Гейнсборо пробовал создавать офорты, сохранилось 11 досок, некоторые из них не завершены, видимо, качество не удовлетворило художника. С 1761 Гейнсборо посылает свои работы в Лондон на выставки Общества художников. Художник забрал свои работы к огромному огорчению поклонников, которых у Гейнсборо было немало. «многие ученые, писавшие о Гейнсборо, превозносили этот портрет за его изысканность и аристократизм, по существу же, художник совершенно сознательно противопоставил обыкновенного мальчика аристократам ван Дейка и Рубенса, придав ему значительность и силу характера», – отмечает Е. А.
Томас Гейнсборо – великий английский художник 18 века. Начиная с 1761 года Томас Гейнсборо выставляется в лондонском Обществе художников. Работы Гейнсборо в области крестьянского жанра явились в высшей степени интересным и многообещающим начинанием, но быстро развивавшаяся болезнь-—рак горла — оборвала его жизнь в момент, когда художник чувствовал себя полным творческих сил и новых замыслов. Портретная живопись Гейнсборо оказала удивительно слабое влияние на искусство других художников, главным образом из-за того, что созданный им стиль был очень индивидуален и субъективен. Ранние пейзажи Гейнсборо ещё носят влияние реалистических голландских пейзажей XVII в., отличаются тщательной проработкой деталей, что постепенно изменится в более поздних работах: романтичные пейзажи художника станут отличаться свободой живописи изменчивой игрой света и тени.
Гейнсборобыл реалистом, остро чувствующим сложные, утонченные характеры портретируемых, которым соответствуют изысканно смягченные гармонии красок. Постоянное обращение художника к мотивам национального пейзажа, написанного с натуры, привело к обогащению портретных композиций пейзажным фоном. Крупнейший представитель английской школы портретной живописи XVIII в. На картине художника Т. Гейнсборо Дама в голубом отсутствуют контрасты: как в акварели, краски от голубого и серого будто переливаются в розовый и белый, превращаясь в перламутр.
Великолепно написан сельский пейзаж, поле спелой пшеницы и зеленая долина в точном, острохарактерном парном «Портрете Эндрью с женой» (около 1749, Лондон, Национальная галерея). Они заставляют вспомнить, такназываемые, «сцены собеседования» — специфическую разновидность английского группового портрета XVIII века, типичную для раннего творчества Гейнсборо.
Он копировал их картины и пользовался их техникой в создании своих собственных полотен. Мартина Гюбер Франсуа Гравело. В своем творчестве художник неизменно стремился показать, что человек и природа едины. Художник увлекался произведениями Уильяма Хогарта и даже копировал его стиль.
В 1774 Гейнсборо переезжает в Лондон, в 1777 среди его работ, высланных на выставку академии, фигурируют портреты членов королевской семьи. Сам процесс работы Гейнсборо над картиной был захватывающим зрелищем. «Портрете дамы в голубом», пленительное очарование которой передают ослепительное по свежести тона лицо с легким румянцем, живые и задумчивые карие глаза (1770-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Чаще всего он располагает фигуру посередине холста.
Перспектива картин художника размывается, пейзаж вбирает в себя человеческие фигуры. Мир чувств, настроений, тонкий лиризм и поэтичность характерны для творчества младшего современника Рейнольдса, крупнейшего английского живописца Томаса Гейнсборо (Thomas Gainsborough) (1727—1788). 1746, Париж, Лувр), «Корнардский лес» (1748, Лондон, Нац. В 1759 Гейнсборо покинул Ипсвич.
Первым его учителем был известный французский рисовальщик Юбер Гравело (1699–1773), работавший в Лондоне. В 1759 г. Гейнсборо решает переехать в модный курорт Бат, где в то время жили две его сестры. Особенно это заметно в работе «Пейзаж» (Музей Уорчестера), которую Гейнсборо показал на выставке 1763 года в Обществе британских художников.
Так написан «Голубой мальчик», где художник, с одной стороны, развивает традиции аристократического портрета, заложенные еще Ван Дейком, а с другой – вкладывает в него нечто интимное, музыкальное, оригинальное. Он продолжал писать пейзажи, к которым всегда испытывал особое пристрастие. Его поступки и случайно брошенные реплики, передаваемые друзьями, знакомыми, закрепились в памяти не одногопоколенияживописцев. Он часто рисовал тех же людей, что и его соперник Рейнолдс и, таким образом, мы можем видеть разницу между этими живописцами. Лучшей была признана работа «Два мальчика-пастуха с дерущимися собаками» (ок.
На лице легкий румянец, серьезно смотрят карие глаза. И так нежны плавные изгибы плеч и высокой шеи в наброшенном голубом шелке. В ряде случаев Гейнсборо исполнял заказы тех же лиц, что и Рейнольдс. Так написал свой лучший пейзаж Томас Гейнсборо. Таковы созданные им обаятельные, наивно-непосредственные и поэтичные образы деревенских детей в окружении сельской природы — «Собиратели хвороста» (1787, Нью-Йорк, Метрополитен-музей).
Словом, через два года он уже в родном Сэдбер и зарабатывает свой хлеб насущный. В это же время он женился и у него родилось две дочери. Но художник не следовал ему – был слишком индивидуален.
Он изображает портретируемых на фоне пейзажа, прогуливающимися или отдыхающими. Ранний период творчества мастера прошел в небольших городках Садбери (родине художника) и Ипсвиче, где его заказчиками были главным образом окрестные помещики. Особое влияние на него произвело искусство таких художников, как Рубенс и Ван Дейк.
Позже накопленные таким образом мотивы подсказывали композиционные решения полотен. Хотя по профессии Гейнсборо был портретистом истинным его призванием было изображение английской природы. Гейнсборо пишет и пейзажи. По настроению к ним близки пейзажи Гейнсборо, солнечные и свежие («Сад Гейнсборо», «Корнардский лес», оба 1748 г. ).
Его не интересует ни профессия, ни общественная роль изображаемого лица. Это был шаг кардинальный, свойственный пылкому сердцу художника. Глубокие чувства объединяют сквайра Халлета и его жену в портрете, получившем название «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Шапиро. – Люди пасут скот, едут в повозке по лесной дороге, нянчат детей на открытом воздухе у порога хижины, собирают хворост (Воз, 1786 У дверей фермы, 1778). На этот раз его желание было выполнено и картины развешены так, как этого хотел мастер. Больше всего он интересовался пейзажами, делал зарисовки растений. Она одета как в жизни, но при этом подчеркнут ее вкус интеллект, обаяние и красота.
Он родился в семье суконщика в местечке Садбери в Суффолке (восточная Англия), с детства проявил способности к рисованию и в 13 лет был отправлен на учебу в Лондон. Академии и тогда же посылает два портрета и пейзаж на первую академическую выставку (1769). В эти годы фоны его портретов очень близки его пейзажам, делаясь всё шире и свободнее. На картине «Голубой мальчик» юный Джонтан Баттэл позирует художнику, одетый в голубой атласный костюм, держа в руках широкополую шляпу с перьями. Довольно часто он писал пейзаж не в солнечном, а в лунном свете, полагая, что от этого все элементы «кажутся красивее, так как свет и тень ложатся более широко». Затем учится у портретиста и декоратора Фрэнсиса Хаймена (1708–1776) в художественной школе известной под названием академия св.
Больше всего его привлекали сельские буколики. Печать оригинальности лежала на всем, что бы он ни сказал или сделал. Вслед за Рейнольдсом и Гейнсборо выступает целая плеяда мастеров английского портрета. Работы поражают своими размерами, фигуры даны в натуральную величину, что было не принято тогда для «низких» жанров. Именно такой уголок английского парка Гейнсборо написал в портрете молодой четы Уильяма и Элизабет Хеллетт, более известном под названием «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Одна из самых известных – Телега с урожаем (Бирмингем, галерея Института изящных искусств Барбера).
Грунт становится опять светлее, фактура более текучей. Он рисует пейзажи лишь для своего собственного удовольствия. особенно, в пейзажах («Водопой», 1777, Лондон, Нац. В те времена наиболее модным художественным направлением в Европе становился академизм. «Наиболее органичного слияния человека с природой мастер достигает в пейзажах, где показывает крестьян за обычными их занятиями, – отмечает Ю. Г. 1765, Париж, Лувр, герцогини Хоу, ок.
В 1774 г. художник переехал в столицу. Томас Гейнсборо стал увлекаться творчеством ещё в детстве. Искусство Гейнсборо складывалось под воздействием широкого круга живописцев. Как отмечает кропотливый исследователь творчества английского художника Е. А.
На коленях у жены можно разглядеть темное пятно, видимо, охотничий трофей, который художник только наметил и не успел закончить. Уже в «Портрете Мери Грэм» (1775—1777, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) ярко высвеченная фигура молодой женщины в восхитительно написанном платье дана на фоне тревожного закатного неба и романтической, увитой плющом колонны. Возможно именно вот таким образом он пришел к мысли объединить два жанра в одном. Это тоже были своего рода композиции портрета и пейзажа, которые изобрел Томас Гейнсборо.
гал. Однако ясно одно: он преуспел в овладении мастерством. Мать звали Сюзанной. Холсты Гейнсборо исполнены дыхания жизни.
Холсты Гейнсборо исполнены дыхания жизни. Эта борьба чувствовалась повсюду, в том числе и в Академии Св. Надо было зарабатывать на жизнь и Томасу приходилось всячески изощряться. Портрет Сары Сиддонс считается портретным шедевром Гейнсборо. В это же время начал складываться новый стиль его портретной живописи, близкий к рококо. Великий английский художник писал картины до конца своей жизни.
Но, несмотря на усталость, он весь в работе. Томас Гейнсборо родился в 1727 году в Суффолке. Нужда не заглядывала к нему дом ибо его супруга (по некоторым данным, незаконная дочь герцога де Бофор) принесла ему в приданое небольшое состояние. Так уверенно и твердо начинал свой путь молодой человек, которому суждено было стать гордостью английской школы живописи одним из тончайших портретистов мира. Мартина (художественной школе). кста ти, передавать с редкой добротностью.
Он любил музыку и предпочитал компанию актеров и музыкантов общению с литераторами. В газетах появилось множество отзывов о его работах. Картина Утренняя прогулка создана художником в 1785 году. Всем своим видом Сара как бы говорит: «Смотрите на меня, вот я какая.
Его стиль приобрел большую свободу, мазок стал более фактурным. Гейнсборо стремился найти нечто среднее между работами голландских и французских мастеров. На редкость необычным был творческий метод Гейнсборо.
Портреты этого времени очень живые, непринужденные: Автопортрет (1754, Хогтон, частное собрание). Тогда же умирает отец Томаса и рождается первая дочь. Работая над портретом старшей дочери Мери (1749-1826), Гейнсборо отказался от пейзажного фона, который эффектно гармонировал с его возвышенными образами. В Бате, где он поселился, его ждало абсолютно иное общество. Направо простирается далеко в глубину их обширное поместье.
Эмоциональная насыщенность и лиричность искусства Гейнсборо, утверждение в противовес академическим канонам новых приемов и живописной техники (легкие и разнообразные мазки, сама фактура которых помогает характеризовать изображаемое, колористическое богатство) позволяет говорить о Гейнсборо как о живописце, обладающем ярким и самобытным талантом». Слишком горячо. Нац. Местами они углубляются или, наоборот, становятся светлее. Однако каждая картина говорит о большой наблюдательности и мастерстве художника. Колорит его работ становится все утонченнее, а исполнение виртуознее.
С прогулок он приносил с собой ветки деревьев, пучки травы, куски мха, камни. Цвет английской знати, актеры, музыканты, приезжавшие на воды, стали теперь его заказчиками. Она выполнена в ярких, сочных цветах и вся как бы пронизана желто-розовыми лучами солнца. Пожалуй, самый удачный из них – портрет молодой супружеской пары, получивший название Утренняя прогулка (1785, Лондон, Национальная галерея). В 1752-м у художника уже две дочери, он по-прежнему небогат, даже влезает в долги.
В Бате (1759), он вошел в аристократические круги и с этого времени полностью посвятил себя созданию портретов в рост, в натуральную величину, которые отныне составляют основной источник его доходов. Работая над портретами «для себя» художник в большей степени раскрывал свой талант, т. к. Картина не была закончена, но тем не менее осталась очень знаковой в творчестве Гейнсборо. картины природы, которые окружали его в детстве.
Картины «Утренняя прогулка» или «Собиратели хвороста» отличаются мастерской композицией, близостью и любовью к природе, теплотой и простотой отношений между собой. Композиционное решение у Гейнсборо простое – он располагает фигуру посередине холста. Один из его биографов писал: «Гейнсборо был прирожденным живописцем.
Один из его братьев, Хэмфри, был механиком и изобретателем. Мир английской усадьбы и ее обитателей предстает в произведениях этого времени. Эдинбург, Нац. Там он жил до 1749 года.
Светлый колорит облика выделяется на темном фоне играющем тенями. гал. ).
В нем гармонично присутствуют лиловатые, жемчужно-серые и оливковые тона. В 1759 году Гейнсборо переехал в Бат, который был тогда модным курортом. «Из всех людей, которых я когда-либо знал, он обладал наименьшим запасомжитейскогознания, но это и дало ему возможность проложить свойсобственныйпуть в наблюдении Великого Мира». Однако заработать в большом городе, где имелось множество соперников, художнику не удаётся и вскоре после свадьбы он переезжает в портовый город Ипсуич. Она показана среди пейзажа, погруженная в свои мысли.
Его фигура выделяется на фоне облачного неба и вечернего пейзажа. Основной заработок художнику приносила работа над портретами. Колорит картины «Дама в голубом» построен на голубоватых, жемчужно-серых благородных тонах. Осанка подчеркивает величие актрисы. Костюм, по его мнению, должен сливаться с сюжетом, который он умел.
Вот таким образом художник вынужден был вернуться в Седбери. В Бате коренным образом изменилась и живописная манера мастера. Родился в семье торговца сукном. Кристи, зачинателя известных и поныне торгов, 1778, Малибу, Калифорния, Музей П. Гетти). Хорошенькая девушка пришла его проведать. В 1777 году Гейнсборо после большого перерыва принимает участие в Академической выставке, где им был представлен «Водопой» — ответ художника на «Водопой» Рубенса. Эти пейзажи отражают, скорее, деревенскую жизнь эпохи, нежели классическую поэзию и оживлены живописным и сельским дыханием их стиль и фактура отмечены влиянием рококо («Крестьяне, отправляющиеся на рынок», ок. «Портрет Сары Сиддонс» подчеркивает ее обаяние и мечтательность.
Дело в том, что при неправильном расположении картина абсолютно не производила должного эффекта. Здесь, в Бате, принципиально изменился подход художника к модели.
В 1745 году восемнадцатилетний художник поселяется в своей собственной мастерской. Такой вид жанрового группового портрета получил широкое распространение в английском искусстве этого времени. Так, он работал на известного гравера и издателя гравюр Бойделла.
О его творческих исканиях этого периода можно говорить по новым темам в его творчестве. Именно это и произошло с картинами Гейнсборо. музей) инструменталиста К. Ф. Эйбела (до 1777, Сан-Марино, Калифорния, Художественная галерея Хантингтон).
Богатые влюбленные изображены на фоне естественного пейзажа. Гуляющая по лесу пара возникает перед нами как образец супружеской гармонии и верности. Единственная его работа, находящаяся в России, Портрет герцогини де Бофор (1770-е, С. -Петербург, Эрмитаж), поражает не только внешней эффектностью, но и поэтичностью и одухотворенностью. Таким образом Гейнсборо передает благородство своих моделей. Им стал «Портрет в рост на пейзажном фоне».
Он сам был способным музыкантом, профессионально владевшим виолой-да-гамба. Каждая деталь здесь призвана подчеркнуть прогрессивный характер хозяйства в Обри.
гал. ). Один из лучших пейзажей, «Возвращение с жатвы», написан под влиянием Рубенса, но он более лиричен и романтичен. С необычайным артистизмом написан «Портрет Анны Форд» (1760, Цинциннати, Художественный музей). Это позволяет иметь не очень большой, но стабильный заработок. А поскольку портреты лучше продавались, он изобрел новшество в этой области. которые должны были вставляться в коробку и освещаться сзади свечой.
В результате появились портреты Абеля (около 1777 г. ), музыканта Фишера (около 1788 г. ) и др. Но, все же, наибольшим спросом пользовались портретыего кисти. В 13 лет один из родственников увёз Томаса в Лондон и пристроил в мастерскую ювелира. В большинстве своем они изображают самых разных людей на фоне восхитительного пейзажа. Он известен также своей графикой.
Все основные заработки художник получал от написания портретов. Эти картины явились основой для последующего развития реалистического пейзажа в Англии. Мистер и миссис Эндрью отдыхают после полудня, посвященного охоте. В 1774 году Гейнсборо и его семья переезжают в Лондон.
Этим он и начинает заниматься. Жил мальчик в столице у серебряных дел мастера. 1780, Лондон.
Его отец Джон торговал сукном и изделиями из него.
На полотне Портрет госпожи Шеридан (ок. В конце жизни Гейнсборо обратился к новому жанру «воображаемых сцен» («fancy pictures») – портреты одного или нескольких персонажей в сельском пейзаже, с названиями такими, как «Молодой свинопас» (1782, замок Ховард, Йоркшир, собрание Джорджа Ховарда) или «Жнецы» (1787, Нью-Йорк, музей Метрополитен). Гейнсборо же показывал естественную жизнь природы и жизнь человека в природе.
Воздушные, залитые светом, они рождают ощущение безмятежного и радостного бытия. Если Рейнольде изображал Сару Сиддонс в виде музы трагедии, пышно одетую и восседающую на троне, то Гейнсборо представил знаменитую актрису в жизни, в элегантном костюме для прогулки, спокойно сидящую в кресле — «Портрет актрисы Сары Сиддонс» (1784—1785, Лондон, Национальная галерея). Живя в Лондоне, он пишет портреты.
Родители назвали ее Мэри. Однако талант мастера схватывать и верно передавать живое сходство и характер модели, его тонкий поэтический дар одухотворения образа ломают застывшие каноны парадного портретирования. не было необходимости оглядываться на пожелания клиента. Особенно Гейнсборо удавались женские образы.
Здесь он подружился с известными музыкантами и актёрами. Его композиции — это, скорее, вариации на темы реальных природных мотивов. Но пейзажи были не столь популярны и не приносили особого дохода. Костюмы моделей и манера держаться характерны для многих будущих портретов Гейнсборо (1727-1788) и являются определенной чертой популярного в XVIII веке жанра портретной живописи, так называемого conversation piece (с английского – «беседа») – картины изображающей группу людей, как правило, членов семьи, за каким-нибудь обыденным занятием.
Она повернулась слегка влево. Заслуживший у исследователей титул «самого английского художника XVIII века», Гейнсборо сумел отразить в портретах как красоту человека, так и представление о его духовной жизни. В ранних пейзажах Гейнсборо видно влияние реалистических голландских пейзажей 17 в., тщательная проработка деталей: Корнардский лес (1748), Вид Дедэма (нач. Томаса Гейнсборо крестили 14 мая 1727 года в селении Садбери (Суффолк, Восточная Англия) – точная дата рождения его неизвестна. Эта и другие критические статьи сильно задевали Гейнсборо. Портретное искусство давалось ему не менее хорошо. Позировавшей ему аристократии хотелось большей репрезентативности в своих портретах и Гейнсборо обратился к наследию Ван Дейка, стремясь найти формулу парадного изображения в его произведениях.
Мартина, которой руководил Хогарт (1697–1764). Впоследствии к этим компонентам добавилось страстное увлечение пейзажами Рубенса. Среди этих картин можно назвать «Чету» (ок.
Картина Голубой мальчик (ок. Лондон, Нац. Однако Гейнсборо не интересовали оба эти направления. Высокий напудренный парик завершает образ. Он старается создать слияние портрета с окружающей средой.
В полотне соединились оба таланта художника – портретиста и пейзажиста. У неё изящный профиль. Но это сотрудничество прошло под знаком соперничества Гейнсборо с Рейнольдсом. Здесь же, в Бате, Гейнсборо пробовал создавать офорты.
Затем он изображал установленные таким образом пейзажи как настоящие картины природы. Лучшими из них признаны «Водопой» и «Повозка, едущая на ярмарку». В эпоху, когда путешествие в Италию считайтесь настоятельной необходимостью для любого европейского художника, привязанность Гейнсборо к Англии была откровением.
Среди них известный Портрет актрисы Сары Сиддонс (1784–1785, Лондон, Национальная галерея), на котором актриса в элегантном городском платье предстает человеком большой интеллектуальной глубины, страстного темперамента, волевого характера. Затем Гейнсборо перешёл учиться к французскому гравёру Ю. Гравло. Портрет Сары Сиддонс — портретный шедевр Гейнсборо.
Сеанс начинался в затененной комнате, когда холст был едва различим для взгляда. Один из лучших пейзажей — «Возвращение с жатвы». В 13 лет Томас уговорил отца отпустить его в Лондон учиться ремеслу пейзажиста.
Помог ему француз-гравер Гюбер Гравело. Его собака уже устала ждать хозяина и уснула рядом. В последние годы жизни художник рисует много простых пейзажей. До 1759 года он напишет их целых восемьдесят. Они, будь то дочери, будь то герцогиня или куртизанка, удаются ему великолепно. Природа в них словно омыта чистым прозрачным воздухом, в котором ясно читаются контуры предметов и очертания человеческих фигур.
Постоянное обращение художника к мотивам национального пейзажа, написанного с натуры, привело к обогащению портретных композиций пейзажным фоном. Лучшей работой этого периода называют «Возвращение крестьян с рынка лесной дорогой» (ок.
В 1748 году художник рисует картину, получившую название «Лес Гейнсборо». С 1772 племянник художника.
Этот художник выиграл «битву художников» с другим талантом своего времени – Джошуа Рейнолдсом, став ведущим британским портретистом второй половины восемнадцатого столетия. В отличие от многих современников Гейнсборо не принадлежал к академическому направлению. Кроме того, Томас Гейнсборо успевал рисовать и пейзажи. В творчестве Гейнсборо пейзаж играл не менее важную роль, нежели портрет.
Там он и поселился. Движения кисти Гейнсборо были безошибочно точными и быстрыми. Сара Сиддон, одна из двенадцати детей владельцев бродячего театра, сумела стать ведущей актрисой своего времени. Пейзажи продавались плохо и Томас все больше концентрируется на портретах.
Возможно, он получал уроки у Юбера Гравело, профессора рисунка в Академии Сен-Мартинз-Лейн, он испытал влияние Гравело, Фрэнсиса Хэймана, который преподавал живопись в той же Академии. Причиной послужила все та же развеска картин. Одно из наиболее известных произведений, которое в это время написал Томас Гейнсборо, – «Портрет мальчика в голубом». В начале 50-х Гейнсборо пишет своеобразные «портреты в пейзаже», дающие новое решение взаимоотношения фигуры и окружающей природы. Но они продавались плохо и художник перешел к портретной живописи, соединив портрет и пейзаж в «Портрете четы Эндрюс», чьи образы близки к образам произведений английской сентиментальной литературы.
Маэстрия, с которой написаны картины, поражала современников. Но часто художник создавал пейзажи для собственного удовольствия. Но портреты, которые они пишут, совершенно различны по манере, технике, колориту. Вашингтон. Значительное влияние на становление собственной манеры Гейнсборо оказала живопись А. Ватто и знакомство с голландским пейзажем XVII века. Изображая родных и близких, художник позволял себе наибольшую свободу письма. Английский художник и график, крупнейший мастер национальной школы живописи.
Он шел за своей интуицией, за собственным чувством света и цвета. Любимая цветовая гамма Гейнсборо в работах позднего периода слагалась из серебристых тонов и ее изысканная гармоничность стала одной из стилевых примет Гейнсборо-портретиста.
Именно Гравело познакомил молодого Гейнсборо с Хогартом — крупнейшим художником, чья «Девушка с креветками» поныне считается одной из вершин мирового noтретного искусства. Пейзажи с изображением бегущих облаков, таинственных теней и трепещущей на ветру листвы становятся в поздних вещах мастера своеобразным эмоциональным камертоном. 1750-х).
Появляется влияние Рубенса. Таковы портреты знаменитой леди Гамильтон, которую он писал неоднократно, портрет кокетливо-изящной Харриет Грир (1781, Санкт-Петербург, Эрмитаж) в широкополой шляпе с белым пером. Ок.
Бэкингемский дворец). Жизнь и учение его в Лондоне почти неизвестны. Рейнолдс, говоря о Гейнсборо, отмечал впечатление беспорядочного нагромождения мазков, которое производят его холсты вблизи, однако с определенного расстояния оно приобретает форму, «так что под этой видимостью случайности и неторопливой небрежности нельзя не признать сознательно рассчитанного эффекта, достигнутого упорным трудом».
гал. гал. ), миссис Шеридан (1783. Сначала, Гейнсборо работал в Суффолке (местечке Седбери где он родился) и в соседнем Ипсвиче, откуда поступали первые заказы на портреты. Когда Томас Гейнсборо был маленьким, его отец очень впечатлился способностями сына в рисовании.
Чаще всего художник писал портреты в жанре так называемой «разговорной картины» изображая обычно не более двух персонажей. Крещён 14 мая 1727 г. в городе Садбери (графство Суффолк) в семье обедневшего торговца сукном Джона Гейнсборо. Он предпочитал пейзажи. Картина была создана художником в его родном городе Садбери, куда он прибыл в 1748 г. в связи со смертью отца. Характерной чертой пейзажной живописи Гейнсборо являлось то, что он всегда сочинял композицию у себя в мастерской.
Он даже не слишком-то выезжал за пределы мест, где провел детство и юность. Дата рождения неизвестна. Все это придавало особую трепетность тончайшей живописной ткани его произведений. Поверх чепца надет популярный в то время соломенный бержер с подвёрнутыми полями. Описания этих выставок опубликовал его друг Хенри Бейт.
Это были заказы от местных торговцев и сквайров. Это не только изобразительный и эмоциональный фон большинства его портретов.
Он рисовал быстро, а его зрелые работы характеризуются светлой палитрой и легкими мазками. И всем, что у меня есть, я обязана только самой себе». Портрет Сары Сиддонс — портретный шедевр Гейнсборо. Рисовать начал рано.
В то время как в современной ему живописи царил безраздельно так называемый «классический» пейзаж с его возвышенным стилем, строгим композиционным построением и неизбежными мифологическими сюжетами, молодой английский мастер смело обращается к своим непосредственным впечатлениям от окружающей природы, не заботясь об академических правилах и декоративных эффектах. Шотландии и Джона Фишера, мужа дочери художника. Образы природы приобретают внутреннюю взволнованность, которая достигает апогея в серии картин на стекле, предназначавшихся для просмотра через волшебный фонарь. В изображении же крестьянских детей ощущается знакомство мастера с творчеством Мурильо.
Позднее произведения Гейнсборо теряют наивную простоту работ ранних лет и приобретают более декоративный характер. Значительное влияние на становление собственной манеры Гейнсборо оказала живопись А. Ватто и знакомство с голландским пейзажем XVII века, особенно работы Вейнантса (см. репродукции), чьи заросли чертополоха и щавеля он часто вводил в свои ранние картины, а следующим был Рейсдал. Кор. Большинство из них остались незаконченными. 1748–1749, Лондон, Национальная галерея). Английский художник, он близок к французскому «чувственному» идеалу.
Уже в 13 лет он уехал в Лондон и стал обеспечивать себя сам. Умер 2 августа 1788 года от рака.
О внутренней потребности ее продолжения говорит одно из его последних выражений: «Жаль покидать жизнь, когда только начинаешь что-то делать со своим искусством». Уже в ранних своих работах Гейнсборо создает своеобразный тип портретной композиции. До 1759 года он напишет их целых восемьдесят.
В 1755 он выполняет свой первый важный заказ для герцога Бедфорда – два пейзажа для украшения камина: «Крестьянин с двумя лошадьми» и «Дровосек обольщающий молочницу» (Аббатство Воберн). 1727, Садбери, Суффолк — 1788, Лондон. С начала 80-х создает серию больших картин, на которых обращается к крестьянской теме: Девочка с кувшином (1785, Англия, собрание Бейта), Деревенские дети (1787, Нью-Йорк, Метрополитен музей). Художник работал жидкой краской и был мастером тончайших лессировок.
Уже в семнадцать лет он открывает собственную мастерскую. В 1745 году Томас Гейнсборо открывает в Лондоне собственную мастерскую. Таковы его картины «Водопой» из собрания Уайтбреда, «Возвращение с жатвы» из музея в Бирмингеме, «Отправление на рынок» из Галловей колледжа и др. Кажется, само движение руки и кисти художника подчиняется этой звучащей в нем музыке. Художник также практиковал в своем творчестве своеобразные жанровые сцены.
Известно, что художник был замкнут и не очень любил общаться. Уравновешенность и спокойствие сменяются мощным движением. Техника живописи тоже обретает все большую своеобразность.
«Портрет Р. Эндрюса с женой» (ок. Именно такой уголок английского парка Гейнсборо написал в портрете молодой четы Уильяма и Элизабет Хеллетт, более известном под названием «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Социальные характеристики отодвигаются на второй план. Под их влиянием изменился стиль художника. Он родился в Седбери (графство Саффолк). и музей Виктории и Альберта).
На плечи наброшен желтый шарф, в руках меховая муфта. Одним из шедевров такого жанра была картина Супруги Эндрюс (ок.
И она знает это. Художник часто изображал своих дочерей, особенно в их детские и юношеские годы. В значительной степени в пейзажах реализовался и дар Гейнсборо-анималиста.
Возможно, одним из его учителей был Г. Гравело. А следующим был Рейсдал, но колорит Гейнсборо менее мрачен». С этих пор он устраивает ежегодные выставки своих произведений в Шомберг Хаусе. «Я самоенепостоянноеи изменчивое существо», говорил о себе мастер. В изображениях супругов Эндрюс (1748—1749, Лондон, Национальная галерея) и Ллойда Хинига с сестрой (1750-е, Кембридж, Музей Фитцуильям) несколько кукольные фигурки моделей смещены к краю композиции. Меняется стиль его работ.
Они заняты делом или отдыхают, являясь органичной частью мира, в котором живут. С 1781 ему покровительствуют Георг III и королева Шарлотта (их потртеты, как и портреты членов королевской семьи, находятся в Виндзорском замке), он заменяет Э. Рэмзи в качестве придворного портретиста. Таков портрет его племянника, Дюпона. Главное в его портретах – поэтическое раскрытие настроения портретируемого. Его связывала дружба с композиторами и исполнителями, портреты некоторых из них он написал, например, И. Х. Баха, сына великого композитора (1776, Болонья, Гор. Гейнсборо никогда не покидал пределов Британии, однако он хорошо знал европейскую живопись XVII—XVIII вв., не без влияния которой формировались эстетические пристрастия художника и образно-стилистические особенности его искусства.
Лучше всего у него получаются портреты. Техника его легка и виртуозна.
Вскоре он обзавёлся собственной мастерской. Гармония цвета на его картинах прекрасно сочеталась со своеобразным ритмом произведений, который критики даже называли «музыкальным». В Бате, где он поселился, его ждало абсолютно иное общество. С 1761 Гейнсборо выставляется в лондонском Обществе художников. Техника живописи Гейнсборо эволюционирует в сторону все большей свободы, все явственнее становится фактура его мазка.
Он был одним из основателей Королевской Академии живописи. В 1960 г. она была приобретена Лондонской Национальной галереей. Охотничий костюм, кремневое ружьё, собака, расслабленная и непринужденная поза Роберта Эндрюса подчеркивают его социальный статус (нетитулованный мелкопоместный дворянин, довольно обеспеченный). Здесь, в Бате, принципиально изменился подход художника к модели. Вскоре он написал первую из работ такого рода: портрет «Супруги Эндрюс» (1748–1749, Национальная галерея, Лондон). В его душе жили образы природы и крестьянского быта, впитанные еще в детстве, проведенном на реке Стур. гал. ).
Его картина написана не плотным, но текучим слоем краски, вот таким образом манера письма становится легкой. Там он получал огромное количество заказов на создание портретов и даже заболел от переутомления. Грунт становится опять светлее, фактура более текучей. Мастер обычно писал сразу всю композицию целиком, набрасывая ее прямо по подмалевку и был одним из немногих художников своего времени, который не обращался к услугам помощников при написании костюма и деталей антуража.
Портрет Джорджианы, герцогини Девонширской (1785-1787) Сам он всю жизнь мечтал писать тихие сельские пейзажи, однако вынужден был делать портреты на заказ. Известно, что художник больше любил писать пейзажи, а не портреты. Ему удалось по-своему соединить два основных направления этой эпохи, казалось бы, взаимно исключающих друг друга: скромный реализм голландского пейзажа, скрупулезно фиксирующий увиденное и французскую легкость, декоративность расцветшего к середине века стиля рококо, его криволинейное пространство. Своенравный и незавимый темперамент будущего живописца влек к деятельности «на свой страх и риск».
Он был широко признан при жизни как портретист. Подходы Гейнсборо предвещают искания романтизма. Он очень хорошо передавал портретное сходство, а также блеск шелка, мягкость бархата, воздушность шарфиков и плюмажей.
Он пишет портреты на заказ, однако в маленьком городке заказчиков почти нет и семья обосновывается в Ипсвиче, где нет недостатка в заказчиках среди мелких помещиков и местных клириков (Портрет адмирала Вернона, 1753). Но художник видел этот пейзаж именно в такой композиции и не иначе. Ее портреты писали и Рейндолдс и Лоуренс. Голову венчает черная шляпа с перьями.
колледж Холлоуэй). В портрете аристократа Хэллета с женой (больше известном как «Утренняя прогулка») обособленность фигур и окружения сменяется их неразрывной слитностью. Тогда же он пишет животных, собак, показав себя прекрасным анималистом. Примером таких произведений можно назвать «Портрет четы Эндрю».
Он обращается к изображению обнаженного тела: Купание Дианы (ок. Он стоит на фоне вечернего пейзажа, выполненного в оливковых и коричневых тонах. Позднее он испытал большое влияние пейзажной живописи Рубенса. По колориту это живописное произведение симфонично. Художник часто вводил в портреты музыкальные инструменты: скрипки, виолончели и т. д.
К числу непревзойденных парадных портретов этого мастера относятся портреты артистки Сиддонс (1784—85), миссис Грехем (ок. Эти слова сказаны современником о Томасе Гейнсборо, английском живописце XVIII века. В 1759 Гейнсборо покинул Ипсвич. Мазок художника приобрел уникальность, напоминая порывистые штрихи-росчерки.
Детство будущий художник провел в месте, которое сейчас называется Домом Гейнсборо. В нижнем левом углу картины дровосек увязывает кипу хвороста. Особенности живописной манеры Гейнсборо ясно выступают в «Портрете герцогини де Бофор» (. ) или «Портрете дамы в голубом», пленительное очарование которой передают ослепительное по свежести тона лицо с легким румянцем, живые и задумчивые карие глаза (1770-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Томас был девятым ребенком в семье. С 1761 г. Гейнсборо начал регулярно выставляться в Лондоне. Нарочитое позирование персонажей (часто членов одной семьи) на фоне пейзажа, символизировало естественноесуществованиесреди природы.
В 1740 году ему разрешили поехать в Лондон для учебы. Лишь время от времени юноша посещал различные художественные мастерские. Пердитта (Портрет Мэри Робинзон) (1781–1782, Лондон, Коллекция Уоллес) – пример этой новой манеры художника. Однако ему ответили, что «его просьба расстроит всю экспозицию».
В эти годы фоны его портретов очень близки его пейзажам, делаясь всё шире и свободнее. Сара сидит в кресле на фоне красной драпировки, которая выгодно оттеняет голубой костюм актрисы (голубой был любимым цветом художника). 1767, Художественный музей, Толедо, штат Огайо). Пройден большой путь после кончины художника окажется, что он создал почти семьсот портретов. Гейнсборо считал себя по преимуществу пейзажистом. Реальность пейзажей Гейнсборо была своеобразной. Наивысшим знаком почтения перед Гейнсборо была четырнадцатая «Речь», произнесенная после его смерти Рейнолдсом, его соперником.
Описание картины подводит к мысли, что пейзажистом, как он и хотел, художник стал. Ранние работы Гейнсборо можно разделить на две части: с одной стороны – пейзажи, написанные под влиянием голландцев, в особенности Якоба ван Рёйсдала и Вейнантса и дополненные собственными натурными наблюдениями, с другой стороны – группы персонажей, главным образом, пары, обрамленные пейзажем и напоминающие английские «сцены собеседования» и французское рококо известное художнику по работам Гравело и Хэймана. Он ошибся, прожил со своей подругой счастливую жизнь и вырастил любимых детей. 1777), знаменитый портрет герцогини де Бофор (1780-е).
он пишет лошадей, пасущихся коров, пробегающих или дерущихся собак. Постепенно, сложился индивидуальный стиль его письма. В газете «Морнинг пост» была опубликована заметка, в которой рассказывалось о причинах разрыва: «Гейнсборо послал шесть портретов в рост в распоряжение джентльменов, назначенных для проведения развески, с одновременным извещением о том, что продолжает работать над другим холстом изображающим фигуры в рост трех старших принцесс и заканчивает этот холст в стиле, для которого невыгодна развеска выше пяти с половиной футов». Мастер писал жидкими красками и очень длинными (до шести футов) кистями.
Но в 1774 г. Гейнсборо снова переезжает в Лондон. К 32 годам у него «выстраивалась очередь» из желающих, чтобы он нарисовал их портрет.
Его преподавателем был известный гравер Юбер Гравло, работавший в Академии святого Мартина. Эндрюс держит ружье, около него стоит охотничья собака. 1783).
Сара сидит в кресле на фоне красной драпировки, которая выгодно оттеняет голубой костюм актрисы (голубой был любимым цветом художника). Ее портреты писали и Рейндольдс и Лоуренс.
Ему следовало бы заимствовать скромную расцветку у сэра Джошуа Рейнолдса». В своей живописи он часто обращается к теме пейзажей и окружающей природы. гал. ) и У. Хэллета с женой («Утренняя прогулка», 1785.
В них легко узнаются окрестности родного художнику Суффолка. X. Э. Хантингтон). Он держит в руке большую шляпу с белым плюмажем. Замкнутый и малообщительный, художник не выезжал за пределы родины. На полотне преобладают серые тона, контуры слегка размыты, как бы расплылись в тумане.
Но с 1780 года его влияние усиливается. В 1784 он окончательно порывает с Кор.
Рано проявившийся талант сформировался очень быстро. Там его ожидало множество новых заказов, в основном от представителей английской знати. Гейнсборо хотелось добиться наибольшего слияния модели с окружающей природой, хотя это и не всегда ему удавалось. В других портретах, написанных художником, как, например, «Герцогиня де Бофор», «Дама в голубом», «Утренняя прогулка» используется очень характерный колорит, где гармонически сочетаются серебристые, серые, оливковые, жемчужные тона. 1784–1785, Англия, Букингэмский дворец).
В 1768 г. он был избран членом-учредителем Королевской академии. Первую картину Томас написал в 1745 году – бультерьер на фоне пейзажа. Ярким образцом его ранних пейзажей является «Лес Гейнсборо». Уже упоминаемая работа «Сэр Эндрю с женой» – своеобразная проба кисти в этой области. Начав с лепки мелких фигурок животных, в 10 лет уже писал пейзажи. Он сам обучал девочек рисунку и пейзажной живописи. Томас Гейнсборо – английский пейзажист и портретист восемнадцатого века.
Неоднократно художник пишет своего друга, актёра Д. Гаррика, прославившегося в пьесах У. Шекспира. У Дамы в голубом мечтательный взгляд, мягкая линия плеч. Исполненная беглой кистью листва деревьев сливается здесь в общую подвижную массу.
Гейнсборо был неутомимым рисовальщиком. Импульсивность и непредсказуемость его натуры находила отражение в отношении к моделям, а также — в степени законченности портретов, на первый взгляд казавшихся подмалевками. «Я абсолютно теряю всякое представление о человеке, если сразу же не достигаю сходства» говорил он часто. Гейнсборо представил знаменитую актрису в жизни, в элегантном костюме для прогулки, спокойно сидящую в креслеХудожник подчеркивает интеллект молодой женщины, ее обаяние изящество, вкус, не прибегая к аллегориям. Глядя на них, мы почти слышим их неторопливый разговор, шуршание травы под ногами. После возвращения он написал «Долину в горах», в которой постарался передать впечатления от поездки. В 1746 он возвращается в Садбери, где пишет портреты и пейзажи.
Приблизительно в это время начал писать портреты. На шее у неё чёрная завязанная бантом под подбородком ленточка, на которой висит золотой крестик.
Исполненная беглой кистью листва деревьев сливается здесь в общую подвижную массу. С 1777 в прессе его поддерживает Хенри Бейт (впоследствии сэр Хенри Бейт-Дабли).
В Национальной галерее хранится ряд картин Гейнсборо в этом жанре. Он не стремится скрыть мазки кисти, легкой и динамичной. 1765, Лондон, Кенвуд, Айви Бекуэст герцога и герцогини Монтагю, 1768, собрание герцога Беклю знаменитый «Голубой мальчик» (портрет Джона Баттола), 1770, Сан Марине, Калифорния, гал.
Он пишет любимые пейзажи и начинает практиковаться в портретах в стиле Ватто. Именно это сделало настоящим мастером такого художника, как Томас Гейнсборо. Со временем в портретах художника усиливаются черты тонкой одухотворенности. Картина насыщена персонажами, действиями и движением, но в то же время очень лаконична. Гейнсборо чувствовал себя более пейзажистом, чем портретистом. Тонкие натуры он находит и среди простых людей.
Но его пейзажи не очень хорошо продавались. Особенно это видно в произведении «Голубой мальчик», где окружающая природа, небо, вечерний пейзаж гармонируют с меланхоличным настроением молодого дворянина, его черной шляпой, непринужденной позой. Среди работ позднего периода можно назвать портреты «Пердиты» Робинсон (Лондон, собрание Уоллес), Сары Сиддонс (Лондон, Нац. Гейнсборо изучал лица с сердечной теплотой и вниманием.
1769, Энглфилд Грин, Суррей. Последними словами Томаса Гейнсборо были: «Все мы отправимся на небо и Ван Дейк с нами». Вот таким образом данная картина не отражает какого-либо определенного места его родного города. Ровно постриженные живые изгороди из боярышника, «пятибалочные» (нового образца) ворота.
Академией, которая не оценила блестящего исполнения его работ. Сатиновый сюртук небрежно застёгнут на одну пуговицу, на ногах чёрные, до колена, бриджи.
И всем, что у меня есть, я обязана только самой себе». Примерами служат портрет Р. Эндрюса с женой (около 1749 г. ), «Мистер Браун с женой» (1754 – 1755 гг. ). Через год произошел окончательный разрыв Гейнсборо с Королевской академией. Всем своим видом Сара как бы говорит: «Смотрите на меня, вот я какая.
Основной заработок художнику приносила работа над портретами. В том произведении Гейнсборо соединил, казалось бы, несоединяемое. ПЕЙЗАЖ занимает особое место в творчестве мастера.
На тончайших модуляциях розовых, золотистых, серебристо-зеленоватых, оливковых тонов построен прелестный «Портрет графини Мери Хау» (ок. Став модным художником, Томас Гейнсборо переезжает в Бат к своим сестрам. В излюбленной серебристо-голубоватой красочной гамме написан «Голубой мальчик» (портрет Дж. Но Томас Гейнсборо продолжает писать портреты, особенно женские.
Одновременно Гейнсборо начал работать и в жанре марин. Справа от дороги стоят два осла.
Многие из них, очевидно, задумывались как декоративные панно для деревянного резного украшения над камином (две такие картины были заказаны герцогом Бедфордом в 1755 году). Художник часто писал свои композиции с изображением людей на фоне английских пейзажей. Своеобразие его манеры становится еще более очевидным, когда выясняется, что художник не получил академического художественного образования: «Я хорошо начитан в книге природы и мне этого достаточно» говорил он. 1783, Вашингтон, Национальная галерея) художник изображает жену драматурга Шеридана. 1783, Кенвудхаус, Лондон). В 1750 году семья переезжает в Ипсуич. Весь облик дамы утонченно-благородный.
Технически художник очень вырос и его любимые пейзажи удаются ему с блеском. Эти произведения наполнены большим очарованием, хотя и не без некоторой напряженности, связанной с еще «любительским» талантом мастера. Слева от дороги юноша копает гравий или песок. Среди них выделяется виртуозный, но несколько холодный Джордж Ромни (1734—1802), который тяготел к классицизму, уделяя особое внимание пластике форм, чистоте и плавности линий, ясности контуров.