В его творческом багаже – не только неиссякаемый запас форм и сюжетов, но и опыт. Жак Луи Давид умер в Брюсселе. Последние десять лет жизни основоположник классицизма провёл в изгнании.
В это время пришла та женщина и ее пропустили к Марату. Давид вновь обратился к драматическим событиям античной истории, выделяя в них тему разрешения противоречий (Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами, 1799, Лувр). Певучие строгие линии пронизывали все в картине, объединяли тело и предметы мебель становилась украшением человека, как платье и драгоценности. После этого ему поручено было изгнать готов из Италии и разрушить Остготское королевство. Однако в первых работах ученика больше заметно влияние Буше.
1797- 1798, Париж, Лувр) и в героическом полотне «Наполеон на перевале Сен-Бернар» (1800, варианты Мальмезон, музей, Версаль, музей дворца: Берлин, Шарлоттенбург). Вьена — основывалась на требовании достижения «правды и величия» на основе изучения античности, живописи Рафаэля и мастеров болонской школы, скульптуры Микеланджело. Сохранилось большое количество рисунков, хранящихся сегодня в различных музеях.
В начале 1792 года король Франции Людовик XVI заказал Давиду свой портрет. Давид, автопортрет (1794)В 1771 он представляет на соискание Римской премии картину «Бой Марса и Миневры» (Париж, Лувр) и получает вторую премию. Юноша с пристальным и мечтательным взглядом, светловолосый Телемах убирает правую руку с бедра Эвхариды, держа вертикально в левой свое копье, символ борьбы.
Считая античность «важнейшей школой современных мастеров», Давид исследовал природу с редкой наблюдательностью, какая и сегодня встречается очень редко. Воодушевленный событиями Великой французской революции, Давид стремился к созданию исторической картины на современную тему (Клятва в зале для игры в мяч, 1791, картина не закончена, центральная часть в Национальном музее Версаля и Трианонов). Но Юстиниан не доверял Велизарию и боялся его.
И уже около 1780 года уверенно возглавил «большой стиль», объединив политику и искусство: «Свидетель своей эпохи, Давид запечатлел ее в своих произведениях, привнеся в ее отображение упорядоченность, определенный стиль. Композиция картины с сидящей у смертного ложа супруга Андромахой повторяет сцену, воспроизведенную в античном рельефе «Смерть Мелеагра», который часто копировали мастера неоклассицизма. Ему было поручено запечатлеть основные сцены церемонии коронации. Это произведение наглядно демонстрирует разрыв с традицией Буше (которому Давид приходится родственником по линии матери) и даже с принципами Вьена реализм фигур первого плана и выразительность их лиц предвещают поиски Гро в его картине «Чумные в Яффе».
В возрасте восемнадцати лет Жак Луи поступил в Академию художеств, где учился восемь лет (с 1766 по 1774). Античный сюжет из новеллы Мармонтеля (1767) о прославленном древнеримском полководце из-за ложного обвинения обреченном на нищету и скитания, был популярен в эпоху раннего неоклассицизма. С этого момента Давид стал признанным художником Французской революции. Антиох – имя многих царей Сирии из династии Селевкидов, македонского происхождения.
Он работал до последних дней и умер на руках у сына в 1825 году. Обнаженные руки, шея и ступни маленьких ног были совершенны, как у богини.
Сафо оставляет игру на лире, поддерживаемой Амуром. Он напомнил Давиду коней Диоскуров с римского Капитолия. Давид поступает на обучение в Королевскую академию живописи и скульптуры (современный Лувр). Учился в Королевской академии живописи и скульптуры (1766-74) у Ж. М. Вьена.
Одна из них стала его визитной карточкой – «Смерть Марата». За представленное полотно «Велизарий» (1781, Лилль, Музей изящных искусств) Давид был единогласно принят в члены Академии. Центральные детали «Марата» или «Коронования» привлекают внимание особенным вибрирующим блеском – художник умел уловить тончайшие цветовые изменения на поверхности освещенных предметов. Фигура готовящегося к принятию чаши с ядом Сократа уподоблена античной скульптуре. Действительно, конкурс 1774 г. принес долгожданную победу.
Давид — один из самых крупных мастеров неоклассицизма и его искусство последовательно эволюционировало вместе со стилем, выражая эстетические идеалы раннего, зрелого и позднего неоклассицизма эпохи империи — ампира (1804—1814). Но один раб, по имени Виндиций, раскрыл заговор. Оставшись в одном камзоле, юноша казался совсем хрупким рядом с огромным жеребцом. Веселые восклицания, смех, оживленные голоса раздались с лужайки, расположенной поодаль.
Из произведений, относящихся к этой последней поре деятельности Давида, наиболее достойны внимания: Купидон, покидающий Психею, Марс, обезоруживаемый Венерой, Амуром и Грациями и другие картины. После прихода к власти Наполеона I Давид стал главным придворным живописцем.
Однако, несмотря на все подготовительные работы, эта картина так и осталась незавершенной. Когда ему было около девяти лет, его отца убили на дуэли.
Работа в портрете всегда была значительной стороной творчества Давида. Это была славная эпоха, но она не имела будущего. Картины, сделанные в это время, немногочисленны среди них следует отметить одну, написанную по возвращении художника из поездки в Неаполь для Лазарета в Марселе, – «Св. В августе того же года вернулся во Францию.
Таким образом художник показал одновременно стремление к самопожертвованию и личные переживания. Сыновья Тарквиния положили решить дело жеребьем. От этого периода сохранились и многочисленные портреты, строгость и искренность которых ставит имя художника в один ряд с именами лучших французских портретистов от Фуке до Сезанна («Господин и госпожа Монже», 1812, Париж, Лувр, «Граф де Тюрен», Копенгаген, Нац. Легенда о безответной любви поэтессы Сафо к прекрасному юноше Фаону из-за которой она бросилась в море с Левкадской скалы, возникла много позднее. Три брата, мысли которых лишены сомнений и противоречий, клянутся защитить родину.
Давид горячо поддержал французскую революцию. Именно ему была поручена организация Национального музея в Лувре. Переехал в Брюссель, где прожил до конца жизни. Он прививает юноше любовь к классицизму и рококо и требует достижения «правды и величия» в произведениях.
В Парижском Салоне «Клятву Горациев» публика приняла с восторгом, не уступавшим тому, что был в Риме. Полна эмоционального напряжения и мрачного трагизма, духом активного протеста против жестокости и насилия, глубокого сочувствия к бедствиям греческого народа пронизана Резня на Хиосе (1823–1824, Лувр, Париж). Республиканские народные идеи становятся смысловым центром полотна. «Портрет Лавуазье» Давида, который был не только химиком и физиком, а также активным членом Якобинского движения, была запрещена властями к показу.
Отчаяние овладело молодым художником и он решил покончить с собой. Творчество Давида в исторической ретроспекции тесно граничит с хронологией Великой Французской революции, её духовными предвестиями По своим политическим взглядам художник был анархистом, с радостью воспринял начавшуюся революцию. «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» – также была запрещена. Эти картины отличает особая простота и, в то же время, монументальность. После возвращения в Париж он кардинально переосмыслил свое творчество, в результате чего появились шедевры «Клятва Горациев» (1784) и «Смерть Сократа» (1787).
Педагогическая система последнего, проведшего несколько лет в Италии и увлечённого античностью, была основана на изучении античного искусства, произведений Рафаэля, братьев Карраччи, Микеланджело, требовании достижения в живописи «правды» и «величия». Первое самостоятельное историческое полотно «Врач Эразистрат обнаруживает причины болезни Антиоха» (Париж, Школа изящных искусств) было написано в духе грациозной интерпретации античного сюжета Вьеном, с легким привкусом допустимой фривольности. Давид взял эту легенду за основу, что ощущается даже в деталях (гора изображенная в глубине картины, вероятно, содержит намек на самоубийство Сафо). Викар, ставшие позднее прославленными мастерами. В момент принятия ванны Марат как раз читал письмо, в другой руке у него перо.
По выходе из тюрьмы Давид снова отдался всецело живописи и написал в 1795-1799 годах одну из лучших своих картин, Похищение сабинянок (более верное название этой картины — Сабинянки, останавливающие битву между сабинянами и римлянами). Напротив, его художественные способности открыли новый путь передачи мысли в живописи. За пять лет до Великой французской революции Давид написал картину, положившую начало новому стилю революционного классицизма, – Клятву Горациев (1784). «Рисовать точно и верно с самого начала» вовсе не значит «полностью довериться привычному движению кисти и отдаться игре красок, говоря при этом: я переделаю это потом» – таковы были рекомендации, которые передал Давид своим ученикам. Искренность, наблюдательность и уверенная манера, характеризующие «Портрет графа Потоцкого» (1780, Варшава, Нац. Они стремились захватить власть, чтобы восстановить монархию.
Кроме этого, он выполнил полотно «Марс, обезоруживаемый Венерой» (1824, Королевский музей изобразительного искусства, Брюссель), признанное критиками не очень удачным. Однако работа осложнялась тем, что император не соглашался позировать. Из произведений, относящихся к этой последней поре деятельности Давида, наиболее достойны внимания: Купидон, покидающий Психею, Марс, обезоруживаемый Венерой, Амуром и Грациями и другие картины.
В 1784 г. в Риме Давид написал свое знаменитое полотно «Клятва Горациев». Давид обучался во Французской Академии. Синяя туника Телемаха ниспадает, обнажая его юношески мускулистый торс.
Картина получила ряд похвальных отзывов, но не принесла Давиду желанной премии. Большая Римская премия была, наконец, вручена Давиду за картину «Врач Эразистрат открывает причину болезни сына Селевка Антиоха, влюбленного в свою мачеху Стратонику». Отношение к нему было самое разное – от восхищения до неприятия: в кругу близких ему художников он был провозглашен «реформатором французской живописи», а Делакруа говорят о нем как о «родоначальнике всей новой школы живописи и скульптуры» в то же время художника обвиняли в приверженности худшим традициям академизма. На рисунке Давид изобразил депутатов, вытянувших руки и приносящих клятву Бальи. Технику Давида можно изучать на примере известных полотен: «Лавуазье и его жена» (1788. (Смерть Сократа, 1787, Метрополитен-музей Ликторы приносят Бруту тела его сыновей, 1789, Лувр) присущи возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, барельефность композиции, преобладание объёмно-светотеневого начала над колоритом.
В основном художник использует галантные сюжеты из мифологии и античной литературы («Амур и Психея», 1817, Кливленд, музей: «Телемах и Эвриал», 1818, Малибу, музей Гетти «Марс, обезоруженный Венерой и грации», Брюссель, Кор. Одни исследователи считают, что творчество Давида великолепно, его работы пластичны и прекрасны по цвету и композиции, по праву занимая свое место в одном ряду с Великими мастерами. Первые опыты работы 1780-х годов (Госпожа Пекуль и Господин Пекуль — парные портреты тещи и тестя художника, 1784, Париж, Лувр) продолжила большая серия портретов 1790-х годов.
Велизарий – полководец византийского императора Юстиниана Великого (490 – 565). Пять лет, проведенные в Риме, сыграли решающую роль в его творчестве. И Давид признается ему, а также Пейрону, Венсану, своим товарищам по Академии: «Я хочу, чтобы мои произведения имели античный характер до такой степени, что афинянин, будь он в состоянии вернуться в мир, принял бы их за творения греческого живописца»». Достаточно, если его изображение соответствует его гению.
«Леонид I при Фермопилах». Давид стал одним из ведущих деятелей Великой французской революции.
Наконец еще один решил попытать счастья. Но главное, что взволновало зрителей – ощущение необходимости и благородства подвига. В 1796 году они поженились повторно и этот брак оказался крепче.
Так следует писать великих людей». Жизнь Давида оказалась долгой, он умер в 1825 году, пережив поверженного императора Наполеона.
Национальные праздники устраивались, например, в годовщину взятия Бастилии или провозглашения республики, в честь Верховного существа или торжественного перенесения останков Вольтера и Руссо в Пантеон. В 1793 г. Давид пишет композиции «Убитый Лепелетье» и «Смерть Марата», совмещая в них черты портрета и исторического полотна. Оставаясь верен принципам картины на античный сюжет с немногими персонажами, Давид в 1787 выставляет в Салоне композицию «Смерть Сократа» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), а в 1789 «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» (Париж, Лувр) и «Парис и Елена» (там же). Телемах (греч. музеи изящных искусств: «Смерть Жозефа Бара». Картины Убитый Лепелетье (1793, не сохранилась) и особенно Смерть Марата (1793, Музей современного искусства, Брюссель) с её трагическим звучанием, суровой жизненной правдой, простотой и лаконизмом композиции, аскетической сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм стали памятниками героям революции, совмещая черты портрета и исторической картины. В 1782 году они поженились и произвели на свет четверых детей.
«Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар», «Коронация Наполеона».
На нем художник сделал надпись, что не претендует на портретное сходство людей, принимавших участие в событии и изображенных на рисунке (даже несмотря на предварительные портреты). Своим долгом художник считает «прославление кистью революционных мучеников», посвятив этой теме полотна «Смерть Марата» (1793, Брюссель, Королевские музеи), «Смерть Жозефа Бара» (1793, Авиньон, Музей Кальве). Давид показал себя не только талантливым живописцем, но и опытным рисовальщиком.
1793, Брюссель, Кор. Он передал классикам (Энгру и его ученикам) идеи, язык и смысл внешней красоты, через Гро он сообщил романтикам эпичность, что позволило им создать впечатляющие полотна.
Амур, протягивающий Сафо лиру, символизирует любвь как источник творческого вдохновения. Несколько позже Давид встретятся с Наполеоном. Они хотели, чтобы их племянник получил архитектурное образование.
С глубиной и трогательной нежностью показывает он жизнь трудящихся большого города. В конце концов император решил избавиться от слишком прославленного военначальника. ВИКТОР ЖАН НИКОЛЬВид на Новый мост из Лувра (Париж, Музей Карнавале) Париж, каким его можно было увидеть из мастерской Давида в Лувре, — это кусочек Сены и Нового моста. Приступ малодушия был побежден и Давид с упорством принялся за новую картину «Смерть Сенеки».
музей изящных искусств). Через год им была начата (но не закончена) новая картина «Портрет Ж. А. Рекамье» (Париж, Лувр), главная героиня полулежит на античном ложе и ее мягкая белая туника отчетливо выделяется на серо-коричневой лессировке стен и паркета. Впервые эта история появилась в сочинении Менандра «Левкадия». Портрет навсегда остался незаконченным.
Собственно, аллегорическое полотно «Леонид I при Фермопилах» должно было прославлять походы Великой наполеоновской армии. Давид был активным деятелем революции, членом Конвента (1789-94), организовывал массовые народные празднества, создал Национальный музей в Лувре. После чего мать, оставив ребёнка в Париже на попечении брата, уехала в Эврё. Во французском романе «Путешествие Телемаха» (1699), основанном на гомеровской истории Одиссеи, автор Фенелон, описывает как Телемах, сын Одиссея, неистово полюбил прелестную нимфу Эвхариду.
Французский художник, представитель неоклассицизма. Шарлотта пережила мужа всего лишь на год. Картина была показана на выставке.
Еще в период школьного обучения (в колледже Четырех Наций) Жак Луи рисовал с увлечением не только в свободные часы, но и украдкой во время уроков. Один из современников писал: «Две недели назад Давид закончил свою картину. Его отец Морис Давид был убит на дуэли, когда мальчику минуло 9 лет. Марат был болен, вот таким образом лежал в ванне, накрытый простыней, принимая лечение от простуды.
Давид писал картины не только на исторические сюжеты. Давид решил писать картину в Риме и показ ее здесь вызвал подлинную сенсацию. Первые опыты работы 1780-х годов («Госпожа Пекуль» и «Господин Пекуль» — парные портреты тещи и тестя художника, 1784, Париж, Лувр) продолжила большая серия портретов 1790-х годов.
Рок, просящий Марию об исцелении больных чумой» (1780, Марсель, Музей изящных искусств). В Спарте Телемах узнал от Менелая о предсказании Протея относительно возвращения Одиссея.
После того, как Наполеон Бонапарт объявил себя наследником революции, Давид становится его безоговорочным приверженцем, а в 1804 году получает титул «первого живописца Императора». В ней изображены Сафо и ее возлюбленный Фаон. Так складывался новый стиль и Давид выступил в своих картинах этого периода истинным его глашатаем (Клятва Горациев). Художник Жак Луи Давид был вычеркнут из списков Академии художеств и Почетного легиона и поселился в Брюсселе, где продолжал руководить образованием молодых художников и писать картины.
Все эти достоинства в равной мере были присущи и самому художнику. Вот таким образом было бы несправедливо рассматривать Давида лишь как большого мастера подражания. гал., «Мадам Давид», 1813, там же). Из четырех задуманных композиций завершены были лишь две: «Коронование Жозефины» (1805-1810, Париж, Лувр) и «Раздача знамен» (1810, Версаль, музей) две другие сохранились лишь в рисунках: «Вступление на престол» и «Прибытие в ратушу» (Париж, Лувр и Лилль, Музей изящных искусств).
Каждая эпоха имеет свой облик, неповторимый и нелегко замечаемый своими современниками. Отец сам приговорил их к смерти, дабы защитить Республику, даже ценой жизни своих родных сыновей. Он изображает трудящихся в обычной для них обстановке, на улицах и набережных города, во время работы, переездов или кратких часов отдыха: «Прачка» (Париж, Лувр), «Вагон 3-го класса» (Оттава, Национальная галерея), «Любитель эстампов» (1857 —1860, Париж, Пти Пале). Такова его картина «Бой Марса и Минервы» (1771, Лувр, Париж), с которой Давид участвовал в конкурсе на Римскую премию.
Депрессия следует за крайним возбуждением. Это первые строки I-й оды Сафо. Но в 1816 году был изгнан из страны как «цареубийца», несмотря на ходатайство министра полиции Эли Деказа. Он прекрасно освоил каноны рококо и даже удостоился поездки в Италию за счет государства.
Победы, одержанные персидским царем Хозроем, заставили Юстиниана послать Велизария в Азию, где полководец, действуя с неизменной удачей, победоносно закончил и эту войну. «Клятва Горациев» ярче всего воплощает принципы революционного классицизма. ) возрождается героический идеал античности. Но лишь много позже художник заслужит настоящую похвалу, столь страстно желаемую. После нескольких неудач, которые едва не привели художника к самоубийству, он получает долгожданную первую премию за картину «Эрасистрат, обнаруживающий причину болезни Антиоха» (Париж, Школа изящных искусств). Вместо этого он говорил Давиду: «Зачем вам модель.
По мнению некоторых историков, он был родом славянин и звался Величар. Жироде, Ж. Б. Педагогическая система последнего, проведшего несколько лет в Италии и увлечённого античностью, была основана на изучении античного искусства, произведений Рафаэля, братьев Карраччи, Микеланджело, требовании достижения в живописи «правды» и «величия». В 1775—1780 Давид обучался во Французской академии в Риме, где изучал античное искусство и творчество мастеров эпохи Возрождения. В мае 1782 года женился на Шарлотте Пекуль. Он избирает сюжет «Клятва Горациев» (Париж, Лувр) и уезжает в Рим, чтобы писать картину в «античной» атмосфере. Голову его любимого ученика населяют призраки, воспламенный ум не дает ему покоя.
Когда Наполеон пришел к власти, то неофициальным придворным живописцем стал именно Давид. Этого живописца называют «свидетелем эпохи», так как, отразив в своем искусстве различные этапы политической жизни Франции — времени «старого режима» (времени царствования Людовика XVI до 1789 года), революции, консульства империи, реставрации Бурбонов, — он был не только художником, но и известным общественным деятелем. Давид исполнил сорок восемь портретов-эскизов. Брут, Люций Юний (Brutus) – сын Марка Юния и дочери Тарквиния Древнего. В этом смысле, творчество Давила, «своеобразное сочетание реализма с идеализмом» (Делакруа), по-прежнему остается неразрешимой загадкой. Сафо (или Сапфо) (,, ) – знаменитая древнегреческая поэтесса, представительница мелической, музыкально-песенной лирики, современница Алкея, уроженка лесбийского города Эреса жила в конце VII и первой половине VI века. На конкурсе 1772 г. Давид опять безуспешно выступил с картиной «Дети Ниобеи, пронзаемые стрелами Дианы и Аполлона» на сюжет, заимствованный из «Метаморфоз» Овидия.
Большинство из этих праздников готовилось непосредственно Давидом. По собственным подсчетам мастера, только прямых учеников у него было около пятисот и трудно назвать художника, который так или иначе не испытал бы влияния Давида. В горестном оцепенении склоняются в объятия друг другу сестры воинов. Один из них помолвлен с сестрой Горациев. После 9 термидора из-за контактов с окружением Робеспьера и участия в Комитете общественной безопасности, связанном с подписанием ордеров на арест, Давид был обвинен в поддержке «заговора Робеспьера» и заключен в тюрьму Люксембургского дворца из которой был освобожден в 1795 году с приходом к власти правительства директории.
В светильнике, в изгибе спинки канапе было спокойное равновесие, неотрывное от человека. Давид объявляет об открытии особой платной выставки. Конечно, каждый находил в знаменитом романе и других творениях Жан Жака что-то свое. Направление, заложенное Давидом, продолжали развивать последующие поколения художников.
Он получил заказ на картину Клятва в Зале для игры в мяч (не осуществлена эскиз 1791, Лувр), Убитый Лепелетье (1793, не сохранилась) и Смерть Марата (1793, Брюссель). Глаза Андромахи, красные от слез, смотрят в глаза зрителю. Неудачи в достижении поставленной цели еще долго преследовали его.
Модели изображены то словно уподобленными античной статуе («Госпожа де Веркинак», 1799, Лувр), то в свободной непроизвольной позе, отдыхающими на пленэре («Портрет госпожи Серезиа «— сестра жены Давида «Портрет Пьера Серезиа», оба — 1795, все — Париж, Лувр). Давид Жак Луи Картины и биография Жак Луи Давид Давид Жак Луи (David Jacques-Louis), французский художник. Карлсбергская гал., «Графиня Дарю», 1820, Нью-Йорк, собрание Фрик). Их фигуры выявлены плотным силуэтом на фоне ярко освещенной набережной Сены. По-видимому, Давиду были известны не только отдельные строки Сафо, но и так называемое письмо Сафо, адресованное Фаону и сочиненное Овидием («Героиды»).
Бюрон) и в тот же день был крещён в церкви Сен-Жермен-лОсеруа. Жак-Луи Давид родился в парижской состоятельной семье. У многих это вызвало возмущение, множество врагов нажил Давид своей бурной деятельностью при якобинской диктатуре, но даже открытые недоброжелатели не могли не признать, что художнику-депутату удалось за короткое время преобразить художественную жизнь Франции, расчистив дорогу принципиально новому искусству будущего XIX века., » состоящее из портретов известных исторических лиц (здесь изображены члены большой семьи Наполеона, Талейран, держащий мантию, Евгений Богарне — пасынок будущего императора, Папа Пий VII, благословляющий Наполеона и Жозефину) имело большой успех в луврском Салоне 1808 года. Людовик XVI стал вторым, за что и проголосовал избранный депутатом Конвента Давид.
Профессия живописца не предполагает долгой жизни – уж больно нервное это занятие. Величественный образ Марата, убитого Ш. Корде, создан на основе рисунка пером (Версаль, Национальный музей), сделанного с головы мертвого героя революции. Однажды Давид с приятелем наблюдали свиту короля, отправившуюся на охоту. Вдали в воздушной дымке растворяются очертания города.
Ее поэтическое вдохновение сменяется любовным экстазом. Сохранилось и множество безымянных, но очень характерных портретов («Голова старика», после 1816, Музей изящных искусств, Антверпен). В соответствии с программой, составленной в 1776 году графом Анживийе, директором Управления королевских строений, предполагалось создание серии больших исторических полотен, «призванных оживить добродетели и патриотические чувства».
Классицистические представления о волевом и деятельном начале как сущностном ядре человеческой личности отразились в портретах Давида этого периода (Портрет доктора Альфонса Леруа, 1783, Музей Лувр, Париж). Работа в портрете всегда была значительной стороной творчества Давида. В 1780 художник возвращается во Францию. 1794, Авиньон, музей) или героические («Клятва в зале для игры в мяч», не закончена, Версаль, музей дворца).
Художник предпочитал сюжеты исполненные драматизма и внутренней напряженности (Казнь дожа Марино Фальеро, 1826, собрание Уоллес, Лондон Смерть Сарданапала, 1827, Лувр, Париж). Рисунок сегодня хранится в Лувре, а фрагмент — в Национальном музее в Версале. Думаете ли вы, что великие люди в древности позировали для своих изображений. 1775—1780 годы Давид провел во Французской академии в Риме. Родился 30 августа 1748 года в Париже.
В течение полутора лет Давид несколько раз выходил из тюрьмы и снова оказывался за решеткой, пока в 1795 по амнистии он не был освобожден окончательно. Черты портрета и исторической картины совмещены в картинах Убитый Лепелетье (1793, картина не сохранилась известна по гравюрам Тардье) и особенно Смерть Марата (1793, Королевский музей, Брюссель) с их трагическим звучанием, простотой и лаконизмом композиции, суровой сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм. Старик отец – воплощение истинного римлянина – благославляет сыновей на битву, протягивая им оружие, к которому они в стремительном порыве простирают руки. Также в это время организовывал массовые народные празднества и создал Национальный музей в Лувре. В 1794 году после термидорианского переворота заключён в тюрьму за революционные взгляды. В ноябре 1796 года повторно женился на Шарлотте. В 1797 году стал свидетелем торжественного въезда в Париж Наполеона Бонапарта и с тех пор становится его пылким сторонником, а после прихода того к власти — придворным «первым художником».
Энгра и др. Другие увидели в свежей искренней лирике Руссо лишь новую моду. У Тита Ливия Давид разыскал рассказ о том. Законченная к конкурсу 1773 г., она тоже не была отмечена наградой. Воодушевлённый Великой французской революцией, Давид стремился к созданию исторической картины на современную тему (Клятва в зале для игры в мяч, 1791, не закончена).
В центре полотна мастер поместил отца. Он оказался необыкновенно плодовит, сделал множество портретов императора («Наполеон при переходе через Сен-Бернар», 1800 г. и др. ), его жены Жозефины, придворных («Мадам Рекамье», 1800 г. портреты четы Серизиа, 1795 г. ) и генералов, а также запечатлел торжественные события («Коронация», 1805—1807 гг). Сюжет картины заимствован из древнеримской легенды.
Посреди комнаты «два больших кресла из цельного дерева, украшенных позолоченной бронзой, выполненные самым лучшим краснодеревщиком времени, Жакобом, в подражание античности.
В 1797 году стал свидетелем торжественного въезда в Париж Наполеона Бонапарта и с тех пор становится его пылким сторонником, а после прихода того к власти — придворным «первым художником». Нью-Йорк, музей Метрополитен), «Маркиза д0рвилье» (1790, Париж. Они осознают, что могут погибнуть, но вступают в сражение, веря в торжество справедливости.
Но Жак Луи с юных лет отличался твердостью характера и определенностью своих желаний. В 1793 году Давид закончил одну из самых известных сегодня работ: «Смерть Марата» (Королевский музей изящных искусств, Брюссель). Для искусства его роль очевидна: он является создателем неоклассицизма. Сильные, концентрированные лучи как бы выхватывают и озаряют главных действующих лиц.
Я выступлю на следующий год и клянусь, что они принуждены будут присудить премию мне. ». Художник постоянно использует свет для усиления эмоциональной насыщенности произведения. Большой общественный резонанс вызвало его полотно «Клятва в Зале для игры в мяч» (1789, Версаль, Национальный музей рисунок пером — Лувр), оставшееся незавершенным. В 1794 году художник был заключен в тюрьму, а выйдя на свободу, написал картину «Похищение сабинянок» (1799), сюжет которой многими был воспринят как призыв к прекращению междуусобной войны.
Сгибаясь под тяжестью ноши, она заботливо поебенка. Помимо написанного там пейзажа «Люксембургский сад, видимый из окна тюрьмы», художником была задумана картина «Сабинянки» (Париж, Лувр), которую он закончил в 1799 и которая свидетельствует о стремлении достичь совершенства через подражание греческим мастерам. а также два года спустя при вступлении в парижскую Академию в картине «Андромаха у тела Гектора» (Париж, Лувр). В 1784 Давид получает от графа дАнживилле заказ на картину. Но после падения режима Робеспьера, Шарлотта смягчилась и даже навещала Давида в тюрьме.
1790-1791, там же), «Мадам де Пасторе» (Чикаго, Художественный институт) и «Господин и госпожа Серизиа» (1795, Париж, Лувр). Но после того как «маленький генерал» поселился на острове Святой Елены, а к власти вернулись Бурбоны, художнику пришлось покинуть Францию и поселится в Брюсселе. Это был художник больших идейных устремлений и ярких творческих завоеваний.
Немалую роль в этом отношении сыграло опубликование в 1764 г. работы немецкого искусствоведа И. И. Винкельмана «История искусства древности», в которой высшим идеалом художественного произведения провозглашалась «благородная простота и спокойное величие» античного искусства. В романе Фенелона «Путешествие Телемаха» импровизации на темы эпопеи Гомера, Телемах, в поисках своего отца Одиссея потерпел кораблекрушение на острове Калипсо и там влюбился в нимфу Эвхариду, но должен был оставить ее, чтобы продолжить поиски отца. Делакруа работал также в области психологического портрета (Фредерик Шопен, 1838, Лувр, Париж) и монументальной живописи (росписи Бурбонского дворца в Париже, 1833–1847 зала Мира в Парижской ратуше, около 1851–1853, не сохранились). Славу Давиду принесла картина «Клятва Горациев» (1784 г. ) изображающая трёх братьев-близнецов, которые, по преданию, победили в поединке с тремя братьями-близнецами Куриациями в споре о могуществе Рима. Картина вызвала огромный успех.
Окончив колледж, он добился согласия родных посещать класс рисунка в Академии св. Его мать обеспечила ему прекрасное образование в одной из лучших школ, но Давид учился плохо: он всегда был больше поглощен рисованием. Их страсти подчинены воле и разуму. Французский художник Жак Луи Давид родился в Париже, в семье зажиточного коммерсанта.
Педагогическая система его учителя — известного исторического живописца Ж. М. После разгрома наполеоновских армий и реставрации на французском королевском троне династии Бурбонов Давид как бывший член конвента и «цареубийца» подвергся изгнанию из Франции. Давид Жак Луи французский художник. Сабиняне решили отомстить, собрали войско и двинулись на Рим.
Являлся членом Комитета общественной безопасности, в качестве которого подписывал приказы об аресте «врагов революции». Художник старался показать атмосферу, царящую в городе, сравнимую разве что с грозой (в этот день в Париже действительно разразилась гроза). С тех пор, говорила легенда, римляне и сабиняне объединились в единый народ. В 1816 году он эмигрировал в Брюссель, где прожил до конца жизни, не оставляя творчества.
Герои Давида свободны от противоречий и сомнений. Отправляясь на смертельный бой, братья дают клятву отцу защитить отечество. Страстный борец, он посвящает свое искусство нации. Давид покидал Париж с твердым убеждением, что античность никогда не сможет его увлечь. Для произведений художника Жака Луи Давида 1780-х годов характерны публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы предреволюционной эпохи через образы античной истории (Смерть Сократа, 1787, Метрополитен-музей Ликторы приносят Бруту тела его сыновей, 1789, Лувр, Париж).
Jacques-Louis David, в отличие от тех, кто уехал из страны от огня революции, остался, чтобы помочь разрушить старое правительство, он отдал свой голос за казнь короля Франции Людовика XVI (это было причиной развода с его женой, придерживающейся других взглядов). Однако лицо его спокойно, лоб не нахмурен, глаза закрыты, рот слегка приоткрыт — кажется, что он не убит, а только уснул. После путешествия в Северную Африку Делакруа по многочисленным наброскам и зарисовкам с натуры исполнил ряд картин, отмеченных не только романтической красочностью и интересом к восточной экзотике, но и воссозданием своеобразия национального быта, нравов и характеров (Алжирские женщины, 1833–1834, Лувр Арабские комедианты, 1848, Музей изящных искусств, Тур Львиная охота в Марокко, 1854, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Тогда он послал в Рим послов, которые должны были потребовать его частное имущество. Событие современной национальной истории впервые стало сюжетом исторического полотна «большого стиля». Один из них, начатый в 1797 году, так и остался незаконченным, второй — «Бонапарт на перевале Сен-Бернар» (1800, Лувр, Париж)— был закончен. Противники Горациев – друзья их детства.
В 1771 г. Давид представил на конкурс картину «Бой Марса с Минервой», демонстрирующую, как добросовестно усвоил художник все то, что входило тогда в понятие исторической живописи: мифологические герои в традиционных позах побежденного и победившего, различные второстепенные персонажи, включенные для заполнения живописного пространства, довольно яркие, бьющие на внешний эффект краски и главное — расчет на восприятие сцены не с позиций ее идейного замысла, а с точки зрения декоративного воздействия всех ее элементов. Появляющийся в этот момент Фаон нежно касается рукой ее лица. Луки и довольно скоро (в сентябре 1766 г. ) по совету Франсуа Буше поступил в Королевскую Академию, в мастерскую живописи, руководимую Жозефом Мари Вьеном (1716-1809). Художник умер 2 декабря 1825 в Брюсселе, окруженный уважением и почетом. История Телемаха послужила темой знаменитого романа Фенелона «Путешествие Телемаха» (русский перевод в стихах Тредьяковского «Телемахида»). Сам художник являлся депутатом Конвента, участвовал в создании новых революционных праздников. Это четкое гендерное разделение было характерно для социальной доктрины того времени.
Итог оказался печальным. Об этом полотне с восхищением отозвался строгий критик Дидро в Салоне 1781 года. В его честь художник создает конный портрет на фоне вымышленного пейзажа «Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» (1801, Мальмезон, Национальный музей), большое историческое полотно «Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижского Богоматери 2 декабря 1806 года» (1805—1807, Париж, Лувр), портрет «Наполеон в своем рабочем кабинете» (1812, Вашингтон, Национальная галерея искусства), аллегорическую картину «Леонид при Фермопилах» (1814, Париж, Лувр), прославляющее походы «Великой армии». В 1791 году он выставил в Салоне рисунок, в общих чертах передающий композицию картины. Достаточно того, что я очень несчастна, чтобы рассчитывать на ваше расположение». Бюрон) и в тот же день был крещён в церкви Сен-Жермен-лОсеруа.
Это предстояло сделать его ученику Давиду, которого он впоследствии назвал своим «лучшим произведением». Вьен слыл в те годы «новатором», так как живо откликнулся на идущую из Рима «моду» на все античное. «Героический» стиль полотна с изображением застывших в клятве единения фигур трех братьев Горациев на фоне дорической колоннады вызвал много подражаний у мастеров неоклассицизма в эпоху предреволюционных настроений во Франции. В «Любителе эстампов» художником дан образ поглощенного страстью к искусству героя.
Наиболее амбициозна другая, обнаруженная сравнительно недавно картина Давида иллюстрирующая отрывок из «Илиады» – «Похороны Патрокла» (1779, Дублин, Нац. Винкельмана. Отец благословляет их на подвиг. После контрреволюционного термидо- рианского переворота с конца 90-х гг.
Полотно представляет собой огромный холст. «Смерть философа Сократа». Тема имела созвучие и с трагедией П. Корнеля. А вот политиком и революционером он был посредственным, но вот созданный именно им имидж Французской революции известен всем нам.
Даже Папа Римский увидел детище французского художника. Лувр), «Мадам Трюден» (ок. Некоторые официальные портреты того времени представляют собой одни из самых замечательных произведений художника («Граф Франсуа Нантский», 1815, Париж, музей Жакмар-Андре, «Наполеон», 1812, Вашингтон, Нац. В декабре 1804 Давид был провозглашен «первым художником» Императора.
После поражения Наполеона в битве при Ватерлоо в 1815 году бежал в Швейцарию, затем переехал в Брюссель, где прожил до конца жизни. Был похоронен на кладбище квартала Леопольда в Сен-Жосс-тен-Ноде (в 1882 году перезахоронен на Брюссельском кладбище в Эвере), его сердце было перевезено в Париж и захоронено на кладбище Пер-Лашез. Жена художника пережила его всего на один год. На картине Давида несчастные влюбленные прощаются в гроте на острове Калипсо.
Столь же высокой оценки заслуживает и повторение картины «Коронование» (1821, Версаль, музей дворца), сделанное Давидом вместе со своим учеником и помошником, Жоржем Руже. С 1804 Давид – первый художник Наполеона, написал ряд заказных, декоративно-эффектных парадных композиций и портретов (Коронование Жозефины, 1805-07, Лувр). Он запечатлел его черты в блистательном эскизе «Наполеон Бонапарт – первый консул» (ок. В 1813 он возвращается к работе над картиной «Леонид при Фермопилах» (Париж, Лувр, начата в 1802, но оставлена из-за императорских заказов), в марте 1815 вернувшийся с острова Эльба Наполеон увидел уже законченную картину. Кого интересует, сохранено ли сходство в бюстах Александра. Все, затаив дыхание, следили за поединком человека и коня.
Они идут на бой, веря в торжество справедливости. Картина «Сафо и Фаон» характерна для зрелого творчества Давида. Давид был учителем А. Гро, Ф. Жерара, Ж. О. Д. Мастерская превратилась в настоящий объект паломничества.
Все громче звучали речи о великих деяниях, патриотизме, борьбе с тиранами. Его прачка, поднимающаяся от реки с тюком белья, — женственна и человечна. Его дядя (известный архитектор) и мать хотели видеть его архитектором, но Жак-Луи хотел быть художником. Делакруа нередко черпал мотивы в произведениях Уильяма Шекспира, Иоганна Вольфганга Гёте, Джорджа Байрона, Вальтера Скотта, обращался к событиям Великой французской революции, другим эпизодам национальной истории (Битва при Пуатье, 1830, Музей Лувр, Париж). Темы уже первых картин Давида, «Клятва Горациев» (1784), «Смерть Сократа» (1787), отражали предреволюционные настроения в обществе и выражали зарождавшийся в то время культ гражданских добродетелей: преданности долгу и самопожертвования.
Эта картина также известна под названиями «Телемах и Эвхарида» и «Прощание Телемаха и Эвхариды». подчёркивается социальная сущность модели, воплощается классицистическое представление о волевом и деятельном человеке (Врач А. Леруа, 1783, Лувр).
В портретах Давида 80-х – начала 90-х гг. Свидетель неоднократных революционных выступлений народа, Домье вслед за Делакруа создает пламенный образ восставшей Франции в картине «Семья на баррикаде» (1848—1849, Прага, Национальная галерея), пронизанной пафосом революционного порыва, стремительной динамикой ритма. Тот же оттенок имеет и ткань, свисающая с края ванны эффектными складками.
гал. ). Euryclia) – дочь Опа, рабыня отца Одиссея Лаэрта, воспитательница Одиссеева сына Телемаха. музей) можно судить об эволюции эстетических взглядов Давида. Брут сидит в одиночестве, отдельно от своей жены и дочерей, зная: его поступок – лучшее, что он мог сделать для своей страны, – но все же напряженные ноги и пальцы на ногах выдают его внутреннее смятение. Картина «Клятва в зале для игры в мяч» (1791 г. ) не была закончена мастером, так как большинство её героев — депутатов парламента — уже через год либо оказались в эмиграции, либо пали жертвами якобинского террора.
Для произведений художника Жака Луи Давида 1780-х годов характерны публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы предреволюционной эпохи через образы античной истории (Смерть Сократа, 1787, Метрополитен-музей Ликторы приносят Бруту тела его сыновей, 1789, Лувр, Париж). Благожелательный прием в Салоне встретило и полотно «Скорбь Андромахи у тела Гектора» (1783, Париж, Лувр). И если в этот период он брал в руки кисть, то непременно для того, чтобы запечатлеть важнейшие события своего времени – трагические («Смерть Марата». Высокие декоративные качества, свободный полет фантазии, живописный размах, но вместе с тем и черты несколько преувеличенной, театрализованной патетики присущи картинам Делакруа на исторические, мифологические, религиозные темы (Взятие крестоносцами Константинополя, 1840-1841, Лувр, Париж Битва святого Георгия с драконом, около 1854, Музей изящных искусств, Гренобль). Давид внес в Учредительное собрание предложение сделать Салон 1791 года свободным для всех желающих, а через год решением Конвента – снова с подачи Давида – Королевская академия прекратила существование. В эти годы он написал цикл картин о «муче никах Революции» («Смерть Марата», 1793).
Эвхарида (греч. Давид не стал оправдываться и объясняться. Лица собравшихся в зале людей выражают двойственные чувства: общий энтузиазм и личностные переживания. От холста будто идет звон тяжелого и грозного оружия. Рим тех лет был своеобразной «Меккой», местом паломничества начинающих художников. Между тем, возобновилась война с персами.
зрелость стиля, которые он продемонстрировал в картине «Велизарий, просящий подаяние» (Лилль, Музей изящных искусств), представленной в Салоне 1781. Священники с кафедры цитируют не Евангелие, а римского историка Тита Ливия. На многих изображены события его молодости, свидетелем которых он стал («Королева Мария Антуанетта по дороге на эшафот», рисунок пером, 1793, Лувр, Париж). Возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, чеканная барельефность композиции, преобладание объемно-светотеневого начала над колористическим особенно ярко воплотились в картине Клятва Горациев (1784, Лувр, Париж), воспринятой обществом как призыв к революционной борьбе.
В частности, в 1817 году он написал выразительный портрет археолога Александра Ленуара, а через два года начал портрет актера Вольфа, закончить который смог только в 1823 году (оба портрета — в Лувре, Париж). Она была написана в историческом жанре и называлась «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил своих двух сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789, Лувр, Париж). Полотно «Коронование. Художник по максимуму использовал свои талант во благо революции: он оформлял пропагандистские спектакли, рисовал картины, прославляющие «мучеников республики». Давид ежедневно получает латинские итальянские, французские стихи».
Друэ, А. Л. Его личность играла здесь не последнюю роль: кипучий темперамент, эмоциональность, неуемный энтузиазм, стремление к независимости – все это было обращено против существовавшего режима, а также против Королевской академии живописи и скульптуры, члены которой не одобряли его работ и республиканских позиций (она была упразднена по инициативе художника). Знатный революционер, Луи Давид был на удивление порядочным семьянином. Зритель видит человека, умершего насильственной смертью (на груди видна кровоточащая рана, на полу рядом с ванной лежит нож).
В этом непрерывном взаимодействии натуры и стиля и выявляется гений Давида». Давид Жак Луи (David) (1748-1825), французский художник, общественный деятель. Сын Селевка и согдианской княгини Апамы, Антиох I Сотер (т. «И с глаз спала пелена», — скажет художник свою известную фразу по поводу увиденных им подлинников.
Учился у Ф. Буше, затем в Академии художеств у Ж. М. Вьена. Конь был необыкновенно хорош – серый в яблоках, со спутанной длинной гривой. Давиду было заказано полотно на сюжет из Римской истории Роллена «Клятва Горациев» (1784, Париж, Лувр). «Антиох и Стратоника». Другое название картины «Врач Еразистрат обнаруживает причиной болезни Антиоха страсть к своей мачехе Стратонике». После поражения Наполеона в битве при Ватерлоо в 1815 году бежал в Швейцарию. Над текстом оды, поясняя сюжет, художник поставил имя Фаона.
Эвриклея (греч. Модели изображены то словно уподобленными античной статуе (Госпожа де Веркинак, 1799, Лувр), то в свободной непроизвольной позе, отдыхающими на пленэре (Портрет госпожи Серезиа — сестра жены Давида Портрет Пьера Серезиа, оба — 1795, все — Париж, Лувр). В ней причудливо сочетались циничная трезвость с романтической восторженностью. Жака Луи после смерти погребли в Брюсселе. Была во французской культуре второй половины XVIII века еще одна важная особенность. По тетрадям его набросков того периода (Париж, Лувр, Кембридж, Массачусетс, Художественный музей Стокгольм, Нац. Из-за политических разногласий в это время развелся с женой. Стремясь увековечить события революции, Давид пишет ряд картин, посвящённых революционерам: «Клятва в зале для игры в мяч» (1791, не закончена), «Смерть Марата» (1793, Музей современного искусства, Брюссель).
На фоне сумрачных каменных аркад факелом горит алый плащ, накинутый на плечо младшего Горация. После получения римской стипендии Prix de Rome (четырежды не мог победить из-за чего пытался совершить самоубийство путем голодания), в 1775 он отправился в Италию. Художник отказывается от всякой красивости и изящества, от деталей и подробностей. Вскоре он начал писать фрагмент картины. Произведения Давида 80-х гг. Родился 30 августа 1748 года в Париже.
После чего мать, оставив ребёнка в Париже на попечении брата, уехала в Эврё. Когда верховная власть над Францией перешла в руки Наполеона, Давид стал привилегированным живописцем императора но, увековечивая на полотне славные события Консульства и Империи (Портрет Бонапарта на перевале Сен-Бернар, Коронация Наполеона, Раздача орлов и т. п. ), Давид не переставал интересоваться древней историей и написал, между прочим, Леонид и спартанцы у Фермопил — картину, оконченную в 1814 году и проданную в 1819 году вместе с Похищением сабинянок за 100000 франков (обе находятся в Музее Лувра). По другим сказаниям, Телемах женился на Цирцее, от которой имел сына Латина. «Весь Рим» собрался, чтобы посмотреть «Клятву Горациев», которую посчитали величайшей данью уважения Вечному Городу.
.