Его отец, Николя Буше, был художником. Дружеские связи соединяли Буше со шведским художником Густафом Лундбергом, находившимся под обаянием его творчества. В 1727 Франсуа Буше отправился за свой счет в Рим, где усердно изучал творчество живописцев Франческо Альбани и Пьетро да Кортона, с последним художника в дальнейшем часто сравнивали. Сын художника (Николя Буше), Франсуа с самых ранних лет помогал отцу в его мастерской. Буше был удостоен множества почестей, включая звание придворного художника (1765 год).
Франсуа Буше быстро стал одним из самых модных художников того времени, учителем и фаворитом Помпадур. Картины Франсуа Буше с названиями, которые в полной мере раскрывают их содержание, покоряют чистотой исполнения и особенной манерой, сложившейся еще в ранние годы творчества художника. Впоследствии Буше еще не один раз писал с нее портреты, став придворным художником и декоратором. Помимо большого количества рисунков и картин, которые Буше создает одно за другим, художник рисует декорации для оперных постановок, театральных представлений. Его даже пригласили на место профессора русской Академии художеств в Санкт-Петербурге и Буше принял приглашение, однако смерть художника не позволила осуществиться этим планам.
Над привезенными из этих поездок набросками он работал дома, в своей парижской мастерской. Для своей картины Буше выбирает самый драматичный момент этой истории. О мадам говорили, что «она благоухает розами».
И названия работ говорят сами за себя – «Триумф Венеры», «Туалет Венеры», «Купание Дианы». Вот насколько всё переменилось. Вулкан, вручающий Венере оружие для Энея, 1757 г., холст, масло, 320 x 320 см, Лувр, Париж. Среди интереснейших работ по его рисункам можно назвать «Науку любви», 1763 (вверху справа).
За это Буше подвергался критике Дидро, всегда, однако, высоко ценившего его дарование. «После нас – хоть потоп» – эти королевские слова очень точно характеризуют сам дух эпохи. Об одном из своих портретов кисти Буше она отозвалась так: «Я выгляжу здесь красивой, но абсолютно не похожей на себя». Триумф Венеры, 1740 г., холст, масло, Национальный музей, Стокгольм. Таковы его женские образы в картинах «Темноволосая одалиска» (1745, Париж, Лувр) и «Светловолосая одалиска» (Мюнхен, Старая пинакотека). В заключение заметим, что картина «Лежащая девушка» пользовалась огромным успехом — Буше даже пришлось написать с нее несколько копии.
А он, едва проснувшись, с ужасом смотрит на грозного супруга Венеры. Книга в её руке (странички явно потрепаны от внимательного чтения) и книжный шкаф за спиной лишь констатируют её блестящую образованность, которую не стали бы отрицать даже её недоброжелатели. В более поздних работах (Купание Дианы, 1742, Лувр, Париж портрет маркизы Помпадур, 1752, собрание Уоллес, Лондон) с обилием оттенков розового и голубого извилистых сплетающихся линий и сложных ракурсов усиливаются свойственные рококо декоративность, чувственность, несколько жеманная грация, впечатление фарфоровости фигур. «Туалет Венеры» был заказан художнику его покровительницей — фавориткой Луи XV мадам Помпадур для ее Шато Бельвю близ Парижа.
«Портрет мадам де Помпадур» из мюнхенской Старой Пинакотеки – один из самых известных. Дени Дидро, самый яростный критик Буше, не раз нападал на мастера за то, что он слишком любит «писать девушек». Вторая картина называется «Летняя пастораль». Отметьте, как, сильно отличаются эти картины от жанровых сцен Шардена. Его картины эффектны по композиции исполнены динамичным мазком.
Пастухи и пастушки. И писал обнаженных женщин не только в виде богинь и нимф (в мифологических полотнах нагота выглядит не столь вызывающе, поскольку обусловлена самим сюжетом), но довольно часто изображал вполне земных одалисок. В «портретах-состояниях» (этот жанр был распространен в XVIII столетии) или в «одалисках» Буше часто прибегает к изображению модного типа грациозной красоты с кукольным капризным розовым личиком. Известно одно: на долгие годы пастух и Лизетта стали любимыми героями «мастеров фарфоровых дел» не только во Франции, но и во всей Европе.
Жестом одалиски Диана перебирает нежно-розовыми пухлыми пальчиками нитку жемчуга. В 1768 году Буше создает одно из последних произведений «Адам и Ева оплакивают тело Авеля», которое не было закончено.
И в один прекрасный день она стала его любовницей. А. С. Пушкина). Лучшими мифологическими работами Буше считаются парные полотна «Восход Солнца», 1753 и «Заход Солнца», а также «Триумф Венеры» и «Купание Дианы».
Грациозные изящные фигурки его античных героинь похожи на фарфоровые статуэтки. Правдивого отражения природы искать в них не стоит, но не в правдивости их прелесть.
«Портрет мадам Бержере» — один из интереснейших в творчестве мастера. Ко времени расцвета творчества Буше относится Туалет Венеры (Санкт-Петербург, Эрмитаж), композиция, проникнутая волнообразным ритмом, в ней царят жизнерадостность и безмятежность. Первоначальное обучение он получил в мастерской Франсуа Лемуана. С исключительной точностью подмечал он мельчайшие натуралистические детали. Он не склонен разоблачать своих персонажей, но, к счастью и не особо им льстит. Сиринга делалась следующим образом.
Талантом художника сын был обязан отцу. Обратите внимание также и на синюю драпировку, которая, с одной стороны изысканно контрастирует с нежной кожей Дианы, а с другой — оттеняет сизые крылья голубей и серый заячий мех. Вершиной его карьеры стало звание первого придворного художника и должность директора Королевской академии (1761г). Действительно, Буше мало задумывался о «моральной» стороне своих работ.
Он много и охотно работал на заказ, делал это быстро и качественно. Будучи человеком общительным, он легко завязывал полезные знакомства и «обрастал» связями, многие из которых так пригождаются на жизненном пути. Ее тело — тело изнеженной фаворитки какого-нибудь герцога. Многие из них являются набросками к его будущим картинам. А он, едва проснувшись, с ужасом смотрит на грозного супруга Венеры.
Несколько раньше, в 1734 году, началось его сотрудничество с Королевской мануфактурой гобеленов. Но Венеру художник выдвигает на передний план, давая зрителю возможность насладиться созерцанием ее пышных форм. Его картины эффектны по композиции исполнены динамичным мазком. Одно время это полотно висело в Версале, а после смерти королевской фаворитки перешло к ее брату. Мы не знаем, сам ли Буше делал эскизы для этих статуэток.
В некоторых картинах Буше 1720-1730-х годов, теплых и насыщенных по колориту (Геркулес и Омфала, Государственный музей изобразительных искусств, Москва), заметны отзвуки фламандского искусства. Сама мадам Помпадур играла главную роль в одноименном спектакле в театре Версаля. Наибольшую свободу фантазии художник проявляет в полотнах на мифологические сюжеты. Венера, обезоруживающая Купидона, 1751 г. Не говоря уже о «цитатах» из Корреджо (1494-1534), что могло бы свидетельствовать о посещении Пармы. Негой и прелестью дышит его рисунок «Обнаженная на постели». Сюжеты в большинстве своем связаны с мифологической тематикой.
Не менее тонки по найденным цветовым сочетаниям изображения женских головок в технике живописи маслом и в пастели («Женская головка или Пробуждение», 1730-е, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Не всем клиентам нравилось «фирменное меню» Буше, состоявшее из пасторальных, мифологических и будуарных сцен. Летняя пастораль, 1749. Умер художник 30. 05. 1770г.
Художник никого не собирался обмануть: в виде богини он изобразил вполне земную девушку. Среди интереснейших работ по его рисункам можно назвать "Науку любви", 1763 (вверху справа). На знаменитой фарфоровой фабрике в Мейсене близ Дрездена эскизом Буше воспользовались, к примеру, при создании «Садовой сценки» (вверху слева). В Салоне 1765 года Дидро писал, что «его манера широка и величественна» и что у него «сильный и верный цвет». Подобные жанровые сценки пользовались большой популярностью у заказчиков. Мастер всегда удивительно ловко «оперировал», например, драпировками и натюрмортами. Например, в этой картине он создает откровенно чувственный образ. Что касается сервизов, расписанных по рисункам Буше, то здесь невозможно обойти вниманием набор ваз "Влюбленные в саду" (внизу).
В некоторых картинах Буше 1720-1730-х годов, теплых и насыщенных по колориту (Геркулес и Омфала), заметны отзвуки фламандского искусства. Венера, утешающая Амура, 1751 г., холст, масло, Национальная галерея искусств, Вашингтон. В 1730—1740-х годах он получает большие официальные заказы на росписи апартаментов в Версале — в комнате Королевы (Королевские добродетели, 1735), в Малых апартаментах (Охота на тигра, Охота на крокодила, обе — 1736, Амьен, Музей изящных искусств), в апартаментах дофина (Венера и Вулкан, 1747, Париж, Лувр), а также в Королевской библиотеке Парижа (История, 1743—1746, Париж, Национальная библиотека). На полотне Венера похожа на придворную даму XVIII века: у нее «фарфоровое» личико с томно-игривым выражением, жесты прелестной жеманницы, характерная прическа с естественно лежащими локонами и вся она, несмотря на пышность форм, похожа на куколку.
Пусть. С супруги художник писал многих «нимф» на своих полотнах. Обыкновенно Буше избегал драматических сцен, предпочитая выбирать для своих картин «бессюжетные сюжеты», позволявшие уделить наибольшее внимание грациозным позам нимф и богинь. А. С. Пушкина, Москва «Пейзаж в окрестностях Бове», Эрмитаж, Санкт-Петербург). Вполне возможно, что министр финансов, у которого были свои связи с фарфоровой мануфактурой, отдал этот заказ какому-нибудь другому художнику (услуги Буше могли показаться министру слишком дорогими). Портрет мадам Бержере, 1746. Буше не стремился в написании ее образа точно следовать греческим мифам о богине. Не лишенный наблюдательности, о чем говорят его рисунки и жанровые картины, Буше не стремился к правдивости образов, обычно в его трактовке чувственно-идеализированных и однообразных.
Мельница, 1751, холст, масло, 66 x 84 см, Лувр, Париж.
Закат Солнца, 1752 г., Собрание Уоллес, Лондон. Над привезенными из этих поездок набросками он работал дома, в своей парижской мастерской. Картина, которую вы видите перед собою, последний портрет мадам Помпадур. Особенно воспета живописцем богиня Венера.
Выдающийся декоративный и живописный дар Буше ценили современники. За свою жизнь он удостоился очень многих почестей и был необычайно востребован и ценен. Он часто изображает персонажей на фоне живописных античных руин. Сюжеты обеих «пасторалей» были навеяны художнику пантомимой плодовитого драматурга Шарля Симона Фавара (1710-1792).
За эти не соответствовавшие чаяниям века Просвещения сюжеты он подвергся суровой критике Дидро, писавшего, что «его распутство должно пленять щеголей, легкомыслящих женщин, молодежь, людей света, то есть всех тех, кому чужды истинный вкус, правдивость». Обыкновенно художник рисовал черным, красным и белым мелом на желтой бумаге, однако порою использовал пастель и цветную тушь. Неся службу Омфале, Геркулес подвергался унижениям и вынужден был носить женскую одежду. Они не лишены пикантной эротики и исполнены с большим живописным мастерством. В конце концов он стал любовником Омфалы, о чем рассказывает и эта картина Буше.
И мадам, засучив рукава, принялась за дело. Франсуа Буше строил композиции на сложном переплетении вьющихся линий и фигур, блестяще владел ракурсами, эффектно использовал драпировки, гирлянды, цветы, клубящиеся облака, окружая ими героев. На переднем плане зритель видит ее лук и «плоды трудов» — двух подстреленных голубей и зайца. В 1730—1740-х годах он получил большие официальные заказы на росписи апартаментов в Версале— в комнате Королевы («Королевские добродетели», 1735), в Малых апартаментах («Охота на тигра», «Охота на крокодила», обе— 1736, Амьен, Музей изящных искусств), в апартаментах дофина («Венера и Вулкан», 1747, Париж, Лувр), а также в Королевской библиотеке Парижа («История», 1743—1746, Париж, Национальная библиотека).
А. С. Пушкина, Москва). Непосредственные жанровые наблюдения сочетаются в них с обобщенно и декоративно решенным общим построением композиции («Ферма», Музей изобразительных искусств им. «Портрет мадам Бержере» – один из интереснейших в творчестве мастера. «И каковы же эти девушки.
А. С. Возле Венеры вьются голуби, священные птицы, один из них прижимается к груди богини. За всю свою жизнь он написал около дюжины портретов. В его произведениях появляется сопоставление ярких локальных цветов, придающих «ковровость» его живописи.
По возвращении его карьера пошла в гору. А. С. Пушкина, Москва «Утро в деревне», 1740-е годы, Старая пинакотека, Мюнхен «Пейзаж с отшельником», Музей изобразительных искусств им. Очевидно, что по своему темпераменту Буше не мог быть мастером исторической живописи (хотя официально таковым считался).
Замечательна и серия статуэток "Дети" изготовленная из белого фарфора. Грациозные изящные фигурки его античных героинь похожи на фарфоровые статуэтки. В более поздних работах (Купание Дианы, 1742, Лувр, Париж портрет маркизы Помпадур, 1752, собрание Уоллес, Лондон) с обилием оттенков розового и голубого извилистых сплетающихся линий и сложных ракурсов усиливаются свойственные рококо декоративность, чувственность, несколько жеманная грация, впечатление фарфоровости фигур. Скорее уж — раскроет ему навстречу свои объятия.
А. С. Пушкина)13. Стиль этот был придворным, обслуживающим незатейливые вкусы французского королевского двора. Б. Тьеполо, а в палитре — колориту венецианских «виртуозов». Туалет, 1742, холст, масло, частная коллекция.
Удачным можно назвать и влажно-зеленый фон картины. Такою ее запомнил сам Буше, так о ней отзывались многие современники, отмечавшие, что в мадам де Помпадур нет ни спесивости, ни взбалмошности, обыкновенно свойственных «птицам такого полета». Точно не установлено, кто изображен на холсте. Буше любил не только использование определенных нескольких цветов (обыгрывая их тональные вариации или, напротив, локальные сочетания), но и броские приемы. На половине из них изображена мадам Помпадур, что, несомненно, свидетельствует о близкой дружбе между художником и любовницей короля.
В 1725 Буше представил несколько картин на выставку молодых авторов и был приглашен де Жюльенном сотрудничать в издании произведений Антуана Ватто. В исполненных здесь пейзажах (Вид Тиволи, Булонь, Музей искусств и архитектуры) уже проявился декоративный талант художника, его умение строить композицию, сочетая ритмику целого и деталей. Не менее тонки по найденным цветовым сочетаниям изображения женских головок в технике живописи маслом и в пастели («Женская головка или Пробуждение», 1730-е, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им.
Также Франсуа Буше прославился как «первый художник короля» – на протяжении своей жизни он написал множество портретов августейших особ. С Ледой он — лебедь, с Данаей — золотой дождь, с Каллисто — Диана. Пейзаж с отшельником, 1742, Музей изобразительных искусств им. В 1737 году Буше стал профессором Академии. На знаменитой фарфоровой фабрике в Мейсене близ Дрездена эскизом Буше воспользовались, к примеру, при создании "Садовой сценки" (вверху слева).
«Фарфоровое искуство» Франции, несомненно, многим обязано Буше и, конечно же, мадам Помпадур. Возле Венеры вьются голуби, священные птицы, один из них прижимается к груди богини. Они не лишены пикантной эротики и исполнены с большим живописным мастерством. Буше окружает юную красавицу самой утонченной роскошью.
Портрет Мари Бьюзо, жены художника, 1733. Что касается сервизов, расписанных по рисункам Буше, то здесь невозможно обойти вниманием набор ваз «Влюбленные в саду» (внизу). Сказать по правде, в Париже его действительно полагают одним из лучших».
Буше любил не только использование определенных нескольких цветов (обыгрывая их тональные вариации или, напротив, локальные сочетания), но и броские приемы. В позднем творчестве Буше начинает изменять чувство цвета. А. С. Пушкина, Москва. И даже будучи уже процветающим, обласканным властью художником, он много и плодотворно работал. Буше скончался 30 мая 1770 года.
Родился Франсуа 29. 09. 1703 года в Париже. Его работы совершенны и абсолютно очаровательны. Он работал в станковой и монументальной живописи, рисунке, книжной иллюстрации, театральной декорации, декоративно-прикладном искусстве (для мануфактуры гобеленов в Бове и фарфоровой мануфактуры в Севре). Восход Солнца, 1753 г., Собрание Уоллес, Лондон.
В «портретах-состояниях» (этот жанр был распространен в XVIII столетии) или в «одалисках» Буше часто прибегает к изображению модного типа грациозной красоты с кукольным капризным розовым личиком. Они не лишены пикантной эротики и исполнены с большим живописным мастерством.
И, сожалея об этом, старается сгладить ее углы, задрапировать ее неприглядность, сделать ее хоть немного приятнее. Молодая девушка, почти подросток, лежит, раскинувшись, на софе. И эта «свежесть» должна была придавать девушке еще большее очарование в глазах «развращенных аристократов» XVIII столетия.
Рисунки Буше использовались для украшения фарфора и изготовления фигурок из бисквита с изображением детей и пасторальных сцен («Едоки винограда», «Маленький садовник», «Продавец бубликов», все в Эрмитаже). Да, надо думать и сам мастер порою уставал от нимф и пастушек.
С 1720 года Буше занимался у Ф. Лемуана известного мастера-монументалиста затем работал в мастерской гравера Ж. Ф. Аполлон предстает перед пастушкой в облике бога, 1750 г., Музей изящных искусств, Тур. По ее инициативе производство фарфора постепенно "переехало" в Севр (переезд совершился в 1753-56 годах).
К концу десятилетия положение мастера настолько упрочилось, что он мог теперь не беспокоиться о своем будущем и будущем своих детей (их у Буше было трое — две дочери, вышедшие впоследствии замуж за учеников своего отца и сын, ставший, как и отец, художником). Пушкина Аврора и Кефал, 1740-е, Нанси, Музей изящных искусств). Типичные сюжеты – Триумф Венеры или Туалет Венеры, Венера с Амуром (с Вулканом, с Марсом), Купанье Дианы и т. п. Французский художник Франсуа Буше (1703–1770) рисовал свои картины в стиле рококо. Портрет маркизы де Помпадур, 1759, холст, масло, 91 x 68 см, Собрание Уоллес, Лондон. В Салоне 1765 года Дидро писал, что «его манера широка и величественна» и что у него «сильный и верный цвет».
После смерти, творчество Буше надолго постарались предать забвению. Пигмалион и Галатея, 1767 г., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Его щит, шлем и копье художник изобразил на переднем плане картины — так, чтобы зрителю было понятно, что дотянуться до своего «снаряжения» Марс не смог бы, даже если бы и очень захотел. Искусство лишилось глубины. Пейзажи «Вид Тиволи» (Музей искусств и архитектуры, Булонь-сюр-мер) и «Вид садов Фарнезе» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) исполнены на основании итальянских впечатлений.
И очевидно, что это «искусство» Буше понимает абсолютно по-иному, чем Шарден. Например, шведская кронпринцесса Луиза Ульрика заказала художнику четыре картины (по времени суток — утро, день, вечер и ночь) «с модно одетыми фигурами и красивыми лицами».
С особым увлечением к концу жизни он собирал рисунки и гравюры Рембрандта. За десятилетие (с 1756 по 1766 год) художник создал бесчисленное множество эскизов, по которым на фабрике изготовляли статуэтки и сервизы. С этого и жил и был постоянно востребован. Типичный образчик работы Буше в жанре "пейзажной идиллии" представлен вверху. Он умел радоваться красоте жизни и призывал к этому других. В настоящее время эти несправедливые обвинения потеряли свое значение, современная критика отводит Франсуа Буше почетное место среди художников французской школы живописи 18 столетия.
В некоторых картинах Буше 1720-1730-х годов, теплых и насыщенных по колориту (Геркулес и Омфала, Государственный музей изобразительных искусств, Москва), заметны отзвуки фламандского искусства. Франсуа Буше родился в Париже 29 сентября 1703 года. Рисунки Буше использовались для украшения фарфора и изготовления фигурок из бисквита с изображением детей и пасторальных сцен («Едоки винограда», «Маленький садовник», «Продавец бубликов», все в Эрмитаже)11. Пейзажи Буше, как и его работы в других жанрах, вышли из моды в конце XVIII столетия.
Он по-прежнему создает пейзажи («Пейзаж с рыбаком и его друзьями», 1770, Метрополитен-музей), картины на библейские сюжеты, декоративные композиции в медальонах с пышно оформленными в стиле рококо обрамленьями (они обычно размещались или над дверями или над зеркалами). — Изящные представительницы полусвета». Пожалуй, нигде и никогда так не стремились к «приятности» и утонченности, как при дворе короля Людовика XV. А. С. Пушкина, Москва. Пушкина).
Брали 7 (иногда 8 и 9) полых стеблей тростника и прикрепляли их одну к другой с помощью воска, причем длина каждой трубки делалась различной с тем расчетом, чтобы можно было иметь полную гамму. И Буше умело питал иллюзии своих заказчиков. Буше Франсуа Картины и биография Франсуа Буше Буше Франсуа (Francois Boucher) (1703–1770), французский художник, гравер, декоратор, первый художник короля, один из самых ярких мастеров стиля рококо, законодатель всех видов искусства Франции начала 18 века. Часть из них становилась материалом для будущих гобеленов, а часть «перерабатывалась» в небольшие пейзажи.
Ринальдо и Армида, 1734 г., холст, масло. Не остался равнодушен к прелестям Луизы и знаменитый Казанова, назвавший ее «белоснежной лилией, прекраснейшей из всех земных созданий». Идеально воплощая условность приемов живописи века рококо, Буше будто бы хотел сказать в своих картинах, что природа представляется «чрезмерно зеленой и плохо освещенной». Рождение Венеры, 1740 г., холст, масло, 130 x 162 см, Национальный музей, Стокгольм. В «портретах-состояниях» (этот жанр был распространен в XVIII столетии) или в «одалисках» Буше часто прибегает к изображению модного типа грациозной красоты с кукольным капризным розовым личиком.
Потребовалось время для его «реабилитации». А. С. В «Венере и Марсе, застигнутых Вулканом» мы видим только головы и плечи Вулкана и Марса. Живопись Буше в полной мере отразила декоративные принципы искусства его времени. Первым наставником Буше был его отец Никола Буше, скромный учитель живописи и рисовальщик узоров для вышивки.
Этот портрет полуобнаженной молодой женщины также известен под названием «Темноволосая одалиска». Пан и Сиринга, ок. Увлекаясь творчеством старых мастеров, Буше много сил отдал коллекционированию. По ее инициативе производство фарфора постепенно «переехало» в Севр (переезд совершился в 1753-56 годах). А. С. Пушкина, Москва «Утро в деревне», 1740-е годы, Старая пинакотека, Мюнхен «Пейзаж с отшельником», Музей изобразительных искусств им. Первый художник короля Людовика XV, любимец аристократии, директор Академии, Буше оформлял книги исполнял декоративные панно для интерьеров, картины для шпалер, возглавлял ткацкие мануфактуры, создавал декорации и костюмы для Парижской оперы и т. д. В своих живописных работах Буше обращался к мифологии, аллегории и пасторали, в трактовке которых подчас проявлялись черты сентиментальности, слащавости.
Эту композицию создал по эскизу мастера не кто-нибудь, а Этъен Морис Фалъконе. Вулкан накидывает на любовников свою волшебную сеть. Он мастерски мог создавать праздничную и разнообразную по жанрам живопись, применяя свои таланты и в других произведениях искусства.
Вулкан накидывает на любовников свою волшебную сеть. Возможно, это одна из трех жен Бержере де Гранкура — коллекционера, обладавшего самым большим собранием картин и рисунков Буше или же сама маркиза де Помпадур, так как позу «мадам Бержере» автор повторит в ее более позднем портрете, а черты моделей художник всегда идеализировал. Эту композицию создал по эскизу мастера не кто-нибудь, а Этъен Морис Фалъконе. Обман. По рисункам Буте работали не только севрские мастера, но и мастера из других стран Европы. В конце жизни Буше заявит, что посещал мастерскую Лемуана в течение всего трех месяцев.
Буше Франсуа Boucher Francois (29 сентября1703, Париж—30 мая1770) - французский художник, гравер, декоратор, законодатель всех видов искусства Франции начала 18 века. Но картину «Марс и Венера, застигнутые Вулканом» следует считать исключением из этого правила. Живопись Буше в полной мере отразила декоративные принципы искусства его времени.
В настоящее время он получает не менее 300 ливров за каждую свою картину. Франсуа Буше был одним из лучших рисовальщиков XVIII века. Как отмечает Пьер Розенберг, Лемуан «подарил» Буше «ясные и сверкающие тона, элегантные формы и легкость мазка». Амуры не столько наряжают эту очаровательную кокетку, сколько играют с ее волосами и украшениями. Заметьте, мастер никогда не говорит нам: «Посмотрите, как это правдиво».
Он не воспитывает нас, не внушает нам стремления к высоким целям, а лишь сожалеет о том, что жизнь так коротка и так, в сущности, печальна. Портретная живопись не была «коньком» Буше. Тот немного добился в жизни, но, подобно большинству родителей, постарался дать отпрыску хорошее образование и научить азам собственного ремесла.
Тогда же маркиза де Помпадур привлекла к разработке новых проектов для своей мануфактуры Франсуа Буше. Он говорит: «Посмотрите, как это мило». Значительную роль в творческой судьбе Буше имело покровительство маркизы де Помпадур (1721 — 1764), возлюбленной Людовика XV, обеспечившее ему заказы во дворцах Фонтебло и Бельвю. Пейзажи Буше, как и его работы в других жанрах, вышли из моды в конце XVIII столетия.
Тело красавицы написано в редких и изысканных, но несколько неестественных тонах. Не менее тонки по найденным цветовым сочетаниям изображения женских головок в технике живописи маслом и в пастели («Женская головка или Пробуждение», 1730-е, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Б. Тьеполо, а в палитре — колориту венецианских «виртуозов».
Основными сюжетами живописи становятся пасторали, fetes galantes (так называемые «галантные празднества»), лёгкие и изысканные любовные сценки. Визит Венеры к Вулкану, 1754 г., холст, масло, Собрание Уоллес, Лондон. Непосредственные жанровые наблюдения сочетаются в них с обобщенно и декоративно решенным общим построением композиции («Ферма», Музей изобразительных искусств им. В Риме на него произвели особенно сильное впечатление декоративные работы Пьетро да Кортона и Джованни Ланфранко. Они не лишены пикантной эротики и исполнены с большим живописным мастерством.
Одалиска на синей софе, 1745, Лувр, Париж. Никогда у Буше не бывало такого, чтобы какая-то деталь выглядела нелепой, «приклеенной».
В ней проиллюстрирован целый миф. В 1755-1765-х годах Буше руководил Королевской мануфактурой гобеленов в Париже, с 1765 Франсуа Буше стал директором Королевской академии живописи и скульптуры. Выдающийся декоративный и живописный дар Буше ценили современники. Кара Старшего изучая искусство оформления книг и гравюру.
Все полотна исполнены в серебристой оливково-коричневой гамме. За полотно «Ринальдо и Армида» (1734, Париж, Лувр) Буше получает звание академика живописи и с этого времени начинается его блестящая карьера: в 1737 году он становится профессором Академии художеств, в 1737 — «первым живописцем короля» и президентом Академии художеств, в 1757—1765 — руководит работой мануфактуры гобеленов. «Осенняя пастораль» — одна из двух картин, заказанных Франсуа Буше министром финансов Людовика XV. Его работы отличаются непринужденной раскованностью и чувственностью. Здесь развилось умение мыслить красками, видеть замысел в больших цветовых отношениях.
Венера, еще ни о чем не подозревая, сладко дремлет в объятиях бога войны. И Буше хорошо удаётся передать исходящее от маркизы ощущение свежести и чистоты (в буквальном, а не переносном смысле). В моду вошли предметы прикладного искусства – изящные безделушки, фарфоровые статуэтки, шкатулки, пуфики, вазы, табакерки.
В 1761 году стал ректором Королевской академии, в 1765 году— директором. Прекрасный рисовальщик, Буше работал не только в технике пастели, но и гуаши любил сочетать чёрный и белый мел с сангиной, то есть исполнял рисунок «в три карандаша» по тонированной коричневым тоном бумаге, что создавало изысканные цветовые эффекты. Порою кажется, что в воздухе тогда уже висело предощущение грозы, надвигающейся катастрофы. Образы мира безмятежного, по полного чувственными наслаждениями жизни переданы в полотнах «Купание Дианы» (1742, Париж, Лувр), «Венера, утешающая Амура» (1751, Вашингтон, Национальная галерея искусства).
Но человеку не всегда нужна правда. По рисункам Буте работали не только севрские мастера, но и мастера из других стран Европы. А. С. Пушкина, Москва.
Он активно работал на фабрике гобеленов, создав более 40 эскизов шпалер. Покровительницей Буше являлась сама мадам Помпадур – фаворитка короля Людовика XV. В результате очень скоро он стал человеком весьма состоятельным и уже мог позволить себе относиться к заказам избирательно.
В 1730—1740-х годах он получил большие официальные заказы на росписи апартаментов в Версале— в комнате Королевы («Королевские добродетели», 1735), в Малых апартаментах («Охота на тигра», «Охота на крокодила», обе— 1736, Амьен, Музей изящных искусств), в апартаментах дофина («Венера и Вулкан», 1747, Париж, Лувр), а также в Королевской библиотеке Парижа («История», 1743—1746, Париж, Национальная библиотека). Он создавал картоны для шпалер, рисунки для севрского фарфора, расписывал веера исполнял миниатюры и декоративные росписи. Для шпалерной мануфактуры он создал более 40 эскизов для шести серий шпалер («Сельские празднества», «История Психеи», «Китайская серия», «Любовь богов» и др. ). Франсуа Буше (1703-1770), французский художник, гравер, декоратор, первый художник короля, один из самых ярких мастеров стиля рококо, законодатель всех видов искусства Франции начала 18 века. Буше любил не только использование определенных нескольких цветов (обыгрывая их тональные вариации или, напротив, локальные сочетания), но и броские приемы. Именно оно требовало от жизни быть похожей на театр.
Портретная живопись не была "коньком" Буше. Возможно, это одна из трех жен Бержере де Гранкура – коллекционера, обладавшего самым большим собранием картин и рисунков Буше или же сама маркиза де Помпадур, так как позу «мадам Бержере» автор повторит в ее более позднем портрете, а черты моделей художник всегда идеализировал. Иногда ему нужно еще и утешение. Зато почти везде в изобилии присутствуют прекрасные женские тела (более всего Буше любил писать, конечно же, богиню любви Венеру). Для своей картины Буше выбирает самый драматичный момент этой истории.
Искусство жить легко, «срывая цветы наслаждения», стало почитаться действительным искусством. Туалет Венеры, 1751 г., холст, масло, 108, 3 x 85, 1 см, Метрополитен-музей, Нью-Йорк. И мадам, засучив рукава, принялась за дело. Сиринга была родоначальницей современного органа. Рисунки Буше использовались для украшения фарфора и изготовления фигурок из бисквита с изображением детей и пасторальных сцен («Едоки винограда», «Маленький садовник», «Продавец бубликов», все в Эрмитаже).
Обучение Купидона, 1742 г., Музей Шарлоттенбурга, Берлин. Леда и Лебедь, 1741 г., холст, масло, частная коллекция. Большим поклонником жанровых картины Буше был и граф Тессин.
— возмущается Дидро. К тому времени, когда был написан этот портрет, мадам Помпадур уже не была любовницей короля, хотя и сохраняла все привилегии «официальной фаворитки». Картина, которую вы видите перед собою, — последний портрет мадам Помпадур. Юпитер и Каллисто, 1744 г., холст, масло, 98 х 72 см, Музей изобразительных искусств им.
Некоторые из них при этом стоили дороже, чем «полноценные» картины иных живописцев. Например, набросок, представленный вверху, был использован впоследствии при работе над картиной «Вода» из цикла «Четыре стихии», украшавшего двери в одном из королевских замков. Точно не установлено, кто изображен на холсте. В 1722 году Буше было поручено иллюстрировать новое издание Французской истории Оноре Габриэля Даниеля, а в 1723 г Буше получил Гран-при Французской академии за картину «Освобождение Иоакима, пленника Навуходоносора». Его картины погружают зрителя в мир прелестных грез, очаровательной выдумки.
Для шпалерной мануфактуры он создал более 40 эскизов для шести серий шпалер («Сельские празднества», «История Психеи», «Китайская серия», «Любовь богов» и др. ). Обнаженная молодая женщина лежит на кровати в обрамлении роскошных драпировок. В более поздних работах (Купание Дианы) с обилием оттенков розового и голубого извилистых сплетающихся линий и сложных ракурсов усиливаются свойственные рококо декоративность, чувственность, несколько жеманная грация, впечатление фарфоровости фигур. Вскоре воспоследовала и удачная женитьба.
Последней чести удостаивались очень немногие художники. Для него художник написал помещенную внизу «Женщину, поправляющую подвязку» (1742). Недаром говорят, что мода – дама ветреная и непредсказуемая. Отправиться в путешествие по Италии молодому художнику удалось лишь в 1727 году. Буше скончался 30 мая 1770 года.
Заметим, что мужские тела Буше никогда не изображал столь откровенно. В творчестве самого Буше то и дело мелькают нимфы и Венеры. Франсуа Буше – это самый, пожалуй известный из всех работавших в технике рококо мастеров.
Позднее он обучался технике рисунка и технике офорта в мастерской Жана Франсуа Кара-отца. За счет всего этого он смог нажить внушительное состояние. К тому же кому теперь интересны парадные залы.
Диана после охоты, 1742 г., Музей Коньяк-Жэ, Париж. Диана, отдыхающая после купания, 1742 г., холст, масло, 56 x 73 см, Лувр, Париж. Получив в 1723 году первый приз в парижской Академии художеств, он едет в Италию (1723 — начало 1730-х годов). По его эскизам изготовляли фарфоровые изделия, Буше создавал гравюры для оформления книг (по произведениям Мольера, Овидия и др. ), рисовал декорации к театральным постановкам балетов «Персей» (1746) и «Галантная Индия» (1735).
Сиринга — у древних греков музыкальный инструмент (свирель), считавшийся принадлежностью аркадского бога Пана и вместе с тем греческих пастухов. Все важные вопросы решают в альковах, камерных салонах, уютных будуарах. Завтрак, 1739, Лувр, Париж. Портрет маркизы де Помпадур, 1756 г., Старая пинакотека, Мюнхен. С 1760 года Буше терял былую популярность. Расцвет художественного таланта Буше пришелся на эпоху рококо.
Правдивого отражения природы искать в них не стоит, но не в правдивости их прелесть. Триумф Пана, 1736 г., Национальная галерея, Лондон. Открыто бросая вызов, она флиртует со зрителем, выглядывая из своего будуара.
135, 5 x 170, 5 см, Лувр, Париж. Пейзажи «Вид Тиволи» (Музей искусств и архитектуры, Булонь-сюр-мер) и «Вид садов Фарнезе» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) исполнены на основании итальянских впечатлений. В 1737 году Буше стал профессором Академии.
И в один прекрасный день она стала его любовницей. Не увлекавшийся жанром портрета, художник в 1756 году впервые написал мадам де Помпадур (Мюнхен, Старая пинакотека), а затем создал целую серию ее портретов. Весьма характерным для творчества мастера является овальный медальон «Туалет Венеры», где богиня показана во всем блеске своей наготы. Впрочем, Буше и не собирался вкладывать в свои картины глубокого морального смысла и нагружать их интеллектуально.
Правда, о том, что «сочинил» пастуха, виноград и Лизетту драматург Фавар, забыли уже очень скоро. Все полотна исполнены в серебристой оливково-коричневой гамме. Мифология здесь — только благопристойный повод обратиться к обнаженной женской натуре. Вы ведь в курсе, что нынче в моде. Буше любил не только использование определенных нескольких цветов (обыгрывая их тональные вариации или, напротив, локальные сочетания), но и броские приемы.
В том же году он начал работать для парижского театра «Опера», создавая декорации и разрабатывая костюмы для балетов, опер и драматических спектаклей. Похищение Европы, 1732-34 гг., холст, масло, 231 x 274 см, Собрание Уоллес, Лондон. Б. Тьеполо, а в палитре— колориту венецианских «виртуозов».
Будучи «деюре» всего лишь маркизой, «де факта» она получала почести, подобающие герцогине. Эти вазы отличаются большим изяществом, хотя современному зрителю они могут показаться несколько «перегруженными» деталями.
Типичный образчик работы Буше в жанре «пейзажной идиллии» представлен вверху. Свой колчан со стрелами она небрежно бросила поодаль. Но вы, современница маркизы де Помпадур, конечно, подобной оплошности не допустите. Прекрасный рисовальщик, Буше работал не только в технике пастели, но и гуаши любил сочетать черный и белый мел с сангиной, то есть исполнял рисунок «в три карандаша» по тонированной коричневым тоном бумаге, что создавало изысканные цветовые эффекты. В «портретах-состояниях» (этот жанр был распространен в XVIII столетии) или в «одалисках» Буше часто прибегает к изображению модного типа грациозной красоты с кукольным капризным розовым личиком. Примером блестящего натюрморта может считаться «натюрморт с луком, двумя голубями и зайцем», который зритель может видеть на картине «Купание Дианы».
В конце концов, влияние Тьеполо (1696-1770) на его стиль очевидно. Каждая деталь — вплоть до каблучка туфельки красавицы, вплоть до детской игрушки — говорит здесь об «искусстве жить». Для шпалерной мануфактуры он создал более 40 эскизов для шести серий шпалер («Сельские празднества», «История Психеи», «Китайская серия», «Любовь богов» и др. ). Портрет мадемуазель ОМерфи (Светловолосая одалиска), 1752, Старая пинакотека, Мюнхен. Его картины эффектны по композиции исполнены динамичным мазком. Живопись Буше в полной мере отразила декоративные принципы искусства его времени.
Таковы его женские образы в картинах «Темноволосая одалиска» (1745, Париж, Лувр) и «Светловолосая одалиска» (Мюнхен, Старая пинакотека). Французский художник Франсуа Буше умер 30 мая 1770 года. Кроме набросков, Буше создавал и вполне законченные рисунки, каждый из которых может считаться самостоятельным произведением искусства. То, что раньше считалось низким и недостойным. Художник в своей мастерской (автопортрет), 1720, Лувр, Париж. Во всех этих работах полностью отсутствует повествовательный элемент.
Б. Тьеполо, а в палитре— колориту венецианских «виртуозов». Живопись Буше в полной мере отразила декоративные принципы искусства его времени. Пожалуй, самая известная жанровая картина Буше — «Утренний кофе», 1739. Пробивающееся в окно солнце окрашивает изысканный интерьер комнаты в нежные тона.
Грациозные изящные фигурки его античных героинь похожи на фарфоровые статуэтки. Буше не стремился в написании ее образа точно следовать греческим мифам о богине. Буше был выходцем из небогатой семьи, успеха он достиг единственно своим трудом. Первым наставником Буше был его отец Никола Буше, скромный учитель живописи и рисовальщик узоров для вышивки.
Отчасти они были правы, но в эмоциональном запале, конечно, «перегибали палку». За десятилетие (с 1756 по 1766 год) художник создал бесчисленное множество эскизов, по которым на фабрике изготовляли статуэтки и сервизы. Венера, еще ни о чем не подозревая, сладко дремлет в объятиях бога войны. К искусству живописи и росписи он был приобщён с ранних лет. 1762 г., Музей Прадо, Мадрид.
Франсуа Буше был избран почетным членом Петербургской академии художеств. На полотне Венера похожа на придворную даму XVIII века: у нее «фарфоровое» личико с томно-игривым выражением, жесты прелестной жеманницы, характерная прическа с естественно лежащими локонами и вся она, несмотря на пышность форм, похожа на куколку. Замечательна и серия статуэток «Дети» изготовленная из белого фарфора. Таковы его женские образы в картинах «Темноволосая одалиска» (1745, Париж, Лувр) и «Светловолосая одалиска» (Мюнхен, Старая пинакотека). А. С. Пушкина). Благодаря ее влиянию Буше становится первым живописцем Людовика XV. Для нее мастеру позировали, по всей видимости, его жена и сестра, а также двое его детей.
В богатом живописном наследии Франсуа Буше, работавшего в чувственном и рафинированном стиле рококо, одной из самых популярных картин является «Купание Дианы». Нужно, однако, отметить оригинальность манеры, в которой написаны эти портреты. Более того — он стал позволять себе относиться к заказам весьма избирательно. Таковы его женские образы в картинах «Темноволосая одалиска» (1745, Париж, Лувр) и «Светловолосая одалиска» (Мюнхен, Старая пинакотека). Тело красавицы написано в редких и изысканных, но несколько неестественных тонах.
Франсуа Буше стали обвинять в развращении юношества и лучшие из картин художника не находили покупателей. Он проявил в них изощрённую фантазию изображая мифологические и аллегорические сцены с пикантной занимательностью и грацией, ценимыми в эпоху рококо. В биографии Франсуа Буше картины сыграли главную, но не единственную роль.
В ней проиллюстрирован целый миф. За всю свою жизнь он написал около дюжины портретов. Буше изобразил девственную богиню-охотницу Диану на берегу прозрачного ручья. Диана после охоты, холст, масло, 37 x 52 см, Музей Коньяк-Же, Париж. Рождение Венеры, 1740 Национальный музей, СтокгольмКупание Дианы, 1742 Музей Лувр, Париж Юпитер и Каллисто, 1744, Музей изобразительного искусства, МоскваОсенняя пастораль, 1749 Собрание Уоллес, Лондон Борей похищает Орейфию, 1769 Музей Кимбелл, Форт Уорт, ТехасЮнона посещает хранителя ветров Эола, 1769, Музей Кимбелл Самым знаменитым художником рококо был Франсуа Буше, который, помимо живописи, работал во всех видах декоративного и прикладного искусства: он создавал картоны для шпалер, рисунки для севрского фарфора, расписывал веера исполнял миниатюры и декоративные росписи.
Кокетливые Венера и нимфы, беспечно-шаловливые амуры, пасторальные персонажи, предающиеся утехам любви, — герои его нарядных картин. Прекрасный рисовальщик, Буше работал не только в технике пастели, но и гуаши любил сочетать чёрный и белый мел с сангиной, то есть исполнял рисунок «в три карандаша» по тонированной коричневым тоном бумаге, что создавало изысканные цветовые эффекты.