Картина «Торжественный въезд в Псков Александра Невского после одержанной им над немцами победы» писалась Угрюмовым для Александро-Невской лавры и была помещена в ее Троицком соборе вместе с другой его картиной – «Вознесение». В характеристике модели, в композиции и колорите как бы изменяются акценты. На картине изображен коленопреклоненный хан в окружении жен и детей, плененные воины.
Характер каждой прочитывается точно, одну не спутаешь с другой. Это сознательная, чуть ироническая неправда маскарада, как писал А. Н. Бант или букет украшают платье, усиливая этим впечатление необыденности, праздничности. Свобода исполнения являлась результатом не одной только выучки, но таланта автора. Пенсионер АХ в Риме (1787-90). Слава Угрюмова возрастала.
СПб., 1876. Кушелевой с детьми – собр. В его камерных портретах заметно берет верх трезвое, объективное отношение к модели. Известности достиг рано: в конце пятидесятых годов, когда ему было еще далеко до тридцати, ему поручили исполнить парадный портрет великого князя Петра Федоровича (будущего Петра III).
Козлов, П. И. Но Угрюмов не наделил его и чертами какого-нибудь классического героя древности. А. П. Лосенко (1737-1773). Выполнил ряд икон для Казанского собора. Большим мастером наивного пафоса, как по молодости лет была наивной и вся русская историческая живопись второй половины XVIII века, можно назвать Григория Ивановича Угрюмова. 62) и Прощание Гектора с Андромахой (1773 ил.
Одним из величайших художников XVIII столетия, сумевшим наиболее полно выявить основные особенности и принципы, сам дух живописи своего века, был Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735–1822). Рисунок самого Угрюмова отличался высоким мастерством. А они, в свою очередь, воспитали таких титанов, как К. П. Брюллов и А. А. Иванов, утвердивших правильность избранного Угрюмовым направления. Училище находилось под покровительством Петербургской Академии художеств. Щукин (1762—1828).
Несколько особняком стоят в творчестве Угрюмова портреты. Все своеобразие русского рокайля видел исследователь в подобном письме, которое он не побоялся сравнить с фрагонаровским и с импрессионистическим. Вскоре Лосенко попал в Академию, откуда в качестве пенсионера был направлен в Париж.
Не это ли потрясение в конце концов и бросило его в кровавую бурю революционной Франции. Уже в 1758 г. стараниями М. В. Ломоносова и И. И. Шувалова (президент Академии 1757 г. – 1763 г. ) сюда прибыла группа московских и петербургских юношей, склонных к художествам. Выписаны они так тщательно, что создается иллюзия реальности, недаром эту разновидность натюрморта искусствоведы называют «обманками». Потомок тульских кузнецов, возведенных Петром в ряд именитых людей, баснословный богач, странный чудак, даже самодур, П. А. Державина, Д. П. Ровное, уверенное продвижение по службе.
Так, о портрете двадцатилетней Новосильцовой (1780, ГТГ) исследователь Э. Н. О незаурядном таланте свидетельствуют уже его юношеские работы: «Смеющийся крестьянин», «Крестьянин со стаканом в руке» и особенно — поэтический портрет крепостной танцовщицы шереметевского театра Татьяны Шлыковой-Гранатовой, написанный, когда художнику было около восемнадцати лет. Цветом лепится объём, подчеркивается трехмерность, вещественность. Безбородко с детьми, ГРМ А. Е. Когда-то она вызвала к жизни шедевры Феофана Грека и Андрея Рублева. В передаче этого сюжета Угрюмов исходил из официальной (абсолютно неверной) трактовки историками того времени этого события: якобы Михаил, поняв тяжелое положение, в котором находилась Россия, лишь уступает просьбам народа. Живописна красочная гамма эскиза, построенная на сочетании рыжеватых и голубоватых тонов.
Более тридцати лет Угрюмов преподавал в Императорской Академии художеств. Пафос «Усмаря» усиливается горячей живописностью произведения, его насыщенностью цветом игрой светотени. Рокотов и Левицкий.
Он во многом носил еще, если так можно выразиться, этнографический характер: российское дворянство (образованное общество XVIII века было, как известно, почти исключительно дворянским) знакомилось с практически неведомой ему стороной жизни. Фактура сглаженная, почти эмалевая, мастерство доведено до рафинированности. Он был крепостным в течение всей своей жизни. Новые черты искусства XVIII века проникали в провинцию с запозданием. Быстро стал знаменит, получал много заказов. Помимо славы картины принесли ее автору звания адъюнкт-профессора (1798), затем профессора исторической живописи (1800), членство в академическом совете (1803) и прибавку к жалованию. Это — близость внутренняя.
Учился он у И. Б. Советует Урванов также наблюдать за телодвижениями людей в «мыльнях», так как «они самою натурою производимы и таковыми иногда бывают, каковые даже искусному художнику редко на мысль притти могут». Более того, здесь ощутимо как бы участие художника в душевной жизни модели, трогательно-бережное отношение к этой расцветающей жизни, то, что можно было бы назвать современным словом «сопереживание». Это проявляется и в образе Екатерины II изображенной на фоне умиротворенной природы Царскосельского парка (1794) и в портрете торжковской крестьянки Христиньи (ок. Но прежде всего Боровиковский — мастер женского камерного, точнее, домашнего портрета.
Кокоринова (1769, ГРМ). Какое многообразие характеров и настроений. Для него характерны лаконичность, немногочисленность деталей (каждая из которых становится особенно значимой, прибавляя что-то к характеристике модели), как правило — глухой темный фон. Будущий царь долго отказывается. Особенно после разрушительной пугачевской войны.
Храповицкого, 1781, ГРМ пленительные портреты детей Воронцовых, 90-е годы, ГРМ и пр. ). В 1785 Угрюмов получил малую золотую медаль за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (ГРМ) и аттестат первой степени со шпагой (т. е. чин 14 класса и знак дворянского достоинства). Среди них портрет архитектора и одного из авторов здания Академии художеств А. Ф. Безусловно, он очень хорошо знал ту жизнь, которую изображал в своих картинах. Конечно, в позах главных действующих лиц их жестах, в костюмах еще много условного.
Петр Иванович Соколов (1753–1791) окончил Академию с золотой медалью и в пенсионерские годы учился в Италии у П. Баттони. При всей декламационности и патетике в картине Лосенко много искреннего чувства. Очень ярким и своеобразным портретистом был ученик Левицкого С. С. Исполнена грации, женственности М. А. Львова, урожденная Дьякова (1778 ил. В иконах, написанных Боровиковским в молодости, чувствуется его крупное дарование.
Самый первый в ряду этих портретов –портрет O. K. Художник создал образы ярославских купцов (он и сам был родом из Ярославской губернии) столь выразительные, столь характерные в своей трезвой деловитости, что они предваряют реалистические образы следующего столетия и даже второй сто половины, а в литературе находят аналог разве только в драматургии А. Н. Островского. Похожи на барельефы античных стел фигуры плачущих служанок. Струйской (1772, ГТГ) или молодого Артемия Воронцова (конец 1760-х годов, ГТГ). И, подобно «Смолянкам» Левицкого, дает и нам почувствовать тот легкий, пьянящий воздух, которым дышала Россия XVIII века.
Человек на портрете уже не молод в его взгляде и упрямо сжатых губах сквозит горечь. В основе ее сюжета — события далекого X века, описанные в «Повести временных лет». Но это однотонное пятно полно тонкой разнообразной игры оттенков и света.
Кто хоть раз видел созданные ими портреты, навсегда останется под их очарованием. В это время происходит смена поколений, появляются новые мастера. В 1770 году он выставил в Академии картину «Владимир и Рогнеда». В картине «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями» (1793) сами неточности и даже странности в изображении, скажем, псковского кремля свидетельствуют о том, что художник прилежно пользовался источниками, которые в то время считались достоверными. Аллегорический язык портрета –дань классицизму: Екатерина указывает на алтарь, где курятся маки –символ сна (так и она сжигает себя на алтаре служения отечеству), над нею –статуя Правосудия, у ног –орел, символ мудрости и божественной власти, в проеме колонн – корабль как символ морской державы. Тема была выбрана из далекого прошлого русской истории: «Испытание князем Владимиром силы русского богатыря Яна Усмаря перед поединком его с печенежским богатырем».
Писал также портреты. Среди его учеников – А. Е.
1754). Портреты Серебрякова и его жены передают типы чисто русских людей. Когда и где написана картина. Сказать: черное домино, розовый камзол, белый платок и жабо – значит необычайно огрубить, просто исказить живопись портрета его потрясающую живописную феерию. Административные обязанности отнимали много сил у слабого здоровьем Лосенко. Он провел в Академии 15 лет, начав с Воспитательного училища и завершив обучение работой на тему "Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне" (1785, ГРМ), удостоенной Большой золотой медали.
Угрюмов в своем портрете придает сравнительно небольшое значение цвету. Лабзиной с воспитанницей, ГТГ, оба – 1803 Г. Г. Он одинаково виртуозно владел всеми его техниками и материалами. Безбородко с детьми, ГРМ А. Е. 68 и 1781), пустой светской красавицей представляется Урсула Мнишек (1782), расчетливая кокетливость присуща примадонне итальянской комической оперы певице А. Давиа Бернуцци (1782).
Умер Угрюмов на высшем посту, доступном художнику, – ректора Академии. Фигурки читающих людей мы можем увидеть и на панно Суходольского (например, «Прогулка», ок. Новые эстетические взгляды эпохи проявились в полной мере даже в изображении императрицы.
В его пенсионерских работах ощущалось влияние барочно-рокайльных тенденций. Смолянки – парадные портреты в портрете М. А. Такие похожие и такие разные. Образы героев подкупают и современного зрителя удивительным реализмом.
Угрюмов многое сделал для развития русского рисунка. Заострив внимание зрителя на Пожарском, Угрюмов не забывает и других защитников родины. Классом исторической живописи, куда был определен Угрюмов, руководил Г. И. Козлов с помощниками – П. И. Соколовым и И. А. Акимовым, учениками Лосенко.
Возвратился в Санкт-Петербург в 1790г. Перелом в его судьбе наступил, когда он был замечен Львовым, который в свите Екатерины проезжал через Украину в Крым (Боровиковский исполнил два панно в одной из комнат временного путевого дворца, предназначенного для приема императрицы). Его картины представляют собой обычно органическое сочетание планов. Воспитательное училище при Императорской Академии художеств. Несколько иначе, с большей свободой написан Угрюмовым «Портрет неизвестного» (Русский музей).
Акимов. Портретная живопись. Основная битва внутри города произошла 2 октября у мечети ханского дворца. Печально окончилась творческая жизнь Ивана Никитина. В этом смысле особенно показательны фигуры воинов на упомянутом полотне.
Пейзаж в портрете несет огромную эмоциональную и смысловую нагрузку. Это же можно отметить и в настороженно-внимательном взоре красавицы Санти (1785, ГРМ). Кипренский, В. К. Демидова (1773, ГТГ).
Она также повернута в 3/4, но осанка иная – горделивая, поза статичная. Им написаны портреты лейб-медика И. К. Каменецкого (1810-е), купца А. И. Серебрякова и его жены (оба 1813), купца И. В. Водовозова (1814) и др. Творчество Угрюмова оказало влияние на русскую историческую живопись, обратившуюся к героическому прошлому русского народа. Существовал ли какой-то иной путь. 80-е годы – годы наибольшей славы Левицкого. Они отличаются сурово-правдивыми характеристиками людей, быта, деталей. Львова, к кругу которого принадлежал Левицкий, –он создает образ раскрывающейся жизни.
С наибольшей полнотой эти тенденции выразились в творчестве В. Л. Ранее написанный эскиз «Избрания» (Третьяковская галерея) приятнее по колориту, чем сама картина. Лучшие произведения Лосенко — это полотна исторического жанра, написанные на тему античной и, что особенно важно, отечественной истории. С. 123).
Одно из полотен, «Взятие Казани войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года» (1799, Русский музей, Санкт-Петербург) изображало въезд Ивана Грозного в покоренную Казань. Работал в жанре монументальной исторической картины, отличающейся патриотическим пафосом и приподнятостью (Избрание Михаила Федоровича на царство Взятие Казани, обе – 1800, ГРМ). Художник правдиво передал образ грубого и упрямого человека. Лабзиной с воспитанницей, ГТГ, оба – 1803 Г. Г. Шебуев.
Лучшие достижения русской живописи и в конце века были по-прежнему связаны с портретом. 1800-х гг. ) проникнут тем же духом строгой героики, тем же сдержанным пафосом, что и памятник работы Мартоса. Художник вглядывается в лица этих людей пристально и заинтересованно, подмечая малейшие особенности внешности и характера иногда откровенно любуясь их красотой, прежде всего внутренней (это особенно заметно в портретах Хрипуновой и неизвестной крестьянки в русском костюме). Родился в Москве., –писал его современник о портрете поэта А. П.
В 1804 году им был написан один из первых очерков по русскому искусству — «Краткое историческое известие о некоторых Российских художниках». Павла Петровича (1761, ГРМ), девочки Юсуповой (там же) еще полны рокайльных реминисценций. Заседания Комиссии проходили сначала в Москве (июль-декабрь 1767 г. ), затем в городе Санкт-Петербурге, куда переехал двор. Напряженность кульминационного момента, резкость движения, подчеркнутого еще фигурой человека, упавшего на землю, бурная патетика, выразительный свет идут от барокко. Среди них наиболее известно имя Григория Теплова.
По окончании Академии он был послан во Францию и Италию. В его камерных портретах заметно берет верх трезвое, объективное отношение к модели. Характеристика никогда не однозначна. Размещено на реф. рфГофмансталя, Лондон, – оба сер.
Наиболее экспрессивная, наиболее лосенковская по духу картина Угрюмова – Испытание силы Яна Усмаря (1796-1797) или В присутствии великого князя Владимира Российский воин сын кожевника оказывает силу свою над разъяренным быком. За один из них – архитектора А. Ф. Кокоринова (1769 ил. В эти годы складывается определенный тип камерного портрета (Рокотов редко писал парадные и то в основном в начале творчества) и определенная манера письма, определенный строй художественных средств.
Успех этого произведения предопределил дальнейший путь художника. Большое распространение в XVIII веке получил городской пейзаж. В центре – самое главное – дворец или парковый павильон, перспектива улицы или руина.
Затем они были вновь доставлены в Академию. Стоящие рядом женщины не могут остановить его порыв.
Портрет вел. Получив престол путем узурпации (был отстранен и заключен в крепость малолетний император Иоанн Антонович), она решительно взялась наводить в государстве порядок. Неуловимыми средствами Рокотов умеет передать меняющийся облик модели: насмешливость скептического Майкова, ленивую улыбку и состояние умиротворения в облике Неизвестного в треуголке (оба – 70-е годы, ГТГ), тонкую задумчивость, духовное изящество, хрупкость внутреннего мира на прекрасном лице А. П. Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани войсками Ивана Грозного» (1797—1799) и «Призвание Михаила Феодоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793). Пять лет провел в крепости, затем, в 1737 году, бит плетьми и сослан в Сибирь.
Таковы портреты О. К. Прежде всего он открыл Рисовальное училище для вольноприходящих (1798). 1800-х годов XIX в., ГТГ). Поза полководца, выражение его лица полны решимости. В системе изображения превалирует линеарно-пластическое начало.
Прогрессивность системы обучения, введенной Угрюмовым, сказалась в творчестве его учеников, прославленных живописцев и рисовальщиков: А. И. Иванова, В. К. Шебуева, А. Е. Егорова (прозванного за мастерство рисунка «русским Рафаэлем») и особенно О. А. Кипренского. Петербургский период Рокотова длился до середины 60-х годов. Лучшим в этом ряду является портрет М. И. Рокотов получил вольную и стал одним из прославленных художников XVIII столетия. Рассказ о бытовой живописи XVIII века будет неполным, если мы не упомянем о чудесной картине И. Фирсова «Юный художник» — одной из первых, относящихся к этому жанру.
Обычно угасание интереса к национальной истории в стенах Академии в 1770–1780-е гг. Перелом в его судьбе наступил, когда он был замечен Львовым, который в свите Екатерины проезжал через Украину в Крым (Боровиковский исполнил два панно в одной из комнат временного путевого дворца, предназначенного для приема императрицы). Измайловой, М. А. Подлинная художественность пронизывает это изображение, начиная от лица, в котором соединены чарующая простота, даже простодушие со скептической усмешкой, со следами усталости, разочарования и даже тяжелого внутреннего раскола, до виртуозно написанной одежды.
В поздние годы Угрюмов не получает заказов и больших полотен вот таким образом он не пишет. Угрюмов был выдающимся педагогом. Долгорукой – оба нач.
В следующем за тем году было поручено ему преподавание исторической живописи в Академии. Художник, неразрывно связанный с Академией художеств, ее верный сын и честный слуга. В портрете А. И. Одним из таких мастеров был Федор Степанович Рокотов (1735/36–1808).
Он открывает красоту в реальных ландшафтах. Такие картины, как «Крестьянский обед», «Сговор» и особенно «Празднество свадебного договора», позволяют поставить его в ряд с лучшими художниками его времени. Но времена изменились и живописные приемы, лишенные исторической почвы, превратились в архаизм.
Светская живопись того времени — это портреты-парсуны (от латинского слова «persona»), которые очень напоминают иконописные лики. В картине Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями (1793) сами неточности и даже странности в изображении, скажем, псковского кремля свидетельствуют о том, что художник прилежно пользовался источниками, которые в то время считались достоверными. В дальнейшем И. А.
Ясная логика классицизма казалась в то время глотком свежего воздуха на фоне декоративной вычурности и перегруженности аллегориями поздних барокко и рококо, в духе которых работали тогда приглашенные в Россию иностранные художники (например, С. Торелли и Ф. Фонтенбассо). Портрет, на котором она изображена в последние недели беременности — на черном фоне, в черно-красном капоте, с тревожным выражением на исхудавшем лице, — пронизан предчувствием трагедии. Он связан с именем Г. И.
Будущий художник родился в семье, можно утверждать, прогрессивного по взглядам купца, который, убедившись в художественных наклонностях малолетнего сына, не стал держать его при себе для продолжения дела, а отвез из Москвы в Петербург и определил в Воспитательное училище при Академии художеств (1770). Уже в 1764 г. в его мастерской, по свидетельству современника, стоят десятки портретов, «в которых были окончены одни головы». 1800-х годов XIX в., ГТГ). Художник не остается в стороне от героического стиля позднего классицизма.
Много Левицкий занимается и репрезентативным портретом, среди главных моделей была сама императрица, которую художник писал неоднократно наиболее известно ее изображение в образе законодательницы, повторенное несколько раз самим автором и другими художниками и описанное Державиным, большим другом и единомышленником Левицкого, в оде «Видение Мурзы». В начале 1780-х годов он – среди самых способных учеников Академии. Основные идеи классицизма были уже знакомы русским ученикам, получившим академическое образование, но в совершенстве изучить антнчное искусство они могли лишь во время своего пребывания в Риме. В каждом из них он является художником, необычайно тонко чувствующим национальные черты своих моделей, независимо от того, пишет он царедворца или юную «смолянку». Какая торжественность в Священном избрании младого Михаила. Первым дает задания на смешанные техники (сангина и уголь).
Художественные принципы Лосенко определились к концу шестидесятых годов. Иван Грозный, величественный и неприступный, в то же время великодушен. СПб., 1876. Козлова. Характеристика никогда не однозначна. Единственным украшением служит тяжелый щит, висящий на стене.
Пройдя училище и Академию, талантливый юноша за свою выпускную и написанную рукой мастера картину Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне (1785) получает большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку в Италию. В 1785 году он получил малую золотую медаль за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (ГРМ) и аттестат первой степени со шпагой (т. Демидова (1773, ГТГ). Наиболее поэтичными в творчестве Соколова являются его портреты и рисунки для гравюр.
Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св. Шувалова». Картина предназначалась для Александро-Невской лавры и более ста лет находилась в Троицком соборе лавры (ныне в ГРМ). Боровиковского (1757— 1825) — одного из лучших мастеров портретного жанра в русском искусстве. Здесь им были написаны картины, сразу получившие признание: Чудесный улов рыбы и Авраам приносит в жертву сына своего Исаака (обе ГРМ). Он умел создавать законченную характеристику модели в три сеанса (по троекратном действии). Дьяковой – будущей жены архитектора Н. А. С именем И. П.
Умер Угрюмов на высшем посту, доступном художнику, – ректора Академии. Основной колористический аккорд – сочетание жемчужных и серых оттенков с теплым розовым, с зеленовато-серым в портретах Хованской и Хрущевой и портрете Нелидовой – сменяется другим принципом – большого однотоного пятна (платья) в портретах Алымовой и Молчановой. Павла Петровича (1761, ГРМ), девочки Юсуповой (там же) еще полны рокайльных реминисценций. Действие разворачивается на фоне церковного интерьера. Основной колористический аккорд – сочетание жемчужных и серых оттенков с теплым розовым, с зеленовато-серым в портретах Хованской и Хрущевой и портрете Нелидовой – сменяется другим принципом – большого однотоного пятна (платья) в портретах Алымовой и Молчановой. Провинциальный портрет.
Во времена Александра I заказов на исторические картины он больше не получал, но продолжал разрабатывать интересующие его темы из национальной истории в эскизах: например, «Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества» (начало 1800-х, ГТГ). Царственный жест руки обращен к цветочным горшкам: вот оно, главное достижение и дело всей жизни. В этом парке, кстати, при Екатерине II имелись специальные садовые библиотеки: глядя на бюсты великих, так отрадно заниматься серьезным чтением и размышлениями о возвышенном. Такие сады очень любили разбивать в XVIII веке некоторые из них, например, знаменитый парк в Павловске, сохранились и до сих пор.
Античные и библейские сюжеты (которые преимущественно и считались историческим жанром) и национальная история трактовались в ней соответственно гражданственным и патриотическим идеалам просветительства. Общий тон эскиза золотистый, горячий в картине живопись суше и холоднее. Еще один пример — парадный портрет императора Петра III. Лицо светится на темном фоне, его контуры тают, оно как бы выхвачено из мрака. Совсем иначе работал над этой темой И. Ерменёв (1746 — после 1789), акварелист и график, сын конюха, окончивший Академию художеств и известный тем, что участвовал во взятии Бастилии 14 июля 1789 года. Правую руку он приложил к сердцу, а левой как бы отмахивается от предложения. Однако это объяснение, во-первых, очень прямолинейное, вульгарно-механистическое а во-вторых, что представляется неоспоримым аргументом, такое угасание не находит подтверждения в других видах искусства и литературы, т. е.
Цветом лепится объем, подчеркивается трехмерность, вещественность. Картина построена по правилам академической классической композиции. С 80-х годов можно говорить о «рокотовском женском типе»: гордо поднятая голова, удлиненный разрез чуть прищуренных глаз, рассеянная улыбка – все это неизбежно приводит к некоторой потере конкретности. Учился в петербургской АХ (1770-85) преподавал там же (с 1791 ректор с 1820), среди учеников – А. Е. Егоров, В. К. Шебуев, А. И. Иванов, О. А. Кипренский. Угрюмова (1764–1823), основной темой произведений которого является борьба русского народа: с кочевниками (Испытание силы Яна Усмаря, 1796–1797, ГРМ), с немецкими рыцарями (Торжественный въезд в Псков Александра Невского после одержанной им над немецкими рыцарями победы, 1793, ГРМ), за безопасность своих границ (Взятие Казани, 1797– 1799, ГРМ) и пр.
Сумарокова (ГИМ). связывают с реакцией после пугачевского бунта. Композиция, конечно, довольно условна, но все же достаточно едина, цельна.
Художник опирается здесь на традиции барочного репрезентативного портрета. Рубеж XVIII–XIX вв. Заседания Комиссии проходили сначала в Москве (июль-декабрь 1767), затем в Петербурге, куда переехал двор. В Русском музее проходит выставка к 250-летию со дня рождения одного из мастеров русской живописи— Григория Угрюмова (1764–1823).
Девочки разных возрастов изображены просто позирующими (самые маленькие – Давыдова и Ржевская), танцующими (Нелидова, Борщова, Лёвшина), в пасторальной сцене (Хованская и Хрущева), музицирующими (Алымова), с книгой в руках (Молчанова). Методические новшества не могли не сказаться и на обучении основного контингента учащихся. Конечно, вся эта «безыскусственность» портретов вполне искусно сделана, но само появление подобных изображений говорит об интересе к тонким «чувствованиям», к передаче душевных состояний, к частной жизни человека, мечтающего или просто отдыхающего и находящегося в единении с природой.
Бенуа, «ненастоящность» придает еще больше очарования этим «очаровательным дурнушкам», некрасивым красавицам с милыми неправильными лицами, «в заученных позах нелепого танца на дорожках парка». Встал первоочередной важности вопрос: куда вывезти художественные сокровища Петербурга. В нем рождалось осознание того, что это и есть русский народ. Русский сдавил печенега и ударил его, мертвого, о землю.
Но главное у Шибанова — лица. Серебрякова художник мастерски передает жизненный облик русского купца того времени. Но — сдаваться. Наиболее характерным его представителем был Федор Яковлевич Алексеев (1753/54-1824). В 1793 г. по заказу Екатерины II он создал большое историческое полотно «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями».
А также — сам Петербург (например, «Вид на Большую Невку и дачу Строгановых», 1804), в изображении которого главным для него остается природа, а архитектурные сооружения воспринимаются как ее часть. Лицо умершего, тревожно освещенное пламенем свечей (оставшихся «за кадром» картины), выписано строго реалистично и вместе с тем исполнено подлинного величия. Художники воссоздавали образ человека с помощью различных живописных средств: изысканных цветовых оттенков, дополнительных цветов и рефлексов, богатейшей системы многослойного наложения красок, прозрачных лессировок, тонкого и виртуозного использования фактуры красочной поверхности. Именно при помощи светотени и создается почти пластическая осязаемость изображаемых предметов в произведении классицизма.
Его профессорами были исторические художники Г. И. Как и все ведущие художники своей эпохи, У. писал картины на религиозную тематику, образа для храмов, например, «Архистратиг Михаил», «Архангел Гавриил», «Архидиакон Филипп» из Казанского собора в Петербурге (1810, ныне ГРМ). Пишет виды знаменитых парков в окрестностях Петербурга — Гатчины, Павловска, Петергофа: «Вид на Гатчинский дворец с Длинного острова» (1796), «Каменный мост в Гатчине у площади Коннетабля» (1799—1801).
Одной из первых европейских держав. Искание тона –так можно обозначить основную живописную задачу Рокотова в 70-е годы. Одним из таких мастеров был Федор Степанович Рокотов (1735/36–1808). Это не просто интерьер, это своеобразный «портрет без модели» (впрочем, Шувалова мы все-таки видим: на стене кабинета висит его портрет работы Ж. -Л. Прогрессивность системы обучения, введенной Угрюмовым, сказалась в творчестве его учеников, прославленных живописцев и рисовальщиков: А. И. Иванова, В. К. Шебуева, А. Е. Егорова (прозванного за мастерство рисунка «русским Рафаэлем») и особенно О. А. Кипренского. 80-е годы – годы наибольшей славы Левицкого.
Похожи на барельефы античных стел фигуры плачущих служанок. Если двойной портрет сестер Гагариных (1802, ГТГ) представляет девочек с нотами и гитарой еще на фоне пейзажа, то более поздние композиции Боровиковский решает на нейтральном фоне.
Левицкий вообще любил писать молодых на протяжении всей своей творческой жизни. Екатерине понравились росписи временного дворца, сделанные Боровиковским. Филипповой, жены помощника архитектора Воронихина (начало 90-х годов, ГРМ). Один из крупнейших представителей классицизма. Акимов (1754—1814) создал еще ряд картин, в основном на мифологические темы (например, «Самосожжение Геркулеса»), долго преподавал в Академии, одно время возглавлял ее.
кн. (Сборник императорского Русского исторического общества. Фигура его особо выделена среди других членов посольства. Петербургский период Рокотова длился до середины 60-х годов. Он пишет главным образом купцов, как, например, Серебрякова и его жену (1813, Третьяковская галерея), Устинова, Мартына Глухова, Харичкина, Хворинова (местонахождение этих портретов неизвестно), Водовозова (1814, Третьяковская галерея) и др. Пройдя училище и Академию, талантливый юноша за свою выпускную и написанную рукой мастера картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785) получает большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку в Италию.
После Лосенко самым известным историческим живописцем XVIII века был Григорий Иванович Угрюмов. Родился Боровиковский на Украине, живописи учился у отца. Кокоринова (1769, ГРМ). Несмотря на несколько условный характер созданных им образов искусство Угрюмова отразил живой интерес к героям родной истории, столь характерный для передовых слоев современного ему русского общества. Парадный портрет — во многом порождение стилистики барокко (это направление, зародившееся в XVI веке, господствовало тогда в России) с его тяжеловесной пышностью и мрачноватым величием.
для пользы юношества, упражняющегося в рисовании. », по которому впоследствии учились целые поколения художников, Антон Павлович Лосенко (1737–1773) был и первым русским профессором класса исторической живописи. Он приказывает царю встать с колен. Картина Угрюмова «Испытание силы Яна Усмаря» стала значительным явлением в истории отечественного искусства рубежа XVIII–XIX веков, он был не только одним из крупнейших художников этого времени, но и руководителем класса исторической живописи — важнейшего в академической системе. Меч, лежащий между ними, как бы закрепляет эту связь.
Арсеньевой, сестер Гагариных, крестьянки Христиньи (последний замечателен еще и тем, что для Боровиковского важна не «этнографичность» образа крепостной крестьянки, а, как и в портретах дворянских девушек, внутренний мир). С. 123). Здесь им были написаны картины, сразу получившие признание: «Чудесный улов рыбы» и «Авраам приносит в жертву сына своего Исаака» (обе ГРМ). В поздние годы Угрюмов не получает заказов и больших полотен вот таким образом он не пишет. Отсюда проснувшийся интерес к крестьянскому быту, костюму, обрядам и традициям. Искание тона –так можно обозначить основную живописную задачу Рокотова в 70-е годы.
Это портрет камерный интимный. Тем же величественным жестом, что и Кокоринов, Демидов «указует» на горшок с цветами. В самом деле, параллели очевидны.
Дьяковой – будущей жены архитектора Н. А. Картина проникнута чувством героического пафоса. кн. Композиция становится все наряднее, праздничнее, фигура чаще всего вписывается в овал. Среди этих работ картины «Детские вакханалии» и «Смерть Лукреции» (1783 г. ).
Портрет данный имел большой успех и позже. Они также говорят о тесных связях художника с купеческой средой, с отцом, продолжавшим активную деятельность до последних лет (он пережил сына на 1, 5 года), а их образная система явно наводит на мысль об использовании автором провинциальной художественной традиции. После девяти лет обучения в общеобразовательных классах, где возможным учителем Угрюмова был Д. Г. Левицкий, будущий художник переходит собственно в Академию. И в 1757 г., в Петербурге состоялось открытие Академии трех знатных художеств.
1800-х годов мадам де Сталь, портрет М. И. Свои темы Угрюмов брал исключительно из русской истории: "Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами" (1793–1794. ), "Испытание силы Яна Усмаря" (1796–1797), "Взятие Казани 2 октября 1552 года" (не позднее 1800), "Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года" (не позднее 1800 все – ГРМ). Портрет Е. Н. Арсеньевой, созданный в 1796 году (ил.
В Академии художеств существовал специальный класс домашних упражнений. Находясь за границей (в шестидесятых годах он дважды побывал в Париже, потом в Риме), Лосенко вел «Журнал примеченных мною знатных работ живописи и скульптуры», где тщательно анализировал свои впечатления от работ великих европейских мастеров — Рафаэля, Рубенса, Рембрандта, Пуссена изучал памятники античности, определяя собственную дорогу в искусстве. Пособий для написания картин на исторические темы не существовало.
Левицкий вообще любил писать молодых на протяжении всей своей творческой жизни. Крупнейшим историческим живописцем был Антон Павлович Лосенко. Пейзаж в портрете несет огромную эмоциональную и смысловую нагрузку. Имеются и другие более мелкие, но важные находки.
При всей декламационности и патетике в картине Лосенко много искреннего чувства. В некоторых портретах изображение помещается на нейтральном фоне (Ржевская и Давыдова, Алымова), другие – на фоне театрального задника, условного театрального пейзажа изображающего парковую природу. Это мастерство производит большое впечатление в картине девятнадцатилетнего Акимова «Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев», написанной под большим влиянием учителя, но на профессиональном уровне вполне зрелого художника.
Он был влюблен в русскую историю и сюжеты для своих картин черпал из нее. На первый план выдвигалась «чувствительность» сцены.
Лопухиной, Е. Н. – после 1789). Большой принципиальный интерес представляет его картина «Владимир и Рогнеда» (1770). Колорит таких картин отличался подчеркнутой условностью цвета.
Но сделаться им было нелегко. Лосенко принадлежит первое произведение из русской истории – «Владимир и Рогнеда». Русское же искусство XVII столетия находилось еще во власти традиции и канона.
Это период исканий, еще тесных связей с искусством середины века. Русские художники постепенно выработали композиционные принципы построения исторической картины: они уделяли большое внимание передаче характера действующих лиц, одежде и обстановке. Левицкий –создатель и парадного портрета (недаром говорили, что он запечатлел в красках весь екатеринин век, переписал всех екатерининских вельмож) и великий мастер камерного портрета. И художник отправился в Петербург — совершенствоваться в живописи.
Писал картины на исторические и религиозные сюжеты, портретист. В ранней юности он пел в придворном хоре, оттуда попал в ученики к Аргунову. Особо отмечает художник глаза купца, его спокойную уверенность в себе. Первым дает задания на смешанные техники (сангина и уголь). Боровского.
Он им не льстил, оставаясь объективным в своих характеристиках. В 1797 г. получил звание академика за картину Испытание силы Якова Усмаря (ГРМ). Ему подчинялось окружение – другие персонажи, архитектура, пейзаж. Однако среди этих поздних портретов есть большие творческие удачи мастера (портрет А. В. Аллегорический язык портрета –дань классицизму: Екатерина указывает на алтарь, где курятся маки –символ сна (так и она сжигает себя на алтаре служения отечеству), над нею –статуя Правосудия, у ног –орел, символ мудрости и божественной власти, в проеме колонн – корабль как символ морской державы. Они так же говорят о тесных связях художника с купеческой средой, с отцом, продолжавшим активную деятельность до последних лет (он пережил сына на 1, 5 года), а их образная система явно наводит на мысль об использовании автором провинциальной художественной традиции.
Этот голштинский принц был избран бездетной Елизаветой в преемники только из-за родства (он являлся ее племянником, внуком Петра I), а не из-за личных качеств, увы — ничтожных. Выдающуюся роль в искусстве середины столетия сыграл великий Ломоносов, возродивший старинную технику мозаики и создавший огромную мозаичную историческую картину «Полтавская баталия». Один из крупнейших художников России XVIII века. Лосенко внимательно изучал не только русскую историю, но и древнерусские костюмы (насколько это позволяло тогдашнее знание) искал наиболее характерные типажи (интересны фигуры двух воинов– «новгородских мужиков» –в правом верхнем углу композиции). Имя Боровиковского в русском портретном искусстве рубежа столетий отнюдь не одиноко.
Эскиз по заслугам был высоко оценен современниками. Все работы Угрюмова лишены какого-либо морализаторства. Самая обыкновенная поза его показывает уже довольно резкий отход от правил «представительности», считавшихся необходимыми при изображении дворянства и придворных «персон» ХVIII века. Декоративность усиливается и кулисами изображающими условные пейзажи или драпировки.
В камерных же портретах кисти Аргунова именно эта характеристика выходит на первый план. За эту картину Угрюмов в 1797 году был признан академиком. Шереметева и умерла в молодости, вскоре после рождения сына.
За спиной Яна Усмаря стоят его отец и брат. Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны им жертвуют. Арсеньевой, 1796, ГРМ).
До 1776 года продолжалась его работа над «Смолянками» — серией портретов воспитанниц Смольного института, той самой, что навсегда прославила бы его имя, даже если б он не написал ничего другого. не было вызвано условиями цензуры. Слава к Рокотову приходит скоро. С этой картиной и ее автором связано несколько загадок. Вторжение Наполеона в Россию на время прекратило эту полезную деятельность Общества.
Размещено на реф. рф1800-х годов мадам де Сталь, портрет М. И. Колорит Левицкого в этой серии ясен и жизнерадостен. Впрочем, последнее не суть важно. Наконец, в них в полный голос заявляет о себе народный герой, как в "Испытании силы Яна Усмаря", где герой доказывает (малогуманным, правда, способом: вырвав целый бок у бедного быка), что может вступить в единоборство с печенежским богатырем. Угрюмов стал реформатором всей педагогической системы в Академии художеств.
Слава к Рокотову приходит скоро. Портрет этот имел большой успех и позже. Пространственность композиции усиливается поворотом фигуры в, жестом руки, повторением светло-серого цвета: светлыми пятнами ткани, наброшенной на кресло, светлым кафтаном, серо-белой бумагой чертежа на бюро.
Единство устремлений связывает обе фигуры. Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св. Примером для себя она избрала Петра I (по ее повелению ему был воздвигнут знаменитый памятник на петербургской Дворцовой площади). Уже в 1764. Загорелое скуластое лицо обрамлено длинными рыжеватыми волосами и пушистой бородой.
Это портрет известного заводчика П. А. Еще раньше для Александро-Невской лавры он написал большое панно «Торжественный въезд Александра Невского в Псков (1793, ГРМ). На обороте одной из них указано, что она представляет «суздальской провинции крестьян» и писалась «в той же провинции, в селе Татарове». Он по-прежнему воплощение силы духа и неукротимой энергии. Тем же величественным жестом, что и Кокоринов, Демидов указует на горшок с цветами.
Пользуясь зарисовками с натуры, они сочиняли свои композиции в мастерской. Портрет подписной и датированный, как и портрет Кокоринова. Была ли в том необходимость. Бант или букет украшают платье, усиливая этим впечатление необыденности, праздничности.
«Какое выражение силы в Печенежском единоборце. Это обычно погрудное изображение. Левицкого. Угрюмов пользовался у современников неограниченным авторитетом. Живые, полные подчеркнутой экспрессии фигуры воинов изображены в левой части картины.
Но к концу века в русском искусстве укрепляется осознание того, что, во-первых изображение природы ценно само по себе, а во-вторых, что через него можно выразить самые сложные человеческие настроения. Очевидно, он успел увидеть и оценить оборотную сторону грандиозных свершений. Среди них и «Покорение Казани царем Иваном Васильевичем, картина, писанная Угрюмовым и хорошо сгруппированная, а также Венчание на царство Михаила Федоровича Романова, деда Петра Великого, очень хорошо исполненная картина Угрюмова, заслуживающего место между лучшими историческими живописцами своего времени» (Коцебу 1801. На рубеже 70–80-х годов под воздействием новых эстетических воззрений становятся заметны новые качества рокотовской манеры. Ее можно было бы назвать «Нищие». По возвращении в Петербург (1790) Угрюмов становится преподавателем класса исторической живописи и исполнителем заказов их императорских величеств — Екатерины II, затем Павла I: Торжественный въезд Александра Невского в город Псков (1793), Взятие Казани войсками Ивана Грозного (1797—1799), Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года (не позднее 1800).
Внутренняя политика Екатерины была решительной и жесткой. После смерти Петра I в России начались сложные времена. Т. XVII. Свобода исполнения являлась результатом не одной только выучки, но таланта автора.
Она пленяет нежной меланхоличностью, удивительной мягкостью и внутренней гармонией. Егоров, ОА. Долгорукой – оба нач.
В преподавании живописи Угрюмов так же ввел изменения. Портреты Левицкого отличаются большим разнообразием. Портрет подписной и датированный, как и портрет Кокоринова.
В XVIII веке известное развитие получил бытовой жанр. Одним из наиболее значительных произведений, прославившим имя Угрюмова, была картина «Испытание князем Владимиром силы русского богатыря Яна Усмаря перед поединком его с печенежским богатырем». За эту картину Григорий Иванович в 1797 был признан академиком. Живостью и умом светятся глаза дочери художника, Агаши (1785), которую он изобразил в русском костюме. Русской историей Соколов интересовался разве что в академический период. Девочки разных возрастов изображены просто позирующими (самые маленькие – Давыдова и Ржевская), танцующими (Нелидова, Борщова, Лёвшина), в пасторальной сцене (Хованская и Хрущева), музицирующими (Алымова), с книгой в руках (Молчанова).
Угрюмов же, напротив, стал действительно живым звеном передачи традиции. 74). Филипповой, жены помощника архитектора Воронихина (начало 90-х годов, ГРМ). Ровное, уверенное продвижение по службе.
Таковы были «птенцы гнезда Петрова» — от Меншикова до Абрама Ганнибала — азартные и талантливые люди самого разного происхождения, благодаря которым российский корабль смог одолеть штормовое море радикальных реформ. Но и на этом пути у такого мастера, как Рокотов, были большие удачи, например портрет В. Н. Каждый портрет — самостоятельное произведение, у каждой смолянки — свой характер.
Живописная маэстрия усиливает сложную характеристику модели в целом. Рисунок самого Угрюмова отличался высоким мастерством. Это целая галерея портретов, которые можно было бы назвать портретами ампирными.
Это сознательная, чуть ироническая «неправда маскарада», как писал А. Н. Среди них портрет архитектора и одного из авторов здания Академии художеств А. Ф. В схеме парадного портрета решен и другой образ Левицкого – П. А. Д. Г. Левицкий (1735-1822). В характеристике модели, в композиции и колорите как бы изменяются акценты. 21 апреля 1770 года он определил сына в воспитательное училище при Академии художеств. Иногда эти картины заставляют вспомнить о парсунах: в них (как и в произведениях Вишнякова) подчас не хватает воздуха и динамизма неизменно точной внешней характеристике моделей не всегда сопутствует внутренняя.
С 1785 по 1790 г. – пенсионер Академии художеств в Италии. Вторая половина XVIII века — время высокого взлета русского портретного искусства. Угрюмов портреты современников, расписывал церкви и соборы Петербурга. Одной из главных заслуг было изменение системы преподавания рисунка.
Какая торжественность в Священном избрании младого Михаила. Кокоринов изображен в своем кабинете у стола, на котором лежит план Академии художеств. Алексеев изображал панорамы столицы в серебристо-сером свете северного неба. Храповицкого, 1781, ГРМ пленительные портреты детей Воронцовых, 90-е годы, ГРМ и пр. ). Его эскиз Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества (нач.
Рядом с ним его воины с поднятыми вверх пиками. В этом своеобразие его исторической роли и в этом ее значение. Уменье внимательно изучать натуру выступает здесь с еще большей силой и убедительностью. Композиция строится наподобие многофигурной у мизансцены классицистического спектакля.
Какое достоинство в Победителе Казани. Во Владимирской губернии, в суздальской провинции он написал две картины: Крестьянский обед (1774) и Празднество свадебного сговора (1777 ил. На фоне последнего и изображена модель на портрете Левицкого. В портрете «Неизвестного в треуголке» золотистые тона вспыхивают на черном и на черно-коричневом фоне, сверкают даже в серебре головного убора, все пронизано светом, выхватывающим это пухлое, милое в своей неправильности лицо.
Одной из главных заслуг было изменение системы преподавания рисунка. Во-первых, он уже существовал в русской живописи (в отличие от большинства других жанров, которым только предстояло появиться). В следующем за тем году было поручено ему преподавание исторической живописи в Академии.
Но им создаются эскизы, в которых появляется нечто новое. На первом плане изображались высокие деревья или часть здания, которые служили как бы кулисой. Угрюмов учился в классе исторической живописи.
Казань пала, хан Едигер был захвачен в плен, его воины казнены. Лопухиной. Учился в Академии художеств (1770-1785) у И. А. Опустившись на колени, он взывает к милости победителя. Последнее неоконченное произведение Лосенко, дошедшее до нас лишь в эскизе, посвящено сюжету из Илиады – Прощание Гектора с Андромахой (1773, ГТГ).
Еще раньше для Александро-Невской лавры он написал большое панно «Торжественный въезд Александра Невского в Псков» (1793 г., ГРМ). Арсеньевой, 1796, ГРМ). Но смысла, по-видимому и не следует искать: появление этих персонажей – результат несколько наивной попытки сделать изображение более «жизненным». Стремился к абсолютному владению техникой, точному знанию анатомии и перспективы. Лосенко оставил ряд очень выразительных и правдивых подготовительных рисунков изображающих русских мужиков, на основе этих рисунков и были написаны прекрасные по своей естественности образы воинов в картине «Владимир и Рогнеда».
Высокую интеллектуальность, духовную значительность подчеркивает художник в портрете французского философа Дени Дидро (1773-1774), посетившего русскую столицу изобразив его в домашнем халате и без парика. В 1797 он исполнил программу на звание академика – Испытание силы Яна Усмаря (ил. Такой ее представил Боровиковский на портрете 1795 г. (ГТГ авторское повторение – конца 1800-х годов, ГРМ) исполненном, кстати сказать, также не без участия Львова, но уже тогда, когда русское просвещенное дворянство жило иными образами и идеалами.
Это же можно отметить и в настороженно-внимательном взоре красавицы Санти (1785, ГРМ). Портреты получили позднее в искусстве название сюиты, хотя Левицкий не задумывал их как нечто цельное и писал несколько лет (1772–1776). И, возможно, на всю жизнь остался бы провинциальным портретистом, если бы не путешествие императрицы на юг России, которое она предприняла в 1787 году. Будучи поклонницей французских просветителей, она, дабы не допустить расшатывания основ государства (с началом революции во Франции эта задача стала особенно актуальной. ), преследовала вольномыслие и беспощадно подавляла крестьянские бунты.
1795) идеального образа, прекрасного в своей простоте, в групповом портрете сестер Гагариных (1802). Более того, он помещает слева совсем уж «неканоническую» группу персонажей: старуху с ребенком на руках, девушку и женщину в венце. Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани 2 октября 1552г. становится все "классичнее", суровее, строже (преддверие "строгого классицизма), все более тяготеет не к национальным, а к всемирно-историческим традициям и потому все чаще обращается к античности и Священному Писанию.
Она создана как будто на одном дыхании. Они с большой тревогой наблюдают за ходом поединка, готовые прийти на помощь. Современники считали, что «он ввел образ рисования более решительный, более свободный и более полезный для художника» и это, по-видимому, верно.
С. 27). Уменьшенный вариант (эскиз. ), принадлежавший в начале XIX века графу М. С. Воронцову, находится в НХМ РБ, Минск. Иоанн IV Васильевич Грозный (25 августа 1530 18 марта 1584) великий князь Московский и всея Руси (с 1533), первый царь всея Руси (с 1547). Русская историческая наука делала в то время свои первые шаги. Большой интерес представляет этот эскиз и с живописной стороны.
Портрет становится более интимным. Суровцевой (конец 80-х годов, ГРМ), притягательная сила которого заключена в его одухотворенности и тонкой задушевности. Рокотов получил вольную и стал одним из прославленных художников XVIII столетия. Первым в Академии он дает задания на белой бумаге (а не на тонированной), на которой строение объема выглядит конкретнее и яснее. При его же содействии ученики закреплялись за отдельными профессорами.
Спорна дата его рождения: 1732 или 1735 год а может и 1736 (умер художник в 1808 году). В 1788. В традиционной в целом академической картине, где все строго выверено и каждый жест значим, эта группа вносит диссонанс, поскольку смысл ее неясен. Лосенко внимательно изучал не только русскую историю, но и древнерусские костюмы (насколько это позволяло тогдашнее знание) искал наиболее характерные типажи (интересны фигуры двух воинов– новгородских мужиков –в правом верхнем углу композиции).
В колорите превалируют «рубенсовские» теплые тона, типичные для академической живописи, но здесь они применены более осмысленно, в соответствии с сюжетом. Устрашенные кочевники бежали. Во второй половине XVIII века портретное искусство достигает своего расцвета.
Свои основные темы он черпал в античной мифологии: "Меркурий и Аргус" (1776, ГРМ), "Дедал привязывает крылья Икару" (1777, ГТГ), "Венера и Адонис" (1782, ГРМ) и др. Несколько иначе рассматривал свою задачу Суходольский. Фактура сглаженная, почти эмалевая, мастерство доведено до рафинированности. Несколько особняком стоят в творчестве Угрюмова портреты. Последнее неоконченное произведение Лосенко, дошедшее до нас лишь в эскизе, посвящено сюжету из «Илиады» – «Прощание Гектора с Андромахой» (1773, ГТГ). Все «сентиментальные» портреты Боровиковского – это изображения модели в простых нарядах иногда в соломенных шляпках, с яблоком или цветком в руке (портрет Е. Н. Это обычно погрудное изображение. Имеются и другие более мелкие, но важные находки.
Как педагог и как рисовальщик он обращает внимание на выразительную, живописную роль светотени. Первые русские натюрморты принадлежат кисти нескольких мастеров, в том числе анонимных. Портреты получили позднее в искусстве название сюиты, хотя Левицкий не задумывал их как нечто цельное и писал несколько лет (1772–1776).
Портреты супругов Бутурлиных, А. М. После этого произошла схватка между печенежским богатырем и Яном Усмарем. Четкость пластических объёмов, определенность линейных контуров, большая гладкость живописи – черты, которые усиливаются под воздействием укрепляющейся классицистической системы.
Угрюмов пользовался у современников неограниченным авторитетом. Интерес к истории российского государства не ограничился одной программной картиной. В ней Лосенко избрал тот момент, когда новгородский князь Владимир «испрашивает прощения» у Рогнеды, дочери полоцкого князя, на землю которого он пошел огнем и мечом, убил ее отца и братьев, а ее насильно взял в жены.
Румянцевой, А. К. В нем находят отражение идеи сентиментализма — течения, популярного на рубеже веков и в первые годы XIX столетия.
1790-х гг. ил. Одним из ее достоинств было стремление художника к исторической достоверности: кольчуги, латы воинов и одежды псковских жителей переданы с убедительной точностью. Эта ничтожность личности так ярко видна в портрете (при том, что он просто переполнен драпировками, орденами, горностаевыми мантиями и прочими атрибутами пышности и власти), что незадачливого императора становится, честно говоря, жалко.
Его рисунки и картины (Жертвоприношение Авраама, Каин, Авель) пользовались у современников большим успехом, долгое время служили образцами мастерства и часто копировались учениками. Мастер портрета и рисунка. Его всегда отличали наблюдательность, живое любопытство, жадное стремление к знаниям.
То, что очень быстро начал развиваться именно жанр портрета, неудивительно. Перед нами — иная художественная система, предназначенная для духовного искусства. Нарышкиной, М. И.
В этих работах он впервые заявил себя художником классицистского направления. Ацаркина верно сказала: «Почти пугающее всеведение взгляда». В традиционной композиции парадного портрета с непременным условным жестом, которым модель «указует» на лежащий на бюро чертеж Академии, в праздничном одеянии, сшитом к открытию Академии и стоившем Кокоринову годового жалованья, как гласят документы, Левицкий создал образ совсем не однозначно-парадный.
С этого времени портрет начинает сильно интересовать Угрюмова. Сходна со знаменитой скульптурной группой и тяжеловатая пластика фигур, в которой нет уже изысканной гибкости персонажей «Александра Невского» или «Призвания на царство». А вот еще одна прекрасная картина, написанная все в том же 1773 году.
Обстоятельства жизни Рокотова и по сей день не все выяснены. Он, вероятно, следовал призыву своего современника, теоретика А. А. Писарева, писавшего в то время: «Нужно, чтобы историческая картина служила не только в пользу зрителя, но еще и пленяла». Она также повернута в 3/4, но осанка иная – горделивая, поза статичная. Впрочем, нам сейчас важно другое. Как и все ведущие художники своей эпохи, Угрюмов писал картины на религиозную тематику, образа для храмов, например, «Архистратиг Михаил», «Архангел Гавриил», «Архидиакон Филипп» из Казанского собора в Петербурге (1810 г., ныне ГРМ).
В нем, кроме того, намечен новый взгляд на человека. Он полон призыва и отваги. Картина «Испытание силы Яна Усмаря» находится в Русском музее.
В эти годы Боровиковский много занимается портретной миниатюрой на металле, картоне, дереве (к примеру, Лизынька и Дашенька, 1794, ГТГ). Они абсолютно живые. В портрете «Екатерина II-законодательница в храме богини Правосудия» (1783, ГРМ, вариант–ГТГ) императрица представлена «первой гражданкой отечества», служительницей законов. Современники считали Угрюмова родоначальником русской исторической картины. На фоне последнего и изображена модель на портрете Левицкого. Расцвет этого жанра начинается в сороковые годы. Яркие психологические характеристики даны и в камерных портретах — Г. Р.
Высокий пафос этого произведения Угрюмова, выразительность, с которой он показывает колоссальное напряжение мускулов Усмаря, создают яркую, поучительную и волнующую картину.
Судьбы этих людей часто складывались трагически. Эта группа художников была тесно связана с молодой Академией, которая всячески опекала историческую живопись, считая ее самым значительным и самым «благородным» из всех художественных жанров. 63).
Он вел занятия поочередно с И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым и др. Камерные портреты Левицкого эпохи расцвета его творчества, который приходится на 1770-е – 1780-е годы, представляют вершину достижений художника. Гофмансталя, Лондон, – оба сер. Живописная маэстрия усиливает сложную характеристику модели в целом. Егоров, А. А. Иванов, О. А. Кипренский.
Сумарокова (ГИМ). Особую роль в развитии отечественной исторической живописи сыграл Г. И. Левицкий –создатель и парадного портрета (недаром говорили, что он запечатлел в красках весь «екатеринин век», переписал всех екатерининских вельмож) и великий мастер камерного портрета. В 1785 году за программу «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» молодой художник получает малую золотую медаль (большая в том году не присуждалась) и право на пенсионерскую поездку в Рим, где копирует античные статуи, Веронезе и Гвидо Рени – «колориста» и «пластика», чтобы усвоить и то и другое качество.
Он одинаково виртуозно владел всеми его техниками и материалами. Это портрет камерный интимный. Для художника все его модели – люди со сложной внутренней жизнью. Ацаркина верно сказала: Почти пугающее всеведение взгляда.
Такой ее представил Боровиковский на портрете 1795. При этом художники обычно старались глубоко передать внутреннюю жизнь героев.
Бакуниной, 1782, ГТГ). Косматые брови по-совиному сходятся у переносицы. В преподавании живописи Угрюмов так же ввел изменения. Но не все действующие лица картины охарактеризованы так отвлеченно, как Александр. Был принят в 1770г.
Есть предположение, что в Париже и что на ней изображена французская семья. Г. И. Угрюмов (1764-1823). Став знаменитым после «Усмаря», он, по заказу Павла I, для Михайловского замка пишет две огромные композиции: «Взятие Казани Иваном Грозным» и «Призвание Михаила Романова на царство» (обе 1800 г., ГРМ), высоко оцененные современниками за небывалую доселе достоверность исторических сцен. Бытовая живопись. Неуловимыми средствами Рокотов умеет передать меняющийся облик модели: насмешливость скептического Майкова, ленивую улыбку и состояние умиротворения в облике «Неизвестного в треуголке» (оба – 70-е годы, ГТГ), тонкую задумчивость, духовное изящество, хрупкость внутреннего мира на прекрасном лице А. П.
Но им создаются эскизы, в которых появляется нечто новое. Все это, конечно, не от недостатка таланта. Помимо исторической живописи, Угрюмов создал и галерею портретных образов.
Какое выражение силы в Печенежском единоборце. Угрюмов (1764—1823). Эта единый художественный ансамбль, объединенный одним светлым чувством радости бытия и общим декоративным строем. Более того, он помещает слева совсем уж неканоническую группу персонажей: старуху с ребенком на руках, девушку и женщину в венце. Он даже Екатерину II написал в образе «казанской помещицы», гуляющей по саду в теплом салопе. Любимца Екатерины II, легкомысленного придворного А. Д. Ланского (1782) он показал холодным и важным, кукольно красивым, разряженным в расшитый золотой мундир.
Угрюмову важно было подчеркнуть торжественность шествия, ликование народа, встречающего князя-победителя после поражения немецких псов-рыцарей, которые со связанными руками, приниженные, движутся в окружении победителей. За эту картину в 1797 Угрюмов получил звание академика. В схеме парадного портрета решен и другой образ Левицкого – П. А. Фигура неизвестного мягко выступает на темном фоне.
Новые эстетические взгляды эпохи проявились в полной мере даже в изображении императрицы. На этом произведении можно проследить, как «внедрялись» классицистические принципы в русскую живопись. Его кисти принадлежат блестящие парадные портреты князя Куракина (1801—1802), Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена (1800) и др.
". Например, в картине «Призвание Михаила Федоровича на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800) он разрабатывает актуальную во все времена тему власти как долга и бремени. В 1794 получил звание «назначенного» в академики, а через год приступил к разработке программы на тему «Испытание силы Яна Усмаря» (1796, ГРМ). В системе изображения превалирует линеарно-пластическое начало. Но это однотонное пятно полно тонкой разнообразной игры оттенков и света.
Слава к Левицкому пришла в 1770., когда на академической выставке экспонировались шесть его портретов. Работа эта заняла более двух лет и результатом ее стали два полотна: «Взятие Казани войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года» и «Избрание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (1797-99).
Лучшим в данном ряду является портрет М. И. 65) – он был удостоен звания академика. Но это лицо лишено уже дружественности, теплоты, характерной для портретов 70-х годов. Или, например, Царицыно В. И. Баженова, Петровский дворец М. Ф. Казакова, "родословия русских государей" в медалях и изображения великих князей и царей в шубинских барельефах Чесменского дворца.
В 1797 году он получает звание академика за картину «Испытание силы Яна Усмаря», в 1800 – должность профессора. По окончании академического курса в 1785г., с малою золотою медалью, полученною за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785), Угрюмов в 1787г. Лопухиной. Все сентиментальные портреты Боровиковского – изображения модели в простых нарядах иногда в соломенных шляпках, с яблоком или цветком в руке (портрет Е. Н.
Т. XVII. Портрет вел. Произведения Угрюмова, при всей их театральности и композиционной условности, свойственной исторической живописи классицизма, присуще тяготение к темам национальной истории, к героической взволнованности образов (Избрание Михаила Фёдоровича на царство, Взятие Казани – оба 1800, ГРМ).
Модель изображается на фоне пейзажа или интерьера, но непременно на первом плане, часто в полный рост, как бы подавляя своим величием окружающее пространство. Третий замечательный художник рассматриваемого периода – Владимир Лукич Боровиковский (1757–1825). Лосенко принадлежит первое произведение из русской истории – Владимир и Рогнеда. Самый первый в ряду этих портретов –портрет O. K.
Свет и цвет впервые стали для него средством эмоционального воздействия. Император лично утвердил тематику картин для Воскресенского зала. Наиболее полно и целостно Левицкий выразил свое понимание трактовки образа в парадном портрете в серии портретов смольнянок – воспитанниц Смольного института (1773-1776). Тонко и гармонично проведено сочетание рыжеватых и золотистых оттенков в лице.
Его эскиз «Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества» (нач. По возвращении в Петербург (1790) Г. Угрюмов становится преподавателем класса исторической живописи и исполнителем заказов их императорских величеств — Екатерины II, затем Павла I: «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793), «Взятие Казани войсками Ивана Грозного» (1797—1799), «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800). Детские годы Лосенко провел на Украине, затем пел в придворном хоре и был одним их трех мальчиков, «спавших с голоса», которые были отданы в обучение И. Аргунову. В эти годы Боровиковский много занимается портретной миниатюрой на металле, картоне, дереве (например, «Лизынька и Дашенька», 1794, ГТГ).
О жизни этого художника известно очень немного. Это период исканий, еще тесных связей с искусством середины века. Работая над картиной о новгородском князе Владимире, решившем силой увезти полоцкую княжну Рогнеду, Лосенко исполнил серию натурных рисунков для изображения русских воинов. Главные фигуры выделены при этом светом и более ярким цветом. Трощинского, генерала Ф. А. Искусно вписанные в интерьер, они тем не менее вполне воспринимаются и отдельно.
Они плоскостны, статичны, лишены светотени, неточно передают внешность портретируемых (известных авторам, как правило, понаслышке). Суровцевой (конец 80-х годов, ГРМ), притягательная сила которого заключена в его одухотворенности и тонкой задушевности. Появилось стремление к простоте и естественности. Такое отношение очень заметно в известном портрете Петра кисти Никитина. Угрюмов Григорий Иванович (1764-1823), русский художник.
Григорий Угрюмов (1764-1823), автор картины «Испытание силы Яна Усмаря», ставшей значительным явлением в истории отечественного искусства рубежа XVIII – XIX веков, был не только одним из крупнейших художников этого времени, но и руководителем класса исторической живописи – важнейшего в академической системе., по которому впоследствии учились целые поколения художников, Антон Павлович Лосенко (1737–1773) был и первым русским профессором класса исторической живописи. Наконец, одним из виднейших мастеров этого периода следует считать Н. И.
В это время Академия становится и законодателем художественных идей и учебным заведением. В Москве начинается «истинный Рокотов», здесь он трудился почти 40 лет и за это время успел «переписать всю Москву», добавим, всю просвещенную Москву, передовое русское дворянство, людей, близких ему по складу мышления, по нравственным идеалам. Соколова, Г. И.
Кушелевой с детьми – собр. Левицкий остается большим психологом, блестящим живописцем, но по отношению к модели он теперь как бы более сторонний наблюдатель. 976). За эту картину и за картину «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» 18 августа 1800 года Угрюмов получил звание профессора. Осада и взятие Казани русскими войсками под руководством Ивана Грозного в 1552 году завершили третий Казанский поход (июнь – октябрь 1552) и положили конец существованию самостоятельного Казанского ханства.
Демидова. Аргунова (1771 — после 1829). В некоторых портретах изображение помещается на нейтральном фоне (Ржевская и Давыдова, Алымова), другие – на фоне театрального задника, условного театрального пейзажа изображающего парковую природу. За эту картину Угрюмов был удостоен звания академика. В случае если двойной портрет сестер Гагариных (1802, ГТГ) представляет девочек с нотами и гитарой еще на фоне пейзажа, то более поздние композиции Боровиковский решает на нейтральном фоне.
Затем начинается новый этап в развитии исторической живописи. Теперь это не репрезентативный портрет «законодательницы» со всеми императорскими регалиями, а изображение обыкновенной женщины в шлафроке и чепце на прогулке в Царскосельском парке. Став знаменитым после «Усмаря», он, по заказу Павла I, для Михайловского замка пишет две огромные композиции: «Взятие Казани Иваном Грозным» и «Призвание Михаила Романова на царство» (обе 1800, ГРМ), высоко оцененные современниками за небывалую доселе достоверность исторических сцен. В приписываемом Левицкому портрете писателя и издателя Н. И. Новикова (нач. В том же 1773 году Левицкий получил большой заказ от Екатерины II.
Какое достоинство в Победителе Казани. Это полотно производит сильное впечатление. Шидловской, Е. А. Угасание этого интереса наблюдается только в стенах Академии художеств. Мастер и не скрывает, что его фигуры в двойном портрете Хованской и Хрущевой или в портрете Борщовой прямо поставлены на маленькую сценическую площадку. Обстоятельства жизни Рокотова и по сей день не все выяснены.
(ГТГ авторское повторение – конца 1800-х годов, ГРМ) исполненном, кстати сказать, также не без участия Львова, но уже тогда, когда русское просвещенное дворянство жило иными образами и идеалами. Причем работы великолепные. Тогда же началась его педагогическая деятельность. Вскоре Лосенко попал в Академию, откуда в качестве пенсионера был направлен в Париж. е. чин 14 класса и знак дворянского достоинства).
Живописность эскиза, однако, ослабила несколько патетику сцены, так ярко выраженную в картине жесты и движения людей стали как бы менее твердыми и решительными. В широко, быстрыми и пастозными мазками написанном портрете старика священника (1779) он все внимание сосредоточивает на лице человека, прожившего, очевидно, долгую и трудную жизнь. 70), – произведение высокого мастерства. Затем начинается новый этап в развитии исторической живописи. В 70-е годы Левицкий создает целую серию портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц – смолянок (все в ГРМ).
А его произведения, в свою очередь, могли быть известны ярославским художникам, о чем свидетельствует композиционное сходство и родство деталей портретов мужа и жены Серебряковых (1802 г., ГТГ) и купца Водовозова (1814 г., ГРМ) с портретами Астаповых (1827 г. ) и Д. Соболева (1834 г., все в ЯХМ) кисти Н. Д. Мыльникова.
В. Л. Боровиковский (1757-1825). Возвратился в Санкт-Петербург в 1790г. Рядом стоят жены Едигера, молодые и прекрасные. В 20-х годах XIX в. с него была сделана Уткиным гравюра знаменательно, что Пушкин писал Екатерину в «Капитанской дочке» под впечатлением этого портрета Боровиковского. Размещено на реф. рфАнтичные и библейские сюжеты (которые преимущественно и считались историческим жанром) и национальная история трактовались в ней соответственно гражданственным и патриотическим идеалам просветительства. О жизни Федора Степановича Рокотова мы знаем не так уж много. Крестьянская проблема в России всегда стояла остро. Здесь он и создал некий портрет-тип, соответствующий гуманистическим представлениям передовой дворянской интеллигенции о чести, достоинстве, «душевном изяществе».
Интерес к истории российского государства не ограничился одной программной картиной. Наиболее экспрессивная, наиболее лосенковская по духу картина Угрюмова – «Испытание силы Яна Усмаря» (17961797) или «В присутствии великого князя Владимира Российский воин сын кожевника оказывает силу свою над разъяренным быком».
Помимо славы картины принесли ее автору звания адъюнкт-профессора (1798 г. ), затем профессора исторической живописи (1800 г. ), членство в академическом совете (1803 г. ). О его жизни мы не знаем практически ничего, кроме происхождения из крепостных крестьян (возможно, князя Потемкина) и того, что свои лучшие произведения он написал в семидесятые годы.
Он сделал копию с картины Веронезе «Похищение Европы». Воин справа, у самого среза картины, облачен в римские доспехи и шлем со змеей. Но это лицо лишено уже дружественности, теплоты, характерной для портретов 70-х годов.
Более точное название: «Вступление Иоанна IV в завоеванную у татар Казань» Написана по заказу Павла I для Михайловского замка (Петербург), до 1801 находилась в Воскресенском зале. Он умел создавать законченную характеристику модели в три сеанса («по троекратном действии»). Художник не остается в стороне от героического стиля позднего классицизма.
Угрюмова (1764–1823), основной темой произведений которого является борьба русского народа: с кочевниками («Испытание силы Яна Усмаря», 1796–1797, ГРМ), с немецкими рыцарями («Торжественный въезд в Псков Александра Невского после одержанной им над немецкими рыцарями победы», 1793, ГРМ), за безопасность своих границ («Взятие Казани», 1797– 1799, ГРМ) и пр. Вероятно, Угрюмов как депутат работал в одной из этих комиссий. Его произведения, в свою очередь, могли быть известны ярославским художникам, о чем свидетельствует композиционное сходство и родство деталей портретов мужа и жены Серебряковых (1802, ГТГ) и купца Водовозова (1814, ГРМ) с портретами Астаповых (1827) и Д. Соболева (1834, все в ЯХМ) кисти Н. Д. Мыльникова.
И впоследствии, обучая молодых художников в Академии, он не переставал учиться сам. для пользы юношества, упражняющегося в рисовании. Ни в коем случае.
И, конечно искусство. Аргунова (1729—1802) связана особая страница в истории русского искусства. Соколов и И. А. 72). Заметное оживление в классе исторической живописи наступает в 1790-е гг., когда главой класса становится Григорий Иванович Угрюмов (1764–1823). Одним из величайших художников XVIII столетия, сумевшим наиболее полно выявить основные особенности и принципы, сам дух живописи своего века, был Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735–1822).
С. 41), что противоречит сведениям, приводимым очевидцем события (Курбский, 1902. Угрюмова же увлекали, кроме того, старые мастера, по преимуществу колористы XVI века. Третий замечательный художник рассматриваемого периода – Владимир Лукич Боровиковский (1757–1825). В 1796 году Угрюмов пишет заданную Академией программную работу на звание академика. Провинциальные портреты создавались обычно сериями, составляя фамильные галереи. Одна из самых лучших работ Угрюмова — картина «Испытание силы Яна Усмаря» (1796–1797, Русский музей, Санкт-Петербург).
Первая русская историческая картина на национальную тему свидетельствовала о зрелости новой живописи России. Акимова, П. И. Перед царем склонились побежденные татары, среди них царь Едигер и его семья.
Административные обязанности отнимали много сил у слабого здоровьем Лосенко. Филипповой, В. А. «Смолянки» – это парадные портреты в портрете М. А.
Композиция, конечно, довольно условна, но все же достаточно едина, цельна. Лицо светится на темном фоне, его контуры тают, оно как бы выхвачено из мрака. Он связан с именем Г. И. Совет Академии, просмотрев обе копии Угрюмова, пришел к заключению, что «затраты на него не пропали даром». Это целая галерея портретов, которые можно было бы назвать портретами ампирными. Одна из них прижимает к себе ребенка.
Композиция строится наподобие многофигурной у мизансцены классицистического спектакля. Затем был направлен в Академию. Самые известные полотна Антропова созданы в пятидесятые-шестидесятые годы. Этот юноша скорее напоминает святого изображавшегося на русских иконах. Так, о портрете двадцатилетней Новосильцовой (1780, ГТГ) исследователь Э. Н. Если Арсеньева изображена задорно улыбающейся, очаровательной в своей счастливой молодости, то М. И. Лопухина (1797) полна легкой грусти и поэтической мечтательности.
Бакуниной, 1782, ГТГ). Его десюдепорты — это, как правило, пейзажи. В 1768 году Лосенко написал две «академические фигуры в величину ординарного человека» — штудии обнаженного тела, условно поименованные «Каин» и «Авель», а через год — картину «Зевс и Фетида». «Ты, почти играя, ознаменовал только вид лица и остроту зрака ево, в тот час и пламенная душа ево, при всей ево нежности сердца на оживленном тобою полотне не утаилася. », –писал его современник о портрете поэта А. П. Имеются сведения, что он пользовался советами знаменитого Д. Г. За картину «Испытание силы Яна Усмаря» (1796) художник получает звание академика.
Лампи-старшего и, возможно, у Левицкого. Вопрос очень сложный историки еще не дали на него ответа. В начале 1780-х годов он – среди самых способных учеников Академии. Посланные им в Петербург копии с картин П. Веронезе и Г. Рени были приняты по достоинству.
При этом среди этих поздних портретов есть большие творческие удачи мастера (портрет А. В. В 70-е годы Левицкий создает целую серию портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц – «смолянок» (все в ГРМ). В портрете Екатерина II-законодательница в храме богини Правосудия (1783, ГРМ, вариант–ГТГ) императрица представлена первой гражданкой отечества, служительницей законов. Первым в Академии он дает задания на белой бумаге (а не на тонированной), на которой строение объема выглядит конкретнее и яснее.
Главным наставником его был Д. Левицкий. Копирование антиков считалось единственным путем к постижению «идеально-прекрасного». Пространственность композиции усиливается поворотом фигуры в, жестом руки, повторением светло-серого цвета: светлыми пятнами ткани, наброшенной на кресло, светлым кафтаном, серо-белой бумагой чертежа на бюро. Композиция становится все наряднее, праздничнее, фигура чаще всего вписывается в овал.
Кушелева с детьми, Новгородский историке-архитектурный и художественный музей-заповедник Л. И. Иван Урванов, тогдашний теоретик искусства, советовал иногда «позаимствовать от простых действий человеческих, которые суть натуральнее ибо в них ничего выученного не бывает». Разумеется, речь не идет о каком-то влиянии или заимствовании. Они должны были изображать выдающиеся события русской истории.
войсками Ивана Грозного» (1797—1799, ГРМ) и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800, ГРМ), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793). Поначалу подготовка мастеров велась в различных местах и городах.
Эта работа, а также копия с картины Гвидо Рени «Беседа преподобного Антония Египетского и Павла Фивейского» доставили ему большие похвалы как в Риме, так и на родине. Возможно, сама Екатерина, занимавшаяся вопросами женского воспитания и образования, сделала Левицкому заказ на портреты, долженствующие увековечить в живописи «новую породу» людей.
В их глазах он был «отцом исторической живописи», едва ли не создателем этого жанра и слава его затмила славу Лосенко. Львова, к кругу которого принадлежал Левицкий, –он создает образ раскрывающейся жизни. Струйской (1772, ГТГ) или молодого Артемия Воронцова (конец 1760-х годов, ГТГ). В эти годы складывается определенный тип камерного портрета (Рокотов редко писал парадные и то в основном в начале творчества) и определенная манера письма, определенный строй художественных средств. Угрюмов многое сделал для развития русского рисунка.
На полотнах прекрасно выписаны русские костюмы, повседневные и праздничные, достоверно показаны детали быта. И еще один факт подтверждает то, что маститый профессор Академии художеств не забывал о своих ярославских корнях. В описании замка, сделанном в феврале-апреле 1801 года Августом Коцебу, есть указание, что «в обширной зале, отделанной под желтый с пятнами мрамор», «висят шесть больших исторических картин, вышиной в восемь аршин и шириной приблизительно в шесть». Составленное им первое в России пособие по пластической анатомии — «Изъяснение краткой пропорции человека для пользы юношества, упражняющегося в рисовании» — также использовалось в Академии в течение нескольких десятилетий.
Рубеж XVIII–XIX вв. Героическое начало в эскизе выражено необыкновенно ярко, с большой художественной силой. Писал также Г. И.
де Велли). В 1785 году за программу Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне молодой художник получает малую золотую медаль (большая в том году не присуждалась) и право на пенсионерскую поездку в Рим, где копирует античные статуи, Веронезе и Гвидо Рени – колориста и пластика, чтобы усвоить и то и другое качество. Основное внимание Академии обращалось на класс исторической живописи.