Ярко-праздничный крестьянский быт и жизнь провинциального купечества – основные темы живописи выдающегося русского художника Бориса Михайловича Кустодиева. Кирилл Борисович Кустодиев пошел по стопам отца, став известным театральным художником. К концу девяностых годов, в семьеБориса Михайловича Кустодиевых было уже двое детей и художник неустанно рисовал портреты своей маленькой дочери и подросшего сына или изображал их фигурки на сюжетных картинах. Особенности творчества художника Бориса Кустодиева: любил жанр портрета-картины, когда характер героя раскрывается через окружающий его пейзаж интерьер или даже служащую фоном жанровую сцену не жалел для бытовых сцен декоративности и зрелищности с большой симпатией писал жизнь провинции. Художник Борис Кустодиев в течение всей своей жизни написал большое количество картин.
В ноябре 2012 года картина Бориса Кустодиева Извозчик из коллекции лауреата Нобелевской премии по физике Петра Капицы была продана на аукционе Christies в Лондоне за 4, 4 миллиона фунтов стерлингов, что стало мировым рекордом стоимости для работ русского художника. Борис Михайлович Кустодиев (23февраля (7марта)1878, Астрахань— 26 мая 1927, Ленинград)— русский советский художник. Любителям русской живописи хорошо известно имя такого замечательного отечественного художника, как Борис Кустодиев. Русский художник Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта (по старому стилю 23 февраля) 1878 года в Астрахани в семье преподавателя духовной семинарии.
Борис Михайлович Кустодиев (23 февраля (7 марта) 1878, Астрахань – 26 мая 1927, Ленинград) – художник, запечатлевший на своих ярких и жизнерадостных полотнах сцены русских будней и праздников.
Портрет И. Я. Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели. Картину представили на выставке общества «Мир искусства». Его болезнь, впервые заявившая о себе еще в 1907-м, прогрессирует.
Вот кого рисовать-то. Затем отмахнуться от них уже было невозможно – боли в руке и шее усиливались. Кустодиев применяет типичный прием обобщения и аллегории. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже).
В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников». Но в 31 год отмахнуться уже не удавалось – боли в руке и шее все усиливались, не прошло и года, как он вынужден признаться: Страдаю очень, особенно по утрам. В 1903 году Кустодиев отправился в Европу.
спектакли, в том числе по пьесам А. Н. Островского) предстает естественным продолжением его станковых работ. Кустодиев проиллюстрировал для этого издания басню И. А. Крылова «Хозяин и работник». – Они олицетворяют сытую, сонную, застывшую в своей косности купеческую Россию.
В академии Кустодиев начал писать картины с исторической тематикой. Работа была заказной. Больной без сознания, вот таким образом вам решать, что сохранить ему: руки или ноги. Обо всем этом мы уже рассказывали читателям3. Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях серии Ярмарки (1906, 1908), Деревенский праздник (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах Купчиха, Девушка на Волге, Красавица (все три 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции.
Популярность художника растет, о нем все чаще пишут в прессе. Он пишет небольшую картину «Ярмарка». Юлии Евстафьевне пришлось научиться быть сиделкой, сестрой милосердия, нянькой, добытчицей, кухаркой и первой помощницей для больного художника.
К концу девятисотых годов у Кустодиевых уже двое прелестных детей. Все заботы о воспитании четырех детей легли на плечи матери, Екатерины Прохоровны. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Да и задача «Народной библиотеки» была другой: дать стране простую и прежде всего предельно дешевую книгу.
Вот таким образом сценография как таковая (оформление «Блохи» Е. И. Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др. Лескова, ленивыми купчихами народных сказок и картинок. Изображены: Кустодиев, его жена, дочь и сын, сестра с мужем (А. В 1896 году Кустодиев поступил в Петербургскую Академию художеств. К тому же он сроднился с Петербургом и не хотел уезжать отсюда.
Под его началом Борис Кустодиев быстро растет – в первую очередь, как портретист. Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём. Отца своего он почти совсем не помнил.
В 1905–1907 гг. Художник изображает их с мягким юмором, томно и бездумно смотрящими на окружающий мир. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности.
Невыносимые боли в руках, которые не позволяют мастеру полноценно работать, вынуждают его отправиться в Швейцарию, где ему ставят диагноз «туберкулез костей». Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Саутин: "Кустодиев – художник разностороннего таланта.
Написанные яркими красками разноцветные балаганы, торговые палатки, карусели, нарядные тройки, катания с гор создают радостное, мажорное настроение. Инициативу «Шиповника» подхватило петербургское издательство «Общественная польза», выпустившее в 1910 году хрестоматию «Детский альманах». Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской.
Нет, его идеал вовсе не такие дебелые женщины. Медики ставят страшный диагноз – костный туберкулез. Кустодиев интересовался книжной графикой еще в пору учебы в Академии художеств. Жена Кустодиева Юлия (сам художник был под наркозом) решила: «Руки оставьте, руки. Да, отец, не ошибся в выборе спутницы жизни, она была достойна его.
Елена Плевицкая: По ночам он кричит от боли, а за утренним завтраком – до отъезда в театр – рассказывает нам с мужем, что его мучит один и тот же кошмар: черные кошки впиваются ему в спину раздирают позвонки. Не сломили Кустодиева и непрекращающиеся нападки коллег: футуристы ругали за нерешительность и нежелание «перерезать пуповину», которая связывала его с Репиным, декаденты определяли его работы как «безнадежно ортографические», критики часто вспоминали «лубочность» полотен мастера, а в 20-е годы назвали «последним певцом купеческо-кулацкой среды». Только щеки да нос краснеют». Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней. Из Франции мастер едет в Испанию, которая вызывает у него двойственные чувства. Характерные для ряда его образов эротические ноты, добродушные («Русская Венера», Нижегородский государственный художественный музей, 1924-26) или более драматичные («Купчиха и домовой», 1922, частное собрание, Санкт-Петербург), достигают предельной откровенности в неопубликованных рисунках к «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова. Поступил в студию Рене Менара.
Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Богатое разноцветье билибинских книг для Государственного издательства было неподъемным. Угадывается даже некоторое сходство образа на этой иконе со строгим и торжественным лицом председателя чаепития.
А художник был почти беспомощным. Однако трагедия не сломила художника. Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся Портрет Р. И. Нотгафт (1909), а также Портрет священника и дьякона (1907) и Монахиня (1908). оперных спектаклей (1920, «Царская невеста», Большой оперный театр Народного дома 1918, «Снегурочка», Большой театр (постановка не осуществлена). Он получил за свои картины большую золотую медаль Международной ассоциации и уже в декабре вместе с новорожденным сыном супруги Кустодиевы выехали в Париж.
А над всем этим, выше толпы и домов, большевик со знаменем в руках. В его творчестве появляются новые темы, навеянные бурными событиями тех лет. В том же 1919 году, когда увидел свет «Дубровский», Б. М. Кустодиев сделал обложку иллюстрации и небольшой портрет А. С. Пушкина для книги «Руслан и Людмила», которая вышла в Петрограде в 1921 году.
Характерна в этом плане картина «Купчиха» 1915 года – собирательный образ, в котором воплощено представление художника о женской красоте. Особое впечатление всегда оказывали на художника города и села Верхней Волги — Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз. А участие в написании парадного «Торжественного заседания Государственного совета», к работе над которым молодого художника привлек И. Е. Репин, осталось не более чем эпизодом в его наполненной до краев жизни. Несмотря на то что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию. В 1909 году художнику исполнился 31 год.
К болям в руке прибавились сильнейшие головные боли со рвотой. Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. В 1920 году Кустодиев по заказу И. Бродского создает серию «Русь»: 26 акварелей, каждая из которых до мельчайших подробностей рассказывает о жизни простых русских людей.
Цветы подсолнуха, листья и бутоны здесь только угадываются. А шуба. Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации). При виде этой невероятной, прямо фантастической жизненной потенции становилось стыдно за недостойные минуты недовольства судьбой, сетований и прямого нытья у нас — здоровяков и крепышей».
Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Художник написал богоматерь с жены, а ее младенца – со своего долгожданного сына Игоря. Что касается Кустодиева, власти закрыли глаза на его «оппозиционные шалости» : слишком уж очевиден и ценен был его талант. В 1915 году свет увидел «Купчиху» и «Красавицу» – неповторимые образы русской красоты. Борис Кустодиев по праву считается непревзойденным мастером портрета – этот жанр занял центральное место в его творчестве еще со времен учебы в Академии художеств.
А незадолго до смерти была создана знаменитая «Русская Венера» 151 гимн во славу женской красоты, увиденной через сугубо национальную исконно русскую призму. Молдовцева (1901), гравера В. В. Этюд с нее лег в основу картины. Тем не менее в эти годы были написаны многие большие и жизнерадостные картины. Мы видим и румяное, красивое лицо и вольную, сценическую позу и перстень на мизинце и переливы меха и концертный костюм под распахнутой шубой и даже выражение преданности и восторга на надменной морде бульдога у его ног".
После октября 1917 года в исторической живописи появились новые темы и герои. Он помогает раскрыть содержание образа, создать среду, характеризующую его героинь. Обучался сначала в мастерской Василия Савинского, со второго курса – у Ильи Репина, участвовал в работе над его картиной Заседание Государственного совета (19011903). Его работы представлялись на выставках петербургского объединения «Мир искусства» и московского Союза русских художников.
Здесь еще видна первая непосредственная реакция художника на революционные события. За гостиной – мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей.
И. Шаляпин», 1922, там же). Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И.
Первоначально делались портреты отдельных лиц 151 пастелью и маслом, которые затем художник предполагал перенести на большое полотно. Заграничные впечатления не отразились в творчестве Кустодиева: его интересовала лишь Россия, ее прошлое и настоящее. Он писал дородных купеческих жен 151 как одетых, так и обнаженных. Специальное образование будущий художник получил в Академии художеств, где его учителем был Илья Ефимович Репин (1844 151 1930). Когда старый приятель – Иван Билибин – предложил художнику войти в редколлегию сатирического журнала «Жупел», тот согласился с энтузиазмом.
Мне кажется, что в этом он был похож на А. П. В 1903 году Кустодиев окончил Академию художеств. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. Кустодиев родился 23 февраля (7 марта) 1878 года в Астрахани в семье преподавателя местной женской гимназии. Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах. С тех пор, по собственным словам Кустодиева, его миром стала его комната.
И ей показалось, что это не просто портрет, а робкое признание и надежда. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет.
Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Рука по-прежнему болит, особенно по утрам. Художник – без рук.
Правда, ряд исследователей (в том числе Валериан Богданов-Березовский) считают, что художник создал, скорее, сюжетную композицию, «в которой сам портрет, вынесенный на передний план играет роль главного, но все же составного компонента». Творчеству каждого из них мы собираемся в будущем посвятить отдельные статьи цикла «Художники книги ХХ века». «Адскую почту» постигла участь «Жупела» : тираж был конфискован, а журнал закрыт.
работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. Это собирательный образ России. Билибина был отмечен золотой медалью на Международной выставке в Мюнхене.
Им было написано около двадцати подготовительных этюдов и правая часть самой картины. Ему категорически запрещено работать. Ему надевают жесткий корсет на верхнюю часть туловища. Никогда у меня не было такого полного, такого вдохновляющего единомыслия с художником, как при работе над спектаклем Блоха. Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами. Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской.
На этом пути Кустодиеву выпало множество жизненных испытаний — от неприятия его творчества публикой до тяжелой болезни. Кустодиевой с дочерью Ириной. Он жить не сможет». К этому же времени относится увлечение художника темой Масленицы.
Борис Михайлович рисует поэзию мечты, сказку. Картина эта, к сожалению, завершена не была. Первая работа Кустодиева, посвященная революции изображает день свержения царизма и называется «27 февраля 1917 года» (1917). Затащил мужика с базара — и писал при народе.
Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Мне кажется, что в этом он был похож на А. П. С 1907 года — член Союза русских художников. Обратив внимание на успехи своего ученика, Репин приглашает Кустодиева участвовать в работе над большим групповым портретом – картиной «Торжественное заседание Государственного Совета».
Из его записной книжки: Каждое существо хочет жить, даже таракан. Но и она только чуть приглушила боль. Лескова, ленивыми купчихами народных сказок и картинок, – считает И. Лапина. Узкий круг их интересов определен той обстановкой, в которой они живут.
Здесь была опубликована «Сказка о попе и его работнике Балде», мотивы которой были положены в основу иллюстрации, помещенной на обложке. В разговоре о художнике невозможно не вспомнить о «кустодиевских женщинах» – типе русских красавиц, созданном Борисом Михайловичем. И ученик оправдал надежды.
Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Проходит несколько лет и появились серии картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники» (1906-1910). Мастер пишет также жанровые портреты-типажи, где фигуры предстают олицетворениями русской провинции как таковой («Купчиха», 1915 «Купчиха за чаем», 1918 оба — Русский музей), окружает живой жанрово-пейзажной средой и собственно портретных персонажей («Ф. Борис Кустодиев Портрет Ю. Е. Он создает агитационную графику в духе народного лубка, часто выступает как художник книги, суммируя свою старорусскую иконографию в книжке «Русь» (с текстом Е. И. Замятина 1923) и др. ДО КОНЦА. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка.
Добужинского (1913), И. Я. 1915 У окна. Забывал, когда удавалось забывать. Декорации в исполнении Кустодиева были красочны, близки к его жанровой картине, но это не всегда воспринималось как достоинство: создавая мир яркий и убедительный, увлекаясь его вещественной красотой, художник подчас не совпадал с авторским замыслом и режиссёрским прочтением пьесы («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ так и не увидевшая свет «Гроза» Островского, 1918).
Но большой удачей художника эту его работу все же назвать нельзя. Он начинает писать их в тяжелые времена. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. А потом его ждала работа над эскизами к спектаклю Вражья Сила.
Что было в его силах в это смутное и голодное время. В Париже он пишет одну из своих самых лирических картин «Утро». Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901–1903, Русский музей, Санкт-Петербург). В период с 1916 по 1922 год Кустодиев создал несколько полотен изображающих масленичные забавы («Масленица», 1916, Третьяковская галерея, Москва).
С 1911 года — член возобновившегося «Мира искусства». В то же время Кустодиев создает ряд портретов.
Вместе с семьей отправляется в Париж. XX в. к художнику пришло признание.
За свою программную работу «На базаре» (картина не сохранилась, остался только ее этюд) художник получил золотую медаль и право на заграничную поездку. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию. Здесь еще видна первая непосредственная реакция художника на революционные события. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Здесь была опубликована серия иллюстраций Кустодиева 151 к «Неточке Незвановой» Ф. М. Достоевского, к «Дедушке Мазаю» Н. А. Некрасова, к рассказам А. П. Чехова.
В 1931 году он становится академиком, о нем восторженно пишет Репин. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. И Репину отводилась роль эдакого «прожектора перестройки». Легко читаемые надписи выполнены письмом, внешне похожим (но лишь похожим) на древнерусскую скоропись. Художник обратился к близкому для него жанру портрета, что применительно к «Мертвым душам» уже делал П. М. Боклевский. А болезнь художника прогрессировала. Это, например, видно по его картинам «Купчиха за чаем», «Купчиха с покупками», «Купчиха на балконе», «Извозчик», серии акварелей «Русские типы». А вот что пишет Н. А. Так он и работал.
Этой работой был эскиз задуманного им триптиха Радость труда и отдыха. Первым 151 в 1919 году 151 был подготовлен сборник, в который вошли «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке». Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв.
Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Бегут, размахивая руками, поднимают в воздух шапки.
Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены. Матэ (1902). Натурщицей Кустодиева была скромная девушка, жившая неподалеку. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах.
Однако, за «Жупелом» последовал журнал «Адская почта», в котором Борис Михайлович Кустодиев отличился шаржами на графа Игнатьева, обер-прокурора Синода Победоносцева и многих других героев репинской картины «Торжественное заседание Государственного совета». Он жил в состоянии радостного возбуждения. Картину укрепляли горизонтально и ее можно было передвигать взад и вперед. События, увиденные художником из окна комнаты на Петроградской стороне, сохраняют в картине яркость и убедительность непосредственного жизненного впечатления.
Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения). Б. М. Кустодиеву в работе над «Мертвыми душами» удалось найти новые нотки, в основном сатирические.
Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь. Произведение привлекает внутренним теплом, атмосферой радостного материнства. Это была работа наугад, на ощупь. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии.
И никогда ни слова недовольства, ни намека на усталость. Последние месяцы, что оставались ему на земле были уже не жизнью, а умиранием. Первые признаки болезни появились еще в предвоенные годы. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Кустодиев был женат на Юлии Прошенской (18801942), они обвенчались в 1903 году. В 1909 году собрание Академии художеств по представлению И. Репина и других заслуженных профессоров избирает Кустодиева «за известность на художественном поприще» академиком живописи.
Он умер на следующий день от скоротечного воспаления легких. 1906 Портрет жены художника 1909 Портрет Ю. Е. Кустодиевой. Кустодиев применяет типичный прием обобщения и аллегории. Рассказывают, как почти свихнулся некий митрополит, узрев одну и его картин: Видимо, диавол водил дерзкой рукой художника Кустодиева, когда он писал свою Красавицу ибо смутил он навек покой мой. Кирова (ныне Мариинский театр), умер в 1971 году.
Рериха (1913), М. В. Мать арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. За границей он снова начал с увлечением учиться и прошел здесь настоящую школу. Бегут, размахивая руками, поднимают в воздух шапки. Он не стремится быть правдоподобным в формах — здесь все символично и метафорично, все сочинено. Извозчик, пьющий чай в трактире, прогуливающийся по городу представительный купец в богатой шубе, спешащий исполнить поручение половой, читающий газету сундучник, расхваливающий товар веселый булочник – каждый становится неповторимой частью картинки, которая собирается в один огромный пазл под названием «Русь».
Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. н а «галантный» XVIII век с напудренными маркизами Бориса Михайловича никогда не тянуло, да и современных ему властителей жизни и их красивых, роскошно наряженных жен Кустодиев не писал. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Задача была не из легких: к гоголевской поэме обращались многие, начиная с А. А. Агина и Е. Е. Бернардского и кончая коллективом художников, проиллюстрировавших только что вышедший в издательстве А. Ф. Маркса большой импозантный том «Мертвых душ». Наоборот, все то, чего лишила его жизнь, он выразил в искусстве.
В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства». – писал ей когда-то Кустодиев. Кустодиевой. Восторженно встретив революцию 1917 года, он вскоре разуверился в большевиках. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл.
Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Поездка за границу много дала молодому художнику.
1903Уже через несколько дней после знакомства художник задумал написать ее портрет. К некрасовскому стихотворению Кустодиев еще вернется 151 уже в послереволюционные годы. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви.
Чехова – и тот и другой «уважали» животных и изображали их в своих произведениях как равноправных «членов общества». Журнал вскоре закрыли, Билибин был арестован. В 1921 годуБорис Кустодиев создает живописную серию, посвященную четырем временам года. Юлия Евстафьевна сидит в коридоре.
Вот таким образом кустодиевские иллюстрации чернобелые. Над крышами палаток виднеются купола церквей и крестьянские избы, синева леса и облачное небо. Но остался на родине и продолжал исступленно работать.
Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. Только одно рисовать. Художник позволяет нам очень подробно рассмотреть Шаляпина. Вторую родину он открыл для себя в Кинешме. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г).
Но главным делом для него продолжала оставаться живопись. Художник – без рук, он жить не сможет. Темой своего первого рисунка «Вступление» он выбрал подавление восстания на Красной Пресне. Остается прежним и его образ жизни. Неудивительно, что от Парижа он пришел в восторг.
Звонкие краски, открытый и звучный красный цвет – все придает полотну мажорное звучание". Комнат пять, все они располагались анфиладой. Мы жили на третьем этаже.
Кирилл Кустодиев работал художникомдекоратором в ленинградских театрах, в том числе в Ленинградском академическом театре драмы (ныне Александринский театр), Театре оперы и балета имени С. М. В этих композициях отразилось увлечение мастера народным творчеством, а также искусством Питера Брейгеля Старшего, произведениями которого («Битва Масленицы и Поста», 1559, Музей истории искусства, Вена «Фламандские пословицы», 1559, Государственные музеи, Берлин) Кустодиев всегда восхищался. Позднее (с 1908) увлеченно работал и в скульптурном (тоже импрессионистическом по манере) портрете, создав — в пластилине, гипсе, которые затем часто переводились в мрамор, — целую галерею портретных бюстов известных деятелей культуры (М. В 10-х гг.
Все тяготы жизни, все заботы по дому и семье лежали на ней одной. Характерна в этом плане картина "Купчиха" 1915 года – собирательный образ, в котором воплощено представление художника о женской красоте. В его композициях со многими фигурами воссозданы разные типы женщин России. Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». Связи с вятскими издателями сохранились и в 1902 году Б. М. Кустодиев впервые обращается к гоголевской теме профессионально 151 иллюстрирует «Мертвые души» для задуманного вятским издательством трехтомного собрания сочинений Н. В. Гоголя. В 1903 году в жизниБориса Михайловича Кустодиева произошло сразу несколько важных событий. Это были живые типы Островского.
Все в этой девушке молодому художнику казалось необычным и значительным. Успехом Кустодиева стали его работы по оформлению в 1918—20 гг. А год спустя появилась книга «Русские народные песни, собранные А. С. Пушкиным» (М., 1922), предисловие к которой написал Валерий Яковлевич Брюсов (1873 151 1924). У них была дочь Ирина и сын Кирилл, которых художник часто изображал на своих картинах. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии.
В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. В 19071511909 годах издательство «Шиповник» выпустило в свет имевшую широкий общественный резонанс трехтомную хрестоматию произведений русской литературы «Живое слово», составленную А. Н. Острогорским. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф.
Художники стремились запечатлеть бурные события, свидетелями которых они стали. К этому времени написаны такие такие картины, как Базар в русской деревне, Ярмарка (1906), Ярмарка (1908), Ярмарка (1910), Праздник в деревне (1907), Деревенский праздник (1910), Гулянье (1909), Провинция (1910) и т. д. С 1907 года — член Союза русских художников. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков.
Всякую возможность он использует, чтобы вырваться из гранитных объятий Санкт-Петербурга. Это всевозможные решета с фруктами и овощами ("Купчиха"), булки и виноград, арбуз и синие с золотом чашки ("Купчиха за чаем"), ожерелья, кольца и шелк ("Купчиха с зеркалом"). Я. Билибин, 1901). Какова шуба на нем.
Окончила (в 1898) Александровское училище при Смольном институте. Во время одного из таких «побегов» – в поместье Высоково в Костромской губернии – он знакомится со своей будущей женой Юлией Прошинской. На обложке ее указано: «С 9 рисунками Б. М. Кустодиева, проредактированными академиком И. Е. Репиным». Я. Билибин», 1901, там же «Семья Поленовых», 1905, Историко-художественный музей, Вена).
Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. К ним добавляются мучительные головные боли, сопровождающиеся рвотой. Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями. Я терпелива. Кустодиев тоскует по провинции, ему отчаянно недостает ее безыскусности, сочных красок, «реки с зелеными берегами и крыльями парусов».
Это всевозможные решета с фруктами и овощами («Купчиха»), булки и виноград, арбуз и синие с золотом чашки («Купчиха за чаем»), ожерелья, кольца и шелк («Купчиха с зеркалом»). Это было время первых побед и больших надежд: у художника родился сын, ему выплатили гонорар в 3, 5 тысячи за работу над «Торжественным заседанием Государственного совета», все границы были перед ним открыты. Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». Незадолго до поступления Кустодиева, Александр III задумал реформу художественного образования, которою сформулировал просто: «Выгнать всех, передвижников позвать. ». Кустодиев редко высказывал свои политические воззрения.
с реди предков художника преобладали купцы и представители духовного сословия. Мотивы радостного обновления доминируют в его картинах с новой, революционной тематикой («Большевик», 1920, Третьяковская галерея «Праздник II конгресса Коминтерна на площади Урицкого», 1921, Русский музей). Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои.
Он с гордостью телеграфирует в Астрахань, что «начал зарабатывать искусством» – эскиз «В мастерской художника», выставленный в помещении Общества поощрения художеств, принес ему целых 16 рублей. С 1910 года — член возобновившегося «Мира искусства». В Испании художник делал копии с картин знаменитого Д. Веласкеса. Высота комнат необычайная.
В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. Без сложнейшей операции не обойтись. Первое советское издательство 151 Литературноиздательский отдел Наркомпроса 151 начало выпускать многотиражную «Народную библиотеку». В 1912 году Б. М. Кустодиев начал работу над большим живописным портретом художников общества «Мир искусства», которая заняла шесть лет. Первый опыт иллюстрирования был предпринят в 19011511902 годах, когда в провинциальной Вятке вышла в свет очень плохо напечатанная книга «Тарас Бульба».
Превосходный рисунок и острая характеристика делают его лучшим в серии. Долгие месяцы провёл в больнице тогда были задуманы многие его будущие картины.
М. и В. А. Кастальские), няня. В одиннадцать месяцев малыш заболел менингитом и умер в страшных мучениях. И вместе с тем здесь все органично, художнически закончено. По совету жены к его креслу приделали небольшой столик и он рисовал. Кустодиев выезжает в Швейцарию, но в мыслях только Кострома.
Школа была прекрасная и въевшийся в душу реализм стал и единственно возможной манерой творчества и жизненной основой, которой художнику изменять не хотелось, хотя перед глазами был пример других участников объединения «Мир искусства», также учившихся у Репина. Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева. И. Е. Это портреты художника И. Я. Кустодиев никогда не скрывал, что все его образы рождены художественной фантазией.
К концу девятисотых годов у Кустодиевых уже двое прелестных детей. Холст наклоняли так, чтобы больной Кустодиев, сидя в кресле, мог его писать. 1910 На террасе. " Спустя десятилетия эти впечатления материализуются на картинах Кустодиева. Для этого были свои причины и, надо сказать, очень грустные 151 художник тяжело заболел.
Билибина (1901), Д. Л. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников.
Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». Первыми значительными работами Кустодиева стали реалистичные и одухотворенные портреты современников (художника И. Я. Билибина, скульптора Д. С. Стеллецкого, гравера В. В. Матэ и др. ) Эти портреты, показанные на выставках в Петербурге (1896, 1897, 1900, 1901), Мюнхене (1901) и Вене (1901), принесли молодому художнику, еще не окончившему академию, широкую известность. Последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Комнат пять, все они располагались анфиладой. Как будто он, Кустодиев, побывал в моём сердце, подслушал мои мысли, одними со мной глазами читал лесковский рассказ, одинаково видел его в сценической форме. Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. Она была рядом.
Художник изображает их с мягким юмором, томно и бездумно смотрящими на окружающий мир. К этому времени у них уже родился сын. От полутонов художник отказался и решал все штрихом в технике пера и туши.
Но была и досада, о которой хотелось поскорее забыть. Он говорил: Картины в моей голове сменяются, как кино. Будто впервые. Движется густая толпа людей, щетинится остриями ружей.
Билибина (1914), Е. Е. Не помогла и вторая операция, сделанная в марте 1916 года. Репин назвал Кустодиева "богатырем русской живописи". Я. Билибин, 1901).
Любовь к ней отражается в каждой работе. Они окрашены преклонением перед женщиной и немного ироничны. По узким московским улочкам густым, вязким потоком льется толпа.
К вечеру у художника поднялась температура. Здесь он без устали впитывает в себя европейскую культуру и много рисует сам. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Но в это же время у Бориса Кустодиева появились сначала едва уловимые признаки туберкулеза позвоночника.
Высота комнат необычайная. И художник не мог охватить фигуру целиком. Портреты отличаются свободой и оригинальностью композиции, мастерством живописи.
На премьере он сидел в директорской ложе и радовался тому, что спектакль нравился публике. Шаляпин восхищался «великим духом» Кустодиева и часто навещал его в петроградской квартире. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Но еще – память, воображение.
На полотнах появляются пестрая провинциальная жизнь, праздники, знаменитые кустодиевские купчихи и красавицы. Здесь он построит дачу и назовет ее Терем и проведет самые счастливые свои дни. Слова оказались пророческимиИрина Кустодиева. Один из самых известных портретов жены художника, созданный в 1902 году, где Юлия изображена на террасе с собакой, написан легко и непринуждённо.
Одна из наиболее известных жанровых картин художника — «Ярмарка» (1906, Третьяковская галерея, Москва). И. Шаляпин». Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). С «мирискусниками» Кустодиева роднило присущее им в творчестве соединение реальности и фантастики. Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение. А он говорит: Вот и эта медаль (международной выставки в Мюнхене) – я очень рад, что она на меня не повлияла.
Чертовски трудно. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Рисунок готов и был подарен позировавшей Юлии. У ног Федора Ивановича – написанный с натуры любимый французский бульдог Ройка, которого заставляли «замирать» в нужной позе, сажая на шкаф кошку.
Картины Кустодиева красочны и приближаются к народному искусству. А над всем этим, выше толпы и домов, большевик со знаменем в руках. Картины, посвященные любимому народному празднику, необыкновенно динамичны и многолюдны.
Правда, семинарист Кустодиев не продемонстрирует выдающихся способностей, сделав успехи разве что в иконописи. Великий художник менторски сформулировал задачи своего ученика: «Не нужно отступать от выработанных и установившихся типов и свое дать только в самом выполнении, трактовке»2. Из-за волнений в студенческой среде Академия художеств была закрыта – занятия в ней возобновились только в 1906-м году. В этих картинах художник показал своеобразное обаяние, свойственное каждому из времен года в средней полосе России. Кустодиев выполнил литографские иллюстрации к сборнику Шесть стихотворений Некрасова (1922), рисунки к повестям Николая Лескова Штопальщик (1922) и Леди Макбет Мценского уезда (1923).
Он женился на Юлии Прошинской, а осенью закончил Академию с золотой медалью, что давало ему право годовой поездки за рубеж и по России с полной оплатой расходов (пансионом). С годами в его композициях нарастает иронически-театральное начало, крепнет общее чувство идиллической, либо чуть печальной и ностальгической ирреальности («все мои картины — сплошная иллюзия», — говорил сам мастер). Его эскизы «Бунт против бояр на старой Руси» (1897) и «У кружала стрельцы гуляют» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), предназначенные для академических конкурсов, немного напоминают исторические полотна С. В. Иванова. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком.
Узрел я ее прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Так оно и было. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. И все же жизнь в Петербурге его тяготит. После операции Борису Михайловичу стало легче, но вскоре болезнь вернулась.
В столице Франции художник успел присмотреться к европейской живописи и использовать свои впечатления в прекрасной картине Утро (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. Групповой портрет художников «Мира искусства», который начал писать Кустодиев, остался неоконченным: в 1916 г. в результате операции на спинном мозге у живописца отказали ноги, он оказался прикованным к инвалидному креслу. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Через два года, в 1919-1920 годах, в картине «Большевик» он попытался обобщить свои впечатления о революции.
Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета. Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями.
В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников». В 1905—1907 гг. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Его привлекал прежде всего Николай Васильевич Гоголь. Так что самостоятельной эту работу назвать трудно. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым.
Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. (1906) Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород Картина На террасе написана в доме художника Терем. В «Гулянье на Волге» (1909) композиция становится более сложной, цвет более декоративным. Но это не останавливает художника: стиснув зубы, он по-прежнему пишет.
Футуристы ругали мастера за то, что он никак не может перервать пуповину, связывающую его с Репиным и вот таким образом все оглядывается не передвижников.
Звонкие краски, открытый и звучный красный цвет – все придает полотну мажорное звучание». Он помогает раскрыть содержание образа, создать среду, характеризующую его героинь. Однако в итоге получилось так, что некрасовский однотомник изданный лишь в 1920 году, вышел вообще без иллюстраций. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург).
В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции — сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Так, в военные 1940-е годы Павел Дмитриевич Корин написал свой знаменитый триптих «Александр Невский», а Александр Павлович Бубнов — картину «Утро на Куликовом поле».
После возвращения Кустодиев пробовал силы в книжной графике, в частности, проиллюстрировав Шинель Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. Друзья приходили к нему отдохнуть и укрепить себя, свой дух. Что это за город.
Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские. Несмотря на успешную операцию, в 1915 году боли вернулись – болезнь атаковала с такой жестокостью, что мастер не мог самостоятельно передвигаться. Папа внимательно следил за их «личной жизнью», любил наблюдать за ними, с удивительным мастерством имитировал их повадки. Грабаря (1916). Ирина Кустодиева была актрисой, скончалась в 1981 году.
Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. циклах, продолжает работать и как скульптор (модели для фарфоровых статуэток). В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Мы жили на третьем этаже.
Шаляпин высоко оценил портрет. На заседании завязалась дискуссия о роли иллюстраций. работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Ряд исследователей предполагают, что фамилия Кустодиев происходит от старославянского «кустод» – так называли сторожа, церковного привратника.
Но бодрость не покидала его. Здесь зарождались его прославленные образы крестьянского, мещанского, купеческого быта, «ярмарки», «масленицы», «деревенские праздники», которые складывались в большие серии картин маслом, гуашей и акварелей, где художник многократно варьировал исходный мотив — с неизменно красочным, пестрым, мажорным, колористически близким народному искусству эффектом. Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Зашел с мороза прямо в шубе.
Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Портрет И. Б. Кустодиевой.
Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации). Зритель как будто слышит разноголосый гомон, музыку гармоники в руках молодого парня. Домашние рады его успехам, впрочем, Екатерина Прохоровна предостерегает сына, чтобы тот «не слишком восхищался натурщицами». Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). По узким московским улочкам густым, вязким потоком льется толпа.
Никакие эскизы, никакие фантазии не дадут ничего подобного – все так просто и красиво». Федор Иванович был настолько огромен, что мастерская была для него мала. Нестеров. Период исканий завершился. Солнечным майским днем 1927 года вся семья Кустодиевых выбралась на прогулку за город.
Но Волга стала неотъемлемой частью посмертной судьбы художника: приезжающие в Астрахань туристы прямо с теплохода спешат в Картинную галерею имени Б. М. Кустодиева, а в Нижнем Новгороде 151 в Художественный музей, в где собраны замечательные картины, среди которых знаменитая «Купчиха, пьющая чай» и соблазнительная «Русская Венера». Он побывал в Париже, где учился в частной студии Р. Менара. Александр Бенуа был убежден, что «настоящий Кустодиев – это русская ярмарка, «глазастые» ситцы, варварская «драка красок», русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями».
Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Лансере (1915), И. Э. Полгода Борис Михайлович провел в больнице.
"Кустодиевские купчихи перекликаются с героинями пьес Островского, рассказов Н. А. Принимал участие в работе над картиной Репина «Заседание Государственного совета» (1901—03, Русский музей, Санкт-Петербург). Он приезжает в Швейцарию и оказывается на больничной койке. Золотые медали сыплются как из рога изобилия. Кустодиевские купчихи перекликаются с героинями пьес Островского, рассказов Н. А.
Он умер 26 мая 1927 года – буквально в работе. Среди графических работ Кустодиева — «Манифестация» (1906), «Первомайская демонстрация у Путиловского завода» (1906). Но и среди них выделяется портрет Грабаря. Именно тогда его мучают такие сильные боли, что Борис Михайлович не в силах даже спать.
В декабре 1903 года вместе с женой и сыном приезжает в Париж. С другой – бой быков («Как все это странно и дико: убийства с кровью – ужасно и безжалостно. ») и Музей современного искусства («Что-то ужасное по своему безобразию и бездарности. »). Репин сделал молодого мастера одним из соавторов своей картины «Заседание Государственного Совета» (1901-03, Русский музей). В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. За три года опухоль позвоночника превратила цветущего молодого человека в калеку.
Повзрослев, она служила в Петербурге машинисткой, чтобы хоть как-то заработать на жизнь. Борис Кустодиев Портрет Ю. Е. Они олицетворяют сытую, сонную, застывшую в своей косности купеческую Россию. За гостиной – мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей. В письме матери он пишет: «Скоро Великий пост, весна, а Питер как будто не думает о ней. Искусство требует всей жизни. Борис Кустодиев выбрал Париж. Движется густая толпа людей, щетинится остриями ружей.