Картины Франсуа Буше с названиями, которые в полной мере раскрывают их содержание, покоряют чистотой исполнения и особенной манерой, сложившейся еще в ранние годы творчества художника. Сын художника (Николя Буше), Франсуа с самых ранних лет помогал отцу в его мастерской. Франсуа Буше быстро стал одним из самых модных художников того времени, учителем и фаворитом Помпадур. В 1727 Франсуа Буше отправился за свой счет в Рим, где усердно изучал творчество живописцев Франческо Альбани и Пьетро да Кортона, с последним художника в дальнейшем часто сравнивали.
Не менее тонки по найденным цветовым сочетаниям изображения женских головок в технике живописи маслом и в пастели («Женская головка или Пробуждение», 1730-е, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Геркулеса переодели в женское платье и усадили прясть. Для него художник написал помещенную внизу «Женщину, поправляющую подвязку» (1742). В том же году он начал работать для парижского театра «Опера», создавая декорации и разрабатывая костюмы для балетов, опер и драматических спектаклей. Никогда у Буше не бывало такого, чтобы какая-то деталь выглядела нелепой, «приклеенной».
В «портретах-состояниях» (этот жанр был распространен в XVIII столетии) или в «одалисках» Буше часто прибегает к изображению модного типа грациозной красоты с кукольным капризным розовым личиком. Он по-прежнему создает пейзажи («Пейзаж с рыбаком и его друзьями», 1770, Метрополитен-музей), картины на библейские сюжеты, декоративные композиции в медальонах с пышно оформленными в стиле рококо обрамленьями (они обычно размещались или над дверями или над зеркалами).
И названия работ говорят сами за себя – «Триумф Венеры», «Туалет Венеры», «Купание Дианы». Пейзажи Буше, как и его работы в других жанрах, вышли из моды в конце XVIII столетия. Таковы его женские образы в картинах «Темноволосая одалиска» (1745, Париж, Лувр) и «Светловолосая одалиска» (Мюнхен, Старая пинакотека). Над привезенными из этих поездок набросками он работал дома, в своей парижской мастерской. Французский художник Франсуа Буше (1703–1770) рисовал свои картины в стиле рококо. Молодая девушка, почти подросток, лежит, раскинувшись, на софе.
По возвращении его карьера пошла в гору. Почти во всех своих работах, посвященных любви и чувственным наслаждениям, Буше сводит повествовательный элемент к минимуму, предоставляя зрителю просто наслаждаться розовой наготой нимф и фарфоровыми личиками пастушек. Одно время это полотно висело в Версале, а после смерти королевской фаворитки перешло к ее брату. Диана, отдыхающая после купания, 1742 г., холст, масло, 56 x 73 см, Лувр, Париж. Например, справа резвятся амуры, а слева деревянный амурчик — декоративная деталь мебели.
Декоративная импозантность, присущая идеальному портрету, сочетается в образах маркизы де Помпадур с передачей интимного, личного чувства, что придает им более камерный тон. А он, едва проснувшись, с ужасом смотрит на грозного супруга Венеры. Идеально воплощая условность приемов живописи века рококо, Буше будто бы хотел сказать в своих картинах, что природа представляется «чрезмерно зеленой и плохо освещенной». Буше окружает юную красавицу самой утонченной роскошью. Сказать по правде, в Париже его действительно полагают одним из лучших».
Эти красивые декоративные композиции могли быть использованы как фон в любой пасторальной сценке. Его работы отличаются непринужденной раскованностью и чувственностью. «Осенняя пастораль» — одна из двух картин, заказанных Франсуа Буше министром финансов Людовика XV. Пейзаж с отшельником, 1742, Музей изобразительных искусств им. Обман.
Мельница, 1751, холст, масло, 66 x 84 см, Лувр, Париж. Ко времени расцвета творчества Буше относится Туалет Венеры (Санкт-Петербург, Эрмитаж), композиция, проникнутая волнообразным ритмом, в ней царят жизнерадостность и безмятежность. Этот портрет полуобнаженной молодой женщины также известен под названием «Темноволосая одалиска». Например, в этой картине он создает откровенно чувственный образ.
Среди интереснейших работ по его рисункам можно назвать "Науку любви", 1763 (вверху справа). Выдающийся декоративный и живописный дар Буше ценили современники. Буше не стремился в написании ее образа точно следовать греческим мифам о богине. Непосредственные жанровые наблюдения сочетаются в них с обобщенно и декоративно решенным общим построением композиции («Ферма», Музей изобразительных искусств им.
Здесь нет граней, всё плавно переходит одно в другое, вытекает одно из другого. На полотне Венера похожа на придворную даму XVIII века: у нее «фарфоровое» личико с томно-игривым выражением, жесты прелестной жеманницы, характерная прическа с естественно лежащими локонами и вся она, несмотря на пышность форм, похожа на куколку. За эти не соответствовавшие чаяниям века Просвещения сюжеты он подвергся суровой критике Дидро, писавшего, что «его распутство должно пленять щеголей, легкомыслящих женщин, молодежь, людей света, то есть всех тех, кому чужды истинный вкус, правдивость». Затем Буше некоторое время был учеником Франсуа Лемуана, после чего поступил в обучение к граверу Жану-Франсуа Карсу, у которого занимался составлением виньеток, гербов и эмблем для франкмасонских дипломов.
Прекрасный рисовальщик, Буше работал не только в технике пастели, но и гуаши любил сочетать черный и белый мел с сангиной, то есть исполнял рисунок «в три карандаша» по тонированной коричневым тоном бумаге, что создавало изысканные цветовые эффекты. Похищение Европы, 1732-34 гг., холст, масло, 231 x 274 см, Собрание Уоллес, Лондон. Пигмалион и Галатея, 1767 г., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. В 1730—1740-х годах он получает большие официальные заказы на росписи апартаментов в Версале — в комнате Королевы (Королевские добродетели, 1735), в Малых апартаментах (Охота на тигра, Охота на крокодила, обе — 1736, Амьен, Музей изящных искусств), в апартаментах дофина (Венера и Вулкан, 1747, Париж, Лувр), а также в Королевской библиотеке Парижа (История, 1743—1746, Париж, Национальная библиотека).
В богатом живописном наследии Франсуа Буше, работавшего в чувственном и рафинированном стиле рококо, одной из самых популярных картин является «Купание Дианы». Не менее тонки по найденным цветовым сочетаниям изображения женских головок в технике живописи маслом и в пастели («Женская головка или Пробуждение», 1730-е, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Неся службу Омфале, Геркулес подвергался унижениям и вынужден был носить женскую одежду. В «портретах-состояниях» (этот жанр был распространен в XVIII столетии) или в «одалисках» Буше часто прибегает к изображению модного типа грациозной красоты с кукольным капризным розовым личиком. Получив в 1723 году первый приз в парижской Академии художеств, он едет в Италию (1723 — начало 1730-х годов).
Правда, о том, что «сочинил» пастуха, виноград и Лизетту драматург Фавар, забыли уже очень скоро. Возле Венеры вьются голуби, священные птицы, один из них прижимается к груди богини. Пушкина).
В исполненных здесь пейзажах (Вид Тиволи, Булонь, Музей искусств и архитектуры) уже проявился декоративный талант художника, его умение строить композицию, сочетая ритмику целого и деталей. Заметьте, мастер никогда не говорит нам: «Посмотрите, как это правдиво». В некоторых картинах Буше 1720-1730-х годов, теплых и насыщенных по колориту (Геркулес и Омфала, Государственный музей изобразительных искусств, Москва), заметны отзвуки фламандского искусства.
Нужно, однако, отметить оригинальность манеры, в которой написаны эти портреты. Его картины погружают зрителя в мир прелестных грез, очаровательной выдумки. Триумф Пана, 1736 г., Национальная галерея, Лондон.
Сочетание цветов было взято от Рубенса. В творчестве самого Буше то и дело мелькают нимфы и Венеры. Скорее уж — раскроет ему навстречу свои объятия. Мы не знаем, сам ли Буше делал эскизы для этих статуэток. Портрет мадам Бержере, 1746.
Не говоря уже о «цитатах» из Корреджо (1494-1534), что могло бы свидетельствовать о посещении Пармы. Благодаря ее влиянию Буше становится первым живописцем Людовика XV. Жестом одалиски Диана перебирает нежно-розовыми пухлыми пальчиками нитку жемчуга. «Портрет мадам Бержере» – один из интереснейших в творчестве мастера.
По рисункам Буте работали не только севрские мастера, но и мастера из других стран Европы. Пробивающееся в окно солнце окрашивает изысканный интерьер комнаты в нежные тона. Франсуа Буше был одним из лучших рисовальщиков XVIII века.
Франсуа Буше (1703-1770), французский художник, гравер, декоратор, первый художник короля, один из самых ярких мастеров стиля рококо, законодатель всех видов искусства Франции начала 18 века. Негой и прелестью дышит его рисунок «Обнаженная на постели». И мадам, засучив рукава, принялась за дело. Портретная живопись не была "коньком" Буше. «Портрет мадам Бержере» — один из интереснейших в творчестве мастера.
Образы мира безмятежного, по полного чувственными наслаждениями жизни переданы в полотнах «Купание Дианы» (1742, Париж, Лувр), «Венера, утешающая Амура» (1751, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Почти во всех своих работах, посвященных любви и чувственным наслаждениям, Буше сводит повествовательный элемент к минимуму, предоставляя зрителю просто наслаждаться розовой наготой нимф и фарфоровыми личиками пастушек. Он умел радоваться красоте жизни и призывал к этому других. Например, шведская кронпринцесса Луиза Ульрика заказала художнику четыре картины (по времени суток — утро, день, вечер и ночь) «с модно одетыми фигурами и красивыми лицами». Не всем клиентам нравилось «фирменное меню» Буше, состоявшее из пасторальных, мифологических и будуарных сцен.
Такое отношение было для Геркулеса страшным унижением и суровым наказанием. Французский художник Франсуа Буше умер 30 мая 1770 года. Пусть. Буше любил не только использование определенных нескольких цветов (обыгрывая их тональные вариации или, напротив, локальные сочетания), но и броские приемы. Буше скончался 30 мая 1770 года.
Сиринга делалась следующим образом. После смерти, творчество Буше надолго постарались предать забвению. Как отмечает Пьер Розенберг, Лемуан «подарил» Буше «ясные и сверкающие тона, элегантные формы и легкость мазка».
Точно не установлено, кто изображен на холсте. Об одном из своих портретов кисти Буше она отозвалась так: «Я выгляжу здесь красивой, но абсолютно не похожей на себя».
Буше любил не только использование определенных нескольких цветов (обыгрывая их тональные вариации или, напротив, локальные сочетания), но и броские приемы. Родился Франсуа 29. 09. 1703 года в Париже. Что касается сервизов, расписанных по рисункам Буше, то здесь невозможно обойти вниманием набор ваз «Влюбленные в саду» (внизу). Визит Венеры к Вулкану, 1754 г., холст, масло, Собрание Уоллес, Лондон.
Прекрасный рисовальщик, Буше работал не только в технике пастели, но и гуаши любил сочетать чёрный и белый мел с сангиной, то есть исполнял рисунок «в три карандаша» по тонированной коричневым тоном бумаге, что создавало изысканные цветовые эффекты. И что именно это предощущение обусловливало желание устроиться со всем возможным изяществом и комфортом, окружить себя румяными пастушками, фарфоровыми куколками идиллическими пейзажами. Например, набросок, представленный вверху, был использован впоследствии при работе над картиной «Вода» из цикла «Четыре стихии», украшавшего двери в одном из королевских замков. Возможно, это одна из трех жен Бержере де Гранкура – коллекционера, обладавшего самым большим собранием картин и рисунков Буше или же сама маркиза де Помпадур, так как позу «мадам Бержере» автор повторит в ее более позднем портрете, а черты моделей художник всегда идеализировал. В том, что касается деталей пейзажа, Буше был вполне сговорчив: по желанию заказчика он мог включить в композицию картины деревенскую хижину, старый горбатый мост, фигурку пастушки или прачки. Сюжеты в большинстве своем связаны с мифологической тематикой. А. С. Пушкина, Москва «Утро в деревне», 1740-е годы, Старая пинакотека, Мюнхен «Пейзаж с отшельником», Музей изобразительных искусств им.
Буше Франсуа Boucher Francois (29 сентября1703, Париж—30 мая1770) - французский художник, гравер, декоратор, законодатель всех видов искусства Франции начала 18 века. Действительно, Буше мало задумывался о «моральной» стороне своих работ. В биографии Франсуа Буше картины сыграли главную, но не единственную роль. К концу десятилетия положение мастера настолько упрочилось, что он мог теперь не беспокоиться о своем будущем и будущем своих детей (их у Буше было трое — две дочери, вышедшие впоследствии замуж за учеников своего отца и сын, ставший, как и отец, художником).
Его работы совершенны и абсолютно очаровательны. Б. Тьеполо, а в палитре— колориту венецианских «виртуозов». Обыкновенно Буше избегал драматических сцен, предпочитая выбирать для своих картин «бессюжетные сюжеты», позволявшие уделить наибольшее внимание грациозным позам нимф и богинь. Более того — он стал позволять себе относиться к заказам весьма избирательно.
Художник никого не собирался обмануть: в виде богини он изобразил вполне земную девушку. Венера, обезоруживающая Купидона, 1751 г. В «Венере и Марсе, застигнутых Вулканом» мы видим только головы и плечи Вулкана и Марса. Его картины эффектны по композиции исполнены динамичным мазком. А. С. Пушкина). Часть из них становилась материалом для будущих гобеленов, а часть «перерабатывалась» в небольшие пейзажи.
Самый талантливый ученик Буше художник Жан Оноре Фрагонар унаследовал от мастера рококо изящество в трактовке фигур и сюжета картины, смелость колорита и свободу композиции. В конце жизни Буше заявит, что посещал мастерскую Лемуана в течение всего трех месяцев. Б. Тьеполо, а в палитре — колориту венецианских «виртуозов». Эти пейзажи действительно нельзя считать вершиной творчества Буше и все же трудно не согласиться с тем, что они написаны рукой большого мастера. Для своей картины Буше выбирает самый драматичный момент этой истории. Да, надо думать и сам мастер порою уставал от нимф и пастушек.
Сиринга — у древних греков музыкальный инструмент (свирель), считавшийся принадлежностью аркадского бога Пана и вместе с тем греческих пастухов. По рисункам Буте работали не только севрские мастера, но и мастера из других стран Европы. Портрет маркизы де Помпадур, 1756 г., Старая пинакотека, Мюнхен. Иногда ему нужно еще и утешение. В 1730—1740-х годах он получил большие официальные заказы на росписи апартаментов в Версале— в комнате Королевы («Королевские добродетели», 1735), в Малых апартаментах («Охота на тигра», «Охота на крокодила», обе— 1736, Амьен, Музей изящных искусств), в апартаментах дофина («Венера и Вулкан», 1747, Париж, Лувр), а также в Королевской библиотеке Парижа («История», 1743—1746, Париж, Национальная библиотека). Правдивого отражения природы искать в них не стоит, но не в правдивости их прелесть. И Буше хорошо удаётся передать исходящее от маркизы ощущение свежести и чистоты (в буквальном, а не переносном смысле). А. С. Пушкина, Москва «Пейзаж в окрестностях Бове», Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Вот насколько всё переменилось. Вторая картина называется «Летняя пастораль». Большим поклонником жанровых картины Буше был и граф Тессин. Портрет мадемуазель ОМерфи (Светловолосая одалиска), 1752, Старая пинакотека, Мюнхен.
Он часто изображает персонажей на фоне живописных античных руин. О мадам говорили, что «она благоухает розами». Его картины эффектны по композиции исполнены динамичным мазком. В 1761 году стал ректором Королевской академии, в 1765 году— директором.
Именно в это время, по мнению большинства специалистов, формируется индивидуальный стиль Буше, не лишенный, однако, кое-каких заимствований. Недаром говорят, что мода – дама ветреная и непредсказуемая. Грациозные изящные фигурки его античных героинь похожи на фарфоровые статуэтки.
Зато почти везде в изобилии присутствуют прекрасные женские тела (более всего Буше любил писать, конечно же, богиню любви Венеру). Его картины эффектны по композиции исполнены динамичным мазком. Его картины эффектны по композиции исполнены динамичным мазком (Геркулес и Омфала, 1730-е, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. В его произведениях появляется сопоставление ярких локальных цветов, придающих «ковровость» его живописи.
Таковы его женские образы в картинах «Темноволосая одалиска» (1745, Париж, Лувр) и «Светловолосая одалиска» (Мюнхен, Старая пинакотека). Летняя пастораль 1749Мельница в Шаратоне 1750Туалет Венеры 1751Аполлон и пастушка 1750Венера и Вулкан с оружием для Энея Восход Солнца 1752Портрет мадемуазель Луизы ОМерфи, 1752Закат 1752Любовное письмо 1754Портрет маркизы де Помпадур, 17 Гении искусств 1761Пан и Сиринга 1759Меркурий вручает младенца Бахуса, 1769Леда и Зевс в образе лебедя, 1760-еВенера в кузнице Вулкана, 1769 Во второй половине 50-х годов 18 столетия творчество Буше стало чересчур отвлеченным и холодным, живопись жесткой, в композициях проявился ложный пафос. Диана после охоты, 1742 г., Музей Коньяк-Жэ, Париж.
В позднем творчестве Буше начинает изменять чувство цвета. Пастухи и пастушки. Обучение Купидона, 1742 г., Музей Шарлоттенбурга, Берлин. Типичные сюжеты – Триумф Венеры или Туалет Венеры, Венера с Амуром (с Вулканом, с Марсом), Купанье Дианы и т. п.
Возможно, это одна из трех жен Бержере де Гранкура — коллекционера, обладавшего самым большим собранием картин и рисунков Буше или же сама маркиза де Помпадур, так как позу «мадам Бержере» автор повторит в ее более позднем портрете, а черты моделей художник всегда идеализировал. Именно оно требовало от жизни быть похожей на театр. Не менее тонки по найденным цветовым сочетаниям изображения женских головок в технике живописи маслом и в пастели («Женская головка или Пробуждение», 1730-е, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. По его эскизам изготовляли фарфоровые изделия, Буше создавал гравюры для оформления книг (по произведениям Мольера, Овидия и др. ), рисовал декорации к театральным постановкам балетов «Персей» (1746) и «Галантная Индия» (1735). За всю свою жизнь он написал около дюжины портретов. Туалет, 1742, холст, масло, частная коллекция.
Буше скончался 30 мая 1770 года. Буше был выходцем из небогатой семьи, успеха он достиг единственно своим трудом.
Для шпалерной мануфактуры он создал более 40 эскизов для шести серий шпалер («Сельские празднества», «История Психеи», «Китайская серия», «Любовь богов» и др. ). За десятилетие (с 1756 по 1766 год) художник создал бесчисленное множество эскизов, по которым на фабрике изготовляли статуэтки и сервизы. Очевидно, что по своему темпераменту Буше не мог быть мастером исторической живописи (хотя официально таковым считался). К тому времени, когда был написан этот портрет, мадам Помпадур уже не была любовницей короля, хотя и сохраняла все привилегии «официальной фаворитки».
И Буше умело питал иллюзии своих заказчиков. Первоначальное обучение он получил в мастерской Франсуа Лемуана. Вскоре воспоследовала и удачная женитьба. Вершиной его карьеры стало звание первого придворного художника и должность директора Королевской академии (1761г). На переднем плане зритель видит ее лук и «плоды трудов» — двух подстреленных голубей и зайца.
Ринальдо и Армида, 1734 г., холст, масло. Весьма характерным для творчества мастера является овальный медальон «Туалет Венеры», где богиня показана во всем блеске своей наготы.
Типичный образчик работы Буше в жанре "пейзажной идиллии" представлен вверху. Отчасти они были правы, но в эмоциональном запале, конечно, «перегибали палку». Он не склонен разоблачать своих персонажей, но, к счастью и не особо им льстит. Талантом художника сын был обязан отцу.
Некоторые из них при этом стоили дороже, чем «полноценные» картины иных живописцев. Художник в своей мастерской (автопортрет), 1720, Лувр, Париж. Вулкан накидывает на любовников свою волшебную сеть. Летняя пастораль, 1749. Сюжеты обеих «пасторалей» были навеяны художнику пантомимой плодовитого драматурга Шарля Симона Фавара (1710-1792).
Каждая деталь — вплоть до каблучка туфельки красавицы, вплоть до детской игрушки — говорит здесь об «искусстве жить». — возмущается Дидро. В конце концов он стал любовником Омфалы, о чем рассказывает и эта картина Буше. В Салоне 1765 года Дидро писал, что «его манера широка и величественна» и что у него «сильный и верный цвет».
За всю свою жизнь он написал около дюжины портретов. Но вы, современница маркизы де Помпадур, конечно, подобной оплошности не допустите. Буше Франсуа Картины и биография Франсуа Буше Буше Франсуа (Francois Boucher) (1703–1770), французский художник, гравер, декоратор, первый художник короля, один из самых ярких мастеров стиля рококо, законодатель всех видов искусства Франции начала 18 века. Типичный образчик работы Буше в жанре «пейзажной идиллии» представлен вверху. Пожалуй, нигде и никогда так не стремились к «приятности» и утонченности, как при дворе короля Людовика XV.
Открыто бросая вызов, она флиртует со зрителем, выглядывая из своего будуара. Картина, которую вы видите перед собою, — последний портрет мадам Помпадур. Б. Тьеполо, а в палитре— колориту венецианских «виртуозов».
Рисунки Буше использовались для украшения фарфора и изготовления фигурок из бисквита с изображением детей и пасторальных сцен («Едоки винограда», «Маленький садовник», «Продавец бубликов», все в Эрмитаже)11. Буше любил не только использование определенных нескольких цветов (обыгрывая их тональные вариации или, напротив, локальные сочетания), но и броские приемы. 135, 5 x 170, 5 см, Лувр, Париж. И писал обнаженных женщин не только в виде богинь и нимф (в мифологических полотнах нагота выглядит не столь вызывающе, поскольку обусловлена самим сюжетом), но довольно часто изображал вполне земных одалисок. Мифология здесь — только благопристойный повод обратиться к обнаженной женской натуре.
«Портрет мадам де Помпадур» из мюнхенской Старой Пинакотеки – один из самых известных. Пожалуй, самая известная жанровая картина Буше — «Утренний кофе», 1739.
Все важные вопросы решают в альковах, камерных салонах, уютных будуарах. К искусству живописи и росписи он был приобщён с ранних лет. За десятилетие (с 1756 по 1766 год) художник создал бесчисленное множество эскизов, по которым на фабрике изготовляли статуэтки и сервизы. Пушкина Аврора и Кефал, 1740-е, Нанси, Музей изящных искусств). Умер художник 30. 05. 1770г. А. С. Пушкина, Москва.
Тело красавицы написано в редких и изысканных, но несколько неестественных тонах. Будучи «деюре» всего лишь маркизой, «де факта» она получала почести, подобающие герцогине. И кто из них более одушевлён, кто более живой. Свой колчан со стрелами она небрежно бросила поодаль. За полотно «Ринальдо и Армида» (1734, Париж, Лувр) Буше получает звание академика живописи и с этого времени начинается его блестящая карьера: в 1737 году он становится профессором Академии художеств, в 1737 — «первым живописцем короля» и президентом Академии художеств, в 1757—1765 — руководит работой мануфактуры гобеленов.
И эта «свежесть» должна была придавать девушке еще большее очарование в глазах «развращенных аристократов» XVIII столетия. «И каковы же эти девушки. Такою ее запомнил сам Буше, так о ней отзывались многие современники, отмечавшие, что в мадам де Помпадур нет ни спесивости, ни взбалмошности, обыкновенно свойственных «птицам такого полета». Боги в наказание решили отправить провинившегося к Омфале, которая могла наказать любого. В 1737 году Буше стал профессором Академии. По ее инициативе производство фарфора постепенно "переехало" в Севр (переезд совершился в 1753-56 годах).
Прекрасный рисовальщик, Буше работал не только в технике пастели, но и гуаши любил сочетать чёрный и белый мел с сангиной, то есть исполнял рисунок «в три карандаша» по тонированной коричневым тоном бумаге, что создавало изысканные цветовые эффекты. Примером блестящего натюрморта может считаться «натюрморт с луком, двумя голубями и зайцем», который зритель может видеть на картине «Купание Дианы». Восход Солнца, 1753 г., Собрание Уоллес, Лондон. А. С. И это по сути, удивительным образом подчёркивается переходами цветов.
Эту композицию создал по эскизу мастера не кто-нибудь, а Этъен Морис Фалъконе. Позднее он обучался технике рисунка и технике офорта в мастерской Жана Франсуа Кара-отца. Здесь развилось умение мыслить красками, видеть замысел в больших цветовых отношениях. С 1760 года Буше терял былую популярность.
С этого и жил и был постоянно востребован. Буше любил не только использование определенных нескольких цветов (обыгрывая их тональные вариации или, напротив, локальные сочетания), но и броские приемы. Таковы его женские образы в картинах «Темноволосая одалиска» (1745, Париж, Лувр) и «Светловолосая одалиска» (Мюнхен, Старая пинакотека).
Грациозные изящные фигурки его античных героинь похожи на фарфоровые статуэтки. И в один прекрасный день она стала его любовницей. Диана после охоты, холст, масло, 37 x 52 см, Музей Коньяк-Же, Париж. А. С.
Книга в её руке (странички явно потрепаны от внимательного чтения) и книжный шкаф за спиной лишь констатируют её блестящую образованность, которую не стали бы отрицать даже её недоброжелатели. Покровительницей Буше являлась сама мадам Помпадур – фаворитка короля Людовика XV. За это Буше подвергался критике Дидро, всегда, однако, высоко ценившего его дарование. Непосредственные жанровые наблюдения сочетаются в них с обобщенно и декоративно решенным общим построением композиции («Ферма», Музей изобразительных искусств им.
Он говорит: «Посмотрите, как это мило». Увлекаясь творчеством старых мастеров, Буше много сил отдал коллекционированию. С супруги художник писал многих «нимф» на своих полотнах. Искусство жить легко, «срывая цветы наслаждения», стало почитаться действительным искусством.
Венера, еще ни о чем не подозревая, сладко дремлет в объятиях бога войны. Будучи человеком общительным, он легко завязывал полезные знакомства и «обрастал» связями, многие из которых так пригождаются на жизненном пути. Тело красавицы написано в редких и изысканных, но несколько неестественных тонах.
Он работал в станковой и монументальной живописи, рисунке, книжной иллюстрации, театральной декорации, декоративно-прикладном искусстве (для мануфактуры гобеленов в Бове и фарфоровой мануфактуры в Севре). Мастер всегда удивительно ловко «оперировал», например, драпировками и натюрмортами.
Пейзажи «Вид Тиволи» (Музей искусств и архитектуры, Булонь-сюр-мер) и «Вид садов Фарнезе» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) исполнены на основании итальянских впечатлений. В Салоне 1765 года Дидро писал, что «его манера широка и величественна» и что у него «сильный и верный цвет». Не увлекавшийся жанром портрета, художник в 1756 году впервые написал мадам де Помпадур (Мюнхен, Старая пинакотека), а затем создал целую серию ее портретов.
Замечательна и серия статуэток "Дети" изготовленная из белого фарфора. В 1722 году Буше было поручено иллюстрировать новое издание Французской истории Оноре Габриэля Даниеля, а в 1723 г Буше получил Гран-при Французской академии за картину «Освобождение Иоакима, пленника Навуходоносора». «После нас – хоть потоп» – эти королевские слова очень точно характеризуют сам дух эпохи. А. С. Пушкина, Москва.
Замечательна и серия статуэток «Дети» изготовленная из белого фарфора. Многие из них являются набросками к его будущим картинам. Момент «мщения» изображен на этом полотне. Но допустил ошибку. 1762 г., Музей Прадо, Мадрид.
Удачным можно назвать и влажно-зеленый фон картины. В «портретах-состояниях» (этот жанр был распространен в XVIII столетии) или в «одалисках» Буше часто прибегает к изображению модного типа грациозной красоты с кукольным капризным розовым личиком. Завтрак, 1739, Лувр, Париж. В ней проиллюстрирован целый миф.
С особым увлечением к концу жизни он собирал рисунки и гравюры Рембрандта. Нечаянно убил юношу, хотя причинение какой-либо вреда хоть кому либо в правила не входило. Венера, утешающая Амура, 1751 г., холст, масло, Национальная галерея искусств, Вашингтон.
В более поздних работах (Купание Дианы, 1742, Лувр, Париж портрет маркизы Помпадур, 1752, собрание Уоллес, Лондон) с обилием оттенков розового и голубого извилистых сплетающихся линий и сложных ракурсов усиливаются свойственные рококо декоративность, чувственность, несколько жеманная грация, впечатление фарфоровости фигур. И очевидно, что это «искусство» Буше понимает абсолютно по-иному, чем Шарден. Картина, которую вы видите перед собою, последний портрет мадам Помпадур. То, что раньше считалось низким и недостойным. Не остался равнодушен к прелестям Луизы и знаменитый Казанова, назвавший ее «белоснежной лилией, прекраснейшей из всех земных созданий». Что касается сервизов, расписанных по рисункам Буше, то здесь невозможно обойти вниманием набор ваз "Влюбленные в саду" (внизу).
А он, едва проснувшись, с ужасом смотрит на грозного супруга Венеры. Ее тело — тело изнеженной фаворитки какого-нибудь герцога. Таковы его женские образы в картинах «Темноволосая одалиска» (1745, Париж, Лувр) и «Светловолосая одалиска» (Мюнхен, Старая пинакотека). Наибольшую свободу фантазии художник проявляет в полотнах на мифологические сюжеты.
Они не лишены пикантной эротики и исполнены с большим живописным мастерством. А. С. Пушкина, Москва). Буше не стремился в написании ее образа точно следовать греческим мифам о богине. Для нее мастеру позировали, по всей видимости, его жена и сестра, а также двое его детей. Франсуа Буше был избран почетным членом Петербургской академии художеств.
Кара Старшего изучая искусство оформления книг и гравюру. Портретная живопись не была «коньком» Буше. «Фарфоровое искуство» Франции, несомненно, многим обязано Буше и, конечно же, мадам Помпадур. К тому же кому теперь интересны парадные залы. Буше изобразил девственную богиню-охотницу Диану на берегу прозрачного ручья.
Вполне возможно, что министр финансов, у которого были свои связи с фарфоровой мануфактурой, отдал этот заказ какому-нибудь другому художнику (услуги Буше могли показаться министру слишком дорогими). Подобные жанровые сценки пользовались большой популярностью у заказчиков. Известно одно: на долгие годы пастух и Лизетта стали любимыми героями «мастеров фарфоровых дел» не только во Франции, но и во всей Европе. Рождение Венеры, 1740 г., холст, масло, 130 x 162 см, Национальный музей, Стокгольм. Пейзажи «Вид Тиволи» (Музей искусств и архитектуры, Булонь-сюр-мер) и «Вид садов Фарнезе» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) исполнены на основании итальянских впечатлений.
Живопись Буше в полной мере отразила декоративные принципы искусства его времени. Рисунки Буше использовались для украшения фарфора и изготовления фигурок из бисквита с изображением детей и пасторальных сцен («Едоки винограда», «Маленький садовник», «Продавец бубликов», все в Эрмитаже). Они не лишены пикантной эротики и исполнены с большим живописным мастерством.
Над привезенными из этих поездок набросками он работал дома, в своей парижской мастерской. В более поздних работах (Купание Дианы, 1742, Лувр, Париж портрет маркизы Помпадур, 1752, собрание Уоллес, Лондон) с обилием оттенков розового и голубого извилистых сплетающихся линий и сложных ракурсов усиливаются свойственные рококо декоративность, чувственность, несколько жеманная грация, впечатление фарфоровости фигур. Вулкан накидывает на любовников свою волшебную сеть.
За свою жизнь он удостоился очень многих почестей и был необычайно востребован и ценен. Рисунки Буше использовались для украшения фарфора и изготовления фигурок из бисквита с изображением детей и пасторальных сцен («Едоки винограда», «Маленький садовник», «Продавец бубликов», все в Эрмитаже). Но при этом цветам придана большая декоративность, большая рафинированность. В ней проиллюстрирован целый миф. Основными сюжетами живописи становятся пасторали, fetes galantes (так называемые «галантные празднества»), лёгкие и изысканные любовные сценки.
По ее инициативе производство фарфора постепенно «переехало» в Севр (переезд совершился в 1753-56 годах). «Туалет Венеры» был заказан художнику его покровительницей — фавориткой Луи XV мадам Помпадур для ее Шато Бельвю близ Парижа.
Грани между одушевленным и неодушевленным неясны, стёрты. Венера, еще ни о чем не подозревая, сладко дремлет в объятиях бога войны. Б. Тьеполо, а в палитре — колориту венецианских «виртуозов». На знаменитой фарфоровой фабрике в Мейсене близ Дрездена эскизом Буше воспользовались, к примеру, при создании "Садовой сценки" (вверху слева).
В некоторых картинах Буше 1720-1730-х годов, теплых и насыщенных по колориту (Геркулес и Омфала, Государственный музей изобразительных искусств, Москва), заметны отзвуки фламандского искусства. На знаменитой фарфоровой фабрике в Мейсене близ Дрездена эскизом Буше воспользовались, к примеру, при создании «Садовой сценки» (вверху слева). И в один прекрасный день она стала его любовницей.
Выдающийся декоративный и живописный дар Буше ценили современники. Лучшими мифологическими работами Буше считаются парные полотна «Восход Солнца», 1753 и «Заход Солнца», а также «Триумф Венеры» и «Купание Дианы». Эти вазы отличаются большим изяществом, хотя современному зрителю они могут показаться несколько «перегруженными» деталями. Вырезанный амурчик тоже играет, тоже чем-то занят, как и живой. Сама мадам Помпадур играла главную роль в одноименном спектакле в театре Версаля.
Он много и охотно работал на заказ, делал это быстро и качественно. Все полотна исполнены в серебристой оливково-коричневой гамме. Часть из них становилась материалом для будущих гобеленов, а часть "перерабатывалась" в небольшие пейзажи. — Изящные представительницы полусвета». Они не лишены пикантной эротики и исполнены с большим живописным мастерством.
Одним из самых известных учеников Франсуа Буше, был Жан Оноре Фрагонар, который не только блестяще перенял все секреты мастерства художника, но и сумел развить это направление, добавив в него собственный почерк. Его щит, шлем и копье художник изобразил на переднем плане картины — так, чтобы зрителю было понятно, что дотянуться до своего «снаряжения» Марс не смог бы, даже если бы и очень захотел. В «портретах-состояниях» (этот жанр был распространен в XVIII столетии) или в «одалисках» Буше часто прибегает к изображению модного типа грациозной красоты с кукольным капризным розовым личиком.
Но картину «Марс и Венера, застигнутые Вулканом» следует считать исключением из этого правила. Расцвет художественного таланта Буше пришелся на эпоху рококо.
Потребовалось время для его «реабилитации». Пан и Сиринга, ок. Портрет маркизы де Помпадур, 1759, холст, масло, 91 x 68 см, Собрание Уоллес, Лондон. В 1737 году Буше стал профессором Академии.
А. С. Пушкина, Москва. Особенно воспета живописцем богиня Венера.
Франсуа Буше родился в Париже 29 сентября 1703 года. Все полотна исполнены в серебристой оливково-коричневой гамме. Кокетливые Венера и нимфы, беспечно-шаловливые амуры, пасторальные персонажи, предающиеся утехам любви, - герои его нарядных картин. С Ледой он — лебедь, с Данаей — золотой дождь, с Каллисто — Диана. Во всех этих работах полностью отсутствует повествовательный элемент. Этот сюжет настолько полюбился Буше, что он написал еще как минимум две картины на него, а пастух и Лизетта со временем превратились в фарфоровые статуэтки.
На род занятий героя указывает прялка в руках у одного из амуров. Отметьте, как, сильно отличаются эти картины от жанровых сцен Шардена. Успех и слава сопутствовали ему всю жизнь благодаря его большому декоративному дару, чувству цвета, легкой и изощренной фантазии.
Обнаженная молодая женщина лежит на кровати в обрамлении роскошных драпировок. Участие в 1722—1723 годах в создании серии офортов для Сборника Жюльена, в котором воспроизводились произведения Ватто, позволило ему познакомиться с творчеством этого художника, усвоить его композиционные приемы. В конце концов, влияние Тьеполо (1696-1770) на его стиль очевидно. Юпитер и Каллисто, 1744 г., холст, масло, 98 х 72 см, Музей изобразительных искусств им.
Он активно работал на фабрике гобеленов, создав более 40 эскизов шпалер. Правдивого отражения природы искать в них не стоит, но не в правдивости их прелесть. Леда и Лебедь, 1741 г., холст, масло, частная коллекция. Эту композицию создал по эскизу мастера не кто-нибудь, а Этъен Морис Фалъконе.
Последней чести удостаивались очень немногие художники. Брали 7 (иногда 8 и 9) полых стеблей тростника и прикрепляли их одну к другой с помощью воска, причем длина каждой трубки делалась различной с тем расчетом, чтобы можно было иметь полную гамму. К моменту изображения сюжета картины, сын Зевса уже совершил 6 подвигов. Для своей картины Буше выбирает самый драматичный момент этой истории. Закат Солнца, 1752 г., Собрание Уоллес, Лондон. Несомненно, что колыбель античности повлияла на становление его творческой индивидуальности. Но человеку не всегда нужна правда. Возле Венеры вьются голуби, священные птицы, один из них прижимается к груди богини. Туалет Венеры, 1751 г., холст, масло, 108, 3 x 85, 1 см, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Заметим, что мужские тела Буше никогда не изображал столь откровенно. Конечно, после прохождения этого испытания Геркулес задумал Омфале отомстить. У него постепенно вырабатывается легкий, но эффектный штамп, так как от него требуют повторения работ. Портрет Мари Бьюзо, жены художника, 1733. И мадам, засучив рукава, принялась за дело. Точно не установлено, кто изображен на холсте. Живопись Буше в полной мере отразила декоративные принципы искусства его времени.
Одалиска на синей софе, 1745, Лувр, Париж. Дени Дидро, самый яростный критик Буше, не раз нападал на мастера за то, что он слишком любит «писать девушек». За счет всего этого он смог нажить внушительное состояние. А. С. Пушкина).
Живопись Буше в полной мере отразила декоративные принципы искусства его времени. Для шпалерной мануфактуры он создал более 40 эскизов для шести серий шпалер («Сельские празднества», «История Психеи», «Китайская серия», «Любовь богов» и др. ). Сиринга была родоначальницей современного органа. Искусство лишилось глубины.
Пейзажи Буше, как и его работы в других жанрах, вышли из моды в конце XVIII столетия. На лице Марса написано отчаяние – ведь он безоружен и потому не может дать достойный отпор ревнивцу. Вы ведь в курсе, что нынче в моде. В 1734 Буше был удостоен звания академика за картину Ринальдо и Армида и в том же году художник украсил комнату королевы в Версальском дворце аллегорическими фигурами Сострадания, Изобилия, Верности и Благоразумия.
Сороковые годы XVIII века — период расцвета во французском искусстве стиля рококо, отразившего аристократические идеалы дворянского общества. Среди интереснейших работ по его рисункам можно назвать «Науку любви», 1763 (вверху справа). В 1768 году Буше создает одно из последних произведений «Адам и Ева оплакивают тело Авеля», которое не было закончено. Аполлон предстает перед пастушкой в облике бога, 1750 г., Музей изящных искусств, Тур. Значительную роль в творческой судьбе Буше имело покровительство маркизы де Помпадур (1721 — 1764), возлюбленной Людовика XV, обеспечившее ему заказы во дворцах Фонтебло и Бельвю.
В настоящее время он получает не менее 300 ливров за каждую свою картину. А. С. Пушкина)13. В 1730—1740-х годах он получил большие официальные заказы на росписи апартаментов в Версале— в комнате Королевы («Королевские добродетели», 1735), в Малых апартаментах («Охота на тигра», «Охота на крокодила», обе— 1736, Амьен, Музей изящных искусств), в апартаментах дофина («Венера и Вулкан», 1747, Париж, Лувр), а также в Королевской библиотеке Парижа («История», 1743—1746, Париж, Национальная библиотека). Но картину "Марс и Венера, застигнутые Вулканом" следует считать исключением из этого правила.
С исключительной точностью подмечал он мельчайшие натуралистические детали. Для шпалерной мануфактуры он создал более 40 эскизов для шести серий шпалер («Сельские празднества», «История Психеи», «Китайская серия», «Любовь богов» и др. ). Также среди любимых сюжетов Буше — фешенебельная парижская жизнь, пейзажные сценки и пасторали, а также зарисовки деревенского быта. А. С. Пушкина, Москва «Утро в деревне», 1740-е годы, Старая пинакотека, Мюнхен «Пейзаж с отшельником», Музей изобразительных искусств им. Они не лишены пикантной эротики и исполнены с большим живописным мастерством.
Отправиться в путешествие по Италии молодому художнику удалось лишь в 1727 году. Триумф Венеры, 1740 г., холст, масло, Национальный музей, Стокгольм. В заключение заметим, что картина «Лежащая девушка» пользовалась огромным успехом — Буше даже пришлось написать с нее несколько копии. На полотне Венера похожа на придворную даму XVIII века: у нее «фарфоровое» личико с томно-игривым выражением, жесты прелестной жеманницы, характерная прическа с естественно лежащими локонами и вся она, несмотря на пышность форм, похожа на куколку.
.