Стараниями его второй жены Нади Леже и его друзей, был основан мемориальный музей художника в городе Бьо. В середине ХХ века Леже имел успех и как художник декоративно-прикладного искусства и как скульптор. Вместе с Браком и испанским художником Пабло Пикассо Леже сыграл важную роль в формировании и распространении кубизма. В 1908 году Леже поселился в интернациональной колонии художников и литераторов «Ля Рюш», где в то время проживали Архипенко, Шагал, Лоранс, Робер Делоне, Сутин, Макс Жакоб, Гийом Аполлинер, Блез Сандрар. Фернан Леже – французский художник, скульптор, мастер декоративного искусства и один из пионеров кубизма.
Кроме того, по эскизам Леже уже после смерти художника был оформлен музей его имени в Биот (1956—1960), выполнены мозаики в Молодёжном центре в Корбей-Эсон (1965—1966), витражи в Институте Мориса Тореза в Париже (1966) и Доме кино в Москве (1968). Как почти все успешные французские художники того времени, в 1900-м году Фернан Леже отправился в Париж, где работал чертёжником у другого архитектора. Фернан Леже — французский живописец и скульптор, мастер декоративного искусства, художник-модернист и основоположник тубизма. Кроме того, по эскизам Леже уже после смерти художника был оформлен музей его имени в Бьо (1956—1960), выполнены мозаики в Молодежном центре в Корбей-Эссонис (1965—1966), витражи в Институте Мориса Тореза в Париже (1966) и Доме кино в Москве (1968). Но в тот период как художник Леже не представлял собой ничего интересного.
Кроме того, по эскизам Леже уже после смерти художника был оформлен музей его имени в Биот (1956—1960), выполнены мозаики в Молодежном центре в Корбей-Эсон (1965—1966), витражи в Институте Мориса Тореза в Париже (1966) и Доме кино в Москве (1968). Благодаря его жене, Наде Леже и друзьям был основан мемориальный музей художника в Бьо.
Участвует в 26-й Бьеннале в Венеции. Основным тоном являлся гризайль, несколько тонированный цветом. Причем в этот период его изображение почти вплотную приближается к абстрактному искусству. Вы должны сами почувствовать, когда вам крикнуть: К черту Леже.
В школе Леже ученикам предоставлялась полная свобода. Опыт Народного фронта (1936) оставляет в нем глубокий отпечаток и переориентирует его в сторону больших реалистических сцен. В 1945 году Леже вернулся в освобожденную Францию.
Эффектны решительные горизонтали и вертикали исполненные в сочной хроматической гамме. В 1920 произошло знакомство Леже с пуристами А. Озанфаном и Ш. Жаннере (Ле Корбюзье), положившее начало дальнейшему сотрудничеству, а также с основателями группы Стиль Мондрианом и Ван Дусбургом. не видела настоящих картин.
Стремясь к современному синтезу искусств, Леже в 1925 сотрудничал с архитектором Ле Корбюзье, создал мозаики и витражи церквей в Асси (1949) и др., панно для здания ООН в Нью-Йорке (1952). Получил отравление газом под Верденом, после длительного лечения вернулся к творчеству. Я больше не блуждаю в потемках своих представлений, а вижу ясно. Тогда неопластицизм казался ему «полным освобождением, необходимостью, противоядием». Его увлекла тема спорта, цирковых представлений, городских развлечений и эстрады. В 1924 году при помощи операторов он выпустил собственный фильм «Механический балет».
В его работах рубежа 1900—1910-х натуральные формы редуцируются к цилиндрическим и коническим объемам, хроматический диапазон сокращается до гризайли, слегка тонированной цветом (Обнаженные в лесу, 1909—1911, Оттерло, Музей Крёллер-Мюллер Свадьба, около 1910—1911, Париж, Национальный музей современного искусства). Став вдовцом, семидесятилетний мастер неожиданно сделал Надежде предложение. Он не считал недостатком импрессионистов избыточность их хроматической гаммы, однако художника не устраивало отсутствие конструктивной силы. В подобном духе исполнены композиции «Обнаженные в лесу» (1909–1911, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), «Свадьба» (1910–1911, Национальный музей современного искусства, Париж). Из его первых опытов сохранилось несколько картин, созданных в 1904-1905 под влиянием импрессионизма («Сад моей матери», 1905, Бьо, музей Фернана Леже) или фовизма (пастозный «Автопортрет», Париж, частное собрание).
В композициях 20-х гг. Фернан Леже получил среди друзей прозвище тюбист (игра слов tube-tubiste – труба-трубист), а известный критик Метценже писал: Фернан Леже измеряет день и ночь, взвешивает массы, рассчитывает сопротивление. Едет в Польшу для участия во всемирном конгрессе деятелей культуры в защиту мира во Вроцлаве. 1913 год, когда создавалось большинство этих работ, для Фернана Леже был особенным. Со второй половины 1920-х годов в искусстве Леже все большее значение приобретает образ человека, машины, городской жизни («Механик в цехе», «Акробаты в цирке», «Двое рабочих на лесах», «Город»).
1953 Передвижная выставка в Японии, выставки в Галерее современного искусства, Нью-Йорк, в Институте искусств, Чикаго и в Сан-Франциско выставка цветных скульптур в галерее Луи Каре. В конце 1940—1950-х художник смог осуществить свои мечты о массовом, общедоступном искусстве в крупных монументальных работах: мозаики и витражи для церкви в Плато-дАсси (1947—1949), мозаики для крипты памятника американцам в Бастони (Бельгия, 1951), витражи и шпалера для церкви в Оденкуре (1951), панно для большого зала заседаний здания ООН в Нью-Йорке (1952), мозаика и витражи для университета в Каракасе (1954), витражи для церкви в Курфевре (1954), настенная роспись здания Газ де Франс в Альфорвилле (1955). Он начал свою творческую карьеру как архитектор, работал в одном из архитектурных бюро в Кане, а затем – получил должность чертежника в строительной фирме в Париже.
«Effort modeme». Его увлекла тема спорта, цирковых представлений, городских развлечений и эстрады. Вместе в тем, в его работах этих лет можно обнаружить влияние Делоне, например, в «Свадьбе» (1911, Париж, Нац. Этой серии полотен художник дал наименование «Контрасты и формы». 1948 Выполняет декорации к балету «Стальной скок» Прокофьева для Балета на Елисейских полях.
Живя во Франции, Ходасевич-Леже никогда не забывала о своих корнях. Мэг «Красный и черный корень», керамика, Чикаго, Художественный институт). Преодолев множество трудностей, она открыла на юге Франции Музей Фернана Леже. Что сказать. Хроматический диапазон также сократился, стал чрезвычайно лаконичным. Иллюстрации к стихотворению Элюара «Свобода». После этого смелого эксперимента Леже заявляет: «Появляется совершенно новый лиризм трансформированного предмета, пластика будет строиться на этих новых фактах, на этой новой истине». Пряталась, меняла имена и внешность – и ни разу не пожалела, что осталась во Франции.
Выставка Сезанна в Осеннем салоне в 1907 еще больше ускоряет развитие художника, который напишет: «Сезанн научил меня любви к формам и объемам и заставил меня сосредоточиться на рисунке». Кроме того, он учится в академии Жюлиана, продолжая работать у архитектора и фотографа. Ей пришлось жить в заброшенном вагончике и трудиться по ночам, занимаясь черной работой. Он делал лишь небольшие зарисовки и коллажи на крышках ящиков из-под снарядов. Последний французский период (1945-1955). А потом неожиданно увлекся кубизмом и уничтожил почти все свои старые полотна.
Таким образом, многие герои включались в работы постепенно. Главной темой его искусства стали человек, его труд, отдых и увлечения, тема строительства как единения, в которых отразились созидательность и масштабность видения художника («Строители», 1950 «Досуги», 1948-49 «Большой парад», 1954). Надежда Ходасевич-Леже умерла в 1982 году, дожив до 80 лет. Монастырь монастырем, а нужно было бороться за свою мечту.
В 1924 году при помощи операторов он выпустил собственный фильм «Механический балет». В конце 1920-х годов мотив ключей стал для Леже излюбленным. музей ван Аббе «Натюрморт с рукой», 1927, Эссен, музей Фолькванг). Декорации и костюмы для балета в постановке Жаннины Шара в Амбуазе. Лето 1947 года проводит в Нормандии. В живописи Фернана Леже, к которой он возвратился в 1927 году, начали появляться увеличенные персонифицированные детали (здесь сказалось несомненное воздействие кинематографа). В дальнейшем художник стал сотрудничать с представителями этого направления и с объединением «Стиль», основателями которого являлись Мондриан и Дусбург.
До села «доехали» не все полотна, а часть из них потом и вовсе украли из музея. В его живописи послевоенного времени преобладают образы рабочих, сцены труда и досуга людей из народа (Строители, 1950, Бьо, Национальный музей Фернана Леже Досуги, 1948—1949, Париж, Национальный музей современного искусства). музей современного искусства, Центр Помпиду). В это же время, с 1949, в Бьо вместе со своим бывшим учеником Роланом Брисом Леже экспериментирует с керамикой, мозаикой и витражом, стремясь достичь оригинальной выразительности, где царят его идеи монументальности, цвета и контраста (мозаика для фасада ц. в Асси, 1949 витражи для ц. в Оденкуре, 1951 и для ц. в Курфевре, Швейцария, 1954, а также для университета в Каракасе, 1954 скульптуры, мозаики и керамика для компании «Gaz de France» в Альфортвиле, 1955).
Таким образом, до 1923 Леже параллельно разрабатывает темы города, работы и отдыха фигура помещается в пейзаж («Оживленный пейзаж», 1921, Париж, частное собрание) или, с оттенком лиризма, в сложный интерьер («Большой завтрак», 1921, Нью-Йорк, Музей современного искусства «Женщина и ребенок в интерьере», 1922, Базель, Художественный музей). Лицо, его пластическая ценность – шар, сфера без выпуклых или вогнутых элементов. С 1932 по 1935 год художник работал преподавателем в «Большой хижине». Нос, глаза, рассматриваются как вещи, как вещи моделируются и также разрешаются. 1950 завершает картину «Строители».
В 1923-1926 годах Фернан Леже, объединяя пуризм, кубизм и суперреализм, создал серию композиций, которые построены по строго механической схеме из вертикально срезанных плоскостей (Зонтик и шляпа-котелок, Гармонь и др. ). Леже обращался также к керамике и коврам иллюстрировал книги, работал в театре и кино. Перед посадкой на корабль в Марселе он наблюдает купание молодых докеров в порту: «Эти ныряльщики привели в действие все остальное – акробатов, велосипедистов, музыкантов». «Ныряльщики на желтом фоне» (1941- 1942, Нью-Йорк, Музей современного искусства) положили начало серии картин на тему «люди в пространстве» и перевернули еще фронтальную основу «Композиции с двумя попугаями». Динамизм этих механоморфных форм выражается путем использования четких чертежных линий и условной штриховки («Балкон», «Лестница», «14 июля», Национальный музей Фернана Леже, Бьо). Художник считал, что на него подействовал американский климат, -- он стал работать гораздо быстрее, чем раньше. На самом же деле он помог Леже осознать свое призвание к стенной живописи и его влияние будет заметно в больших абстрактных композициях, созданных в 1924-1925 и названных самим художником «стенными миниатюрами» («Стенная композиция», 1924, Бьо, музей Фернана Леже).
Этот плодотворный период увенчан большой «Композицией с двумя попугаями» (1935-1939, Париж, Нац. Поселяется в квартале Гро-Тийоль в Жиф-сюль-Иветт.
Канвейлера (который в следующем году заключит с ним эксклюзивный контракт) он участвует и в выставке «Бубнового валета» в Москве. Металлические конструкции громоздятся на фоне неба. Я больше не блуждаю в потемках своих представлений, а вижу ясно. Основным тоном являлся гризайль, несколько тонированный цветом. Французский художник, скульптор, грабит и керамист. Под влиянием идей кубистов изменилась творческая манера художника. В 1922 году художник сказал следующее: «Три года без единого мазка кистью, но в непосредственном соприкосновении с жесточайшей и грубой реальностью.
Таким образом и рыба со спичечного коробка и Джоконда — повседневные реалии, а потому несут на себе печать ширпотреба, промышленного дизайна. Художник стремится к созидательному искусству, «понятному для всех, без тонконстей», к созданию «больших сюжетов», где главное – человеческая фигура. Я сопоставляю валеры, линии и противоречивые цвета. Гены родственников воплотились и в профессии: Натали — успешный искусствовед, модельер. Эта Джоконда больше напоминает какую-нибудь крышку конфетной коробки или обертку от мыла.
Но ее мечтам не суждено было сбыться – после ее смерти дом купил Зураб Церетели. С 1909 примыкал к кубизму. О родном селе Надя тоже не забывала, отправив в 1972 году туда часть своих мозаик. Вернувшись с войны, я стал изображать то, что почувствовал на фронте».
музей современного искусства, Центр Помпиду). Почти по Чехову, только — «В Париж. Его дарование максимально проявилось в монументальных работах -- таких, как мозаика и витражи, созданные для церкви в Плато-дАсси, над которыми он трудился с 1947 по 1949 год, витражи и шпалера для церкви в Оденкуре (1951), монументальное панно для Зала заседаний здания ООН (1952, Нью-Йорк), мозаика и витражи для университета в Каракасе (1954), настенная роспись здания «Газ де Франс» (1955, Альфорвилль).
Живопись, будучи искусством видения, по необходимости является отражением внешних условий, а не психологии. Человек и предмет зачастую в произведениях художника уравниваются и взаимозаменяемы. Оборудует в Бьо керамическую мастерскую. Он создавал эскизы к убранству Радио-Сити и полихромных скульптур.
В 1924-1927 предмет занимает в его живописи главенствующее положение. Ночная Америка с ее огнями приводят художника в восторг он вводит в своих картинах разделение цвета и рисунка, создавая таким образом «гибкую поверхность» («Цветные ныряльщики», 1942-1946, Бьо, музей Фернана Леже).
Фернан Леже делал проекты театральных декораций, эскизы к внутреннему убранству Радио-Сити и Рокфеллеровского центра, проектировал витражи, создавал эскизы полихромных скульптур (вместе с Мари Келлери). Она называлась «Передача энергии», где на фоне пейзажа со следами ушедшей бури и разноцветной радуги изображались мачты электропередач и трансформаторы. Его дарование максимально проявилось в монументальных работах — таких, как мозаика и витражи, созданные для церкви в Плато-дАсси, над которыми он трудился с 1947 по 1949 год, витражи и шпалера для церкви в Оденкуре (1951), монументальное панно для Зала заседаний здания ООН (1952, Нью-Йорк), мозаика и витражи для университета в Каракасе (1954), настенная роспись здания «Газ де Франс» (1955, Альфорвилль). Этот прием он будет использовать в своих произведениях еще долго.
Памятная выставка в честь Фернана Леже в Галерее Моэта. Такие картины, как «Листок остролиста» (1930) и «Бабочки и цветы» (1937, частное собрание) посвящены растительному и животному миру. Таковы композиции «Чтение» (1924, Национальный музей современного искусства, Париж), «Танец» (1930, Музей, Гренобль). В 1910 году Леже сблизился с объединением кубистов «Золотое сечение» и немедленно уничтожил все старые полотна. В период с июля 1915 по декабрь 1916 он делает серию набросков (Бьо, музей Фернана Леже), взятых из жизни, свидетельств повседневной жизни его сотоварищей на фронте.
«Джоконда и ключи» связана с «Марией-акробаткой» (1933, частное собрание) и «Адамом и Евой» (1935-1939, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия) – в том же недифференцированном пространстве, но гораздо более обширном, противодействуют абстрактные элементы и фигуры, прекрасно демонстрируя принцип «двух противоположных тем», сформулированный Леже. Присутствует на освещении церкви в Плато дАсси.
«Строители» (1950, там же) представляют другую сторону рабочей жизни, – труд они воспевают социальную эпопею тяжелого человеческого труда в более реалистичной манере. Действительно, на протяжении многих лет художник был восторженным свидетелем внедрения машины и ее мощной красоты в повседневную жизнь. Темами многих его композиций в это время стали цирк и народный оркестр. Но Надя осталась в оккупированном городе. Не повторяйте меня, – говорил художник, – берите от меня, что хотите и идите дальше. В 1921 году сотрудничал с кинематографистами (фильм «Колесо», режиссер Абель Ганс).
Многие из включенных в экспозицию работ раньше никогда не покидали своих мест. Именно они помогли ей добиться желаемого. Хроматический диапазон также сократился, стал чрезвычайно лаконичным. Не боюсь признаться: меня сформировала война».
Динамизм керамики подчеркивает огромная цветная скульптура Цветок-солнце. Настенная роспись здания объединения «Газ-де-Франс» в Альфортвилле. Начинает работать над серией «Ныряльщики». В Марселе он долго не садился на пароход, надеясь, что она все-таки одумается и приедет.
Усиливаются праздничность, нарядность, характерные для народного искусства. Мечта о Париже, словно путеводная звезда, всегда вела Надю по правильному пути. И все же он выделялся из числа других кубистов-современников: художник заполнял простейшими элементами все поле картины будто бы бессистемно, ничего не компануя, в результате чего работа выглядела как случайный фрагмент какого-то огромного пространства. Она расположена в самом центре и поддерживается некой круглой формой. В сентябре делает 17 витражей и шпалеру для церкви в Оденкуре.
Дарит «Композицию с двумя попугаями» нью-йоркскому Музею современного искусства. С 1932 по 1935 год художник работал преподавателем в «Большой хижине». Эти произведения покорили публику на выставке Независимых.
Четыре года Надя ходила по острию ножа, участвуя в движении Сопротивления. В том же 1912 проходит первая персональная выставка Леже в гал. В других работах того же времени разноцветные плоскости трактуются как проекции реальных форм современной урбанистической среды (Город, 1919, Филадельфия, Музей искусства На палубе буксира, 1920, Париж, Национальный музей современного искусства). Также в 1945 г. он становится членом Французской коммунистической партии.
Леже с удовольствием занимался оформлением массовых праздников (например, профсоюзное празднество на парижском Зимнем велодроме, 1937) и украшением домов (апартаменты Н. О. Рокфеллера в Нью-Йорке, 1938). Когда началась Вторая мировая война, Леже уехал в Америку. В живописи 1913—1914 механоморфные фигуры выявлены четкими чертежными линиями и условной штриховкой (серия Контрасты форм, 1913 14 июля, 1915, Бьо, Национальный музей Фернана Леже). В подобном духе исполнены композиции «Обнаженные в лесу» (1909-1911, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), «Свадьба» (1910-1911, Национальный музей современного искусства, Париж).
Так, значительную сумму, полученную от Грабовского на покупку теплой однажды, Надя истратила на выпуск журнала об искусстве «LArt Contemporain». В 1922 году он признавался: Три года без единого мазка кистью, но в непосредственном соприкосновении с жесточайшей и грубой реальностью. Он переходил из картины в картину, пока не достиг своей высшей точки в «Джоконде с ключами». На основе этих зарисовок будет написана картина «Солдат с трубкой» (1916, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия) и монументальная композиция «Солдаты играющие в карты» (Оттерло, музей Крёллер-Мюллер), созданная в конце 1917, когда художник был госпитализирован, после отравления газов на фронте в Вердене.
Теперь я стремлюсь к разнообразию в лицах. «Турист» (1954, Бьо, музей Фернана Леже), как и более ранняя «Поездка за город», свидетельствуют об успехах этого непосредственного искусства, чьи упрощенные знаки понятны без труда и вместе с тем достаточно полно передают тему произведения. музей современного искусства, Центр Помпиду), чья общая композиция взята из «Акробатов и музыкантов» 1945 (Париж, гал. Центральную для своего творчества тему труда и отдыха рабочих он воплощает в монументальных, лапидарно- обобщённых по характеру, мажорных по звучанию образах (Строители, 1951, ГМИИ). Французский художник. «Развлечения», начатые в 1943 в США, перерастают в картину «В честь Давида» (1948-1949, Париж, Нац.
Беглянку остановил знакомый постовой на станции. Выставка в галерее Тейт, Лондон. Но в тот день, когда Надя праздновала новоселье, началась Вторая мировая война. Панно для большого зала заседаний здания ООН в Нью-Йорке.
Эти контрасты форм для художника существовали не только в абстракциях, но и в предметах («Натюрморт с книгой», «Будильник»), человеческих фигурах («Лежащее обнаженное тело»), в природе («Деревья между домами»). Так, «Ваза для фруктов на столе» (1909, Миннеаполис, Институт искусств) показывает безупречное владение приемами Сезанна, а «Швея» (1909, Париж, Нац. В Америке появляется и тема велосипедистов, трактованная с сильным народным привкусом («Большая Жюли», 1945, Нью-Йорк, Музей современного искусства), а также тема конфликта между природой и отбросами городских агломераций («Прощай, НьюЙорк», 1946, Париж, Нац. С увлечением сотрудничал Фернан Леже с кинематографистами, участвуя в 1921 году в создании фильма Колесо (режиссер Абель Ганс) и др. Таким образом техницизм перерастает в разновидность наивного искусства.
Помимо ключей и механических элементов, в композиции присутствуют спичечный коробок, на котором ясно видна этикетка-рыба и, конечно, стилизованное изображение Джоконды. Однажды девочка даже «почти доехала» до города любви: собралась в дорогу в старых башмаках, ободранном платье и корочкой хлеба. Фернан Леже родился в Нормандии, в городе Аржантане.
Завершением этой темы стало величественное «Чтение», второстепенные детали которого трактованы гораздо более сдержанно (1924, Париж, Нац. Эта склонность к современной реальности, по возвращении Леже во Францию, приобретает политический и социальный характер (он вступает во французскую компартию). С увлечением оформлял Леже массовые праздники, а также делал декорации, украшал дома. Фернан ЛЕЖЕ (Fernand Leger) 1881, Аржантан, Орн — 1955, Жиф-сюр-Иветт, Эссонн. В дальнейшем Леже всё более тяготел к ясно выраженной сюжетной основе. Забавно, как на нас иногда влияют статьи из журналов.
С 1909 г. Леже примыкает к новому направлению, кубизму. Фернан Леже не стремился подражать кубистам, его занимало раскрытие сущности объемов. Я нахожу, что мои фигуры слишком одинаковы и невыразительны». Как он сам признавался, возможно, под воздействием климата или ритма жизни, в Америке он работал несколько быстрее, чем раньше.
Поездка в Чехословакию на Спартакиаду. В 1936-1937 он делает декорации и костюмы К «Триумфу Давида» для Гранд-Оперы (музыка Риети, хореография Лифаря) и украшает праздник Профсоюзов на Зимнем велодроме, а также пишет композицию «Передача сил» для дворца Открытий по случаю Всемирной выставки в Париже. Она строит музей своей прабабушки в Париже и планирует приехать с ее работ выставкой в Москву. Потом художника увлекла монументальность образов.
1946—1947 Отец Р. П. Кутюрье заказывает леже мозаики и витражи для церкви в Плато дАсси, которые художник заканчивает в 1949 г. Читает в Сорбонне доклад в курсе лекций «Труд и культура». Наконец, большая композиция «Механические элементы», 1924, Париж, Нац. Выставка в галерее Луи Каре, Париж.
Учился в архитектурной мастерской и в Школе изящных искусств в Париже (1903-05). Очень важно для понимания творчества художника слово «контрасты», которое так часто звучало в названиях его картин и в публичных выступлениях. В 1918—1920 художник приближается к абстракционизму: дискообразные, прямоугольные, параболически очерченные фигуры смыкаются в оптически подвижные композиции имитирующие технические системы (Диски, 1918, Париж, Национальный музей современного искусства Деревянная трубка, 1918, Париж, частное собрание).
В дальнейшем художник стал сотрудничать с представителями этого направления и с объединением «Стиль», основателями которого являлись Мондриан и Дусбург. Иногда для создания своих композиций Леже применял оригинальный прием. Но рисунки голодной деревенской малютки впечатлили всех — Надя была зачислена на курс. Лишь демобилизовавшись в 1917 году, Фернан Леже снова получил возможность работать. В Париж.
В «Обнаженных в лесу» (1909-1910, Отгерло, музей Крёллер-Мюллер), по словам самого художника, он «особенно боролся за объем» фигуры мощно переплетаются их отрывистый ритм, объединенный холодным светом, утверждает пластический порядок, «противоположный импрессионизму». В 1963 году она привезла в Москву работы мужа. Леже с удовольствием занимался оформлением массовых праздников (например, профсоюзное празднество на парижском Зимнем велодроме, 1937) и украшением домов (апартаменты Н. О. Рокфеллера в Нью-Йорке, 1938). Вместе с Роланом Брисом делает в Бьо первые керамические работы. В период 1930-х Леже много путешествовал.
Две картины главенствуют в этом «механическом» периоде: «Диски» (1918, Париж, Гор. В 1929 году при содействии Леже и Озанфана появилась Современная академия. Только в 1918 году художник демобилизовался и получил возможность работать. «Самое прекрасное — иметь цель, чтобы она сияла, тянула и чтобы ее изо всех сил добиваться», – будет говорить она много лет спустя. О нем много писали и сам он читал лекции. В 1932—1935 преподавал в академии Гранд Шомьер. Они прожили вместе всего несколько лет – 17 августа 1955 года Фернана Леже не стало.
Художник всегда говорил, что хочет «расцветить» повседневную жизнь. Во многом благодаря этому Фурцева стала одной из самых элегантных дам СССР. Ретроспективная выставка в Лионском музее. В 1940-46 жил в США.
Получает Гран при на Бьеннале а Сан-Паоло. Выставляется в галерее Поля Розенберга. Бокье ушел на фронт, Леже был вынужден уехать в Америку. с чётким контуром, выделяющим геометризированные формы, яркие, локальные цветовые зоны, Леже эстетически осмысливает облик индустриального города, находит гармонию между человеком и миром современной техники (Город, 1919, Музей искусств, Филадельфия).
Картина «Джоконда и ключи» (1930, Бьо, музей Фернана Леже) стала для Леже очень «рискованной» с точки зрения контрастов предметов. 1955 Первые эскизы к «Сталинградской битве». Темой его композиций делаются различные механизмы, машины и люди в городе (Механик в цехе, Акробаты в цирке, Двое рабочих на лесах, Город и др. ). Эти произведения покорили публику на выставке Независимых. После службы в армии он поселился в знаменитой художественной колонии «Улей», где и началась его дружба с лидерами европейского авангарда. В 1929 году при содействии Леже и Озанфана появилась Современная академия.
Обучался профессии архитектора в Канне (1897—1899), затем учился в парижской Школе декоративного искусства, а также в свободной студии Школы изящных искусств и в Академии Жюлиана. Таковы картины «Диски» (1918, Национальный музей современного искусства, Париж), «Деревянная трубка» (1918, частное собрание, Париж). В этом новом воззрении все получает организованность.
В 1920-1930-е годы художник принимал участие в осуществлении многих архитектурных проектов. В композиции связка ключей является ведущей. музей современного искусства, Центр Помпиду) и в некоторых городских пейзажах с их более цветными деталями и музыкальными переходами планов еще сезанновских по происхождению («Крыши Парижа», 1912, Бьо, музей Фернана Леже). В 1910 году Леже сблизился с объединением кубистов «Золотое сечение» и немедленно уничтожил все старые полотна.
Сказано — сделано. В годы войны художник переезжает в США и преподает в Йельском университете. Цветовая палитра этих работ, по закону жанра, отличалась сдержанностью. Однако в браке уже давно наметился разлад.
Он переходил из картины в картину, пока не достиг своей высшей точки в «Джоконде с ключами». Летом читает курс лекций в колледже Миллиса, где организует выставку своих картин. ».
1949 Ретроспективная выставка в Национальном музее современного искусства, Париж. Но его поездка в СССР так и не состоялась.
Гвоздем Салона стало полотно Фернана Леже Обнаженные в лесу, над которым он работал целых два года (1909-1911). Она называлась «Передача энергии», где на фоне пейзажа со следами ушедшей бури и разноцветной радуги изображались мачты электропередач и трансформаторы. В 1920 году Леже познакомился с пуристами и их лидерами А. Озанфаном и Ш. Жаннере (Ле Корбюзье). После двухлетнего обучения архитектуре в Кане (1897-1899), в 1900 Фернан Леже приезжает в Париж и поступает рисовальщиком к архитектору.
Корень, бывший прежде излюбленным мотивом соединению предметов, сам становится темой картины («Черный корень», 1941, Париж, гал. В1920 году Леже познакомился с Озанфаном и Ле Корбюзье, основателями пуризма. Выставляет картины «Загородная прогулка» и «Большой парад» в Доме французской мысли выставка в галерее Каре. И с огнем в глазах рассказывала об этом сокурсникам. Он мечтал о том, чтобы картины стали своеобразной противоположностью стене. Недаром ключевыми чертами характера Нади были упрямство и упорство. Леже Фернан (Lйger) (1881-1955), французский художник, мастер декоративного искусства.
Посе- лившись в «Улье» (Ла Рюш) около 1908-1909, Фернан Леже подружился с Делоне, Максом Жакобом, Аполлинером, Морисом Рейналем и особенно с Блезом Сандраром, который посвятит ему свою знаменитую поэму «Конструкция». Этот прием будет в двух последующих работах Леже (J954): одна из них – это «Большой парад» (Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма) на тему цирка, этой «страны движущихся кругов» (этой теме была посвящена и ранняя композиция «Цирк», 1918, Париж, Нац. Этой серии полотен художник дал наименование «Контрасты и формы». В 1935 Леже во второй раз едет в Соединенные Штаты вместе с Ле Корбюзье (первая поездка состоялась в 1931, Нью-Йорк и Чикаго) в Музее современного искусства и Художественном институте впервые проходят его выставки. 1940—1945 Живёт в эмиграции, в США.
В 1924 совместно с А. Озанфаном, М. Лорансен и А. Экстер открыл свободную художественную школу, а в 1929 — Современную академию (совместно с Озанфаном). Леже всерьез увлекся проблемой синтеза искусств. Всего за годы эмиграции Леже написал 120 полотен, однако их большинство представляло собой переосмысление прошлого мира рисунков и полотен, которые мастер взял с собой в эмиграцию. А такие его картины, как Балкон, Лестница и др., поражали всех динамизмом. Когда началась Вторая мировая война, Леже уехал в Америку. И вселил в ее душу надежду на будущее.
Вскоре к фамилии художницы прибавилась еще одна. Помимо живописи художник занимался также к керамикой, книжными иллюстрациями, дизайном одежды и ковров, работал в театре и кино. Этот факт научил меня большему, чем все музеи мира. Когда ему исполнилось шестнадцать лет, по совету дяди Леже отправился в Канн учиться архитектуре.
Не боюсь признаться: меня сформировала война. Зато абсолютно новые черты появляются в «Женщине в голубом» (1912, Базель, Художественный музей): ровно окрашенные геометрические и круговые формы, перераспределяя тему в чисто пластической композиции, уже находятся на грани абстракции. Одним из лучших полотен того времени считается композиция «Строители» (1950, Национальный музей Фернана Леже, Бьо).
Эта Джоконда больше напоминает какую-нибудь крышку конфетной коробки или обертку от мыла. Вернувшись в освобожденную Францию, Фернан Леже вступил в коммунистическую партию. Лекция «Современная живопись» в Брюсселе. Во время приступа ишиаса находится в Шеврёзе. В станковых композициях 1930-х очертания человеческих тел, деревьев, облаков сплетаются в однородную пластическую структуру с рассеянными в ней яркими цветовыми сгустками (Адам и Ева, 1935—1939, Дюссельдорф, Художественный музей Композиция с двумя попугаями, 1935—1939, Париж, Национальный музей современного искусства).
В апреле — выставка и лекция в Кунстхалле в Берне другие выставки: Музей Антриб галереи Бери и Луи Каре, Париж галерея Сиднея Жаниса, Нью-Йорк. К этому времени относится ряд крупных работ монументального плана: оформление зала физической культуры на Всемирной выставке в Брюсселе (1935), живописное панно для Дворца открытий на Всемирной выставке в Париже (1937), оформление профсоюзного празднества на парижском Зимнем велодроме (1937), росписи апартаментов Н. О. Рокфеллера в Нью-Йорке (1938). Прямолинейные и асимметрические архитектурные формы служат фоном для городских видов и для изображений человеческих фигур, они являются тем общим знаменателем, который позволяет напомнить о том, что с 1921 Леже поддерживал отношения с художниками голландской группы «Де Стейл», ван Дусбургом и Мондрианом, тексты которых были в 1920 опубликованы гал. музей современного искусства), где ровно окрашенные круги весело контрастирующих цветов (воспоминание о хроматических кругах Делоне) соответствуют движению шатуна и «Город» (1919-1920, Филадельфия, Музей искусства), в котором Леже более лирично воспевает городской мир – динамическое чередование острых планов, полная независимость цветов, введение трафаретных букв преобразуют банальный мир в грандиозное видение, где присутствуют и маленькие силуэты людей. Эта творческая сторона жизни доставляла Наде большую радость. Однако его проекты не привлекли организаторов Всемирной выставки в Париже в 1937 году.
Преподавал в Йельском университете (там же преподают Фосийон, Мийо, Моруа). Я приближаюсь к индивидуализации персонажей». Пишет текст и выполняет рисунки для альбома «Цирк» изданного Териадом. Прием наложения прозрачных цветовых зон поверх контурного рисунка уподобляет такие композиции витражам (Большой парад, 1954, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма). В конце 1920-х годов мотив ключей стал для Леже излюбленным. Мастер выполнил всего один заказ -- монументальную стенную роспись для Дворца открытий.
Теперь она звалась мадам «Ходасевич-Леже». Его знаменитый фильм Механический балет (1924) стал классикой киноавангарда. Леже всерьез увлекся проблемой синтеза искусств. Мечтая увидеть свои работы на улицах, сделать искусство общедоступным, Леже обратился к монументальным росписям и проектам для кино и театра.
С эффектом композиции крупного плана (навеянного кинематографом) сочетается простота конструктивной строгости в этом синтезируются влияния группы «Де Стейл», Баухауза, русского конструктивизма и пуризма, хотя сам Леже и оспаривал влияние пуризма на его живопись («Аккордеон», 1926, Эйндховен, Гор. Выставка получилась довольно представительной – 170 произведений из Музея Соломона Гуггенхайма и Музея современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке и внушительное число архивных материалов. Представление о вещах менее фиксировано, предмет сам по себе выявляется менее, чем раньше. После третьей поездки в Нью-Йорк (сентябрь 1938 – март 1939 отделка квартиры Нельсона А. Рокфеллера Младшего), Леже в октябре 1940 покидает Францию для добровольного пятилетнего изгнания в США, где читает курс лекций в Йельском университете. Умирает 17 августа в городке Жиф-сюр-Ивет в Иль-де-Франсе.
Я сопоставляю валеры, линии и противоречивые цвета. Монумеигальные работы. Новые стимулы для творчества Леже обрел, поселившись на улице Пассаж-де-Данциг в отеле Ля Рюш (Улей). Это обстоятельство признавал и сам мастер: «Лица моих рабочих разнообразны. В 1945 году он вновь возвращается во Францию. Она согласилась. музей современного искусства.
Вместе с Базеном и Дилемм участвует в дискуссии «Современное искусство» в Брюсселе и Антверпене. При содействии операторов он в 1924 году снял свой фильм Механический балет. Вот таким образом путь в искусство для Леже оказался достаточно длинным.
Он окончил городской колледж, затем, по настоянию матери, церковную школу в Теншебре. Под влиянием идей кубистов изменилась творческая манера художника. Именно это и произошло с Надей: ее жизнь снова озарилась, мечта стала еще более осязаемой.
Урбанистическая среда трактуется в виде проекций реальных форм на разноцветные плоскости («Город», 1919, Музей искусств, Филадельфия «На палубе буксира», 1920, Национальный музей современного искусства, Париж). Выполняет иллюстрации к книге Рембо «Озарения», эскизы декораций и костюмов к опере Дариюса Мийо «Боливар». В композиции связка ключей является ведущей.
Контрасты формы Фернан Леже видит не только в абстракциях, но и в предметах (Натюрморт с книгой, Будильник), фигурах людей (Лежащее обнаженное тело) и даже в природе (Деревья между домами). гал. ) и позднее в «Человеке в свитере» (1924, Париж, частное собрание). Наконец, фигура человека приобретает значение архетипа в монументальном «Механике» (1920, Оттава, Нац. В 1921 году сотрудничал с кинематографистами (фильм «Колесо», режиссер Абель Ганс). В 1927 году у супругов родилась дочь Ванда. 2 августа 1914 Леже уходит на фронт.
Обогащенный опытом военных лет, Леже с 1918 возвращается к фигурации, сначала изображая человека как робкое дополнение машины («Буксир», 1918, частное собрание варианты – 1920, Гренобль, Музей изящных искусств и 1923, Бьо, музей Фернана Леже), а затем уже на равных с машиной («Типограф», 2-е состояние, 1919, Мюнхен, Новая пинакотека). Мэг) а вторая – «Поездка за город» (Сен-Поль-де-Ванс, фонд Мэг). Очень хочется верить, что правнучка Надежды Леже доведет до конца свой замысел и мы будем знать больше не только о Фернане Леже, но и о той, чьей жертвенности и упорству он так многому обязан. Он создавал эскизы к убранству Радио-Сити и полихромных скульптур. Однако, парадокс: вагон с ее творениями месяц долго простоял на запасных путях.
Похоронен на местном кладбище. «.
Грабовский вернулся в Варшаву, оставив жену и ребенка без средств к существованию. Мастер выполнил всего один заказ — монументальную стенную роспись для Дворца открытий. В декабре 1945 г. Возвражается во Францию. Именно вот таким образом он уговаривал своих друзей-архитекторов включать в дизайн интерьеров и росписи (стоит напомнить, что до того, как стать художником, Леже учился на архитектора и затем некоторое время работал чертежником у одного парижского зодчего).
Художник создает теперь динамическое пространство (круговая композиция), обновляет иконографию (растительный и животный мир, минералы) и устанавливает новые связи между мотивами (соединение шнуром или витой лентой). Центр Помпиду), которую сам художник считал антитезой «Городу» (1919). Она расположена в самом центре и поддерживается некой круглой формой. Стремление стать большой художницей помогает ей преодолеть эту нелегкую полосу в жизни.
Его композиции – это живое тело, органами которого являются деревья и фигуры людей. На Надю он сначала не обратил особого внимания. Огромное впечатление на Фернана Леже в 1907 году произвела посмертная выставка Сезанна.
В 1914—1916 Леже воевал на фронте в саперных войсках. Фон он создавал нанесением на полотно масляных красок или гуаши, а затем приступал к работе над композициями, которые часто составлялись из разрозненных элементов. Интерес к современным теориям механики воплотился в творческом методе мастера, который сам художник называл «динамическим механизмом». Выполняет мозаику для крипты памятника американским героям в Бастони (Бельгия). Его привлекла эстетика «математического лиризма», проблемы синтеза искусств, пропагандируемые пуристами. Он исследовал тему контрастов объемов и цветов, создавая конструктивные композиции с криволинейными и трубчатыми фигурами (серия «Контрасты форм», 1913).
Но она не покинула Париж. Настоящий мужчина. Фернан Леже (1881 – 1955) писал не только картины – он также расписывал частные интерьеры, церкви, выставочные павильоны, зал Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке и даже круизный лайнер. В 1920 году Леже познакомился с пуристами и их лидерами А. Озанфаном и Ш. Жаннере (Ле Корбюзье). Это был пик творчества художника. По эскизам Леже оформлен музей его имени в Бьо (1956-60), выполнены мозаики в Доме культуры молодёжи в Корбей-Эсоне (1965-66), витражи в Институте М. Тореза в Париже (1960) и др.
Люди, как правило, свободно обводятся скругленными линиями. Темой композиций художника становятся люди в городе, а также машины и механизмы. Надя мечтала показать мужу свою далекую родину. Я больше не блуждаю в потемках своих представлений: меня сформировала война».