Пространство комнат, даже если изображена анфилада, – камерное, достаточно замкнутое. Один из таких натюрмортов исполненный в 1839 году («Натюрморт (Плоды)», НИИ РАХ15), возможно, входил в число произведений, за которые Иван Фомич был удостоен звания академика живописи. С 1845 по 1855 годы художник выполнил большое количество работ по заказам своего покровителя— литовского митрополита Иосифа Семашко. «Малые жанры» определили и творческую судьбу Хруцкого, создававшего портреты и пейзажи, но более всего известного благодаря полотнам с плодами и цветами.
В этой школе требовалась «величайшая точность и строгость рисунка». Но постепенно, во второй половине 1830-х годов, Хруцкий переходит от простых композиций к довольно значительным по размерам натюрмортам-картинам со сложной композицией, объединяющей множество разнообразных овощей, плодов и цветов: «Натюрморт со свечой», «Цветы и фрукты», «Плоды, фрукты, битая дичь». Именно так в Италию попал Александр Иванов, который 20 лет писал там «Явление Христа народу». Но этим грандиозным планам не суждено было сбыться. В 1827 году он приезжает в Санкт-Петербург.
Иван Фомич Хруцкий известен как художник работавший в русле русской академической школы. Его знания живописи старых мастеров и подражание их манере исполнения были очень заметны. В 1827 г. Хруцкий приезжает в Петербург и в 1830 г. поступает в АХ. Его отец, греко-униатский священник Фома Иванович Хруцкий, вскоре после рождения сына был уволен со службы и перебрался с семьей под Полоцк. В этих картинах он словно погружается в повседневную, хорошо знакомую среду.
Строгая сдержанность облика героя соотносится с торжественной значительностью его жеста и фона, украшенного малиновой драпировкой. Ему очень нужны деньги. В этой области его деятельность также оказалась весьма успешной. Значительное место занимает натюрморт. Художник использует более густую краску, менее разведенную лаком, растворителем.
Всего в 1840-х годах Хруцкий написал более 20 портретов разных лиц23. Однако позже перешел на пейзажную и портретную живопись. Вот таким образом целью данной работы был анализ техники, живописных материалов, выявление наиболее характерных особенностей, приемов письма И. Ф. Хруцкого. Там он учился у таких мастеров, как А. Г. Варнек, М. Н. Воробьёв, К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни. На рентгеновских снимках участков с виноградом «Портрета неизвестной с цветами и фруктами» и натюрморта «Фрукты и цветы» его изображение практически отсутствует.
В 1830-х годах Иван Трофимович поступает в Академию художеств. Традиции отечественной академической живописи «цветов и плодов» были заложены в XVIII столетии и тесно связаны с западноевропейскими традициями в этой области. Лучшими из них, сочетающими выразительную индивидуальную и социальную характеристику моделей, являются портреты известного петербургского книгоиздателя И. И. — Я обманул глаз птиц, а ты обманул глаз живописца». Портрет Миколая Малиновского (1855) — возможно, лучший из созданного им в портретном жанре.
Но «кухни» Хруцкого выглядят более естественными в живописном отношении, свет в них создает ощущение единой пространственной среды, в живописном «описании» каждой детали ощущается подлинная любовь художника к миру простых вещей. В частности, Шарден был принят в круг академиков как «художник цветов, фруктов и различных предметов»6. Он возвращается в Захарничи и превращается в настоящего помещика.
Здесь так же, как и в «Автопортрете» (1884), Иван Трофимович усиливает выразительность образа удачным использованием контрастного освещения. Доу и посещая посторонним учеником Академию художеств. Остается мать и пятеро младших братьев и сестер Ивана. Изображения разнообразных растений, фруктов и овощей вместе с предметами столового и кухонного обихода составляли содержание фламандских и голландских «завтраков», «кухонь», «лавок» и «букетов». Жил и работал в Минске. Хруцкого. Дети перед мольбертом», НХМ РБ).
За натюрморт «Цветы и плоды» он получает первую награду – малую серебряную медаль Академии художеств. Хруцкий изобразил часовню на мосту через ручей Болтупы в Тринополе. Родился на Гомельщине в семье сельских учителей. Исключением стали полотна художника Ивана Фомича Хруцкого. А вот портретные свойства в них проявляются менее всего.
Также в этот период художник часто пишет портреты, которые, как правило, введены в его «интерьеры». К примеру, что Хруцкий в Петербурге стал брать уроки у Джорджа Доу – блистательного английского живописца, который был приглашен в Зимний дворец для написания 327 портретов героев войны 1812 года. В этот период художник принимает участие в издании «Виленского альбома» Я. К.
Венецианова «Вакханка с фруктами на голове». Он исполнял портреты, пейзажи, жанровые картины, но именно натюрморт сыграл решающую роль в его карьере живописца. Бруни. Избрав низкую точку зрения, художник придал пейзажу «интерьерный» характер, подчеркнув уединенность места.
Вильчинского — серии литографированных городских видов, выпущенных в Париже. История отечественного искусства относит Ивана Фомича Хруцкого к так называемым «средним» художникам первой половиной XIX столетия1. В начале 1840-х годов И. Ф. Гаухар, по поводу реальности написания картин.
Здесь в роли «главных героев» композиции выступают театральный бинокль, горящая свеча, еще дымящаяся сигара. Да и в Академию художеств он поступает «посторонним» учеником. Но молодой человек, похоже, обладал сильным характером и безмерными амбициями. Вскоре И. Ф. Хруцкий перешёл от ранних постановок, состоящих лишь из нескольких предметов, к значительным по размерам натюрмортам-картинам со сложной композицией, объединяющей множество разнообразных овощей, плодов и цветов: Цветы и плоды (1836, 1839) Натюрморт со свечой, Цветы и фрукты, Плоды, фрукты, битая дичь, (все 1830-х годов). Основатель жанра академические натюрморты в живописи Беларуси. Многие искусствоведы недоумевают, отчего ни на одном полотне художник не запечатлел свою жену, хотя писал всех родственников. - Но задолго до женитьбы он писал все время одну и ту же женщину, которую мы хорошо знаем по картине «Неизвестная с цветами и фруктами».
Здесь до 1829 года он брал уроки у английского живописца Дж. Есть она на его полотнах маленькой девочкой, взрослой, беременной, постаревшей. С 1845 года и до самой смерти жил и работал в своем поместье в Захарничах в Беларуси. Соединение повседневной реальности с классической гармонией картинных образов особенно выразительно в натюрмортах, где вместо нежных цветов и сочных фруктов «позируют» незатейливая кухонная утварь, овощи и грибы. Также к этому периоду творчества Хруцкого относятся ряд интерьеров: «Митрополит Иосиф Семашко слушает в своем кабинете доклад секретаря» (1854), «В комнате» (1854), «В комнатах усадьбы художника И. Ф.
Экзотические плоды – лимоны, виноград, персики – соседствуют с привычными для жителя средней полосы России яблоками, смородиной, вишней и земляникой, в букетах господствуют не розы и гвоздики, а садовые пионы (любопытно, что в европейском натюрморте эти цветы получили распространение лишь во второй половине XIX века). Для городской и загородной резиденций митрополита Иван Фомич исполнял виды Вильно и его окрестностей, натюрморты и интерьеры, копии с картин европейских мастеров. 1 В этот период Хруцкий принимает участие в издании так называемого «Виленского альбома» Я. К. Отец Хруцкого Фоман Хруцкий выступил против объединения униатской церкви с православной. Один из них упоминается в архивных источниках как Евстафий (или Евграф). Он тщательно «описал» здесь каждый предмет, создав тем самым своеобразный портрет хозяина интерьера – человека образованного, педантичного, привыкшего к размеренному образу жизни.
Начало 1840-х годов — пора расцвета творчества Хруцкого. Именно они придают содержанию полотен неординарный, авторский характер. Копировал в Эрмитаже. Можно упомянуть работу Винченцо Кампи «Продавщица фруктов» (галерея Брера, Милан), где на фоне пейзажа изображена девушка с персиками на коленях и кистью винограда в руке. Ученик М. Н. Воробьева, Хруцкий не оставляет пейзажной живописи на протяжении всего последующего творчества ("Вид на Елагином острове в Петербурге", 1839 "Вид в имении", 1847 и др. ).
Сочетание этих свойств стало определяющим для творчества живописца. Похоронен в поместье Захарничи недалеко от Полоцка. Венецианова, М. Н.
На такую покупку в те времена имел право только православный, русскоговорящий дворянин. Так, в упомянутой лотерее ОПХ разыгрывалась работа А. Г. А. А. В ранних работах художника обозначается основное направление его творчества этого периода – работа над натюрмортом именуемым в официальных документах как «живопись цветов и фруктов». Захарничи» (1855), «Мастерская художника».
У окна, на столе — постановка из «плодов и цветов». Успех работ способствовал тому, что художник повторял некоторые из них с незначительными изменениями, добавляя "новые" предметы: подсвечник с горящей свечой либо тлеющую сигару, спички в бумажной обертке, обрывок расходного счета с лежащей на нем мелочью. Награжден золотыми часами лично от императора Николая 1. С этого времени Хруцкий перестает писать эффектные натюрморты. Белорусский и русский художник.
Изучение живописи под микроскопом показало, что красочный слой не имеет той «тонкости и прозрачности», что в предыдущих работах: здесь он более толстый, покрыт сетью кракелюра. Отец будущего художника, Фома Иванович Хруцкий, был греко-католическим священником. Интерьеры дома в Захарничах — наиболее обаятельные работы в наследии живописца. Предполагают, что «Неизвестная» – его младшая сестра. Доу, одновременно посещая Академию художеств вольноприходящим учеником.
Технико-технологическое изучение живописи И. Хруцкого представляет большой интерес. В них предлагалось представить «разных родов цветы и плоды с различными насекомыми». Портрет Миколая Малиновского (1855)— возможно, лучший из созданного им в портретном жанре. Он знал искусство голландцев в совершенстве.
С большим обаянием домашний уклад небогатой семьи передан в картинах с интерьерами усадебного дома в Захарничах («В комнатах (мальчики, рассматривающие альбом с картинками)», 1854, «В комнатах усадьбы художника И. Ф. Подобные кувшины изготавливались в первой половине XIX века на петербургской фабрике С. Я. Вильчинского, в который вошли литографированные городские виды изданные в Париже. Так, в 1832 году В. А. Голике было присуждено звание художника за пять картин разных жанров, в том числе «фрукты и цветы»11.
Полное забвение. Наследники художника жили в Захарничах еще в 20-х годах прошлого века. Вот таким образом существующие датировки некоторых его работ вызывают сомнение. В 1839 году академический совет постановил «художника Ивана Хруцкого как известного Академии отличными трудами в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей удостоить звания Академика»26.
Картинный образ «фигуры с плодами» пришел в русское искусство из европейской живописи. Тропининым. Трезвый объективный подход в передаче внешности не лишает ее образной выразительности.
— сказал он. Но аполитичный и лояльный Хруцкий в нем никак не участвовал. Портреты Хруцкого близки произведениям русских художников неакадемической школы.
К ним примыкает группа других подобных же работ ("Плоды и птичка", 1833 "Фрукты", 1834 "Виноград и фрукты", "Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном", оба б. г. ), отличающихся довольно простыми композициями. Так обозначается главное направление творчества Хруцкого этого периода – работа над натюрмортом именуемым в официальных документах как "живопись цветов и фруктов". В петербургской Академии художеств картины с «разного рода цветами и плодами с различными насекомыми» нередко задавались воспитанникам в качестве учебных программ. Воспитанники выдающихся русских мастеров К. П.
Иван Хруцкий (1810-1885). Иван Трофимович (Фомич) Хруцкий известен как мастер натюрморта и интерьера, портретист. Семейная группа (мать и трое детей) представлена на фоне паркового пейзажа.
В этот период Хруцкий принимает участие в издании так называемого «Виленского альбома» Я. К. Уступая по значению историческим полотнам их произведения часто обладали далеко не средними живописными достоинствами. В 1838 году в лотерее, устроенной комитетом Общества поощрения художников, разыгрывались работы Хруцкого «Мальчик с бабочкой» и «Девушка с яблоками»20.
Особенно это характерно для натюрмортов. Примечательно, что звание Хруцкий получил не за «цветы и фрукты», а «по живописи плодов и овощей», в том числе, за натюрморт «Плоды», представляющие грибы, дичь, овощи и непритязательные вещи кухонного обихода27. И все девочки-женщины на его полотнах в образах «прекрасных садовниц» – его сестры. Так к нему приходят первые деньги и первое признание.
Наследие живописца, в которое наряду с натюрмортами, входят портреты изображения интерьеров, пейзажи, постоянно находится в поле зрения белорусских и русских специалистов. Язеп Дроздович (1888 – 1954) – один из самых необычных белорусских мастеров ХХ века. В Академии Хруцкий, как и многие его соученики, совершенствовался сразу в нескольких жанрах.
Лишь один ландшафт выделяется из этого ряда. Над человеческой индивидуальностью здесь скорее преобладают общепринятые представления о бытовых и эстетических нормах, господствующие в чиновничьей и буржуазной среде.
Его работы соответствуют требованиям официального академического искусства. Натюрмортные программы исполнялись для получения академических званий, но чаще всего вместе с программами из других жанров. Сегодня таких людей называют трудоголиками. В 1836 году художник получил серебряную медаль за картину «Цветы и плоды» и звание свободного художника, а в 1839 году – звание академика. Свое представление о человеке и окружающем его мире Хруцкий выразил и в портретном жанре. На ней художник изобразил себя в мастерской за мольбертом. Вильчинского— серии литографированных городских видов, выпущенных в Париже. Причем, если «цветы и плоды» Хруцкого отразили важнейшие закономерности классицистического искусства, то другие жанры в его творчестве более тесно связаны с таким художественным явлением первой трети XIX века как бидермейер. В качестве наполнителя использовались свинцовые белила, мел.
Кальвария близ Вильно, основанная в 1662 году, включала 35 станций, воспроизводивших топографию Иерусалима. В середине XIX века интерес к классическому натюрморту возникает снова, позволяя художникам нового поколения возродить в своих произведениях великолепие и роскошь блистательной традиции. – На самом деле это было большой удачей. Воробьева. Родился в бедной дворянской семье на хуторе Пуньки Глубокского района.
В нем семейная группа (мать и трое детей) представлена на фоне паркового пейзажа. Вероятно именно эти полотна можно увидеть в кабинете митрополита, который запечатлен на картине Хруцкого «Митрополит Семашко слушает в своем кабинете доклад секретаря» (ГРМ). Хруцкого Захарничи», 1855 обе – ГТГ, «В комнатах усадьбы художника.
Пейзажной живописью Иван Хруцкий занимался на протяжении всего последующего творчества (Вид на Елагином острове в Петербурге, 1839 Вид в имении, 1847). В XVIII веке словосочетание «цветы и плоды» обозначало особый жанр.
Мальчишек художник забирает в Петербург, где сам продолжает трудиться в поте лица, зарабатывая на жизнь написанием портретов. В 2010 году исполнилось 200 лет со дня рождения Ивана Фомича Хруцкого – белорусского и русского живописца первой половины XIX века, наиболее известного в отечественном искусстве мастера живописи «цветов и плодов». Весьма примечателен в натюрмортах Хруцкого фаянсовый кувшин – своего рода «фирменный» знак его произведений конца 1830-х – начала 1840-х. В 1830-е годы В. А. Голике исполнил картину «Девушка с фруктами в костюме итальянки»21. Приехавший из Полоцка в Петербург семнадцатилетний юноша свое стремление стать живописцем осуществлял, занимаясь у писавшего портреты героев войны 1812 года английского мастера Дж. Световые блики даны на переносице, кончике носа, подбородке, в зрачках глаз. Образцом произведений такого рода может служить Семейный портрет (1854) с его суховатой тщательностью в прорисовке деталей и строгой объективностью в передаче сходства изображённых.
В проанализированных микропробах (темно-синее платье, темно-зеленый лист, красно-коричневая георгина) поверх более плотного продмалевка (соответственно темно-синего, светлого красно-коричневого и темно-бордового цветов) нанесены лессировочные слои. Роскошь и натуральность натюрмортов Ивана Фомича Хруцкого были столь привлекательны, что число художников, ставших работать в этом виде живописи в середине XIX века возросло многократно. Тарновского. Академическая коллекция пополнилась полотнами современных западноевропейских мастеров.
Из картины в картину мастер использует почти один и тот же набор предметов.
Закончил лицей в Полоцке и императорскую Академию искусств в Петербурге. Поскочина и были распространены в повседневном обиходе небогатых горожан. Хруцкий родился 1810 году, происходил из семьи священника униатской (греко-католической) церкви2 и получил общее образование (а возможно и первоначальное художественное) в высшем училище Пиаров3 в Полоцке. Фрукты и цветы» (1839), «Портрет И. Булгака» (1838), «Портрет мальчика в соломенной шляпе» (конец 30-х – начало 40-х гг. ), «Портрет И. И. Глазунова» (1843). Хруцкий исполнил несколько портретов Семашко в разные годы его жизни31.
«Парадная» схема, воплощаемая живописцем в композициях портретов, нередко сочетается с прозаичной и обыденной характеристикой персонажей, как это происходит в портретах председателя Витебской казенной палаты П. Я. Рубцова и его супруги. Уроженец Могилёвщины. Первым в стране награждён орденом Франциска Скорины (в 1997 году). Отец мальчика работал в днепровском пароходстве и часто брал его на плавание по Днепру, Припяти и Сожи.
В 1830 году Хруцкий поступил в Академию Художеств. Вероятно исполненные «для себя», картины сохранили поэтическое ощущение счастливых дней, проведенных в кругу родных и близких людей. Это «Портрет неизвестной с цветами и фруктами» (1838), «Натюрморт.
Его натюрморты оказали большое влияние на развитие этого жанра в Российской империи. В начале творчества писал исключительно натюрморты, которыми и прославился. Из натюрморта в натюрморт переходят одни и те же предметы, своеобразной «визитной карточкой» мастера стал керамический кувшин, сделанный на фаянсовой фабрике Поскочина в Санкт-Петербурге, на котором рельефно изображены собаки, а ручка выполнена в виде вытянутого тела лисицы. Подобная композиция, представляющая собой некий синтез жанрового портрета, натюрморта и пейзажа, появилась у Хруцкого как дань романтизму.
Через два года у него уже малая золотая медаль. Особую прелесть интерьерам придает присутствие в них детей. Олениным «на высочайшее воззрение» Николаю I. Император удостоил автора полотен золотых часов с цепочкой «в поощрение к достойнейшим трудам» 19.
Воробьева и удостоен был в 1849 году серебряной медали второго достоинства» за «пейзаж с натуры». Гораздо более официально, с явными «парадными намерениями» представлен Малиновский. С какой стати ему давать уроки пареньку из Полоцка. Соседствующие с ними, «обязательные» для классических голландских «завтраков», персики и лимон с надрезанной спиралью кожурой не лишают изображение простоты и естественности и даже некоторой прозаичности. Натяжение холста на подрамник равномерное.
И вот в 1844 году, в 34 года, он покупает под Полоцком землю. Основным заказчиком Хруцкого почти на десятилетие (с 1846 по 1854 год) стал виленский архиепископ (с 1852 года — литовский митрополит) Иосиф Семашко.
Помещенные в современный контекст мотивы практически лишены символического значения. Возможно, жили по родственникам. Тыранова (ГТГ). Глазунова (1843, НХМ РБ) и виленского историка, публициста Н. Малиновского (1847, Национальный музей, Варшава).
Воробьева, они работали, как правило, сразу в нескольких жанрах, считавшихся в Императорской Академии художеств «малыми» : писали портреты, пейзажи, натюрморты интерьеры. Исследователь итальянской живописи В. Э. «Теперь ты отдерни покрывало. » — сказал Зевксис Паррасию. В 1842 году на очередной академической выставке были представлены работы художника Риццони «Женщина с овощами» и ученика Академии Бурдина «Мальчик с виноградом»22. Кроме единичных, персональных изображений Хруцкий пишет также групповые портреты. Именно за их качественное написание спустя три года после окончания обучения (1836) художнику присваивают звание академика (1839). Позже поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Для архиерейского дома в Вильно Хруцкий написал 32 портрета лиц духовного звания. Маркова, анализируя это произведение, обращает особое внимание на аллегорический подтекст внешне жанровой сцены (кисть винограда в руке девушки выступает как атрибут невинности и чистоты)21. В наследии Хруцкого более всего известны произведения, выполненные им в 1830-е годы. Польские исследователи успели расспросить внука художника незадолго до его смерти. Брюллов, М. Н.
На картине изображена одна из станций так называемой Виленской Кальварии. Это относится и к «Портрету неизвестной с цветами и фруктами». В дальнейшем изучении нуждаются многие произведения, традиционно приписываемые мастеру. В 1833 году Хруцкий стал студентом Императорской Академии художеств. Произведения Хруцкого имеются в различных музеях, в том числе в Третьяковской галерее и Русском музее.
«Не могу, — ответил Паррасий, — оно-то у меня и нарисовано». О ранних годах жизни Хрупкого известно не много. Натюрмортов того времени, в том числе с дарами природы, сохранилось немного и имена их создателей, как правило известны лишь узкому кругу знатоков.
Таковы портреты Иосифа Семашко, Потираловской, неизвестного молодого человека (все 1842). По мнению ряда исследователей, под условным названием «картина плодов и цветов» в данном случае скрывается одно из лучших произведений художника, отражающих академические традиции — «Портрет неизвестной с цветами и фруктами»18. Большим успехом пользовались у заказчиков портреты исполненные мастером. Кальварии – паломнические маршруты, олицетворявшие крестный путь Иисуса Христа на Голгофу, – создавались в странах с католическим вероисповеданием и включали остановки или «станции», связанные с важнейшими моментами евангельского события. Витольд Бялыницкий-Бируля (1872 – 1957) – художник-пейзажист конца XIX – первой половины XX века, представитель лирического направления.
Под влиянием педагогов увлёкся пейзажем. Также следует отметить несколько других подобных работ – «Плоды и птичка» (1833), «Фрукты» (1834), «Виноград и фрукты», «Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном».
Тем не менее «плоды и цветы» играют в «Портрете неизвестной» определяющую роль не только в композиционном, но и в образном отношении. Работы живописца выставлялись в Академии художеств, успешно продавались и даже литографировались. Фоном для всей сцены служит осенний пейзаж, решённый в багряных тонах. Грунт нанесен слоем приблизительно одинаковой толщины.
Здесь жанр натюрморта, с одной стороны, был наиболее тесно связан с «копированием» натуры, то есть воспроизведением в живописи объемов и фактуры различных предметов живой и неживой природы. На основе образцовых работ ученикам задавались программы для самостоятельного исполнения. Для Семашко Хруцкий написал множество портретов и пейзажей. Здесь так же, как и в «Автопортрете» (1884), написанном за год до смерти, Хруцкий усиливает выразительность удачным использованием контрастного освещения— приём, к которому художник прибегал довольно часто. Тех занимал выбор костюма, этих — выбор оранжерейного экземпляра.
Пейзажи в творчестве Хруцкого стоят особняком, поскольку манера исполнения большинства из них значительно отличается от привычного живописного «почерка» художника, характерного для его натюрмортов и портретов. Изменяется тематика его работ. Эти школы имели различные методические установки. Фиванская школа, основателем которой был Аристид или Никомах, большое значение придавала светотеневым эффектам, передаче жизненных ощущений и иллюзии. Эфесская школа, создателем которой считается Эфранор из Коринфа (по другим источникам -Зевксис), основывалась на «чувственном восприятии природы и на внешней красоте». Эта школа стремилась к иллюзии, но была «небезукоризненна в рисунке». Сикионская школа, основанная Эвпомпом, базировалась на научных данных естествознания и строго придерживалась законов природы. Живопись «цветов и плодов» или «плодов и овощей» до сих пор остается малоизвестной страницей истории русского искусства XVIII–XIX веков.
Кстати, одним из инициаторов такого объединения был епископ Иосиф Семашко, который позже сыграл значительную роль в судьбе художника. Моделями живописца стали священнослужители, чиновники, представители интеллигенции. Несмотря на то что класс цветочной живописи был закрыт в конце 1790-х годов, в первой половине XIX века «цветы и плоды» не только сохранились в академическом искусстве как особый жанр, но почти вытеснили в это время из учебной и художественной практики другие разновидности натюрморта. На портреты уже не было такого спроса.
Белорус. Хруцкого отдельные творения (Портрет Миколая Малиновского, 1855 Автопортрет, 1884), обладающие всеми признаками высокого искусства. Художник, хотя и тщательно подбирал предметы, но не заботился об эффектной декоративности зрелища, а скорее — стремился достоверно отразить свои реальные впечатления, воссоздавая ощущение материальности плодов, растений и вещей. Так, в наиболее значительной его работе 1830-х годов— Портрет жены с цветами и фруктами (1838) — молодая женщина изображена у стола, заставленного корзинами с плодами, графином с водой и букетом в керамической вазе. И. Хруцкий был сыном священника старинного польского рода.
Среди портретных произведений художника следует отметить портреты Иосифа Семашко (1842), Потираловской (1842), неизвестного молодого человека (1842). Преподавателями у него были известные русские художники К. П. Серебряковым, В. А. Вещи словно рассказывают о жизни обитателей дома их радостях и заботах. Умер Иван Трофимович Хруцкий 13 января 1885 года в своем имении Захарничи, близ Полоцка, Витебская губерния. Это звание давало дворянство, причем не только личное, но и потомственное.
Ведь они похожи друг на друга. Лучшим произведением этого жанра считается портрет Миколая Малиновского, написанный в 1855 году. Возможно, среди приобретений коллекционера была и картина «Цветы и плоды», удостоенная в том же году большой серебряной медали. Говоря о раннем творчестве И. Хруцкого, необходимо отметить, что композиции его натюрмортов отличались простотой построения, а сама живопись некоторой условностью: «Натюрморт с вазой», «Натюрморт с птицей».
Среди сохранившихся произведений, приписываемых И. Ф. Он пишет иконы для Александро-Невского собора в Ковно (1847), для церкви Святого Иосифа Обручника в Тринополе (1849), пещерной церкви Трёх Мучеников в Вильно (1850—1851) для архиерейского дома в Вильно— 32 портрета лиц духовного звания (в том числе копии с литографий и живописных оригиналов). В Москве познакомился с Исааком Левитаном, работал в его мастерской. В 1838 году в лотерее, проведенной комитетом Общества поощрения художников, были разыграны работы Хруцкого «Мальчик с бабочкой» и «Девушка с яблоками» 20.
Брал уроки у английского живописца Джорджа Доу. По мнению одного из исследователей жанра, в европейском искусстве это было граничит с развитием буржуазного общества, представители которого предпочитали аллегорическим и «ученым» постановкам менее замысловатые и более нарядные цветочные и застольно-кухонные композиции2. Зевксис склонил голову. Учился в Виленской рисовальной школе у профессора живописи Ивана Трутнева. На выставке в Академии в 1833 году демонстрировались его копии с картин «Коровы» П. Поттера и «Портрет поляка» (портрет Яна Собесского) Рембрандта.
Как справедливо считала И. С. Болотина, натюрморт явно исполнен с натуры и в этой работе Хруцкий наиболее близок к произведениям школы А. Г. Венецианова15. Столь зависимое положение могло усугубляться и тем, что Семашко сыграл решающую роль в присоединении греко-католической церкви к православной, а художник принадлежал к «воссоединенным», то есть бывшим униатам.
Среди его работ этого периода – иконы для Александро-Невского собора в Ковно (1847), для церкви Святого Иосифа Обручника в Тринополе (1849), пещерной церкви Трёх Мучеников в Вильно (1850-1851). На первом плане картин Хруцкого нередко можно увидеть характерный элемент традиционного голландского «роскошного завтрака» – лимон с надрезанной спиралью кожицей, а рядом с ним грубоватые овощи. Михаил Савицкий (1922 – 2010) – культовая фигура в белорусском искусстве.
Младших братьев он забрал в Петербург, где были сестры и мать, неизвестно. Локальные цвета колорита, рассеянный условный свет, тщательность гладкого письма подчеркивают не только материальную плотность, вещественность предметов, но и искусственный, постановочный характер натюрморта в целом.
Предметы, представленные в интерьерной, повседневной среде, кажутся порой гораздо более «одушевленными» и образно выразительными, чем на полотнах Хруцкого, относящихся к жанру натюрморта. Пластичность живописных форм и контрастное «натурное» освещение, присущие натюрмортам художника, сменяются в пейзажах плоскостностью в передаче пространства (его физическая глубина почти не ощутима), монотонным и сухим цветовым решением. Дейнеки).
В том же году художник исполнил картину «Портрет неизвестной с цветами и фруктами» (НХМ РБ). В картине «Цветы и плоды» 1839 года из собрания Третьяковской галереи этот обыденный предмет является центром торжественной композиции, построенной по классическим законам. Родился в местечке Улла Витебской губернии. Связующее грунта – масло, клей.
В этот период Хруцкий принимает участие в издании так называемого Виленского альбома Я. К. Во второй половине 1840-х годов художник возвращается на родину. Родился в семье мелкого арендатора. Виталий Цвирко (1913 – 1993) – белорусский художник и педагог, лауреат Государственной премии БССР. Над фруктами летит пестрая бабочка. В это время он создаёт группу похожих по стилю работ— Плоды и птичка (1833) Фрукты (1834) Виноград и фрукты, Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном, которые отличались простотой композиции.
Умер Иван Фомич 13 января 1885 года был похоронен в фамильном склепе в имении Захарничи. Не исключено, что работы Хруцкого, как и их прототипы, сохранили аллегорический подтекст. От ранних незатейливых постановок, состоящих лишь из нескольких предметов, Хруцкий на удивление быстро приходит к довольно значительным по размерам натюрмортам-картинам со сложной композицией, объединяющей множество разнообразных овощей, плодов и цветов ("Цветы и плоды", 1836, 1839 "Натюрморт со свечой", "Цветы и фрукты", "Плоды, фрукты, битая дичь", все 1830-х и др. ). Эти произведения вызывали восхищение зрителей и критиков-профессионалов. «Ты победил. В петербургской Академии художеств «цветы и плоды» дали название специальному классу, образованному в середине 1760-х годов.
Обладатель золотых медалей мог претендовать на шесть лет в Италии за казенный счет. Долгое время натюрморт был лишь дополнением образа главного героя или становился частью интерьера. Ещё одна линия творчества художника в это время представлена изображением интерьеров — своеобразным жанром в комнатах: Мастерская художника (без года), Митрополит Иосиф Семашко слушает в своем кабинете доклад секретаря (1854), В комнате (1854), В комнатах усадьбы художника И. Ф. Хруцкого Захарничи (1855).
В 29 лет Иван добивается звания академика Академии художеств «за отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей».
Сквозь тонкий красочный слой на отдельных участках виден подготовительный рисунок. Венециановым и особенно В. А. Хруцкий работает очень много. В 1837 году президент Академии художеств А. Н. Оленин преподнес «на высочайшее воззрение» императору Николаю I две картины Хруцкого изображавшие детей, торгующих фруктами. Он много и охотно пишет портреты (в том числе религиозных руководителей западных губерний России), семейные портреты интерьеры своей усадьбы, пейзажи иконостасы для униатских церквей Вильнюса, Каунаса, Полоцка. Первую картину написал в 22 года.
В возрасте 20-ти лет он участвовал в боях за Севастополь, прошёл несколько концлагерей – эти события оказали мощное влияние на мировоззрение Савицкого, что и отразилось позже в его творчестве. По заказам церковного иерарха мастер писал иконы для церквей, виды окрестностей Вильно. Семашко, по его собственным словам, предпочитал иметь «подражания знаменитейшим картинам» 25.
И это в 26 лет. Одна из лучших работ Хруцкого — портрет Ильи Ивановича Глазунова (1786–1849) — потомственного книготорговца, владельца петербургских книжных магазинов и типографии. Воробьёв, А. Г.
Для передачи глубины пространства он использовал эффекты световоздушной перспективы. Схожа с композициями Хруцкого картина «Девушка с фруктами» А. В. Две бабочки, муха и гусеница видны в других местах картины»7. Среди групповых портретов выделяется «Семейный портрет», написанный в 1854 году. Полотно принадлежало Иосифу Семашко, о чем свидетельствует надпись на обороте. Здесь так же, как и в Автопортрете (1884), написанном за год до смерти, Хруцкий усиливает выразительность удачным использованием контрастного освещения— приём, к которому художник прибегал довольно часто. Это единственное изображение художника, которое дошло до нас. Подтверждение дворянского сословия у шляхты Российская империя потребовала после восстания 1830 года. Но что делать с семьей.
«Портрет И. Булгака» исполнен на среднезернистом (в среднем 12х14 нитей в 1 кв. см) холсте полотняного переплетения. За три года он написал 21 портрет, то есть каждые 2 – 3 месяца. Светотеневая моделировка лица мягкая, с полутенями. Возвращая картины император удостоил их автора золотыми часами с цепочкой, «в поощрение к достойнейшим трудам»19.
В Захарничах Хруцкий обратился к изображениям «комнат» — одной из излюбленных тем в искусстве бидермейера. Это были «Плоды» Григорьева, «Цветы» Алексеева, «Цветы» Августа Сатори. Эти его работы, выполненные в 1830-х гг.
Сохранились исполненные живописцем парные изображения родителей жены, Ксаверия и Александры Бембновских (оба – 1845, Национальный музей, Варшава), портреты детей четы Хруцких («Портрет сына художника», 1855, «Портрет детей» оба – Курская государственная картинная галерея им. Его «цветы и плоды» неизменно любимы зрителями и для большинства из них исчерпывают представление об отечественном натюрморте первой половины XIX столетия, эпохи классицизма и бидермейера. Вильчинского— серии литографированных городских видов, выпущенных в Париже. На выставке 1836 года из 254 представленных картин всего 6 относились к жанру натюрморта.
– период формирования и распространения натюрморта в России имели большой успех у публики и породили волну подражаний. Иван Фомич Хруцкий родился 8 февраля (27 января) 1810 года в местечке Улла Лепельского уезда Витебской губернии (ныне – территория Республики Беларусь) в дворянской семье. Таковы портреты Иосифа Семашко, Потираловской, неизвестного молодого человека (все 1842). На фоне высокой темной стены деревьев стоит маленькая избушка и т. д. ). В русском искусстве первой половины XIX века декоративные «завтраки» и «плоды» сохранили свое значение прежде всего как академические постановки.
Скорее всего, Хруцкий просто подносил англичанину краски. Комнаты оживлены присутствием детей, занятия которых даже дали название одному из произведений: «В комнате (мальчики, рассматривающие альбом с картинками)». В историю искусства он вошёл своими натюрмортами. Пастозно, отдельными мелкими мазками исполнены цепи с крестом и ордена на груди.
Тороповым и другими художниками, учившимися в ИАХ в 1820 – 1840-е годы. Но до сих пор остается загадкой – кто эти женщины. Мастера голландского натюрморта чувствовали особую склонность к демонстрации жизни вещей.
Голике, Ф. Г. Невольно возникает вопрос: все ли сохранившиеся виды принадлежат кисти Ивана Фомича. Спустя годы Семашко перед своей смертью «отпускает» Хруцкого.
Думается, что исследователей ждет здесь еще не одно открытие. Иван Хруцкий родился в семье греко-католического священника Фомы Ивановича Хруцкого. При этом в портрете ощущается определенный внутренний контакт между художником и героем. Народ рукоплескал. Брюллова, А. Г.
Часто пейзаж служил фоном в портретах и жанровых полуфигурах художника. Изображая картины в картине, Хруцкий воспроизвел собственные копии с работ современников, в том числе таких известных художников первой половины XIX столетия как Ф. А. Моллер и Ф. А. Бруни. Характерными являются этюды – «Натюрморт с вазой» и «Натюрморт с птичкой», датированные 1832 годом. Он учился у М. Воробьева, П. Брюллова, А. Варнека. Исполненные Хруцким копии с портрета Собесского, «Голландской свадьбы» Тенирса и пейзажа Калама продавались в 1884 году на аукционе Общества поощрения художеств5.
С другой стороны иллюзорное натуроподобие отдельных плодов и цветов сочеталось с картинными, «постановочными» свойствами композиций, объединявших идеальные в своем роде предметы и «сочинявшихся» согласно общим правилам классицистического искусства. Исключительно как пейзажист проявил себя в Академии и Андрей Хруцкий. Это картина «К святому месту» (конец 1840-х, ГТГ) именуемая некогда «Вид на мостик и часовню, что на потоке Кедрском в Тринополе».
Собрался народ, вышли двое соперников, у каждого росписи под покрывалом. Наиболее известен в этом отношении «Натюрморт с театральным биноклем», существующий в многочисленных вариантах и копиях. Памятник стоит на месте, указанном по воспоминаниям правнучки. Брюллов и Ф. А. Бруни, то другая картина Старуха, вяжущая чулок (1838) сближает его с художниками, не имевшими академического образования, например, с А. Г. Демонстративное богатство обстановки и одежды контрастирует с его заурядной внешностью.
Заслужил такие награды, как: Большая серебряная медаль ИАХ и Малая золотая медаль ИАХ. есть такой рассказ "Зевксис с Паррасием поспорили, кто лучше распишет стену храма. Он пишет иконы для Александро-Невского собора в Ковно (1847), для церкви Святого Иосифа Обручника в Тринополе (1849), пещерной церкви Трёх Мучеников в Вильно (1850—1851) для архиерейского дома в Вильно — 32 портрета лиц духовного звания (в том числе копии с литографий и живописных оригиналов). Он должен взять все заботы о семье.
В 1838 году Хруцкого удостоили малой золотой медали «за картину плодов и цветов и портрет старухи»17. Он пишет иконы для Александро-Невского собора в Ковно (1847), для церкви Святого Иосифа Обручника в Тринополе (1849), пещерной церкви Трёх Мучеников в Вильно (1850—1851) для архиерейского дома в Вильно— 32 портрета лиц духовного звания (в том числе копии с литографий и живописных оригиналов). Он пишет иконы для Алексанро-Невского собора в Ковно (1847), для церкви Святого Иосифа Обручника (1849), пещерной церкви Трёх Мучеников в Вильно (1850 – 1851) для архиерейского дома в Вильно— 32 портрета лиц духовного звания (в том числе копии с литографий и живописных оригиналов). Художник добивается удивительного обмана зрения изображая «оранжерейные экземпляры» фруктов и цветов, металлические и стеклянные поверхности. Семашко сообщал своему корреспонденту: «Я даже участвовал в его (Хруцкого — С. У. ) работе предостережениями, часто небесполезными и удачными. Очаровательных женских портретов у Хруцкого множество. Прощай, Италия.
Хруцкому, есть виды Петербурга и окрестностей Вильно. Варнек, Ф. А. Почему Петербург, ведь в Вильно уже был университет с кафедрой искусств. В архиве ИАХ сохранились документы о присуждении ему звания художника из которых следует, что родившийся 3 ноября 1829 года дворянин Андрей Хруцкий обучался с 1845 года «по классу живописи пейзажной под руководством профессора М. Н. Выразив многие общие закономерности развития живописи 1830-х – 1850-х годов в «среднем» ее течении31, Хруцкий остается одним из самых привлекательных и выразительных художников своего времени, соединившим академические традиции с поэзией повседневности.
С 1845 года И. Хруцкий постоянно жил там. Он родился 27 января 1810 года в местечке Улла Лепельского уезда, Витебкой губернии. Писал ковры, собирал народные песни и обрабатывал для словарей лексику народного языка. О летнем загородном приволье напоминают лубяные короба и плетеные корзины, наполненные лесными и садовыми ягодами, фруктами и овощами. Впрочем, есть у И. Ф. Известно, что в основе подобных изображений лежит западноевропейская традиция.
В 1839 году, после смерти отца, Иван Фомич уезжает из Санкт-Петербурга. Медные монеты и кухонный нож на первом плане, напоминая о повседневных заботах, вместе с тем являются непременными атрибутами голландских «кухонь» и «рынков». Но 84-летний старик поведал им скорее семейные легенды, чем факты. Родился в деревне Звенячи Толочинского района Витебской области.
Устойчивое отношение к «цветам и плодам» как самому «малому» из «малых» жанров, способствовало тому, что в количественном отношении натюрморты занимали последнее место на академических выставках. Хруцкий покидает Петербург и поселяется в родовом имении Захареничи под Полоцком. Ощущение предметного восприятия натуры, своего рода «натюрмортное» видение живописца, достигает наибольшей выразительности в произведениях второй половины 1840-х – 1850-х годов, особенно в женских портретах и так называемых семейных картинах. Во-первых, в 30-х годах появился дагерротип и все бросились фотографироваться. Особое внимание привлекают живописные полотна в резных рамах. Издал популярную книгу по астрономии «Нябесныя бег», написал графическую серию картин на космическую тему.