Российский художник, мастер батальной и панорамной живописи Франц (Франсуа) Алексеевич Рубо родился 17 июня (5 июня по старому стилю по другим данным – 15 июня / 3 июня по старому стилю) 1856 года в Одессе (ныне город на Украине). В 1901 году заказ на создание грандиозного полотна длиной 115 м и шириной 14 м получил Франц Алексеевич Рубо, художник-баталист, основоположник отечественной школы панорамной живописи. Ф. а. рубо был поистине русским художником, пропагандирующим русское искусство, хотя и считался французом по рождению, а большую часть жизни прожил в Мюнхене.
Франц Алексеевич Рубо – художник-баталист, основоположник панорамной живописи в России, академик, профессор Петербургской и Баварской академий художеств.
Инициатива художника была поддержана на высочайшем уровне и баталист принялся за работу. «Атака запорожцев в степи» и «Кавказец-кавалерист» – самые известные работы художника в этот период. Рубо отказался изображать в панораме Николая I и не стал записывать, как его просили, адмирала Нахимова. За нее Рубо был награжден орденом Св. Франц Алексеевич Рубо родился 5 (17) июня 1856 года в Одессе, в семье французского коммерсанта.
Сама панорама «Бородинское сражение» в данном случае рассматривается в качестве иллюстративного материала по истории Отечественной войны 1812 года, без анализа её художественных достоинств. Франц Алексеевич Рубо (Одесса, 17 июня 1856 – 13 марта 1928, Мюнхен) – русский художник-панорамист, автор полотен «Оборона Севастополя», «Бородинская битва», «Штурм аула Ахульго». Франц Алексеевич Рубо родился 15 июня 1856 года в Одессе.
В акварелях и рисунках Рубо очень хорошо разработана ритмика линий и светотеневых пятен. Академии художеств. Верный реалистическому идеалу в искусстве, стремясь во всей широте передать героическое прошлое русского народа, Рубо избирает для осуществления своих замыслов такой вид изобразительного искусства, как панорама. В ходе работы использовались личные дела Ф. Рубо, хранящиеся в архиве Мюнхенской Академии художеств документы, находящиеся в Российском Государственном историческом архиве, Научно-библиографическом архиве Российской Академии художеств, отделе учета Научно-исследовательского музея PAX письма: Ф. Рубо генералу Б. М. Колюбакину, хранящиеся в Российском Военно-Историческом архиве, П. А. Воронцову-Вельяминову – в фонде письменных источников Музея-панорамы «Бородинское сражение» использованы каталоги выставок и их обзоры в периодической печати.
Некрологи о смерти художника были опубликованы во многих немецких и зарубежных изданиях. художник создает свою первую панораму «Штурм аула Ахульго». Художник прибыл в Севастополь, где несколько раз посетил Малахов курган, досконально изучал его местность, документы истории, воспоминания участников севастопольского сражения 6 июня 1855 года. О таланте художника с французской фамилией стало известно и в России. Долгое время творчество Ф. Рубо не попадало в сферу интересов историков искусства. В это время художник много путешествует по Кавказу, собирает материал для картин.
Затем панораму демонстрировали в Париже, где она имела большой успех. В ноябре 1910 года Рубо представил на утверждение государя эскиз панорамы Бородино. С 1891 г. – профессор Мюнхенской Академии художеств за панораму Штурм аула Ахульго. Художник также был награжден орденом святого Михаила.
С ранних лет у Франца Рубо проявилась склонность к рисованию. Отстоять свою идею Рубо не смог. Вернуться на родину Франц Алексеевич Рубо уже не смог. Работа над ней шла при участии И. Г. Мясоедова иконсультанта Б. М. Колюбакина.
Это было влияние большого, глубокого содержания искусства. С 1901 года Рубо работал над гораздо более масштабной панорамой «Оборона Севастополя 1854-1855 гг» избрав для изображения штурм Малахова кургана. марок и создал колоссальное полотно, длиной в 120 метров и высотой в 12. Еще во время работы над картиной «Штурм аула Ахульго» (1888) для Храма Славы Рубо задумал и вскоре создал панораму на ту же тему.
М. Грекову принадлежит несомненный приоритет в области советской батальной живописи. рублей». В середине XIX столетия основанная в 1770 году Мюнхенская академия художеств прославилась как одно из известнейших художественных учебных заведений Европы, где работали признанные художники-педагоги. Штрихи к портрету мастера и педагога найдены в переписке современников живописца.
Художник участвовал в России и в академических выставках 1896 и 1898 годов. Его учителем стал Йозеф Брандт. Его панорамы «Оборона Севастополя» и «Бородинское сражение» имеют не только большую патриотическую историко-познавательную ценность, они могут до сих пор служить образцом этого вида изобразительного искусства. Произведения Ф. Рубо являются ценным вкладом в русскую батальную живопись.
словом, выходила действительно «русская» панорама. Вскоре началась Первая мировая война, затем революция.
Ф. Ондрушек. Об этом свидетельствует запись в дневнике императора. Мясоедова и консультанта Б. М.
В 1892 году художник представил свои живописные работы из серии «Русско-персидская война». В 1888 задумал картину «Штурм аула Ахульго», для которой за свой счет построил павильон в Мюнхене, надеясь сборами от демонстрации картины покрыть расходы. Открытие состоялось 14 (27) мая 1905 года. Рубо, однако, подобные «коррективы» встретил в штыки столь же яростно, как русские солдаты врага на его панораме.
Кавказская тематика – ведущая в творчестве художника в 1880 – 1890-е годы. Художник должен всегда оставаться правдивым». Так, в одной из первых книг «Франц Алексеевич Рубо» (из серии «массовая библиотека», 1952) Ю. С. Халаминский попытался определить значение наследия художника и охарактеризовать главные этапы его творчества. Николая и бывал в католической церкви Успения Божией Матери в Прине. Панорама была приобретена Военным министерством в 1897 году для Тифлиса.
Преподавал в Академии художеств среди его учеников – М. И. По словам Е. Е.
На русский язык правильный перевод острова Фрауэнинзель – «Богородичный остров», а не «Женский», как это можно встретить в туристических справочниках о Баварии. 258 Почти восемьдесят лет прошло со дня смерти Ф. А. Признанный художник в Германии и России был награжден с четырьмя престижными орденами.
Сохранились сведения, что в Одессе при крещении родители Рубо дали младенцу имя «Франсуа Иван» (1, c. 132). Сам художник (кстати, один из первых действительных членов Военно-исторического общества) начал работать над картиной задолго до формального подписания в марте 1911 года договора о создании панорамы. 796), приходившимся двоюродным братом Карла Великого. Он создал ее в 1911 году, через восемь лет после панорамы Оборона Севастополя.
Вот как это описывал «Русский инвалид» : «Бой за Курганную батарею давал художнику полный простор изобразить русские войска с наилучшей стороны, показать их доблесть. Жанровые сцены у Рубо всегда связаны с пейзажем. Воинственные горцы представляли особый интерес для художника баталиста. Мазуровского, Н. С. Динамичность и контраст освещения делают её эмоциональной, насыщенной. С 1913 г. жил в Германии. С 1908 г. – академик, с 1910 г. – д. чл.
Смысл способа сводился к тому, чтобы, освоив в этюдах реальность, затем написать картину по воображению, по воспоминаниям. Горелова и других. И зритель благодарен художнику за приобщение к трудной дороге познания истории. Его живопись выразительна и индивидуальна. Францу Рубо помогали пять немецких живописцев. Помимо этих картин (написанных в 1885-1895 гг. ) масштабным результатом его кавказских этюдов явилась панорама Штурм аула Ахульго (1890), впервые показанная на художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896 – сохранились лишь отдельные ее фрагменты, находящиеся ныне в краеведческом музее Махачкалы).
Свое творчество он посвятил раскрытию героического прошлого России. Произведения Ф. Рубо и сейчас сохраняют высокую художественную ценность, большой эмоциональный заряд, как когда-то сказал И. Н. Крамской: оттого, что «душа положена».
Среди характерных батальных полотен Рубо – Атака Новочеркасского полка в бою на реке Шахе (1907) и Бородинский бой (1913 обе – в Артиллерийском историческом музее, Петербург). В Академии художеств преподавали немецкий мастер исторической живописи Зайтц Отто (1846 – 1912) известный художник-иллюстратор Альбрехт Кристоф Вильгельм фон Диц (1839 -1907) и др. Среди характерных батальных полотен Рубо – Атака Новочеркасского полка в бою на реке Шахе (1907) и Бородинский бой (1913 обе – в Артиллерийском историческом музее, Петербург). В 1909 году в России начинается подготовка к празднованию 100-летнего юбилея войны 1812 года и главного события той войны – Бородинской битвы.
По cохранившимся воспоминаниям его родственников, Рубо был «страстным и очень способным приверженцем парусного спорта». Художник также был награжден орденом святого Михаила. Рубо последовательно реализовал один из принципов реалистического панорамного искусства – принцип единства времени, показав момент отражения защитниками Севастополя самого яростного штурма, предпринятого неприятелем 6 (18) июня 1855 года, когда героизм русских воинов проявился особенно ярко. После почти двухлетних подготовительных работ картина (размеры живописного полотна 115х15 м) была написана за 11 месяцев.
Обращаясь к Грекову, он пишет: «Ты знаешь, как я ценю высоко искусство панорамы, а от тебя я жду достижений, равных лучшему, что создал Франц Алексеевич Рубо». С 1903 – профессор-руководитель батальной мастерской петербургской Академии художеств (среди его учеников был М. Б. Греков). Однако, когда в 1910 году Рубо показал этот эскиз царю, тот его отклонил. На Кавказе художник создал целую галерею колоритных образов горцев.
Но сам Рубо мог узнавать о судьбе своей панорамы только из редких писем друзей. Авилов, М. Б. Приверженность к изображению батальных сцен посылала его в многочисленные поездки по местам боев и сражений (Кавказ, Средняя Азия). Затем панораму демонстрировали в Париже, где она имела большой успех. Для мастера характерен строгий отбор главного, наиболее существенного.
Работы опять были организованы в предместье Мюнхена, где построили специальный павильон. Многому могут поучиться у Ф. Рубо и современные молодые художники. В 1924 году панорама «Штурм аула Ахульго», хранившаяся на валу в Артиллерийском историческом музее в Ленинграде, пострадала во время наводнения.
Франц Рубо приобрел огромную популярность и авторитет. Созданные монументальные полотна были отмечены высокими наградами.
До сих пор она считается одной из лучших в мире. Сын французского коммерсанта. Севастопольская панорама в это время экспонировалась в Санкт-Петербурге на Марсовом поле. Молодой художник рано заинтересовался изображением на полотне батальных сцен. В 1910 году Франц Алексеевич приступил к работе над панорамой «Бородинская битва». Этот способ позволял М. Грекову более свободно выражать идею, фиксируя только общее впечатление от натуры. В неоднократно издававшемся путеводителе по музею-панораме «Бородинское сражение» (авторы: Л. В. Ефремова, И. Я. Крайванова, О. П. Андреева, Т. Д. Шувалова, О. П. Папков), дается описание панорамы и краткие сведения о биографии Ф. Рубо иногда с неточностями (в диссертации на них указывается). На церковном языке немецких католиков слово «Frau» означает «Святая дева Мария», a «Herr» – «Господь», «Бог».
Начало второго периода творчества Рубо можно обозначить 1886 годом. Академию возглавлял тогда немецкий художник Карл Теодор фон Пилоти (1826 – 1886), считавшийся одним из самых значительных представителей реалистической исторической живописи, отличающейся детальной точностью передачи исторических сцен и одежды. Рубо уезжает на время в Мюнхен, но остается там до конца жизни. Авилова, Г. Н. Панорамам и батальным картинам Рубо свойственны правдивость и историческая конкретность. Опасаясь банкротства, художник обратился к Николаю II с просьбой приобрести произведение за 15 тысяч рублей и в 1897 оно было куплено Военным министерством (сохранилось фрагментарно).
Об этом свидетельствует запись в дневнике императора. Мастер батальных панорам умер 13 марта 1928 года в Германии. В книге Г. В. Терновского «Памятник народного подвига» (1956) дана подробная историческая справка о Крымской войне 18531855 гг. Предметный план оказался частично утраченным. 1856 -1928» (Профессор Франц Рубо).
Из Мюнхена в сторону озера Кимзе художник добирался с семьей на поезде. И в этом ощущается преемственность школы, верность традиции. Кроме эскиза размером 1, 0811, 5 м, выполненного тушью на бумаге, он создал около 50 этюдов. В 1904 году монументальная картина была готова и ее доставили из Баварии в Крым.
В главе, посвященной работе над Бородинской панорамой, С. Клавдиев впервые (правда, достаточно вольно) цитирует переписку Ф. Рубо с его консультантом – военным историком Б. М. Колюбакиным, обнаруженную в 1950-х годах среди личных архивов генерала. Эскиз был показан на юбилейной выставке 1912 года. Художник также был награжден орденом Святого Михаила.
Севастопольская панорама в это время экспонировалась в Санкт-Петербурге на Марсовом поле. В 1910 году Франц Алексеевич приступил к работе над панорамой Бородинская битва. В 1901-1904 гг. Был подготовлен большой эскиз, но император его отклонил. Выставка еще не закрылась, а он уже куда-то загадочно исчез.
Они публиковались в таких журналах и газетах, как: «Пчела», «Нива», «Всемирная иллюстрация», «Живописное обозрение», «Русский инвалид», «Петербургская газета», «Московский вестник», «Новое время» и др. В 1886 году молодой художник получил правительственный заказ на написание девятнадцати картин для военно-исторического музея Тифлиса «Храма Славы». А созданные им монументальные работы о России «стали своеобразным выражением его любви и уважения к русскому народу и его истории». Первоначально панорама была открыта в 1912 году в специально построенном павильоне на Чистых Прудах в Москве. Опираясь на замечательное наследие русского классического искусства используя выразительные средства панорамы, художник создал монументальные произведения, посвятив их героизму русского народа.
В 18891891 гг. Об этом свидетельствует запись в дневнике императора.
Период расцвета Франца Рубо как мастера станковой живописи пришелся на 80-90 – е годы. По возвращении в Россию получил от тифлисского музея «Храм Славы» заказ на серию картин из истории кавказских войн. В Городском архиве Мюнхена имеется документ, указывающий, что до 1885 года Франц Рубо проживал в столице Баварии на улице Schwanthalerstrasse, 18 (2 этаж) – напротив Немецкого театра, расположенного неподалеку от Главного вокзала.
и воссоздании советскими художниками панорамы «Оборона Севастополя». Позже была сделана копия панорамы, а уцелевшие фрагменты полотна сохраняются как реликвия. В 1896 году на Нижегородской всероссийской художественно-промышленной выставке для панорамы «Штурм аула Ахульго» построили специальное здание. Другой известнейшей его панорамой стала Бородинская битва. Наверное, в этом нерв и главная особенность произведений художника.
В 1908 году Ф. А. Очень помогли Рубо в профессиональном плане занятия у художника-анималиста Иозефа Брандта. В них художник отразил все стороны военной жизни.
Именно его имя мы вспоминаем, когда речь заходит о панораме Оборона Севастополя либо о панораме Бородинская битва. Получив начальное художественное образование в Одесской рисовальной школе, Ф. Рубо закончил его в мюнхенской Академии художеств (1878—1883). Представленная в 1891 публике панорама имела значительный резонанс. Несколько слов там сказано о станковых картинах художника и лишь небольшая информация о его монументальных панорамах. Авторами этих статей были Н. Н. Каразин (1896), В. С. Кривенко (1902), Б. Шуйский (1912), И. Тестов (1912).
В это время он получает правительственный заказ: написать серию картин для «Храма славы» в г. Тифлисе. Вольнослушательница батальной мастерской А. Л. Грекова (Малеева) в своих воспоминаниях приводит интереснейшую информацию не только о творческой атмосфере в академической мастерской, но и о совместной работе профессора Ф. Рубо и его учеников над реставрацией панорамы «Оборона Севастополя».
создал панораму Оборона Севастополя, в 1911 г. совместно с помощниками – панораму Бородинская битва (ныне экспонируются соответственно в Севастополе и Москве). – руководитель батальной мастерской при Петербургской академии художеств. На озере Кимзе он принимал участие и успешно выступал в различных соревнованиях и регатах. В ноябре 1909 года члены упомянутого общества В. А. Афанасьев и профессор Императорской Николаевской военной академии Б. М. Колюбакин высказали Францу Рубо идею написания панорамы, посвященной Отечественной войне.
На той же плите – небольшой бронзовый барельеф с изображением Воскресения Иисуса Христа работы немецкого скульптора Генри Вадере (1856 – 1950), получившего в 1900 году звание профессора фигурной скульптуры в той же Академии художеств Мюнхена, где в молодые годы учился и Франц Рубо. Анализируя произведения Ф. Рубо, посвященные героическим событиям из истории России, а также три грандиозные, мастерски исполненные панорамы «Штурм аула Ахульго» (1890), «Оборона Севастополя» (1901-1904) и «Бородинское сражение» (1911-1912), О. Федорова отмечает, что они стали классикой русской батальной живописи.
Когда в ноябре 1904 года работа над панорамой была закончена и она была перевезена в Севастополь, туда зачастили «приёмные комиссии», которые стали пенять художнику на «недостатки». Для его учеников определяющим импульсом творческого развития, повлиявшим на их художественное мышление, стало искусство учителя, сделавшееся живым наследием, связью времен. Помимо этих картин (написанных в 1885 – 1895) масштабным результатом его кавказских этюдов явилась панорама Штурм аула Ахульго (1890), впервые показанная на художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896 – сохранились лишь отдельные ее фрагменты, находящиеся ныне в краеведческом музее Махачкалы). Также в в краеведческом музее Махачкалы находится панорама Штурм аула Салты. По вероисповеданию Франц Рубо был католиком. В 1893 «Штурм Ахульго» выставлялся в Париже, а в 1896 — на Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде.
831/833 – 866). В 1886 году он получил заказ на написание 19 картин на тему Кавказских войн для Тифлиса. - при создании учебных пособий по батальной и панорамной живописи.
Самокиша и других иногда увлекающихся нарочитой театральной эффектностью. В 1903- 1911 гг. Таким образом, здесь Рубо выступает в известной степени и как исторический художник. В 1902-1904 гг. Уже в конце ноября 1909 года Рубо обратился за советом к Б. М. Колюбакину: «Без Вашего содействия я приличную панораму 1812 года написать не могу» Впервые на поле битвы художник побывал 1 апреля 1910 года. По признанию Сильвии Рубо, ее дед, живя в Баварии, «считал первой своей родиной Россию» и всегда ощущал связь с этой страной.
В первоначальном эскизе главным композиционным центром был бой за батарею Раевского. Работа над ней шла при участии И. Г. Рубо Франц Алексеевич (1856-1928) – русский художник. Так же высоко оценивает творчество Ф. Рубо и И. Бродский. В период работы над панорамой Оборона Севастополя, в апреле 1903 года, Рубо узнал об избрании его профессором Петербургской академии художеств и руководителем батальной мастерской Высшего художественного училища академии.
И художник вышел победителем: его замысел был утвержден. Во время каникул юноша ежегодно приезжал в Россию, путешествовал по Кавказу, Украине, Средней Азии. Несмотря на успех, вернуть потраченные средства не удалось. Используя их, Рубо, которому помогали Л. Шенхен, О. Мерте, К. Фрош, к середине ноября 1904 года закончил работу над панорамой.
Одно из ранних упоминаний о панораме «Бородино» относится к 31 октября 1909 года. Отсюда до Римстинга совсем недалеко – чуть более трех километров. Кавказ стал одной из самых любимых тем художника. Его полотна всё чаще стали появляться на русских и зарубежных антикварных аукционах и салонах.
Он выходил на железнодорожной станции курортного местечка Прин (Prien). В 1902–1904 под его началом в предместье Мюнхена группой немецких художников была создана панорама Оборона Севастополя, открытая в 1905 в Севастополе в возведенном для нее здании (сильно пострадавшая при обороне города в 1941–1942, отреставрирована и открыта вновь в 1954). В плохом состоянии в 1928 году ее передали в Дагестанский краеведческий музей. Центральной сценой в панораме стала битва за батарею Жерве.
Михаила, Баварская Академия художеств присвоила ему звание профессора. Сам художник (кстати, один из первых действительных членов Военно-исторического общества) начал работать над картиной задолго до формального подписания в марте 1911 года договора о создании панорамы. И в русской дореволюционной литературе о творчестве художника можно найти немногое. И художник вышел победителем: его замысел был утвержден.
Автор объясняет это тем, что подробное рассмотрение творчества Ф. Рубо, в значительной мере относящегося уже к XX веку, не входило в задачу названных «очерков». Греков. Это в основном реплики или высказывания по поводу его творчества. «Мы должны гарантировать, что напишем не хуже Рубо», – говорил М. Греков, работая с М. Авиловым и П. Шухминым над 257 панорамой «Оборона Царицына».
В первую очередь это воспоминания профессора института им. В это время, работая над «кавказским» циклом картин, Франц Алексеевич, впечатлённый драматизмом кавказской войны, приступает к созданию первой российской панорамы «Штурм аула Ахульго». В Римстинге Франц Рубо посещал богослужения в местной церкви св.
В 1972 г. появилась книга С. М. Клавдиева «Русские панорамы». Однако посетители смогли ее увидеть только в 1909 году, но не в Тифлисе, а в Севастополе, в здании панорамы «Оборона Севастополя». В этот день на заседании Императорского русского Военно-исторического общества рассуждали «О способах ознаменования столетней годовщины «священной памяти Двенадцатого года»». В ноябре 1910 года Рубо представил на утверждение государя эскиз панорамы «Бородино». Наиболее видной фигурой в русской академической батальной живописи конца XIX – начала XX века был автор многочисленных батальных полотен, главным образом на сюжеты кавказских войн России и больших батальных панорам: «Штурм аула Ахульго», «Оборона Севастополя», «Бородинское сражение», основоположник русской школы панорамной живописи Франц Алексеевич Рубо (1856-1928).
Подчеркивать превосходство русской армии даже в панораме было как бы неуместно. Не имея в последние годы значительных заказов, жил почти в полном забвении. Рубо последовательно реализовал один из принципов реалистического панорамного искусства — принцип единства времени, показав момент отражения защитниками Севастополя самого яростного штурма, предпринятого неприятелем 6 (18) июня 1855 года, когда героизм русских воинов проявился особенно ярко. Франц Алексеевич воспитал прекрасных художников – М. Б. панорамы «Бородинская битва» (1910-12), прославившей героизм и стойкость русских воинов. Кроме немецких художников Рубо пригласил для работы над панорамой своего ученика И. Г.
Парусный спорт любила и его обучавшаяся в Мюнхенском университете дочь Анна (1893 – 1912), трагически погибшая на Кимзе. Уже будучи зрелым мастером, летом 1901 года художник получил официальный заказ на создание панорамы, посвященной 50-летию героической обороны Севастополя в период Крымской войны 1853-1856 годов. Третий период – период расцвета творчества Рубо – можно обозначить 19021912 годами. В ноябре 1910 года Рубо представил на утверждение государя эскиз панорамы "Бородино". Вклад его в искусство и педагогику значителен.
Еще больший успех пришел к Францу Рубо после создания под его руководством в 1910 – 1912 гг. В настоящее время четыре фрагмента панорамы хранятся в Махачкале. Большую известность принесли ему картины, посвященные эпизодам Кавказских войн и предназначенные для «Храма Славы» в Тифлисе, а также военно-историческая панорама «Штурм аула Ахульго», после демонстрации которой в Мюнхене Баварская Академия художеств присвоила в 1891 году Францу Рубо почетное звание профессора. Кредиторы художника угрожали ему продажей произведений в Мюнхене с молотка.
Родители решили похоронить покойную на Фрауэнинзель. В бухте Римстинга находилась парусная яхта Франца Рубо. Работа над ней шла в тех же условиях, при участии И. Г. Мясоедова (была открыта в 1912 в специальном павильоне на Чистых прудах в Москве после длительной реставрации ее воссоздали в 1962 в новом здании на Кутузовском проспекте).
По возвращении в Россию получил от тифлисского музея «Храм Славы» заказ на серию картин из истории кавказских войн. Рубо умел и любил рисовать животных.
Мясоедова, который по его просьбе делал зарисовки на Бородинском поле. В книге В. В. Садовеня «Русские художники-баталисты XVIII – XIX веков» (1955) биография Ф. Рубо уложилась в полстраницы. Грекова, М. И. Матросы и солдаты отчаянно сбивали с панорамы огонь им пришлось разрезать полотно.
В 1912 окончательно обосновался в Германии. Но зарождалось и новое реалистическое направление, которое возглавлял Адольф Менцель. Серьезным исследованием по данной теме явился труд О. Ф. Федоровой «Франц Рубо» (1982), в которой известные прежде факты были дополнены материалами архивов и периодической печати.
«Хотя это произведение и пользовалось всеобщим успехом, — писал он в прошении, — но материальным результатом этого предприятия оказался дефицит в 11 тыс. Напряженная работа над панорамой подорвала его силы, художник серьезно заболел и в 1913 году уехал для лечения в Мюнхен. Кроме того, он принял от Ф. Рубо способ работы с натурой. Исполнял также станковые картины, в том числе исторически точные полотна на темы кавказских войн (Штурм Геок-Тепе 12 января 1881 года, 1898, ГРМ). Одно из ранних упоминаний о панораме Бородино относится к 31 октября 1909 года. В это время он работает над панорамами «Оборона Севастополя» и «Бородинское сражение».
К столетию Отечественной войны 1812 года по заказу императора Николая II Ф. А. Вместе с Францем Рубо два года над созданием панорамы трудились известные немецкие художники, cреди них – мастер исторических сцен Карл Беккер (1862 – 1934) Карл Кер (1866-1919) Фридрих Каллморген (1856- 1924) Петер Мюллер (1866-1949) Майкл Зенона Димер (1867м 1939) Kaрл Хуберт Фрош (1946 -1931) Оскар Мерте (1872 -1938), а также студенты из Баварской Академии художеств. О нем не написано ни одной фундаментальной монографии. Рубо.
Он стал основоположником русской школы батальной панорамы. Художник показывает войну не бутафорски. Он стал основоположником русской школы батальной панорамы. Цикл картин Рубо охватывал огромный исторический период – от походов Петра I до «Сражения на реке Кушке 22 августа 1839 года».
Мазок живой, энергичный. В советскую эпоху положено начало научного изучения деятельности Ф. Рубо. На некоторых акварелях изображена царская охота. В настоящее время четыре фрагмента панорамы хранятся в Махачкале. Письма впервые частично были опубликованы в «Военно-историческом журнале» в 1962 и в 1963 годах в 7 и 9, соответственно. Теперь уже он явился для Е. Моисеенко 255 непревзойденным учителем.
Открытие состоялось 14 (27) мая 1905 года. Такая живопись становится его методической системой. В плохом состоянии в 1928 году ее передали в Дагестанский краеведческий музей. Рубо написал панораму Бородинская битва.
Колюбакина и была завершена в рекордно короткий срок. Вторым основным островом на Кимзе является более крупный – Херренкимзе, то есть «Господний», где расположены великолепный дворец, построенный в 1878 году баварским королём Людвигом II и Старый замок на месте бывшего мужского монастыря августинцев. «Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов», – жаловался Рубо в письме к одному из друзей. После создания эскиза, утвержденного в России в феврале 1902 года, Франц Рубо приступил в Баварии к работе по реализации этого огромного живописного полотна (14 м 115 м).
Сам художник (кстати, один из первых действительных членов Военно-исторического общества) начал работать над картиной задолго до формального подписания в марте 1911 года договора о создании панорамы. Таланту и мастерству всегда отдается должное. (В 1942 в ходе бомбардировок Севастополя немецкими войсками в ходе Великой Отечественной войны панорама была значительно повреждена, ее фрагменты эвакуированы из города. Художник Н. Н. Каразин писал: Сколько знания, таланта и вкуса.
Как писал о М. Грекове его ближайший товарищ и соратник Н. Г. Котов, художник «вырабатывал такое мастерство, которое крайне лаконично, без рабского подражания ненужным мелочам выражало бы самую суть, живописный синтез изображаемых 256 явлении». Мюнхен с его знаменитой Академией художеств и богатейшей коллекцией картин в Старой Пинакотеке стал одним из тех крупных европейских городов, который на всю жизнь полюбил художник. Легко писать художнику, где исторический материал дает готовые и благородные мотивы, но совсем другое дело изображать на холсте героическую защиту. Кавказ стал одной из самых любимых тем художника.
Рисунок четкий, но не жесткий. На самом юге Германии, на живописном озере Кимзе издавна называемом местными жителями «Баварским морем», расположен маленький остров Фрауэнинзель. Ряд публикаций, также представляющих интерес для настоящей работы, хотя и не носит монографического характера, но имеет непосредственное отношение к Ф. Рубо как автору панорам. Его отец – переселившийся в Россию французский книготорговец, уроженец Марселя Алекс Рубо мать – Мадлен Сенек держала свой дом моделей. Учился в Одесской рисовальной школе (1865 – 1877), а в 1878 – 1883 – в мюнхенской Академии художеств. В Мюнхене у художника родился замысел воскресить на полотнах героическое прошлое русского народа и во всей широте передать знаменательные события в истории России. Художник Н. Н. Каразин писал: «Сколько знания, таланта и вкуса Собравшаяся на центральной площадке панорамы довольно многочисленная группа художников с восторгом смотрела на все эти чудеса искусства и с чувством уважения на их автора, скромного и тихого Рубо, как будто невольно смущенного и даже серьезно боящегося за успех своего детища».
Менее подробно освещается опыт преподавания профессора Ф. Рубо в Высшем художественном училище Императорской Академии художеств. Еще во время работы над картиной Штурм аула Ахульго (1888) для Храма Славы Рубо задумал и вскоре создал панораму на ту же тему. Кредиторы художника угрожали ему продажей произведений в Мюнхене с молотка. рублей. Помимо этих картин (написанных в 1885–1895) масштабным результатом его кавказских этюдов явилась панорама Штурм аула Ахульго (1890), впервые показанная на художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896 сохранились лишь отдельные ее фрагменты, находящиеся ныне в краеведческом музее Махачкалы).
И его лучшие ученики М. Греков, М. Авилов, К. Тир помогали ему в установке и реставрации панорамы Оборона Севастополя. Франц Рубо родился 15 июня 1856 года в Одессе в семье небогатого французского коммерсанта. Специализировался в батальной живописи, попутно (как и многие баталисты того времени) обратившись к искусству широкоохватных панорам, дающих, благодаря сочетанию картины с трехмерным макетом иллюзию исторического события, свершающегося на глазах у зрителя. Панорама была приобретена Военным министерством в 1897 году для Тифлиса. Грандиозная работа была выполнена в срок и осенью 1912 года в павильоне на Чистопрудном бульваре панораму «Бородино» увидели зрители.