Содержание полотна точно передаёт второй вариант названия: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые и Аз успокою вы»— на ней изображён Христос в окружении святых и обременённые тяжкой ношей жизни странники (народная Россия), пришедшие к Нему каждый со своей бедой. С 1884 года писал жанровые картины на исторические темы, такие как «Приём послов» (1884), «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве» (эскизы, 1885), «Шутовской кафтан. Детали одной фигуры несколько противопоставлены другой. Пейзажные работы мастера отличаются особой задушевностью и поэтичностью.
В больших, «соборных» картинах Нестеров стремится выразить чаемые рубежи великого духовного обновления (Великий постриг, 1897 Святая Русь, 1901 – 1906). Был членом «Товарищества передвижников». Удивительную атмосферу создал на полотне Нестеров. Сам Нестеров считал «Душу народа» одним из наиболее значимых своих произведений и неоднократно повторял: «В начале жизни — Отрок Варфоломей, к концу — Душа народа». Пришедшая посмотреть его картину Екатерина Петровна Васильева спустя несколько месяцев стала его женой. Этот человек очень сильно повлиял на раннее творчество Нестерова.
Учился в МУЖВЗ (1877-81 и 1884-86) у В. Г. Перова, А. К. Саврасова, И. М. Прянишникова и в петербургской АХ (1881-84) у П. П. Чистякова. Всё она – любимая и безвременно ушедшая. Он создает картины «На Руси (Душа народа)», «Святая Русь», работает над фресками для соборов Москвы, Санкт-Петербурга, Киева. Были хорошими преподавателями Куинджи, Серов. Но своего учителя Нестеров застал уже при смерти. Неизменные составляющие нестеровского пейзажа, повторяющихся в бесконечных вариациях на его картинах — это тонкие белостволые берёзки, чахлые ёлки, приглушенная зелень весеннего или осеннего леса, алые гроздья рябины, вербы с мохнатыми, бархатисто-серыми серёжками, еле заметные цветки, бесконечные просторы, открывающиеся с холмистых берегов реки Белой и тихие, неподвижные воды с отражающимися в них словно замершими лесами.
Особое место в творчестве художника занимают картины, посвященные историческим событиям. Нестеров создавал и собственные графические и живописные автопортреты. В созданной им галерее портретов деятелей науки и искусства (П. Первой картиной цикла стала работа «На горах» (1896). Здесь особого внимания заслуживает написанная на стене трапезной картина «Путь ко Христу». С этих лет художник активно работает и в сфере религиозного монументально-декоративного творчества: росписи Владимирского собора в Киеве (1890–1895), где Нестеров выступил прямым продолжателем Васнецова мозаики и иконы церкви Спаса-на-крови в Петербурге (1894–1897), росписи храма Александра Невского в Абастумани (1902–1904), Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве (1908–1911). За что Михаил Васильевич Нестеров был очень благодарен своему отцу. Неизменной темой творчества художника оставалась и тема природы.
Летом 1885 года, вопреки воле родителей, Нестеров венчается с М. И. Мартыновой. Создана она была после глубокой личной трагедии, постигшей художника. После революции Михаилом Нестеровым было написано много портретов.
Если ранние его исторические картины еще по-передвижнически сюжетно-бытописательны (Избрание Михаила Федоровича на царство, 1886, Третьяковская галерея), то позднее, как бы идя вослед В. М. Васнецову, он усиливает в своих образах фольклорные черты (За приворотным зельем, 1888, Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева), атмосферу религиозной легенды (Пустынник, 1888–1889, Третьяковская галерея). Главная тема картины — реквием по несбывшемуся счастью. 1890 году «Отрока Варфоломея» увидел профессор Прахов, заведовавший росписью Владимирского собора в Киеве. Когда полотно было представлено публике, то такие маститые художественные критики, как В. Григорович и В. Стасов обрушились на картину, отговаривая П. Третьякова от покупки. Первой картиной цикла стала работа «На горах» (1896).
Религиозные сюжеты (где мастер варьирует прежние мотивы) допускаются лишь на «экспорт», а единственная его постреволюционная выставка (1935) носит закрытый, «спецпропускной» характер. В начале 1920-х годов художник вплотную обратился к портретной живописи. Первой значительной картиной, свидетельствующей о самобытности нестеровского таланта, был «Пустынник», написанный художником в 1888-89 гг. Таково знаменитое Видение отроку Варфоломею (будущему Сергию Радонежскому 1889–1890, Третьяковская галерея), написанное близ Абрамцево, – картина, где чувством чудесного проникнуты в равной мере и фигуры и типически-среднерусский пейзаж. «Настроение» — это слово неизменно повторялось почти во всех отзывах зрителей, критиков и художников. В последние десятилетия жизни Нестеров увлеченно работал над воспоминаниями, которые вышли отдельной книгой (под названием Давние дни) в год его кончины. Не приняв революции, Нестеров уединяется в творчестве.
«Ряд пейзажей и пейзажных деталей, — вспоминал Нестеров, — были сделаны около Комякина. Его отец был купцом. Целью путешествия Нестерова в Соловецкий монастырь частично были также художественные поиски, связанные с замыслом большой программной картины «Святая Русь», которая должна была подвести итоги его творческого пути. Среди его работ раннего периода (1879—1884) можно отметить следующие картины на бытовую тематику: «В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в сельской школе».
Первая из них — «Видение отроку Варфоломею». В этот период, помимо картин «Два лада» и упомянутой выше «За Волгой», были созданы ещё «Лето» и «Свирель».
Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным» (1885). Среди работ того времени «Приём послов», «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве», «Шутовской кафтан.
Картину приобрел для своей коллекции Павел Третьяков. В 1883 году художник возвращается в московское училище. Внутренняя красота была для него важнее, чем «так называемые сильные страсти».
Вот к ним-то и придется обратиться за содействием, они, вероятно, знают «секрет», как надо учить. Первой работой, вкоторой воплотились характерные для зрелого творчества Михаила Нестерова черты, стала «Христова невеста». Под воздействием живописи французского символизма (П. Пюви де Шаванн и в особенности Ж. Бастьен-Лепаж) Нестеров подчеркивает идиллически-задушевное единство своих героев и окружающей природы.
Это историческое событие оказалось для Нестерова своего рода чертой. Весной 1902г. 1888-89, Видение отроку Варфоломею, 1889-90, – оба в ГТГ). Он имел свой метод — абсолютно особый, «чистяковский».
Всех их насквозь пронизывает чисто-русская «любовь-жалость» автора к героиням, на всех тема одна и та же: раскрытие тайников народной души— чуткой, глубокой женской души, напрасно одарившей любовью не стоящего такого чувства человека и готовой скрыться в поисках покоя за стеной старообрядческого скита. И я принялся за этюд. Потом согласился, более того, церковным росписям и иконам отдал свыше 22 лет своей жизни. Перова, А. К. «Настроение»— это слово неизменно повторялось почти во всех отзывах зрителей, критиков и художников. Художник посетил Австрию, Италию, Францию и Грецию.
Сначала художник колебался, принять ли это предложение. Выдающийся русский советский художник Михаил Васильевич Нестеров родился 19 (31) мая 1862 года в Уфе. Потом согласился, более того, церковным росписям и иконам отдал свыше 22 лет своей жизни. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877-1881, 1883-1886) у В. Г. Сначала художник колебался, принять ли это предложение. Одна лишь только картина Нестерова посвящена теме счастливой любви. Эта картина — «Два лада» (1905), навеянная русской народной сказкой-идиллией и известной балладой А. К. Толстого, начинающейся со слов: «Порой весёлой мая» На ней изображены юноша и девица в древнерусском княжеском одеянии.
Лето 1883 года провёл в Уфе, где познакомился с М. И. Мартыновской, своей будущей женой. Нестеров Михаил Васильевич (1862 – 1942), русский художник. С Киевским показом «вчерне» законченной «Святой Руси» было связано знакомство, которое оказалось переломным в жизни Нестерова. Из-за болезни он долгое время не мог работать. Нестеров создал для собора запрестольный образ «Рождество Христово». Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным» (1885). В 1902 году художник представил на обозрение публике «вчерне» законченное произведение.
Вот некоторые из них: «Портрет дочери» Ольги в чёрной амазонке, красной шапочке и хлыстом в руке известный под названием «Амазонка» (1906), портрет жены в китайском халате на воздухе (1906), портрет друга, княгини Н. Г. Яшвиль, портрет сына Алёши, портрет дочери В. Нестеровой-Титовой (1928), портрет Н. М. Нестеровой «Девушка у пруда» (1923). Вернувшись в Москву, учился в классе В. Е. Маковского. В этой картине гармония тишины и покоя природы сочетается с умиротворенностью человека. Под ихвлиянием ранние картины Нестерова созданы втрадициях передвижничества. Но надо сказать, что в преподавании, особенно рисунка, «формы», художественная одаренность учителя не всегда помогает делу.
Внимание к образной символике, плоскостность композиции сближали многие произведения Нестерова этого периода, особенно в области монументальной живописи (росписи Марфо-Мариинской обители в Москве, 1908-11), с творчеством представителей модерна. Неизменно весьма важную, порой самоценную роль играет лирический пейзаж (написанное по соловецким впечатлениям Молчание, 1903). Жил преимущественно в Москве, а в 1890 – 1910 – в Киеве. Работа при росписи храмов наложила отпечаток на всё творчество Нестерова, в котором особое место занимает религиозная тема, тема «святой Руси».
За ней последовали «За Волгой», «Великий постриг» (18971898), «На Волге» (1905), «Думы» (1901), «Усталые», «Лето», «Одинокие», «Две сестры». Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным». Педагогами Михаила Нестерова были Василий Перов, Илларион Прянишников, Алексей Саврасов. Все они написаны в традициях русского передвижничества.
Вот некоторые из них: «Портрет дочери» Ольги в чёрной амазонке, красной шапочке и хлыстом в руке известный под названием «Амазонка» (1906), портрет жены в китайском халате на воздухе (1906), портрет друга, княгини Н. Г. Яшвиль, портрет сына Алёши, портрет дочери В. Нестеровой-Титовой (1928), портрет Н. М. Нестеровой «Девушка у пруда» (1923). Горожане его почитали. Работа при росписи храмов наложила отпечаток на всё творчество Нестерова, в котором особое место занимает религиозная тема, тема «Святой Руси». Детали одной фигуры несколько противопоставлены другой. Саврасова, И. М. Поражённый художественным талантом её автора, пригласил Нестерова на работу в собор.
Все они написаны в традициях русского передвижничества. В своё время на Нестерова очень сильное впечатление произвели романы Мельникова-Печерского («В лесах», «На горах» и другие), посвящённые жизни заволжских старообрядцев. Место его рождения – город Уфа.
Здесь также впервые изобразил он неброскую красоту среднерусской природы. С 1884 года писал жанровые картины на исторические темы, такие как «Приём послов» (1884), «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве» (эскизы, 1885), «Шутовской кафтан. На момент Октябрьской революции художнику исполнилось пятьдесят пять лет. На ней изображены два монаха, представители двух разных типов: первый— молодой и высокий и второй— сгорбленный старец. В 1895 году была создана картина «Под благовест» (настоящее нестеровское название: «Монахи»). За ним последовали другие портреты близких и дорогих ему людей, преимущественно женщин, чем-то напоминающих героинь его «романа в картинах».
Весной 1902 г. художник решился выставить на публичное обозрение «вчерне» законченную работу. В 1905—1906 гг. Работы Н. имеются также в Киевском музее русского искусства, музеях Уфы (родина художника), Астрахани, Вологды, Волгограда, Иванова, Казани, Кирова, Кисловодска, Костромы, Н. Новгорода, Н. Тагила, Омска, Рыбинска, Саратова, Севастополя, Таганрога, Хабаровска. Отчасти эта поездка была связана с работой над большой программной картиной «Святая Русь». Звание академика Нестерову принесла картина «Великий постриг», написанная в 1897 году. Эта цитата после долгих колебаний художника и была наведена рукой П. Д. Корина в 1927г.
В эти годы художнику лучше всего удается выразить себя в портретах он пишет людей искусства и науки как своего рода подвижников творческой аскезы. С 1879 года Нестеров начал принимать участие в организованных в Училище ученических выставках. Прянишникова и в Академии художеств (1881-1883) у П. П. Здесь особого внимания заслуживает написанная на стене трапезной картина «Путь ко Христу».
На картине изображён собирательный образ русского народа — идущее вдоль берега Волги шествие ищущих Бога и правды людей — объединённых одним устремлением представителей всех сословий общества от древнейших времён аж до современности, в том числе исторические персонажи и знаменитые современники Нестерова. Под воздействием живописи французского символизма (П. Пюви де Шаванн и в особенности Ж. Бастьен-Лепаж) Нестеров подчеркивает идиллически-задушевное единство своих героев и окружающей природы. Картины «Христова невеста», «Царица» иллюстрации и росписи храмов, сделанные в то время, позволили следившим за его искусством говорить об особом, созданном мастером «нестеровском» женском типе. Первое признание пришло к Михаилу Васильевичу после написания им картины «Пустынник» (1888-89).