Творческое наследие Джорджоне, созданное на протяжении практически одного десятилетия, занимает важнейшее место в истории венецианской живописи, а картина «Гроза» считается одним из прекраснейших и наиболее таинственных произведений художника. В картине Гроза Джорджоне изображает человека как часть природы. Возможно, с «Грозой» связан единственный сохранившийся рисунок Джорджоне (Роттердам, Музей Бойманс ван Бейнинген) – пейзаж с одинокой фигурой пастуха.
В последние десятилетия для постановки диагноза заболевания того или иного произведения, лечения и контроля за результатами оздоровительных процедур используются достижения физики, химии, биологии, других отраслей науки. За века «Юдифь» покрылась десятками, если не сотнями, лаковых пленок. семейство» (Вашингтон, Национальная галерея), «Паж со шлемом» (Лос-Анджелес, Музей изобразительных искусств), «Мальчик со стрелой» (Вена, Художественно-исторический музей), «Певец» (Рим, галерея Боргезе), «Воин и паж» (Флоренция, Уффици), «Автопортрет в образе Давида» (Брауншвейг, Музей герцога Антона-Ульриха), «Автопортрет в образе Давида» (Будапешт, Музей изобразительного искусства), «Христос, несущий крест» (Венеция, Сан-Рокко), «Мадонна со свв. Сегодняшний отдел реставрации Эрмитажа — это крупный научно-исследовательский и художественный комплекс, включающий в себя фиЗико-рентгеновскую и химическую лаборатории, биологическую группу и шесть мастерских, которые занимаются широким кругом проблем консервации и восстановления произведений искусства и предметов старины, оказывают «скорую помощь» экспедициям археологов при обнаружении древних памятников. 2004.
На протяжении XVI века его определяли как «солдата» изображения которых часто встречаются в венецианской живописи начала XVI века. Ясный покой и тишина разлиты в пейзаже в этот вечерний предзакатный час.
Из-за ребристого разряда молнии, освещающего всю сцену, картина осталась в истории под названием «Буря» (в русских источниках обычно Гроза). Интерпретации сюжета этой картины посвящена обширная литература. Картина «Три философа» итальянского художника Джорджоне.
Это заставляет предположить, что именно здесь таится ключ к пониманию содержания. 1510, Дрезден, Картинная галерея). На ней имеются лишь незначительные иногда точечные утраты. В настоящее время бесспорными портретами работы Джорджоне считаются только два.
Галерея Академии. Многие венецианские художники были связаны с кружками гуманистов, которые являлись их основными заказчиками. Известнейшие поэты и романтики Европы, признали Джорджо из Кастельфранко своим предтечей. Фигуры расположены уже в самой пейзажной среде, хотя еще в пределах переднего плана. И еще он успел воспитать ученика — гениального Тициана. // Художник.
И природа в картине Джорджоне также увидена глазами горожанина. «Гроза» — это, по существу, первый настоящий пейзаж в итальянской живописи, причем Джорджоне впервые в истории европейского искусства пытается передать состояние природы.
СПб., 2001. Он почему-то напоминает о художественном течении, которое возникло три столетия спустя: импрессионизме. // Художник. Не меньше споров вызывает и сюжет «Трех философов» (ок. 1507—1508, Вена, Музей истории искусства).
Дело в том, что на месте изображенной на переднем плане мужской фигуры то ли солдата, то ли другого персонажа, под рентгеновскими лучами проступает силуэт обнаженной женщины. Заказы на работы монументального характера – свидетельство перемен в стиле Джорджоне. Она присела вблизи небольших кустов покормить грудью ребенка. Общая направленность творчества Джорджоне определила интимно-лирическую окраску выполненных им портретов (Портрет юноши, Картинная галерея, Берлин-Далем так называемая Лаура, Музей истории искусства, Вена). Живопись, созданная рукой Джорджоне, сохранилась хорошо. Он же, видимо со слов Тициана, пишет, что Джорджоне был талантливым музыкантом («его игра на лютне и пение почитались в те времена божественными»). Прекрасный мужчина, его любили многие женщины Венеции, но не находя подходящей для себя, художник создает свою, воплощает свой идеал в картине «Спящую Венеру».
Эта картина — логическое завершение созданного Джорджоне жанра «сельской сцены», которая предстает в его последней работе в облике «счастливой Аркадии», где на лоне природы музицируют нарядно одетый патриций, пастух и прекрасная обнаженная нимфа, а вторая женщина склоняется над мраморным колодцем со стеклянным сосудом в руке, прислушиваясь то ли к звукам музыки, то ли к тихому журчанию воды. Уже в конце 15 века вместо икон в Венеции появились небольшие станковые картины, удовлетворявшие индивидуальным вкусам заказчиков. Небо затянуто темно синими облаками. Женщина, сидящая справа, кормит грудью младенца.
Однако художники, много раз бравшиеся за чинку картины, сильно исказили ее. Земля, воздух, свет, отражающийся от деревьев и домов, формируют одно единое целое. Около 1508-1509 Джорджоне создал одну из самых знаменитых картин в европейском искусстве – «Спящую Венеру» (Дрезден, Картинная галерея старых мастеров). Каждый в свое время покрывал «живописью» тетради и книги с помощью переводных картинок.
Но «Гроза» — первое произведение европейской живописи, тональность которого определяет состояние природы, ее жизнь. Лицо рыцаря задумчиво и печально, монах обращается к нам с патетическим жестом скорби. Затем Джорджоне заново переписал картину и превратил волхвов в трех философов. Столь же гармонично, как и сама богиня, вписывается в облик мирной природы и поселение на вершине холма (возможно, написанное Тицианом).
Все они получили блестящее гуманистическое образование, хорошо знали философию, литературу и музыку. И в то же время Венера Джорджоне — это земная женщина, полная чувственной прелести. Венеция. Некий чудак обвел все кирпичики и травинки золотом.
В действительности этот юноша — персонаж иного мира, далекого от сельской жизни и пастушеских забот. Потом прикладываете ее к поверхности, которую решили украсить, тщательно приглаживаете. Другие исследователи и толкователи видели в сюжете картины библейские аналогии — изгнание из рая Адама и Евы (на эти мысли, очевидно, наводила обнаженная женская фигура), бегство в Египет. В Кастельфранко, на родине художника, сохранился дом (палаццо Пеллиццари), который считается прежней собственностью Барбарелли.
Это неполная история интерпретаций сюжета картины, которых насчитывается более двадцати. London, 1900 Venturi L. Giorgione e il Giorgionismo. Реставрация проводилась с огромной осторожностью, бережностью и любовью. Ни один из них не прослеживается. Видимо, это определило и необычную тематику станковых картин Джорджоне. К сожалению, не сохранилось ни рукописей художника, ни его записок об искусстве, живописи и музыке, не сохранилось даже его писем. Они напитались почвенными водами, в которых содержится немало солей.
Тем не менее попытки объяснения сюжета продолжились и в 1969 году Эдгар Уинд предположил, что в «Буре» изображена «Аллегория Мужества и Милосердия» (Fortezza e Carita) многие эксперты разделяют его точку зрения. Сюжет «Грозы» — или «Пейзажа с грозой, цыганкой и солдатом», как названа картина у Микиэля, — остался неразгаданным, несмотря на бесчисленные и самые остроумные попытки его расшифровки. Как в «Трех философах», так и в другой знаменитой картине — «Гроза» — Джорджоне не обращается ни к церковной легенде, ни к античному мифу — и в этом он пошел дальше самых смелых своих современников. — В Эрмитаже произошло событие огромной важности. Антонием и Рохом» (Мадрид, Прадо), «Мужской портрет» (Сан-Диего, Калифорния, Музей искусств). 1961.
Этим произведением я не уставал любоваться, восхищаться, много писал о нем. Это неполная история интерпретаций сюжета картины, которых насчитывается более двадцати. Это позволяет предположить, что персонажей не объединяет какая-то сюжетная линия. Джорджоне не столько строит форму с помощью рисунка, сколько «лепит» ее сразу цветом.
Три философа изображенные художником в одноименной картине интригующе неопределенны: старец, мужчина среднего возраста и юноша, представленные рядом с темной пещерой, предположительно на фоне заката в горной долине, могут быть и тремя волхвами и аллегориями разных наук (астрологии, философии, математики) и, наконец, фигурными воплощениями трех разных эпох в жизни человечества (ветхозаветно-библейской, средневеково-схолатической и ренессансной). Как отмечал в своих работах исследователь Бернсок «иметь картину у себя дома стало для венецианцев такой же потребностью, как слушать музыку» и, благодаря своим разносторонним талантам и душевной щедрости, Большой Джорджо мог полностью удовлетворять обе эти потребности. В середине первого десятилетия XVI в. Джорджоне был уже знаменитым мастером. В собрании Габриэля Вендрамина Микиель видел самое загадочное произведение Джорджоне известное теперь под названием «Гроза» (Венеция, Академия). Джорджоне прекрасно пел и играл на лютне, это позволило ему приобщиться к избранному кругу богатых и знатных молодых патрициев, которые мечтали «всю землю превратить в сад веселья». Были попытки наделить персонажей именами (например, Архимед, Птолемей и Пифагор), а также представить их как олицетворение трех возрастов человека. Затянутое облаками небо освещено вспышкой молнии, предвещающей неизбежную бурю. Это наполняет картину особой лирически проникновенной атмосферой.
Оба датируются серединой первого десятилетия XVI в. Один из них, так называемая «Лаура» (Вена, Художественно-исторический музей) имеет на обороте надпись: «1506, 1 июня это было закончено рукой мастера Дзордзо из Кастельфранко, коллеги мастера Винченцо Катены, по заказу мессера Джакомо. » Из нее следует, что по крайней мере в означенный год Джорджоне работал совместно с Катеной, хотя и неясно – в одной ли мастерской или просто над одним заказом. Выяснилось, что на месте пастуха ранее была написана обнажённая женская фигура. Milano, 1955 Pallucchini R. Giorgione. Voi. 9 Виппер 1977.
Все же в окончательном варианте Джорджоне изобразил мужчину, взгляд которого привлекла обнаженная женщина. 5 Сонина Т. В. «Вечная связь и узы мира» («Спящая Венера» Джорджоне) // Образы любви и красоты в культуре Возрождения: Сб. Белоусова считала, что сюжет картины связан с «» Боккаччо. В XVI в. картина находилась в собрании Иеронимо Марчелло в Венеции, где ее видел Микиель. Это был мастер, не всегда доступный пониманию и не дававший легкой и счастливой возможности быстрого сближения с ним и проникновения в мир его художественных образов. Неугасающий интерес к картине «Гроза» сохраняется уже на протяжении свыше четырех веков.
Джорджоне родился в небольшом городке Кастельфранко, местечка Венето недалеко от Венеции. Но, по крайней мере, два из них являют нам новый тип портрета-картины. А следовательно, можно определить автора картины (как по почерку устанавливают, кто автор рукописи).
Bergamo, 1948 Coletti L. Giorgione. Думаю, что реставрационные работы подобного масштаба случаются раз в столетие. Видимо и сама гроза имела символическое значение. Но сейчас должен признаться: с тех пор, как закончилась реставрация «Юдифи», я изменил «Спящей Венере». Это не так.
Порой не знаешь, что делать. В картине нет ярких красок, все тона приглушены. Нэнси Томсон де Груммонд (1972) трактовала картину как «Легенду о св. Наконец, рентгенография.
Единственный живописный вариант этого Автопортрета (Брауншвейг, Музей герцога Антона Ульриха), по мнению ряда исследователей, является подлинником, нижняя часть которого, с головой Голиафа на парапете, ныне утрачена. Это и вызывает такой разнобой мнений в их истолковании. Milano, 1968 Kes-selhut U. Giorgione.
С именем Джорджоне связывают ряд портретов. В 1939 году была сделана и опубликована рентгенограмма картины. 58 JoverM. Момент наступления бури, раздираемый молнией фон.
СПб., 2000. После этого двое исследователей (Фьокко, 1948 Гилберт, 1952) решили, что у картины и вовсе нет сюжета, но изображён просто идиллический пейзаж. М., 2008 Cook H. Giorgione. Поэтической вершиной искусства Джорджоне стала «Спящая Венера». Патетическое начало, присущее этому портрету, характерно и для другой, возможно, портретной работы Джорджоне — Старухи (1506—1508, Венеция, Галерея Академии), происходящей, как и Гроза из собрания Габриэле Вендрамина. Густая черная полоса — это фотоаппарат заметил на полотне сравнительно свежую краску.
Светло-серые пятна — будто туман лег на этот участок полотна—свидетельствуют: кто-то ремонтировал картину очень давно, возможно, несколько веков назад. Milano, 1955 Pignatti T. Giorgione. Они же проясняют надписи, которые, казалось бы, невозможно прочесть — так они были замазаны. Художников интересует теперь не только человек, но и его окружение, пейзаж. М. Кальвези (1962) предположил, что на картине изображено «Нахождение Моисея», причём, «цыганку» представил как дочь Фараона, а пастуха как Гермеса Трисмегиста – охранителя ребёнка.
Певучее и идеальное тело Венеры, богини любви исполнено царственной простоты. Berlin, 1971 Einem H. von. Помните технологию того процесса. Гуманисты Венеции часто связывали представление о гармоническом существовании с жизнью человека на лоне природы.
Других дат его рождения нет. Тем не менее попытки объяснения сюжета продолжились и в 1969 году Эдгар Уинд предположил, что в «Буре» изображена «Аллегория Мужества и Милосердия» (Fortezza e Carita) многие эксперты разделяют его точку зрения. Firenze, 1991 Rapp J. Die Favola in Giorgiones Gewitter // Pantheon. В ней не заметно следов человеческой деятельности или труда крестьян. Но, в отличие от работ да Винчи, глубокий лиризм искусства которого носит весьма скрытый и как бы подчиненный пафосу рационального интеллектуализма характер, лирическое начало в своем ясном согласии с рациональным началом в картинах Джорджоне дает себя чувствовать с необычайной силой. 1509—1510, Париж, Лувр), по-видимому, законченный Тицианом. И в «Сельском концерте», в этом истинно джорджоневском мире «счастливой Аркадии», мире, полном невыразимого очарования, начинают звучать новые ноты.
От всех этих фресок остался один небольшой неясный фрагмент. Это слово в эпоху Возрождения было синонимом слова «ученый», «гуманист». Молодой венецианец, проживший чуть больше тридцати лет, написал «Грозу» за два года до смерти – в 1508 году. Плавные и чистые линии ее тела похожи на невысокие окрестные холмы.
Либерале, которому посвящен собор). Bine Neuinterpretation // Pantheon. Люди и природа сплетаются в единое, полное поэтического настроения гармоническое целое. Задним фоном картины служат развалины строений с колоннами. Небо, дерево, дальаий пейзаж, трава, стена — все было переписано ими заново.
Литература о Джорджоне: Вазари 2001. Действительно, с именем художника связано много неясного. Де Минерби (1939) считал, что на картине изображён миф о Венере и Адонисе. Всю жизнь я преклонялся перед картиной Джорджоне «Спящая Венера», хранящейся в Дрезденской галерее. 1998.
Неизвестно, кем был мессер Джакомо, равно как непонятным остается определение картины – «это». Картина «Гроза» воистину революционна по своей жанровой структуре: главным героем властно становится здесь именно грозовой пейзаж с молнией на заднем плане, а фигуры (мужчины слева и полунагой женщины, кормящей ребенка справа) превращаются почти что в чистый стаффаж, хотя, несомненно и наделены своей, до сих пор неясной, сюжетной ролью (возможно, это Адам и Ева после Грехопадения).
Спустя столетие К. Ридольфи уверял (1648), что Джорджоне был внебрачным сыном одного из членов семьи венецианских патрициев Барбарелли. Смерть застигла Джорджоне в расцвете таланте. В те времена художники брали в качестве основы для картины преимущественно деревянные доски (холст стали широко использовать лишь с XVII века). Будучи совсем юным Джорджоне прибыл в Венецию. Работой Тициана в настоящее время считается и так называемый «Сельский концерт» (Париж, Лувр), поскольку полотно роскошно по цвету, в образах больше конкретности, а природа пышнее и богаче, чем это обычно бывает у Джорджоне. «Грозу» нередко называют первым пейзажем в истории европейской живописи, что не совсем точно, так как пейзажные панорамы с небольшими человеческими фигурами писали в это время и нидерландские и немецкие мастера.
История живописи эпохи Возрождения. В исследовательскую и реставрационную практику музея внедрены физико-оптические методы, рентгеноструктурный и спектральный анализ (с применением микролазерного анализатора, электродиализа) ингибиторы коррозии металла, полибутилметакрилат, пенопласты, фторопласты и другие синтетические материалы, вакуумная техника, способы определения кислотности гравюр и исторических документов с помощью электродов. Природа и человек предстают в этой картине Джорджоне в идеальном гармоническом равновесии. Все персонажи объединены нестроением лирического созерцания. Voi.
Ирина Артемьева, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства директор центра «Эрмитаж — Италия» и куратор выставки, рассказывая о творчестве Джорджоне, напомнила, что «Гроза» до сих пор считается сдной из самых таинственных работ в творчестве мастера и что эта загадка до сих пор не разгадана. Несмотря на присутствие двух персонажей, пейзаж определенно не является простым фоном. Данная трактовка в полной мере относится и к картине художника «Три возраста жизни».
1998. В 1895 году немецкий учёный Викхоф предположил, что изображённое на картине иллюстрирует «Фиваиду» Стация: царь Адраст в поисках воды встречает королевскую дочь Гипсипилу, скрывающуюся под видом кормилицы в лесу, где она спасает сына короля Ликурга. Вторая встреча в рамках проекта отдела искусства «Краски времени» была посвящена картине Джорджоне «Гроза». В своей лекции старший преподаватель ЛГПУ А. Р. Ломоносов познакомил слушателей с итальянским художником и его великим произведением.
Его волхвы в раннем «Поклонении волхвов» и философы в картине «Три философа» отличаются друг от друга не только по возрасту, но и по своему личному облику. 1969. Все полотно пронизано солнцем и музыкой, особый, поэтический, прекрасный мир. Богиня спит на цветущем лугу, на фоне пейзажа венецианской провинции. Холст. Де Минерби (1939) считал, что на картине изображён миф о Венере и Адонисе.
Очевидна и аллюзия с Девой Марией. 56 Hornig C. Giorgiones Drei Filosophen. Их освещает вспышка молнии.
Красоту и теплоту полуобнаженного тела женщины оттеняет меховая накидка – впоследствии этот прием использует Тициан («Женский портрет», Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж «Венера перед зеркалом», Вашингтон, Национальная галерея). Лучи «икс», пронизывая картину, делают доступными для изучения слои живописи, лежащие наиболее глубоко, — самые старые. Т. 3 Алпатов М. «Венера» Джорджоне.
К сожалению, написанная Джорджоне композиция позднее, видимо, при переводе с дерева на холст была уменьшена в ширину примерно на треть в первоначальном виде, как свидетельствует гравюра Антуанетты Ларшер (1690), фигура героини Джорджоне была более гармонично вписана в пейзажную панораму. Все они испещрены пятнами, штрихами, рябинами-точками. Все же философы при всем индивидуальном различии образов в первую голову воспринимаются не столько как неповторимые, яркие, портретно охарактеризованные индивидуальности или тем более изображение трех возрастов (юноша, зрелый муж и старец), сколько как воплощение различных сторон, различных граней человеческого духа. За четыре с половиной века существования «Юдифь» побывала в разных руках. Ее прекрасное тело поражает необычайной красотой плавных линий.
Микиель назвал картину «пейзажик с грозой, цыганкой и солдатом». По утверждению Вазари, Джорджоне родился в 1478. По словам биографов тех времён: «За яркую победительную внешность и величие духа именно в столице его прозвали Джорджоне, что означает – большой Джорджо». Джорджоне, будучи другом этих любителей искусства имел возможность изучать коллекции гуманистов (известно, что его заказчик Габриэль Вендрамин «имел много чрезвычайно ценных картин кисти превосходных мастеров и много нарисованных от руки карт, античных вещей, много книг, голов, бюстов, ваз, античных медалей»), что, несомненно, отразилось в его творчестве, в особой утонченности и одухотворенности образов, в пристрастии к литературным, светским темам. И тем и другим приходится с величайшей осторожностью снимать исторические напластования.
Неизвестна и его семья. Человек в восточной одежде — это Аверроэс (так называли тогда в Европе арабского философа Ибн Рушда) — комментатор и последователь Аристотеля. Он — городской житель, возможно из того самого города, чьи постройки виднеются вдали. Хартлауб (1925) высказал гипотезу, что в картине дано символическое изображение одного из тайных мистических союзов игравших большую роль в оккультных учениях эпохи Ренессанса, но в другой работе, опубликованной в 1953 году, решил, что это «Рождение Аполлона».
Наиболее убедительна, по общему мнению, гипотеза, высказанная одним итальянским исследователем: тема картины связана с тремя этапами в развитии и становлении средневековой и гуманистической культуры. Джорджоне открыл для итальянского искусства новые аспекты действительности — мир природы и поэтический мир тончайших оттенков чувства. Еще меньше напоминает он сельского пастуха, хотя в руке у него пастушеский посох. Оно оказалось удачным и существует по сей день. И тем не менее, картина «Гроза» глубоко поэтично передает сдержанное волнение человеческой души, пробужденной от своих грез отзвуками далекого грома.
Вып. Juin. Настоящим я даю согласие Государственному бюджетному учреждению культуры «Липецкая областная универсальная научная библиотека» (адрес местонахождения: Российская Федерация, 398050, г. Липецк, ул. М., 1982 (2-е изд. : М., 1996) Санина Т. В. «Юдифь» Джорджоне.
Кажется, что само погодное явление принимает участие в действии. Milano, 1963 Lilli V., Zampetti P. Giorgione. Было ему тогда 33 года. Вообще реставрационные работы, выполненные в Эрмитаже, очень высоко ценятся во всем мире.
Хартлауб (1925) высказал гипотезу, что в картине дано символическое изображение одного из тайных мистических союзов игравших большую роль в оккультных учениях эпохи Ренессанса, но в другой работе, опубликованной в 1953 году, решил, что это «Рождение Аполлона». Mainz, 1971 Pignatti T. Giorgione: Lopera completa. Работа реставраторов живописи напоминает работу археолога. Правда, у «Юдифи» кризисных явлений не было. Выяснилось, что на месте пастуха ранее была написана обнажённая женская фигура. 2000.
Изображенный сюжет на первый взгляд очень прост в правом нижнем углу картины на траве сидит обнаженная молодая женщина и кормит грудью ребенка. В 1504 Туцио потерял сына Маттео, умершего в Равенне. Milano, 1913 Hartlaub G. Giorgiones Geheimnis. della mostra. Теперь я не меньше люблю «Юдифь», я восхищен ею и преклоняюсь перед этим замечательным творением великого мастера.
Их общая толщина достигала полмиллиметра, а иногда и целого миллиметра, а это очень много. Общая направленность творчества Джорджоне определила интимно-лирическую окраску выполненных им портретов (Портрет юноши, Картинная галерея, Берлин-Далем так называемая Лаура, Музей истории искусства, Вена). Италия. СПб., 1997.
Munchen, 1925 Marassi A. Giorgione. Вып. Все сделано безукоризненно, с большим чувством меры. Наоборот, ему отводится главная роль.
В связи с этим говорилось даже, что картины Джорджоне — лишь чистые живописные видения без определенного сюжета (и, кстати, в этой свободе фантазии усматривалось некоторыми исследователями величие Джорджоне и даже его близость современным художникам). Кто он такой. Загадочность этой картины начинается уже с ее названия.
2 Лаврова Н. Юдифь: О некоторых особенностях композиции шедевра Эрмитажа // Новый мир искусства. На наружной стене собора укреплена его надгробная плита. Спящая, она всем своим существом связана с окружающей ее природой. Все в этом предгрозовом пейзаже неустойчиво, подвижно изменчиво.
Вазари в своих Жизнеописаниях итальянских художников также сообщает, что в Венеции Джорджоне открыл собственную мастерскую, пригласив в качестве помощников совсем юных Тициана и Себастьяно Лучани (Себастьяно дель Пьомбо). Иногда философов Джорджоне отождествляют с персонажами античной литературы. Milano, 1978 Water A. Giorgione. Он полон такой эмоциональности, что мир природы предстает у Джорджоне как стихия одушевленная. Одной из последних картин Джорджоне является «Сельский концерт» (ок.
Некоторые исследователи отождествляют ее персонажей с тремя волхвами, наблюдающими Вифлеемскую звезду, ссылаясь на то, что старший философ держит в руках астрологическую таблицу, а младший, в руках которого применявшиеся при астрономических наблюдениях циркуль и угольник, с легкой улыбкой всматривается в темноту грота (возможно, Вифлеемской пещеры). 1505—1506, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Только спустя почти двадцать лет после смерти Джорджоне, около 1530 пода, картина была названа венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем, собиравшим материал для жизнеописания художников, «Пейзажем на холсте с бурей, цыганкой и солдатом руки Джорджоне из Кастельфранко: А название «Гроза» или «Буря» появилось у этой работы лишь в XIX веке.
«Раскопки» на холсте, проведенные Маловой, подтвердили выводы, которые были сделаны при предварительных комплексных исследованиях картины. Dresden, 1979 Cioci E La Tempesta interpretata dieci anni dopo. Георгием, либо св. Вып.
Giorgione lenigme et la couleur // LOeil. Milano, 1955 Zampetti P. Giorgione e i Giorgioneschi: Cat. ст. Персонажи картины — и старец с астрологической таблицей (астрология тогда отнюдь не считалась лженаукой) и предпочитающий размышление восточный философ и юноша с угломерными инструментами в руках равно представляли величайшую из наук — философию.
Вот таким образом работники музеев «переводили» картины, паписанные на дереве, на холст. При этом на фотопленке фиксируются и древние кракелюры — трещины в красочном слое.
Среди нескольких портретов, относимых к мастерской Джорджоне, наиболее высоким качеством отличается «Портрет молодого человека» (возможно, поэта Антонио Броккардо) из музея в Будапеште. Значительное число мастеров живописи, подражали творческой концепции и стилю Джорджоне, в их числе, Лоренцо Лотто, Пальма Старший, Джованни Кариани, Парис Бордоне, Коллеоне, Дзанки, Порденоне, Джирол Пеннаки, Рокко Марконе и другие, картины которых иногда атрибутировали как работы Джорджоне. Белоусова считала, что сюжет картины связан с «Фьезоланскими нимфами» Боккаччо. Сделаем небольшое отступление и объясним термин «переводная». Тогда, по его свидетельству, у ног Венеры сидел маленький Купидон с птичкой в руке.
Венецианская живопись начала 16 века носила откровенно светский характер. Полотно не подновлено, каждый видит, что картина старая. В 1939 году была сделана и опубликована рентгенограмма картины. Его полуторачасовые лекции проходят как один миг. Аудитория, которая состоит из студентов, специалистов и просто любителей живописи, внимательно следит за каждым словом лектора. Фотоаппарат, оказывается, часто видит совсем не так и не то, что видит человеческий глаз.
Картина эта не фигурирует в документах XVI века и авторство Джорджоне (оспариваемое некоторыми современным исследователями) установлено лишь на основании ее стиля. Видно, что в них происходит активное передвижение воздушных масс, они буквально бурлят. Giorgione Maler als Dichter. По-видимому, почти одновременно с Мадонной Кастельфранко была написана Юдифь (ок. Его свободный легкий мазок и мастерское владение цветом сделались отличительными признаками венецианского искусства.
Джорджоне владеет тончайшей и необыкновенно богатой палитрой. Период творческой зрелости Джорджоне характеризует его первая бесспорная и достаточно точно датируемая работа — алтарный образ Мадонна Кастельфранко (1504—1505, Кастельфранко, собор Сан Либерале). По виду росписи напоминают интарсии и считаются одной из ранних работ Джорджоне.
Богатейший материал дала научная фотография. В конце концов кристаллики солей раскалывают камень, превращают его в щебень. Старец — олицетворение схоластической науки, метафизики, отрицающей доводы разума и знания (он стоит на нижней ступени, так как схоластика считалась в эпоху Возрождения нижней ступенью науки). Так сложилась и судьба Джорджоне, хотя вряд ли найдется теперь любитель искусств, кому было бы незнакомо это имя, которое символизирует для нас эпоху Возрождения так же, как и имена Леонардо, Рафаэля, Микеланджело и Тициана. Вазари туманно упоминает, что он был «самого низкого происхождения». Его тело было привезено в Кастельфранко.
Джорджоне, будучи другом этих любителей искусства имел возможность изучать коллекции гуманистов (известно, что его заказчик Габриэль Вендрамин «имел много чрезвычайно ценных картин кисти превосходных мастеров и много нарисованных от руки карт, античных вещей, много книг, голов, бюстов, ваз, античных медалей»), что, несомненно, отразилось в его творчестве, в особой утонченности и одухотворенности образов, в пристрастии к литературным, светским темам. Все обошлось благополучно. Я считал его самой поэтической работой Джорджоне.
Несмотря на преобладание темных красок, в картине нет зловещности или тревожности. Размер работы мастера 124 x 145 см, дерево, масло. Прикосновения Джорджоне к самой сущности женственности, сделало «Спящую Венеру» великолепным образом для всех поколений художников.
4 Шауб И. Ю. Языческие истоки сюжета картины Джорджоне «Юдифь» // Итальянский сборник. «Досье» картины — огромные папки, заполненные снимками. Milano, 1955 Della Pergola P. Giorgione. Рентгенограмма картины «Три философа» показала, что первоначально Джорджоне задумал ее как изображение трех евангельских волхвов, пришедших к младенцу Христу. Milano, 1942 Fiocco G. Giorgione.
Совсем немногие произведения пользуются таким вниманием. Собственно именно в живописи Венеции наиболее ярко проявились новые гуманистические идеи. 5 Смирнова И. А. Джорджоне. Последний, по-видимому, самый плодотворный период творчества Джорджоне (1507—1510) представлен сюжетными композициями и портретами. За ее сомкнутыми веками затаился прекрасный и божественный мир.
Venezia, 1955 Volpe C. Giorgione. Возрождение. Очевидно, «Мадонна» Джорджоне не была обычной алтарной картиной, а представляла собой своеобразный надгробный памятник: у подножия трона Марии изображен деревянный саркофаг с гербом заказчика на передней стенке.
Персонажи Джорджоне предстают перед нами на скалистой, поднимающейся несколькими ступенями площадке в тихий предвечерний час, а возможно и ранним утром — бледно-голубое, покрытое легкими лиловыми облачками небо у горизонта окрашено в красноватые тона заката (или рассвета) легкий туман окутывает простирающуюся внизу зеленую долину и очертания синеющих на горизонте гор. 559. Это был женский силуэт, который подобен нежной тени. Сделанное же Маловой ярко выделяется даже на этом фоне. Многие из этих патрициев являлись членами «Академии», группировавшейся вокруг Альда Мануция — знаменитого книгоиздателя и гуманиста.
Слева стоит молодой человек с посохом и задумчиво смотрит кдоа-то в сторону. Английский поэт-романтик Байрон, сам тогда не имевший собственной семьи, видел в сюжете «Грозы» семью художника которой у Джорджоне не было. 4 Дзери Ф. Джорджоне: «Гроза». В ее лице сквозит полное спокойствие и умиротворение, которое дарит радость материнства. Картина изображает идиллический сельский пейзаж с рекой, деревьями и руинами. Не установлено его происхождение. Черты ее лица напоминают черты лица старухи, которая держит в руке свиток с надписью «Col tempo» («С течением времени»).
Крупнейший русский знаток творчества Джорджоне Н. А. Черты, свойственные венецианской школе живописи, воплощены в творчестве Джорджоне. Ридольфи писал, что Джорджоне «был первым, кто показал дорогу живописи и сочетанием своих красок с легкостью приблизился к изображению натуры». А свет молнии словно усиливает ощущение неизвестности и тайны. Результатом этого вызова стала работа художника «Юдифь», чьи неотразимые глаза неспроста опущены к полу. Настоящее имя художника – Джорджо, но обычно его называли по прозвищу Джорджоне (большой Джорджо из-за крупного телосложения). До настоящего времени не существует однозначной интерпретации этой картины.
После этого двое исследователей (Фьокко, 1948 Гилберт, 1952) решили, что у картины и вовсе нет сюжета, но изображён просто идиллический пейзаж. В результате трепетная живопись потеряла объемность, глубину, стала плоской.
В чем дело. Арнальдо Ферригуто в своей монографии о Джорджоне изданной в 1933 году интерпретировал сюжет в духе учений венецианских гуманистов XV – XVI веков о философии Аристотеля и считал, что в «Буре» изображено аристотелевское представление о четырёх стихиях: земле, воздухе, воде и огне, т. е. Джорджоне писал «Юдифь» на дереве. Окружение Джорджоне составляла патрицианская утонченная культурная среда. В большом зале этого дома располагается монохромный фресковый фриз. Десятки раз фотографировали «Юдифь» в отраженной ультрафиолетовой люминесценции, в инфракрасных лучах, при просвечивании рентгеном.
Джорджоне Картины и биография Джорджоне Джорджоне (Giorgione собственно Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, Barbarelli da Castelfranco) (1476 или 1477–1510) итальянский художник, один из основоположников искусства Высокого Возрождения, славился также как искусный певец и музыкант. К этому времени относят «Трех философов» (Вена, Художественно-исторический музей). Действительно, сложно догадаться, какой смысл заложен автором в сюжет. Крупнейший русский знаток творчества Джорджоне Н. А. Это очень редкий случай в живописи эпохи Возрождения.
Круг заказчиков его станковых картин хорошо изучен и достаточно специфичен — это молодые венецианские патриции, близкие к «Академии Альдина» — объединению венецианских гуманистов, знатоков античности, ренессансной литературы, философии, связанных с деятельностью крупнейшего итальянского книгоиздателя этого времени — венецианца Альдо Мануцио. Очевидно, художник основывался на «Золотой легенде» Якопо да Вораджине. // Итальянский сборник. Ее женская красота кормящей матери ничем не прикрыта, лишь наброшена на плечи небольшая белая накидка из ткани. Плавные очертания ее обнаженного тела находят отклик в очертаниях холмов и складок почвы, теплые, золотистые тона освещенных заходящим солнцем облаков, позолоченная солнечными лучами зонтичная крона небольшого дерева гармонируют с теплыми, золотистыми тонами обнаженного тела и коричневатыми тонами скалы, у подножия которой спит богиня, обратившая к нам свое спокойное, ясное лицо. Т. 2 Белоусова Н. А. Джорджоне: Очерки о творчестве.
Трое других исследователей (Эйслер, 1925 Рихтер, 1937 Морасси, 1942) полагали, что на картине изображён Парис, ребёнком отданный на воспитание пастуху. Некоторые из них неоднократно оказывались в числе произведений то одного, то другого мастера («Концерт», Флоренция, галерея Питти). 82 x 73 см. Переселение древних камней из земли в самые благоприятные музейные условия, как правило, влечет за собой тяжелое «заболевание» экспонатов. Все эти разнородные элементы образуют своеобразное, несколько загадочное целое. Нэнси Томсон де Груммонд (1972) трактовала картину как «Легенду о св.
дано живописное выражение элементов из которых состоит каждое субастральное тело. М., 2001 Сонина Т. В. «Гроза» Джорджоне – поэтическая трансформация мифа // Итальянский сборник. На ней изображен воин в берете, у его ног лежат два шлема.
Многие сердца покорила «страшная сила» красоты Венеры. М., 1962 Дьяков Л. Три шедевра Джорджоне. Сведения о Джорджоне очень скудны. В «Концерте» Джорджоне воспроизводит жанровую сцену, взятую из жизни, делая тем самым шаг к непосредственному — хотя и опоэтизированному — отражению действительности. По неизвестной причине Джорджоне не дал имени своему творению, вот таким образом оно также известно как «Буря».
Теплые золотистые, зеленые, коричневые тона подобраны с необычайным мастерством. Каждый видевший замечательное произведение Джорджоне с трудом узнал бы «Юдифь» на этих фотографиях.
Как воплощение гармонии природы предстает богиня любви и красоты в самой известной из дошедших до нас работ Джорджоне — Спящей Венере (ок. Он умер, не успев осуществить многое из того, что задумывалось, мечталось, угадывалось. Вот древнеегипетские и ассирийские скульптуры и рельефы.
Несмотря на скоротечность жизни Джорджоне, у него было много учеников, впоследствии известных и знаменитых художников, Себастьяно дель Пьомбо, Джованни да Удине, Франсиско Торбидо (Иль Моро) и, конечно, Тициано Веччелио. При съемках через сильно увеличивающий объектив получаются макрофотографии, на которых специалисту нетрудно выявить «почерк» художника, то есть манеру наложения красок, направление движения кисти. Ярким примером такой нарисованной музыки является последняя дошедшая до нас картина Джорджоне «Сельский концерт». Однако она держала меня в постоянной тревоге: не случится ли что-нибудь неожиданное.
«Гроза», по существу, первый настоящий пейзаж в итальянском искусстве, который и без героев не утрачивает эмоциональной содержательности и силы. Другие произведения Джорджоне: «Мадонна с Младенцем» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Мадонна скнигой» (Оксфорд, Музей Ашмолеан), «Св. Великолепное «Поклонение пастухов» (Вашингтон, Национальная галерея), которое относят к началу первого десятилетия XVI в., – свидетельство очень быстро растущего мастерства Джорджоне. Воплощенная мечта художника – счастливые люди на фоне прекрасной природы.
Творчество Джорджоне неотделимо от венецианского гуманизма XVI века. Кроме того, «Гроза» Джорджоне стала продолжением серии «Шедевры музеев мира в Эрмитаже» Но эту картину можно вполне обоснованно назвать шедевром из шедевров: по оценке специалистов, картина входит в десятку лучших живописных произведений мира.