После смерти художника Пабло Пикассо коротко и емко охарактеризовал его творчество одной фразой «Матисс всегда был единственным и неповторимым». В конце 1920-х годов Матисс активно сотрудничал с другими художниками и работал не только с европейцами — французами, голландцами, немцами и испанцами, но и с американцами и американцами-эмигрантами. Однажды Матисс спросил, зачем писать картины, если художник так страдает. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов.
Как ни странно, подобные вопросы начали волновать Матисса далеко не сразу, ведь история великого художника начиналась далеко не с мира живописи. В конце 1920-х годов Матисс активно сотрудничал с другими художниками и работал не только с европейцами— французами, голландцами, немцами и испанцами, но и с американцами и американцами-эмигрантами. 3 ноября 1954 в Симиезе под Ниццей у Матисса случился сердечный приступ услышав, что доктора совещаются по поводу его состояния, художник, в присущей ему манере, попросил через дочь Маргариту передать лекарям, что он не болен, а уже умер. В 1933 году в Нью-Йорке у художника родился внук, Поль Матисс, сын Пьера Матисса.
С раннего детства судьба благоволила к будущему живописцу Анри Эмилю Бенуа Матиссу, сначала подарив ему беззаботное детство, а затем «передав» матерью коробку простых красок, в одночасье превративших помощника адвоката – по должности, в известного художника – по призванию. Матисс оказал основополагающее влияние на целые поколения художников, во многом определив вектор развития французского, европейского, мирового искусства. В 1933 году в Нью-Йорке у художника родился внук, Поль Матисс, сын Пьера Матисса.
В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. Вот что говорит сам художник: «В моей картине «Музыка» небо написано прекрасным синим цветом, самым синим из синих, плоскость окрашена цветом настолько насыщенным, что полностью проявляется синева идея совершенной синевы для деревьев взята чистая зелень, для человеческих тел – звонкая киноварь.
Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту. В то же время ему в фантасмагорических образах видится всё им пережитое. Матис внезапно видит себя святым Антонием искушаемым демоническими силами.
Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. Растет семья: на рубеже двух веков у художника рождаются сыновья – Жан и Пьер. Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность — «Танец и Музыка». В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух. Хиндемит писал о своем герое — одном «из величайших художников, каких мы когда-либо имели»: «Я не могу представить себе более жизненной, более содержательной с точки зрения искусства и гуманизма, более трогательной человечески и в полном смысле слова более драматической фигуры, чем создатель Изенгеймского алтаря, распятия в Карлсруэ и Штуппахерской Богоматери.
Осенний Салон этого года был для Матисса провальным, также как и для других молодых авторов – Марке, Вламинка и Дерена сами художники, с подачи критика Вокселя, были названы «дикими» и это французское слово послужило появлению термина «фовизм», обозначившему с тех пор новое направление живописи. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913 годы), еще сильнее обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8. Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи».
В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Сама их одежда музицирует с ними. Одним из таких исключений был знаменитый художник Анри Матисс. Углы комнаты даёт другим цветом. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну.
Было много свободного времени, Анри сделал рисунок, другой и. работа увлекла его. Его завершает хорал медных «Аллилуйя», звучащих подобно органу.
Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, – синтез многих предшествующих исканий, – достойно завершила его художественный путь. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. Парящие над ним ангелы несут мученический венец. Дата создания: 1905 Дивизионизм был характерен для стиля неоимпрессионизма и представляет собой подход, при котором происходит разделение цветов на точки, пятна или мазки, которые «смешиваются» на расстоянии, составляя полную картину. Песня звучит трижды, с включением новых инструментов, в красочном сопоставлении все повышающихся тональностей и превращается в светлый гимн исполняемый полным оркестром с подчеркнуто колокольным тембром (колокольчики).
Красочен и архаичен заключительный каданс. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения.
«Мне стало неинтересно копировать предмет. Эта красивая женщина изображена на многих полотнах мастера наиболее известные работы – «Женщина в шляпе» и «Портрет жены». Это — центр формы, после которого разделы экспозиции возвращаются в зеркальном отражении. По прошествии времени, монументальное полотно Танец стало одним из самых ярких и значительных во всём творчестве Матисса.
Четко акцентированная тема вступления многократно повторяется солирующей валторной как остинатная основа строго диатонического просветленного григорианского хорала «Lauda Sion» («Слава Спасителю Сиона»)— подлинного напева, сочиненного монахом Фомой Аквинским около 1263 года для праздника Тела Господня. На приглушенно мрачном фоне струнных (вариант темы вступления в ритме скачки) солирующие деревянные духовые выпевают широкую лирическую тему.
Но из всякого правила обязательно должны быть исключения, лишь подтверждающие это правило. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. (фр. cole nationale suprieure des arts dcoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке.
В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. Намеренно выбрав яркую гамму — красный, фиолетовый, оранжевый — художник отошел от реалистичной трактовки сюжета.
Травля композитора разгорается, газеты публикуют все новые материалы по «делу Хиндемита». Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали. Создаёт несколько отличных картин, где модерн импрессионизм сочетался с точечной манерой письма. fauves).
Ж. Помпиду). В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). В дальнейшем цветовая энергия возрастает, появляется интерес к экспрессии (любимое слово Матисса), красочным ореолам, колористической проработке внутри живописной композиции.
Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. Наиболее развернута третья часть — «Искушение Святого Антония», образующая резкий контраст торжественной сдержанности предшествующих. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40.
В многочисленных композициях этого периода, среди которых наиболее известны «Персидское платье», «Музыка» (1939), «Румынская блуза» (1940), художник снова утверждает принципы «чистой живописи». В Сен-Тропез из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). При господстве минора завершается часть мажором, как это присуще, например, пьесам Баха.
Матиссу пришлось выполнить эту просьбу. Но, строго говоря, за исключением одного-двух художников, у нас нет никого, умеющего работать со светом так, как вы. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе.
Ковёр на этой картине – реальный. В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал. Цветовые контрасты резко выделены и подчеркнуты. Хор чертей поёт ему: «Твой злейший враг – в тебе самом».
До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней. В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны». Еще одна интересная подробность: в процессе работы над «Парижским танцем» Анри Матиссу приходилось бывать в Москве, где, наряду с поэтом Валерием Брюсовым и художником Валентином Серовым, открывшими Матиссу красоту русских икон, от которых французский художник пришел в восторг, он познакомился с Лидией Аелекторской.
В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. Наоборот, в пламенных словах он описывает страдания обездоленного крестьянства и требует для него больше прав, больше человечности, больше хлеба.
Матис смущён словами Швальба. Тогда же он знакомится со своей главной музой – Лидией Делекторской, отношения с которой становятся причиной развода с мадам Матисс. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран.
В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном. Третье панно – «Купание или Медитация» – осталось лишь в набросках. Заручившись поддержкой целого ряда спонсоров, включая всё семейство Стайнов, Матисс основал в Париже собственную Академию.
А предыдущий, «бракованный», художник успел закончить, в 1936 году уступив работу за скромное вознаграждение Музею современного искусства в Париже. «Парижский танец» известен в трех вариантах. Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. В 1931 году в США прозвучала его Бостонская симфония, созданная к 50-летию этого прославленного оркестра, а в следующем в Берлине — Филармонический концерт (Вариации для оркестра), написанный в честь Берлинского филармонического оркестра и его руководителя, знаменитого дирижера В. Фуртвенглера. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала.
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан. Тема панно — танец. Из листов, предварительно окрашенных гуашью, маэстро собственноручно вырезал ножницами фигуры и куски фона, затем по рисунку, обозначенному углем, прикреплял их к основе булавками.
Матисс считал, что его палитра высветлилась именно благодаря творчеству импрессионистов. Хор чертей поёт ему: «Твой злейший враг— в тебе самом». Она близка к лишенным тяготений темам-сериям Шёнберга и в то же время перекликается с вступлением и началом главной партии «Фауст-симфонии» Листа. Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше. На приглушенно мрачном фоне струнных (вариант темы вступления в ритме скачки) солирующие деревянные духовые выпевают широкую лирическую тему.
Переливаются всеми цветами перья на крыльях из них вылетает целый рой звуков. Между бюргерами — протестантами и католиками — идет ожесточенная борьба. Тем не менее, необходимо отметить, что уже в те годы художник осознал, что не желает следовать по проторенной дороге. Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. Картины из щукинской коллекции, «отрезанные» войной от остального мира, после революции были конфискованы государством, всю середину XX века пролежали взаперти в советских подвалах и увидели свет лишь после смерти Сталина (и самого Матисса).
Это последнее законченное творение художника Матиса, а в опере — последняя картина, в которой сосредоточены просветленно-созерцательные эпизоды, в том числе смерть Регины, оркестровая интерлюдия «Положение во гроб» и прощальный монолог завершившего свои земные труды героя. Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже). Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки.
Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста. Самая ранняя, не оконченная версия, по сути, является подготовительным этюдом.
Ж. Помпиду, Париж). Благодаря урокам Моро следует усиление колористического начала в работах художника.
О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. Фамилия его читалась то ли Нитхарт, то ли Найтхарт, затем была переделана на Готхарт, звали его также Грюневальд и Матис (Матиас) из Ашаффенбурга ибо он работал в этом городе — резиденции Майнцкого архиепископа, придворным живописцем которого был. Матис вдруг замечает, что спор сосредоточивается вокруг него. Особо политический, антифашистский настрой этому произведению придавали ряд сцен – в частности картина сожжения лютеранских книг в Майнце, явно перекликавшаяся с «книжными аутодафе» в нацистской Германии. Матисс испытал сильное влияние исламского искусства, представленного на выставке в Мюнхене в 1911 году.
Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета. Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства. Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога. Художник Матис — историческое лицо, сведения о котором весьма скудны и противоречивы. В 1948-53 годах по заказу доминиканского ордена Матисс работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Сегодня «Парижский танец» справедливо считается жемчужиной коллекции этого музея – неслучайно для экспонирования гигантского полотна был выстроен специальный зал.
Творческая жизнь Матисса началась в 90-е годы девятнадцатого века. При внешней простоте тем развитие их отличается изощренным полифоническим мастерством, столь свойственным Хиндемиту. Их живопись отличал яркий колорит, предельная чистота палитры, цветовые контрасты, резкость и динамизм, отказ от перспективы и светотеневой моделировки – а также пренебрежение теориями. Речь идет о фовизме. Тем же летом, вместе с художниками-неоимпрессионистами Полем Синьяком и Анри Кроссом, он уехал на юг Франции, в Сен-Тропез.
Антония). Активное наступление зла достигает кульминации и внезапно меняет свой облик: медленный лирический эпизод, в котором струнные интонируют абсолютно преображенную тему вступления, рисует дьявольское искушение любовью. Тем не менее, работа считается одной из самых смелых и новаторских. «Художник Матис» принес композитору небывалую славу — и одновременно круто изменил всю его судьбу. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне.
Министр пропаганды Геббельс на митинге деятелей культуры выступает против Хиндемита и Фуртвенглера и «Музыка» выносит приговор: «Пауль Хиндемит в культурно-политическом смысле неприемлем». Чтобы развлечь сына, мадам Матисс подарила ему акварельные краски и он стал коротать время, копируя цветные открытки.
В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере. Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.
После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования.
После страшной битвы и поражения крестьян художник Матис и дочь Швальба, Регина, охваченные ужасом, бегут по лесу.
Художник Матис работает над росписью алтаря в монастыре Антонитерхоф (св. В то же время ему в фантасмагорических образах видится всё им пережитое. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. После короткого «суда» они казнят графа издеваются над его супругой, грабят церковь и оскверняют образ Богоматери.
Впервые он попробовал себя в живописи, находясь в больнице, куда попал с аппендицитом. На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме. Матис и сейчас не думает оправдываться. Четко акцентированная тема вступления многократно повторяется солирующей валторной как остинатная основа строго диатонического просветленного григорианского хорала «Lauda Sion» («Слава Спасителю Сиона») — подлинного напева, сочиненного монахом Фомой Аквинским около 1263 года для праздника Тела Господня.
31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными. Песню мягко интонируют в унисон три тромбона с контрапунктом струнных, которые проводят также унисонную, линеарную по складу тему. Негодяи оставляют свои жертвы и набрасываются на самого художника. С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи. Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых.
Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. В последние годы Анри больше работает как иллюстратор, увлекается коллажами. Главная партия, вырастающая из темы вступления, рисует демоническую скачку.
Матис внезапно видит себя святым Антонием искушаемым демоническими силами. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им.
Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. Визит Матисса был недолгим – всего две недели. Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. cole nationale suprieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ. )русск. Это — центр формы, после которого разделы экспозиции возвращаются в зеркальном отражении. Колорит картин становится мрачным, а рисунок – почти схематичным.
Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии.
С 1918 года художник почти безвыездно живет в Ницце изредка навещая в Париж. Примеру Щукина последовал и Иван Морозов, превративший свой особняк в Москве в настоящий музей, открытый для публичных сеансов. В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. Анри впервые начал рисовать, копируя цветные открытки во время двухмесячного пребывания в больнице. Скажем, в картине «Роскошь, покой и сладострастие» стиль модерн сочетается с точечной, характерной для пуантилизма, манерой письма.
Анри Матисс (Henri Matisse) – выдающийся французский художник, лидер течения фовистов – известен своей мастерской передачей в цвете изысканных эмоций и чувств. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. На Осеннем салоне того же года, где художники показали себя более широкой публике, зрители и критики пришли в полное негодование. В центре вступления — подлинная народная песня XVI века «Три ангела пели» (из знаменитого сборника поэтов-романтиков А. Арнима и К. Брентано «Чудесный рог мальчика», которым на протяжении всего творческого пути вдохновлялся Малер — текст этой песни использован им в Третьей симфонии).
Создавая картину, он забывал обо всем на свете. Главная партия, вырастающая из темы вступления, рисует демоническую скачку. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905).
Такой, какой был у Матисса в его доме. Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар.
Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж). Матисс погрузился в исследования произведений других художников и, несмотря на серьезные финансовые затруднения, приобретал картины авторов, работой которых он восхищался. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Премьера состоящей из трёх частей (Концерт ангелов, Положение во гроб и Искушение св. Фашистская критика обрушилась на Хиндемита, обвиняя его даже в плагиате. Нижняя часть полотна местами оставлена художником незакрашенной, так что виден оставленный, нанесенный художником масляной эмульсией рисунок.
В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Занятия живописью требуют времени и денег. Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные, линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем – изображение самого Доминика. Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов.
Тогда же, вопреки воле отца, Матисс оставляет юриспруденцию и полностью обосновывается в Париже, поступив в Академию Жюлиана и беря уроки у мэтра французской живописи Гюстава Моро. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26. А импрессионизм останется в его творческой библиографии как вдохновенный мостик, переправа, приведшая талантливого художника в большое искусство. В феврале 1902 года он принял участие в совместной выставке во вновь открывшейся галерее Берты Вейль.
В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками. Мастерски рассчитана кульминация, объединяющая темы сонатного аллегро и вступления.
По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера. Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада). Это произвело настоящий фурор во всей среде живописцев, ценителей и критиков и послужило налом становления нового жанра. Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере». Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму.
При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. В это время творчество импрессионистов уже получило признание публики. Художник продолжает творить и в самое трудное для него время.
Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Творчество импрессионистов, таких как Моне и постимпрессионистов (Ваг Гога, Сезана, Гогена) стало для художников двадцатого века той основой, на базе которой вырабатывался их художественный стиль. Умер художник в Галле, предположительно от чумы, в 1528 году. Точная дата его рождения неизвестна и колеблется между 1460 и 1480 годами. Особо политический, антифашистский настрой этому произведению придавали ряд сцен— в частности картина сожжения лютеранских книг в Майнце, явно перекликавшаяся с «книжными аутодафе» в нацистской Германии.
Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году. Матисс уверенно шёл к своему стилю, к своей манере, чтобы навсегда вписать своё имя в историю мировой живописи, подарив миру такие шедевры, как «Мадам Матисс», «Музыка», серию «Книга джаза», «Танец», «Поднятое колено», «Сон», «Розовая обнажённая» и т. д. Премьера состоящей из трёх частей (Концерт ангелов, Положение во гроб и Искушение св. Ничем не примечательный австрийский композитор Р. Кундиграбер, более 30 лет руководивший музыкальной жизнью Ашаффенбурга — города Матиса, поместил в официальном фашистском журнале «Музыка» открытое письмо, где сообщал, что еще до Хиндемита сочинил четыре симфонические поэмы по картинам Изенгеймского алтаря и три из них совпадают с названиями частей хиндемитовской симфонии.
Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. Премьера состоящей из трёх частей (Концерт ангелов, Положение во гроб и Искушение св. Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм».
Картина Изенгеймского алтаря изображает Богоматерь с Младенцем. Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. Восставшие в бою разгромлены, Швальб погибает. Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег». Кровавые преследования лютеран после разгрома Крестьянской войны заставили Матиса покинуть Ашаффенбург, а затем и Франкфурт, куда он было переселился.
Это уже не интимная живопись, она приобретает космическое звучание. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки16. Вторая часть — «Положение во гроб».
Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов. В этот период художник Матисс часто проводит дни в Лувре, копируя шедевры старых мастеров и известных художников 19 века, что, по его признанию, сделанному в старости, очень помогло мастеру в дальнейшем творчестве. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне.
Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. В волшебных по колориту пейзажах, написанных с натуры из окна комнаты отеля или в саду виллы семьи Брукс в Танжере в праздной восточной неге растянувшихся на полу Арабской кофейни, как на райском лугу, марокканцев без лиц, целиком отдавшихся созерцанию золотых рыбок, плещущихся за прозрачными стенками древней по форме чаши, воплощена мечта о гармоничном космосе, высшей Радости Жизни.
В отличие от современного ему кубизма, творчество Матисса не было умозрительным, а основывалось на скрупулезном изучении натуры и законов живописи. Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник. Его завершает хорал медных «Аллилуйя», звучащих подобно органу. Доминика и Девы Марии. Первая часть — «Концерт ангелов». Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Преподавание велось на некоммерческой основе.
Первая персональная выставка Анри Матисса состоялась в 1904 году у А. Воллара. Музыка «Концерта ангелов» величава и лучезарна. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. Таким для него явился Поль Гоген. Особо политический, антифашистский настрой этому произведению придавали ряд сцен— в частности картина сожжения лютеранских книг в Майнце, явно перекликавшаяся с «книжными аутодафе» в нацистской Германии.
В работе «Танец» (1910) представлена экстатическая пляска, навеянная впечатлениями от русских сезонов Сергея Дягилева, выступлений Айседоры Аункан и греческой вазовой живописи. Панно «Парижский танец» было задумано Матиссом на склоне лет. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось. Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. )русск. «Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. Ибо экспрессия зависит от цветовой поверхности, охватываемой зрителем в ее целом». С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех».
И как раз тогда, когда в Цюрихе состоялась премьера оперы «Художник Матис» (28 мая 1938 года), в Дюссельдорфе на выставке «чуждого искусства» демонстрировались партитуры Хиндемита и его книга «Мир композитора». Радостные, яркие краски возвращаются в его живопись не скоро. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах).
Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее». Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай.
В настоящее время существует в двух версиях. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. Специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику – декупаж (в переводе с французского – «вырезание»). Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере. Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи.
Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. В «Музыке» даны фигуры артистов играющих на различных инструментах.
Доминика и Девы Марии. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Немалую роль в решении Матисса предпринять это путешествие сыграли также романы писателя-ориенталиста Пьера Лоти о Марокко. Они были полны живых и точных описаний атмосферы экзотического природного оазиса. Впоследствии, подводя итог своему марокканскому путешествию, Матисс сказал: Путешествия в Марокко помогли мне осуществить необходимый переход и позволили вновь обрести более тесную связь с природой, чего нельзя было бы достигнуть с помощью живой, но все же несколько ограниченной теории, какой стал фовизм. 1901 год можно назвать годом становления художника. Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе.
Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. На картине Изенгеймского алтаря изображены демоны и фантастические существа — порождение ночных кошмаров (крылатый носорог с кровавой пастью, чудовищная шестиногая птица, огромные насекомые — помесь чертей, стрекоз и обезьян, монах-жаба с раздутым зеленым бородавчатым брюхом).
В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции.
30-е годы — время расцвета многообразной творческой деятельности Хиндемита. Прерываемое жесткими аккордами фортиссимо всего оркестра, оно подготавливает побочную партию, которая поражает внутренней конфликтностью. Снова трижды, в повышающихся тональностях, проходит песня «Три ангела» у медных инструментов в более высоком регистре контрапунктом звучат мотивы побочной и главной у деревянных в аккомпанирующих пассажах струнных слышны обороты заключительной. Реприза не следует классическим закономерностям: главная партия — не в главной тональности, а на полтона выше за ней следует не побочная, а заключительная, тоже в другой тональности.
Она близка к лишенным тяготений темам-сериям Шёнберга и в то же время перекликается с вступлением и началом главной партии «Фауст-симфонии» Листа. О живописи Матисса говорят, что она музыкальна. Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня.
Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской.