Умер Хальс 29 августа 1666 года, а 1 сентября его похоронили – при очень небольшом стечении народа. У молодых поручиков оказывались богатые родители и на портретах Хальса эти молодые люди гордо сидели рядом с полковниками». Странствующий рыцарь в кальвинистской странеЖизнь Франса Хальса не менее красочна, чем его живопись. В 1615 году жена Хальса умерла в родах, а через несколько дней умер и второй ребенок. В двух знаменитых портретах (1664) Хальс изображает: в одном – регентов, в другом – регента госпиталя в Хаарлеме.
Хальс был натурой всесторонне одаренной и увлекающейся. Франс Хальс был основоположник голландского реалистического портрета, чье художественное наследие своей остротой и мощью охвата внутреннего мира человека выходит далеко за рамки национальной голландской культуры. В 1610 году Хальс становится членом Харлемской гильдии художников, в 1618 году – членом камеры риторов, актеров-любителей. Через пять лет, в 1616 году, Хальс создает великолепное монументальное полотно «Групповой портрет стрелков гильдии святого Георгия», который, по меткому выражению одного исследователя, можно уподобить пушечному салюту, открывающему победное шествие «золотого века» голландского искусства. В 1610 году Хальс становится членом Харлемской гильдии художников, в 1618 году – членом камеры риторов, актеров.
Не желая покидать Харлем, Хальс отказывался от заказов, если для этого необходимо было ехать в Амстердам. На закате творческого пути Хальс почти не пишет, круг заказчиков сокращается и старость его протекает в крайней нищете и наступающей безвестности. В 1610 году Хальс становится членом гильдии св.
В 1585 после падения Антверпена семья Хальса перебралась в Харлем, где художник прожил всю свою жизнь. Франс Хальс (нидерл. В середине 1630-х годов Хальс оставил жанровые сценки. Пиком популярности Хальса считаются 40-е годы XVII века.
Молодой человек с черепом – типичная для молодого Хальса работа. Излюбленный жанр группового портрета в этот период пересматривается мастером: Хальс оказался от официальных поз персонажей, старается изобразить их в реальной обстановке, подчеркивает их обычность, «человечность». Золотой век портретной живописиПортреты Франса Хальса отличаются свободной манерой и живостью письма, - наряду с его бытовыми сценками, они оказали огромное влияние на художников нескольких поколений. Эмоциональная насыщенность поздних полотен Хальса приводила в изумление не одно поколение зрителей и художников. Первый портрет Хальс создал в 1611 году, но известность пришла к Хальсу после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св.
В 1616 году Хальс создает картину Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия, где полностью порывает с принятыми тогда схемами подобных произведений. Хальс родился приблизительно в 1582-1583 годах в семье фламандского ткача Франсуа Франса Хальса ван Мехелена и его второй жены Адриантье. Хальс написал целый ряд портретов, на которых изображены брызжущие жизненной энергией представители простого народа («Шут с лютней», 1620-1625, «Весёлый собутыльник», «Малле Баббе», «Цыганка», «Мулат», «Мальчик-рыбак» все — около 1630). Но остались многочисленные ученики Хальса известные живописцы, такие как Дирк Хальс, Юдит Лейстец, Ян Минзе Моленар и Андриан ван ОстадеЧетыре его сына тоже стали художниками. Благодаря помощи опекуна своей первой жены Хальс вступает в отряд милиционеров – отряд стрелков Святого Георгия, в котором состоит мушкетером с 1612 по 1624 год.
Хальс восхищается гордой посадкой ее головы в ореоле пушистых волос, обольстительной улыбкой, задорным блеском глаз, выражением независимости. Через пять лет, в 1616 году, Хальс создает великолепное монументальное полотно Групповой портрет стрелков гильдии святого Георгия, который, по меткому выражению одного исследователя, можно уподобить пушечному салюту, открывающему победное шествие золотого века голландского искусства. Период с 1630 по 1640 год – время наибольшей популярности Хальса.
В этом клубе Хальс приобрел друзей и единомышленников, а также заказчиков. Франс Хальс (ок. 1580-1666). Умудренный жизненным и творческим опытом Хальс создает в последний период своей деятельности (1650–1660е годы) произведения, которые являются наивысшим достижением и достойным завершением его великолепного творческого пути.
Первый раз Хальс женился в 1611 году на девушке по имени Анетье Хармансдр (Anetie Charmander), в этом же году у супругов родился ребенок. Франс Хальс (ок. 1580-1666) родился в Антверпене. Франс Хальс (нидерл.
Такие качества очень вредили Хальсу в жизни, не давали ему пробиться к почестям и славе. Именно в этот временной промежуток, в 1644 году, Хальс был избран главой Гильдии Святого Луки. В 1620-х Хальс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623-1625 гг. )». В 20-е годы XVII века Хальс пробует себя в разных жанрах бытовые сцены и картины по мотивам библейских сюжетов. Например изображения апостолов Луки и Матфея (1623-1625 годы, картины находятся в Одессе, в Музее западного и восточного искусства).
В 1610 году Хальс становится членом Харлемской гильдии художников, в 1618 году – членом камеры риторов, актеровлюбителей. В городе Харлем проживало много богатых и знатных семей и уже в 1611 году Франс Хальс завершает работу над первым своим произведением. Вслед за матерью умер и второй сын Хальсов имени которого мы не знаем. У молодых поручиков оказывались богатые родители и на портретах Хальса эти молодые люди гордо сидели рядом с полковниками.
Анонимный биограф этого художника писал о том, что через его мастерскую "прошло немало учеников, включая Франса Хальса известного портретиста из Харлема". Но некоторые черты манеры Хальса остались неизменными. Творчество Хальса оказало влияние на его многочисленных учеников и прочих голландских мастеров XVII века, таких, как Адриан Браувер, Адриан, Исаак ван Остаде, Ян Стен, Исаак Исраэлс. Хальс получал маленькую пенсию от муниципалитета, но был должником городских торговцев мясом и хлебом.
Учителем Хальса был художник Карел ван Мандер, мастер исторической живописи. Франс Хальс (1582-1666) – один из величайших портретистов эпохи золотого века искусства Голландии. Ранней манере Хальса свойственно пристрастие к тёплым тонам, чёткой моделировке форм при помощи тяжёлых плотных мазков.
Умудренный жизненным и творческим опытом Хальс создает в последний период своей деятельности (1650–1660-е годы) произведения, которые являются наивысшим достижением и достойным завершением его великолепного творческого пути. Полотна Хальса представляют все слои общества, реальные жизненные картины и реальные характеры. В 1600-1603 годах молодой художник учился у Карела ван Мандера, хотя влияния этого представителя маньеризма в последующих работах Хальса не прослеживается. До сих пор ходят легенды о пьянстве Хальса и дебошах, которые он устраивал.
В 1610 году Хальс вступил в Гильдию святого Луки, членами которой могли стать художники, стеклодувы или камнерезы. Творческое лицо Хальса сложилось к началу 20-х годов 17 века. В старости Хальс перестал получать заказы и впал в нищету. А в начале следующего года Хальс женился на Анетье Хармансдр и уже 2 сентября 1611 года чета крестила своего первенца, Хармена.
В 1620-1640 годах, времени наивысшей популярности, Хальс написал много двойных портретов супружеских пар: муж на левом портрете, а жена — на правом. Это дает основания предполагать, что к этому времени отношения Хальса и его покровителя испортились. Сам художник в это время забыт, забыт на два столетия, лишь в XIX веке импрессионисты обратятся к живописи Хальса, вернут славу великому художнику. Около 1622 года Хальс создает первый в своем творчестве семейный портрет, где изображает супружескую пару во время прогулки в саду.
В доме, где закончил свой путь Франс Хальс, теперь находится художественная галерея его имени. Умудренный жизненным и творческим опытом Хальс создает в последний период своей деятельности (1650–1660. Хальс родился в Антверпене, затем переехал в Гарлем, где и прожил всю жизнь.
Невысокий синеватый воротник и белое жабо открывают стройную шею. c 30 апреля по 18 июля 2013 МоскваВыставка одной картины. Акцентировка какой-нибудь детали или «недосказанность» другой, характер мазка и красочной поверхности помогали создать выразительный художественный образ из порой ничем не примечательной модели. Произведения Халса до тридцатилетнего возраста неизвестны.
Персонажи его групповых, семейных индивидуальных портретов не принадлежат к числу избранных, в их лицах нет особой красоты, в поступках – значительности, в костюмах – роскоши они ценят простые радости жизни. Франс Хальс родился в Антверпене приблизительно в 1582 году. Поздние портреты Хальса стоят рядом с самыми замечательными творениями мировой портретной живописи: своим психологизмом они близки портретам величайшего из голландских живописцев — Рембрандта, который, так же как и Хальс, пережил свою прижизненную славу, вступив в конфликт с буржуазной верхушкой голландского общества.
Их в каждом городе и в каждой деревне ждали плеть, виселица и раскаленное клеймо. Георгия, мы не слишком погрешим против истины, если скажем, что «кавалер», скорее всего, был одним из соратников Хальса. А жизнь художника становилась, между тем, все более тяжелой и беспросветной. 1623, Музей Метрополитен, Нью-Йорк Портрет офицера, 1620-е годы, Музей собрания Уоллес, Лондон) либо в более интеллектуально-тонкой гордости (Молодой человек с перчаткой в руке, Мужской портрет, оба портрета – 1650-е годы, Эрмитаж, Петербург), но в любом случае картины кажутся частицами единого человеческого моря.
Домов терпимости, надо сказать имелось в пуританской Голландии более чем достаточно. Среди них завораживающие своим задором «Мулат» (1630), «Мальчик рыбак» (1630) и зловещее социальное дно, воплощенное в образе содержательницы трактира «Малле Баббе» (1630). Его произведения находятся в различных музеях мира: в Берлинском музее, в Амстердамской и Кассельской галереях, в Дрезденской, Венской и Лондонской галереях, 3 работы в Лувре. Есть работы Халса и в России: 4 портрета хранятся в Государственном Эрмитаже в Петербурге. Его творчество занимает почётное место в голландской живописи. Через пять лет, в 1616 году, Хальс создает великолепное монументальное полотно «Групповой портрет стрелков гильдии святого Георгия», который, по меткому выражению одного исследователя, можно уподобить пушечному салюту, открывающему победное шествие «золотого века» голландского искусства.
Но субординация иногда нарушалась. Роскошный костюм офицера недвусмысленно намекает нам на его социальное положение. Некоторые из них имеют аллегорический смысл изображая человеческие слабости и пороки, но независимо от этого отличаются полнокровной жизненностью («Цыганка», ок. 1630г.
Сюжетная канва — собрание или пирушка членов гильдии, отслуживших трехгодичный срок, — превращает портретируемых в участников сцены, в ее действующих лиц. Тогда в X. уже не было равенства, выделилась феодализировавшаяся верхущка (см. В групповом портрете «Банкет офицеров стрелковой роты св. Вольнолюбивым дыханием овеян образ «Цыганки» (ок. Его жена Тентье стала крестной матерью Хармена. Тот же В. ван Хейтхейзен в более позднем портрете (ок. 1638г. ) раскачивается на стуле, утратив интерес к жизни и безучастно глядя на зрителя.
Во всяком случае, к чести работников МУРа и присоединившихся к ним сотрудников государственной безопасности преступники были пойманы и «возвращение» «Св. Долгое время имя этой женщины считали вымышленным, но сейчас мы располагаем документами, которые свидетельствуют о том, что Малле Баббе действительно существовала и в 1653 году была помещена в исправительный дом. Сам он в эти годы пишет негоциантов, зажиточных горожан их жен и детей. живопмсец кардинально отошел от традиционной композиции группового портрета, сделав его более «естественным и живым». Они и без того были язычницами, лишенными даже малейшей надежды на спасение души.
Все члены X. обладали равными правами, дела X. решались на ее общем собрании. Не стоит отбрасывать это предположение. Точка зрения взята снизу, уверенна его поза. Халс много работает в жанре группового портрета.
Известны и его религиозные образы (Евангелист Лука и Евангелист Матфей, ок. Скорее всего, художник обходился без них. Безволие и полное душевное опустошение читаются в их облике. в творчестве Халса происходит существенный перелом.
Порой художник не мог даже найти денег, чтобы заплатить за холст и краски. Но потом его начинают забывать. века – казен. Вплоть до начала XX века полотна считались утерянными. Этот инструмент делали, натягивая на горло глиняного горшка свиной пузырь.
Евангелисты — едва ли не единственное обращение художника к религиозной тематике. Несмотря на такое название голландских художников, это были, в основном, крупные мастера. В 1959 году две другие картины цикла – «Св. По свидетельствам современников художника, эта организация объединяла не только любителей красиво говорить (ораторов), но и.
Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса). Изображение рыбаков (символа воды) стало популярным в Харлеме, который славился рыбной ловлей. 3) X. часто называли также армию, созданную Ранджит Сингхом и само гос-во сикхов. Эти работы стали последними групповыми портретами, созданными художником.
Художник не создавал драматических образов и аллегорических композиций подобно Рембрандту. Необычайный расцвет в 17 веке пережила живопись. Персонажи на них обыкновенно изображаются стоящими в ряд, откровенно позирующими. Словом, всем тем, кто оказался выброшен на обочину жизни. Этим достигнуто создание законченного образа. Однако не все было так безмятежно и уютно в этом мире.
В персонажах Хальса нет ни скованности, ни нарочитого позирования кажется именно здесь, в этом привычном и близком им обществе они в полной мере и со всей откровенностью выказывают свой нрав и характер. Этот портрет – один из самых знаменитых в истории западноевропейской живописи. Композиция отличается строгостью и подчеркивает монолитность группы. Прописаны лишь ее отдельные детали – например, воротники.
Спустя два с половиной столетия другой гениальный голландский художник, Винсент ван Гог отметил, что «у Франса Халса есть не меньше двадцати семи различных оттенков черного». Франс Халс, «Евангелист Марк»ГМИИ им. С большой симпатией художник изобразил маленькую девочку, похожую на ангелочка и ее няню. Цыганка – с непокрытой головой (верх неприличия), распущенными волосами и смелым декольте – отчаянно не похожа на чопорных и сухих добродетельных матрон, которых мы во множестве встречаем на заказных портретах Хальса. Праздник отличался размахом и длительностью.
Георгия, 1616, Музей Ф. Халса, Харлем) свойственны чёткая моделировка форм с помощью плотных мазков, тёплые тона. В 1639 году Хальс создает свой последний групповой портрет харлемских стрелков. Жанровое начало, способствующее впечатлению жизненности изображения, не лишает композиции представительного характера. Луки (Sint-Lucasgilde).
О человеке изображенном на портрете, мы не знаем почти ничего. Георгия». Ге-оргия», 1616 «Групповой портрет стрелковой роты св. Черный цвет лишен у Хальса тяжести и глухости, он многообразен по красочному звучанию.
Его улыбающееся лицо загорело под морским солнцем. В ней он и умирает. Первое предположение напрашивается само собой. В портрете регентов нет духа товарищества, который был в прежних портретах.
Он находится в частной коллекции. В 1610 г. Халс становится самостоятельным мастером и членом гильдии св. Писал бродяг и смеющихся мальчишек, писал музыкантов, писал толстую кухарку. Разными оказались и связующие компоненты: в одном случае это было льняное масло, в другом – яичный желток.
община сикхов в Индии. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. В сер. Учитывая то, что художник крайне редко подписывал свои работы, можно предположить, что многие из них просто еще не обнаружены исследователями.
Чаще всего детские портреты становились у Хальса частью больших групповых портретов. Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса. также халисе.
Портрет отличается редкой красотой живописи с обилием цветовых нюансов черного тона. В нем находилось место и нищим и калекам и бездомным демобилизованным солдатам. В его состоянии совершенно отсутствует интеллектуальное напряжение (его у персонажей Халса почти не бывает) — это интимные, лирически-грустные воспоминания об учителе и давних событиях. Хотя, возможно, талант его созрел сравнительно поздно.
Так, в «Мужском портрете» начала 1650 годов мы по-прежнему видим человека гордого, мужественного, энергичного. Преступление действительно было заказным. От портрета веет живостью и непосредственностью и мы с удивлением узнаем – офицеры размещены, согласно традиции, в строгом соответствии с их рангом (слева направо). Но Хальс разрешил основную проблему группового портрета, показал каждого члена гильдии в его индивидуальности и при этом смог характеризовать группу как единое целое. В это время Халс работа-ет исключительно в жанре портрета и создает целую галерею типичных представителей голландского общества — от офицеров и богатых бюргеров до социальных низов («Юнкер Рамп и его возлюбленная», 1623 «Цыганка», 1628 «Мулат», 1629 и др. ).
Художник широкого мировосприятия, смелый новатор, он разрушил сложившиеся до него каноны сословного (дворянского) портрета 16 века. По тем временам это был очень смелый, революционный шаг. Оно вовсе не так нелепо, как может показаться на первый взгляд. Хальс блестяще преодолевает трудности группового портрета.
Халс писал быстрыми мазками по непросохшему нижнему слою картины. Сразу, без поправок он словно лепил мазками фигуры и детали. Дальше нам остается лишь строить предположения. Нужно отметить, что в стрелковые роты принимали только обеспеченных граждан или же тех, кого рекомендовал какой-либо влиятельный член роты (как это произошло с самим Хальсом). Смело ломая привычное представление о портрете как о точном, бесстрастном слепке с натуры, Хальс создает острый, яркий образ – характер, схваченный в один из моментов непрерывной изменчивости человеческого лица.
Халс, быстро снискавший славу талантливого портретиста, не имел недостатка в заказах. А вот другие две регентши, возможно из более "низкого" звания. Начались долгие споры, милиционеры подняли цену за портрет с шести до шестидесяти шести гульденов, но Хальс так и не согласился ехать в Амстердам (расположенный, заметим в скобках, в каких-нибудь двадцати километрах от Харлема). Вероятно, этот молодой человек принадлежал к одной из состоятельных и уважаемых в городе семей.
Изменилось отношение буржуазных заказчиков к художникам- реалистам. земли в ряде мусульм. Портрет выполнен в золотисто-коричневатых тонах. Старость Халс проводит в глубокой бедности, получая пенсию.
Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого получили в истории наименование малых голландцев, то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин (картины предназначались не для замков, а для жилых комнат городского дома), а может быть и за то и другое. Композиция отличается строгостью и подчеркивает монолитность группы. Таким же приемом написан белый кружевной воротник, освещенные волосы и перчатка. Хальс был первым в европейском искусстве мастером свободной, «эскизной» живописи. Елизаветы», 1641 портрет Яспера Схаде ван Веструма, 1645 и др. ). Вероятно их было гораздо больше. От портрета веет живостью и непосредственностью и мы с удивлением узнаем – офицеры размещены, согласно традиции, в строгом соответствии с их рангом (слева направо).
Художник очень убедительно передает все оттенки настроения мужчины. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Портрет же был чрезвычайно популярен в Голландии иногда даже говорят о «портретомании» имевшей место в обществе и характерно, что два крупнейших художника — Рембрандт и Халс работают в этом жанре. Он завален заказами. Он дерзко смотрит на зрителя, словно желая затеять с ним ссору.
В начале 1630 годов были написаны портреты, которые можно назвать жанровыми, как, например, «Цыганочка». Зато фон и тени прописаны полупрозрачной краской. Масштаб изготовления и потребления пива в Голландии был в XVII веке таков, что учитель Хальса Карел ван Ман-дер называл алкоголизм «повальной болезнью голландцев». Возможно именно это событие он и должен был увековечить групповым портретом.
Получается почти комическое впечатление человека играющего не свою роль. Работа находится в частной коллекции в Лондоне. Примечательнейшая черта творческой манеры Хальса – это способность передать характер через индивидуальную мимику и жест, словно пойманные на лету («Веселый собутыльник», «Амстердам» Рейксмузеум «Мулат», «Лейпциг», «Улыбающийся офицер», Лондон, собр.
В «офицерских пирушках» (два Банкета офицеров стрелковой роты святого Георгия, 1616 и 1627 Банкет офицеров стрелковой роты святого Адриана, 1633) сквозь все условности светского ритуала и иерархию чинов проступает радушный праздничный оптимизм, чувство социальной солидарности, выражающей гордое самосознание нидерландского общества в раннюю пору его независимости. юноша обучался живописи у фламандского художника и писателя Карела ван Мандера. Кузнецов). К 1618 году в городском совете Харлема 42 из 54 мест принадлежало владельцам пивоварен.
Георгия» (The Banquet of the Officers of the St George Militia Company, 1616). В 1620-1630 г. г. 40-е годы стали переломными в живописи Хальса. Вполне вероятно, что в свое время они существовали, а потом просто были выброшены за ненадобностью или утеряны. Яркие губы красивого рисунка плотно сжаты. Точно и умело рассчитаны все движения кисти.
В 1612 году стрелковая рота святого Георгия пополнилась новыми членами. Они общаются не только друг с другом, но и со зрителем и мы чувствуем себя участниками события.
Сова на плече Малле Баббе, содержательницы матросского притона, придает зловещий вид «харлемской ведьме» извергающей на зрителя поток брани. Общество, увы, было жестоко по отношению к этим несчастным. Учился у К. ван Мандера.
Работа Халса «Св. Во времена борьбы за независимость и последующего национального подъема голландского общества особое значение приобрели групповые портреты офицеров стрелковых рот — военного объединения граждан, своего рода почетной бюргерской милиции.
Лишь при реставрации, предпринятой в 1988 году, стало ясно, что это подлинник кисти Хальса. Индивидуальные портреты Халса исследователи иногда называют жанровыми, т. к.
Само собой разумеется, порядочные люди не могли смотреть на нее без отвращения. завоевателями. Спустя два с половиной столетия другой гениальный голландский художник, Винсент ван Гог отметил, что «у Франса Халса есть не меньше двадцати семи различных оттенков черного». Персонажи сохраняют равноправие, любая регентша не может быть обойдена вниманием зрителя. Ему очень досаждали заказчики.
Так, широкая оранжево-золотая полоса на обшлаге рукава написана широкой кистью, энергичными мазками. Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. Характерным примером служит картина «Встреча офицеров роты святого Адриана в Харлеме» (The Officers of the Civic Guard of St Adrian, 1633). В 1644 г. Франс Халс стал членом совета Харлемской гильдии художников. Вот таким образом могли носить сколь угодно смелое декольте.
Его отцом был ткач в Антверпене, женатый вторым браком, в котором и родился Франс Хальс. В «Банкете офицеров роты Св. Вот таким образом, наверное, Франс Хальс практически никогда не покидал Харлем.
В нем находилось место и нищим и калекам и бездомным демобилизованным солдатам. Скорее всего, они преувеличивали. Художник отражает момент, живое мгновение жизни. В Эрмитаже внимание неизменно привлекают два мужских портрета кисти Халса. Кроме того, нетрудно предположить, что офицер пользуется успехом у дам или, по крайней мере, всеми силами стремится к этому.
Но для нас большой разницы в этом нет. О человеке изображенном на портрете, мы не знаем почти ничего. Подбоченившись, задорно улыбается офицер в широкополой шляпе (1624, Лондон, собрание Уоллес). Каждая фигура свободно размещена в пространстве. Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов.
Желая хоть как-то поправить материальное положение семьи, Хальс и его жена предъявили иск владельцу мануфактуры, обвинив его в том, что он совратил их дочь. В браке родится пять сыновей и все пойдут по стопам отца – станут портретистами. Изменяется и колористический строй его живописи. Само собой разумеется, порядочные люди не могли смотреть на нее без отвращения. Портрет Малле Баббе (начало 1630-х годов, Берлин — Далем, Картинная галерея), содержательницы трактира, не случайно прозванной «гарлемской ведьмой», перерастает в небольшую жанровую сцену.
На рубеже 1630-40-х гг. По линии плеч мы угадываем, что девушка положила руки на бедра. Композиция отличается строгостью и подчеркивает монолитность группы. Создается впечатление, что художник застал их врасплох во время веселого дружеского обеда.
Образ, созданный Хальсом, подкупает зрителя своей свежестью и непосредственностью. Период с 1630 по 1640 год – время наибольшей популярности Хальса.
Геррит числился в составе стрелковой роты святого Георгия. Наиболее же интересными его работы в этом виде портрета оказываются, когда он создает ситуацию естественного общения между персонажами — его «банкеты». На картине изображен человек (по всей видимости – не совсем трезвый), развлекающий детей игрой на так называемом "роммель-пот". О детях самого Хальса (а он был многодетным и чадолюбивым отцом) его современник Ханс Хоубракен писал, что они "отличаются живостью, любознательностью, очень любят пение и музыку".
К 1618 году в городском совете Харлема 42 из 54 мест принадлежало владельцам пивоварен. Родился в Антверпене между 1581 и 1585 в семье ткача. Результаты однозначно свидетельствовали, что все пигменты использованные при написании лица, рук, фона и костюма (помимо воротника и манжет), соответствовали материалам, применявшимся живописцами XVII столетия. Словом, всем тем, кто оказался выброшен на обочину жизни.
За два года до смерти Халс возвращается к групповому портрету. Кузнецов. Творчество Франса Хальса Портрет женщины с веером, 1640-е Национальная галерея, Лондон Портрет мужчины с перчаткой 1650, Эрмитаж, Петербург Цыганка, 1628-1630 Музей Лувр, Париж Портрет юноши с черепом, 1628 Национальная галерея, Лондон Основоположником голландского реалистического портрета был Франс Хальс (Халс) (около 1580—1666), чье художественное наследие своей остротой и мощью охвата внутреннего мира человека выходит далеко за рамки национальной голландской культуры.
Пушкина, последний раз летом 2012 года в рамках выставки «Возвращение «Святого Луки». Следующий групповой корпоративный портрет Хальса изображает уже не стрелков, а представителей крупной буржуазии – регентов госпиталя святой Елизаветы. Вряд ли здесь имеет место умышленная ирония художника. Мало что известно и о произведениях, созданных художником до тридцати лет. Халс поднял групповой портрет до уровня исторической картины. Надвигается нищета, которая приводит мастера в богадельню.
Заметим, что выбор в качестве портретируемого представителя самых низов общества стал возможен лишь в XVII веке.
В портретах Хальса, написанных в 50-е и 60-е годы, углубленное мастерство характеристики сочетается с новым внутренним смыслом. Высшее достижение Хальса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь в приюте. Портрет не производит впечатление застывшего, статичного. В картине доминирует черный цвет.
Каждая фигура свободно размещена в пространстве. Свои самые глубокие работы Хальс создал уже в старости. Позы, жесты разнообразны, все офицеры заслуживают отдельного внимания (ведь каждый платил за свою голову). Адриана.
Испанские войска осаждали города, брали штурмом, разоряли. Композиция стала спокойной и строгой. На лондонском аукционе в октябре 1972 года на продажу был выставлен «Портрет бородатого мужчины», который приписывался кисти итальянского художника Луки Джордано. Георгия, а являлся членом, скажем, стрелковой роты св.
Учился Халс у Кареля ван Мандера известного художника, поэта и биографа. Линник). Были забыты идеалы нидерландской революции. «Хальс изображает стрелков за банкетом в честь окончания срока службы. «Новые» голландцы считали, что все язвы общества — пьянство, нищету, сумасшествие — следует прятать подальше от глаз, делая вид, что их не существует.
В осанке мужчины, в жесте руки, упирающейся в бок, в жестко сомкнутом рте читаются холодная властность и высокомерное презрение ко всем, кто не принадлежит к его кругу. Всего в настоящее время насчитывается 164 его картины.
По городу ползли слухи, будто художник сошел с ума. В 1600-03 годах Франс Халс обучался искусству живописи у Карела ван Мандера. Кузнецов. – Вызывающе независимая поза (правая рука небрежно упирается в бок), распущенные по плечам волосы и эффектно наброшенный плащ, так же как взгляд прищуренных глаз и скептическая улыбка, рисуют человека самоуверенного и несколько надменного, самовлюбленного и преисполненного сознанием достоинства собственной персоны. Обе картины сильно потемнели от времени, но создаваемое ими впечатление незабываемо. В картине доминирует черный цвет. Никакие пертурбации в жизни ему не грозят.
Во время его рождения не было мира на его родине. Действительно, первую картину художника «Портрет архидьякона Харлемского собора Якобуса Заффиуса» трудно считать предвестником будущих шедевров мастера. В 1639 году Хальс создает свой последний групповой портрет харлемских стрелков. Но в 1812 году по указу Александра I «Евангелисты» в числе других произведений были переданы в Таврическую губернию для декорирования церквей. Однако именно Халс вывел портретную живопись на абсолютно новый уровень реализма, характеризующийся не простым копированием, а выявлением и выделением индивидуальных особенностей личности и окружающей обстановки. С 2000 г. по 2017 г. на аукционах Sothebys было продано 5 картин Франса Халса:- «Портрет джентльмена» (Portrait Of A Gentleman, Half-Length In Black With Lace Collar And Cuffs, And Wearing A Broad-Brimmed Black Hat) – 2 994 500 британских фунтов (Sothebys, 04. 12. 2013)- «Портрет джентльмена» (Portrait of a gentleman, probably the Reverend John Livingston) – 338 500 долларов США (Sothebys, 31. 01. 2013)- «Портрет Виллема Хейтхейссена» (Portrait of Willem Van Heythuysen, seated on a chair and holding a hunting crop) – 7 097 250 британских фунтов США (Sothebys, 09. 07. 2008)- «Портрет женщины с перчатками» (Portrait of a woman with gloves) – 937 000 долларов США (Sothebys, 24. 01. 2008)- «Портрет Самуэля Ампзинга» (Portrait of Samuel Ampzing, half length) – 4 668 500 британских фунтов (Sothebys, 05. 11. 2007). В двух разделах коллекции работ Франса Халса представлено 105 картин художника. Раздел 1. В этой работе Хальс создал подчеркнуто-чувственный образ.
Малле Баббе, содержательницу одной из городских харчевен, называли за глаза «харлемской ведьмой». Модель производит впечатление спокойной уверенности в себе и жизнерадостности. Каждый одинок, каждый существует сам по себе. Сцены уже не официального банкета, а дружеского пиршества приобретают здесь свободный и непринужденный характер. 1621, Государственный музей, Амстердам). владении крестьян, плативших феод. Харлем является типичным протестантским городом, а это значило, что художники, лишённые церковных заказов (протестантизм не поощрял религиозную живопись), могли рассчитывать на заказы исключительно от частных лиц.
«Семейный портрет Исаака Массы и его жены» – единственный портрет, где супруги изображены вместе. Чистая радость бытия часто берет верх в его супружеских портретах (И. Масса с женой – наиболее гармонически-«ренессансное» произведение мастера, ок. Луки. Отсюда пошел термин «малые голландцы».
Уникальные для своего времени произведения — вершина творчества Халса. Сейчас мы даже не можем представить себе, какое впечатление произвела эта картина на современников Хальса. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Художник добился здесь поразительных контрастов – горячие желтые, золотистые и красные элементы вышивки выпукло выступают на фоне темной ткани камзола.
Хальсу, однако, все это вскоре перестало нравиться. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Не случайно выходит теперь из моды искусство Хальса. Картину "Горшечник-музыкант", 1618-22 исследователи очень долго считали копией.
Картина поражает своей застывшей атмосферой. 1620-х он был одним из самых почитаемых мастеров, к нему поступали многочисленные заказы. Спустя шесть лет он приобретает известность как портретист.
Пробы были взяты из десяти разных мест картины. Репутация Хальса тоже была небезупречной. Дальше нам остается лишь строить предположения. Цветовая гамма картин Халса всегда разнообразна и построена на оттенках близких тонов. Пик популярности и расцвета творчества гения приходится на 1620 – 1640 годы. Удалось ему и польстить самолюбию заказчика (по всей видимости – отца девочки).
Луки (Sint-Lucasgilde). В 1611 г., художник написал первый портрет, но широкую известность и популярность принесла ему картина «Банкет офицеров стрелковой роты св. ван Хейтхейзен, портреты конца 1620–1630-х годов) в одной картине (Государственный музей, Вадуц) выглядит чопорным и чванным рыцарем, а в другой (Королевские музеи изящных искусств, Брюссель) – добродушно-лукавым мудрецом. Поражает острота видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа.
А Питер Якобе Оликан (портрет которого Хальс написал в 1639 году), владевший двумя крупнейшими городскими пивоварнями, пять раз переизбирался на пост бургомистра. И воротнички у них попроще и лица – не столь важные. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св.
Вольнолюбивым дыханием овеян образ «Цыганки» (около 1630, Париж, Лувр). Правая, освещенная светом играет румянцем. В 1624 году Хальс написал своего знаменитого "Улыбающегося кавалера".
1640-х гг. Однако заказов становилось все меньше и меньше, а оплачивались они весьма скудно. В первом, заказанном в 1616 году полотне «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» еще ощущается зависимость от традиции предшественников, художник во многом сдерживает свой живописный темперамент. орг-ция сикхов. Композиция стала спокойной и строгой. Каждая фигура свободно размещена в пространстве.
Картинам свойственны энергичная красочная лепка, теплые и мажорные цветовые акценты. Георгия (1627) (музей Франса Хальса в Харлеме). Здесь очень мало картин на религиозные и мифологические темы. «Хальс изображает стрелков за банкетом в честь окончания срока службы.
Халс написал портреты самых разных типов, естественно, не мог он обойти и такой наиболее импонирующий заказчику, как парадный. Кузнецов. Пространство в портретах Халса словно выталкивает людей из картин.
К этому времени у художника была своя мастерская имел он и учеников. Линник). 1630-х – нач. Здесь мастера интересует скорее не личность, а социальный типаж.
Лука» и «Св. «Малле Баббе», 1629). Умудренный жизненным и творческим опытом Хальс создает в последний период своей деятельности (1650–1660 е годы) произведения, которые являются наивысшим достижением и достойным завершением его великолепного творческого пути. Увы, соответствовать этому добропорядочному идеалу Хальсу удавалось далеко не всегда.
В Голландии работало множество живописцев. Позднее, в 1773 году серия «Евангелисты» Франса Халса была целиком приобретена Екатериной II для коллекции Императорского Эрмитажа. В этих портретах нас пленяет не портретное сходство, а выраженные в них идеалы молодой республики, чувства свободы, равноправия, товарищества. Особенно показательны «Регентши» — композиция, если не считать служанки, образует дугу, замыкающуюся спереди жестами двух крайних фигур. Эти работы стали последними групповыми портретами в жизни Хальса, он работал над ними в возрасте восьмидесяти четырех лет. От портрета регентш веет безнадежностью и тлением. Адриана», 1633 и др. ).
Широкий белый воротник модели еще больше привлекает внимание к выражению лица. Напротив, в образе содержательницы трактира (Малле Баббе, ок. Ситуация позирования не вполне оставлена Халсом: многие повернуты к нам лицом (впрочем, это объясняется и характерным для мастера желанием активного общения со зрителем), трое знаменосцев не вполне, быть может, уместно держат штандарты. Вершиной творчества Халса стали два его поздних групповых портрета регентш и регентов приюта для престарелых в Харлеме (1664), создающих незабываемое впечатление разрушительной силы старости, безысходности и горького пессимизма. Это был шаг вперед, в будущее из портретной живописи его времени.
Картины голландских мастеров XVII века обычно рисуют нам образ спокойной и размеренной жизни, наполненной трудами и невинными развлечениями. Возможно, факт его совершения человеком, явно имевшим доступ в музей, в свою очередь, облегчил сыщикам задачу «вычисления» злоумышленников. Рассказывает А. В. Нам остается лишь гадать об этом.
Композиция портрета – поколенный обрез фигуры, ее постановка в чистый фас, взгляд, направленный прямо на зрителя, — дает ощущение «масштаба», значительности личности. С необычайным старанием выписаны кружева воротника и манжет. Он создавал портреты-типы, нечто среднее между портретом и жанровой композицией. Можно добавить, что приключение даже пошло на пользу картине, по возвращении ей были выправлены загнутые края и она, таким образом, обрела первоначальный формат (реставратор С. С. Чуриков).
В 1610 году онвступает в харлемскую гильдию св. В кон. Это – один из самых "мажорных" портретов Хальса.
халиса, халса (хинди хальса, от араб. Хальс мастерски воссоздает индивидуальность персонажей — каждый подан темпераментно, крупным планом и вместе с тем здесь сохранено художественное единство. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св.
Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов. Однако не все было так безмятежно и уютно в этом мире. Георгия» (1616), написанной в теплых тонах, характерными тяжелыми плотными мазками. В следующем году Хальс женился на Лисбет Рейнерс, с которой прожил почти 50 лет. А. С.
Была ли она ведьмой. А. С. Офицеры, прослужившие вместе несколько лет, устраивали заключительный банкет. Им оказался племянник Исаака Массы, давнего приятеля Хальса. В традиции этого жанра Халс сказал новое слово, вдохнул в него свежее дыхание жизни. Нужно отметить, что в стрелковые роты принимали только обеспеченных граждан или же тех, кого рекомендовал какой-либо влиятельный член роты (как это произошло с самим Хальсом).
Работа — героиня фильма — входит в серию «Четырех евангелистов». Среди "неофитов" был и сам Хальс. Их крупные кудри низко спускаются на лоб, показывая красоту формы бровей. Франс (ок. Цыганочка последовательно воплощает черты людей своего круга: нечесаная, в помятом платье, с сильно обнаженной грудью, особа явно весьма энергичная, хитрая и распущенная.
Лазарев: «Портрет так понравился, что вскоре посыпались новые заказы. Адриана (1627 и 1633) и св.
Существуют более ранние групповые портреты членов стрелкового общества святого Георгия. Вначале Халс с юмором изображал притязания своих современников казаться похожими на аристократов («Портрет Виллема ван Хейтхейзена», ок. 1626г. ). Особую звучность приобретают вспышки белых, розоватых и красных цветовых пятен. Композиция едина, нет разложенности на части, как в ранних картинах подобного типа. Западноевропейская живопись VI – XVIII веков из музеев Украины». В выборе сюжета он традиционен.
На лице ее – то ли улыбка, то ли отчаянная гримаса. Но одновременно он словно забавляется своим положением "портретируемого". Ранней манере художника (Банкет офицеров стрелковой роты св.
Его живопись поражает разнообразием приемов. – Вызывающе независимая поза (правая рука небрежно упирается в бок), распущенные по плечам волосы и эффектно наброшенный плащ, так же как взгляд прищуренных глаз и скептическая улыбка, рисуют человека самоуверенного и несколько надменного, самовлюбленного и преисполненного сознанием достоинства собственной персоны. Круг сразу придает законченность портрету. 17 в. при гуру Говинд Сингхе оформилась как воен. -демократич. Сардар). 1626 послужила одна из его дочерей.
В портретной живописи Халса предстает образ Голландии героической эпохи, в которой после победы Нидерландской буржуазной революции (1566–1609) главными заказчиками картин стали не аристократы и церковь, а бюргеры (горожане), выходцы из низов, сумевшие добиться высокого положения в обществе и благосостояния собственными усилиями. Он явно умеет справляться с любыми жизненными ситуациями. Дети вчерашних пивоваров и ткачей покупали дворцы и титулы. Вялость, старческая апатия, застылость, порою почти смертное оцепенение, подчеркнутые пассивной статикой фигур и сумрачным колоритом, – все это в целом складывается в образы глубоко трагические.
Хальс изображает стрелков за банкетом в честь окончания срока службы. Вероятнее всего, это – офицер. Наряду с заказными портретами художник часто писал людей из низов общества.
Жанровые сценки Хальса пользовались большой популярностью. Основной поток беженцев двигался на север Нидерландов.
Таким образом, фигура рельефно выступает из полотна и приближается к зрителю. Но в том мгновенном, что запечатлевал Хальс, всегда схвачено самое существенное, сердцевина образа («Цыганка», 1628-1630, Париж, Лувр «Малле Бабе», начало 30-х гг., Берлин-Далем, Картинная галерея). Хальс экспериментировал также с позами заказчиков.
Красочную гамму, в которой господствуют черные костюмы и белые воротники, оживляют звучные золотисто-желтые, лиловые, голубые и розовые офицерские перевязи. Композиция стала спокойной и строгой. Родился Франс Халс в 1582 году в семье суконщика, в Антверпене, то есть во Фландрии. Взгляните хотя бы на капитана роты, сидящего с ножом в руке – так, словно он собирается отрезать кусок окорока.
Каждая фигура свободно размещена в пространстве. Портреты Хальса 50-60-х годов многое раскрывают в голландской действительности тех лет. Совсем по-другому выглядят офицеры Хальса. Одно из самых сильных произведений позднего Хальса – мужской портрет из Метрополитен-музея в Нью-Йорке (1650-1652).
желтого. Они осадили Антверпен и горожане капитулировали. Картины почти не заказывают. В Эрмитаже можно увидеть два мужских портрета, написанных великим художником. Эти светлые пятна не оживляют картину, а, напротив, привносят в нее что-то траурное.
Портреты Хальса разнообразны по темам и образам. Жанровые сценки Жанровые сценки всегда пользовались популярностью в Голландии. В условиях торжества протестантизма образы этих святых могли быть написаны для частной часовни одного из харлемских бюргеров, приверженца традиционной католической веры (в Голландии это не возбранялось).
В выборе сюжета он традиционен. В пользу «пивоваренной» версии происхождения «кавалера» говорит и то, что пивовары были непременными членами стрелковых обществ и числились среди постоянных заказчиков Хальса. Особенно это утверждение относится к данному портрету.
В поисках своей манеры письма художник пробовал свои силы в самых разных жанрах живописи. 49 картин, созданных с 1611 г. по 1632 г. Раздел 2. Только что вошедший в комнату знаменосец в высокой шляпе скептически смотрит на зрителя. Композицию группового портрета оживляют красно-белые перевязи стрелков (красный и белый – цвета Харлема), а флаг на заднем плане раздвигает пространство картины и придает ей глубину. Праздники, подобные этому иногда растягивались на несколько дней, а все обильное угощение оплачивала городская казна. халиса, букв.
В 1639 году Хальс создает свой последний групповой портрет харлемских стрелков. От жизни великого художника нас отделяет чуть меньше четырехсот лет.
Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. Это жестоко правдивый образ беспощадной разрушительной силы старости. Объясняется это тем, что после Нидерландской революции 1566-1609 годов на территории Республики Соединенных провинций (официальное тогда название Голландии — северной части Нидерландов) господствующей религией стал протестантизм, то есть вариант христианства, при котором отвергалось, в частности, почитание священных образов и запрещалось украшать ими храмы. За два года до смерти, в 1664 году, были написаны Хальсом портреты регентов и регентш (попечителей) харлемского приюта для престарелых (Харлем, музей).
любителей крепко выпить. Уоллес). Мы можем понять это по ленте на плече и шпаге у пояса. «В этот же период Халс радикально реформировал групповой портрет, порвав с условными системами композиции, вводя в произведения элементы жизненных ситуаций, обеспечивающие непосредственную связь картины и зрителя («Банкет офицеров стрелковой роты св.
Характернейшим примером подобных работ может служить «Портрет Виллема ван Хейтхейзена». Детские портретыХальсу был дан особый дар изображать детей. складывается зрелое живописное мастерство художника. В выборе сюжета он традиционен. Его поза естественна и непринужденна.
Динамичность таких портретов выражается еще и в типичном развороте фигур, в линии силуэтов, в естественно сливающихся с фоном объемах и в свободных мазках. Прославился прежде всего как портретист. Мулат (Музей изобразительных искусств, Лейпциг), Цыганка (Лувр, Париж), Мальчик-рыбак (Королевский музей изящных искусств, Антверпен все работы – ок. 1630 г., Париж, Лувр).
Среди таких портретов: Малле Баббе, Цыганка, Мулат, Мальчик-рыбак и многие другие. Ею «разорван» плоский холст. Однако персонажи чутко выражают динамические превратности бытия: один и тот герой (В.
Эта тема была характерна для голландских караваджистов, но Халс дал ей свою интерпретацию. Халс действительно был отчаянный жизнелюб и не жалел денег на развлечения. Впрочем, это свидетельство вызывает сомнения у исследователей. Луки» состоялось в очень короткие сроки. Оно им схвачено и перенесено на полотно. Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова.
Раннему Хальсу в его жанровых портретах свойственно изображать модели в близком общении со зрителем в естественных позах, с непосредственными жестами и мимикой, словно бы пойманными на лету и через эти детали передавать индивидуальность характера и настроения. Чувство горечи, разочарования ощутимо в «Портрете мужчины в черной одежде» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж), в котором тончайшие красочные оттенки лица обогащаются и оживают рядом со сдержанными, почти монохромными черными и белыми тонами. В. Ван Гог насчитал у него 27 оттенков черного цвета. Линник). Харлемские мануфактуры производили богатые ткани в избытке.
Кузнецов). Вполне возможно, что он не относился именно к роте св. В выборе сюжета он традиционен. Гораздо более «халсовским» выглядит другое изображение того же Хейтхейзена, выполненное во второй половине 1630-х годов. наряду с портретами Халс создаёт жанровые сцены, религиозные композиции (Евангелист Лука, Евангелист Матфей, около 1623-25, – обе в Музее западного и восточного искусства, Одесса), в которых святым придан облик людей из народа. Общество, увы, было жестоко по отношению к этим несчастным.
По костюмам женщин мы не можем понять, к какому слою общества принадлежит каждая из них. Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа.
Главное достижение голландского искусства в этот период – в станковой живописи. Ведь Хальс был рисовальщиком высочайшего уровня. С 1610 работал реставратором в составе художников гильдии святого Луки. 1630-х гг., Берлин — Далем, Картинная галерея), содержательницы трактира, не случайно прозванной «гарлемской ведьмой», перерастает в небольшую жанровую сцену. Известно, что он родился в Антверпене, в семье ткача, где то между 1581–1585 годами. В голландском обществе утверждаются новые вкусы.
Георгия» все сидят вокруг стола и пребывают в любимом художником «застольном» состоянии. Нищета брала за горло. Каждый, улучив минутку, требовал по дружбе написать его на первом плане и поблагородней.
1630) чаруют своим задором, героизмом веселой нищеты. С холста на нас с легкой улыбкой смотрит молодая очаровательная женщина. предприимчивые люди, уверенные в своих силах и в завтрашнем дне (Стрелковая гильдия св. Адриана и др. ) Халс изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье. Крупным планом в круг на золотистом светлом фоне помещена головка ребенка.
Их побаивались им заранее приписывали преступные наклонности. Кроме того, пожалуй, что ему двадцать шесть лет (возраст его указан в правом верхнем углу картины) и что он – офицер (об этом говорит шпага у пояса "кавалера". С полотен 10 – 30-х годов смотрят жизнерадостные, энергичные. Эта забава очень нравится детям, они прямо-таки визжат от восторга. Персонажи Хальса на заказанных индивидуальных портретах лишены внутренней сосредоточенности и самоуглубления, они выразительны, потому, что в них «схвачена» реакция на окружающее и взаимодействие с ним. В кон.
Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. 18 вв. ) и в войне сикхов с афг. Хальс преодолевает композиционную скованность ранних нидерландских групповых портретов.
Его персонажи подкупают зрителя своей индивидуальностью и естественностью. На губах играет легкая улыбка. В последней работе Халсу удается достичь сочетания единства и равнозначности героев. Благодаря акценту на какой-то детали или «недосказанности» другой, характерному мазку и яркой поверхности даже непримечательные модели превращались в высокохудожественный образ.
С двух последних жутковатых групповых портретов изображающих регентов и регентш – попечителей приюта для престарелых (в одном из таких приютов Халс вскоре окончил свою жизнь), смотрят бессмысленные и недобрые лица. аппарата, армии и т. п. 2) Ре-лиг. Хальс преодолевает композиционную скованность ранних нидерландских групповых портретов. Заметными густыми мазками неразведенной краски просто «вылеплено» лицо модели. 1600–1603) у К. ван Мандера в 1610 был принят в местную гильдию художников («гильдию святого Луки»).
Вибрирующее очертание силуэта, скользящие лучи света, бегущие облака, на фоне которых изображена цыганка, наполняют образ трепетом жизни. Они сами умеют за себя постоять. Нам остается лишь гадать об этом.
Преуспевающие дельцы и их сытые семьи предпочитают пышные, приукрашенные изображения. Мимолетность состояния людей выражена в их позах и мимике. Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. Но, быть может, Хальс создавал свои шедевры прямо на холсте, без подготовительных этюдов. Георгия, а являлся членом, скажем, стрелковой роты св.
Такое установление ввели ревностные протестанты, поднявшие в 1581 году восстание против испанцев. Халс был дважды женат имел двенадцать детей, многие из которых также стали живописцами. А еще через год он женится.
От портрета веет живостью и непосредственностью и мы с удивлением узнаем – офицеры размещены, согласно традиции, в строгом соответствии с их рангом (слева направо). В этой работе Хальс создал подчеркнуто-чувственный образ. Жизненный путь великого голландского художника закончился трагически. Это состоятельная заказчица и художник прикладывает все мастерство, чтобы показать украшения и пышную дорогую одежду. Есть сведения, что в молодости он писал картины на религиозные и аллегорические темы. Неизвестный изображенный на картине из ленинградского Эрмитажа (50-е гг. ), еще чувствует свои силы, свои возможности, но в нем уже нет ни радости, ни веры.
Известность пришла к Халсу после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Портрет Малле Баббе (нач. В картине доминирует черный цвет. Этот пафос возник в результате становления национального и социального самосознания всего голландского народа, одержавшего победу над сильнейшим противником в лице Испании, долго владевшей Нидерландами. Приехав в Харлем, учился (ок.
В 1620-х Халс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623—1625, Музей западного и восточного искусства, Одесса). Роскошный костюм офицера недвусмысленно намекает нам на его социальное положение. Постановление городских властей Харлема от 1621 года предписывало ограничить его сроком не «долее трех или, в лучшем случае, четырех дней». Очень строгими были требования общественной морали, замешанной на кальвинизме.
У них было одиннадцать детей. Напротив, в поздних портретах регентов и регентш приюта для престарелых (оба произведения – 1664, там же) доминирует скорбное чувство бренности всего земного. 19в. Но о нем лично известно немного. Никак не подчеркнуто главенство полковника (сидящий крайним слева), наоборот, самой интересной фигурой становится капитан (в центре, с голубой лентой через плечо).
Он может быть самодовольным, самоуверенным и ограниченным, но ему почти неизменно присущи энергия, крепкая жизненная хватка, удаль и жизнелюбие. Преувеличенно важной кажется и поза с выпяченным вперед животом. Иное впечатление рождает поздний «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» (ок. Сама живописная манера получила особое содержательное значение. В 1585 году испанцы жестоко подавили восстание.
Халс любил подчёркивать в портретах своих соотечественников пафос самоутверждения. Уже во второй раз забеременела незамужняя дочь Сара, работавшая на мануфактуре. Художник провел за мольбертом более полувека. Его "Кормилица с ребенком", 1619-20 (на след. Внимательный взгляд кареглазого ребенка обращен на что-то любопытное вверх и вправо. Халс Франс.
Несчастье в семейной жизни, однако, не помешало Хальсу творить. Герой «Мужского портрета» (до 1660г. ) откровенно выказывает свое пренебрежение по отношению к окружающим. На цыганок, однако, подобные указы не распространялись. В течение всего творчества он обращался к групповым портретам, заслужившим громкую славу. Эти легендарные картины уже неоднократно экспонировались в ГМИИ им. Таковы его картины «Веселый собутыльник», «Лейпциг», «Мулат», «Амстердам», «Улыбающийся офицер».
По традиции каждая из них иллюстрировала какой-нибудь порок или добродетель. Их в каждом городе и в каждой деревне ждали плеть, виселица и раскаленное клеймо. О том, как быстро росло мастерство Хальса, свидетельствует его картина "Банкет офицеров роты св. Лука» действительно была украдена, но не из основной экспозиции, как в фильме, а с «Выставки картин западноевропейских мастеров XV-XVIII вв. В 1661 году за неуплату членских взносов Хальса исключили из Гильдии св. Взгляд, направленный на зрителя, полон внимания интереса и доброжелательности.
Нам остается лишь делать предположения. Чувство горечи, разочарования ощутимо в «Портрете мужчины в черной одежде» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж), в котором тончайшие красочные оттенки лица обогащаются и оживают рядом со сдержанными, почти монохромными черными и белыми тонами. Георгия» (1616) ощутим дух героизма, боевого товарищества, нет главных и второстепенных персонажей.
В «Портрете регентов» всех объединяет чувство разочарования и обреченности. Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа. «Хальс изображает стрелков за банкетом в честь окончания срока службы. Кроме того, пожалуй, что ему двадцать шесть лет (возраст его указан в правом верхнем углу картины) и что он — офицер (об этом говорит шпага у пояса «кавалера»).
Всего в Харлеме было две роты народной милиции, члены которых наблюдали за порядком в городе. Халс Франс, Гальс (Hals), голландский художник, портретист. Рукав "Улыбающегося кавалера" написан Хальсом с большим мастерством. Не стремясь нравиться заказчикам, художник теряет популярность. В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов. Богато расшитое платье и кружевной чепец ребенка написаны очень искусно и реалистично.
Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов. Большинство X. находилось в наследств. Георгия" (1616) – самый масштабный групповой портрет в истории жанра.
Например, та, что держит веер и перчатки, – скорее всего, знатная особа. – Вызывающе независимая поза (правая рука небрежно упирается в бок), распущенные по плечам волосы и эффектно наброшенный плащ, так же как взгляд прищуренных глаз и скептическая улыбка, рисуют человека самоуверенного и несколько надменного, самовлюбленного и преисполненного сознанием достоинства собственной персоны. Пушкина представляет малознакомое широкой публике полотно «Евангелист Марк» кисти выдающегося голландского мастера Франса Халса Старшего (1582-1666), который снискал известность благодаря большим групповым портретам членов стрелковых обществ и регентов госпиталей. Последние его портреты написаны короткими мазками, одежда предельно схематизирована (словно и она уже становится лишней, мешает художнику сосредоточиться на лице человека).
В самом деле, в архивах Харлема есть записи он некоем Франсе Хальсе, дебошире и пьянице, тиранившем жену и детей. 17 – нач. Но для нас большой разницы в этом нет. 1650).
X. сыграла большую роль в сикхов восстаниях (кон. Решительные изменения коснулись групповых портретов офицеров стрелковой роты Святого Георгия (1639, Харлем, Музей Франса Халса) и роты капитана Рейнера Рида (1633, Амстердам, Рейксмузеум). Но тот человек был ткачом и, следовательно, никакого отношения к художнику Хальсу не имел. Он поднял бокал, приветствуя собравшихся. История полотна «Евангелист Марк» по сравнению с тремя другими картинами этого цикла наиболее драматична.
В его бумагах сохранились кипы неоплаченных счетов от мясника, пекаря, сапожника. Так проходит слава живописца по имени Франс Хальс. Ничто в его облике не говорит о религиозном самоотречении или фанатизме. Однако в образах Хальса самого конца 30-х и 40-х годов появляются задумчивость и грусть, прежде абсолютно чуждые его персонажам (портрет Виллема Хейтхейсена Брюссельского музея), а порой проскальзывает легкая ирония в отношении художника к ним.
Все в этой женщине просто и все прекрасно. Вполне возможно, что он не относился именно к роте св. Быстро и виртуозно положенные, они воссоздают мимику и движение, преображаются в различные, точно схваченные и воспроизведенные пластические формы. От портрета веет живостью и непосредственностью и мы с удивлением узнаем – офицеры размещены, согласно традиции, в строгом соответствии с их рангом (слева направо). Старость, по мнению Халса, разрушает не только тело, но и душу человека.
Хальс преодолевает композиционную скованность ранних нидерландских групповых портретов. К сожалению, сведений о жизни Франца Хальса дошло до нас немного. Но изображая людей разных сословий и питая ко всем симпатию, Халс всё-таки был художником, не стремившимся (или не умевшим) проникнуть во внутренний мир своих персонажей. – настоящий, чистый, подлинный), – 1) В ср.
Не сохранилось никаких предварительных набросков к его картинам. Хальс преодолевает композиционную скованность ранних нидерландских групповых портретов. Модели разобщены, бессильны, у них мутные взгляды, опустошение написано на их лицах. Именно эмблему Меркурия художник изобразил между прорезями рукава кавалера. Последние работы художника пронизаны мрачным пессимизмом.
Высшее достижение Хальса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь в приюте. В двух знаменитых портретах (1664) Хальс изображает: в одном – регентов, в другом – регента госпиталя в Хаарлеме. Первое предположение напрашивается само собой. Однако Халс умел передать индивидуальность модели (улыбку, мимолетное, но характерное движение головы и рук), находя для этого каждый раз неповторимые художественные средства.
Франс Халс (1582/1583-1666) родился в семье фламандского ткача Франсуа Франса Халса ван Мехелена. В 1585 г. пал Антверпен и, подобно большинству его жителей, семья Халса бежала на север и обосновалась в Харлеме. В 1600-1603 г. г. В эмоциональном состоянии, полном динамики, он улавливал наиболее характерные индивидуально-выразительные черты моделей и видел в этом сгусток пойманной жизни, сердцевину образа («Цыганка», «Малле Бабе»). Изменяется колорит, построенный на оттенках черных и серых тонов.
стр. ) – выразительный тому пример. Между ними было как бы разделение труда: многие художники работали только в одной узкой области. Вполне вероятно, что на картине "Поющие мальчики" (вверху) Хальс изобразил своих сыновей, а моделью для "Поющей девочки", ок. В образе мужчины на портрете из Кассельской галереи (1660-1666) мы видим не привычное самоутверждение и браваду, а печаль и апатию, словно внутренняя энергия его иссякла и он пассивно следует течению жизни. Испытал большое влияние караваджизма (проявившееся в любви к ярким бытовым типажам, представленным крупно и экспрессивно), но главным выразительным средством стали у него не караваджистские световые контрасты, а сама красочная стихия, живой, динамичный мазок, с годами все более смелый и легкий. Честный труженик – будь то купец или ремесленник – любил нехитрую поучительность этих картинок.
Но портретируемых объединяют общие черты: цельность натуры, жизнелюбие. Умер художник в 1666 году. В том же 1630 году появляется и знаменитая «Цыганка» – портрет, необычный для того времени.
– Он создает новый в европейском искусстве тип портрета – так называемый жанровый портрет. Крупная группа больших полотен находится ныне в Музее Франса Халса в Харлеме. Но бывали и исключения. Лицо обрамляют легкие золотистые волны коротких волос. У самого Халса тоже есть ряд таких произведений. На самом деле дело обстояло абсолютно иначе. Была ли она ведьмой. Луки (этот святой почитаем художниками в качестве покровителя их профессии, поскольку написал первый портрет Богоматери).
Несмотря на всю парадность, портрет не потерял своего демократического характера. Это прозвище она получила за демонический смех, а еще за сову, что вечно сидела у нее на плече. Халс, кажется, более отстра-ненно, чем обычно, смотрит на свою героиню. Его самые масштабные вещи – большие многофигурные портреты – выразительно обозначили как его творческую зрелость, так и позднюю манеру (все они хранятся в Музее Ф. Халса в Харлеме). В чем своеобразие портретов Хальса.
А Питер Якобе Оликан (портрет которого Хальс написал в 1639 году), владевший двумя крупнейшими городскими пивоварнями, пять раз переизбирался на пост бургомистра. Портреты 1650–60-х гг. Тогда ещё абсолютно неизвестный художник только начинал попытки создания первых шедевров. Он писал портреты почтенных горожан в семейном кругу – муж, жена, ребенок. В это время город покинуло множество людей – как протестантов, так и католиков.
Одному только пекарю Хальс был должен более 200 гульденов.
Возможно, картину, нетипичную для художника по сюжету, последующие владельцы хотели сделать более «халсовской», превратив ее в портрет. В 20-х гг. Франс Халс, работая исключительно в области портрета, создает целую галерею представителей современного ему голландского общества: «Портрет Исаака Абрахамса» (Isaac Abrahamsz Massa, 1626), «Веселый собутыльник» (The Merry Drinker, 1628), «Весельчак» (The Jolly Reveller, 1628-1630), «Цыганка» (Gypsy Girl, 1628-1630). В 1630-е г. г. В то же время в его безжалостном, твердом и умном взгляде неожиданно улавливается оттенок разочарования, словно в этом человеке, богатом, уважаемом в обществе, достигшем всего, к чему он стремился, таится сожаление о прошлом — о своей молодости и молодости своего поколения, чьи идеалы забыты, а жизненные стимулы угасли. Луки.
В конце 20-30-х гг. Линник). Город богател и стал проявлять большой интерес к искусству.
ренту-налог (харадж) непосредственно гос-ву. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св.
Это — один из самых «мажорных» портретов Хальса. То же самое можно сказать и о чопорных старухах, сидящих по краям стола. Обучившись профессии, принятый в гильдию Св.
Опекуном Анетье в то время был Геррит Гиблант, очень влиятельный в городе человек. В ином эмоциональном ключе решен «Портрет регентш». На заднем плане внимательный зритель видит выглядывающую из двери старуху. Он состоятелен и независим, насмешлив и, пожалуй, полон апломба.
Чувство гордости новых хозяев страны Халс сумел подметить одним из первых и неоднократно воплощал во многих портретных образах в 20-30-е годы. «Портрет Виллема Хейтхейссена» выполнен по типу парадного аристократического портрета в духе ван Дейка, но присутствует в нём и некая пародия, шарж: слишком уж горделива осанка, слишком выпячен локоть, слишком далеко отставлена шпага – всё слишком, что и создаёт впечатление шаржа. 1620-1640 годы – время наивысшей популярности Халса. В Харлем бежали иммигранты со всех сторон. Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса. гос-в (в Иране, Индии) см.
Цыганка — с непокрытой головой (верх неприличия), распущенными волосами и смелым декольте — отчаянно не похожа на чопорных и сухих добродетельных матрон, которых мы во множестве встречаем, на заказных портретах Хальса. Молодые люди отдыхают под раскидистым деревом. "Смеющимся", кстати, кавалера назвали только в конце XIX века. Внимательно разглядывая рукав, мы можем выделить два основных типа мазка.
Сын фламандского ткача, Халс с раннего детства жил в Харлеме. Кроме портретов, Франс Халс писал жанровые сцены, картины с религиозным мотивом. характер портретов Халса изменился. Доходы с X. шли на содержание гос. Возможно, по этой причине ранние биографы Халса считали его завсегдатаем кабаков. Герои этого и других групповых портретов полны бодрости и энергии, ведут себя раскованно и свободно, в отличие от аристократов, скованных этикетом.
Все персонажи этих сценок (например, пьяница) были стереотипными. Кузнецов). Мерцает жемчужное колье на стройной шее и браслет на изящной руке, которая держит розу. Искусство Хальса было мощным стимулом и источником вдохновения для художников различных специальностей, различных интересов.
Их побаивались им заранее приписывали преступные наклонности. Халс неоднократно обращался к этому мотиву в полуфигурных жанровых портретах. В 1765 X. создала в Пенджабе гос-во сикхов.
Его своеобразие и новаторство заключаются прежде всего в том, что это был пейзаж национальный, — в природе своей страны художники открыли красоту и поэтическое обаяние. Волосы и берет повторяют первоначально заданную форму круга. Кажется, что если бы в комнате были часы, мы услышали бы их тиканье. Луки, которая в те времена являлась аналогом Академии живописи, молодой Хальс становится для начала реставратором. Адриана.