Из огромного собранного материала в диссертации было использовано лишь самое важное и необходимое для осуществления главной задачи, которую мы видели в определении значения и места русского живописного наследия Гюбера Робера в его творчестве. Позже Гюбер Робер служить сыну маркиза, герцогу де Шуазель. Гюбер Робер (фр. Гюбер Робер – рисовальщик королевских садов // Вестник Челябинского Государственного Университета.
Картины Гюбера Робера в собрании канцлера князя А. А. Безбородко // Изв. Гюбер Робер и русские коллекционеры // Вестник Ставропольского государственного университета: ежекварт.
Графиня Головина пишет в своих записках: «Робер обедал у меня по четвергам и оставлял мне почти всегда по эскизу, начатому в 2 часа, а в 4 часа уже повышенному на стене моего салона». С этого момента интерес к Роберу неуклонно растет, его произведения участвуют во многих выставках, появляется обширная литература, трактующая разнообразные проблемы его творчества. Поначалу здесь, согласно древним источникам, проводились различного рода игрища, включая сражения с животными (венатионес), убийство пленников животными и другие казни (ноксии), водные битвы (навмахии) – для этого арена заливалась водой – и сражения гладиаторов (мунера). 2 В тексте ссылки на литературу приводятся в сокращении. Соединение в творчестве Робера присущих ясности и гармонии с декоративными реминисценциями рококо, веяниями сениментализма, предвестием раннего романтизма было созвучно русскому искусству.
РИО 1878, Т. 23 Сб. Запечатленный на портретах кисти Фрагонара французский аристократ, барон К. Р. несомненно, заслуживает внимания. В 1745 – 1751 учился у иезуитов в парижском Коллеж-де-Франс, в 1754 отправился в Рим вместе с послом Франции Этьеном Франсуа Шуазелем (у его отца служил отец Робера).
А. С. Это 39каталоги русских коллекций XVIII – начала XX веков: Строгановых (Cat. Какое благородство.
Некоторую информацию посчастливилось найти и в других архивах -Российском государственном историческом архиве (Аничков дворец и другие императорские собрания), Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга (собрание Фаберже), Российском государственном архиве древних актов, Москва (собрание Голицыных в Марьино). Однако основные иллюстративные источники связаны со второй из решаемых нами задач – определении места и значения «российских» произведений Робера в общей картине его творчества. Мы будем говорить об этих публикациях по ходу рассмотрения материала, так как обстоятельный обзор литературы содержится в диссертации и монографии Губерта Бурды (Burda 1967) "Руины в картинах Гюбера Робера". Юбер Робер (фр.
Неутомимый исследователь творчества Гюбера Робера Жан Кайо посвятил ему многочисленные статьи, каталоги и две монографии, одна из которых широко освещает деятельность мастера в области садово-паркового строительства (Сауеих 1987), другая подводит итог многолетним поискам в архивах и музеях, определяет основные этапы жизни Робера и проблемы, требующие дальнейшего рассмотрения (Сауеих 1989). 1923), Палей (Голлербах, 1923). Какое величие. Поскольку до сих пор их место в общем творчестве Робера так и не было раскрыто, мы делаем попытку восполнить этот пробел, а на «русском» материале – и другие лакуны в изучении наследия художника. 1923), Палей (Голлербах, 1923). Теперь эти ниши служили для самых разнообразных целей: одна заменяла кладовую, другая — полку для горшков и кружек, третья служила местом для разведения огня, на котором варились бобы».
Две коринфские колонны у узкого входа свидетельствовали о древности постройки. при жизни художника, удалось проследить и дальнейшую судьбу многих произведений, разошедшихся в разные музеи бывшего Советского Союза или проданных за границу и пополнивших зарубежные галереи, а также появляющихся ныне на художественном рынке уже без какой-либо информации об их русском происхождении или с искаженными сведениями о прежних владельцах (например, декоративные полотна в музеях Токио и Сент-Луиса, США). Таким образом, мы смогли уточнить в ряде случаев даты рисунков в соответствии с картинами. музей изобразительных искусств им. Серебрящаяся в солнечном свете зелень листвы и разбросанные среди нее фигурки людей в красных и белых костюмах придают декоративность полотнам Робера.
Она включала в себя пруд, множество бытовых зданий и сады. Д. В. Сарабьянов (1980, с. 47-56)2 блестяще определил особенность художественного развития России во второй половине XVIII века. игры проходили 1000 дней подряд. Подобные виды Робера, вроде полотна «Вид порта Рипетта в Риме» (1766, Париж, Школа изящных искусств) с изображением порта на Тибре, навсегда сохранили облик старинной постройки.
Еще раннее он работает в Версале над переустройством парка и получает звание «dessinateur des jardins du Roy». Или, напротив, картины современной жизни включаются в грандиозную театральную декорацию из античных памятников и все это, хотя и выглядит несколько бутафорски, является реальной жизнью Вечного города, где «былое» соседствует с «настоящим». Но Робер знал, что в Париже не найти тех видений, что питали его вдохновением. Таким образом, мы смогли уточнить в ряде случаев даты рисунков в соответствии с картинами.
Среди всех этих обязанностей Робер неустанно творит: пишет картины, панно, декорации, рисует углем, карандашем, сангиной. Один из символов Рима – Колизей, однако, на самом деле выглядит он не так замечательно и привлекательно, как мы привыкли его видеть на открытках и в кино. Первоначально получал духовное образование, предполагая стать священником. В 1790-е годы написал серию видов Большой галереи Лувра.
Испытал влияние Дж. Несколько особняком среди этих публикаций стоят изданные в сборнике материалов петербургской Академии художеств (Петров 1864) документы, содержащие интересные подробности поступления картин Робера в собрание Александра I. Следующая группа документальных источников, позволяющих восстановить наследие Робера, гораздо многочисленнее. Rastaptchine 1850), Голицыных (Голицынский музей 1869), Шуваловых (Коноплева.
Stroganoff 1793, 1800), Александра I (Архив Государственного Эрмитажа), Юсуповых (Cat. Robert" или инициалы "H. R. ". Дидро спрашивает: «Но, Робер, ведь Вы уже так давно делаете наброски, разве Вы не можете создать законченное произведение. », а представитель мелкой критики в брошюре «Merlin au Salon de 1787» ядовито замечает: «Я предполагаю, что некоторые Ваши картины написаны entre la poire et le fromage». Деятеленость Робера чрезвычайно разнообразна.
Двухсотлетний юбилей Гюбера Робера и знакомство с каталогом выставки 1933 года в музее Оранжери побудили Т. Д. Каменскую (1939) вновь привлечь внимание специалистов и любителей искусства к богатейшему российскому наследию художника. Известен живописными фантазиями, чей основной мотив — парки и реальные, а чаще воображаемые «величественные руины» (по выражению Дидро), множество набросков к которым он сделал по время пребывания в Италии. Каприччо Робера высоко ценились современниками, о нем писал в поэме «Воображение» (1806) Жак Делиль, Вольтер избрал его для украшения своего замка в Фернее. Youssoupoff 1839), Ростопчина (Cat. Освобожден в 1794 после падения Робеспьера. Принял участие в реконструкции парка в Версале (1775).
При Веспасиане Колосс был переименован в статую бога солнца Гелиоса. Французский художник и рисовальщик. Расцвет творчества Робера пришелся на годы правления Людовика XVI, называемые временем «старого режима» (1760—1789) или временем «стиля Людовика XVI». Youssoupoff 1839), Ростопчина (Cat. Отличается он и от своих соотечественников де Маши и Клериссо, которые пред ставляют своим искусством действительно вполне достойный пере вод на остроумный французский лад архитектурных элегий Панни ни. Особое место занимают гравюры с картин, принадлежавших князю М. П. Голицыну, сделанные А. П. Грачовым в 1824 году перед продажей собрания.
В 1806 году они были приобретены Марией Федоровной. К сожалению, последнее из значительных зарубежных исследований искусства мастера, осуществленное П. Р. Радизич (Radisich 1998) и анализирующее содержание многих произведений художника, ограничивается лишь кратким упоминанием некоторых российских картин иногда с неверными сведениями. Список сокращений использованной литературы дан в конце работы. А. С.
В этих случаях время создания рисунков и картин почти или полностью совпадает. А. С. Пушкина). Многие другие исследования автора опубликованы в каталоге выставки «Гюбер Робер и русские коллекционеры» (1999, Музей Валанса). А. С. Пушкина Дворец-усадьба Архангельское частн. В старости был практически забыт, однако его образы с их тонким ощущением контрастного взаимодействия разных исторических эпох оказали большое влияние на развитие романтизма.
В качестве пенсионера академии жил в 1754-1765 годах в Италии, преимущественно в Риме Его прозвищем было «Робер развалин» (Robert des Ruines). Б. Пиранези. Это уже не холодный гранит, не суровый камень, а нечто живое, мягкое, теплое. Не получив пенсии от парижской Академии художеств, он все же отправился в Рим, где работал среди учащихся Французской академии в палаццо Манчини на Корсо. С 1754 по 1765 учился и работал в Риме, где познакомился с Фрагонаром и вместе с ним рисовал виды виллы дЭсте (Париж, Лувр).
Колизей находится недалеко от «Золотого дома» Нерона, который был построен после римского пожара 64 года н. э. Член Королевской академии живописи и скульптуры (с 1767) и почётный вольный общник АХ в Петербурге (с 1802). В тюрьме Сен Лазар он написал полотно «Праздник весны» (1794, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им.
Однако, основываясь в таком случае для определения времени возникновения картин на дате, стоящей на графическом листе, следует принимать во внимание и другие изложенные выше особенности творческого метода римского периода, так как встречались подобные случаи и в период зрелости ("Крестьянское жилище", "Античные руины с обелиском в глубине"). Письма и мемуары современников следует назвать в первую очередь, хотя основная роль в этом вопросе отводится не им. На некоторых картинах среди изображённых людей художник оставлял свой автопортрет (седовласый мужчина средних лет). Позднее варьировал прежние мотивы, в новых же вещах все чаще сочетал достоверные виды с придуманными деталями ("Разрушение моста Нотр-Дам", 1786-1788, Музей Карнавале, Париж и др. ) иногда склонялся к романтической фантастике, представляя в виде руин вполне сохранные здания (в том числе Лувр). Мы39 пришли к выводу, что следует отказаться от распространенных представлений о якобы меньшей художественной значимости поздних работ мастера, так как они опровергаются великолепными декоративными ансамблями, находящимися в России и даже самой последней из датированных серий – авиньонской (1804 г. ), достойными времени самого яркого творческого расцвета художника в 1770-1780-х годах. Приходилось возвращаться домой.
При Веспасиане Колосс был переименован в статую бога солнца Гелиоса. На этом пути уже достигнуты определенные успехи: на основании проделанной нами работы по определению времени возникновения недатированных живописных произведений мистера был включен в выставку «Жан Оноре Фрагонар и Гюбер Робер в Риме» (1990-1991, Французская академия, Рим)1 ряд картин, которые удалось отнести к раннему периоду творчества. Познакомился с Дж. Пиранези испытал влияние последнего, а также Дж. П. Паннини. Первоначально получал духовное образование, предполагая стать священником. С этим событием связано и появление цикла полотен с видами парка Версаля.
1 Архив Государственного Эрмитажа. В этих случаях время создания рисунков и картин почти или полностью совпадает. Уникальный случай представляет собой работа над эрмитажным "Каналом". Поэтика руин исторической бренности формируется уже в его рисунках сангиной, сделанных на вилле дЭсте под Римом (Лувр).
Оп. Некоторые любопытные уточнения, относящиеся к частным петербургским коллекциям, мы находим в мемуарах польскою короля Станислава Августа Поня говскою (Mmoires secrets 1862) и книге Г. фон Раймерса (Raymers 1805), посвященной культурным достопримечательностям Петербурга. Был выявлен ряд положен, которые оказалось возможным отнести к начальному периоду творчества39 и рекомендовать включить в организованную Французской академией выставку, посвященную пребыванию Робера и Фрагонара в Риме (1990-1991 Roma). Был выявлен ряд положен, которые оказалось возможным отнести к начальному периоду творчества и рекомендовать включить в организованную Французской академией выставку, посвященную пребыванию Робера и Фрагонара в Риме (1990-1991 Roma). можно найти имя: "Hubert Robert", "H.
Позднее варьировал прежние мотивы, в новых же вещах все чаще сочетал достоверные виды с придуманными деталями (Разрушение моста Нотр-Дам, 1786–1788, Музей Карнавале, Париж и др. ) иногда склонялся к романтической фантастике, представляя в виде руин вполне сохранные здания (в том числе Лувр). РИО 1881, Т. 33), а также письма цесаревича Павла Петровича, Н. Б. Юсупова, Робера и К. Ж. Верне, в которых обсуждается заказ серии декоративных полотен наследником престола (Золотов 1958 Юсуповы 1867).
С 1784 был хранителем луврской картинной галереи. Подобно художникам О. Фрагонару и Ж. -Б. С. Робер был парижанином он занимался в мастерской скульптора М. Слодца и в кругу братьев которого, художников-пейзажистов, началось его увлечение пейзажем. Вторая композиция – та же галерея, но в руинах, поросших травой и кустарником.
Они гармонично вписывались в интерьеры дворцов, в убранстве которых ценилась «пейзажность» как один из важных стилевых принципов эпохи неоклассицизма, в недрах которой формировалось предромантическое видение мира. Стал планировщиком королевских садов, хранителем королевского музея, канцлером Академии и др., занимался убранством резиденций короля, королевы и высших придворных (дворцы в Трианоне, Меревиле, Эрменонвиле). В ходе Французской революции был в октябре 1793 арестован по подозрению в нелояльности, заключен в тюрьму Сент-Пелажи, затем в тюрьму Сен-Лазар. На этом материале, как уже было сказано, мы собираемся решить упомянутые задачи: определение путей становления мастерства Гюбера Робера, выявление его ранних живописных работ определение значения позднего периода творчества подробное изучение декоративных ансамблей и принципов их построения и компонования, а также реконструкция нескольких разрозненных сюит. Обстоятельная монография Гюнтера Херцога «Гюбер Робер и картина в саду» (Herzog 1989), посвященная анализу теории и практики садово-паркового строительства, определению роли Робера в этом искусстве и соотношению в его творчестве пейзажа в картине и картины в пейзаже, – за небольшим исключением – не уделяет внимания русским произведениям художника. Наконец, значительное место среди источников занимают документы из Архива Эрмитажа.
Его картины, выставляемые в Салонах (Римский порт, 1766, Музей школы изящных искусств, Париж и др. ) быстро завоевали популярность. Среди наиболее известных живописных полотен Робера цикл картин с античными памятниками южной Франции (Мост Гарда, Триумфальная арка и амфитеатр Оранжа, 1787, Париж, Лувр), а также предпринятая им в 1790-е серия видов Большой галереи Лувра. Попытка определить время возникновения недатированных работ мастера увенчалась успехом. Наконец, ему поручают хранение картин Королевского Музея (garde des tableaux du Musum du Roy). Rastaptchine 1850), Голицыных (Голицынский музей 1869), Шуваловых (Коноплева. Попытка определить время возникновения недатированных работ мастера увенчалась успехом. XVIII столетия.
«Робер писал картину так же скоро, как письмо», добавляет Виже-Лебрен. От великого князя Павла, путешествовавшего по Европе под именем «князя Северного», он получил заказ на полотна для Павловского дворца. Stroganoff 1793, 1800), Александра I (Архив Государственного Эрмитажа), Юсуповых (Cat. Определено их место в общем наследии мастера: для многих произведений выяснено время их создания (все полотна римского и большая часть – позднего периодов) в отдельных случаях выявлены изображенные архитектурных памятников или источников их вдохновения (например, «Терасса в парке Марли» и ансамбль 1802 года из Эрмитажа, а также серия 1802-1803 годов из Воронцовского дворца в Алупке), найдены эскизы, подготовительные рисунки и живописные варианты и. наконец, в ряде случаев уточнено происхождение картин.
Этим объясняется колоссальное количество его творений. Какой эффект. Счастливая жизнь» (1996). Название «Колизей» появилось в XIII веке и связано оно с тем, что рядом находился легендарный Колосс Нерона, который достигал 37 метров в высоту.
По возвращении, в Салоне 1769 года, где художник приобрел право ежегодно выставляться, получив звание члена парижской Академии художеств, Робер показал пятнадцать полотен, написанных в Италии. Эта статья о раннем творчестве Робера вышла в 1994 г. (Дерябина 1994). Какой эффект. Их можно считать подготовительными эскизами всей композиции (набросок каскада – к "Каскаду в парке Сен-Клу" из мятлевской серии) или отдельных мотивов (фигуры посетителей музея к изображению залов Лувра из дворца-музея в Павловске кариатиды к "Музыкантам" из серии в Архангельском).
В период революционных событий Робер был в качестве «подозрительного» арестован 29 октября 1793 года и до событий девятого Термидора 1794 года пробыл в заключении. В это же время ему была добавлена соответствующая солнечная корона Колизей – самый известный, самый большой и самый великолепный из амфитеатров древнего Рима. Это музеи Парижа (Лувр, Музей Карнавале, Музей декоративного искусства, Музей Мармоттан, Школа изящных искусств галереи Жана Кайо и Аарона, Музей дворца в Версале, части, собр. ).
Он навсегда остался художником эпохи «стиля Людовика XVI» при жизни его искусство находило заказчиков и он оставался одним из самых любимых мастеров XVIII века во все последующие времена. Паннини известного мастера ведуты и каприччо. Какая твердость и в то же время какая легкость, уверенность, непринужденность кисти. Палей в Царском селе, П. И. Щукина в Москве и др.
Ф. 4. Работал в Париже.
Строительство амфитеатра заняло восемь лет. Однако со временем Робер обращается к окружавшей его реальности и начинает писать виды Парижа и его окрестностей (Пожар в Опере, 1781, Париж, музей Карнавале). Одновременно изучить различные способы использования рисунков при создании картины.
Обширность и значимость российского наследия художника и его предстоявший юбилей побудили Эрмитаж организовать в 1983-1984 годах большую выставку к 250-летию со дня рождения Гюбера Робера. Но эта "отсрочка" сыграла для нас свою положительную роль. Одновременно в 1790-е годы он написал и серию воображаемых видов Большой галереи Лувра, как бы воскрешая в позднем творчестве жанр каприччо (Воображаемый вид Большой галереи Лувра в руинах, 1796, Париж, Лувр). Мы будем говорить об этих публикациях по ходу рассмотрения материала, так как обстоятельный обзор литературы содержится в диссертации и монографии Губерта Бурды (Burda 1967) "Руины в картинах Г39юбера Робера".
В ее небольшой, но обстоятельной монографии дается не устаревшая в эстетическом подходе разносторонняя характеристика искусства Робера на широком историческом фоне жизни Италии и Франции и, – что особенно ценно, – впервые картины и рисунки из Эрмитажа рассматриваются в связи с произведениями мастера из европейских собраний и определяется их место в его творчестве. Почти все современные Роберу критики нападают на него за спешку. Художник имел обыкновение оставлять на полотнах свои фирменные метки., Юбер (Rober, Hubert) 1733, Париж — 1808, Париж. В 1754 – 1765 жил в Италии. Хотелось подольше остаться в Риме и Роберу посчастливилось найти поддержку в лице де Бретейля, сперва приютившего его во Флоренции, а потом давшего возможность прожить в Риме еще более двух лет. Пушкина).
Известен живописными фантазиями, чей основной мотив – парки и реальные, а чаще воображаемые «величественные руины» (по выражению Дидро), множество набросков к которым он сделал во время пребывания в Италии. Каприччо Робера высоко ценились современниками, о нем писал в поэме «Воображение» (1806) Жак Делиль, Вольтер избрал его для украшения своего замка в Фернее. Это объясняется полным незнанием российского материала. Робер (Robert) Юбер (22. 5. 1733, Париж, – 15. 4. 1808, там же), французский художник.
Мы пришли к выводу, что следует отказаться от распространенных представлений о якобы меньшей художественной значимости поздних работ мастера, так как они опровергаются великолепными декоративными ансамблями, находящимися в России и даже самой последней из датированных серий – авиньонской (1804 г. ), достойными времени самого яркого творческого расцвета художника в 1770-1780-х годах. После возвращения в Париж выставил в Салоне 1767 несколько архитектурно-декоративных пейзажей (Римский порт, 1766, Париж, музей Школы изящных искусств). Робер увлекался пейзажем изучал архитектуру, путешествовал в Неаполь, Пестум, Геркуланум.
При этом они охватывают тридцать лет жизни мастера от 1773 до 1803 года. I, 2 Ф. 1. 2, 5, 6, 17. «Робер ласкающ, нежен, легок, гармоничен», — писал он.
Колизей, который называли амфитеатром Флавиев или амфитеатром цезаря, был построен императорами династии Флавиев как подарок гражданам Рима. Сохранилось несколько подготовительных рисунков. Новосибирска (Картинная галерея), Серпухова (Историко-художественный музей), Севастополя (Картинная галерея), Алугжи (Воронцовский дворец-музей), Житомира (Краеведческий музей), Сум (Музей города Сумы), Минска (Национальный музей Белоруссии). «Рим даже будучи разрушенным учит» — эта надпись Робера на одном из рисунков стала девизом его творчества, окрашенного поэтической влюбленностью в Италию. Как и Ж. Л.
Участник реконструкции парка в Версале (1775), хранитель Лувра (с 1784). Еревана (Картинная галерея Армении). Это каталоги русских коллекций XVIII – начала XX веков: Строгановых (Cat. Сюжет ассоциировался для художника с мыслью об освобождении.
Многие ценные сведения мы почерпнули из акварелей и дореволюционных фотографий интерьеров частных особняков, позволяющих порой получить воспроизведения картин Робера и определить их происхождение: акварели Ж. Меблюма (Эрмитаж) и В. С. Садовникова (ГРМ), представляющие первая -салон в доме П. С. Строганова на Сергиевской улице, вторая – зал в особняке Юсуповых на Литейном проспекте. Период 1754—1765 годов он провел в Италии, занимаясь под руководством Дж. П. Быстрота его работы – изумительна. Активно разрабатывал модную тему, создавая как штучные произведения, так и циклы, рассчитанные на оформление больших интерьеров (Интерьер храма Дианы в Ниме, Храм Юпитера в Риме, 1760-е годы, Лувр и др. ).
Юбер Робер является каким-то антипо дом и суховатого Паннини и грандиозного «романтика» Пиранези. собр. ), Петербурга (Эрмитаж Музей-заповедник Павловск Государственный музей-заповедник Царское Село, г. Пушкин). Название «Колизей» появилось в XIII веке и связано оно с тем, что рядом находился легендарный Колосс Нерона, который достигал 37 метров в высоту. эстетическим запросам просвещенной русской общественности1.
Их можно считать подготовительными эскизами всей композиции (набросок каскада – к "Каскаду в парке Сен-Клу из мятлевской серии) или отдельных мотивов (фигуры посетителей музея к изображению залов Лувра из дворца-музея в Павловске кариатиды к "Музыкантам" из серии в Архангельском). Это подтверждает Х. К. Андерсен в своем знаменитом романе «Импровизатор» (1835): «Жилищем служила старая полуразрушившаяся древняя гробница. В 1790-е годы написал серию видов Большой галереи Лувра.
Первая и большая часть документальных источников позволила выявить «русское» живописное наследие мастера и уточнить происхождение некоторых произведений. Какое величие. Д. Дидро хвалил его за «прекрасные и величественные руины». Но эта быстрота сказывалась отрицательно на качестве работы.
Его картины украсили многие дворцы, а затем музеи Европы, в том числе и в России, где его вещи охотно приобретали, начиная с эпохи Екатерины II. В 1784 году его назначают советником Академии и он участвует во всех художественных комиссиях: рассматривает присылки римских пенсионеров, задает темы на соискание призов. Подобный прием наблюдается в бывшей павловской, а ныне луврской паре полотен.
С годами все активнее обращаясь к окружающей его реальности, стал также одним из лучших мастеров «пейзажа-события» – с изображением значительного публичного происшествия типа стройки или катастрофы (Пожар в Опере, 1781, Музей Карнавале, Париж). И в то же время с большой тонкостью воссоздается атмосфера отдыха парижан в тихий солнечный день, когда происходит стрижка деревьев, в полотне «Версальский парк во время стрижки деревьев» (1780-е, Париж, Лувр). Богатый материал дали старые фотографии интерьеров домов Строгановых в Петербурге. Какое благородство. Оп.
Творческая фантазия и привычка отдаваться игре воображения не дает Роберу сделаться педантичным бытописателем, его французские пейзажи причудливым образом сочетают в себе подлинные городские и сельские виды с придуманными персонажами и никогда не существовавшими деталями (Разрушения моста Нотр-Дам, 1786—1788, Париж, музей Карнавале). Родился в Париже 22 мая 1733 в семье слуг дворянского дома. Еще раз стоит напомнить о собрании М. П. Голицына, гравированном А. П. Грачовым в 1824 году. Они напоминают музейные экспонаты, включенные в реальную среду.