Вскоре академию известили из полиции, что «при части содержится сумасшедший, который говорит, что он художник Федотов». Близкий друг Федотова, художник Жемчужников, в воспоминаниях пишет: «Но увлекался Гаварни не я один, начинающий юноша. 4 июля родился Павел Андреевич Федотов (1815-1852) – выдающийся мастер кисти, художник, обладающий великолепным литературным даром, основоположник юмористического направления в русской живописи. Однако, несмотря на то, что к концу1840-х годов к художнику пришло заслуженное признание, даже в этот, лучший период творчества Федотова не всё было безоблачно.
Павел Федотов – русский художник, академик живописи, яркий представитель плеяды русского романтизма в российской живописи, заложивший краеугольный камень в создание критического реализма в отечественном искусстве. Рисунки П. А. Федотова» вышла в СПБ в 1857 году, уже после смерти художника. Федотов (Павел Андреевич) – высокоталантливый рисовальщик и живописец, родоначальник юмористического жанра в русской живописи, сын очень бедного чиновника, бывшего воина Екатериненских времен, родился в Москве 22 июня 1815 г. Одна из гордых радостей писателя, — если он подлинный художник, — это чувствовать в себе способность обессмертить на свой лад все то, что ему захочется обессмертить.
Новое слово в живописи сказал художник Федотов. Над этой картиной Федотов работал почти год, сказывалась неопытность художника. Увлекался им и такой художник, как Федотов, который говорил: ежели нам нравится, мы увлечены и копируем, значит это выше нас».
Почти сразу Гренев умирает. Застали и что. — "Для биографии П. А. Федотова" ("Москвитянин", 1853 г., т. II, 5, кн.
В Москве Федотовым жилось плохо: оттуда приставали с присылкою денег. Однако такое отступление стоит подороже иных побед. — "Рисунки П. A. 1102—1125). — Л. М. Жемчужников, "Воспоминания" ("Артист", 1893 г., март).
Федотов верил в себя и в то, что из него выйдет действительный художник. Словом, преобладающий элемент этих работ – карикатура. Издатель: «Галерея Валентина Рябова». n2008: Проект «Сергей Федотов в Москве» – экспозиция картин художника на выставке «Арт-Манеж2008» выставка в залах «Галереи Валентина Рябова» в ЖК «Золотые ключи -2» (декабрь, Москва). n2011, Ноябрь: Публикация альбома художника, 260 страниц, вступительная статья доктора искусствоведения, члена-корреспондента Российской академии художеств Толстого А. В.
А. Федотов, его жизнь и художественная деятельность", СПб., 1893 г. ("Жизнь замечательных людей", биографическая библиотека Ф. Павленкова). С течением времени произведения Ф. все более и более теряют свою карикатурность. Самые оригинальные и известные – В. В. В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова.
Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой. — В. Толбин, "П. как и Брюллов, сомневавшегося в его таланте, он изучал батальную живопись. 122—123.
Неизвестный альбом Федотова». 176—190). Изданная в 1857 году в Лейпциге поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» была запрещена для распространения в России. Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить. По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины. Поражает работоспособность художника.
Портрет был написан в Москве, когда Федотов получил отпуск, впервые за три года службы и неслыханно продолжительный, с 20 августа по 20 декабря — «по домашним обстоятельствам», фактически же в поощрение дальнейшей работы над картиной Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года, эскиз которой понравился Михаилу Павловичу. Любое проявление критической мысли преследовалось, запрещалось. Нагромождённость композиции, разъяснение её посредством разных мелочей постепенно сменялись простотой и естественностью.
На вернисаже 1848 года возле полотен «Разборчивая невеста», «Свежий кавалер» и «Сватовство майора» всегда стояла толпа народа. Наступал последний, самый трудный период в жизни художника. И на картине свечи в руках Коршунова напоминают погребальные и опущенное лицо выглядит заплаканным. Напряженная нервная жизнь и несчастная влюбленность содействовали развитию в нем тяжкой психической болезни.
В этих картинах он выставляет человеческие слабости и саму человеческую сущность напоказ. монографию А. И. Это произведение -- вершина творческого развития художника, один из шедевров русской реалистической живописи XIX века. Учился у А. И. Зауервейда в батальной мастерской, пользовался советами К. П. Брюллова.
Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении. — B. В. Стасов, "25-летие русского искусства" ("Вестник Европы").
Это было мрачное время николаевского произвола, жестокого цензурного террора. Он остается без средств к существованию. Картина эта называлась Свежий кавалер. Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе.
Портрет Анастасии Михайловны Гриневой. Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса. Окрыленный своими успехами художник Федотов продолжил свое творчество. Но еще и в это время он не переставал обсуждать и подготовлять новые работы.
Творческий метод художника – ни шагу без натуры. К первому периоду творчества Федотова (до середины 40-х гг. ) относятся карандашные зарисовки, карикатуры, акварельные батальные сцены, портреты, ряд композиций (сепия, 1944-46), в которых, прибегая к сатире, обличая нравы, сочувствуя обездоленным, Федотов впервые сформулировал программу критического реализма. Цензура, ставшая бичом искусства, запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Бернардским, запретила «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Павел Андреевич делал иллюстрации.
В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву. Жизнь Федотова кончилась трагически. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. ько добивается точного воспроизведения действительности, сколько успевает рельефно выставлять на показ общечеловеческие слабости и недостатки и осмеивать пошлые или темные стороны современных ему русских нравов. Эти работы произвели огромное впечатление на художника Брюллова, который способствовал финансовой помощью от академии в создании будущей картины 1848 г Сватовство Майора. В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику.
Обожавшие князя воспитанники, настолько радостно приветствовали высокую персону, что те эмоции, которые возникли при этом общении, поразили будущего художника. Разборчивая невеста, 1847. Вскоре закрыли журнал Современник, в котором сотрудничал и Федотов.
Целый год изучал я одно лицо, а чего мне стоили другие. Одно время Ф. пробовал подражать в форме стихосложения русским народным песням (см. в год из суммы, ассигнуемой кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников. Считается, что тем самым они чтили память русского художника. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях.
Так были признаны заслуги Федотова как художника-жанриста. 540—543. Но радость была недолгой и не всё у художника было суждено осуществиться.
Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Две свечи, внесенные слугой, освещают лицо проигравшего, близкого к сумасшествию. Лирическая на первый взгляд картина оказывалась не менее острой и значительной, чем ранние полотна. Плакал и убивался на его могиле больше всех его денщик Коршунов. Однако даже в этот, лучший период творчества художника не все было так безоблачно.
Такая принципиальность художника. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти в печати. Цензура не позволила Некрасову и Панаеву создать серию иллюстрированных альманахов. К лету 1852 г. болезнь Ф. развилась еще более. Он работал лихорадочно быстро.
Нет помощи семьи. — Маркова, "Свидание друзей с Федотовым в частной лечебнице" ("Иллюстрированная Газета", 1871 г., 1 и 2). Под столом виден один из вчерашних гостей, спросонья наблюдающий за домашней сценой.
Наряду с занятиями в Академии Художеств Ф. усердно пополнял свой рисовальный альбом, куда заносил сцены из казарменной жизни, солдатские типы, эпизоды лагерного времени, картины офицерского и солдатского быта, карикатуры на товарищей (последние не обижались на Ф. за эти карикатуры, ценя их остроумие и безобидность). Рисунки Федотова не имели успеха, то есть их не воспроизводили. За долги семья вынуждена была продать дом.
Лучший из них -- портрет Н. П. Жданович (1849, ГРМ). Все эти работы производили в Москве фурор и Ф. едва не носили на руках. Тем не менее и сделанного им достаточно для того, чтобы его имя осталось на веки одним из самых славных имен в истории русского искусства. Все поэтические произведения Ф. стоят неизмеримо ниже его живописных и рисовальных работ., 1851-52, – оба произведения в ГТГ Игроки, 1852, Киевский музей русского искусства). его стихотворение: "К моим читателям, стихов моих строгим разбирателям").
Можно сказать, что «Портрет отца» гораздо примитивнее, чем следовало бы ожидать от Федотова в 1837 году: он несколько робок и даже коряв. Булгакова Павел Андреевич Федоров и его произведения (Санкт-Петербург, 1893). Они были знакомы с родной сестрой Павла Федотова, а деньги предназначались ей в помощь. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень.
Быт московского купечества мне несравненно знакомее, чем быт купцов в Петербурге рисуя фигуры добрых старых служителей, дядей, ключниц и кухарок, я, сам не зная почему, переношусь мыслью в Москву Сила детских впечатлений, запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, составляют, если будет позволено так выразиться, основной фонд моего дарования». Художник полностью отдал себя искусству. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Картина была представлена великому князю, который пожаловал художнику за неё бриллиантовый перстень. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».
V, стр. Павел Андреевич Федотов (1815-1852 гг. ) был очень одаренным человеком, ему удавалось многое. Многому бы народ научил, -- писал художник в те годы, -- да цензура мешает. Будучи офицером и после выхода в отставку (1844) посещал рисовальные классы АХ (1834-45). Выход в отставку дал Ф. возможность всецело посвятить себя любимому искусству.
Последняя работа художника «Игроки» – картина совсем не однозначная. Хоронили художника 18 ноября 1852 года и большая толпа почитателей шла за его гробом. Утро. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск).
Вскоре художник возвращается в Петербург, однако несмотря на посулы «первых людей города», финансовое положение его семьи остается бедственным. — "Несколько слов о П. А. Федотове" ("Северные Цветы", 1857 г., отд. Под столом виден один из вчерашних гостей, спросонья наблюдающий за домашней сценой. В прессе началась травля художника.
— Александр Бенуа, "Русская живопись" ("История живописи в XIX веке" издание т-ва "Знание"), выпуск II, СПб., 1903 г. — В. В. Стасов, "Тормазы русского искусства" ("Вестник Европы"). Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации. его грациозное стихотворение "Ку-ку"). Быстрый и шумный успех картин Ф. влил в него новую энергию, новые надежды. Издатель: «Галерея Валентина Рябова». n2007: Выставка картин в «Галерее Валентина Рябова» (Москва). n2007: Картины художника опубликованы в альбоме «150 работ современных российских художников», том 2. Средств у Павла Федотова не было никаких и тянуться за товарищами в кутежах он не мог. Веселый и добрый нрав Федотова во многом помогает ему, он верит в себя.
Он был так доволен своим изображением, что подарил художнику бриллиантовый перстень. Сомова Павел Андреевич Федотов (отдельный оттиск из журнала Пчела за 1878 г. ) и альбом Ф. И. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях.
Наступил самый тяжелый период в его жизни. В 1852 году появилась одна из первых драматических картин художника -- Вдовушка (ГТГ).
Персонажи на самом деле проживают столь важную для них ситуацию, всецело отдаваясь своим чувствам. Поселившись в небольшой квартире, Ф. предался занятиям живописью. — А. Витковский, "Воспоминание о П. А. Федотове" ("Русское Слово", 1862 г., 4, стр. Решение далось не просто. Такой же огромный, если не больший, успех имела эта картина в Москве.
В нем он говорил о частом несоответствии внешнего вида человека его сущности. Кандинский, П. Мондриан, К. С. Возрастающий успех Ф. все более и более склонял его к выходу в отставку. Сам жених виден в открытую дверь: это бравый усатый майор, в котором отчасти можно уловить черты лица самого художника.
1—23). К работам этого рода относится эскиз "Мадонна с Младенцем" и известная картина "Вдовушка". Жесть, масло. Подобный материал не характерен для Федотова.
Далее, он упросил одного из снисходительных товарищей посидеть смирно и срисовал его очень похоже это возбудило охоту посидеть смирно и в других — похоже опять и вот стали уже говорить, что портреты, которые рисует Федотов, всегда похожи" ("Автобиографическая заметка П. А. Федотова"). В глубокой задумчивости стоит она, облокотясь о комод. Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии. В академических классах, под руководством профессора Зауервейда, тоже, по-видимому.
в месяц и потребовать от него письменного на это ответа". — "Иллюстрация", 1861 г., 183, стр. — Н. В. Гербель, "Русские поэты в биографиях и образцах", СПб., 1873 г. (4-й период). В последние годы жизни Федотов обращается к созданию портретов. Всем и каждому он готов был оказать какую бы то ни было услугу и отдать последнее. Успех этих двух картин окончательно укрепил решение Ф. оставить военную службу. Обнаружили его в Царском Селе уже абсолютно больным. Очень удавались ему портреты любимца армии, великого князя Михаила Павловича.
Родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве. С уверенностью можно говорить о том, что между 1910 и 1915годами многие европейские художники пробовали себя в беспредметных, нефигуральных композициях (в живописи, рисунке, скульптуре). Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды.
— В. В. Жерве, "К биографии П. А. Федотова" ("Исторический Вестник", 1901 г., 3, стр. В последнии минуты жизни с ним был только его преданный слуга и друг денщик Коршунов.
А. Федотов" ("Пантеон", 1854 г., том XIII, 1, стр. Будучи в сомнениях Федотов уволился со службы в звании капитана только в 1844 году. При участии влиятельных поклонников творчества художника в Московском училище живописи ваяния и зодчества проходит выставка его картин, где наряду с уже известными полотнами была выставлена картина «Не в пору гость», написанная перед отъездом в Москву. Павел Андреевич Федотов – великий русский художник, художник, график. Персональная выставка в ЦДХ (июнь, Москва). n2005: Персональная выставка в ЦДХ (декабрь, Москва). n2006: Коллективная выставка в музее Колодзей Арт Фаундейшн (апрель, Хайланд-Парк, Нью-Джерси, США). n2006: Картины художника опубликованы в альбоме «150 работ современных российских художников», том 1. к Федотову пришли признание и слава, оказавшиеся кратковременными. «Портрет отца» можно понять, лишь вникнув в подробности биографии Федотова: отец протирает очки, собираясь читать газету и газета эта вовсе не простая — это, если вглядеться в мелкие, тщательно выписанные буквочки, номер «Русского инвалида» от среды 13 декабря 1833 года, того самого дня, когда сын был произведен в прапорщики, получил первый офицерский чин, — дня триумфа родительских упований.
В последние дни своей жизни он пришел в сознание. Да так, что он за три месяца создал шедевр. — А. Дружинин, "Воспоминание о русском художнике Павле Андреевиче Федотове", СПб., 1853 г. (в "Собрании сочинений", т. VII, СПб., 1865 г. ). Федотов был похоронен наСмоленском православном кладбище.
В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния. Через год Федотов еще одну картину — «Разборчивая невеста». 22). Кто-то видел, как художник заказывал гроб. В журналах появляются статьи, восхваляющие Федотова.
При более пристальном взгляде видно, что на стенах висят пустые рамки. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в1857 году вЛейпциге, была запрещена для распространения в России. Первым произведением его становится акварельная работа «Встреча великого князя». Следующая картина, которую в 1849 году нарисовал Федотов, – «Завтрак аристократа». Федотов написал три варианта картины и один незаконченный.
В Свежем кавалере. При этом типичность изображаемых фигур, осмысленность их движений и экспрессивность лиц не только не ослабевали, но и возрастали вследствие того, что художник все сильнее и сильнее укреплялся в привычке работать с натуры, не навязывая ей форм и выражения, представлявшихся его фантазии, но подыскивая в реальном мире то, что соответствовало этим представлениям нагроможденность композиции, уяснение ее посредством разных мелочей постепенно сменялись простотой и естественностью самая идея, ложившаяся в основу композиции, становилась все более и более серьезной и близкой к жизни.
Ф. влекло к себе изображение не только военной, но и вообще обыденной жизни всех классов общества однако военная жизнь была ему наиболее близка и знакома, батальная живопись в то время очень поощрялась и он решил сделаться баталистом. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Он умер тридцати семи лет в психиатрической лечебнице. В 1851 году чтобы заработать денег Федотов берется писать «патриотическое» полотно «Приезд Николая I в институт», но так и не заканчивает его художник не смог переступить через себя и стать «оплаченным льстецом».
Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству. Картина эта называлась Свежий кавалер. Но недуг шёл вперёд неудержимыми шагами. Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Одиннадцати лет Павла Федотова отдали в кадетский корпус.
— А. П. Новицкий, "История русского искусства", Москва, 1899—1903 гг. В общей композиции чувствуется прямое влияние английских жанристов, особенно в трактовке сюжета. На первый взгляд картина как картина. Важное место в творчестве Федотова занимали портреты из которых выделяется «Портрет Н. Жданович», написанный в 1849 году. 245—254).
На веселый характер Федотова такая обстановка не влияла удручающим образом. 349—360). Федотов с юных лет любил писать стихи, басни, элегии, альбомные пьесы, романсы, которые сам перелагал на музыку и, в пору своего офицерства, солдатские песни. Федотов поставил на карту свою судьбу и судьбу своих близких.
Его направляют на службу в Петербург в лейб-гвардии Финляндский полк, где он прослужил десять лет. Сюда присоединилось значительное усложнение служебных занятий Ф. (будучи в это время уже ротным командиром, он постоянно был занят учениями, смотрами, распоряжениями по хозяйству и выправкой своей роты) и выяснившаяся полная невозможность соединять со службой серьезные занятия живописью. — "Новости", 1902 г., от 14 ноября.
За последнюю картину художника удостоили званием академика. Стоящий на постое где-то в глуши офицер забавляется. К концу 1840-х годов к художнику пришло заслуженное признание. Посыпались заказы, замыслы будущих картин возникали у него один за другим. «Все, что вы видите на моих картинках (кроме офицеров, гвардейских солдат и нарядных дам), было видено и даже отчасти обсуждено во время моего детства, – пишет Федотов, – это я заключаю как по воспоминаниям, так и по тому, что, набрасывая большую часть моих вещей, я почему-то представлял место действия непременно в Москве. Придя в рассудок недели за две до своей кончины, он скажет врачу: Судьбой недоволен.
То есть эта картина является визитной карточкой художника. Сватовство майора, 1848, – все в ГТГ), Федотов более сложно строит сюжет, давая повествовательное раскрытие события, сочетает критический пафос с поэтическими представлениями о мире, добивается гармоничности композиции, чистоты красок, отделанности деталей. Завтрак аристократа (Не в пору гость) Предельно выразительной становится и композиция в картинах Федотова, которая служит выявлению основного смысла, концентрирует внимание на главных персонажах. Перегибы цензуры Федотов показывает в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала».
Статья М. Азадовского называется «Дневник художника. Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника. Ср. Известен как один из самых ярких и влиятельных представителей русского романтизма. Так родился замысел серии Нравственно-критических сцен из обыденной жизни исполненных в технике сепии: Первое утро обманутого молодого, Житие на чужой счет, Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант, Модный магазин, Мышеловка Болезнь и смерть Фидельки, Крестины (1840-е, ГТГ). Он отмечал, что многое может открыться, если застать его врасплох. Федотов верил в себя и в то, что из него выйдет действительный художник.
Эта жанровая картина понравилась и академическим профессорам и демократическому зрителю. Москва. n2013, Март: В издании «The Huffington Post» (США) опубликована стататья Брюса Хиландера (Члена Национального совета по культуре Белого дома США, художника, арт-критика, главного редактора "The Art Economist") о творчестве художника". n2013, Апрель: Посещение мастерской Сергея Федотова Заместителем Директора ГМИИ им. Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ. Профессор требовал рутинной компоновки, той вылощенности и вылизанности в изображении солдат, какой требовало их начальство на майских парадах. Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим. В Москве его ожидает теплый прием. Не будь Ф., не было бы, быть может и Перова, Прянишникова, Трутовского, Чернышева, В. Маковского и целого ряда других известных русских жанристов.
Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования. Началась замкнутая одинокая жизнь. Так он прослужил десять лет.
Будучи военным, он все свободное время отдавал рисованию.
В ней художник отказывается от карикатурной манеры изображения, присутствующей в «Свежем кавалере». ассигнациями в месяц». Картина была создана в год трагической смерти художника. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю.
Федотов Павел Андреевич (1815-1852), русский художник и график. За написанную позднее картину «Сватовство майора» совет Академии присудил Павлу Андреевичу звание Академика. А. И. Сомов отмечает, что художник-литограф Александр Козлов пытался наладить издание федотовских рисунков, но Федотов к этому времени уже увлекался живописью: он «находя слишком долгим и скучным для себя отделывать нарисованное, полагал пригласить для дополнения отделки и приведения, как он выразился, его композиций в грамматику опытного рисовальщика».
Однако со временем увлечение живописью все больше захватывает его. Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине. Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно. Роман протекал вяло и сошёл на нет два года спустя. Многие картины остались незавершенными.
— О., "П. Но лучше всего ему удавались жанровые сценки. — А. О., "Несколько слов о Федотове" ("Светопись", 1858 г., 12).
Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Не увидели свет рисунки Федотова из Нравственно-критической серии. — Л. К. Дитерихс, "П.
90х100, 2008) продана на одном из старейших российских аукционов живописи "Мангум Арс". n2013, Ноябрь: Открытие персональной выставки Сергея Федотова в галерее ArtHouse-429 (Майами, США). n2013, Ноябрь: Сергей Федотов провёл мастер-класс живописи в Центре креативного обучения г. Вест Палм Бич, США. n2014, Январь: Галерея Валентина Рябова представила Сергея Федотова на LA ART SHOW 2014. Через девять месяцев усидчивой работы Ф. закончил картину "Свежий кавалер" или "Утро чиновника, получившего первый орден", а через несколько месяцев (весной 1848 г. ) и другую картину "Разборчивая невеста". Успеху картин Ф. способствовало отчасти то обстоятельство, что он, подражая раешнику, читал на выставке стихотворное объяснение своей картины "Сватовство майора" (а может быть и двух других) собственного сочинения. «Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина.
Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати.
Заказ оказался роковым. Анкор, еще анкор. В Москве Ф. встретил не только радушный, но прямо восторженный прием, приобрел себе там много знакомых и друзей.
Просидевшие всю ночь за игорным столом трое игроков разминают затекшие части тела. Картину эту Ф. поднес великому князю, который пожаловал ему за это бриллиантовый перстень. И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки».
После долгих раздумий молодой художник пошел на этот шаг. Кроме стихотворных объяснений к своим картинам (из них сохранилось и напечатано только объяснение к картине "Сватовство майора"), Ф. сочинял басни, элегии, романсы (к которым сам же сочинял музыку), альбомные стихотворения, солдатские песни и т. д. Некоторые из его басен являются перефразой басен Крылова, которые Ф. очень любил. — П. Петров, "П. Первое произведение художника, написанное маслом – «Свежий кавалер» – относится к 1846 году. Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году. Лос-Анджелес, США. n2015, Февраль: Картины художника Сергея Федотова представлены на ярмаркe в West Palm Beach (США).
Такой же огромный, если не больший, успех имела эта картина в Москве. ассигнациями в месяц». В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей. Федотов Павел Андреевич (Fedotov Paul) (1815-1852), выдающийся русский художник и рисовальщик. Картины этого периода художественной деятельности Ф., являющегося периодом расцвета его таланта, обращают на себя внимание всегда удачно выбранным искусным расположением композиции, типичностью в изображении лиц и законченностью общего настроения картины (этому периоду принадлежат: "Сватовство майора", "Утро чиновника, получившего первый орден", "Разборчивая невеста" и другие работы). Валентин РЯБОВ, арт-критик. n «Художник Сергей ФЕДОТОВ. В декабре 1833 года Павел оканчивает кадетский корпус.
Задетое самолюбие побуждало Ф. серьезно заняться рисованием. Поздравляю вас, -- сказал он Федотову, -- Вы меня обогнали. Используя традиции народного творчества, Федотов сочинял раёшные стихи на сюжеты своих картин и читал их на выставках.
В то же время он не покидал общества товарищей. Г. Флуг, около 1850, Н. П. Жданович, 1849 – оба в ГРМ). А. С. Пушкина. n2013, Октябрь: Картина Сергея Федотова "Цветы" (холст, масло. В 1900-е годы открытие – в начале в Испании, а потом и во Франции- первобытного и чуть позднее традиционного («примитивного») искусства решительно меняет представление о значении условных форм в изобразительном искусстве. nnВозможности цвета, раскрытые французскими импрессионистами, с выходом живописи в абстракцию были развернуты еще шире. nnЖивопись – это процесс, мир открытых возможностей – остановленных мгновений, явления вожделенных образов, приключений, конфронтации, размышлений, освобождения от избыточности, восполнение недостаточности, это акт самоутверждения и прямая проекция интуиции, демонстрация мастерства и возможность открытий.
В феврале 1850 года семья Федотова в Москве оказывается в бедственном финансовом положении художник бросает все дела и едет к родным. Нет чувств, нет желания. После того, как Павел Андреевич представил императору неоконченную работу «Освещёние знамен в обновленном Зимнем дворце», тот предоставил право Федотову уйти в отставку, чтобы целиком посвятить себя искусству.
В последующих произведениях исполненных уже маслом (Свежий кавалер, 1846. 21—32).
В конце 40-х гг.
III). Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Средств у Павла Федотова не было никаких и тянуться за товарищами в кутежах он не мог. — "Воспоминание о Павле Андреевиче Федотове" ("Семейные Вечера", 1873 г., 6, стр. В Москве ему удалось в значительной степени устроить благосостояние своих родных.
В России наступило мрачное время николаевского произвола и цензурного террора. Явленский, У. Бочиони, Ф. Маринетти и д. р. Им была задумана новая картина Возвращение институтки в родительский дом. — "Русская портретная галерея Мюнстера", том II.
Поздний период жизни и творчества Федотова (1850-52) отмечен чертами трагизма, обострённого тяжёлой психической болезнью. Один большой альбом, размером в сто с лишком листов, тесно записанных, по странной случайности оказался в каком-то городе Восточной Сибири, вероятно разделив судьбу ссыльного хозяина. По возвращении в Петербург он снова принялся за прежнюю трудовую жизнь.
Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Ему было всего 37 лет. Все эти 3 картины были выставлены в академии и получили положительные отзывы руководства академии и общественности.
(Los Angeles, USA). n2013, Март: Выставка художника Сергея Федотова на открытии «Художественного центра на Саввинской». Помимо усердных занятий службой, он в свободные часы стал заниматься рисованием, чтением, стихотворством, музыкой (он играл то на фортепиано, то на флейте, то на скрипке, причем на всех этих инструментах выучился играть самоучкой). Ларионов, Ф. Пикабиа, Ф. Кушка, П. Клее, Ф. Марк, А. Г.
Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Но не мог найти того, что мне хотелось.
Главная заслуга Ф. заключается в том, что он дал смелый толчок развитию жанра в русской живописи. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. Послушавшись этого совета Крылова, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины:«Свежий кавалер» (1848, другое название:«Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и«Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). М—ф, "Павел Андреевич Федотов" ("Исторический Вестник", 1893 г., 10, стр. 13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя исповедался и причастился.
Один художник чутко угадал другого Федотов поверил баснописцу и бросил Академию. После пяти месяцев мучений Павел Андреевич Федотов скончался 14 (26) ноября 1852 года, забытый всеми, кроме немногих близких друзей. В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. Во многих своих рисунках художник высмеивает нелепость солдатской муштры в ряде карикатур Федотов изображает грозу армий великого князя Михаила («Дивизионное учение с порохом в присутствии его императорского высочества», «Офицер и дама бубен»). (Издатель – Галерея Валентина Рябова). n2011, Декабрь: Персональная выставка и презентация альбома художника Сергея Федотова.
(Miami, Florida, USA). n2013, Январь: Участие в международной выставке "LA Art Show2013". Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. 1—68).
Павел Андреевич заканчивает ряд полотен нравственно-критического содержания, некоторые из которых задумывает еще до выхода в отставку: «Первое утро обманутого молодого» (1842-1844), «Житие на чужой счет» (1844-1845), «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант» (1846— 1847), «Модный магазин» (1844-1846), «Мышеловка» (1846), «Болезнь» и «Смерть Фидельки» (1844), «Крестины» (1848). И сам Ф. не придавал серьезного значения своим литературным опытам (см. — Е. Б., "Заметки для биографии академика Федотова и письмо его" ("Современник", 1859 г., том LXXVII, 9). Позволив себе небольшой отдых во время выставки, Ф. снова горячо взялся за работу. Родился в Москве 22 июня 1815 года.
В 1837 году художник пишет акварель «Передняя часть частного пристава накануне большого праздника», в которой изобличает мздоимство и подхалимство чиновников. — "О П. А. Федотове" ("Почтальон", 1902 г., 8). Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему«Казарменная жизнь», сочинённых под влияниемХогарта. Об этом рассказывает М. Азадовский в 4 журнала «Русский библиофил» за 1916 год. На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. — П. Ге, "Павел Андреевич Федотов" ("Вестник Всемирной Истории", 1901 г., 10, стр.
ассигн. В то же время это прямая реализация свободы. С раннего утра Павел Федотов засаживался за свои эскизы и этюды, кутаясь от холода в тулупчик, надетый поверх халата и только в жарко натопленных классах Академии отогревался от домашней работы. Запрещены были и литографии с его картин.
Тем временем неотвратимо приближалась трагическая развязка судьбы Федотова. Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. Портреты всегда были очень похожими, но особенно хорошо изучил Федотов черты лица и фигуру великого князя Михаила Павловича изображения которого, выходившие из-под его кисти, охотно покупались продавцами картин и эстампов. В июне 1852 года у художника случилось психическое расстройство.
Он жил только для искусства и для других людей, но не для себя. — Ф. И. Булгаков, "Павел Андреевич Федотов и его произведения художественные и литературные", фототипическое и автотипическое издание, СПб., 1893 г. (в тексте этого издания, кроме извлечений из некоторых статей и воспоминаний о Федотове разных авторов, помещены: "О значении П. А. Федотова и об издании его произведений", статья Ф. Булгакова очень подробный список художественных произведений Федотова, с указанием места их нахождения стихотворения, басни, романсы и песни (с нотами) Федотова. Весной 1852 года его характер круто изменился из веселого он сделался задумчивым, стал говорить, что много времени прошло, много воды утекло, но что еще не поздно, пока есть еще фашины и камни, еще можно задержать течение. Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе.
Но основным увлечением было все же рисование. 1, стр. Через 3-4 года службы в полку молодой офицер начал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств, где усердно изучал формы человеческого тела, срисовывая их с гипсовых моделей. А. Федотов" ("Русский Художественный Листок", 1853 г., 19). Им была задумана новая картина Возвращение институтки в родительский дом. Положение усугубилось-скончался отец.
Федотов долго раздумывал, воспользоваться ли ему царской милостью или нет. Когда однажды великий князь Михаил Павлович, довольный произведенным смотром, выразил готовность оказать офицерам полную свою поддержку, Ф. воспользовался этим и обратился к великому князю с просьбой о выдаче ему пособия на художественные нужды".
Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Первым законченным произведением Федотова, написанным маслом, явилась картина Свежий кавалер или Утро чиновника, получившего первый орден (1846, ГТГ).
Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. На веселый характер Федотова такая обстановка не влияла удручающим образом. — П. С. Лебедев, "Несколько слов о русском художнике Павле Андреевиче Федотове" ("Русский Инвалид", 90—92 и отдельно СПб., 1853 г. ). Художник оказался в трудном материальном положении, без средств к существованию.
Издатель: «Галерея Валентина Рябова». n2007: Персональная выставка художника в Областном художественном музее г. Тула при поддержке «Галереи Валентина Рябова» (Тула). n2008: Персональная выставка художника в башне «Федерация», при участии «Галереи Валентина Рябова» и компании «MIRAX Group» (апрель, Москва). n2008: Публикация о художнике в журнале «Артхроника». n2008: Картины художника опубликованы в альбоме «150 работ современных российских художников», том 3. На следующий день его не стало. В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью. Вот таким образом в последний натурный класс Павел Андреевич переходит только в 1845 году.
Всё было естественно и натурально. Художник предпочитал холст или бумагу.
После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю.
Благодаря влиянию Брюллова, покровительствовавшего Ф., последнему было выдано от Академии пособие в 700 рублей для выполнения заданной программы (на расходы на натурщиков, костюмы, материалы и т. д. ). Долгое время он не мог остановиться на выборе рода живописи. Персональная выставка в ЦДХ (октябрь, Москва). n2002: Коллективная выставка Арт-Манеж (декабрь, Москва). n2003: Коллективная выставка Арт-Cалон в ЦДХ, (март, Москва). n2005: Коллективная выставка, Галерея «Ombres et lumires» (май, Париж).
Родился Павел Федотов в Москве 22 июня 1815 года, в приходе Харитония, что в Огородниках. — А. Н. Андреев, "Живопись и художники", стр. А. Федотов и современное значение живописи бытовых сцен" ("Северное Сияние", 1862 г., 4). Так, в Завтраке аристократа (1849, ГТГ) напряженная поза светского хлыща, показанного в центре, торопливый жест его рук, прячущих кусок хлеба от нежданного гостя, раскрывают никчемность и ничтожество аристократа, промотавшего состояние. Когда картины Федотова были показаны больномуБрюллову, знаменитый художник их принял восторженно. В этих произведениях не могли не признать истинного таланта даже такие ярые поклонники монументальной живописи, как Брюллов и советовали Федотову продолжать занятия в том же направлении.
Майами, США. n2012, Март: Участие в международных выставках: «ART NAPLES» (23 – 26 марта) и Sea Fair «SARASOTA» (30 марта – 2 апреля), США. n2013, Январь: Участие в международной выставке "MIAMI SEA FAIR 2013". Да и герой картины не очень достоин насмешки.
Через непродолжительное время он начал новую акварельную картину: "Освящение знамен в обновленном (Зимнем) Дворце", но командировка помешала ему окончить ее. Один художник чутко угадал другого Федотов поверил баснописцу и бросил Академию. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения.
Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет. Произведения Ф., относящиеся к началу его серьезной художественной деятельности, представляют почти исключительно рисунки и эскизы, главное достоинство которых в их неподдельном юморе, едкой иронии в то же время в них видны недостаточное уменье владеть рисунком, часто излишняя сложность композиции, утрировка в изображении поз и выражений лиц вообще — это работы карикатурного характера (из работ этого рода укажем на упомянутые выше рисунки: "Житье на чужой счет", "Модный магазин", "Мышеловка или Опасное положение бедной, но красивой девушки", "Болезнь Фидельки", "Смерть Фидельки" и т. д. ). Когда выставка была открыта для публики известность его быстро распространилась по всему Петербургу.
В своих карандашных работах, общее число которых трудно установить, но, во всяком случае, оно очень значительно, Ф. следует приемам французских рисовальщиков, особенно Гаварни отличаясь также некоторыми техническими недостатками, эти рисунки являются блестящими по уменью художника ясно выразить в рисунке свою мысль, по живой передаче типов и выразительности лиц. Причиной того, что работа над этой картиной была только начата, было, вероятно, то обстоятельство, что ему в это время представился случай начать другую, более сложную картину: летом 1837 г. великий князь Михаил Павлович возвратился из-за границы и торжественная встреча великого князя в Красносельском лагере дала Ф. мысль написать картину, которую он и закончил через три месяца, под названием: "Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича". Среди них: Р. Делоне, М. Ф.
Такие картины являются очень остроумными и в его время были настоящим откровением. Но и выйдя в отставку, некоторое время художник Федотов картины свои посвящает армии.