Внук Макса Эрнста Эрик и его внучка Эми – и художники и писатели. Художник, скульптор, один из основателей дадаизма, крупнейший представитель сюрреализма Макс Эрнст (Max Ernst) родился 2 апреля 1891 г. в Брюле (Германия) в семье Филиппа Эрнста и Луизы Копп. Но не менее значимой фигурой в данном направлении искусства является немецкий художник Макс Эрнст. Макс Эрнст вместе с художником Хуаном Миро работал над оформлением театральных и балетных постановок Сергея Дягилева.
Макс Эрнст никогда не был самонадеянным художником и, как признавался он сам, нетронутый лист бумаги вызывал у него комплекс целомудрия. Биография Макса Эрнста как художника отмечена благодаря его причудливым, сказочным пейзажам, а также другим работам, в которых выразилось его аллегорическое воображение. Макс Эрнст (нем. Max Ernst, 2 апреля 1891, Брюль, Германия— 1 апреля 1976, Париж)— немецкий и французский художник, значимая фигура в мировом авангарде XX века.
В своих поздних работах художник возвращается к началу, к периоду Дада, например: Дева, вдова и жена 1946г., Колорадо Медузы т. д. Макс Эрнст (2 апреля 1891 – 1 апреля 1976) был немецким живописцем, скульптором, графиком и поэтом. Макс Эрнст (нем. Max Ernst 2 апреля 1891, Брюль, Германская империя— 1 апреля 1976, Париж)— немецкий и французский художник, значимая фигура в мировом авангарде XX века.
В июне вышел первый номер сюрреалистского журнала «VVV» издаваемого Дэвидом Хейром, с обложкой изображающей рисунки насекомых и геометрические фигуры Макса Эрнста. В 1937 встретился с Леонорой Каррингтон, несколько лет они прожили вместе. У Макса было шестеро братьев и сестра. Рисовать Макс начал с пяти лет.
Нередко она приобретала скандальный характер, намеренно эпатируя публику. После второго открытия передвходом появились, как флаг над Рейхстагом в 45-м, плакаты «Дада побеждает» и«Дада размножается». Еще в период дадаизма (это течение прекратило свое существование к 1922 году) Эрнст изобрел особый способ рисования на холсте или бумаге, под которую подкладывался кусок дерева, обладающий ярко выраженной фактурой и при нажиме эта органическая структура древесины проступала на плоскости изображения. Эрнст развил восхищение птицами, которое было распространено в его работе. В следующем году в издательстве Жанны Бюше он выпустил сборник рисунков «Естественная история» (фр.
В 1914 в Кёльне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, завязалась долгая дружба. В 1926 году Эрнст вместе с Хоаном Миро выполнил декорации к балету Ромео и Джульетта. И в мае 1921 года Эрнст представил своетворчество – картины, коллажи и рисунки – в парижском подвале с выключеннымсветом, где кто-то постоянно материл присутствующих, Бретон зажигал спички, Рибмон-Дессень все время орал «Капает на череп. », будущий писатель-коммунист идруг Советского Союза Арагон мяукал, а Супо и Тцара играли в прятки. Родители не понимали Макса и он вынужден был порвать с ними. В основание этой скульптуры поставлен сундук, на нем установлен трон короля и королевы. С 1936 года Эрнст увлекался методом декалькомании изобретенным О. Домингесом. В июне вышел первый номер сюрреалистского журнала «VVV» издаваемого Дэвидом Хейром, с обложкой изображающей рисунки насекомых и геометрические фигуры Макса Эрнста.
Художник вместе с Андре Бретоном числились советниками по изданию журнала. В 1914 в Кёльне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, завязалась долгая дружба. По возвращении в Париж художник получил контракт у Жака Вио и в 1925 году снял студию «Les Fusains» на Монмартре (22, rue Tourlaque).
Прочитав «Манифест дада» Тцары, Эрнст почувствовал что дух этого движения ближе его темпераменту чем дух поэм Молодого Рейнланда и что он готов стать активным участником группы дадаистов. Тот же самый год его работы был показан в Salon des Indpendants. В 1921 он встретил Пола Елуарда, который стал близким другом на всю жизнь.
Место было очень уединённым, в отдалении от небольшого городка. В 1897—1908 он посещал начальную школу и лицей в родном Брюле. В 1923 году выставлялся в Салоне Независимых. В сентябре под редакцией Тцара, Арпа и Эрнста вышел специальный номер журнала «Дада» под заголовком «Дада на открытом воздухе», направленный против нападок Франсиса Пикабиа.
Тогда же он совершил поездку в Париж. В 1937 году в специальном номере журнала «Тетради искусства» (фр. Здесь Эрнст по-своему интерпретировал необычные изображения, работая в технике vernis mou. Но даже в армии Эрнст не прекращал занятий живописью. Из Марселя Эрнст уехал в Мадрид. В ноябре 1919 года Эрнст и Бааргельд устраивали дадаистскую выставку, на которой кроме работ организаторов и их друга Отто Фрейндлиха представлены работы художников-любителей и резидентов психиатрических лечебниц. «Его коллажи не украшение, они сами являются картиной», – считала Д. Бона.
В 1936 году участвовал в выставке «Фантастическое искусство, Дада, Сюрреализм» в Нью-Йоркском музее современного искусства и на большой выставке сюрреалистов в Лондоне. В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе. Всю жизнь он будет возвращаться к образу леса. Встреча оказалась знаменательной. В результате «соавторства с Лоплопом» было рождено множество образов и портретов Эрнста-птицы («Лоплоп представляет Лоплопа», 1931 г. «Лоплоп, верховная птица», 1927 г. ). На границе возникли проблемы с документами, но восхищённые картинами таможенники пропустили художника.
В 1913 году Август Маке познакомил его с Робером Делоне и Аполлинером. С художницей его познакомил Жюльен Леви, нескольких встреч ему хватило чтобы влюбиться. В 1915 году получил повышение до бригадира. Для Эрнста коллаж был одним из способов реакции на мировую ситуацию в 1919 году: «Я пытался увидеть в нем разработку случайной встречи двух отдаленных реальностей на неподходящем плане (это если обобщить и перефразировать известную фразу Лотреамона: Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки»). В свободное от занятий время он много рисовал: портреты, пейзажи, карикатуры.
У Макса был брат Карл и сестры Эмили, Луиза, Элизабет и Лони. Среди друзей их скандальный союз называли «семьей втроем». Эрнст был демобилизован в 1918 и возвратился в Кельн. В 1933 году национал-социалисты включили Эрнста в черный список. В очередном номере «Сюрреалистической революции» Бретон и Арагон опубликовали краткую статью с критикой в адрес Эрнста и Миро, которые «принижают идею сюрреализма»29.
Эрнст окончательно утвердился в решении стать художником сходив на проходивщую в Кельне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и Пикассо). А у детеныша лихо загнут вперед рыбий хвостик, как у мамы-королевы. В декабре 1940 года художник прибыл в Марсель, где Вариан Фрай передал ему нужные бумаги. Даже любовная связь Макса Эрнста с Талой, женой человека, которого он называл своим братом и «вторым «я», не стала причиной их раздора.
Гала распродавала коллекцию, собранную мужем. В конце осени 1921 года чета Элюаров посетила художника в Кёльне. Каникулы художник провел в Порнике, на Бретанском берегу. В среде дадаистов это считалось наивысшей оценкой.
Единственная в группе женщина — Галя, жена поэта Элюара, юная муза, вдохновлявшая поэтов и художников (через несколько лет она стала женой Сальватора Дали). Летом 1943 года они провели несколько месяцев на ранчо в Седоне (Аризона), где можно было недорого остановиться и откуда открывались прекрасные пейзажи. В сентябре 1939 внезапное начало Второй мировой войны заставило Эрнста быть интернированным как «нежелательный иностранец» в Кэмпе де Милле, под Экс-ан-Провансом, наряду с поддерживающим сюрреалистом, Хансом Беллмером, который недавно эмигрировал в Париж. В открытке, посланной откуда Тристану Тцара, Эрнст писал, что Элюар «его друг и половина», а Элюар— что он больше не единственный сын. Дадаизм, который, в общем-то, «ни в социальном, ни в художественном смысле не представлял собой сколько-нибудь программного и. целостного течения», прекратил свое существование еще в 1921 г. По словам М. Хозиева, автора книги «Сюрреализм в искусстве», «это была та «пустота», то «ничто», пройдя сквозь которые, художники. Одиннадцать художников, среди которых были Сальвадор Дали и Поль Дельво, пригласили написать картину об искушении Святого Антония которая должна была появиться в фильме Альберта Левина «Личные дела милого друга». В 1897—1908 он посещал начальную школу и лицей в родном Брюле.
Снялся в фильме Бунюэля «Золотой век» (1930, позднее Бунюэль снял его в фильме «Симеон-столпник», 1965). Она приобрела у Эрнста дюжину работ и, увлекшись им, решила помочь с отъездом в Америку. Жюри выбрало картину Макса Эрнста, художник получил денежный приз в размере 2500 долларов.
Dada-Vorfrhling), в пивной «Winter» и вызвала агрессию у публики — разъяренные посетители требовали убрать нарушающие общественный порядок предметы. В 1930 г. в творчестве художника появляется один из самых любопытных персонажей его картин – «Птичий начальник по имени Лоплоп». В том же году Оскар Домингес представил новый метод — декалькоманию («переводные картинки»), который Эрнст стал использовать в живописи маслом. Затем он был переведен в лагерь для интернированных в Ле Милль (Экс-ан-Прованс) устроенный в здании кирпичного завода. В конце 1942 года, отбирая картины для выставки женщин художников в галерее Пегги, внимание Эрнста привлекла одна из них — «День рождения» Доротеи Таннинг.
Результатом стала маленькая книжка «Несчастья бессмертных» (фр. Les malheurs des immortels), вышедшая небольшим тиражом в Тарренце, где Эрнст и Элюар с жёнами проводили лето. Её каталог был выполнен в виде списка современных мифов, среди которых «межпланетная коммуникация» была представлена как прерогатива Макса Эрнста. В 1937 году Эрнст охладел к группировке Бретона, но не оставил выработанных годами методов работы. 24 июня 1920 Эрнст и сын Луизы Ульрих 39Джимми39 Эрнст родились он также стал живописцем. Несмотря на помощь друзей, ни успех, ни слава к художнику не приходили. Единовременность этих двух событий поразила подростка, он был уверен что родившийся ребенок забрал у птицы жизненную искру.
В заключительной картине этой серии «Ева, единственная, оставшаяся с нами» художник применил еще одну разработанную им технику граттажа: он наносил на холст густой слой краски, а потом несколько раз его соскабливал. была написана одна из самых известных картин Эрнста «Весь город» изображающая безлюдный ландшафт, раскинувшийся под огромным солнечным диском. В том же году Макс Эрнст женился на Марии-Берте Оранш, они сняли дом в Мёдоне. Тем периодом датируется картина «Встреча друзей» (фр. В том же году Макс Эрнст женился на Марии-Берте Оранш, они сняли дом в Мёдоне. Если считать все ячейки на картине (даже пустые и служащие разделителями), то получится 52 именно столько лет было художнику в 1943 году.
По окончании войны Эрнст жил в Кёльне. Большое влияние оказала на него книга немецкого философа Макса Штирнера «Единственный и его собственность», прочитанная им в последний год учёбы в лицее. Одиннадцать художников, среди которых были Сальвадор Дали и Поль Дельво, пригласили написать картину об искушении Святого Антония, которая должна была появиться в фильме Альберта Левина «Личные дела милого друга». В 1926 году прошла первая большая экспозиция в Париже в галерее ван Лир.
Он скоро женился на студенте истории искусств, которого он встретил в 1914. У Макса было шестеро братьев и сестра. Последовали выставки у ван Лир в Париже и в галерее Шварценберг в Брюсселе. Мальчик был поражён великолепием природы: «большое наслаждение дышать полной грудью среди большого пространства и одновременно тревожное чувство быть пойманным в клетку из деревьев вокруг».
Если считать все ячейки на картине (даже пустые и служащие разделителями), то получится 52 именно столько лет было художнику в 1943 году. В октябре открылась выставка «First Papers of Surrealism». При более близком просмотре картины, ее название становится горько нелепым. Еще он ходил на выставки исмотрел, что делают настоящие художники. «Дада» – слово, означающее и все и ничего, эпатаж, абсурд, антиэстетику. Четвертым элементом в списке становится «кровь», символом которой автор выбирает Эдипа (возможно, потому, что он совершил кровосмешение, женившись на собственной матери).
Она заставила его среди прочего задуматься о буржуазных принципах обучения7. Тенистые леса и скалистые ущелья, мрачные гроты и громадные раковины наполняются тайной жизнью: там обитают фантастические существа («Нимфа Эхо», 1936 «Песнь сумерек», 1938, обе — Музей современного искусства, Нью-Йорк). Такой путь – от дадаизма к сюрреализму прошел и Макс Эрнст. Страх перед возвратом начала земного времени звучит и в работе «Глаз тишины» (1943, Художественное собрание Вашингтонского университета, Сент-Луис).
К творческому дуэту в начале следующего года присоединился приехавший в Кёльн Ханс Арп. Эрнст был призван и служил и на Западном и на Восточном фронте. В 1914 Эрнст встретил Ханса Арпа в Кельне.
В сюрреалистическом ключе звучит очень личностная интонация образа в картине Глаз молчания (1943, Художественное собрание Вашингтонского университета, Сент-Луис), написанной в Америке, куда художник эмигрировал в 1941 г. из Франции ввиду угрозы интернирования. Теплые отзывы его работы получили от кубистов Жоржа Брака, Хуана Гриса и Луи Маркусси. В 1919 году художник познакомился с Иоганном Бааргельдом и— в Мюнхене— с Паулем Клее.
Эрнст еще несколько месяцев путешествовал по Юго-Восточной Азии. и др. В марте следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась его первая персональная выставка. Его положение было непрочным и Эрнст решил покинуть Европу. В 1924 он присоединился к Андре Бретону и окружавшим его художникам и поэтам, вместе с которыми основал сюрреализм – направление в искусстве, стремившееся передавать реальность подсознательного посредством «автоматизма» или техники свободных ассоциаций.
В 1906 году, в ночь когда родилась младшая сестра Эрнста, Аполлония, умер его любимый попугай. А мать, мечтательная и кроткая, больше всего любила рассказывать детям сказки. В 1925 Эрнст основал студию в 22, рута Tourlaque. На показанной нам на экране фотографии запечатлен один из таких «снов наяву».
В 1925 г. вместе с Дж. В отличие от более ранних коллажей, в которых Макс Эрнст обычно составлял новые сцены из множества отдельных кусочков, для «Недели доброты» он использовал готовые картинки, на которые накладывал дополнительные фрагменты. Одним из его первых воспоминаний был поход в лес с отцом. Тот же самый год, вдохновленный частично де Ширико и частично изучая прейскуранты товаров почтой, руководства обучающего помощника и подобные источники, он произвел свои первые коллажи (особенно способы Фиата, портфель литографий), техника, которая прибудет, чтобы доминировать над его артистическим преследованием в последующие годы. Часть, посвященную «Пятнице», пожалуй, можно назвать самой абстрактной.
Он отрицает все в целом», – писала Д. Бона. Его причудливые беспредметные полотна-фантазии, в которых с «полным размахом господствует абсурд, насмешка, страх», чаще раздражали, чем нравились. Прочитав «Манифест дада» Тцары, Эрнст почувствовал, что дух этого движения ближе его темпераменту, чем дух поэм «Молодого Рейнланда» и что он готов стать активным участником группы дадаистов. Сбор денег занял три месяца. Он также проиллюстрировал сборник поэм Иоганна Кулеманна.
В 1940–1941 годах Эрнст написал полотно «Европа после дождя» (Уэдсворт Атенеум, Хартфорд, Коннектикут). Это было своего рода подведение итогов его техник и тем. Он начал экспериментировать с различными материалами, техникой коллажа.
В гладкую, чуть подсохшую поверхность масляной краски или лака вдавливалась рельефная структура (к примеру, расческа для изображения водной глади и т. д. ), после чего оттиск получался переливающимся, ребристым и т. д. С самого детства он был очень впечатлительным и обладал богатым воображением. В 1926 вместе с Миро оформил спектакль «Ромео и Джульетта» для труппы Сергея Дягилева. Он учился в народной школе и городской гимназии, окончив которую в 1908 году поступил в Боннский университет, где изучал философию и историю искусств у Воррингера.
Гостивший у четы художников в 1946 и 1947 годах Патрик Уолдберг в статье в «Макс Эрнст в Аризоне» так описывал их жизнь: «Мы спали на складных брезентовых кроватях, ходили за водой за тридцать метров использовали нефть для освещения, а когда было прохладно, согревались бурбоном — мы не переставали петь и смеяться» Макс Эрнст родился в Германии. И то, что никогда не был в этом деле школяром – считал своим преимуществом). Для Эрнста коллаж был одним из способов реакции на мировую ситуацию в 1919 году: «Я пытался увидеть в нём разработку случайной встречи двух отдалённых реальностей на неподходящем плане (это если обобщить и перефразировать известную фразу Лотреамона: Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки»14). В 1926 году прошла первая большая экспозиция в Париже в галерее ван Лир. Они встретились в Дюссельдорфе. В том же году художник снялся в фильме Бунюэля «Золотой век» (позднее Бунюэль снял его в фильме «Симеон-пустынник», 1965).
Брак, впрочем, вскоре распался. Эрнст и Пегги Гуггенхайм позже были женаты (1942–1946). В 1922 году Эрнст поселился в Париже. Он на его холстах мистический, таинственный, напоминает пейзажи параллельного мира. Оттянулись, в общем.
Символична созданная в это время Максом Эрнстом картина «Кастор и Поллукс» – пародия на аргонавтов ищущих золотое руно. В 1913 году Август Маке познакомил его с Робером Делоне и Аполлинером. Коллекционер Жак Дусэ приобрел полотно «A lintrieur de la vue».
Подобные картины были насыщены элементами и образами, свойственными немецкому романтизму, — темными таинственными чащами, мрачными пещерами, одинокими скалами, безжизненным светом луны, призрачными фигурами и лицами, которые, словно ночной кошмар, выглядывали из плотного переплетения ветвей и лесных зарослей («Большой лес», 1926, Художественный музей, Базель «Охотник», 1926, частное собрание, Брюссель «Ночной вид ворот Сен-Дени», 1927, частное собрание, Брюссель «Орда», 1927, Городской музей, Амстердам). В годы учёбы в Бонне Эрнст присоединился к группе «Молодой Рейнланд», состоявшей из художников, писателей и поэтов. Зато рот – как и у папы и у свирепого тотема. Эрнст дважды сбегал из лагеря прежде чем в июле получил разрешение на освобождение по причине брака с гражданкой Франции Марией-Бертой (факт развода с которой он скрыл с согласия последней).
Умер мастер сюрреализма в 1976 г. в Париже, за день до своего восьмидесятипятилетия. В июне вышел первый номер сюрреалистского журнала «VVV» издаваемого Дэвидом Хейром с обложкой изображающей рисунки насекомых и геометрические фигуры Макса Эрнста. В свободное от занятий время он много рисовал: портреты, пейзажи, карикатуры. Макс Эрнст изучив рассуждения великого Леонардо об образах, которые возникают перед зрителем при рассматривании бесформенных пятен изобрел живописный прием — фроттаж. Поллок заинтересовался этой техникой, которую модифицировал и сам окрестил термином drip painting (капание, разбрызгивание, льющаяся техника). Макс Эрнст родился в католической семье в городке Брюль в Германии 2 апреля 1891 года.
Брак впрочем вскоре распался. В сентябре под редакцией Тцара, Арпа и Эрнста вышел специальный номер журнала «Дада» под заголовком «Дада на открытом воздухе», направленный против нападок Франсиса Пикабиа. Трио встретилось в Сайгоне. Встреча оказалась знаменательной. Возвратившись в 1949 году в Европу, Эрнст с успехом экспонировал свои работы на самых престижных выставках и даже получил Гран-при на Венецианской Бьеннале 1954 года.
Он вселил в Макса склонность к вызову власти, в то время как его интерес к живописи и рисование эскизов в природе влияли на Макса, чтобы поднять живопись самого. Брак впрочем вскоре распался. С самого детства он был очень впечатлительным и обладал богатым воображением.
На вырученные деньги был куплен участок земли близ Седоны с видом на горы Гранд-Каньона и начато строительство мастерских и дома, которое затянулось надолго ввиду отсутствия средств. В третьей части, «Вторник», Эрнст обращается к огню, примером которого считает драконов (а также змей и летучих мышей). Вместе со своим единомышленником Бааргельдом он стал организатором группы дадаистов. В конце осени 1921 года чета Элюаров посетила художника в Кёльне. Эти слова, несущие отпечаток влияния Ф. Ницше, стали для Макса Эрнста своеобразным творческим девизом.
Каникулы художник провёл в Порнике, на Бретанском берегу. Привычка к описанию и фиксации этих переживаний в его книге «За пределами живописи», оставила нам массу авторских признаний о истоках его живописи: Будучи человеком заурядной конституции, если использовать оборот Артюра Рембо, я приложил все свое старание, чтобы сделать свою душу монстрообразной. В 1937 году в специальном номере журнала «Тетради искусства» (фр. Cahiers dart) был опубликован текст Эрнста «Au-del de la peinture», посвящённый его творчеству с 1918 по 1936 годы. В 1946 г. молодожены переехали в Седону, расположенную в горах Аризоны. В 1924 он присоединился к Андре Бретону и окружавшим его художникам и поэтам, вместе с которыми основал сюрреализм — направление в искусстве, стремившееся передавать реальность подсознательного посредством «автоматизма» или техники свободных ассоциаций.
Элюар купил наиболее законченное полотно художника— «Слон Целебес» (Celebes)— и выбрал дюжину коллажей для иллюстрирования своего сборника «Повторения» (фр. Rptitions). Это же повторилось и через год, на второй, последней выставке дадаистов. В том же салоне была выставлена «Прекрасная садовница» (фр. La belle jardinire), купленная годом позже Выставочным центром Дюссельдорфа, откуда была убрана по требованию нацистских властей. Художник сам строил дом, помогал ему молодой почитатель его творчества.
Дж. В том же году Эрнст переехал в Париж. Так, картина «Слон Салеб» представляла фантастическое видение в пустыне. Специализируясь в психологии, он посещал уроки при психиатрическом госпитале Бонна. Ханс Арп писал ему из Цюриха о скадалах которые возникали после выступлений дадаистов. В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии.
В апреле того же года вышел посвящённый художнику номер журнала «View». Контракт, впрочем, закончился в июне с таинственным исчезновением Вио28. Елуард купил две из картин Эрнста (Целебес и Эдипа Рекса) и выбрал шесть коллажей, чтобы иллюстрировать его сборник стихов Rptitions. Эрнст нарисовал обложку к каталогу. Если считать все ячейки на картине (даже пустые и служащие разделителями), то получится 52 именно столько лет было художнику в 1943 году.
Отдаленно эти коллажи напоминают «наклеенные бумажки» кубистов. В 1897—1908 он посещал начальную школу и лицей в родном Брюле. Выставка открылась в мае 1921, открытие сопровождалось большим представлением дадаистов, каталог вышел с предисловием Бретона. Осенью 1922 года Макс Эрнст из Кельна переехал в Париж. Отрицает все ценности.
Ее элемент, «зрение» воплощается в т. н. «Трех видимых поэмах». В конце концов Гала осталась с Полем, они вернулись в Париж в сентябре. Дадаисты программно утверждали антиискусство, выражая тем самым свой протест против прогнивших ценностей довоенной жизни и милитаристской идеологии. Для Эрнста коллаж был одним из способов реакции на мировую ситуацию в 1919 году: «Я пытался увидеть в нём разработку случайной встречи двух отдалённых реальностей на неподходящем плане (это если обобщить и перефразировать известную фразу Лотреамона: Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки»). В 1933 г. Макс Эрнст был включен национал-социалистами в «черный» список, а в начале Второй мировой войны интернирован французскими властями как «представитель враждебной державы». После демобилизации Эрнст вернулся в Кёльн.
Завершает цикл «Суббота» и элемент «неизвестное», примером которого автор называет «Ключ к песням». Эрнст нарисовал обложку к каталогу. Он способен извлекать из своего подсознания самые причудливые образы, родственные галлюцинациям. В 1923 году выставлялся в Салоне Независимых. Из пустых бутылок, пружин и цемента Макс Эрнст сделал 2, 4-метровую скульптуру «Козерог» представляющую сидящего человека-быка, а рядом с ним скульптуру женщины с рыбьим хвостом и журавлиной шеей.
В 1912 году большое впечатление на него произвели выставки Зондербунд и футуристов. В очередном номере «Сюрреалистической революции» Бретон и Арагон опубликовали краткую статью с критикой в адрес Эрнста и Миро, которые «принижают идею сюрреализма». Она приобрела у Эрнста дюжину работ и увлекшись им, решила помочь с отъездом в Америку.
Ее каталог был выполнен в виде списка современных мифов среди которых «межпланетная коммуникация» была представлена как прерогатива Макса Эрнста. В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе. К творческому дуэту в начале следующего года присоединился приехавший в Кёльн Ханс Арп.
Также в 1919 Эрнст, социальный активист Джоханнс Теодор Баарджелд и несколько коллег основали кельнскую группу дадаизма. Макс Эрнст родился в католической семье в городке Брюль в Германии 2 апреля 1891 года. Эрнст дважды сбегал из лагеря прежде чем в июле получил разрешение на освобождение по причине брака с гражданкой Франции Марией-Бертой (факт развода с которой он скрыл с согласия последней). Хитами выставки были следующиеработы: «Антропофильский ленточный глист», «Флюидоскептрик Розвиты изГандерсхайма» Бааргельда и «Оригинальный движущийся рельеф.
В отличие от дадаизма как протеста художника против существующего миропорядка, сюрреализм можно назвать активным поиском на новых территориях «золотого руна» – новых приемов графики, новых образов изображающих «больше, чем действительность», передающих реальность подсознательного. По наводке Андре Бретона, коллекционер Жак Дусе приобрёл полотно «Внутренним взором» (фр. A lintrieur de la vue). Брак, впрочем, вскоре распался. В конце 1922 года, под впечатлением от долгожданного воссоединения с друзьями-дадаистами, он написал картину «Встреча друзей» (фр. Au rendez-vous des amis).
Пятая сестра, Мари, умерла в возрасте шести лет. Школьные учебники и плакаты, почтовые каталоги, становятся основным источником материала. Впоследствии он продолжал изображать некие хаотические природные формы, похожие на минералы, кристаллы, кораллы, растения или насекомых, которые он воссоздавал в мельчайших подробностях, будто видел их сквозь линзу микроскопа.
Он также выполнил художественное оформление пьесы Альфреда Жарри «Убю закованный» (Ubu enchan) в постановке Сильвена Иткина. Его альтер эго в картинах, которые он назвал Loplop, было птицей. появляются первые коллажи художника, которые сам автор называл «почтовыми открытками». Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение. Он начал экспериментировать с различными материалами, техникой коллажа. В 1922 г. художник переехал в «столицу искусства и мысли» Париж.
Поллок заинтересовался этой техникой которую модифицировал и сам окрестил термином В конце 1942 года, отбирая картины для выставки женщин художников в галерее Пегги, внимание Эрнста привлекла одна из них — «День рождения» Доротеи Таннинг. Из пустых бутылок, пружин и цемента Макс Эрнст сделал 2, 4-метровую скульптуру «Козерог», представляющую собой сидящего человека-быка, а рядом с ним скульптуру женщины с рыбьим хвостом и журавлиной шеей. В 1913 году Август Маке познакомил его с Робером Делоне и Аполлинером. Эрнст нарисовал обложку к каталогу. Там, при рассмотрении старого паркета, у него возникла идея техники фроттажа, переноса различных фактур, позволяющую фиксировать непроизвольные изображения и напоминающую «автоматическое письмо» сюрреалистов. В том же месяце открылась галерея Пегги Гуггенхайм «Искусство этого века» на 57ой улице.
С художницей его познакомил Жюльен Леви, нескольких встреч ему хватило, чтобы влюбиться. Изобретенная художником техника фротажа (перевод на бумагу текстуры материала или слабо выраженного рельефа приёмом натирающих движений) датируется началом 1920 года. В том же году художник снялся в фильме Бунюэля «Золотой век» (позднее Бунюэль снял его в фильме «Симеон-пустынник», 1965). В октябре открылась выставка «First Papers of Surrealism».
В то же период художник начал практиковать новую технику которую назвал oscillation (колебание) и описывал так: «Привяжите пустую консервную банку на веревку метр или два длиной, продырявьте дно, наполните ее краской пожиже и раскачивайте ее над лежащим холстом». С Элюаром у Эрнста завязалась крепкая дружба, а Гала ему позировала. Реальные элементы здесь свободно объединяются с нереальными. Он также выполнил художественное оформление пьесы Альфреда Жарри «Убю закованный» (Ubu enchan) в постановке Сильвена Иткина.
Он купил дом в Сен-Мартен-дАрдеш и сделал там множество фресок и скульптур. Вошёл в круг сюрреалистов, но вскоре был отлучен Бретоном. Они также отображают в символической форме опасения и подавленные желания человека. После краткого времени вместе в Сайгоне, трио решило, что Праздничный останется с Полом.
Пятая сестра, Мари, умерла в возрасте шести лет. Дада-Гоген, 1920г. В сентябре под редакцией Тцара, Арпа и Эрнста вышел специальный номер журнала «Дада» под заголовком «Дада на открытом воздухе», направленный против нападок Франсиса Пикабиа18.
Он выражает бешенство и ненависть. Это был окончательный разрыв с семьёй, Эрнст больше никогда не виделся с отцом16. Они даже не вспоминали о том из какого источника взято то или иное воззрение или подход. Они встретились в Сингапуре, потом провели вместе пару недель в Сайгоне. По образным воспоминаниям Эрнста, «редкий образчик верного фантома» Лоплоп начал захаживать к нему «практически с каждодневными визитами».
И фигура королевы напоминает виолончель.
Мальчик был поражён великолепием природы: «большое наслаждение дышать полной грудью среди большого пространства и одновременно тревожное чувство быть пойманным в клетку из деревьев вокруг». Наряду с другими художниками и друзьями (Марсель Дюшан и Марк Шагал), кто сбежал из войны и жил в Нью-Йорке, Эрнст помог вдохновить развитие Абстрактного экспрессионизма. А для молодого немца одаренный французский поэт стал первым, кто по-настоящему «смог понять его живопись и принять его протест». В то же время Макс Эрнст увидел в итальянском журнале «Валори пластици» (Valori Plastici) репродукции метафизических картин Джорджо де Кирико, под впечатлением он выпустил альбом из восьми литографий «Fiat modes— pereat ars». В апреле 1920 года последовала выставка под названием «Ранняя весна дада» (нем. Dada-Vorfrhling), в пивной «Winter», которая вызвала агрессию у публики— разъярённые посетители требовали убрать нарушающие общественный порядок предметы15. В 1912 он посетил выставку Sonderbund в Кельне, где работы Пабло Пикассо и постимпрессионистами, такими как Винсент ван Гог и Поль Гоген глубоко влияли на его подход к искусству. Одиннадцать художников, среди которых были Сальвадор Дали и Поль Дельво, пригласили написать картину об искушении Святого Антония которая должна была появиться в фильме Альберта Левина «Личные дела милого друга».
По наводке Андре Бретона, коллекционер Жак Дусе приобрёл полотно «Внутренним взором» (фр. A lintrieur de la vue)26. В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии. В 1926 вместе с Миро оформил спектакль «Ромео и Джульетта» для труппы Сергея Дягилева. В апреле того же года вышел посвящённый художнику номер журнала «View».
Эрнст убедил Элюара не покидать их. Во многом благодаря Пегги эмигрант Эрнст вошел в первые ряды американских «соблазнителей авангарда». Первый из них, «грязь», автор связывает со львом. Тогда же он совершил поездку в Париж.
В своих биографических заметках Макс Эрнст так писал о своих университетских годах: «Подросток с жаждой знаний избегает любого типа знаний, которые могут привести к заработку. Сбор денег занял три месяца27. Через два года (в 1939 г. ), родившегося в Германии художника посадили в тюрьму как враждебного иностранца (гражданина неприятельского государства). Все персонажи в картине Эрнста помечены цифирками (как это делалось на заказных групповых фотографиях в Германии в 1910-е годы), а слева и справа помещены списки изображенных.
(колебание) и описывал так: «Привяжите пустую консервную банку на веревку метр или два длиной, продырявьте дно, наполните ее краской пожиже и раскачивайте ее над лежащим холстом». Выставка также включает работы Эрнста, которые экспериментируют с письмом свободной ассоциации и методами frottage, созданного из протирки от текстурированной поверхности grattage, включая царапающий в поверхности живописи и декалькомания, которая включает изменение влажной живописи, прижимая вторую поверхность к нему и устраняя его. Жюри выбрало картину Макса Эрнста, художник получил денежный приз в размере 2500 долларов. Последний написал много стихотворений и критических эссе, посвященных Эрнсту.
Художник оставил свою жену и прожил вместе с Леонорой несколько лет. На скалистой вершине горы (пародийный образ современного Парнаса) он изобразил много людей, одни из которых стремительно вбегают в картину, торопясь занять свое место, а другие уже сидят, как на групповой фотографии. Его положение было непрочным и Эрнст решил покинуть Европу. С начала 20-х гг.
Они встретились в Дюссельдорфе. В 1938 американская наследница и артистическая покровительница Пегги Гуггенхайм приобрели работы многого Макса Эрнста, которые она показала в своем новом музее в Лондоне. В этот период художник исполнил множество работ в технике коллажа. Ханс Арп писал ему из Цюриха о скандалах, которые возникали после выступлений дадаистов. У него нет ни к чему уважения: ни к войне, ни к жизни, ни к мужчине, ни к женщине. Ханс Арп писал ему из Цюриха о скандалах, которые возникали после выступлений дадаистов.
В марте 1942 года состоялась выставка тридцати его последних картин в «Valentine Gallery», не имевшая впрочем большого успеха, продать удалось всего одну картину. он становится членом общества «Молодой Рейн», куда входили Й. Куллеман, К. Оттен и другие художники. Полотна Эрнста этого периода становятся поистине завораживающими. Дадаизм (название дада было найдено намеренно случайным образом в раскрытом наугад словаре) был течением, отражавшим настроения интеллигенции времени первой мировой войны. С помощью техники фроттажа Эрнст оформил 34 листа тематической коллекции «История природы» (1925 г. ), в которой соединил описания органических и неорганических веществ и тел. Тогда же он совершил поездку в Париж. Рисовать Макс начал с пяти лет.
В конце 1922 года, под впечатлением от долгожданного воссоединения с друзьями-дадаистами, он написал картину «Встреча друзей» (фр. Au rendez-vous des amis). В 1913 году Эрнст предпринял поездку в Париж. После демобилизации Эрнст вернулся в Кёльн.
В 1936 году участвовал в выставке «Фантастическое искусство, Дада, Сюрреализм» в Нью-Йоркском музее современного искусства и на большой выставке сюрреалистов в Лондоне. В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии. В последней части объединены еще три дня недели. Она заставила его среди прочего задуматься о буржуазных принципах обучения. В то же время Макс Эрнст увидел в итальянском журнале «Валори пластици» (Valori Plastici) репродукции метафизических картин Джорджо де Кирико, под впечатлением он выпустил альбом из восьми литографий «Fiat modes – pereat ars».
Поллок заинтересовался этой техникой, которую модифицировал и сам окрестил термином drip painting (капание, разбрызгивание, льющаяся техника). Череда арестов и освобождений продолжалась до 1941 г., пока Эрнст не эмигрировал в США. Он начал экспериментировать с различными материалами, техникой коллажа. Контракт, впрочем, закончился в июне с таинственным исчезновением Вио. В 1935 обратился к скульптуре, стал посещать мастерскую Джакометти.
Теплые отзывы его работы получили от кубистов Жоржа Брака, Хуана Гриса и Луи Маркусси. Владение стало известно как Холм Козерога. В декабре 1940 года художник прибыл в Марсель где Вариан Фрай передал ему нужные бумаги. Искусство для него – игра, а не обязанность», – писала о живописце Доминик Бона.
Cahiers dart) был опубликован текст Эрнста «Au-del de la peinture», посвященный его творчеству с 1918 по 1936 годы. У Макса был брат Карл и сестры Эмили, Луиза, Элизабет и Лони. В посвященной ему части «Среда» основные действующие лица изображены с птичьими головами. Эрнст окончательно утвердился в решении стать художником, сходив на проходившую в Кёльне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и Пикассо). Эрнст начал делать скульптуру в 1934 и проведенное время с Альберто Джакометти. В качестве живописного образа, Loplop появится в работах Эрнста немного позже. Постоянно экспериментируя, в 1925 г. Эрнст изобрел технику фроттажа, которая стала «фундаментальным новшеством изобразительного языка авангардистов».
Изредка их навещали друзья. Эрнст создал свой собственный художественный мир, обладающий только ему присущей поэтикой. В том же 1919 художник создал свои первые коллажи. Подобно своим друзьям-дадаистам Полю Элюару и Андре Бретону, он обращается к «более методичному, чем у Дада исследованию бессознательного». Эрнст создал свой собственный художественный мир, обладающий только ему присущей поэтикой. Так и маслом и в виде фроттажа была выполнена композиция Ева – единственная, которая у нас есть.
Там, при рассмотрении старого паркета, у него возникла идея техники фроттажа, переноса различных фактур, позволяющую фиксировать непроизвольные изображения и напоминающую «автоматическое письмо» сюрреалистов. За неимением французской визы он воспользовался паспортом Поля Элюара. Работы этого периода, главным образом собрание барахла (например Плод многолетнего опыта) и коллажи печатной продукции. Брак, впрочем, вскоре распался. «Уже в школе само звучание слов «долг», «обязанность» вселяло в меня ужас и отвращение, – вспоминал художник.
Из Марселя Эрнст уехал в Мадрид. Эрнст дважды сбегал из лагеря, прежде чем в июле получил разрешение на освобождение благодаря браку с гражданкой Франции Марией-Бертой (факт развода с которой он скрыл с согласия последней). Эрнст и Гуггенхайм прибыли в Соединенные Штаты в 1941 и были женаты в следующем году.
И обнаружил, что я влюбляюсь в то, что вижу и хочу идентифицировать себя с виденным мною. В 2005, «Макс Эрнст: Ретроспектива» открылась в Музее искусств Метрополитен и включенных работах, таких как Целебес (1921), Император Ubu (1923) и Фирезид Анджел (1937), который является одной из нескольких окончательно политических частей и снабжен субтитрами Триумф сюрреализма изображающего неистовое похожее на птичку существо, которое символизирует волну фашизма, который окутал Европу. Для Эрнста коллаж был одним из способов реакции на мировую ситуацию в 1919 году: «Я пытался увидеть в нем разработку случайной встречи двух отдаленных реальностей на неподходящем плане (это если обобщить и перефразировать известную фразу Лотреамона: Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки»).
Его отец, несостоявшийся художник, мечтал о том, чтобы Максимилиан стал художником и всячески поощрял его занятия рисованием – «именно отец подтолкнул юношу к занятиям искусством» – отмечает Г. Диль в своей книге «М. В то же период художник начал практиковать новую технику, которую назвал oscillation (колебание) и описывал так: «Привяжите пустую консервную банку на веревку метр или два длиной, продырявьте дно, наполните её краской пожиже и раскачивайте её над лежащим холстом»30. «Дадаизм мечет громы и молнии. Его сын Джимми, живущий в Нью-Йорке, предложил ему эмигрировать в США.
Одно из открытых Темпелем небесных тел было названо им Максимилианой. В том же салоне была выставлена «Прекрасная садовница» (фр. La belle jardinire), купленная годом позже Выставочным центром Дюссельдорфа, откуда была убрана по требованию нацистских властей.
В 1922 Эрнст переехал в Париж, где жил до начала Второй мировой войны. Он также проиллюстрировал сборник поэм Иоганна Кулеманна. Когда ему попались на глаза журналы «391» Франсиса Пикабиа и «Дада» Тристана Тцара, он заинтересовался этим новым течением родившимся в Цюрихе в 1916 году. Излучение испускаемое абсолютно черным телом, зависит только от его температуры. В 1927-м он женился на Мари-Берт Оранш, с которой прожил до 1936 года.
Однако беззаботность этого человека была лишь видимостью и, вероятнее всего, за маской «веселого малого» где-то глубоко внутри художник скрывал сложные противоречивые чувства, «интриги и раны». Когда ему попались на глаза журналы «391» Франсиса Пикабиа и «Дада» Тристана Тцара, он заинтересовался этим новым течением, родившимся в Цюрихе в 1916 году. Это апокалипсис старой Европы. В том же году Оскар Домингес представил новый метод— декалькоманию («переводные картинки»), который Эрнст стал использовать в живописи маслом. Первой такой картиной стала «Искусство абстрактное искусство конкретное», позже превращённая в «Голову человека, заинтригованного полётом неевклидовской мухи».
Брак Эрнста с Луизой был недолгим. Специализируясь в психологии, он посещал уроки при психиатрическом госпитале Бонна. В апреле 1920 года последовала выставка под названием «Ранняя весна дада» (нем. Dada-Vorfrhling), в пивной «Winter», которая вызвала агрессию у публики— разъярённые посетители требовали убрать нарушающие общественный порядок предметы. Афиши и каталоги выставки были конфискованы оккупационными английскими властями. «Техника коллажа – этосистематическое объяснение случайных или искусственно спровоцированных встречдвух и более чуждых друг другу предметов в абсолютно неподходящем для этого вданный момент месте – плюс искра поэзии, которая проскакивает при сближениидвух этих реальных предметов». Еще в период дадаизма (это течение прекратило свое существование к 1922 году) Эрнст изобрел особый способ рисования на холсте или бумаге, под которую подкладывался кусок дерева, обладающий ярко выраженной фактурой и при нажиме эта органическая структура древесины проступала на плоскости изображения.
В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии. Единственная в группе женщина — Галя, жена поэта Элюара, юная муза, вдохновлявшая поэтов и художников (через несколько лет она стала женой Сальватора Дали). В 1926 вместе с Миро оформлял спектакли труппы Сергея Дягилева. В 1919 году художник познакомился с Иоганном Бааргельдом и в Мюнхене с Паулем Клее.
О картинах Макса Эрнста говорят, что «это совсем не то, чем хочется украсить свою гостиную». В 1935-1936 гг. «Великое искусство Макса Эрнста, занимающее место между существующим миром и обратной стороной вещей, очень мощное, но вызванное темными силами и уже до такой степени расцветшее и такое абсолютное, не могло не пленить Поля Элюара», – писала Д. Бона.
В 1921 г. вКельне Эрнст познакомился с поэтом Полем Элюаром и его женой Талой, которая впоследствии стала возлюбленной Сальвадора Дали. Сам Макс Эрнст не смог приехать, ему не давали французскую визу. Гала распродавала коллекцию, собранную мужем. В свободное от занятий время он много рисовал: портреты, пейзажи, карикатуры. В том же месяце открылась галерея Пегги Гуггенхайм «Искусство этого века» на 57ой улице. У кубистов они заимствовали приемы коллажа.
То есть попросту срубил дерево. По возвращению в Париж, художник получил контракт у Жака Вио и в 1925 году снял студию «Les Fusains» на Монмартре (22, rue Tourlaque). Художник сам строил дом, помогал ему молодой почитатель его творчества.
Сам Макс Эрнст не смог приехать, ему не давали французскую визу. Это был окончательный разрыв с семьей, Эрнст больше никогда не виделся с отцом. Об истории успеха ярких и неординарных людей. Элюар купил наиболее законченное полотно художника— «Слон Целебес» (Celebes)— и выбрал дюжину коллажей для иллюстрирования своего сборника «Повторения» (фр. Rptitions). В том же году по приезде в Нью-Йорк он официально расторг брак с Пегги Гуггенхайм.
В 1915 году получил повышение до бригадира. С ним у Макса не заладилось. В следующем году в издательстве Жанны Бюше он выпустил сборник рисунков «Естественная история» (фр. Histoire Naturelle) в этой технике, вступительное слово написал Ханс Арп. Одним из его первых воспоминаний был поход в лес с отцом. Как державу в левой руке он поддерживает головку козерога-младшего (напоминая этим свирепый индейский тотем).
В 1914 году Макс Эрнст познакомился с Хансом Арпом, дружба с которым продолжалась многие годы. Его личная жизнь тоже влияла на его настроения. эта пара вовсю задавала тон «нью-йоркской арт-сцене». Сам Макс Эрнст не смог приехать, ему не давали французскую визу.
Живописью Эрнст серьезно занялся в 1909 году. В части «Воскресенье», которая открывает серию, лица большинства персонажей скрыты за львиными мордами. Он учился в народной школе и городской гимназии, окончив которую в 1908 году поступил в Боннский университет, где изучал философию и историю искусств (1908–1914). Макс Эрнст родился 2 апреля 1891 года неподалеку от Кельна, в Брюле. Макс Эрнст рано начал рисовать получив первые уроки от отца. – с чрезмерно оттопыренными губами.
Коллекционер Жак Дусэ приобрел полотно «A lintrieur de la vue». В 1929 году вышла графическая новелла «Женщина о 100 головах»: около ста пятидесяти рисунков с текстовым сопровождением художника и обращением к читателю от Андре Бретона. В то же период художник начал практиковать новую технику, которую назвал oscillation (колебание) и описывал так: «Привяжите пустую консервную банку на веревку метр или два длиной, продырявьте дно, наполните её краской пожиже и раскачивайте её над лежащим холстом». Дела у любовного треугольника ухудшались и в марте 1924 года Поль Элюар внезапно уехал в Монако, а затем во Вьетнам. «По ту сторону добра и зла». В следующем году он выпустил второй роман-коллаж «Rve dune petite fille qui voulut entrer au carmel».
Художественные средства дадаистов сближают их с другими течениями двадцатого столетия. Трудно поверить, что эти причудливые полотна, в которых «непросто понять, где мир реальный, где безумие», написал «миролюбивый и милый художник с глазами цвета лазури». В своих биографических заметках Макс Эрнст так писал о своих университетских годах: «Подросток с жаждой знаний избегает любого типа знаний, которые могут привести к заработку.
С самого детства он был очень впечатлительным и обладал богатым воображением. Впрочем, уже в следующем номере были представлены две работы Эрнста с апологетическим комментарием Поля Элюара. Большое влияние оказала на него книга немецкого философа Макса Штирнера «Единственный и его собственность» прочитанная им в последний год учебы в лицее.
Это был окончательный разрыв с семьёй, Эрнст больше никогда не виделся с отцом. По возвращении в Париж художник получил контракт у Жака Вио и в 1925 году снял студию «Les Fusains» на Монмартре (22, rue Tourlaque). Мальчик был поражен великолепием природы: «большое наслаждение дышать полной грудью среди большого пространства и одновременно тревочное чувство быть пойманным в клетку из деревьев вокруг». Был основан журнал «Сюрреалистская революция».
В годы учебы в Бонне Эрнст присоединился к группе «Молодой Рейнланд», состоявшей из художников, писателей и поэтов. Она заставила его среди прочего задуматься о буржуазных принципах обучения. К примеру, на существущем уже изображении священной горы Фудзияма «обоями» закрывалось или закрашивалось все ненужное. Летом 1943 года они провели несколько месяцев на ранчо в Седоне (Аризона), где можно было недорого остановиться и откуда открывались прекрасные пейзажи. Особенно «прославилась» кельнская выставка 1920 г., среди инициаторов которой был и Эрнст.
Первой такой картиной стала «Искусство абстрактное искусство конкретное» позже превращенная в «Голова человека заинтригованного полетом неевклидовской мухи». Рисовать Макс начал с пяти лет. Из Марселя Эрнст уехал в Мадрид.
Более того, приехав в Париж, Эрнст жил с семьей Элюаров под одной крышей, в «муках, причиняемых любовью и дружбой». Из пустых бутылок, пружин и цемента Макс Эрнст сделал 2, 4-метровую скульптуру «Козерог» представляющую сидящего человека-быка, а рядом с ним скульптуру женщины с рыбьим хвостом и журавлиной шеей. Она заставила его среди прочего задуматься о буржуазных принципах обучения.
Затем он был переведен в лагерь для интернированных в Ле Милль (Экс-ан-Прованс) устроенный в здании кирпичного завода. В 1919–20 Эрнсте и изданных различных недолгих журналах Баарджелда, таких как Дер Стром и умрите schammade и организованные выставки дадаизма. Дадаизм (название дада было найдено намеренно случайным образом в раскрытом наугад словаре) был течением, отражавшим настроения интеллигенции времени первой мировой войны. В 1924 он резко уехал, сначала для Монако и затем для Сайгона, Вьетнам.
В 1924 году Андре Бретон публикует Манифест Сюрреализма. Сам художник утверждал, что в процессе работы над фроттажами он стремился довести себя до состояния галлюцинаций, чтобы «на основе случайных линий вообразить фантастические пейзажи». С Элюаром у Эрнста завязалась крепкая дружба, а Гала ему позировала.
Излучение испускает смесь частот (в видимом диапазоне частота излучения соответствует цвету). После демобилизации Эрнст поселился в Кельне, где вместе Йоханнесом Теодором Бааргельдом он основывает группу дадаистов. После демобилизации Эрнст вернулся в Кельн. Разница лишь в том, что Брак и Пикассо использовали вырезки из бумаги как дополнения к картине, а Эрнст – «в качестве материала».
Теперь картины Эрнста регулярно демонстрируются не только в цюрихских, кельнских и берлинских галереях, но и на парижских выставках. В 1934 вышел очередной роман-коллаж «Une semaine de bont». В 1914 в Кельне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, завязалась долгая дружба. Пока Доротея ездила разводиться с мужем, Эрнст написал «Vox Angelica»— большую картину, разделённую на множество отсеков, представлявших разные сюжеты. Я видел.
Задорный игривый, шаловливый – это человек, которому легко жить. Большое влияние оказала на него книга немецкого философа Макса Штирнера «Единственный и его собственность», прочитанная им в последний год учёбы в лицее. В годы учёбы в Бонне Эрнст присоединился к группе «Молодой Рейнланд», состоявшей из художников, писателей и поэтов. В конце 1942 года, отбирая картины для выставки женщин-художников в галерее Пегги, внимание Эрнста привлекла одна из них— «День рождения» Доротеи Таннинг. «Необычные, оригинальные, ни на что не похожие творения» молодого немца были настолько скандальными и возмутительными, что благодаря им автор быстро приобрел репутацию «индивида строптивого и безрассудного». На скалистой вершине горы (пародийный образ современного Парнаса) он изобразил много людей, одни из которых стремительно вбегают в картину, торопясь занять свое место, а другие уже сидят, как на групповой фотографии. В апреле того же года вышел посвященный художнику номер журнала «View».
Поллоку и другим мастерам нью-йоркской школы особенно понравился метод дрипинга они широко применяли его впоследствии в своих композициях. Его отец Филипп был учителем глухих и живописца-любителя, набожного христианина и строгого педанта. По словам Т. Тцары, метод, который изобрел Эрнст, состоял в том, «чтобы наклеить на холст картинки изначально не имеющие никакой связи между собой, но, совмещенные друг с другом, они в конце концов приобретают какой-то смысл, сходство с чем-то». Тогда же он совершил поездку в Париж. Здесь он присоединился к художникам и поэтам, окружавшим Андре Бретона, который чуть позднее, в 1924 году издал знаменитый «Манифест сюрреализма». В 1929 году вышла графическая новелла «Женщина о 100 головах»: около ста пятидесяти рисунков с текстовым сопровождением художника и обращением к читателю от Андре Бретона.
В октябре 1918 года, незадолго до окончания войны, он женился на историке искусств Луизе Штраус. Выйти из почти безнадежной ситуации художник смог, женившись на дочери основателя Музея современного искусства в Нью-Йорке, американской миллионерше Пегги Гуггенхейм. Эрнст Макс (1891-1976) – немецкий и французский художник, график, скульптор. В 1935 обратился к скульптуре, стал посещать мастерскую Джакометти.
Когда ему попались на глаза журналы «391» Франсиса Пикабиа и «Дада» Тристана Тцара, он заинтересовался этим новым течением родившимся в Цюрихе в 1916 году. С художницей его познакомил Жюльен Леви, нескольких встреч ему хватило чтобы влюбиться. Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение. С самого детства он был очень впечатлительным и обладал богатым воображением. Внимание всех собравшихся людей приковано к сидящему в центре медиуму (Р.
Художник вместе с Андре Бретоном числились советниками по изданию журнала. Прочитав «Манифест дада» Тцары, Эрнст почувствовал что дух этого движения ближе его темпераменту чем дух поэм Молодого Рейнланда и что он готов стать активным участником группы дадаистов. По мнению Элюара, Эрнст был не просто талантливым, а гениальным. В следующем году он выпустил второй роман-коллаж «Rve dune petite fille qui voulut entrer au carmel».
Признанный лидер и идеолог движения Тристан Тцара «не перестает петь дифирамбы» молодому художнику. Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение. С 1909 г. Макс Эрнст серьезно занялся живописью, в которой его привлекли «безграничные горизонты возможностей и смыслов».
Лучшими образцами подобных композиций служат «Царь Эдип» (1922, частное собрание), «Качающаяся женщина» (1923, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф), «Двое детей подвергаются угрозам соловья» (1924, Музей современного искусства, Нью-Йорк). В 1937 году художник увидел свою картину на фотографии выставки дегенеративного искусства (Гитлер и Геббельс в выставочном зале, картина Эрнста вторая слева), она вероятнее всего была уничтожена. В результате ему удавалось сформировать подобие суггестивной формы, воссоздающей неустойчивые переливающиеся объекты, привлекательные своей таинственностью.
И решил эту проблему с помощью топора. Эрнст ещё несколько месяцев путешествовал по Юго-Восточной Азии. Макс Эрнст родился 2 апреля 1891. «Хотя «Эрнст» по-немецки означает «серьезный», «важный», он – полная тому противоположность: улыбчивый, непринужденный, с радостным настроением. В том же году Эрнст принял участие в конкурсе, организованном кинофирмой Лёв-Левин.
Полным (действительным) профессором он стал в 1892 г. С 1896 г. Планк заинтересовался измерениями, производившимися в Государственном физико-техническом институте в Берлине, а также проблемами теплового излучения тел. В начале 40-х гг. Благодаря своим знаменитым «романам-коллажам», в которых художник «рационально «упаковывал» артистические галлюцинации в четкие и ясные формы», он получил титул «Мастер изобразительной алхимии». Histoire Naturelle) в этой технике, вступительное слово написал Ханс Арп. В том же салоне была выставлена «La belle jardinire», купленная годом позже Выставочным центром Дюссельдорфа, откуда была убрана по требованию нацистских властей.
В 1922 Эрнст переехал в Париж, где жил до начала Второй мировой войны. В 1926 вместе с Миро оформлял спектакли труппы Сергея Дягилева. Вскоре после войны, откуда Эрнст вернулся с боевыми ранениями, он женился на своей соученице по университету, молодой белокурой немке Луизе Штраус. Снялся в фильме Бунюэля «Золотой век» (1930, позднее Бунюэль снял его в фильме «Симеон-столпник», 1965). Место было очень уединенным, в отдалении от небольшого городка.
Из слепого пловца, каким я был, я превратил себя в видящего (провидца). Директор Нью-Йоркского музея современного искусства Альфред Барр получил для Эрнста документы о предоставлению тому убежища в США. В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе. В то же время Макс Эрнст увидел в итальянском журнале «Валори пластици» (Valori Plastici) репродукции метафизических картин Джорджо де Кирико, под впечатлением он выпустил альбом из восьми литографий «Fiat modes— pereat ars». В том же году художник снялся в фильме Бунюэля «Золотой век» (позднее Бунюэль снял его в фильме «Симеон-пустынник», 1965). Художник менял жен и подруг с такой скоростью, с какой другие листают главы романа.
Полиция закрыла эту выставку. Между ними вспыхнула страсть и Леонора последовала за Эрнстом в Париж. В том же году Эрнст принял участие в конкурсе организованном кинофирмой Лёв-Левин. С приездом в Кельн Ханса Арпа, открывается дом дада.
Это был первый из пяти (по другим данным – трех) браков и многочисленных любовных романов Макса. Несмотря на помощь друзей, ни успех, ни слава к художнику не приходили. Лето 1934 и 1935 Эрнст провел в Малое у семьи скульпторов Джакометти, обратился к скульптуре.
В октябре открылась выставка «First Papers of Surrealism». Пока Доротея ездила разводиться с мужем, Эрнст написал «Vox Angelica»— большую картину, разделённую на множество отсеков, представлявших разные сюжеты. В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе. Его отец, человек довольно своенравный и властный, работал в школе для глухонемых. Эрнст окончательно утвердился в решении стать художником, сходив на проходившую в Кёльне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и Пикассо). Он также проиллюстрировал сборник поэм Иоганна Кулеманна.
В 1919 году художник познакомился с Иоганном Бааргельдом и— в Мюнхене— с Паулем Клее. В 1934 вышел очередной роман-коллаж «Une semaine de bont». Изображены также поэты и писатели — Поль Элюар, Луи Арагон, Филипп Супо, Бенжамен Пере. В 1913 году Август Маке познакомил его с Робером Делоне и Аполлинером.
Фроттаж реализующий сюрреалистический принцип психологического автоматизма, Эрнст применяет в живописи изобретая так называемый граттаж (способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. ), например – Ева, единственная оставленная нам. Филипп Эрнст фанатично следовал канонам и не терпел, когда что-то шло вразрез с его задумкой. Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение. В марте 1942 года состоялась выставка тридцати последних картин Эрнста в «Valentine Gallery», не имевшая, впрочем, большого успеха, продать удалось всего одну картину. Это было своего рода подведение итогов его техник и тем.
В 1926 вместе с Миро оформил спектакль «Ромео и Джульетта» для труппы Сергея Дягилева. Пять лет спустя он женился на Мари-Берте Оренш. Художник оставил свою жену и прожил вместе с Леонорой несколько лет. Что же касается его визуального воплощения, то им становятся падающие фигуры.
Здесь он, в частности, написал картину «Битва рыб» (1917 г. ). уходили в сюрреализм, а некоторые – в абстракционизм». К слову об отношениях с отцом.
Жюри выбрало картину Макса Эрнста, художник получил денежный приз в размере 2500 долларов. В 1925 году Эрнст разработал новый живописный прием, получивший название «фроттаж», то есть «натирка». Художник населял такие пейзажи причудливыми существами, напоминающими дриад, морских коньков и насекомых. Через два года у них родился сын, позже известный в США под именем Джимми Эрнст (художник-сюрреалист). (Например: Loplop представляет юную девушку, Loplop представляет Loplop, La Foresta Imbalsamata 1935 г., Ангел домашнего очага, Сюрреализм и живопись и др. ).
Её каталог был выполнен в виде списка современных мифов, среди которых «межпланетная коммуникация» была представлена как прерогатива Макса Эрнста31. Как заявил А. Г. Экстранд, член Шведской королевской академии наук, на церемонии вручения премии, «теория излучения Планка – самая яркая из путеводных звезд современного физического исследования и пройдет, насколько можно судить, еще немало времени, прежде чем иссякнут сокровища, которые были добыты его гением». С детства нетерпимый ко «всякой регламентации жизни», он ненавидел школьные порядки.
Так рождались работы и образы себя». В 1924 он присоединился к Андре Бретону и окружавшим его художникам и поэтам, вместе с которыми основал сюрреализм – направление в искусстве, стремившееся передавать реальность подсознательного посредством «автоматизма» или техники свободных ассоциаций. Далее мастер тщательно прорисовывал контуры и некоторые детали, что закрепляло эту «движущуюся галлюцинацию». ) репродукции метафизических картин Джорджо де Кирико, под впечатлением он выпустил альбом из восьми литографий «Fiat modes – pereat ars». Фроттаж стал излюбленным методом Эрнста и в живописных полотнах. Первой такой картиной стала «Искусство абстрактное искусство конкретное», позже превращённая в «Голову человека, заинтригованного полётом неевклидовской мухи».
Последовали выставки у ван Лир в Париже и в галерее Шварценберг в Брюсселе. В 1929 году вышла графическая новелла «Женщина о 100 головах»: около ста пятидесяти рисунков с текстовым сопровождением художника и обращением к читателю от Андре Бретона. Он также проиллюстрировал сборник поэм Иоганна Кулеманна. Это было своего рода подведение итогов его техник и тем.
Дадаистские коллажи составили альбом «Да будет мода, да сгинет искусство» (1919). Однако вскоре он почувствовал недостаток теоретических знаний и стал посещать университетские лекции по искусству. Одним из его первых воспоминаний был поход в лес с отцом.
Афиши и каталоги выставки были конфискованы оккупационными английскими властями. В начале 1910 гг. Художник работал над ней в 1933 году в течение трех недель, во время поездки с друзьями в Италию.
Брак впрочем вскоре распался. Использовал художник и другие автоматические техники: брызгал на полотно краской (эта придуманная Эрнстом процедура получила название «дриппинг») или же клал две только что написанные картины одну на другую, в результате чего получал новые неожиданные изображения на обоих холстах. В 1914 в Кёльне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, завязалась долгая дружба. Он жил в Нью-Йорке, где познакомился с представителями американского авангарда, познакомил их с некоторыми из своих оригинальных приемов.
Это – одна из множества так называемых картин джунглей, которые Макс Эрнст написал в конце 1930-ых. Однако благодаря ходатайству Элюара вскоре он был отпущен на свободу. Получались интересные абстракции, большинство из которых пронизаны чувством острой иронии. умерший. Эрнст окончательно утвердился в решении стать художником, сходив на проходившую в Кёльне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и Пикассо). Эрнст». Все больший отпечаток на произведения художника накладывает ощущение приближающейся войны («Ангел над домом», 1936 г. «Европа после дождя-2», 1940-1942 гг. ).
Однако из-за окончания визы супруги были вынуждены уехать в конце сентября и разминулись с Полем Элюаром и Галой. А мать, мечтательная и кроткая, больше всего любила рассказывать детям сказки. Специализируясь в психологии, он посещал уроки при психиатрическом госпитале Бонна.
Макс Эрнст рано начал рисовать, получив первые уроки от отца. Пока Доротея ездила разводиться с мужем, Эрнст написал «Vox Angelica» — большую картину разделенную на множество отсеков представлявших разные сюжеты. В том же месяце открылась галерея Пегги Гуггенхайм «Искусство этого века» на 57ой улице. В том же году по приезде в Нью-Йорк он официально расторг брак с Пегги Гуггенхайм. Вскоре у Луизы, которую он называл Лу или Розой, родился сын Ульрих, которого отец переименовал в Джимми и дал ему прозвище Минимакс (в семье Эрнст очень любили придумывать друг другу имена и прозвища). Они встретились в Сингапуре, потом провели вместе пару недель в Сайгоне. Владение стало известно как Холм Козерога.
Все сведения удобно систематизированы. Затем он был переведён в лагерь для интернированных в Ле Милль (Экс-ан-Прованс), устроенный в здании кирпичного завода. Символически воспринимаются его работы Бракосочетание неба и земли (1962) и Памятник птице, над которой он работал в 1928-1969 годах. Своими работами в технике фроттажа подчеркивал причинность и бессознательное, сохраняя приверженность материальности натуры, проступающей сквозь пелену линий, внушая ощущение рождающегося мира после конца цивилизации (серия Естественная история, опубликована в 1926). Макс Эрнст рано начал рисовать, получив первые уроки от отца.
В 1922 г. друзья выпустили сборник странных совместно написанных стихотворений «Несчастья Бессмертных» и это событие еще более скрепило их дружбу. В 1937 году художник увидел свою картину на фотографии выставки дегенеративного искусства (Гитлер и Геббельс в выставочном зале, картина Эрнста вторая слева), она вероятнее всего была уничтожена. За ней в апреле 1920 года последовала другая, под названием «Ранняя весна дада» (нем. В результате этого скандала отец отрекся от Макса и лишил его наследства.
В один из дней он заканчивал пейзаж и заметил, что забыл изобразить дерево. Одиннадцатого ноября 1918 он был возрожден». Два скоро стали друзьями и их отношениями, продлившимися в течение пятидесяти лет. Эрнст делал целые серии таких работ, например «роман в коллаже» «Стобезголовая женщина» (1929), состоящий из 149 композиций. Рисовать Макс начал с пяти лет.
Он купил дом в Сен-Мартен-дАрдеш и сделал там множество фресок и скульптур. Летом 1913 года его работы были представлены на выставке Рейнских художников в Бонне и первом «Немецком осеннем салоне» в Берлине в сентябре того же года. Художник вместе с Андре Бретоном числились советниками по изданию журнала. Когда ему попались на глаза журналы «391» Франсиса Пикабиа и «Дада» Тристана Тцара, он заинтересовался этим новым течением, родившимся в Цюрихе в 1916 году. В это же время Эрнст выставляет свои работы в первом немецком Осеннем салоне, организованном в Берлине, а также принимает участие в выставках «прирейнских экспрессионистов», проходивших в Бонне и Кельне.
С фронта Первой мировой войны Эрнст вернулся убежденным пацифистом и в 1919 году обосновался в Кельне, где, вместе с Johannes Theodor Baargeld, псевдоним – Альфреда Фердинанда Грюнвальда (Alfred Ferdinand Gruenwald (1892-1927) – немецкий художник, график, автор и публицист дадаизма. ), они основали группу Дадаистов (в 1919 году) – приверженцев движения, возникшего тремя годами ранее в Швейцарии среди художников, писателей и критиков, разочарованных мировой войной и стремящихся опровергнуть традиционные общественные, моральные и художественные ценности, которые не смогли предотвратить катастрофы. В том же году по приезде в Нью-Йорк он официально расторг брак с Пегги Гуггенхайм. Его сын Джимми живущий в Нью-Йорке предложил ему эмигрировать в США. Эрнст ещё несколько месяцев путешествовал по Юго-Восточной Азии. Летом 1943 года они провели несколько месяцев на ранчо в Седоне (Аризона), где можно было недорого остановиться и откуда открывались прекрасные пейзажи.
«Минимум добавки – максимум воздействия» – под таким девизом дадаистами модифицировались и соединялись в блоки иллюстрации из старинных журналов, популярных романов, научных изданий, каталогов, учебных пособий, рекламных проспектов и плакатов. В 1915 году получил повышение до бригадира. Среди реально существовавших лиц — друзей Эрнста — помещен портрет Рафаэля, вероятно, так как вся композиция отчасти навеяна его знаменитой фреской Афинская школа, а также Ф. М. Достоевского, на коленях у которого сидит молодой человек в зеленом костюме — сам художник. Контраст между малыми формами выражения и содержанием иллюстраций Семи микробов намеренно подчеркнут художником.
Поллок заинтересовался этой техникой которую модифицировал и сам окрестил термином drip painting (капание, разбрызгивание, льющаяся техника). Тогда же он совершил поездку в Париж. Многие свои работы Эрнст повторяет в разных техниках. Эрнст дважды сбегал из лагеря, прежде чем в июле получил разрешение на освобождение по причине брака с гражданкой Франции Марией-Бертой (факт развода с которой он скрыл с согласия последней). Одним из его первых воспоминаний был поход в лес с отцом.
Пара покинула бурный Париж и обосновалась на юге Франции. Его сын Джимми живущий в Нью-Йорке предложил ему эмигрировать в США. В основном же отрабатывал технику и оттачивал мастерство самостоятельно. В 1923 году выставлялся в Салоне Независимых.
Прочитав «Манифест дада» Тцары, Эрнст почувствовал, что дух этого движения ближе его темпераменту, чем дух поэм «Молодого Рейнланда» и что он готов стать активным участником группы дадаистов13. Как он потом писал в своей автобиографической книге «Ткань истины и сплетения лжи», в этих лекциях он подчеркивал, что и неевропейцы и так называемые «цивилизованные народы» – одинаково почитали природу. В открытке, посланной откуда Тристану Тцара, Эрнст писал, что Элюар «его друг и половина», а Элюар— что он больше не единственный сын19.
В 1922 г. он переехал в Париж, где стал одним из зачинателей сюрреализма, опубликовав в 1924 г. «Трактат о сюрреалистической живописи». Летом 1943 года они провели несколько месяцев на ранчо в Седоне (Аризона), где можно было недорого остановиться и откуда открывались прекрасные пейзажи. Результатом стала маленькая книжка «Несчастья бессмертных» (фр. Les malheurs des immortels), вышедшая небольшим тиражом в Тарренце, где Эрнст и Элюар с жёнами проводили лето. В конце концов Гала осталась с Полем, они вернулись в Париж в сентябре.
Для того, чтобы переделать мир и изменить жизнь. Контракт впрочем закончился в июне с таинственным исчезновением Вио.
Еще более зависимая от случая, чем коллаж, эта техника состояла в том, что на лист бумаги переводилась текстура какой-либо рельефной поверхности (куска холста, листьев и т. д. ). Через два года у них родился сын, позже известный в США под именем Джимми Эрнст (художник-сюрреалист). В 1925 изобрёл технику фроттажа, переноса различных фактур, позволяющую фиксировать непроизвольные изображения и напоминающую «автоматическое письмо» сюрреалистов.
В период дадаизма Эрнст создавал и живописные композиции, для которых также характерен прием комбинирования («Шляпа делает человека», 1920 «Злаковый велосипед», 1920–1921, обе — Музей современного искусства, Нью-Йорк «Слон Целебес», 1921, Галерея Тейт, Лондон). Между ними вспыхнула страсть и Леонора последовала за Эрнстом в Париж. Затем это становилось темой их причудливых произведений. Абсолютно особая техника коллажа, придуманная им, была основана на «случайной встрече двух различных реальностей на неподходящем плане».
Кредо «ниспровергающего движения» дадаистов («дада» на языке французской детворы означает «маленькая деревянная лошадка») выражал лозунг «Ни во что не верить». «Мастер сновидений, самый великий породитель галлюцинаций» Макс Эрнст был одним из наиболее отчаянных экспериментаторов-сюрреалистов XX в. Он выражал свой бунт в картинах, настолько попирающих общепринятые нормы, что зрители, глядя на них, зачастую испытывали состояние шока. В марте 1942 года состоялась выставка тридцати последних картин Эрнста в «Valentine Gallery», не имевшая, впрочем, большого успеха, продать удалось всего одну картину. С художницей его познакомил Жюльен Леви, нескольких встреч ему хватило, чтобы влюбиться. В 1915 году получил повышение до бригадира. Афиши и каталоги выставки были конфискованы оккупационными английскими властями. В конце 1942 года, отбирая картины для выставки женщин-художников в галерее Пегги, Эрнст обратил внимание на одну из них— «День рождения» Доротеи Таннинг.
В поисках техники, которая была бы более зависима от случая, чем коллаж, Эрнст изобрел фроттаж – перевод на бумагу текстуры какой-либо грубой или шероховатой поверхности. Между ними вспыхнула страсть и Леонора последовала за Эрнстом в Париж. Подобный эффект был особенно интересен своей непредсказуемостью. В 1936 году участвовал в выставке «Фантастическое искусство, Дада, Сюрреализм» в Нью-Йоркском музее современного искусства и на большой выставке сюрреалистов в Лондоне. Свою принадлежность к сюрреализму художник продемонстрировал, написав в 1922 г. картину «Встреча друзей».
Почему сюда попал Достоевский – незнаю. Вместо этого он разработал собственные «элементы смерти», значение которых не всегда поддается четкому определению. Так была зафиксирована галлюцинация.
Ключевой элемент «Четверга» — «чернота», которую художник ассоциирует со «смехом петуха» и «островом Пасхи». Ханс Арп писал ему из Цюриха о скадалах которые возникали после выступлений дадаистов. В 1934 вышел очередной роман-коллаж «Une semaine de bont». В 1926 вместе с Миро оформил спектакль «Ромео и Джульетта» для труппы Сергея Дягилева. Эрнсту даже удалось наконец лично увидеть Андре Бретона, бывшего в свадебном путешествии с Симоной.
В конце концов Гала досталась Полю, они вернулись в Париж в сентябре. В очередном номере «Сюрреалистической революции» Бретон и Арагон опубликовали краткую статью с критикой в адрес Эрнста и Миро, которые «принижают идею сюрреализма». Второй элемент можно назвать вполне традиционным — это «вода», которая присутствует на всех коллажах «Понедельника».
Это эрнстово кредо восходит, конечно, кзнаменитой максиме Лотреамона, которую так любили тогда еще несуществующиесюрреалисты – «красота – это случайная встреча швейной машинки и зонтика наоперационном столе». В 1925 изобрёл технику фроттажа, переноса различных фактур, позволяющую фиксировать непроизвольные изображения и напоминающую «автоматическое письмо» сюрреалистов. Одной из лучших фроттажных работ художника считается «Птица в лесу» (1927, Галерея Цвингер, Кёльн), где показаны непроходимые заросли и сплошные сплетенные ветви, среди которых скрывается одинокое живое существо — птица, неизвестно кем заключенная в клетку.