Браманте (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино, — 11. 3. 1514, Рим) итальянский архитектор эпохи Возрождения. 1510). БРАМАНТЕ, ДОНАТО (Bramante, Donato) (1444–1514), выдающийся итальянский архитектор эпохи Возрождения (настоящее имя Паскуччо дАнтонио, Pascuccio dAntonio). Петра в Ватикане (с 1505 г. ) и успел возвести храм до высоты арок. Браманте, проведший свою молодость в гуманистической атмосфере Урбинского княжества, знакомился с живописью по работам Пьеро делла Франческа и Андреа Мантеньи, с научной литературой — по сокровищам знаменитой Урбинской библиотеки (среди которых необходимо отметить трактат о перспективе Пьеро делла Франческа), с архитектурой — по произведениям Лучано да Лаураны, Альберти, Франческо ди Джорджо Мартини, а также по работам странствовавших мастеров-строителей из Ломбардии, в совокупности открывших ему все многообразие локальных школ современного итальянского зодчества.
Знаменитый двор (рис. Петра в Риме. Религиозность светского сюжета.
В Риме перед ним стояла задача воссоздать внешний облик города. Так и были выполнены все контрфорсы и уже приступили к возведению купола так, что и произведение Вентуры получится богатым, более величественным, нарядным и соразмерным. Характеристика творчества художника: этапы творчества, уникальность живописного языка. почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). Выдумка эта была заимствована Браманте из Сан Никколо в Пизе, о чем говорилось в жизнеописании Джованни и Никколо Пизани.
Последний вернулся к базиликальной композиции, переделал проект и в 1539 г. представил папе модель сооружения, резко раскритикованную Микеланджело за характерную для «готического стиля» раздробленность композиции (см. Лишь в 1534 г., после многолетнего перерыва, папа Павел III привлек снова Бальдассаре Перуцци (который умер в 1536 г. ) и Антонио да Сангалло Младшего. Другие выдающиеся работы Браманте – круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио (1502), внутренний дворик церкви Санта Мария делла Паче и фасад палаццо Канчеллерия (1499–1511), одного из наиболее изысканных ренессансных дворцов в Риме. Первые шаги к такому обобщению можно проследить именно в ломбардских постройках Браманте.
В конце 1482 г. участок был вновь расширен, это позволило осуществить здесь новый, третий по счету проект, составленный полностью Браманте и превращавший ораторию в трансепт (точнее — в главный неф трансепта) сохранившейся поныне церкви. Умело найденное изменение пропорций ордера усиливает впечатление высоты (колонны второго яруса меньше колонн первого, а верхние пилястры — меньше колонн второго яруса, хотя все ярусы имеют почти одинаковую высоту). Работал в Милане и (с 1499) в Риме. Самое раннее из римских сооружений, с которым связывают имя Браманте, — палаццо Канчеллерия (1483—1526 гг. ), первое римское сооружение общеитальянского значения и один из самых величественных и строгих дворцов столицы (свое название он получил от папской канцелярии, помещенной в нем вскоре после завершения постройки).
Утверждение наследственности античной традиции. Символ великой искусности Микеланджело. В данном случае речь идет о перенесении идеи концентрических колец, восходящей к определенной формальной величине (колонне), с тем, чтобы обеспечить пропорциональное соотношение между отдельными элементами и целым. Рим стал столицей нового стиля, а Донато Браманте — его создателем. Вся композиция (прототип которой можно усмотреть скорее в пизанском, чем флорентийском соборе) рассчитана на то, чтобы придать максимальное значение центральному пространству средокрестия, перекрытому куполом, легко поднимающемся на восьми высоких стройных столбах, соединенных арками равной высоты.
Сдвоенные и поднятые на пьедесталах полуколонны второго (главного) яруса сооружения, с их богатой пластикой и светотенью, создавали торжественный и сильный ритм. Вся наружная отделка церкви не принадлежит Браманте. Постройки Браманте (церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро с сакристией и капеллой, хор и клуатр церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане фасад палаццо Канчеллерия и двор Бельведера в Ватикане в Риме) отличаются стройным величием, гармоничным совершенством пропорций, ясностью монументальных пространственных решений, творческим использованием классических форм. В отличие от своих предыдущих купольных построек, довольно лаконично следующих форме креста или элементарной центрической форме (круга, восьмигранника), Браманте сочетал в плане собора обе фигуры, отдав, таким образом, дань и христианскому и чисто геометрическому символизму гуманистов. Поиски Браманте образа пластически цельного, абсолютного в своей законченности центрического сооружения (часовня-ротонда Темпьетто во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио, 1502 проект собора Святого Петра, 1506–1514, – оба в Риме) во многом были восприняты Рафаэлем и другими итальянскими архитекторами, воплотились во множестве центрально-купольных построек Италии и других стран Европы.
Другие (Питталуга) приписывают авторство урбинскому архитектору и теоретику Франческо ди Джорджо Мартини. Ротонла была возведена Браманте по заказу испанских монархов Фердинанда и Изабеллы на римском холме Яникул в 1502 г. Это была первая работа архитектора Д. Браманте в Риме, она произвела настоящую сенсацию. Спроектировал и начал строить главный храм Рима— собор Св.
В миланский период творчества (до 1499) Браманте работал в Павии и выезжал в разные города, в том числе во Флоренцию (1492, 1494) и в Рим (1493, 1497). Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио.
В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте – дворы Бельведера (1503–1545) и Сан Дамазо (ок. Сохранились свидетельства, что до Микеланджело мраморную глыбу из которой он за неимоверно короткое время высек колоссальную фигуру библейского Давида высотой около 5, 5 м, много лет безрезультатно «мучили» такие прославленные мастера Кватроченто, как Агостино ди Дуччо и Антонио Росселлино. Здесь искусство Браманте приобрело классическую чистоту и монументальность.
Несмотря на необходимость включить в композицию разнородные остатки более ранних сооружений и трудности, связанные с теснотой и изрезанностью участка, почти со всех сторон сжатого улицами, Браманте создал сложный, богатый новыми композиционными приемами, крепко спаянный комплекс, который включает, помимо нетронутой мастером средневековой кампанилы, короткую Т-образную в плане трехнефную перекрытую цилиндрическими сводами церковь, восьмигранную сакристию (Сакристия строилась как баптистерий) у правой ветви трансепта и перестроенную снаружи капеллу Сан Сатиро. После смерти Рафаэля строительство продолжали Б. Перуцци и А. да Сангалло Младший. Петра, с тем чтобы выстроить ее заново, составил бесчисленное множество проектов. Творчество Браманте — одна из вершин архитектуры Возрождения. К этому периоду относится создание им маленькой часовни-ротонды Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио. 1510).
План собора представляет сочетание квадрата с греческим равноконечным крестом. От иллюзорной перспективности средств мастер переходит к сочности реальных архитектурных форм (Павийский собор). В корпусах, выходящих на виа Джулиа и на набережную Тибра, были четыре больших зала для судебных заседаний (длиной по 18—20 м), а в боковых корпусах — служебные помещения и по два дворика с колодцами. Основа архитектуры Высокого Возрождения – грациозная величественность. Но в 1478 г. прикуп земли послужил толчком к составлению нового проекта (рис.
Оно не только лишает цельности творческую индивидуальность Браманте (Некоторые исследователи (например, Парибени) рассматривают ломбардские постройки Браманте как незрелые произведения затянувшейся (до 56 лет. ) «молодости» Вазари в своем жизнеописании Браманте просто обошел его ломбардский период), но и слишком резко отрывает римский этап его деятельности от предшествовавшего развития итальянского зодчества, обобщением и кульминацией которого он является. Пологий подъём был сделан доставки животными поклажи в Ватиканский дворец.
Спроектировал и начал строить главный храм Рима — собор Св. Он был большим другом людей одаренных и покровительствовал им, сколько мог, что можно видеть на примере знаменитейшего живописца, обаятельнейшего Рафаэля Урбинского, которого он вызвал в Рим. С 1503 года – главный архитектор собора Святого Петра. Однако подобное объяснение неудовлетворительно. Прежде чем разобраться в этом вопросе, необходимо ознакомиться с самим сооружением.
Стены основного цилиндрического объема «Темпьетто» в нижней части, соответствующей высоте колонн, расчленены шестнадцатью пилястрами, которые чередуются с нишами (прямоугольными изнутри и полукруглыми снаружи), окнами и дверями. Многозначность шедевра изобразительного искусства. Живописный шедевр «Сикстинская Мадонна» написан был Рафаэлем Санти в качестве алтарного произведения для монастырской церкви Святого Сикста в Пьяченце. Гравюра Лафрери 1549 г. (рис.
Другие выдающиеся работы Браманте — круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио (1502), внутренний дворик церкви Санта-Мария-делла-Паче и фасад палаццо Канчеллерия (1499—1511), одного из наиболее изысканных ренессансных дворцов в Риме. Таким образом, храм становился правильным четырехугольником. Петра (1506–1514), но не завершил эту постройку в процессе строительства план собора неоднократно менялся, однако в основе окончательного варианта, принадлежащего Микеланджело, лежал проект центрического здания, предложенный Браманте.
Главный акцент здесь сделан на гармонии пропорций, простоте фигур (цилиндры и полушария) и умеренности дорического ордена. 15) и зарисовка Палладио (около 1544 г. ) сохранили для нас только главный фасад дворца. Стороны главного объема внизу оканчиваются тремя широкими полукружиями аспид.
Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии. Кроме того, он выполнял живописные и многие инженерные работы по реконструкции герцогского замка Карманьола (1491 г. ) и укреплению Кревола в долине Оссола (1498 г. ), участвовал совместно с Кристофором Рокки в экспертизе, переработке проекта и строительстве собора в Павии (1487—1488 гг. В натуре, в тесном пространстве существующего по настоящее время квадратного дворика, Темпьетто воспринимается неожиданно не как незначительная ротонда, но как настоящая монументальная постройка, произведение подлинной «большой» архитектуры. планы Фра Джокондо (проекты собора приведены в работе Гофмана — см.
Композиционные формулы художественного образа произведения «Тайная вечеря», раскрывающие тайну невербального общения Спасителя со своими учениками – «волна диктата», «волна энтузиазма». Петра в Ватикане (с 1505 г. ) и успел возвести храм до высоты арок. Здесь искусство Браманте приобрело классическую чистоту и монументальность. 16).
Восьмигранная в плане двухъярусная сакристия вписана в тесный квадрат. Здесь при папе Юлии II он стал главным папским архитектором. С 1503 Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане.
Все это было исполнено с величайшим изяществом и, несомненно, в высшей степени искусно, делая ему честь не меньше любой другой вещи, созданной им в этом месте. Метопы и триглифы фриза украшены изображениями церковной утвари и символами Святого Петра. Яркость представления его персональной исключительности.
Церковь прижата к виа Фальконе и это не только обусловило необычную (не в форме латинского креста) конфигурацию плана, но помешало придать трансепту третий неф и развить алтарную часть — она сведена к плоской нише, в которой Браманте иллюзорно, средствами живописи и неглубокого рельефа изобразил хор (рис. Контрастные противопоставления родственных по формам, но различных по пропорциям церкви и крохотной, однако пластически выразительной, крупномасштабной по своим деталям часовне наглядно подчеркивает особенности каждого из этих сооружений. С 1503 Браманте Донато вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане.
Так, одни исследователи (Ньоли, Форстер) связывают Канчеллерию с проектом реконструкции Борго, разрабатывавшимся при папе Николае V, т. е. в конечном счете, возводят ее к Альберти. По задумке же Микеланджело, там должна была находится огромная, массивная гробница.
На Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Монторио (1503) Браманте вдохновили ротонды римских храмов. рис. До него этот приём применялся лишь в живописи. Дева Мария изображена в покрывале из гладкой ткани и плаще. Он заложил винтовую лестницу и две галереи, окаймляющие двор Бельведера, на которые можно было попасть с лестницы (западная галерея была завершена гораздо позже). Лестница Браманте не имеет ступеней, это, скорее, пандус, обвивающийся вокруг внутреннего пространства. При папе Юлии II стал главным папским архитектором с 1503 г. вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера).
В центре был задуман огромный купол. Аллегоричность и символичность произведения. 21).
Уникальность «сфуматто» – заставляет границы практически всех изображенных предметов «таять». Первое крупное произведение Браманте – церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро (1476) в Милане. В центре сооружения был большой квадратный двор (около 34х34 м), окруженный аркадами, к которым по углам примыкали четыре парадные лестницы. Присоединяясь к этой точке зрения, разделяемой ныне многими исследователями (Делогу, Кьеричи), полагаем, однако, в отличие от Лаваньино, видящего противоречие между робкими (как он их называет) начинаниями Бреньо и «сочным» завершением Браманте, что последний сумел мастерски использовать «робкие» профили и скромную пластику нижних частей фасада для полноценного выявления решающей роли стены и второстепенной роли ордера в общем тектоническом строении фасада.
С 1499 г. после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим. До конца жизни Браманте Донато проектировал и строил грандиозный собор св. на периоды раннего, высокого и позднего Возрождения.
Картина «Сикстинская Мадонна» выполнена на вытянутом в высоту холсте размером 265x196 см. Нарушение бытовавшей традиции. Простая и понятная даже для непосвященного архитектура дворика, его энергичный ритм и пластическая выразительность деталей, подкрепленная резкой игрой света и тени, придают этому небольшому сооружению высокие художественные качества, несмотря на простоту материалов (пилястры — из простого камня, пьедесталы нижних столбов — из травертина только наличники некоторых дверей в нижнем обходе сделаны из мрамора). Браманте также консультировал при строительстве укреплений в Имоле, Фолиньо и др.
Он любил поэзию и с удовольствием слушал импровизации под лиру. после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим.
В 1470-х годах переехал в Милан, где испытал влияние архитектурных идей Леонардо да Винчи. Другие выдающиеся работы Браманте — круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио (1502), внутренний дворик церкви Санта-Мария-делла-Паче и фасад палаццо Канчеллерия (1499—1511), одного из наиболее изысканных ренессансных дворцов в Риме. Чаша-светильник, аллегорически проявляет себя в качестве дара. Это — основной из созданных мастером четырех вариантов плана (рис.
Другие работы Браманте в Риме: хор церкви Санта Мария дель Пополо (1509 г. ), здание папского трибунала с церковью Сан Бьяджо делла Паньотта (не закончено), двор Сан Дамазо в Ватикане (1510 г., завершен Рафаэлем), собственный дом (снесен в XVII в. ), церковь Сан Чельсо э Джулиано (1510—1514 гг. ). Недостаточно отмечалось своеобразие четкого выделения середины аркады: при повторении этого приема на всех четырех сторонах задуманного Браманте двора он должен был приобрести уникальный, не имевший прототипа облик перистиля с ярко подчеркнутыми осями, пересечение которых в центре, вероятно, должно было быть отмечено каким-либо сооружением (например, колодцем, беседкой и т. п. ). Работам зодчего этого периода свойственны расчлененность форм, обилие и разнообразие декора (интерьер сакристии при церкви Сан-Сатиро, апсида и барабан церкви Санта-Мария делла Грация). Сила флорентийского контура и поверхностей.
224). Родился в Монте-Аздруальдо (ныне Ферминьяно) в герцогстве Урбино в Центральной Италии. Распознав, глядя на это, намерения Браманте, неаполитанский кардинал стал к нему присматриваться и ему покровительствовать.
Общая характеристика живописи эпохи «высокого» Возрождения (1498-1520). Самые знаменитые строения, буквально втиснутые на очень малом пространстве между другими зданиями, – это церковь Санта-Мария-делла-Паче (Chiesa di Santa Maria della Pace), двухъярусная (первый ярус – аркада, второй – открытый портик), с фресками Рафаэля, а также Палаццо делла Канчелерия, при проектировании и строительстве которого Браманте искусно скрыл такую проблему, как излишняя вытянутость здания и двор Бельведера – проект, который не был полностью осуществлен, но была построена галерея, называемая сегодня галереей Браманте.
Это и создало не противоречивое, а исполненное большой целостности произведение. Уникальность воплощения космоцентрической формы религии. Исторически и идеологически отвечающее идеям Микеланджело.
Подкупольное пространство остроумно увеличено включением (на высоту до самого барабана) треугольных в плане отсеков, замыкающих боковые нефы вливаются в средокрестие также пространства одинаково укороченных ветвей трансепта и восточной части собора. Браманте был человеком очень веселым и приятным, всегда охотно помогавшим своим близким. Творчество Браманте – одна из вершин архитектуры Возрождения. ь Санта Мария прессо Сан-Сатиро (его первая архитектурная работа) (1482-86).
Уникальность творчества мастера как творца способного оживлять мрамор. Со стороны Тибра ему соответствовала церковь Сан Бьяджо (разобрана при реконструкции набережных).
Петра в Риме. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-1545) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Умер Браманте в Риме 11 марта 1514 года. Действительно, католическое богослужение (где священник поочередно обращается то к алтарю, то к молящимся) требует одностороннего расположения алтаря и односторонней ориентации пространства храма. Представляет собой перестройку и переоформление здания, сооруженного в IX веке.
Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500-04 г. ), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхнем, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием. Достраивал её Браманте. Весь план пронизан нерушимой логикой. И вот после того как папа постановил начать сооружение потрясающе огромного собора св.
Храм должен был быть хорошо уравновешенным и симметричным. Своеобразие композиционной формулы «цепь» – знак религиозной связи апостолов с Богом, символ прочности христианского вероучения. Эгоцентрическая форма религии. С 1499 г. после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим.
Цилиндрические своды, перекрывающие трансепт и средний пролет главного нефа имеют небольшие размеры (пролет около 10 м при высоте 13 м), но производят сильное впечатление благодаря низкому расположению пят свода, так что отношение ширины последнего к высоте перекрываемого пространства составляет 1 : 1, 3. В этой постройке Браманте с редким изяществом соединил местные ломбардские традиции с античной ордерной архитектурой. Наличие у скульптурного Давида знаковых связей с Геркулесом. Браманте приписывают также очаровательный дворик (см. Это строение не представляло сложностей в инженерном смысле.
Архитектурная деятельность Браманте началась в Милане, где он перестраивал церкви Санта Мария прессо Сан Сатиро (1479–1483) и Санта Мария делле Грацие (1492–1497). Браманте оформил большую часть церкви Санта-Мария Сан-Сатиро в Милане. Дворец, возведенный для крупнейшего вельможи, кардинала Риарио, закономерно приобрел черты не столько частного, сколько общественного сооружения (характерно, что даже церковь скрыта дворцовым фасадом), намечая одну из главных линий развития всего европейского зодчества в эпоху расцвета абсолютистских государств.
Его очень высоко ценила духовная знать и он был представлен бесчисленному множеству синьоров, которые с ним знались. Петра. Высшее достижение римского кватроченто и первое произведение нового века, образец вполне зрелого «классического» стиля Возрождения — Канчеллерия остается загадкой для историков, еще не пришедших к согласию относительно ее автора и доли возможного участия Браманте в ее создании. Точно известно лишь, что им выполнены хоры в алтарной части церкви (прообраз декоративных мотивов барокко). Здесь же, в Милане, он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие.
Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (примерно 1510 г. ) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-45 г. ) для турниров и зрелищ разница в уровнях его трёх террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. При папе Юлии II стал главным папским архитектором с 1503 г. вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера). Крупнейшим творением Браманте является собор св. Буквально в переводе с итальянского «темпьетто» означает храмик, но более точно это означает часовню-ротонду. Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502 г. ), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. Петра.
Равным образом по его проекту была расширена и главная капелла в Санта Мариа дель Пополо. А по капителям с листьями олив внутри здания, да и по всему наружному дорическому ордеру, необычайному и прекрасному, можно судить, какой потрясающей силы были дерзания Браманте. Браманте Донато Творчество и биография Донато Браманте Собор святого Петра, 1506-1667, Рим Браманте Донато (Bramante Donato) (1444–1514) Крупнейший представитель итальянского зодчества эпохи Высокого Возрождения. Обнажение как сущностный признак невинности.
Он превосходно справился с использованием иллюзии, которую создает перспектива. Хозяева дворцов отныне все чаще выступали не только как вельможи, но и как домовладельцы, заинтересованные в том, чтобы сдать в аренду часть своей постройки. Этому способствовала также и биография мастера. 1510).
Леонардо да Винчи, а это был именно он, дал будущему великому скульптору несколько, говоря современным языком, мастер-классов по архитектуре и рекомендовал герцогу подучить юношу, который превзойдет многих зодчих. Статуя «Давид» как визуализация абсолютоцентрической религии посредством двух композиционных формул – «ось» и «алтарь». Первой постройков Браманте стала сакристия церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро. Сооружение выполнено из кирпича и снаружи богато декорировано. Преображение библейского Давида в Иисуса Христа.
Своеобразие представления в качестве социоцентрически религиозного богоизбранника флорентийской республики рубежа XV-XVI вв.
И потому, когда в 1503 году папой был избран Юлий И, он начал служить и ему. До 1477 переехал в Милан, где познакомился с архитектурными исканиями Леонардо да Винчи. Начал он так: Julio II Pont. Картина «Любовь земная и небесная» (1515-1516).
Он стремится к установлению канонов для строительства зданий, которые были исторически необходимы, восстановлению исторического «лица» города, который объединяет в себе христианскую и древнюю историю. Неконструктивность подпоры. Несмотря на миниатюрные размеры (Tempietto – букв. Петра, которым он занимался, по-видимому, с 1505 г. и до самой смерти. Цокольная часть дома Браманте включала ряд полностью изолированных от помещений владельца, открытых на улицу лавок и мастерских с антресолями, предназначенных для сдачи в аренду (такие лавки имеются и в палаццо Канчеллерии по фасаду, выходящему на улицу Пеллегрини). В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте — дворы Бельведера (1503—1545) и Сан да Мазо (ок. Дворик не был осуществлен и известен по гравюрам Серлио.
Анализ произведения «Сикстинская Мадонна» (1513-1515). Помимо того, при вилле Бельведер Браманте должен был построить двор для установки античных статуй (первое музейное сооружение Возрождения). Он сохранил там только алтарь св.
Здесь искусство Браманте приобрело классическую чистоту и монументальность. В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте — дворы Бельведера (1503—1545) и Сан да Мазо (ок. С 1499 г. после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим. Творчество Браманте — одна из вершин архитектуры Возрождения. Низкий рельеф, материал (мрамор) и переменный шаг пилястр (встречавшийся до того лишь в церковных зданиях и сообщающий фасаду очень ясное ритмическое развитие по горизонтали) в сочетании с облицованной травертином могучей стеной характеризуют последнюю как действительную тектоническую основу сооружения, придавая фасаду внушительную монументальность.
Реорганизация прежних знаков и значений скульптурного образа. Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио. перспективы: «задняя» зона (растворенный в дымке Горний мир), «средняя» зона (проявивший себя Горний мир в виде горных цепей и долин, пробитых дорогой, а также в виде реки с переброшенным через нее мостом) и «передняя» зона (Дольний мир человеческого жилья, обозначенный горизонталью балюстрады, вертикалью балюстр и женской фигурой в кресле).
В случае базиликальной композиции собора увеличение размера главных пилонов влекло за собой те же последствия (ср. 1510). Мастерское изменение размера редко расположенных окон от главного (второго) этажа к верхнему, уменьшение высоты пилястр при равной высоте ярусов подчеркивают действительно значительные размеры здания (общая высота равна 24 м) и создают спокойный, но полный внутренней жизни ритм. Дом Браманте, построенный, по-видимому, в 1509—1510 гг.
и известный также, как дом Рафаэля (который прожил последние годы своей жизни и умер в этом доме), был снесен в XVII в. при возведении колоннады перед собором св. Браманте вынужден был искать работу в другом месте. 5). Ее можно было обозревать из окон папских апартаментов и с балконов, тянувшихся по фасаду дворца (один из них был устроен еще при Льве X, второй в 1562 г. ), а также с мест для зрителей, поднимавшихся амфитеатром перед дворцом и по откосу средней террасы двора, справа и слева от центральной лестницы. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503—45) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. После консультаций с основными художниками того времени он привлек к работе Браманте.
Мадонна движется навстречу людям и вместе с тем неподвижна. Внутри купол представляет сферическую поверхность с круглым световым отверстием посредине. К нему относится, вероятно, только цоколь и нижний ярус апсид с окнами.
Каждая второстепенная геометрическая группа подчинена центральной в строгой математической закономерности (диаметры большого и второстепенного куполов, радиусы главных и второстепенных арок и т. п. относятся как 2:1). И дело вовсе не в соперничестве мастеров. После 1499 года в биографии Донато Браманте был покинут Рим. Умер Браманте в Риме 11 марта 1514. Представителем этого периода был Донато Браманте (1444--1514), строго следовавший в возведении зданий классическим принципам.
Браманте создал архитектурные образы, замечательные гармоничным совершенством и цельностью, свободным, творческим применением классических форм. на стр. Оригинальность отождествление библейского героя с гениальным скульптором. В свой римский период Донато Браманте использовал так называемый «большой ордер», что позволяло достичь идеального баланса пропорций. Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте Донато достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. Поиск внутренних взаимосвязей отошла на второй план.
здесь же работал римлянин Джулио Романо. Петра в Ватикане (с 1505 г. ) и успел возвести храм до высоты арок.
Закончить ее до своей смерти он не успел и после него завершил ее Бальдассаре, сиенец. Юность провёл в Урбино, где воспринял передовые гуманистические идеи Пьеро делла Франческа и Лучано Лаураны. Архитектор намеревался разбить сад и создать двор для развлечений и празднеств. И хотя проект Д. Браманте по реконструкции Ватикана не был полностью осуществлен (сначала умер папа Юлий II, а потом и сам архитектор), Донато Браманте остаётся одним из величайших зодчих Высокого Возрождения.
Геркулес как символ Флоренции. Вот таким образом собор в основном воплощает замысел Браманте. Творчество Браманте – одна из вершин архитектуры Возрождения. Общая характеристика скульптуры «высокого» Возрождения» (14981520). Миланский период Браманте длился двадцать лет.
В 1492—1497 гг. Творчество Браманте -- одна из вершин архитектуры Возрождения. Церковь строилась с 1469 г. в стиле поздней готики под руководством Гвинифорте Солари. Его завершать была должна большая купольная полусфера над центром всего сооружения. Особенности отождествления сухой подпоры и полной жизни правой ноги Давида.
Погребен он был в Сан Пьетро в 1314 году. Ясная тектоническая мысль видна и в расположении колонок над верхней точкой арок (работа которых улучшается при загрузке замкового камня) и в композиции карниза (простого, очень характерного для Браманте — ср. При папе Юлии II стал главным папским архитектором с 1503г.
рис. да Сангалло Младшего, Рафаэля и Микеланджело, см.
Левая дева воплощает собой земную любовь, правая – олицетворяет любовь небесную. С 1482 до 1486 года Браманте реконструировал церковь Санта Мария Прессо Сан Сатиро (проект, возможно, начат в 1478 г. ) с 1492 г. перестраивал средокрестие и апсиды церкви Санта Мария делле Грацие (до 1497 г. ), дворы каноники и монастыря Сант Амброджо (работы прерваны в 1499 г. ). Каждая ячейка плана завершается обращенной к центру апсидой, увенчанной конхой.
Он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Вот таким образом можно полагать, что знаменитый «пергаментный» (так называют чертеж, выполненный (по-видимому, самим Браманте) на пергаменте и изображающий половину плана собора (ныне в Уфицци). Анализ скульптурного произведения «Давид» (1501-1504).
библиографию), Ант. Вначале выступал как художник, что отразилось и в первой архитектурной работе Браманте Донато — перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479—83): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Браманте Донато использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор там же Браманте Донато осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста. Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио. Миланский период Браманте длился двадцать лет.
Его здания кажутся выше и стройнее, а пространство – шире. Однако собор св. Максимальная (по сравнению с планами других авторов) расчлененность пространства и его преобладание над массой устоев и стен сочетается с предельной ясностью в подчинении меньшего большему, второстепенного главному. Впервые она появилась именно в творчестве Донато Браманте. Браманте Донато принадлежит и основной замысел собора в Павии (1488—92), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием. При папе Юлии II стал главным папским архитектором с 1503 г. вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера).
План, общая композиция и облик были изменены в последующем столетии. С 1499г. Он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Здесь искусство Браманте приобрело классическую чистоту и монументальность.
Браманте занимался также перестройкой хора (алтарной части) и средокрестия в начатой за двадцать лет до того доминиканской церкви Санта Мария делле Грацие. Округлая форма здания олицетворяет божественное совершенство. Петра, а также создать сад и двор для развлечений и празднеств. Остроумно доказав, что упомянутый Вазари в качестве строителя Канчеллерии Антонио Монтекавалло является в действительности скульптором Андреа Бреньо, прозванным Монтекавалло по месту его жительства (различие имен может быть одной из многочисленных ошибок Вазари), Лаваньино считает этого мастера, по происхождению ломбардца, первым строителем Канчеллерии, а завершение постройки приписывает Браманте. Огромная плоскость главного (восточного) фасада, завершенного по концам едва выступающими ризалитами, расчленена на три яруса (верхний охватывает два этажа) и обработана незаметно облегчающимся кверху плоским рустом, в двух верхних ярусах он сочетается с пилястрами, попарно сближенными в простенках.
В 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело. В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте: дворы Бельведера (1503-1545) и Сан Дамазо (ок. Он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Спроектировал и начал строить главный храм Рима -- собор Св. Наибольшей пластичной цельности и жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио (1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами.
«Браманте был человеком очень веселым и приятным, – пишет в своих «Жизнеописаниях» Вазари, – всегда охотно помогавшим своим близким. богоподобного Израиля. 18). В интерьер Темпьетто – шедевры живописи: «Бичевание» и «Преображение» Себастьяно дель Пьомбо, которому помогал в работе Микеланджело, а также большой плафон Вазари.
При восстановлении двора каноники, разрушенного во время второй мировой войны, мнимая ошибка Браманте была «исправлена»: несмотря на то, что пилястры у Браманте продолжались ниже окон, доходя до единственной горизонтальной штрабы над арками, возможно отмечавшей верхнюю границу предполагавшегося керамического декора и завершавшей его сверху тяги, теперь над арками лоджии протянут обычный трехчастный антаблемент, доходящий до подоконников второго этажа. Родился в местечке Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино.
Спроектировал и начал строить главный храм Рима — собор Св. Если в предшествовавших центрических сооружениях Брунеллеско (сакристия Сан Лоренцо, капелла Пацци) подкупольное пространство фактически составляло главную часть постройки, то в этой церкви с сильно развитыми ветвями креста подобное впечатление достигается искусным применением композиционных средств. ниже). Браманте принимал участие в реализации большинства архитектурных проектов, осуществленных в Риме при папах Александре VI (1489–1503) и Юлии II (1503–1513), которые стали его покровителями. Композиционная формула «концентрические окружности». Состоял он и в совете по расширению церкви Сан Якопо дельи Спаньуоли ин Навона, а также при вынесении решения о церкви Санта Мариа дель Анима, постройка которой была поручена одному немецкому архитектору.
Петра являлся исключением алтарь здесь должен был помещаться посередине церковного пространства, над криптой и местом, где, по преданию, был погребен апостол. Творчество Браманте— одна из вершин архитектуры Возрождения. – обелиск, который стоял в Большом цирке.
«храмик»), это здание является грациозным и даже величественным. И в детстве своем он обучался не только читать и писать, но очень прилежно и арифметике. В те же годы ведется работа над Темпяетто – капеллой при церкви Сан-Пьетро ин Монторио. После смерти Браманте дворцовым архитектором назначили Рафаэля, который еще раньше был занят росписью папских апартаментов и продолжал (по рисункам Браманте) строительство двора Сан Дамазо, лоджии которого стали знаменитыми благодаря фрескам великого художника.
4), один из шедевров этой эпохи, разделен в полном соответствии с главным фасадом на три яруса из которых нижние два представляют собой чрезвычайно легкие воздушные аркады, а верхний (отвечающий двум верхним этажам здания) — расчлененную мраморными пилястрами кирпичную стену, увенчанную простым и ясным каменным карнизом. Но средокрестие представляет собой в плане не традиционный для Ломбардии восьмигранник, а большой квадрат (18х18 м), сторона которого отвечает трем нефам старой пятинефной постройки. Умер Браманте в Риме 11 марта 1514 года. В своем первом творении в Риме – церкви Санта-Мария делла Паче (1500-1504), еще ощущается сильное влияние ломбардских работ, но уже четко проявляются римские нотки.
Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио. Пространство художественного образа картины «Сикстинская Мадонна» являет Богородицу с младенцем Христом на руках в окружении избранных Святых и ангелов. Значительность главных сводов подчеркивается несвойственным базиликальным церквам данного периода контрастным соотношением высоты среднего и боковых нефов (последние перекрыты крестовыми сводами). Собственно, настоящее имя итальянского архитектора Паскуччо дАнтонио (Рascuccio dАntonio). Он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие.
Одновременно Браманте строит дворец кардинала Риарио (Канчеллерия) и церковь Сан Лоренцо ин Дамазо. 22). С обычной быстротой он заложил фундаменты и до смерти папы и своей собственной равномерно довел строительство до высоты карниза под арками всех четырех столбов и вывел самые арки с величайшими быстротой и искусством. Смерть Браманте была для архитектуры потерей величайшей ибо он обогатил ее многими хорошими приемами им испытанными таков, например изобретенный им способ выведения сводов на растворе и применения штукатурки и то и другое известное древним, но утерянное со времени падения древнего мира и вплоть до его времени. В 1493 г. Браманте уехал из Милана.
Франциск, арка, крыша и башня, обозначавшие по-своему: мастер Франческо, архитектор. ко Моро. Нижняя, самая большая терраса Бельведера (75х140 м) должна была служить театральной сценой.
После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль Санти, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении и Антонио да Сангалло избравший базиликальную форму. 15, слева вверху).
В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (1492—97) Браманте Донато создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью. Возвратимся, однако, к Браманте. Он любил поэзию и с удовольствием слушал импровизации под лиру.
Из его работ следует выделить двор Бельведера в Ватикане (проект с 1503 г., строительство окончено после смерти Браманте), а также восьмигранный двор и винтовую лестницу-пандус при вилле Иннокентия VIII. Знаковые метаморфозы пластических элементов статуи. Предполагалось построить колокольни по обе стороны фасадов. Миланский период Браманте длился двадцать лет. Плоскостная обработка, светлая окраска и обильное освещение интерьера, а также искусное применение кругов в его декоре придают куполу вид легкой скорлупы, подчеркивая в то же время просторность и крупные масштабы внутреннего пространства церкви.
А так как для такой большой задачи опыта у него было недостаточно, он, не рассчитав тяжести купола и его крепости, заложил в толще стены, там, где первый и второй ряды окон, обходящий кругом проход. До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор св. С 1503 году Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Воспользовавшись этим обстоятельством, Вентура сделал собственноручно модель восьмигранного храма, шириной в локтей и высотой в (Пропуск в подлиннике. ) локтей с вестибюлем или портиком, пристроенным снаружи, богато украшенного внутри и поистине прекрасного.
22) и сакристию, перекрытую зонтичным куполом. Он был первым главным архитектором нового собора св. Главное создание Браманте — проект собора святого Петра в Риме (1506), воплотивший замысел идеального центральнокупольного здания с симметричной композицией. Уникальность кристаллизации художественного образа данного творения скульптуры. Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500—04), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхние, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием.
А также, когда известность его возросла, он вместе с другими выдающимися архитекторами выносил решение по поводу большей части дворца Сан Джорджо и церкви Сан Лоренцо ин Дамазо, выстроенных Рафаэлем Риарио, кардиналом Сан Джорджо близ Кампо ди Фьоре. Строительные работы, порученные Браманте и Амадео, велись, однако, по проекту Браманте. В 1497 г. Браманте начал фасад собора в Аббьятеграссо, оставшийся незаконченным. Папа Юлий II поручил Браманте соединить Бельведерский с Апостольским дворцом. Первые архитектурные работы — двор м-ря Санта Мария делла Паче (1500—1504 гг. ) и колокольня церкви Санта Мария дель Анима.
До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор святого Петра в Риме. Воздушная перспектива, прием наглядного объединения расположенных рядом разнородных элементов «передней» и «задней» или «передней» и «средней» зон. Петра в Ватикане (с 1505г. ) и успел возвести храм до высоты арок. Важную роль среди них играло освещение, которое хотя и было при Браманте значительно слабее (круглые окна в торцах трансепта были увеличены лишь в XIX в. и средокрестие первоначально освещалось фонарем), зато сосредоточивалось под куполом. Исключительно богатая внутренняя отделка сакристии включает рельефные гротески, выполненные из тончайшего стука на поверхности угловых пилястр (их излом, не имеющий прецедентов в других памятниках, позволил Браманте обойтись на каждом углу лишь одной пилястрой), богатый скульптурный керамический, частично покрытый бронзой, фриз над первым ярусом (исполнен скульптором Фантуччи), обработку импостов в виде плоского акантового листа между парными арочками второго яруса и более плоско выполненный орнамент второго фриза.
Им было предложено центрическое сооружение с планом в виде вписанного в квадрат равноконечного креста, с мощным сферическим куполом над средокрестием, 4 малыми куполами и башнями по углам. 17 этой главы и рис. Характеристика творчества Тициано Вечеллио. Главный купол полусферического, несколько повышенного очертания опирается на низкий барабан, покоящийся на парусах и полуциркульных подпружных арках.
Получение и освоение учениками Христа заповеди таинства причастия. В 1551 г. Микеланджело дал рисунки для лестницы перед экседрой, превращенной в нишу (замыкавшая всю композицию эседра не должна была превышать боковые фасады) Пирро Лигорио (1562 г. ).
Миланский период Браманте длился двадцать лет. В 1502 г. он построил Темпьетто во дворе церкви Сан Пьетро ин Монторио. вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера).