Одной из самых популярных и воспроизводимых картин известного немецкого художника-авангардиста Франца Марка является «Синий всадник». Художник Франц Марк – друг и единомышленник Василия Кандинского, «синий всадник» немецкого экспрессионизма. «синий конь» — это одна из самых известных работ немецкого художника Франца Марка. Франц Марк (08. 02. 1880 – 04. 03. 1916) – немецкий художник и график, один из основателей художественной группы Синий всадник.
Я не вижу лучшего средства для – я бы сказал – «анимализации» искусства, чем изображение животного» (письмо Рейнхарту Пиперу от декабря 1908). И название пришло само». Вот почему он ставит перед собой задачу «анимализации искусства», то есть слияния форм, присущих животным и пейзажу, в нераздельное органическое целое, порождающее космический ритм, уравновешенный чистым экспрессивным цветом. В начале этого же года происходит первая встреча с экспрессионистом Августом Маке и в сентябре, в Мюнхене он вступает в объединение художников этого стиля, но в конце 1911, с частью единомышленников отходит от группы и вместе с Кандинским организовывает «Синий всадник». гал. ).
В то же время он все больше сосредоточивается на композициях с изображением животных. Франц Марк стоит особняком в движении экспрессионизма.
К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музее Базеля, Швейцария. Но это не означало отказа от гуманистических ценностей. В апокалиптическом хаосе мы различаем хищные красные всполохи и лучи, падающие стволы, мятущихся коней испуганно сгрудившихся оленей ищущих укрытия кабанов, а в центре полотна – как олицетворение невинной жертвы – голубую лань, поднявшую голову к небу. Так, в 1914 году рождается картина «Борьба форм». В 1914 г. он был мобилизован, а в 1916 г. погиб под Верденом. Экстатическая образность произведений Марка, отмеченных динамикой форм, резким контурным рисунком, напряжённым, ярким колоритом, отразила его неприятие современной действительности, предчувствие общественных потрясений (Башня синих лошадей, 1913, не сохранилась Судьба животных, 1913, Публичное художественное собрание, Базель).
Напротив, «Маленькая композиция 1» (1913, Берн, частное собрание) лишена фигуративности и представляет собой гораздо более динамичный вариант «окон» Делоне она предвосхищает «Сражающиеся формы» (1914, Мюнхен, Новая пинакотека), в которых можно видеть резкие цветовые контрасты, выдающие волнение предвоенных месяцев, чуждое вдохновению художника. Художник решительно порвал с натурализмом. Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы ит. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа. Даже появление названия «Синий всадник», которое, как вспоминал Кандинский, родилось за кофейным столиком, свидетельствует о легкости взаимопонимания двух художников: «Мы оба любили синий, Марк – лошадей, я – всадников.
А на самом деле с началом века окружающий мир остался прежним, таким каким мы его видим и сейчас за окном (не касаюсь научно-технического прогресса). /. Образ животного стал изобразительной метафорой природного, не изуродованного цивилизацией человеческого духа — такого, каким он должен быть по мысли художника. Причём видения, на мой взгляд, получились какие-то извращённо-болезненные.
Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример— одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных». Последними произведениями Франца Марка были абстрактные рисунки исполненные на фронте. Нельзя сказать наверняка, как сложилась бы судьба художника, если бы он уцелел в «верденской мясорубке». Тем более значимым стало появление картины «Судьбы животных», написанной в 1913-м – последнем предвоенном году. Членов «Синего всадника» объединила любовь к примитивному и средневековому искусству, а также модернистским течениям в живописи – кубизму и фовизму.
«Синий всадник – это мы двое» – сказал позднее Кандинский. Организатор (вместе с В. В. Кандинским и др. ) художественного объединения Синий всадник в 1912-14 – один из лидеров раннего экспрессионизма. 4 марта 1916 года Франц Марк погиб под Верденом (Франция) от ранения в голову.
Он шел к упрощению формы, чтобы выразить в символико-патетических образах тайны природы. Сегодня в искусстве и религии этот долгий путь развития пройден. Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь высказать основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914). В юности пережил увлечение академизмом, затем импрессионизмом и постимпрессионизмом. То же повторяется в 1907 г. : он восхищен импрессионистами, но только Ван Гог оказывает на его творчество глубокое влияние, заметное лишь с 1909 г. Марк уже понимал, что самое главное — это выражать «внутреннюю правду вещей» и что прийти к ней невозможно ни умозрительно, ни через изучение природы. Нельзя сказать наверняка, как сложилась бы судьба художника, если бы он уцелел в «верденской мясорубке». Здесь художник соединил благородное животное и синий принцип, создав нечто неотразимое.
Однако назвать Франца Марка анималистом невозможно: зверь был для него не реалистической «натурой», а высшим существом, символом естественного, чистого, абсолютного и гармоничного бытия. гал., Ленбаххауз). Помимо этого, как и все участники «Синего всадника», Марк занимался поисками новых способов самовыражения и выражения Духовного в искусстве.
1911-1913: Знаменитый анималист. Апокалиптические настроения достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось). Сами они, между тем, были отнюдь не равны.
«С раннего возраста я воспринимал людей уродливыми. Художник много заимствует у Делоне и осуществляет новый синтез, которому присущ спокойный лиризм и в котором цвет мелодично распределяется по валёрам, составляющим еще читаемые мотивы («Лань в лесу II», 1913-1914, Карлсруэ, Кунстхалле). В 1910 году Марк присоединился к «Новому союзу художников Мюнхена», созданному В. Канди неким, а годом позже вместе с ним и А. Явленским организовал группу «Синий всадник», цель которой была «разрушить преграды между различными видами искусств». Франц родился 8 февраля 1880 года в Мюнхене.
Свою художественную цель они определяли как соединение чистого цвета с чистой формой. Вскоре после начала Первой мировой Франц Марк ушёл добровольцем на фронт. Встретившись с Кандинским, он в 1911 г. вступает в Новый союз художников Мюнхена.
С началом Мировой войны Марк отправился на фронт и в 1916 году погиб в бою под Верденом. Животные казались мне прекраснее и чище, — писал Марк. Каталог его работ (917 номеров) был составлен в 1970 Клаусом Ланкхайтом в него включено 240 картин маслом, 251 акварель и пастель, 63 гравюры (с 1908) из которых 25 на дереве и один офорт. Хотя он любил Марию Франк, женился все же (1907) на Мари Шнюр.
В 1906 он совершает путешествие в Грецию, а в 1907 возвращается в Париж. Художник верил, что животные существовали до библейского сотворения мира. Марк ответил следующее: «Я не ставлю своей целью изображение только животных Я хочу обострить своё восприятие органического ритма всех вещей, расширить пантеистическое ощущение мира, живого пульсирующего потока крови в природе, деревьях, животных и воздухе Я не знаю лучшего способа подобного «оживления» искусства, чем изображение животных».
Создается впечатление, что художник «нарезает» фигуры двух лис на фрагменты и смешивает их, как части головоломки. Он все еще находился в поисках собственного языка форм. В том же году Марк и Кандинский вышли из объединения, основав группу Синий всадник и выпустив (в 1912) одноименный альманах, украшенный их гравюрами и рисунками.
Все его зрелые работы можно условно разделить на две группы: в одной – картины пасторальные, гармоничные и умиротворённые, в другой – отмеченные печатью скорби, напоминающие о неизбежности смерти, порой апокалиптические. Участники группы также мечтали уравнять в правах все существующие виды искусства. Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример — одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (нем. Мучительный роман с художницей Анеттой фон Экардт, литературный, в духе Достоевского брак из сострадания с Марией Шнюр, закончившийся крахом благих намерений — все это отвращало художника от людей, заставляло его искать идеал в неразумной природе.
Сравним три картины Марка, ставшие классикой немецкого экспрессионизма и написанные с промежутком примерно в год, – «Синяя лошадь» (1911), «Тигр» (1912) и «Лисы» (1913). «Звериное» видение мира представлялось ему чем-то вроде окна в недоступное человеку природное царство: «Разве есть для художника что-либо более таинственное, чем отражение природы в глазах зверя. Он разработал собственную теорию цвета, в которой пытался охарактеризовать «мистически-имманентную» структуру мироздания.
Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы. Каждый цвет в иконографии Марка несёт определённый смысл. затем футуризмом и абстракционизмом. Как видят мир лошадь или орел, косуля или собака.
Он делал беглые зарисовки, которые вылились в три варианта картины Лошади на пастбище. Фигуру лошади, пейзаж и растение на переднем плане объединяет волнообразный ритм: мотив дуги явственно повторяется в очертаниях гор, в силуэте животного и в изгибах листьев. В этом году Марк впервые выставляет свои пленэрные работы, где живописный фон создается с помощью светлых тонов отзывы критиков были благожелательны. В истории искусства 20 столетия Франц Марк навечно остался стремительным всадником, скачущим на вольном синем коне экспрессионизма. Под влиянием итальянского футуризма художник начал разлагать формы на составные плоскости, делая свои образы больше динамичными (Судьба животных, 1913, Художественный музей, Базель).
Если говорить о конкретном художнике изображать именно так, как он якобы его видит. Однако накануне первой мировой войны в творчестве Марка появилось тревожное настроение. Кульминацией тревожных предчувствий стала картина Судьбы животных (1913, Базель, Художественный музей).
В 1916 он погиб под Верденом (Франция) в возрасте 36 лет. Эти формальные поиски имели для Марка серьезный духовный смысл: он искал путь от внешнего облика вещей («внешность всегда плоска») к их внутренней сущности и видел цель искусства в «раскрытии неземной жизни, тайно пребывающей во всем, в разрушении зеркала жизни с тем, чтобы взглянуть в лицо бытию». Он находил их более чистыми, даже возвышенными по сравнению с людьми. Но именно она, сердечная и открытая, стала женщиной его жизни.
Вместе, присвоив себе, по словам Кандинского, «диктаторские полномочия», они готовили выставки «Синего всадника», вместе редактировали одноименный альманах. – Как видят мир лошадь или орёл, косуля или собака. Последовательно испытал влияние стиля модерн, кубизма и футуризма.
Франц Марк был предан одной теме: он рисовал и писал животных.
Группа «Синий всадник» просуществовала всего три года: амбициозные планы художников нарушила Первая мировая война. Швабинг был средоточием богемной жизни, здесь быстро завязывались волнующие знакомства. Тот написал ему в письме: «Не слишком ли страшную цену придётся заплатить за очищение. ». Больше всего ему нравились лошади.
Глядя на холст «Синяя лошадь», понимаешь, что слова художника об «органическом ритме всех вещей» – не теоретизирование, а глубокое подлинное чувство. Марк дважды (в1903и1907 году) посещает Париж, где знакомится с французскимпостимпрессионизмоми, в частности, с живописьюГогенаиВан Гога, которая оказывает на него значительное влияние. Животные казались мне прекраснее и чище», – признавался он.
Франц Марк учился в мюнхенской Академии (1900-1903). Создается впечатление, что художник «нарезает» фигуры двух лис на фрагменты и смешивает их, как части головоломки. В 1911 примкнул к «Новому мюнхенскому художественному объединению», где ведущую роль играл В. В. Кандинский. «Окружавшие меня безбожные люди (в основном мужского пола) не пробуждали во мне подлинных чувств, тогда как невинная чувствительность животных отзывалась в моей душе добротой ко всему миру».
В зрелые годы Марк увлекся кубизмом. Он принадлежал к числу европейцев, словно не замечавших размежевания стран накануне Первой мировой войны: вместе с Василием Кандинским Марк стал основателем легендарного объединения «Синий всадник» – творческого союза русских и немецких художников. Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь 1912 на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. «Искусство, — считал художник, — не должно отражать, а должно вскрывать внутреннюю «истинность» вещей».
Сравним три картины Марка, ставшие классикой немецкого экспрессионизма и написанные с промежутком примерно в год, – «Синяя лошадь» (1911), «Тигр» (1912) и «Лисы» (1913). В декабре 1911 года в мюнхенской галерее Тангаузер (нем. Чёрное и белое», на ней были представлены исключительно графические работы. Есть только больное воображение. В 1913 г. Марк и Макке едут в Париж, где встречаются с Делоне.
Tierschicksale, 1913). Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, Красные лошади (19101912, Музей Фолькванг, Эссен). «Синий всадник» стал синонимом немецкого экспрессионизма.
Франц Марк погиб на фронте под Верденом в первую мировую войну в 1916 году. Им было расписано девять «росписей по брезенту» в различных стилях источниками вдохновения для Марка стали Мане и Кандинский, причём камуфляж в стилистике последнего оказался наиболее эффективен для укрытия от самолётов, пролетающих на высоте в две и более тысяч метров. Но наибольшее влияние на Марка оказали импрессионисты, в особенности Ван Гог. Причина, по которой художник отправился на войну, несмотря на то, что она была ему отвратительна, – её «очищающий» потенциал. В 1907 году Франц Марк впервые показал на выставке большой живописный эскиз для гобелена Орфей и звери (Мюнхен, Ленбаххаус).
1910: Теория цвета. Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы и т. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа. (Так же, как Кандинский, Марк придавал символическое значение цвету: синий означал для него мужественность, твердость и духовность. ) Мощная личность Кандинского ни в коей мере не подавила Марка. К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музее Базеля, Швейцария. Подзаголовок «Деревья показывают свои кольца, а животные – свои жилы» подчеркивает трагическую идею полотна: только срубленные деревья обнажают кольца, только мертвые звери обнажают нутро.
«Звериное» видение мира представлялось ему чем-то вроде окна в недоступное человеку природное царство: «Разве есть для художника что-либо более таинственное, чем отражение природы в глазах зверя. В том же году Марк и Кандинский вышли из объединения, основав группу «Синий всадник» и выпустив (в 1912) одноименный альманах, украшенный их гравюрами и рисунками. Под влиянием итальянского футуризма художник начал разлагать формы на составные плоскости, делая свои образы более динамичными (Судьба животных, 1913, Художественный музей, Базель).
Thanhauser) состоялась первая групповая выставка «Синего всадника». Среди других известных работ этого периода можно назвать картины Синяя лошадь I, Желтая корова, Маленькие синие лошади (все – 1911), а также Тигр (1912). Апокалиптические настроения, свойственные этим вещам, достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось). / Я пытаюсь усилить свое ощущение органического ритма всех вещей, пытаюсь пантеистически прочувствовать дрожь и течение крови в природе, в деревьях, в животных, в воздухе». Учился в Академии художеств в Мюнхене.
Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Марк дважды (в 1903 и 1907 году) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. Художник пытался выразить ощущения самих животных их видение человеческого мира используя чистые насыщенные цвета и упрощенные ритмизованные формы («Лисица». Вместе с тем ритмизованные изломанные линии напоминают о стиле модерн («Лошадь в пейзаже», 1910, Эссен, музей Фолькванг «Желтые лошадки», 1911, Штутгарт, Гос.
В 1900 году Марк был принят в Мюнхенскую Академию художеств, где учился в течение нескольких лет под руководством посредственных академических живописцев Габриэля Хакля и Вильгельма фон Дица. К тому же, он специально изучал анатомию животных, его настольной книгой была «Жизнь животных» А. Брема, целые дни он проводил в зоопарке, наблюдая за зверями и делая зарисовки. Франц Марк был предан одной теме: он рисовал и писал животных. В свою очередь, футуризм подсказывает ему новый способ передачи движения, при котором предметы помещаются в силовые наклонные линии («Под дождем», 1912, там же). Однако приказ не успел дойти до фронта. Лесная чаща предстает на картине как символ потаенного мира природы, который разрушается и гибнет под напором неведомой грозной силы. В 1907 году он выставил на всеобщее обозрение свою программную работу – эскиз гобелена «Орфей и звери».
Как видят мир лошадь или орел, косуля или собака. Отец Франца – Вильгельм Марк – изменил семейной традиции и стал художником. В дальнейшем Марк обратился исключительно к абстрактной живописи. Три красные лошади (1911, Рим, коллекция П. Гейер) — первый законченный образец уникального звериного стиля Франца Марка.
Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, – Красные лошади (1910–1912, Музей Фолькванг, Эссен). Настольной книгой Франца Марка был труд Альфреда Брема «Жизнь животных».
Здесь, на выставках и в музеях Парижа, он открыл для себя цветные рефлексы импрессионистов и мощную пластику Эдуарда Мане, аскетичные формы древнего искусства из собраний Лувра и линейную декоративность японской гравюры. 1911: Синий всадник. Одной из первых картин, в которой он воплотил свою теорию соотношения цветов, была Лошадь на фоне ландшафта (1910).
Однако выбранная стилистика ничуть не противоречит анатомии. Единство органического – и в том числе животного – мира и космоса – одна из ключевых тем творчества Марка. Глядя на холст «Синяя лошадь», понимаешь, что слова художника об «органическом ритме всех вещей» – не теоретизирование, а глубокое подлинное чувство. В картине «Лисы» мы видим полное взаимопроникновение форм, стирание грани между зверем и его окружением.
В 1903 он впервые побывал в Париже и провел там несколько месяцев. Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, – Красные лошади (1910–1912, Музей Фолькванг, Эссен). Яркие цвета он, в отличие от фовистов, применял для усиления значимости животных. В своих работах (например, Синие лошади, 1911, Walker Art Center, Minneapolis, Minnesota) он использовал и ломаные линии и стилизованные кривые и блестящий нереальный цвет. – словно эпиграф к творчеству, да и ко всей жизни Франца Марка.
Произведения художника представлены главным образом в немецких и американских музеях. Тем не менее, этот образ настолько неотразим не только из-за цвета. Известно, что свой интерес к животным художник подкреплял всесторонним изучением предмета. После второй поездки в Париж художник начинает серьёзно изучать анатомию животных, с тем, чтобы наиболее полно воплотить своё видение природы в живописи. В начале века Мюнхен был признанным художественным центром Германии. Сожалея о всеобщем упадке веры, Марк надеялся в искусстве обрести путь к новому братству. Эскиз для гобелена «Орфей и звери» – первая проба, представленная публике, где автор попытался «вспомнить» забытый земной рай и показать животных в первозданном виде, с их покорностью воле Творца.
Поначалу Марк мечтал стать священником и заниматься теологией. Художник был поглощен новыми контактами, связанными с его деятельностью в этой группе. Тем более значимым стало появление картины «Судьбы животных», написанной в 1913-м – последнем предвоенном году. Весной 1912 года в салоне Гольтца открылась дополнительная экспозиция «Синий всадник.
В 1914 г. он успел написать несколько абстрактных композиций («Тироль», «Борющиеся формы») и, очевидно, стоял на пороге нового этапа своего творчества. Известен афоризм художника: «дух сокрушает крепости». После выставка объездила Берлин, Кёльн, Хаген и Франкфурт. Марк Франц (Мюнхен, 8. 2. 1880 — Верден, 4. 3. 1916). Однако назвать Франца Марка анималистом невозможно: зверь был для него не реалистической «натурой», а высшим существом, символом естественного, чистого, абсолютного и гармоничного бытия.
Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914). Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы. Быстро впитывая уроки искусства, Марк искал свой стиль и свои сюжеты.
Тогда же, к концу 1910-х годов, в переписке со своим другом, художником А. Макке, разработал собственную теорию цвета, где придавал каждому из основных цветов особый духовный смысл (синий воплощал для него «мужское» и «аскетическое» начало, желтый – «женское начало» и «радости жизни», красный – гнет «грубой и тяжелой» материи). Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914). Так, на картине Косуля в лесу II (1912) зритель видит на переднем плане свернувшуюся в клубок косулю, которая чувствует себя в безопасности, в то время как фигуры на заднем плане готовятся к нападению. В 1911 г., выйдя из Нового союза художников, Марк и Кандинский занялись организацией выставок «Синего всадника» и изданием одноименного альманаха. Эти строки Осипа Мандельштама.
– вопрошал Марк. Фигурные композиции («Две обнаженных в пейзаже», 1911, Дюссельдорф, Художественный музей) после 1912 уступают место кубизму и футуризму. Марк Франц (Marc), немецкий художник. Его интерес к животным (в частности, к лошади и лани) уже проявляется в рисунках, созданных в 1905 и продолжается в набросках, сделанных в Берлинском зоопарке кроме того, Марк имел дружеские отношения со швейцарским зоологом Жаном Нитсле.
В утраченной картине «Башня синих лошадей», традиционно гармоничный в его работах образ лошади представляет собой звено конструкции, лишенной устойчивости, с рушащимися формами в апокалиптически пророческом произведении «Судьба животных» – одной из самых знаменитых его работ, тревожные настроения Марка достигли кульминации. Эти формальные поиски имели для Марка серьезный духовный смысл: он искал путь от внешнего облика вещей («внешность всегда плоска») к их внутренней сущности и видел цель искусства в «раскрытии неземной жизни, тайно пребывающей во всем, в разрушении зеркала жизни с тем, чтобы взглянуть в лицо бытию». Родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка (1839-1907).
1911). Если в «Синей лошади» обобщенная фигура животного сохраняет целостность формы, а альпийский пейзаж остается узнаваемым, то в «Тигре» Марк более ощутимо трансформирует реальный образ. В том же году он создает свою знаменитую Башню синих лошадей (местонахождение неизвестно), где некогда гармонический образ лошади становится звеном устрашающе неустойчивой конструкции громоздящихся и рушащихся форм.
Одновременно он работал над Башней синей лошади (законченав 1913), которая стала последним его творением во славу мира животных. Я не знаю лучшего способа подобного оживления искусства, чем изображение животных. Подобная цветовая гамма характерна для многих работ Франца Марка. Сразу после начала первой мировой войны Марк ушел на фронт добровольцем, ожидая, что война внесет в общество очищение и обновление.
В четырех так называемых картинах-формах (1914) за счет соответствующего взаиморасположения формы и цвета он вдвое усиливает ощущение либо идиллии и гармонии, либо борьбы и упадка. Мотив картины подвергался квазипризматическому разложению на геометрические формы (Косуля в монастырском саду, 1912 Судьба зверя, 1913 Конюшни, 1913/14). То эпохальное сражение длилось в течение полугода и унесло несколько сотен тысяч жизней. Ему было всего 36 лет. Полностью талант Марка расцвел в кругу художников, которых в 1911 году объединил «Синий всадник», – сообщество, душой которого были Василий Кандинский и он сам, Франц Марк.
К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музееБазеля, Швейцария. Романтическое стремление к идеалу, поиск внутренней гармонии особенно ощутимы в таких его работах, как Голубая лошадь (1911, Мюнхен, Ленбаххаус), Бык (1911, Нью-Йорк, Музей Гуггенхейма), Белая кошка (1912, Галле, галерея Морицбург), Собака, глядящая на мир (1912, Цюрих, частное собрание). Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисыит. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа. С раннего возраста я воспринимал людей уродливыми. Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь1912 годана первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма.
Художник часто получал вопросы относительно его излюбленной тематики. Его поздние работы («Судьба животных», 1913 «Борющиеся формы», 1914) являют собой обобщенные образы чувств, лишенные какого-либо изображения. Своими мыслями он делился с Кандинским. Мифотворчество Марка весьма точно объяснено им самим в очерке «Две картинки»: «В буквальном смысле слова человечество проскочило за этот срок последний этап тысячелетия, начало которому было положено крушением великого античного мира.
В 1913 году Марк пишет картину Волки (Мюнхен, Ленбаххаус) — стаю алчных зверей, вносящих огонь войны и разрушения в мирную идиллию природы. Апокалиптические настроения, свойственные этим вещам, достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось). В детстве мальчик отличался застенчивостью и мечтательностью. Он вникал в анатомию животных, постигая законы природы, развивал способность создавать в своем воображении новые существа, которые были бы вполне реальны ибо сотворены в соответствии с законами естества. В картине «Синий конь» наблюдается значительное преобладание синего цвета.
В небольшом эссе под названием «Духовные сокровища» Марк удручённо отметил «всеобщую незаинтересованность человечества в новых духовных ценностях». Применяя технику пуантилизма, он создал практически безупречный камуфляж. Франц Марк родился вМюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка. Тогда «примитивные» закладывали основы долгого развития искусств и первые мученики умирали за новый христианский идеал.
С 1909 каждое лето Франц Марк проводит в Баварских Альпах, в Синдельсдорфе, где работает над композициями с лошадьми в пейзаже, для которых характерны интенсивные цвета (особенно красный и синий), наполненные откровенной символикой (синий для Марка – символ мужественности, красный – страсти). В 1912 Марк едит в Париж к Делоне он заменяет арабески на аналитический рисунок разорванными линиями («Тигр», 1912, Мюнхен, Гор.
В 1914 г. он успел написать несколько абстрактных композиций («Тироль», «Борющиеся формы») и, очевидно, стоял на пороге нового этапа своего творчества. В картине «Лисы» мы видим полное взаимопроникновение форм, стирание грани между зверем и его окружением. Он принадлежал к числу европейцев, словно не замечавших размежевания стран накануне Первой мировой войны: вместе с Василием Кандинским Марк стал основателем легендарного объединения «Синий всадник» – творческого союза русских и немецких художников. Единственно верное направление поиска указывало воображение. Сам художник признавался: «Я стремлюсь к пантеистской общности с пульсацией и кровотоком природы в деревьях, животных, воздухе.
У Марка, превосходного рисовальщика, был особый талант изображать зверей. Каждый идет своей дорогой и, где бы мы ни встретились, нам будет всегда его недоставать. Он пытался писать обнаженную натуру, но без особого успеха. В то время, под сильным влиянием Ван Гога, он пишет фигуры, пейзажи, этюды животных в очень светлой гамме («Стога сена», 1909, Мюнстер, музей). Зрелые картины мастера посвящены животным, представленным как высшие, более чистые существа по отношению к человеку, который казался Марку слишком безобразным.
Учился в АХ в Мюнхене (1900-02). Вторая поездка в Париж, осуществленная в 1907, подтолкнула Марка к изучению анатомии животных, что могло бы способствовать воплощению его творческого замысла: передавать сущность природы через животный мир уже в детские годы Марк видел в людях несовершенство и считал, что чистота животных обусловлена их природной «неразумностью», а «грязь» мыслящих существ обусловлена разрушительным влиянием цивилизации. На самом же деле никто ничего не понял, так как живописи в таких картинах вовсе и нет.
Немецкий художник, представитель экспрессионизма. Также этот год знаменателен для Марка созданием картины «Три красных лошади», первым законченным произведением, написанным в своем уникальном «зверином» стиле. Все эти интриги существенно сказались на психологическом состоянии Марка.
Подзаголовок «Деревья показывают свои кольца, а животные – свои жилы» подчеркивает трагическую идею полотна: только срубленные деревья обнажают кольца, только мертвые звери обнажают нутро. «Синие лошади». Тогда же, к концу 1910-х годов, в переписке со своим другом, художником А. Макке, разработал собственную теорию цвета, где придавал каждому из основных цветов особенный душевный толк (синий воплощал для него мужское и аскетическое начало, желтый женское начало и радости жизни, кумачный гнет грубой и тяжелой материи). Наряду с Кандинским Марк был основателем и главным вдохновителем группы «Синий всадник».
Конь был любимым героем художника, воплощением красоты и совершенства природных сил. Когда издатель из Мюнхена Рейнхард Пипер попросил прокомментировать увлечение анимализмом. Повсюду экспрессионистов преследовало негодование почтенных обывателей, картины называли «цветной пачкотнёй» и «мазнёй».
«Синий всадник – это мы двое», – заявил однажды Кандинский. То есть король-то – голый.