Хендрикье Стоффельс умрёт в1663-м году ввозрасте 38 лет, безраздельно посвятив 15 лет своей жизни Рембрандту. Картина Рембрандта Хендрикье Стоффельс в образе Флоры: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Хендрикье Стоффельс умрёт в 1663-м году в возрасте 38 лет, безраздельно посвятив 15 лет своей жизни Рембрандту.
Хендрикье Стоффельс умрёт в 1663-м году в возрасте 38 лет, безраздельно посвятив 15 лет своей жизни Рембрандту.
Костюм крестьянина. Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс. По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью».
И тогда Рембрандт, чьей репутации был нанесен серьёзный ущерб, задумал недоброе. Прежде всего нужно было придумать лазейку для правила, недавно установленного гильдией амстердамских художников, — Гильдией Святого Луки — возможно, связанного с «почетным» банкротством Рембрандта, которое запрещало обанкротившимся членам гильдии заниматься коммерцией любого рода. Свою «Юнону» Рембрандт сначала изобразил опирающейся обеими руками на красную подставку. Он не сделал никаких других набросков до начала работы над картиной (она, как известно, была написана очень быстро, поскольку уже девять месяцев спустя заняла свое место в галерее) — ни этюдов фигур, ни зарисовок групп, ни эскизов композиции с «золотым» числом персонажей, ни разбивки на квадраты для увеличения.
«Торговец, – прибавляет очевидец, – вероятно, хотел оказать известному живописцу любезность». Рембрандт всегда хотел создать новое видение богов и героев. Но пусть его не принимают за мизантропа, ушедшего в себя и смеющегося над суетностью мира. На обратной стороне набросал свой проект.
Он смотрит на себя в зеркало. Бургомистры вложили свой патриотизм в амстердамскую биржу. Теперь ему показалось, что на гравюре слишком много персонажей.
Все шло по единому пути и сходство, по крайней мере поверхностное, отныне отступило. Лицо, одежда уже не соблазняют. Ограниченное пространство. Больше ни слова.
Вместе с Титусом, Хендрикье и ее маленькой дочерью Корнелией он переехал в гостиницу «Императорская Корона», хозяин которой согласился содержать его в долг. Ни против чего не протестуя, Рембрандт наилучшим образом выполнил свою обязанность. Это взвивающееся в воздух покрывало, одновременно блестящее и прозрачное, — тоже его. Конечно, он уже не создаст ничего более мощного, более дерзкого, чем «Клятва батавов», не изобретет ничего, что оспорило бы верховенство этого великого полотна. Но в обмен на свои будущие произведения он получит кров, пропитание, одежду и уход.
В таком случае фигура в красном — муж соблазненной Вирсавии Урия, которого Давид, тревожимый угрызениями совести, посылает на верную гибель. Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить. Зрителю сразу становится ясно одно: перед ним правительница. Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. Когда он выходит из своей комнаты, он видит произведения, которые хотел бы приобрести. Творчество потребляет все виды энергии, которые ему доступны.
Именно ему обязана своим существованием коллекция автопортретов знаменитых художников, размещенная в новой галерее его дворца. С другой стороны, желание хоть сколько-нибудь обеспечить Хендрикье и ее ребенка также побуждало его искать пути к приобретению денег. Жерар де Лересс некрасив у него обезьянье лицо, светящееся умом. Другие, как Фердинанд Бол, Говарт Флинк, сделали успешную карьеру. 1643-м годом помечен портрет Саскии, находящийся в Берлинском музее, написанный через одиннадцать месяцев после ее смерти.
Около 1645 года в его манере писать наметилась коренная перемена. И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство.
Великий герцог Козимо Медичи известный под именем Козимо III, воспитанный в среде любителей искусства и собирателей древностей, которому посвящались первые труды в новой области науки — этрускологии, был одним из тех правителей, которые беспрестанно вели учет своим коллекциям, считая Галерею Уффици музеем, открытым для публики. Рассуждение, стучащееся в дверь сознания. Это была красивая картина, она ему нравилась. Так, на заднем плане несомненно нидерландского «Канала с лебедями» красуются холмы, которых, конечно, ни один голландец не видал на своем горизонте. Если он все еще художник, то этим во многом обязан Титусу и Хендрикье.
По-видимому, он стоит на пороге смерти. Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. В этой серии портретов святых на личность персонажа указывает минимальное количество атрибутов, так что святой Варфоломей — мученик, с которого живьем содрали кожу, — отличается от других лишь тем, что держит в руке обычный нож из-за чего одно время его принимали за «Мясника» работы Рембрандта. Его Светлость отправился туда и был принят с наивысшими знаками почтения и любви».
Заказов становилось все меньше. Горячая красно-коричневая, то вспыхивающая, то гаснущая трепетная масса светоносной краски усиливает эмоциональную выразительность произведений Рембрандта, как бы согревая их теплым человеческим чувством.
Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках. Йорданс работал быстро и в пять месяцев закончил свой «Разгром римского лагеря повстанцами Цивилиса». Они были освободителями. Сомнение длится лишь одно мгновение. Обе страны столкнулись на море. Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии. Но она питает творчество.
Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей. Все должно достичь своей степени напряженности, а интенсивность каждого компонента зависит от его роли в произведении в целом. Ее преследовали церковные братья, когда она носила его дитя — маленькую Корнелию, она была рядом с ним, когда судебные исполнители составляли опись его имущества и снова рядом, начиная новую жизнь на Розенграхт. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631).
Он даже не пытался соперничать с изящными аллегориями, поток которых затопил все вокруг. На картину будут смотреть вблизи. Можно поспорить, что Рембрандта не было в толпе и он не кричал вместе с нею «виват. ».
Господня». Рихелю понравится картина: он будет хранить ее до самой своей смерти в 1681 году. Было еще старое долговое обязательство, выданное Яну Сиксу. Но в феврале 1660 года в возрасте сорока пяти лет он умер.
Рембрандт в 1661 году был более чем когда-либо не похож на других. Когда он преломил хлеб и подал им, глаза у них открылись и они узнали Иисуса, воскресшего из мертвых, но Он тут же стал невидимым для них. Кто так вознегодовал на него в высших сферах, где царят эти силы. Можно предположить, что это преображение происходит в ущерб жизни. Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность.
Дела шли все хуже. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна. Но он смирился с кончиной Хендрикье. История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии.
30 октября 1654 года в церкви Аудекерк была крещена их дочь, названная Корнелией в честь матери Рембрандта, то же имя носили две дочери Саскии. Изящный бархатный берет с пером и большие драгоценные серьги обрамляют ее простое лицо. Питая большое пристрастие к произведениям Нетсхера, Схалкена, Метсю, Терборха, Миериса, Герарда Доу, написанным в гладкой и скрупулезной живописной манере, он увез некоторые из них к себе во Флоренцию.
По крайней мере, ничего этого не сохранилось. Ибо хотя сопротивление батавов римским захватчикам превратилось в античный образец восстания против испанцев, бургомистрам не понравилось, что эти костюмы напоминали разношерстные одеяния гёзов. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность.
К этому одноглазому вождю приковано внимание присутствующих за столом. Это было не в его привычках. Она не обладает светским изяществом Саскии. Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса). В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство.
Жерар де Лересс в доме Рембрандта. И неважно, что он принял его за работу Дюрера. Чтобы архитектура Большой Галереи могла дышать, ему нужна была легкость открытого воздуха. Ван Эйленбург и ван Рейн ведут активную светскую жизнь и как-то абсолютно естественно выглядит желание Рембрандта посвататься к приглянувшейся ему родственнице друга — Саскии, приехавшей в Амстердам из своей Фрисландии и скромно и тихо живущей в доме реформатского проповедника Яна Корнелиса Сильвия, мужа её очередной кузины, Алтье.
Помимо религиозного смысла, картина замечательно передает контраст между юностью и старостью, хотя по замыслу роли противоположны. Затем темп спадет.
Живая статуя, причем один глаз живее другого. Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Поражение и победа — ему все едино. Жемчуг украшает ее грудь на руках у нее – тяжелые золотые браслеты.
Заказы стали делаться реже кредит художника пошатнулся. Рембрандт пригласил к себе бывшую кормилицу своего сына, немолодую уже Гертье Диркс. Под чьим дыханием.
Покаже он, по-видимому, наслаждается страстью— вего гравюрах именно вовремя связи сГертье настойчиво возникает эротическая тема («Любовная пара испящий пастух», «Монах вполе», «Французская постель»). Сумасбродство. Это означало, что Титус знал Магдалену уже давно. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма.
Коричневое платье спускается от пояса тяжелыми складками. Зато «Клятва батавов» исчезла из ратуши.
Краска слегка течет. В 1634 году Рембранд женился на Саскии. Нужно отметить, что такая хитрость не удалась бы, будь Хендрикье его законной супругой. Рембрандт словно нежелает искусственно облагораживать эту нынешнюю сторону своего бытия: это просто постель, просто соитие иникаких сантиментов.
На этот раз Рембрандт хочет увидеть Лукрецию в момент свершения намеченного. Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. Дела Рембрандта шли плохо. Движение идет вправо. «Лукреция»: платье, вылепленное шпателем, выстроенное из зеленого и золотого, массы материала, ложащиеся рядом, почти рельефно, две руки, появляющиеся из этого роскошного цветного панциря: раскрытая левая ладонь показывается из рукава в удивленном и приветственном жесте, правая рука направляет клинок прямо в сердце мягкая волнообразная линия плеч — единственная мелодическая горизонталь ибо все остальное низвергается вертикально: рукава, полы плаща, браслеты, украшения из жемчуга и золота, прикрепленные к одежде женщины и стекающие вниз, словно слезы. По-видимому, это эскизная работа.
Перед нами не просто женщина, а человек, сводящий счеты с жизнью. И вот теперь Рембрандт больше не увидит ее на пороге, возвращаясь домой. Он посещал храмы лишь на крестины и отпевания.
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. Скорее всего, дело в отстраненности.
От картины изобилующей материалом. «Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта. Такое решение позволяет заключить, что, несмотря на развитие торговли произведениями искусства, мастерские художников продолжали оставаться лавками, где обычно и приобретались картины.
Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Рембрандт стал его последним протеже. Их дочь Корнелия станет ее единственной наследницей. Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна.
Вокруг — колыхание жестов и лиц, высвеченных мятущимся пламенем. Это была, посути, почти что тюрьма: втусклые стены въелся невытравляемый запах щелока иварёного гороха, натруженные пальцы обитательниц кконцу дня нестерпимого ныли отмногочасовой работы запрялкой, аихдуши иуши годами невоспринимали ничего, помимо нудных «исправительных» проповедей. К тому же финансы Голландии в это десятилетие значительно, хотя и ненадолго, поколебались. У него не было ни гроша.
Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. Он знал все, что ему нужно было знать. Он рисовал безымянные скелеты. Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году.
От «Андромеды» (1630), «Дианы и Актеона» (1632), «Артемиды» (1634) и до «Юноны», написанной тридцатью годами позже, виден путь читателя Овидия и Тита Ливия, коим он являлся, отвергавшего притом все второстепенные детали, все условные жесты, чтобы осталась лишь История и Легенда намеренно пренебрегавшего в своем искусстве повествованием, дабы очевиднее стала живопись. Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке. И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. Вокруг одна за другой обрывались жизни. Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи. Из области физики мы попадаем в пространство метафизики.
Это было не в его привычках. Пышной манящей красотой расцвела его невенчанная жена. Но положение Хендрикье было куда серьёзнее. Помимо них ничего нет.
По крайней мере, пока ему это интересно. Семья уже не могла по-прежнему хозяйничать в некогда уютном доме. В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. Если бы он написал Ад, тот получился бы у него вполне приятным местом.
Все это были меры, вовсе не поправлявшие положение, а, напротив, только осложнявшие его. Но отправные точки следует поискать и в живописи. Общественное положение его пошатнулось. Опять к нему приходят люди с заказами на портреты.
1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Выражение лиц становится более угрюмым, суровым. Саския – с ударением на первом слоге.
Это уладится, когда Рембрандт получит деньги за свою «Клятву батавов» для городской ратуши: он отдаст четверть гонорара и еще то, что заработает в следующем году (все, кажется, забыли, что Рембрандт больше ничего не зарабатывает и находится под надзором Общества по продаже его произведений). Тридцать лет спустя он пополнил свою галерею женских мифов. Возможно, его подвигли к этому заказы сицилийского коллекционера — «Аристотель», «Александр Великий», «Гомер» — все основополагающие фигуры классической культуры, мужчины-герои, которым он хотел бы создать окружение из женских фигур. Эта картина уже в XVII веке пользовалась такой славой, что ее стали копировать очень скоро после ее появления.
Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски. Начался процесс, продолжавшийся почти девять лет. 50-е и 60-е годы ознаменованы созданием выдающихся шедевров, а также углублением конфликта художника с властями.
Она как будто не решается свободно отдаваться своей радости или печали. Тут опекуны Титуса вступились за права малолетнего наследника Саскии ван Рейн. Весьма скоро он поймет, что Арт уважает его именно за то, что он пишет теперь. Несмотря на любовь коллекционеров и художников имя Рембрандта на несколько десятилетий исчезнет из списка эстетических примеров для подражания. Была ли то воля Бога или случая.
Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов. Тишина живописи.
Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Книга или спектакль. Самоубийство ставит ее над законами физиологии, как и вычеркивает из общества. Помимо них ничего нет.
Кареты проезжали строем. Рембрандт неоднократно изображает Хендрикье, она становится его моделью. Этот сюжет часто использовали художники и писатели. Правда, в основном это были пожилые люди, которым в молодости расхваливали Рембрандта.
Моральная подавленность и овладевшая Рембрантом страсть к коллекционированию постепенно привели его к разорению. Сюжет взят из Нового Завета. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Хендрикье больна, но художник не забыт амстердамскими коллекционерами. Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал.
Как только огромная картина «Клятва батавов» заняла свое место, он взялся за новый заказ: «Синдики цеха суконщиков». Кровь расползается по тунике, а рука, еще держащая кинжал, падает вниз. Это момент желанной и принимаемой смерти — момент, предшествующий падению. Первые два года будут очень плодотворными. Его единственным утешением и прибежищем стало искусство Рембрандт весь отдался ему.
В определенные дни, при определенном освещении вышитый кошелек напоминает маску. Кому понадобилось, чтобы Хендрикье не стало. На сей раз у Дюнкерка, где поражение голландцев стало очевидным. В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус. Впоследствии его прозвали «Северным Пуссеном». Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой.
Он также отметит неизгладимое различие между «Рубенсом и Ван Дейком, жившими в высшем свете и остановившими свой взгляд на самой возвышенной стороне искусства, тогда как Йорданс и Рембрандт, посвятившие себя жанровой живописи, выказали свой грубый и вульгарный вкус». Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. Кому понадобилось, чтобы Хендрикье не стало. Рембрандт написал «Синдиков цеха суконщиков», Хальс — «Регентов богадельни».
Картина отличалась большей простотой ибезыскусностью. Это факт. «По силе вы не уступаете Тициану», — сказал он. Изображен немощный старик, время обезобразило его лицо почти неузнаваемо, гораздо больше, чем на автопортрете того же года. Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. Ох и намучилась я с этой Саскией в период преподавания МХК. Картина подписана Юргенсом Овенсом (1623-1678), который был одно время учеником Рембрандта и писал портреты и очень «рембрандтовские» библейские сцены на фоне замков, городов, сельских пейзажей в духе единства персонажей и общей атмосферы картины.
Он не сводил никаких счетов с этими контролерами. По крайней мере, пока ему это интересно. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Эти людишки, которые клевещут на Рембрандта, от него зависят. Она живет в костюме исчерпывающем все возможности живописи: молочная прозрачность жемчуга, танцующая легкомысленность покрывала, отбрасывающего тень на одежду, параллели вышивки, колыхания пера.
Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована. Мать Саскии умерла, когда ей было 7 лет, отца не стало, когда девочке исполнилось 12. Одиннадцать персонажей уже не появляются из тьмы, словно призраки. Он отметил: «В нынешний четверг спозаранку погода стояла ясная и весьма холодная (посмурнело лишь к пяти часам пополудни: это свойство климата здешних мест, где под конец дня поднимается туман, не спадающий до самой ночи). Целое существовало лишь в его замыслах, поскольку ни один монарх не заказывал ему подобного проекта, а его «Юнона» — столь нетрадиционная, сохранившая лишь тень павлина и море величия, — в любом случае не вписалась бы в такую программу.
Кто так вознегодовал на него в высших сферах, где царят эти силы. Вот каким он стал — медным, как отблеск света на дне самой большой кастрюли на кухне. Он хотел, чтобы эта композиция была величественной, спокойной, открытой: лестница шириной во весь холст, группы стоящих персонажей, намеченные несколькими штрихами, стол, с правой стороны которого собралось несколько фигур, а позади них — великолепная архитектура, косая линия слева, косая линия справа, обозначающие наличие деревьев или просто желание присутствия наклонных линий в организации картины, чтобы подчеркнуть закругленный верх панно. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо.
Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло. Возможно, лучший из портретов Рембрандта. Во Флоренции Медичи собирали не только картины итальянских художников. Он так и сделал.
Заказы он получал все реже. Все это папистская рухлядь. В возрасте 13 лет Рембрандт начал учиться рисовать, а также поступил в городской университет. Вот таким образом «Синдики суконного цеха» оставались в Голландии, тогда как «Клятва батавов» исчезла и дошла до нас изувеченной.
Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. Возможно, это было всего лишь случайное, роковое стечение обстоятельств. Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. Отныне, уверенный в своей правоте, он выскажет безапелляционные суждения, направленные против «голландцев, подобных Рембрандту и Ливенсу, придававших теням теплый оттенок до такой степени, что кажется, будто фигуры на их полотнах целиком из пламени».
По портретам видно, что он полностью им доверял. Куда они все бегут. Наконец Рембрандт потерял всякое терпение и отказал Диркс от дома.
Рембрандт написал эти две картины за два года без перерыва. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения.
Вообще-то кмоменту ихвстречи она пофакту являлась вовсе неизбалованной младшей дочкой бургомистра, авот уже несколько лет— круглой сиротой. Они станут делить между собой убытки и прибыль. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. Он не занимает высокого положения в городе. Здесь упор, похоже, делается на успехе.
Странная встреча. Да и сама мода под влиянием французских вельмож, посещавших Нидерланды (маршал Тюренн, портрет которого писал Рембрандт, прожил весь 1649 год в Голландии) изменилась с нею извратился и эстетический вкус голландского общества. Эта роль воплощает ясность ума.
Унижен ли он продажей погребения. За несколько дней до смерти, уже лежа в постели, Саския составила духовное завещание, по которому предоставляла мужу все свое состояние (по подлинной записи – 40750 флоринов) в пожизненное пользование.
Не могли они допустить и вымышленных одежд. Интимная жизнь удаляется из творчества. Бюст, появляющийся из великолепного панциря. Только Рембрандт может это сделать. Он пользуется этим, чтобы нанести точки дрожащего света изобретая точечное изображение, которое Вермеер в ту же эпоху откроет в ярких пятнах, рассыпанных им на хлебе и крынке в картине «Молочница».
Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Его пожурили, напомнив про неизбежный Господень суд и с миром отпустили. Он ломает понятие меры. Рембрандт напишет их всех в фас, даже слугу, которого он, правда, заставил опустить глаза.
С дозволения заимодавцев Рембрандт взял с собой те предметы из коллекций, которые были ему всего дороже. Он ни в чем не отступил от своей манеры выделяться из общей массы. Титус не отличается крепким здоровьем, Хендрикье больна. Художнику очень понравились эти гравюры но так как денег у него не было, то он отдал торговцу, вместо уплаты, копию своего «Исцеления больных».
Центурион, пораженный Благодатью, утратил свет, который являл его зрителю. Справа полыхают одни лишь красные оттенки. Лондон только что сгорел. Унижен ли он продажей погребения. Рембрандт написал рыже-коричневую осень в лесу, вереницу карет на дороге. Таким образом, у казначея как бы две головы: его собственная и голова его должности.
Искусство стало для него полем эксперимента в полном смысле этого слова. Эти замкнутые произведения являли собой аномалию эпохи, которая в большей степени опровергала ее, нежели объясняла и находила себе соответствие лишь в других исключительных произведениях — например, в некоторых эскизах Рубенса, отдельных рисунках Никола Пуссена, «Распятии» Гойи, «Купальщицах» Дега, Сезанна — всех творениях зрелого одиночного гения. Нельзя сказать, что он принадлежал своему времени. Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь.
Черный и белый станут непрерывной канвой произведения. Итогда Рембрандт, чьей репутации был нанесен серьёзный ущерб, задумал недоброе. В некоторых картинах, написанных им вскоре после его банкротства, прежние прозрачные и теплые тона сменяются более тусклыми. Она выстраивается золочеными полосами, сшитыми одна с другой, подъемами красного цвета, как эта кирпичная стена, на фоне которой вздувается неизвестно что — дырявый мешок, облако.
«Юнона» так же невероятна, как его «Минерва» или «Артемида» былых времен (которая к тому же могла быть и Софонисбой). Но этот оттенок смысла заметен не всегда. Так и случилось: лукавые умы заявили, будто не уверены, что на картине изображены именно Биллем ван Дойенбург, Волкерс Янс, Якоб ван Лоон, Арнаут ван дер Мие, Йохен де Неве, бывшие синдиками цеха суконщиков со Святого четверга 1661 года по Святой четверг 1662-го, со слугой Франсом Хендриксом Белом (без шляпы).
Маленький зимний вид в Кассельской галерее, очевидно, списан с натуры весь колорит картины, сероватый цвет зданий, бледная лазурь неба и золотистый блеск солнца на ледяной поверхности воды – все это так типично, так свойственно природе Голландии, что всякий, кто хоть раз побывал в окрестностях Амстердама, сразу узнает знакомый уголок на кассельском полотне. Он выбрал то, чего не делали в Италии. Именно на этом этапе пути к нему явился молодой художник из Льежа.
Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста».
Разве не в его доме он встретил ту, которая осветила жизнь его счастьем. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей.
Стена, своды, пилястры, деревья, ступени, вписывающиеся в настоящую архитектуру. Надо полагать, что Рембрандт, при жизни Саскии утративший привычку изучать народные нравы на амстердамских улицах и базарах, по ее смерти опять принялся бродить по городу, бегло набрасывая на бумагу свои наблюдения. Еёпоступок биографы художника трактуют по-разному. Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет. Таким был эстет и интеллектуал, посетивший Рембрандта 29 декабря 1667 года. Арочный свод продолжал собою стены и тоже был рельефным. От одного к другому они образуют неразрывную цепь.
Его пожурили, напомнив про неизбежный Господень суд исмиром отпустили. Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью. Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи. Пока же он, по-видимому, наслаждается страстью — в его гравюрах именно во время связи с Гертье настойчиво возникает эротическая тема («Любовная пара и спящий пастух», «Монах в поле», «Французская постель»).
Возможно, нет. Надо было найти домоправительницу. От чего же отказались бургомистры.
Они подготовили живопись Делакруа и импрессионистов. Она являлась, срастущим под сердцем ребёнком, свидетельствовать против себя— зато, что«живёт вгрехе схудожником Рембрандтом». Портрет Хендрикье Стоффельс, 1657. В ее лице невозможно прочитать никакого чувства. Первоначальное желание создать нечто зрелищное в стиле барокко (собрать присутствующих под звучным щитом — такого еще никто не писал) уступило место классическим декорациям, чтобы фон стал лишь опорой для сюжета, а не отвлекал на себя внимание. Бытовые эстампы «Евреи в синагоге», «Странствующие музыканты» и другие – все обозначены первым годом его вдовства.
Но их усилия оказались тщетными. Два противоположных полюса под одной кровлей.
Это в его привычках или, скорее, в его духе. Отороченные мехом шляпа и кафтан кажутся восточно-европейскими, но, возможно, это просто очередной экскурс в театрализованную маскарадность. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Ясности нет.
Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду. Женщина, ребенок, мужчины.
Гирлянды изваянных цветов задавали ритм танца между пилястрами. То же относится к левому рукаву, набросанному в нескольких перекрестных линиях вышивки. В области искусства они полагались на интернациональный вкус. Он поневоле думал о судьбе мятежей. Очень старинные копии ее, довольно близкие к оригиналу, находятся в Касселе и Лондоне. Кого он встретил в маленьком доме на Розенграхт. Написанный всамом начале брака, онизображал Саскию вкрасной шляпе, строго впрофиль.
Никакой тайны. Обнародованный в 1651 году Англией «Акт мореплавания», запрещавший голландским кораблям ввозить в Великобританию иноземные товары, до известной степени подорвал торговлю Соединенных Провинций, а несчастная война с Кромвелем опустошила их казну. На первый взгляд, жизнь смехотворна и все чаще горька. Рембрандт не выразил здесь ничего непочтительного.
Она исчезла, стертая со страниц гроссбухов. Гендрикье являлась для него юностью, свежестью, страстью.
Они могут лишь помогать ему, облегчить его повседневную жизнь. Гельдер же не сошел с пути Рембрандта, хотя и стал понемногу отличаться от него. Язычок пламени метнулся в сторону. Ее сопровождали два свидетеля.
Материальное положение его не изменилось. Никогда еще она так не нравилась Рембрандту. Однако покупки Козимо III, сделанные им в Амстердаме, многое говорят о его вкусе.
Рембрандт сильно переработал гравюру, до такой степени, что изображения, наложенные друг на друга, абсолютно перемешались, а он решил, опираясь на пример большой картины «Клятва батавов», что контраст между белым и черным больше не будет задаваться массами. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. Это была благородная архитектура.
Титус и Хендрикье становились все ближе друг другу. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. В таком же несколько мрачном и суровом тоне написан и портрет старого раввина (Бекингемский дворец) на лице то же выражение сосредоточенной твердости и проницательности. Что такое богиня. Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству.
Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне. Не совсем. Во всем своем сказочном великолепии Гендрикье остается робкой и простой. «Юнона» для одного коллекционера и две картины о «Лукреции». Иностранцам, находящимся в Амстердаме проездом известно только одно имя: Рембрандт. И пусть никто не думает, что он бесстрастный зритель.
И все же, возможно именно этот набросок и заставил бургомистров решиться. Нотариус записал, что «Хендрикье Стоффельс, проживающая на Розенграхт, подле нового лабиринта, недужная телесно, но властная в своих поступках, в твердой памяти и свободно изъясняясь, пришла в его контору, чтобы заверить свою последнюю волю». Ноположение Хендрикье было куда серьёзнее. Есть ли свой смысл в событиях чьей-либо жизни. Лоренцо Великолепный уже приобрел «Положение во гроб» Рогира ван дер Вейдена, а в знаменитой Трибуне абсолютно естественным образом соседствовали Микеланджело, Тинторетто, Дюрер и Кранах, что подавало пример открытости мышления, отвергаемой Жераром де Лерессом.
Местом ихвстречи стал Амстердам, куда амбициозный Рембрандт приехал, чтобы разбогатеть ипрославиться, аскромная Саския— погостить уродни. В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция». Как ни карикатурны одетые в жалкие лохмотья музыканты играющие на волынке и шарманке перед окном из которого самодовольно выглядывают неуклюжая чета крестьян и толстый мальчик, они вызывают в нас не смех, не отвращение, а теплое сочувствие к их нужде. Странное название гравюры («В сто гульденов») произошло, как говорит один из современных писателей, по следующему случаю.
Действительность здесь полностью преобразована. Он покинул мир, повинующийся законам механики и вступил в неведомую землю, открыл систему энергообмена, которую нам могла бы объяснить, пожалуй, лишь самая незамкнутая система в мире — система Эйнштейна. Художники всегда писали Юнону в действии, с атрибутами и обнаженной. Он стремился разбогатеть. В Италии сюжет о Лукреции порождал изображения мужчины, насилующего женщину.
Нужно сказать, что в богатом собрании гравюр, которые Рембрандт всё время покупал и коллекционировал имелись классические экземпляры эротики — серия «Сладострастие» Агостино Карраччи или «Любовные позы» Маркантонио Раймонди и Джулио Романо иллюстрирующие сонеты Пьетро Аретино. Саския живет в его душе. Война с Англией возобновилась. И то и другое — часть обычной культуры. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор».
На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. Рембрандт сосредоточивает внимание на лице и руках, выхваченных из темноты мягким рассеянным светом, едва уловимая мимика лица отражает сложное движение мыслей и чувств то легкие, то пастозные мазки кисти создают переливающуюся красочными и светотеневыми оттенками поверхность картины. И зачем так суетятся. Таким образом, лицо женщины выдавало одновременно и ее родственные связи и происхождение. Рембрандт-мужик.
Они уже не надеялись вновь нажить состояние, зато дали ему передышку. Он побывал в Хертогенбосе, в Утрехте. Правда и то, что, не заплатив торговцу, он и не забрал у него картины. Поэты пели ему славу, а поэт, драматург и директор амстердамского театра Ян Вое поставил его во главе городских художников. Они действительно горячо и страстно любили друг друга. Можно ли различить в них прямую связь, как в развитии чьего-либо творчества.
Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». Когда же друзья указали ему на этот поворот в воззрениях публики и убеждали его приспособиться к новым веяниям и писать так, чтобы его картины находили покупателей, он, несмотря на всю трудность своего положения, отказался, говоря, что Рембрандтом он родился и Рембрандтом умрет. До сих пор светотень была способом добавить драматического напряжения перспективе.
В 1669 году он одним из первых вступит в Литературное общество Амстердама «Nil volen-tibus arduum» («Для воли нет преград»), занимавшееся переводами Корнеля, Расина, Мольера и постановкой их пьес в театре. В прошлом, 1665 году герцог Йоркский потопил девятнадцать кораблей адмирала Вассенаара. Другая, встреченная недружелюбно, даже не произвела скандала. Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов.
Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов. Он смотрел на людей и спрашивал себя, образы каких святых они могли воплотить в веках. Ян ван Лоо был ювелиром в Амстердаме.
Бол так и расположил своих «Регентов», но не Хальс, которому хотелось, чтобы на его картины кто-нибудь смотрел. Щека с этой стороны покрыта румянцем здоровья, свойственным Юноне. — сочинил стихи. Но творчество их поглотило.
Опасаясь, что движимая собственность художника не покроет взятых им взаймы сумм, кредиторы объявили претензию на дом, уже подаренный Рембрандтом сыну. Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки. Это было в 1665 году. В них великий художник, этот чародей, которому кисть служила волшебным жезлом, умел, несмотря на грубую и часто комичную оболочку изображаемого, вызвать наружу мощные токи народной жизни и выделить ее патетические стороны. Возможно, нет.
Незабываемый взгляд, не соответствующий канонам красоты. Над левым, сияющим глазом аркой изогнулась совершенная по форме бровь.
Во всяком случае, едва ли он остался внакладе. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Её поступок биографы художника трактуют по-разному. Возможно, ему были неинтересны ссылки на Античность, которая вдохновляла поэтов.
Понятно, какую леденящую идею он введет в эстетику. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество.
«Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. Первый из них (Петербургский Эрмитаж) изображает купца-еврея. Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. Богатства они ему, во всяком случае, не доставили. Для Рембрандта она и не была служанкой.
В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт. Пожалуй, ни одно другое полотно Рембрандта не внушает столь возвышенных чувств, как эта картина.
Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. С горьким чувством глубокой обиды покинул он чудный уголок, устроенный и украшенный его трудами, то гнездо, в которое он когда-то ввел свою «милую хозяйку» (надпись на первом портрете, выполненном через три дня после свадьбы), цветущую, прелестную Саскию. У Тициана Тарквиний угрожает обнаженной Лукреции кинжалом и опрокидывает ее. Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки.
Куда же они могли исчезнуть. Он смотрел на людей и спрашивал себя, образы каких святых они могли воплотить в веках.
Она являлась к нему исполненной доброты, пылкости, обожания. Повсюду зависть и злоба. Он работает быстро. Он не изъял себя из этого суетного мира, он работает над тем, что могут выразить краски. Саския умерла.
Это два поразительных произведения. Приковывает внимание и лицо, особенно погруженный в себя взгляд, не совсем соответствующий светской наружности Сикса.
Освободившись, умерла через год. Хендрикье, помогавшей ему больше тринадцати лет, вмешавшейся в 1649 году в конфликт между ним и Гертье, Хендрикье, безоговорочно следовавшей за ним, позировавшей ему обнаженной для «Вирсавии», для купальщицы, подобравшей над водой рубашку и скромной Флоры.
Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Теперь это правило обернулось против него. Язычок пламени метнулся в сторону.
На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. Возможно, это было всего лишь случайное, роковое стечение обстоятельств. Художник смеется от души. Ему было двадцать четыре года, а писать он начал в пятнадцать. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург).
На своем творческом пути эти двое колебались между первым учителем и модными тенденциями. Взором художника он видит ее преображенной и окружает ее всею силой своей любви. Самоцветы, топазы, янтарь, сардоникс — что еще. На самом деле художник не стремился в этих картинах дать образы, которые способствовали бы молитвенному состоянию паствы.
Духовное родство автопортретов особенно впечатляет, если вспомнить, что здесь Рембрандт еще не достиг вершины успеха и только собирается жениться, не сознавая, какие испытания уготованы ему в будущем. Над людьми. Рембрандт захотел увидеть, как он действует в черно-белом изображении. Его целеустремленности не было преград.
В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. За каждую картину платили 1200 флоринов. Можно подумать, что это Венеция, композиция на манер картин Веронезе «Пир в доме Левия» или «Брак в Кане»: сплоченные группы, ясные жесты и одна более высокая фигура, поднимающая свой меч, на котором скрестится оружие заговорщиков — клятва на стали.
Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Купил ли он хоть одну картину Рембрандта.
Отец прижимает сына к груди, прощая его. Эта Лукреция — своего рода посмертное воскрешение Хендрикье в его живописи, как и посмертный портрет Саскии. Там, где он живет, — на Розенграхт — Рембрандт больше не задается вопросами обо всем этом. Церковь преследовала Хендрикье за ее связь, не освященную браком. Хендрикье больна, но художник не забыт амстердамскими коллекционерами. Смерть Рембрандта была очень печальной. Однако они материальны: это руки старика, несущие на себе печать возраста.
Можно поспорить, что Рембрандта не было в толпе и он не кричал вместе с нею «виват. ». Одни винили во всем бедность, другие углядели в этом чудовищное равнодушие, третьи посчитали нормальным истечение срока аренды места на кладбище, продлевать которую в перенаселенном городе более не было возможности, что оправдывало покупку участка в церкви поближе: Вестеркерк. Это пространство вне меры.
Эта маска из медной кожи смеется. Вокруг одна за другой обрывались жизни. Развитие его творческого гения шло вразрез с требованием рынка. В этой серии портретов святых на личность персонажа указывает минимальное количество атрибутов, так что святой Варфоломей – мученик, с которого живьем содрали кожу, – отличается от других лишь тем, что держит в руке обычный нож из-за чего одно время его принимали за «Мясника» работы Рембрандта.
Рихелю понравится картина: он будет хранить ее до самой своей смерти в 1681 году. Многие пытались дать объяснение продаже этой могилы. По-видимому, уже не суждено узнать, ускорила ли его конец смерть Титуса в сентябре 1668 года. Сохранились лишь фигуры за столом.
Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты.
А в его работах Саския жива: она надевает серьги, наряжается Минервой, Флорой. Все — в его картинах. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Бургомистры устроили на Площади Дам парад экипажей. Эта большая картина — отказ. Она проникает в него лишь намеками, через обрывки воспоминаний.
К автору «Ночного дозора» или к тому, чью «Клятву батавов» только что отвергли. Рембрандту, наверное, были знакомы все эти версии. Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе. Возможно, к участию в этом предприятии был приглашен и Рембрандт. Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия. Как осмелиться ввести обыденность в эту тайну.
Несколькими движениями руки Рембрандт обозначил направляющие силы своего произведения. Четвертый вариант «Трех крестов» и «Клятва батавов» останутся замкнутыми в себе произведениями, завершениями, которые не смогут дать начало ничему другому. С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан.
Случай обнаруживает сходство с человеческой головой, наполненной золотыми флоринами. А в его работах Саския жива: она надевает серьги, наряжается Минервой, Флорой. На этот раз на картине отображены лишь черты лица. Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. Он был на грани попадания в тюрьму, но суд был в его пользу, вот таким образом ему разрешили распродать все имущество и отдать долги.
Он сократит роль деталей в пользу простоты изображения. Тем не менее, Хендрикье осталась с Рембрандтом. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене.
По дороге он сделал верный выбор и приобрел для своей коллекции полотно Луки Лейденского. Для него не имеет значения, что Гендрикье не обладает правильной классической красотой. Лересс изречет и множество аксиом, в частности следующую, о колорите: «Чем больше локальные тона смягчены отсветами и тенями, тем они менее ярки и красивы. С каждым днем возникали все новые столкновения с упрямой экономкой. Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим.
Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц. Кареты проезжали строем. В отличие от других учеников, Арт не был «перепахан» своим учителем.
Слуги. Рембрандт написал «Ночной дозор», Хальс — «Банкет аркебузиров». В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией.
Женщина красива, мужчина силен. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Наверное, она ему нравилась, раз он ее хранил. Влияние искусства Рембрандта было громадным.
Его пространство ограничено двумя рядами заговорщиков, разделенных пиршественным столом. Как и сама посредственность. Эти два человека оберегали его. Рембрандт жил как раз напротив. Скорее всего, дело в отстраненности. Одни винили во всем бедность, другие углядели в этом чудовищное равнодушие, третьи посчитали нормальным истечение срока аренды места на кладбище, продлевать которую в перенаселенном городе более не было возможности, что оправдывало покупку участка в церкви поближе: Вестеркерк. Ибо смеется Рембрандт.
Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица. Художник не мог официально жениться на ней, т. к. У нее были свежие губы и яркий цвет лица. Еёдергали повестками еще иеще.
Хендрикье начала работать в доме у Рембрандта в 1647 году служанкой. Симметрично ли оно. Понемногу обретая свое единство.
Блеск золота получился, но сама вышивка лишь в зачаточном состоянии. Обеими руками разворачивает над сукном оттиск гравюры Рембрандта «Лист в сто флоринов». В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Суконщики заказали свой портрет в 1662 году.
Он превзошел самого себя в дерзости. Это была, по сути, почти что тюрьма: в тусклые стены въелся невытравляемый запах щелока и варёного гороха, натруженные пальцы обитательниц к концу дня нестерпимого ныли от многочасовой работы за прялкой, а их души и уши годами не воспринимали ничего, помимо нудных «исправительных» проповедей. Теперь его интересовал лишь цветовой материал, способ вложить в краски больший смысл. Хендрикье, отвергнутая церковью как падшая женщина, спасла его. Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь. На поясном луврском портрете, 1649-ый год (высота семьдесят два, ширина шестьдесят сантиметров), молодая, розовощекая, с каштановыми волосами Гендрикье Стоффельс одета в золотую парчовую одежду, подбитую мехом. Весьма скоро он поймет, что Арт уважает его именно за то, что он пишет теперь. Но нельзя не указать на одну из его гравюр этого периода известную под названием «Лист в сто гульденов» или «Христос исцеляющий больных», Спаситель спустился в подземелье, мрачное и сырое, где ютится всякая беднота, бесприютная и обремененная недугами и нуждой. Если в живописи структуры остались неколебимыми в цвете, то движение света изменилось.
Её дергали повестками еще и еще. Саския живет в его душе. Мать Саскии умерла, когда ейбыло 7 лет, отца нестало, когда девочке исполнилось 12. Он расписал стену Большой Галереи для ратуши и снова уехал в Германию. Картина — возвращение к тем празднествам. Она отдалась ему и зачала.
Художник с блеском справился с этой задачей: передал индивидуальность каждого и объединил композицию: Тюльп читает лекцию, а слушатели с профессиональным интересом всматриваются в труп казненного преступника. Начались сцены ревности, попреки памятью Саскии, грубые выходки со стороны старухи. Рембрандт внес в нее кое-какие исправления, что известно нам благодаря рентгеноскопии.
Над чем еще он смеется. На картине Рембрандта — то же устремление вверх, большие вертикальные линии, та же глубина пространства.
Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях. Ему стоило большого труда уладить это дело. Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. Он рисовал безымянные скелеты. После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца. Картина не закончена.
Нужно сказать, что вбогатом собрании гравюр, которые Рембрандт всё время покупал иколлекционировал имелись классические экземпляры эротики— серия «Сладострастие» Агостино Карраччи или «Любовные позы» Маркантонио Раймонди иДжулио Романо иллюстрирующие сонеты Пьетро Аретино. Подговорив свидетелей, он сумел доказать недееспособность Гертье Диркс (она, якобы, повредилась в уме и к тому же ударилась в распутство) и упёк её в «исправительный дом для женщин» Спинхёйс — были в Голландии и такие заведения. Нет. Путь Рембрандта лежал к одиночеству. Она схватила шнур звонка, чтобы вызвать слуг.
Лукреция еще стоит на ногах. Надзор за качеством тканей не для нее. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. Он держит в руке муштабель изображая художника он оказался в фокусе взгляда одного из античных философов, бюсты которых держат в домах, поставив на полку и прислонив к стене.
Затем, решив, что богиня слишком статична, вложил ей в поднятую правую руку символ ее власти — золотой жезл или скипетр. Умершие дети, затем Саския и вот теперь Хендрикье. Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии». Она являлась, с растущим под сердцем ребёнком, свидетельствовать против себя — за то, что «живёт в грехе с художником Рембрандтом». Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Оригинальность этой картины в том, что художник использует метод Рембрандта, развивая его так, как не приходило в голову мастеру: эти параллели, проведенные по краске для создания тканевой канвы, принадлежат собственно Арту де Гельдеру.
Это воплощение конца, который намечает своим дням сам человек. В 1867 году за одну из копий этой гравюры было заплачено 27 тысяч франков. — уделил внимание в основном погоде на дворе. Хотя в Нидерландах официально исповедовали религиозную терпимость и такие выдающиеся деятели, как Вондель, заявили, что отказываются от протестантизма, Рембрандт никогда не давал понять, что изменил вероисповедание, но, вероятно, он становился все более верующим и все менее преданным своей церкви. А что же случилось с Гертье Диркс. Под чьим дыханием. К автору «Ночного дозора» или к тому, чью «Клятву батавов» только что отвергли. Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».
Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни. И будет писать до самого конца. Это не блистательные странности, рождающиеся у мастеров под старость, а творения, в которых утверждается независимость от своего времени.
Стены были украшены барельефами, а в нишах скрывались аллегорические фигуры в доспехах или туниках. Рембрандт знает, что такое труп.
Цветной пуантилизм Жоржа Сера родится более из Вермеера, нежели из Рембрандта. Юнона не выставляет напоказ свои сокровища. Одни пестротой, другие — в поисках нежной плоти делали ее лишь вялой и обрюзгшей». Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм).
По традиции им полагалось обладать и зарубежными произведениями. За пять лет едва ли набралось двадцать картин. Светлые и темные блики задают единый ритм. Он распространял теорию искусства интересовался наукой, сделал более ста восхитительных рисунков-иллюстраций к книге доктора Готфрида Бидлоо «Анатомия человеческого тела», вышедшей в свет в 1685 году. Поцеловав живую модель, он поднимает ее портрет своими крепкими, властными руками, не зная, что для него в эту минуту дороже: жена, подарившая ему себя или картина, которая увековечила этот дар. Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта.
Она носит самые роскошные драгоценности, когда-либо созданные Рембрандтом. Она потеряла более двух метров в ширину и более трех в высоту. Здесь видны особенности обоих стилей. Все счастье, как солнечный свет озарявшее и согревавшее в продолжение восьми лет его трудовую жизнь исчезло вместе с любимой женщиной.
На выручку к художнику явился некто Людиг, доставивший ему еще тысячу флоринов, причем Рембрандт обязался уплатить свой долг картинами. Профиля его не видно, но свет очерчивает округлость щек. Вероятнее всего, работа над картиной была прервана. Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом. Она каменно-недвижна и все же глаза ее блестят, а грудь колышется.
В своей «Большой книге художников», которая выйдет в свет в начале XVIII века, Лересс подтвердит, что глубоко восхищался в то время манерой Рембрандта, «недостатки которого он признал лишь тогда, когда постиг некие незыблемые и неизменные законы искусства». Есть ли свой смысл в событиях чьей-либо жизни. В 1661 году помимо грандиозной «Клятвы батавов» он написал около двадцати произведений. Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом.
Однако Жерар де Лересс пришел с почтением. Тут архивы погружаются в густой туман. Так он был силен.
Со временем нежные серебристые линии потемнели и сейчас портрет предстаёт перед нами в коричнево-чёрных тонах, но, несмотря на это, пожалуй, нигде у Рембрандта Саския, наряженная в лёгкую шляпу для прогулок, не выглядит столь свежей и безмятежной. Пытаясь выйти из затруднений, Рембрандт прибегнул к способу, свойственному всем непрактичным людям, к способу, так метко описанному Крыловым в его басне «Тришкин кафтан».
Эта роль воплощает ясность ума. Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. Сам он уже давно не гляделся в зеркало. И вот теперь Рембрандт больше не увидит ее на пороге, возвращаясь домой. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки.
Все – в его картинах. Узнав об этом, кредиторы художника, рассчитывавшие на дом как на обеспечение его долгов, подали в суд к взысканию его обязательства. Он снова вернулся к своей гравюре «Три креста», созданной в 1653 году.
Рембрандт знает, что такое труп. А над чем. Отрадное было бы зрелище, не будь оружия, бесчестящего любовь. В 1635 – 1640 –х гг.
Речь шла не о том, чтобы юридически закрепить и придать силу ее родству с дочерью. Он проживет там до самой своей смерти — более восьми лет. На все это спадают прозрачные кружева и дрожащие подвески, прикрепленные к вырезу лифа, сияюще-сверкающее покрывало струится на обнаженные плечи, которых почти касаются огромные серьги с самыми большими на свете голландскими жемчужинами, обрамляя лицо под мужской шляпой с большим пером, которое, колыхаясь, клонится к плечу. На этот раз кинжал в ее руке и она собирается пронзить им свое сердце. Но флот перевооружили и на следующий год, поднявшись вверх по Темзе, он разгромил англичан на их собственной территории.
Но дело только осложнилось. Так что это не был брак по расчету. Рембрандт не соблюдал сроков.
На самом деле дух этой картины сродни настроению «Ночного дозора». Сплоченность близких людей подарила ему свободу. Слева и справа на переднем плане два каменных льва в упор смотрят на зрителей. В ней вновь пробуждается нежность к Рембрандту.
Оба дома недалеко отстояли друг от друга. Но Рембрандт не прекратил писать. К вождю более не протягивают ни мечей, ни рук. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона.
Но неуживчивый и сварливый нрав этой женщины делал домашнюю жизнь невыносимой для отца. Тьма и свет, в тесном единении. Его концепция живописи не была похожа ни на чью другую.
В Берлинском гравюрном кабинете хранится графический «Портрет Саскии в соломенной шляпе» (он же «Портрет Саскии-невесты») исполненный карандашом с наконечником из чистого серебра на загрунтованном пергаменте. Так он был силен. Их пути шли параллельно в типично голландских жанрах. Итак, будущий «Пуссен» двадцати четырех лет навестил пятидесятидевятилетнего Рембрандта.
Впрочем, в этом поиске идеи видно, как работала его мысль. Нет. В 1661 году пятидесятипятилетний Рембрандт достиг исключительного творческого уровня. Хендрикье, помогавшей ему больше тринадцати лет, вмешавшейся в 1649 году в конфликт между ним и Гертье, Хендрикье, безоговорочно следовавшей за ним, позировавшей ему обнаженной для «Вирсавии», для купальщицы, подобравшей над водой рубашку и скромной Флоры. Знаменитый дрезденский «Блудный сын» имеющий несомненное портретное сходство сРембрандтом исидящий спиной кзрителю, оборачивается кнам и, весело смеясь, протягивает кубок свином, будто приглашая немедленно разделить его торжество.
Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. Но эротические гравюры Рембрандта не заигрывают с мифологией, подобно работам предшественников, — они, как формулирует Саймон Шама изображают «тяжеловесную неуклюжесть животного акта». Кем он нарядился. Небольшой рисунок, 19, 6 на 18 см. Доходы уменьшились, а расходы росли.
Известно, что он занимал у своих друзей довольно значительные суммы. Черты Юноны никоим образом не отображают ее неистовства, бесконечных ссор с Юпитером. Теплое спокойствие пахнущего воском коричневого дерева и красной толстой шерсти. Заказал ли его автопортрет для своей галереи. Этот уголок известен своим Доолхоф — лабиринтом и парком аттракционов, центром городских развлечений.
Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. Неподалеку находились перегонные аппараты знаменитого винокуренного завода Лукаса Больса. Она ни в чем его не упрекает, хотя и видит, как тают деньги. – сочинил стихи.
Он приблизил к нам живое. Там ватмосфере аскетичной суровости (чтобы несказать жестокости) блудниц ибродяжек перевоспитывали путём нелёгкой работы иограничений веде исвободе. Он стоял на своем. Внешне это выглядело ужасающе, но на самом деле было благодеянием. Многие пытались дать объяснение продаже этой могилы. Была ли то воля Бога или случая. Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность.
Ноэротические гравюры Рембрандта незаигрывают смифологией, подобно работам предшественников, — они, как формулирует Саймон Шама изображают«тяжеловесную неуклюжесть животного акта». После разрыва отношений художника с Гертье Диркс, она стала его близким другом. Эта картина настыке жанровой иисторической живописи сослужит репутации Рембрандта скверную службу: его первые биографы будут опираться втом числе инанеё, живописуя Рембрандта как развратника, кутилу имота, судовольствием игнорируя тот факт, что «Блудный сын» совсем необязательно имел биографическую подоплёку. Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника.
Рембрандт не принял смерть Саскии. Таково отныне было его место в частных собраниях, в ряду имен мастеров. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс.
Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. Она нарастает в постепенном потеплении цвета. Философ отлит из того же металла, нос у него крючком, вид недовольный. После «Клятвы батавов» (1661), «Синдиков цеха суконщиков» (1662) и «Конного портрета Фредерика Рихеля» (1663) творческая сила Рембрандта ослабела. Когда поэт Иеремиас де Деккер нарушил традицию презрительно отзываться о Рембрандте, которой следовал его учитель Вондель и восславил художника, сравнив его с Апеллесом, античным живописцем, единственно достойным написать портрет Александра Великого, тот наверняка порадовался этой поддержке, но, в отличие от писателя, которому было неважно, что он никогда не видел произведений Апеллеса (достаточно того, что о нем говорил Плиний), Рембрандт захотел на него взглянуть.
Она висела в галерее слишком высоко, чтобы шокировать. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669), голландский художник, рисовальщик и офортист. Он наверняка не присутствовал при событии, которое Фредерик Рихель попросил отразить в картине и по поводу которого Вондель — снова он.
Тем не менее, Хендрикье осталась с Рембрандтом. жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными. В 1661 году помимо грандиозной «Клятвы батавов» он написал около двадцати произведений. Тот принял его и написал его портрет. Она создана для такого приближения, которое не мешает живописи светлых пятен.
Вот и все. Но именно здесь он разовьет свою творческую мысль в абсолютно новых произведениях. Тень более не будет разграничивать формы. 30 октября 1654 года в церкви Аудекерк была крещена их дочь, названная Корнелией в честь матери Рембрандта (то же имя носили две умершие во младенчестве дочери Рембрандта от покойной жены Саскии). Для любого другого, кроме него, эта схема совершенно непонятна. Правда, в основном это были пожилые люди, которым в молодости расхваливали Рембрандта.
Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе. Там в атмосфере аскетичной суровости (чтобы не сказать жестокости) блудниц и бродяжек перевоспитывали путём нелёгкой работы и ограничений в еде и свободе. Догма, вопрошающая свободомыслие. Такова отличительная черта этого художника: он хочет, чтобы его картина была настолько же таинственна, насколько реальна. То, что он написал себя в образе святого Павла, то есть человека действия и мыслителя, будь то даже в насмешку, как когда он изобразил себя Самсоном, доказывает, что он ощущал себя актером, примеряющим разные роли. Никакой боли в лице. К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство).
Гендрикье не упрекает Рембрандта в расточительности. Великий труженик был объявлен несостоятельным должником. Подговорив свидетелей, онсумел доказать недееспособность Гертье Диркс (она, якобы, повредилась вуме иктомуже ударилась враспутство) иупёк её в«исправительный дом для женщин» Спинхёйс— были вГолландии итакие заведения. Он подумал, что в этом жанре не стоит вводить новшеств. Произведение красиво, но Рембрандт решил его переделать. Он не занимает высокого положения в городе.
Краска и бумага уже не иллюстрировали, а сопровождали слова Евангелия: «И сделалась тьма по всей земле». Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу. В таких условиях уже то, что он вступил в пределы античного Гуманизма, яростно оберегаемые теоретиками и литераторами, нельзя истолковывать как самомнение невежды, отважившегося нарушить границу заповедных владений.
Чтобы уплатить один долг, он делает другой. Сам Рембрандт в своем «Ослеплении Самсона» использовал свет и тень, чтобы углубить произведение. Новая подруга его жизни Хендрикье Стоффельс и его сын Титус основали в помощь художнику компанию по торговле картинами и антиквариатом.
Как известно, редкая и ценная гравюра «Мост Сикса» явилась следствием шутливого пари за обедом у Яна Сикса, на его загородной вилле. Они окружают его, восхищенные, без единого упрека. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Присутствующие встречают удивлением все, что появляется на мольберте. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Гость восторгался Гольбейном, Рубенсом, Ван Дейком, Лукой Лейденским и Рембрандтом. Поведение современных политических деятелей позволяет нам понять их.
Компания будет представлять его интересы. Готовые рисунки так и вылетали из-под руки Рембрандта. Все это папистская рухлядь. Рембрандт не приносил их в жертву намеренно. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны.
Перед извивающейся лентой кортежа он изобразил всадника на коне — Рихеля в золотистом камзоле и шляпе с белым пером, с пистолетами и шпагой на боку, с роскошным расшитым плащом, сложенным на седле. Можно ли различить в них прямую связь, как в развитии чьего-либо творчества. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. В 1660 году кортеж, провозивший дитя Нассау и Стюарт сквозь праздничную толпу, олицетворял редкий момент мирного сосуществования Соединенных провинций и Англии. Кроме того, чтобы расплатиться с торговцем, Рембрандт напишет его портрет. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века.
Удар был тяжел. Он так и сделал. Уже в 1647 году Рембрандт не мог вовремя внести срочный платеж за дом. Рембрандт больше не хотел иметь ничего общего с их педантизмом.
Она — мощь в чистом, бесстрастном виде. «Большой пейзаж с развалинами на горе» (Кассельская галерея) – уже прямо плод богатой фантазии художника здесь красные черепичные крыши фермы и ветряная мельница, встречающиеся на каждом шагу в окрестностях Амстердама, виднеются рядом с остатками дорического храма и итальянской гондолой. Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки.
Настоле таверны— жареный павлин, символ безудержной роскоши, анаколенях библейского персонажа (небудем забывать: это всёже нехудожник, аблудный сын ичто сним произойдёт дальше, Рембрандт напишет потом)— блудница слицом Саскии. Его живопись — ткань, являющая свою непрерывность. Рембрандт написал рыже-коричневую осень в лесу, вереницу карет на дороге. Прекрасно видно, что украшение, поддерживающее мантию, всего лишь намечено с левой стороны. Его присутствие в галерее святых нельзя расценивать как знак приверженности к католицизму. Одежда в некоторых местах написана стремительными мазками, тона достигают светоносной насыщенности, удивительно теплой по колориту и в то же время не самодовлеющей, что только усиливает эмоциональность сцены.
Точнее, его живопись уже не силилась создать портрет. Необразованный Рембрандт. После «Юноны» — «Лукреция».
Бургомистры устроили на Площади Дам парад экипажей. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. Пылкость более не выражена ритмом напряженных жестов, сплетающихся в клубок. Суконщики заказали свой портрет в 1662 году.
В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус.