Ганс Гольбейн (Младший) (нем. Hans Holbein der Jngere 1497, Аугсбург— 1543, Лондон)— живописец, один из величайших немецких художников. Hans Holbein der Jungere 1497, Аугсбург — 1543, Лондон) — живописец, один из величайших немецких художников.
В 1532 году, когда Генрих VIII предпринял религиозную реформу избавлявшую местную церковь от опеки папы римского, Мор, будучи убежденным католиком, отказался дать присягу королю как «верховному главе» англиканской церкви. Украшения, шитье и пуговицы на костюме Генрих VIII выполнены из золота, а фон написан драгоценным, по тем временам, синим пигментом (ультрамарином). Больше о частной жизни художника почти ничего не известно. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. В 1516 г. он написал знаменитую «Утопию», представив в ней идеальное (по своему мнению) устройство общества.
Первая жена (к тому времени уже скончавшаяся, как и сыновья бургомистра) была включена в композицию по просьбе самого заказчика. Одним из примеров тому – «Тайная вечеря», ок. Он был вынужден жить в своем поместье неподалеку от Базеля. Из этой серии работ до нас дошли также станковый и миниатюрный портреты Анны Клевской (оба 1539, первый в Лувре, второй в Лондоне, музей Виктории и Альберта). К числу знаменитых творений художника, выполненных в этом жанре, относится серия «Пляски Смерти», включающая в себя 41 гравюру.
К концу 1515 года братья оказались в Швейцарии, в городе Базеле. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. 1524-25 гг., почти повторяющая композицию одноименной картины Леонардо да Винчи. Но, в Англии к этому времени произошли серьезные перемены.
Об изображенном на переднем плане черепе в XX веке написано немало. Гольбейну пришлось искать новых заказчиков. Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты. Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции. Ганс Гольбейн Младший вошел в историю живописи как один из крупнейших мастеров портрета.
Когда в 1538 году Гольбейн ненадолго посетил Базель, он был одет (по свидетельству мемуаристов) «в шелка и бархат». Среди них был и Томас Кромвель, главный советник Генриха VIII. В Портрете Томаса Мора (1527, Нью-Йорк, собрание Фрик) знаменитый гуманист облачен в роскошные одежды канцлера, в его прямой осанке и чертах лица отражается сила его характера. Гольбейн представил в картине образ двойного зрения. Это – единственный сохранившийся портрет короля, выполненный Гольбейном. Данный тип алтарного образа известен в Германии как «Мадонна с покровом».
Еще одна надпись представляет девиз Гисце с его собственноручной подписью: «Нет радости без горя», который подтверждает и несколько напряженное выражение его лица. Он работал над украшением нового королевского дворца Уайтхолл. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама. Впоследствии, Гольбейн предпочитал помещать героев своих портретов на нейтральном фоне. Справа от фигуры Богородицы коленопреклоненными изображены первая и вторая жены Мейера (первая жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна. В годы религиозных войн, художник переехал в Англию, где длительное время был портретистом при дворе короля Генриха VIII. Дату рождения Ганса Гольбейна Младшего относят к 1497 г. (записей, подтверждающих ее не сохранилось).
Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. Амброзиус отличался выдающимися художественными способностями, но умер молодым (последние упоминания о нем относятся к 1519 году). Отец будущего художника имел основания гордиться своими детьми. Он формирует символистический ряд этого произведения, оказываясь (при детальном рассмотрении) сильно искаженным в перспективе человеческим черепом.
Вероятно, симметрия не устроила художника и он, разрушив ее, заметно оживил произведение. Но, художнику довольно быстро удалось найти себе новых покровителей. В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины. По всей вероятности, ко времени завершения полотна, девушка уже была помолвлена. Будучи по происхождению немцем, он прожил большую часть жизни в Швейцарии и Англии.
Справа изображены жены Мейера. Падающая от цилиндрического стержня тень указывает на 11 апреля, а солнечные часы показывают время — 10 часов 30 минут утра. После своего переезда в Англию в 1532 году художник крайне редко работал в иных жанрах. Многочисленные атрибуты торговой конторы (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), были обычными для того времени.
Выраженное с его помощью противопоставление ясности научного знания, устойчивости комфорта бытия – смерти, обессмысливающей существование человека (единственной реальности видимого мира и одновременно нависающей над всем изображенным) оказалось очень близко мироощущению человека XX века. С другой стороны, это не противоречило существовавшей традиции — «период странствий» считался необходимым условием становления для любого молодого художника. Hans Holbein Carl Klaus (EN) читать бесплатно онлайн безусловно стоит, здесь есть и прекрасный воплощенный замысел и награда для истинных ценителей этого жанра. Такой подход к восприятию шедевра Гольбейна делает картину аллегорией «суеты сует». К какому разряду отнести Hans Holbein Carl Klaus (EN) решать Вам. Задержка была вызвана тем, что заказчик работы, швейцарский книгоиздатель, разорился.
Умер Гольбейн от чумы в Лондоне в 1543. Как правило, на них изображали близких людей. Как правило, ему позировали мужчины – примерами этого рода работ являются «Портрет Боса ван Стенвийка», 1541 г. и «Портрет лорда Кромвеля». Но ей было суждено погибнуть при пожаре в 1698 году.
«То, что дает Гольбейн, писал Вельфлин, есть совершеннейшее искусство бытия из которого удалены все элементы простой видимости». В немилость попали и многие другие (еще недавно влиятельные) люди, покровительствующие Гольбейну во время его первого лондонского визита.
Сохранился портрет в полный рост Кристины Датской, герцогини Миланской (1538, Лондон, Национальная галерея). Слева, на картине художника изображен заказчик картины, Якоб Мейер, со своими сыновьями. В 1521 году бургомистра не только сместили с поста, но и изгнали из города. В начале XVI века Аугсбург являлся крупнейшим торговым и финансовым европейским центром. По возвращении своем осенью 1519 г. в Базель, много работал над декорированием внешних фасадов, превращая таким образом скромные частные дома в великолепные дворцы, украшенные колоннами и фигурами.
Он брал лист, покрытый с одной стороны углем и, поместив его между предварительным рисунком и холстом, переводил контур. Они отмечают географические точки имеющие особое значение для Дентевиля. Надписи на глобусе — тоже один из способов характеристики одного из героев полотна.
«Утопия» в короткое время обрела общеевропейскую известность, выдержав множество изданий (в том числе базельское 1518 года с иллюстрациями Амброзиуса Гольбейна). Однако, Гольбейн чувствовал себя в Базеле по-прежнему неуютно. Спустя ровно 400 лет, в 1935 году, католическая церковь причислила его к лику святых.
Об этом свидетельствуют его работы. Томас Мор (1478 — 1535) – юрист, ученый, государственный деятель. Возраст Дентевиля указан латинскими буквами (то есть «его 29-е лето»), выгравированными на золотых ножнах кинжала.
Среди художников Северного Возрождения (будь то Дюрер, Кранах Старший, Альтдорфер или Грюневальд) Гольбейн менее всего «национален». К 1533 году он решил эту задачу, став живописцем в «обновленном» кругу высокопоставленных особ. Гольбейн проиллюстрировал Новый завет – гравюра «Звезда, падающая в бездну» является примером этой работы.
Это было 12 марта 1538 года. В правой стороны представлены адресованные купцу письма, в которых различная транскрипция имени подчеркивает международный характер его торговой деятельности. Полагают, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно «перегрузил» пространство картины различными предметами, для демонстрации своего мастерства.
Якоб Мейер благоговейно смотрит на Богородицу и Младенца, но лицо его при этом печально. Искусно написанное лицо Мора демонстрирует выдающееся мастерство Гольбейна в изображении мельчайших деталей (вплоть до морщин в уголках глаз и пробивающейся на щеках щетины). Двумя годами позже он отправился, по рекомендации Эразма, в Англию к Томасу Мору. Почти сразу же после рождения сына, будущего короля Эдуарда VI, скончалась Джейн Сеймур (третья жена Генриха VIII).
В изображении Генриха VIII (1536, Мадрид, собрание Тиссен-Борнемиса) и Королевы Джейн Сеймур (1536, Гаага, Королевский кабинет картин) король и его третья жена были представлены скорее как великолепные фигуры, нежели как люди из плоти и крови. Но, были у художника и женские портреты – например, «Леди с белкой и скворцом». Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама.
На нескольких подготовительных рисунках Гольбейна сохранились надписи, относящиеся преимущественно к костюму: «белый атлас», «лиловый бархат» и т. д. Эти надписи служили подспорьем художнику, когда его герои (среди которых было много занятых людей) не находили времени позировать подолгу. За годы, проведенные в Англии, он создал ок. В 1516 году Гольбейн Младший выполнил более ответственный заказ, написав парный портрет базельского бургомистра Якоба Мейера и его жены. Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы. Среди иллюстраций были титульные листы книг, виньетки и пр. С помощью рентгеновских исследований удалось обнаружить несколько изменений в работе. К 1519 году Гольбейн возвратился в Базель, где провел следующие семь лет жизни.
Это – один из первых портретов, созданных Гольбейном в 1532 году, после его окончательного переезда в Англию. 1533-й год (время создания картины) – новая веха в творческой судьбе Гольбейна. В Портрете Георга Гисце (1532, Берлин – Далем) художник прекрасно передал фактуру каждого из предметов, призванных дать дополнительные сведения о личности заказчика. ПортретГенриха VIII в свадебном наряде (1539–1540, Рим, Национальная галерея) выглядит почти как икона. Точная дата смерти художника и место его захоронения остались неизвестными. С невероятным волнением воспринимается написанное.
Вскоре, король занялся поисками новой невесты. Со временем, манера художника претерпела эволюцию. Сохранились лишь небольшие фрагменты настенных росписей. Кроме угольной пыли, Гольбейн прибегал к помощи переводной бумаги, предшественницы современной копировальной бумаги. В 1529-32 годах Мор был канцлером Англии.
На них изображали декоративные узоры или аллегорические сцены. Отношения с королем после этого оказались испорченными. Кто-то был в опале, кто-то – в тюрьме, многие – казнены.
В 11 лет ее выдали за Франческа Сфорца, герцога Миланского, скончавшегося в 1535 году. Этот портрет считается одной из вершин в творчестве Гольбейна. За это время он лишь однажды (в 1524 году) совершил поездку во Францию.
Он начинал учиться в Аугсбурге, работал в Базеле. Природа наделила его способностями к языкам, наукам и музыке. В Англии такие алтарные образы называли «Мадонна-Вестница» или «Мадонна Сострадающая». Герои полотна, глядящие прямо на зрителя изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть их образ жизни и сферу интеллектуальных интересов.
Члены его семьи (отец, Ганс Гольбейн Старший, дядя Зигмунд и старший брат Амброзиус) также были художниками. В конечном варианте, они туго перехвачены лентой. В 1526 году, после его кончины, принадлежавшая ему лионская типография отошла к кредиторам.
Рядом с Мейером представлены его сыновья. Именно здесь, в течение трех часов она позировала Гольбейну. Двойной портрет «Послы» кисти Гольбейна по праву считается выдающимся шедевром эпохи Возрождения. Дорогие читатели, есть книги интересные, а есть – очень интересные. В то время было модно расписывать не только внутренние, но и внешние стены домов. В Англии мастер занимался оформлением придворных праздников, работал по заказам церкви. Сохранилось около дюжины религиозных полотен Гольбейна. Остановившееся время на картине открывает точную дату ее написания. В 1532 году он (на этот раз уже навсегда) уехал в Лондон, оставив в Швейцарии жену и детей.
Из его завещания следует, что в Лондоне у него родились два внебрачных ребенка. Ряд исследователей жизни Гольбейна полагают, что в «люцернские годы» художник мог совершить путешествие через Альпы в Северную Италию, аргументируя это предположение очевидным влиянием на его творчество итальянской живописи эпохи Возрождения. Во время путешествий по Италии (в 1518) и Южной Франции (в 1524) Гольбейн значительно расширил свой кругозор. Английский король Генрих VIII (1491-1547 гг. ), был весьма противоречивой фигурой. Тяжелая желто-зеленая занавесь с золотой бахромой и красным шнуром служит фоном портрета.
В 1528 он вернулся в Базель, а с 1530 окончательно поселился в Лондоне. Так произошло, например, при создании портрета Христины Датской. В частности, это принадлежащий послу замок Полиси (неподалеку от Труа), первое «место жительства» картины Гольбейна.
За время его отсутствия религиозные страсти лишь усилились. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Томаса Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и других, а также «Колесо Фортуны». Именно он, как ни странно, сделал шедевр Гольбейна столь популярным в новейшее время.
В 1535 году он был обезглавлен. Стеклянная ваза и скатерть на столе отражают интерес Гисце к дорогим и изящным вещам. – Каждый шаг, каждый нюанс подсказан, но при этом удивляет. 150 портретов. Портрет относится к ряду работ, выполненных Гольбейном для купцов лондонского «Стального двора» — местного отделения Ганзы, политического и торгового союза немецких городов, основанного еще в XIII веке. Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют приверженность мастера к однотонному фону, который «оживлен» лишь надписью, сообщающей возраст героя или героини картины. Множеству предельно реалистично написанных деталей картины противопоставлен странный предмет на переднем плане полотна.
Каждое ювелирное украшение, каждый фрагмент парчи переданы с удивительной четкостью все формы здесь уплощены и сведены к узору. Картина художника «Послы» стала одним из свидетельств этого. В 1536 стал придворным живописцем короля Генриха VIII. Король Генрих VIII развелся с Екатериной Арагонской и осуществил религиозную реформу (поводом к ней стало то, что папа римский отказался подтвердить развод), сделав себя главой новой англиканской церкви.
Спустя всего лишь неделю, 18 марта, Гольбейн представил королю ее законченный портрет. Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». К 1530-м годам относится поздняя религиозная картина Гольбейна «Аллегория Ветхого и Нового Завета», символически связывающая две части Библии.
Золотую цепь (изображенную портрете сусальным золотом) Мор, вероятно, начал носить в 1517 году, когда стал членом Королевского совета или, чуть позже, в 1521 году, когда был посвящен в рыцари.