Бесконечно уходящая панорама торжественно открывается через три арочных пролета. Картинам художника Рогира ван дер Вейдена, во многом сохраняющим еще спиритуалистическую экспрессию искусства поздней готики, свойственны уравновешенность композиции, мягкость линейных ритмов, эмоциональная насыщенность утонченно-яркого локального колорита (Распятие, Музей истории искусств, Вена Рождество, средняя часть Алтаря Бладелина, около 1452 -1455, Картинная галерея, Берлин-Далем Поклонение волхвов, Старая пинакотека, Мюнхен Снятие с креста, около 1438, Музей Прадо, Мадрид). (две картины на сюжет суда Камбиза Брюгге, Музей) изобличают тесную связь с Боутсом лучше других композиции лирического характера с развитой, активной пейзажной средой («Отдых на пути в Египет» Вашингтон, Национальная галлерея). Это жизнь человечества, вывернутая наизнанку. В римской живописи 18 века проявляется классическая тенденция. Живописная школа Болоньи имеет в лице Креспи художника европейского масштаба.
К выдающимся произведениям этой школы принадлежит «Благовещенье» анонимного художника известного под именем «Мастера Благовещенья из Экса» (ок. Художественным традициям нидерландской школы наиболее близки портреты Яна Госсарта (диптих с изображением канцлера Жана Каронделе, 1517, Лувр, Париж). Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча. Лаконична раскраска фигур, в которой преобладают черные и серые тона. Отличие от итальянского искусства Для нидерландского искусства характерны новое, реалистическое видение мира, утверждение художественной ценности действительности такой, как она есть, выражение органической связи человека и окружающей его среды, постижение тех возможностей, которыми наделяют человека природа и жизнь.
В «Мадонне у фонтана» (1439 Антверпен, Музей) оно видно в желании нейтрализовать активность перспективного построения фона (при помощи фигурок ангелов, держащих занавес и цветов) и сосредоточить внимание на образе человека. Центральные панели «Благовещения» (с умывальником и видом города) имеют ничуть не меньшее Значение, чем боковые, на которых изображены главные герои композиции. Следующими представлены ангелы. самые известные из них. Но и в райском пейзаже нет-нет да и мелькнет странная колючая и пресмыкающаяся тварь, а среди мирных кущ вдруг воздвигнется некое фантастическое сооружение (или растение. ) и обломок скалы примет форму головы с лицемерно прикрытым глазом.
Они дают возможность мысленно развить, докончить то чувство, которое художник наметил в образе. Этот ярус обладает свойствами панорамности. Один из первых портретистов в европейской живописи (Мужской портрет, Картинная галерея, Берлин-Далем, парные портреты супругов, Национальная галерея, Лондон). Супруги находятся в комнате.
Первая значительная его работа — триптих, посвященный святой Анне (1507 — 1509 Брюссель, Музей). Оно не оставляет места ни надежде, ни человечности. Художник отказывается от центрической композиции. Мы имеем в виду его знаменитого «Блудного сына».
В замечательном алтаре с «Поклонением волхвов» (Мюнхен) в центре композиции оказываются юная Мария и седой коленопреклоненный волхв, подносящий к губам ручку младенца. И это не поздний рецидив далеких средневековых представлений (как обычно толкуют творчество Босха), а бесконечно настойчивое стремление откликнуться на жизнь с ее мучительными противоречиями, вернуть искусству его глубокий мировоззренческий смысл. Наиболее последовательно новые особенности метода воплощаются в последнем портрете мастера — портрете жены, Маргариты ван Эйк (1439 Брюгге, Музей).
И все пространство комнаты освобождает, наполняет светом. В ней есть оттенки чувств всех окружающих ее — и скорбности Иосифа и печальной задумчивости ангелов и душевной очищенности пастухов. В этих условиях родилось сложное искусство Иеронима Босха (около I450-I5I6, настоящее имя Иероним ван Акен). 1490, Глазго) и «Муленский триптих» (1498—1499, собор в Мулене). Он родился в Корреджо, отсюда происходит его художественное имя. В этой связи показательно изображение интерьера. Феррара является одним из важнейших городом Эмилии, местности Верхней Италии между северными склонами Апеннин и рекой По.
Символическое значение имеют и другие картины Брейгеля: «Страна лентяев», «Сорока на виселице», «Слепые» (страшная, трагическая аллегория: путь слепых, увлекаемых в пропасть – не есть ли это жизненный путь всего человечества. ). Даже полотенце, которое так ровно, даже торжественно висело подле Марии в «Благовещении» Гентского алтаря, здесь покосилось и съехало на сторону.
Позади унылой группы скорбящих над телом Христа тянется мягко вздымающаяся темная поляна, резко прерывающаяся белой городской стеной из-за которой торчат крыши домов и высокий, угрюмый силуэт недостроенного готического собора, все это выделяется на фоне гаснущей зари – частью силуэтами, частью (как цепь снежных гор справа) смягченное тусклым светом идущим откуда-то со стороны. Фуке иллюстрировал Часослов Этьена Шевалье (40 листов, 1452—1460 Шантильи), «Жизнь знаменитых мужчин и женщин» Боккаччо (ок. Последнего он хочет достигнуть при помощи изящества и декоративности. Спокойно-величавы фигуры усопших герцога и его жены, строго портретны черты их лиц. Художник рассматривал портретируемого почти как предмет неживой природы. Это мы видим и у Франча.
За интенсивностью цвета нет ни духовного напряжения, ни ощущения драгоценности мироздания. И остановленность действия — не вневременная пауза (как было это у ван Эйка) и не экспрессия, сведенная к условно выразительному знаку (как у Рогира), а следствие пристального внимания художника к натуре.
Интереснее других весьма повествовательный Мастер легенды св. Однако почти все они не выходят из русла средневекового искусства. Так появляются многослойные, явственно падающие от различных источников освещения тени, так на излюбленной нидерландцами металлической посуде возникают натуральные следы какой-то рыжеватой жидкости, а на уступе камина — позабытый там сосуд (все названное — в «Тайной вечере»). Фоном для алтарных образов Гуса часто служит поэтический, тонкий по красочным градациям ландшафт (Грехопадение, около 1470, Музей истории искусств, Вена). Выглядывающие из кухни прислужники и два других скромных свидетеля таинства (в одном из них видят автопортрет Боутса) ничем не нарушают чинности трапезы. За умение рисовать крестьянские типы художника называли Брейгелем «Мужицким».
Взгляд Тимофея устанавливает определенное соотношение между ним и внешним миром. Еще со времен средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. Общее звучание алтарной картины обретает повышенную торжественность при значительной жанровой конкретизации, даже снижении второстепенных образов (фигуры грешников) и выделении центральных (грандиозный ангел в белых одеждах). А он (по-прежнему это святой Антоний) сидит между ними — читает, думает («Св. Но вокруг то ли висят в воздухе, то ли плывут в ровном, но убыстренном движении маленькие фигурки ангелов.
В 1514-15 гг. В изображении Ньювенхове все время ощущается временная определенность момента. Он как бы трепещет легкими, ясными оттенками. В мюнхенском алтаре новая концепция принимает абсолютно определенные формы.
15 столетие в Нидерландах было порой великого искусства. Боутс любит отгораживать сцену сзади («Тайная вечеря»). «Стог сена» — одна из наиболее значительных работ Босха. Исполненный несколько позже живописный портрет Альбергати (Вена, Музей) черствее, жестче, энергичнее. И их обнимает сумеречный свет — сиреневый, неотчетливый. Георгий, приветливо приподняв шлем, представляет его мадонне. Даже взгляд его кажется лишенным устойчивой неподвижности.
Иакова, а также полиптих, Таллин, Музей). Но здесь патрон ювелирного дела св. 1445, Экс, церковь Мадлен, створки с фигурами пророков: Брюссель и Амстердам). Их заменяет длительная, вневременная созерцательность. Антония», «Воз сена», «Сад наслаждений») Босх населяет причудливо-фантастическими образами, одновременно жуткими, кошмарными и комичными.
Робео Кампен Нидерландский художник. Но уже в них странно сочетаются острое и тревожное ощущение жизни природы с холодной гротескностью в изображении людей. Таковы гробницы герцогов Филиппа и Иоанна Бургундских в Дижоне, гробница Филиппа По (1477—1483 Лувр) исполненная мрачной суровости и величия. Если в гентском полиптихе художник старался создать обобщенную, синтетическую картину, которая множество отдельных явлений сочетала бы в единую картину мироздания, то здесь в основу решения кладется конкретный факт и хотя здесь еще вполне сохранилось стремление передать красоту мироздания — не случайно с таким восхищенным увлечением написано выпуклое зеркало (в нем, как в капельке росы, дрожит и играет отражение целого мира, ) — все же предметы — носители этой красоты — уже утрачивают главенствующую роль. Причем менее всего заметно приближение новой поры в живописи. Однако постепенно он перешел к принципам Рогира («Пьета» Брюссель, Музей).
И все же отвлеченность, условность общего замысла, подчеркнутый декоративизм светового эффекта (вокруг Марии расположены светлые круги), беспокойный ритм складок одежд ангелов, составляющих обрамление центральной группы, значительно сильнее связывают триптих из Мулена со старым средневековым мировоззрением, чем произведения Ж. Фуке. В сущности, ангелочки — во тьме. Существенно влияет названный принцип ранней нидерландской живописи на портрет.
Но их заинтересовали и другие черты — те, которые были связаны с влиянием Гуса. Некоторые работы Кристуса показывают, что он пытался приспособить традицию ван Эйка к требованиям времени («Благовещение» и «Поклонение младенцу», 1452 Берлин). Это произведения монументального стиля. А созерцательность для ван Эйка— не индивидуальное свойство модели. Он устремляет в пространство свой взгляд и его устойчивый жест лишен случайности. Брейгель запечатлевает, порой в иносказательной, гротескной форме, труд и быт народа, тяжелые народные бедствия («Триумф смерти») и неиссякаемое народное жизнелюбие («Крестьянская свадьба», «Крестьянский танец»). Оба они — Губерт (ум.
В Туре работал крупнейший французский художник 15 века Жан Фуке (ок. 1390—1441)—сыграли решающую роль в становлении нидерландского Ренессанса.
Но этот процесс повлек за собой неизбежное проникновение в его искусство противоречий, которые несла в себе реальная жизнь. Мартин» (Часослов Этьена Шевалье Лувр) художник переносит действие в Париж, смело изобразив угол набережной, вид на мост Дю Шанж и старые дома, отражающиеся в Сене. Другой путь олицетворяется в первую очередь работами Дирика Боутса и Альберта Оуватера. Творчество Кампена повлияло на многих нидерландских живописцев, в том числе на его ученика Рогира ван дер Вейдена.
Техническим средством передачи его на плоскости картины имеющей два измерения, явилась математическая конструкция перспективы, которая была открыта во второе десятилетие 15-го века, по всей вероятности, во Флоренции. Особым трагизмом отличается образ сдержанно-скорбной Марии Магдалины, которая сидит прямо на земле перед саркофагом. Коленопреклоненный ван дер Пале господствует в картине. По этой миниатюре можно восстановить вид Парижа времен Карла VII. Искусство середины века не только видоизменялось по существу, но и развивалось вширь.
А вокруг Марии — сияние, выхватывающее их маленькие шевелящиеся фигурки. 1490). Они уже не нападают на человека. И словно для доказательства единства двух этих аспектов жизни — всеобщего, возвышенного и реального, бытового — центральные панели «Благовещения» отводятся виду на далекую перспективу города и изображению трогательной подробности домашнего обихода — умывальника с висящим подле него полотенцем.
Его портреты отличаются большой жизненностью и очень правдиво передают характерные черты модели, но ему чужда предельная обстоятельность, с которой Ян ван Эйк фиксирует малейшие индивидуальные особенности. Отсюда критические тенденции нидерландского Возрождения, проявляющиеся в расцвете экспрессивного и иногда трагического гротеска в искусстве и литературе, часто скрывающиеся под маской шутки «чтоб истину царям с улыбкой говорить». Правда, оба они строят свои портреты на раскрытии того, как человек воспринимает мир. Как в том, так и в другом произведении можно, кажется, увидеть образцы искусства в свое время знаменитого всесторонней образованностью северофранцузского художника Симона Мармиона (родом из Амиена или Валансиена).
Справа, вдали — летит в ночи светлый ангел и, ослепленный, падает пастух. ок. А вокруг краски одеяний апостолов: желтые, зеленые, голубые — бесконечно холодные, ясные, неестественные. На фоне богатого ландшафта с пастухами и стадами овец развивается тема нежной любви. Ибо черты лица родственны у всех.
И хотя для Кампена, как и для других современников, далевые точки пейзажа всегда обладают особой притягательностью, он подводит нас к ним не сразу- Мы прослеживаем все изгибы дороги, следуем мимо длинного плетня, встречаем выходящих на дорогу путников, догоняем, видимо, выехавшего из ворот всадника и только потом, внимательно рассмотрев ряд ветел (любопытно, что у трех деревьев спилены ветви, а за другими, лишенными листвы, отчетливо проступает линия дороги), — только потом мы выходим к далекому ряду домов, в дверях каждого из которых видны крохотные женские фигурки, а в стойле — лошадь затем следует море с лодкой и парусным корабликом, морская гладь и т. п. Такое замедление в движении взгляда зрителя вызвано стремлением представить мир как можно более подробно и естественно — с этим же связано насыщение пейзажа реальными деталями. Он загорается глубоким цветовым сиянием. Это например Иоганн Лис и Никола Ренье, Доменико Фетти, Рубенс и Бернардо Строцци. Из-за этого они кажутся не индивидуальными.
Фигуры выделяются крупными планами, одежда ложится широкими складками. в 1426 г. ) и Ян (ок. Участники ее сидят в просторной светлой комнате за большим квадратным столом.
Однако для ван Эйка главное в этом восприятии —контакт человека с окружающим миром. Они сбились в тесную группу, которая представляет лишь малый эпизод целого. Таков его «Карл VII» (1444—1451, Лувр) — слабый, болезненный, усталый и некрасивый, но вместе с тем сохранивший величавость осанки, соответствующей королевскому достоинству. Резко выделяются на этом общем фоне упомянутые Grandes chroniques de St.
Цвет, ритм или композиционный прием служат эмоциональным зерном портрета. И огромную роль играют паузы — в пространственном решении и в действии. Он как бы нарочито мешает своим героям стать исключительными. Вероника», «Добрый разбойник на кресте» — все во Франкфурте, в Штеделевском институте), а вещи как бы преувеличены во всех своих измерениях. То же самое приходится сказать и о пейзажах в творении ученика Фуке – Бурдишона.
Корреджо является выдающейся личностью живописи Пармы 16 века. Общее состояние при такого рода восприятии одно — своего рода задумчивая печаль. Однако было бы неверно думать, что Босх тяготеет к методу аллегорических уподоблений.
В глубине ниши прямо перед нами стоят фигуры святых, как бы застывших в немом горе. Цветовая гамма этого яруса кажется плотной, тяжелой. Во всем чувствуется схематичность, вялое, ремесленное отношение к делу. Столетняя война (1337—1458) между Францией и Англией сильно затормозила социально-экономическое развитие Франции. Характерно, что в картинах на евангельские темы («Перепись в Вифлееме», «Избиение младенцев», «Поклонение волхвов в снегопаде») он представил библейский Вифлеем в виде обычной нидерландской деревни. Иеронимус ван Акен Иеронимус ван Акен, прозванный Босхом, родился в Гертогенбосхе (умер там же в 1516), то есть в стороне от главных художественных центров Нидерландов. Здесь фигуры плакальщиков приобрели вполне самостоятельное значение.
Искусство 20—30-х гг. Впрочем и ближе других стоящий к нему Мастер Брауншвейгского диптиха («Св. Стефана. Нарастание определенности образов (Ролен — один из самых жестких образов ван Эйка) и сознательное подчеркивание единства человека с мирозданием свидетельствуют о том, что (как и в портрете четы Арнольфини) художник стоит перед необходимостью дальнейшего развития или видоизменения своей системы. Среди формальных проблем их более интересовали вопросы, связанные с решением не столько выразительных, сколько изобразительных задач (не острота рисунка и экспрессия цвета, а пространственная организация картины и естественность, натуральность световоздушной среды).
Если в рисунке наиболее художественно активной деталью был рот, то здесь — глаза. Джованни держит в руке руку Джованны. Из отдельных французских картин нас может интересовать в этом месте алтарная картина, перешедшая в Лувр из Дворца Правосудия, с видами (позади фигур Распятия и святых) Парижа и какого-то города на холме с башней, напоминающей флорентийскую Синьорию, а также картина Мюнхенской Пинакотеки Легенда о святых отшельниках, ныне не без основания приписанная французской школе. Первый из них, так называемый алтарь Монфорт (Берлин), дошел с довольно значительными утратами: не сохранились крылья (то есть боковые композиции) исчез, видимо, прямоугольный выступ над серединой центральной створки.
Художник ставит своей целью передачу бесконечной, живой, всепроникающей красоты Земли. Таков отличающийся известной обыденностью алтарь Генриха ван Верль (1438 Мадрид, Прадо). Сохраняя пространственность и воздушность миниатюр 20-х гг.
Это блудный сын, уходящий в отчий дом (В настоящее время выражено сомнение в правильности этого традиционного определения сюжета. ). В них обнаружились типичная для нидерландцев любовь к деталям, конкретности их изображения, повествовательность, тонкость в передаче настроений и вместе с тем поразительное умение воспроизвести целостную картину мироздания с его пространственной безграничностью. К худодникам, чьи произведения отличаются особой притягательностью, относится и Ботичелли.
В несомненно болезненном характере этих работ чувствуется гибель целого мира. Нидерландец не склонен видеть в людях центр вселенной. Для творчества Рогира ван дер Вейдена, одного из крупнейших мастеров раннего северного Возрождения, характерна своеобразная переработка художественных приемов Яна ван Эйка. Фоны позади его жертвователей или закрыты драпировками (Муленский алтарь) или открываются на пейзажи общего для XV века типа – на плоские холмы с рядами деревьев6. А сзади него жизнь, покидаемая им.
Вместе с тем постоянно сохранявшийся у художника интерес к обобщенной трактовке действительности побудил его (быть может, первого в Нидерландах) обратиться к искусству Леонардо да Винчи («Мария с младенцем» Познань, Музей), хотя здесь можно говорить скорее о заимствованиях или о подражании. Она пронизана движением ритма (его создает особое расположение в пейзаже высоких, обнаженных деревьев: одно далекое, маленькое, — и рядом большая пространственная пауза два, уже больших — и пространство меньше и, наконец, три высоких, расположенных почти вплотную с краем створки).
Больше скованности и благочестия в фигуре молящегося Этьена Шевалье. Стоящие по углам массивного саркофага четыре аллегорические фигуры «Сила», «Умеренность», «Справедливость» и «Благоразумие» приобрели большую конкретность и жизненность характеристик. Нижний ярус представляет другой, чем в верхнем, аспект реальности, однако оба они составляют единство. Алтарь со «Снятием со креста» (Гранада, собор) и ряд других картин, например «Положение во гроб» (Лондон, Национальная галлерея), свидетельствуют о глубоком изучении творчества этого художника. В картине Яна ван Эйка «Мадонна в церкви» конкретные натурные наблюдения занимают чрезвычайно много места. О Кампене известно, что он родился в 1378 или 1379 г. в Валансьене, получил звание мастера в 1406 г. в Турнэ, там жил исполнил помимо живописных работ немало декоративных, был учителем ряда живописцев (в том числе Рогира ван дер Вейдена, о котором речь пойдет ниже, — с 1426 г. и Жака Дарэ — с 1427 г. ) и умер в 1444 году.
Питер Брейгель Старший, по прозвищу Мужицкий (между 1525 и 1530— 1569) формировался как художник в Антверпене (учился у П. Кука ван Альста), побывал в Италии (1551— 1552), был близок с радикально настроенными мыслителями Нидерландов. Мартин отрезает часть своего плаща.
Все это объяснимо подготовительным, черновым назначением рисунка. Прозрачную светоносную сцену «Благовещения» сменяет величественный и великолепный ряд фигур. Но его искусство становится нервным и напряженным. Это милая детская сказка, лишенная всякой претензии, скромно и просто рассказанная.
Портрет дЭсте несет в себе черты экспериментирования. Можно уже говорить об образе изображенного. Композиция — широко развернутая, но пронизанная ритмом торопливым и захлебывающимся.
Иконописецпринимал участие в росписи стен Благовещенского собора Московского Кремля, Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, Спасского собора Андроникова монастыря, Успенского собора во Владимире («Страшный суд»), писал иконы для Рождественского Собора Саввино-Сторожевского монастыря. Правая створка кажется легкой. Художники (например, Мельхиор Брудерлам, ок. Но напрасно гадать о ее конкретном содержании.
Для Рогира — отчетливое выражение стиля, «повадки» человека, особенностей его личности в целом. Этому движению противопоставляется движение фигуры Иоанна (на нем интенсивно красный, раздувшийся, закрутившийся в тугие мечущиеся складки плащ). Ян был, видимо, весьма образованным человеком изучал геометрию, химию, картографию, выполнял некоторые дипломатические поручения бургундского герцога Филиппа Доброго, на службе у которого, между прочим, состоялась его поездка в Португалию. И все же, несмотря на это влияние искусство Кампена сохранило бытовые черты в общей «пантеистической» схеме и тем самым оказалось весьма близким следующему поколению нидерландских живописцев. Элигий» (1449 Нью-Йорк, Метрополитен-музей).
Так, не лишенный дробности «Страшный суд» (Бонн, Музей) уже несет в себе черты нового. Этот портрет отличается удивительно точной, выверенной недосказанностью. Не меньшего внимания заслуживают и пейзажи этих сцен, а также библейских и евангельских сюжетов «Часослова». в Кореджо он пишет для церкви Сан Франческо Мадонну со святым Франциском.
Фуке был выдающимся портретистом. Интерьер напоен легким золотистым светом.
С прекрасным человеческим образом посетитель знакомится в картине Святой Себастьян художника Антонелло да Мессина (около 1430-1479), находившегося под влиянием ранненидерландских мастеров (илл. 1498—1499 гг. ) на его центральной створке — композиция «Богоматерь во славе», на боковых — портреты заказчиков с их святыми-покровителями. Образы жестче и определеннее. Эпоха Возрождения—блестящий этап в развитии французской культуры и искусства. Более того, он не стремится определить образ человека. И очертания алтаря, будто уступая этому напряжению чувств, резко ломаясь, образуют выступ.
Искусство того времени утверждает представление о высоком предназначении человека. Его лицо серьезно. Живописи Гуса присущи тщательная пластическая лепка, гибкость линейных ритмов, холодный изысканный колорит, основанный на созвучиях серо-синих, белых и черных тонов (триптих Поклонение волхвов или так называемый алтарь Портинари, около 1474– 1475, Уффици Поклонение волхвов и Поклонение пастухов, Картинная галерея, Берлин-Далем). Работал главным образом в Генте, с 1475 – в монастыре Родендале.
Для ответа на неразрешимые вопросы времени привлекались и позднесредневековые аллегории и демонология и мрачные предсказания Священного писания. Победа была использована господствующими классами Франции в своих интересах, участь же народных масс, вынесших на своих плечах основную тяжесть борьбы, осталась прежней. И убеждающая реальность этого образа оттеняется соседством коленопреклоненного ангела — с длинным неподвижным лицом и тоже неподвижным, словно завороженным взглядом узких глаз (в соответствии с тонким, бледным его лицом и в контрасте с напряженной неподвижностью — над головой у него, как дрожащие капельки, три жемчужины на высокой коралловой веточке). Крупное значение принадлежало в 15 веке школе Прованса. Его в равной мере тянет подчинить предмет пространству, поставить его в общий перспективный ряд (отчего все предметы у него так легко подчиняются перспективной схеме), но одновременно он хочет показать его со всей доступной его искусству наглядностью (см., например, «Мадонну перед экраном», Лондон, Национальная галлерея, «Мадонну с младенцем», Ленинград, Эрмитаж, «Мадонну в абсиде», дошедшую в многочисленных репликах. ) Эта двойственность характерна и для Кампена и для искусства 1420— 1430-х гг.
Таких объективных портретов ван Эйк еще не создавал. Уступая нидерландцам в богатстве деталей и мотивов, он превосходит их цельностью впечатления. И печальная, тихая Мария, так несхожая с привычным типом богоматери в нидерландском искусстве и характер цветового решения (сиреневато-серая мутноватая пелена цвета прерывается звучанием красного, выделяющего безжизненную бледность Марии), особая концепция действия и пространства (в нем много пустых промежутков, они действуют как умолчания), наконец, последовательность композиционных акцентов — все это говорит о новых исканиях художника. Маврикием» (ок.
Их позы свободны (быть может, даже нарочито), облик простонароден. Но, утратив ясный пантеизм ван Эйков, тяготея к психологически обостренным решениям, Рогир действительно нередко приходит к повышенно-спиритуалистическим решениям. Портрет Мартина Ньювенхове зритель воспринимает в единстве с Марией (обе их фигурки отражаются в зеркале на левой створке). Но они вносят начало таинственное и волнующее. Каждая фигура Это как бы извлечение, концентрация реальности. Венеция и Рим были большим очагом развития искусства 18 века, Болонья и Неаполь тоже имели собственные выдающиеся достижения.
Цвет и здесь поднимает изображение на некую высшую ступень. Таков, например, алтарь с «Искушением св. В искусстве все сильнее обозначалась тяга к конкретному индивидуальному, частному. С одинаковым вниманием он стремится передать все подробности композиции.
В алтарных композициях, как уже говорилось, этот процесс также имел место. Этот образ можно было бы признать совершенным образцом сочетания конкретных и возвышенных черт, если бы сам же Мемлинг не создал несколько позже диптих с мадонной на одной створке и портретом Мартина Ньювенхове — на другой (1487 Брюгге, музей Мемлинга). А в центре он помещает маленькую беззащитную фигурку св.
Число произведений французской школы относительно очень невелико. Но существенно, что и в этом случае они не кажутся тяжелыми. В этом следует видеть причины трагического надлома, которым завершилось творчество Рогира. Изображение дано как бы ярусами. Встречается масса интересных подробностей в изображениях (иногда довольно точных) городов, замков, внутренностей частных домов, дворцов и церквей.
Но было их великое множество. В искусстве Босха вопрос о соотношении человека и мира получил принципиально иное решение. Два раза Креспи побывал в Венеции, обучаясь сам и вдохновляя других.
Среди них первое место бесспорно принадлежит так называемому Флемальскому мастеру. А постоянному и определенному звучанию цвета левой створки противостоит изменчивая переливчатость живых голубовато-коричневых тонов. Дом с продранной крышей и полуоторванной ставней реален. И всё же, отношение к художникам прошлого у каждого из нас особое. Мартин во главе всадников на приземистых лошадях. А надо всем — на облаке — маленький воздевший руки Христос.
Зритель сразу охватывает взглядом недвижно застывшую группу переднего плана. Смерть (в 1441 г. ) прервала его дальнейшую деятельность. Постепенно в алтарные композиции стали включаться светские сюжеты, впоследствии получившие самостоятельное значение. Картина датирована 1509 годом. Наследие, которое они оставили своим потомкам иногда просто потрясает.
Прежний ритм — спадающий и мертвенный, ритм не движений, а неподвижных сопоставлений — преображается в другой, стремительный и восходящий. С одним из наиболее впечатляющих образов мадонны раннего Ренессанса встречается посетитель в картине Святое семейство со святой Елизаветой и маленьким Иоанном Крестителем Андреа Мантеньи (около 1431-1506). Разевают пасти рыбы с конскими ногами и с ними соседствуют крысы, несущие на спинах оживающие деревянные коряги из которых вылупливаются люди. Композиция верхней части этой картины с центральной группой симметрично расположенных крупных фигур, по сторонам которых размещены многоярусные группы святых, напоминает величественные тимпаны французских соборов.
Его святой напоминает скорее греческую фигуру Апполона, нежели христианского мученика. в г. Лане ок. Denis в Публичной библиотеке (разумеется, в этой летописи не следует искать точной осведомленности об иллюстрируемых ею событиях древних времен) и дивные миниатюры аллегорического романа короля Рене, Coeur damour йpris в Венской библиотеке.
Они как младшие сестры Марии. Вместе с тем Гертгена волнуют образы, отражающие человеческое страдание. Более субъективный, эмоциональный строй «Рождества» свидетельствует о приближении искусства Рогира к жизни.
Как замечательный в своей наглядности документ эпохи воспринимается одна из иллюстраций к Боккаччо «Суд над герцогом Алансонским в 1458 г». Но в таком случае мы признаем, что итальянское влияние и во Франции явилось не для того, чтобы загубить жизненное искусство, но чтобы для нового вина создать новые мехи, чтобы новая стадия культуры отлилась в новые художественные формы, действительно, в первую же половину XVI века. Свои картины на темы народных пословиц, поговорок и притч («Искушение св. Далеко не в такой степени и не столь повсеместно сказалось влияние Италии, которое станет преобладающим в следующем столетии.
Двое из них опускают на пелене тело Христа в саркофаг. Антоний» в Прадо). После Клауса Слютера (а он выступил еще до формирования принципов нидерландского Возрождения) Нидерланды не знали ни одного значительного скульптора. Чувство в «Успении» обнажено.
При всей закономерности и исторической прогрессивности отхода от прежних «пантеистических» форм живописи для художественной ценности искусства 15 в. этот процесс был достаточно неблагоприятен. Но они уменьшились в размерах, утратили активность. Школа Прованса.
Его жизнь относится наполовину к 17, наполовину к 18 веку. В сочетании с пространственностью «Поклонения» цвет одежд бога-отца пламенеет еще глубже. Позже и в другой связи такие призрачные хороводы возникнут в творчестве Босха. Работы Мемлинга, среди которых выделяются Вирсавия, редкое в искусстве Нидерландов изображение обнаженного женского тела в натуральную величину (1485, Музей земли Баден-Вюртемберг, Штутгарт) и точные по воссозданию облика модели портреты (мужской портрет, Маурицхёйс, Гаага портреты Виллема Морела и Барбары ван Вландерберг, 1482, Королевский музей изящных искусств, Брюссель), отличаются удлиненностью пропорций изяществом линейных ритмов, праздничностью колорита, основанного на мягких контрастах красных, синих, блекло-зеленых и коричневых тонов.
Доната обретает невероятную цветовую звучность. Еще в 1431 г. Ян нарисовал приехавшего к бургундскому двору в качестве папского легата кардинала Никколо Альбергати (Дрезден, Гравюрный кабинет). В 1434 г. ван Эйк написал портрет, обычно считающийся изображением купца из Лукки, представителя интересов дома Медичи в Брюгге, Джованни Арнольфини и его жены Джованны (Лондон, Национальная галлерея). Все другие городские республики Италии давно уже пали жертвой реакции. в 1530 в Антверпене).
1500 г. ), долгое время известного в истории искусства под именем Мастера из Мудена. (Некоторые исследователи под именем Мастера из Мулена имели в виду Ж. Перреаля. ). Это та жизнь, которую ведет человек, с которой, даже покидая ее, он связан. Предшествующее европейское искусство не знало столь жизненно-естественных изображений реального мира. О первых шагах Возрождения в Нидерландах позволяют судить живописные работы братьев, выполненные в 20-х гг. и среди них такие, как «Жены-мироносицы у гроба» (возможно, часть полиптиха Роттердам, музей Бойманс-ван Бейнинген), «Мадонна в церкви» (Берлин), «Св.
Образ мадонны у Фуке отличается портретностью черт лица (моделью послужила возлюбленная Карла VII — Агнесса Сорель). Значительной стилистической близостью к «Мастеру Благовещенья» отличается один из самых замечательных памятников книжной миниатюры 15 века — рукопись аллегорического романа «Сердце объятое любовью» (ок. В нем сильны черты фольклора, фантастики, гротеска, острой сатиры, но главная его особенность — глубокое чувство национального своеобразия жизни, народных форм культуры, быта, нравов, типов, а также отображение социальных контрастов в жизни различных слоев общества. Отождествлен историками искусства с так называемым Флемальским мастером (Master of Flemalle), автором целой группы картин.
К самым известным его произведениям относятся «Портрет неизвестного с св. Художник во всех деталях дает изображение Лувра, каким он был при Карле VI, прогуливающихся около стены прохожих, Сену, а на ближнем ее берегу — вспаханное поле с работающими на нем крестьянами. дрезденский триптих и «Мадонну канцлера Ролена» Яна ван Эйка) и не как отдаленная точка перспективы («Жены-мироносицы у гроба» его же), но как всеобъемлющая картина, только незначительную часть которой занимают сюжетно необходимые фигуры.
Только природа остается чистой, бесконечной. Таковы две картины на тему суда Оттона III (не ранее 1468 г. Брюссель, Музей). Конец творчества Кампена (как и ван Эйка) отмечен тяготением к большей конкретности при изображении реальной жизни. 15 в. («Легенда св. Она является для него скорее качеством, определяющим место человека в мире (как для итальянских портретных изображений таким качеством была способность к действию, к активному проявлению своей внутренней энергии). Но строй его чувств уже далек от вселенской гармонии и художник это сознает.
Но рельефнее всего невозможность для мастера выйти за пределы века видна в его триптихе с «Крещением Христа» (начало 16 в. Брюгге, Музей). Скончался в 1639 году в Утрехте. Он сообщает своим многофигурным драматическим феериям жуткий в своей всеобщности оттенок.
Было сделано немало остроумных попыток определить его подлинное имя и происхождение. Экспрессия чувств превратилась только в отражение смятенного духа мастера. Это единство закономерно и естественно. Но уже в следующей алтарной картине метод художника приобретает большую усложненность. Пальма Веккио (около 1480-1528) изображает в своей картине Иаков и Рахиль, созданной около 1515 года, пастушескую идиллию.
1458 г. Мюнхен, Библиотека), «Иудейские древности» Иосифа Флавия (1470—1476), «Большие французские хроники» (1458 Париж, Национальная библиотека) и другие. Он не должен выражать какое-либо определенное чувство. Его герои все словно остановлены, как бы неожиданно для них выключены из времени и среды. Выявление этого стиля заменяет ему детальный психологический анализ.
Можно привести и другие примеры подобных портретных решений. Там человек сливался с мирозданием в своего рода пейзажном единстве. Вот таким образом лицо передается с натюрмортной подробностью (как предмет созерцания), а длительный неподвижный взгляд обладает почти неестественной для этого лица одушевленностью (выражая созерцательность модели). Зато вещи проявляют неожиданную активность. Цвет не несет никаких психологических функций. В конце 14 в. Клаус Слютер (ум. Следует назвать ее важные признаки.
И все же ранний Боутс во многом исходит от Рогира. И цвет в этих створках меркнет и становится теплее. Гертген умер рано, но принципы его искусства не остались в безвестности. Все ползает и все наделено острыми, царапающими формами. Здесь опять возникают мириады странных и болезненных созданий. Примером творчества Кампена может служить алтарь с «Благовещением» в центре, донатором Ингельбрехтом с женой на левой створке и святым Иосифом на правой (прежде — собрание Мероде, теперь Нью-Йорк, Метрополитен-музей).
Она отделена этим сиянием и от них и от тьмы, слившейся с ними. Жан Фуке. За ними — дали.
т. II, кн. Здесь очевидна параллель Гентскому алтарю в фигурах Адама и Евы анатомия, конструкция тела передавались достаточно приблизительно, тогда как поверхность кожи — с редкой наблюдательностью (у Адама изображен на теле каждый волосок).
Высокий, прямой и порывистый, выделенный резким столкновением цветовых пятен, он держит Христа, его седобородое лицо приподнято над всеми, а длинная в красном чулке нога выдвинута вперед как композиционная ось. Одним из лучших портретных произведений Мемлинга является портрет, считавшийся изображением Марии Морель (Брюгге, музей Мемлинга). Они материальнее, они не сплавлены с фоном. Это кошмарный финал долгого, пленительного и чудовищного спектакля.
Мы имеем в виду картину «Меняла с женой» (1514 Париж, Лувр). Однако замечательно, что мастер не делает никаких попыток выявить характер (если о нем все же можно говорить, то тому причиной выразительность лица Альбергати, а не психологический анализ ван Эйка). Изображение толпы занимает у Фуке большое место и в других миниатюрах, как, например, «Въезд Карла IV в Сен-Дени» («Большие французские хроники»).
Лючии («Алтарь св. Он долго работал в месте, недалеко от Корреджов Парме. Но теперь на смену Антонию явилось все человечество. Зриэль ощущает движение всадников, лишь на время приостановленное нищим, которому св.
Урсулы, работавший в Брюгге в 80—90-х гг. Примером может служить «Рождество» (Дижон, Музей). 1380—1439) создал композицию «Голгофа» (1395—1406), дошедший до нас украшенный статуями постамент которой (так называемый Колодец пророков) отличается мощью форм и драматичностью замысла. Тем самым был проложен путь для пейзажной и архитектурной живописи.
Варваре» (1437 Антверпен, Музей) оно заметно в трактовке второго и третьего планов, где обстоятельно изображено возведение храма, а далекие холмы получают ясное и упорядоченное решение. Герои Босха — словно побеги, проросшие в темноте.
О Губерте почти ничего неизвестно. Они подчинены особым закономерностям. Его герои выросли в масштабах и стали объемнее. Миниатюры в летописи относятся к 1467-1470 годам, алтарь – к 1459 году.
Остановившиеся руки сменяются простертыми, закрытые глаза — зрящими. Квентин Массейн Один из крупнейших мастеров первой трети века — Квентин Массейс (род.
В его капитальных работах «Воскрешение Лазаря» (алтарь Уффици) и «Неопалимая купина» (1476 алтарь собора в Эксе) проявляется интерес художника к пейзажу, к точной передаче отдельных деталей, яркость и свежесть красочных гармоний в них включены портреты заказчиков. Но на худом лице горят завороженные глаза — они прикованы к чему-то невидимому нами. Созданный мастером образ глубоко трагичен. Пейзаж показывается здесь не как вид из окна (ср.
Св. Но ван Эйк пошел еще дальше. 1420 —ок.
Мемлинг Ханс (около 1440 -1494) Нидерландский художник. Оба они — Губерт (умер в 1426) и Ян (около 1390— 1441) — сыграли решающую роль в становлении нидерландского Ренессанса. Именно на заре становления живописи рождались настоящие жемчужины всего искусства. Здесь в композиции «Свободные искусства» у трона муз помещены реалистические яркие портретные изображения ряда выдающихся представителей раннего французского гуманизма, вместе с которыми представлен Эразм Роттердамский. При всем том, однако, связь этой картины с французским искусством очевидна. Это очень наглядно видно в миниатюре «Октябрь» (Шантильи), привлекающей своим наивно-непосредственным отношением к действительности.
Акцентировка черт, свидетельствующих о внимании художника к реальности изображенного события и, напротив, ослабление символического или религиозно-философского начала в произведении, умеренная пространственность алтаря (фигуры второго плана движутся из глубины), торжественное и одновременно лирическое решение целого — все это можно причислить к большим завоеваниям Рогира. Однако этот опыт не пропал даром.
Рогир не касается мелочей характеристики. Разошлись они по Русской земле, неся в народ добро и любовь. Ему принадлежит большое число портретов, среди них портреты Марии Тюдор (1514 Париж, Музей декоративного искусства), Карла VIII, Людовика XII (Виндзорский замок), лиричная «Девушка с цветком». Так же поступил и ван Эйк. Сцены на внешних сторонах боковых створок отличаются сдержанным драматизмом. Произведения Кампена (триптих Благовещение, Метрополитен-музей Алтарь Верля, 1438, Прадо, Мадрид) более архаичны, чем работы его современника Яна ван Эйка, но выделяются демократической простотой образов, склонностью к бытовой интерпретации сюжетов. 1-я илл.
Это аллегория греховной жизни людей. Черты живые, конкретные начинают в нем отходить на задний план, за душевным состоянием невозможно уловить индивидуальный духовный мир. 1410 г. в Лане, работал в Провансе, в Авиньоне), тяготеющий к монументальной трактовке форм в сложных по построению композициях — «Мадонна милосердия» (Шантильи) и «Коронование Марии» (1453), где, несмотря на старую схему изображения, появляются черты нового: интерес к реальному миру, к человеку.
Они стоят в рост, выпуклые реальные. Наибольшим влиянием на молодое поколение художников в Парме пользовался Корреджо.
Он ищет характеристику острую и точную, подобную формуле. Его точный, твердый рисунок отличается изяществом и элегантностью. Этой блекло-сиреневатой (неожиданно для нидерландцев написанной на холсте) картине свойственна волнующая медлительность ритмов.
Фигуры рельефны. И их множество обладает определенной системой. Мастер открыл новые портретные возможности.
Но этого мало. Впрочем, некоторые черты близости «Поклонению волхвов» можно заметить и в «Евхаристии» (Урбино, Музей), выполненной художником уже в Италии. В 1527 году Госсарт вместе с Лукасом ван Лейденом совершил путешествие по Фландрии.
Станковые картины на религиозные темы первоначально были фактически произведениями иконописи. В свои композиции, несколько условные по пространственному построению и масштабным соотношениям фигур, полные тонких, любовно трактованных деталей (фрагменты архитектуры, узорные одеяния, вазы с цветами и т. п. ), художник Хуго ван дер Гус вводил множество ярко индивидуальных по характеристике персонажей, сплоченных единым переживанием, нередко отдавая предпочтение острохарактерным простонародным типажам. Алтарь становится вдвое больше (благодаря раскрытым створкам), он обретает широкую и торжественную многозвучность. Порождения зла проникают всюду: это недостойные мысли и поступки, ересь и всевозможные грехи (тщеславие, греховная сексуальность, лишенная света божественной любви, глупость, обжорство), козни дьявола искушающего святых отшельников и так далее.
Нельзя сказать, что человек здесь вступил в противоречие с миром. И образ Марии на все бросает отсвет своей покорной мягкости и чистоты. Возможно, однако, что алтарь исполнен другим художником – Жаном Геннекаром, живописцем герцога Бургундского. 28). между стр.
О первых шагах Возрождения в Нидерландах позволяют судить живописные работы братьев, выполненные в 20 -х годах 15 века и среди них такие, как «Жены-мироносицы у гроба» (возможно, часть полиптиха Роттердам, музей Бойманс-ван Бейнинген), «Мадонна в церкви» (Берлин), «Святой Иероним» (Детройт, Художественный институт). В изображении Иодокуса Вейда придирчиво прорисованы все детали его лица. Глубоко человечны и проникновенны образы «Поклонения младенцу» (Авиньон, музей Кальве) и особенно трагически напряженного «Оплакивания» (до 1457 г. из монастыря Вильнев-лез-Авиньон, ныне в Лувре), одного из лучших созданий французской живописи раннего Ренессанса. Но что бы ни изображал художник — религиозные композиции, сцены античной истории или итальянской жизни, он всегда местом действия делает свою родину, ее города с узкими улицами, дома с высокими кровлями, пейзажи родной Турени с ее зелеными лугами, мягкими очертаниями холмов, широкой спокойной рекой, ясным голубым небом. Гус Хуго ван дер Нидерландский художник эпохи Возрождения.
Большой строгостью и глубиной характеристик отличаются образы второй створки диптиха. Рогир знает о человеке уже больше, чем ван Эйк. Пейзаж же вдали не фантастический и не баснословный. Живые и полные деталей картины Саверея отмечены влиянием Яна Брейгеля.
О нем можно судить по диптиху с «Распятием» (Филадельфия, Музей искусств), которому свойственны холодная чистота контуров, отсутствие деталей, предельные лаконизм и выразительность, наряду с этим странная, безжизненная аккуратность письма и мертвящая уравновешенность форм, каждая из которых в отдельности, казалось бы, полна беспокойства. В композиции «Св. Его роль — возвысить реальную окраску предмета до некоторой высшей степени, при которой становится очевидной сопричастность этого предмета к всеобщей красоте мироздания. Новые исторические условия, переход общества на другую ступень развития вызвали новый этап в эволюции искусства.
Внимание ван Эйка привлекает не скульптурная масса головы, а мягкая податливость старческой кожи, а если говорить о трактовке личности — то не способность человека к действию, а его индивидуальная мимика (например, манера немножко косить ртом). Многочисленные поражения в этой войне привели к усилению феодальной анархии. Художник не знает удержу своей чудовищной фантазии.
С непосредственной наивностью обрисован св. Учился у Яна Брейгеля Бархатного. Фруамон написан легкими, почти неразличимыми мазками. Таков неизвестный с его сухими узкими чертами лица и недоуменным взглядом.
Рогир создал особый тип портрета. Нидерландские художники XV века преимущественно расписывали алтари, писали портреты и станковые картины по заказам богатых горожан. Здесь завершается цикл, начатый ван Эйками. Другие его портреты (Э.
Этот период открывается творчеством Иоса ван Вассенхове (или Иос ван Гент между 1435—1440 гг. — после 1476 г. ), художника, сыгравшего немалую роль в становлении новой живописи, но уехавшего в 1472 г. в Италию, акклиматизировавшегося там и органически включившегося в итальянское искусство. Но только цвет и выделяет его. Ренессанс Италии понимался как исходная точка далеко идущих поисков. XIII-XV – это начало всех начал. Работал в Турне. Мотив здесь северный и, вероятно, с севера он перешел затем и в венецианское искусство (известен ряд картин, в которых дерево или куст играют центральную роль). Именно эти художники разрабатывали первые принципы живописи, правила и техники.
совершил поездку в Италию и умер в 1464 г. У него учились некоторые крупнейшие художники нидерландского Ренессанса (например, Мемлинг) и он пользовался широкой известностью не только на родине, но и в Италии (прославленный ученый и философ Николай Кузанский назвал его величайшим художником позже его работы отметил Дюрер). Быть может, наиболее Значителен среди них Мастер Virgo inter virgines (назван по картине Амстердамского Рейксмузея изображающей Марию среди святых дев), тяготевшего не столько к психологической оправданности эмоции, сколько к остроте ее выражения в маленьких, довольно бытовых и порой почти нарочито уродливых фигурках («Положение во гроб», Сент Луис, Музей «Оплакивание», Ливерпуль «Благовещение», Роттердам). В это же время были заложены основы абсолютизма. Де Крои — узколицый, с резкими чертами и торчащей нижней губой, словно внезапно остановленный, с глазами быстрыми и несколько печальными, человек порывистой изменчивой внутренней организации. Его алтарь с «Распятием» (Гент, церковь св. Напротив, «Благовещение» представляется более отстраненным, его колорит светел, а пространство не замкнуто.
Наступил он несколько позднее, чем в портрете, —в дрезденском триптихе, видимо, почти одновременном портрету четы Арнольфини, главным остается заботливое желание художника не нарушить живой связи своих героев с миром.
Хотя Жанна дАрк и была пленена и предана врагам (при попустительстве французского короля Карла VII и при прямом вмешательстве церкви), а затем сожжена на костре, общенациональное движение за изгнание англичан не остановилось. Событие утрачивает свой величественный размах. Едва ли это положение справедливо. Личное горе переходит в сострадание, с особой силой воплощенное в фигуре Иосифа Аримафейского. Но его активность и одновременно плотность — особые. Позднее Рогир к таким решениям не прибегал.
Яблоки рассыпаны на окне и на ларе подле окна, хрустальные четки висят на гвоздике, отбрасывая словно нанизанные одна на другую искорки солнечных бликов, а символ верности — собачка таращит пуговичные глаза. Бавон», Брауншвейг, Музей «Рождество», Амстердам, Рейксмузей) и некоторые другие анонимные мастера не столько развили принципы Гертгена, сколько придали им характер распространенного стандарта. От фигуры бога-отца, как от начала, как от точки отсчета, торжественно разворачивается иерархия. Развитие реализма вызвало в Нидерландах переход от темперы к масляной краске, позволившей более иллюзорно воспроизводить материальность мира. Часто же он замыкает проемы фона или излишне пространственный задний план фигурами, движущимися из глубины («Пасха», «Авраам и Мельхиседек»).
Композиция средней его части с Мадонной в славе, окруженной ангелами, напоминает витраж. Церковь Спаса Преображения на Ильиной улице – одна из тех, где сохранились фрески, выполненные славным мастером. Существует также малоубедительная точка зрения, относящая приписанные ему работы молодому Рогиру ван дер Вейдену. ). Лючии», 1480, Брюгге, церковь св. Он не созерцает, а размышляет.
около 1466 в Лувепе, ум. Черты, свойственные живописи поздней готики (драматическая экстатичность образов, острый изломанный ритм складок одежд, напряженность контрастного, звучного колорита), проявились в Успении Богоматери (Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Художник старательно избегает ограниченности пространства. Особенно Пьянцетта, кажется, надолго запомнил его произведения.
Их нагота не просто обозначена, но предъявлена во всей ее очевидности. Правда, «пантеизм» Кампена особый. Родился в Куртрее в 1576 году. И тем сильнее и материальнее явление Адама и Евы. Вероники той же природы, что и других фигур (в ее головном уборе слияние желтого с синим приобретает ядовитый, циничный оттенок).
Здесь они, однако, не несут с собой оттенка мрачной фантастики. Природа же предстает одухотворенной и безмолвной. Из них наиболее убедительна версия, по которой этот художник получает имя Робер Кампен и довольно развитую биографию (Ранее именовался Мастером алтаря (или «Благовещения») Мероде. Заметно усложняется портрет.
Художник хочет воссоздать определенное событие так, как могло бы оно происходить в жизни. Он не ограничивается воссозданием сюжетно определенной сцены. Урсулы» Брюгге, Монастырь черных сестер), неизвестный автор не лишенных мастерства портретов супругов Барончелли (Флоренция, Уффици), а также очень традиционный брюггский Мастер легенды св. Таков безвольно неуравновешенный Карл Смелый (возможно, копия Берлин).
Вместе с тем искусство Ренессанса во Франции носило глубоко своеобразный характер. Миниатюры эти неожиданно реальны. Около 1481 посетил Кельн.
Еще отчетливее это своеобразие проявляется в видении человека. Изобразительным лаконизмом, острым выявлением характерности модели выделяются портреты Рогира ван дер Вейдена (Портрет молодой женщины, Национальная галерея искусства, Вашингтон). О Губерте почти ничего неизвестно.
При всей своей значительности канцлер Роллен (в вышеупомянутом алтаре) не является основным героем. Но больше всего Перреаль работал как художник. Здесь и пейзажная даль и человек и деталь предмета обладают такой подчеркнутой выразительностью, что та, в какой-то мере лишая сцену ее бытовой естественности, делая ее более «натюрмортной», придает ей огромную силу художественного и эмоционального воздействия. До сих пор они не дают покоя любителям искусства. Фото картины Чимабуэ «Богоматерь на троне в окружении ангелов»В истории европейского искусства живописи Джотто всегда считался первым, кто принес в живопись черты реализма. Представлены полотна Рафаэля: Святое семейство (Мадонна с безбородым Иосифом) и Мадонна с младенцем (Мадонна Конестабиле).
Таково же изображение молодой женщины (Вашингтон, Национальная галлерея): ритм, тонкие оттенки цвета, нежиданно введенное красное пятно пояса с золоченой пряжкой здесь соединяются в едином ощущении нарядности, чистоты и не лишенного гордости изящества. Иероним» (Детройт, Художественный институт). Мы видим, как розовеет кожа на коленях и кистях рук Адама, как круглятся формы Евы. Личность Робера Кампена окутана тайной.
Более молодой, чем Рогир (род. Он придает каждому действующему лицу вполне бытовой жест. 1406 г. ) предпринял первые попытки разбить традиционные каноны.
Большинство работ мастера не сохранились. Фуке выступает здесь как замечательный исторический художник.
Не очень большая (0, 66x0, 62 м), она кажется больше своих реальных размеров. Так, «Несение креста» (Гент, Музей) отличает щемяще холодная интенсивность цвета. В этом алтаре обнаженное чувство реальности сплавляется с аллегоричностью. Характерно, что конкретизация мировосприятия привела Кампена не к усилению материальности в трактовке предметов (ибо он по-прежнему сохранял свою пантеистическую точку зрения), но к постепенному слиянию предмета и пространства, к большему равновесию между человеком и средой, в чем, безусловно, следует видеть влияние Яна ван Эйка. 1410, работал в Авиньоне в 1440—1460 гг. ) — автора «Коронования Богоматери» (1454, Вильнев-лез-Авиньон). Его освещенные солнцем складки синее, чем это возможно для реального цвета.
К нему обращены и Мария и св. На пороге Высокого Возрождения стоит Крещение Христа кисти Франческо Франча (около 1450-1517). В трех залах с верхним освещением (117-119) размещены Итальянские мастера 15-го и 16-го века. Но, словно для восполнения ослабленной цветовой активности, они представлены поющими. Большое влияние имела школа Феррары. Статуи герцога Филиппа Смелого и его жены на портале усыпальницы бургундских герцогов в дижонском монастыре Шанмоль (1391—1397) отличаются безусловной портретной убедительностью. И даже светлое, почти белое лицо св. Особенно замечателен образ Марии.
Так, в образе Марии с младенцем (Роттердам, музей Бойманс-ван Бойнинген) художник опустил все, что не имело прямого отношения к выражению душевности образа. Пейзаж «Поклонения» обладает не только тонкими световыми и воздушными оттенками, но как бы чувством еле заметной пульсации жизни. Екатерина (правая створка) в светлом, голубом одеянии, держа в руке сияющий меч с прозрачной сапфировой рукояткой, наклоняет голову над молитвенником и наклону ее головы вторят, как листья пальмы, расходящиеся линии сводов, а за ней в открытом окне далекие здания и синеющие горы.
Тяготение к земному возможно только в формах пантеистических. Настоящим достоянием всей выставки музея Эрмитаж итальянского искусства XIII-XV века являются картины Рафаэля (Рафаэлло Санти). Быть может, четче всего эти тенденции проявлялись в творчестве Боутса. Уже его ранние работы («Благовещение» Детройт) — прозаически-реального склада произведения самого конца 1480-х гг. Достижения Боутса и Оуватера лежат в области усиления бытовой достоверности изображения.
К самому драгоценному наследию Фуке относятся восхитительные миниатюры, которыми он украсил ряд рукописей, прежде всего «Иудейские древности» Иосифа Флавия (Париж, Национальная библиотека) и «Часослов Этьена Шевалье» (Шантильи). Художник тяготеет к реальности, но пытается уловить в ней отблеск извечной красоты. Антония» на центральной створке из Лиссабонского музея. Ранние произведения Квентина Массейса несут отчетливый отпечаток старых традиций. Элигий превращен в обычного золотых дел мастера. В молчании или с пением они окружают священного агнца — символ жертвенной миссии Христа.
Это столети отмечено, как время усиливающегося католицизма, церковной консолидации. Тесные художественные связи Франции и Фландрии, сложившиеся во второй половине 14 века, продолжались и в 15 веке.
В 1958 году путем очистки картины от пожелтевшего лака и позднейших закрасок была восстановлена первоначальная чистота красок. Правда и в средних веках были миниатюры с изображением отдельных бытовых сцен, но они давались изолированно на нейтральном фоне, как, например, в миниатюрах «Больших французских хроник» конца 14 в. (см. В последней серии из которой нами воспроизведены несколько миниатюр в Мире Искусства за 1904 год, особенно замечательны попытки передать эффект освещения – в упор светящего солнца – и комнаты, слабо озаренной пылающим камином.
И уже следующее поколение почувствовало тяжесть утраты этого ван-эйковского начала. В тех случаях, когда движение направлено в глубь картины, Боутс стремится чем-либо его ограничить («Явление ангела пророку Илие»). Эмалевость живописной манеры холодна, замкнута в себе и лишена эмоциональной целенаправленности. Один из наиболее интересных портретов — изображение девочки из семейства Тальбот (Берлин). В «Мадонне ван дер Пале» художник превратил донатора в едва ли не главное лицо композиции.
Ранее всего они обозначились в творчестве художников бургундско-фламандской школы. Наблюдательность Боутса имеет оттенок буквальности. Эти нервные и даже болезненные фигуры помещены на золотом фоне.
В 40-х гг. Он доводит эту тенденцию до определенного предела. Он средоточие всей системы. Аналогичным образом разработана правая сторона алтаря.
1485). Этот свет в еще большей мере, чем в «Мадонне в церкви» имеет двоякую природу — он вносит начало возвышенное, но он же поэтизирует чистый уют обычной бытовой обстановки. Картина Саверей Руланта Орфей.
По праздничным дням створки раздвигались. И каждая подчинена радостной, торжествующей иерархии, во главе которой — бог. Пастухи лезут на крышу и заглядывают из-за угла. Не трудно увидеть современную, а не библейскую историю в «Избиении младенцев» : пытки, казни, вооруженные нападения на беззащитных людей – все это было в годы небывалого испанского гнета в Нидерландах.
Вместо сюжета, понимаемого как развитие действия, драматический рассказ, мы видим предстояние, общую «экспозицию» людей и предметов. В религиозном сюжете художник с особенным вниманием воспринимает его бытовую окраску. Антония. Венецианцы и в эпоху маньеризма продолжали идти своим путем, об этом свидетельствуют прежде всего картины Тинторетто, Якопо Бассано, Пьера Марескальки и Скиавоне. Стог сена намекает на старую фламандскую пословицу: «Мир — стог сена: и каждый берет из него то, что удастся ухватить» люди на виду целуются и музицируют между ангелом и каким-то дьявольским созданием фантастические существа влекут повозку, а за ней радостно и покорно следуют папа император, простые люди: некоторые забегают вперед, мечутся между колесами и гибнут, раздавленные. Творчество Рогира ван дер Вейдена послужило питательной основой для самых различных живописцев следующего поколения.
Напротив, он стремится к тому, чтобы его идея воплощалась в самом существе художественных решений, чтобы она возникала перед зрителем не как зашифрованная пословица или притча, но как обобщающий безусловный образ жизни. И сочетаясь с красным — одеяния Марии — и белым— каноника, — они образуют мощный сияющий аккорд. Он мыслится не столько частью вселенной, сколько реальной, жизненно-бытовой средой. В произведениях Мемлинга, сочетавшего в своем творчестве черты искусства поздней готики и Возрождения, бытовое, лирическое истолкование религиозных сюжетов, мягкая созерцательность, гармоничное построение композиции соединяется со стремлением к идеализации образов, канонизации приемов старонидерландской живописи (триптих Богоматерь со святыми, 1468, Национальная галерея, Лондон роспись раки Святой Урсулы, 1489, Музей Ханса Мемлинга, Брюгге алтарь со Страшным Судом, около 1473, костел Девы Марии, Гданьск триптих мистического обручения святой Екатерины Александрийской, Музей Мемлинга, Брюгге). Центральная створка этого алтаря — «Тайная вечеря».
Нидерландские (собственно фламандские) мастера еще в 14 в. пользовались большой известностью в Западной Европе и многие из них сыграли важную роль в развитии искусства других стран (особенно Франции). В свою очередь пространство трактовалось с подчеркнутой рационалистичностью: оно имело четко определенные границы, в нем были наглядно выражены все три измерения и оно служило идеальной средой для человеческих фигур. Правда, эти миниатюры исполненные клеевыми красками на пергаменте, мало пространственны. В неоконченной «Св.
Ранние его работы не лишены оттенка некоторой примитивности. Но, в общем, вся эта масса картинок, основным смыслом которых было иллюстрирование текстов (часто одних и тех же), довольно монотонна и изучение ее утомительно. фазу развития искусства Нидерландов.
К концу века оно исчерпало себя. Феофан Грек приехал на Русь уже сложившимся мастером. 18 век был веком Просвящения. Если в портретах Тимофея и человека в тюрбане образ портретируемых являлся лишь частью более общего образа (образа человека как части мироздания), то здесь создание индивидуального образа исчерпывает замысел художника. Тонко введенные капельки света и цвета (на груди переливаются камни броши, а на ухе дрожит слабый отблеск серьги) снимают некоторый прозаизм образа. В алтаре Портинари Гус старается выразить свою веру в душевные возможности человека.
Но именно благодаря предельности этого аккорда в нем возникают черты нового — самодовлеющей цветовой активности, невозможной в тех работах, где мастер всецело подчинял свое искусство идее вселенной. Ярким выразителем Этих новых устремлений был Ангерран Шаронтон (Картон родился ок. По вложенному в пейзаж настроению это едва ли не самая выразительная картина XV века. Поиски объединяющего начала, но уже не декоративного, а глубоко эмоционального видны в его «Поклонении волхвов» (Нью-Йорк, Метрополитен-музей). Скульптура отразила проблески нового сознания значительно ярче. между 1400 и 1410гг. ), он был далек от драматизма и аналитичности этого мастера. Но их некоторая нескладность и прозаичность также заметно усилились. 304 — 305).
Между ними, на противоположной стене помещено зеркало, в котором отражаются двое входящих (один из них, видимо, сам художник). Они недвижны их жесты предельно скупы. Иногда он вводит в картину инсценировку пословицы — но в ней не остается юмора. Пространство, заполненное ими, как будто необозримо, но на деле замкнутое, вязкое, безысходное.
Рогир ван дер Вейден Нидерландский художник (он же Рожье де ла Патюр. Он моделирует лицо широкими планами, стремясь передать лишь основное, опуская детали. Маргарита кажется как бы вовлеченной в его мерное ускорение. Мелкий, дробный, но одновременно бесконечный и тянущийся ритм движений маленьких подвижных фигурок пронизывает картину. Наиболее выдающееся произведение Авиньонской школы, проникнутое суровым драматизмом, — «Оплакивание Христа» из Вильнев-лез-Авиньон (Лувр).
Исчез преувеличенный интерес к передаче «натуральности» старческой кожи. его «Поклонение волхвов» и «Встречу Марии и Елизаветы», 1434— 1435 Берлин), отчетливо выявляют интерес к искусству этого мастера, в чем безусловно проявляется тенденция времени. Это благословение, но и утверждение высшей необходимости.
В решающий момент военных действий, когда захватившие всю северную Францию, вплоть до Луары, английские войска двинулись к Орлеану, — во Франции началась настоящая освободительная народная война. Родоначальник романизма в нидерландской живописи 16 века, Госсарт стремился освоить достижения итальянского Возрождения в композиции, анатомии, перспективе: обращаясь к античным и библейским сюжетам, часто изображал обнаженные фигуры на фоне античной архитектуры или в природном окружении, переданным с типичной для нидерландского искусства тщательной и предметной детализацией (Адам и Ева, Нептун и Амфитрита, 1516, – оба в Картинной галерее, Берлин Даная, 1527, Старая пинакотека, Мюнхен). Можно выделить художников римской и болонезской школы.
Иногда он уделяет большое внимание предмету — так рождаются работы, где все персонажи словно насильно вырваны из своего естественного окружения («Мария с младенцем», «Св. Портрет жены завершает первый этап нидерландского Ренессанса и свидетельствует о вступлении ван Эйка в новую, характерную уже для 1440-х гг. Бархатное облачение св.
Миниатюры, проникнутые поэтическим чувством, особенно замечательны передачей эффектов освещения: восхода солнца и комнаты, озаренной пламенем камина. Образцом ему, вероятно, послужили античные скульптуры. Реальность в его видении лишена жизни, выхолощена. Художник, однако, придает им иной смысл. Люди в его композициях не получают главенствующей роли и не отрываются от пейзажной среды, представленной всегда с острой наблюдательностью.
Такова оставляющая ощущение острой обнаженной боли совсем маленькая (0, 24, 5 X 0, 24) картина изображающая страдающего Христа (Утрехт, Музей). Он родился в 1399 или 1400 г., прошел обучение у Кампена (то есть в Турнэ), в 1432 г. получил звание мастера, в 1435 г. переехал в Брюссель, где был официальным живописцем города: в 1449—1450гг. Раздумьями о судьбах народа пронизано все его творчество. Внутреннее объединение государства, укрепление экономических и культурных связей между областями вызвало оттеснение диалектов общенациональным языком и имело огромное значение для сложения и развития французской культуры и искусства.
Каждый персонаж сохраняет совершенную и безусловную серьезность. Мастер из Мулена. Образ человека превращается в непосредственное отражение душевного мира самого художника. 1435 — ок. Два эти эпизода почти не имеют самостоятельного смысла. Учился, возможно, у Рогира ван дер Вейдена с 1465 работал в Брюгге. Решением многих из них искусство обязано Рогиру ван дер Вейдену (Роже де ля Пастюр).
С обстоятельностью хроникера, подобно Филиппу де Коммину, автору «Мемуаров», содержащих богатый исторический материал, стремится запечатлеть Фуке все подробности события, располагая на листе более двухсот персонажей. Каждый ангел — чудесное, почти портретное в своей индивидуальной характеристике изображение ребенка с просветленным нежным и трогательным лицом, а все вместе они, тоненькие, в длинных одеждах, образуют своеобразную гирлянду вокруг Марии.
Так, в изображении Варвары Флендерберг (Брюссель, Музей) черты лица отличаются простоватостью, но художник прибегает к неожиданному приему: едва заметный край наброшенной на голову кисеи он проводит как раз через зрачок своей модели, что делает взгляд ее обоих глаз разным и более сложным. Для понимания творчества Гертгена много дает его «Семейство Христа» (Амстердам, Рейксмузей), представленное в церковном интерьере, трактованном как реальная пространственная среда. Тот же, сняв очки и заложив пальцем нужные страницы молитвенника, поднял угрюмый, тяжелый размышляющий взор. Укажем только, как на самую интересную серию среди последних, на ковры с Единорогами начала XV века в Парижском музей Клюни и на прелестные испещренные растительными мотивами ковры в Musйe des arts dйcoratifs.
Речь идет о «Мадонне канцлера Ролена» (Лувр). Но уже здесь заметно и своеобразие — Боутс предоставляет своим героям больше пространства, его интересует не столько эмоциональная среда, сколько действие, самый процесс его, его персонажи активнее.