Сюжет картины был в духе времени: история несчастной любви Абеляра и Элоизы пользовалась в Париже особой популярностью в конце 1750-х. Умер Грёз в Париже 4 мая 1805. Жан-Батист Грёз (фр.
В 1767 году, когда предполагалась поездка Греза в Россию, Д. Дидро писал Э. М. Фальконе: «. Автор многочисленных сентиментальных композиций с играющими детьми и томно мечтающими красавицами, которые пользовались громадным успехом у публики и заслужили восторженные похвалы Д. Дидро: «Девушка, оплакивающая мёртвую птичку» (1759 год, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Балованное дитя» (1765 год, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Наказанный сын» (1778, Лувр, Париж), «Вновь обретённая голубка или Сладострастие» (1789-1790, ГМИИ) и тому подобное. Жан-Батист Грёз познал и пик славы и пик неудач, его «фатум» не назовешь счастливым.
По возвращении он с головой окунулся в работу. Натуара. В целом живопись Греза носит литературно-описательный характер. С первых же выставленных им в Салоне 1755 года картин («Отец семейства, читающий Библию детям», частное собрание, Париж и другие) определился характерный для Грёза жанр морализующей семейной сцены. ГРЗ (Greuze) Жан Батист (21. 8. 1725, Турню – 21. 3. 1805, Париж), французский художник. 1758-1759, Чикаго, Художественный институт), свидетельствующая о внимательном изучении Греза творчества П. П. Рубенса и А. Ван Дейка.
Вот таким образом он сам себя считал историческим художником современной Франции. Несмотря на очевидную театрализацию сюжетов, лучшие картины Грёза отличали композиционное и колористич. Одним из последних заказов стал портрет Первого консула Бонапарта (1804 – 1805). Одним из характерных примеров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок. В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям» – Париж, частное собр. » и Анджелика приглашает принца танцевать, сразу восстанавливая его жизненные энергии.
Обстановкой и костюмами персонажей Грёз близок к Шардену, но самая его труппа взята напрокат из Parc aux cerfs» (Оленьего парка) или из тех гаремов, которые окружали Сантера и Буше. В последние годы жизни Грез почти не имел заказов и умер всеми забытый, в бедности. Тэнкред просит, чтобы «Вы ухаживали за смертью. Вместе с тем колоссальный успех «Деревенской помолвки» был обусловлен также ее дидактикой в духе нового сентименталистского романа и новой идеологии энциклопедистов (светская концепция брака, рассматривавшегося главным образом как гражданский акт, а не сакральное религиозное таинство, «договор с Богом»).
Цель замысла – преподать урок нравственности, непреложной как закон природы. В 1755–1756 Грёз путешествовал по Италии и писал картины на итальянские темы. Аккуратно сложенные на полке буханки хлеба изображенные в глубине картины, указывают на усердное трудолюбие преуспевающего земледельца, обеспечивающего своей семье «хлеб насущный» (труд как единственное право на собственность).
Грёз родился в бургундском городке Турню в семье кровельщика. Их самостоятельная ценность подтверждается и редкой привязкой того или иного листа Грёза к определённой картине.
Грёз обратился в 1801 году с письмом к Наполеону Бонапарту со словами «у Вас, сир, доброе сердце». Главная тема творчества Греза – это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач. Сентименталисты много способствовали демократизации искусства, обратив самое пристальное внимание на жизнь «третьего сословия». Грез-рисовальщик виртуозно работал в различной технике: черный мел, сангина, тушь, сепия, акварель, «три карандаша». В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям» — Париж, частное собр.
С первых же выставленных им в Салоне 1755 картин («Отец семейства, читающий Библию детям», частное собрание, Париж и др. ) определился характерный для Грёза жанр морализующей семейной сцены. Не случайно художественные критики утверждали, что по его картинам можно писать романы. Грёз очень любил литературные пояснения к своим картинам. Глюка, оперной певицы Софи Арну (1780), актера Комеди Франсез Батиста Эне, графа А. П.
Жанровые композиции Грёза (Деревенская помолвка, 1761, Лувр Паралитик или Плоды хорошего воспитания, 1763, ГЭ) прославляли добродетели третьего сословия, что вызвало энергичную поддержку философа-просветителя Д. Дидро. Этот неудачный холст «Svre и Caracalla» (Лувр) был показан в 1769 бок о бок с портретом Греза «Jeaurat» (Лувр) и его замечательный «Миниатюрный нуар Fille au chien». Люди 3-го сословия подолгу стояли у полотен, обсуждая их. Успех его жанровых полотен (в которых ощутимо влияние голландской жанровой школы) вскружил художнику голову, что в дальнейшем отрицательно сказалось на его карьере. Некоторые произведения Жана-Батиста Грёза представляют собой сентиментальные мелодрамы, другие носят идиллический характер («Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо, – 1801, Москва, ГМИИ), однако в каждой из них непременно содержится сентенция.
В знаменитых «женских головках» Грёза внешняя невинность сочеталась со скрытой чувственностью часто эти произведения содержат сексуальные аллюзии, как, например, «Разбитый кувшин», который ассоциируется с потерей девственности. Лувр).
«Уже сам жанр мне по душе: это нравоучительная живопись, — писал Дидро. Совсем наоборот – он был родом из семьи простолюдинов. Многие давно пресытились ею. В той истории нет ничего сопоставимого, хотя подзаговор относительно кражи Мориарти Моны Лизы был бы добавлен к началу адаптации «Заключительной проблемы» для телесериала Приключения Шерлока Холмса в 1985. Художественные вкусы публики переменились, в моду вошёл неоклассицизм.
Критики были строги к поздним произведениям Жана-Батиста Грёза, утверждая, что колорит их не правдив, что рисунок не верен, композиции неудачны Но иногда они бывали более благосклонны к «старику Грёзу», один из них в Journal de Paris заметил, что Грёз все-таки автор композиций, полных шарма, что он заслужил звание «художник нравов», что он крупный портретист. Его талант высоко ценили графы Н. А. Демидов, А. С. Строганов и А. П. Шувалов, князь Н. Б. Юсупов, президент Академии художеств И. И. Бецкой. «Обманутый слепец» – Москва, ГМИИ).
Зато Грёз достиг совершенства в изображении женской натуры, причем вовсе не обнаженной. Старость его была унылой и беспросветной, а уход прошел незамеченным. Это было более вероятно вдохновлено ссылкой на «La jeune fille Е l39agneau» Греза, наблюдаемый относительно стены Мориарти во время полицейского интервью в Долине Страха.
В 1755 – 1756 гг. Там Грёз пережил первую романтическую любовь, однако, помня о своем «низком» происхождении, не решился связать себя узами брака. Здесь перед нами предстает не столько художник-моралист, сколько исторический художник, отмеченный влиянием Пуссена и даже такая работа, как «Смерть отца семейства» (Страсбург, частное собрание), по своей композиции напоминает, в действительности, «Смерть Германика» Пуссена. А то, что с этим не граничит становится не важным и второстепенным. Родился в семье кровельщика и рано проявил склонность к рисованию.
Портрет композитора К. -В. В 1761 году вышел в свет роман Ж. Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза» — вершина европейского сентиментализма. Грёз исключением не был. Это штудии натурщиков, созданные в период обучения в парижской Академии живописи и скульптуры, подготовительные этюды к картинам (преимущественно фигуры, головы, руки), выполненные в обобщенной манере смелыми и динамичными штрихами, а также эскизы законченных композиций.
Гораздо важнее для него были уроки болонских художников XVII в. Он создает новый жанр («Девушка, оплакивающая мертвую птичку», 1765, Эдинбург, Нац. Картиной «Деревенская помолвка» (Салон 1761, Париж, Лувр) Грёз открывает для себя новый тип жанровой живописи, который обращается к средствам живописи исторической и позволяет персонажам выразить свои чувства («Балованное дитя», 1765, Санкт-Петербург, Гос. Грез по-прежнему экспонировал картины на свои излюбленные темы. Художник же своими полотнами, как например «Первая борозда», пытался утверждать, что он пишет историю современной ему Франции историю французской цивилизации. Академики приняли своего нового участника со всеми должными почестями, но к концу церемоний директор обратился к Грезу в этих словах «Господин, l39Acadmie vous, reu, mais c39est прибывают peintre de genre elle eu gard vos anciennes производство, qui sont excellentes и elle Целле-ci ferm les yeux sur, qui n39est Динь ni d39elle ni de vous». «Обманутый слепец» – Москва, ГМИИ).
Юсупов состоял с Жаном-Батистом Грёзом в регулярной переписке. Изобразив событие из частной жизни сельской семьи, Грез воплотил в этом произведении просветительский идеал социального миропорядка (семья как основа единства и нравственного здоровья общества). Грёз Жан Батист (Greuze Jean-Baptiste) (1725–1805), французский художник. Классицистический пейзаж художник ввел и в более раннее полотно Невинность, увлекаемая Любовью (1780-е). Это штудии натурщиков, созданные в период обучения в парижской Академии живописи и скульптуры, подготовительные этюды к картинам (преимущественно фигуры, головы, руки), выполненные в обобщенной манере смелыми и динамичными штрихами, а также эскизы законченных композиций. Шувалов, ГМИИ граф Е. П. Перебравшись к последнему в Париж (около 1750 г. ), Грандон взял с собой и ученика.
Значительных работ художник не привез, зато насладился любовным приключением, которое тем ни менее закончилось еще в Италии и на личную жизнь художника не повлияла. После смерти де Мариньи (1781) картина по совету академика Ш. Н. Кошена и первого живописца Людовика XV Ж. Б. М. Например, волы по отношению к всему действу. Шувалова (около 1780) и его супруги графини Е. П. Художник пишет нравственные картины – Деревенсая невеста, Балованное дитя и др. музей изящных искусств): иногда в них чувствуется сияние Рембрандта («Жозеф, натурщик Кор. В последние годы жизни Грез почти не имел заказов и умер всеми забытый, в бедности.
Однако рисование и живопись захватили мальчишку целиком. Грёз, друг мой, смелее прославляй в живописи мораль и не изменяй этому вовеки.
Поскольку Дидро сказал относительно «La Bonne mre», il prch а-ля население и определенная пикантность контраста – результат, который получает поклонников. Самое богатое собрание рисунков Греза как по количеству листов (125), так и по качеству их сохранности находится в Государственном Эрмитаже. В Салонах 1800, 1802 и 1804 гг. С 1767 года член Королевской академии со званием «художник жанра». Работам художника Жана Батиста Грёза свойственны сочетание чувствительности с преувеличенным пафосом идеализация натуры, порой довольно известная слащавость (особенно в многочисленных изображениях детских и женских головок).
В шестой части Леопарда, романа итальянского писателя Джузеппе Томази ди Лампедузы, принц Соляного озера наблюдает живопись Греза, Ла Морта дю Жюста и он начинает думать о смерти (как «выход безопасности», который освобождает пожилых людей их неприятностей) и судит, что симпатичные девочки, окружающие умирающего человека и «беспорядок их одежды, предложили пол больше, чем горе. Улаженный в Париже, Грез работал от живущей модели в школе Королевской Академии, но не привлекал внимание своих учителей и когда он произвел свою первую картину, «Le Pre de famille expliquant la Bible SES младенцы», значительное сомнение чувствовали и показали относительно его акции в ее производстве. В 1755-56 был в Италии.
Воспевая достоинства и добродетели третьего сословия (трудолюбие, бережливость, умеренность, материнская забота, супружеская верность, семейное согласие), Грез развивал отчасти тематический репертуар Ж. С. Шардена. 1760-х), «Паралитик или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Темы, а зачастую и идеи полотен очевидны из самих названий: «Отцовское благословение», «Отцовское проклятие», «Счастливая мать», «Девушка, оплакивающая смерть своей птички», «Деревенская помолвка», «Паралитик или Плоды хорошего воспитания». В 1755-1756 годы посетил Рим и Неаполь, где исполнил многочисленные этюды. Созданные Грезом сцены повседневной жизни часто заключают в себе нравоучительный смысл. Во времяфранцузской революцииГрёз жил уединённо и не вмешивался в политику. Галантная живопись доживала свой век.
Пьера была приобретена Людовиком XVI. было реальным предметом картины». Он, как обычно говорят, сформировал свой собственный талант это, однако, верно только в самом ограниченном смысле, поскольку в раннем возрасте его предпочтения, хотя мешал его отец, были поощрены художником Lyonnese по имени Грэндон или Grondom, который обладал во время его пожизненной значительной репутации портретиста. Фрагмент «Деревенской помолвки» воспроизведен на «Портрете А. Ф. Пуассона, маркиза де Мариньи» кисти А. Рослина (1762, частное собр. ).
Однако к 1780 его жанровые произведения, колеблющиеся между Шарденом и Хогартом. В 1761 году вышел в свет роман Ж. Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза» – вершина европейского сентиментализма. Однако Шарден делал это ненавязчиво, деликатно, тогда как Грез – с преувеличенным пафосом и назойливо (театрализованные мизансцены, патетические позы, акцентированная мимика). Однако в 1755-1761 гг. «Обманутый слепец» – Москва, ГМИИ). Грез по-прежнему экспонировал картины на свои излюбленные темы.
Нравоучительность полотен Грёза бывала назойливой и даже агрессивной. Более того – он сам, напомним, был выходцем оттуда. Работам Грёза присущи оттенок чувствительности идеализация натуры, порой слащавость (особенно в многочисленных изображениях женских и детских головок).
Однако в 1755-1761 гг. В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара. Надо сказать, что Грёз пережил рамки XVIII века и эта работа была создана уже в XIX веке. Уже его ранние портреты кажутся столь же тонкими, что и работы Латура, а по своему ощущению реальности напоминают Шардена («Жорж Гужено де Круасси», около 1756, Брюссель, Кор. Благодаря покровительству одного аббата удалось съездить в Италию. Таким образом, Грез получил «путевку в жизнь».
В этот период Грёз обращается к забавным историям Яна Стена и, одновременно, стремится к провозглашенной Дидро «великой идее». Одним из характерных примеров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок. Но Грёзу было не суждено перекинуть мостик из одного века в другой.
Его картинам присущи занимательная повествовательность и анекдотическая развлекательность. Животные должны пойти в поле, а мальчик должен провести свою первую борозду. Вместе с тем они не лишены тонкой реалистической наблюдательности. Целомудренно скромная и застенчивая невеста. «Деревенская помолвка» произвела подлинную сенсацию в Салоне 1761 года и, по словам «Mercure de France», «привела весь Париж в Лувр».
Но затем Академия отказала художнику в праве участия в выставках, пока тот не предъявит долгожданной дипломной картины. Грандон был прекрасный ремесленник, копиист, но искры Божьей ему не досталось. Когда в 1755 г. Грёз создал полотно «Обманутый слепой», он сразу же, по рекомендации Сильвестра, получил в Академии звание «причисленного». Работам художника Жана Батиста Грёза свойственны сочетание чувствительности с преувеличенным пафосом идеализация натуры, порой довольно известная слащавость (особенно в многочисленных изображениях детских и женских головок). Когдаконвентрешил предоставить заслуженным писателям и художникам даровые квартиры, Грёз получил помещение вЛувре вконце своей жизни он получает заказ на портрет Наполеона, который сейчас находится в Версале (1804-805). Но на картине волы не могут никуда пойти. Однако работу для Академии он выполнил неудачно и приняли его с оговорками. Одним из характерных примеров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок.
«Деревенская помолвка» произвела подлинную сенсацию в Салоне 1761 года и, по словам «Mercure de France», «привела весь Париж в Лувр». одно из самых опасных созданий, какие только существуют на свете я не приду в отчаяние, если в один прекрасный день императрица сошлет ее в Сибирь». Здесь амбиции пришлось умерить и пахать до седьмого пота. В вечном диалоге с Дидро Грёз был пассивной стороной, не имея возможности отвечать на оценки великого критика.
К сожалению, желание художника сохранить популярность привело его к неискренней сентимент. Он родился в Турню, Бургундии. Покровители Грёза были изгнаны из Франции в годы Революции и Империи. Двадцати лет от роду Грёз приехал покорять Париж. Они более искренние, естественные и правдивые, нежели его бытовые сцены – «живые картинки» иллюстрирующие пороки и добродетели.
О том же в свое время писали Гонкуры, которых сочувственно цитирует Бенуа. Некоторые произведения Жана-Батиста Грёза представляют собой сентиментальные мелодрамы, другие носят идиллический характер («Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо, – 1801, Москва, ГМИИ), однако в каждой из них непременно содержится сентенция. Эпизод, написанный Денисом Грином и Энтони Букэром, был «предложен инцидентом в истории сэра Артура Конан Дойля, Заключительная проблема».
Ранние произведения Жана-Батиста Грёза, выполненные в реалистической манере, отмечены настолько сильным влиянием голландских и фламандских мастеров XVII века (сюжеты, трактовка образов, живописный стиль), что современники сравнивали художника с Рембрандтом и называли «соперником» Д. Тенирса и А. Браувера. Жан- Батист Грёз был превознесен как художник-моралист. В 1755 Грез показал свой «Aveugle tromp», на который, представленный Пигаль скульптор, он немедленно был agr Академией. «Север и Каракалл» уже имеет все те черты, которые позже появятся в «Смерти Сократа» Давида (1787). Дени Дидро, с которым художник познакомился в 1759 г., поначалу горячо приветствовал избранное Грёзом направление, а после одной из выставок (художник участвовал в салонных бьеннале 1759, 1761 и 1763 гг. ) назвал гением. Принесенный «La Jeune Fille Е l39agneau», действительно, при продаже Поертэла в 1865, не менее чем 1000000 франков.
Самое богатое собрание рисунков Греза как по количеству листов (125), так и по качеству их сохранности находится в Государственном Эрмитаже. Вместе с тем колоссальный успех «Деревенской помолвки» был обусловлен также ее дидактикой в духе нового сентименталистского романа и новой идеологии энциклопедистов (светская концепция брака, рассматривавшегося главным образом как гражданский акт, а не сакральное религиозное таинство, «договор с Богом»). Он получил заказы от Жозефины и ряда богатых нуворишей эпохи Наполеона, повторял с небольшими вариациями свои «головки» (Девушка с ягненком Девушка с корзиной Мальчик с собачкой Девушка, пишущая письмо Девушка с голубками, 1802), написал несколько портретов деятелей революции (Портрет Фабра дЭглантин, Портрет Дженсонне), создал два портрета Наполеона, закончил Автопортрет (1803), который экспонировал в Салоне того же года. Главная тема творчества Греза — это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач. Грёз зарекомендовал себя художником-моралистом. Безусловно, общий замысел «Отцовского проклятия» восходит к библейской теме Блудного сына, но всепрощение и великодушие отца, принявшего в свои объятия раскаявшегося сына, здесь заменено назиданием и напоминанием о том, что существуют непоправимые ошибки и можно безнадежно опоздать в своем раскаянии. Грёз был не только живописцем, но и автором многочисленных рисунков.
В 1782 году парижскую мастерскую Греза посетили граф и графиня Северные (будущий император Павел I и его супруга) и заказали ему картину («Вдова и ее кюре» – 1786, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). мастерство, также талант в передаче освещения. Жан-Батист Грёз (фр. Однако в нем много легко узнаваемых персонажей более ранних картин. В его статьях, которые никогда не были напечатаны, но вошли в Литературную переписку барона Мельхиора фон Гримма, переписывались от руки и рассылались подписчикам при дворах всей Европы, впервые была теоретически опробована идея антитезы романтической и классической традиций, которая воодушевит искусство после 1800 года. Картина Паралитик, в котором ухаживают за больным дети имеет другое название – Плоды хорошего воспитания, а Балованное дитя – Плоды дурного воспитания.
В Салонах 1800, 1802 и 1804 гг. В этом отношении он близок Хогарту и противоположен Буше. Фрагмент «Деревенской помолвки» воспроизведен на «Портрете А. Ф. Пуассона, маркиза де Мариньи» кисти А. Рослина (1762, частное собр. ). Одна из самых знаменитых картин Греза – «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х гг. Эрмитаж, «Обожаемая мать», 1765, Мадрид, собрание графа де Лаборда).
Постепенно звезда его славы закатилась. В 1755 году по протекции именитых мастеров Грезу удалось все-таки выставить в Академии свою работу «Отец, читающий Священное Писание своим детям». Там Жан Батист посещал занятия в Королевской академии и сперва не вызывал интереса наставников (одним из которых был Натуар).
Художественному ремеслу учился в Лионе у Ш. Грандона. Шотландии), двусмысленность которого должна была понравиться публике. Итогом путешествия явилась серия гравюр с изображением девушек в национальных костюмах разных провинций и несколько картин на итальянские темы.
Но и большая глубина порочности под всей этой игрой в чистоту. «Отцовское проклятие» является характерным примером проповеди патриархальной идиллии и семейных добродетелей. Главная тема творчества Греза – это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач. Однако Шарден делал это ненавязчиво, деликатно, тогда как Грез – с преувеличенным пафосом и назойливо (театрализованные мизансцены, патетические позы, акцентированная мимика).
Таким художником стал Жак Луи Давид. Ранние произведения Жана-Батиста Грёза, выполненные в реалистической манере, отмечены настолько сильным влиянием голландских и фламандских мастеров XVII века (сюжеты, трактовка образов, живописный стиль), что современники сравнивали художника с Рембрандтом и называли «соперником» Д. Тенирса и А. Браувера.
С 1767 член Королевской академии со званием «художник жанра». Принято было, чтобы после этого в течение шести месяцев в Академию была представлена и дипломная картина, но Грёз затянул её создание более чем на десять лет. Среди наиболее характерных картин Грёза – Паралитик или Плоды хорошего воспитания (1763, С. -Петербург, Эрмитаж) и Разбитый кувшин (Нью-Йорк, музей Метрополитен).
Грёза заметили и оценили. ГРЗ, ЖАН БАТИСТ (Greuze, Jean Baptist) (1725–1805), французский художник, родился в Турню, в Бургундии, 21 августа 1725. Художник был очень моден и популярен в своё время. В целом живопись Греза носит литературно-описательный характер. Однако в 1755-1761 гг. Родился в семье кровельщика и рано проявил склонность к рисованию.
Шувалова, Эрмитаж оба между 1776 и 1781 годами граф П. А. Поздние портреты Грёза столь же великолепны, как и работы 1760-х годов. В 1755-56 годах посетил Рим и Неаполь, где исполнил многочисленные этюды. (Сэр, Академия приняла Вас, но только как peintre de genre Академия испытывает уважение к Вашему бывшему производству, которое превосходно, но она закрыла глаза на этого, который не достоин, обе из нее и Вас самих. ) Грез, значительно рассерженный, ссорился со своими собратьями и прекратил показывать до, в 1804, Революция бросила открытый двери Академии ко всему миру. Художественному ремеслу учился в Лионе у Ш. Грандона.
Значительное место в зрелом творчестве Грёза занимали портреты. старец, доживший до этого момента (его даже поддерживают за руки) наблюдает за молодым человеком, престарелая мать сейчас зарыдает от умиления, жена старшего сына, поддерживающая старика подняла на него глазки, радуясь за юношу. Екатерина II приобрела в 1766 году по совету Д. Дидро знаменитого «Паралитика». В своих жанровых картинах (Паралитик или Плоды хорошего воспитания, 1763, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Грёз прославлял добродетели третьего сословия, что поначалу вызвало энергичную поддержку философа Дидро. Не случайно художественные критики утверждали, что по его картинам можно писать романы. В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара. В преддверии Французской революции и в послереволюционный период произведения Греза, не отвечавшие вкусам и требованиям новой эпохи, постепенно вышли из моды, хотя художник и написал портреты Наполеона и видных деятелей революции. И хотя самого Грёза с некоторых пор и именовали «добродетельным художником» его собственная тщеславная натура была весьма далека от рисуемого идеала.
Сам же Грёз мечтал войти в Академию в звании не жанриста, а исторического живописца, что было более почётным и в 1769 г. наконец представил полотно «Септимий Север, укоряющий Каракаллу», на которое возлагал большие надежды. Строганов в детстве, 1778 год, Эрмитаж и другие). Изобразив событие из частной жизни сельской семьи, Грез воплотил в этом произведении просветительский идеал социального миропорядка (семья как основа единства и нравственного здоровья общества). Он намного пережил свою громкую прижизненную славу. его жена.
В 1745 году Грез отправился в Париж. Будущий художник не мог похвастать знатным происхождением. Две женские «головки» украшали дом М. И. Чайковского, брата композитора. В настоящее время считается одним из самых знаменитых художников мирового значения.
Привлекательность «Деревенской помолвки» объяснялась не только общедоступной ясностью ее содержания (подписание брачных документов и вручение приданого), но и живописными качествами (четкая, рационально упорядоченная композиция, подчеркнутая статуарность фигур, экспрессивная мимика персонажей). Воспевая достоинства и добродетели третьего сословия (трудолюбие, бережливость, умеренность, материнская забота, супружеская верность, семейное согласие), Грез развивал отчасти тематический репертуар Ж. С. Шардена. Отец желал видеть его архитектором, но в конце концов уступил природным склонностям сына и направил в учение к лионскому портретисту и торговцу картинами Грандону (другие варианты произношения – Громдон или Грондом), тестю знаменитого композитора Гретри. «Черное» ему виделось однозначно черным, а белое – белым. Морализаторство и сентиментальность Грёза связаны с идеями Руссо и Дидро. Взбешенный таким унижением, Грёз перестал выставляться вовсе. Эта публика, чей вкус ещё только-только начинает формироваться, воспринимала Грёза «на ура», с восторгом.
Академии», 1755, Париж, Лувр). Революция лишила Грёза состояния. Одна из самых знаменитых картин Греза – «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х гг. Но для художника очень важно выписать все морали, связанные с этими персонажами.
Замужество оказалось крайне неудачным: супруга обобрала художника до нитки. Несмотря на слащавую сентиментальность и надуманность этих картин, в которых Жан-Батист Грёз подчеркивал грацию и кокетливое жеманство своих моделей, салонная публика с восторгом созерцала «tetes dexpression», восхищаясь не только эмоциональностью образов, но и мягкой плавностью линий, дымчатой светотенью и гармоничной колористической гаммой. Сентиментальные сцены – Девушка, молящаяся у подножия алтаря Амура (1769) и Утренняя молитва (1770-е) – не вызвали восхищения у критиков.
В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям» – Париж, частное собр. Грёз Жан Батист (Greuze) (1725-1805), французский художник. Задуманная в контексте просветительского идеала брака и семейных отношений, «Деревенская помолвка» декларировала необходимость неукоснительного соблюдения женихом и невестой функций, предписанных им законами природы.
В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара. Этого звания ему не давали. Так появилась серия картин исполненных в темноватом колорите, в которых жесты становятся более почтенными и напряженными, хотя изображена всего-навсего мещанская драма («Бобовый пирог», 1774, Монпелье, музей, «Милостивая дама», 1775, Лион, Музей изящных искусств, «Родительское проклятие» и «Наказанный сын», 1777-1778, Париж, Лувр, «Возвращение пьяницы», Портланд, Орегон. Эта привычка не раз затем сослужит ему дурную службу.
Автор многочисленных сентиментальных композиций с играющими детьми и томно мечтающими красавицами, которые пользовались громадным успехом у публики и заслужили восторженные похвалы Д. Дидро: «Девушка, оплакивающая мёртвую птичку» (1759, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Балованное дитя» (1765, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Наказанный сын» (1778, Лувр, Париж), «Вновь обретённая голубка или Сладострастие» (1789-90, ГМИИ) и тому подобное. Вместе с тем они не лишены тонкой реалистической наблюдательности. его жена. В 1769 году Грез представил на суд академиков morceau de reception на сюжет из античной истории «Септимий Север упрекает своего отца Каракаллу в покушении на его жизнь» (Париж, Лувр). Они рогами упираются в пейзаж, протыкая крестьянина, стоящего перед ними. Исторические композиции Грёза («Септимий Север упрекает своего сына Каракаллу», 1769 год, Лувр) близки французскому классицизму. Картина ничем особенным не отличалась, но парижской публике она пришлась по нраву. Исторические композиции Грёза («Септимий Север упрекает своего сына Каракаллу. », 1769, Лувр) близки французскому классицизму.
Когда Грёз представил свою первую большую работу «Отец, разъясняющий своим детям Библию», возникли даже сомнения в том, что она создана им самостоятельно. (Вновь он примет участие в академической выставке лишь в 1804 г., после Французской революции, когда выставляться в Академии могли все желающие. ) Это, впрочем, не помешало ему быть популярным художником до 1780-х годов впоследствии его затмил классицизм Давида. 1760-х), «Паралитик или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба – Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Сейчас трудно поверить, что у картин Грёза плакали, но это было в действительности. В 1767 году, когда предполагалась поездка Греза в Россию, Д. Дидро писал Э. М. Фальконе: «. Грёз занимает во французской живописи важное место и как портретист. Эпизод 1946 года старого цикла радиопередач времени Новые Приключения Шерлока Холмса, названные «Девочка С Газелью», сосредотачивается вокруг кражи вымышленной живописи Греза того же самого имени, которым тайно руководит профессор Мориарти.
Шуваловой (около 1780) свидетельствуют о том, что мастерство Грёза-портретиста с годами все возрастало. Картина «Септимий Север упрекает своего сына Каракаллу в том, что тот покушался на его жизнь в шотландских ущельях» (1769, Париж, Лувр) вызвала живую реакцию Академии и публики и отметила важный этап в творчестве художника, ее можно поставить в один ряд с «Продавщицей амуров» Вьена (1763) и «Клятвой Горациев» (1784) Давида.
— вопрошал философ Дидро. Грёз и умиляется-то чистотой девушки, чтобы еще острее гутировать ее падение». Красота формы подчинена дидактической цели. Здесь явно чувствуются традиции классицизма, когда герои расположены линейно, как на фризе, эту композицию даже можно стравнить с пуссеновским «Сципионом». И совсем резко критик напишет о «детских головках», экспонировавшихся в Салоне 1769 года, с иронией заметив, что их было бы пристойнее подарить другу, а не показывать публике.
Можно сказать, что Грёз, как и большинство французских художников того времени, за исключением, пожалуй, Вьена и Прюдона, был не столько «неоклассицистом», сколько «неопуссенистом» во всяком случае. Одно из самых поздних произведений – Первая борозда (1801) – с изображением крестьян в пейзаже ничем не напоминает по колориту работы раннего Грёза. гал. его жена. Для этой картины Грёз исполнил множество эскизов античных персонажей («Папиньен», 1768, Париж, Лувр «Каракалла», 1768, Байонна, музей «Фортуна», «Септимий Север», 1768, Париж, Школа изящных искусств). музей).
Красота формы подчинена дидактической цели. В течении десяти лет Грез жил в безвестности, скромности и усердно трудился в стенах Королевской академии. Грёзом восторгались в России, он имел многочисленных подражателей во Франции (Бунье, Обри, Билкок, Краус). Родился 21 августа 1725 года в Турню, Бургундия.
В 1767 году, когда предполагалась поездка Греза в Россию, Д. Дидро писал Э. М. Фальконе: «. Некоторые произведения Жана-Батиста Грёза представляют собой сентиментальные мелодрамы, другие носят идиллический характер («Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо, – 1801, Москва, ГМИИ), однако в каждой из них непременно содержится сентенция. Произведения Грёза являлись чем-то наподобие проповеди в живописной форме. хотя и лишенные сарказма этих художников, уже кажутся скучными («Мемуары» Башомона) и художник обращается к портретной живописи. Его картинам присущи занимательная повествовательность и анекдотическая развлекательность.
1760-х), «Паралитик или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба – Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Это было веяние времени, распространившееся по всей Европе. Грёз работает не художественными, а литературными приемами.
Достаточно назвать такие картины как «Маленький лентяй», «Балованное дитя», «Разбитый кувшин», «Паралитик или Плоды хорошего воспитания». Все эти произведения имели огромный успех, а, особенно, «Разбитый кувшин» (Париж. В его время французские портретисты, желая «облагородить натуру», мало заботились о сходстве. В 1759 году он вступил в брак с Анной Габриэлой Бабюти, дочерью книготорговца, но семейная жизнь художника не сложилась. Между 1745-50 учился в Лионе у Ш. Грандона, затем в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже. Пьера была приобретена Людовиком XVI. Хотя первую картину Дидро и назвал в Салоне 1769 года «очаровательной», но отметил, что голова принадлежит юному существу, а тело – немолодой женщине, что плохо исполнены складки одежды, тяжеловесен пейзаж, а статуя Амура напоминает маленького уродца.
Образы Греза – скорее обобщенные типы, чем конкретные индивидуальности. В 1761 году вышел в свет роман Ж. Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза» – вершина европейского сентиментализма. Особую ценность в художественном наследии Жан-Батист Грёз представляют портреты. Важно учесть, что Грёз работал не только и не столько для дворянства.
Его пейзаж выполнен, как театральная декорация в сероватых красках. Ранние произведения Жана-Батиста Грёза, выполненные в реалистической манере, отмечены настолько сильным влиянием голландских и фламандских мастеров XVII века (сюжеты, трактовка образов, живописный стиль), что современники сравнивали художника с Рембрандтом и называли «соперником» Д. Тенирса и А. Браувера. Им присуща та же свежесть, что и замечательной серии рисунков в Гос. Грез-рисовальщик виртуозно работал в различной технике: черный мел, сангина, тушь, сепия, акварель, «три карандаша». В сентябре 1755 аббат Гужено, член Большого Совета, увозит Грёза в Неаполь, а потом в Рим, где художник проводит около года и знакомится с концепциями живописности (картины, выставленные в Салоне 1757: «Неаполитанский гитарист», Варшава, музей «Ленивая итальянка», Хартфорд, Уодсворт Атенеум «Разбитые яйца» Нью-Йорк, музей Метрополитен), однако не кажется увлеченным ни античностью (в эти годы был издан знаменитый фолиант Пиранези «Римские древности», купленный его другом Гужено или Бартелеми), ни предромантизмом римских руин Фрагонара или Робера. Художник предпочитал изображать молоденьких девушек. Его усталые широко раскрытые глаза и мутный взгляд намекают на беспорядочный образ жизни. После смерти де Мариньи (1781) картина по совету академика Ш. Н. Кошена и первого живописца Людовика XV Ж. Б. М.
В конце XVIII – начале XIX вв. Эрмитаже и Лувре (его рисунки хранятся также в музее в Турнюсе, венской Альбертине, лондонском Британском музее) и его лучшим портретам зрелого периода («Бабути», Париж, собрание Давид-Вейль портрет гравера И. Билля, 1763, Париж, музей Жакмар-Андре, портреты П. А. Строганова в детстве, 1778, Е. П. Шуваловой, около 1780, П. А. Строганова, все – Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Привлекательность «Деревенской помолвки» объяснялась не только общедоступной ясностью ее содержания (подписание брачных документов и вручение приданого), но и живописными качествами (четкая, рационально упорядоченная композиция, подчеркнутая статуарность фигур, экспрессивная мимика персонажей).