Дрезденская картинная галерея Ханс Хольбейн (Гольбейн) Младший (1497/98—1543). Хольбейн Ханс Младший, Гольбейн (Holbein), немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Презентация для школьников на тему Ханс Хольбейн Младший по мировой художественной культуре (МХК).
И грехам я заявлю — не ваш, ноК свету строю я упорно мост. К 1519 году Гольбейн возвратился в Базель, где провел следующие семь лет жизни. К концу 1515 года братья оказались в Швейцарии, в городе Базеле. Из этой серии работ до нас дошли также станковый и миниатюрный портреты Анны Клевской (оба 1539, первый в Лувре, второй в Лондоне, музей Виктории и Альберта).
Великой крестьянской войной под предводительством Томаса Мюнцера, разгоревшейся в середине 1520-х годов, были навеяны рисунки (а позднее гравюры по ним), красноречиво названные «Плясками смерти». Хольбейн создал четыре живописных портрета Эразма (1523, Лонгфорд Кастл, собрание Рэднор два очень близких между собой — луврский и базельский, 1523—1524 и еще один базельский, 153I—1532) наиболее известен из них парижский, где дано профильное изображение ученого, поглощенного своим трудом. Это пример типичного монументального стиля Гольбейна.
Гольбейну пришлось искать новых заказчиков. В 1528 он вернулся в Базель, а с 1530 окончательно поселился в Лондоне. В изображении Генриха VIII (1536, Мадрид, собрание Тиссен-Борнемиса) и Королевы Джейн Сеймур (1536, Гаага, Королевский кабинет картин) король и его третья жена были представлены скорее как великолепные фигуры, нежели как люди из плоти и крови. В 1532 году, когда Генрих VIII предпринял религиозную реформу избавлявшую местную церковь от опеки папы римского, Мор, будучи убежденным католиком, отказался дать присягу королю как «верховному главе» англиканской церкви.
Справа от фигуры Богородицы коленопреклоненными изображены первая и вторая жены Мейера (первая жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна. Данный тип алтарного образа известен в Германии как «Мадонна с покровом». Здесь он познакомился со знаменитым Эразмом Роттердамским. В этот период были созданы выдающиеся портреты современников – представителей эпохи Возрождения: немецкого купца Г. Гисце (1532, Картинная галерея, Берлин-Далем), французского посла Ш. Моретта (около 1534-35, Картинная галерея, Дрезден), английской королевы Джейн Сеймур (1536-37, Музей истории искусств, Вена) выполнены росписи Стального двора в Лондоне (1541-43, не сохранились) и др.
Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». Одним из примеров тому – «Тайная вечеря», ок. С сыновьями Амброзиусом (1494-1519) и Гансом он делает росписи в Люцерне. Сохранились лишь небольшие фрагменты настенных росписей. Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты.
Среди иллюстраций были титульные листы книг, виньетки и пр. Больно матерьяльное нам важно. Однако, Гольбейн чувствовал себя в Базеле по-прежнему неуютно.
В то время было модно расписывать не только внутренние, но и внешние стены домов. Глаза недоверчиво прищурены, но он пристально ни в кого не вглядывается. Учился у своего отца – Ханса Хольбейна Старшего. Он был вынужден жить в своем поместье неподалеку от Базеля.
Картины его – это гордость города. Впоследствии, Гольбейн предпочитал помещать героев своих портретов на нейтральном фоне.
К 1530-м годам относится поздняя религиозная картина Гольбейна «Аллегория Ветхого и Нового Завета», символически связывающая две части Библии. В 1532 году он (на этот раз уже навсегда) уехал в Лондон, оставив в Швейцарии жену и детей. Портрет Генриха VIII в свадебном наряде (1539–1540, Рим, Национальная галерея) выглядит почти как икона. А вскоре Хольбейн пишет произведение совсем иной тональности, в котором ни тени жесткого реализма, а напротив – светлая умиленность, даже чуть-чуть слащавый идеализм: «Мадонну бургомистра Мейера». Работая в Базеле (1515-26), создавал картины на религиозные темы (Мёртвый Христос, 1521, Публичное художественное собрание, Базель), многочисленные портреты бюргеров и гуманистов, в которых подчёркивал внутренне достоинство и сдержанную духовную силу моделей (Эразм Роттердамский, 1523, Лувр), расписывал наружные стены общественных зданий (не сохранилось), выполнял портретные рисунки иллюстрации (к Похвале глупости Эразма Роттердамского.
Пожалуй, Ханс Хольбейн Младший был наиболее европейски образованным (помимо того, что наиболее талантливым) немецким художником своего времени. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. В начале XVI века Аугсбург являлся крупнейшим торговым и финансовым европейским центром. Об этом свидетельствуют его работы. У Ханса Хольбейна Старшего было двое сыновей и оба тоже стали художниками.
В 11 лет ее выдали за Франческа Сфорца, герцога Миланского, скончавшегося в 1535 году. Веру потерять, на ту картинуГлядя можно, классик утверждал.
В немилость попали и многие другие (еще недавно влиятельные) люди, покровительствующие Гольбейну во время его первого лондонского визита. Слева, на картине художника изображен заказчик картины, Якоб Мейер, со своими сыновьями. 1515) в серии рисунков Образы смерти (1524-26 известна под названием Пляска смерти) в аллегорической форме отобразил события Великой крестьянской войны. Во второй базельский период (1528-32) работал преимущественно в жанре иллюстраций. То была копия именно «Мертвого Христа».
В эти годы Хольбейн главным образом портретист согласно старинной биографии, «он писал исключительно портреты Мора и его семейства, архиепископа Кентербер-рийского, астронома Кратцера, Гольсельва и др». На принцип раздора между учеными (гимны Мартина Лютера) и католическим духовенством указывает лютня с лопнувшей струной. С 1515 по 1526 год Хольбейн работал в Швейцарии, в Базеле, где вместе с братом Амброзиусом делал гравюры для книгопечатен, в частности проиллюстрировал знаменитую «Похвалу глупости» Эразма Роттердамского, с которым близко сошелся лично. После своего переезда в Англию в 1532 году художник крайне редко работал в иных жанрах.
Вера очень тонкое понятье —Лучевое устремленье вверх. Властное тяжелое лицо монарха абсолютно спокойно. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том.
Творческий путь художника начался в Базеле, где в 1515-1526 Гольбейн создал множество портретов, в которых подчеркивал внутреннее достоинство и сдержанную духовную силу людей (портрет Эразма Роттердамского, 1523, Лувр, Париж), потрясающую смелостью композиционного решения и силой эмоционального воздействия картину Мертвый Христос (1521, Публичное художественное собрание, Базель) иллюстрации (к Похвале глупости Эразма Роттердамского, рисунок пером, 1515), серию рисунков Образы смерти (известна под названием Пляска смерти, 1524-1526, гравированы на дереве Г. Лютцельбургером и изданы в 1538), в которой в аллегорической и гротескной форме отобразил события Крестьянской войны в Германии. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама. Я этого и ждал. В частности, это принадлежащий послу замок Полиси (неподалеку от Труа), первое «место жительства» картины Гольбейна. Надписи на глобусе — тоже один из способов характеристики одного из героев полотна.
Тяжелая желто-зеленая занавесь с золотой бахромой и красным шнуром служит фоном портрета. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. Годом раньше, окончательно перебравшись в Англию, он не обнаружил прежних друзей и покровителей.
Однако нам, пожалуй, больше скажет ссылка на роман Достоевского «Идиот» помните, в мрачном доме Парфена Рогожина хозяин показывает князю Мышкину копию картины, которая буквально сводит с ума – так велика её колдовская сила. Гольбейн представил в картине образ двойного зрения. Хольбейн словно намеренно демонстрирует всю искусность своего живописного дарования.
Этот портрет считается одной из вершин в творчестве Гольбейна. Его работу в середине 1530-х годов прекрасно характеризуют два портрета. Английский король Генрих VIII (1491-1547 гг. ), был весьма противоречивой фигурой.
Ганс Гольбейн впитывал новую эстетику и сумел органично выразить идеалы Возрождения. В 1521 году, неизвестно, по заказу или собственной прихоти, Хольбейн написал картину «Мертвый Христос», про которую исследователь справедливо пишет, что она «отмечена строгой объективностью подхода в трактовке религиозной темы». «В первые годы своего второго английского периода (1532-1543) Хольбейн главным образом пишет немецкое купечество, живущее в Лондоне, – свидетельствует исследователь. Он начинал учиться в Аугсбурге, работал в Базеле.
Они отмечают географические точки имеющие особое значение для Дентевиля. Через год-полтора мастер портретирует еще одного французского посла, создав знаменитый «Портрет Шарля де Солье, графа Моретта» (ок. Среди них был и Томас Кромвель, главный советник Генриха VIII.
У живописцев покровителями были состоятельные семьи. Одежда с широкими ватными плечами усиливает впечатление мужской силы исходящей от короля. До нас дошло несколько гольбейновских портретов Генриха VIII, королевы Джейн Сеймур, Эдуарда VI, герцога Норфолка и т. д. По поручению короля Гольбейн два раза ездил на континент, дабы писать портреты принцесс, которыми Генриха VIII интересовался с матримониальной целью. Человек, греша, опровергаетСвет ученья — и способен петь. Мастерская Ганса стала семейной.
Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции. Среди художников Северного Возрождения (будь то Дюрер, Кранах Старший, Альтдорфер или Грюневальд) Гольбейн менее всего «национален». Отношения с королем после этого оказались испорченными. Кроме угольной пыли, Гольбейн прибегал к помощи переводной бумаги, предшественницы современной копировальной бумаги. 1534—1535, Дрезден, Картинная галерея). На нем надето множество украшений, в том числе несколько крупных колец и пара ожерелий. В 1536 стал придворным живописцем короля Генриха VIII. Обнаженное тело Спасителя представлено в саркофаге с убранной передней стенкой.
Позже Ганс Гольбейн Младший с братом Амброзиусом Гольбейном переселился в Базель (Швейцария), где братья два года работали в мастерской Х. Хербстера. В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины. Узорчатые парадные одеяния из роскошных разноцветных тканей, драгоценные камни и золотые цепи, меха, перья и кружева, детально проработанные художником, обогащают главное свойство этих работ — точную, объективную характеристику модели. А вскоре Хольбейн пишет произведение совсем иной тональности, в котором ни тени жесткого реализма, а напротив – светлая умиленность, даже чуть-чуть слащавый идеализм: «Мадонну бургомистра Мейера».
Сохранился портрет в полный рост Кристины Датской, герцогини Миланской (1538, Лондон, Национальная галерея). В 1516 г. он написал знаменитую «Утопию», представив в ней идеальное (по своему мнению) устройство общества. В Англии мастер занимался оформлением придворных праздников, работал по заказам церкви. Великой крестьянской войной под предводительством Томаса Мюнцера, разгоревшейся в середине 1520-х годов, были навеяны рисунки (а позднее гравюры по ним), красноречиво названные «Плясками смерти». В Лондоне он явился в дом великого утописта Томаса Мора, вручил ему рекомендательное письмо от Эразма Роттердамского – и начался первый (двухлетний) английский период жизни и творчества Хольбейна. Собственно портретная задача решена здесь с блеском.
В эти годы Хольбейн главным образом портретист согласно старинной биографии, «он писал исключительно портреты Мора и его семейства, архиепископа Кентербер-рийского, астронома Кратцера, Гольсельва и др». Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют приверженность мастера к однотонному фону, который «оживлен» лишь надписью, сообщающей возраст героя или героини картины. Или — заглянув в её пучинуОбрести. Затем он побывал и во Франции, где познакомился с работой портретиста Жана Клуэ. Помимо работы портретистом, Хольбейн создавал эскизы придворных облачений монарха.
Затем он побывал и во Франции, где познакомился с работой портретиста Жана Клуэ. Мор, серебряный карандаш, уголь, сангина, 1527, Виндзорский замок) портреты. 150 портретов. Неоднократно он пишет Генриха VIII, его жен, знатных людей королевского окружения. Известно, как был поражен Достоевский этим изображением, сказав: «От такой картины вера может пропасть».
Из его завещания следует, что в Лондоне у него родились два внебрачных ребенка. Выраженное с его помощью противопоставление ясности научного знания, устойчивости комфорта бытия – смерти, обессмысливающей существование человека (единственной реальности видимого мира и одновременно нависающей над всем изображенным) оказалось очень близко мироощущению человека XX века. За время его отсутствия религиозные страсти лишь усилились. С 1515 по 1526 год Хольбейн работал в Швейцарии, в Базеле, где вместе с братом Амброзиусом делал гравюры для книгопечатен, в частности проиллюстрировал знаменитую «Похвалу глупости» Эразма Роттердамского, с которым близко сошелся лично.
В Портрете Томаса Мора (1527, Нью-Йорк, собрание Фрик) знаменитый гуманист облачен в роскошные одежды канцлера, в его прямой осанке и чертах лица отражается сила его характера. Великой крестьянской войной под предводительством Томаса Мюнцера, разгоревшейся в середине 1520-х годов, были навеяны рисунки (а позднее гравюры по ним), красноречиво названные «Плясками смерти». Аугсбург на рубеже двух веков был огромным городом. Многочисленные атрибуты торговой конторы (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), были обычными для того времени.
1533-й год (время создания картины) – новая веха в творческой судьбе Гольбейна. Уже в этой ранней работе заметны острота глаза и твердость руки, которые не изменят художнику до конца его жизни. Оба стоят по краям почти квадратной по формату картины. В 1521 году, неизвестно, по заказу или собственной прихоти, Хольбейн написал картину «Мертвый Христос», про которую исследователь справедливо пишет, что она «отмечена строгой объективностью подхода в трактовке религиозной темы». Во время путешествий по Италии (в 1518) и Южной Франции (в 1524) Гольбейн значительно расширил свой кругозор. На лице нет намека на улыбку.
Возраст Дентевиля указан латинскими буквами (то есть «его 29-е лето»), выгравированными на золотых ножнах кинжала. У Ханса Хольбейна Старшего было двое сыновей и оба тоже стали художниками. Меняется круг его моделей, особенно после того, как он стал придворным художником. Одновременно он их объединяет через Богоматерь. Жёстко размыкается объятьеЯви — значит, верит человек.
Украшения, шитье и пуговицы на костюме Генрих VIII выполнены из золота, а фон написан драгоценным, по тем временам, синим пигментом (ультрамарином). Первая жена (к тому времени уже скончавшаяся, как и сыновья бургомистра) была включена в композицию по просьбе самого заказчика.
К числу знаменитых творений художника, выполненных в этом жанре, относится серия «Пляски Смерти», включающая в себя 41 гравюру. Хольбейн, как мало кто из его современников, чувствовал масштаб происходивших событий и, возможно, принимал в них более активное участие, чем позволяют судить о том сохранившиеся документы. В изображениях присутствуют и жанровые сцены и охота. Пожалуй, Ханс Хольбейн Младший был наиболее европейски образованным (помимо того, что наиболее талантливым) немецким художником своего времени. Гольбейн (Holbein) (родился около 1497-1498 – умер 1543), немецкий художник и график эпохи Возрождения. Амброзиус отличался выдающимися художественными способностями, но умер молодым (последние упоминания о нем относятся к 1519 году). Отец будущего художника имел основания гордиться своими детьми.
Его работу в середине 1530-х годов прекрасно характеризуют два портрета. Зритель воспринимает прежде всего давящую тесноту пространства. Это было 12 марта 1538 года. Точная дата смерти художника и место его захоронения остались неизвестными.
Больше о частной жизни художника почти ничего не известно. Еще одна надпись представляет девиз Гисце с его собственноручной подписью: «Нет радости без горя», который подтверждает и несколько напряженное выражение его лица. Величие короля передается позой.
Самой знаменитой настенной росписью художника была фреска в лондонском дворце Уайтхолл с изображением короля Генриха VIII и его семьи. Как правило, на них изображали близких людей. Но ей было суждено погибнуть при пожаре в 1698 году. В конечном варианте, они туго перехвачены лентой. Между послами располагается открытый лютеранский псалтырь как символ религиозных знаний. Удивителен Томас Мор в исполнении Хольбейна (1527 год) – истовый фанатик и государственный муж, вольнодумец и мечтатель, при этом добрейший человек, отец семейства, рачительный хозяин дома, открытого для друзей, в число которых Ханс Хольбейн был зачислен быстро и навсегда. Кто-то был в опале, кто-то – в тюрьме, многие – казнены.
На нескольких подготовительных рисунках Гольбейна сохранились надписи, относящиеся преимущественно к костюму: «белый атлас», «лиловый бархат» и т. д. Эти надписи служили подспорьем художнику, когда его герои (среди которых было много занятых людей) не находили времени позировать подолгу. В Англии такие алтарные образы называли «Мадонна-Вестница» или «Мадонна Сострадающая». Слова «математика» у древних греков не было, а живопись была только ремеслом.
У Ханса Хольбейна Старшего было двое сыновей и оба тоже стали художниками. Со временем, манера художника претерпела эволюцию. Об этом же говорит и распятие в верхнем левом углу и медальон Жана де Дентевиля.
Затем он побывал и во Франции, где познакомился с работой портретиста Жана Клуэ. «В первые годы своего второго английского периода (1532-1543) Хольбейн главным образом пишет немецкое купечество, живущее в Лондоне, – свидетельствует исследователь. В эти годы Хольбейн главным образом портретист согласно старинной биографии, «он писал исключительно портреты Мора и его семейства, архиепископа Кентербер-рийского, астронома Кратцера, Гольсельва и др». В нижней части картины на полу в центре изображен череп в длинной искаженной форме. Двойной портрет «Послы» кисти Гольбейна по праву считается выдающимся шедевром эпохи Возрождения. Почти сразу же после рождения сына, будущего короля Эдуарда VI, скончалась Джейн Сеймур (третья жена Генриха VIII).
По всей вероятности, ко времени завершения полотна, девушка уже была помолвлена. В старинном баварском Аугсбурге, где родился Ганс Гольбейн (отец), он держал мастерскую и входил в цех ремесленников, так как живопись искусством в те времена не считалась. Как и его отец, создавал витражи и писал портреты. Сохранилось около дюжины религиозных полотен Гольбейна.
Будучи по происхождению немцем, он прожил большую часть жизни в Швейцарии и Англии. 1524-25 гг., почти повторяющая композицию одноименной картины Леонардо да Винчи. Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы. О Сигизмунде и Михаиле Хольбейнах известны только их имена – ни сведений достоверных, ни тем более картин не сохранилось.
«То, что дает Гольбейн, писал Вельфлин, есть совершеннейшее искусство бытия из которого удалены все элементы простой видимости». Нищий под игрой дождливой мокнет —Душу не даёт грехам изгрызть. В Портрете Георга Гисце (1532, Берлин – Далем) художник прекрасно передал фактуру каждого из предметов, призванных дать дополнительные сведения о личности заказчика. «В первые годы своего второго английского периода (1532-1543) Хольбейн главным образом пишет немецкое купечество, живущее в Лондоне, – свидетельствует исследователь. Гольбейн проиллюстрировал Новый завет – гравюра «Звезда, падающая в бездну» является примером этой работы.
О Сигизмунде и Михаиле Хольбейнах известны только их имена – ни сведений достоверных, ни тем более картин не сохранилось. Ряд исследователей жизни Гольбейна полагают, что в «люцернские годы» художник мог совершить путешествие через Альпы в Северную Италию, аргументируя это предположение очевидным влиянием на его творчество итальянской живописи эпохи Возрождения. Якоб Мейер благоговейно смотрит на Богородицу и Младенца, но лицо его при этом печально.
Сначала приглашают его самого поработать в Ульме, затем во Франкфурте-на-Майне. Ганс Гольбейн Младший вошел в историю живописи как один из крупнейших мастеров портрета. К этому времени относятся его портреты графа Моретта (Дрезден). В 1529-32 годах Мор был канцлером Англии. Об изображенном на переднем плане черепе в XX веке написано немало. Вскоре, король занялся поисками новой невесты.
В годы религиозных войн, художник переехал в Англию, где длительное время был портретистом при дворе короля Генриха VIII. Дату рождения Ганса Гольбейна Младшего относят к 1497 г. (записей, подтверждающих ее не сохранилось). Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама. Среди портретов Хольбейна, представляющих фигуру модели в полный рост, — самый эффектный и выразительный — двойной «Портрет французских послов в Англии Жана де Дентвилля и Жоржа де Сельва» (1533, Лондон, Национальная галерея). Меняется круг его моделей, особенно после того, как он стал придворным художником. В руках Моретт сжимает золоченый кинжал и этот точно найденный выразительный жест нарушает строгую статику фронтально изображенной фигуры, концентрирует в себе готовность к действию. Хоронить в себе герой не можетСтрах и честолюбье и корысть.
Герои полотна, глядящие прямо на зрителя изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть их образ жизни и сферу интеллектуальных интересов. Справа изображены жены Мейера. Мёртвого Христа изображаетПласт картины — страшно ли глядеть.
Остановившееся время на картине открывает точную дату ее написания. Так художник превращает прямой, простецкий взгляд на жизнь в фантасмагорическое видение. Мёртвый тяжело лежит Христос. Дела процветали, заказов хватало и ему самому и брату Зигмунду и помощнику Леонарду.
Ханс Хольбейн Старший прославился в свое время росписями алтарей во многих соборах немецких городов. Удивителен Томас Мор в исполнении Хольбейна (1527 год) – истовый фанатик и государственный муж, вольнодумец и мечтатель, при этом добрейший человек, отец семейства, рачительный хозяин дома, открытого для друзей, в число которых Ханс Хольбейн был зачислен быстро и навсегда.
Но, были у художника и женские портреты – например, «Леди с белкой и скворцом». К 1533 году он решил эту задачу, став живописцем в «обновленном» кругу высокопоставленных особ. Умер Гольбейн от чумы в Лондоне в 1543. В Лондоне он явился в дом великого утописта Томаса Мора, вручил ему рекомендательное письмо от Эразма Роттердамского – и начался первый (двухлетний) английский период жизни и творчества Хольбейна. Но, в Англии к этому времени произошли серьезные перемены. Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии.
На них изображали декоративные узоры или аллегорические сцены. Король Генрих VIII развелся с Екатериной Арагонской и осуществил религиозную реформу (поводом к ней стало то, что папа римский отказался подтвердить развод), сделав себя главой новой англиканской церкви. «Утопия» в короткое время обрела общеевропейскую известность, выдержав множество изданий (в том числе базельское 1518 года с иллюстрациями Амброзиуса Гольбейна).
Он работал над украшением нового королевского дворца Уайтхолл. Его красивые черты не обезобразили ни морщины, ни излишняя полнота. По просьбе последнего он иллюстрировал его работу — «Похвала глупости» издания 1514 г. 82-мя рисунками. Его слава стала распространяться по всей Южной Германии.
С другой стороны, это не противоречило существовавшей традиции — «период странствий» считался необходимым условием становления для любого молодого художника. Тем более неожиданной и смелой кажется известная картина «Мертвый Христос» (1521—1522, Базель, Художественный музей). Генрих VIII (копия) изображен в полный рост без меча, короны и скипетра. Портрет относится к ряду работ, выполненных Гольбейном для купцов лондонского «Стального двора» — местного отделения Ганзы, политического и торгового союза немецких городов, основанного еще в XIII веке. В Лондоне он явился в дом великого утописта Томаса Мора, вручил ему рекомендательное письмо от Эразма Роттердамского – и начался первый (двухлетний) английский период жизни и творчества Хольбейна.
Так повелось с античных времен, когда к искусству причисляли арифметику. Однако нам, пожалуй, больше скажет ссылка на роман Достоевского «Идиот» помните, в мрачном доме Парфена Рогожина хозяин показывает князю Мышкину копию картины, которая буквально сводит с ума – так велика её колдовская сила. В 1521 году бургомистра не только сместили с поста, но и изгнали из города.
Но, художнику довольно быстро удалось найти себе новых покровителей. Такой подход к восприятию шедевра Гольбейна делает картину аллегорией «суеты сует». Золотую цепь (изображенную портрете сусальным золотом) Мор, вероятно, начал носить в 1517 году, когда стал членом Королевского совета или, чуть позже, в 1521 году, когда был посвящен в рыцари. Спустя всего лишь неделю, 18 марта, Гольбейн представил королю ее законченный портрет.
Искусно написанное лицо Мора демонстрирует выдающееся мастерство Гольбейна в изображении мельчайших деталей (вплоть до морщин в уголках глаз и пробивающейся на щеках щетины). Гольбейн специально искажает фигуру Генриха VIII, чтобы сделать его более внушительным. Это большая работа, которая ведется как внутри здания, так и снаружи. За годы, проведенные в Англии, он создал ок. Это – единственный сохранившийся портрет короля, выполненный Гольбейном.
Фактура разнообразных материалов передана с необычайной достоверностью. Неоднократно он пишет Генриха VIII, его жен, знатных людей королевского окружения. За это время он лишь однажды (в 1524 году) совершил поездку во Францию. Полагают, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно «перегрузил» пространство картины различными предметами, для демонстрации своего мастерства.
Удивителен Томас Мор в исполнении Хольбейна (1527 год) – истовый фанатик и государственный муж, вольнодумец и мечтатель, при этом добрейший человек, отец семейства, рачительный хозяин дома, открытого для друзей, в число которых Ханс Хольбейн был зачислен быстро и навсегда. В XVI веке купцы этого города были одними из самых состоятельных в Европе. Как правило, ему позировали мужчины – примерами этого рода работ являются «Портрет Боса ван Стенвийка», 1541 г. и «Портрет лорда Кромвеля». Затем в глаза бросаются следы ужасных смертных мук, видимые признаки тления плоти.
Он пишет несколько портретов самого Генриха (особенно поразителен рисунок: король с лицом мясника, мутными гнилыми глазами и реденькой бородкой, – соединение чванливости, грубой силы и грубого, но большого ума). С помощью рентгеновских исследований удалось обнаружить несколько изменений в работе. Двумя годами позже он отправился, по рекомендации Эразма, в Англию к Томасу Мору. Спустя ровно 400 лет, в 1935 году, католическая церковь причислила его к лику святых.
– Вероятно, применяясь к заказчику, он вырабатывает теперь новые приемы в портретной живописи: уделяет несравненно большее место пространству интерьеру и вещевому материалу, характеризующему занятие модели. » Вообще надо сказать, что еще одним из многих умений Хольбейна было умение применяться к обстоятельствам, каковы бы они ни были. Именно он, как ни странно, сделал шедевр Гольбейна столь популярным в новейшее время. Рядом с Мейером представлены его сыновья. То была копия именно «Мертвого Христа». В 1535 году он был обезглавлен. Когда в 1538 году Гольбейн ненадолго посетил Базель, он был одет (по свидетельству мемуаристов) «в шелка и бархат». Особенно интересен в этом плане «Портрет Георга Гиссе» (1532, Берлин, Государственные музеи).
Так произошло, например, при создании портрета Христины Датской. На этот раз перед нами поясное изображение. Именно здесь, в течение трех часов она позировала Гольбейну.
Стеклянная ваза и скатерть на столе отражают интерес Гисце к дорогим и изящным вещам. Он формирует символистический ряд этого произведения, оказываясь (при детальном рассмотрении) сильно искаженным в перспективе человеческим черепом. Природа наделила его способностями к языкам, наукам и музыке. Фронтально развернутые плечи королевской особы, положение его рук, украшенных перстнями, массивная цепь, величественная осанка сразу показывают, что перед зрителем незаурядная сильная личность.
Его работу в середине 1530-х годов прекрасно характеризуют два портрета. Вероятно, симметрия не устроила художника и он, разрушив ее, заметно оживил произведение. Задержка была вызвана тем, что заказчик работы, швейцарский книгоиздатель, разорился.
Пожалуй, Ханс Хольбейн Младший был наиболее европейски образованным (помимо того, что наиболее талантливым) немецким художником своего времени. Это было время, когда средневековая готика уступала место свежему взгляду на мир. Члены его семьи (отец, Ганс Гольбейн Старший, дядя Зигмунд и старший брат Амброзиус) также были художниками. Томас Мор (1478 — 1535) – юрист, ученый, государственный деятель. В эти годы Хольбейн создал меткие по психологическим и социальным характеристикам живописные (Астроном Николас Кратцер, 1528, Лувр) и графический (Т.
С 1515 по 1526 год Хольбейн работал в Швейцарии, в Базеле, где вместе с братом Амброзиусом делал гравюры для книгопечатен, в частности проиллюстрировал знаменитую «Похвалу глупости» Эразма Роттердамского, с которым близко сошелся лично. Картина художника «Послы» стала одним из свидетельств этого.