Свет и цвет впервые стали для него средством эмоционального воздействия. Раздались голоса недовольных: Кто принес такую грамоту, кто, откуда. В 1785 году за программу «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» молодой художник получает малую золотую медаль (большая в том году не присуждалась) и право на пенсионерскую поездку в Рим, где копирует античные статуи, Веронезе и Гвидо Рени – «колориста» и «пластика», чтобы усвоить и то и другое качество. Еще раньше для Александро-Невской лавры он написал большое панно «Торжественный въезд Александра Невского в Псков (1793, ГРМ).
По окончании академического курса в 1785 г., с малою золотою медалью, полученною за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785), Угрюмов в 1787 г. отправился на казенный счёт в чужие края для своего усовершенствования и, пробыв четыре года в Риме, где копировал античные статуи, Веронезе и Гвидо Рени. Родился в Москве. Но им создаются эскизы, в которых появляется нечто новое. В 1793 г. по заказу Екатерины II он создал большое историческое полотно Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями.
Учился в Академии художеств (1770-1785) у И. А. Самые знаменитые его картины: «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство» и «Взятие Казани войсками Ивана Грозного», написанные для Михайловского замка по заказу императора ПавлаI и картина «Торжественный въезд Святого Александра Невского во Псков» – это полотно ему заказала императрица ЕкатеринаII – находящаяся в Александро-Невской лавре. Они должны были изображать выдающиеся события русской истории.
В 1820 году Угрюмов стал ректором класса исторической живописи. Егоров, ОА. Наиболее экспрессивная, наиболее лосенковская по духу картина Угрюмова – «Испытание силы Яна Усмаря» (17961797) или «В присутствии великого князя Владимира Российский воин сын кожевника оказывает силу свою над разъяренным быком». Загорелое скуластое лицо обрамлено длинными рыжеватыми волосами и пушистой бородой.
Первым дает задания на смешанные техники (сангина и уголь). Один из крупнейших представителей классицизма. Соколова, Г. И.
Какая торжественность в Священном избрании младого Михаила.
Эскиз по заслугам был высоко оценен современниками. Левицкого. В 1796 году Угрюмов пишет заданную Академией программную работу на звание академика. Заострив внимание зрителя на Пожарском, Угрюмов не забывает и других защитников родины. Картина «Торжественный въезд в Псков Александра Невского после одержанной им над немцами победы» писалась Угрюмовым для Александро-Невской лавры и была помещена в ее Троицком соборе вместе с другой его картиной – «Вознесение». Иван Урванов, тогдашний теоретик искусства, советовал иногда «позаимствовать от простых действий человеческих, которые суть натуральнее ибо в них ничего выученного не бывает».
Среди этих работ картины «Детские вакханалии» и «Смерть Лукреции» (1783 г. ). Ранее написанный эскиз «Избрания» (Третьяковская галерея) приятнее по колориту, чем сама картина. Пособий для написания картин на исторические темы не существовало. Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани войсками Ивана Грозного» (1797—1799) и «Призвание Михаила Феодоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793). Современники считали, что «он ввел образ рисования более решительный, более свободный и более полезный для художника» и это, по-видимому, верно.
В колорите превалируют «рубенсовские» теплые тона, типичные для академической живописи, но здесь они применены более осмысленно, в соответствии с сюжетом. Вероятно, Угрюмов как депутат работал в одной из этих комиссий.
Таким образом семья Угрюмовых оказалась в Петербурге и осталась здесь на постоянное жительство. В преподавании живописи Угрюмов так же ввел изменения. В живописном отношении этот портрет приближается к большим картинам 90-х годов – времени наибольшего расцвета творчества Угрюмова.
Помимо исторической живописи, Угрюмов создал и галерею портретных образов. Рисунок самого Угрюмова отличался высоким мастерством. Картина построена по правилам академической классической композиции. Одной из главных заслуг было изменение системы преподавания рисунка.
Композиция, конечно, довольно условна, но все же достаточно едина, цельна. После этого произошла схватка между печенежским богатырем и Яном Усмарем. По возвращении в Петербург (1790) Угрюмов становится преподавателем класса исторической живописи и исполнителем заказов их императорских величеств — Екатерины II, затем Павла I: Торжественный въезд Александра Невского в город Псков (1793), Взятие Казани войсками Ивана Грозного (1797—1799), Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года (не позднее 1800). Устрашенные кочевники бежали. Он полон призыва и отваги.
В 1797 году он получает звание академика за картину «Испытание силы Яна Усмаря», в 1800 – должность профессора. Его отец, Иван Михайлович Угрюмов, был купцом-жестянщиком, выходцем из Норской слободы Ярославской губернии. Кожемяку и его отца Владимир сделал знатными людьми. Большой интерес представляет этот эскиз и с живописной стороны. С 1785 по 1790 г. – пенсионер Академии художеств в Италии.
Общий тон эскиза золотистый, горячий в картине живопись суше и холоднее. При его же содействии ученики закреплялись за отдельными профессорами. Развивая идеи Лосенко, он сделал следующий шаг: пошел по пути правдивого показа реальной сцены из русской истории, а не литературного пересказа темы. Его произведения, в свою очередь, могли быть известны ярославским художникам, о чем свидетельствует композиционное сходство и родство деталей портретов мужа и жены Серебряковых (1802, ГТГ) и купца Водовозова (1814, ГРМ) с портретами Астаповых (1827) и Д. Соболева (1834, все в ЯХМ) кисти Н. Д. Мыльникова.
Кипренский, В. К. Козлов, П. И. Прежде всего стали рассуждать о том, выбирать ли из иностранных королевских домов или своего природного русского и порешили литовского и шведского короля и их детей и иных немецких вер и некоторых государств иноязычных не христианской веры греческого закона на Владимирское и Московское государство не избирать и Маринки и сына ее на государство не хотеть, так как польского и немецкого короля видели на себе неправду и крестное преступленье и мирное нарушенье: литовский король Московское государство разорил, а шведский король Великий Новгород взял обманом. В поздние годы Угрюмов не получает заказов и больших полотен вот таким образом он не пишет. Его профессорами были исторические художники Г. И. В следующем за тем году было поручено ему преподавание исторической живописи в Академии.
С. М. Соловьев. Вторжение Наполеона в Россию на время прекратило эту полезную деятельность Общества. Писал также портреты. Эта многофигурная композиция, олицетворяющая апофеоз русского князя и его дружины, выполнена в традициях классицизма. Совет Академии, просмотрев обе копии Угрюмова, пришел к заключению, что «затраты на него не пропали даром».
Соколов и И. А. Затем они были вновь доставлены в Академию. Работа эта заняла более двух лет и результатом ее стали два полотна: Взятие Казани войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года и Избрание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года (1797-99). Героическое начало в эскизе выражено необыкновенно ярко, с большой художественной силой. Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани 2 октября 1552 г. войсками Ивана Грозного» (1797-1799, ГРМ) и «Призвание Михаила Феодоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800, ГРМ), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793).
Воспитательное училище при Императорской Академии художеств. Он сделал копию с картины Веронезе «Похищение Европы». На него выпустили разъяренного быка. Был принят в 1770г.
Одним из ее достоинств было стремление художника к исторической достоверности: кольчуги, латы воинов и одежды псковских жителей переданы с убедительной точностьюК национальной патриотической тематике обратился Угрюмов и в другой своей картине – Испытание силы Яна Усмаря (1796-97). Угрюмов был выдающимся педагогом. Прежде всего он открыл Рисовальное училище для вольноприходящих (1798). Он пишет главным образом купцов, как, например, Серебрякова и его жену (1813, Третьяковская галерея), Устинова, Мартына Глухова, Харичкина, Хворинова (местонахождение этих портретов неизвестно), Водовозова (1814, Третьяковская галерея) и др.
Угрюмов в своем портрете придает сравнительно небольшое значение цвету. На первый план выдвигалась «чувствительность» сцены. Картина предназначалась для Александро-Невской лавры и более ста лет находилась в Троицком соборе лавры (ныне в ГРМ).
Пройдя училище и Академию, талантливый юноша за свою выпускную и написанную рукой мастера картину Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне (1785) получает большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку в Италию. В картине «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями» (1793) сами неточности и даже странности в изображении, скажем, псковского кремля свидетельствуют о том, что художник прилежно пользовался источниками, которые в то время считались достоверными. войсками Ивана Грозного» (1797—1799, ГРМ) и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800, ГРМ), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793).
Возвратился в Санкт-Петербург в 1790г. Его поощряли монархи – ЕкатеринаII, ПавелI и АлександрI. Свобода исполнения являлась результатом не одной только выучки, но таланта автора. Угрюмов же, напротив, стал действительно живым звеном передачи традиции.
Они также говорят о тесных связях художника с купеческой средой, с отцом, продолжавшим активную деятельность до последних лет (он пережил сына на 1, 5 года), а их образная система явно наводит на мысль об использовании автором провинциальной художественной традиции. Главные фигуры выделены при этом светом и более ярким цветом. Владимир приказал испытать юношу. Работа эта заняла более двух лет и результатом ее стали два полотна: Взятие Казани войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года и Избрание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года (1797-99). В начале 1780-х годов он – среди самых способных учеников Академии. Но не все действующие лица картины охарактеризованы так отвлеченно, как Александр.
Тонко и гармонично проведено сочетание рыжеватых и золотистых оттенков в лице. Несколько особняком стоят в творчестве Угрюмова портреты.
В следующем за тем году было поручено ему преподавание исторической живописи в Академии. Напыщенная театрализованность, условность сцен оставляет их далекими от подлинной историчности. В 1794 получил звание «назначенного» в академики, а через год приступил к разработке программы на тему «Испытание силы Яна Усмаря» (1796, ГРМ). Его престарелый отец пережил сына на полтора года. Картина предназначалась для Александро-Невской лавры и более ста лет находилась в Троицком соборе лавры (ныне в ГРМ). В их глазах он был «отцом исторической живописи», едва ли не создателем этого жанра и слава его затмила славу Лосенко.
Угрюмов стал реформатором всей педагогической системы в Академии художеств. Портреты Серебрякова и его жены передают типы чисто русских людей.
Меч, лежащий между ними, как бы закрепляет эту связь. В этой работе нет налета сентиментализма, характерного для произведений Угрюмова 90-х годов. Художник не остается в стороне от героического стиля позднего классицизма.
За эту картину в 1797 Угрюмов получил звание академика. Среди его учеников – А. Е. Русская историческая наука делала в то время свои первые шаги. Произведения Угрюмова, при всей их театральности и композиционной условности, свойственной исторической живописи классицизма, присуще тяготение к темам национальной истории, к героической взволнованности образов (Избрание Михаила Фёдоровича на царство, Взятие Казани – оба 1800, ГРМ).
В 1785 Угрюмов получил малую золотую медаль за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (ГРМ) и аттестат первой степени со шпагой (т. е. Он писал иконы для Казанского собора и для собора в Одессе. Провозгласивши царем шестнадцатилетнего Михаила Федоровича Романова, собор назначил ехать к нему в челобитчиках: Феодориту, архиепископу рязанскому, троим архимандритам – чудовскому, новоспасскому и симоновскому, троицкому келарю Аврамию Палицыну, троим протопопам, боярам – Федору Ивановичу Шереметеву, родственнику молодого царя и князю Владимиру Ивановичу Бехтеярову-Ростовскому, окольничему Федору Головину с стольниками, стряпчими, приказными людьми, жильцами и выборными людьми из городов.
– спросил его князь Дмитрий Михайлович Пожарский. «Какое выражение силы в Печенежском единоборце. Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св. Им написаны портреты лейб-медика И. К. Каменецкого (1810-е), купца А. И. Серебрякова и его жены (оба 1813), купца И. В. Водовозова (1814) и др. В продолжение своей деятельности пользовался в России громкою известностью и благоволением императрицы Екатерины II и императоров Павла I и Александра I по их заказам исполнял часто большие и многосложные картины для важнейших из строившихся тогда зданий, каковы Троицкий собор Александро-Невской лавры, Михайловский замок и Казанский собор в Санкт-Петербурге, собор в Одессе и пр. Под его руководством хотел заниматься Карл Брюллов.
Прогрессивность системы обучения, введенной Угрюмовым, сказалась в творчестве его учеников, прославленных живописцев и рисовальщиков: А. И. Иванова, В. К. Шебуева, А. Е. Егорова (прозванного за мастерство рисунка «русским Рафаэлем») и особенно О. А. Кипренского. Учился в петербургской АХ (1770-85) преподавал там же (с 1791 ректор с 1820), среди учеников – А. Е. Егоров, В. К. Шебуев, А. И. Иванов, О. А. Кипренский. Главным наставником его был Д. Левицкий.
Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани 2 октября 1552 г. войсками Ивана Грозного» (1797—1799, ГРМ) и «Призвание Михаила Феодоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800, ГРМ), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793). За программную картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» получил золотую медаль и четыре года прожил в Италии как пенсионер академии. Он вел занятия поочередно с И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым и др. Но смысла, по-видимому и не следует искать: появление этих персонажей – результат несколько наивной попытки сделать изображение более «жизненным».
Возвратился в Санкт-Петербург в 1790г. В передаче этого сюжета Угрюмов исходил из официальной (абсолютно неверной) трактовки историками того времени этого события: якобы Михаил, поняв тяжелое положение, в котором находилась Россия, лишь уступает просьбам народа. Угрюмов многое сделал для развития русского рисунка. Пятнадцать лет он провел в Академии художеств как ученик. Угрюмова же увлекали, кроме того, старые мастера, по преимуществу колористы XVI века.
Они должны были изображать выдающиеся события русской истории.
Заседания Комиссии проходили сначала в Москве (июль-декабрь 1767), затем в Петербурге, куда переехал двор. По окончании академического курса в 1785г., с малою золотою медалью, полученною за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785), Угрюмов в 1787г. Аллегории, религиозная тематика и собственно исторические композиции – все это входило в компетенцию исторического живописца. О природном царе Михаиле Федоровиче, – отвечал атаман.
Стоящие рядом женщины не могут остановить его порыв. Помимо славы картины принесли ее автору звания адъюнкт-профессора (1798), затем профессора исторической живописи (1800), членство в академическом совете (1803) и прибавку к жалованию. Основное внимание Академии обращалось на класс исторической живописи.
Косматые брови по-совиному сходятся у переносицы. Несколько иначе, с большей свободой написан Угрюмовым «Портрет неизвестного» (Русский музей). Встал первоочередной важности вопрос: куда вывезти художественные сокровища Петербурга. Акимов. Он одинаково виртуозно владел всеми его техниками и материалами.
Какое достоинство в Победителе Казани. Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани 2 октября 1552 г. войсками Ивана Грозного» (1797—1799, ГРМ) и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800, ГРМ), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793). За эту картину Угрюмов был удостоен звания академика. Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св.
Был принят в 1770 г. Воспитательное училище при Императорской Академии художеств. Его эскиз «Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества» (нач. Имеются сведения, что он пользовался советами знаменитого Д. Г.
Работал в жанре монументальной исторической картины, отличающейся патриотическим пафосом и приподнятостью (Избрание Михаила Федоровича на царство Взятие Казани, обе – 1800, ГРМ).
Воин справа, у самого среза картины, облачен в римские доспехи и шлем со змеей. В этом своеобразие его исторической роли и в этом ее значение. Как и все ведущие художники своей эпохи, У. писал картины на религиозную тематику, образа для храмов, например, «Архистратиг Михаил», «Архангел Гавриил», «Архидиакон Филипп» из Казанского собора в Петербурге (1810, ныне ГРМ). «Отступление Сигизмунда дало досуг заняться избранием царя всею землею.
Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св. В 1794 году Угрюмов написал картину «Испытание силы Яна Усмаря» и был признан за нее академиком. Для доказательства он должен был остановить на бегу разъяренного быка. Фигура неизвестного мягко выступает на темном фоне.
За эту картину Григорий Иванович в 1797 был признан академиком. Единство устремлений связывает обе фигуры. Угрюмов тщательно подготавливался к написанию программы, сам подыскивал натурщика для фигуры Усмаря и в конце концов выбрал некоего татарина Юзея, обладавшего удивительной мускулатурой. С этого времени портрет начинает сильно интересовать Угрюмова. Там, делая рисунки с античной скульптуры и живописных полотен эпохи Возрождения (в частности, с картины П. Веронезе Похищение Европы), художник добился значительных успехов. Вскоре после возвращения на родину, в 1791 г., Угрюмов был назначен преподавателем класса исторической живописи АХ.
Эта работа, а также копия с картины Гвидо Рени «Беседа преподобного Антония Египетского и Павла Фивейского» доставили ему большие похвалы как в Риме, так и на родине. Главным наставником его был Д. Левицкий.
Учился будущий художник у Д. Г. Левицкого и И. А. Акимова. Интерес к истории российского государства не ограничился одной программной картиной. Единственным украшением служит тяжелый щит, висящий на стене.
Фигура его особо выделена среди других членов посольства. Мастер портрета и рисунка. Угрюмов Григорий Иванович был одним из первых российских художников исторического жанра.
Живописна красочная гамма эскиза, построенная на сочетании рыжеватых и голубоватых тонов. Как педагог и как рисовальщик он обращает внимание на выразительную, живописную роль светотени. Этот юноша скорее напоминает святого изображавшегося на русских иконах. Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св. Ровное, уверенное продвижение по службе.
Серебрякова художник мастерски передает жизненный облик русского купца того времени. Тема была выбрана из далекого прошлого русской истории: «Испытание князем Владимиром силы русского богатыря Яна Усмаря перед поединком его с печенежским богатырем». Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св. Разработка всех деталей не нарушает, однако, живописной целостности портрета, убедительного своей жизненной правдой. Но Угрюмов не наделил его и чертами какого-нибудь классического героя древности. Шебуев. Советует Урванов также наблюдать за телодвижениями людей в «мыльнях», так как «они самою натурою производимы и таковыми иногда бывают, каковые даже искусному художнику редко на мысль притти могут». Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани 2 октября 1552г.
Копирование антиков считалось единственным путем к постижению «идеально-прекрасного». Самая обыкновенная поза его показывает уже довольно резкий отход от правил «представительности», считавшихся необходимыми при изображении дворянства и придворных «персон» ХVIII века. Более того, он помещает слева совсем уж «неканоническую» группу персонажей: старуху с ребенком на руках, девушку и женщину в венце. Особо отмечает художник глаза купца, его спокойную уверенность в себе.
Владимир и его дружина победили в этом бою. Русский сдавил печенега и ударил его, мертвого, о землю. Посланные им в Петербург копии с картин П. Веронезе и Г. Рени были приняты по достоинству. Но сделаться им было нелегко.
Картина «Испытание силы Яна Усмаря» находится в Русском музее. Угрюмов учился в классе исторической живописи. 21 апреля 1770 года он определил сына в воспитательное училище при Академии художеств. Первым в Академии он дает задания на белой бумаге (а не на тонированной), на которой строение объема выглядит конкретнее и яснее.
Но русский схватил печенега, удушил его могучими руками и мертвого бросил «о землю». В портрете А. И. Акимова, П. И. Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св.
Пенсионер АХ в Риме (1787-90). Выполнил ряд икон для Казанского собора. С 1791 года преподавал в Академии художеств в классе исторической живописи. Угрюмов Григорий Иванович (1764-1823), русский художник.
Умер Угрюмов на высшем посту, доступном художнику, – ректора Академии. Поза полководца, выражение его лица полны решимости. Расцвет педагогической деятельности Угрюмова совпал с появлением в его творчестве знаменитых произведений, принесших славу русскому искусству. чин 14 класса и знак дворянского достоинства). Действие развертывается в одной плоскости и лишь группа встречающего духовенства помещена в глубине картины. Став знаменитым после «Усмаря», он, по заказу Павла I, для Михайловского замка пишет две огромные композиции: «Взятие Казани Иваном Грозным» и «Призвание Михаила Романова на царство» (обе 1800, ГРМ), высоко оцененные современниками за небывалую доселе достоверность исторических сцен.
Училище находилось под покровительством Петербургской Академии художеств. А после создания картины «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство» современники единодушно признали его достойным наследником великого Лосенко и первейшим среди русских исторических художников живописцем. Слава Угрюмова возрастала. В 1797 г. получил звание академика за картину Испытание силы Якова Усмаря (ГРМ). Пафос «Усмаря» усиливается горячей живописностью произведения, его насыщенностью цветом игрой светотени.
Юноша схватил его за бок и вырвал кусок кожи с мясом. Успех этого произведения предопределил дальнейший путь художника. Угрюмов родился в Москве. Козлова.
Им написаны портреты лейб-медика И. К. Каменецкого (1810-е), купца А. И. Серебрякова и его жены (оба 1813), купца И. В. Водовозова (1814) и др. Когда назавтра единоборцы сошлись перед обоими войсками, печенеги смеялись над русскими, так как их воин был невысокого роста, а печенег выглядел настоящим великаном.
Художник, неразрывно связанный с Академией художеств, ее верный сын и честный слуга. Своей простотой и серьезностью эти работы выгодно отличаются от его тяжеловесных исторических композиций. Сходна со знаменитой скульптурной группой и тяжеловатая пластика фигур, в которой нет уже изысканной гибкости персонажей «Александра Невского» или «Призвания на царство».
Методические новшества не могли не сказаться и на обучении основного контингента учащихся. Но пробыл в этой должности он недолго и вскоре умер. Во времена Александра I заказов на исторические картины он больше не получал, но продолжал разрабатывать интересующие его темы из национальной истории в эскизах: например, «Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества» (начало 1800-х, ГТГ). Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани войсками Ивана Грозного» (1797—1799) и «Призвание Михаила Феодоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793). Уменье внимательно изучать натуру выступает здесь с еще большей силой и убедительностью.
Художник правдиво передал образ грубого и упрямого человека. Угрюмов пользовался у современников неограниченным авторитетом. Картины юного художника имели успех и даже продавались на академических аукционах (панно Детские вакханалии, Смерть Лукреции, оба 1783). В 1785 г. Угрюмов получил большую золотую медаль за программную помпозицию Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне (1785) и в качестве пенсионера был отправлен на четыре года в Италию. Похоронен Угрюмов на Смоленском кладбище.
.