Во многом от Джорджоне берет начало эта принципиальная сторона европейского живописания, развивавшаяся впоследствии многими поколениями художников. Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, более известный как Джорджоне (итал. Giorgio Barbarelli da Castelfranco, Giorgione 1477/1478—1510)— итальянский художник, представитель венецианской школы живописи один из величайших мастеров Высокого Возрождения. И только Джорджоне, художник, живший чувственной жизнью, смог открыть для Венеции врата этого нового века. Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, более известный как Джорджоне (итал. Giorgio Barbarelli da Castelfranco, Giorgione 1476/1477—1510)— итальянский художник, представитель венецианской школы живописи один из величайших мастеров Высокого Возрождения.
Художественно наследие Джорджоне оказало большое влияние на многих итальянских художников (Тициан, Себастьяно дель Пьомбо, Пальма Старший, Лоренцо Лотто, Порденоне и многие другие), что, в частности, породило проблемы атрибуции его картин. В пределах 1507-1508 годов Джорджоне создал картину, которой одной бы было достаточно, дабы считать его одним из самых великих художников Возрождения, – свою «Спящую Венеру». Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, более известный как Джорджоне (1476/1477—1510) — итальянский художник, представитель венецианской школы живописи один из величайших мастеров Высокого Возрождения.
Беллини (выполненные Джорджоне для студиоло Изабеллы дЭсте парные картины «Испытание огнём Моисея» и «Суд Соломона», обе около 1498-1500, галерея Уффици, Флоренция «Святое семейство», около 1500, Национальная галерея искусств, Вашингтон). Сюжет «Грозы» породил длинный ряд комментариев. В картинах Джорджоне (Юдифь, Эрмитаж, Санкт-Петербург Три философа, Музей истории искусств, Вена Гроза, Галерея Академии, Венеция Спящая Венера, Дрезденская галерея) поэтические представления художника о богатстве таящихся в мире и человеке жизненных сил раскрываются не в действии, а в состоянии всеобщей молчаливой одухотворенности. Певучее и идеальное тело Венеры, богини любви исполнено царственной простоты.
Существует также мнение, что картина представляет собою «бессюжетный идиллический пейзаж». Значительное число мастеров живописи, подражали творческой концепции и стилю Джорджоне, в их числе, Лоренцо Лотто, Пальма Старший, Джованни Кариани, Парис Бордоне, Коллеоне, Дзанки, Порденоне, Джирол Пеннаки, Рокко Марконе и другие, картины которых иногда атрибутировали как работы Джорджоне. «Гроза» — это, по существу, первый настоящий пейзаж в итальянской живописи, причем Джорджоне впервые в истории европейского искусства пытается передать состояние природы. Одной из последних картин Джорджоне является «Сельский концерт» (ок. Природа и человек предстают в этой картине Джорджоне в идеальном гармоническом равновесии.
Среди них портрет «Ариосто» кисти Тициана, который превзошел все мои ожидания в смысле живописной мощи и выразительности образа. Итальянский художник (настоящее имя Джорджио Барбарелли или Джорджио да Кастельфранко), кто от его высоты и величия его ума был впоследствии известен как Джорджоне (по Vasari). Не установлено его происхождение. Он многому научился у Беллини. Джорджоне владеет тончайшей и необыкновенно богатой палитрой.
Окружение Джорджоне составляла патрицианская утонченная культурная среда. Voi. с благородной идеализацией, утончённостью эмоциональной атмосферы, а также со сложным, ассоциативным характером идейно-сюжетного замысла, что придаёт его работам черты недосказанности («Буря», Галерея Академии, Венеция «Три философа», Художественно-исторический музей, Вена). По мнению многих исследователей автором этой картины был Тициан. Удивительно подчас складываются посмертные судьбы художественного наследия мастеров прошлого.
Он словно «обволакивает» действующих лиц, сообщая всей картине особую, задумчиво – торжественную, атмосферу. Джорджоне, вероятно, удалось видеть женские головки Леонардо. Подобно тому как в эпоху Лоренцо Великолепного более всего читалась пастушеская драма Полициано «Орфей», так теперь – пастушеский роман Санадзаро «Аркадия» изданный в Венеции Альдом Мануцием.
Беллини (1506-07), Джорджоне обращается к малым живописным формам, став одним из крупнейших мастеров ренессансной станковой картины. В его картинах сохраняются элегическая гармония и созерцательность, но в них начинают проступать эпические черты. «Концерт под открытым небом» (Париж, Лувр) – предмет спора между Джорджоне и Тицианом, «Суд Соломона» приписывается Себастьяно дель Пьомбо, в то время как «Спящая Венера» (Дрезден), как известно из не совсем современного источника оставлена частично незавершенной.
В поздних произведениях Джорджоне («Спящая Венера» «Сельский концерт», Лувр, Париж) полностью определилась главная тема творчества художника— гармоничное единство человека и природы. Общая направленность творчества Джорджоне определила интимно-лирическую окраску выполненных им портретов (Портрет юноши, Картинная галерея, Берлин-Далем так называемая Лаура, Музей истории искусства, Вена). Будучи совсем юным Джорджоне прибыл в Венецию. И в «Сельском концерте», в этом истинно джорджоневском мире «счастливой Аркадии», мире, полном невыразимого очарования, начинают звучать новые ноты. Milano, 1955 Pallucchini R. Giorgione.
Кто не знает этой картины. Во-первых, прежде рядом с Венерой присутствовал еще и купидон. Или, говоря словами Леона Баттиста Альберти, того типа человека, в котором должна господствовать «строгая и соразмерная гармония всех частей». В этой чувственной радости и заключается истинная цель художника". Giorgione Maler als Dichter. Последний, по-видимому, самый плодотворный период творчества Джорджоне (1507—1510) представлен сюжетными композициями и портретами.
Примечательно, что к началу XVI века образы богинь, которые зачастую были «не очень одеты» не пользовались популярностью искусство было преисполнено духом благочестия, вот таким образом изображения обнаженного женского тела хотя и встречались в европейской живописи, но очень редко. Наши знания о его карьере ограничивается несколькими современными источниками отображающие период с 1506-1510 год и лишь несколько картин, которые бесспорно приписываются ему, включая «Мадонну Кастельфранко» (в церкви Святого Либерате в его родном городе), портрет Лауры, «Три философа» (Вена) и «Бурю» (Венеция, Галерея Академии). Семейство» («Мадонна Бенсон» Вашингтон, Нац.
Даже место его рождения – Кастельфранко Венето установлено лишь предположительно. Джорджоне родился в небольшом городке Кастельфранко, местечка Венето недалеко от Венеции. С именем Джорджоне связывают ряд портретов. Произошло это счастливое для итальянского искусства событие в 1477 (или возможно в, 1478) году.
Творческая концепция Джорджоне своеобразно преломила натурфилософские концепции времени, оказала преобразующее воздействие на живопись венецианской школы (в том числе на работы Себастьяно дель Пьомбо, Я. Пальмы Старшего и др. ), получила развитие у его ученика Тициана. Здесь музыка всегда играла определенную роль в церковных картинах. Свидетельством этого являются техника, цвет и настроение картин Джорджоне, созданных в манере и стиле позднего Беллини. Из сохранившихся документов видно, что уже в 1500 г., в возрасте двадцати трех лет, талант художника был высоко оценен: ему стали поручать важные и ответственные работы. В 1504 г. кондотьер Туцио Костанцо (Tutsio Costanzo) в память о сыне поручил Джорджоне создание алтарной композиции в соборе Кастельфранко (Duomo, Castelfranco Veneto). Алтарная композиция «Мадонна с младенцем на троне между Св.
Немногие портреты Джорджоне («Портрет молодого человека», Государственные музеи, Берлин «Автопортрет с головой Голиафа», не сохранился известен в копиях) оказали влияние на развитие портретного искусства Венеции. Milano, 1913 Hartlaub G. Giorgiones Geheimnis. Справа поместил св. Подобный тип музицирующих персонажей даже получил персональное название – «джорджонески».
Вот примерно пятьсот лет эта загадочная картина будоражит умы зрителей и искусствоведов. Это поэзия портрета и портрет поэзии. Имя Зорзи да Кастельфранко (Zorzi da Castelfranco), т. е. Настоящее имя – Джорджо Барбарелли да Кастельфранко. Изображенная на парапете крошечная трехликая головка Гекаты позволяет нам предположить, что портрет либо посмертный, либо представляет человека, утратившего кого-то из близких.
Джорджоне родился в небольшом городке Кастельфранко, местечка Венето недалеко от Венеции. Итальянский художник (настоящее имя Джорджо Барбарелли или Джорджо да Кастельфранко), который в силу своего авторитета и ума впоследствии стал известен под именем Джорджоне (Великий Джордж) (согласно Вазари). В 1506 (согласно надписи на обороте картины) был создан так называемый «Портрет Лауры» (Вена, Музей истории искусств) исполненный в простой, но обладающей большой синтетической мощью манере.
Существует предположение, что отрубленная голова Олоферна – это автопортрет Джорджоне. «Венера Джорджоне, так же, как и некоторые мадонны Рафаэля, являет собой высшее выражение той «certa idea» – обобщенного и прекрасного женского образа, о котором писал Рафаэль в своем письме Бальдассаре Кастильоне. Круг заказчиков его станковых картин хорошо изучен и достаточно специфичен — это молодые венецианские патриции, близкие к «Академии Альдина» — объединению венецианских гуманистов, знатоков античности, ренессансной литературы, философии, связанных с деятельностью крупнейшего итальянского книгоиздателя этого времени — венецианца Альдо Мануцио. Сведения, оставленные современниками Джорджоне о «Спящей Венере», крайне скудны. Наряду с композициями на религиозные темы (Поклонение пастухов, Национальная галерея, Вашингтон), Джорджоне создавал картины на светские, мифологические сюжеты именно в его творчестве получившие преобладающее значение. Видимо, это определило и необычную тематику станковых картин Джорджоне.
По распоряжению Сената республики в 1507—1508 привлекался к фресковым росписям Немецкого подворья (сохранился фрагмент с изображением женской фигуры), работы были завершены, как об этом свидетельствует официальный документ, 14 декабря 1508. На ней изображен воин в берете, у его ног лежат два шлема. Milano, 1963 Lilli V., Zampetti P. Giorgione. Его Юдифь – это не живая женщина, а символ, статуя, своего рода «макет» памятника, который могли бы установить на главной площади благодарные жители спасенного решительной вдовой города, если бы они были греками или римлянами, а не иудеями. Теплые золотистые, зеленые, коричневые тона подобраны с необычайным мастерством.
М., 1962 Дьяков Л. Три шедевра Джорджоне. Остается спорным вопрос и о месте рождения известного мастера. Вазари в своих Жизнеописаниях итальянских художников также сообщает, что в Венеции Джорджоне открыл собственную мастерскую, пригласив в качестве помощников совсем юных Тициана и Себастьяно Лучани (Себастьяно дель Пьомбо). На третьих изображаются сады любви. Джорджоне, будучи другом этих любителей искусства имел возможность изучать коллекции гуманистов (известно, что его заказчик Габриэль Вендрамин «имел много чрезвычайно ценных картин кисти превосходных мастеров и много нарисованных от руки карт, античных вещей, много книг, голов, бюстов, ваз, античных медалей»), что, несомненно, отразилось в его творчестве, в особой утонченности и одухотворенности образов, в пристрастии к литературным, светским темам. Сюжет использованный здесь мастером, можно отнести к числу «бродячих».
На лице Юдифи играет загадочная полуулыбка, которую принято называть «джокондовской» – по названию знаменитой картины Леонардо да Винчи. На других изображен концерт на вольном воздухе. Было ему тогда 33 года. Но Джорджоне больше, чем они интересуется пейзажем, столь глубоким в «Поклонении пастухов». Но, при всей своей хрупкости и беззащитности. Во-вторых, полотно после смерти Джорджоне осталось незаконченным и его дописывал Тициан.
Над миром царило тогда настроение, напоминающее эпоху Ватто. Венеция – самый музыкальный из всех городов мира. Оставляя в стороне культурные или литературные источники, которые подтолкнули Джорджоне к этой новой теме, можно утверждать, что подлинным героем «Грозы» является природа, с ее непредсказуемыми явлениями и изменчивыми состояниями человек оказывается лишь частью природы и даже надвигающийся ураган не может отвлечь его от вечного разговора с самим собой. Едва ли есть какая-нибудь картина Беллини или Карпаччо, на которой у подножия трона Марии не сидели бы ангел или группа ангелов, славящих Мадонну игрой на скрипках и лютнях. Венецианская живопись начала 16 века носила искренно светский нрав.
Боргезе). 5 Смирнова И. А. Джорджоне. Согласно Вазари, в апреле 1500 встречался с Леонардо да Винчи. Высказывались также предположения, что картина является аллегорией Мужества и Милосердия.
Очевидно, художник основывался на «Золотой легенде» Якопо да Вораджине. Заметно и некоторое влияние Дюрера и других северных художников. В 1504 Туцио потерял сына Маттео, умершего в Равенне. Ярким примером такой нарисованной музыки является последняя дошедшая до нас картина Джорджоне «Сельский концерт». В середине первого десятилетия XVI в. Джорджоне был уже знаменитым мастером.
Наряду с композициями на религиозные темы (Поклонение пастухов, Национальная галерея искусства, Вашингтон) Джорджоне создавал картины на светские, мифологические сюжеты именно в его творчестве получившие преобладающее значение. По утверждению Вазари, Джорджоне родился в 1478.
Начало зрелого периода творчества Джорджоне ознаменовано созданием алтаря для капеллы венецианского кондотьера Т. Костанцио «Мадонна с младенцем и предстоящими святыми» («Мадонна Кастельфранко», 1504-05, собор Сан-Либерале, Кастельфранко), а также образа «Поклонение пастухов» (около 1504-05, Национальная галерея искусств, Вашингтон). Другие произведения Джорджоне: «Мадонна с Младенцем» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Мадонна скнигой» (Оксфорд, Музей Ашмолеан), «Св. Но данная гипотеза не дает ответов на все вопросы. Но преломленные в живописи Джорджоне, они получили удивительную многогранность и одухотворенность. Ее прекрасное тело поражает необычайной красотой плавных линий.
1998. 56 Hornig C. Giorgiones Drei Filosophen. Белоусова).
Из пещеры выглядывают животные. Оно оказалось удачным и существует по сей день. Влияние Церкви на политическую и духовную жизнь сводилось к минимуму (закон запрещал лицам духовного звания занимать государственные должности). 1998. Георгием, либо св. Или появляются рыцари, представители минувших времен, не дикие завоеватели, рыскавшие по стране во имя военных приключений, а тихие мечтатели, ясно сознающие, что они – «последние рыцари», юноши с мягкими, женскими формами, юноши, жизнь которых посвящена культу любви и женщин.
Не установлено его происхождение. Персонажи Джорджоне предстают перед нами на скалистой, поднимающейся несколькими ступенями площадке в тихий предвечерний час, а возможно и ранним утром — бледно-голубое, покрытое легкими лиловыми облачками небо у горизонта окрашено в красноватые тона заката (или рассвета) легкий туман окутывает простирающуюся внизу зеленую долину и очертания синеющих на горизонте гор. Так, А. Ферригуто (1953) видит в этой картине три последовательные фазы аристотелизма. Именно к пещере устремлён пытливый взор юноши, находящегося к ней ближе остальных.
Академии), «Пейзаж» («II Tramonto» Лондон, Нац. Представитель венецианской школы.
Точной даты исследователям установить не удалось. И, наконец, заслуживает внимания версия, что «Гроза» могла быть своего рода иллюстрацией к какому – либо литературному произведению – например к «Фьезоланским нимфам» Боккаччо, написанным в 1477 году. Berlin, 1971 Einem H. von. Настоящее имя художника – Джорджо, но обычно его называли по прозвищу Джорджоне (большой Джорджо из-за крупного телосложения).
Джорджоне открыл для итальянского искусства новые аспекты действительности — мир природы и поэтический мир тончайших оттенков чувства. Великолепное «Поклонение пастухов» (Вашингтон, Национальная галерея), которое относят к началу первого десятилетия XVI в., – свидетельство очень быстро растущего мастерства Джорджоне. Иногда воспроизводится античная идиллия. Либерале, которому посвящен собор). Или изображаются три возраста человека. Джорджо Барбарелли оказался просто Джорджо.
Одна из самых старых версий гласит, что в «Грозе» автор изобразил четыре стихии – огонь, воду, воздух и землю. 58 JoverM. Рядом со стадом сидят и мечтают пастухи, как в дни золотого века. «Портрет молодого человека» (Берлин-Далем, музей) своим трехчетвертным поворотом напоминает Антонелло, а мотивом парапета – Джованни Беллини, но свет здесь больше не определяет плотные цветовые зоны, он сам окрашивается в утонченные розово-сиреневые (одежды, овал мечтательного лица) и насыщенные коричневые (волосы) тона. Не взирая на скоротечность жизни Джорджоне, у него было немало учащихся, после чего известных и легендарных живописцев, Себастьяно дель Пьомбо, Джованни да Удине, Франсиско Торбидо (Иль Моро) и, естественно, Тициано Веччелио. Выраженная мечта живописца – счастливые люди в перспективе великолепной природы.
Эта картина свидетельствует о том, что Джорджоне уже освободился от всех влияний и от «гениальной робости» своих ранних работ. 5 Сонина Т. В. «Вечная связь и узы мира» («Спящая Венера» Джорджоне) // Образы любви и красоты в культуре Возрождения: Сб. Эти черты, присущие раннему Джорджоне, развиты в «Юдифи» (Санкт-Петербург, Гос. Большинство сохранившихся произведений Джорджоне было создано в период 1500-10 годов. Лицо рыцаря задумчиво и печально, монах обращается к нам с патетическим жестом скорби.
Джорджоне пошел абсолютно иным путем. 1969. Дух музыки, упоение звуками едва ли когда-нибудь были изображены так красиво. Столь же гармонично, как и сама богиня, вписывается в облик мирной природы и поселение на вершине холма (возможно, написанное Тицианом). 1505—1506, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Персонажи картины — и старец с астрологической таблицей (астрология тогда отнюдь не считалась лженаукой) и предпочитающий размышление восточный философ и юноша с угломерными инструментами в руках равно представляли величайшую из наук — философию. Ощущение скрытого дыхания жизни в природе и людях, органичность воссоздания натуры соединяются в зрелых произведениях Джорджоне 1506—1510-х гг. Её воплощению служат открытия Джорджоне в области художественного языка, сыгравшие важную роль в развитии европейской масляной живописи. «Гроза», по существу, первый настоящий пейзаж в итальянском искусстве, который и без героев не утрачивает эмоциональной содержательности и силы. Академии).
Богиня спит на цветущем лугу, на фоне пейзажа венецианской провинции. 2004.
2000. Воплощенная мечта художника – счастливые люди на фоне прекрасной природы. Его тело было привезено в Кастельфранко. Плавные и чистые линии ее тела похожи на невысокие окрестные холмы. Франциском и Св.
Во многом от Джорджоне берет начало эта принципиальная сторона европейского живописания, развивавшаяся впоследствии многими поколениями художников. Т. 2 Белоусова Н. А. Джорджоне: Очерки о творчестве. Firenze, 1991 Rapp J. Die Favola in Giorgiones Gewitter // Pantheon.
Это и вызывает такой разнобой мнений в их истолковании. della mostra. Настроение поэтического единства мира природы и человека, характерное для искусства Джорджоне, созвучно поэтическим пасторалям П. Бембо, «Аркадии» Я. Саннадзаро и ренессансной натурфилософии. Немалую роль в картине играют композиция и цвет.
В творчестве Джорджоне присутствует аллегорический портрет: так называемая «Лаура» (1506, Художественно-исторический музей, Вена), «Старуха» (1508-09, Галерея Академии, Венеция). Однако духовным отцом этих произведений все же остается не кто иной, как Джорджоне. М., 1982 (2-е изд. : М., 1996) Санина Т. В. «Юдифь» Джорджоне.
В большом зале этого дома располагается монохромный фресковый фриз. Певучее и идеальное тело Венеры, богини любви исполнено царственной простоты. Это позволяет предположить, что персонажей не объединяет какая-то сюжетная линия.
Совершенно ничего не известно и о родителях Джорджоне. Но «Гроза» — первое произведение европейской живописи, тональность которого определяет состояние природы, ее жизнь. Её воплощению служат открытия Джорджоне в области художественного языка, сыгравшие важную роль в развитии европейской масляной живописи. Bergamo, 1948 Coletti L. Giorgione.
Корявый и толстый ствол дуба контрастирует своей мощью с гибкими очертаниями тела Юдифи. Учился, вероятно, у Джованни Беллини. Например «три астролога», «три возраста», «Архимед, Птолимей и Пифагор» и т. д. Предполагается, что на картине такой сюжет. Единение фигуры с пейзажем также характерно и для «Спящей Венеры» (Дрезден, Картинная гал. ) – волнистые линии обнаженного тела отвечают мягким изгибам холмов. Результатом этого вызова стала работа художника «Юдифь», чьи неотразимые глаза неспроста опущены к полу.
Первоначально, впрочем, в его творчестве есть только небольшие намеки на этот переворот. Собеседование», «Мадонна с младенцем, св. Других дат его рождения нет. В «Концерте» Джорджоне воспроизводит жанровую сцену, взятую из жизни, делая тем самым шаг к непосредственному — хотя и опоэтизированному — отражению действительности.
ст. Но Джорджоне абсолютно по-новому трактует образ богатой и благочестивой вдовы, убившей полководца ассирийцев Олоферна и спасшей родной город от разграбления. Ни один из них не прослеживается. Венецианская живопись начала 16 века носила откровенно светский характер. Настоящее имя художника – Джорджо, но обычно его называли по прозвищу Джорджоне (большой Джорджо из-за крупного телосложения).
Затем Джорджоне заново переписал картину и превратил волхвов в трех философов. Красоту и теплоту полуобнаженного тела женщины оттеняет меховая накидка – впоследствии этот прием использует Тициан («Женский портрет», Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж «Венера перед зеркалом», Вашингтон, Национальная галерея). // Художник.
Правая рука Юдифи покойно лежит на рукояти меча. По большому счету приходится довольствоваться словами Маркантонио Микиеля, видевшего эту картину в доме ее владельца: «Холст с обнаженной Венерой, которая спит в пейзаже с купидоном, сделан рукой Дзордзо да Кастельфранко, но пейзаж и купидон были закончены Тицианом». Новое столетие начинается тем же аккордом, каким отзвучало старое. Слева с картины смотрит богато одетый юноша.
Уже в конце 15 века вместо икон в Венеции появились небольшие станковые картины, удовлетворявшие индивидуальным вкусам заказчиков. Будучи совсем юным Джорджоне прибыл в Венецию. По словам биографов, за яркую внешность и величие духа в Италии молодого человека прозвали Джорджоне, что в переводе означает «большой Джорджо». Люди и природа сплетаются в единое, полное поэтического настроения гармоническое целое. Существуют документы о заказе ему полотна для Дворца дожей (1507, не сохранилось), росписей одного из фасадов Фондако деи Тедески (1508). Известно более десяти названий этой картины, каждое из них предполагает свой сюжет.
Milano, 1955 Pignatti T. Giorgione. Георгия, в котором изобразил себя, а слева – св. А им мог быть только Джорджоне. К сожалению, сохранились лишь фрагменты фресок с едва заметными контурами фигур. В «Заметках о произведениях искусства» (Notizie dopere del disegno, 1520-1543) венецианского патриция и коллекционера Микиэля Маркантонио (Michiel Marcantonio), опубликованных в XIX в., содержится не только подробное описание произведений искусства, находившихся тогда в государственных и частных коллекциях Северной Италии, но и биографические сведения об авторах, подробное описание этих произведений и комментарии Маркантонио.
Джорджоне, будучи другом этих любителей искусства имел возможность изучать коллекции гуманистов (известно, что его заказчик Габриэль Вендрамин «имел много чрезвычайно ценных картин кисти превосходных мастеров и много нарисованных от руки карт, античных вещей, много книг, голов, бюстов, ваз, античных медалей»), что, несомненно, отразилось в его творчестве, в особой утонченности и одухотворенности образов, в пристрастии к литературным, светским темам. Был близок к кругу венецианских гуманистов. Наряду с композициями на религиозные темы («Поклонение пастухов», Национальная галерея, Вашингтон), Джорджоне создавал картины на светские, мифологические сюжеты именно в его творчестве получившие преобладающее значение.
В произведениях Джорджоне («Юдифь», Эрмитаж, Санкт – Петербург «Три философа», Музей истории искусств, Вена «Гроза», Галерея Академии, Венеция «Спящая Венера», картинная галерея, Дрезден) поэтические представления художника о богатстве таящихся в мире и человеке жизненных сил раскрываются не в действии, а в состоянии всеобщей молчаливой одухотворенности. Старец — олицетворение схоластической науки, метафизики, отрицающей доводы разума и знания (он стоит на нижней ступени, так как схоластика считалась в эпоху Возрождения нижней ступенью науки). Венецианская живопись начала 16 века носила откровенно светский характер.
Иногда философов Джорджоне отождествляют с персонажами античной литературы. Пейзаж, природа и прекрасное нагое человеческое тело стали для него предметом искусства и объектом поклонения. Беллини (смотри Беллини). К сожалению, написанная Джорджоне композиция позднее, видимо, при переводе с дерева на холст была уменьшена в ширину примерно на треть в первоначальном виде, как свидетельствует гравюра Антуанетты Ларшер (1690), фигура героини Джорджоне была более гармонично вписана в пейзажную панораму. В произведениях Джорджоне (Юдифь, Эрмитаж, Санкт-Петербург Три философа, Музей истории искусств, Вена Гроза, Галерея Академии, Венеция Спящая Венера, картинная галерея, Дрезден) поэтические представления художника о богатстве таящихся в мире и человеке жизненных сил раскрываются не в действии, а в состоянии всеобщей молчаливой одухотворенности. Главным местом его деятельности была Венеция.
Часто в основу этих картин положена аллегорическая идея.
Сохраняя ясность объёма, чистоту и мелодическую выразительность контуров, Джорджоне с помощью мягкой прозрачной светотени добился органического слияния человеческой фигуры с пейзажем и достиг невиданной ранее живописной цельности картины. Правая рука Юдифи покойно лежит на рукояти меча. Milano, 1968 Kes-selhut U. Giorgione. 1507—1508, Вена, Музей истории искусства). Творческая концепция Джорджоне своеобразно преломила современные ему натурфилософские идеи, оказавшие влияние на формирование венецианского гуманизма и отразила свойственную Возрождению влюблённость в красоту человека и земного бытия2.
Он придал полнокровную теплоту и свежесть звучанию главных цветовых пятен, сочетая их с множеством красочных нюансов, взаимосвязанных с градациями освещения и тяготеющих к тональному единству. Среди нескольких портретов, относимых к мастерской Джорджоне, наиболее высоким качеством отличается «Портрет молодого человека» (возможно, поэта Антонио Броккардо) из музея в Будапеште. И пользовавшимся большой популярностью в начале 16 столетия. В ней столько тончайших намёков, нюансов, действующих на воображение зрителя, что она словно превращается в лирическое стихотворение. Эрмитаж).
Из церковного света он перевел искусство в царство земной красоты. Единственный живописный вариант этого Автопортрета (Брауншвейг, Музей герцога Антона Ульриха), по мнению ряда исследователей, является подлинником, нижняя часть которого, с головой Голиафа на парапете, ныне утрачена. Ибо его исполненная на пороге венецианского чинквеченто картина «Мадонна Кастельфранко», пронизана такой нежной, чуждой всего мирского мечтательностью, что с внешней стороны ее не отличишь от «Святых картин» Беллини. Фигурки нарисованы в духе предшествующих итальянских художников.
Росписи фасада Фондако деи Тедески (1508) с изображением фигур и декоративных элементов сохранились фрагментарно но один из фрагментов – «Обнаженная женщина» (Венеция, гал. И в других деталях он остался верен установившейся схеме «святой беседы». От всех этих фресок остался один небольшой неясный фрагмент. Его «Юдифь» напоминает библейскую воительницу, которая гордо держит свой острый меч. В 1507-1508 гг. 1961.
За ее сомкнутыми веками затаился прекрасный и божественный мир. Человек в восточной одежде — это Аверроэс (так называли тогда в Европе арабского философа Ибн Рушда) — комментатор и последователь Аристотеля. Этот мечтательный лиризм сопряжен у него с замечательным живописным мастерством: тонкая световоздушная дымка, так называемая «сфумато» (которое он ввел в североитальянскую живопись чуть позже Леонардо и, скорее всего, под влиянием последнего) обеспечивает пространственное единство, сочетаясь с предельно точными, знаковыми цветовыми акцентами и плавной композиционной ритмикой, гармонично связывающей фигуры с символическими деталями. Будучи совсем молодым Джорджоне прибыл в Венецию. Эрмитаж), «Старуха» (Венеция, гал. Венецианская знать в ту пору находилась в самой гуще гуманистического движения. Даже листва деревьев словно колышется от нежного томления.
Так, на очаровательной картине Джорджоне (в коллекции Фаррер в Лондоне) на заднем плане виден старик, задумчиво созерцающий череп, а на переднем плане на одной стороне дети спят или же взбираются на древо жизни, а на другой – влюбленная парочка занята музыкой: прижавшись к коленям нагого юноши, молодая женщина заглядывает ему восторженно в глаза. Существует предположение, что отрубленная голова Олоферна – это автопортрет Джорджоне. Сюжет «Грозы» — или «Пейзажа с грозой, цыганкой и солдатом», как названа картина у Микиэля, — остался неразгаданным, несмотря на бесчисленные и самые остроумные попытки его расшифровки. Философами персонажей картины назвал еще Микиель, который видел ее спустя пятнадцать лет после смерти художника.
Мне остается лишь предложить несколько наиболее известных и правдоподобных версий. Заново открыть путь к изучению творчества художника помогли «Заметки о произведениях искусства», написанные патрицием Маркантонио Микиэле. Так например, картина «Сельский концерт» (Pastoral Concert, 1508-1509), считающаяся работой Джорджоне, специалисты Лувра теперь приписывают Тициану. Неизвестно, кем был мессер Джакомо, равно как непонятным остается определение картины – «это».
гал. ), «Испытание Моисея» и «Суд Соломона» (обе Флоренция, Уффици), «Мадонна в пей- заже» (Санкт-Петербург, Гос. Учился у Дж. ДЖОРДЖОНЕ (Giorgione Zorzi, Zorzon настоящее имя и фамилия Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, Barbarelli da Castelfranco) (около 1477, Кастельфранко, Венето – октябрь или ноябрь 1510, Венеция) итальянский художник.
Черты ее лица напоминают черты лица старухи, которая держит в руке свиток с надписью «Col tempo» («С течением времени»). Умер от чумы. Андреа Мантенья, например, прибегал к этому сюжету, по крайней мере, пять раз.
Voi. Были попытки наделить персонажей именами (например, Архимед, Птолемей и Пифагор), а также представить их как олицетворение трех возрастов человека. Настоящее имя художника – Джорджо, но обычно его называли по прозвищу Джорджоне (большой Джорджо из-за крупного телосложения). Даже хранящийся в Лувре «Концерт на вольном воздухе» приписывается то Тициану, то Доменико Кампаньоле.
Как отмечал в своих работах исследователь Бернсок «иметь картину у себя дома стало для венецианцев такой же потребностью, как слушать музыку» и, благодаря своим разносторонним талантам и душевной щедрости, Большой Джорджо мог полностью удовлетворять обе эти потребности. Художник известен, прежде всего, как мастер станковой картины, он ввел в обиход так называемую «кабинетную» живопись, предназначенную для частных коллекций. Это наполняет картину особой лирически проникновенной атмосферой.
Пусть Леонардо ненаписал в Венеции ни одной картины, все же здесь возникли кое-какие его рисунки. Художников интересует теперь не только человек, но и его окружение, пейзаж. Несмотря на скоротечность жизни Джорджоне, у него было много учеников, впоследствии известных и знаменитых художников, Себастьяно дель Пьомбо, Джованни да Удине, Франсиско Торбидо (Иль Моро) и, конечно, Тициано Веччелио. Спустя столетие К. Ридольфи уверял (1648), что Джорджоне был внебрачным сыном одного из членов семьи венецианских патрициев Барбарелли. Свою интерпретацию «Грозе» дал лорд Байрон.
Рентгенограмма картины «Три философа» показала, что первоначально Джорджоне задумал ее как изображение трех евангельских волхвов, пришедших к младенцу Христу. с благородной идеализацией, утончённостью эмоциональной атмосферы, а также со сложным, ассоциативным характером идейно-сюжетного замысла, что придаёт его работам черты недосказанности («Буря», Галерея Академии, Венеция «Три философа», Художественно-исторический музей, Вена).
В настоящее время бесспорными портретами работы Джорджоне считаются только два. Яркий колорит, насыщенный, праздничный цвет, многокрасочные гармоничные тона превращают картины венецианцев в пиршество для глаз. Пейзаж безмолвная равнина с деревней и холмы – купаются в том же золотом свете.
Джорджоне свойственна особая чуткость и тонкость восприятия звуков и мастерство, с которым он может изобразить всю эту полифонию звуков полифонией красок. Заказанная Туцио Костанцо в память о своем сыне Маттео (умершем в 1504), эта картина лишена повествовательности: фигуры живут своей собственной, погруженной в медитацию жизнью, но объединены, однако, согласованием цвета и света, то холодного или угасшего, то мягкого или блестящего.
Используя градации цветовых переходов, смягчённых светотенью, Джорджоне достигает полноты звучания, построенного на гармонии тональных отношений колорита, что особенно проявилось в картине «Юдифь» (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Венецианцы отличались праздничным, радостным мировосприятием. Вып. Прекрасный мужчина, его любили многие женщины Венеции, но не находя подходящей для себя, художник создает свою, воплощает свой идеал в картине «Спящую Венеру». Все замерло остановилось. «Поклонение пастухов» (Вашингтон, Нац. Юноша сидит на каменной террасе и как бы слит с землёй.
На наружной стене собора укреплена его надгробная плита. Микиель назвал картину «пейзажик с грозой, цыганкой и солдатом». Он велик и пастухи с благословением снимают перед Ним шапки. Скрипачи, музыканты играющие на лютнях и певицы сидят рядом играют и поют.
Подражатели Джорджоне «пересмотрели» творческие взгляды своего учителя и рисовали богинь «в чем мать родила», чтобы изобразить вакхическое опьянение, любование собственной физической красотой и ожидание любовных развлечений. Что позволило Э. Винд считать: ««Гроза» – это не сюжет, а шарада». Вазари отнёс его и Леонардо да Винчи к основателям современной живописи.
Mainz, 1971 Pignatti T. Giorgione: Lopera completa. Недаром состояние природы как бы передается и людям, находит отзвук в настроении неопределенной поэтической взволнованности, которым они охвачены.
На картинах Джорджоне почти всегда можно увидеть юношей или девушек с музыкальными инструментами в руках, а позднее эти герои стали частыми «гостями» на картинах коллег художника, которые переняли манеру письма у своего вдохновителя. Наше знание его карьеры ограничено несколькими современными ссылками с 1506-10 годов и только горстка картин бесспорно приписана ему, включая Запрестольный образ Кастельфранко (в церкви Сан Либерате в городе его рождения), портрет Лоры и Трех Философов (Вена) и Буря (Accademia, Венеция). Эта картина — логическое завершение созданного Джорджоне жанра «сельской сцены», которая предстает в его последней работе в облике «счастливой Аркадии», где на лоне природы музицируют нарядно одетый патриций, пастух и прекрасная обнаженная нимфа, а вторая женщина склоняется над мраморным колодцем со стеклянным сосудом в руке, прислушиваясь то ли к звукам музыки, то ли к тихому журчанию воды. По словам биографов тех времён: «За яркую победительную внешность и величие духа именно в столице его прозвали Джорджоне, что означает -большой Джорджо».
1510, Дрезден, Картинная галерея). Milano, 1942 Fiocco G. Giorgione. Джорджоне, будучи другом этих любителей искусства имел возможность изучать коллекции гуманистов (известно, что его заказчик Габриэль Вендрамин «имел много чрезвычайно ценных картин кисти превосходных мастеров и много нарисованных от руки карт, античных вещей, много книг, голов, бюстов, ваз, античных медалей»), что, несомненно, отразилось в его творчестве, в особой утонченности и одухотворенности образов, в пристрастии к литературным, светским темам.
Прекрасный мужчина, его любили многие женщины Венеции, но не находя подходящей для себя, художник создает свою, воплощает свой идеал в картине «Спящую Венеру». Литература о Джорджоне: Вазари 2001. По словам биографов тех времён: «За яркую победительную внешность и величие духа именно в столице его прозвали Джорджоне, что означает – большой Джорджо».
Великолепная картина в галерее Питти является прелюдией ко всем изображениям концертов, бывшим вплоть до Караваджо в такой моде в Венеции. Джорджоне Картины и биография Джорджоне Джорджоне (Giorgione собственно Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, Barbarelli da Castelfranco) (1476 или 1477–1510) итальянский художник, один из основоположников искусства Высокого Возрождения, славился также как искусный певец и музыкант.
Возможно, учился у В. Карпаччо и Дж. Однако уже видно, что Джорджоне станет со временем великим пейзажистом. Помещая его среди пейзажа, Джорджоне следовал уже установившемуся обычаю.
И в то же время Венера Джорджоне — это земная женщина, полная чувственной прелести. Нет уверенности что эта работа целиком и полностью принадлежит кисти Джорджоне. Общая направленность творчества Джорджоне определила интимно-лирическую окраску выполненных им портретов (Портрет юноши, Картинная галерея, Берлин-Далем так называемая Лаура, Музей истории искусства, Вена).
Обычно его приписывают самому Джорджоне, хотя сделать окончательный вывод мешает плохая сохранность. Образ Мадонны, одетой в зеленые и пурпурные одеяния, – увенчивает композицию. Корявый и толстый ствол дуба контрастирует своей мощью с гибкими очертаниями тела Юдифи.
История создания картины неизвестно. Это был женский силуэт, который подобен нежной тени. Первый — это широко известный в XVI веке и воспроизведенный в ряде гравюр Автопортрет в виде Давида, который Вазари видел в доме патриарха Гримани. О его жизни известно очень мало не выяснены ни его настоящее имя (современники называли его Цорци и лишь в 1548, в «Dialogo della pittura», «Диалогах о живописи» Паоло Пино, он стал «Джорджоне», «великим Джордже»), ни дата его рождения (Вазари говорит о 1477 в первом издании «Жизнеописаний» и о 1478 – во втором).
гал. ), «Певец и лютнист» (Рим, гал. Это усматривается в частности, в том, как художник трактует образ святого Иосифа. Около 1508-1509 Джорджоне создал одну из самых знаменитых картин в европейском искусстве – «Спящую Венеру» (Дрезден, Картинная галерея старых мастеров).
Идеалом эпохи была пастораль, блаженная жизнь первобытных пастухов. Франкетти, Венеция), а также создал монументальное полотно для Дворца дожей (1507, не сохранилось). Спящая, она всем своим существом связана с окружающей ее природой. Джорджоне (Giorgione собственно Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, Barbarelli da Castelfranco) итальянский художник. Один из основоположников Высокого Возрождения. Еатериной и Иоанном Крестителем» (Венеция, гал. Т. 3 Алпатов М. «Венера» Джорджоне. Известнейшие поэты и романтики Европы, признали Джорджо из Кастельфранко своим предтечей.
Изнеженная красавица держит тяжелый меч так легко и изящно, словно «применение холодного оружия» для нее не в новинку. Однако "Гроза" – не просто иллюстрация к литературному произведению. Скала с пещерой, занимающей треть пространства, тоже играет значительную роль в композиции. Некоторые исследователи отождествляют ее персонажей с тремя волхвами, наблюдающими Вифлеемскую звезду, ссылаясь на то, что старший философ держит в руках астрологическую таблицу, а младший, в руках которого применявшиеся при астрономических наблюдениях циркуль и угольник, с легкой улыбкой всматривается в темноту грота (возможно, Вифлеемской пещеры). Изнеженная красавица держит тяжелый меч так легко и изящно, словно «применение холодного оружия» для нее не в новинку.
Как замечал в личных работах исследователь Бернсок «иметь картину у себя дома стало для венецианцев такой же необходимостью, как слушать музыку» и, благодаря собственным разносторонним талантам и искренней щедрости, Большой Джорджо имел возможность всецело удовлетворять обе данные необходимости. Не взирая на скоротечность жизни Джорджоне, у него было немало учащихся, после чего известных и великих художников, Себастьяно дель Пьомбо, Джованни да Удине, Франсиско Торбидо (Иль Моро) и, естественно, Тициано Веччелио.
Таинственно данного мне на рассмотрение художника, заключается в первую очередь, в самом его творчестве. В поздних произведениях Джорджоне («Спящая Венера» «Сельский концерт», Лувр, Париж) полностью определилась главная тема творчества художника— гармоничное единство человека и природы. Собственно именно в живописи Венеции наиболее ярко проявились новые гуманистические идеи. Патетическое начало, присущее этому портрету, характерно и для другой, возможно, портретной работы Джорджоне — Старухи (1506—1508, Венеция, Галерея Академии), происходящей, как и Гроза из собрания Габриэле Вендрамина. Результатом этого вызова стала работа художника «Юдифь», чьи неотразимые глаза неспроста опущены к полу. 1509—1510, Париж, Лувр), по-видимому, законченный Тицианом.
Собственно именно в живописи Венеции наиболее ярко проявились новые гуманистические идеи. Период творческой зрелости Джорджоне характеризует его первая бесспорная и достаточно точно датируемая работа — алтарный образ Мадонна Кастельфранко (1504—1505, Кастельфранко, собор Сан Либерале). Особенно укрепилась последняя гипотеза после проведенного в 1939 году исследования «Грозы» в рентгеновских лучах, когда на месте пастуха (или солдата) была обнаружена нагая женщина, опустившая ноги в реку. В произведениях Джорджоне («Юдифь», Эрмитаж, Санкт-Петербург «Три философа», Музей истории искусств, Вена «Гроза», Галерея Академии, Венеция «Спящая Венера», картинная галерея, Дрезден) поэтические представления художника о богатстве таящихся в мире и человеке жизненных сил раскрываются не в действии, а в состоянии всеобщей молчаливой одухотворенности.
Джорджоне (Giorgione собственно Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, Barbarelli da Castelfranco) (1476 или 1477 – 1510) итальянский художник, один из основоположников искусства Высокого Возрождения, славился также как искусный певец и музыкант. 4 Дзери Ф. Джорджоне: «Гроза». 4 Шауб И. Ю. Языческие истоки сюжета картины Джорджоне «Юдифь» // Итальянский сборник.
В этих деталях нередко находили оккультные смыслы (связанные с алхимией, астрологией и тайными «домасонскими» обществами), -- но все же главные секреты носят здесь сугубо эстетическое значение, выражая любовь мастера не столько к шифрам или иносказаниям, сколько к общей атмосфере романтической недосказанности. В собрании Габриэля Вендрамина Микиель видел самое загадочное произведение Джорджоне известное теперь под названием «Гроза» (Венеция, Академия). СПб., 1997. Будучи совсем юным Джорджоне прибыл в Венецию. Ясный покой и тишина разлиты в пейзаже в этот вечерний предзакатный час. Заказы на работы монументального характера – свидетельство перемен в стиле Джорджоне. В науке остро стоит проблема датировок его произведений и отделения их от ряда близких им по стилю работ его последователей (так называемые джорджонески).
Великолепный колорит северо-итальянской живописи, яркость, насыщенность и праздничность цветов картин, гармоничность и мягкость большой палитры тонов превращали работы венецианских мастеров в усладу для глаз зрителей. Ярким случаем такой нарисованной музыки является заключительная дошедшая до нас картина Джорджоне «Сельский концерт». Смерть застигла Джорджоне в расцвете таланте. Он умер, не успев осуществить многое из того, что задумывалось, мечталось, угадывалось. Все полотно пронизано солнцем и музыкой, особенный, поэтический, великолепный мир.
London, 1900 Venturi L. Giorgione e il Giorgionismo. Картина эта не фигурирует в документах XVI века и авторство Джорджоне (оспариваемое некоторыми современным исследователями) установлено лишь на основании ее стиля. Художников интересует теперь не только человек, но и его окружение, пейзаж. Джорджоне умер в расцвете творческих сил, возможно, заболев чумой. Многие из этих патрициев являлись членами «Академии», группировавшейся вокруг Альда Мануция — знаменитого книгоиздателя и гуманиста.
По-видимому, почти одновременно с Мадонной Кастельфранко была написана Юдифь (ок. Джорджоне родился в небольшом городке Кастельфранко-Венето недалеко от Венеции. Джорджоне работал на государственной службе над большим полотном (с тех пор бесследно потеряно) для приёмного зала Совета десяти.
Главное отличие его прочтения ветхазаветной истории о Юдифи состоит в том, что в его работе нет действия, нет времени. Вып. Несмотря на скоротечность жизни Джорджоне, у него было много учеников, впоследствии известных и знаменитых художников, Себастьяно дель Пьомбо, Джованни да Удине, Франсиско Торбидо (Иль Моро) и, конечно, Тициано Веччелио. С достаточной определенностью Джорджоне, прожившему совсем короткую жизнь, приписывается совсем немного, один или два (в зависимости от строгости ученых – аттрибуторов) десятка картин, причем все самые характерные и знаменитые из них каждая по отдельности представляют собой волнующую, до сих пор не раскрытую загадку. Картины производят скорее впечатление восточной романтики, чем ветхозаветных сцен. Все в этом предгрозовом пейзаже неустойчиво, подвижно изменчиво. 9 Виппер 1977.
Джорджоне родился в небольшом городке Кастельфранко-Венето недалеко от Венеции. гал. ), «Св. "Волнение в спокойствии" – так можно определить настроение картины.
Все персонажи объединены нестроением лирического созерцания. Художников интересует теперь не только человек, но и его окружение, пейзаж. В Кастельфранко, на родине художника, сохранился дом (палаццо Пеллиццари), который считается прежней собственностью Барбарелли. Спящая, она всем своим существом связана с окружающей ее природой. Собственно именно в живописи Венеции наиболее ярко проявились новые гуманистические идеи. «Сельский концерт» (Париж, Лувр) одно из самых спорных произведений.
В начале своего творчества, в двух ранних небольших картинах изображающих суд Соломона и детство Моисея, Джорджоне еще является учеником Джованни Беллини. Оба датируются серединой первого десятилетия XVI в. Один из них, так называемая «Лаура» (Вена, Художественно-исторический музей) имеет на обороте надпись: «1506, 1 июня это было закончено рукой мастера Дзордзо из Кастельфранко, коллеги мастера Винченцо Катены, по заказу мессера Джакомо. » Из нее следует, что по крайней мере в означенный год Джорджоне работал совместно с Катеной, хотя и неясно – в одной ли мастерской или просто над одним заказом. Ридольфи писал, что Джорджоне «был первым, кто показал дорогу живописи и сочетанием своих красок с легкостью приблизился к изображению натуры». Общая направленность творчества Джорджоне определила интимно-лирическую окраску выполненных им портретов (Портрет юноши, Картинная галерея, Берлин-Далем так называемая Лаура, Музей истории искусства, Вена).
Очевидно, «Мадонна» Джорджоне не была обычной алтарной картиной, а представляла собой своеобразный надгробный памятник: у подножия трона Марии изображен деревянный саркофаг с гербом заказчика на передней стенке. Одних только знаменитых «Юдифей» в истории мировой живописи набирается не менее десятка. Джорджоне – крупнейший представитель венецианской школы (смотри также иллюстрации к этой статье) периода Высокого Возрождения, выполнял заказы гуманистически образованных представителей венецианского патрициата. Необходимо обратить внимание на то, как тщательно прописывает Джорджоне все детали переднего плана мы можем пересчитать все травинки, все камешки, лежащие у ног Юдифи.
С этого момента, очень трудно определить роль Тициана в картинах Джорджоне. Я никогда не встречал большей красоты, нежности и мудрости.
Данная картина относится к тем немногим картинам, которые искусствоведы с полной уверенностью приписывают Джорджоне (долгое время, впрочем, считалось, что она принадлежит кисти Рафаэля). Несмотря на скоротечность жизни Джорджоне, у него было много учеников, впоследствии известных и знаменитых художников, Себастьяно дель Пьомбо, Джованни да Удине, Франсиско Торбидо (Иль Моро) и, конечно, Тициано Веччелио. семейство» (Вашингтон, Национальная галерея), «Паж со шлемом» (Лос-Анджелес, Музей изобразительных искусств), «Мальчик со стрелой» (Вена, Художественно-исторический музей), «Певец» (Рим, галерея Боргезе), «Воин и паж» (Флоренция, Уффици), «Автопортрет в образе Давида» (Брауншвейг, Музей герцога Антона-Ульриха), «Автопортрет в образе Давида» (Будапешт, Музей изобразительного искусства), «Христос, несущий крест» (Венеция, Сан-Рокко), «Мадонна со свв. Интерпретации сюжета этой картины посвящена обширная литература. Но, по крайней мере, два из них являют нам новый тип портрета-картины. Его достижения в преобразовании характера венецианской живописи всегда казались наиболее знаменательными в его жизни, оборвавшаяся из-за чумы 1510 года, которая была еще короче, чем жизнь Рафаэль.
Алтарный образ «Мадонны Кастельфранко» проникнут особым настроением умиротворённого покоя, разлитого в далёком пейзаже, очертания которого тают в световоздушной дымке. Главным местом его деятельности была Венеция. Это слово в эпоху Возрождения было синонимом слова «ученый», «гуманист». Как в «Трех философах», так и в другой знаменитой картине — «Гроза» — Джорджоне не обращается ни к церковной легенде, ни к античному мифу — и в этом он пошел дальше самых смелых своих современников.
Собственно именно в живописи Венеции более ярко проявились новейшие гуманистические идеи. Джорджоне родился в небольшом городке Кастельфранко-Венето недалеко от Венеции.
14 апреля 1817 года он писал Мюррею: «Я был также в Палаццо Манфрини, знаменитом своими картинами. Так же как и у Леонардо да Винчи, творчество Джорджоне отличается глубоким интеллектуализмом и, казалось бы, кристаллической разумностью. Он писал камерные картины на аллегорические и мифологические темы, к лучшим из которых относятся «Три философа» (1507-08, Художественно-исторический музей, Вена), «Спящая Венера» (около 1508, КГ, Дрезден), «Гроза» (около 1506-07, Галерея Академии, Венеция).
Вот таким образом, скорее всего, Тициан лишь закончил картину, незавершенную самим Джордоне. Джорджоне родился в небольшом городке Кастельфранко, местечка Венето недалеко от Венеции. Тогда, по его свидетельству, у ног Венеры сидел маленький Купидон с птичкой в руке. Тишиной и миром, очаровательной дымкой мечтательности окутаны все предметы. Вазари туманно упоминает, что он был «самого низкого происхождения».
Это вынужденное вмешательство объяснило бы плотность и богатство колорита. Все полотно пронизано солнцем и музыкой, особый, поэтический, прекрасный мир. В связи с этим говорилось даже, что картины Джорджоне — лишь чистые живописные видения без определенного сюжета (и, кстати, в этой свободе фантазии усматривалось некоторыми исследователями величие Джорджоне и даже его близость современным художникам). В сочинении Микиеля упоминается много портретов исполненных Джорджоне и находившихся в разных венецианских собраниях.
Творчество Джорджоне неотделимо от венецианского гуманизма XVI века. Джорджоне великолепно пел и играл на лютне, это разрешило ему приобщиться к избранному кругу богатых и авторитетных юных патрициев, которые грезили «всю землю превратить в сад веселья». Milano, 1955 Zampetti P. Giorgione e i Giorgioneschi: Cat.
Но никогда нагие дамы на картинах не пребывали в состоянии сна.
На лице Юдифи играет загадочная полуулыбка, которую принято называть «джокондовской» – по названию знаменитой картины Леонардо да Винчи. Умер от чумы. Её закончил Тициан, который позже, адаптировал образ к своей «Венере Урбино» (Флоренция, Уффици) 1538 года. Dresden, 1979 Cioci E La Tempesta interpretata dieci anni dopo.
Существует не менее двадцати истолкований «Грозы», первое из коих было предложено Маркантонио Макиелем в 1530 году («пейзажик на холсте с грозой, цыганкой и солдатом, сделанным рукой Дзордзи да Кастельфранко»), а последнее относится к семидесятым годам прошлого столетия несмотря на обилие гипотез, выдвигаемых по поводу содержания этого полотна, мы до сих пор далеки от того, чтобы разгадать его. Среди работ, приписываемых мастеру, – «Мадонна Кастельфранко» (1504), «Три философа» (1507-08), «Юдифь» (1505), «Спяшая Венера» (1508) «Сельский концерт» (1508-9), «Гроза» (1506-07). Именно в этих «Записках» говорится о пяти работах Джорджоне: «Буря» (The Tempes, 1507-1508), «Три философа (The Three Philosophers, 1508-1509), «Спящая Венера» (Sleeping Venus, 1508), «Мальчик со стрелой» (Young Man with Arrow, 1506) и «Пастух с флейтой» (Shepherd with a Flute, 1508). Джорджоне умер 25 октября 1510 г. во время эпидемии чумы в Венеции. Искусствоведы считают, что Джорджоне был чрезвычайно влиятельным среди своих современников и вместе с Тицианом внесли значительный вклад в развитие венецианской школы живописи.
// Итальянский сборник. СПб., 2000. Он же, видимо со слов Тициана, пишет, что Джорджоне был талантливым музыкантом («его игра на лютне и пение почитались в те времена божественными»). Не установлено его происхождение. Одетые в изящные костюмы или блещущие прекрасной наготой люди отдыхают в тихом уголке.
Письмо от 25 октября 1510 от Изабеллы дЭсте к Таддео Альбано, показывает, что герцогине известно о смерти Джорджоне это подтверждает и ответ Альбано от 7 ноября: «Так называемый Цорци умер от истощения и от чумы». Поэтической вершиной искусства Джорджоне стала «Спящая Венера». В картинах Джорджоне (Юдифь, Эрмитаж, Санкт-Петербург Три философа, Музей истории искусств, Вена Гроза, Галерея Академии, Венеция Спящая Венера, Дрезденская галерея) поэтические представления художника о богатстве таящихся в мире и человеке жизненных сил раскрываются не в действии, а в состоянии всеобщей молчаливой одухотворенности.
М., 2008 Cook H. Giorgione. Джорджоне не столько строит форму с помощью рисунка, сколько «лепит» ее сразу цветом. Венецианская живопись начала 16 века носила откровенно светский характер. «Грозу» нередко называют первым пейзажем в истории европейской живописи, что не совсем точно, так как пейзажные панорамы с небольшими человеческими фигурами писали в это время и нидерландские и немецкие мастера.
После 1508 Джорджоне часто работал совместно с Тицианом, что чрезвычайно усложняет атрибуцию картин. Что Леонардо сделал для всего света, то сделал Джорджоне для Венеции. Видимо и сама гроза имела символическое значение. // Художник. Плавные и чистые линии ее тела похожи на невысокие окрестные холмы. Кроме того, нужно иметь в виду, что Джорджоне часто приписываются следующие картины: «Поклонение волхвов» (Лондон, Нац.
Некоторые из них неоднократно оказывались в числе произведений то одного, то другого мастера («Концерт», Флоренция, галерея Питти). Джорджоне рано ушел из жизни, он умер в Венеции во время эпидемии чумы осенью 1510 года. Это не означает, однако, что были разрешены все проблемы.
Juin. Так, картина «Сельский концерт» (Лувр), традиционно считавшаяся работой Джорджоне, ныне приписывается рядом исследователей молодому Тициану. Венецианская знать ценила его скорее как музыканта, нежели как художника. Общая направленность творчества Джорджоне определила интимно-лирическую окраску выполненных им портретов (Портрет юноши, Картинная галерея, Берлин-Далем так называемая Лаура, Музей истории искусств, Вена). И еще он успел воспитать ученика — гениального Тициана.
559. «Лаура» 1506 года (название картины пошло от ветви лавра позади натурщицы) аналогична в технике и красках, показывает новый идеализм начала 16-го века в постановке композиции и в психологической отдаленности изображения. Работая в мастерской Дж. В XVI в. картина находилась в собрании Иеронимо Марчелло в Венеции, где ее видел Микиель.
Знаменитая картина «Три философа» (Вена, Музей истории искусств) часто рассматривается в контексте философских концепций раннего чинквиченто, разработанных, в частности, в Падуанском университете, которые Джорджоне несомненно знал. Giorgione lenigme et la couleur // LOeil. «Читающая Мадонна» (Оксфорд, музей Ашмола), напротив, представляет собой монументальную композицию: она вписана в широкий треугольник, оживленный мягкими красными, синими и желтыми тонами безмолвная атмосфера овеяна некоей тайну.
Именно из патрицианской среды Венеции вышло немало выдающихся учёных и философов. Эти картины еще связаны с живописью кватроченто – Джованни Беллини и Чима. Не меньше споров вызывает и сюжет «Трех философов» (ок. Неизвестна и его семья. гал., прежде – собрание Аллендейл). Сведения о Джорджоне очень скудны.
Натурфилософские исторические, естественнонаучные, художественные и музыкальные проблемы были в центре интересов светского общества – при огромном спросе на книги. Джорджо Барбарелли да Кастельфранко (1477/1478-1510) известный как Джорджоне (Giorgione), родился в небольшом городке Кастельфранко-Венето близ Венеции. О личной жизни живописца известно лишь из знаменитых «Жизнеописаний» (Lives of the Most Eminent Painters, Sculptors, and Architects) биографа и художника Джорджо Вазари. Milano, 1955 Della Pergola P. Giorgione.
М., 2001 Сонина Т. В. «Гроза» Джорджоне – поэтическая трансформация мифа // Итальянский сборник. Главным местом его деятельности была Венеция. Художников интересует теперь не только человек, но и окружающее его пространство, пейзаж.
Из этих скупых строк мы узнаем, по крайней мере, две важные вещи. Многие ученые предполагают, что он появился на свет в маленьком городке Кастельфранко. Тёмное обобщённое пятно скалы уравновешивает сдвинутую в правый угол группу философов. Запрестольный образ Кастельфранко также вживую отображает основы итальянского искусства (Коста и Перуджино), при этом более экспериментальные взгляды Леонардо, который посетил Венецию в 1500 году, упомянуты Вазари как оказавшие большое влияние. Без родословной и знатных предков. Наряду с композициями на религиозные темы («Поклонение пастухов», Национальная галерея, Вашингтон), Джорджоне создавал картины на светские, мифологические сюжеты именно в его творчестве получившие преобладающее значение. Наиболее ярко гуманистические идеи проявились здесь в живописи.
Уже Чима да Конельяно перенес трон Марии из церковной ниши под открытое небо. Munchen, 1925 Marassi A. Giorgione. За ее сомкнутыми веками затаился прекрасный и божественный мир. Дело в том, что Джорджоне гораздо решительнее, чем все его современники (даже такие как Леонардо да Винчи или Рафаэль) перешел от композиций, основанных на четких символических программах, к свободным поэтическим импровизациям, смысл которых прихотливо меняется в зависимости от настроения зрителя. Академии) написана уже в зрелой манере.
Работой Тициана в настоящее время считается и так называемый «Сельский концерт» (Париж, Лувр), поскольку полотно роскошно по цвету, в образах больше конкретности, а природа пышнее и богаче, чем это обычно бывает у Джорджоне. На фоне пейзажа сидят рядом образы войны и мира. Антонием и Рохом» (Мадрид, Прадо), «Мужской портрет» (Сан-Диего, Калифорния, Музей искусств).
Вып. «Гроза» (Венеция, гал. Venezia, 1955 Volpe C. Giorgione. Джорджоне прекрасно пел и играл на лютне, это позволило ему приобщиться к избранному кругу богатых и знатных молодых патрициев, которые мечтали «всю землю превратить в сад веселья».
По виду росписи напоминают интарсии и считаются одной из ранних работ Джорджоне. Беллини. Либералисом» или «Алтарь Кастельфранко» (Madonna and Child Enthroned between St Francis and St Liberalis, 1505) является самой известной и знаменитой из работ живописца. Из архивных документов, датированных 1508 г., видно, что Джорджоне работал над созданием фресок на здании Немецкой биржи (Fondaco dei Tedeschi), причем фрески на другой стороне улицы выполнялись Тицианом.
Многие сердца покорила «страшная сила» красоты Венеры. Собственно именно в живописи Венеции наиболее ярко проявились новые гуманистические идеи. "Юдифь" (1504) долго считалась работой Рафаэля и лишь в начале XX в. была приписана Джорджоне. Венецианская живопись начала 16 века носила откровенно светский характер. Bine Neuinterpretation // Pantheon.
В 1506 году он разделил студию с Винченцо Катена. Прикосновения Джорджоне к самой сущности женственности, сделало «Спящую Венеру» великолепным образом для всех поколений художников. Большой интерес вызывает не только личность художника, но и происхождение его псевдонима. Художников интересует теперь не только человек, но и его окружение, пейзаж. СПб., 2001.
К этому времени относят «Трех философов» (Вена, Художественно-исторический музей). Сам Джорджоне обладал музыкальными способностями. Milano, 1978 Water A. Giorgione.