Франс Хальс (1582-1666) – один из величайших портретистов эпохи золотого века искусства Голландии. В доме, где закончил свой путь Франс Хальс, теперь находится художественная галерея его имени. Хальс родился приблизительно в 1582-1583 годах в семье фламандского ткача Франсуа Франса Хальса ван Мехелена и его второй жены Адриантье. Франс Хальс (ок. 1580-1666). Анонимный биограф этого художника писал о том, что через его мастерскую "прошло немало учеников, включая Франса Хальса известного портретиста из Харлема".
В городе Харлем проживало много богатых и знатных семей и уже в 1611 году Франс Хальс завершает работу над первым своим произведением. Странствующий рыцарь в кальвинистской странеЖизнь Франса Хальса не менее красочна, чем его живопись. Золотой век портретной живописиПортреты Франса Хальса отличаются свободной манерой и живостью письма, - наряду с его бытовыми сценками, они оказали огромное влияние на художников нескольких поколений.
Франс Хальс (нидерл. Художник умер в харлемской богадельне 26 августа 1666 г. Франс Хальс (нидерл. Франс Хальс был основоположник голландского реалистического портрета, чье художественное наследие своей остротой и мощью охвата внутреннего мира человека выходит далеко за рамки национальной голландской культуры.
Художник умер в харлемской богадельне 26 августа 1666 г. Франс Хальс (ок. 1580-1666) родился в Антверпене.
Эти работы стали последними групповыми портретами в жизни Хальса, он работал над ними в возрасте восьмидесяти четырех лет. От портрета регентш веет безнадежностью и тлением. Точка зрения взята снизу, уверенна его поза. В этой работе Хальс создал подчеркнуто-чувственный образ. Испытал большое влияние караваджизма (проявившееся в любви к ярким бытовым типажам, представленным крупно и экспрессивно), но главным выразительным средством стали у него не караваджистские световые контрасты, а сама красочная стихия, живой, динамичный мазок, с годами все более смелый и легкий. Чистая радость бытия часто берет верх в его супружеских портретах (И. Масса с женой – наиболее гармонически-«ренессансное» произведение мастера, ок. В ином эмоциональном ключе решен «Портрет регентш». 1600–1603) у К. ван Мандера в 1610 был принят в местную гильдию художников («гильдию святого Луки»).
Его жена Тентье стала крестной матерью Хармена. Увы, соответствовать этому добропорядочному идеалу Хальсу удавалось далеко не всегда. Они осадили Антверпен и горожане капитулировали. Франс Хальс родился в Антверпене приблизительно в 1582 году.
Домов терпимости, надо сказать имелось в пуританской Голландии более чем достаточно. c 30 апреля по 18 июля 2013 МоскваВыставка одной картины. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Ничто в его облике не говорит о религиозном самоотречении или фанатизме.
Не случайно выходит теперь из моды искусство Хальса. Таким образом, фигура рельефно выступает из полотна и приближается к зрителю. Однако не все было так безмятежно и уютно в этом мире.
Однако заказов становилось все меньше и меньше, а оплачивались они весьма скудно. Луки» состоялось в очень короткие сроки. 1621, Государственный музей, Амстердам). Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов.
В 1620-х Халс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623—1625, Музей западного и восточного искусства, Одесса). Но в том мгновенном, что запечатлевал Хальс, всегда схвачено самое существенное, сердцевина образа («Цыганка», 1628-1630, Париж, Лувр «Малле Бабе», начало 30-х гг., Берлин-Далем, Картинная галерея). Его персонажи подкупают зрителя своей индивидуальностью и естественностью. А вот другие две регентши, возможно из более "низкого" звания. И воротнички у них попроще и лица – не столь важные.
Халс продолжает изображать сильные, темпераментные натуры, но теперь они прошли через тяжелые испытания и смотрят на окружающее более реально, а потому горько и мрачно. «В старости Халс перестал получать заказы и впал в нищету. Пик популярности и расцвета творчества гения приходится на 1620 – 1640 годы. Во всяком случае, к чести работников МУРа и присоединившихся к ним сотрудников государственной безопасности преступники были пойманы и «возвращение» «Св. На цыганок, однако, подобные указы не распространялись. Их побаивались им заранее приписывали преступные наклонности. Богато расшитое платье и кружевной чепец ребенка написаны очень искусно и реалистично.
А жизнь художника становилась, между тем, все более тяжелой и беспросветной. На лондонском аукционе в октябре 1972 года на продажу был выставлен «Портрет бородатого мужчины», который приписывался кисти итальянского художника Луки Джордано. Однако не все было так безмятежно и уютно в этом мире. Но тот человек был ткачом и, следовательно, никакого отношения к художнику Хальсу не имел.
Крус», около 1660 г. ) в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых», обе – 1664 г. )». В 1610 году онвступает в харлемскую гильдию св.
Никакие пертурбации в жизни ему не грозят. Здесь мастера интересует скорее не личность, а социальный типаж.
Порой художник не мог даже найти денег, чтобы заплатить за холст и краски. Художник провел за мольбертом более полувека. Работа находится в частной коллекции в Лондоне. Первое предположение напрашивается само собой.
Очень строгими были требования общественной морали, замешанной на кальвинизме. В начале 1630 годов были написаны портреты, которые можно назвать жанровыми, как, например, «Цыганочка». Георгия, мы не слишком погрешим против истины, если скажем, что «кавалер», скорее всего, был одним из соратников Хальса. наряду с портретами Халс создаёт жанровые сцены, религиозные композиции (Евангелист Лука, Евангелист Матфей, около 1623-25, – обе в Музее западного и восточного искусства, Одесса), в которых святым придан облик людей из народа. Известны и его религиозные образы (Евангелист Лука и Евангелист Матфей, ок.
Известность пришла к Халсу после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Характерное для Халса внеиндивидуальное обаяние образов выражается в простодушном самоупоении (Юнкер Рамп с подругой, ок. Образ, созданный Хальсом, подкупает зрителя своей свежестью и непосредственностью. Если ранее в подобных композициях господствовала изокефалия (равноголовие), то теперь от нее не осталось и следа.
Вероятно, этот молодой человек принадлежал к одной из состоятельных и уважаемых в городе семей. Вполне возможно, что он не относился именно к роте св. Особенно показательны «Регентши» — композиция, если не считать служанки, образует дугу, замыкающуюся спереди жестами двух крайних фигур. Само собой разумеется, порядочные люди не могли смотреть на нее без отвращения.
Вольнолюбивым дыханием овеян образ «Цыганки» (около 1630, Париж, Лувр). Жанровые сценки Хальса пользовались большой популярностью. Создается впечатление, что художник застал их врасплох во время веселого дружеского обеда. Лука» и «Св. Луки (этот святой почитаем художниками в качестве покровителя их профессии, поскольку написал первый портрет Богоматери).
Луки и начинает работать реставратором при городском муниципалитете. В 20-х гг. Наиболее крупным собранием картин художника обладает музей Хальса в Харлеме.
Геррит числился в составе стрелковой роты святого Георгия. В 1661 году за неуплату членских взносов Хальса исключили из Гильдии св. Герой оторвался от писания и, по-домашнему подперев щеку одним из своих больших грубых кулаков, задумался. Эти работы стали последними групповыми портретами, созданными художником. И здесь излюбленным приемом художника была улыбка.
Его отцом был ткач в Антверпене, женатый вторым браком, в котором и родился Франс Хальс. А. С. Т. А. Пробы были взяты из десяти разных мест картины. В «офицерских пирушках» (два Банкета офицеров стрелковой роты святого Георгия, 1616 и 1627 Банкет офицеров стрелковой роты святого Адриана, 1633) сквозь все условности светского ритуала и иерархию чинов проступает радушный праздничный оптимизм, чувство социальной солидарности, выражающей гордое самосознание нидерландского общества в раннюю пору его независимости.
Круг сразу придает законченность портрету. Масштаб изготовления и потребления пива в Голландии был в XVII веке таков, что учитель Хальса Карел ван Ман-дер называл алкоголизм «повальной болезнью голландцев». Портрет выполнен в золотисто-коричневатых тонах. Франс Халс, работая исключительно в области портрета, создает целую галерею представителей современного ему голландского общества: «Портрет Исаака Абрахамса» (Isaac Abrahamsz Massa, 1626), «Веселый собутыльник» (The Merry Drinker, 1628), «Весельчак» (The Jolly Reveller, 1628-1630), «Цыганка» (Gypsy Girl, 1628-1630). В 1630-е г. г.
В «Групповом портрете стрелков гильдии святого Адриана» традиционная горизонталь композиции окончательно ломается. Чем старше становился художник, тем мрачнее становились краски на его картинах. Учился у К. ван Мандера. Их в каждом городе и в каждой деревне ждали плеть, виселица и раскаленное клеймо. Благодаря такой улыбке все на портретах выглядели здоровыми, крепкими и жизнерадостными. Портрет не производит впечатление застывшего, статичного. Акцентировка какой-нибудь детали или «недосказанность» другой, характер мазка и красочной поверхности помогали создать выразительный художественный образ из порой ничем не примечательной модели. Георгия» все сидят вокруг стола и пребывают в любимом художником «застольном» состоянии.
Волосы и берет повторяют первоначально заданную форму круга. Картинам свойственны энергичная красочная лепка, теплые и мажорные цветовые акценты. Георгия» (1616), написанной в теплых тонах, характерными тяжелыми плотными мазками. Единственным портретом в полный рост является «Портрет Виллема Хейтхейссена» (1625–1630 гг. ). Неизвестный изображенный на картине из ленинградского Эрмитажа (50-е гг. ), еще чувствует свои силы, свои возможности, но в нем уже нет ни радости, ни веры.
В нем находилось место и нищим и калекам и бездомным демобилизованным солдатам. Седова). Это – один из самых "мажорных" портретов Хальса. Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса. В 1959 году две другие картины цикла – «Св.
Георгия», 1639 г. )» (Т. А. Преступление действительно было заказным. Единственная картина, где супруги изображены вместе – «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» (1622 г. ). Никак не подчеркнуто главенство полковника (сидящий крайним слева), наоборот, самой интересной фигурой становится капитан (в центре, с голубой лентой через плечо).
Персонажи Хальса на заказанных индивидуальных портретах лишены внутренней сосредоточенности и самоуглубления, они выразительны, потому, что в них «схвачена» реакция на окружающее и взаимодействие с ним. Несмотря на всю парадность, портрет не потерял своего демократического характера. Он явно умеет справляться с любыми жизненными ситуациями. В 1624 году Хальс написал своего знаменитого "Улыбающегося кавалера". Получается почти комическое впечатление человека играющего не свою роль. Их в каждом городе и в каждой деревне ждали плеть, виселица и раскаленное клеймо. Халс написал портреты самых разных типов, естественно, не мог он обойти и такой наиболее импонирующий заказчику, как парадный.
Драматические перемены в мировоззрении художника особенно очевидны при сопоставлении его офицерских пирушек с самыми поздними групповыми портретами: регентов и регентш дома престарелых в Харлеме. Хальс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы» («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623–1625 гг. )». Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Луки (Sint-Lucasgilde). В 1611 г., художник написал первый портрет, но широкую известность и популярность принесла ему картина «Банкет офицеров стрелковой роты св. Но для нас большой разницы в этом нет. Вот таким образом могли носить сколь угодно смелое декольте.
Особенно покоряет мягкое милое лицо, которое как бы выплывает из нейтрального фона, глаза излучающие теплый и ласковый свет, чуть курносый, тонко очерченный носик, как бы подчеркивающий ее очаровательную улыбку. ГАЛЬС, Хальс Франс (1582/1583 – 1666 гг. ) – выдающийся портретист так называемого золотого века голландского искусства. стр. ) – выразительный тому пример. История полотна «Евангелист Марк» по сравнению с тремя другими картинами этого цикла наиболее драматична. Рене Декарт – французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике. Следует отметить, что люди на портретах Халса привлекают своей жизненной силой, весёлым нравом, раскрепощённостью, добродушием. В «Портрете регентов» всех объединяет чувство разочарования и обреченности.
(«Регенты госпиталя св. Работа — героиня фильма — входит в серию «Четырех евангелистов». Роскошный костюм офицера недвусмысленно намекает нам на его социальное положение. Основной поток беженцев двигался на север Нидерландов. Сын фламандского ткача, Халс с раннего детства жил в Харлеме. В поисках своей манеры письма художник пробовал свои силы в самых разных жанрах живописи. Его портреты были самые разные: частные интимные, совсем маленькие (предназначенные для гравирования) и большие заказные (в том числе групповые).
Евангелисты — едва ли не единственное обращение художника к религиозной тематике. Внимательный взгляд кареглазого ребенка обращен на что-то любопытное вверх и вправо. Адриана. Халс был дважды женат имел двенадцать детей, многие из которых также стали живописцами. Изменилось отношение буржуазных заказчиков к художникам- реалистам.
С большой симпатией художник изобразил маленькую девочку, похожую на ангелочка и ее няню. Персонажи на них обыкновенно изображаются стоящими в ряд, откровенно позирующими. Прописаны лишь ее отдельные детали – например, воротники. Франс Халс (1582/1583-1666) родился в семье фламандского ткача Франсуа Франса Халса ван Мехелена. В 1585 г. пал Антверпен и, подобно большинству его жителей, семья Халса бежала на север и обосновалась в Харлеме. В 1600-1603 г. г.
Георгия, а являлся членом, скажем, стрелковой роты св. Пушкина представляет малознакомое широкой публике полотно «Евангелист Марк» кисти выдающегося голландского мастера Франса Халса Старшего (1582-1666), который снискал известность благодаря большим групповым портретам членов стрелковых обществ и регентов госпиталей. Он поднял бокал, приветствуя собравшихся.
Однако именно Халс вывел портретную живопись на абсолютно новый уровень реализма, характеризующийся не простым копированием, а выявлением и выделением индивидуальных особенностей личности и окружающей обстановки. С 2000 г. по 2017 г. на аукционах Sothebys было продано 5 картин Франса Халса:- «Портрет джентльмена» (Portrait Of A Gentleman, Half-Length In Black With Lace Collar And Cuffs, And Wearing A Broad-Brimmed Black Hat) – 2 994 500 британских фунтов (Sothebys, 04. 12. 2013)- «Портрет джентльмена» (Portrait of a gentleman, probably the Reverend John Livingston) – 338 500 долларов США (Sothebys, 31. 01. 2013)- «Портрет Виллема Хейтхейссена» (Portrait of Willem Van Heythuysen, seated on a chair and holding a hunting crop) – 7 097 250 британских фунтов США (Sothebys, 09. 07. 2008)- «Портрет женщины с перчатками» (Portrait of a woman with gloves) – 937 000 долларов США (Sothebys, 24. 01. 2008)- «Портрет Самуэля Ампзинга» (Portrait of Samuel Ampzing, half length) – 4 668 500 британских фунтов (Sothebys, 05. 11. 2007). В двух разделах коллекции работ Франса Халса представлено 105 картин художника. Раздел 1. В 1620–1630 гг. Правая, освещенная светом играет румянцем.
Сама живописная манера получила особое содержательное значение. Цыганка – с непокрытой головой (верх неприличия), распущенными волосами и смелым декольте – отчаянно не похожа на чопорных и сухих добродетельных матрон, которых мы во множестве встречаем на заказных портретах Хальса. Вероятнее всего, это – офицер. Оно вовсе не так нелепо, как может показаться на первый взгляд. От таких произведений требовали не величественности и парадности, а глубокой правдивости и бросающегося в глаза сходства.
живопмсец кардинально отошел от традиционной композиции группового портрета, сделав его более «естественным и живым». Малле Баббе, содержательницу одной из городских харчевен, называли за глаза «харлемской ведьмой». Уоллес). Кажется, что если бы в комнате были часы, мы услышали бы их тиканье. В его бумагах сохранились кипы неоплаченных счетов от мясника, пекаря, сапожника.
Хальс был первым в европейском искусстве мастером свободной, «эскизной» живописи. В конце 20-30-х гг. Этот инструмент делали, натягивая на горло глиняного горшка свиной пузырь. Картины почти не заказывают. Кроме расположения людей, свободно сгруппированных вокруг стола в самых разнообразных позах и поворотах (в фас, профиль, три четверти), Хальс подчеркивает движение всеми имеющимися художественными средствами. В 1610 г. Хальс становится членом гильдии св.
В это время город покинуло множество людей – как протестантов, так и католиков. Главным положительным качеством любого уважающего себя бюргера признавалась благопристойность. Художник отражает момент, живое мгновение жизни. В его состоянии совершенно отсутствует интеллектуальное напряжение (его у персонажей Халса почти не бывает) — это интимные, лирически-грустные воспоминания об учителе и давних событиях. Адриана», 1633 г. «Офицеры стрелковой роты св.
Была ли она ведьмой. В пользу «пивоваренной» версии происхождения «кавалера» говорит и то, что пивовары были непременными членами стрелковых обществ и числились среди постоянных заказчиков Хальса. Обучившись профессии, принятый в гильдию Св. Георгия, а являлся членом, скажем, стрелковой роты св.
Таковы его картины «Веселый собутыльник», «Лейпциг», «Мулат», «Амстердам», «Улыбающийся офицер». Нищета брала за горло. В 1585 году испанцы жестоко подавили восстание. Халс, кажется, более отстра-ненно, чем обычно, смотрит на свою героиню. В последней работе Халсу удается достичь сочетания единства и равнозначности героев.
Нам остается лишь гадать об этом.
На лице ее – то ли улыбка, то ли отчаянная гримаса. Но о нем лично известно немного. Этим достигнуто создание законченного образа.
Он находится в частной коллекции. Поздний период творчества художника составил особую страницу в его искусстве и в искусстве голландского портрета. Примечательнейшая черта творческой манеры Хальса – это способность передать характер через индивидуальную мимику и жест, словно пойманные на лету («Веселый собутыльник», «Амстердам» Рейксмузеум «Мулат», «Лейпциг», «Улыбающийся офицер», Лондон, собр. Напротив, в поздних портретах регентов и регентш приюта для престарелых (оба произведения – 1664, там же) доминирует скорбное чувство бренности всего земного.
Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Эта забава очень нравится детям, они прямо-таки визжат от восторга. Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа. Город богател и стал проявлять большой интерес к искусству. У современников его искусство не получило особенно широкого признания.
«Банкет офицеров стрелковой роты св. В Харлем бежали иммигранты со всех сторон. юноша обучался живописи у фламандского художника и писателя Карела ван Мандера. Напротив, в образе содержательницы трактира (Малле Баббе, ок. Зато фон и тени прописаны полупрозрачной краской.
Но, быть может, Хальс создавал свои шедевры прямо на холсте, без подготовительных этюдов. До конца дней Хальс сохранил непогрешимость своего мастерства, а искусство восьмидесятилетнего живописца получило невиданную прежде психологическую проникновенность и драматическую силу. Его "Кормилица с ребенком", 1619-20 (на след. На самом деле дело обстояло абсолютно иначе.
Только что вошедший в комнату знаменосец в высокой шляпе скептически смотрит на зрителя. Композицию группового портрета оживляют красно-белые перевязи стрелков (красный и белый – цвета Харлема), а флаг на заднем плане раздвигает пространство картины и придает ей глубину. Праздники, подобные этому иногда растягивались на несколько дней, а все обильное угощение оплачивала городская казна. Луки (Sint-Lucasgilde). Особенно это утверждение относится к данному портрету. В эмоциональном состоянии, полном динамики, он улавливал наиболее характерные индивидуально-выразительные черты моделей и видел в этом сгусток пойманной жизни, сердцевину образа («Цыганка», «Малле Бабе»). А Питер Якобе Оликан (портрет которого Хальс написал в 1639 году), владевший двумя крупнейшими городскими пивоварнями, пять раз переизбирался на пост бургомистра.
Существуют более ранние групповые портреты членов стрелкового общества святого Георгия. Во время его рождения не было мира на его родине. Георгия» (The Banquet of the Officers of the St George Militia Company, 1616). В 1620-1630 г. г.
Совсем по-другому выглядят офицеры Хальса. Так проходит слава живописца по имени Франс Хальс. К 1618 году в городском совете Харлема 42 из 54 мест принадлежало владельцам пивоварен. В «Банкете офицеров роты Св. Это был шаг вперед, в будущее из портретной живописи его времени.
Их побаивались им заранее приписывали преступные наклонности. Начались долгие споры, милиционеры подняли цену за портрет с шести до шестидесяти шести гульденов, но Хальс так и не согласился ехать в Амстердам (расположенный, заметим в скобках, в каких-нибудь двадцати километрах от Харлема). Работа Халса «Св.
Дальше нам остается лишь строить предположения. Кроме того, пожалуй, что ему двадцать шесть лет (возраст его указан в правом верхнем углу картины) и что он — офицер (об этом говорит шпага у пояса «кавалера»).
Позы, жесты разнообразны, все офицеры заслуживают отдельного внимания (ведь каждый платил за свою голову). Его поза естественна и непринужденна. В образе мужчины на портрете из Кассельской галереи (1660-1666) мы видим не привычное самоутверждение и браваду, а печаль и апатию, словно внутренняя энергия его иссякла и он пассивно следует течению жизни.
На заднем плане внимательный зритель видит выглядывающую из двери старуху. Вплоть до начала XX века полотна считались утерянными. Адриана. Художник не создавал драматических образов и аллегорических композиций подобно Рембрандту. В 1610 г. Халс становится самостоятельным мастером и членом гильдии св. Была ли она ведьмой. Этот портрет – один из самых знаменитых в истории западноевропейской живописи. Невысокий синеватый воротник и белое жабо открывают стройную шею.
Само собой разумеется, порядочные люди не могли смотреть на нее без отвращения. Старость, по мнению Халса, разрушает не только тело, но и душу человека. Все персонажи этих сценок (например, пьяница) были стереотипными.
Мерцает жемчужное колье на стройной шее и браслет на изящной руке, которая держит розу. "Смеющимся", кстати, кавалера назвали только в конце XIX века.
Родился Франс Халс в 1582 году в семье суконщика, в Антверпене, то есть во Фландрии. Кажется, что художник чувствует, как немного времени ему остается и стремится как можно быстрее передать зрителю то, что считает самым важным.
Возможно, картину, нетипичную для художника по сюжету, последующие владельцы хотели сделать более «халсовской», превратив ее в портрет. Одному только пекарю Хальс был должен более 200 гульденов. Георгия (1627) (музей Франса Хальса в Харлеме). Ведь Хальс был рисовальщиком высочайшего уровня. Мулат (Музей изобразительных искусств, Лейпциг), Цыганка (Лувр, Париж), Мальчик-рыбак (Королевский музей изящных искусств, Антверпен все работы – ок. Первое предположение напрашивается само собой.
Кроме того, пожалуй, что ему двадцать шесть лет (возраст его указан в правом верхнем углу картины) и что он – офицер (об этом говорит шпага у пояса "кавалера". Седова).
На губах играет легкая улыбка. Лука» действительно была украдена, но не из основной экспозиции, как в фильме, а с «Выставки картин западноевропейских мастеров XV-XVIII вв. В портретах Хальса, написанных в 50-е и 60-е годы, углубленное мастерство характеристики сочетается с новым внутренним смыслом. Отсюда пошел термин «малые голландцы». Позднее, в 1773 году серия «Евангелисты» Франса Халса была целиком приобретена Екатериной II для коллекции Императорского Эрмитажа.
А. С. 1626 послужила одна из его дочерей. На картине изображен человек (по всей видимости – не совсем трезвый), развлекающий детей игрой на так называемом "роммель-пот". Вероятно их было гораздо больше.
Таким же приемом написан белый кружевной воротник, освещенные волосы и перчатка. молодой художник учился у Карела ван Мандера (1548–1606 гг. ), хотя влияния этого представителя маньеризма в последующих работах Хальса не прослеживается. С холста на нас с легкой улыбкой смотрит молодая очаровательная женщина.
От атласа платья, которое на подоле украшено светлой вставкой с кружевом, невозможно отвести взгляд. Учитывая то, что художник крайне редко подписывал свои работы, можно предположить, что многие из них просто еще не обнаружены исследователями. Но в 1812 году по указу Александра I «Евангелисты» в числе других произведений были переданы в Таврическую губернию для декорирования церквей. Портрет Малле Баббе (начало 1630-х годов, Берлин — Далем, Картинная галерея), содержательницы трактира, не случайно прозванной «гарлемской ведьмой», перерастает в небольшую жанровую сцену.
Картину "Горшечник-музыкант", 1618-22 исследователи очень долго считали копией. Безволие и полное душевное опустошение читаются в их облике. В 1612 году стрелковая рота святого Георгия пополнилась новыми членами. Надвигается нищета, которая приводит мастера в богадельню.
Композиция едина, нет разложенности на части, как в ранних картинах подобного типа. В Эрмитаже можно увидеть два мужских портрета, написанных великим художником. В 1644 г. Хальс стал президентом Гильдии св. В ней он и умирает.
Так, в «Мужском портрете» начала 1650 годов мы по-прежнему видим человека гордого, мужественного, энергичного. Умер художник в 1666 году. Но изображая людей разных сословий и питая ко всем симпатию, Халс всё-таки был художником, не стремившимся (или не умевшим) проникнуть во внутренний мир своих персонажей. Решающую роль в сложении национального искусства на ранней стадии развития голландской художественной школы сыграло творчество Франса Хальса, ее первого великого мастера.
У самого Халса тоже есть ряд таких произведений. Оно им схвачено и перенесено на полотно. Тогда ещё абсолютно неизвестный художник только начинал попытки создания первых шедевров.
По городу ползли слухи, будто художник сошел с ума. В 1620 гг. По костюмам женщин мы не можем понять, к какому слою общества принадлежит каждая из них. складывается зрелое живописное мастерство художника. Старость Халс проводит в глубокой бедности, получая пенсию. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св.
Нужно отметить, что в стрелковые роты принимали только обеспеченных граждан или же тех, кого рекомендовал какой-либо влиятельный член роты (как это произошло с самим Хальсом). В этой работе Хальс создал подчеркнуто-чувственный образ. Например, та, что держит веер и перчатки, – скорее всего, знатная особа.
Крупным планом в круг на золотистом светлом фоне помещена головка ребенка. Именно эмблему Меркурия художник изобразил между прорезями рукава кавалера.
Георгия» (1616 г. ). Художник очень убедительно передает все оттенки настроения мужчины. Пушкина, последний раз летом 2012 года в рамках выставки «Возвращение «Святого Луки». Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. Рукав "Улыбающегося кавалера" написан Хальсом с большим мастерством. Эти светлые пятна не оживляют картину, а, напротив, привносят в нее что-то траурное. Удалось ему и польстить самолюбию заказчика (по всей видимости – отца девочки).
В условиях торжества протестантизма образы этих святых могли быть написаны для частной часовни одного из харлемских бюргеров, приверженца традиционной католической веры (в Голландии это не возбранялось). Яркие губы красивого рисунка плотно сжаты. Но для нас большой разницы в этом нет. Халс Франс, Гальс (Hals), голландский художник, портретист. У них было одиннадцать детей.
Чаще всего детские портреты становились у Хальса частью больших групповых портретов. И здесь уместно вспомнить, что богатейшими людьми в Харлеме были владельцы ткацких мануфактур и пивоварен. Вполне вероятно, что на картине "Поющие мальчики" (вверху) Хальс изобразил своих сыновей, а моделью для "Поющей девочки", ок. 1623, Музей Метрополитен, Нью-Йорк Портрет офицера, 1620-е годы, Музей собрания Уоллес, Лондон) либо в более интеллектуально-тонкой гордости (Молодой человек с перчаткой в руке, Мужской портрет, оба портрета – 1650-е годы, Эрмитаж, Петербург), но в любом случае картины кажутся частицами единого человеческого моря. Ранней манере художника (Банкет офицеров стрелковой роты св. Вполне возможно, что он не относился именно к роте св.
Луки. То же самое можно сказать и о чопорных старухах, сидящих по краям стола. Пятеро его сыновей стали художниками-портретистами. Цыганка — с непокрытой головой (верх неприличия), распущенными волосами и смелым декольте — отчаянно не похожа на чопорных и сухих добродетельных матрон, которых мы во множестве встречаем, на заказных портретах Хальса.
Бурное экономическое развитие страны не только не улучшило их положение, а, пожалуй, сделало его еще более тяжелым. Общество, увы, было жестоко по отношению к этим несчастным. Но одновременно он словно забавляется своим положением "портретируемого". В следующем году Хальс женился на Лисбет Рейнерс, с которой прожил почти 50 лет. Широкий белый воротник модели еще больше привлекает внимание к выражению лица.
Хальс блестяще преодолевает трудности группового портрета. Композиция портрета – поколенный обрез фигуры, ее постановка в чистый фас, взгляд, направленный прямо на зрителя, — дает ощущение «масштаба», значительности личности. Придавая динамику фигуре, Хальс придавал ее и лицу. Словом, всем тем, кто оказался выброшен на обочину жизни. Но потом его начинают забывать.
Вот таким образом, наверное, Франс Хальс практически никогда не покидал Харлем. Георгия». В 1600–1603 гг. В браке родится пять сыновей и все пойдут по стопам отца – станут портретистами.
Жанровые сценки Жанровые сценки всегда пользовались популярностью в Голландии. Можно добавить, что приключение даже пошло на пользу картине, по возвращении ей были выправлены загнутые края и она, таким образом, обрела первоначальный формат (реставратор С. С. Чуриков). Из искусства Хальса постепенно уходит ликующее приятие жизни и человека, которое было лейтмотивом его творчества предшествующих лет. Благодаря акценту на какой-то детали или «недосказанности» другой, характерному мазку и яркой поверхности даже непримечательные модели превращались в высокохудожественный образ. Георгия», 1627 г., «Групповой портрет стрелковой роты св.
Точно и умело рассчитаны все движения кисти. Репутация Хальса тоже была небезупречной. Нам остается лишь гадать об этом. В 1649 г. выполнил портрет Рене Декарта (1596–1650 гг. ). Обычно изображённые обращены к зрителю, как бы вступая с ним в общение.
Их крупные кудри низко спускаются на лоб, показывая красоту формы бровей. За два года до смерти, в 1664 году, были написаны Хальсом портреты регентов и регентш (попечителей) харлемского приюта для престарелых (Харлем, музей). Франс Халс, «Евангелист Марк»ГМИИ им. По традиции каждая из них иллюстрировала какой-нибудь порок или добродетель. Роскошный костюм офицера недвусмысленно намекает нам на его социальное положение.
Адриана (1627 и 1633) и св. Преувеличенно важной кажется и поза с выпяченным вперед животом.
Нужно отметить, что в стрелковые роты принимали только обеспеченных граждан или же тех, кого рекомендовал какой-либо влиятельный член роты (как это произошло с самим Хальсом). Однако в образах Хальса самого конца 30-х и 40-х годов появляются задумчивость и грусть, прежде абсолютно чуждые его персонажам (портрет Виллема Хейтхейсена Брюссельского музея), а порой проскальзывает легкая ирония в отношении художника к ним. О детях самого Хальса (а он был многодетным и чадолюбивым отцом) его современник Ханс Хоубракен писал, что они "отличаются живостью, любознательностью, очень любят пение и музыку". Дальше нам остается лишь строить предположения. О человеке изображенном на портрете, мы не знаем почти ничего. Ситуация позирования не вполне оставлена Халсом: многие повернуты к нам лицом (впрочем, это объясняется и характерным для мастера желанием активного общения со зрителем), трое знаменосцев не вполне, быть может, уместно держат штандарты.
«Новые» голландцы считали, что все язвы общества — пьянство, нищету, сумасшествие — следует прятать подальше от глаз, делая вид, что их не существует. «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» – единственный портрет, где супруги изображены вместе. Кроме портретов, Франс Халс писал жанровые сцены, картины с религиозным мотивом. К этому времени у художника была своя мастерская имел он и учеников. Характерным примером служит картина «Встреча офицеров роты святого Адриана в Харлеме» (The Officers of the Civic Guard of St Adrian, 1633). В 1644 г. Франс Халс стал членом совета Харлемской гильдии художников. Одно из самых сильных произведений позднего Хальса – мужской портрет из Метрополитен-музея в Нью-Йорке (1650-1652).
Они и без того были язычницами, лишенными даже малейшей надежды на спасение души. Заметными густыми мазками неразведенной краски просто «вылеплено» лицо модели. К 1618 году в городском совете Харлема 42 из 54 мест принадлежало владельцам пивоварен. ван Хейтхейзен, портреты конца 1620–1630-х годов) в одной картине (Государственный музей, Вадуц) выглядит чопорным и чванным рыцарем, а в другой (Королевские музеи изящных искусств, Брюссель) – добродушно-лукавым мудрецом.
Изображение четырех евангелистов не было типичным для харлемского мастера, но в то же время не было случайным. А Питер Якобе Оликан (портрет которого Хальс написал в 1639 году), владевший двумя крупнейшими городскими пивоварнями, пять раз переизбирался на пост бургомистра. Все в этой женщине просто и все прекрасно. Известность Франсу Хальсу принесли портреты богатых голландцев и картины с военными офицерами, расквартированными в Харлеме. Последние его портреты написаны короткими мазками, одежда предельно схематизирована (словно и она уже становится лишней, мешает художнику сосредоточиться на лице человека). Он состоятелен и независим, насмешлив и, пожалуй, полон апломба.
Свои самые глубокие работы Хальс создал уже в старости. Персонажи сохраняют равноправие, любая регентша не может быть обойдена вниманием зрителя. Поздние произведения Халса исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов («Мужчина в чёрной одежде», около 1650–1652 гг., «В. Изменяется и колористический строй его живописи. Георгия" (1616) – самый масштабный групповой портрет в истории жанра.
Не стоит отбрасывать это предположение. Луки. Среди таких портретов: Малле Баббе, Цыганка, Мулат, Мальчик-рыбак и многие другие. Учился Халс у Кареля ван Мандера известного художника, поэта и биографа.
Возможно, факт его совершения человеком, явно имевшим доступ в музей, в свою очередь, облегчил сыщикам задачу «вычисления» злоумышленников. Чувство гордости новых хозяев страны Халс сумел подметить одним из первых и неоднократно воплощал во многих портретных образах в 20-30-е годы. «Портрет Виллема Хейтхейссена» выполнен по типу парадного аристократического портрета в духе ван Дейка, но присутствует в нём и некая пародия, шарж: слишком уж горделива осанка, слишком выпячен локоть, слишком далеко отставлена шпага – всё слишком, что и создаёт впечатление шаржа. 1620-1640 годы – время наивысшей популярности Халса. Нам остается лишь делать предположения. В многовековой традиции изображения авторов Евангелий они обычно обрисовывались с обобщен-но-благообразной внешностью, часто подчеркивалось эмо. ционально приподнятое, экстатическое состояние боговдохновенного труда.
Гораздо более «халсовским» выглядит другое изображение того же Хейтхейзена, выполненное во второй половине 1630-х годов. Общество, увы, было жестоко по отношению к этим несчастным. В нем находилось место и нищим и калекам и бездомным демобилизованным солдатам. 1630) чаруют своим задором, героизмом веселой нищеты.
Испанские войска осаждали города, брали штурмом, разоряли. Луки. А еще в «Групповом портрете стрелков роты святого Адриана» присутствовала абсолютно особая нотка добродушия и патриархальности, присущая лучшим голландским портретам. От жизни великого художника нас отделяет чуть меньше четырехсот лет.
С необычайным старанием выписаны кружева воротника и манжет. Наиболее же интересными его работы в этом виде портрета оказываются, когда он создает ситуацию естественного общения между персонажами — его «банкеты». «В этот же период Халс радикально реформировал групповой портрет, порвав с условными системами композиции, вводя в произведения элементы жизненных ситуаций, обеспечивающие непосредственную связь картины и зрителя («Банкет офицеров стрелковой роты св.
С 1610 работал реставратором в составе художников гильдии святого Луки. Каждый одинок, каждый существует сам по себе. Кроме того, в освободившейся в 1609 году от испанского владычества Голландии резко вырос спрос на бытовые и жанровые сценки. Объясняется это тем, что после Нидерландской революции 1566-1609 годов на территории Республики Соединенных провинций (официальное тогда название Голландии — северной части Нидерландов) господствующей религией стал протестантизм, то есть вариант христианства, при котором отвергалось, в частности, почитание священных образов и запрещалось украшать ими храмы. 40-е годы стали переломными в живописи Хальса. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Хальс всего лишь следовал своему кредо: писать то, что видишь, ни на шаг не отступая от действительности.
В 1600-03 годах Франс Халс обучался искусству живописи у Карела ван Мандера. Взгляд, направленный на зрителя, полон внимания интереса и доброжелательности. Однако персонажи чутко выражают динамические превратности бытия: один и тот герой (В. Художник умер в харлемской богадельне 26 августа 1666 г» (Т. А. Вряд ли здесь имеет место умышленная ирония художника.
Чувство горечи, разочарования ощутимо в «Портрете мужчины в черной одежде» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж), в котором тончайшие красочные оттенки лица обогащаются и оживают рядом со сдержанными, почти монохромными черными и белыми тонами. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Ван Гог (1853–1890 гг. ) однажды заметил, что у Хальса «27 оттенков черного». 49 картин, созданных с 1611 г. по 1632 г. Раздел 2. По тем временам это был очень смелый, революционный шаг.
Словом, всем тем, кто оказался выброшен на обочину жизни. «Психологические характеристики углубляются в портретах 1640 гг. Несчастье в семейной жизни, однако, не помешало Хальсу творить. Западноевропейская живопись VI – XVIII веков из музеев Украины».
Елизаветы», 1641 г., портрет молодого человека, около 1642–1650 гг., «Яспер Схаде ван Веструм», около 1645 г. ) в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон. Результаты однозначно свидетельствовали, что все пигменты использованные при написании лица, рук, фона и костюма (помимо воротника и манжет), соответствовали материалам, применявшимся живописцами XVII столетия. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св.
Уже во второй раз забеременела незамужняя дочь Сара, работавшая на мануфактуре. Опекуном Анетье в то время был Геррит Гиблант, очень влиятельный в городе человек. А еще через год он женится. Композиция стала спокойной и строгой. Портреты Хальса 50-60-х годов многое раскрывают в голландской действительности тех лет.
Внимательно разглядывая рукав, мы можем выделить два основных типа мазка. Детские портретыХальсу был дан особый дар изображать детей. Родился в Антверпене между 1581 и 1585 в семье ткача. Черный цвет лишен у Хальса тяжести и глухости, он многообразен по красочному звучанию. Харлемские мануфактуры производили богатые ткани в избытке. Всего в настоящее время насчитывается 164 его картины. Такими, гордыми своей независимостью, жизнерадостными и деятельными горожанами, в которых еще свежо воспоминание о совместной борьбе и предстают они на портретах офицеров стрелковой роты св.
Характернейшим примером подобных работ может служить «Портрет Виллема ван Хейтхейзена». Лицо обрамляют легкие золотистые волны коротких волос. Хальс экспериментировал также с позами заказчиков. Мы можем понять это по ленте на плече и шпаге у пояса.
Ею «разорван» плоский холст. Его самые масштабные вещи – большие многофигурные портреты – выразительно обозначили как его творческую зрелость, так и позднюю манеру (все они хранятся в Музее Ф. Халса в Харлеме). Хальс написал целый ряд портретов, на которых изображены брызжущие жизненной энергией представители простого народа («Шут с лютней», 1620–1625 гг., «Весёлый собутыльник», «Малле Баббе», «Цыганка», «Мулат», «Мальчик-рыбак» все – около 1630 г. ). Приехав в Харлем, учился (ок. Эти легендарные картины уже неоднократно экспонировались в ГМИИ им. Сам он в эти годы пишет негоциантов, зажиточных горожан их жен и детей. Единственный групповой портрет, начатый им в Амстердаме, пришлось заканчивать другому художнику.
Среди "неофитов" был и сам Хальс. Адриана», около 1623–1627 гг. Впрочем, это свидетельство вызывает сомнения у исследователей. В 1617 г. он женился на Лисбет Рейнерс. Это — один из самых «мажорных» портретов Хальса. Высшее достижение Хальса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь в приюте.
Модель производит впечатление спокойной уверенности в себе и жизнерадостности. Возможно именно это событие он и должен был увековечить групповым портретом. Спустя шесть лет он приобретает известность как портретист.
Но бывали и исключения. Портрет же был чрезвычайно популярен в Голландии иногда даже говорят о «портретомании» имевшей место в обществе и характерно, что два крупнейших художника — Рембрандт и Халс работают в этом жанре. О человеке изображенном на портрете, мы не знаем почти ничего.
Картина поражает своей застывшей атмосферой. Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. Им оказался племянник Исаака Массы, давнего приятеля Хальса.
В XVI веке искусство Голландии (в отличие от Испании, Италии и Франции) развивалось не в придворных центрах и великосветских салонах, а в маленьких провинциальных городках. Белое кружево широкой манжеты Хальс воспроизводит так скрупулезно, что зритель не только видит, но и почти осязает каждую деталь узора. Халс любил подчёркивать в портретах своих соотечественников пафос самоутверждения.