В 1905 году художник выпустил книгу Азбука в картинах Александра Бенуа.
В конце 1890 годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда). И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве». В каком учреждении состоялась выставка русских и финских художников. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы.
В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции8. Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России. Отправляя его в Париж, нарком прекрасно понимал, что происходит у него на душе. В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. Например, картина Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками» 1887 года, также показанная на выставке русских и финских художников, с ее светлым, ярким колоритом и беззаботным обликом девочки вызвала резкие высказывания со стороны маститых передвижников. В отличие от консерваторов, С. П. Дягилев с большим интересом относился к свежим силам в искусстве и привлекал молодых художников на организованные им выставки. Серебряковой. К тому же Бенуа является режиссёром театра (Пиковая дама, Павильон Армиды, Петрушка) и иллюстратором в различных изданиях. Так как Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой).
К декадентам критик причислил и Константина Коровина, у которого «кроме внешнего мастерства, ничего нет» и друзей Дягилева, представивших портреты, пейзажи и композиции на тему XVIII века. Стасов находил «замечательными и истинно художественными» только портреты «юного Серова», особенно портрет великого князя Павла Александровича, «весь блистающий золотом лат и каски на солнце и ярком воздухе» и эскиз Левитана «Над вечным покоем». Там он работал главным образом в театрах: сначала в «Гранд-опера» в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый «Поцелуй феи» И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы — в «Ла Скала» в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники: Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. Если М. В. Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А. Н.
Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления. Он не окончил Академию художеств, считая, что художником можно стать лишь непрерывно работая. Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель.
Скажут, что рожденный и воспитанный в художественной семье, я просто не мог избегнуть такой семейной заразы, что я не мог не интересоваться искусством — раз вокруг меня было столько людей, начиная с моего отца, кто знали в нем толк и обладали художественными талантами. Именно там им были написаны «Версальские серии». Главным критерием оценки произведений искусства Бенуа считал их художественность. Они организовали кружок любителей искусства. Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. Он не мог иначе.
К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства». В 1911 году им был создан прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». Художник признавал сам, что патриотом его назвать сложно. Однако голод, холод, обилие мусора, военных калек и «интеллигентных» нищих на улицах Петрограда никак не вписывались в представления Бенуа о жизни вообще и о жизни своей семьи в частности.
Его перу принадлежат «История живописи всех времен и народов», «Русская живопись в XIX веке». С 1895 г. по 1899 г. Бенуа состоит хранителем собрания, пожертвованного княгиней M. К. Тенишевой Русскому музею в Санкт-Петербурге. В 1897 году, возвратившись из Франции, создает серию акварелей Последние прогулки Людовика XIV, которая принесла ему известность как художнику. С именем Бенуасвязано возникновение в 1898 г. объединения «Мир искусства», одним из основателей и идейным руководителем которого он был. Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства». В те же годы под редакцией Бенуа выходил иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России».
В него входили такие известные художники, как Лансере, Дягилев и Бакст. Как отнеслись критики на эту выставку. Он был талантливым человеком, проявившим свою любовь к изобразительному искусству, музыке, театру – в виде той многогранной просветительской деятельности, которой занимался в течение всей жизни. Вдохновитель и организатор объединения «Мир искусства», куда в разные годы входили К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере.
Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей – под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год. Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа. Имя Бенуа – живописца, сценографа и иллюстратора историка искусства и художественного критика граничит с высшими достижениями «серебряного века» отечественной культуры. С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства».
Дягилевым Александр Бенуа организовал объединение «Мир искусства», выпускавшее одноименное издание. Программа «Мира искусства» предполагала вторжение его деятелей во все области культуры, включая не только изобразительное искусство, театр, оформление книг, но и создание предметов быта — мебели изделий прикладного искусства, проектов оформления интерьеров. Сюжеты для большинства картин этих циклов навеяны мемуарами Сен-Симона. Бенуа мог бы вполне ужиться (именно это он и пытался сделать ещё с 1917 года), если бы они давали ему возможность спокойно заниматься любимым делом. В сюжетных композициях циклов «Последние прогулки ЛюдовикаXIV» и «Версальская серия», равно как и в пейзажах, для художника важны не люди с их переживаниями и деяниями, а величественная красота искусства и природы.
В годы революции и Гражданской войны А. Н. Бенуа оставался в Петрограде. В прессе, живо откликавшейся на все явления художественной жизни, началась дискуссия. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Год тому назад, в феврале 1897 года, в том же Музее училища барона А. Л. Штиглица, состоялась выставка немецких и английских акварелистов, а в октябре – в залах Императорского Общества поощрения художеств – «Скандинавская выставка», организованная по заказу вице-председателя этого Общества. Сознание юного Бенуа развивалось в атмосфере впечатлений искусства и художественных интересов.
Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Но к 1890-м годам художники этого направления утратили прежнюю идейность.
Отъезд как и ранее состоялся для постановки спектакля в «Гранд-опера» и участия в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8. Стасов вопрошал: «Зачем им было являться среди декадентских нелепостей и безобразия. ». В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». Этим же темам художник уделял много внимания в своих театральных и книжных работах.
Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. Н. Бенуа в 1924 году по приглашению Национальной оперы уехал во Францию. Шаляпина и З. Е. В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и вот таким образом нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV». Однако происходящее в стране очень расстраивало художника. История «Мира искусства» началась с устроенной Сергеем Дягилевым выставки русских и финляндских художников в январе 1898 года в помещении училища барона Штиглица в Петербурге.
Дягилева, забывая, что именно А. Н. Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий. Что говорили о выставке молодые художники. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Автор капитальных трудов по истории русской и мировой живописи, он способствовал формированию отечественной историко-художественной науки как одной из областей искусствознания. В браке родились дети: дочь Елена и сын Николай.
Решение стать художником созрело у Александра очень рано. Он оставил огромное количество работ, публикаций и мемуаров. Первый балет (либретто, декорации и костюмы) Павильон Армиды Н. Н. Черепнина, созданный в 1907 г. был дан в Париже в 1909 г., в Риме в 1911 г. Увлечение художника балетом привело к тому, что по его инициативе была организована частная балетная труппа С. Дягилева Русские сезоны, которая начала свои выступления в Париже в 1909 г. Бенуа занял в труппе пост директора по художественной части и оформил несколько спектаклей в 1908, 1910, 1911, 1924 гг. Детство будущего художника прошло в Петербурге. Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. Александр Николаевич становится вместе с С. Дягилевым редактором журнала «Мир искусства» и принимает непосредственное участие в выставках созданного им общества общества.
Лучшая из книжных работ художника, безусловно, его шедевр – рисунки к «Медному всаднику» Пушкина.
Выставки, устроенные С. П. Дягилевым, показали, как уже сказано выше, появление нового направления, которое назвали «декадентским». Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. В 1901 году князь С. М. Волконский, директор Императорских театров, поддавшись уговорам С. П. Дягилева, принял решение подготовить специальную постановку под его руководством одноактного балета Делиба «Сильвия». В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу». Отец художника также был крупным архитектором, старший брат пользовался известностью как художник-акварелист.
С 1910 года начал выпускать серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (издание прервалось лишь с началом революции в 1917 году).
Бенуа исполнил также две серии иллюстраций к «Капитанской дочке» и в течение ряда лет подготавливал свою главную работу — рисунки к «Медному всаднику». Но даже с большевиками А. Н. Собирая произведения для этих выставок, Сергей Павлович посетил Германию, Швецию, Норвегию, Данию и мастерские художников в Париже, отобрав несколько десятков произведений. Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос).
Бенуа мыслил и подходил к своим темам именно как иллюстратор или как театральный художник и режиссер, последовательно раскрывая в цикле этюдов и композиций разнообразные аспекты задуманного им образа, создавая ряд сменяющих друг друга архитектурно-пейзажных декораций и тщательно разработанных мизансцен. В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос. Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам» и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления. В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию. Почувствовав это, А. Н. Однако в СССР нельзя было жить вне политики. 3.
Он немало занимался теорией отдельных видов и жанров искусства. Какое определение было дано критиками произведениям молодых художников, которые экспонировал Дягилев. Целью группы было чистое искусство, поиск гармонии и красоты жизни.
Соблазн остаться за границей был велик, но страх навсегда оторваться от родной почвы, оказавшись «беженцем» без определённых занятий, останавливал художника на протяжении нескольких лет. В 1926 году художник эмигрировал во Францию, где в конце жизни написал мемуары «Мои воспоминания» о России начала XX века. В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии»— картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV. 6.
Они организовали кружок любителей искусства. Как мы видим, далеко не все критики разделяли отношение В. В. Стасова к искусству. Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). В своих воспоминаниях он писал: «Мой интерес к художественным произведениям, естественно приведший меня к знаточеству, стал проявляться с очень ранних лет. Бенуа был одновременно выдающимся историком русского и западноевропейского искусства, теоретиком и острым публицистом, проницательным критиком, крупным музейным деятелем, несравненным знатоком театра, музыки и хореографии. Его имя неотделимо не только от «Мира искусства», но и от истории всей русской культуры конца XIX – первой четверти XX века.
Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. Но иллюстрации носят пока еще «станковый» характер: это исторические композиции, вмонтированные в книгу, не сливающиеся с ней органически. Нортау следует, что именно нарком уговорил его не возвращаться на Родину.
Вспомните критику их творчества В. В. Стасовым. Легкий и нервный рисунок художника создает неповторимую атмосферу «галантного века». К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. А. Н. Семье Бенуа удалось выжить в эти годы лишь благодаря американским пайкам АРА (помощи пострадавшим странам в Первой мировой войне).
Его литературные произведения, бесспорно имеют самостоятельное значение, характеризуя сложный, большой и плодотворный этап в развитии русской критики и науки об искусстве. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Работы Бенуа связаны с Версалем, его парком, Петергофом.
Все три новые серии написаны в итоге тщательного историко-художественного исследования, вдохновленного страстным поэтическим увлечением. «Ныне я себя чувствую более усталым, разбитым и удрученным, нежели за все эти годы. Материал, почерпнутый из непосредственных наблюдений, подвергался в дальнейшем кардинальной переработке. Ещё более плодотворно работал он как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления». Дочь Елена уехала из Советской России вместе с отцом в Париж в 1926 году.
Бенуа стал задумываться об эмиграции. Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства».
В колорите Бенуа отсутствует живое ощущение цвета. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. В противоположность В. В. Стасову другие критики, как, например, Сергей Глаголь, восхищались новизной произведений, молодостью и мастерством экспонентов и с восторгом отмечали, что выставка «собрала яркие образчики всего наиболее свежего и молодого в русском современном искусстве». Дягилев, по большому счёту, являлся лишь талантливым администратором с хорошим, говоря современным языком, «административным ресурсом»: связями, знакомствами, доступом к государственному финансированию.
«Среди молодых художников, – писал Н. И. Кравченко, – теперь очень мало таких, которые гонялись бы за кричащим сюжетом //». Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII – начала XIX в» и «Франция Людовика XIV». Вместе с другими мастерами «Мира искусства», Бенуа был одним из самых активных деятелей художественного движения, возродившего в России искусство книжной графики.
Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развёрнутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам. Лучшими творческими достижениями мастер обязан книжному искусству и театру. Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. Точнее было бы сказать, что А. Н.
В композициях Бенуа нередко сохраняются черты театрального «кулисного» построения, хотя на сценических площадках и не выступают исторические персонажи. Не исключено, что А. Н. Выдающийся образец книжной графики — иллюстрации к «Медному всаднику» А. С. Пушкина, выполненные в технике имитации цветной гравюры на дереве (1903).
Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны». Бенуа с уверенностью можно назвать первым русским «энциклопедистом» от искусства. «Хорошо, если благодаря мне Зимний дворец будет спасен и превращен в памятник-сокровищницу мирового значения», – искренне надеялся он. Решение стать художником созрело у Александра очень рано.
Этим же темам художник уделял много внимания в своих театральных и книжных работах. Художник работал над ними в течение всей своей жизни. Он всегда пытался уйти от страшных перемен на своей Родине, уезжая из страны или всецело уходя в творчество. Назовите имена финских художников, представленных на выставке 1898 года. 4. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Что вы знаете о русских художниках, которые были представлены на выставке 1898 года. Александр Бенуа был женат.
Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. В 1898 году вместе с С. П.
Художник продолжал работать, оформлял декорации во многих театрах, писал книги и картины. Он говорил о появлении нового направления в русской живописи, о талантливых молодых художниках-передвижниках – В. Серове, К. Коровине, А. Васнецове, которым «тесно» в рамках тенденциозного передвижнического искусства. Будучи, по собственному выражению, органически чуждым политике, художник надеялся, что с образованием Государственной думы все «безобразия» в России закончатся. В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века. Само обращение к пейзажу у Бенуа было продиктовано интересом к истории.
Именно из «Записок» Бенуа узнал о ритуалах прогулок Людовика, о кормлении рыб, о созерцании королем величественных скульптур в парке («Прогулка в кресле», 1897 «У бассейна Цереры», 1897 «Кормление рыб», 1897 «У Курция», 1897— все в Русском музее, Санкт-Петербург). Крупный знаток французской культуры XVII – XVIII веков, Бенуа почитал старинную королевскую резиденцию как выражение всего художественного духа великой страны. В период с 1896 по 1898 год Александр Бенуа жил и работал во Франции. Их обычно связывают лишь с именем С. П. Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства.
Даже В. В. Стасов идеолог и защитник передвижничества, в статье «Выставки» 1897 года отмечал незначительность сюжетов, к которым обращались художники этого направления. С. П. Дягилев учился вместе с Бенуа на юридическом факультете. Александр Бенуа, став идеологом и теоретиком объединения «Мир искусства», активно участвовал в его художественной жизни, а также в издании журнала «Мир искусства», взявшего на себя роль основы и идейного рупора этого объединения.
Совершал длительные заграничные поездки. Автор материала – Людмила Васильевна Короткина Вступление. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. Русский музей).
К этим темам он обращался как в своих исторических картинах, так и в пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и окрестных дворцах и во Франции, в Версале, где он часто и подолгу бывал (серия Последние прогулки Людовика XIV, 1897 — 98 Версальская серия, 1905 — 06). Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). В своей первой книге История русской живописи в XIX веке (1900 — 1902) и в статьях начала 1900-х гг.
Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже – «Русские сезоны». Главным критерием оценки произведений искусства Бенуа считал их художественность. Бенуа уже в апреле 1923 года.
Русско-финляндская выставка имела большой успех. Из письма художника к Ф. Ф. «Авось, что там не будет этих русских. » – записал А. Бенуа в своём дневнике перед очередной заграничной поездкой.
Александр Бенуа (1870-1960). В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Наиболее значительные статьи касаются архитектуры старого Петербурга и его пригородов. Художник хорошо чувствовал красоту архитектурных форм.
С 1901 — 1903 г. г. Основное место в картинах Бенуа занимали пейзажи. Бенуа был последовательным защитником ценностей старины. В своей первой книге История русской живописи в XIX веке (1900 1902) и в статьях начала 1900-х гг. Чем отличалось творчество передвижников 1890-х годов. Но и здесь перед А. Н.
Он не был ни художником, ни артистом. Они составляют едва ли не половину его наследия. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым. Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство.
«Героем» новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Вот таким образом Владимир Васильевич назвал выставку «декадентской» (слово «декаданс» означает «упадок»).
Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора. С детства полюбил он старый Петербург, пригороды столицы. Затем он переехал в Италию, где на протяжении многих лет (с 1937 по 1970 годы) был директором постановочной части в Миланской Ла Скала. В музеях и картинных галереях Франции, Италии изучал творчество великих мастеров прошлого. Художники и критики, по примеру Бенуа, становились историками, собирателями, открывателями и истолкователями забытых или непонятных художественных ценностей.
Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века. Первые выставки С. П. Дягилева Предлагаемое пособие посвящено группе живописцев – основателей и главных деятелей художественного объединения «Мир искусства», организаторов выставок и издателей журнала под этим же названием. С 1904 г публикуется в газетах: Слово, Русь и Речь. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). Современники видели в нём живое воплощение духа артистизма.
Экспозиция выставки стала прообразом будущих выставок журнала «Мир искусства» именно здесь наметилась их структура и состав участников. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. С ними были тесно связаны Н. Рерих, М. Нестеров, К. Серов, М. Врубель, М. Коровин, Б. Кустодиев и другие мастера русского искусства начала XX века. Целому ряду молодых художников некуда было деваться. В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге».
Определение «декаденты» утвердилось в обществе после первых же выставок, устроенных С. П. Дягилевым. Гофмана (1899), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему». В большинстве своем это добросовестные и точные этюды, неблестящие по технике и не всегда обладающие большой художественной выразительностью.
«Дягилев вечен, Дягилев чудо», – сказал о Сергее Павловиче его ученик известный танцовщик и хореограф Сергей Лифарь. К своим персонажам (Людовику и придворным) Бенуа относится с долей иронии. Художник умел ценить величие искусства прошлого. Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры. В 1926 г. Бенуа, сделав вынужденный выбор между трудностями эмигрантского существования и все более пугающей перспективой жизни в советской стране, уехал во Францию.
К этим темам он обращался как в своих исторических картинах, так и в пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и окрестных дворцах и во Франции, в Версале, где он часто и подолгу бывал (серия Последние прогулки Людовика XIV, 1897 — 98 Версальская серия, 1905 — 06). Подобные эмоции он назвал «ощущение ОГПУ», а также «общей болезнью в России». Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. Именно пейзаж полно отразил мировидение художника.
Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам. Именно его постановка «Павильона Армиды» стала началом «дягилевских сезонов» в Париже в 1909 году. При этом – необходимо отметить, что ведущую роль во всей многосторонней работе мирискусников – устройстве выставок, создании и редактировании журнала и, наконец, организации знаменитых, получивших мировую славу «Русских сезонов», где в оформлении балетных спектаклей принимали участие всё те же художники «Мира искусства», – играл Сергей Павлович Дягилев. Рано зародилась в нем любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. 8.
Он сразу же был вовлечен во множество театральных проектов. Бенуа часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь». Среди ее работ есть портрет Б. Ф. В 1907 году А. Н. Бенуа играл важную роль в основании Старинного театра в Петербурге (для которого создал занавес), на следующий год одна из его декораций была использована в парижской постановке «Бориса Годунова».
К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к «Пиковой даме» (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами «Мира искусства». Успех Бенуа в «Павильоне Армиды» лишь подтвердил его художественное призвание. Далее нарком писал, что Бенуа не является другом новой власти, но как директор Эрмитажа оказывает огромные услуги стране и искусству. картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос. Оба художники. Понятие «художественности» с детства ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности».
401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос. Автор отметил, что молодые художники смотрят на живопись «не как на средство, а как на искусство, как на нечто такое, что может существовать само собой, своими задачами». Такое ощущение, точно что-то, нависло над головой», - писал А. Н. Бенуа занимал в труппе пост директора по художественной части.
Позже они работали вместе с сыном Николаем и дочерью Еленой. был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). Ничто не любил он так горячо и не знал так глубоко.
Именно значение Дягилева в истории «Мира искусства» и всей русской культуры объясняет то внимание, которое автор данного пособия уделяет деятельности Сергея Павловича. Круг друзей и единомышленников Александра Бенуа сложился, как уже говорилось, ещё в гимназические и университетские годы. Он осмыслил и систематизировал искусство прошлого.
Оставаясь в советской России, Бенуа никогда не разрывал своих связей с Европой, в частности с парижским театром «Гранд-опера», в постановках которого участвовал как театральный художник ещё в предреволюционные годы. Резюме Луначарского звучало так: по профессиональным качествам художник ценен и его надо беречь. Театр был в течение всей жизни Бенуа самым сильным его увлечением. Ей недостает именно историзма. Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году, немного не дожив до 90-летнего юбилея.
Кроме того, в студенческие годы молодой Бенуа проявил себя как писатель и искусствовед, дополнив книгу Муттера «История европейского искусства» главой про русское искусство. Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа. «От этих. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами.
Художник писал: «Меня тянуло к известному украшению и обобщению того, что мне дала непосредственно действительность. Русский музей стр. Это нельзя считать случайностью или излишней субъективностью. Он начал с рисунков к «Пиковой даме» (1898) и потом дважды возвращался к иллюстрированию этой повести (в 1905 и 1910 годах). Он отнюдь не разделял революционных настроений своих товарищей по «Миру искусства» – Е. Лансере, Д. Философова и его приятелей – Мережковского и Гиппиус. С 1917 по 1926 год Бенуа заведовал Картинной галереей Эрмитажа, т. е.
За этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А. Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества. Опубликование иллюстраций в «Мире искусства» сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике.
Вопросы к Вступлению: Первые выставки С. П. Дягилева. 1. Была известным живописцем и две ее картины приобрело Французское правительство. 2.
Для балета И. Стравинского Петрушка (1911) Бенуа написал либретто, а его декорации к этому спектаклю стали одним из высших достижений художника. 5.
Но более известны эскизы театральных декораций для «Русских сезонов» Дягилева, доказывающих несомненный талант художника в воссоздании духа разных эпох и национальных культур (балет И. Стравинского «Петрушка», опера Р. Вагнера «Гибель богов»). Основные особенности версальских акварелей Бенуа идут от образцов архитектурно-пейзажной гравюры: их четкая, почти чертежная планировка, ясная пространственность, преобладание простых, всегда уравновешенных горизонталей и вертикалей, величие и холодноватая строгость композиционных ритмов, наконец, подчеркнутое противопоставление грандиозных статуй и скульптурных групп Версаля – маленьким, почти стаффажным фигуркам короля и придворных, разыгрывающим несложные жанрово-исторические сценки.