Хольбейн Ханс Младший, Гольбейн (Holbein), немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Ганс Гольбейн (Младший) (нем. Hans Holbein der Jngere 1497, Аугсбург— 1543, Лондон)— живописец, один из величайших немецких художников. Hans Holbein der Jungere 1497, Аугсбург — 1543, Лондон) — живописец, один из величайших немецких художников.
В то время было модно расписывать не только внутренние, но и внешние стены домов. Это и портрет лорда Эдварда Клинтона (1532–43 гг. ), воспитывавшегося при дворе Генриха VIII, но достигшего высокого положения после смерти последнего и изображения опального поэта Генри Гоуварда, герцога Сёррей и несравненной Анны Болейн – второй жены государя, которая, будучи придворной дамой французской королевы Марии, пленила сердце Генриха VIII. Одним из примеров тому – «Тайная вечеря», ок.
К 1530-м годам относится поздняя религиозная картина Гольбейна «Аллегория Ветхого и Нового Завета», символически связывающая две части Библии. Король Генрих VIII развелся с Екатериной Арагонской и осуществил религиозную реформу (поводом к ней стало то, что папа римский отказался подтвердить развод), сделав себя главой новой англиканской церкви. Его красивые черты не обезобразили ни морщины, ни излишняя полнота.
и социальных характеристик. Внешний облик Гольбейна сохранили два портрета. илл.
На них изображали декоративные узоры или аллегорические сцены. Учился у отца. Портреты Г. Гиссе (1532, Гос.
Впоследствии, Гольбейн предпочитал помещать героев своих портретов на нейтральном фоне. изображения М. Оффенбург в образе Венеры (ок. тщательном изучении модели в подготовит.
Мор», серебряный карандаш, уголь, сангина, 1527, Виндзорский замок и др. ). На принцип раздора между учеными (гимны Мартина Лютера) и католическим духовенством указывает лютня с лопнувшей струной. илл. Ганс Гольбейн впитывал новую эстетику и сумел органично выразить идеалы Возрождения. иангл. илл.
По всей вероятности, ко времени завершения полотна, девушка уже была помолвлена. метод Ханса Младшего-портретиста состоял в предварит. В Англии мастер занимался оформлением придворных праздников, работал по заказам церкви. видах иск-ва. С другой стороны, это не противоречило существовавшей традиции — «период странствий» считался необходимым условием становления для любого молодого художника.
культуры его произведениям присущи классич. Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции. к ст. Своеобразный синтез готики и маньеризма (или зарождающегося барокко) присутствует и в гравюрах Гольбейна. работал как портретист (портреты Т. Мора, 1527, собрание Фрик, Нью-Йорк, см. В старинном баварском Аугсбурге, где родился Ганс Гольбейн (отец), он держал мастерскую и входил в цех ремесленников, так как живопись искусством в те времена не считалась.
Двумя годами позже он отправился, по рекомендации Эразма, в Англию к Томасу Мору. В ранних и зрелых произведениях мастера (алтари: девы Марии, 1493, собор в Аугсбурге св. Умер Гольбейн от чумы в Лондоне в 1543.
выполнил несколько живописно-декоративных работ (росписи Стального двора в Лондоне, 1541-43, не сохранились и др. ). Гольбейн проиллюстрировал Новый завет – гравюра «Звезда, падающая в бездну» является примером этой работы. галерея), станковый иминиатюрный портреты Анны Клевской (Лувр и Музей Виктории и Альберта, Лондон оба 1539) отличаются парадностью композиций и антуража, остротой и убедительностью психологич. Такой подход к восприятию шедевра Гольбейна делает картину аллегорией «суеты сует».
В 1515–26 преим. Его слава стала распространяться по всей Южной Германии. С конца 1500-х гг. Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии. В 1532 году, когда Генрих VIII предпринял религиозную реформу избавлявшую местную церковь от опеки папы римского, Мор, будучи убежденным католиком, отказался дать присягу королю как «верховному главе» англиканской церкви.
Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют приверженность мастера к однотонному фону, который «оживлен» лишь надписью, сообщающей возраст героя или героини картины. Украшения, шитье и пуговицы на костюме Генрих VIII выполнены из золота, а фон написан драгоценным, по тем временам, синим пигментом (ультрамарином). Возраст Дентевиля указан латинскими буквами (то есть «его 29-е лето»), выгравированными на золотых ножнах кинжала. Многослойная роспись коричневатой краской с поэтапным обжигом слоев или «гризай», завершала работу над витражом. В Лондоне преим. Спустя всего лишь неделю, 18 марта, Гольбейн представил королю ее законченный портрет. С книжной иллюстрацией Гольбейн познакомился в Базеле, бывшем в те времена одним из крупнейших центров книгопечатания в Европе.
илл. Работал вАугсбурге (с 1494), Франкфурте-на-Майне (1500–01), Эльзасе (с 1509), Изенгейме (с 1516). Между послами располагается открытый лютеранский псалтырь как символ религиозных знаний. к ст. Одежда с широкими ватными плечами усиливает впечатление мужской силы исходящей от короля. Точный исполненный готических ассоциаций рисунок подчинен плоскости. В 1515—26 работал в Базеле, создавая религиозные композиции (отмеченная строгой объективностью подхода в трактовке религиозной темы картина «Мёртвый Христос», 1521, Публичное художественное собрание, Базель классически уравновешенный образ «Мадонна бургомистра Мейера», 1525—26, Дворцовый музей, Дармштадт), портреты, подчёркивающие в образах бюргеров черты внутреннего достоинства и энергии, а в образах гуманистов — черты сдержанной духовной силы («Эразм Роттердамский», 1523, Лувр, Париж и др. ), живописно-декоративные произведения (фрески «Дома танца» в Базеле, не сохранились), графические работы (портретные рисунки, книжная графика, в том числе Иллюстрации к «Похвале глупости» Эразма Роттердамского, рисунки пером, 1515, Публичное художественное собрание, Базель).
придворной аристократии. (Б. Среди них был и Томас Кромвель, главный советник Генриха VIII. Но, были у художника и женские портреты – например, «Леди с белкой и скворцом».
Величие короля передается позой. Искусно написанное лицо Мора демонстрирует выдающееся мастерство Гольбейна в изображении мельчайших деталей (вплоть до морщин в уголках глаз и пробивающейся на щеках щетины). Себастьяна, 1515-16, Старая пинакотека, Мюнхен) появляются отдельные заимствования из современного ему итальянского искусства (преимущественно архитектурно-декоративные мотивы), нередко сочетающиеся с попытками освоить его формально-художественные средства. Возрождения светский групповой портрет «Семья Т. Мора» (1527, не сохр. ) рисунок с него (1527, Худож. Творч. музей, Базель) предназначался Эразму Роттердамскому в качестве памятного документа.
Дела процветали, заказов хватало и ему самому и брату Зигмунду и помощнику Леонарду. Золотую цепь (изображенную портрете сусальным золотом) Мор, вероятно, начал носить в 1517 году, когда стал членом Королевского совета или, чуть позже, в 1521 году, когда был посвящен в рыцари. В 1526 уехал в Англию с рекомендательным письмом Эразма к английским гуманистам. Об этом свидетельствуют его работы. Это пример типичного монументального стиля Гольбейна.
По своему жизнеощущению он ближе скептику Монтеню, чем восторженно-мятежному Дюреру. В нижней части картины на полу в центре изображен череп в длинной искаженной форме. Первая жена (к тому времени уже скончавшаяся, как и сыновья бургомистра) была включена в композицию по просьбе самого заказчика.
Рядом с Мейером представлены его сыновья. Выраженное с его помощью противопоставление ясности научного знания, устойчивости комфорта бытия – смерти, обессмысливающей существование человека (единственной реальности видимого мира и одновременно нависающей над всем изображенным) оказалось очень близко мироощущению человека XX века. Ряд исследователей жизни Гольбейна полагают, что в «люцернские годы» художник мог совершить путешествие через Альпы в Северную Италию, аргументируя это предположение очевидным влиянием на его творчество итальянской живописи эпохи Возрождения.
Самое значит. Ханс Х. Старший (около 1465, Аугсбург, – 1524, Изенхейм, ныне предместье Гебвиллера, Эльзас, Франция) работал в Аугсбурге, Ульме (1494), Франкфурте-на-Майне (1501) и в Изен-хеймс. В XVI веке купцы этого города были одними из самых состоятельных в Европе. Мор», серебряный карандаш, уголь, сангина, 1527, Виндзорский замок и др. ). В 11 лет ее выдали за Франческа Сфорца, герцога Миланского, скончавшегося в 1535 году. музей, Базель).
Следующий «слой» текста представлен тонкими строчками скорописи базельского владельца книги и, наконец изящные фигурки Гольбейна, чередующиеся с рукописным шрифтом, дополняют общее «каллиграфическое» впечатление от издания. После своего переезда в Англию в 1532 году художник крайне редко работал в иных жанрах. Как правило, на них изображали близких людей. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама. Каждое портретное изображение рассказывает о судьбе конкретного человека. В 1521 году бургомистра не только сместили с поста, но и изгнали из города.
С конца 1500-х гг. иск-во, вт. ч. 1516, Худож. выполнил несколько живописно-декоративных работ (росписи «Стального двора» в Лондоне, 1541—43, не сохранились и др. ). Однако даже в самых кратких версиях основная канва перечисленных элементов сохраняется.
«То, что дает Гольбейн, писал Вельфлин, есть совершеннейшее искусство бытия из которого удалены все элементы простой видимости». Примером такого рассуждения может послужить цитата из «Книги благой любви», составленной архипресвитером из Иты в XIV веке.
Нередко, он дополнял портреты элементами натюрморта, подчеркивающими особенности характера модели. Как правило, ему позировали мужчины – примерами этого рода работ являются «Портрет Боса ван Стенвийка», 1541 г. и «Портрет лорда Кромвеля». Английский король Генрих VIII (1491-1547 гг. ), был весьма противоречивой фигурой. Именно здесь, в течение трех часов она позировала Гольбейну.
1470– 1540, Берн), Л. Бек (до 1503) и ставшиеего учениками сыновья– Амброзиус иХанс Младший. Двойной портрет «Послы» кисти Гольбейна по праву считается выдающимся шедевром эпохи Возрождения. периода– первый в иск-ве Сев. карандашного портрета.
Герои полотна, глядящие прямо на зрителя изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть их образ жизни и сферу интеллектуальных интересов. Но ей было суждено погибнуть при пожаре в 1698 году. В конечном варианте, они туго перехвачены лентой. В исполненных здесь портретах («Астроном Николас Кратцер» и др. ) Ханс Х. Младший достиг необычайной меткости социальных и психологических характеристик, особенно в портретном рисунке («Т. илл.
Во2-й англ. ПортретГенриха VIII в свадебном наряде (1539–1540, Рим, Национальная галерея) выглядит почти как икона. За годы, проведенные в Англии, он создал ок.
Вскоре, король занялся поисками новой невесты. В немилость попали и многие другие (еще недавно влиятельные) люди, покровительствующие Гольбейну во время его первого лондонского визита. Разнообразие графического наследия художника не придает его творчеству пестроту, напротив, высокое совершенство его работ и широкий спектр творческих возможностей делает его произведения уникальным примером мастерства и вдохновения, прекрасным образцом ренессансной графики рубежа XV и XVI столетий. Если формально Гольбейн еще стоял одной ногой в эпохе Дюрера – целых тринадцать лет их творчество питала, по сути, одна и та же действительность, – то по историческим часам он принадлежал уже другому времени и с прозорливостью великого художника интуитивно высказывал в своем искусстве предчувствие перемен задолго до того, как они стали очевидны всем и обрели конкретную форму в трагических итогах Крестьянской войны, расколе реформаторского движения, протестантском иконоборчестве. музей, Базель), «Алтарь И. Герстера» («Золотурнская Мадонна» 1522, Гор.
музей, Базель), Б. фон Хертенштейна (1517, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), Б. Амербаха (1519, Худож. Портрет относится к ряду работ, выполненных Гольбейном для купцов лондонского «Стального двора» — местного отделения Ганзы, политического и торгового союза немецких городов, основанного еще в XIII веке. Побывал в Ломбардии (1518–1519), вдохновившись произведениями Леонардо да Винчи и сев. -итал. илл. ).
Почти сразу же после рождения сына, будущего короля Эдуарда VI, скончалась Джейн Сеймур (третья жена Генриха VIII). В 1524-26 исполнил серию рисунков Образы смерти (известна под название Пляска смерти изданы в 1538 в гравюрах на дереве Х. Лютцельбургера), представляющих аллегорический комментарий к немецкой действительности эпохи Великой крестьянской войны. портретном рисунке («Портрет Т. Мора», ок.
Слева, на картине художника изображен заказчик картины, Якоб Мейер, со своими сыновьями. живописцев и графиков эпохи Возрождения. Сначала приглашают его самого поработать в Ульме, затем во Франкфурте-на-Майне. Особое место среди портретов занимают аллегорич. В 1528—32 — снова в Базеле, где создал рисунки к Библии (изданы в 1538 в гравюрах на дереве Х. Лютцельбургера, см.
произведение 1-го англ. Себастьяна, 1515—16, Старая пинакотека, Мюнхен) появляются отдельные заимствования из современного ему итальянского искусства (преимущественно архитектурно-декоративные мотивы), нередко сочетающиеся с попытками освоить его формально-художественные средства. Задержка была вызвана тем, что заказчик работы, швейцарский книгоиздатель, разорился. выполнил несколько живописно-декоративных работ (росписи «Стального двора» в Лондоне, 154143, не сохранились и др. ). В 1524—26 исполнил серию рисунков «Образы смерти» (известна под название «Пляска смерти» изданы в 1538 в гравюрах на дереве Х. Лютцельбургера), представляющих аллегорический комментарий к немецкой действительности эпохи Великой крестьянской войны. Выбранная Гольбейном художественная концепция охватывала буквально все — от парадных костюмов до книжных обложек. «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского (1515–16 см.
Себастьяна, 151516, Старая пинакотека, Мюнхен) появляются отдельные заимствования из современного ему итальянского искусства (преимущественно архитектурно-декоративные мотивы), нередко сочетающиеся с попытками освоить его формально-художественные средства. Сохранилось около дюжины религиозных полотен Гольбейна. ХОЛЬБЕЙН, Гольбейн (Holbein), семья нем. галерея, Лондон, см. в Кайсхайме, 1502, Старая пинакотека, Мюнхен).
Якоб Мейер благоговейно смотрит на Богородицу и Младенца, но лицо его при этом печально. Будучи по происхождению немцем, он прожил большую часть жизни в Швейцарии и Англии. ясность, объективность, созерцательность, рационализм. рисунках, – кразнообразию облика, движений и эмоций персонажей («Алтарь Святого Себастьяна», 1515–16, там же). с отцом 1520–1521, собор во Фрайбурге), «Мёртвый Христос» (1521, Худож. Интерес мастера к человеческой индивидуальности особенно ярко отразился в портретных зарисовках (серебряный карандаш, перо). На нем надето множество украшений, в том числе несколько крупных колец и пара ожерелий. В 1532 возвратился в Англию (с 1536 придворный художник короля Генриха VIII), где написал ряд выдающихся живописных портретов: немецкого купца Г. Гисце (1532, Картинная галерея, Берлин- Даллем), французского посла Ш. Моретта (около 1534—35, Дрезденская картинная галерея), английской королевы Джейн Сеймур (1536, Художественно-исторический музей, Вена) и др.
К 1519 году Гольбейн возвратился в Базель, где провел следующие семь лет жизни. Сохранились лишь небольшие фрагменты настенных росписей. музей, Золотурн), «Мадонна Я. Майера» («Дармштадтская Мадонна» 1526, Музей земли Гессен, Дармштадт). Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII.
период (1532–1543) стал придворным портретистом короля ГенрихаVIII (с 1536) и выполнял портреты англ. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». Картины его – это гордость города. Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты. В 1515-26 работал в Базеле, создавая религиозные композиции (отмеченная строгой объективностью подхода в трактовке религиозной темы картина Мёртвый Христос, 1521, Публичное художественное собрание, Базель классически уравновешенный образ Мадонна бургомистра Мейера, 1525-26, Дворцовый музей, Дармштадт), портреты, подчёркивающие в образах бюргеров черты внутреннего достоинства и энергии, а в образах гуманистов – черты сдержанной духовной силы (Эразм Роттердамский, 1523, Лувр, Париж и др. ), живописно-декоративные произведения (фрески Дома танца в Базеле, не сохранились), графические работы (портретные рисунки, книжная графика, в том числе Иллюстрации к Похвале глупости Эразма Роттердамского, рисунки пером, 1515, Публичное художественное собрание, Базель).
Франции (1523–24) познакомился с техникой франц. Руководил крупной мастерской, вкоторую входили его младший брат– Зигмунд (ок. к ст. 150 портретов.
Картина художника «Послы» стала одним из свидетельств этого. В 1526 уехал в Англию с рекомендательным письмом Эразма к английским гуманистам. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Мария – в христианских преданиях женщина из Галилеи, одна из мироносиц. 1524-25 гг., почти повторяющая композицию одноименной картины Леонардо да Винчи. Это, безусловно, знак смерти.
Слова «математика» у древних греков не было, а живопись была только ремеслом. Глаза недоверчиво прищурены, но он пристально ни в кого не вглядывается. В ранних и зрелых произведениях мастера (алтари: девы Марии, 1493, собор в Аугсбурге св. К числу знаменитых творений художника, выполненных в этом жанре, относится серия «Пляски Смерти», включающая в себя 41 гравюру. В исполненных здесь портретах («Астроном Николас Кратцер» и др. ) Ханс Х. Младший достиг необычайной меткости социальных и психологических характеристик, особенно в портретном рисунке («Т. архитектурой в Юж.
Ханс Х. Младший (около 1497-1498, Аугсбург, – между 7. 10 и 29. 11. 1543, Лондон), сын Ханса Х. Старшего. галерея старого иск-ва Палаццо Барберини, Рим, см. Томас Мор (1478 — 1535) – юрист, ученый, государственный деятель. на М. Грюневальда, Х. Бургкмайра, Й. Брея, М. Шаффнера. Спустя ровно 400 лет, в 1935 году, католическая церковь причислила его к лику святых. Остановившееся время на картине открывает точную дату ее написания. Однако, Гольбейн чувствовал себя в Базеле по-прежнему неуютно.
Это было время, когда средневековая готика уступала место свежему взгляду на мир. Учился у отца. Ханс Х. Младший (около 1497—1498, Аугсбург, — между 7. 10 и 29. 11. 1543, Лондон), сын Ханса Х. Старшего. Гольбейну пришлось искать новых заказчиков. В исполненных здесь портретах (Астроном Николас Кратцер и др. ) Ханс Х. Младший достиг необычайной меткости социальных и психологических характеристик, особенно в портретном рисунке (Т. илл. За время его отсутствия религиозные страсти лишь усилились.
послов Ж. де Дентвиля иЖ. де Сельва (1533, Нац. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама. В 1516 г. он написал знаменитую «Утопию», представив в ней идеальное (по своему мнению) устройство общества. Гольбейновские портреты членов английской королевской фамилии были задуманы и исполнены с целью прославления царственных особ. иск-во 16в.
Учился у отца. Однако, более вероятно, что с работами ренессансных мастеров Гольбейн мог познакомиться по многочисленным доступным гравюрам, в которых в то время в Германии и Швейцарии не было недостатка. Творчество Ханса Младшего оказало влияние на нем.
На первом отец нарисовал его в 1511 году рядом со старшим братом Амброзиусом. в его произведениях (алтарь св. Ханс Старший (ок. Вероятно, симметрия не устроила художника и он, разрушив ее, заметно оживил произведение.
Гольбейн был человеком иного темперамента, чем большинство его предшественников. музей, Базель см. Среди художников Северного Возрождения (будь то Дюрер, Кранах Старший, Альтдорфер или Грюневальд) Гольбейн менее всего «национален». «Утопия» в короткое время обрела общеевропейскую известность, выдержав множество изданий (в том числе базельское 1518 года с иллюстрациями Амброзиуса Гольбейна).
1533-й год (время создания картины) – новая веха в творческой судьбе Гольбейна. В 1536 стал придворным живописцем короля Генриха VIII. Вернувшись вБазель (1528–32), создал пронзительный по эмоциональности портрет своейсемьи (1528–29, Худож. Анаморфоза), Ш. де Солье (1534, КГ, Дрезденсм.
Кто-то был в опале, кто-то – в тюрьме, многие – казнены. Отношения с королем после этого оказались испорченными. Среди иллюстраций были титульные листы книг, виньетки и пр. Этот портрет считается одной из вершин в творчестве Гольбейна. с Хансом Старшим, 1517) «дом танцев» (оба не сохр., эскиз фасада: ок. 1520, Гравюрный кабинет, Берлин).
Работал в разл. Это большая работа, которая ведется как внутри здания, так и снаружи. Из его завещания следует, что в Лондоне у него родились два внебрачных ребенка. Стеклянная ваза и скатерть на столе отражают интерес Гисце к дорогим и изящным вещам.
Они отмечают географические точки имеющие особое значение для Дентевиля. Так художник превращает прямой, простецкий взгляд на жизнь в фантасмагорическое видение. 1515 в произведениях мастера проявляется итал. илл. ). Занимая особое место в нем. В Англии такие алтарные образы называли «Мадонна-Вестница» или «Мадонна Сострадающая».
Вместе с братом Амброзиусом создал рисунки на полях кн. В Лондоне он рисовал образцы для ювелиров и золотых дел мастеров. илл. ). Генрих VIII (копия) изображен в полный рост без меча, короны и скипетра.
Аугсбург на рубеже двух веков был огромным городом. На картине изображен момент встречи Христа с Марией Магдалиной. Когда в 1538 году Гольбейн ненадолго посетил Базель, он был одет (по свидетельству мемуаристов) «в шелка и бархат». Ханс Х. Старший (около 1465, Аугсбург, — 1524, Изенхейм, ныне предместье Гебвиллера, Эльзас, Франция) работал в Аугсбурге, Ульме (1494), Франкфурте-на-Майне (1501) и в Изен-хеймс. Это – единственный сохранившийся портрет короля, выполненный Гольбейном.
У живописцев покровителями были состоятельные семьи. Ганс Гольбейн Младший вошел в историю живописи как один из крупнейших мастеров портрета. работал в Базеле– одном из крупнейших гуманистич.
Из этой серии работ до нас дошли также станковый и миниатюрный портреты Анны Клевской (оба 1539, первый в Лувре, второй в Лондоне, музей Виктории и Альберта). С сыновьями Амброзиусом (1494-1519) и Гансом он делает росписи в Люцерне. За это время он лишь однажды (в 1524 году) совершил поездку во Францию. Сохранился портрет в полный рост Кристины Датской, герцогини Миланской (1538, Лондон, Национальная галерея).
Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы. Гольбейн специально искажает фигуру Генриха VIII, чтобы сделать его более внушительным. Ханс Х. Младший (около 14971498, Аугсбург, между 7. 10 и 29. 11. 1543, Лондон), сын Ханса Х. Старшего. Он работал над украшением нового королевского дворца Уайтхолл.
В Портрете Георга Гисце (1532, Берлин – Далем) художник прекрасно передал фактуру каждого из предметов, призванных дать дополнительные сведения о личности заказчика. Так произошло, например, при создании портрета Христины Датской. Ренессанса. Интерес мастера к человеческой индивидуальности особенно ярко отразился в портретных зарисовках (серебряный карандаш, перо). Природа наделила его способностями к языкам, наукам и музыке.
К концу 1515 года братья оказались в Швейцарии, в городе Базеле. к статье о нём), Кристины Датской (1538, Нац. Возрождение), ГенрихаVIII (1536, собрание Тиссен-Борнемисса, Мадрид и 1539–40, Нац. Со временем, манера художника претерпела эволюцию.
мастеров воспринял основы итал. Тема «Плясок смерти» в творчестве Гольбейна обязана своим происхождением средневековым литературным традициям. в его произведениях (алтарь св.
В 152426 исполнил серию рисунков «Образы смерти» (известна под название «Пляска смерти» изданы в 1538 в гравюрах на дереве Х. Лютцельбургера), представляющих аллегорический комментарий к немецкой действительности эпохи Великой крестьянской войны. С конца 1500-х гг. В частности, это принадлежащий послу замок Полиси (неподалеку от Труа), первое «место жительства» картины Гольбейна. иск-ве 16в., он по творческим исканиям и по мировоззрению лучше др.
1524–25) и Лаисы Коринфской (1526, оба– там же). В 1535 году он был обезглавлен. Мор, серебряный карандаш, уголь, сангина, 1527, Виндзорский замок и др. ).
Брейн Старший, К. Амбергер) и предопределило развитие живописи в Англии 16–18вв. В годы религиозных войн, художник переехал в Англию, где длительное время был портретистом при дворе короля Генриха VIII. Дату рождения Ганса Гольбейна Младшего относят к 1497 г. (записей, подтверждающих ее не сохранилось). Рогира ван дер Вейдена (Алтарь доминиканского мон. Об этом же говорит и распятие в верхнем левом углу и медальон Жана де Дентевиля. Портрет). В Портрете Томаса Мора (1527, Нью-Йорк, собрание Фрик) знаменитый гуманист облачен в роскошные одежды канцлера, в его прямой осанке и чертах лица отражается сила его характера.
Полагают, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно «перегрузил» пространство картины различными предметами, для демонстрации своего мастерства. к ст. 1526–1527, серебряный штифт, уголь, сангина, Королевское собрание, Виндзорский замок).
В начале XVI века Аугсбург являлся крупнейшим торговым и финансовым европейским центром. В 1532 году он (на этот раз уже навсегда) уехал в Лондон, оставив в Швейцарии жену и детей.
центров Европы 16в. Ранние работы отличает влияние нидерл. В изображении Генриха VIII (1536, Мадрид, собрание Тиссен-Борнемиса) и Королевы Джейн Сеймур (1536, Гаага, Королевский кабинет картин) король и его третья жена были представлены скорее как великолепные фигуры, нежели как люди из плоти и крови. Об изображенном на переднем плане черепе в XX веке написано немало. На лице нет намека на улыбку.
В ранних и зрелых произведениях мастера (алтари: девы Марии, 1493, собор в Аугсбурге св. Он формирует символистический ряд этого произведения, оказываясь (при детальном рассмотрении) сильно искаженным в перспективе человеческим черепом. живописи, в т. ч. В 1528 он вернулся в Базель, а с 1530 окончательно поселился в Лондоне. В 1526 уехал в Англию с рекомендательным письмом Эразма к английским гуманистам. На нескольких подготовительных рисунках Гольбейна сохранились надписи, относящиеся преимущественно к костюму: «белый атлас», «лиловый бархат» и т. д. Эти надписи служили подспорьем художнику, когда его герои (среди которых было много занятых людей) не находили времени позировать подолгу. Мастерская Ганса стала семейной.
Он был вынужден жить в своем поместье неподалеку от Базеля. Он начинал учиться в Аугсбурге, работал в Базеле. К 1533 году он решил эту задачу, став живописцем в «обновленном» кругу высокопоставленных особ.
Так повелось с античных времен, когда к искусству причисляли арифметику. В 1532 возвратился в Англию (с 1536 придворный художник короля Генриха VIII), где написал ряд выдающихся живописных портретов: немецкого купца Г. Гисце (1532, Картинная галерея, Берлин- Даллем), французского посла Ш. Моретта (около 1534-35, Дрезденская картинная галерея), английской королевы Джейн Сеймур (1536, Художественно-исторический музей, Вена) и др. Иллюстрация).
Если «Геркулес и Орфей» в стилистике своих образов сближается с итальянским искусством, знакомство с которым происходит в 1518–19 гг., когда Гольбейн посещает Италию, то «Петр и Павел» более отвечает традициям северного Возрождения. Интерес мастера к человеческой индивидуальности особенно ярко отразился в портретных зарисовках (серебряный карандаш, перо). Данный тип алтарного образа известен в Германии как «Мадонна с покровом». Точная дата смерти художника и место его захоронения остались неизвестными.
Одновременно он их объединяет через Богоматерь. Это было 12 марта 1538 года. С помощью рентгеновских исследований удалось обнаружить несколько изменений в работе. в его произведениях (алтарь св.
Властное тяжелое лицо монарха абсолютно спокойно. Титульный лист с изображением Петра и Павла производит иное впечатление.
Писал алтарные образы: «Алтарь Оберрида» (совм. В изображениях присутствуют и жанровые сцены и охота. Многочисленные атрибуты торговой конторы (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), были обычными для того времени. Во время путешествий по Италии (в 1518) и Южной Франции (в 1524) Гольбейн значительно расширил свой кругозор. Выполнял монументальные росписи: дом Я. фон Гертенштейна в Люцерне (совм.
В 1529-32 годах Мор был канцлером Англии. Оказал влияние на нем. В 151526 работал в Базеле, создавая религиозные композиции (отмеченная строгой объективностью подхода в трактовке религиозной темы картина «Мёртвый Христос», 1521, Публичное художественное собрание, Базель классически уравновешенный образ «Мадонна бургомистра Мейера», 152526, Дворцовый музей, Дармштадт), портреты, подчёркивающие в образах бюргеров черты внутреннего достоинства и энергии, а в образах гуманистов черты сдержанной духовной силы («Эразм Роттердамский», 1523, Лувр, Париж и др. ), живописно-декоративные произведения (фрески «Дома танца» в Базеле, не сохранились), графические работы (портретные рисунки, книжная графика, в том числе Иллюстрации к «Похвале глупости» Эразма Роттердамского, рисунки пером, 1515, Публичное художественное собрание, Базель). Пользовался покровительством Эразма Роттердамского создал серию его портретов (1523, там же 1523–24, Лувр, Париж 1523, собрание графа Раднора, Лонгфорд-Касл) по его рекомендации ездил в Англию (1526–28) к Т. Мору. Гольбейн представил в картине образ двойного зрения.
Именно он, как ни странно, сделал шедевр Гольбейна столь популярным в новейшее время. Амброзиус отличался выдающимися художественными способностями, но умер молодым (последние упоминания о нем относятся к 1519 году). Отец будущего художника имел основания гордиться своими детьми. На нее была возложена миссия – возвестить о воскресении апостолам. Автор графич. Надписи на глобусе — тоже один из способов характеристики одного из героев полотна.
Члены его семьи (отец, Ганс Гольбейн Старший, дядя Зигмунд и старший брат Амброзиус) также были художниками. Окончательно осев в Базеле, вступает в городской цех живописцев, обзаводится семьей и собственной мастерской. музеи, Берлин), франц. В 1532 возвратился в Англию (с 1536 придворный художник короля Генриха VIII), где написал ряд выдающихся живописных портретов: немецкого купца Г. Гисце (1532, Картинная галерея, Берлин- Даллем), французского посла Ш. Моретта (около 153435, Дрезденская картинная галерея), английской королевы Джейн Сеймур (1536, Художественно-исторический музей, Вена) и др.
Ханс Х. Старший (около 1465, Аугсбург, 1524, Изенхейм, ныне предместье Гебвиллера, Эльзас, Франция) работал в Аугсбурге, Ульме (1494), Франкфурте-на-Майне (1501) и в Изен-хеймс. Больше о частной жизни художника почти ничего не известно. Но, в Англии к этому времени произошли серьезные перемены. Ок.
Но, художнику довольно быстро удалось найти себе новых покровителей. В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины. Справа изображены жены Мейера. Тяжелая желто-зеленая занавесь с золотой бахромой и красным шнуром служит фоном портрета. Еще одна надпись представляет девиз Гисце с его собственноручной подписью: «Нет радости без горя», который подтверждает и несколько напряженное выражение его лица.
Справа от фигуры Богородицы коленопреклоненными изображены первая и вторая жены Мейера (первая жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна. Работал как книжный иллюстратор создал серию рисунков к циклу «Пляски смерти» (1524–26 ксилография, резчик Г. Лютцельбургер), где аллегория сочеталась с натурными наблюдениями. Ханс Младший (1497/98, Аугсбург– 1543, Лондон), сын Ханса Старшего, один из ведущих мастеров нем.